Модель образования минеральных. Современные образовательные системы как пространство реализации идей педагогов-новаторов. Новое качество высшего образования

ДОКЛАДЫ АКАДЕМИИ НАУК, 2007, том 416, № 4, с. 538-542

ГЕОХИМИЯ =

ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ МЕГАСИСТЕМ МЕТОДОМ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

© 2007 г. К. В. Чудненко, О. В. Авченко, И. А. Александров

Представлено академиком В.В. Ревердатто 20.09.2006 г. Поступило 28.09.2006 г.

В настоящее время оценка температур и давлений образования минеральных ассоциаций и состава флюида производится главным образом на основе метода фазового соответствия . Этот метод представляет собой вычисление на термодинамическом или экспериментальном базисе определенной стехиометрической минеральной реакции, минального соотношения или комплекса таких реакций, с помощью которых находятся оценки РТ-условий и фугитивности летучих компонентов.

Вместе с тем существует принципиально другой путь в решении проблемы геотермобаромет-рии, основанный на нахождении минимума свободной энергии Гиббса физико-химической системы на множестве определенных ограничений . Развитие метода минимизации термодинамического потенциала для геотермобарометриче-ских целей привело к постановке задачи геотер-мобарометрии в неравновесной совокупности минеральных систем с участием или без участия флюида как обратной задачи выпуклого программирования . Реализация предложенного подхода в приложении к моделированию минеральных ассоциаций в метаморфических породах гранулитовой фации была намечена в работе . Выполненное исследование позволило продемонстрировать нахождение окислительного потенциала в таких минеральных ассоциациях, в которых определение фугитивности кислорода методом фазового соответствия или невозможно, или затруднительно. В настоящей работе производится развитие метода минимизации в геотермобаро-метрической постановке для случая решения задачи, когда имеется совокупность образцов из переслаивающихся пород разного состава, причем есть уверенность, что минеральные ассоциа-

ции образованы при близких значениях температуры и давления. Возможность включения в модель нескольких образцов переслаивающихся пород разного состава, содержащих разные минеральные ассоциации, образование которых происходило в близких PT-условиях, позволит получить наиболее надежные оценки температуры и давления.

Таким образом, в общем виде геотермобаро-метр может быть представлен как многорезерву-арная модель, состоящая из k систем, k е K, где K - конечное множество рассматриваемых систем (образцов). В каждой системе определен dk -известный (наблюдаемый или экспериментально определенный) вектор мольных количеств фаз k-й системы. Другими словами, вектор dk - это количественный минеральный состав породы. Элемент вектора dk - (dka) есть мольное количество фазы с индексом а:

dka, аеФк, k е K,

где Ф,;- - множество фаз k-й системы.

Зададим область температур и давлений, которой принадлежат значения искомой температуры

T и давления P. Обозначим через 0T = (T, P) двухэлементный вектор температуры и давления. Тогда априори заданную область можно обозначить:

De = {0/0- < 0 < 0+}, где О- = (Г, P)T и 0+ = (T+, P+)T -нижние и верхние границы задаваемых интервалов по температуре и давлению. Конечную выборку

векторов 0 из D°0 обозначим через D0 с D0.

Нахождение оптимального значения вектора 0 связано с необходимостью решения обратной задачи выпуклого программирования, т.е. определения такой температуры и давления, которые минимизируют критериальную функцию - сумму квадратов отклонений известных (заданных) и рассчитываемых при различных значениях тем-

Институт геохимии им. А.П. Виноградова Сибирского отделения Российской Академии наук, Иркутск

Дальневосточный геологический институт Дальневосточного отделения Российской Академии наук, Владивосток

пературы и давления мольных количеств фаз системы:

/ - xk)2 * хв) J

k е K, ве De, (1)

хв - вектор мольных количеств фаз, определяемый в результате решения в-й прямой задачи выпуклого программирования минимизации приведенного изобарно-изотермического потенциала

G(хкв) k-й системы с фиксированным в е De, кк -вектор нормирующих коэффициентов k-й системы. Элемент вектора Кк определяется также как

dka: Кка, а е Ф, k е K. Вектор нормирующих коэффициентов позволяет учитывать влияние в критериальной функции разнокалиберных величин мольных количеств фаз систем (их различия могут достигать несколько порядков) приданием всем фазам соответствующих весовых множителей. Будем полагать, что всегда % > 0.

Таким образом, решение обратной задачи сводится к решению серии прямых задач, представленных в параметрической форме, которое позволяет произвести идентификацию параметров (температуры и давления), минимизирующих искомую критериальную функцию на некотором конечном выборочном множестве оптимальных

значений хкв, индуцированных конечным выборочным множеством параметров в е De. В выбранной точке PT-области производится расчет равновесного состава всех пород рассматриваемой неравновесной метасистемы, каждой из которых, согласно принципу локального равновесия, соответствует свой минимум свободной энергии Гиббса. На основании этих расчетов вычисляется интегральная критериальная функция (1). Поиск минимума критериальной функции осуществляется методом золотого сечения. Следует отметить высокую надежность, безотказность и экономичность этого метода в решении детерминированных задач.

