Как делать огэ по истории план. Структура огэ по истории. Программа индивидуально группового занятия

В последнем задании ОГЭ по истории девятикласснику, выбравшему этот предмет, предстоит заниматься написанием плана ответа по заданной теме. В плане должно присутствовать не меньше трех пунктов, причем содержание двух из них обязательно должно быть пояснено. Для того, чтобы написать план на хороший балл, нужно хорошо знать школьную программу по отечественной истории, ведь тема плана изначально дана в задании, а не предлагается на выбор, и может относиться к любому периоду – от 8 до 21 века.

За ответ можно максимально набрать 3 балла – их ставят, если в плане есть не меньше 3 пунктов с наличием пояснений для любых двух, при этом в пояснениях приводятся основные исторические события, в изложении которых не допущено фактических ошибок. Если все вышеизложенное соблюдено, но в пояснениях отражены не основные события, а отдельные факты, не позволяющие целиком раскрыть тему – ставят 1 балл. Также 1 балл получают за ответ, в котором три и более пунктов, но пояснение дано только к одному пункту, либо если в плане всего два пункта при наличии пояснения для одного из них. В остальных случаях ответ ученика оценивается в 0 баллов. Пояснения могут быть оформлены в подпункты, перечень позиций либо в свободный комментарий.

Разбор типовых вариантов задания №35 ОГЭ по истории

Первый вариант задания

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Внешняя по­ли­ти­ка Алек­сандра III». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему.

План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунктов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (явления), свя­зан­ные с внешней политикой России в годы правления данного императора.

Александр 3 правил страной с 1881 по 1894 годы. Его внешняя политика отмечена тем, что в годы его правления Россия не вела ни одной войны – целью императора была поддержка мирных отношений со всеми государствами, за что он и получил прозвание «миротворец». Большое внимание уделялось поддержанию позиций страны на Балканах, на Дальнем Востоке и укреплению среднеазиатских рубежей. В 1881 году был возобновлен «Союз трех императоров», а в 1891-1893 оформился союз России с Францией. Страна укреплялась на Дальнем Востоке – в 1891 началось строительство Великой Сибирской магистрали.

Давайте попробуем написать план согласно критериям задания:

  1. Основная идея внешней политики в годы правления Александра Третьего – мирные взаимоотношения со всеми странами.
  2. Установление союзнических отношений с европейскими державами и укрепление связей с ними:
    • возобновление в 1881 году «Союза трех императоров»;
    • сближение с Францией и оформление русско-французского союза в 1893 году в ответ на формирование Тройственного союза.
  3. Изменение позиций России на Балканах.

      Позиции Российской империи на Балканах стали не столь прочными после роста влияния Австро-Венгрии в этом регионе; именно из-за этого ухудшились отношения России с Болгарией. Стремление предотвратить очередной вооруженный конфликт и выраженная готовность следовать условиям Берлинского конгресса стали причинами ослабления позиций России на Балканах.

  4. Укрепление России на Дальнем Востоке и в Средней Азии
  5. Итоги внешней политики Александра 3

Второй вариант задания

Вам по­ру­че­но со­ста­вить развёрнутый ответ по теме «Соляной бунт 1648 г. в Москве». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунктов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (явления), свя­зан­ные с вос­ста­ни­ем 1648 г. в Москве, во­шед­шим в ис­то­рию как Со­ля­ной бун т.

План восстания – один из самых легких вариантов данного задания. Для начала необходимо указать причины и предпосылки выступления, затем можно упомянуть о составе участников, после – описать ход событий, требования восставших, а в конце сказать об итогах.

