Развитие творческих способностей у учащихся. Современные проблемы науки и образования Компоненты структуры творческих способностей

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.

Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности и креативность.

П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:

· Восприятие проблемы;

· Поиск решения;

· Возникновение и формулировку гипотез;

· Проверку гипотез;

· Их модификацию;

· Нахождение результатов.

Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.

Суть творчества, по мнению С. Медника, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций.

Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач.

И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом:

Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, поэтому справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Дж. Гилфорд связывает способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Гилфорд занимался проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

· Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

· Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

· Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

· Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

· Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

· Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

· Гибкость мышления.

· Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

· Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

· Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей.

· Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. Умение видеть целое раньше частей.

2. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

3. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

Скорость мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

Богатое воображение.

Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

Высокие эстетические ценности.

Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:

· Принцип исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);

· Принцип поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);

· Принцип требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;

· Принцип признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.

Ключевые слова

ТВОРЧЕСТВО / ПОЗНАНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / СВЕРХСОЗНАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / CREATIVITY / KNOWLEDGE / SUPERCONSCIOUSNESS / TECHNOLOGY / NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Дащинская Т. Н., Дащинский В. Е.

Работа посвящена разработке и апробации технологии развития творческих способностей и потребности в самосовершенствовании через обучение и творческую деятельность в интеллектуальной и художественной сферах. Для обоснования технологических приемов использовали известные данные и провели комплексные исследования зависимости творческой активности человека от социокультурных и психофизических факторов. Привлекая оригинальный метод изучения пространственной синхронизации биопотенциалов, выявили особенности нейрофизиологии креативных состояний мозга и стимулы, способствующие их активации. Впервые обнаружено, что в творческом акте участвуют перекрестные состояния, в которых наблюдается синхронизация активных фокусов, образующих две оси -«когнитивную» (левый лобно-височный, правый затылочный фокусы) и «сверхсознания » (правый лобно-височный, левый затылочный фокусы). При этом установлено, что эффективным способом активации данных состояний является комплекс согласованного и гармоничного действия триады дыхания, движения и звука при непосредственном контакте ученик-учитель. Применение технологии в учебном процессе позволило повысить у студентов театрального института эффективность усвоения нового материала и параллельно развить способности к эвристическому мышлению и самосовершенствованию через художественное творчество . С учетом этих результатов технология может быть рекомендована к использованию в учебных заведениях и не только художественного профиля.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Дащинская Т. Н., Дащинский В. Е.

  • Пространственная картина распределения ритмов электроэнцефалограммы у студентов-правшей во время экзамена

    2014 / Трушина Д.А., Ведясова О.А., Парамонова М.А.
  • 2018 / Турбасова Наталья Вячеславовна, Карпов Николай Владимирович, Елифанов Андрей Васильевич
  • Пространственно-временные ЭЭГ-маркеры опознания слуховых образов в норме и при психопатологии

    2016 / Бельская Ксения Алексеевна, Суровицкая Юлия Владимировна, Лытаев Сергей Александрович
  • Состояние внутрии межполушарных связей головного мозга у детей с моторной дисфазией по данным когерентного анализа электроэнцефалографии

    2013 / Анисимов Григорий Владимирович, Савельева Наталья Александровна
  • Патогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста

    2015 / Калашникова Татьяна Павловна, Анисимов Григорий Владимирович, Савельева Наталья Александровна, Довганюк Мария Васильевна
  • Особенности нейроанатомии активного движения руки у пациентов с тяжелой черепно-мозговой травмой (анализ данных функциональной магнитно-резонансной томографии)

    2017 / Мухина Т.С., Шарова Елена Васильевна, Болдырева Г.Н., Жаворонкова Л.А., Смирнов А.С., Куликов М.А., Александрова Е.В., Челяпина М.В., Машеров Е.Л., Пронин И.Н.
  • Ээг-анализ возрастных особенностей влияния произвольной релаксации на когнитивную деятельность у детей 10-12 лет

    2015 / Горев А. С.
  • 2010 / Стёпочкина С. П., Черапкина Л. П., Тристан В. Г.
  • Специфика психофизиологического обеспечения зрительного восприятия детей 7-8 лет с разным темпом его формирования

    2016 / Морозова Людмила Владимировна
  • Дневная динамика межполушарной асимметрии электроэнцефалограммы при эндогенных депрессиях

    2011 / Мельникова Т. С., Краснов В. Н., Андрушкявичус С. И.

The work is devoted to development and approbation of technology of development of creative abilities and need for self-improvement through education and creative activities in intellectual and art spheres. For justification of technological methods were used known data and were carried out complex investigation of dependence of creative activity of the person from sociocultural and psychophysical factors. Involving an original method of studying of spatial synchronization biopotentials, revealed features of neurophysiology of creative conditions of a brain and the incentives promoting their activation. For the first time it is revealed that cross conditions in which synchronization of the active focuses forming two axes "cognitive" (left fronto-temporal, right occipital focuses) and "superconsciousnesses" (right fronto-temporal, left occipital focuses). It is thus established that effective way of activation of these states is the complex of the coordinated and harmonious action of a triad breath, movement and a sound with the direct studentteacher contact. Technology application in educational process allowed to increase efficiency of assimilation of a new material at students of theatrical institute and in parallel to develop abilities to heuristic thinking and self-improvement through art creativity . Taking into account these results the technology can be recommended for use in educational institutions and not only an art profile.

Текст научной работы на тему «Технология развития творческих способностей»

УДК 316.3 + 612.82 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Дащинская Т.Н., Дащинский В.Е.

Работа посвящена разработке и апробации технологии развития творческих способностей и потребности в самосовершенствовании через обучение и творческую деятельность в интеллектуальной и художественной сферах. Для обоснования технологических приемов использовали известные данные и провели комплексные исследования зависимости творческой активности человека от социокультурных и психофизических факторов. Привлекая оригинальный метод изучения пространственной синхронизации биопотенциалов, выявили особенности нейрофизиологии креативных состояний мозга и стимулы, способствующие их активации. Впервые обнаружено, что в творческом акте участвуют перекрестные состояния, в которых наблюдается синхронизация активных фокусов, образующих две оси -«когнитивную» (левый лобно-височный, правый затылочный фокусы) и «сверхсознания» (правый лобно-височный, левый затылочный фокусы). При этом установлено, что эффективным способом активации данных состояний является комплекс согласованного и гармоничного действия триады - дыхания, движения и звука при непосредственном контакте ученик-учитель. Применение технологии в учебном процессе позволило повысить у студентов театрального института эффективность усвоения нового материала и параллельно развить способности к эвристическому мышлению и самосовершенствованию через художественное творчество. С учетом этих результатов технология может быть рекомендована к использованию в учебных заведениях и не только художественного профиля.

