Искусство и образование статьи. Искусство в современном социокультурном образовательном процессе. Функции искусства и их реализация в художественном образовании. Таланты и поклонники

Инвестиции от 60 000 руб.

Проведение психологических игр - один из трендов на рынке интеллектуальных услуг. Это один из тех самых бизнесов, где вложения в десятки раз ниже возможной прибыли в первые же месяцы работы.

Инвестиции от 300 000 руб.

Школа ментальной арифметики - это востребованный и стабильный бизнес. Для старта достаточно 300 тыс. рублей, которые окупятся в течение полугода. Как зарабатывать на счетах 100 тыс. рублей в месяц?

Инвестиции от 60 000 руб.

Открой собственное производство уникальных товаров для животных. Домашний мини-завод со 100% окупаемостью.

Инвестиции от 100 000 руб.

Прибыльная идея заработка для визажистов – открыть курсы визажа. Стартовать можно со 100 тыс. рублей и амбициями в кармане. Этот шаг не только принесет прибыль, но и повысит вашу деловую репутацию.

Инвестиции от 1 000 000 руб.

Учебные центры - это популярное бизнес-направление, потенциал которого в России только раскрывается и в котором можно найти свободные и прибыльные ниши. Что нужно для открытия образовательного центра?...

Инвестиции от 49 000 руб.

Городские пешеходные экскурсии - это вид досуга, позволяющий глубже погружаться в историю улиц. В бизнес-плане мы рассмотрим экскурсии с элементами спектакля, которые смогут приносить от 80 тыс. руб.

Инвестиции от 740 000 руб.

Детский клуб - это популярный развивающий и социально ответственный бизнес, который помимо глубокого морального удовлетворения способен приносить ежемесячную прибыль в размере более 900 тыс. руб.

Инвестиции от 635 800 руб.

Как открыть языковую школу в городе с населением более 1 млн. человек. Стартовые вложения - 635 800 руб. Чистая прибыль - 140 000 руб., рентабельность - 17,5%.

По оценкам экспертов, рынок онлайн-обучения в России показывает ежегодные темпы прироста на уровне 25%. При этом, объем российского рынка составляет в 2016 году только 10,5 млрд рублей, в то время как...

Инвестиции от 3 620 000 руб.

Инвестиции в открытие клуба составят 3 620 000 руб. Источник – собственные денежные средства. Срок окупаемости проекта – 16 месяцев

Мы предоставляем все необходимое для полноценного старта в короткие сроки с минимальными инвестициями.

Инвестиции от 2 800 000 руб.

Инвестиции в частный музей шоколада составят 2 828 000 руб. Прогнозируемый срок выхода на окупаемость – 19 месяцев.

Инвестиции от 4 640 000 руб.

Бизнес-план автошколы "Руль и колесо"

Срок окупаемости проекта составляет 24 месяца, дисконтированный срок окупаемости – 25 месяцев. Чистая приведенная стоимость (NPV) – 7 114 361 руб., что существенно превышает начальные инвест...

Инвестиции от 14 530 000 руб.

Стоимость проекта составит 14 530 000 руб., из которых 10 530 000 составят стартовые вложения в открытие, а 4 000 000 руб. – оборотные средства. Срок окупаемости - 32 месяца.

Инвестиции от 60 000 руб.

Производство светящихся отделочных материалов и тротуарной плитки по франшизе "Оскар"

Новые виды отделочных материалов, которые можно производить даже в домашних условиях. Мы предлагаем производить: светящуюся брусчатку, плитку для дома, фасадный камень.

Инвестиции от 50 000 000 руб.

Рентабельность такого начинания не слишком высокая, но определяется она точно в зависимости от количества учеников – чем их больше, тем, конечно, лучше. Срок окупаемости такого проекта, безусловно, оч...

Инвестиции от 500 000 руб.

Даже хорошую школу сомелье можно открыть за сумму в пределах 500 тысяч рублей, однако в первое время нельзя рассчитывать на прибыльный бизнес. Всё связано с тем, что первые месяцы работы будут направл...

Инвестиции от 1 000 000 руб.

Стоимость открытия музея может быть и очень небольшой, так и очень значительной, средний простой музей можно открыть (без учёта коллекции, стоимость которой, как было замечено, вообще не поддаётся оце...

Инвестиции от 100 000 руб.

Бизнес в сфере обучения может стать прибыльным. Однако, в отличие от ситуации несколько лет назад, в наши дни конкуренция в образовательном сегменте уже довольно велика. Поэтому надеяться на успех нов...

Психологический салон "1000 идей"

Психологический салон "1000 идей" - свое дело, которое меняет жизнь. Уникальный формат, 25 готовых программ, обучение под ключ. Инвестиции 80 000 руб.

В современных условиях развития общества мы определяем воспитательную, познавательную, развивающую, гедоническую, коммуникативную функции художественного образования.

Центральным элементом воспитательной функции художественного образования является процесс осознания индивидом себя как субъекта педагогического общения посредством искусства, где результатом является не задан норматив, а сам процесс общения с учетом возможностей реализации своего личностного потенциала, приобретением творческого опыта, который проявляется через функции эмпатии, рефлексии, креативности, самосовершенствование, художественного открытия. Воспитательная функция художественного образования предусматривает прежде всего формирование духовности личности как противодействия превалированию практицизма, меркантильности в ценностном сознании общества. Формирования духовности у детей на уроках искусства, определяется отношением человека к общечеловеческим ценностям, позволяет осуществить гуманно-творческую направленность его личности. И искусство играет в этом существенную роль путем воздействия на эмоциональное образный мир чувств и формирования высших человеческих ценностей. В связи с этим воспитательная функция художественного образования становится важнейшим инструментом духовно нравственного становления личности. Духовная культура человека определяется прежде всего его отношением к общечеловеческим ценностям, служит мерой их усвоения и присвоения, способностью реализовать эти ценности, раскрыть свои глубинные жизненные потенции, осуществить гуманно- творческую направленность своей личности. Существенная роль при этом отводится искусству вообще, как форме духовной культуры. Воспитательная функция художественного образования заключается в том, чтобы поднять душу человека, искусство имеет воспитательное назначения, которое определяется в эстетизации человеческой жизни, в активизации в ней эстетического начала. В объективной картине мира воспитательная функция художественного образования занимает свое уникальное место, создавая новый культурологический и эстетический пространство - художественную картину мира. Обладая собственной Концептосфера, искусство действует в данном эстетическом среде, воздействуя тем самым на культуру в целом и на каждого конкретного слушателя, зрителя художественного произведения. Искусство в большей степени влияет на внутренний эмоционально-образный мир чувств человека и формирует способность высшей человеческой ценности - любви-идентификации, что проявляется в различных формах сопереживания, соучастия, содружества, сотворчества. Всего этого невозможно добиться без художественного образования, которая служит средством передачи накопленного опыта и духовных ценностей не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению.

