Интерактивное взаимодействие как основа образовательной среды учреждения дополнительного образования. Система взаимодействия Планы и обратная связь

1

В настоящее время система высшего образования нуждается в специально организованных информационно-образовательных средах, для которых необходимо применить научный, методический, информационный, технологический, организационный педагогический потенциал, накопленный российской системой профессионального образования. Появление современных средств обучения, на базе интерактивных технологий, позволяет построить новый вид учебного взаимодействия между членами учебного процесса. В таких условиях информационно-образовательная среда является, как источником учебной информации, так и обеспечивает осуществление информационной деятельности как между педагогом и студентами, так и с интерактивными средствами обучения. В такой образовательной среде предполагается наличие партнерской активности со стороны каждого компонента системы и осуществление возможного влияния, оказываемого как каждым на другие, так и средством обучения на компоненты системы.

интерактивность

интерактивное взаимодействие

образовательная среда

информационно-образовательная среда

интерактивные средства обучения

1. Артюхин О.И. Формирование специфических профессиональных компетенций будущего учителя сельской школы // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5; URL: www..12.2014).

3. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / Артюхина Александра Ивановна. – Волгоград., 2007. – 375 с.

4. Артюхина М.С. Интерактивны средства обучения: теория и практика применения: Монография. – Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2014. – 168 с.

5. Артюхина М.С. Особенности современных средств обучения в контексте интерактивных технологий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2014. – № 2. – С. 76-81.

6. Артюхина М.С., Артюхин О.И., Клешнина И.И. Аппаратная составляющая интерактивных технологий образовательного назначения // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17. – № 8. – С. 308-314.

7. Василенко А.В. Роль информационных технологий в процессе развития пространственного мышления учащихся // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 4. – С.73–77.

8. Макусева Т.Г. Модель индивидуально-ориентированного обучения // Вестник Казанского государственного технологического университета. – Казань, 2012. – № 12. – С. 327-331.

9. Роберт И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие для педагогических вузов / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцов; под ред. И. В. Роберт. – М.: ИИО РАО, 2006. – 374 с.

10. Роберт И.В. Основные тенденции развития информационно-коммуникационной предметной среды. – М.: ИИО РАО, 2011. – 26 с.

11. Сунгурова Н.Л. Психолого-педагогические условия обучения студентов в современной информационно-компьютерной среде // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 1 (38). – С. 79-81.

Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен представляет собой развивающийся континуум пространственно-временных, социально-культурных, деятельностных, коммуникативных, информационных и др. факторов, которые предстают как целенаправленно создаваемые и спонтанно возникающие условия взаимодействия развивающейся личности и объективного мира высшей школы. Это взаимодействие проявляется в форме ситуаций-событий, возникающих в сферах деловых и межличностных контактов, творческих структур научно-педагогических школ, предметно-пространственного и информационного окружения, интегрирующим началом которых является обеспечение личностно-профессионального становления будущих специалистов .

Существует множество подходов к определению содержания образовательной среды, выделим основополагающие критерии:

Информационный компонент;

Социальный компонент;

Предметный компонент;

Психологический компонент ;

Педагогический компонент.

В настоящее время система высшего образования нуждается в специально организованных информационно-образовательных средах, что обусловлено необходимостью ее адаптации к мировому информационному пространству . Поэтому необходимо создание, развитие и эффективное использование информационно-образовательной среды, для которой необходимо применить научный, методический, информационный, технологический, организационный педагогический потенциал, накопленный российской системой профессионального образования.

Под информационно-образовательной средой понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий .

В научно-методической литературе выделяют три характерных признака информационно-образовательной среды:

1. Основой является педагогическая система и обеспечивающие вспомогательные подсистемы (финансовая, материально-техническая, нормативная, правовая);

2. Имеется упорядоченная система методов по созданию информационных ресурсов;

3. Особое информационное взаимодействие все членов учебного процесса, осуществляемое посредством современных информационных технологий.

Информационное взаимодействие всех субъектов учебного процесса в информационно-образовательной среде претерпело значительные видоизменения. В настоящее время, учитывая большие возможности современных компьютерных технологий, можно выделить интерактивную форму информационного взаимодействия, характеризующуюся наличием обратной связи и партнерской активности всех членов учебного процесса.

В традиционной системе образования взаимообмен учебной информации осуществляется между субъектами учебного процесса, которые имеют возможность осуществлять обратную связь, схема. 1.

Схема.1. Информационное взаимодействие субъектов учебного процесса

В информационной образовательной среде появляется новый компонент как техническое средство обучения на базе вычислительной микропроцессорной техники. В настоящее время технический прогресс позволил разработать новое направление в компьютерных средствах обучения, обладающих возможностью обратной связи - интерактивные средства обучения, которые максимально используют все функциональные возможности современных информационных технологий, реализующие активный «диалог» со всеми членами учебного процесса.

Интерактивные средства обучения - программные, аппаратно-программные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной и вычислительной техники, обеспечивающие обучение в диалоговом взаимодействии пользователя с компьютером.

Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленной в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Диалог осуществляется не только со студентами, но с интерактивным средством обучения.

Специфика интерактивных средств обучения заключается в диалоговом режиме связи учебного материала с обучаемым, который ведется, имитируя некоторые функции преподавателя. Осуществление разнообразных по форме и содержанию связей с обучаемым: информативная, справочная, консультирующая, результативная, вербальная, невербальная (графика, цвет, аудио и видео). Наличие обратной связи, возможность осуществления коррекции самим обучаемым с опорой на консультирующую информацию, когда она выбирается из памяти интерактивного средства обучения либо самим обучаемым, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых обучаемым в ходе работы. Изучение или контроль одного и того же материала может осуществляться учетом индивидуальных особенностей обучающихся с различной степенью глубины и полноты, в индивидуальном темпе, в индивидуальной (часто выбираемой самим учащимся) последовательности. Учет большого числа параметров при работе с интерактивным средством обучения (затраченное время, количество ошибок или попыток и пр.).