Ключевые слова: творчество, познание, креативность, сверхсознание, технология, потребности.

TECHNOLOGY DEVELOPMENT CREATIVE ABILITIES

Dashchinskaya T.N., Dashchinskiy V.E.

The work is devoted to development and approbation of technology of development of creative abilities and need for self-improvement through education and creative activities in intellectual and art spheres. For justification of technological methods were used known data and were carried out complex investigation of dependence of creative activity of the person from sociocultural and psychophysical factors. Involving an original method of studying of spatial synchronization biopotentials, revealed features of neurophysiology of creative conditions of a brain and the incentives promoting their activation. For the first time it is revealed that cross conditions in which synchronization of the active focuses forming two axes -"cognitive" (left fronto-temporal, right occipital focuses) and "superconsciousnesses" (right fronto-temporal, left occipital focuses). It is thus established that effective way of activation of these states is the complex of the coordinated and harmonious action of a triad - breath, movement and a sound with the direct student- teacher contact. Technology application in educational process allowed to increase efficiency of assimilation of a new material at students of theatrical institute and in parallel to develop abilities to heuristic thinking and self-improvement through art creativity. Taking into account these results the technology can be recommended for use in educational institutions and not only an art profile.

Keywords: creativity, knowledge, creativity, superconsciousness, technology,

ВВЕДЕНИЕ

Проблема инноваций в настоящее время стала актуальной во всех сферах

В науке и технике, в искусстве и образовании, в производстве и потреблении. Ее решение лимитируется уровнем профессионализма человека и его способностью находить нестандартные оригинальные идеи и решения, позволяющие получать новое знание и открывать перспективы развития во всех сферах жизнедеятельности. Очевидно, что решению данных проблем будут способствовать исследования нейро- и психофизиологических закономерностей творческого процесса и разработки на их основе технологий (психотехник), предназначенных не только для раскрытия и полноценного развития природного таланта творческой личности, но в большей степени - для формирования устойчивой потребности к любому творчеству и в том числе к усвоению и созданию новых знаний. Данные технологии должны быть рассчитаны на применение не только под руководством педагога, но и самостоятельно самим обучающимся. Гарантией эффективности и психосоматической безвредности таких психотехник будет обоснованное использование в ней достоверных научных данных по зависимости механизма мыслительного и творческого акта от генетических, физиологических, психофизических и социокультурных факторов.

В настоящей работе с целью разработки и апробации комплексной технологии, развивающей творческие способности и потребность в самосовершенствовании через обучение и творческую деятельность, проанализировали известные данные по нейрофизиологии и психофизике творческого состояния мозга, а также характерные психосоматические особенности людей, обладающих тем или иным талантом. При этом учитывали зависимость генезиса творческой личности от социокультурных и физических биогенных факторов.

1. ОБОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Объективной характеристикой ценности творческого интеллектуального или художественного продукта в вербальной или невербальной форме является степень его новизны, с которой напрямую связана мера полезности творческой деятельности. Эти количественные, по сути, характеристики одинаково применимы в двух качественно различных сферах творческой деятельности человека, относящихся к познанию и преобразованию мира. С ними связывают два типа мышления - вербально-логическое и невербально-интуитивное и, соответственно, две сферы творчества - интеллектуальная и художественная . На физиологическом уровне данному раздвоению творческих способностей соответствует морфофункциональная асимметрия полушарий мозга - правое полушарие у правшей считается доминантным в художественном творчестве, тогда как функции левого полушария (к примеру, речевая и аналитическая) доминируют в интеллектуально-рациональном творчестве. Конечно, такая дифференциация специализации полушарий мозга условна и на деле доминирование одного из типов мышления и соответствующей ему творческой способности, как правило, сопряжено с наличием незаурядных способностей, относящихся к специализации контралатерального полушария. К примеру, одаренные физики и математики хорошо разбираются в музыке (А. Пуанкаре,

A.Эйнштейн, Р.Фейнман, Г.Перельман). Многие выдающиеся художники преуспевали в эпистолярном жанре (А.Дюрер, Ван Гог, Э. Делакруа, А.Бенуа,

B.Васнецов, В.Верещагин) и наоборот - большинство поэтов умели достаточно выразительно рисовать (А.Пушкин, М.Лермонтов, В.Маяковский, Ф.Гарсия Лорка).

Эти примеры указывают на то, что нейро- и психофизиология творчества имеет выраженную асимметрию на уровне полушарий мозга, кроме того высокая активность доминантного полушария является мотивирующим фактором развития творческих способностей, свойственных контралатеральному полушарию. В основе этого синергетического эффекта,

очевидно, лежит механизм нейропластичности мозга, который обеспечивает действенность различных развивающих психотехник.

1.1. Концепция сверхсознания

Впервые термин «сверхсознание» был использован К.С.Станиславским в психотехнике обучения актеров сценическому мастерству . При этом умение «технически в совершенстве владеть своим сверхсознанием» расценивалось как ключевой и необходимый компонент творчества. Согласно представлениям П.В.Симонова , психофизика творчества включает в себя сознание, подсознание и сверхсознание. Сознание оперирует знанием, которое может быть передано другому, к подсознанию относятся автоматизированные навыки, усвоенные нормы и мотивационные конфликты, те проявления интуиции, которые не связаны с порождением новой информации, но предполагает лишь использование ранее накопленного опыта. Сверхсознание интерпретируется как не контролируемый осознанным волевым усилием механизм творческой интуиции, связанный с получением принципиально новой информации и оригинального продукта . Симонов подчеркивает, что творчество в его наивысшем проявлении (талантливость и гениальность) характеризуется высокой степенью развития познавательной потребности. П.М.Ершов психофизику «вдохновения» связал с активацией сверхсознания, подразумевая при этом включение механизма интуиции и достижение специфического психического состояния - озарения. Он подчеркивает, что «сверхсознанием (интуицией, вдохновением) осуществляется развитие самого сознания и совершенствуется сама диалектическая логика. Такова творческая работа мышления в познании, включающая в себя бессознательные психические процессы». В основе нейрофизиологии сверхсознания лежат процессы трансформации и рекомбинации следов (энграмм), хранящихся в памяти субъекта . В процессы рекомбинации сверхсознание вовлекает психофизику сознания и подсознания, хранящего не только бессознательные рефлексы, но и социокультурные архетипы и

мифологемы .

В работе отмечено, что онтогенез сверхсознания при наличии генетических задатков осуществляется в процессе социализации человека, параллельно с генезисом фрейдистского Сверх-Я, ответственного за нравственное сознание, самонаблюдение и идеалы. Главным отличием сверхсознания от Сверх-Я является его креативная доминанта, которая объединяет подсознательные механизмы озарения, интуиции и памяти с механизмом осознания новизны и полезности нового смысла.