По мнению ученого, важная функция искусства на этапе освещения европейской художественной культуры - воспитательная, так как педагогический потенциал искусства с ее уникальными возможностями воздействия на человека должно рассматриваться не только как процесс приобретения художественных знаний и умений, но и средство личностного развития школьников с выявлением индивидуальных способностей, эстетических потребностей и интересов, духовным устремлениям масс с утверждением новых идеалов в соответствии с эпохи. Благодаря воспитательной функции музыкального образования формируются чувства, мысли и действия людей. Если другие формы общественного сознания имеют частичный характер (мораль формирует моральные нормы, политика - политические взгляды, философия - мировоззрение, образование и наука готовят специалиста), то образование, особенно, начальная действует на личность комплексно, одновременно на ум, сердце и чувства, то есть существенно влияет на духовное состояние человека. Но утвержденные новые идеалы, разные категории эстетики, продумывались по новому закладывались на достижениях прошлого, обеспечивая таким образом историческую связь в развитии музыкального образования .

На воспитательные возможности искусства, его специфические качества в своих трудах постоянно обращал внимание педагог Б. Неменский: "Ничто, кроме искусства, не способное воспроизвести чувственный опыт многих поколений. Произведение искусства может передать унижения раба или боль старой одиночества и остаться при этом молодым человеком настоящего времени. Поэтому именно такое воздействие искусства формирует душу, обогащает человеческий личный опыт огромным опытом человечества ".

Реализуя воспитательную функцию художественного образования в школе, мы сможем решить сразу ряд проблем: традиции, духовности, национального сознания и др. Искренняя лиричность, интимность, непосредственность, огромные возможности эмоционального воздействия искусства приобретают в современных условиях исключительной значимости. Наблюдения дают основания оценить искусство как эффективный воспитательный средство, помогающее раскрепощению возможностей людей во всех сферах ее деятельности. Поэтому вполне естественно созрела потребность в освоении новых способов реализации образовательно-воспитательной функции искусства, инновационных методик ее использования в условиях педагогического процесса, поставила ряд первоочередных задач перед художественным образованием на современном этапе. Духовность играет существенную роль в воспитательном процессе путем воздействия на внутренний мир личности, ее эрудицию, интеллектуальные запросы, эмоционально-образный мир чувств. В связи с этим художественное образование должно стать не только средством подготовки, но и важнейшим инструментом духовного формирования личности. Как форма духовной культуры художественное образование имеет воспитательное назначение, которое определяется в эстетизации человеческой жизни, в активизации в ней эстетического начала.

В объективной картине мира воспитательная функция художественного образования создает новый культурологический и эстетический пространство - художественную картину мира. Воспитательная функция действует в данном эстетическом среде, воздействуя тем самым на культуру детей в целом и на каждого конкретного слушателя, зрителя художественного произведения.

Воспитательная функция художественного образования заключается в отображении важных внутренних аспектов жизни, в частности, через общественно важных и типичных человеческих переживаний, идей, чувств и т. Воспитательная функция является целостным процессом, в результате которого формируется сложное психическое образование личности, которое является самосознанием причастности к нации, во имя развития государства. С возрождением национального духовной жизни обращение художников к украинской народной песни, которая представляет видение Украинской прекрасного, отвратительного, высокого, низкого, трагического, комического, героического, уважения к родному искусства, духовных ценностей способствует пробуждению национального самосознания.

Большая сила воспитательного воздействия в том, что она наиболее тонко, проникновенно и ярко выражает переживания человека, их отношение, динамику, развитие. Художественное произведение только тогда благотворно влияет на человека, когда он способен адекватно его воспринимать, обладает навыками художественного восприятия, имеет определенный уровень эстетической реакции на развитые чувства. То есть для восприятия художественного произведения на художественном уровне на уроках искусства в школе нужен выход личности на принципиально более высокий уровень эстетического переживания. Искусство способно выразить не только настроения, но и мысли человека, рассуждения о жизни, отношение к миру. Познание эмоционального содержания, выражения своего эмоционального "я" при восприятии искусства делает особую эффективность воспитательного воздействия эмоционально-образных ассоциативных комплексов.

Воспитательная функция художественного образования предусматривает прежде всего формирование способности воплощать эмоциональный мир человека. Необыкновенная сила воздействия искусства создает возможности ее использования для воздействия на людей, пробуждая соответствующие чувства и настроения. Но эмоциональная насыщенность искусства не исключает ее богатых познавательных возможностей. Воспитательная функция художественного образования на новом этапе ее развития должна заключаться в сочетании эмоциональной увлеченности художественной деятельностью, творческой свободы, разнообразия процесса восприятия, обучения, творческого переосмысления, репродукции, сохранения украинского национального искусства, демократизации и гуманизации процесса обучения.

Современный учитель искусства школы имеет основательно владеть не только традиционным запасом знаний, но и углубленно знать произведения украинского национального искусства и творчески использовать приобретенные умения и навыки на практике, что помогало бы изучению украинской народной песни, уважительного отношения к родному искусства, связывая их с учебным процессом в школе.

Познавательная функция обновленной художественного образования школьников предусматривает побуждение детей к получению художественных знаний, к расширению собственного художественного кругозора, осведомленности в сфере искусства. Познавательная функция искусства на уроках в школе раскрывается в ее стремлении помочь людям познавать жизнь во всех ее разнообразных проявлениях, диалектике развития. Во все времена искусство помогало пониманию социальных классов и групп, отдельных исторических личностей. Искусство является богатым источником знаний на разные темы, охватывает социальную действительность и жизненную достоверность с воспроизведением благородной цели образования.

Познавательная функция художественного образования закладывает основы понимания психологии нации, отдельных исторических особенностей, является богатым источником знаний на разные темы, охватывает социальную действительность и жизненную достоверность с воспроизведением цели образования. Проблема познавательной деятельности является одной из важнейших в учебном процессе. ее главная функция имеет гностический характер и заключается в систематическом овладении знаниями, умениями и навыками; под ее влиянием развиваются процессы осознания, мышления. Искусство выступает одновременно и носителем высоких духовных ценностей, и средством развития творческих способностей младших школьников. Урок искусства в школе направлен на познание окружающего мира средствами искусства и понимания учащимися связей музыки с другими видами искусства, с природным и культурным средой жизнедеятельности человека.

Познавательная функция рассматривается как изменение психических процессов, вызываемых внутренними закономерностями художественных переживаний ребенка и внешними обстоятельствами его жизни и проявляется в способности воспринимать искусство, заниматься практической художественной деятельностью в совокупности художественных знаний, умений и навыков. Обновленная художественное образование предусматривает изменения в понимании художественного познания. В предыдущие годы больше обращали внимание на познание внешней художественной формы произведения и особенности ее воплощения средствами художественного языка в процессе анализа художественных произведений. Современная художественная образование трактует художественное познание как глубоко личностный процесс, в котором ребенку предоставляется сотворческое, активная роль. Ведь собственная деятельность является залогом глубоких переживаний, эстетического наслаждения, высоких художественных вкусов. Познание художественного произведения заключается не в поверхностном понимании, а в личностном отношении к искусству, и в соответствии с этим проникает в образный мир произведения, познает его сущность.