С вычислительной точки зрения нет гарантии

того, что полученное оптимальное решение хв будет единственным относительно вектора параметров в, что особенно характерно для систем с достаточно широкой PT-областью устойчивости какого-либо определенного парагенезиса (рис. 1). Поэтому крайне важно рассматривать сразу несколько минеральных систем в одном участке метаморфической толщи, представленных породами с различным составом сосуществующих минералов. Определение оптимального значения критериальной функции в этом случае будет представлять минимум суммарного значения расчетных функций по всем k системам. Чем разнообразнее состав представленных пород (систем), тем выше

5000 6000 7000 8000 P, бар

Рис. 1. Поля устойчивости отдельных минеральных ассоциаций метаморфических пород обнажения ОГ-6 в РГ-координатах: а - обр. 6-8; б - обр. 6-5; в -обр. 6-6; г -обр. 6-2; д - обр. 6. Хорошо видно, что минеральная ассоциация метапелитового гнейса (обр. 6-5) устойчива в очень небольшой РГ-области, сравнительно с минеральными ассоциациями амфиболитов (обр. 6-2 и другие).

Таблица 1. Минеральные ассоциации в метаморфических породах из обнажения ОГ-6

№ обр. Порода Минеральные ассоциации Примечание

ОГ-6 Гранатовый амфиболит Gr + НЬ + Р1 + 0 + 11т Очень немного вторичного В^ есть Ар,

ОГ-6-2 Амфиболит НЬ + Р1 + 0 + 11т Есть БрЬ, Ар, СЫ

ОГ-6-5 Биотитовый гнейс Gr + Bi + Р1 + 0 + 11т Есть Ар, О1, Mz, поздний

ОГ-6-6 Гранат-биотитовый гнейс Gr + НЬ + Bi + Р1 + 0 + 11т Есть Ар, О1, 7г, поздний Юз.

ОГ-6-8 Гранатовый амфиболит Gr + НЬ + Р1 + 0 + 11т Есть Ар, очень немного вероятно позднего

Bi и Юз, СЫ, Ру.

Примечание. Gr - гранат, НЬ - амфибол, Р1 - плагиоклаз, Bi - биотит, Q - кварц, 11т - ильменит, Ар - апатит, Zr - циркон, Sph -сфен, СЫ - хлорит, К^ - калиевый полевой шпат, Ot - ортит, Ру - пирротин, Mz - монацит.

Таблица 2. Химические составы метаморфических пород из обнажения ОГ-6 на правобережье р. Гилюй

№ обр. зю2 ТЮ2 А12Оз FeO Fe2Oз МпО MgO СаО №2О К2О Н2О- П.п.п. Р2О5 Сумма

ОГ-6 51.81 0.67 15.00 9.08 2.10 0.00 8.48 8.99 1.72 0.61 0.88 0.35 0.19 99.88

ОГ-6-2 50.14 0.84 13.98 10.11 3.06 0.45 6.65 10.21 1.98 0.99 0.04 1.00 0.19 99.64

ОГ-6-5 61.08 0.91 17.25 6.25 0.57 0.10 2.85 2.82 3.33 2.53 - 0.77 1.33 99.79

ОГ-6-6 65.09 0.42 15.52 3.76 - 0.04 2.52 6.09 4.02 0.73 - 0.14 1.08 99.41

ОГ-6-8 50.69 0.89 15.62 10.17 2.37 0.16 6.88 9.03 1.91 0.54 - 0.15 1.57 99.98

Примечание. Анализы пород выполнены в ДВГИ ДВО РАН, химик-аналитик Л.В Недашковская.

вероятность получения единственного решения по температуре и давлению, учитывая интегральный характер критериальной функции.

Покажем возможности метода на примере одного хорошо изученного обнажения метаморфических пород правобережья р. Гилюй, в котором нами наблюдалась переслаивающаяся пачка вул-каногенно-осадочных пород, метаморфизованных в условиях амфиболитовой фации. Данные породы относятся к иликанской серии станового метаморфического комплекса, слагающей одноименную структурно-фациальную зону в центральной части Джугджуро-Станового блока. Возраст метаморфизма в этом регионе по косвенным данным датируется оценкой в 1.9 млрд. лет .

Изученные образцы представлены амфибол-биотитовыми, гранат-биотитовыми гнейсами, амфиболитами и гранатовыми амфиболитами (табл. 1). Мощность отдельных пластов, содержащих разные минеральные ассоциации, изменяется в пределах от метров до десятков сантиметров. Химические анализы пород даны в табл. 2. Все минеральные ассоциации изучались И.А. Александровым на микрозонде JEOL-8100 в ДВГИ ДВО РАН. Химические анализы минералов, составляющих минеральные парагенезисы, могут быть высланы заинтересованным читателям по первому требованию. Богатые кальцием амфиболиты и гранатовые амфиболиты представлены четырьмя разновидностями пород (табл. 1, 2), а бедные кальцием породы - одним образцом гра-нат-биотитового гнейса (обр. ОГ-6-5, табл. 1, 2).

Задача формулировалась таким образом: найти вероятные оценки РТ в рассматриваемой неравновесной мегасистеме метаморфогенных минеральных ассоциаций, сформированных при близких значениях РТ, если известны примерные мольные (объемные) количества минералов в каждом минеральном парагенезисе. На входе в задаче задавались химический состав пород из табл. 2, мольные количества минералов в каждой породе и выбирался диапазон РТ, в котором должен осуществляться поиск оптимальных значений РТ при условии их близких или одинаковых значений в каждой минеральной ассоциации.

Расчет выполнялся с помощью программного комплекса "Селектор-С". Диапазон искомых параметров: 500-720°С по температуре и 4000-80

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

КУЧМА А.С., ХУДОЛОЖКИН В.О. - 2015 г.

