Приказ по повышению объективности оценочных процедур. Характеристика оценочных процедур и инструментов оценки результатов и качества общего образования. Система оценки персонала организации

Объективность оценок обеспечивается:

Независимостью органа по сертификации и привлекаемых им к работе экспертов от заявителя или других сторон, заинтересованных в результатах оценки и сертификации;

Полнотой состава комиссии экспертов. В совокупности комиссия должна обладать знаниями стандартов на систему качества, техники проверки, а также особенностей производства продукции и нормативных требований к ней. В составе комиссии должен быть специалист по проверяемому виду экономической деятельности. При необходимости в состав комиссии могут быть включены специалисты по метрологии, экономике и др.;

Компетентностью экспертов, проводящих сертификацию. Эксперты должны быть сертифицированы на право проведения сертификации систем качества или сертификации производств и зарегистрированы в Реестре экспертов Системы сертификации ГОСТ Р.

Воспроизводимость результатов проверок и оценок систем качества
Воспроизводимость результатов проверок и оценок обеспечивается:

Применением при проведении проверок и оценок систем качества (производств) правил и процедур, основанных на единых требованиях;

Проведением проверок и оценок на основе фактических данных;

Документальным оформлением результатов проверок и оценок систем качества;

Четкой организацией системы учета и хранения документации органом по сертификации.

Конфиденциальность

Орган по сертификации, его эксперты и все привлекаемые к участию в работе комиссии спе­циалисты (в том числе стажеры) должны соблюдать конфиденциальность всей информации об орга­низациях, полученной на всех этапах сертификации, а также выводов, характеризующих состояние системы качества (производства). Условия соблюдения конфиденциальности информации обеспечиваются:

Для штатного персонала органа по сертификации - установлением требований соблюдения конфиденциальности в должностных инструкциях;

Конфиденциальностью приказов руководителя органа;

Для персонала, привлекаемого к работам по сертификации, - установлением требований конфиденциальности в трудовых договорах, заключаемых между органом по сертификации и привлекаемыми специалистами;

Для стажеров - установлением требований к конфиденциальности по условиям проверяемой организации.

Информативность

В Регистре должна обеспечиваться ежеквартальная публикация официальной информации о сертифицированных системах качества (производствах) держателей сертификатов. Кроме того, в оперативных источниках информации (периодических изданиях Росстандарта России и его инсти­тутов) должна публиковаться текущая информация о выданных сертификатах соответствия систем качества и производств, приостановлении или отмене их действия.



Официальным источником информации по перечисленным вопросам является сводный пере­чень сертифицированных систем качества и производств Регистра.

Специализация органов по сертификации систем качества

Органы по сертификации должны быть специализированы по областям аккредитации в соот­ветствии с классификацией по видам экономической деятельности, принятой в Системе сертифи­кации ГОСТ Р. Условием для включения в область аккредитации того или иного вида экономичес­кой деятельности является наличие в органе по сертификации экспертов (собственных и/или при­влекаемых) по сертификации систем качества, по сертификации производств, по сертификации продукции, по сертификации услуг, а также технических экспертов (собственных и/или привлека­емых), специализированных по соответствующим видам экономической деятельности.

Проверка выполнения требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере

При условии предъявления к продукции (услуге) обязательных требований, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в государственных стан­дартах или других документах при сертификации систем качества (сертификации производств) проверяют способность организации обеспечить соблюдение, этих требований.

Достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества (производства) нормативным требованиям

При сертификации систем качества орган по сертификации оценивает достоверность доказа­тельств заявителя о выполнении требований ГОСТ Р ИСО 9001.

Глава Рособрнадзора: Регионы должны использовать результаты оценочных процедур для повышения качества образования

Объективность проведения всех оценочных процедур в образовании, от государственной итоговой аттестации до Всероссийских проверочных работ и итоговых сочинений, и выстраивание эффективной системы использования результатов этой оценки для повышения качества школьного образования – такие задачи перед региональными органами управления образованием в России поставил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов в ходе Всероссийского совещания «Перспективы развития региональных систем образования».

«Последние результаты международных исследований качества образования показали, что Россия сделала серьезный рывок вперед. В том числе это произошло за счет достижения объективности оценки в итоговой аттестации в 11 классах», - отметил Сергей Кравцов.

