Современная педагогика о студенческом самоуправлении. Студенческое самоуправление. Студенчество как социальный феномен; его готовность к самоуправлению

В высших учебных заведениях создаются органы студенческого самоуправления. Под студенческим самоуправлением понимают право студенческого общества (все студенты дневной формы обучения высшего учебного заведения) самостоятельно решать вопросы общественной жизни студентов в рамках действующего законодательства и Устава учебного заведения.

Украинское законодательство обеспечивает обязательное участие студентов в принятии решений на всех уровнях в системе высшего образования. В Украине создан Всеукраинский студенческий совет для рассмотрения актуальных проблем студенческой жизни. Главными ее задачами являются:

Содействие развитию студенческого движения в Украине, в т. Ч. Развития в высших учебных заведениях Украины студенческого самоуправления;

Обеспечение постоянной связи и взаимодействия между Министерством образования и науки Украины и органами студенческого самоуправления высших учебных заведений;

Анализ общественных процессов в сфере образования, культуры, труда, социального становления и развития студенческой молодежи, молодых специалистов и граждан, поступающих в высшие учебные заведения, разработка и внесение по результатам такого анализа предложений Министерству образования и науки Украины и органам местного самоуправления всех уровней;

Участие в подготовке и разработке предложений к нормативно-правовых актов, программ по важнейшим вопросам общественного положения, правовой и социальной защиты студенческой молодежи, молодых специалистов и граждан, поступающих в высшие учебные заведения Украины;

Содействие расширению регионального, всеукраинского и международного сотрудничества в сфере образования, культуры, труда, социального становления и развития молодежи;

Участие в подготовке и реализации мероприятий, направленных на решение социально-экономических, правовых, образовательных, культурных и других проблем студенческой молодежи, молодых специалистов;

Стимулирование утверждения правового гражданского общества в Украине, духовного и физического развития студентов, воспитание в них патриотизма;

Содействие формированию гражданского сознания студентов, основывается на национальных интересах государства и общечеловеческих ценностях.

Министерство образования и науки Украины на основе соглашения сотрудничает с Украинской ассоциацией студенческого самоуправления (УАСС), которая на добровольных началах объединяет в своем составе представительные органы студенческого самоуправления высших учебных заведений всех регионов Украины. Это сотрудничество предусматривает проведение взаимных консультаций, привлечение представителей УАСС к подготовке нормативных актов по вопросам высшего образования и социального обеспечения студентов, совместное проведение конференций и семинаров, предоставление необходимой УАСС информации. Частичные изменения в Закон Украины "О высшем образовании" предусматривают укрепление правового положения студенческих и представительных органов, наделение их более широкими и лучше юридически защищенными правами, а также повышение количественного представительства студентов во всех органах управления высших учебных заведений и в процессе их аккредитации.

Органы студенческого самоуправления способствуют гармоничному развитию личности студента, формированию у него навыков будущего организатора, руководителя. Решение студенческого самоуправления имеют совещательный характер.

В своей деятельности органы студенческого самоуправления руководствуются законодательством, решениями специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области образования и науки и соответствующего центрального органа исполнительной власти, в подчинении которого находится высшее учебное заведение, Уставом высшего учебного заведения.

Основными задачами органов студенческого самоуправления являются: обеспечение и защита прав и интересов студентов, в частности относительно организации учебного процесса; обеспечение выполнения студентами своих обязанностей; содействие учебной, научной и творческой деятельности студентов, созданию соответствующих условий для проживания и отдыха студентов; стимулирование деятельности студенческих кружков, обществ, объединений, клубов по интересам; организация сотрудничества со студентами других высших учебных заведений и молодежными организациями; помощь в трудоустройстве выпускников; участие в решении вопросов международного обмена студентами; привлечение студентов к реализации государственной молодежной политики; обеспечение информационно-молодежной, правовой, психологической, финансовой помощи студентам (совместно с соответствующими службами) репрезентация в руководстве высших учебных заведений; привлечение студентов к трудовой деятельности в свободное от работы время (совместно с деканатами) координация деятельности старостата, кураторов, студенческого профкома; контроль за учебной и трудовой дисциплиной студентов, оперативное реагирование на ее нарушение; участие в распределении стипендиального фонда; участие в поселении студентов в общежития и выселении их; организация деканатами, отделом воспитательной работы, хозяйственной службой вуза, директором студенческого городка, заведующими общежитий, воспитателями быта, отдыха и досуга студентов в общежитиях; участие в организации ремонта комнат, обеспечении хранения и поддержания в надлежащем состоянии помещений, оборудования и иного имущества учебного заведения; координация работы с преподавателями, наставниками академических групп студентов и кафедрами, деканат факультета; организация дежурства студентов и содействие налаживанию пропускного режима в общежитиях; активное участие в работе по организации соревнования за образцовые комнаты, этажи, общежития, экономию электроэнергии и др.; создание условий для самостоятельной подготовки (обучения) студентов; вместе с заведующими общежитий, директором студгородка, воспитателями пропаганда здорового образа жизни, предупреждение совершения студентами правонарушений, употребления ими алкоголя, наркотиков, курению и тому подобное.