Давайте рассмотрим один из вариантов ответа:

  1. Причины и предпосылки Соляного бунта:
    • введение дополнительной пошлины на соль;
    • недовольство народа деятельностью приближенных царя;
    • ухудшение благосостояния людей из-за войн.
  2. Участники восстания
  3. В восстании, произошедшем в 1648 году в Москве, принимали участие многие слои населения: ремесленники, дворовые, низшие и средние слои посадского населения и стрельцы
  4. Ход событий
  5. Требования, предъявленные восставшими:
    • изменение в законодательстве, отмена дополнительной пошлины на соль;
    • замена руководителя Земского приказа;
    • выдача приближенных царя Морозова и Траханиотова для народной расправы.
  6. Итоги восстания

Третий вариант задания

Вам по­ру­че­но подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной пе­ре­лом в ходе Ве­ли­кой Отечественной войны». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те освещать эту тему. План дол­жен содержать не менее трёх пунктов. На­пи­ши­те краткое по­яс­не­ние содержания любых двух пунктов. План с по­яс­не­ни­я­ми должен от­ра­зить основные со­бы­тия (явления), свя­зан­ные с ко­рен­ным переломом в ходе Ве­ли­кой Отечественной войны.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны начался в ноябре 1942 года и завершился в 1943 году, когда инициатива окончательно перешла от Германии к СССР. Его ключевые события – Сталинградская и Курская битвы. Первым пунктом плана можно написать «определение коренного перелома», но это не обязательно.

Давайте попробуем составить план и детализировать два его пункта

Начало коренного перелома

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны начался с контрнаступления войск под Сталинградом в ходе операции «Уран». Тремя фронтами, осуществляющими контрнаступление – Юго-Западным, Сталинградским и Донским – командовали Н. Ватутин, А. Еременко и К. Рокоссовский соответственно. Сталинградская битва завершилась 2. 02. 1943 победой советских войск; после этого страна провела успешные операции на Кавказе и на Дону, закрепив свои позиции. Также в это время промышленность полностью перестроилась на военный лад.

Продолжение коренного перелома

Битва на Курской дуге, происходившая с 5 июля по 23 августа 1943 и завершившаяся победой советских войск, ознаменовала окончательный переход стратегической инициативы к Советскому Союзу. Военное производство в СССР в это время находилось на высшем уровне. Также укреплялась антигитлеровская коалиция – именно в это время была проведена Тегеранская конференция.

ОГЭ 2018, 35 задание. Планы по истории России XII-середине XVвв.

Тема: « Причины распада Древнерусского государства».

    Причины распада Древнерусского государства:

А) господство натурального хозяйства, слабость экономических связей;

Б) рост городов – центров ремесла и торговли, политической власти, с которой пришлось бы делиться доходами;

В) укрепление и рост удельного, княжеско – боярского землевладения, экономическая самостоятельность вотчин;

Г) усиление политической независимости местных князей и бояр, развитие аппарата управления вотчины; военная независимость: наличие у князей и бояр дружины;

Д) борьба за власть между князьями, княжеские усобицы;

Е) отток населения на северо – восток Руси из – за постоянных набегов кочевников, упадок Киевской земли;

Ж) упадок торговли по Днепру вследствие половецкой опасности и утраты Византией главенствующей роли в международной торговле;

З) временное исчезновение внешней угрозы после побед Владимира II Мономаха над половцами.

2. Этапы распада Древнерусского государства:

А) раздел земли между детьми Ярослава Мудрого (1054г.);

Б) Любечский съезд князей (1097г.);

В) смерть Мстислава Великого (1132г.);

Г) взятие Киева войсками Андрея Боголюбского (1169г.)

3. Основные центры политической раздробленности на Руси:

Б) Великий Новгород;

Тема: «Основные центры политической раздробленности на Руси»

1. Основные центры политической раздробленности на Руси:

А) Владимиро – Суздальское княжество;

Б) Великий Новгород;

В) Галицко – Волынское княжество.

2. Территориальные и природные особенности Владимиро – Суздальского княжества:

А) Северо –Восточная Русь;

Б) Междуречье Оки и Волги;

В) Скудные земли;

Г) суровый климат;

3. Территориальные и природные особенности Великого Новгорода:

А) Северо –Восточная Русь;

Б) Междуречье Оки и Волги;

В) Скудные земли;

Г) суровый климат;

Д) Лесная зона – защита от кочевников.