Однако, по его словам, при проведении других оценочных процедур, таких как Всероссийские проверочные работы и итоговое сочинение, существуют проблемы с объективностью оценивания. Это будет учитываться при переходе к новой модели контрольно-надзорной деятельности в образовании на федеральном и региональном уровнях. Школы, демонстрирующие аномальные показатели по результатам оценочных процедур, в достоверности которых есть основания сомневаться, будут становиться объектами проверок в первую очередь.

Сергей Кравцов рассказал о составляющих элементах и принципах построения единой системы оценки качества образования, которая сейчас создана в России и включает в себя государственную итоговую аттестацию в 9 и 11 классах, Всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования (НИКО), международные сопоставительные исследования качества образования и исследования компетенций учителей.

«Следующая наша задача – увязать все оценочные процедуры с работой инспекции, институтов повышения квалификации и методических кабинетов. Результаты оценочных процедур должны анализироваться и использоваться в практической работе. Все должно работать в системе и на развитие», - заявил глава Рособрнадзора.

Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) сейчас аккумулирует в единой системе результаты всех оценочных процедур на федеральном уровне. По словам Сергея Кравцова, аналогичные центры необходимо создать в регионах на базе региональных центров обработки информации (РЦОИ).

Эти центры должны вести все направления исследований качества образования в регионе (ВПР, НИКО, участие в международных исследованиях) и анализировать полученные данные. Результаты этого анализа должны использоваться региональными органами управления образованием, институтами повышения квалификации и методическими службами для работы с каждой школой и учителем.

Еще одной актуальной задачей для регионов, по словам главы Рособрнадзора, является формирование экспертного сообщества по оценке качества образования. К контрольно-надзорной деятельности в отношении школ необходимо привлекать в качестве экспертов учителей и директоров, которые показывают высокие результаты, чтобы они в ходе проведения инспекции могли помочь проверяемой школе сформировать программу развития.

Замминистра образования и науки РФ Ирина Кузнецова в ходе совещания рассказала о работе, которую ведет Минобрнауки России по совершенствованию качества российского образования. В числе актуальных задач она назвала модернизацию федеральных государственных образовательных стандартов, в которых необходимо более четко сформулировать результаты обучения, как в отношении содержания образования по учебным дисциплинам, так и в отношении личностных результатов обучающихся. Также, по ее словам, необходимо акцентировать внимание на адресной работе со школами, имеющими низкие образовательные результаты, совершенствовании системы педагогического образования и системы повышения квалификации учителей.

«Необходимо расширить систему независимой объективной оценки качества подготовки обучающихся, в том числе выстраивая систему Всероссийских проверочных работ, позволяющих не только развивать практику объективного оценивания в школах, но и формулировать единые для всей страны подходы к отбору ключевого содержания образования и системы оценивания результатов обучения», - отметила замминистра.

И.о. руководителя Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирина Мануйлова акцентировала внимание на повышении корпоративной культуры педагогического сообщества в вопросах оценивания знаний школьников.

«Задача школы – не подготовить школьника к итоговой аттестации и каким-то другим проверочным процедурам, а организовать освоение в полной мере той образовательной программы, которая принята, и на каждом этапе ее освоения каждым обучающимся проводить оценку объективно, принимая соответствующие меры, которые будут способствовать корректировки индивидуальных учебных планов и обеспечивать постепенное достижение достаточно высоких результатов у каждого ученика», - заявила Ирина Мануйлова.

Она также заявила о необходимости модернизировать работу региональных институтов повышения квалификации педагогов. Программы повышения квалификации, которые они реализуют, зачастую не менялись годами и не учитывают проблемы в системе образования региона, выявленные в результате разных оценочных процедур.