Выделим критерии построения интерактивного диалога с интерактивным средством обучения:

Уровни трудности / сложности (выбирается педагогом или студентом);

Выбор вариантов содержания (выбирается педагогом или студентом);

Изменение скорости работы (выбирается педагогом или студентом);

Возможность возвращения к ранее изученному материалу;

Избыточность информации;

Выбор режима работы;

Оптимальное время реакции на управляющее воздействие или ответ;

Изменение параметров;

Использование вновь определенных типов функций;

Возможность ввода и обработки реальных данных;

Модификация данных или программы;

Возможность обратной связи;

Возможность ввода вариативных ответов в целях расширения импровизации студента;

Функция анализа ошибок студента;

Наличие предложений по использованию дополнительных источников;

Стимуляция различных видов деятельности, в том числе без применения компьютера;

Развитие сотрудничества между студентами .

Проявление активности со стороны средства обучения обусловлено реализацией дидактических возможностей интерактивных средств обучения:

Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами обучения;

Компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;

Автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, тиражированию информации, а также архивного хранения достаточно больших объемов информации с возможностью легкого доступа и обращения пользователя к средству обучения;

Автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента (как реально протекающего, так и виртуального, его экранного представления) с возможностью многократною повторения любого фрагмента или самого эксперимента;

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения и продвижения в обучении .

Условно интерактивные средство обучения можно разделить на две составляющие: интерактивный учебный комплект и интерактивное оборудование, схема 2. Отличительной особенностью интерактивных средств обучения является взаимосвязь интерактивных учебных комплектов с интерактивным оборудованием. Эффективность интерактивных комплектов в значительной мере зависит от того, на каком оборудовании они будут представлены, а чаще всего учебный комплект не может быть раскрыт без интерактивного оборудования .

Схема 2. Комплекс интерактивных средств обучения на базе информационных технологий

Внедрение интерактивных средств обучения имеет два основных направления. Первое направление - это включение новых средств обучения в учебный процесс в качестве вспомогательного средства в контексте традиционных методов системы обучения. В этом случае интерактивные средства обучения выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и автоматизации рутинной работы педагога, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний студентов. Второе направление представляет собой активное использование интерактивных средств обучения в качестве основного компонента учебного процесса, что ведет к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, ведет к построению целостных курсов, основанных на использовании интерактивных средств обучения в отдельных учебных дисциплинах .

Информационное взаимодействие в информационно-образовательной среде, наполненное новыми технологиями, будет обладать всеми формами интерактивности, схема 3.

Схема 3. Интерактивное информационное взаимодействие

Изменяется структура информационного взаимодействия образовательного назначения, здесь появляется новый интерактивный субъект для учебного общения и для педагога, и для студента. Здесь видоизменяется роль педагога с единственного источника знаний на наставника для поиска новых знаний. Студент из потребителя готовых знаний переходит на уровень исследователя учебной информации, ее обработки и дальнейшей передачи. Применение учебной информации, добытой студентом самостоятельно, переводит процесс обучения с уровня «пассивного потребления информации» на уровень «активного преобразования информации», а в более совершенном варианте - на уровень «самостоятельной постановки учебной задачи (проблемы), выдвижения гипотезы для ее разрешения, проверки ее правильности и формулирования выводов и обобщений по искомой закономерности» .

Применение интерактивных средств обучения оказывает значительное влияние на организацию деятельности студентов, позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого студента. Интерактивные средства обучения можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности студентов. Они вносят фактор обязательности действий, что важно в организационном плане. Обеспечивая как внешнюю, так внутреннюю оперативную обратную связь, они позволяют осуществлять контроль, самоконтроль, корректирование организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Коммуникативная составляющая, ориентированная на взаимоотношения педагога и студентов, при использовании интерактивных средств обучения видоизменяется. Вместо диалога педагог - студент, чаще всего словесного характера, организовывается рациональная коммуникация педагога со студентом посредством интерактивных средств обучения. Современные интерактивные средства обучения позволяют снять элементы напряженности, часто возникающие у студентов при непосредственном взаимодействии с педагогом, смысловые барьеры, расширяют диапазон контактов и вариантов взаимодействия.

Интерактивному средству обучения можно частично передать функции педагога:

Контроль результатов обучения;

Предоставление заданий, адекватных уровню студента;

Тренировка на формирование умений, навыков;

Сбор, обработка, хранение, передача информации, тиражирование;

Управление учебной деятельностью;

Обеспечение коммуникационных процессов;

Организация разнообразных форм деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний.

В этом случае весь потенциал интерактивных средств обучения используется в информационно-образовательной среде, которая включает его в качестве компонента и создает совокупность условий для осуществления информационной деятельности как отдельного студента, так и группы студентов на базе его использования и информационного взаимодействия. Таким образом, изменяется учебное информационное взаимодействие в информационной образовательной среде, здесь предполагается наличие партнерской активности со стороны каждого компонента системы и осуществление возможного влияния, оказываемого как каждым на другие, так и интерактивным средством обучения на компоненты системы. Эта особенность является одним из существенных признаков информационно-образовательной среды и определяет суть инноваций, реализуемых с использованием современных интерактивных средств обучения.

Интерактивные средства обучения в информационно-образовательной среде могут выступать в различных функциях:

Как предмет изучения;

Как средство учебного процесса;

Как средство научно-педагогической деятельности.

