Профессиональное развитие педагога в системе дополнительного образования. Личностно-профессиональное развитие педагога дополнительного образования – ключевой ресурс повышения качества дополнительного образования. Рефлексивно-инновационная модель обучения

Е. В. Беленькая

КАРЬЕРНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой управления образованием Педагогического института Южного федерального университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. М. Сухорукова

Статья посвящена осмыслению новых социокультурных условий к подготовке специалистов непрерывного образования. Раскрыта проблема профессионального становления личности как индивидуальной траектории профессионального роста. Автор рассматривает некоторые подходы к процессу развития педагогов, отличает основные направления методической работы, методы кадровой политики.

New sociocultural conditions for training of continuous education specialists are analysed in the article. The problem of a person’s professional formation is revealed as an individual trajectory of vocational growth. The author considers some approaches to teachers’ development process and distinguishes the main directions of methodic work and techniques of personnel policy.

Ученые подчеркивают неравномерность этапов и ступеней профессионального становления личности, обозначая ее как индивидуальную траекторию профессионального роста.

Когда начинается карьера? Однозначного ответа не существует. Одни считают, что карьера начинается с окончанием специализированного образовательного заведения, другие - с началом реальной трудовой деятельности, третьи - с возникновением взаимоотношений с работодателем или получением первой трудовой книжки.

В нашей стране совсем недавно слово «карьера» употреблялось в негативном контексте, «карьеристами» были в нашей литературе отрицательные герои, в то время как на Западе это понятие общеупотребительно (профориентация в США часто называется психологией карьеры).

В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой). При этом карьера представляется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности. Сущностной составляющей понятия «карьера» является продвижение, т. е. движение вперед, и чем стремительнее общее движение, тем опаснее замедление и тем более необходи -мо человеку готовить себя к встрече с будущими событиями. Отсюда формируется понимание карьеры как активного продвижения человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни.

Профессиональное становление тесно связано со становлением личностным. Педагог воспитывает, прежде всего, собственной личностью, ибо, как говорили древние, нельзя дать того, чего не имеешь. Но также важна и технологическая составляющая: если освоить различные педагогические приемы и техники, высвободится место для Творчества. Профессиональное самосовер-

шенствование не отнимает ресурсы (силы и время), а наоборот, обогащает, ведь сколько сил и нервов отнимают поначалу те же проблемы с дисциплиной, с грамотным распределением учебного времени, с организацией собственной методической работы.

Успешная карьера во многом зависит от того, насколько правильно сделал человек свой профессиональный выбор, а вернее, насколько удачным было его профессиональное самоопределение.

Следует различать понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональный выбор». Профессиональный выбор затрагивает лишь ближайшую перспективу, он может быть осуществлен как с учетом, так и без учета определенных последствий принятого решения (Е. И. Головаха). Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов, т. е. сама карьера - это «чередующиеся выборы». Профессионализм педагога - это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образова-тельной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педа-готические средства и приемы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организацией и анализом Ч.

В разных теориях профессионального развития оказываются использованы самые разнообразные подходы к Я-концеп-ции: социологические, структурно-психоаналитические (Симондс), фактор-анали-тические (Дж. Гилфорд: Я-концепция как сумма образцов реагирования), феноменологические (Комб, Нойбауер: Я-концеп-

ция как отношение к себе в аспекте собственной судьбы.

В трудах отечественных ученых: Мара-лова В. Г., Митиной Л. М., Борытко Н. М., Дружилова С. А., Смоловой Л. В., Климова Е. А., Кудрявцева Т. В, Сафина В. Ф., Никова Г. П. - также разрабатываются идеи профессиональной ориентации и психологии труда, генезиса профессиональных интересов, склонностей, намерений, собственно профессионального выбора и дальнейшего профессионального развития

А. К. Маркова выделяет следующие уровни профессионализма4:

Допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором ка -честв настоящего профессионала);

Профессионализм (человек - профессионал, т. е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);

Суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется «акме» - вершина профессиональных достижений);

Непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом либо он делает много «брака» в работе, либо сам деградирует как личность);

Послепрофессионализм (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Цель дополнительного образования -содействие и помощь человеку в овладении способами культурного самоопределения, самореализации и самореабилита-ции, содействие в понимании человеком самого себя. Педагог дополнительного образования - ключевая фигура в становлении юного гражданина, его социализации, развитии творческих способностей, приобщении к миру прекрасного. Поэтому очень важно, чтобы педагог был личностью особенной и неповторимой, обладал высоким профессиональным мастерством.