Исследования нейрофизиологии креативных состояний показали , что творческий процесс в сложной последовательности сочетает в себе нейронную активность обоих полушарий мозга с обязательным участием перекрестных осей пространственных синхронизаций биопотенциалов лобных отделов правого и задних левого полушария, а также лобных отделов левого и задних правого полушария. Креативные состояния, отвечающие этим двум осям условно определили как оси сверхсознания и когнитивная .

1.2. Факторы функциональной активности мозга

Включение в психотехники факторов избирательно активирующих правое или левое полушарие существенно увеличивает их эффективность. Речь, прежде всего, идет о моторных и сенсорных асимметриях. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная и связанная с ней тактильная. Важны также зрительная, слуховая и обонятельная сенсорные асимметрии. Сочетание асимметрии слуховой системы и голосового аппарата позволяют включать в психотехники фонетические и музыкальные факторы. Установлено , что в зависимости от внешних физических условий в процессе ночного сна у человека может генерироваться ресурс функциональной асимметрии, который проявляется через асимметрию биомеханики опорно-двигательного аппарата и может быть активирован «включением» речевой функции мозга.

Важнейшую роль в развитии психофизической асимметрии играет доминирование рефлекторных связей правого полушария с висцеральными

органами , нейрофизиология которых составляет основу бессознательного фрейдистского Оно. Необходимо также учитывать асимметрию эмоционального фактора творчества. Многочисленными нейропсихологическими и психофизиологическими исследованиями показана преимущественная связь левого полушария головного мозга человека с положительными эмоциями, а правого - с отрицательными . Считают, что филогенетически положительные эмоции более молодые, чем отрицательные, то есть новые, молодые функции первоначально формируются в левом полушарии мозга, а позднее в той или иной мере передаются правому. Поскольку в онтогенезе воспроизводятся закономерности филогенеза, то их необходимо учитывать при разработке развивающих психотехник.

Правое полушарие участвует в мышлении и обеспечивает возможность коммуникации на доречевом уровне . Жестовая речь глухонемых находится в ведении правого полушария, так же, как и любая форма общения с помощью понятийных знаков, включая пиктографическую и иероглифическую письменность. Эти способности у правшей не нарушаются даже при поражениях левого полушария, о чем свидетельствуют рисунки художницы перенесшей серьезную травму лобно-височных отделов левого полушария . Работа правого полушария осуществляется в основном рефлекторно, а левое произвольно управляет психическими процессами. Левое полушарие берет на себя анализ и осмысление рациональных знаковых систем. Из-за преобладания тактильных рецепторов на кистях правых рук у зрячих и, тем более, у слепых людей оно обрабатывает и анализирует зрительно воспринимаемые сообщения знаков пальцевой азбуки глухонемых и синтезирует ответную речь из таких же цепочек двигательных актов, являющихся буквенными знаками. Именно левое полушарие слепоглухонемых людей осуществляет анализ тактильных ощущений о знаках жестовой азбуки или вибрационных знаках, возникающих в гортани говорящего человека, и синтезирует цепочки двигательных актов ответной речи . До того, как И. Соколянским был разработан этот способ

коммуникации со слепоглухими от рождения детьми, они практически не становились людьми, то есть их интеллект оставался на уровне животных. Метод же Соколянского дает возможность слепоглухим детям достигать высокого интеллектуального развития - они приобретали высшее образование, становились учеными и защищали кандидатские степени .

Последний пример наглядно иллюстрирует важность и необходимость включения в развивающие психотехники непосредственных сенсорных контактов ученика с учителем и социумом. Очевидно, в данном случае работает универсальный адаптационный механизм, который свойственен от рождения всем живым системам. К примеру, умение петь у молодого соловья развивается в процессе подражания зрелым соловьям, точно также попугай после длительного звукового общения с человеком может воспроизводить слова и элементы человеческой речи. Соответственно психотехника, развивающая у человека потребность к обучению и творчеству обязательно должна включать элементы психофизики чувствительные к действиям социокультурных факторов, важнейшим из которых, несомненно, является речь и востребованность социумом творческой деятельности. Развитие голосового аппарата и речи является ключевым эндогенным фактором фило- и онтогенеза мыслительной способности, а степенью осознания творцом востребованности плодов его творчества определяется мотивационная и эмоциональная составляющие творческого процесса.

Если, такие характеристики творческого потенциала, как оригинальность и гениальность детерминированы в основном генетикой, то потребность в его развитии и полноценной реализации формируется исключительно в процессе социальной адаптации, под воздействием экзогенных социально-культурных факторов: «потребности человеческого индивида не являются заложенными в него генетически. В качестве априорно заданной может рассматриваться только необходимость и возможность формирования тех или иных потребностей. Первая определяется, в конечном счете, направленностью развития

человечества как родовой общности, вторая - взаимным соответствием, «стыковкой» человека и мира, их потенциальной взаимодополнительностью»

1.3. Практическая психология в творчестве

При разработке психотехник развивающих творческие способности можно использовать известные психофизические и физиологические упражнения, применяемые в оперном пении, различных обрядах и ритуалах, дыхательных гимнастиках и практической психологии.

К ним в первую очередь можно отнести ритуальные движения, звуки и песнопения, которые использовали и используют в различных культовых обрядах. Такие движения и акустические воздействия являются одним из способов одновременной активизации подсознания и сверхсознания, что дает хороший положительный эффект на физическом и психическом уровнях. Эффект, очевидно, обусловлен восстановлением и активизацией механизмов пространственно-временной организации мозга, включающих межполушарное взаимодействие, кортико-висцеральные отношения и функции подкорковых структур . В основе механизма стимуляции звуками и песнопением кооперативных процессов в различных отделах мозга может лежать возбуждение резонансных колебаний в локальных однородных жидкостноклеточных системах мозга на частотах гармоник колебаний воздушных сред в слуховом аппарате, в лицевых и лобных пазухах, а также столба воздуха в трахее. Варьируя способ пения (гортанно-носовое или грудное) и, соответственно, частотный диапазон звучания (гласные буквы - высокие частоты, согласные букву - низкие частоты) можно произвольно менять области активизации мозга. В первом случае будут предпочтительно стимулироваться колебания структур в лобно-височных отделах мозга, а во втором - в затылочном и мозжечковом.

Таким образом, при согласовании определенного ритма движения и специального способа песнопения может достигаться коррекция и

переформатирование энергоинформационного состояния мозга, которое закрепляется на уровне подсознания и способствует процессу активизации сверхсознания.