Познавательная функция обновленной художественного образования заключается в умении почувствовать эмоциональное содержание и характер художественных произведений разных жанров, распознании жизненного содержания искусства, представлении связи характера искусства и средств художественной выразительности. Важно, чтобы постижения художественного своеобразия художественных произведений происходило в единстве их содержания и формы. Следует учитывать уровень художественного и интеллектуального развития детей (предложенные задания должны быть посильными для них). Этот процесс детерминируется психологическими особенностями восприятия и требует привлечения личного внутреннего потенциала, опыта ребенка. Привлечение к мистецько- познавательной деятельности внутреннего мира личности, ее собственных переживаний, эмоциональных состояний требует от детей более глубокого понимания себя, своего "Я".

В процессе художественного познания ученики получат новые знания, овладеют умениями и навыками, приобретут опыт практической работы, если учитель правильно организует, четко продумает, систематизирует работу. С первых дней обучения нужно организовать в классе творческое, духовное коллективное жизни, в котором деятельность каждого ученика дарит ему радость активного познания. Поэтому задача учителя состоит в эффективном формировании мотивационной сферы ребенка, оказании поддержки, определенного толчка для развития творческих способностей школьника для возрождения украинской культуры. Современный учитель искусства, обладая ведущими положениями личностно ориентированного подхода, обеспечит развитие индивидуальных творческих возможностей учащихся художественно-познавательной деятельности, избежит прямолинейных аналогий, научит детей глубоко и тонко чувствовать настроение произведения, характер художественных образов. Современный учитель, опираясь на идеи личностно-ориентированного обучения, имеет трактовать художественно-познавательную деятельность как сознательный, активный, сотворческое, глубоко личностный процесс, как постижение глубинной сущности художественного произведения. Личностное восприятие искусства, основанный на идеях гуманизации, помогает раскрыть сущность понимания, постижения искусства как таковое, зависит от развития творческой самостоятельности ученика, его способности к личностному толкование художественных образов, нестандартного решения проблем художественного познания. Искусство сможет выполнить свою познавательную роль только тогда, когда ученики научатся по-настоящему рассуждать о нем. Нужно стремиться к тому, чтобы ученики чаще отвечали на вопросы, которые возникают на уроке, а не довольствовались усвоением главных знаний. Этому будут способствовать точное формирование учителем задания, его постепенное общее решение, самостоятельно сделанный учениками заключение. Учителю необходимо постоянно соотносить педагогические намерения с познавательно-творческими возможностями учащихся. Ведь то, что ими воспринято, не осмыслено, не услышан и не усвоено, ничего не добавляет к творческого развития детей и не приближает к искусству. Все формы художественных занятий со школьниками должны способствовать их духовному развитию, познанию мира, формированию мировоззрения, воспитанию морали. На решении этой задачи должно направляться творческая инициатива учителя, его знания и опыт.

Развивающее! функция художественного образования означает усиление внимания к выявлению и развитию творческих способностей учащихся, отсутствие которой по школьников может иметь непоправимые последствия в последующем обучении и жизни. Учет возрастных особенностей помогает установить, какие именно формы, средства и виды деятельности наиболее эффективные для художественного развития ребенка того или иного возраста. В эмоциональной и познавательной сфере появляется организация процесса, ученики избирательно относятся к некоторым оттенков чувств, различных настроений, выражают собственные предпочтения к отдельным сторонам художественного переживания и деятельности, то есть формируется художественный вкус.

В различных видах художественной деятельности (пение, движения, слушания, элементарная исполнительская деятельность, рисование) развитие идет от репродуктивных действий к попыткам переноса полученных знаний и навыков в самостоятельные воспроизведения, проявляя при этом творческую инициативу. Формирование художественных способностей детей происходит путем привлечения их к активной художественно-творческой деятельности, опоры на национальное и мировое искусство; развития художественно-образной воображения, организации разнообразной художественно-содержательной и эмоционально наполненной деятельности на уроке и сочетание в единый комплекс основных ее видов, активизирует моторику, эмоциональную сферу детей, способствует высвобождению фантазии и творческой энергии, художественно-творческого самоутверждения и самоутверждению.

В художественном образовании имеет усилиться внимание к целенаправленному познания искусства, развития эстетических вкусов человека, обогащение ее художественной культуры и способностей. Художественное переживание по своей сути является эмоциональным переживанием, потому что за эмоциональным путем содержание искусства постичь невозможно.

Также в художественном образовании внимание должно уделяться развитию эмоциональных и слуховых компонентов. Процесс восприятия художественного произведения связан с разнообразием чувств, эмоций, с пробуждением творческих возможностей слушателя. Художественные произведения в процессе восприятия подлежат личной интерпретации, в результате которой эстетический опыт субъекта связывается с процессом развития субъективного образа этого произведения. Личность имеет воспринимать искусства "приспосабливая" к своему духовному миру ее художественное содержание и вместе с тем внутренне изменяясь в процессе развития образов.

Развивающая функция художественного образования заключается в усвоении способов эстетической деятельности, всесторонне обогащает личность ребенка. В процессе передачи художественного опыта применяется система целенаправленных и организованных действий, назначение которых заключается в предоставлении знаний, вооружении способами действий и формировании личности ребенка. Художественное развитие рассматривается как качественные изменения психических процессов, вызываемых внутренними закономерностями художественных переживаний ребенка и внешними обстоятельствами его жизни и проявляется в способности воспринимать искусство, заниматься практической художественной деятельностью и в совокупности художественных знаний, умений и навыков.

Эффективность процесса формирования художественных способностей школьников на уроках искусства в школе обеспечивается в условиях информированности учителя о состоянии развития художественных способностей каждого ученика в том числе и класса в целом; целостного формирования эстетических способностей к художественной деятельности; привлечение учащихся к такой художественной деятельности на уроке, которая требует проявления указанных способностей в комплексе; индивидуального подхода к формированию художественных способностей детей. Чтобы ребенок открыл для себя источник прекрасных образов, мыслей, чувств, необходимо использовать каждую возможность прослушать высокохудожественную музыку, посмотреть высокохудожественные произведения изобразительного искусства, стараться больше узнать о них, чтобы лучше в них разобраться.

Обновленная художественное образование вызвала необходимость акцентуации внимания на сенсорном развитии ребенка. В учебно-воспитательном процессе внимание направляют на применение в обогащении чувственных впечатлений школьников широкого круга загальнодидактичних методов, среди средств обучения предпочтение отдается изобразительном, символическом иллюстрации. В противовес рациональному использованию разнообразия ресурсов формированию сенсорной сферы способствовало введение личностно ориентированной дидактической концепции, направленной на выявление и структурирование субъективного чувственного опыта ребенка, учета всех темпа усвоения учебного материала отдельными детьми или группой учащихся, стимулирования школьников к самостоятельной восприятия, исполнительской деятельности, применение дидактических методов контроля и самоконтроля и тому подобное.