Одной из главных задач методической работы в Доме детского творчества явля-ется создание условий для постоянного профессионального и творческого роста педагогов в рамках спроектированной системы непрерывного образования и самообразования.

Эта задача реализуется в трех направлениях: обучение (переподготовка и повышение квалификации) в учреждениях дополнительного профессионального образования; обучение внутри учреждения (система семинаров, практикумов, консультаций и т. д.); обучение по индивидуальным планам, проектам.

Анализ методической литературы показывает достаточную разработанность первых двух направлений повышения квалификации. Актуальной в связи с обозначенной ситуацией в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования является проблема организации методической работы по повышению квалификации педагога с целью развития профессионализма и творчества средствами инновационной и экспериментальной работы.

Известно, что образование, получаемое человеком с опорой на собственный профессиональный и личностный опыт, является наиболее эффективной формой повышения квалификации. Использование максимальной индивидуализации процесса повышения квалификации позволяет каждому педагогу корректировать свой уровень профессионального мастерства и творчества в соответствии с собственными достижениями и имеющимися проблемами, дает возможность выйти на разработку либо индивидуальных программ самообразования, либо делать упор на проектных технологиях 2.

В Доме детского творчества апробирована программа профессионального роста педагога. Ее главной целью являлось включение педагога в ситуацию творческого поиска с опорой на имеющиеся знания и опыт.

Методическая работа по реализации программы предусматривает несколько этапов. Первый позволяет педагогу определить актуальную для него проблему, выбрать методы индивидуальной работы по самообразованию. При необходимости формируются творческие группы. На втором этапе необходимо обучить педагогов технологии самообразования. Для этого предусматривается цикл семинарских занятий, дискуссий, деловых игр, конференций, которые проводятся как с коллективом в целом, так и с отдельными группами. На третьем этапе педагогам дается возмож-ность продемонстрировать собственные достижения. Например, выступление на педагогическом совете, презентация проекта перед коллективом, вынесение своего проекта на публичную экспертизу.

Для определения содержания индивидуальной образовательной программы педагогам предлагается следующий алгоритм. Первым шагом становится анализ собственного опыта работы: анализируются аспекты профессиональной деятельности педагога, цели, задачи, применяемые методики, результаты деятельности. На основе проведенного анализа педагог определяет тему самообразования. Далее следует разработка индивидуального пути, который подразумевает работу над методической литературой, посещение занятий коллег, участие в работе практического семинара, другие виды работы.

Таким образом, работа над программой включает тапы постановки проблемы, определения целей и задач, способов решения задач; ресурсное обеспечение, ожидаемые результаты, способы проверки результатов, прогнозируемые «минусы» и меры по их устранению.

Далее следует представление результа-тов работы на заседании МО, методическом совете, педагогическом совете. Это также может быть и творческий отчет на одном из педагогических советов, и интегрированное занятие, и открытое внеклассное мероприятие, и т. д.

Мотивация педагогов к самообразованию, включение их в ситуацию творческого поиска начинается с диагностики профессиональных интересов и профессиональных затруднений. Еще до составления плана индивидуальной работы по теме са-мообразования, теме проекта организуются встречи, обсуждение выбранных проблем. В этой работе активно участвует психолог, передавая педагогам навыки самооценки, диагностики результатов своей деятельности. Следствием такой работы яв-ляется выбор педагогом для себя методов развития профессионализма и творчества. Стоит заметить, что программа может быть как индивидуальной, так и групповой, в зависимости от поставленной цели и задач, объемов работы. Они могут различаться между собой и по длительности, поэтому по выбору педагогов проходят промежуточные представления и обсуждения полученных результатов на методических объединениях, заседаниях творческих групп.

Таким образом, складывается система совместного творчества педагогов, наполненная качественным смыслом. Важно, что методисты Дома детского творчества при организации работы педагогов над созданием программы выступают не в роли контролера, а помогают получать знания самостоятельно, поэтому основными видами деятельности методистов являются: консультирование на любом этапе работы, методическая помощь в организации проектной деятельности, создание условий для промежуточных встреч педагогов, презентаций и плодотворной работы, организация экспертизы для качественной оценки проектов.

На основе анализа теоретических источников мы выявили андрагогические условия обеспечения качества обучения взрослых. Организационно-педагогические условия включают в себя: индивидуальность обучения, гибкость обучения, внутреннюю открытость, компактность и ускоренность обучения, адаптивность. Учебно-методи-

ческие условия предполагают, во-первых, обеспеченность взрослый обучающихся учебно-методическими материалами, во-вторых, авторизованный подход взрослого обучающегося к процессу собственного обучения.

