Социальная психология в действии! Отсутствие эмпатии в отношениях Отсутствие эмпатии признак

Эрика Экардта втянули в позорное преступление: телохранитель фигуристки Тони Хардинг Экардт подстроил нападение бандитов на Нэнси Карриган, главную соперницу Хардинг в борьбе за золотую медаль в женском фигурном катании на Олимпийских играх 1994 года. Во время этого нападения Карриган разбили колено, лишив возможности тренироваться в течение нескольких решающих месяцев. Но когда Экардт увидел по телевизору рыдающую Карриган, его внезапно охватило раскаяние, и он разыскал приятеля, чтобы открыть ему свой секрет; это послужило отправным моментом ряда событий, приведших к аресту нападавших. Такова сила эмпатии.

Однако ее, как правило, катастрофически недостает тем, кто совершает самые низкие преступления. У насильников, лиц, покушающихся на растление малолетних, и многих творящих насилие в семье есть общий психологический дефект: они не способны на эмпатию. Эта неспособность ощущать боль и страдание их жертв позволяет им рассказывать себе небылицы, вдохновляющие их на преступление. У насильников в ходу такие измышления: «Да женщины на самом деле хотят быть изнасилованными» или «Если она и сопротивляется, так просто притворяется недотрогой»; растлители лгут себе так: «Я не причиняю никакого вреда малышке, а просто проявляю любовь» или «Это же просто другая разновидность любви». У родителей, скорых на физическую расправу, наготове такое объяснение: «Это просто чтобы добиться послушания». Все эти варианты самооправданий записаны со слов людей, которых лечили в связи с подобными проблемами. Они говорили это себе, зверски обращаясь со своими жертвами или готовясь к подобному обращению.

Полное «стирание» эмпатии в то время, когда эти люди наносят ущерб жертвам, почти всегда составляет часть некоего эмоционального цикла, который стимулирует их злодеяния. Давайте проследим последовательность эмоциональных процессов, которая типично приводит к половому преступлению, например, к покушению на растление малолетних. Этот цикл начинается с того, что растлитель чувствует себя расстроенным: раздраженным, подавленным, одиноким. Возможно, эти настроения вызваны, скажем, тем, что он увидел по телевизору счастливые пары, а потом ощутил подавленность от своего одиночества. Далее растлитель ищет утешения в излюбленной фантазии, как правило, на тему нежной дружбы с ребенком; эта фантазия приобретает сексуальную окраску и заканчивается мастурбацией. Позже растлитель испытывает временное облегчение от уныния, но это облегчение длится очень недолго; и депрессия и одиночество возвращаются вновь и охватывают его с еще большей силой. Растлитель начинает задумываться о претворении фантазии в жизнь, сочиняя себе оправдание вроде «Я не причиню никакого настоящего вреда, если ребенок не получит физических травм» или «Если малышка и в самом деле не хотела бы заниматься со мной сексом, она могла бы это прекратить».

В этот момент растлитель смотрит на ребенка сквозь призму извращенной фантазии, а вовсе не с состраданием к тому, что живой ребенок испытывал бы в подобной ситуации. Все, что следует далее - начиная с зарождения плана увести ребенка в такое место, где они будут одни, до осторожной репетиции того, что произойдет, а затем и проведения плана в жизнь, - характеризуется эмоциональной отчужденностью. Все это проделывается так, словно у втянутого в это ребенка нет собственных чувств; вместо этого растлитель проецирует на нее готовность к взаимодействию, обнаруживаемую ребенком из его фантазии. Ее чувства - перелом в настроении, страх, отвращение - попросту не замечаются. А если бы они произвели впечатление, это все «испортило» бы для растлителя.

Полное отсутствие сострадания к своим жертвам составляет одну из главных проблем, решение которых послужило целью разработок новых методов лечения растлителей малолетних детей и подобного рода преступников. В одной из наиболее перспективных терапевтических программ преступникам дают читать душераздирающие повествования о преступлениях, подобных их собственным, записанные со слов жертвы. Вдобавок им показывают видеосъемки жертв, со слезами рассказывающих, что значит подвергаться насилию. Потом преступники описывали совершенное ими же преступление с позиции жертвы, представляя, что в это время чувствует жертва нападения. Затем они читали свои записи группе врачей и пытались ответить на вопросы о нападении с точки зрения жертвы. В заключение преступника помещают в ситуацию, имитирующую реальное преступление, в которой он выступает уже в роли жертвы.

Уильям Питерс, психолог тюрьмы штата Вермонт, разработавший такой многообещающий метод терапии, который заключается в том, чтобы научить ставить себя на место другого, сказал мне: «Переживание чувств жертвы как своих собственных изменяет восприятие таким образом, что становится трудно отрицать страдание, даже в воображении, и тем самым усиливает мотивацию людей бороться с собственными извращенными сексуальными побуждениями. Лица, совершившие половое преступление и подвергнутые лечению в тюрьме по этой программе, повторно совершали подобные преступления после освобождения только в половине случаев в сравнении с теми, кто не прошел подобного лечения. Вывод: без выработки начальной стимулированной эмпатией мотивации никакое лечение не даст положительного результата».