  • 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
  • 1.2.1. Общие положения
  • 1.2.2. Структура планируемых результатов
  • 1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
  • 1.2.4. Метапредметные результаты освоения ооп
  • 1.2.5. Предметные результаты
  • 1.2.5.1. Русский язык Выпускник научится:
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • 1.2.5.2. Литература
  • 1.2.5.3. Иностранный язык (на примере английского языка)
  • 1.2.5.4. Второй иностранный язык (на примере английского языка)
  • 1.2.5.5. История России. Всеобщая история2
  • 1.2.5.6. Обществознание
  • 1.2.5.7. География
  • 1.2.5.8. Математика Выпускник научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
  • Выпускник получит возможность научиться в 5-6 классах (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях)
  • Выпускник научится в 7-9 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
  • Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях
  • Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах для успешного продолжения образования на углублённом уровне
  • 1.2.5.9. Информатика
  • 1.2.5.10. Физика
  • 1.2.5.11. Биология
  • 1.2.5.12. Химия
  • 1.2.5.13. Изобразительное искусство
  • 1.2.5.14. Музыка
  • 1.2.5.15.Технология
  • 5 Класс
  • 6 Класс
  • 7 Класс
  • 8 Класс
  • 9 Класс
  • 1.2.5.16. Физическая культура
  • 1.2.5.17. Основы безопасности жизнедеятельности
  • 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
  • 1.3.1. Общие положения
  • 1.3.2 Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов
  • 1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур
  • Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования
  • 2.1.1. Формы взаимодействия участников образовательного процесса при создании и реализации программы развития универсальных учебных действий
  • 2.1.2. Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований фгос
  • 2.1.4. Типовые задачи применения универсальных учебных действий
  • 2.1.6. Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по развитию информационно-коммуникационных технологий
  • 2.1.7. Перечень и описание основных элементов икт-компетенции и инструментов их использования
  • 2.1.8. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий
  • В рамках направления «Обращение с устройствами икт» в качестве основных планируемых результатов возможен следующий список того, что обучающийся сможет:
  • В рамках направления «Фиксация и обработка изображений и звуков» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
  • В рамках направления «Поиск и организация хранения информации» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
  • В рамках направления «Создание письменных сообщений» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
  • В рамках направления «Создание графических объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
  • В рамках направления «Создание музыкальных и звуковых объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
  • В рамках направления «Моделирование, проектирование и управление» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
  • В рамках направления «Коммуникация и социальное взаимодействие» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
  • 2.1.9. Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей
  • 2.1.11. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий
  • 2.2. Примерные программы учебных предметов, курсов
  • 2.2.1 Общие положения
  • 2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования
  • 2.2.2.1. Русский язык
  • Речь. Речевая деятельность
  • Культура речи
  • Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке
  • Фонетика, орфоэпия и графика
  • Морфемика и словообразование
  • Лексикология и фразеология
  • Морфология
  • Синтаксис
  • Правописание: орфография и пунктуация
  • 2.2.2.2. Литература
  • Обязательное содержание пп (5 – 9 классы)
  • Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе
  • 2.2.2.3. Иностранный язык
  • 2.2.2.4. Второй иностранный язык (на примере английского языка)
  • 2.2.2.5. История России. Всеобщая история
  • 2.2.2.6. Обществознание
  • 2.2.2.7. География
  • 2.2.2.8. Математика
  • Элементы теории множеств и математической логики
  • Содержание курса математики в 5–6 классах
  • Наглядная геометрия
  • История математики
  • Содержание курса математики в 7–9 классах Алгебра
  • Статистика и теория вероятностей
  • Геометрия
  • История математики
  • Содержание курса математики в 7-9 классах (углублённый уровень) Алгебра
  • Статистика и теория вероятностей
  • Геометрия
  • История математики
  • 2.2.2.9. Информатика
  • 2.2.2.10. Физика
  • 2.2.2.11. Биология
  • 2.2.2.12. Химия
  • 2.2.2.13. Изобразительное искусство
  • 2.2.2.14. Музыка
  • Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной организации для использования в обеспечении образовательных результатов
  • 2.2.2.15. Технология
  • 2.2.2.16. Физическая культура
  • 2.2.2.17. Основы безопасности жизнедеятельности
  • 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
  • 2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
  • 2.3.3. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся)
  • 2.3.4. Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся
  • 2.3.7. Модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
  • 2.3.8. Описание деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся
  • 2.3.9. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
  • 2.3.10. Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
  • 2.3.11. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
  • 2.3.12. Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
  • 2.4. Программа коррекционной работы
  • 2.4.1. Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования
  • 2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы
  • 3. Организационный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования
  • 3.1. Примерный учебный план основного общего образования
  • Примерный недельный учебный план основного общего образования (минимальный в расчете на 5267 часов за весь период обучения)
  • Примерный недельный учебный план основного общего образования (максимальный в расчете на 6020 часов за весь период обучения)
  • Примерный недельный учебный план основного общего образования (второй иностранный язык)
  • Примерный недельный учебный план основного общего образования (изучение родного языка наряду с преподаванием на русском языке)
  • Примерный недельный учебный план основного общего образования (обучение на родном (нерусском) языке)
  • 3.1.1. Примерный календарный учебный график
  • 3.1.2. Примерный план внеурочной деятельности
  • Система условий реализации основной образовательной программы
  • 3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
  • 3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
  • 3.2.3. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования
  • Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги
  • Материально-технические условия реализации основной образовательной программы
  • Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
  • Создание в образовательной организации информационно- образовательной среды, соответствующей требованиям фгос
  • . Стартовая диагностика может проводиться также учителями с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.

    Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и учащимся существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с учётом особенностей учебного предмета и особенностей контрольно-оценочной деятельности учителя.Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса; при этом отдельные результаты, свидетельствующие об успешности обучения и достижении тематических результатов в более сжатые (по сравнению с планируемыми учителем) сроки могут включаться в систему накопленной оценки и служить основанием, например, для освобождения ученика от необходимости выполнять тематическую проверочную работу 11 .

    Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. По предметам, вводимым образовательной организацией самостоятельно, тематические планируемые результаты устанавливаются самой образовательной организацией. Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце её изучения. Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них. Результаты тематической оценки являются основанием для коррекции учебного процесса и его индивидуализации.

    Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженностипроявлений творческой инициативы, а такжеуровня высших достижений , демонстрируемых данным учащимся. В портфолио включаются как работы учащегося (в том числе – фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.).Отбор работ и отзывов для портфолио ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в электронном виде в течение всех лет обучения в основной школе. Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования и могут отражаться в характеристике.

    Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры:

      оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов ;

      оценки уровня достижения той части личностных результатов , которые связаны с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой учебной самостоятельности, готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения;

      оценки уровня профессионального мастерства учителя , осуществляемого на основе административных проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых учителем обучающимся.

    Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Результаты внутришкольного мониторинга являются основанием для рекомендаций как для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации, так и для повышения квалификации учителя. Результаты внутришкольного мониторинга в части оценки уровня достижений учащихся обобщаются и отражаются в их характеристиках.

    Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне основного общего образования и проводится в конце каждой четверти (или в конце каждого триместра) и в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в документе об образовании (дневнике).

    Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации. В период введения ФГОС ООО в случае использования стандартизированных измерительных материалов критерий достижения/освоения учебного материала задается как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получения 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. В дальнейшем этот критерий должен составлять не менее 65%.

    Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58) и иными нормативными актами.

    Государственная итоговая аттестация

    В соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной процедурой, завершающей освоение основной образовательной программы основного общего образования. Порядок проведения ГИА регламентируется Законом и иными нормативными актами 12 .

    Целью ГИА является установление уровня образовательных достижений выпускников. ГИА включает в себя два обязательных экзамена (по русскому языку и математике). Экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. ГИА проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий в стандартизированной форме и в форме устных и письменных экзаменов с использованием тем, билетов и иных форм по решению образовательной организации (государственный выпускной экзамен – ГВЭ).

    Итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету складывается из результатов внутренней и внешней оценки. К результатамвнешней оценки относятся результаты ГИА. К результатамвнутренней оценки относятся предметные результаты, зафиксированные в системе накопленной оценки и результаты выполнения итоговой работы по предмету. Такой подход позволяет обеспечить полноту охвата планируемых результатов и выявить коммулятивный эффект обучения, обеспечивающий прирост в глубине понимания изучаемого материала и свободе оперирования им. По предметам, не вынесенным на ГИА, итоговая оценка ставится на основе результатов только внутренней оценки.

    Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне образования государственного образца – аттестате об основном общем образовании.

    Итоговая оценка по междисциплинарным программам ставится на основе результатов внутришкольного мониторинга и фиксируется в характеристике учащегося.

    Характеристика готовится на основании:

      объективных показателей образовательных достижений обучающегося на уровне основного образования,

      портфолио выпускника;

      экспертных оценок классного руководителя и учителей, обучавших данного выпускника на уровне основного общего образования.