Центральные проблемы психологии обучения взрослых - проблема взрослого человека как субъекта учения, проблема личностно-мотивационных механизмов, определяющих психологические особенности учебной деятельности взрослых. Психологические условия предполагают созда-ние ситуации, в которой у взрослого обучающегося при сравнении поставленных целей и предполагаемых результатов обра-зовательной деятельности возникают внутренние противоречия, как источник развития, которые будут способствовать личностному и профессиональному росту.

Научный анализ процесса обучения взрослого человека как субъекта учения осуществляется на соподчиненных между собой уровнях: личностном, деятельностно-ролевом и процессуальном.

Личностный уровень готовности взрослого слушателя системы постдипломного образования к обеспечению качества собственного обучения характеризуется такими критериями, как наличие мотива обучения, тесно связанного с личностными и профессиональными образовательными потребностями, и наличие острой потребности в получении новых знаний.

Деятельностно-ролевой уровень готовности взрослого слушателя системы постдипломного образования к повышению качества обучения характеризуется критериями следующего типа: способность к самоорганизации процесса обучения, которая включает в себя самостоятельное определение параметров обучения и самообразования; определение цели, поиск необходимых знаний, формирование умений, навыков и качеств; аккумуляцию опыта как источника обучения.

Одним из основных элементов технологии обучения согласно андрагогической

модели является планирование учебного процесса, в котором главную роль играет сам обучающийся, а методист выступает в роли преподавателя и источника обучения.

Педагоги выразили мнение, что уроки психологической культуры, проводимые в учреждении, содействуют сплоченности коллектива, создают условия для становления новых качественных отношений друг с другом. Заседания творческой группы целесообразно проводить по следующей схеме: анализ проведенного урока по ранее проведенной теме; планирование новой темы, обсуждение актуальности темы; «проигрывание» нового занятия. При этом психолог выступает в роли консультанта занятий, а педагоги делятся опытом проведения «уроков психологической культуры», что способствует расширению профессиональных границ педагогов-участников обсуждения.

Проведение занятий предполагает групповую форму работы, с использованием следующих методов: ролевые игры, упражнения, дискуссии, сказки, беседы, анкетирование, эмпирическое обучение, индивидуальное и коллективное рисование.

Применение современных технологий в организации педагогического самообразования приводит к возникновению в образовательном учреждении особого методического пространства, способствующего достижению более высокого качества образования.

Дополнительное образование детей можно рассматривать и как один из видов образования по выбору, как эффективное средство социального, а в последующем, возможно, и профессионального самоопределения учащихся.

Известно, что содержание общего образования детей выстраивается на основе стремления педагогов упорядочить представления учащихся об окружающем мире,

о месте человека в мире вещей, событий, явлений.

вить в своей деятельности удобный для них одушевленный порядок в сложившемся мире вещей, событий, явлений и приспособить или организовать ситуации под свою индивидуальность. В процессе такой свободной деятельности проявляются личностные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определенные морально-нравственные ценности в русле тех или иных культурных традиций. При этом для педагога открывается возможность воздействовать на результаты дополнительного обра-зования обучающихся одновременно по нескольким направлениям: организация социального действия через изменение структуры самодеятельности (например, молодежная организация лидер-центр «Остров Сокровищ» для социально-активных детей, школа «Успех» для старшеклассников), включение новых культурных норм (например, разработка и органичное введение в образовательный процесс уроков психологической культуры личности).

Проблема повышения качества дополнительного образования имеет несколько аспектов, требующих внимания. С одной стороны, необходимо повышение качества педагогической деятельности, что связано с профессиональной компетентностью педагогов, с другой - целенаправленное научно-методическое обеспечение образова-тельного процесса.

Ярким показателем качества дополнительного образования является творческая активность всех субъектов педагогической деятельности (педагогов) и внеучебной деятельности (обучающихся).

В системе дополнительного образова -ния необходимо постоянное обновление

даже таких традиционных форм работы, как праздники знакомств, конкурсные и концертные программы, семейные праздники. Постоянно меняющиеся интересы и рост образовательных потребностей семьи заставляют практически каждого педагога принимать необходимость технологического обеспечения.

В Доме детского творчества Советского района вопросы внедрения педагогических технологий в деятельность творческих объединений в целях духовного развития и социального самоопределения детей рассматривались в течение нескольких лет на методических советах, методических объединениях. В результате отмечено значительное расширение диапазона используемых педагогических технологий, свидетельствующее о повышении профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.