Тогда информационно-образовательная среда является как источником учебной информации, так и обеспечивает осуществление информационной деятельности как между педагогом и студентами, так и с интерактивными средствами обучения. Таким образом, информационная образовательная среда вуза на базе интерактивных средств обучения обеспечивает учебное информационное взаимодействие интерактивного характера, направленное на реализацию идей личностно-ориентированного и профессионально-направленного подходов обучения.

Рецензенты:

Санина Е.И., д.п.н., профессор кафедры общих математических и естественнонаучных дисциплин ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», г. Москва;

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедры физико-математического образования Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета, г. Арзамас.

Библиографическая ссылка

Артюхина М.С. ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17006 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Интерактивность, интерактивный - слова, которые сегодня очень популярны в описании различного рода услуг, будь то услуги банка, магазина, цифрового телевидения, информационного портала или образовательной организации. И это неслучайно. Интерактивность востребована на современном рынке услуг, а это значит, что интерактивные услуги привлекут больше людей, повысят их активность в пользовании услугой. Что такое интерактивность, и чем она привлекательна для потребителя?

Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») - понятие, раскрывающее особенности взаимодействия при коммуникациях - используется в характеристике свойств информационных и телекоммуникационных систем, в программировании, а также социальных науках - таких, как социология, психология, педагогика. Интерактивность может характеризовать любую систему, ориентированную на взаимодействие с кем-то или чем-то. Например, интерактивный дизайн продукта - это такой дизайн, который обеспечивает разнообразное взаимодействие пользователя с приобретённым продуктом.

Интерактивность как возможность пользователя участвовать в управлении процессом

Интерактивность в широком смысле часто понимается как возможность потребителя самому управлять процессом потребления. Интерактивные информационные технологии позволяют нам управлять информационным потоком. Пользуясь интерактивным телевидением, мы можем просматривать фильмы и телепередачи в удобное для нас время, при желании останавливать кадр, прокручивать назад, размещать на экране сразу несколько каналов, формировать свой список любимых каналов, просматривать ТВ-программу, следить за новинками кинопроката и т.д. В интерактивном магазине - супермаркете - мы сами берём товары с полок, можем передумать и положить их обратно и повторить эту процедуру сколько угодно раз, а потом сразу рассчитаться за все выбранные нами товары. В каждом из приведённых примеров с помощью интерактивных технологий производители товаров и услуг решают задачу увеличения прибыли.

Интерактивное обучение позволяет обучающемуся самостоятельно управлять процессом освоения знаний и опыта, приобретения компетенций, а задача, которую решает посредством этого педагог - увеличить эффективность обучения.

Привлекательность интерактивного обучения давно используется в сфере коммерческих образовательных услуг. Например, сайт, предлагающий курсы английского языка в Москве , использует слоган, который характеризует важнейшую особенность интерактивного образования: «Вы определяете цели! Мы гарантируем их достижение!»

Клиент-обучающийся сам выбирает, что ему надо! Это характерно для андрагогической модели организации учебного процесса, ведь в данном случае речь идет о платном обучении, причём обучающиеся - как правило, взрослые люди, осознающие свои цели и хорошо мотивированные на результат.

Если говорить об обычном учебном процессе, который организуется, например, в школе, то под интерактивностью понимается, прежде всего, диалоговый режим взаимодействия педагога с учащимися и возможность ученика самостоятельно выбрать формат участия в этом диалоге . Таким образом, для интерактивного обучения необязательно использование каких-либо специальных интерактивных технических средств вроде компьютера или интерактивной доски. Главное - организовать постоянное двустороннее общение, наладить эффективные коммуникации во взаимодействии учителя с учениками (причём не только с о всем классом или группой учащихся, но и с каждым отдельным учеником), а также учащихся друг с другом.

Интерактивность как показатель интеллектуальности системы

Из-за разнообразия сфер использования в настоящее время не существует единого универсального определения интерактивности, в каждой науке и каждой сфере человеческой деятельности она трактуется по-разному.

В информационно-коммуникационных системах интерактивность понимается как способность системы адекватно реагировать на действия пользователя, проявлять активность, включать его в процесс взаимодействия. В системах программирования интерактивность характеризуется возможностью внесения изменений в готовую работающую программу.

Пожалуй, один из ярких примеров, наглядно иллюстрирующих свойство интерактивности в информационно-коммуникационных технологиях - интерактивная анимация . Просматривая обычный «мультик», его можно лишь включать и выключать, останавливать кадр, изменять скорость, регулировать звук. В интерактивной анимации мы можем, например, увеличивать отдельные элементы анимированной картинки, получать их текстовые описания по наведению или клику мыши на определённую область анимации, можем запустить вращение объекта его для обзора со всех сторон или можем поворачивать мышью, выбирая тот или иной ракурс. Иначе говоря, в интерактивной анимации картинка не просто изменяется, её приводят в движение действия пользователя.

В любом из перечисленных случаев интерактивность свидетельствует об интеллекте системы, о том, что она способна подстраиваться под потребности пользователя .

Реализовано в версии 8.3.10.2168.

Мы реализовали новый механизм, который назвали Система взаимодействия . Это платформенный механизм, передающий информацию между клиентскими приложениями и серверами 1С:Предприятия.

Система взаимодействия предназначена для автоматизации бизнес-процессов, или для помощи в осуществлении бизнес-процессов предприятия.

Взаимодействия могут быть как интерактивные, так и программные. Например, интерактивным взаимодействием может являться передача информации между пользователями при помощи сообщений, сгруппированных в обсуждения.

Система взаимодействия реализована в статусе бета-версии. Её функциональность, описанная далее, не является окончательной, а будет расширяться и совершенствоваться.

Зачем нужна система взаимодействия?

Система взаимодействия предоставляет несколько разных (по своему прикладному смыслу) видов интерактивного взаимодействия. Во-первых, вы можете создавать тематические обсуждения, посвященные какому-либо вопросу: мероприятиям, связанным с открытием нового магазина, вариантам проведения новогоднего праздника или грядущему совещанию у директора.