  • МОДЕЛИ ТВЕРДЫХ РАСТВОРОВ ДЛЯ РАСЧЕТА МИНЕРАЛЬНОГО СОСТАВА ДОННЫХ ОСАДКОВ ОЗЕРА БАЙКАЛ: НОВЫЙ ПОДХОД К ПАЛЕОКЛИМАТИЧЕСКИМ РЕКОНСТРУКЦИЯМ

    БЫЧИНСКИЙ В.А., КУЗЬМИН М.И., ОЩЕПКОВА А.В., СОЛОТЧИНА Э.П., ЧУДНЕНКО К.В. - 2015 г.

  • 1. Общая характеристика моделей образования

    1.1 Традиционная модель образования

    1.2 Рационалистическая модель образования

    1.3 Гуманистическая (феноменологическая) модель образования

    1.4 Неинституциональная модель образования

    2. Универсальная информационная система Интернет

    3. Особенности дистанционного обучения

    4. Сравнительный анализ современных моделей образования

    5. Словарь основных понятий

    6. Литература:

    Общая характеристика моделей образования

    В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют четыре основные модели образования:

    Традиционная,

    Рационалистическая,

    Гуманистическая (феноменологическая),

    Неинституциональная.

    Дадим общую характеристику этим моделям.

    Модель (лат. Modulus-«мера», «образец») – система объектов или знаков, воспроизводящая наиболее существенные свойства системы – оригинала. Модели могут быть реальными (физическими), идеальными, математическими, информационными, графическими.

    Традиционная модель образования - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Прежде всего, под этим подразумевается совокупность базовых знаний, умений и навыков в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции, позволяющих индивиду перейти к самодеятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого порядка.

    Обучающийся рассматривается как объект, которому нужно передать систему обобщенных знаний, умений и навыков. Обучение ставит своей задачей, в первую очередь, воздействие на механизмы памяти, а не мышления обучающихся. Целью такого образования является формирование личности с заранее заданными свойствами. Результаты выражаются в уровне ее обученности и социализованности.

    Основной дидактической единицей в этой модели является содержание образования. Система образования рассматривается как государственно-ведомственная организация, которая строится по ведомственному принципу с жестким централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры образовательных учреждений и учебных дисциплин. При том все учебные заведения контролируются административными или специальными органами.

    Рационалистическая модель образования во главу угла ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения обучающимися знаний. В основе идеологии современной рационалистической модели образования лежит бихевиористическая концепция. Эта модель отводит обучающимся сравнительно пассивную роль. Они, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет места таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность.

    Таким образом, поведенческие цели вносят в образование дух узкого утилитаризма и навязывают учителю механический, нетворческий образ действий. Учитель должен следовать предписанному шаблону, а его деятельность превращается в натаскивание обучающихся на решение задач, выполнение тестов и т. д. Основными методами такого обучения выступают научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальные занятия, коррекция.

    Рационалистическая модель образования обеспечивает, прежде всего, практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу и производству. Нужно учитывать, однако, что любая образовательная программа долга быть направлена на обеспечение «поведенческого» аспекта знаний, умений и навыков.

    Гуманистическая (феноменологическая) модель образования в центр образовательного процесса ставит личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Она ориентирована на развитие внутреннего мира, межличностное общение, диалог, на психолого-педагогическую поддержку в личностном росте.

    Модель предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уважительное отношение к их интересам и потребностям. Представители этого направления отрицают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». По их мнению, образование должно наиболее полно и адекватно соответствовать подлинной природе человека, помогать ему проявлять и развивать то, что заложено природой, а не формировать личность с заранее заданными свойствами. Необходимо создавать условия для самопознания и саморазвития каждого учащегося, предоставлять как можно больше свободы в выборе и самореализации.

    Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как обучающихся, так и педагогов, а также право индивида на автономию развития и собственную траекторию образования.

    Представители гуманистической модели образования не отличаются единством взглядов. В рамках этой модели существуют многие концепции образования: гуманитарно-образовательная, личностно-ориентированная, аксиологическая, проективная, педагогической поддержки, культурологическая и др. Но их объединяет то, что они признают приоритет развития личности над обучением, а знания, умения и навыки считают не целью обучения, а средством развития обучающихся.

    Неинституциональная модель образования ориентируется на его организацию вне социальных институтов, в частности образовательных. Это образование «на природе», в условиях параллельных школ, с помощью системы Интернет, дистанционное обучение, «открытые школы», «открытые университеты» и др.

    Так, в мировой педагогике хорошо осознана роль «параллельной школы» - так называют радио, телевидение, кинематограф, прессу, которые систематически готовят специальные воспитательно-образовательные программы. Например, в США учебные программы транслируют около 200 телекомпаний и более 700 студий кабельного телевидения. Министерство образования координирует национальные учебные радио- и телепрограммы, разработкой и внедрением которых занимаются несколько педагогических центров.

    Использование средств массовой информации в образовании позволяет повышать эффективность образовательного процесса. Но многие педагоги считают, что эти средства должны использоваться крайне осторожно, так как они отодвигают на задний план ничем не заменимые при воспитании человеческие контакты, живое общение. Сомнительные ценности массовой культуры, которые нередко несут радио, телевидение, кинематограф и пресса, могут разрушать, а не развивать личность ребенка.

    Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению универсальной информационной системы Интернет . Это глобальная электронная сеть, объединяющая более 40 млн. пользователей персональных компьютеров различных стран, организаций и учреждений. Работа в Интернете обычно осуществляется либо в диалоговом, либо в автономном режиме. В настоящее время наиболее используемыми средствами автономного режима являются электронная почта, интернет-фестивали и телеконференции. Диалоговый режим получил мощное развитие за счет использования гипертекста.