Дыхательные гимнастики помимо позитивного соматического эффекта развивают эндогенное дыхание и укрепляют систему кровоснабжения мозга. Особое значение в психотехнике приобретают упражнения с рассматриванием графических и живописных изображений, в которых содержатся либо гармоничные орнаменты или специально подобранное сочетание красок . Психологические опыты показывают, что такие упражнения способствуют к «переводу» мозга к состоянию «безмыслия», в котором происходит переключение активности мозга с левого на правое полушарие и усиление интуитивной составляющей творчества . Поскольку за живописное творчество ответственно в основном правое полушарие, то в работе отмечается, что профессиональное и учебное рисование и особенно в состоянии «безмыслия» способствует развитию творческих способностей человека.

2. ТЕХНОЛОГИЯ «СВЕРХСОЗНАНИЯ»

Руководствуясь перечисленными выше данными и опираясь на полифункциональные методики обучения мастерству актера , мы разработали технологию формирования-активизации творческой интуиции (сверхсознания), как основу комплексной психотехники, развивающей творческие способности вместе с потребностью в духовно-интеллектуальном самосовершенствовании. Технология с условным названием «сверхсознания» прошла длительную апробацию и внедрена в учебный процесс в Институте театрального искусства им. П.М.Ершова с целью развития у студентов-актеров и у лиц, обучающихся в рамках дополнительного образования, способностей к созидательной (инновационной) деятельности.

3. 1. Ключевые практические приемы технологии «сверхсознания»

В качестве физиологических параметров, усиливающих активность областей головного мозга, участвующих в формировании осей - когнитивной и

сверхсознания, а также височных зон правого и левого полушарий были выбраны: дыхание; ритмическое движение; звук и слово. Согласованность и гармоничность действия триады - дыхания, движения и звука, переходящего в слово, затем в речь на начальном этапе обучения достигались путем установления чувственно-психологического (энергоинформационного) контакта между учеником и учителем. Это особенно актуально для талантливых подростков, творческие задатки которых предполагают наличие повышенной чувствительности к мотивировочным духовно-физическим факторам социокультурной среды.

Ключевые практические приемы психотехники включали следующие комплексы.

2.1.1. Дыхательно-динамический комплекс.

Учитель опускает свои руки свободно вдоль тела и дает команду ученику дышать по схеме: спокойный вдох через нос и длинный полный выдох через рот (выдох длиннее спокойного вдоха в 3 - 4 раза). Учитель дышит в таком же режиме. Учитель становится сзади ученика и кладет кисти своих рук на его плечи и так управляет чередующимися движениями ученика - наклонами вперед-назад, поворотами налево-направо. Наклоны и повороты совершаются на максимально возможный угол и повторяются 3 - 4 раза. Во время наклонов и поворотов ноги ученика должны оставаться неподвижными с сомкнутыми стопами.

После этого ученик в течение и 3-5 мин совершает свободные движения на месте с закрытыми-открытыми глазами, стараясь работать мягко, без напряжения, достигая состояния подобно «безмыслия». Затем учитель, правой рукой подталкивая ученика в области седьмого-восьмого грудных его позвонков, направляет его движение по кругу диаметром 3-7 м. Начиная со второго круга ученик «отрывается» от учителя и пробегает трусцой по кругу 34 раза. После завершения бега трусцой учитель задает рукам ученика импровизационные вращательно-маховые движения в такт дыхания, которые

длятся не менее 5 мин. Затем, не прекращая движений руками, ученик под контролем рук учителя, лежащих на его пояснице, начинает совершать боковые наклоны туловища вправо-влево в такт движения рук и с нарастающей амплитудой до максимально возможного угла. С увеличением амплитуды наклонов постепенно и естественным образом включаются в импровизационное движение и ноги ученика, поочередно отрываясь от пола. После четырех-пяти наклонов учитель кладет свою правую руку ладонью на затылок ученика и легким плавным движением задает движения головы в противофазе движению туловища. При движении туловища ученика влево его голова должна пойти вправо и наоборот. Ученик продолжает импровизационные движения всем телом в течение примерно 5 мин.

Для выявления нейрофизиологических эффектов технологии сверхсознания использовали компьютерную методику анализа электрической активности мозга «Синхро-ЭЭГ», разработанную Н.Е.Свидерской . Исследования показали, что комплекс дыхательно-динамических упражнений активизирует работу височных зон обоих полушарий и повышает активность затылочной области правого полушария головного мозга обучаемого.

2.1.2. Вокально-динамический комплекс

Учитель дает команду замедлить импровизационные движения, не уменьшая их амплитуды, и закрыть глаза. Затем учитель дает команду начать петь сомкнутыми губами буквы «м» и/или «н». Пение должно начинаться с минимальной громкости, без напряжения, на длинном полном выдохе через нос. При этом ритмы импровизационного движения, дыхания и пения должны совпадать. С окончанием выдоха движения всего тела ученика не прекращаются. При переходе одного импровизационного движения в другое меняется тональность пения. Изменение тональности с высокой на низкую определяется величиной амплитуды комплексных движений тела обучаемого. Пение с минимальной громкостью должно длиться не менее 2 мин. Затем по команде учителя ученик, сохраняя эти условия пения поет произвольные звуки

и их произвольные сочетания в течении 2 мин, после чего учитель дает команду постепенно увеличить до максимума громкость пения и амплитуду импровизационных движений. В процессе пения ученик может открыть-закрыть глаза, руководствуясь собственными ощущениями.

По команде учителя ученик, окончив импровизационные движения, сгибает на спокойном вдохе через нос свои руки так, чтобы их раскрытые ладони находились на уровне его груди и были обращены вверх. Затем ученик по команде учителя начинает повторять за ним произвольные бессмысленные фразы, копируя его движения. Примером, диктуемых учителем фраз являются, например, следующие: «матэро фа», «моски мива хан», «лятэ фарэсто хува» и т. п. При этом ученик должен акцентировать ударения в произносимых произвольных фразах. Постепенно учитель, а по его примеру и ученик, сводят движения до жестикуляции. Совместное произнесение учителем и учеником произвольных фраз с одновременной жестикуляцией должно длиться 2 мин, после чего учитель прекращает говорить и жестикулировать, а ученик продолжает делать это самостоятельно еще не менее 5 мин. Это необходимо для того, чтобы у ученика доминанта движения перешла в субдоминанту и была замещена доминантой речи, не имеющей смыслового содержания. В процессе самостоятельного произнесения учеником произвольных фраз одновременно с жестикуляцией наступает состояние синхронистичности дыхания, движения и речи обучаемого.

