________________
Старший педагог дополнительного образования с целью обеспечения координации деятельности педагогов дополнительного образования и оказания им методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях В "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" и С "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" настоящего профессионального стандарта.
Наименование должности используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта.
Старший тренер-преподаватель с целью обеспечения координации деятельности тренеров-преподавателей и оказания методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях В "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" и С "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" настоящего профессионального стандарта.
Наименование должности используется в организациях дополнительного образования при реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).
Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.308, 2010, N 52, ст.7002, 2013, N 27, ст.3477, 2014, N 52, ст.7554,2015, N 1, ст.42).
Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598); статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 27, ст.2878; 2008, N 30, ст.3616; 2011, N 49, ст.7031; 2013, N 48, ст.6165, N 52, ст.6986).
Дополнительные характеристики
Педагог дополнительного образования (включая старшего)
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего педагога дополнительного образования - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
В целях проводимой модернизации образования в Российской Федерации Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 613-н утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Обновленные цели системы российского образования создают новые требования к качеству педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом.
Необходимо развивать новые профессиональные качества педагогов дополнительного образования со стандартом профессиональной деятельности в области обучения, воспитания и развития.
Профессиональный стандарт должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов дополнительного образования, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования.
Профстандарт определит объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволит объективно связать уровень профессионализма педагога дополнительного образования, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт). При этом профстандарт должен выступить в качестве базы для оценки квалификации и труда педагога дополнительного образования, а эффективный контракт в качестве инструмента соединения интересов педагогического работника и руководителя для решения задач образовательной организации.
Необходимо констатировать, что при внедрении профессионального стандарта педагога дополнительного образования появляется ряд проблем, связанных с отсутствием в профессиональной деятельности педагогических работников четких принципов построения карьеры, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией (с точки зрения профессионального стандарта); отсутствием четкой и объективной взаимосвязи между квалификацией (профессиональным уровнем, уровнем владения компетенциями) педагогического работника, качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда.
Актуализированное понимание педагогами требований профстандарта – это отражение реальных потребностей системы дополнительного образования детей, механизма получения качества образования, инструмента обеспечения профессионального и карьерного роста, личностно-значимого подхода к собственной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Модель специалиста –
педагог дополнительного образования детей и взрослых
Функция | Организация | досуговой деятельности учащихся в процессе |
|||
реализации | |||||
Трудовые действия | 1.Планирование подготовки досуговых мероприятий. | ||||
2.Организация проведения досуговых мероприятий. | |||||
3.Проведение досуговых мероприятий | |||||
Цель | Формирование культурных традиций организации досуга (в | ||||
соответствии с выбранными направлениями деятельности). | |||||
Расширение культурного опыта обучающихся | и их | ||||
родителей(законных представителей) в организации досуга | |||||
Задачи | 1.Определение и описание традиционных мероприятий по |
||||
организации досуговой деятельности (в рамках структурного |
|||||
подразделений в соответствии с выбранным направлением |
|||||
деятельности) (форм, периодичности, ожидаемых результатов) и |
|||||
возможности | их культурного | воспроизводства в семейном |
|||
воспитании. | |||||
2. Определение форм привлечения обучающихся и их родителей |
|||||
(законных представителей) в процесс подготовки досуговых |
|||||
мероприятий. | |||||
3. Составление и обсуждение с родителями (законными |
|||||
представителями) и обучающимися планов организации досуговой |
|||||
деятельности. | |||||
4.Обучение родителей (законных представителей) способам |
|||||
организации и проведения досуговых мероприятий в процессе |
|||||
совместной деятельности. | |||||
5.Совместное | проведение | досуговых | мероприятий | ||
обучающимися и их родителями (законными представителями). | |||||
6. Организация получения обратной связи от родителей по и тогам |
|||||
проведения мероприятий. | |||||
7.Проведение анализа с привлечением родительского сообщества, |
|||||
выход на совместное планирование досуговых мероприятий. | |||||
8. Обобщение опыта и описание сформированных традиций в |
|||||
организации досуговой деятельности. | |||||
Субъекты | Администрация образовательного учреждения | ||||
взаимодействия | |||||
педагог-организатор, | |||||
родители (законные представители), | |||||
обучающиеся, | |||||
профильные учреждения | |||||
Ресурсы /Условия | 1.Организационные. |
2.Материального – техническое оснащение (по профилю |
|
деятельности). |
|
3.Наличие помещения. |
|
Результат | 1. Наличие культурных традиций и системы в работе по |
организации досуговой деятельности в процессе реализации |
|
дополнительной общеобразовательной программы. |
|
2. Активное участие родителей (законных представителей) в |
|
планировании, подготовке и проведении досуговых мероприятий |
|
3. Высокий уровень культуры проведения досуговых |
|
мероприятий. |
|
Критерии | 1.Осведомленность обучающихся, родителей (законных |
представителей) о системе досуговой деятельности и традициях |
|
проведения досуговых мероприятий в структурном подразделении |
|
и в учреждении в целом. |
|
2.Использование освоенных форм, способов деятельности в |
|
организации досуговой деятельности вне учреждения. |
|
3. Распространение опыта. |
Культурные традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и являются необходимым условием их существования.