Отмечены положительные тенденции: преобладание технологий на основе личностной ориентации образовательного процесса; использование педагогических технологий, опирающихся на теоретические положения деятельностного, личностноориентированного и культурологического подходов; внедрение технологии разноуровневого обучения; взаимодействие научного консультанта и педагога-практика в описании педагогической технологии.

Разработанная система методической подготовки и профессионального самообразования педагогов позволяет объективно и оперативно оценивать состояние образовательного процесса, его условия и результативность, способствуя профессиональному и личностному росту педагогов в условиях учреждения дополнительного образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Роботова А. С., Леонтьева Т. В., Шапошникова И. Г. и др. Введение в педагогическую деятельность. М.: Академия, 2000. Глава 6.3.

2 Гусева А. С., Иглин В. А., Лытов Б. В. и др. Служебная карьера. М., 1998.

3 Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. М., 1998.

4 Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Росток» город Чебоксары Чувашской Республики Профессиональное развитие педагога дополнительного образования - необходимость сегодняшнего дня


Стратегической целью государственной политики в области образования заявлено повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Для реализации этой цели в качестве одной из приоритетных задач: предлагается «обеспечить качество образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями, включая развитие системы долнительного образования школьников, расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми».


«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием»


Педагог должен обладать определенными знаниями Педагог должен обладать определенными знаниями Общая культура, широкий культурный кругозор.Знание базовой программы по профилю дополнительного образования.Знание педагогических технологий и инноваций.Знание методики воспитания и образования детей и подростков.Знание возрастной психологии.Знание диагностических методик.Знание индивидуальных особенностей учеников


ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛА ОТЛИЧАЕТ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛА ОТЛИЧАЕТ Любовь к детям, открытость к принятию позиции другого (взрослого и ребенка) и вера в силы и возможности учеников Любовь к детям, открытость к принятию позиции другого (взрослого и ребенка) и вера в силы и возможности учеников Интерес к внутреннему миру ребенка Интерес к внутреннему миру ребенка Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения, интересы с интересами своих учеников Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения, интересы с интересами своих учеников Ценность красоты, гармонии - эстетическая направленность Ценность красоты, гармонии - эстетическая направленность Нравственность, чувство моральной ответственности, долга, гражданственность Нравственность, чувство моральной ответственности, долга, гражданственность Позитивная направленность на воспитательную деятельность (единство бучения и воспитания) Позитивная направленность на воспитательную деятельность (единство бучения и воспитания) Творчество в педагогическом процессе Творчество в педагогическом процессе Любовь к своей профессии Любовь к своей профессии Потребность в передаче знаний Потребность в передаче знаний Самовоспитание и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, выявлению и развитию своих способностей и возможностей. Самовоспитание и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, выявлению и развитию своих способностей и возможностей.


Слово «компетентный» происходит от лат. сompetentis – «соответствующий, надлежащий, способный». Профессиональная компетентность это характеристика Слово «компетентный» происходит от лат. сompetentis – «соответствующий, надлежащий, способный». Профессиональная компетентность это характеристика степени соответствия требованиям профессии; выраженная способность применять свои знания и навыки, способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, реализация себя в профессиональном труде. Компетентность интегральная. Важным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого-педагогической компетентности является умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика. Компетентность интегральная характеристика, отражающая деловые и личностные качества специалистов. Это способность успешно действовать, решать задачи определенного рода деятельности на основе знаний, умений, навыков, опыта. Важным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого-педагогической компетентности является умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика. Профессиональная компетентность педагога включает в себя психологопедагогическую компетентность трех составляющих труда учителя: 1)педагогическую деятельность, 2) педагогическое общение, 3) личностное развитие педагога.


Гностические умения: Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования Умение систематически расширять свои знания путем изучения опыта коллег Умение добывать знания из собственной педагогической практики Умение изучать личность каждого ученика и способности для выявления уровня развития Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и соответственно перестраивать свою деятельность. Умение методически анализировать и практически оценивать образовательные программы, пособия, средства обучения и творчески их использовать;


Конструктивные умения: Конструктивные умения:.Выбор оптимальных приемов и способов работы с учениками с учетом общих и частных целей педагогического процесса Отбор и дозировка необходимого материала с учетом уровня развития обучающихся. (образовательная программа) Умение сделать учебный материал доступным для усвоения учеников. Определение способов контроля усвоения материала и уровня Определение способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений. Умение предусмотреть возможные затруднения учеников в тех или иных видах деятельности, выбрать соответственно формы работы. Рациональное распределение различных видов деятельности по времени.