    В характеристике выпускника:

      отмечаются образовательные достижения обучающегося по освоению личностных, метапредметных и предметных результатов;

      даются педагогические рекомендации к выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования с учётом выбора учащимся направлений профильного образования, выявленных проблем и отмеченных образовательных достижений.

  • «Мы можем поставить перед собой цель нового уровня и другого масштаба – сделать российскую школу одной из лучших в мире» Владимир Путин

    Последнее в уходящем году заседание Госсовета было посвящено теме, неизменно вызывающей бурные дискуссии в обществе – качеству школьного образования. Президент России Владимир Путин сформулировал амбициозную задачу: в ближайшие 10 лет российская система образования должна стать одной из лучших в мире.

    Сделать для ее решения предстоит немало: построить и оснастить новые школы, внедрить в образовательный процесс передовые информационные технологии, создать новую систему мотивации и профессионального роста учителей. Фундаментом же всех будущих преобразований, направленных на повышение качества обучения, должно стать создание комплексной и объективной системы оценки знаний учащихся на всех уровнях образования. Как пояснил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, речь идет о стимулировании развития образования и формировании единого образовательного пространства через различные оценочные процедуры. «Нам необходимо выстроить полноценную систему, но для этого нужны результаты по всем ступеням образования, чтобы выявить и закрыть проблемные места», - сказал Сергей Кравцов.

    Всероссийские проверочные работы, национальные исследования оценки качества образования, исследования компетенции учителей, и, конечно, результаты объективного ЕГЭ - все это вместе составит общероссийскую систему оценки качества образования. «Главная ее функция – не карать, а помогать развиваться, как ученикам, так и учителям. Это касается не только деятельности учебных заведений, но и исследования профессиональных компетенций педагогов», - отметил руководитель Рособрнадзора. Для проведения исследований всех уровней образования и обобщения их результатов ведомство уже создало Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО). Собранные им данные будут использоваться для совершенствования образовательных стандартов и повышения квалификации учителей. Кроме того, институт займется обобщением результатов всероссийских проверочных работ, которые будут проводить школы по итогам каждого учебного года. В этом году успешно опробованы механизмы проведения Всероссийских проверочных работ, Национальных исследований качества образования. Теперь важно, чтобы выводы по результатам этих исследований послужили основой до выработки системы поддержки слабых школ, созданию мотивации для расширения деятельности институтов повышения квалификации учителей.

    «Не смотря на то, что нами уже сделаны уверенные шаги в обеспечении объективности системы оценки качества образования, по итогам Госсовета для себя мы получили дополнительные ориентиры», - сказал Сергей Кравцов.

    По его словам, ориентация на объективность станет для Рособрнадзора ключевой задачей, а основной целью - получение реальных данных о качестве и результатах обучения для принятия дальнейших решений по совершенствованию системы образования. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки постоянно развивает различные инструменты объективной оценки качества образования и предпринимает шаги для усиления контроля за объективностью итоговой аттестации учащихся.

    Так, ГИА в 9-х классах уже в следующем году пройдет под выборочным контролем общественных наблюдателей. Об этом недавно заявил руководитель ведомства Сергей Кравцов, выступая на конференции «Национальные исследования качества образования: итоги и перспективы».

    По его словам, в школах необходимо объективно проводить все экзаменационные процедуры, а не только ЕГЭ, организуемый на федеральном уровне.

    «Зачастую мы видим, что экзамены без федерального контроля проходят необъективно. Когда школьник получает по ГИА-9 хорошую оценку, не имея соответствующих знаний, а затем переходит в старшую школу, у него возникают проблемы при сдаче ЕГЭ», - отметил глава Рособрнадзора. Он добавил, что отсутствие должного контроля за экзаменами в девятых классах «дестимулирует школьников учиться», и только объективное проведение экзамена заставит школьников готовиться к нему ответственно.

    Глава Рособрнадзора напомнил, что в текущем учебном году в рамках ГИА-9 школьникам предстоит сдавать не только обязательные русский язык и математику, но и два предмета по выбору. В Рособрнадзоре отмечают, что исследования качества образования свидетельствуют об ухудшении в ряде регионов успеваемости школьников после пятого класса. Наиболее проблемной зоной является основная школа, 6-8 классы, поэтому на работе с ней и повышении квалификации учителей основной школы необходимо сделать основной акцент.