И если все-таки существует хотя бы небольшая надежда привить чувство эмпатии правонарушителям вроде лиц, покушающихся на растление малолетних, то практически не оставляет никаких надежд другой тип преступника - психопат (в последнее время чаще называемый социопатом согласно психиатрическому диагнозу). Психопаты печально известны как умением расположить к себе, так и полным отсутствием раскаяния даже за действия, совершенные с особой жестокостью. Психопатия, то есть неспособность испытывать эмпатию, или сострадание, или хотя бы малейшие угрызения совести, есть одно из наиболее озадачивающих эмоциональных расстройств. Сущность холодности психопата, видимо, заключается в неспособности создавать нечто большее, кроме крайне ограниченных эмоциональных связей. Самые жестокие преступники, например, серийные убийцы-садисты, получающие удовольствие от предсмертных страданий своих жертв, есть олицетворение психопатии.

Кроме того, психопаты - бойкие лжецы, готовые сказать все, что угодно, лишь бы получить то, что хотят; с тем же самым цинизмом они манипулируют эмоциями своих жертв. Вспомним поведение Фаро, семнадцатилетнего члена лос-анджелесской банды, который искалечил мать с ребенком, стреляя из проезжавшего мимо них автомобиля, и описал это скорее с гордостью, чем с раскаянием. Когда Фаро разъезжал на автомобиле с Леоном Бингом, писавшим книгу о лос-анджелесских бандах «Крипе» («Слабаков») и «Бладс» («Черных братков»), ему захотелось покрасоваться, и он сказал Бингу, что «собирается пугануть психом» двух типов в ближайшей машине. Вот как Бинг рассказывал об этом обмене взглядами:

Водитель, почувствовав, что кто-то смотрит на него, обернулся и взглянул на мою машину. Он встретился взглядом с Фаро и на мгновение выпучил глаза, а потом резко отвел взгляд, потупившись и уставившись куда-то в сторону. Невозможно было ошибиться в том, что я увидел в его глазах: это был страх.

Фаро продемонстрировал Бингу взгляд, который метнул в соседнюю машину:

Он уставился прямо на меня, и все в его лице пришло в движение и изменилось, как с помощью какого-то эффекта ускоренного движения в кино. Оно превратилось в лицо из ночного кошмара, и это было жуткое зрелище. Оно давало вам понять, что если вы уставитесь на него в ответ, если вы бросите ему вызов, то запаситесь умением твердо стоять на ногах. Его взгляд говорит, что ему плевать на все, в том числе и на вашу жизнь, и на свою собственную.

Разумеется, для такого сложного поведения, как преступление, существует множество правдоподобных объяснений, не призывающих на помощь биологию. К преступлению, например, может привести некая извращенная разновидность эмоционального навыка - запугивание других людей, - которая имеет ценность для выживания в районах, где царит насилие; в подобных случаях слишком большая эмпатия может только Ухудшить дело. В самом деле, выгодное отсутствие способности к сопереживанию оборачивается «достоинством» для исполнения многих ролей в жизни - от «плохого копа», ведущего допрос, до корпоративного налетчика. Мужчины, которые были, например, палачами в государствах, где царит террор, описывают, как они учились отмежевываться от чувств жертв, чтобы выполнять свою «работу». Существует множество путей подделываться под обстоятельства.

Подобное отсутствие эмпатии может обнаруживать себя и более зловещими способами, один из которых удалось случайно открыть в процессе исследования наиболее жестоких «избивателей» жен. Это исследование выявило психологическую аномалию у многих самых буйных мужей, которые регулярно избивают своих жен или угрожают им ножами или пистолетами, и все это они проделывают в состоянии холодного расчета, а не в приступе бешенства. По мере того как их гнев усиливается, проявляется аномалия: частота сердечных сокращений снижается вместо того, чтобы увеличиваться, как это обычно бывает, когда гнев доходит до неистовства. Это означает, что с физиологической точки зрения они становятся спокойнее, даже если ведут себя все более агрессивно и оскорбительно. Их буйство производит впечатление точно рассчитанного террористического акта как способа держать в подчинении жен, внушая им страх.

Такие хладнокровно жестокие мужья принадлежат к особой популяции, отличной от большинства других мужчин, избивающих своих жен. Кстати сказать, они гораздо чаще применяют насилие к другим людям, помимо жен, ввязываясь в драки в барах и ссорясь с сотрудниками и членами семьи. И тогда как почти все мужчины, которые в бешенстве колошматят своих жен, поступают так импульсивно в приступе ярости, из ревности или чувствуя себя отвергнутыми, или же из страха быть покинутыми, эти расчетливые драчуны набрасываются с кулаками на жен, видимо, вообще без всякой причины - и как только они ринутся в бой, никакие ее действия, даже попытки вырваться из дома, похоже, не обуздывают его неистовство.