Во-вторых, вы можете обсуждать вопросы ведения учёта, связанные с конкретными объектами данных: накладными, товарами, поставщиками и т.д. При этом вся переписка будет отображаться в форме этих данных.


И, в-третьих, при наличии микрофона, вы можете звонить другим пользователям. А если у вас и вашего собеседника подключены веб-камеры, вы сможете ещё и видеть друг друга.

В данном случае у администратора отсутствует веб-камера, поэтому при видеозвонке отображается его аватар.

Архитектура системы

Система взаимодействия реализована в клиент-серверной архитектуре. Она состоит из двух частей. Клиентская часть реализована в 1С:Предприятии. Серверная часть представляет собой отдельный программный продукт 1С:Предприятие - Сервер взаимодействия , который может быть развернут в Интернете, или в локальной сети организации.

Использовать систему взаимодействия могут пользователи информационных баз 1С:Предприятия. Для этого информационная база должна быть зарегистрирована в сервере взаимодействия . Авторизацию осуществляет сервер 1С:Предпрития. Всё остальное платформа выполняет автоматически.

На момент написания этой статьи сервер взаимодействия не поставляется в виде отдельного продукта. Но для того, чтобы вы могли пользоваться новым механизмом, в Интернете, на аппаратных мощностях фирмы «1С», мы развернули экземпляр этого сервера, носящий название 1С:Диалог . В данный момент это публичный сервер, которым могут пользоваться все желающие. Мы планируем поддерживать его и в дальнейшем, но условия использования могут быть изменены.

Связь между клиентскими приложениями и сервером взаимодействия осуществляется по протоколу WebSocket . Этот протокол может использовать как открытую, так и защищённую передачу данных, поэтому взаимодействие, как через Интернет, так и в локальной сети, является достаточно безопасным.

Как «включить» систему взаимодействия?

Чтобы в интерфейсе 1С:Предприятия появились элементы системы взаимодействия, нужно зарегистрировать информационную базу в сервере взаимодействия . Это делается в режиме 1С:Предприятие с помощью стандартной функции Управление системой взаимодействия .

Тут вам нужно обратить внимание на то, что эта функция присутствует только в тех информационных базах, в которых созданы пользователи. Пока в информационной базе нет ни одного пользователя, эта стандартная функция будет недоступна.

В текущей реализации эта функция представляет собой простой диалог, с помощью которого вы можете отправить запрос на подключение к сервису 1С:Диалог , получить по почте код регистрации, и ввести его в качестве подтверждения.

Начиная с этого момента каждый пользователь, подключающийся к этой информационной базе, будет видеть элементы системы взаимодействия в своём интерфейсе. Соответственно, чтобы они появились в вашем интерфейсе, или в интерфейсе пользователей, которые уже работали в базе на момент регистрации, вам нужно перезапустить свои клиентские приложения.

Небольшое замечание хочется сделать по поводу адреса электронной почты. Система взаимодействия оперирует понятием абонент . Это физическое лицо или организация, от имени которого выполняется регистрация информационной базы в сервере взаимодействия. Схожее понятие используется и в технологии 1cFresh .

У одного абонента системы взаимодействия может быть зарегистрировано несколько информационных баз. Идентификатором абонента является его адрес электронной почты. При запросе регистрации, если в сервере ещё нет абонента с таким адресом, он создаётся автоматически.

Поэтому вам важно понимать, что адрес электронной почты, который вы указываете при регистрации (интерактивной, или программной), это не «какой-то любой адрес», который можно забыть. Это ключевой идентификатор, который может понадобиться вам для общения со службой поддержки, например.

В каком месте интерфейса находится система взаимодействия?

Интерфейсная часть системы взаимодействия реализована в интерфейсе Такси в тонком клиенте, веб-клиенте и в управляемом режиме работы толстого клиента. Для пользователей система взаимодействия обозначается словом Обсуждения . О том, что в информационной базе доступны обсуждения, вы можете узнать по нескольким признакам.

Во-первых, в центре оповещений появляется команда Обсуждения .

Во-вторых, в панели открытых появляется стандартная закладка Обсуждения .

В-третьих, в заголовке формы объекта, рядом с кнопкой закрытия, появляется команда Обсуждение .

Здесь вам нужно обратить внимание на то, что последняя команда появляется только в тех формах, которые не блокируют окно владельца или весь интерфейс. Как правило, это «содержательные» формы, в которых находится большое количество информации, они обладают собственным прикладным контекстом, в них «есть что обсудить».

В отличие от них формы, блокирующие окно владельца, используются в основном для отображения и редактирования второстепенных данных, не имеющих самостоятельного прикладного значения. Поэтому в таких формах механизм обсуждений не предусмотрен. Например, в форме склада.


Как видите, все инструменты для работы пользователя с сообщениями уже встроены в платформу и появляются автоматически. От вас, как от разработчиков, не требуется никаких действий для того, чтобы пользователи начали обмениваться сообщениями.

Единственное, что могут захотеть пользователи, это указать свои реквизиты в системе взаимодействия: номер телефона и адрес электронной почты. Для этого нужно кликнуть мышью на имени пользователя в заголовке главного окна.


Здесь же, кликнув мышью на стандартном аватаре, они могут заменить его своей фотографией. Но это необязательные действия. Обсуждения будут работать и без этого.

Типичные сценарии использования

Как мы уже рассказывали в самом начале статьи, есть несколько разных видов общения. Теперь мы остановимся на каждом из них подробнее.