Среди главных развивающих задач является привлечение ребенка к эстетической деятельности, развитие художественных способностей, обучение способам личностного воплощения эстетических представлений в творческую деятельность, предполагающая формирование музыкальной сенсорной грамотности. Идея комплексного использования различных видов искусства постепенно воплощалась в систему эстетического воспитания начальной музыкального образования как осознание необходимости распространять сферу прекрасного, усиливать стимулы, возбуждающие чувство красоты. Комплекс представлений, возникающих под влиянием различных видов искусства, образует синтетический художественный образ и потребность в активных чувственных проявлениях. Поэтому деятельность школьников, если она опирается на различные виды искусства в своеобразных, доступных для детей формах, становится художественной. Полна эстетических переживаний ребенок в своем желании воплотить, отразить их в собственной художественной деятельности не находит соответствующих умений, поэтому действует доступным ей путем: жестами, звукоподражанием, красками, движениями и т. Но эмоционально, эстетически окрашенное восприятие обогащает, направляет, стимулирует творческую деятельность детей, в то же время в процессе художественной деятельности происходит и обратный положительное влияние на развитие умений и навыков, прежде всего благодаря обогащению художественного, эмоционально-чувственного опыта. Чем глубже является переживание от воспринятого, тем значительнее будет влияние искусства на психику ребенка, тем сильнее оказывается толчок к ее активной творческой деятельности. Недостаточно только разобраться в структуре художественного произведения - стоит творчески пропустить воспринято через себя, чтобы пережить свои чувства и таким образом присвоить изображаемое. Художественные произведения не рожают прямой практического действия, они лишь подготавливают к этому действию. Художественное восприятие должно быть "мыслящим", оно содержит осознание идейного содержания, эстетическую оценку художественного произведения и последующий эстетический отклик. Именно такое глубокое проникновение является толчком к развитию фантазии, пробуждает творческий взлет мысли ребенка, связывая процессы восприятия и творческой художественной деятельности.

Поэтому ведущим принципом развивающей функции художественного образования является активизация сенсорного воспитания детей. В художественном развитии детей наблюдаются значительные различия в зависимости от индивидуальных особенностей. Но в процессе работы у детей заметными становятся проявления творческих способностей: вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения, определяют характер музыки, ее эмоциональное содержание, а благодаря присущей наблюдательности слышат отдельные детали музыкального языка, оттенки исполнения, переживают настроение произведения, овладения средствами художественного восприятия на уроках рисования.

Именно на начальном этапе постижения искусства важное значение приобретает развивающее функция в русле обеспечения культурологического фактора. Потенциал влияния искусства, разворачиваясь синхронно с развитием общественных формаций, признавался среди крупнейших, художественно наиболее целостных и информативным. Актуализация эстетики влияния искусства происходит благодаря критическому осмыслению предыдущих достижений мировой и отечественной эстетической мысли и учету приобретенного эстетико-культурологического и социологического опыта.

Массовая художественная культура воплощает социально-психологические установки больших социальных слоев. При всем разнообразии тенденций, сопровождающих потребления массового художественного продукта, нельзя не назвать ведущей из этих тенденций: массовая художественная культура соответствующие эстетические ожидания и эмоции и направляет их в определенное русло, обеспечивая таким образом подготовку следующих поколений своих потребителей и давая адекватные эстетические ответы на вопросы и вызовы времени. Поэтому они должны выражать те духовные и интеллектуальные устремления, которые реально позволяют людям почувствовать собственный вылил на общественные процессы, осознать ориентированность общества на удовлетворение их ожиданий. Это обеспечивает успех массовой культуры у детей, которые фактически получают то, что хотят.

Развивающее функция прямо и непосредственно апеллирует к художественно-творческой деятельности школьников. Развивающее функция художественного образования заключается в том, что закладывает основы художественной культуры школьника как части его духовной культуры, предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитания у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни. Особенностью развивающей функции художественного образования есть большие возможности для эмоционального развития личности, творческого и эстетического воспитания учащихся. Вместе с тем развивающая функция позволяет не только обогатить эмоциональную сторону жизни ребенка, а и достичь целостности всех составляющих личностного развития.

Художественный тезаурус как совокупность художественных знаний, которыми должны обладать школьники, имеет большой стимулирующее влияние не только на художественные способности детей, общую сенсорную восприимчивость учащихся, мышления, а и познавательные интересы школьников, является реальным основанием для творческого развития личности ребенка. Поэтому на уроках искусства в школе знания должны подаваться в интересных формах и методах художественной работы, побуждает детей к креативной интерпретации художественных знаний в различных видах духовно-практической деятельности, формированию познавательной сферы школьников, и соответствует современным требованиям художественного образования.

Развивающая функция художественного образования заключается в активизации творческой деятельности при решении творческих задач на основе усвоенных теоретических знаний и слуховой информации, анализе и переосмыслении в соответствии с конкретной задачи усвоении ранее понятия, художественные явления, музыкальные произведения и тому подобное. Творческое выполнения задач порождает в сознании ребенка полифонию смыслов, образов, эмоциональных состояний. То есть, процесс познания приобретает новое значение, возникает потребность в создании и новой информации, усиливает развивающие функции начального музыкального образования школьников. Постановка в ситуацию выполнения творческого задания завершается созданием своеобразного творческого продукта. Творческие задания, в отличие от репродуктивных, способны не только сформировать познавательный интерес, а и поднять школьников на более высокий уровень умственного и творческого развития, научить их самостоятельно решить художественно-творческие проблемы.

Учитель искусства в школе имеет направить все усилия на то, чтобы создать школьникам благоприятную атмосферу и особые возможности для формирования интересов, которые являются надежной основой для творческого развития личности, самостоятельного овладения музыкальными знаниями. Значимым в работе учителя по развитию творческого потенциала школьников на уроках музыки является способность понимать искусство глубже, творчески интерпретировать его. Поскольку, чем лучше знаешь искусство, тем больше потребность в общении с ним. В процессе творческой деятельности активизируется не только интеллектуальная, но и эмоциональная сфера школьников, развиваются музыкальные способности, учащиеся приобретают такие качества личности как экспрессивность, оригинальность, изобретательность в комбинировании художественных элементов, способность к жизненным способов реализации творческих идей.

Реализацию гедонистической функции художественного образования вызвано необходимостью значительно более внимательного, чем до сих пор, отношение к задачам психологической разрядки детей в процессе художественного обучения. Применение различных методов воздействия искусства на личность должна быть средством улучшения общего самочувствия, повышение работоспособности, снижение утомляемости, может способствовать созданию особого "регулируемого" коррекционно-развивающего, комфортного для психики ребенка среды. Именно музыка как вид искусства влияет на человека благодаря средствам музыкальной выразительности: мелодии, динамике, тембра, темпа, способа звукоизвлечения, артикуляции. Применение мелодий, которые несут гармонизируя вибрации высоких уровней поможет повысить творческую активность учащихся, сформировать у детей определенные эмоциональные состояния, чувства, образы и создавать новые. Детские музыкальные игры предусматривают акцентирование роли эстетического наслаждения в восприятии и создании искусства. Сначала дети получают эстетическое удовольствие от контакта со взрослыми, которые играют с ними в музыкальных играх. Когда дети подрастают, они уже сами поют разные детские игры-забавы, движущихся пританцовывают, получая при этом эстетическое наслаждение и большое желание самостоятельно демонстрировать собственные умения и навыки.