Некоторые исследователи, занимавшиеся изучением преступников-психопатов, считают, что причиной их хладнокровных действий при полном отсутствии эмпатии или чуткости зачастую является дефект нервной системы.

Важное примечание: если в совершении некоторых видов преступлений играют определенную роль биологические особенности, такие как, например, дефект нервной системы, выражающийся в отсутствии эмпатии, это отнюдь не доказывает, что все преступники имеют биологические пороки или существует некий биологический маркер склонности к преступлению. Этот вопрос уже давно стал предметом горячей дискуссии, причем наибольшее число ее участников склоняется к мнению, что не существует никакого особого биологического маркера и, уж конечно, никакого «криминального гена». И даже если в некоторых случаях и есть биологическая основа отсутствия эмпатии, это вовсе не означает, что все, кто имеет эту основу, будут обнаруживать склонность к преступности, напротив, большинству это не грозит. Отсутствие эмпатии следует учитывать как фактор наряду с другими психологическими, экономическими и социальными факторами, формирующими склонность к преступлению.

Выявление возможной физиологической основы жестокой психопатии осуществлялось двумя методами, но в обоих рассматривалось участие нервных проводящих путей, идущих к лимбической системе. В одном исследовании волны электроэнцефалограммы головного мозга испытуемых измерялись в моменты, когда они пытались расшифровать «мешанину» из слов, которые мелькали перед их глазами очень быстро, в течение не более десятой доли секунды. Большинство людей по-другому реагирует на эмоциональные слова, такие, как «убийство», чем на нейтральные, например, «стул»: они способны быстрее понять, промелькнуло ли в данный момент эмоциональное слово, а их электроэнцефалограмма, снятая в ответ на эмоциональные слова, резко отличается от полученной при реакции на нейтральные слова. Однако у психопатов не было ни одной из этих реакций: в снятых у них электроэнцефалограммах не обнаружено характерных признаков реакции на эмоциональные слова, да и быстрота отклика на такие слова была не быстрее, чем на нейтральные, а это свидетельствует о разрыве в цепях между вербальной зоной коры головного мозга, распознающей слово, и лимбической системой, привязывающей к нему чувство.

Роберт Хеар, психолог из Университета Британской Колумбии, проведший это исследование, интерпретируя его результаты, пришел к заключению, что психопаты имеют ограниченное представление об эмоциональных словах - отражение их более общей ограниченности в сфере эмоциональных реакций. По мнению Хеара, бессердечность психопатов основывается частично на другой физиологической модели, открытой им в ходе более раннего исследования, которая тоже наводит на мысль об отклонении от нормы в работе миндалевидного тела и связанных с ним цепей: психопаты, готовящиеся к лечению электрошоком, не выказывают ни малейших признаков реакции в виде страха, нормальной для людей, знающих, что им придется испытать боль. Исходя из того, что ожидание боли не вызывает волну тревоги, Хеар утверждает, что психопатов совершенно не беспокоит будущее наказание за то, что они творят. А поскольку сами они не испытывают страха, у них нет и эмпатии - или сострадания к страху и боли их жертв.

Эмпатия – это умение переживать чужие эмоции не менее ярко, чем свои собственные. Несмотря на то, что в психологии наличие такой способности считается нормой, некоторые люди (эмпаты) одарены ею в большей степени. По мнению ученых, к данной категории можно отнести около 20% населения Земли.

Интенсивность сопереживания у разных эмпатов неодинакова. Она может выражаться и в обычном умении вникнуть в состояние собеседника, и в полном погружении в чужие эмоции. Некоторые эмпаты настолько чувствительны, что негативные переживания других людей вызывают у них физическое недомогание.

Сегодня мы расскажем о тех признаках, с помощью которых можно определить у себя способность к эмпатии.

Источник: depositphotos.com

Чувствительность к инконгруэнтному поведению

Общаясь между собой, люди используют не только слова. Смысл нашей речи подчеркивается и подтверждается тональностью голоса, громкостью, артикуляцией, мимикой, жестами и позами (так называемым языком тела). Если человек неискренен, эти сигналы плохо коррелируют друг с другом. Такое поведение называется инконгруэнтным.

В силу особенностей восприятия эмпат чрезвычайно точно, хотя и неосознанно, считывает подобные несовпадения и чувствует любую фальшь. В компании человека, ведущего себя инконгруэнтно, он испытывает отчетливый дискомфорт. У людей, обладающих сильной эмпатией, общение с лжецами, хвастунами, завистниками или лицемерами может спровоцировать ускоренное сердцебиение, одышку, головную боль и ощущение тревоги.