Проектировочные умения: Планирование системы воспитательно-образовательной работы Планирование работы с учениками с учетом результатов диагностики Умение фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом Определение наиболее рациональных видов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками по различным разделам программы обучения по преподаваемому виду деятельности


Коммуникативные умения:. Умение устанавливать и поддерживать контакты с учениками..Умение устанавливать и поддерживать контакты с коллегами..Умение устанавливать и поддерживать контакты с родителями..Умение встать на позицию другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями.Умение строить отношения в педагогическом коллективе, сотрудничать.Умение слушать и слышать другого.Умение оказывать эмоциональную поддержку тому, кто в ней нуждается.Умение предотвращать и разрешать конфликты.


Каковы могут быть результаты самообразования: - повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения учащихся; - разработка новых форм, методов, приемов обучения; - выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий; - разработка и проведение открытых уроков; - создание комплектов педагогических разработок; - обобщение опыта по исследуемой теме;



Профессиональная КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА И ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА

С. А. Исаева, А. В. Зырянова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Статья посвящена проблеме профессионального развития педагогов дополнительного образования в системе повышения квалификации. Актуальность, рассматриваемого вопроса обуславливается характером динамики обновления содержания требований к уровню профессионального развития педагогов

Повышение квалификации является важным компонентом системы профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования. Оно охватывает весь период профессиональной деятельности человека и поэтому является обязательной составляющей системы непрерывного образования.

Изучение традиций и тенденций подготовки педагогов дополнительного образования осуществлялось с учетом основных аспектов развития непрерывного образования взрослых, исторического развития профессии (внешкольник работник, культпросвет работник, руководитель кружка, педагог дополнительного образования].

Важнейшие черты непрерывного образования - опережение, инновационность, самостоятельность, адаптивность, гибкость, мобильность, интегральность, многопрофиль-ность, многоуровневость, междисциплинарность, креативность.

Эти аспекты, характеризующие систему непрерывного образования как универсальный, интегрирующий механизм постоянного общекультурного и профессионального развития, подтверждают целесообразность ее внедрения в систему повышения квалифика-

ции специалистов социально-культурной сферы, в частности педагогов дополнительного образования. Всепроникающий характер системы непрерывного образования способствует профессиональной мобильности человека, развитию у него потребностей в саморегуляции и самоконтроле, актуализации ценности форм и методов организации свободного времени. Тенденции непрерывного образования свидетельствуют о появлении динамично развивающейся системы повышения квалификации педагога дополнительного образования.

Перед системой повышения квалификации педагогов дополнительного образования стоят следующие задачи: стимулировать потребность специалиста в деятельности по потреблению и воспроизводству ценностей актуальной культуры (от культуры труда до художественно-эстетической культуры); вовлекать специалиста в систему социокультурного творчества; развивать профессионально важные качества и свойства личности специалиста; адаптировать человека к профессиональной деятельности; компенсировать дефицит профессиональных знаний, умений и навыков, отсутствие опыта про-

фессиональной деятельности; расширять профессиональные возможности специалиста.

Становление системы повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы происходило в контексте непрерывного образования и под влиянием процессов, происходящих в производственной, политической, экономической, социальной и духовной сферах общества.

Педагоги дополнительного образования, а еще ранее руководители кружков стали правопреемниками специалистов, которых выпускал Институт внешкольного образования, открытый в 1918 году в Петрограде. Реализуя одно из направлений советской идеологии «культура в массы», культпросвет работники взяли на себя функцию организации внешкольных объединений и руководства ими.

Впервые повышение квалификации было включено в систему профессиональной культурно-просветительной подготовки накануне Великой Отечественной войны, когда началась активная переподготовка кадров клубных работников для частей Красной Армии, кораблей и баз Военно-Морского флота. Организацию переподготовки и повышения квалификации осуществляли Ленинградский коммунистический политико-просветительный институт имени Н. К. Крупской, Московская, Ленинградская и Харьковская школы профдвижения, политпросвет школы, Центральный институт повышения квалификации кадров народного образования .

Следующей вехой в процессе становления системы повышения квалификации стала середина XX века, когда расширение сферы деятельности культурно-досуговых учреждений, усложнение форм и содержания социально-культурной деятельности требовали создания системы профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов - организаторов культурно-просветительной работы. Поэтому начинается укрепление позиций повышения квалификации в системе подготовки организаторов культурно-просветительной работы. Ведется активная работа по созданию отраслевых и межотраслевых институтов, факультетов, курсов повышения квалификации в вузах и учреждениях культуры и искусств. В 1962 г. при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств был создан факультет повышения квалификации (ФПК)

на правах курсов повышения квалификации, в 1985 г. Межотраслевой факультет повышения квалификации работников и специалистов культуры (МФПК), в 2004 г. - Факультет дополнительного профессионального образования (ФДПО). Его деятельность заключалась в организации повышения квалификации и переподготовки работников Домов и Дворцов культуры, библиотек различного профиля, руководителей художественных коллективов, специалистов по работе с детьми и подростками.