    Система Интернет резко расширила возможности получения информации, появился термин интернет-образование, который означает обучение людей с помощью программных электронных устройств. Однако и это техническое новшество в образовании может иметь свою оборотную сторону: механическая «перекачка» информации может привести к снижению роли активной познавательной (мыслительной) деятельности субъектов обучения.

    Интернет – глобальная информационная система, состоящая из множества взаимосвязанных компьютерных сетей.

    Развитие новых информационных систем привело к появлению дистанционного образования, под которым понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения.

    Особенностями дистанционного обучения являются:

    Индивидуальное общение обучающего и обучающегося в режиме времени, близком к реальному;

    Использование преподавателей-тьюторов, которые выступают в роли консультанта и организатора, несут персональную ответственность за каждого обучающегося;

    Личностно-ориентированный характер обучения;

    Изначально заданная положительная мотивация обучения;

    Утверждение в качестве основного элемента учебного процесса не только знания, но и информации, а также самостоятельный поиск нужной информации;

    Выступление обучающегося в роли основного субъекта образовательного процесса (самостоятельный поиск нужной информации, ее переработка, самоконтроль, самооценка качества своего образования), возможность использования мультимедийных средств (текст, наглядные средства в статике и динамике, звуковое сопровождение) и др.

    Дистанционное образование позволяет решать следующие задачи: обеспечение доступности образования; создание системы непрерывного образования; повышение качества образования; обеспечение функциональной грамотности населения; предоставление обучающим и обучающимся академических свобод и повышение уровня их учебной мобильности; предоставление возможности получения образования лицам с физическими недостатками или по каким-либо причинам не могущим обучаться в традиционной системе; возможность осуществления продвинутого образования для особо одаренных людей независимо от места их проживания; объединение потенциала различных образовательных учреждений, создание их объединений; интеграция и глобализация образования, создание общего образовательного пространства.

    Новые информационные технологии приводят к созданию открытых образовательных учреждений. Так, традиционные университеты переходят к обучению на расстоянии в качестве дополнительного образования. Сегодня существует 11 так называемых мега-университетов - всемирных открытых университетов, в которые ежегодно зачисляются более 100 000 студентов. Вариант открытого университета - виртуальный университет - использует спутниковую связь и Интернет для передачи курсовых материалов. Это дает людям, живущим в различных регионах, возможность пользоваться одними и теми же ресурсами.

    Число лиц, прошедших обучение без получения диплома, превосходит число обучающихся для получения диплома в 3,9 раза. Это свидетельствует о том, что знания и информация все больше начинают приобретать ценность сами по себе, а не как средство для получения диплома, что радикально меняет характер образовательной мотивации.

    Сравнительный анализ современных моделей образования

    Охарактеризованные модели образования обладают рядом достоинств и недостатков, по которым их можно объединить в отдельные группы. На наш взгляд, целесообразно особо выделить традиционную (формирующую) модель образования, рационалистическую же модель можно считать разновидностью традиционной.

    Так, традиционная и рационалистическая модели не ставят в центр личность обучающегося как субъекта образовательного процесса. Учащийся является лишь объектом педагогического воздействия. Предусматривается стандартизация образовательного процесса, при которой технологии обучения ориентированы главным образом на возможности среднего ученика. Используется прямой (императивный) стиль управления учебной деятельностью учащихся. Для этих моделей образования характерны монологизированное преподавание, недооценка роли инициативы и творчества субъектов образовательного процесса. Обе модели направлены на формирование личности с заранее заданными свойствами и передачу содержания или способов обучения в готовом виде.

    Поскольку различные разновидности гуманистической модели образования признают приоритет развития над обучением и имеют личностно-ориентированный характер, в качестве интегрированной модели можно выделить гуманистическую (личностно-ориентированную) модель образования.

    Эти положения соответствуют мнению Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич, которые считают, что «в целом можно говорить о существовании двух основных парадигм в современном образовании - формирующей (традиционной) и личностно-ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой специфический набор частных парадигм, раскрывающих представления о цели, содержании и процессе воспитания и обучения».

    Словарь основных понятий

    Автономность - способность к независимости от внешних воздействий.

    Гипертекст - тип интерактивной среды с возможностями переходов по ссылкам, позволяющим выбрать необходимую информацию.

    Провайдер - поставщик услуг Internet.

    Самоактуализация - стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, переход из состояния возможностей в состояние действительности.

    Тьютор - преподаватель-консультант, ведущий учебный процесс в дистанционной форме обучения и выполняющий одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса.

    Электронная почта - передача данных на конкретный электронный адрес с соблюдением конфиденциальности.

    Феномен (греч. phainomenon - являющееся) - выдающееся явление, исключительная, неповторимая личность.

    Литература:

    1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [текст] / Ю.К.Бабанский. - М., 1985.

    2. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [текст] /И.Я.Лернер. - М., 1981.

    3. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [текст] / М.Н.Скаткин. - М., 1984.

    4. Теоретические основы процесса обучения в советской школе [текст] / под ред.В.В. Краевского, И.Я. Лернера.- М., 1989. Гл.2, §1.

    5. Сластенин, В.А. и др. Педагогика [текст]. - М.,1998. - С.300-327.

    6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [текст]. - М., 1999.-С.243-280.

    7. Лернер, И.Я. Зачем учителю дидактика // Хрестоматия по теории и технологии обучения. / Сост. Н.С. Сытина. - Уфа, 2003. - С.20-35.