Избегание общества негативно настроенных людей

Непереносимость агрессии

Эмпаты плохо переносят любые конфликтные ситуации. Их лишает душевного равновесия не только прямая агрессия окружающих, но и слишком шумное поведение, особенно если оно продиктовано такими эмоциями, как возмущение, гнев или злоба.

Человек, имеющий способность к эмпатии, как правило, спокоен, дружелюбен и внимателен. Он всегда старается разрешить противоречия мирным путем и не приемлет насилия.

Эмоциональное восприятие чужих неприятностей

Эмпат принимает чужие беды близко к сердцу. Он одинаково остро реагирует на боль знакомого человека, беду, увиденную в телерепортаже, и несчастья персонажей художественного фильма. Разумеется, он понимает, что это разные вещи, но все ситуации такого рода вызывают у него сильный всплеск негативных эмоций.

Дискомфорт при избытке эмоций

Человек с сильной способности к эмпатии с трудом переносит любые эмоциональные излишества. Его травмирует не только чужое горе, но и избыток позитива. Например, эмпат может испытывать дискомфорт, присутствуя на шумном празднике, поскольку сильный шум, яркий свет и обилие веселящихся людей быстро утомляют его.

Болезненное восприятие критики

Эмпаты обычно осторожны и сдержанны в общении с другими людьми и в выражении собственных чувств. Они боятся кого-то задеть, создать конфликтную или просто непонятную для окружающих ситуацию. В ответ на собственную деликатность они ждут аналогичного поведения от других людей. Поэтому склонность к эмпатии нередко совмещается с излишней чувствительностью к критике: эмпата обижает любая негативная оценка, даже если она выражена мягко.

Способность к эмпатии можно измерить. Психологи делают это с помощью опросников, самый известный из которых («Уровень сопереживания») был разработан Салли Уилрайт и Симоном Бароном-Коэном в 2004 году.

Может показаться, что высокий уровень эмпатии «неудобен» и способен осложнить человеку жизнь. К счастью, это не так. Большинство эмпатов со временем привыкают к особенному восприятию мира и вырабатывают стиль поведения, который помогает им сохранять физическое и психическое здоровье. Постоянно чувствовать чужую боль как свою, разумеется, не слишком приятно, но это искупается возможностью понимать других людей, умением их выслушивать и оказывать необходимую помощь. Человек, обладающий таким талантом, обычно пользуется всеобщим уважением. Окружающие его любят и ценят, хотя и не всегда умеют оградить от лишних стрессов.

Эмпатия очень важна для людей, которые работают врачами, психологами, учителями, сотрудниками социальных служб. Именно это качество создает основу эмоционального подъема, без которого невозможна никакая творческая деятельность. Успешный создатель рекламы, страховой агент или менеджер по продажам обязательно должен быть эмпатом. Можно сказать, что в мире, основанном на тесном взаимодействии между людьми, способность к эмпатии положительно сказывается на социальной реализации человека.

Видео с YouTube по теме статьи:

ПСИХОПАТИЯ, ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И ВЫЯВЛЕНИЯ

Существуют простые тесты и методики выявления психопатии, по которым, даже не специалист, может диагностировать психопатические отклонения у себя или другого человека. НО, существует колоссальная проблема выявления психопатии, даже специалистами, по 4 причинам:

1. Проявление психопатии в поведении
Психопатия проявляется ТОЛЬКО в поведении личности - выявить её, на основе анализов и других явных и однозначных факторов заболевания, невозможно. А судить о том, что, то или иное поведение человека, именно, фактор психопатических отклонений, быстрее субъективно, чем объективно.
Например, человек, «распсиховавшись», что его тестируют, по сути, подозревают, в таком «нехорошем» заболевании, как психопатия, может:
— начать вести себя, под воздействием эмоций, как психопат;
— изображать из себя адекватную личность, даже «более чем», он же прекрасно знает, «как нужно себя вести нормально»;
— вести себя, как психопат, «на зло»; и тому подобное.

2. Нужно длительное квалифицированное наблюдение
Определить психопатию можно не только на основе знания её признаков и проявлений. НО, ТОЛЬКО после длительного и всякого разного, в том числе, близкого и личностного общения, с психопатом. Иначе говоря, психопат может годами не проявлять свою психопатию в общении с людьми на работе, на улице, с друзьями - скрывать её. НО, лишь где-то, когда-то, в существенных, экстремальных или, наоборот, в привычно-обычных, моментах отношений с другими людьми, психопатия может и должна проявиться.
Например, она проявляется, чаще всего, в семейных отношениях - с жёнами, мужьями, детьми, в отношениях с родителями, родственниками. С близкими друзьями, «от которых уже нечего скрывать». Или, когда человек попадает в ситуацию, где он должен проявить свою человечность. А психопат это сделать не может, ибо человечность, как раз, у него и отсутствует. Ибо, по большому счёту, во всяком случае, по моему убеждению: именно отсутствие эмпатии - невозможности сочувствовать, сопереживать другому человеку, и лежит в основе сущности психопатии и психопатического поведения психопата. Ибо там, где нет ИСКРЕННЕГО, а не изображаемого человеческого сопереживания, нет ни понимания, ни жалости, ни помощи. Ни поддержки в отношениях с другим человеком - нет человеческого к нему отношения.