Уфилина Юлия Валерьевна

МАОУ «Школа №161» г. Нижний Новгород

Учитель истории

Программа индивидуально группового занятия

«Подготовка к ОГЭ по истории»

Пояснительная записка

Предлагаемая программа ИГЗ по истории России для учащихся 9 классов создана в полном соответствии с положениями концепции обучения на средней ступени среднего общего образования в школе и предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся по основным темам истории России в условиях проведения итоговой аттестации учащихся по истории в формате ОГЭ. Данная программа составлена на основании программы А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. «История России. 6-9классы», а также на основании элементов кодификатора и спецификации, разработанных ФИПИ.

Цель курса :

- углубление специальной подготовки учащихся по предмету;

Повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями;

Ознакомление учащихся с методами решения заданий ОГЭ разного типа

Задачи курса:

1. Формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;

2. Создание у учащихся мыслительной и эмоционально-волевой основы для применения на практике полученных знаний по предмету;

3. Развитие у учащихся умений и навыков работы с заданиями разной степени сложности.

4. Формирование исторического мышления, - способности составлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого.

Преподавание дисциплины предполагает проведение различных форм занятий: лекция- диалог, проблемная лекция, практическое осмысление теоретических знаний во время самостоятельной работы. В каждой теме предусмотрены практические занятия, с использованием самостоятельной работы, составления структурных схем, таблиц, опорных конспектов, систематизирующих информацию. В течение учебного занятия учащиеся работают индивидуально или парами, организуется повторение исторического материала по заявленной теме (основные даты, события, понятия, персоналии, причинно-следственные связи), совместная работа над проблемными задачами и тестовыми заданиями разноуровневого характера. Это позволяет учащимся продвигаться от простого к сложному, систематизируя знания, развивая умения анализа, сопоставления, оценки информации. Учащиеся при этом получают возможность провести своего рода исследование, осуществить самостоятельный поиск решений, обмениваться мнениями, приходя к верному решению.

ЗАДАНИЕ 35

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Древнерусское искусство». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с развитием искусства в Древнерусском государстве.

1. Влияние христианской культуры на развитие искусства Древней Руси.

2. Архитектура.

а) строительство монументальных грандиозных сооружений, преимущественно избы, храмы, оборонительные перегородки на насыпных валах, мосты через реки, мостовые, гридницы, хоромы знати и терема

б) храмовое строительство.

в) Софийский собор.

г) Каменные соборы в Чернигове (Спасо-Преображенский), Полоцке и Новгороде (Софийский).

3. Изобразительное искусство Древней Руси.

Б) фресковой живописи и мозаики.

В) Фигуры на мозаиках.

4. Прикладное искусство Древней Руси.

А). Деревянная утварь, резные корабли, мебель, ювелирные изделия и ткани, расшитые золотом, насквозь пронизаны символическими образами.

Б) Женские украшения - Серебряные височные подвески в виде звезды, золотые цепочки, монисто из медальонов, бус, крестиков, усыпанное зернью с тончайшей сканью, серебряные широкие браслеты и перстни из драгоценных металлов с изображением головы льва - это придавало праздничному женскому одеянию богатство и многоцветность.

В) мелкая пластики и лицевое шитье. Изделия с использованием этих техник создавались главным образом в монастырях и мастерских при дворе Великого Князя. Шитье выполнялось разноцветными шелками, преимущественно гладью.

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Население Древнерусского государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные явления, связанные с темой «Население Древнерусского государства».

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Происхождение и расселение восточных славян». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с происхождением и расселением восточнославянских племён.

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Монгольское нашествие на Русь». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с монгольским нашествием на Русские земли в XIII в.

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общественный строй восточных славян накануне образования государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные явления, связанные с общественным строем восточнославянских племён накануне образования государства.