    Описание презентации Формирование месторождений — Этапы и стадии минералообразования по слайдам

    Формирование месторождений — Этапы и стадии минералообразования — Длительность формирования месторождений — Глубина формирования месторождений — Источники вещества полезных ископаемых — Отложение минерального вещества полезных ископаемых

    Этап –длительный период минералонакопления одного генетического процесса, например, магматического, пегматитового, гидротермального или супергенного. Обычно месторождения полезных ископаемых формируются в один этап, реже в два и более. Примером последнего могут служить верхние части рудных тел, в контурах которых находятся минеральные массы глубинного (например, гидротермального) и супергенного (обусловленного выветриванием) этапов. Стадия – период времени в рамках одного этапа, в течение которого происходило накопление минералов определенного состава, отделенный перерывом минерализации от других стадий. Критериями для выделения стадий накопления вещества полезного ископаемого служат: — пересечения ранних минеральных образований жилами и прожилками минерального вещества последующих стадий; — брекчирование минеральных агрегатов ранней стадии с цементацией их обломков минеральной массой новых (более поздних) стадий. Парагенезис (парагенетическая минеральная ассоциация – совместное нахождение минералов, обусловленное общностью происхождения. Минеральные генерации – минеральные ассоциации последовательных стадий минералонакопления. В таких генерациях минеральный состав может быть полностью различным, целиком одинаковым или частично повторяться. В последних двух случаях говорят о нескольких генерациях одного и того же минерала (напр. , пирит первой и второй генераций)

    Длительность формирования месторождений Месторождения полезных ископаемых формировались достаточно длительное время, соизмеримое с геологическим временем образования комплексов горных пород. Наиболее ясно этот вопрос решается для месторождений осадочных полезных ископаемых: солей, углей, осадочных железных и марганцевых руд, месторождений выветривания. ▪ Толща пермских (кунгурский ярус Р 1) каменных и калийных солей Верхнекамского месторождения мощностью 350 -400 м накапливалась в течение 15 -17 тыс лет). ▪ Платформенные морские меторождения сидерит-лептохлорит-гидрогематитовых бобово-) оолитовых руд в кабонатно-терригенных отложениях Западно-Сибирского бассейна (J-K-Pg-N) , представленные пологозалегающими пластами железной руды (до 4 -х пластов мощностью от 2 до 20 м), формировались в интервале времени от 3 до 15 млн лет (включая перерывы в осадконакоплении, фиксируемые частными размывами как самих руд, так и подстилающих их пластов терригенно-осадочных пород. ▪ Периоды отложения угленосной толщи карбона (С) Донецкого бассейна, включающие до 30 пластов каменного угля, охватывают 50 -60 млн лет. ▼

    ▼ Для магматогенных и метаморфогенных месторождений этот вопрос решается менее определенно с привлечением методов абсолютной геохронологии; такого рода исследования показывают на широкий диапазон времени формирования этих месторождений. ▪ В короткие отрезки времени (до десятков тысяч лет) возникают жильные и штокверковые месторождения, ассоциирующие с гранитоидным магматизмом. ▪ Продолжительность лишь ниобиевого оруденения в составе сложного комплекса щелочных-ультраосновных пород и карбонатитов Сокли в Финляндии (O-D 1) оценивается в 8, 5 млн. лет, а формирование аналогичного Томторского массива (R-V) – в более 80 млн. лет. Следует подчеркнуть, что некоторые химические элементы, участвующие в создании минералообразующих комплексов тел полезных ископаемых, могут переходить из одного геологического (более раннего) цикла в другой (более поздний) и поэтому их возраст может быть более древним, чем возраст месторождения. ▪ По изотопным данным возраст свинца в рудах колчеданно-полиметаллических месторождений Рудного Алтая является значительно более древним по сравнению с среднедевонским (эйфельским, D 2) возрастом самих месторождений

    По мере перехода от земной поверхности на глубину меняются геохимическая и петрофизическая обстановки минералообразования: возрастает температура (Т); увеличивается давление (Р); повышается плотность пород (ρ); резко снижается активность кислорода (O 2) ; снижаются активности углекислоты (CO 2) и азота N 2); возрастают активноти метана (CH 4) и водорода (H 2); меняются фазовое состояние воды (H 2 O) и ее плотность (ρ); хрупкие деформации горных пород сменяются пластичными.

    Уровни глубин формирования месторождений Приповерхностная зона (0, 0 – 1, 5 км) Все месторождения экзогенной серии, вулканогенные гидротермальные (в том числе колчеданные)месторождения цветных и благородных металлов, кимберлитовые и лампроитовые трубки, карбонатиты. Гипабиссальная зона (1, 5 – 3, 5 км) Большинство плутоногенных гидротермальных месторождений различных металлов, скарновые месторождения железа и меди, магматические месторождения сульфидных медно-никелевых руд, хромитов, платиноидов и редких металлов. Абиссальная зона (3, 5 – 10, 0 км) Пегматитовые, альбититовые и грейзеновые месторождения, часть плутоногенных гидротермальных месторождений, магматические месторождения хромитов и титаномагнетитов, ассоциирующие с крупными глубинными плутонами кислых, основных и др. магм. Ультраабиссальная зона (10, 0 – граница Мохо) На континатита, андалузита, ентах – около 40 км, под дном океана – 5 -8 км Метаморфогенные месторождения дистена, силлиманита, андалузита, рутила, корунда, графита, флогопита. Здесь испытывают глубокие метаморфические преобразования руды образовавшиеся на более высоких уровнях (метаморфизованные месторождения железа и марганца).