Функция | Обеспечение взаимодействия с родителями учащихся, |
|||||
осваивающих дополнительные общеобразовательные |
||||||
программы, при решении задач обучения и воспитания |
||||||
Трудовые действия | 1.Планирование взаимодействия с родителями (законными |
|||||
представителями) учащихся, осваивающих дополнительную |
||||||
общеобразовательную программу, при решении задач обучения |
||||||
и воспитания. | ||||||
2.Проведение родительских собраний, индивидуальных и |
||||||
групповых встреч (консультации) с родителями (законными |
||||||
представителями). | ||||||
3.Организация совместной деятельности детей и взрослых при |
||||||
проведении занятий и досуговой деятельности. | ||||||
4.Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав |
||||||
ребенка и выполнения взрослыми установленных обязанностей |
||||||
Цель | 1.Формирование ответственной активной позиции родителей в |
|||||
вопросах обучения и воспитания ребенка в системе |
||||||
дополнительного образования. | ||||||
2. Формирование единых требований к организации |
||||||
педагогического процесса со стороны родителей (законных |
||||||
представителей) | педагогического коллектива | (педагогов |
||||
дополнительного образования) | ||||||
Задачи | 1.Информирование родителей (законных представителей) о |
|||||
реализующихся | ЦДОД | «Спутник р.п. Линево» | программах |
|||
дополнительного образования и педагогическом составе. |
||||||
2.Изучение запросов родителей на услуги дополнительного |
||||||
образования. | ||||||
3. Организация набора в группы с учетом запроса родителей и |
||||||
детей. | ||||||
4.Разработка системы взаимодействия с родителями, в том числе |
||||||
форм работы и системы обратной связи. | ||||||
5. Планирование и организация ситуаций сотрудничества с |
||||||
родителями, предоставление и возможности активно |
||||||
участвовать в развивающем процессе. | ||||||
Субъекты | Администрация учреждения, | |||||
взаимодействия | ||||||
педагог- организатор, | ||||||
родители | ||||||
Ресурсы/условия | 1.Помещение для организации работы. | |||||
Профессионально – личностные ресурсы. |
||
Методическая поддержка (в случае необходимости). |
||
Результат | 1.Сформированное сообщество родителей обучающихся в |
|
МКУДО ЦДОД «Спутник». |
||
2.Эффективное взаимодействие педагогов и родителей |
||
(законных представителей) по вопросам, связанным с освоением |
||
обучающимися программ дополнительного образования. |
||
3. Наличие единства требований в вопросах организации |
||
образовательного процесса |
||
Критерии | 1.Активное участие родителей (законных представителей) в |
|
мероприятиях, организуемых в МКУДО ЦДОД «Спутник», |
||
различных форм направленности, сотрудничество с |
||
педагогическим коллективом. |
||
Отсутствие конфликтных ситуаций с родителями (законными |
||
представителями), вызванных разницей требований к |
||
педагогическому процессу и взаимодействию с обучающимися |
||
Модель специалиста – педагог дополнительного образования детей и взрослых
Функция | Организация деятельности учащихся, | направленной на освоение |
|||||||
дополнительной общеобразовательной программы | |||||||||
Трудовые действия | 1.Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей |
||||||||
программе. | |||||||||
2.Отбор | для | обучения | по | дополнительной |
|||||
предпрофессиональной программе. | |||||||||
3.Текущий | контроль | и помощь | учащимся в | коррекции |
|||||
деятельности и поведения на занятиях. | |||||||||
4. Разработка мероприятий по модернизации оснащения |
|||||||||
учебного | помещения, | формирование | его | предметно- |
|||||
пространственной | среды, | обеспечивающей | освоение |
||||||
образовательной программы. | |||||||||
Цель | 1.Создание условий для эффективного овладения детьми |
||||||||
способов деятельности в выбранном направлении в соответствии |
|||||||||
с потенциальными возможностями в процессе освоения |
|||||||||
дополнительной общеобразовательной программы | |||||||||