«Утверждено» «Согласовано»

Директор Председатель м/о

К.М.Кругляков

О.Н.Пантюхина

«__30___» «__августа___________» 2017 г. Протокол №1

« 30 » « августа » 2017 г.

Рабочая программа

учителя истории и обществознания Федоровой Елены Викторовны

По курсу внеурочной деятельности по истории

« Подготовка к ОГЭ» 9 класс

Количество часов в неделю ___1___, в год ___34___

Учебники: «Новейшая история. 20 век» Шубин А.В. М.; Издательский дом «Новый учебник». 2010 г.; « История России 20 – начало 21века» Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.; Просвещение. Московский учебник. 2008 г.

Планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы. Всеобщая история с древнейших времен до начала 21 века. М.; Дрофа. 2013 г.; Примерной программы по учебным предметам. Стандарты Второго поколения. История. 5-9 класс. М.; Просвещение. 2010 г.; Программы Шубина А.В. «Всеобщая история. Новейшая история 9 класс». М.; Дрофа. 2010 г.; Программы Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России 6-9 класс. М.; Просвещение. 2011 г.

2017-2018 учебный год.

Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории

Планирование составлено на основе:

Программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы. Всеобщая история с древнейших времен до начала 21 века. М.; Дрофа. 2013 г.; Примерной программы по учебным предметам. Стандарты Второго поколения. История. 5-9 класс. М.; Просвещение. 2010 г.; Программы Шубина А.В. «Всеобщая история. Новейшая история 9 класс». М.; Дрофа. 2010 г.; Программы Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России 6-9 класс. М.; Просвещение. 2011 г.

В результате изучения истории ученик должен:

Знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира 20- начала 21 века;
  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

Уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя стран мира 20-начала 21вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики; идеологии и практики общественных движений;
  • соотносит ь общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры; приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ, внешнеполитических событий и войн, революций; высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценок сущности современных событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках:

На использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

На объяснение изученных положений на конкретных примерах;

На оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей;

На определение собственного отношения к явлениям и процессам, формулирование своей точки зрения.

  • Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, презентация, реферат, эссе и др.).

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Вводное занятие

Знакомство со структурой экзаменационной работы по истории России и особенностями выполнения различных видов заданий.

Модуль I

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне:расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество.

Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Русь в IX - начале XII в.

Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Князь и дружина. ВладимирI.Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Категории населения. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.

Русские земли и княжества в XII - середине XV в.

Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Удельные князья. Бояре. Свободное и зависимое население.

Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Русь и Орда. Русь и Великое княжество Литовское. Восстановление хозяйства. Формы землевладения. Начало объединения русских земель. Иван Калите. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.

Российское государство во второй половине XV - XVII в.

Борьба против Орды. Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество.

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение Русского государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество.

Ливонская война. Опричнина. Прекращение династии Рюриковичей. Смута вначалеXVII вв. Самозванцы. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. Россия при первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике.

Мануфактуры. Развитие торговых связей. Отмена местничества.

Церковный раскол. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин. Внешняя политика России в XVIIв. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Завершение присоединения Сибири.

Модуль II

Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца

XVII в.

Формирование древнерусской культуры. Фольклор. Религиозно-культурное влияние Византии. Письменность. Живопись и зодчество.

Культурный подъем в XII – начале XIII в. Своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах. Монгольское завоевание и русская культура .

Формирование культуры Российского государства. Московский Кремль. Андрей Рублев. Литература. Книгопечатание. Иван Федоров. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси.

Россия в XVIII – середине XIX вв.

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Строительство мануфактур. Создание регулярной армии и флота. Северная война.