Сущность гедонистической функции художественного образования заключается в том, чтобы привлечь внимание детей к красоте окружающей действительности, сформировать у них эстетическое отношение к человеку и природе родного края, то есть заставить удивиться и захотеть изучать. Искусству принадлежит ли не самая важная роль в руководстве чувствами и настроениями ребенка, ведь именно оно составляет естественную потребность человека. Через искусство у детей выстраивается ценностное сознание человека, умение видеть ее сквозь призму образности, ощущение эстетической значимости мира, сформированности эстетических вкусов. Занятия искусством создают объективные условия для развития художественного восприятия, художественных способностей. Под влиянием системных занятий у учащихся формируются эстетический вкус к искусству, ценностные ориентации в мире, умение слушать и понимать художественные произведения, представление об их характере, построение, выразительные средства, повышается уровень эмоциональной чувствительности, развивается пробуждается творческий дух, творческое начало, желание и умение творить по законам красоты.

Особое внимание при подборе художественного материала следует уделять произведениям украинского искусства как важнейшей составляющей духовной культуры украинского народа. Благодаря знакомству с произведениями национального искусства у учащихся формируется любовь к Родине, понимание национальных обычаев, традиций. Атмосфера уроков искусства должно быть увлекательной, динамичной, интересной, способствовать новым открытиям как в эмоциональном так и в познавательном плане. Посещение таких уроков должно вызывать постоянный познавательный интерес к занятиям, радость от общения с искусством и активное сознательное желание овладения элементарными художественными знаниями и умениями. Эстетическое наслаждение связана с познавательной функцией и определяется эмоциональным, художественно-образным характером искусства, его способностью волновать ум и чувства.

Духовная эстетическое наслаждение от процесса переживания своей деятельности поднимает личность над действительностью, позволяет воспринимать окружающий мир с позиций мудрости, красоты, человечности и направлять свою творческую энергию на высшую цель - бескорыстный поиск красоты, создание новых ценностей культуры. Процесс эстетического переживания заключается в личной оценке художественного произведения в зависимости от индивидуальных качеств человека, склада мышления, опыта и степени художественно-эстетического анализа оценки произведения и многих психолого-педагогических характеристик. Искусство формирует эстетические идеалы, ориентирует на жизненные приоритеты, выражает интересы прогрессивных общественных сил.

Обычные человеческие чувства (радость, горе, восторг, негодование и т.п.) приобретают в процессе художественно-эстетического восприятия особого эстетического характера, их переживания всегда связаны с ощущением эстетического наслаждения, которая способна создавать художественные образы, ценные сами по себе. Без эстетического наслаждения искусство потеряет свое значение, поскольку чувственная сфера является основой художественного восприятия, возникает необходимость ее развития. Б. Теплов считал, что "художественное воспитание всегда включает в себя воспитание способности восприятия", причем, "художественно полноценное восприятие искусства - это" умение ", которому надо учиться» .

Но способность к восприятию искусства и познания его не дается человеку от природы, она формируется и развивается в процессе длительного системного воспитания. Выготский подчеркивал, что для восприятия искусства необходимо "творчески преодолеть свое личное чувство, найти его катарсис, и только тогда действие искусства проявится полностью" . А. Мелик-Пашаев считает, что художественное восприятие - это способность понять произведение искусства как зрительный образ неповторимого идейно-эмоционального содержания. По мнению Б. Юсова "восприятие и анализ художественных произведений объединяет способность к сопереживанию, то есть к эмоциональной отзывчивости, наличие определенного объема знаний и представлений об искусстве, способность понимать форму произведений; переносить оценки и художественные суждения на восприятие явлений действительности и других видов искусства ».

Эстетическое отношение человека к действительности и искусства - это не только процесс восприятия, это особое состояние человека - эмоционально эстетические переживания. Владеть эстетическим отношением к окружающему - это значит иметь развитую способность получать наслаждение от действительно прекрасного, развитую потребность воспринимать и создавать прекрасное, что придает психологической разрядки детям в процессе художественного обучения. Получение ощущение эстетического наслаждения на уроках искусства в школе формирует социально-творческую активность учащихся, непосредственно влияет на все формы общественного сознания. Забота о гедонистический эффект от занятий искусством - условие, вытекающее из самой сути художественного образования средствами исполнительской деятельности. Ведь "живое" общение с искусством создает объективные возможности для получения детьми эстетического наслаждения. Необходимым условием реализации гедонистической функции художественного образования должна стать выбор таких произведений, вызывающих эмоциональный отклик у детей. Учет требования устранения психологического перегрузки определяет и такой признак, как исполнительская доступность. При выборе художественного материала следует отказаться от сложных, технически непосильных для учеников произведений. Доступность художественного произведения исполнительным возможностям учащихся должно стать залогом эффективности художественно-педагогического воздействия, психологической разрядки детей в процессе художественного обучения. Самовыражения учителя искусства осуществляется прежде всего ежедневными действиями по формированию личностного эстетического образа поведения, целенаправленной работой по развитию эстетической культуры, эмоционального обогащения, поиска красоты, эстетических чувств, совершенствование своего духовного лица.

Коммуникативная функция в условиях осовременивание и обновление художественного образования направляется на формирование представлений школьников по красоте как регулятора человеческих отношений. Коммуникативная функция художественного образования заключается в том, что она является источником передачи информации, то есть существенным средством духовного общения как отдельных людей, так и поколений. Процесс обучения и воспитания, в котором общение играет значительную роль представляет собой определенную систему социально-психологического взаимодействия. Необходимым условием успешного протекания процесса общения является коммуникативная компетентность участников, развитие социально-психологических умений, неразрывность педагогического процесса с педагогическим общением, проектирование возможных эффективных способов подачи информации на, основе предвидения возможных последствий ее восприятия, проектирование собственной исполнительской деятельности, поощрения в закреплении продуктивных действий, обобщение эффективных воздействий на учащихся.

На уроках искусства при изучении любых произведений велика вероятность создавать благоприятные условия для формирования коммуникативной компетентности учащихся, в частности развивать их коммуникативные качества, художественные способности. На уроках искусства между учителем и детьми возникают субъект-субъектные отношения, целью которых является усвоение знаний по предмету и отработки коммуникативных умений и навыков. Индивидуальное общение учителя и учеников дает широкие возможности для нахождения индивидуального подхода к каждому школьнику, что позволяет более эффективно формировать коммуникативную компетентность как регулятор человеческих отношений. На уроках искусства ученику необходимо помогать поддерживать оживление в эмоциональных состояниях, а именно, переживания детьми настроений во время выполнения каждого упражнения с определенным эмоциональным оттенком.

При пении у детей наблюдается необходимое эмоциональное состояние и изменения в вокально-техническом воплощении - в тембре, динамике и др. При исполнении произведений степень эмоционального переживания не должен переходить определенных границ. Знакомить учащихся необходимо с различными эмоциональными состояниями, ведь это способствует переживанию ими тех эмоций, которые не входят в структуру их темперамента, и тем самым позволяет расширить и углубить их контакт с окружающим миром и с другими людьми. От развития внутренней способности генерировать в собственном психическом аппарате переживания зависит возможность ребенка выражать в музыкальном произведении большое разнообразие эмоциональных переживаний.