Нейрофизиологический контроль показал, что комплекс 3.1.2. активизирует моторный центр речи (центр Брока) левого полушария и повышает активность лобно-височной области правого полушария и затылочные области обоих полушарий мозга ученика, что дает ему возможность коррелировать последовательность и сочетание артикуляций звуко-речевых синтагм с движениями тела, мимикой и жестикуляцией. Принцип корреляции словесных и телесных выразительных средств активно используется в актерском и ораторском искусстве. Отметим, что лобная

область правого полушария и затылочная область левого полушария головного мозга являются фокусами оси сверхсознания.

2.1.3. Логико-смысловой комплекс

Учитель дает команду повторить за ним вслух программу-запрос, например: «Я хочу познать, что есть прямая». Ученик начинает осознавать новую информацию, сочетая когнитивную активность левого полушария с активностью правого полушария мозга, и интерпретируя ее движениями рук, и/или звуками, и/или речью. Формы интерпретации этой информации могут быть различными: рисунок, стихотворение, проза, музыкальный этюд,

пластическое движение, пение, речь, научно-техническая информация и т.п., включая их комбинации. Конкретную форму воспроизведения задает ученику учитель. Во время воспроизведения новой информации ученик может открыть или закрыть глаза, руководствуясь собственными ощущениями.

В процессе осознания и воспроизведения информации через произвольные формы у ученика активизируется лобно-височная доля левого полушария и сохраняется достигнутое в п. 3.1.2 состояние синхронистичности дыхания, движения и речи. Усиление фокуса в передних отделах левого полушария может быть свидетельством условий повышения контролирующей функции сознания. Активность височной доли левого полушария свидетельствует о включении в работу сенсорного центра речи (центр Вернике), отвечающий за понимание смысла получаемой информации. Момент постижения учеником смысла принятой информации, представляющего собой ответ на программу-запрос, является моментом наступления озарения. Активизация оси сверхсознания и когнитивной оси в данный момент является необходимым условием для достижения состояния творческого озарения. В акте озарения контролирующая функция сознания сохраняется, ослабляясь и уступая место другим слоям психики - и подсознанию, и сверхсознанию.

2.2. Результаты апробации технологии сверхсознания

Нейрофизиологический, психологический и медицинский контроль психосоматического состояния студентов, обучающихся с применением технологии сверхсознания показал не только ее безопасность для здоровья, но и позволил выявить ощутимый оздоровительный эффект применения технологии у лиц, имевших проблемы с интеллектуальным и психическим развитием. Непрерывный мониторинг успеваемости учеников и студентов и оценки специалистов уровня творческих способностей студентов в художественных сферах (живопись, литература, музыка, танец, театр) свидетельствуют о том, что студенты, освоившие технологию сверхсознания, приобрели и развили следующие способности и качества:

Ускоренно овладевают профессиональными знаниями, умениями, навыками и успешно их применяют на практике;

Без особых затруднений достигают состояния творческого озарения, благодаря чему легко усваивают новые знания, художественные и технологические способы решения учебных и творческих задач;

Увлеченно занимаются творческо-экспериментальной, научноисследовательской и инновационной деятельностью;

Усваивают навыки научного и комбинаторного мышления, художественной изобретательности и новаторства;

При создании художественного продукта гармонично сочетают реализм и условность;

Авторские работы изобилуют нестандартным решением и наполнены философским содержанием, в донесении смыслов используют различные выразительные средства, при этом посредством символа, знака, метафоры создают свой «язык» художественного самовыражения (Рис 1-4);

Потребность в творческой деятельности как в средстве самосовершенствования становится духовным стержнем личности, определяющим ее мировоззрение и социальное поведение;

Студенты, прошедшие обучение с применением технологии сверхсознания в последствие могли ее использовать самостоятельно, а также исполнять роль наставника обучающего технологии других учеников.

Рис. 1. Рисунки обучающихся разного возраста: 1 - Полет Духа (Саша, 8 лет); 2 - Ветер Судеб (Настя, 11 лет); 3 - Источник вдохновения (Светлана, 22 года); 4 - Сила разума

(Александр 41 год)

Рис. 2. Работы Александры, 2-й курс, актёрский ф-т: 1 - Единение пространства и времени; 2 - Рождение мысли; 3 - Карьерная лестница; 4 - Причуды отражения;

5 - Единство и борьба противоположностей.

Рис. 3. Работы студентов 1 курса актерский ф-т. Виталия: 1 - Комедия; 2 - Трагедия;

и Екатерины: 4 - Смерть Антигоны

Рис. 4. Работы Натальи, 3-й курс, актёрский ф-т: 1 - Ромашки; 2 - Вечность, нежность и пустота; 3 - Созидатели; 4 - Произрастание

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании полученных результатов можно заключить, что технология сверхсознания, формируя потребность в познании, повышает творческий и духовно-интеллектуальный потенциал обучающегося и ведет к сокращению времени его профессиональной подготовки без потери качества. Из этого следует, что для подготовки квалифицированных кадров, способных эвристически мыслить, генерировать продуктивные идеи и создавать оригинальный продукт, необходимо использовать педагогические приемы и технологии, которые способствуют активизации всех трех уровней психики (сознания, подсознания и сверхсознания).

Список литературы

1. Дащинская Т.Н. Сверхсознание как продукт социокультурной среды // Тезисы докладов IV Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» - «Отечественная социология: обретение будущего через прошлое». М.: 2008; Способ школы «Валашвеш» // Патент № 2157707, от 01.06.1999.

2. Дащинская Т.Н., Дащинский В.Е., Холманский А.С. Социокультурные и психофизические основания художественного творчества // Проблемы науки и образования. №3. 2012.

3. Ершов П.М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков. - Дубна: Феникс+, 2009.

4. Зденек М. Развитие правого полушария // http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=791

5. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психол. журн., 1992, т. 13, N 2, с. 107-12.

6. Маркина Н.В. Загадки и противоречия творческого мозга // Химия и жизнь. №11, 2008. http://elementy.ru/lib/430728

7. Свидерская Н.Е., Антонов А.Г. Влияние индивидуальнопсихологических характеристик на пространственную организацию ЭЭГ при невербально-дивергентном мышлении // Физиология человека. 2008. 34(5): 1-

8. Свидерская Н.Е., Дащинская Т.Н., Таратынова Г.В. Пространственная организация ЭЭГ при активизации творческих процессов // Журн. высш. нерв. деят. 2001. Т.51(3). С. 393-404.

9. Свидерская Н.Е., Таратынова Г.В., Кожедуб Р.Г. ЭЭГ-корреляты изменения стратегии переработки информации при зрительном воображении // Журн. высш. нерв. деят. 2005. Т. 55(5). С. 626-632.

10. Сергеев Б.Ф. Ум хорошо... М.: «Молодая гвардия», 1984.

11. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. - М.: Наука, - 2001.