3. Не признание собственной психопатии (Психопатия может далеко завести)
Определить и признать собственную психопатию. Или, даже, психопатию другого человека, весьма затруднительно, по целому ряду субъективных психических, социальных и чисто человеческих аспектов.
Например:
— Сложно, правильнее сказать, невозможно, признать собственную психопатию, даже, если человек на словах, вроде бы, согласен с таким своим диагнозом. Это связано и с самооценкой личности, и с защитой и утверждением своего «Я». И с комплексованием относительно себя, и по поводу оценки окружающих и окружающего. В целом, для того, чтобы признать себя психопатом, человеку нужно пересмотреть своё мировоззрение с его центром в виде самосознания — своего «Я». Такое переформатирование личности, может практиковаться, в виде специальных программ массового или частного зомбирования людей. НО, пока, такие программы, как раз, и запускаются для «производства» людей с психопатическими отклонениями, а не их излечения от них.
— Очень сложно, как ни парадоксально это на первый взгляд, признать психопатию у близких людей: мужей, жён, друзей, и прочее. Ибо признание их психопатами, не только обозначает, что человек сделал ошибку, «связавшись» с психопатом. Но и, часто, значит крушение жизненных надежд и чаяний человека.
— Большую роль в определении психопатии или её отсутствия, играет и банальная и всеобщая склонность людей к субъективизму в своих суждениях и представлениях. Например, большинство людей знает и, вроде как понимает, что перевоспитать, переделать взрослого человека невозможно. Тем не менее, значительное количество жён и мужей, родственников, и даже просто друзей. Выяснив и поняв, что имеют дело с психопатами, в виде партнёров по жизни, с муками и отчаянием, берутся их переделать и сделать нормальными.

4. Психопатическое поведение свойственно многим людям (Психопат никогда себя таковым не считает)
Психопатия, как психические отклонения в мировоззрении, в сознании и самосознании людей, столь широко распространена, в особенности в социально-экономически нестабильных странах, что признать это — равносильно полному коллапсу общества. Ибо выяснится, что психопаты «кругом и везде».

ПСИХОПАТИЯ, ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЧИН

По обстоятельствам, перечисленным выше, довольно сложно понять и причины психопатии человека.

У большинства специалистов и обывателей, совершенно справедливо указывается одна из причин психопатии: наследственность. Действительно, если считать, что психопатия базируется на неких пороках существования и развития нервной системы человека. То, логично считать, что эти пороки могут передаваться по наследству.

Не лишены основания и такие наблюдения: причиной психопатии могут быть различные травмы или травмирующие факторы, с которыми сталкивается человек, буквально со своего зачатия. Например, установленный факт: внутриутробные, родовые и послеродовые проблемы со здоровьем ребёнка, как правило, отражаются на адекватности функционирования его нервной системы на всю последующую жизнь.

Так же могут подействовать на состояние психики, и вызвать, в дальнейшем, патологии в её работе, различные экстремальные события в жизни человека. Даже, лишь косвенно связанные с его поведением в этом событии. Например, картины гибели людей, насилия над ними, и тому подобное.

Иначе говоря, считание, что психопатия существует и развивается на основе врождённых и приобретённых патологий в самой нервной системе человека, представляется правильным и закономерным.

Психопатия и воспитание (Психопатия может казаться невинной, милой)

НО, как показывают некоторые исследования специалистов-учёных, и многочисленные, правда разрозненные жизненные наблюдения людей, прежде всего, хоть как-то связанных с педагогикой и воспитанием молодёжи:

Основная причина психопатии - воспитание человека психопатом.

Если мы, под воспитанием, понимаем определённую социализацию ребёнка с рождения, до 14-18 лет, когда личность становится взрослой. Именно, воспитание человека - приучение его не только жить ТАКИМ образом, но и видеть мир и себя в нём ТАК, формирует ТУ тли ИНУЮ личность. В том числе, социально адаптированную, адекватную относительно людей и себя среди них. Или психопатическую личность, которая является проблемой и в отношениях людей с собой, и для себя самой.
Иначе говоря, хотя, часть людей рождается с патологиями нервной системы, или приобретают их в процессе своей жизни. Но, по преимуществу и в основном, «слабая нервная система» лишь основание, фундамент психопатии. А зарождается и развивается психопатия в процессе социализации человека - формирования его личности. Ещё проще: психопатами не рождаются, а становятся-воспитываются, имея предпосылки к этому, в виде патологий или заболеваний нервной системы.