Неконтекстное обсуждение

Любой пользователь информационной базы может создать несколько неконтекстных обсуждений . Каждое такое обсуждение является приватным. Это значит, что читать переписку и отправлять сообщения могут только участники данного обсуждения. Остальным пользователям информационной базы данное обсуждение недоступно.

Все неконтекстные обсуждения, в которых участвует пользователь, находятся в основной форме системы взаимодействия . Открыть эту форму можно либо кликнув на закладке Обсуждения в панели открытых, либо по команде Обсуждения из центра оповещений.

По команде +Новое создаётся новое обсуждение. Например, администратор может создать обсуждение, чтобы напомнить пользователям о грядущем совещании, и узнать их планы по участию в этом совещании.

Желательно (но не обязательно) указать тему обсуждения, и обязательно нужно выбрать участников. Подбор участников выполняется с помощью поиска, поэтому достаточно ввести фрагмент имени пользователя, а затем выбрать мышью подходящего. Когда все участники обсуждения указаны, нужно нажать кнопку Создать обсуждение .

Теперь можно вести переписку в этом обсуждении. Вы можете написать сообщение, и отправить его нажатием Enter . Также для отправки сообщения можно использовать кнопку Отправить в нижнем правом углу формы.

В результате каждый участник обсуждения получит оповещение . Оно, как и оповещения пользователя, будет отображено в правом нижнем углу экрана, а кроме этого оно попадёт в центр оповещений.

Если пользователь (в данном случае менеджер по продажам) находится за компьютером и готов принять участие в обсуждении, он может кликнуть по оповещению, и в основной форме системы взаимодействия написать своё сообщение.

В результате администратор, инициировавший это обсуждение, через некоторое время (по мере ответа пользователей) увидит такую переписку:

Аналогичным образом переписка будет выглядеть и у других участников этого обсуждения. Разница будет только в том, какие сообщения выделены цветом. Потому что цветом выделяются собственные сообщения пользователя.

Кликнув на имени пользователя у любого сообщения, можно увидеть реквизиты пользователя и его увеличенный аватар. Зелёная точка означает, что в данный момент пользователь подключён к информационной базе.

Контекстное обсуждение

Контекстные обсуждения, в отличие от рассмотренных выше, являются публичными. На них накладываются ограничения, соответствующие правам доступа на объект данных. То есть все пользователи информационной базы, которым система прав разрешает доступ к данному объекту данных, могут полноценно участвовать в его обсуждении.

Для каждого объекта данных предусмотрено единственное обсуждение. Поэтому ничего создавать не надо, достаточно просто открыть панель обсуждения в форме нужного объекта.

В ней можно написать сообщение, и отправить его клавишей Enter .

Это сообщение сможет прочитать любой пользователь, которому доступен товар Валенки . Но, во-первых, как «любой пользователь» узнает, что тут кто-то что-то написал? А во-вторых, менеджер по закупкам, очевидно, хочет обсудить валенки с конкретным пользователем, с продавцом. Поэтому, прежде чем отправить сообщение, он в поле Кому выбирает того пользователя, которого хочет оповестить о своём сообщении.

Дальше всё происходит так же, как и в предыдущем примере. Продавец получит оповещение. Если он рядом с компьютером, он отреагирует на него. Если же он в данный момент отсутствует, то оповещение исчезнет с экрана. Но, вернувшись к компьютеру, продавец увидит, что в центре оповещений есть новая информация.

По клику на оповещение платформа откроет ему форму того объекта, к которому относится данное оповещение.

Продавец нажмёт кнопку Ответить , напишет ответ, и отправит его. В результате менеджер по закупкам увидит такую переписку:


Отвечая в контекстном обсуждении в поле Кому можно подобрать нескольких пользователей, которых нужно оповестить о своём сообщении.

Как правило, обсуждение происходит в постоянном кругу участников. Поэтому, чтобы не подбирать каждый раз пользователей вручную, можно нажимать на кнопки Ответить и Ответить всем . В этом случае платформа будет автоматически подставлять в поле Кому пользователей из выбранного сообщения.

Как мы уже говорили, на контекстные обсуждения накладываются ограничения, соответствующие правам доступа на объект данных. Читать и писать могут все, кому системой прав разрешён доступ к этому объекту.

А раз так, то один из возможных сценариев работы заключается в том, что пользователь не принимает активного участия в обсуждении, но должен быть в курсе того, «что происходит с объектом». Как ему быть в этом случае? Постоянно открывать форму объекта и смотреть, не появилось ли там что-то новое и важное?

Специально для такого случая мы предусмотрели режим наблюдения . Этот режим включается кликом на колокольчик в заголовке обсуждения.

В режиме наблюдения пользователь автоматически будет получать оповещения о каждом новом сообщении в этом обсуждении. Даже в том случае, если он не указан среди тех, кого автор сообщения хотел оповестить.

Также нужно заметить, что отвечая в контекстном обсуждении, можно ничего не указывать в поле Кому . В этом случае сообщение появится в обсуждении, но никто из пользователей (кроме тех, кто наблюдает за этим обсуждением) не будет извещён об этом. Этот способ можно использовать в тех случаях, когда в прикладном решении уже существует собственная система оповещения, например, по электронной почте. Тогда пользователи, для реагирования на изменения, будут использовать привычную им бизнес-логику, а вот сам текст сообщений (который раньше каким-то образом хранился в информационной базе и отображался в форме) будет теперь храниться и показываться в форме средствами системы взаимодействия.

Видеозвонок

При наличии микрофонов, видеозвонки позволяют общаться голосом «один на один» с любым пользователем информационной базы. А при наличии веб-камер, собеседники могут ещё и видеть друг друга.

Видеозвонок можно выполнить, кликнув на имени пользователя в любом обсуждении и выбрав видеозвонок. В этом случае платформа сразу же начнёт установку соединения с выбранным пользователем.