12. Симонов П.В. Созидающий мозг. М., Наука, 1993.

13. Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознании // Бессознательное. Многообразие видения. Новочеркасск: 1994.

14. Станиславский К.С. Работа актера над ролью. М.: 1957, 550 с.

15. Холманский А.С. Дащинская Т.Н. Ресурс функциональной асимметрии мозга // Доклады конференции «Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии и нейропластичности». - М.: 2008.

16. Neyman К. Правое и левое полушария и их функции в творчестве // http://izotika.ru/left-and-right-brain/; Интуитивное рисование. Образы чувств // http://izotika.ru/intuit-ris/

1. Dashinskaya T.N. Tesis dokladov IV Vserossiiskoii nauchnoii konpherencii “Sorokinskie chteniya”. M.: 2008; Sposob schkoli “Valashvesh”. Patent №2157707 ot 01.06.1999

2. Dashinskaya T.N. Dashinskii V.E. Kholmanskii A.S Sociokulturnie I psihophisicheskie osonaniya hudozhestvennogo tvorchestva . Problemy nauki i obrazovaniya, no. 3 (2012).

3. Erschov P.M. Skritaya logika strastei, cyuvstv i postupkov . Dubna: 2009.

4. Zdenek M. Razvitie pravogo polusharia . http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=791

5. Leontiev D. A. Zhiznennii mir cheloveka i problem potrebnostei . Psihologicheskii zhurnal 13, no. 2 (1992): 107-120.

contradictions of a creative brain]. Khimiya i zhizn, no. 11 (2008).

http://elementy.ru/lib/430728

7. Sviderskaya N.E. , Antonov A.G. Vliyanie individualno-psihologicheskih harakteristik na prostranstvennuyu organizaciyu EEG-korrelayati neverbalno-divergentnom myshlenii . Phiziologiya cheloveka 34, no. 5 (2008): 1-11.

8. Sviderskaya N.E., Dashinskaya T.N., Taratynova G.V. Prostranstvennaya organizaciya EEG-korrelayati aktivizacii tvorcheskih processov . Zhurnal vysshaya nervnaya deyatelnost 51, no. 3 (2001): 393-404.

9. Sviderskaya N.E., Taratynova G.V., EEG-korrelayati izmenenuya strategii pererabotki informacii pri zritelnom voobragenii . Zhurnal vysshaya nervnaya

deyatelnost 55, no. 5 (2005): 626-632.

10. Sergeev F.B. Um horosho... . M.: Molodaya Gvardiya, 1984.

11. Simonov P.V. Lekcii o rabote golovnoga mozga . M.: Nauka, 2001.

12. Simonov P.V. Sozidayushii mozg . M., Nauka, 1993.

13. Simonov P.V. O dvuh raznovidnostyah neosoznovaemogo psihicheskogo: pod- i sverhsoznanii . Bessoznatelnoe. Mnogoorasie videniya. Novochekassk, 1994.

14. Stanislavskii K.S. Rabota aktera nad rolyu . M.: 1957. 550 p.

15. Kholmanskii A.S., Dashinskaya T.N. Resurs funkcionalnoi assimetrii mozga . Doklady ronferencii “Aktualnie voprosy funcionalnoi mezhpolusharnoi assimetrii i neiroplastichnosti”. M., 2008.

16. Neyman K. Pravoe i levoe polushariya i ih funkcii v vorchestve . http://izotika.ru/left-and-right-brain/; Intuitivnoe resovanie. Obrazy chuvstv // http://izotika.ru/intuit-ris/

Дащинская Тамара Николаевна, Ректор Института театрального искусства им. П.М.Ершова

Дащинский Виталий Евгеньевич, старший преподаватель Кафедры мастерства актера

Институт театрального искусства им. П.М.Ершова Россия, 111401, г. Москва, Новогиреевская ул., д.14-А artershov@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Dashchinskaya Tamara Nikolaevna, Rector of Institute of Theatrical Arts. P.M.Ershova

Dashchinskiy Vitaliy Evgen’evich, Senior teacher of Chair of skill of the actor

Institute of Theatrical Arts. P.M.Ershova

Russia, 111401, Moscow, St. Novogireevskaya., 14-A

artershov@mail. ru

Рецензент:

Таратынова Галина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, Заведующая лабораторией «Психология творчества» Института театрального искусства им. П.М.Ершова

Творческие способности представляют собой совокупность множества личностных качеств. На сегодняшний день нет единства взглядов по поводу компонентов, сходящих в структуру творческих способностей, однако есть несколько гипотез, касающихся данного вопроса.

Условно, можно разделить творческие способности на следующие группы Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. М., 2014. - С. 244.:

  • 1) интересы и склонности, то есть - способности, связанные с мотивацией;
  • 2) эмоциональность, то есть - способности, связанные с темпераментом;
  • 3) интеллектуальные способности.

Лук А.Н. был известным отечественным исследователем проблемы творчества. Он проводил изучение биографий выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов. На основании проведенных исследований Лук А.Н. выделил следующие компоненты творческих способностей Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 2011. - С. 122.:

  • 1) способность личности видеть проблему там, где её не видят другие;
  • 2) способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;
  • 3) способность к применению навыков, приобретённых при решении одной задачи к решению другой;
  • 4) способность к восприятию действительности в целом, не разделяя её на составные части;
  • 5) способность к легкому ассоциированию отдалённых понятий;
  • 6) способность памяти выдавать нужную информацию в нужный момент времени;
  • 7) гибкость мыслительного процесса;
  • 8) способность к выбору одной из альтернатив решения проблемы, до момента её проверки;
  • 9) способность к включению вновь воспринятой информации в имеющиеся системы знаний;
  • 10) способность видеть вещи такими, какие они есть, выделяя наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
  • 11) лёгкость генерирования идей;
  • 12) творческое воображение;
  • 13) способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначальных идей.

Ученые педагоги и практики, такие как Альтшуллер Г.С., Цуриков В.М., Гафитулин М.С., занимавшиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ), полагают, что одним из составляющих творческого потенциала личности выступают следующие способности Асафьев Б.В. Избранные статьи о просвещении и образовании. М., 2013. - С. 54.: творческая способность развитие дошкольник

  • 1) способность к риску;
  • 2) дивергентное мышление;
  • 3) гибкость в действиях и мышлении;
  • 4) быстрота мышления;
  • 5) способность к генерированию оригинальных идей и изобретению нового;
  • 6) обширное воображение;
  • 7) восприятие неоднозначности явлений и вещей;
  • 8) высокие эстетические ценности;
  • 9) развитый уровень интуиции.