Студенческое самоуправление осуществляется на уровне студенческой группы, факультета, общежития, высшего учебного заведения. В зависимости от контингента студентов, типа и специфики высшего учебного заведения студенческое самоуправление может осуществляться на уровне курса, специальности, студенческого городка, структурных подразделений высшего учебного заведения.

Высшим органом студенческого самоуправления является общее собрание (конференция ) студентов высшего учебного заведения, которые принимают Положение о студенческом самоуправлении; избирают исполнительные органы студенческого самоуправления и заслушивают их отчеты; определяют структуру, полномочия и порядок избрания исполнительных органов студенческого самоуправления.

Собрание старост академических групп информационно-совещательным органом в вузе. Они выполняют роль обратной связи для системы управления. Собрание проводит проректор, курирующий учебно-методической деятельностью, и начальник учебно-методического управления. На собрании информируют о важных мероприятиях в жизни вуза; разъясняют правила учебной деятельности; рассматривают кандидатов на именные стипендии; информируют о приказы и указания, регламентирующие режим обучения и аттестации, о решении всеукраинских и городских органов, касающиеся деятельности вуза; обсуждают состояние и направления учебной деятельности на факультетах и тому подобное.

Собрание старост академических групп на уровне факультета проводит декан факультета или его заместитель. На них разъясняют правила и график осуществления учебной деятельности, правила аттестации знаний и условия проведения специфических учебных мероприятий; рассматривают трудности, возникшие в процессе обучения; объясняют приказы по вузам и указания декана факультета, касающиеся интересов студентов.

Органы студенческого самоуправления существуют в различных формах (сенат, парламент, старостат, студенческая учебная (научная) часть, студенческие деканаты, советы и т.п.). Студенты разрабатывают проекты нормативных документов, утверждают их на учредительном конференциях учебного заведения. На этих конференциях выбирают студенческую избирательную комиссию, которая организует выборы в органы студенческого самоуправления. Депутаты парламента, сената или старостата из своей среды избирают председателя, который формирует правительство.

В некоторых высших учебных заведениях студенческое самоуправление существует в форме студенческого братства, которое действует на уровне академической группы, факультета, общежития, университета. Именно студенческое братство выступает инициатором различных мероприятий, проводимых в учебном заведении. Оно также может участвовать в осуществлении приема на первый курс, в поселении в общежития. С участием братств происходит распределение стипендий, премирования.

Богатый и интересный зарубежный опыт студенческого самоуправления. Например, почти во всех высших учебных заведениях Израиля есть студенческие ассоциации, которые проводят различные мероприятия для студентов и предлагают им много услуг. Так, студентов университета им. Д. Бен-Гуриона в Негеве объединяет Студенческая ассоциация - внеполитическая организация. Ее руководителей выбирают ежегодно от каждого отделения по одному представителю. Представители студентов входят и в состав многих университетских органов, например, совета директоров, исполнительного комитета и сената.

Студенческая ассоциация университета проводит различные культурные мероприятия: еженедельно организует лекции, концерты, демонстрирует кинофильмы, выпускает студенческую газету, помогает студентам в трудоустройстве, в поисках жилья. Студенты имеют возможность посещать синагогу и обращаться к раввину, ответственного за все мероприятия, касающиеся исследований еврейских традиций.

Студенты на добровольных началах участвуют в различных общественных проектах. Так, часть своего времени они посвящают оказанию помощи детям из проблемных семей. Раз в неделю студенты 4:00 позанавчального времени (120 часов в течение учебного года) помогают престарелым, проводят кружковые занятия, уроки иврита и др. Для студентов разработаны специальные брошюры со списками возможных рабочих мест.