Также видеозвонок можно выполнить из любого обсуждения, неконтекстного или контекстного. В этом случае нужно будет выбрать пользователя, которому адресован звонок.

В процессе установки соединения в окне видеозвонка отображается аватар пользователя. А в нижней части окна указывается ссылка на обсуждение. Она добавляется автоматически, каким бы образом звонок ни инициировался. В данном случае указана ссылка на обсуждение совещания у директора.

На стороне собеседника появляется входящий звонок. В нём, кроме вызывающего пользователя, также указана ссылка на обсуждение. Таким образом собеседник, если есть необходимость, (после ответа на звонок) может быстро открыть контекст разговора и познакомиться с ним.

После ответа на входящий звонок происходит общение голосом, при этом в окне звонка показывается изображение с веб-камеры собеседника. В примере ниже, как вы уже знаете, у администратора веб-камера не установлена, поэтому менеджер по закупкам видит только его аватар.

Если вызываемый собеседник отсутствует на рабочем месте и не может принять входящий звонок, то через некоторое время вызов будет автоматически прекращён, и у него появится оповещение о пропущенном звонке.

Если видеозвонок выполняется из обсуждения, то платформа автоматически предлагает выбрать собеседника из тех пользователей, которые в этом обсуждении участвуют. В данном случае это единственный пользователь, продавец. Но это не препятствует тому, чтобы в качестве собеседника вручную выбрать любого другого пользователя информационной базы, например, менеджера по продажам.

В заключение нужно сделать пояснение, касающееся бета-версии системы взаимодействия. В ней по-умолчанию функциональность видеозвонков автоматически не включается после регистрации информационной базы в сервере 1С:Диалог . Это связано с тем, что видеозвонки находятся в той стадии разработки, когда мы ещё не можем предоставлять их всем желающим без ограничений. Если вам необходима функциональность видеозвонков, мы можем включить её для вашей базы (баз) по индивидуальному запросу, но не безусловно, а исходя из имеющихся у нас возможностей и технических ограничений.

Область уведомлений

При работе тонкого клиента в Windows после установки соединения с сервером взаимодействия в области уведомлений Windows (system tray) отображается значок клиентского приложения. При получении нового уведомления картинка значка изменяется.

При двойном нажатии на значок активизируется главное окно клиентского приложения и, если есть уведомления, открывается центр уведомлений.

Неполадки

Поскольку сервер взаимодействия является внешним элементом архитектуры по отношению к информационной базе и клиентским приложениям, не исключена ситуация, когда он оказывается неработоспособным, или связь с ним нарушается. В этом случае элементы интерфейса, связанные с обсуждениями, никуда не исчезают, они остаются. А о том, что связь с сервером взаимодействия потеряна, сигнализирует красный треугольник на закладке Обсуждения в панели открытых.

Программная работа с системой взаимодействия

Во встроенном языке мы реализовали объектную модель для работы с системой взаимодействия. Она, в общем, проста и понятна. С помощью свойства глобального контекста СистемаВзаимодействия вы получаете МенеджерСистемыВзаимодействия , и дальше действуете в зависимости от того, что вам нужно.

Основным направлением использования этой объектной модели мы считаем тесную интеграцию системы взаимодействия с бизнес-процессами предприятия. Например, генерацию сообщений в зависимости от каких-то событий, которые происходят с данными в информационной базе.

Если говорить более подробно, то вы можете зарегистрировать информационную базу в сервере взаимодействия, или отменить регистрацию. Можете создать обсуждение и сообщение. Можете получить существующие обсуждения по некоторому отбору. Можете получить оповещения, адресованные текущему пользователю и так далее. В этом нет ничего сложного.

Зато в объектной модели есть одна интересная особенность, о которой хочется рассказать подробнее. Теперь, помимо учётной записи пользователя в информационной базе, появляется ещё одна его учётная запись в системе взаимодействия.

Учётная запись в информационной базе представляется объектом встроенного языка ПользовательИнформационнойБазы . А учётная запись в системе взаимодействия представляется объектом встроенного языка ПользовательСистемыВзаимодействия . И тот и другой объекты указывают на одного и того же пользователя (человека). Более того, эти объекты всегда однозначно связаны друг с другом и, зная один из них, вы всегда можете получить другой.

Поэтому теперь, когда вам нужен какой-то пользователь из имеющихся, или текущий пользователь, вы получаете его в одном или другом механизме, в зависимости от своей задачи.

Например, учётную запись текущего пользователя (человека) в информационной базе вы можете получить так:

ТекущийПользовательИБ = ПользователиИнформационнойБазы.ТекущийПользователь();

А учётную запись того же самого пользователя (человека) в системе взаимодействия, так:

IDТекущегоПользователя = СистемаВзаимодействия.ИдентификаторТекущегоПользователя(); ТекущийПользовательСВ = СистемаВзаимодействия.ПолучитьПользователя(IDТекущегоПользователя);

Зная учётную запись пользователя (человека) в информационной базе, вы можете получить соответствующую ей учётную запись этого пользователя (человека) в системе взаимодействия:

IDПользователяСВ = СистемаВзаимодействия.ПолучитьИдентификаторПользователя(ТекущийПользовательИБ.УникальныйИдентификатор); ПользовательСВ = СистемаВзаимодействия.ПолучитьПользователя(IDПользователяСВ);

И наоборот:

IDПользователяСВ = СистемаВзаимодействия.ИдентификаторТекущегоПользователя(); IDПользователяИБ = СистемаВзаимодействия.ПолучитьИдентификаторПользователяИнформационнойБазы(IDПользователяСВ); ПользовательИБ = ПользователиИнформационнойБазы.НайтиПоУникальномуИдентификатору(IDПользователяИБ);

Физически это выглядит следующим образом.