Психологи, чаще всего, связывают предрасположенность к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мыслительного процесса. Выделяют следующие характеристики творческого мышления Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.,2012. - С. 217.:

  • 1) ассоциативность;
  • 2) диалектичность;
  • 3) системность.

Ассоциативность представляет собой способность прослеживать связь и аналогичные черты в явлениях и предметах, которые на первый взгляд могут показаться не сопоставимыми.

Благодаря диалектичности мышления можно выявить противоречия и отыс.кать способ, с помощью которого они могут разрешиться.

Системность , заключается в способности видеть предмет или явление как единую систему, видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития, всесторонне воспринимать существующую проблему - это еще одно качество, благодаря которому формируется творческое мышление. Если развивать именно эти качества, мышление можно сделать гибким, продуктивным и оригинальным.

Социальная среда формирует личность, и ее также необходимо учитывать при рассмотрении вопроса формирования творческих способностей. Кроме того, социальная среда нуждается в активном формировании. Поэтому творческие способности развиваются в зависимости от того, какие возможности предоставляет окружение для того, чтобы у личности реализовался тот потенциал, который в различной степени имеется у каждого индивида. Вся окружающая среда, в которой воспитывается ребенок, должна благотворно влиять на развитие его творческих способностей.

Проведя анализ психологической и педагогической литературы посвященной вопросу развития творческих способностей, мы пришли выводу, что до сих пор не существует единого подхода к оценке творческих способностей . Несмотря на то, что существует множество подходов к их определению, исследователи единогласно придерживаются мнения, что творческое воображение и качества творческого мышления (гибкость мысли, оригинальность, любознательность и др.) выступают обязательными компонентами творческих способностей. Критерием творческий способностей является процесс создания нового продукта, а также реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создавать какой-либо продукт творческой деятельности и др. Почти во всех подходах к проблеме формирования творческих способностей, выделяется отличительная черта - креативность деятельности, которая главным образом предопределяет способность личности выйти за рамки стандартной ситуации и поставить собственную цель решения проблемы.

Оригинальность мышления является основным критерием творчества и представляет собой способность находить ответы на нестандартные вопросы. Оригинальность выражается в степени непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность формируется из преодоления рамок "правильного", очевидного, общепринятого Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М., 2014. - С. 231..

Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность. Данными качествами обладает каждый творческий человек. Инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления - является противоположными качествами. Вышеперечисленные качества необходимы для быстрого разрешения стандартных жизненных задач. Однако психологическая инерция негативно сказывается на творчестве и не способствует развитию творческих способностей.

Основу творческих способностей составляют общие интеллектуальные способности. Однако, высокий уровень развития интеллектуальных способностей не всегда предполагает хорошо развитые творческие способности.

Изучив различные подходы к проблеме формирования творческих способностей, мы можем выделить основные направления в развитии творческих способностей младших школьников и подростков:

  • 1. Применение методов организации и мотивации творческой деятельности;
  • 2. Развитие воображения и развитие качеств мышления.

Творческие способности можно разделить на две основные группы Там же. - С. 218.:

  • 1. Интересы и склонности, то есть - мотивационные способности;
  • 2. Эмоциональность, то есть - способности, связанные с темпераментом;

В отличие от специальных способностей творческие способности, определяющие успешность в конкретных видах деятельности, могут проявляться в том специфическом стиле деятельности, при котором способ ее выполнения, который может быть назван творческим.

Творческий стиль на всех этапах деятельности характеризуется, в первую очередь, самостоятельной постановкой проблемы, так называемой интеллектуальной инициативой, самостоятельным, оригинальны способом решения уже готовых тем и проблем и т.д. Иначе говоря, творческую инициативу характеризует отсутствие шаблона, отсутствие функциональной фиксированности и ригидности в исполнительной и мыслительной деятельности.

Некоторые философы полагают, что творческий стиль мыслительной деятельности является первичной и естественной формой работы головного мозга Калугин Ю.Е. Творческое воображение и его развитие. Челябинск, 2015. - С. 24.. Исходя из этого, можно предположить, что творческий потенциал есть у всех людей без исключения, но проявляется он по-разному в зависимости от того, насколько выражены специальные способностей к различным видам деятельности. Шаблонное мышление формируется под влиянием различных социальных воздействий и, в первую очередь является предметом существующей воспитательной и обучающей системы.

Однако нельзя отрицать факт того, что при одной и той же системе воспитания и обучения у одних людей формируется шаблонное мышление, у других сохраняется или вырабатывается самостоятельный и творческий стиль мыслительной деятельности. Это наводит на мысль о том, что у некоторых индивидуумов существует определенная сопротивляемость шаблону, которая проявляется не только в стиле мыслительной и исполнительской деятельности, но и в некоторых личностных характеристиках, таких как независимость, самостоятельность (отсутствие конформности соглашательства) и т.д.

Не лишено вероятности предположение, что сопротивляемость "шаблону" может оказаться наиболее фундаментальным внутренним качеством в структуре творческих способностей, природа которого, скорее всего, детерминирована некоторыми биологическими задатками. Возможно, однако, и альтернативное предположение, что данное качество вторично, обусловлено другими качествами интеллектуальной деятельности (гибкостью, широтой и пр.) или личностными образованиями.

Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Человек создал настолько сложные и совершенные машины, что стали поговаривать о возможности построения машины, которая могла бы превзойти самого человека, которая оказалась бы в состоянии мыслить и творить. Но творить, создавать новое машина не в состоянии. Способность к творчеству присуща только человеку. Проблема выявления ранних способностей интересует многих. Речь идет в принципе о выделении, выявлении способных людей, о соответствующей их подготовке, то есть о наилучшем решении подбора кадров.