ОТСУТСТВИЕ ЭМПАТИИ - ПРИЗНАК ПСИХОПАТИИ И СНОВНОЕ СВОЙСТВО ПСИХОПАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Если мы возьмём за причину и основной признак психопатии, такое качество личности, как отсутствие эмпатии - по сути, невозможность относиться к другому человеку, как к себе подобному, то увидим следующее:

1. Именно невозможность человека строить свои чувства, мысли и поведение, на основе отношения к другим людям, как к себе подобным, и приводит к психопатии. Ибо, этим самым, становится невозможным построить человеческие, нормальные отношения с людьми. Невозможно с человеком строить отношения, не сопереживая, не сочувствуя. А значит, не понимая и не ценя его, прежде всего, как человека - как существо себе подобное. Более того, такое отношение к другим людям, деформирует саму личность человека, притом настолько, что на основе этого и начинают развиваться психические патологии - психопатия. Ибо, в норме, эмпатия присуща даже высшим животным. А у человека лежит в основе его сущности, и как биологического существа, и как человека и его личности.

Чем замещается эмпатия (Психопатия скрывается под маской нормальности)

2. Отсутствующая эмпатия в структуре личности, легко замещается своими антагонистами: презрением к человеку, безжалостностью, ненавистью, злобой, и тому подобное. Что ещё более разрушает личность психопата, и, соответственно, его нервную систему. Легко понять поэтому, и чувства, и мысли, и поведение психопата, относительно других людей, вообще, и отдельных, в частности.

3. Отсутствие эмпатии у человека, а, соответственно, и его психопатию, можно, как я писал выше, рассмотреть и определить только в тесных и близких отношениях с психопатом. Ибо, он, как и все люди, проходит социализацию - умение жить и выживать среди людей. То есть, подчас, даже раздираемый своей психопатической сущностью, человек ВЫНУЖДЕН и МОЖЕТ не показывать свою психопатию. Психопатическая личность, может, умышленно или, считая, что «так делают все», не проявлять себя таковою, пока находится в рамках общепринятого социального бытия. То есть, психопатия может не проявляться не только в формальных отношениях с людьми, например на работе, но и, даже в личностных отношениях. До той поры, пока психопату не покажется или он не увидит, что, свою личность, отнюдь не считаемую им ненормальной, можно проявить открыто — не скрывая свои сущностные свойства.

ОТСУТСТВИЕ ЭМПАТИИ - ОСНОВНОЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОПАТИИ ЛИЧНОСТИ

Если взять отсутствие эмпатии, как основное свойство психопатии человека, то легко объясняются и вторичные свойства и проявления психопатической личности.

Например, такие проявления психопатии, вследствие отсутствия эмпатии:

1. Умение говорить и быть, внешне, обаятельным человеком, как необходимость и желание скрывать от людей своё негативное отношение к ним и ощущение своего превосходства.
2. Или, наоборот, угрюмость, необщительность, замкнутость, при психопатии - прямое проявление отсутствия эмпатии.
3. Гипертрофированное эго, чувство своей значимости и превосходства над другими - опосредованные явления отсутствия эмпатии, через «выпячивание» своего «Я», считания его неповторимым и единственным.
4. Отсутствующая эмпатия, порождает, с одной стороны, скуку психопата - ему скучно с людьми. А, с другой стороны, у него бывают приступы активности, когда ему, или хочется потешить себя, тайно или явно издеваясь над окружающими, или, когда ему хочется «поучить их жизни, неразумных».
5. Психопатия - это постоянная лживость. Ибо психопату необходимо скрывать свою психопатическую сущность, — отсутствие эмпатии у себя, или её обосновывать, в своих и чужих глазах.
6. Отсутствие эмпатии вынуждает идти на обманы людей, безжалостно манипулируя ими, с целью самоутверждения и получения собственных выгод.
7. Психопата не «мучает совесть», — чувство раскаяния и вины. Ибо он считает, что он не делает ничего особенного, причиняя боль и страдание другим людям. Ибо, «а кто они такие!?».

Проявления отсутствия эмпатии (Психопатия бывает групповой)

Возрастное развитие психопатии и другие её проявления

12. Психопатия развивается в период формирования личности - примерно с 2-3 лет до 14-20 лет. Ибо эмпатия или её отсутствие - это сущностный, структурообразующий, основной элемент системы личности человека.
13. Отсутствие эмпатии, легко объясняет и такие признаки психопатии, как отказ брать на себя ответственность за жизнь и благополучие других людей. А так же безответственное отношение к собственной жизни. Психопаты, всегда, легко находят виноватых и виноватое за свои неудачи в своей жизни и за собственное безобразие. В проблемах в отношениях с ними, всегда виновата обратная сторона.
14. Отсутствием эмпатии, объясняются и многие другие явные и скрытые свойства, признаки и проявления психопатии. Например: импульсивность или приторможенность мышления и поведения. Импульсивно, когда собственные интересы затмевают всё остальное. А заторможенно, когда интересы других людей нельзя так просто игнорировать.
Или: отсутствие долгосрочных планов отношений с другим человеком, ибо, «а зачем думать о нём?».
Или: склонность к различным нарушениям морали и права, ибо, «а что мне люди, и их правила и законы?».