Коммуникативная функция должна направляться на формирование представлений о музыкальной форме как целостную организацию средств выразительности. При эмоционально-смысловом анализе музыкального произведения, основанном на рассмотрении мелодических, гармонических, композиционных особенностей изучаемого, следует, руководствоваться художественной идеей, в которой заключается основной смысл музыки. В раскрытии образно-эмоционального содержания исполняемого произведения, важное место принадлежит умению составлять словесно-эмоциональную программу. Это дает ученикам более осознанно относиться к собственной исполнительской концепции и вербального выражения прослушанной музыки, способствует эффективности коммуникативных влияний в музыкально-эстетическом обучении школьников. В основе эмоционального переживания музыкального произведения лежат образные представления детей. В данных представлениях будто заложен идейно-образное содержание произведения. Актуализировать эти представления возможно с помощью активизации ассоциативной воображения с участием аналитико синтетической деятельности сознания. При формировании коммуникативной компетенции в процессе вокальной работы полезно применять ассоциативную функцию, способствует созданию учеником образа, раскрытию эмоционального содержания произведения, наиболее полно соответствуют авторской идеи и замысла. Применение ассоциативной функции возбуждает фантазию учеников, создает определенный эмоциональный настрой, то есть вызывает соответствующий отклик, помогает осознать музыкальные явления и сформировать их коммуникативную компетентность.

Активизация толерантного отношения к окружающим должно пронизывать коллективные формы художественной деятельности учащихся. Воспитание толерантности предоставляет возможность познания культуры разных народов, создавая тем самым предпосылки взаимопонимания и уважения, позиции сотрудничества, что является залогом социальной межнациональной стабильности. Основу современного образовательного пространства должен составлять педагогика толерантности, которая предусматривает изменение системы человеческих отношений, построение их на взаимном уважении. Искусство открывает ученикам образцы терпимого отношения к другому человеку. В восприятии искусства и в процессе исполнительской деятельности происходит принятие автора или героя произведения, а также идеи сверстника При положительном ее оценке. Ученик имеет возможность выразить сочувствие автору, герою произведения или сверстнику, на основе чего возникает желание оказать помощь сверстнику в исполнительской деятельности. Перенос таких отношений в сферу реальных взаимоотношений воспитывает у школьников толерантности.

Важным вопросом обновленной художественного образования является социальный заказ на учителей, которые подготовлены к самостоятельному решению проблем коллективного культуротворення, с чувством причастности к своей стране, народа, человечества в целом. Именно учитель искусства должен осознавать свою миссию транслятора культурного потенциала Украины. Он призван последовательно воспитывать, лелеять духовный мир детей, строить храм их художественной культуры. С этой целью нужно совершенствовать уровень педагогической культуры учителей, в частности ее коммуникативную качество, ведь стержнем труда учителя является педагогическое общение. От современного учителя искусства требуется не только основательная профессиональная компетентность, но и высокий уровень культуры педагогического общения, способность с помощью коммуникативных средств регулировать межличностные отношения и совместную деятельность, организовывать плодотворное учебно-воспитательную взаимодействие с учениками. Коммуникативные умения учителя искусства представляют собой сформированные на основе усвоенных знаний, навыков и опыта способы и приемы общения, направленные на реализацию коммуникативной функции педагогической деятельности. Коммуникативные умения определяют способность учителя к общению с учениками средствами искусства, осуществление морально-этического воздействия на воспитанников, трансляцию им собственного опыта художественно-педагогического общения, способствует личностному развитию детей, формированию их потребностей, ценностных ориентаций, самосознания и эстетической культуры. От современного учителя зависит перспективность не только художественного образования и воспитания учащихся, а и осуществления их будущей общекультурной функции - привлечение школьников к национальным и мировым духовным ценностям, обогащение внутреннего мира школьников.

Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, эмоционально, чем в учебнике сообщить ученику информацию о художественной грамоты, средств художественной выразительности и т.д., а в том, чтобы помочь ребенку стать активным субъектом собственного становления, сформировать сознание вообще и коммуникативную компетентность в частности. Успех педагогической коммуникации зависит от того, умеет ли учитель наладить. контакт с аудиторией, от системности его изложения, аргументации, умение стимулировать учащихся к дальнейшей деятельности, поощрять, снимать эмоциональное напряжение в общении. Коммуникативные умения в сочетании со знаниями, навыками, психолого педагогическими качествами личности, выразительным и доходчивым объяснением, оценкой качественной передачи, ее полноты, содержания, формы. Хорошо развитые коммуникативные умения нужны учителю для создания оптимального педагогического климата.

Итак, определены функции художественного образования в современных условиях развития общества, которые вызывают необходимость ее модернизации. Воспитательная функция предполагает закладки фундаментов формирования духовности личности, ее национального самосознания, эстетической культуры; познавательная - поощрение детей к получению художественных знаний, активизации их стремление к познанию мира и себя в нем через призму художественных образов; развивающая - повышение внимания к развитию художественных способностей детей, их сенсорной сферы, склонности к творческому самовыражению в искусстве; гедонистическая - побуждение детей к получению эстетического наслаждения от художественных занятий; коммуникативная - формирование у школьников основ человеческой солидарности, толерантного отношения к художественной культуры разных народов.

Роль и место искусства в современной системе образования

«Новая школа» определяет, что основной миссией современного образования становится обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Важную роль в реализации образования занимает искусство. Специфика и многообразие функций искусства, делают его неотъемлемой частью мирового культурного наследия, необходимой и незаменимой частью современного содержания образования.

Современные тенденции развития школьного художественного образования требует большего совершенствования профессиональной деятельности и профессиональной культуры педагога искусства. Предметы искусства занимают одно из главных мест в воспитании современного человека. Начало этому воспитанию закладывается ещё в утробе матери. В школе предметы, входящие в эту область развития, пробуждают способность видеть, ценить, создавать и, что очень важно, понимать красоту. Основная задача, которую должен стремиться решить учитель в этой области – реализация принципов целостности, преемственности, образности в процессе занятий искусством.

Современный урок по искусству должен научить школьников понимать природу художественной культуры, специфику её видов. Учитель должен осознавать, в первую очередь, сущность глобальных перемен в современном образовании и их причины, т.к. предметы искусства интегрируют многие потребности человека – интеллектуальные, эмоциональные, нравственные. Воспитывает в детях духовность, патриотизм, национальную гордость.

Искусство ориентировано на становление духовного мира ребенка, на развитие его эстетического восприятия мира, творческое самовыражение, формирование интереса к жизни через увлечение искусством .

Акцент в преподавании делается на общность всех видов искусства, на развитие способности эмоционально оценивать явления и образы через приобщение школьников к миру пластических искусств путём формирования практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщения к наследию отечественного и мирового искусства.

К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу .

Одной из важных концепций в образовании является концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ». Разработана в конце 60-х - начале 70-х гг. заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б. П. Юсовым. Ее основная идея - «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися» . Эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства. Эта концепция стала настоящим новаторским открытием. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет, художественно развивающий и художественно воспитывающий. Теория Б. П. Юсова послужила основой для создания последующих концепций.

Следующая концепция – это приобщение к мировой художественной культуре. Разработана в начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная идея - формирование художественной культуры как части духовной культуры . Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опытпредыдущих концепций. В том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20-30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.