    Глубина эрозионного среза определяется положением тел полезных ископаемых относительно современной земной поверхности. Принято выделять три степени эродированности месторождений: — начальную (тела полезных ископаемых только начали вскрываться эрозией и месторождение перспективно на глубину); — промежуточную (среднюю) и — полную (на поверхности обнажаются корневые части рудных тел и перспективы месторождения на глубину весьма ограничены)

    Графическая модель южноафриканских кимберлитовых трубок (по Дж. Хаусону с упрощением) 1– туфы вулканического конуса; 2 – кратерные осадки; 3 – эксплозивные кимберлитовые брекчии (агломераты, туфы); 4 – интрузивные брекчии и кимберлиты; 5 – породы системы Карру (С 1 -Р-Т): а – основные лавы; б – сланцы, песчаники; 6 – система Вентесдорп (PR 1) : а – андезитовые лавы; б – конгломераты, кварциты; 7 – первичная система (AR) : а – сланцы; б – гранито-гнейсы; 8 – границы систем; 9 – современная поверхность трубок и силлов в поле Кимберли. Части трубок: I – кратерная; II – диатремовая; III — канальная

    Источники вещества полезных ископаемых Ювенильные, связанные с разнообразными по составу магмами глубинного (нижнекорового и верхнемантийного) зарождения и с «трансмагматическими» (по Д. . Коржинскому) флюидами. Алмазы в кимберлитовых и лампроитовых трубках, ниобий и редкоземельные элементы в карбонатитах сложных ультраосновных-щелочных магматических комплексов. Ассимиляционные, связанные с ассимиляцией магматическим расплавом минерального вещества окружающих пород, то-есть с возникновением палингенной магмы. Обогащение щелочной магмы углеродом за счет ассимиляции ею окружающих карбонатных пород с последующим образованаием магматических штоков плотнокристаллического графита в периферических частях сиенитового интрузива Ботогольского месторождения (По Б. М. Куплетскому) ▼

    ▼ Заимствованные выщелачиванием из пород минерального веществагазово-жидкими растворами различного генезиса на путях их подземной циркуляции. Рециклинговая модель образования субмаринных колчеданных залежей в конвективной палеогидротермальной системе, предполагающая захват из окружающих пород цветных металлов и других элементов, их перенос циркулирующей разогретой морской водой с последующим отложением в зоне выхода гидротерм близ поверхности морского дна. (По Р. Хатчинсону, У. Файфу и др.) Экзогенные, то-есть снос вещества с поверхности континентов в виде взвесей и растворов в водные бассейны осадконакопления (седиментации). Растворение и перенос железа, марганца, алюминия, солей и др. с континентов в бассейн осадконакопления с образованием осадочных пластовых залежей этих металлов и др. элементов и соединений.

    Отложение минерального вещества полезных ископаемых из минералообразующих сред 1. Из расплавов (магматические месторождения) — кристаллизация минералов магмы (кристаллизационная или ликвационная дифференциация) 2. Из водных и газово-водных растворов, газовых растворов (магматогенные и седиментогенные месторождения) — механическое осаждение — биохимическое осаждение — самопроизвольная коагуляция — пересыщение и испарение растворов — химические реакции различных веществ, находящихся в растворе и вступающих во взаимодействие при изменении температуры, давления и других параметров, реакций при смешении растворов различного состава и реакций вещества раствора с горными породами — сублимация (возгонка) 3. Результат перегруппировки вещества в твердом состоянии (преобразованные, в том числе метаморфогенные месторождения) — распад твердых растворов — диффузионный и фильтрационный массоперенос

    Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с другими учебными заведениями, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

    Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; общедоступность образования; внимание системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях.

    Эти принципы определяют основные направления образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

    Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию, компьютеризацию, интернационализацию процесса образования.

    Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации. По-иному подходят к выработке критериев оценки эффективности результатов образования - это не только полученные обучаемым знания, но и уровень творческого и нравственного развития его личности.

    (по материалам интернет-издания)

    Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

    По-яс-не-ние.

    В пра­виль­ном от­ве­те пунк­ты плана долж­ны со­от­вет­ство­вать ос­нов­ным смыс­ло­вым фраг­мен­там тек­ста и от­ра­жать ос­нов­ную идею каж­до­го из них.

    Могут быть вы­де­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг-мен-ты:

    1) роль школы;

    2) прин­ци­пы об­ра­зо­ва­тель­ной по­ли­ти­ки в РФ;

    3) ос­нов­ные на­прав­ле­ния ре­фор­мы об-ра-зо-ва-ния;

    4) эф­фек­тив­ная мо­дель об-ра-зо-ва-ния.

    Воз-мож-ны иные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, не ис­ка­жа­ю­щие сути ос­нов­ной идеи фраг-мен-та, и вы­де­ле­ние до­пол­ни­тель­ных смыс­ло­вых бло-ков.

    По-яс-не-ние.

    1. От-ли-чия:

    б) осо­бые тех-но-ло-гии, ис­поль­зу­е­мые в про­цес­се за-ня-тий;

    2. Объ-яс-не-ние, на-при-мер: по­треб­но­сти об­ще­ства вли­я­ют на срок обу-че-ния, набор пред­ме­тов и тре­бо­ва­ния к ка­че­ству школь­но­го об-ра-зо-ва-ния.

    Может быть дано дру­гое объ-яс-не-ние.

    В своих вы­ступ­ле­ни­ях Пре­зи­дент РФ не­од­но­крат­но подчёркивал, что до­ступ­ность ка­че­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния - залог про­цве­та­ния нашей страны. При­ве­ди­те два объ­яс­не­ния (аргумента) в под­держ­ку этой идеи.

    По-яс-не-ние.