В университете можно заниматься различными видами спорта. Спортивный центр включает гимнастический зал, шесть теннисных кортов и два бассейна. Действуют клубы гандболу, волейболу, шахматам, плаванию. Студенческие команды представляют университет на различных соревнованиях.

Польские органы студенческого самоуправления, кроме реального решения с помощью этого института собственных проблем, имеют закрепленное законом право участвовать в общеуниверситетских делах. Для этого студенческая община избирает своих представителей в коллегиальных органов, функционирующих при университете. Это - сенат университета и его комиссии, научный совет, контрольно-ревизионная комиссия, библиотечная совет подобное. Согласно закону, максимальное количество студентов, которую могут избрать в коллегиальных органов государственного университета, составляет 25% общего состава коллегиального органа.

В Польше студенческое самоуправление на уровне академической группы в основном отсутствует. Это обусловлено тем, что академических групп с постоянным личным составом, за некоторым исключением, просто не существует, потому что студенты большинство предметов выбирают по собственному желанию и поэтому постоянно оказываются в новых группах. Выборы в студенческого совета характеризуются открытостью и прозрачностью избирательного процесса, хотя не во всех университетах этих принципов придерживаются функционеры органов студенческого самоуправления. Например, выборы в Высшей торговой академии проходят с участием студентов как дневного, так и заочного отделений, а также аспирантов и докторантов, но при наличии различных квот. Кандидаты или группы кандидатов формируют команды и проводят предвыборные кампании, выступая с публичными речами, раздавая символические подарки.

Особенностью органов студенческого самоуправления в Польше является их мощная материальная база и финансово-правовая независимость от администрации учебного заведения. Годовой бюджет органов студенческого самоуправления, например Варшавского университета, составляет примерно 200 тыс. Долл. в год. Эти средства обязательно, согласно Закону о высшем образовании, выделяют из бюджета университета на деятельность самоуправления. К этой сумме добавляются добровольные пожертвования и взносы спонсоров. Площадь помещений, занимаемых студенческое самоуправление Варшавского университета, составляет 450 кв. м. Средства, которые выделяют органам студенческого самоуправления, тратят на деятельность центральных органов студенческого самоуправления университета, в частности на: содержание помещения и аппарата; деятельность органов студенческого самоуправления на отделениях и факультетах, которые самостоятельно распоряжаются частью выделенных средств; гранты для студенческих обществ и объединений, действующих при университете.

Администрация вуза органов студенческого самоуправления в Польше имеет право определять размер платы за обучение в университете. Существенным средством воздействия также решающее право органов студенческого самоуправления утверждать проректора по студенческим вопросам.

Ознакомление со студенческим самоуправлением в высших учебных заведениях Франции, Великобритании и Северной Ирландии показало, что оно ориентировано преимущественно на:

Защита интересов студентов на всех уровнях высшего образования

Реализацию студенческих инициатив в учебно-воспитательном процессе, а также в научной, профессиональной, культурной и других социальных сферах деятельности;

Повышение эффективности взаимодействия между студентами и университетской администрацией;

Обеспечение студенческих прав и свобод в соответствии с гражданским норм, действующих в обществе;

Сотрудничество с государственными и местными органами власти;

Организацию быта, различных форм досуга, путешествий, трудоустройства студентов;

Создание нового информационного пространства для студентов университета и их связь с мировыми информационными источниками.

Участие в студенческом самоуправлении позволяет выявить потенциальных лидеров, выработать у них навыки управленческой и организаторской работы, сформировать будущую элиту нации. Без решения проблем студенческого самоуправления невозможно достичь европейского качества образования и подготовить конкурентоспособных специалистов.

1

Студенческое самоуправление – одно из самых действенных направлений социального становления молодежи. Современное образование, система образовательных учреждений, отдельно взятое образовательное учреждение не могут развиваться в изолированной среде, быть оторванными от общества, его задач, его состояния на определенном историческом этапе. Внимание к проблеме социального становления студенческой молодежи, роста их лидерского и творческого потенциала, возможность самостоятельного выбора той или иной формы социально значимой деятельности позволяют определить значимость социальной активности студентов в современном обществе. История развития студенческого самоуправления России тесно связана с развитием высшей школы и имеет свою специфику. Самоуправление - не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания активных, умелых организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело, самодисциплины.

студенческое самоуправление как форма деятельности

1. Боков Д.А. История развития студенческого самоуправления в отечественной высшей школе // Российский научный журнал. – 2008. – №5.

2. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведение / Под ред. О.Е. Лебедевой. – М., 2003.

3. Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. – М., 1983; Коротов В.М. Самоуправление школьников. – М., 1983.

4. Крупская Н. К. Детское самоуправление в школе // Пед. соч.: в 10 т. – М., 1959. – Т. 8. – С. 31.

5. Макаренко А.С. Собр. соч.: в 5 т. – М.: Изд-во: «Правда. Огонек», 1971. – Т.1,5.

6. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие под общей ред. А.С. Прутченкова. – М., 2003.

7. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. – М.: Советская энциклопедия, 1965. – Т. 2,4.

8. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1985.

9. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. – М.: Педагогика, 1979.

10. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М.: Изд-во «Педагогика», 1980. – Т. 2. – С. 147.

11. http://www.pedagogikam.ru/teachers-611-6.html

12. http://ru.wikipedia.org.

Студенческое самоуправление - одно из самых действенных направлений социального становления молодежи. Современное образование, система образовательных учреждений, отдельно взятое образовательное учреждение не могут развиваться в изолированной среде, быть оторванными от общества, его задач, его состояния на определенном историческом этапе. Внимание к проблеме социального становления студенческой молодежи, роста их лидерского и творческого потенциала, возможность самостоятельного выбора той или иной формы социально значимой деятельности позволяют определить значимость социальной активности студентов в современном обществе.

Развитие лидерских качеств обучающихся не может проходить вне коллектива. Развитие творческой индивидуальности детей, подростков и молодежи взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми, в сотрудничестве с ними.

Одной из важнейших форм сотрудничества является самоуправление образовательного учреждения.

Идеи обращения к самоуправлению с целью решения важных для жизни сообщества задач относят к Коменскому и Дистервегу, Дьюи, Нейллу и Френе на Западе; к Ушинскому, Вентцелю и Каптереву в России, а также к прогрессивным педагогам послеоктябрьского периода: Н.К. Крупской, С.Т. Шацкому, А.С. Макаренко, В.Н. Сороке-Росинскому и В.А. Сухомлинскому.

История развития студенческого самоуправления России тесно связана с развитием высшей школы и имеет свою специфику. Различные «прообразы» студенческого самоуправления стали появляться в 1755 г., когда по указу Елизаветы был открыт Московский университет. Немного позднее студенческое самоуправление получило развитие в Санкт-Петербургском, Дерптском и Казанском университетах. Но невостребованность обществом университетского образования обрекала университеты на трудное существование. Если за границей развитие студенческого самоуправления было обусловлено социальными факторами (университеты являлись частными, самофинансируемыми объединениями; жалованье лекторам выплачивалось из средств студентов; общество нуждалось в кадрах, подготовленных в университетах, и поэтому считалось с автономией и демократическими принципами организации университетов).

В России учеба в высшем учебном заведении приравнивалась к государственной службе, и это не способствовало развитию студенческого самоуправления.

В начале XIX в. положение и статус высшего образования в Российской империи существенно изменились. В 1804 г. правительство предоставило университетам автономию. С 20-х гг. ХIХ в. власти, опасаясь распространения среди молодёжи революционных идей, начали ограничивать автономию и вмешиваться в быт студентов. После подавления восстания декабристов и воцарения Николая I к дисциплинарным мерам добавился жёсткий контроль над умами студентов и преподавателей. По новому уставу 1835 г. университетская автономия отменялась. Развитие студенческого самоуправления в целом, правовое положение университетской молодёжи соответствовали правовому состоянию общества в самодержавной России, где отсутствовала свобода слова, собраний, союзов, печати и др. Устав рассматривал студентов как «отдельных посетителей университета» и не допускал любых коллективных действий, в том числе и создания касс взаимопомощи, библиотек, читален. Запрещались землячества - традиционные объединения учащихся, выходцев из одной местности или выпускников одного учебного заведения. Администрация вмешивалась в частную жизнь студентов. Власть старалась не оставить никакой возможности для развития студенческого самоуправления. Но бурное развитие капитализма в России заставило самодержавие пойти на некоторую демократизацию высшей школы. Устав, утверждённый Александром II в июне 1863 г., восстановил автономию университетов, определил правила поведения студентов в учебном заведении и вне его стен, отменил форменную одежду, но при этом студенты не получили корпоративных прав и подлежали суду, избираемому из состава профессоров университета. Коллективные действия студентов были запрещены. Создание любых студенческих организаций представляло собой протест против существующего строя, что приводило и к активной политической борьбе.