ПСИХОПАТИЯ - НЕГАТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
(Психопатия родом из детства)

Не знаю, кому это в новость, но сообщения, типа: Дети, воспитанные вне семьи, больше подвержены психопатии, — периодически появляются в наших новостных источниках. Как правило, как достижения Западной социологии, психологии и психиатрии. Неправильная социализация ребёнка - неверное формирование и, буквально, жуткие условия формирования личности, могут, и, чаще всего, приводят к психопатии человека. Это, для кого-то, новость?

Психопатия имеет явные причины в социальном неблагополучии жизни ребёнка и его неправильном воспитании. Ибо ТОЛЬКО ребёнок с ОЧЕНЬ крепкой и стойкой нервной системой, способен выдержать такой прессинг на неё и на свою неокрепшую личность. А не стать психопатом, - чтобы у него не развилась психопатия.

Например, когда:

1. Психопатия и семейное воспитание
Психопатия вероятна, когда ребёнок растёт и воспитывается вне семьи, в неполной семье или в неблагополучной семье. Ибо, условия воспитания в детских домах - это формирование личности в человеческой стае и по законам стаи. Когда ребёнок не имеет ни личной жизни, ни личного пространства и, как правило, ужасные условия жизни, - разве у него может развиться эмпатия? Если сюда добавить чувства обделённости, унижения, неполноценности, и прочее, что прочно живёт в головах воспитанников детских домов, - их психопатия гарантирована. Даже не стоит говорить об отношениях «добрых тёть и дядь», которые, за редкими исключениями, «учат жить» бедных детей детских домов и, буквально, распоряжаются их жизнями.

2. Семейное неблагополучие и развитие психопатии
Психопатия вероятна, когда немногим лучше, чем в детском доме, условия жизни и формирования личности, в неполных, неблагополучных семьях. Даже, часто, внешне, — «вполне благополучных». Что, например, стоит для психики ребёнка отсутствие отца или матери. Даже если есть няни, бабушки-дедушки, лучшие школы-гимназии и полная материальная беззаботность? Да, одно чувство, что меня не любит папа и мама или кто-то один из них, может и часто порождает у ребёнка ненависть ко всему человеческому. И приводит к сдвигам в сторону развития психопатической личности. Повторяю, что, стоит учитывать, что у многих детей, в особенности современных, нервная система слабая и пограничная с патологическими состояниями. То, что удивляться, что в семье учителя или «порядочных» родителей, вырастает психопат? Ибо, за внешней, формальной моральной и материальной благополучностью таких семей, кроется, например: «меня родители никогда по голове не гладили», или «я родителей ненавижу, потому что они меня не любят!». Иначе говоря, если в семье нет той самой эмпатии - сочувствия, сопереживания, жалости, переживаний друг за друга. Когда «каждый за себя и каждый для себя», разве не это формирует и сформирует у большинства детей психопатическую личность.

3. Психопаты порождают психопатов (Психопатия бывает массовой и охватывает миллионы людей)
Понятно, что психопатическая атмосфера жизни в семье или вне семьи, психопатическая идеология нравов и поведения, это - воспитание личности психопата и формирование у ребёнка психопатии. Как ребёнок может не стать психопатом, если он в этой психопатии проживает и воспитывается? Даже, повторяю, если внешне, для людей и даже для себя, она прикрыта или жизнью, «как у всех, как у людей», или лоском роскоши и показной благопристойности.

4. Однозначно, если ребёнка воспитывает психопат, то шанс вырасти нормальным человеком у него сводится к 0. Ибо, если, даже, ребёнок не приемлет такую жизнь: Я таким не буду! - у него деформируется, приобретаются патологии нервной системы, и закладываются основы психопатической личности. Ибо эта личность формируется в атмосфере психопатии и отсутствия эмпатии. А потом, рано или поздно, уже во взрослой жизни, неосознанно или осознанно, эта личность начинает проявлять привычное, стереотипное для себя поведение психопата, воспитавшего её. Поэтому-то, часто бывает, что психопатия выступает в роли мины замедленного действия, взрываясь в личности человека, как реакция на проблемы и сложности жизни. Ибо, если основы психопатии заложены в сознании человека, то у него всегда есть соблазн и возможность стать психопатом. Ибо это будет проявление его психопатической сущности, и это значительно проще, чем оставаться нормальным человеком.

Многие черты психопатов: эгоцентричность, отсутствие сожаления, поверхностность эмоций, коварство - часто дополняются полным отсутствием эмпатии (неспособность представить состояние и чувства другого человека). Они не могут войти в чье-то положение. Чувства других людей психопатов не волнуют.