Когда пользователь (человек) аутентифицируется (вводит логин/пароль, или другими способами) в 1С:Предприятии, он сопоставляет себя с некоторой учётной записью, имеющейся в информационной базе. Дальше запускается сеанс. Если это первый запуск сеанса этого пользователя после того, как информационная база была зарегистрирована в сервере взаимодействия, то платформа автоматически создаёт для этого пользователя информационной базы учётную запись в сервере взаимодействия. Таким образом получается, что эти записи жёстко связаны друг с другом и указывают на одного и того же пользователя (человека).

Планы и обратная связь

Как мы уже говорили в начале, бета-версия системы взаимодействия содержит только часть функциональности, которую мы собираемся реализовывать. Наши планы заключаются в том, чтобы предоставить возможность удобной интеграции системы взаимодействия с бизнес-процессами автоматизируемого предприятия, реализовать на её основе новые подходы к автоматизации тех задач учёта, которые обычно сопровождаются взаимодействием пользователей между собой.

При этом, конечно, мы будем уделять внимание реализации функционала, удобного и привычного для пользователей других систем взаимодействия, мессенджеров и пр.

Также нас интересует использование системы взаимодействия в реальной среде, потому что существует множество нюансов, связанных с разными браузерами, прокси-серверами и так далее.

И, конечно же, после выпуска этого функционала мы будем готовы рассматривать и обсуждать ваши замечания и пожелания к этой системе.

Светлана Серебренникова (Фортова)
Семинар - практикум «Интерактивные формы и методы взаимодействия с детьми»

Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает

усовершенствоваться другим.

Цель семинара - это обобщение и распространение опыта работы по использованию интерактивных методов обучения .

Слово «интерактив » пришло к нам из английского от слова interact (inter – взаимный , асt – действовать) . Интерактивный - означает , находящийся в режиме взаимодействия , беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это , прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие . (слайд)

Термин «интерактивное взаимодействие » в настоящее время все чаще используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов . При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон – обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль выполнения принятых решений и т. п.

Интерактивные методы и технологии находят все более широкое применение в системе дошкольного образования. Рост интереса обусловлен глобальными изменениями в социуме и сознании людей, поиском новых подходов к организации обучения человека как субъекта собственной жизни и форм взаимодействия

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты. Результативность применения интерактивных форм и методов во многом определяется способностью педагога создать атмосферу доверия, поддержки, сотрудничества, раскрыть потенциал каждого участника группы. Характеризуются личностные качества, профессиональные умения и навыки педагога (наставника, мастера, тьютора, организующего интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса.

Интерактивным , по мнению Б. Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий .

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной

деятельности.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. (слайд)

Интерактивные методы направлены на формирование у дошкольников новых качеств и умений :

Активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

Развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха;

формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка.

В практике можно встретить большое количество разнообразных методических приемов . Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность ) . В соответствии с таким подходом методы могут быть объединены в три группы :

словесные, наглядные, практические .

Включение интерактивных методов активизирует познавательную активность детей, усиливает их интерес и мотивацию , развивает способность к самостоятельному получению знаний; обеспечивает обратную связь между воспитанниками и педагогами. Новую, современную классификацию методов предлагают Скаткин и Лернер К ним относятся : эвристический, репродуктивный, информационно-рецептивный , метод проблемного изложения материала, исследовательский.

Предлагаю рассмотреть основные отличия форм и методов интерактивного обучения от традиционных : (слайд)

принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;

достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;

самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;

создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;

непрерывно действующие прямые и обратные связи между обучающимися и обучающей системой;

изменение роли воспитателя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта;

субъектно-субъектные отношения между воспитателем и ребенком как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др.

К интерактивным методам можно отнести :

- метод проектов ;

Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах воспитанников;

Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы , направленный на создание новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника;

Ролевые игры – метод , используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникаций. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков» , каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;

Баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Баскет-метод позволяет оценить способность ребёнка к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющейся информации . Баскет-метод оценивает и развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения разных проблем.

Тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций воспитанники имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки;

Получение знаний с использованием компьютерных технологий;

Анализ практических ситуаций – метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить детей анализировать информацию , выявлять ключевые проблемы, создавать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий .

В первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Предлагаю Вам обратить внимание на памятки, которые находятся у вас на столах, где предложены активные методы обучения с использованием ИКТ.

Интерактивные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей обобщение ранее пройденного материала, эффектное предъявление большого по объему материала; развитие способностей к самообучению повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра) ; отработка изучаемого материала (тренинги) ; применение знаний, умений и навыков (баскет – метод ) ; использование опыта детей при предъявлении нового материала; обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра) ; эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов ) ; развитие навыков работы в группе (метод проектов ) ; выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет – метод ) ; развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций , баскет-метод ; развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия) .

Интерактивные методы обучения – это методы , включающие детей в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют : стимулировать мыслительную деятельность ребёнка; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у детей творческое мышление, развивать речь, формировать опыт взаимодействия в коллективе .

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

На стенах в кабинетах географии раньше висели карты с изображениями частей нашей планеты в разных масштабах. Теперь этого недостаточно. Карты сегодня нужны интерактивные. И не только карты...

Интерактивный - это какой?

Перевод слова с английского языка звучит как "взаимодействие". То есть интерактивность - это свойство системы, точнее ее способность к взаимодействию. Если какой-либо объект способен отвечать на действия другого объекта в режиме реального времени, здесь и сейчас, он интерактивен.

Где используется интерактивность

В самых различных сферах жизнедеятельности человека применяются такие технологии, их становится все больше с развитием общества. Сейчас интерактивность наиболее востребована в информатике, программировании, телекоммуникациях, социологии, образовании, дизайне. Рассмотрим несколько примеров взаимодействия.