    Для выявления имеющихся пробелов в знаниях учащихся Рособрнадзор с 2014 года начал проводить национальные исследования качества образования (НИКО). В следующем году такие исследования пройдут по истории, обществознанию и иностранным языкам. Также, ведомством начата работа по исследованию профессиональных компетенций учителей, так как аттестация, которую проходят учителя, зачастую проводится формально и не выявляет проблемных зон в их работе. В этом учебном году Рособрнадзор проведет оценку компетенций учителей русского языка, математики и литературы. Сергей Кравцов выразил надежду, что еще одним инструментом объективной оценки знаний школьников смогут стать Всероссийские проверочные работы (ВПР), апробация которых прошла в декабре 2015 года. Их результаты будут заноситься в федеральную базу данных и анализироваться.

    В Тамбовской области в апробации Всероссийских проверочных работ по математике и русскому языку приняли участие полторы тысячи четвероклассников из двенадцати школ. По информации региональных организаторов, ВПР прошли в штатном режиме.

    Сама процедура проверочных работ не сильно отличалась от обычной контрольной. Школьники в течение одного урока (45 минут) выполняли задания по математике, которые призваны проверить умение считать и применять математические знания. Задания по русскому языку были разбиты на два дня. В первой части ребята писали диктант. Вторая часть работы по русскому включала задания на проверку грамотности чтения, а также задания, проверяющие знание основ системы русского литературного языка.

    Для того чтобы разъяснить общественности суть Всероссийских проверочных работ, управлением образования и науки проведена акция «ВПР – это не ЕГЭ», в которой приняли участие журналисты практически всех региональных СМИ, а также родители четвероклассников гимназии №12 им. Г.Р. Державина города Тамбова. 8 декабря одновременно со школьниками взрослые смогли проверить свои знания. Для родителей гимназистов коллективом учреждения был подготовлен открытый урок математики, основу которого составили задания, включенные в ВПР. В это же время корреспонденты писали диктант и выполняли задания по русскому языку. Родители смогли убедиться, что ВПР никакой дополнительной нагрузки детям не несет. По окончании урока родители школьников и журналисты смогли пообщаться с региональными организаторами мероприятия. В ходе встречи директор Тамбовского центра экспертизы образовательной деятельности Олег Мексичев рассказал собравшимся о перспективах введения ВПР, а также о том, как повлияют результаты работ на итоговую успеваемость учащихся. В частности он подчеркнул, что ВПР - это не ЕГЭ, как многие утверждали. «Ничего подобного. В 4-м классе никакого ЕГЭ нет. Кроме того, в этом году итоговая оценка не будет зависеть от результатов ВПР», - отметил Олег Мексичев. Он пояснил, что из себя представляют Всероссийские проверочные работы. По его словам, результаты ВПР в первую очередь потребуются школе для корректировки учебной программы, для индивидуальной работы учителя с каждым ребенком, для работы заместителя директора с каждым учителем. «По результатам мы сможем судить, где учат лучше, где хуже, где нужно отрегулировать учебную программу. На основе этих данных можно будет управлять качеством образования», - сказал руководитель Центра экспертизы образовательной деятельности. ВПР призваны проверить, как вводится федеральный государственный образовательный стандарт на разных уровнях образования.

    Отличие ВПР в том, что работы проводятся по единым заданиям, разработанным на федеральном уровне, и проверяются по единым критериям. Таким образом все дети находятся в равных условиях. По словам организаторов, в перспективе Всероссийские проверочные работы будут проводиться по итогам каждого учебного года, а внедрять их будут поэтапно: в 2016 году – для 4 классов, в 2017 году – для 4 и 5 классов и так далее.

    Что касается развития объективной оценки знаний студентов, то одним из способов повышения качества вузовского образования, по словам Сергея Кравцова, должна стать оценка знаний учащихся со стороны работодателей.

    Объективность проведения всех оценочных процедур в образовании, от государственной итоговой аттестации до Всероссийских проверочных работ и итоговых сочинений, и выстраивание эффективной системы использования результатов этой оценки для повышения качества школьного образования – такие задачи перед региональными органами управления образованием в России поставил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов в ходе Всероссийского совещания «Перспективы развития региональных систем образования».