    При-ве-де-ны два объ­яс­не­ния (ар-гу-мен-та):

    1) от ка­че­ства об-ра-зо-ва-ния, су­ще­ству­ю­ще­го в кон­крет­ном об-ще-стве, во мно­гом за­ви­сят темпы его эко­но­ми­че­ско­го и по-ли-ти-че-ско-го раз-ви-тия, его нрав­ствен­ное со-сто-я-ние;

    2) в усло­ви­ях со­вре­мен­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства тре­бу­ют­ся хо­ро­шо об­ра­зо­ван­ные люди, без ко­то­рых не­воз­мож­но до­бить­ся про­цве­та­ния нашей стра-ны.

    Могут быть при­ве­де­ны дру­гие объ­яс­не­ния (ар-гу-мен-ты).

    Какие два от­ли­чия со­вре­мен­ной школы от дру­гих форм обу­че­ния на­зва­ны в тек-сте? Ис­поль­зуя текст и зна­ния курса, объ­яс­ни­те смысл фразы: «Школа вы­пол­ня­ет “заказ” об-ще-ства». Ис-поль-зуя текст, на­зо­ви­те любые че­ты­ре прин­ци­па со­вре­мен­ной об­ра­зо­ва­тель­ной по­ли­ти­ки в РФ.

    По-яс-не-ние.

    1. От-ли-чия:

    а) мно­го­об­ра­зие под­го­тов­ки уча-щих-ся;

    б) осо­бые тех-но-ло-гии, ис­поль­зу­е­мые в про­цес­се за-ня-тий.

    2. По­треб­но­сти об­ще­ства вли­я­ют на срок обу-че-ния, набор пред­ме­тов и тре­бо­ва­ния к ка­че­ству школь­но­го об-ра-зо-ва-ния.

    3. На­зва­ны прин­ци­пы и дано объ­яс­не­ние од­но­го из них, на-при-мер:

    1) гу­ма­ни­сти­че­ский ха­рак­тер об­ра­зо­ва­ния;

    2) при­о­ри­тет об­ще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей;

    3) право лич­но­сти на сво­бод­ное раз­ви­тие;

    4) об­ще­до­ступ­ность об­ра­зо­ва­ния;

    5) вни­ма­ние си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния к по­треб­но­стям обу­ча­е­мых;

    6) свет­ский ха­рак­тер об­ра­зо­ва­ния в го­су­дар­ствен­ных учре­жде­ни­ях.

    По-яс-не-ние.

    Пра-виль-ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле-мен-ты:

    1. По­зи­ция ав-то-ра: «эф-фек-тив-ной может быть на­зва­на толь­ко такая мо­дель об-ра-зо-ва-ния, в рам­ках ко­то­рой про-ис-хо-дит отход от ав­то­ри­тар­но­го стиля по­ве­де­ния пе-да-го-га, сни­же­ние его роли в ка­че­стве ис­точ­ни­ка ин­фор­ма­ции и по-вы-ше-ние роли обу­ча­е­мо­го в про­цес­се осво­е­ния по­лу­ча­е­мой им ин-фор-ма-ции».

    По-зи-ция ав­то­ра может быть при­ве­де­на в иных, близ­ких по смыс­лу фор-му-ли-ров-ках.

    2. Пред-по-ло-же-ние, на-при-мер: в со­вре­мен­ном мире очень важно уме­ние че­ло­ве­ка са­мо­сто­я­тель­но ра­бо­тать с ин-фор-ма-ци-ей, за­ни­мать­ся са-мо-об-ра-зо-ва-ни-ем.

    Может быть вы­ска­за­но дру­гое пред-по-ло-же-ние.

    3. Дру­гое объ-яс-не-ние, на-при-мер: эф­фек­тив­ной яв­ля­ет­ся мо­дель об-ра-зо-ва-ния, обес­пе­чи­ва­ю­щая вы­со­кое ка­че­ство зна­ний уче-ни-ков, их по­ступ­ле­ние в вузы.

    Может быть дано иное объ-яс-не-ние.

    В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют четыре основные модели образования: традиционная, рационалистическая, гуманистическая (феноменологическая), неинституциональная. Дадим общую характеристику этим моделям 1 .

    Модель (лат. Modulus-«мера», «образец») – система объектов или знаков, воспроизводящая наиболее существенные свойства системы – оригинала. Модели могут быть реальными (физическими), идеальными, математическими, информационными, графическими.

    Традиционная модель образования - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Прежде всего, под этим подразумевается совокупность базовых знаний, умений и навыков в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции, позволяющих индивиду перейти к самодеятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого порядка.

    Обучающийся рассматривается как объект, которому нужно передать систему обобщенных знаний, умений и навыков. Обучение ставит своей задачей, в первую очередь, воздействие на механизмы памяти, а не мышления обучающихся. Целью такого образования является формирование личности с заранее заданными свойствами. Результаты выражаются в уровне ее обученности и социализованности.

    Основной дидактической единицей в этой модели является содержание образования. Система образования рассматривается как государственно-ведомственная организация, которая строится по ведомственному принципу с жестким централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры образовательных учреждений и учебных дисциплин. При том все учебные заведения контролируются административными или специальными органами.

    Рационалистическая модель образования во главу угла ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения обучающимися знаний. Обучающимся отводится сравнительно пассивная роль. В ней не предусмотрено место таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность. Учащиеся, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества.

    Поведенческие цели вносят в образование дух узкого утилитаризма и навязывают учителю механический, нетворческий образ действий. Учитель должен следовать предписанному шаблону, а его деятельность превращается в натаскивание обучающихся на решение задач, выполнение тестов и т. д. Основными методами такого обучения выступают научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальные занятия, коррекция.