Основные задачи программы:

Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

Формирование художественно-творческой активности;

Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например:

I класс. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя.

II класс. Ты и искусство.

III класс. Искусство вокруг нас.

IV класс. Каждый народ - художник и т. д.

Еще одна важная концепция - приобщение к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Основоположником этой концепции является доктор пед. наук, профессор Т. Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа . Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе.

Основные задачи программы :

Формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков;

Создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.

В содержании предмета выделены следующие разделы:

Основы художественного изображения;

Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды;

Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения;

Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла) .

Итак, представленные здесь концепции и программы преподавания искусства в школе являются основными.

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. Наиболее используемой программой изучения искусства является программа Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство. 8-9 классы». Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций, развитие эстетической культуры, развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству . Таким образом, базовыми компетенциями в области «Искусство» являются эмоциональная и эстетическая компетенции. В стандартах второго поколения, на основе которого создана программа интегрированного курса «Искусства», под компетенцией понимается общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.

Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

    актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

    культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;

    формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

    углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

    воспитание художественного вкуса;

    приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

    формирование учений и навыков художественного самообразования .

Основные содержательные линии при изучении искусства: роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искусство народов России и мировой художественный процесс; искусство XX в.; новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности) .

Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Результаты освоения курса «Искусство».

воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;

мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Выпускники получат возможность научиться

8 класс

9 класс

представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;

усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;

различать изученные виды и жанры искусств;

описывать явления искусства, используя специальную терминологию;

классифицировать изученные объекты и явления культуры;

структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.

представлять систему общечеловеческих ценностей;

осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;

уважать культуру другого народа, осваивать духовно - нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;

использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;

воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;

понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;

определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;

реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.

Список использованной литературы

    Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979;

    Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1968;

    Кашекова И.Э. Единое интеграционное пространство школы и пути его создания//Искусство в школе. 2001, №4;

    Кашекова И.Э. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.. Искусство.8-9 классы. Учебник для обещобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009;

    Кашекова И.Э. Создание интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства. Монография. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2006.;

    Кашекова И.Э., Темиров Т . В. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе: Проект. - М, 1990;

    Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.,2002. - С. 312

Материал подготовила Анна Пашина

Отрадный факт: арт-сообщество и креативный класс в России существуют. Количество государственных и частных учебных заведений, выпускающих художников, кураторов, искусствоведов, графических дизайнеров и прочих представителей «свободных» профессий, с каждым годом растет. Печальный факт: получив прекрасное образование и легко разбираясь в философских концепциях, классическом и современном искусстве, выпускники сталкиваются с проблемой применения своих знаний и навыков на практике. Где получить художественное образование в России? Представляем обзор лучших учебных заведений – академических и ориентированных на современное искусство.

Академическое образование

Один из ведущих и старейших художественных вузов России. Факультеты: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, теории и истории искусств.

Ведет свою историю с 1757 г., преемник Императорской академии художеств. Факультеты: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, теории и истории изобразительного искусства.

Обучает художников по 5 специальностям и 17 специализациям: проектированию интерьеров и мебели, разработке декоративных и мебельных тканей, готовит специалистов в различных областях дизайна, историков и теоретиков искусства, художников монументальной живописи и скульпторов, художников по изделиям из металла, керамики и стекла, реставраторов монументальной живописи, мебели и художественного металла.

Был создан в 2015 г. путем объединения двух факультетов: Художественно-графического и Музыкального.

Основана в 1987 г. Своей главной задачей ректор Илья Глазунов считает возрождение реализма в искусстве.

Образовательные программы: живопись, графика, дизайн архитектурной среды, теория и история искусств, дизайн, ДПИ и народные промыслы, реставрация.

Современное искусство

Первая созданная в России (1991 г.) институция в области современного искусства.

Свою задачу основатель художник Анатолий Осмоловский формулирует так: «Не столько дать знания в отчужденном режиме, сколько создать творческую среду».

Готовит современных художников, профессионалов в области фотографии и мультимедиа по направлениям: документальная фотография, арт-фотография, видеоарт и мультимедиа.

Образовательный центр Московского музея современного искусства, созданный для молодых художников и кураторов, начинающих работать в области актуального искусства.

Цель школы – развить творческий потенциал и критическое мышление молодых художников, создать поле для их профессионального общения и поддержать новые проекты. Обучение длится полтора года

Двухгодичная программа по подготовке кураторов.

Художники «воронежской волны» – заметное явление на российской арт-сцене. Один из самых активных региональных центров в области развития современного искусства.

Прикладное образование и ДПИ

Знаменитая Британка готовит специалистов в области дизайна.

Филиалы – в Москве и Санкт-Петербурге. Институт готовит специалистов в области декоративно-прикладного искусства.

Дополнительное образование – курсы, лектории

Курсы по истории классического и современного искусства, истории кино, а также арт-практика и арт-менеджмент.

Особенность курсов – в сочетании теории и практики.

Лекции по отечественному и зарубежному современному искусству, а также междисциплинарным художественным практикам.

Готовит искусствоведов, экспертов антиквариата и арт-менеджеров.

Первая онлайн-школа творческого менеджмента на русском языке. Рассказывают о том, как сделать выставку, городской фестиваль, поставить спектакль, перевезти произведение искусства.

Онлайн-школа Анастасии Постригай с теоретическими лекциями по истории искусства.

Онлайн-школа дизайна и иллюстрации. Основа программы - система курсов по дизайну, иллюстрации и смежным наукам. Курсы школы предназначены не только для дизайнеров, художников, но и для тех, кто хочет ими стать.

Бизнес-школа RMA основана в 2000 году и на сегодняшний день является одним из лидеров в сфере бизнес-образования в России. В школе есть программа "Арт-менеджмент и галерейный бизнес". Она поможет разобраться в современном искусстве и арт-рынке, узнать об организации выставок и ценообразовании, наработать базу полезных контактов и найти единомышленников.

Ответы на госы сливаем сюда.

Пожалуйста, оформляйте вопросы хорошо, пишите формулировку вопроса полностью и его номер.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Искусство в современном социокультурном образовательном процессе. Функции искусства и их реализация в художественном образовании.

1. Искусство – форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно- выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, цвета, света, природного материала и т.д). Возникая как результат творчества конкретного субъекта, произведение искусства обретает надличностный характер. Свойства содержания и формы произведения искусства, а также способ его восприятия свидетельствуют уже не только о психическом своеобразии творца, но и характеризуют коллективные формы переживания, направленность мышления, свойственные культуре его эпохи. Особенность истолкования художественных произведений состоит в том, что заложенный в них смысл оказывается непереводим на язык понятий, невыразим до конца Gmail

никакими иными средствами. В этом находит свое подтверждение идея самоценности искусства. Парадокс состоит в том, что только в том случае искусство способно удовлетворять художественную потребность, когда выступает не в качестве средства, а в качестве цели. Лишь обнаруживая свою изначально самобытную, уникальную природу, не замещаемую никакой иной - моральной, религиозной или научной деятельностью - искусство выступает оправданием самого себя, утверждая необходимость своего места в жизни человека. Только обретая цель в самом себе, искусство оказывается способным к глубокой культуросозидательной роли - восполнению ущербности человеческого бытия. Искусство становится по-настоящему незаменимым, когда, казалось бы, максимально сосредоточивается на самом себе. Другими словами, только через воплощение принципов самодостаточности художественного творчества искусство способно реализовывать себя как уникальная деятельность, значимая и за своими пределами.