    «Последние результаты международных исследований качества образования показали, что Россия сделала серьезный рывок вперед. В том числе это произошло за счет достижения объективности оценки в итоговой аттестации в 11 классах», - отметил Сергей Кравцов.

    Однако, по его словам, при проведении других оценочных процедур, таких как Всероссийские проверочные работы и итоговое сочинение, существуют проблемы с объективностью оценивания. Это будет учитываться при переходе к новой модели контрольно-надзорной деятельности в образовании на федеральном и региональном уровнях. Школы, демонстрирующие аномальные показатели по результатам оценочных процедур, в достоверности которых есть основания сомневаться, будут становиться объектами проверок в первую очередь.

    Сергей Кравцов рассказал о составляющих элементах и принципах построения единой системы оценки качества образования, которая сейчас создана в России и включает в себя государственную итоговую аттестацию в 9 и 11 классах, Всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования (НИКО), международные сопоставительные исследования качества образования и исследования компетенций учителей.

    «Следующая наша задача – увязать все оценочные процедуры с работой инспекции, институтов повышения квалификации и методических кабинетов. Результаты оценочных процедур должны анализироваться и использоваться в практической работе. Все должно работать в системе и на развитие», - заявил глава Рособрнадзора.

    Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) сейчас аккумулирует в единой системе результаты всех оценочных процедур на федеральном уровне. По словам Сергея Кравцова, аналогичные центры необходимо создать в регионах на базе региональных центров обработки информации (РЦОИ).

    Эти центры должны вести все направления исследований качества образования в регионе (ВПР, НИКО, участие в международных исследованиях) и анализировать полученные данные. Результаты этого анализа должны использоваться региональными органами управления образованием, институтами повышения квалификации и методическими службами для работы с каждой школой и учителем.

    Еще одной актуальной задачей для регионов, по словам главы Рособрнадзора, является формирование экспертного сообщества по оценке качества образования. К контрольно-надзорной деятельности в отношении школ необходимо привлекать в качестве экспертов учителей и директоров, которые показывают высокие результаты, чтобы они в ходе проведения инспекции могли помочь проверяемой школе сформировать программу развития.

    Замминистра образования и науки РФ Ирина Кузнецова в ходе совещания рассказала о работе, которую ведет Минобрнауки России по совершенствованию качества российского образования. В числе актуальных задач она назвала модернизацию федеральных государственных образовательных стандартов, в которых необходимо более четко сформулировать результаты обучения, как в отношении содержания образования по учебным дисциплинам, так и в отношении личностных результатов обучающихся. Также, по ее словам, необходимо акцентировать внимание на адресной работе со школами, имеющими низкие образовательные результаты, совершенствовании системы педагогического образования и системы повышения квалификации учителей.

    «Необходимо расширить систему независимой объективной оценки качества подготовки обучающихся, в том числе выстраивая систему Всероссийских проверочных работ, позволяющих не только развивать практику объективного оценивания в школах, но и формулировать единые для всей страны подходы к отбору ключевого содержания образования и системы оценивания результатов обучения», - отметила замминистра.

    И.о. руководителя Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирина Мануйлова акцентировала внимание на повышении корпоративной культуры педагогического сообщества в вопросах оценивания знаний школьников.

    «Задача школы – не подготовить школьника к итоговой аттестации и каким-то другим проверочным процедурам, а организовать освоение в полной мере той образовательной программы, которая принята, и на каждом этапе ее освоения каждым обучающимся проводить оценку объективно, принимая соответствующие меры, которые будут способствовать корректировки индивидуальных учебных планов и обеспечивать постепенное достижение достаточно высоких результатов у каждого ученика», - заявила Ирина Мануйлова.

    Она также заявила о необходимости модернизировать работу региональных институтов повышения квалификации педагогов. Программы повышения квалификации, которые они реализуют, зачастую не менялись годами и не учитывают проблемы в системе образования региона, выявленные в результате разных оценочных процедур.

    В ходе совещания специалисты Рособрнадзора обсудили с представителями регионов актуальные вопросы подготовки и проведения государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах и Всероссийских проверочных работ в 2017 году.