Задачи | 1. Проведение мероприятий по набору обучающихся на обучение |
||||||||
по дополнительной общеобразовательной программе (на основе |
|||||||||
изучения запросов родителей в том числе). | |||||||||
2.Осуществление | педагогического | процесса, направленного на |
|||||||
освоение ребенком программы дополнительного образования. |
|||||||||
3.Осуществление текущего контроля и | оказание помощи |
||||||||
учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях. |
|||||||||
4. Создание условий, мотивирующих родителей на закрепление |
|||||||||
у детей полученных ЗУНов и формирующихся | УУД, и |
||||||||
расширение культурного опыта детей в выбранном направлении. |
|||||||||
5. Формирование предметно-пространственной среды в |
|||||||||
учреждении,обеспечивающей освоение образовательной |
|||||||||
программы. | |||||||||
6. Обеспечение возможности участия обучающихсяв |
|||||||||
мероприятиях, направленных на представление результатов |
|||||||||
обучения (конкурсах, выставках, соревнованиях и т.д.) |
|||||||||
Субъекты | Администрация, | ||||||||
педагоги дополнительного образования, | |||||||||
родители, | |||||||||
иные субъекты социальной инфраструктуры, | связанные по |
||||||||
дополнительной общеобразовательной программы | |||||||||
Ресурсы /Условия | 1.Помещение для организации занятий. | |||||
2. Материально – технические ресурсы. | ||||||
3.Информационно – методические ресурсы. | ||||||
4. Профессионально – личностные ресурсы педагога. |
||||||
5.Ресурсы | социальной инфраструктуры | по | направлению |
|||
деятельности. | ||||||
Результат | 1.Эффективное овладение детьми содержанием дополнительной |
|||||
общеобразовательной программы и способами деятельности в |
||||||
выбранном направлении в соответствии с потенциальными |
||||||
возможностями. | ||||||
2. Наличие ситуации творческого успеха у обучающихся. |
||||||
Критерии | 1.Высокие | результаты | освоения | дополнительной |
||
общеобразовательной программы обучающимися по результатам |
||||||
контрольно-диагностических процедур (индивидуально, в |
||||||
соответствии с потенциальными возможностями ребенка). |
||||||
2.Результативное | участие | обучающихся | массовых |
|||
мероприятиях. | ||||||
3. Высокая мотивация обучающихся к занятиям по выбранному |
||||||
направлению. | ||||||
Модель специалиста – педагог дополнительного образования детей и взрослых
Функция | Педагогический | контроль и оценка освоения дополнительной |
||||||
общеобразовательной программы | ||||||||
Трудовые действия | 1.Контроль и оценка освоения дополнительных | |||||||
общеобразовательных программ, в том числе в рамках | ||||||||
установленных форм аттестации (при их наличии). | ||||||||
2.Анализ и интерпретация результатов педагогического |
||||||||
контроля и оценки. | ||||||||
3.Фиксация и оценка динамики подготовленности и мотивации |
||||||||
учащихся в процессе освоения дополнительной | ||||||||
общеобразовательной программы. | ||||||||
Цель | Создание | условий | для | своевременной | коррекции |
|||
образовательного | маршрута учащихся на | основе | фиксации |
|||||
промежуточных | итоговых | результатов | освоения детьми |
|||||
Задачи | 1.Изучение профессиональной литературы по теме «Оценочные |
|||||||
процедуры», посещение тематических занятий по данному |
||||||||
вопросу, повышение квалификации, самообразование по данной |
||||||||
теме. | ||||||||
2.Разработка оценочных процедур для реализуемой программы |
||||||||
дополнительного образования и бланков для фиксации |
||||||||
полученных результатов. | ||||||||
3.Проведение | оценочных | процедур | соответствии |
|||||
перспективным планом работы. | ||||||||
4.Фиксация результатов промежуточной и итоговой диагностики |
||||||||
в разработанных и утвержденных формах. | ||||||||
5. Коррекция образовательного | маршрута учащихся | на основе |
||||||
полученных данных. | ||||||||
Субъекты | Педагоги дополнительного образования, | |||||||
взаимодействия | обучающиеся, | |||||||
методист, | ||||||||