В какой-то степени они напоминают бездушных андроидов, персонажей научной фантастики, которым не дано испытать то, что чувствует живой человек. Один насильник (набравший высокие баллы по Контрольному перечню признаков психопатии) заметил, что ему трудно сочувствовать своим жертвам. «Они напуганы? Тогда, знаете ли, я их не понимаю. Мне тоже бывало страшно, но для меня это не было чем-то неприятным».

Психопаты относятся к окружающим как к средству удовлетворения своих желаний и потребностей. Слабые и ранимые, над которыми психопаты чаще издеваются, чем жалеют, - их любимые жертвы. «Во вселенной психопатов нет такого понятия, как просто слабый, - пишет психолог Роберт Рибер. - По их мнению, кто слаб, тот и глуп; т. е. сам напрашивается на то, чтобы его использовали».9

«О да, ему ужасно не повезло, - огрызнулся молодой заключенный, рассказывая о смерти парня, которого он зарезал во время стычки двух банд. - Даже не пытайтесь внушить мне эту чепуху. Маленький мерзавец получил то, чего заслуживал, поэтому мне его не жаль. Как видите, - он махнул в сторону следователей, - у меня теперь свои проблемы».

Чтобы выжить (как физически, так и душевно), некоторым нормальным индивидам приходится вырабатывать определенную нечувствительность по отношению к отдельным категориям людей. (Так, например, если врач будет слишком эмпатичен по отношению к своим пациентам, его вскоре переполнят эмоции и эффективность его работы снизится.) Их нечувствительность проявляется только по отношению к отдельной целевой группе. По тому же принципу солдат, мафиози и террористов тренируют - весьма эффективно, как снова и снова подтверждает жизнь, - чтобы они считали врага бездушным предметом, а не живым человеком.

Но психопаты демонстрируют общее отсутствие эмпатии. Они безразличны к правам и страданиям как близких, так и посторонних. Если они и поддерживают отношения с супругом/супругой или детьми, то только потому, что считают их своей собственностью вроде магнитофона или автомобиля. Вообще, состояние салона автомобиля беспокоит некоторых психопатов больше, чем состояние души их «любимых». Одна женщина разрешила своему любовнику поприставать к своей пятилетней дочери, потому что «он истощил меня. В тот вечер я уже была не в силах заниматься сексом». Позже она не могла понять, почему власти лишили ее родительских прав. «Она принадлежит мне. Ее жизнь - это мое дело». Все же она не слишком протестовала - лишенная на время слушания дела автомобиля, она куда настойчивее требовала компенсации за проезд в общественном транспорте.

Из-за неспособности сочувствовать некоторые психопаты совершают поступки, которые нормальным людям кажутся не только ужасными, но и непостижимыми. Они, например, могут пытать или калечить жертву с тем же чувством, с которым мы разделываем индейку на День благодарения.

Сейчас Конни пятнадцать лет, и она парит между детством и взрослой жизнью, окунаясь то в одно, то в другое состояние. Она еще девственница, но жизнь ее уже подстроена под ее расцветающую сексуальность. В один жаркий день, когда семья оставляет ее дома одну, в дом приходит незнакомец, который говорит, что уже давно следит за ней.

«Я твой любовник, дорогая, - [говорит он ей]. - Ты еще не знаешь, что это такое, но скоро узнаешь… Я знаю о тебе все… Я расскажу тебе об этом. В первый раз я всегда добрый. В первый раз. Я буду держать тебя так крепко, что у тебя не возникнет и мысли о том, чтобы уйти или на что-то надеяться, потому что ты будешь знать, что не сможешь этого сделать. Я войду в тебя и узнаю все твои секреты, и ты сдашься и полюбишь меня…» - «Я звоню в полицию…» [С] его языка сорвалось короткое проклятие, якобы адресованное не ей. Но даже оно звучало натянуто. Затем он снова попытался улыбнуться. Она следила за тем, как его губы искривились в гримасе, напоминавшей улыбку. Все его лицо, с ужасом подумала она, напоминало маску, опускающуюся до самой шеи. «Слушай, дорогая. Мы сейчас выходим и уезжаем. Это будет отличная поездка. Если нет, мы ждем, пока твои родители придут домой, и тогда ты увидишь, что я с ними сделаю… моя маленькая голубоглазая девочка», - нараспев сказал он, хотя это не имело никакого отношения к ее карим глазам…

Джойс Кэрол Оутс, Where Are You Going? Where Have You Been? («Куда ты идешь? Где ты была?»)


Похожая информация:

  1. В) отсутствие всеобъемлющего контроля государства в обществе
  2. Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций. социальных потребностей. Одно дело - первоначальное отсутствие потребности, а отсюда - и отсутствие процесса мотивации