Информационные системы

Любая система, способная ответить на действия извне определенным решением через максимально короткое время, будет более предпочтительной в глазах пользователя. Так, наличие возможности отправить смс или совершить звонок в прямой эфир на телевидение - это еще не интерактивность. Но если ваше и любое поступающее сообщение тут же будет обработано, и выдан результат, например, смена значений в опросе на экране телевизора, то эта система работает онлайн.

Программирование

В программировании интерактивность наиболее ярко проявляется в создании анимации. Здесь движение может начинаться по клику пользователя. Такой эффект часто используется в презентациях и образовательных методиках. Более сложный уровень интерактивности - когда в процессе движения пользователь может менять параметры и характеристики анимированного объекта.

Общение

Интерактивное общение - это возможность осуществить диалог в режиме реального времени, находясь на значительном расстоянии друг от друга. Сейчас множество программ и приложений помогают людям быстро и конструктивно общаться (Skype, ICQ и многие другие). Это большой прорыв в социальном развитии человечества. Ведь такой способ общения позволяет не только проводить в режиме онлайн бизнес-переговоры между представителями разных континентов, он дает возможность социальной адаптации разных слоев населения (подростков, инвалидов и др.).

Интерактивное ТВ - что это?

Привыкнув получать большинство услуг и функций онлайн, потребители катастрофически стали терять интерес к ТВ, даже в цифровом формате. Люди не хотят быть пассивными пользователями, подстраиваться под расписание трансляций, смотреть рекламу и прочее. Теперь для продвинутых потребителей есть интерактивное телевидение. Это платная услуга, которая дает абоненту ряд преимуществ:

  • выбирать любой фильм или передачу для просмотра;
  • смотреть трансляции всех ТВ-каналов в удобное для себя время;
  • развлекаться посредством индивидуальных и сетевых игр;
  • разговаривать с другим телефонным абонентом посредством телеэкрана;
  • получать желаемые новости по предварительной подписке;
  • иметь возможность выйти в интернет прямо "с телевизора".

Сегодня популярно интерактивное телевидение "Ростелеком". Что этот универсальный оператор может предложить потребителю? Необходима специальная подключив и настроив которую, вы получите доступ ко всем возможностям интерактивного ТВ. "Ростелеком" предоставляет данную услугу на всей территории России. Например, онлайн-телевидение от "Билайн" не хуже, но будет ли от него толк в далекой деревушке?

Итак, основные преимущества пакета ТВ-услуг "Интерактивный" - это:

  1. Тематическое разделение каналов: детские, спортивные, новостные и т. д., количество ограничено тарифом абонента.
  2. Возможность разбить каналы по возрастным группам, защитить детей от нежелательной информации.
  3. Возможность выбора (из обширного списка) любого фильма для просмотра (услуга оплачивается отдельно).
  4. Собственно интерактивный просмотр, т. е. абонент может приостановить, перемотать, записать любую трансляцию здесь и сейчас.
  5. Доступ к социальным сетям.
  6. Дополнительные услуги, такие как онлайн-карты, прогноз погоды, курсы валют и прочее.

Насколько это удобно и актуально, безусловно, каждый решает для себя сам.

Обучение

Процесс обучения - это не только поэтапное усвоение новых знаний (фактов, теорий, правил и т. п.), но и воспитание различных качеств личности, способностей, норм поведения. В образовании существует множество моделей и методик обучения, которые направлены на достижение всех вышеперечисленных целей. - направленная на создание таких условий, при которых все учащиеся активно взаимодействуют друг с другом. Ее использование требует высокого профессионализма от преподавателя, потому что это инновационная методика проведения занятий. Взаимодействие всех участников процесса происходит в режиме диалога, обсуждения, совместного анализа, усвоение знаний - в процессе ролевой игры, прохождения, преодоления смоделированной жизненной ситуации.

Главная цель при использовании такого метода обучения, как интерактивный, - это развитие в ребенке целостной, гармоничной личности. Только при таком варианте взаимодействия педагог выполняет свою прямую работу - ведет учащегося к знаниям. То есть сопровождает, помогает, направляет ребенка к самостоятельному восприятию, анализу, усвоению новой информации.

Основные цели интерактивного обучения:

  • пробудить индивидуальные умственные возможности, способности учащегося;
  • активизировать внутреннее обсуждение у ребенка;
  • помочь принять и понять информацию, пришедшую в процессе обмена;
  • вывести учащегося на активную позицию;
  • приблизить процесс взаимодействия (обмена информацией) к индивидуальному;
  • настроить между учениками.

Необходимо также помнить об интерактивных технологиях в обучении, которые стали возможны с развитием телекоммуникаций и интернета. Во-первых, это использование компьютерных программ для активизации процесса обучения: от создания презентаций для улучшения наглядных качеств излагаемого материала до моделирования ситуаций в виртуальной реальности для полного погружения в тему занятия. Во-вторых, возможность частичного или полного дистанционного обучения: от передачи конспектов и дидактического материала в электронном виде до занятий с виртуальным (или реальным) преподавателем и онлайн-проверки знаний.

Виртуальная реальность чаще всего используется в профессиональном образовании. Помогает освоить различные навыки на довольно высоком уровне (обучение вождению и т. п.). Также существует множество специализированных программ и ресурсов, помогающих в профессиональной деятельности. Это программы для архитекторов, физиков, химиков, дизайнеров, программистов и так далее. Самым перспективным в настоящее время является направление развития интерактивных технологий обучения с применением игровых методик, элементов, процессов. распространены среди людей разного возраста и социального статуса.

"Интерактивный" - это понятие в большинстве своем относящееся к виртуальной реальности. Главное - не забывать, что по-настоящему интерактивен мир реальный...