Быть всегда творческим - значит быть всесильным.
Нет надежнее гарантии на лучшее будущее, чем
умение быть творческим всякий раз,
когда это необходимо, в любой момент быть
готовым решать проблемные вопросы
и разрабатывать новые концепции.
Марк Фишер
Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному информационному. Между поставленной педагогической целью и ее воплощением, безусловно, должна стоять система общих и специфических подходов, складывающихся в комплексе педагогических технологий. Активное развитие уровня мышления у учащихся, привитие интереса к предметам естественного цикла и формирование экологического мировоззрения у учеников на своих уроках достигается мной путем внедрения в методику преподавания новейших педагогических технологий. Еще Ушинский говорил: «Развитие без накопления знаний - мыльный пузырь». Чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся необходимо и изменить формы и методы ведения урока, разнообразя их, сделает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Таким образом, новые, нестандартные (интерактивные) формы обучения, личностный подход к учащимся - это пути совершенствования учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач, активизацию познавательной деятельности учащихся, развития творческих способностей каждого ученика.
Чтобы любой урок был интересным, познавательным, считаю важным в планировании любой темы оставлять место неизвестному, загадочному, чтобы каждый урок был маленьким окошечком в большой мир науки. Для этого в любое задание включаю элементы, связанные с развитием логики, выявлением причинно-следственных связей. И здесь самое сложное - отбор информации для заданий, чтобы они носили не репродуктивный характер, а развивающий, причем независимо от типа урока, даже в зачетный урок включаю задания - «изюминки», которые не только обучают, но и способствуют развитию творческого мышления. Использую элементы на уроках ТРИЗ педагогики.
Нельзя птицу научить летать в клетке,
нельзя выращивать «творческий мускул»,
не вылетев на простор заданий «открытых» -
допускающих разные подходы к решению,
разную степень углубления в существо проблемы,
разные варианты ответов.
Анатолий Гин.
ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В её основу, прежде всего, была подожжена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г.С.Альтшуллера. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения - в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методом решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм и т.д. Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой является выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники с помощью педагога изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т.д. Для развития творческих навыков ТРИЗ мной создан большой фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях, как химия, экология, гкография ХМАО. Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализовываться в творчестве. Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
Одной из действенных форм экологического образования и воспитания являются уроки-экскурсии в природу, на предприятия. Тематическая экскурсия способствует закреплению и конкретизации полученных на уроках знаний и прививает интерес и любовь к природе. Наблюдения во время экскурсии служат основой для определения конкретной тематики различных форм творческой деятельности учащихся, таких как сюжетно-ролевые игры, пресс-конференции. Ролевые игры позволяют школьникам приобретать социальный опыт в принятии экологически грамотных решений, навыки разрешения сложных эколого-нравственных ситуаций в практической жизни, усваивать правила поведения в природе. Они способствуют развитию экологического мышления, творчества, инициативности и самостоятельности. Проведение ролевых игр привлекает большое количество людей к природоохранным проблемам и воспитывает у них чувство любви к родной природе и ответственного отношения к окружающему миру. Игра особенно ценна своей мотивацией, творческими, партнерскими взаимоотношениями. В ролевой игре в качестве обязательного элемента присутствует имитационная модель реальной действительности (симпозиум, заседание ученого совета). Наряду с имитационной моделью в ролевой игре всегда присутствует объект имитации, представляемый конкретной деятельностью «специалистов»: экологов, историков, экономистов, психологов и т.д. Содержанием игры становятся реальные экологические проблемы. Игра - это сфера сотрудничества, сотворчества учителя и ученика, это важное средство самовыражения, проба сил. В играх можно лучше раскрыть организаторские, творческие способности учащихся. При организации экологических игр учитываю краеведческую направленность, т.е. решение экологических проблем местного характера, например «Экологический эрудицион» 8 класс, ориентирован на проблемы ХМАО (игра по теме «Сельскохозяйственная экология»). Обязательно учитываю возраст учащихся, в 5-7 классах применяю сказочные сюжеты: путешествия, экспедиции. Экологические игры и конкурсы провожу с применением разнообразных педагогических форм и методов: викторин, кроссвордов, ребусов, анаграмм. Так же практикую работу с инструктивными картами, решением проблемных и поисковых ситуаций. Игра - это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Интересная форма работы, внедряемая мной в практику, разработка и защита проектов (технологии пятого поколения «ТОГИС»). Проектная деятельность учащихся - это один из способов развития их творческих способностей. Такая деятельность предоставляет ученикам самостоятельность, способствует развитию целого ряда ценных качеств личности. Для ее осуществления необходимо проявление творческой активности, а не простое действие по алгоритму. Метод проектов используется в учебном процессе как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе совместного планирования, реализации и осмысливания практической деятельности для достижения намеченных целей. Для поиска фактических данных широко использую ресурсы глобальной информационной сети. Учащимся предлагается в свободной форме и открыто обсудить все возможные решения заданной проблемы, можно провести дискуссию, в ходе которой группа получает инструкции, направляющие к окончательному решению через следующие этапы:
. идентификация проблемы;
. соединение информации;
. анализ различных аспектов проблемы;
. генерирование возможных решений;
. установление сдерживающих обстоятельств и ограничительных условий;
. конструирование перспективных решений;
подготовка заключительного письменного объяснения позиции группы в принятом решении;
Цель проектного обучения: создать условия, при которых ребята:
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Каждый этап начинается с вводного повторения, проводимого обычно в форме беседы, изучение нового материала строится, как коллективное решение познавательных задач (практикум), данные для которого извлекаются из книг, информационной сети, CD-ROM. В результате решения учащимися запоминается фактический материал. Далее следует переход к развивающему дифференцированному закреплению: группа ребят работает с учителем, решают задачи общего и разноуровневого характера, а затем по аналогии сами. Решение каждой задачи обсуждает весь класс или его часть, после изучения блоков уроков ребята оформляют и защищают исследовательские проекты. Данная технология применяется мной в 9 классе после изучения тем: «Экология человека» (предмет «Экология» - 9 класс), «Химия элементов - неметаллов» (предмет «Химия» - 9 класс), «Вода» (предмет «Химия» - 8 класс).. Ребятам предлагается описать ситуацию, в которой надо решить предложенные проблемы. Работа по каждому проекту предусматривает:
. предварительное инструктирование группы, состоящей из 5-7 человек;
. индивидуальные задания;
. чтение дополнительных источников для понимания темы;
Ребята готовят мини-проекты «Влияние стресса на живые организмы», «Ароматерапия», «Проблема женского курения», «Мониторинг индивидуального развития учащихся», «Снег - индикатор чистоты воздуха», «Физико-химический анализ водных систем нашего поселка, которые вызывают интерес у учащихся и перерастают в научно-исследовательские работы. Технология «ТОГИС» - это осознание учащимися ценностей современного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести коллективный анализ результатов. Методы, формы, приемы исследовательской работы усложняются по мере усвоения обучающимися учебного материала. Начинаю с самого простого уровня - любопытства, за которым стоит потребность каждого ребенка в новых впечатлениях, до более высокого - развитие любознательности через проведение теоретических, эмпирических заданий до более усложненных исследований. Обучающиеся знакомятся с рефератами, статьями ученых, научными методиками. Применяя их в дальнейшей практической деятельности, учащиеся ставят более актуальные цели и задачи, выдвигают научные гипотезы.
Педагоги должны создать безопасную психологи¬ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от¬крытий. Важно постоянно сти-мулировать ученика к творчеству проявлять со¬чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не¬свойственным в реальной жизни. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена¬правленная работа по развитию творческого потенциала детей. Каждый ребенок по-своему одарен, и правильно организованная система занятий поможет развивать его способности.
Оксана Коржевская. Доклад.
13-й Всероссийский интернет-педсовет