Искусство – средство творческого развития и коррекции личности. По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу, отсюда следует его главная тенденция – помочь человеку гармонизировать и себя и мир, притом гармонизируя природное и социальное в человеке. Искусство нацелено на раскрытие творческих возможностей человека, предлагает новый опыт осмысления мира, стремиться спровоцировать, разбудить обыденное сознание. Благодаря искусству человек расширяет собственный опыт и приобщается к опыту всего человечества. В рамках социального опыта искусство позволяет человеку найти себя как исключительную индивидуальность, пройдя через самоиспытания, духовно-нравственную самопроверку. Искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. Искусство значительно повышает уровень самосознания че­ловека, очерчивает его видение мира и моральный выбор, что способст­вует духов­ному, творческому, нравственному развитию личности. Искусство предоставляет нашему сознанию художественный образ свободно, ненасильственно.


Оно учит истине и добру посредством красоты и красоте – посредством истины и добра.

Цель искусства – глубокое раскрытие и художественное отображение внутреннего мира человека, в результате чего осуществляется его нравственно-эстетическое совершенствование.

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Искусство есть опосредованное отражение действительности с помощью специфического языка. Весь мир является предметом искусства. Общественная жизнь и природа, любые события и явления, сложнейшие субъективные переживания человека составляют реальное содержание художественных произведений. Искусство есть отражение действительности, отражение, более или менее объективно и полно воспроизводящее сущность, содержание, качества и свойства самой действительности.

Функции искусства:

- Коммуникативная (искусство как общение). На коммуникативности искусства основывается его современное рассмотрение как знаковой системы. Искусство имеет свои условности. Многие виды искусства (музыка, живопись, танец) не требуют для их понимания перевода на другие языки. Искусство сближает людей, позволяет им лучше узнать друг друга (культурный обмен между странами).

- Эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации ). Искусство формирует художественный вкус, способности и потребности человека, пробуждает его творческое начало.

- Познавательно-просветительская (искусство как знание и просвещение) Познавательные возможности искусства огромны, их нельзя заменить иными сферами человеческой духовной жизни. Из исторических романов можно узнать о жизни того или иного общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистов вместе взятых. Формула воды H2O, но конкретно-чувственное богатство и сотни свойств воды остаются за пределами научного обобщения, зато прекрасно могут быть выражены в произведении искусства. Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в самые глубины психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств, воли, раскрывает источники и мотивы действий и поступков людей. Язык искусства понятнее, метафоричнее, гибче, иносказательнее, парадоксальнее, эмоционально и эстетически богаче, чем естественный, разговорный язык, поэтому информативные возможности художественного языка шире и качественно выше. Музыкальные и художественые произведения, подобно любому явлению культуры, могут восприниматься в качестве документов эпохи. Они могут быть познавательны в различных ракурсах: историко-фактологическом, философско-мировоззренческом, этико-эмоциональном и т.д.

- Общественно-преобразующая (искусство как деятельность). Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества. Искусство - творение художественной реальности и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника. Искусство преобразует реальность:

Через идейно-эстетическое воздействие на людей. Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство формировало характер грека и его отношение к миру, ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья.

Через включение человека в ценностно ориентированную деятельность. Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии, стимулирует социальную активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом. Так порабощенный исландский народ создавал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные герои-богатыри. В сагах народ духовно осуществлял свои помыслы о свободе и независимости. Мечты народа об освобождении от власти татаро-монгольского ига отражены в русских былинах.

Через преобразование в процессе художественного творчества с помощью воображения впечатлений от действительности (автор перерабатывает жизненный материал, строя новую реальность - художественный мир)

- Личностно преобразующая – способность искусства воздействовать и качественно изменять психолого-характерологическую структуру личности.

- Компенсаторная (искусство как утешение). Воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение и волнение, порожденные реальной жизнью, и хотя бы частично компенсируют монотонность повседневности. Компенсаторная функция имеет три основных аспекта:

Отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный);

Утешающий;

Способствующий духовной гармонии человека (собственно компенсаторный).

Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Искусство способно утешить человека, увести его в мир грез. Своей гармонией оно дает человеку равновесие, порой помогающее ему удержаться на краю пропасти, дает возможность жить дальше.

- Воспитательная (искусство как катарсис). Искусство формирует целостную личность. Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством, оно проявляется подсознательно. Аристотелевская теория катарсиса состоит в том, что показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает внутренний мир зрителей и читателей. Человек обогащается опытом других людей и быстрее и качественнее вырабатывает собственные ценностные установки.

- Гедонистическая (искусство как наслаждение). Эстетическое наслаждение имеет особый духовный характер, и еще древние греки отличали его от плотских удовольствий. Художественное творчество доставляет людям радость постижения красоты и художественной правды. Также по праву принадлежащим искусству можно выделить функции: внушающую, информационную, анализирующую, предвосхищения.

- Психотерапевтическая. Она приобретает особое значение тогда, когда общество или конкретный человек переживают болезненный кризис. Потому, что искусство способно погрузить человека в состояние, в котором он испытает катарсис. О катарсисе говорил еще Аристотель, называя этим словом переживания зрителей в античном театре. Они словно выплескивали свои видимые или невидимые слезы, видимые или невидимые страдания, сопереживая героям античных спектаклей. Одна из задач арт-терапии - переводить патологию в норму. Например, трансформировать комплекс неполноценности или комплекс превосходства в гуманистическое социальное чувство (каждый день, хотя бы мысленно, делать что-то приятное наибольшему числу людей). Л. Толстой видел одну из важнейших задач искусства в том, чтобы помогать людям полюбить жизнь.

- Каноническая и эвристическая функция рассматривается музыковедами как диалектическая пара противоположностей, что позволяет рассматривать музыкальное явление с позиции взаимосвязи традиции и инновации.

На возможности искусства в коррекции психических процессов у детей указывали зарубежные (О.Декроли) и отечественные (Л.С.Выготский) представители педагогики, психологии. Искусство является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств. Процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Особенно ценно положительное влияние искусства на детей с проблемами в развитии. Еще Л.С.Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих проблемы в развитии. Искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор, реализует познавательные интересы детей. Искусство позволяет ребенку ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Именно в этом содержатся коррекционные возможности искусства, т.к. оно является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде искусства, а с другой, средством реализации социально-педагогической функции искусства.

Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя не отметить еще один важный аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на ребенка. Влияя на эмоциональную сферу, искусство при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается также в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний и вступление на путь новых отношений с окружающим миром. Раскрывая психологический механизм катарсиса в своей работе «Психология искусства», Л.С. Выготский отмечал: «Искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство». Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка, его культурного развития. Основная задача занятий художественного цикла в школе состоит в пробуждении у воспитанников интереса к искусству, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им; эмоционально положительно воспринимать, испытывая потребность в систематическом общении с ней.