В общей системе подготовки организаторов культурно-просветительной работы повышение квалификации было направлено на углубление профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств руководящих работников и специалистов; ему же отводилась роль посредника между вузом и общественными организациями, учреждениями культуры.

В этот же период (60-е годы XX века] были сделаны первые попытки реализации программ дополнительного образования для студентов в рамках деятельности Факультетов общественных профессий (ФОП). Уникальность Факультетов общественных профессий, как подчеркивали В. П. Чумаченко и

Н. С. Мазало , заключалась в разностороннем развитии индивидуальных способностей, в расширении кругозора учащихся, повышении их культурного уровня и уровня их успеваемости на основе активной практической работы. Студенты получали дополнительную квалификацию к основному высшему и среднему специальному образованию на отделениях массовиков -затейников, художественного чтения, руководителей театральных, хоровых, хореографических коллективов, агитбригад, фотолюбителей. Е. Е. Витрук, Н. С. Мазало, В. П. Чумаченко и другие исследователи рассматривали Факультеты общественных профессий как мощное средство воспитания и профессиональной адаптации студентов.

Начавшаяся в XX веке реструктуризация социально-культурной сферы и, как следствие, появление новых направлений и форм в деятельности общественных организаций, учреждений культуры и искусств поставили перед профессиональным образованием задачу - обеспечить этот процесс высококвалифицированными кадрами. Встраивание культурно-досуговых учреждений в экономику привело к расширению границ специ-

альности. Как следствие, в 1998 году в системе среднего специального образования появилась новая квалификация: педагог дополнительного образования. Этому предшествовало в 1992 году появление новой должности в культурно-досуговых учреждениях -педагог дополнительного образования.

Высокие требования к уровню профессионализма педагогов дополнительного образования выдвигают на приоритетные позиции в системе повышения квалификации модель развития педагогического творчества.

Ориентация на творческое развитие личности специалиста является отличительной особенностью повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования.

У специалистов дополнительного образования наблюдается недостаточный уровень подготовки по педагогическим специальностям. Поэтому, вопросы педагогического творчества, развития креативности как качества личности и связанного с этим инновационного развития учреждения дополнительного образования детей становятся особенно актуальными.

Анализ практики учреждений дополнительного образования детей Кировской области показал, что в их деятельности не учитываются этапы развития педагогического творчества:

Постановка педагогической проблемы, требующей творческого решения;

Мобилизация необходимых знаний и опыта для постановки гипотезы, для определения путей и способов решения проблемы;

Достижение поставленных задач и обобщение полученных результатов;

Проверка социальной ценности продукта творчества.

В постоянно меняющихся условиях образовательного процесса от педагогического коллектива требуются оптимальные и нестандартные педагогические решения, глубокие и всесторонние знания, их критическая переработка и осмысление, способность к импровизации, к педагогической интуиции, умение видеть «веер вариантов» решения проблем.

Соответственно, в основе модели развития педагогического творчества педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации лежит идея творчества как важнейшая категория педагогической науки. Творчество рассматривается как

активная деятельность педагога и коллектива, направленная на поиски эффективного решения педагогических проблем. В состоянии творческого поиска педагогический коллектив проверяет, исследует и на основе достигнутого предлагает собственный вариант педагогических решений, совершенствует свое профессиональное мастерство.

Основными компонентами модели развития педагогического творчества педагогов дополнительного образования являются: мотивационный, содержательный, организационно-педагогический, технологический, рефлексивный, результативный. Главным интегрирующим механизмом этих компонентов модели является программа дополнительного профессионального образования «Педагогика творчества» .

Программа состоит из нескольких образовательных модулей: «Философия творчества», «Теория творчества», «Педагогика творчества», «Психология творчества» «Методика развития педагогического творчества коллектива» и др. Каждый модуль содержит ключевые понятия, теоретический и практический материал, литературу и вопросы для самоподготовки. Специально для каждого модуля разработан дидактический, информационный материалы. Слушатели могут изучать предложенные модули отдельно или в режиме коллективного субъекта.

Ожидаемым результатом программы дополнительного профессионального образования является динамика развития педагогического творчества согласно следующим уровням:

1. Уровень понимания - педагог понимает цели, проблемы и перспективы своего развития.