Образование Российской империи. Абсолютизм. Табель о рангах. Подчинение церкви государству. Крепостнический характер экономики и зарождение буржуазных отношений. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Расширение прав и привилегий дворянства . Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя. Социальные движения. Е.И. Пугачев. Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов. Н.П. Румянцев. Ф.Ф. Ушаков. Присоединение новых территорий. Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский. Отечественная война 1812 г. Россия иобразование Священного Союза. Движение декабристов. Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. Утопический социализм. Начало промышленного переворота. Присоединение Кавказа. Крымская война.

Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв.

Реформы 1860 - 1870-х гг. и процесс модернизации в России. Александр II . Отмена крепостного права. Земство. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Попытки контрреформ 1880-х гг. Общественные движения второй половиныXIXв.

Национальная политика и национальные движения. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия в военно-политических блоках. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С. Ю. Витте . Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Политические течения и партии. П.А. Столыпин. Аграрная реформа. Промышленный подъем. Россия в Первой мировой войне. Назревание революционного кризиса. Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

Российская культура в XVIII – начале ХХ вв.

Светский характер культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Наука и образование. Литература и искусство.

Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.

Модуль III

Советская Россия – СССР в 1917-1991 гг.

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин.

Учредительное собрание. Распад Российской империи . Выход России из Первой мировой войны. Гражданская война. Иностранная интервенция.

Белое движение . Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. «Военный коммунизм». Кризис 1920-1921 гг. НЭП. Образование

СССР. Поиск путей построения социализма. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни. Формирование централизованной (командной) экономики. Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии. Конституция1936г. СССР в системе международных отношений в 1920-х – 1930-х гг.

СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война

1941-1945 гг.

СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе в войны. Вклад СССР в освобождение Европы. Г.К. Жуков. Советский тыл в годы войны. Геноцид на оккупированной территории. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны. Послевоенное восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев. Реформы второй половины 1950 - начала 1960-х гг.

Замедление темпов экономического развития. «Застой».Л.И.Брежнев . Кризис советской системы. Внешняя политика СССР в 1945 - 1980-е гг. Холодная война. Достижение военно-стратегического паритета. Разрядка. Афганская война. Перестройка. М.С.Горбачев. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Обострение межнациональных противоречий. Демократизация политической жизни. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.

Культура советского общества

Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Ликвидация неграмотности. Социалистический реализм в литературе и искусстве.

Советская интеллигенция. Оппозиционные настроения в обществе. Достижения советского образования, науки и техники.

Современная Россия

Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. События октября1993г. Принятие Конституции Российской Федерации . Российское общество в условиях реформ. В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Культурная жизнь современной России. Россия в мировом сообществе

Календарно-тематическое планирование.

Номер урока

Тема

Дом. задание

Кол-во часов

Время проведения (неделя/месяц)

Введение. ГИА как форма итоговой аттестации. Особенности ОГЭ 2018 по истории.

1.09.2016

Модуль 1

Раздел 1. Русь в VII-XI веках

Древняя Русь в IX – XII вв.

Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2018

04-08.09

Работа с источником

Тесты

11.15.09

Раздел 2. Феодальная раздробленность Руси.

Русские земли и княжества в XII – сер. XIII вв.

Составление плана текста

18-22.09

Работа с источником.

Тесты

25-29.09

Раздел 3. Русь в XIII веке.

Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке.

09-13.10

Работа с источником

16-20.10

Раздел 4. Образование Российского централизованного государства.

Объединение русских земель вокруг Москвы.

Тесты

23-27.10

Работа с источником

Составление плана текста

30.09-03.11

Раздел 5. Россия при Петре I.

Преобразования Петра I: содержание, итоги.

Тест

07.-10.11

Работа с источником

Выполнение заданий 2-й части

20-24.11

Модуль 2

Раздел 6. Эпоха Просвещенного абсолютизма Екатерины II.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Составление плана текста

27.11-01.12

Работа с источником

Выполнение заданий в формате ОГЭ

04-08.12

Раздел 7. Внешняя политика Российской империи.

Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII века.

Подготовка к диагностической работе

11-15.12

Работа с источником

Тесты

18-22.12

Раздел 8. Культура России XVIII века.