родители (законные представители) обучающихся (в случае необходимости) | ||||||||
Ресурсы /Условия | 1.Профессионально –личностные. | |||||||
2.Методико-диагностические. | ||||||||
3.Материально-технические (в зависимости от направления |
||||||||
деятельности). | ||||||||
2.Своевременная коррекция образовательного маршрута |
||||||||
учащихся на основе фиксации промежуточных и итоговых |
||||||||
результатов освоения детьми содержания программы. |
||||||||
2.Эффективное освоение детьми программы дополнительного |
||||||||
образования. |
||||||||
Критерии | 1.Наличие итоговых материалов по результатам проведения |
|||||||
оценочных процедур. |
||||||||
2.Внесение изменений и дополнений в ДОП и РДОП на основе |
||||||||
проведения оценочных процедур (в случае необходимости). |
||||||||
3.Достижение запланированных результатов по освоению |
||||||||
обучающимися дополнительных общеобразовательных |
||||||||
программ. |
||||||||
Модель специалиста – педагог дополнительного образования детей и взрослых
Функция | Разработка программно-методического обеспечения реализации |
|||
дополнительной общеобразовательной программы | ||||
Трудовые действия | 1.Разработка дополнительных общеобразовательных программ |
|||
(программ учебных курсов, дисциплин (модулей)) и учебно- |
||||
методических материалов для их реализации. | ||||
2.Определение педагогических целей и задач, планирование |
||||
занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение |
||||
избранного вида деятельности (области дополнительного |
||||
образования). | ||||
3.Определение педагогических целей и задач, планирование |
||||
досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) |
||||
досуговых мероприятий. | ||||
4.Разработка системы оценки достижения планируемых |
||||
5.Ведение документации, обеспечивающей реализацию |
||||
дополнительной общеобразовательной программы (программы |
||||
учебного курса, дисциплины (модуля)) | ||||
Цель | Создание современной актуальной базы программно – |
|||
методического обеспечения дополнительного образования. |
||||
Формирование образовательной среды (условий,в том числе |
||||
методического сопровождения), актуальной для современной |
||||
системы ДПО | ||||
Задачи | 1.Изучение потребностей получателей образовательных услуг на |
|||
конкретные программы дополнительного образования. |
||||
2. Разработка проектов программно- методических комплексов по |
||||
выбранному направлению деятельности. | ||||
3. Определение условий эффективной реализации программы |
||||
дополнительного образования с учетом потребностей участников |
||||
образовательных | отношений | (родители | (законные |
|
представители) | обучающихся, | педагогические | работник, |
|
обучающиеся), включаю процессы обучения и | организации |
|||
досуговой деятельности | ||||
4. Согласование и утверждение программ и методических |
||||
материалов. | ||||
5. Разработка системы оценки достижения планируемых |
||||
результатов освоения общеобразовательной программы. |
||||
6. Оформление и представление документации, обеспечивающей |
||||
реализацию дополнительной общеобразовательной | программы |
|||
(программы учебного курса, дисциплины (модуля)) | ||||
Субъекты | Педагоги дополнительного образования, | |||
взаимодействия | методисты, | |||
специалисты органов управления образованием, | ||||
экспертное сообщество (по профилю общеобразовательной | ||||
Результат | 1.Наличие актуальной базы программно –методического |
|||
обеспечения дополнительного образования по реализующимся в |
||||
учреждении направлениям дополнительного образования. |
||||
Критерии | 1.Соответствие программно-методического обеспечения |
|||
современным требованиям. |
||||
2.Подтвержденная оценка актуальности и эффективности |
||||
разработанных, реализующихся и планирующихся к реализации |
||||
программно-методических комплексов. |
О переходе на работу в условиях введения профессиональных стандартов
С 1 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон № 122-ФЗ от 02.05.2015 г.