2. Уровень подражания - педагог осваивает в системе повышения квалификации современные педагогические технологии, активно их использует в практической репродуктивной деятельности.

3. Уровень построения творческих инноваций - действует формула интеграции, когда сумма слагаемых качественно выше итоговой арифметической суммы:

ах + а2 + аз + ... ап > X ап.

4. Уровень педагогического созидания. На этом уровне создаётся авторская концепция развития педагогического творчества коллектива.

Реализация разработанной модели даёт ный процесс развития педагогической дея-

возможность каждому педагогу дополнитель- тельности и способствовать проникновению

ного образования включаться в инновацион- педагогических идей во все сферы жизни.

Литература

1. Санатулов Ш. З. Подготовка общекультурного развития специалиста в системе повышения квалификации: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 / Санкт-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 1993. - 31 с.

2. Ильин Г. В. Культурно-просветительная работа в СССР накануне Великой Отечественной войны. - М.: МГУКИ, 1985. -С. 38-49.

3. Чумаченко В. П., Мазало Н. С. Факультет общественных профессий (Из опыта работы). - Минск: Урожай, 1967. - 25 с.

4. Исаева С. А. Теоретико-методологические основания модели развития педагогического творчества коллектива учреждения дополнительного образования детей в системе повышения квалификации // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. - №1(3). - С. 74-78.

5. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий,

2000. - С. 486-487.

6. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. - М.: Знание, 1980. - С. 9-10.

7. Шаронин Ю. В. Синергетика в управлении учреждениями образования // Высшее образование. - 1999. - №4. - С. 14-18.

Из опыта работы педагога дополнительного образования

Сидорова Марина Ивановна, педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска", город Орск.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, в которой раскрывается значение повышения компетентности педагога. Материал может быть использован при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях и предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей, учителей.
О значении повышения профессиональной компетентности
педагога дополнительного образования

Учитель – это человек, который учится всю жизнь,
только в этом случае он обретает право учить.
Лизинский В. М.

Чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом «Педагога дополнительного образования», необходимости постоянно повышать свою профессиональную компетентность.
Ответьте на вопрос: «Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь саморазвитием?»
Предполагаемый ответ: Ничто не стоит на месте. Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно и т. д.
Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём саморазвития и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога, в том числе и всех педагогов учреждений дополнительного образования детей.
Педагогическая деятельность предполагает не только знание педагогом своего предмета и владение методикой его преподавания, но и способность ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.
Скажите, пожалуйста: «На каком этапе профессионального роста необходимо повышать свою профессиональную компетентность?
Предполагаемый ответ: Постоянно и т. д.
Потребность в саморазвитии может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли педагога, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
"выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
"адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности);
"зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Давайте с вами рассмотрим формы повышения профессиональной компетентности, формы саморазвития педагога дополнительного образования.
Знакомство будет происходить в форме игры "Цветные вопросы".
Правила игры:

1 Выбираем цвет и отвечаем здесь на все вопросы
2 Выбираем следующий цвет и отвечаем здесь на все вопросы и т. д.
3 Считаем накопленные баллы и в конце игры получаем небольшой приз.

Курсы повышения квалификации (дистанционные и очные), конференции, семинары, вебинары.
О какой форме повышения профессиональной компетенции идёт речь в следующем высказывании?
Использование этих дистанционных и очных форм дает слушателям возможность заниматься самостоятельно в удобное им время, получать дополнительную информацию и общаться с преподавателями и с другими слушателями через электронную почту и через Интернет, так и в живую, участвовать в сетевых дискуссиях, в работе над групповыми проектами.
Предполагаемые ответы: Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, вебинары.

Весьма полезным для педагогов является и то, что в процессе дистанционного обучения они знакомятся с особенностями использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, выступая в качестве обучаемых.
Дистанционные и очные курсы проводятся для педагогов, которые заинтересованы в повышении своей квалификации, в освоении современных методик и интернет-технологий.
При участии в очных курсах повышения квалификации Вы получаете возможность общения с высококвалифицированными специалистами, с коллегами по курсам из других городов и официальное свидетельство.
Главные достоинства такой формы саморазвития:
возможность пройти их в удобное для педагогов время;
возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Аттестация педагогических работников
Эта форма определяет квалификацию педагога, уровень знаний работника, становится проверкой их личностного роста, является экзаменом на компетентность.
О чём говорится в этом определении?
Предполагаемые ответы: Аттестация педагогических работников

Подготовка к этой форме повышения квалификации является трудоёмким и творческим процессом, потому что во время подготовки к нему, педагог анализирует свою деятельность как педагога, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, даёт открытые занятия, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство.
А главное, формирует педагогический мировоззрение, в основе которого - стремление к созданию каждым педагогом своей педагогической системы, понимание целостности педагогического процесса, потребность достичь высокого уровня профессионализма.
Профессиональное развитие педагога - длительный процесс, целью которого является развитие человека как личности, как специалиста и мастера. Без сбора материалов, иллюстрирующих практику, без осмысления собственных действий, анализа их результативности в отношении детей и их успехов, готовности к самокритике и самосовершенствованию работник не может стать настоящим мастером своего дела. Во время аттестации происходит осмысление своего педагогического опыта и вырабатывается своя собственная педагогическая концепция.