Культура России и общественная мысль.

Записи в тетради

25.29.12

Работа с источником.

Составление плана текста

11-12.01

Раздел 9. Россия в XIX веке.

Отечественная война 1812 года.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

15.19.01

Движение декабристов.

Тесты

22.01-26.01

Либеральные реформы Александра II.

Записи в тетради

29.01-02.02

Модуль 3

Раздел 10. Российская реформа в 1901-19017 гг.

Революция 1905-1907 гг. в России.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

05-09.02

Революционные события 1917 года в России от Февраля к Октябрю.

Тесты

12-16.02

Раздел 11. Россия в 1917-1921 гг.

Гражданская война в России: причины, основные события, итоги.

Подготовка к самостоятельной работе

26.02-.02.03

Переход от политики «военного коммунизма» к нэпу.

Записи в тетради

05-09.03

Раздел 12. Советское государство в 1920-1930 – е гг.

Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920-1930-е гг.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

12-16.03

Основные направления внешней политики СССР в 1920-1930-е гг.

Тесты

19-23.03

Индустриализация и коллективизация в СССР.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

26-30.03

Работа с источником

Выполнение заданий к тексту

02-06.04

Раздел 13. Великая Отечественная война.

Великая Отечественная война.

Подготовка к диагностической работе

16-20.04

Работа с источником

Тесты

23-27.04

Раздел 14. СССР во второй половине 20-го- начале 21 века.

СССР в 1945-1953 гг.

Составление плана текста

30.04-04.05

СССР в 1953-начале 80-х гг. XX века.

Тесты

07-11.05

Перестройка. Начало рыночных реформ. Современная Россия.

Выполнение итоговой работы

14-18.05

Итоговое повторение

21-25.05

Литература к курсу

Для учащихся:

  1. Учебники:
  1. Энциклопедии
  1. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1997
  2. Хронология российской истории: энциклопедический справочник. М., 1997.
  1. Карты

1). Атлас Отечественная история с древнейших времен до конца XVIII в. с комплектом контурным карт. - М.: «Картография»,2008 .

  1. Образовательные диски
  1. Мультимедийный учебник. История России XX век. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г., М., «Клио Софт», 2008
  2. "Медиа СD от "Кирилла и Мефодия"
  3. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  4. Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории России IX-XIX вв.-М.: «а -Ди-Арт», 2007.
  5. Энциклопедия истории России 862-1917г.г. – Москва, АО «Коминфо», 2004г.
  6. «История. Шпаргалки для старшеклассников» - Москва, «Новая школа», 2006г.
  7. «Репетитор по истории 2008».- Москва, ООО «Кирилл и Мефодий», 2008г.


Для учителя:

Программы:

  1. Государственный стандарт (основного) общего образования по предмету «История»
  2. Примерная Программа основного общего образования по истории
  3. Приказ министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2012/13учебный год»
  4. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. 6-9 классы. Авторская программа. – Москва. Просвещение., 2006г.

Учебники:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., Просвещение, 2006 г.
  2. Данилов А.А.,Косулина Л.Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. 7 класс.-М.: Просвещение, 2008.
  3. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России, XIXвек. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2007г.
  4. История России XX-начала XXI века. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2008

Карты

  1. Атлас Отечественная история с древнейших времен до конца XVIII в. с комплектом контурным карт. - М.: «Картография»,2008 .

Пособия:

  1. Агафонов С.В. Схемы по истории России. 6 класс, 2007 г.
  2. Кадневский В. Тесты по истории России с древнейших времен до XVIII века. 6-7 кл.-М.: Рольф, 2001.
  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Тюляева Т.И. Контрольные и проверочные работы по истории России XX век, М., «Дрофа», 2002
  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Тюляева Т.И. Тесты по истории России XX век, М., «Дрофа», 2004
  5. Алексашкина Л.Н. История. Государственная итоговая аттестация по новой форме, 9 класс, М., «Экзамен», 2008