Статья 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает: «Если настоящим Кодексом, другими Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимыми работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в информационном письме от 10.02.2016 г. «О применении профессиональных стандартов в сфере труда» разъясняет порядок применения профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления (в том числе при организации повышения квалификации персонала и внутриучрежденской методической работы).
Информация от 10.02.2016 г. «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»
Постановление правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» вводит порядок поэтапного внедрения профессиональных стандартов.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года № 298-н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
Обновлен профессиональный стандарт для педагогов дополнительного образования детей и взрослых.Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №613н, которым был утвержден ранее действовавший профстандарт. Согласно стандарту, целью деятельности данных специалистов является организация деятельности учащихся по усвоению знаний,формированию умений и компетенций: создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации, обеспечение достижения учащимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ. В функции данных специалистов входит:
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам:
Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ;
Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимым специалисту для выполнения своих трудовых функций.
Обращаем внимание, что в приказе от 5 мая 2018 года N 298н отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда» (ранее это требовалось).
Профстандарт педагога дополнительного образования устанавливает требования к квалификации, опыту работы, основному и дополнительному образованию специалистов. Работодатель ориентируется на профессиональные стандарты при формировании кадровой политики, решении других организационных вопросов.
Из статьи вы узнаете:
Какие сведения содержат профстандарты для педагогов дополнительного образования 2019
Скачать документы по теме:
Утвержденный документ используется и учитывается при:
- формировании кадровой политики;
- заключении трудовых договоров;
- планировании обучения;
- проведении оценки и аттестации;
- установлении системы оплаты труда .
Обратите внимание: профессиональный стандарт педагога дополнительного образования формулирует основные цели профессиональной деятельности, регламентирует необходимые компетенции для успешной работы.
В соответствии с утвержденными профстандартами, педагоги дополнительного образования шестого квалификационного уровня могут занимать должности:
- преподавателей;
- тренеров-педагогов;
- педагогов дополнительного образования;
- педагогов-организаторов;
- методистов.
Должностная инструкция педагога-организатора с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых
Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых включает следующие трудовые функции:
- разработку и организацию внедрения программ, инструментариев изучения рынка услуг доп. образования детей и взрослых;
- изучение рынка услуг;
- формирование программ и предложений по продвижению услуг дополнительного образования.
Скачать в.doc
Скачать в.doc
Умения педагога дополнительного обучения детей и взрослых:
- формулировать и выносить на обсуждение с руководством концепции, методики исследования рынка;
- формировать план выборки и проводить разработку инструментариев исследования;
- оптимизировать затраты на проведение таких работ;
- апробировать разработанные инструменты;
- координировать деятельность и распределять обязанности по исследованию;
- обрабатывать первичные результаты.
Если педагог занят непосредственной работой по обучению детей и взрослых дополнительным программам образования, основные умения направлены на:
- внедрение эффективных методик усвоения;
- поиск индивидуального подхода к каждому учащемуся;
- внедренные новых методик, позволяющих усовершенствовать все основные программы дополнительного образования;
- организацию мероприятий, направленных на сохранение контингента учащихся разных возрастов;
- проведение презентаций, выставок, других мероприятий, направленных на привлечение внимания к программам дополнительного обучения.
Необходимые знания
Педагог дополнительного обучения детей и взрослых обладает обширным перечнем знаний с учетом возрастных особенностей обучающегося контингента:
- знаком с перечнем и характеристиками общеобразовательных программ детей и взрослых;
- основными правилами создания информационных материалов;
- методиками, обеспечивающими заинтересованность учащихся;
- техниками и приемами убеждения;
- способностями слушать собеседника;
- приемами вовлечения в деятельность;
- способами быстрого разрешения конфликтов.
Обратите внимание, постепенное внедрение профстандартов педагогов дополнительного образования поможет оптимизировать и систематизировать деятельность центров внешкольной работы, проводить эффективную кадровую политику, успешно внедрять новые современные методики и программы.