Индивидуальная работа по самообразованию

Что может в себя включат индивидуальная работа по самообразованию?
Предполагаемые ответы:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.
На данном этапе развития дополнительного образования требуется введение новых направлений работы с обучающимися, например, научно-техническое.
Что нужно для этого сделать?
Предполагаемые ответы: необходимо самообразование в данном направлении, а именно: изучение и анализ литературы по направлению, создание программы, учёт технических и материальных возможностей и т.д.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя и интеграцию различных направлений.
Ответьте на вопрос: Что бы вы добавили к своему направлению из других сфер? И в каком плане тогда должно идти ваше самообразование?
Предполагаемые ответы:
Вокалисты – Иностранные языки в песнях (подтягивание своего языкового уровня);
Педагоги-организаторы – Интерактивные игры (подтягивание знаний и умений ИКТ для создания интерактивных игр);
Хореографы – создание и шитьё костюмов (изучение истории костюма, умение снятие мерок, расчёт материала для костюмов);
Художники – применение музыкального оформления на занятиях (изучение истории и видов музыки для определённого этапа занятия);
Спортсмены –
Педагоги ЦРР -
Таким образом, каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.

Ведение своего блога или сайта
Ответьте на вопрос: Эта форма повышения своего мастерства является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт
Ответ: – это ведение своего блога или сайта.
Для успешного прохождения аттестации важную роль играют информационные технологии и умение грамотно использовать Интернет-ресурсы. В современных условиях преподаватель обязательно должен применять информационные технологии на своих занятиях. Кроме этого, одним из критериев аттестации является наличие персонального сайта педагога, который является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт.

Сетевые профессиональные сообщества
Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повысились возможности его самообразования.
Какое бы вы дали определение следующей форме повышения своего мастерства - сетевые профессиональные сообщества?
Предполагаемые ответы: Это интернет - ресурсы, созданные для общения педагогов различных регионов нашей страны.
Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании педагога. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обеспечивают доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно создавать сетевое учебное содержание, предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов.
На сегодняшний день существует достаточно много Интернет-ресурсов, созданных непосредственно для обмена передовым педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике, распространения новаторских идей, методов и форм обучения и воспитания. Я поделюсь с Вами наиболее, по-моему, мнению популярные сайты для публикации авторских работ. (раздаются рекомендации по формам повышения квалификации)
Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Таким образом, одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Можно сделать вывод, что педагог 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную(анализирующую) деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Подсчёт баллов и раздача призов (перечень интернет - ресурсов).
Надеюсь, представленный материал будет полезен Вам!
Спасибо за внимание!

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живёт до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, является острейшей потребностью дня.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития.

Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития.

Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается внутренним источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.

Для развертывания процесса саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приёма формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания не высоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своём сознании идеальный образ педагога.

Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом её должен быть самоанализ . Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности педагога называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и др.

Составной частью профессионального саморазвития педагога является его самообразовательная работа. Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий, и др.

Заключительная часть.

3.1. Итог изложения материала лекции.

1. В чем заключаются социальные функции педагога?

2. Какие из профессиональных функций педагога Вы считаете наиболее сложными и почему?

3. Назовите особенности педагогической профессии.

4. Какой законодательно-нормативный акт определяет структуру системы образования в Донецкой Народной Республике?

5. Назовите уровни профессионального образования в ДНР.

6. На что направлена деятельность педагогов дополнительного образования?

7. Определите профессионально значимые качества педагога дополнительного образования.

8. Что лежит в основе профессионального саморазвития педагога дополнительного образования?

3.2. Задание для самостоятельной работы:

Составить опорный конспект по теме;

Ознакомиться с квалификационной характеристикой педагога

дополнительного образования;

Выполнить творческую работу на тему «Почему я выбрал (а) профессию педагога дополнительного образования»;

Заполнить таблицу «Профессиональные обязанности педагога дополнительного образования».

АОС (адрес обратной связи): [email protected]