    Рационалистическая модель образования обеспечивает, прежде всего, практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу и производству. Нужно учитывать, однако, что любая образовательная программа долга быть направлена на обеспечение «поведенческого» аспекта знаний, умений навыков.

    Гуманистическая (феноменологическая) модель образования в центр образовательного процесса ставит личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Она ориентирована на развитие внутреннего мира, межличностное общение, диалог, на психолого-педагогическую поддержку в личностном росте.

    Модель предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уважительное отношение к их интересам и потребностям. Представители этого направления отрицают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». По их мнению, образование должно наиболее полно и адекватно соответствовать подлинной природе человека, помогать ему проявлять и развивать то, что заложено природой, а не формировать личность с заранее заданными свойствами. Необходимо создавать условия для самопознания и саморазвития каждого учащегося, предоставлять как можно больше свободы в выборе и самореализации.

    Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как обучающихся, так и педагогов, а также право индивида на автономию развития и собственную траекторию образования.

    Представители гуманистической модели образования не отличаются единством взглядов. В рамках этой модели существуют многие концепции образования: гуманитарно-образовательная, личностно-ориентированная, аксиологическая, проективная, педагогической поддержки, культурологическая и др. Но их объединяет то, что они признают приоритет развития личности над обучением, а знания, умения и навыки считают не целью обучения, а средством развития обучающихся.

    Неинституциональная модель образования ориентируется на его организацию вне социальных институтов, в частности образовательных. Это образование «на природе», в условиях параллельных школ, с помощью системы Интернет, дистанционное обучение, «открытые школы», «открытые университеты» и др.

    В мировой педагогике хорошо осознана роль «параллельной школы» - так называют радио, телевидение, кинематограф, прессу, которые систематически готовят специальные воспитательно-образовательные программы. Например, в США учебные программы транслируют около 200 телекомпаний и более 700 студий кабельного телевидения. Министерство образования координирует национальные учебные радио- и телепрограммы, разработкой и внедрением ко­торых занимаются несколько педагогических центров 1 .

    Использование средств массовой информации в образовании позволяет повышать эффективность образовательного процесса. Но многие педагоги считают, что эти средства должны использоваться крайне осторожно, так как они отодвигают на задний план ничем не заменимые при воспитании человеческие контакты, живое общение. Сомнительные ценности массовой культуры, которые нередко несут радио, телевидение, кинематограф и пресса, могут разрушать, а не развивать личность ребенка.

    Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению универсальной информационной системы Интернет. Это глобальная электронная сеть, объединяющая более 40 млн. пользователей персональных компьютеров различных стран, организаций и учреждений. Работа в Интернете обычно осуществляется либо в диалоговом, либо в автономном режиме. В настоящее время наиболее используемыми средствами автономного режима являются электронная почта, интернет-фестивали и телеконференции.

    Система Интернет резко расширила возможности получения информации, появился термин интернет-образование, который означает обучение людей с помощью программных электронных устройств. Однако и это техническое новшество в образовании может иметь свою оборотную сторону: механическая «перекачка» информации может привести к снижению роли активной познавательной (мыслительной) деятельности субъектов обучения.

    Интернет – глобальная информационная система, состоящая из множества взаимосвязанных компьютерных сетей.

    Развитие новых информационных систем привело к появлению дистанционного образования, под которым понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения.

    Особенностями дистанционного обучения являются:

    Индивидуальное общение обучающего и обучающегося в режиме времени, близком к реальному;

    Использование преподавателей-тьюторов, которые выступают в роли консультанта и организатора, несут персональную ответственность за каждого обучающегося;

    Личностно-ориентированный характер обучения;

    Изначально заданная положительная мотивация обучения;

    Утверждение в качестве основного элемента учебного процесса не только знания, но и информации, а также самостоятельный поиск нужной информации;

    Выступление обучающегося в роли основного субъекта образовательного процесса (самостоятельный поиск нужной информации, ее переработка, самоконтроль, самооценка качества своего образования), возможность использования мультимедийных средств (текст, наглядные средства в статике и динамике, звуковое сопровождение) и др.

    Дистанционное образование позволяет решать следующие задачи: обеспечение доступности образования; создание системы непрерывного образования; повышение качества образования; обеспечение функциональной грамотности населения; предоставление обучающим и обучающимся академических свобод и повышение уровня их учебной мобильности; предоставление возможности получения образования лицам с физическими недостатками или по каким-либо причинам не могущим обучаться в традиционной системе; возможность осуществления продвинутого образования для особо одаренных людей независимо от места их проживания; объединение потенциала различных образовательных учреждений, создание их объединений; интеграция и глобализация образования, создание общего образовательного пространства.

    Новые информационные технологии приводят к созданию открытых образовательных учреждений. Так, традиционные университеты переходят к обучению на расстоянии в качестве дополнительного образования. Сегодня существует одиннадцать так называемых мега-университетов - всемирных открытых университетов, в которые ежегодно зачисляются более 100 000 студентов. Вариант открытого университета - виртуальный университет - использует спутниковую связь и Интернет для передачи курсовых материалов. Это дает людям, живущим в различных регионах, возможность пользоваться одними и теми же ресурсами 1 .

    Число лиц, прошедших обучение без получения диплома, превосходит число обучающихся для получения диплома в 3,9 раза. Это свидетельствует о том, что знания и информация все больше начинают приобретать ценность сами по себе, а не как средство для получения диплома, что радикально меняет характер образовательной мотивации.