На исходе XIX в. возмущение университетской молодёжи выплеснулось на улицы. Студенческие демонстрации, всероссийские студенческие забастовки приобретали политический характер. В 1905 г. революционно настроенные студенты открыли учебные аудитории для митингов, в боевых дружинах сражались с войсками и полицией в Москве, Харькове, Одессе и других городах. В феврале 1917 г. студенчество приняло активное участие в свержении самодержавия. Начиная с первых студенческих волнений в 1861 г., власти относились к университетам как источнику "беспорядков" Предотвратить выступления молодёжи правительство пыталось не только запретами и репрессиями. В 1901 и 1905 гг. оно пошло на некоторые уступки: в университетах были введены «временные» правила и «временная» автономия; студентам разрешили устраивать собрания, создавать организации и т. д. Продолжение политики в этом направлении открывало возможность и для законного развития студенческого самоуправления. Формы студенческого самоуправления претерпевали значительные модификации: общества, корпорации, конвенты, позже появляются институт старост, студенческая милиция, студенческий суд чести, студенческие «сходки».

В России самоуправление привлекло педагогов как форма развития демократических обществ, отношений. В начале XX в. теоретические и практические основы самоуправления были разработаны С. Т. Шацким, А. У. Зеленко, Н. Н. Иорданским, В. П. Кащенко, Д. И. Петровым, Г. И. Россолимо, И. Г. Розановым и др.

Наиболее важные этапы развития студенческого самоуправления в российской высшей школе приходятся на послереволюционные годы и два последних десятилетия.

После Октябрьской революции 1917 г. в разработке теории самоуправления принимали участие Н.К. Крупская, А.С.Макаренко и др.

Выдающийся педагог-экспериментатор С.Т. Шацкий одним из первых в России занялся разработкой таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

После знакомства с А.У. Зеленко (выдающимся педагогом, одним из первых архитекторов, вынесших на обсуждение проблему создания специальной архитектуры для детей) решили основать «Сетлемент» - своеобразный поселок культурных людей, селившихся среди бедного населения для организации просветительской работы.

Начинали на собственные средства и, взяв с собой несколько детей из приюта для бедных, отправились на лето на Клязьму, где поселились с ними на даче у своих знакомых. В основу системы воспитания был положен труд, а главным организационным законом стал принцип детского самоуправления. Осенью продолжили, организовав общество «Сеттлемент» в стенах реального училища, в котором учились дети низших сословий, а на следующий год для занятий была снята квартира в Вадковском переулке. Места, конечно, не хватало, но к тому времени Зеленко и Шацкий уже не одиноки, были преподаватели, попечители, сочувствующие, и им удалось собрать средства на постройку собственного дома.

Осенью 1907 года «Сетлемент» переехал в собственное здание. «Сетлемент» совмещал функции детского сада для детей рабочих, начальной школы и ремесленного училища. В основу системы воспитания был положен труд, а главным организационным законом стал принцип детского самоуправления. Ученики «Сетлемента» были организованы в группы по 12 человек (мальчики и девочки раздельно); каждая группа самостоятельно планировала учебную программу и вырабатывала собственные правила поведения, а всего в здании обучалось до двухсот детей. Практическая работа с детьми основывалась на педагогической концепции, которую разработали члены общества. В основе воспитательной системы «Сетлемента», все структурные элементы которой подчинялись поставленной цели - создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации, лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития сил.

В обучении акцент делался на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию у детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Мальчики и девочки объединялись по интересам и принципу товарищества. Дети ходили в различные клубы: столярный, сапожный, пения, астрономический, театральный, биологический и др. Каждый клуб имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений, которым строго следовали и взрослые, руководители клубов. Решения, принятые на собраниях клубов, как и на общем собрании, считались обязательными. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. В 1908 г. школа «Сетлемент» прекратила свое существование.

Интерес представляет опыт советской школы, в основе которого лежат разработки проблем самоуправления Н.К. Крупской. Она рассматривает самоуправление как неотъемлемую часть трудовой политехнической школы. Задачей самоуправления в советской школе является воспитание коллективиста-общественника, активного участника всей жизни школы, готовящегося стать гражданином Советского государства, активного участника коммунистического строительства. Самоуправление помогает научить детей коллективно строить новую жизнь. Детское самоуправление одно из средств системы воспитательной работы

В ряде выступлений Крупская высказывает мысль о необходимости специальной подготовки детей к выполнению организаторских функций, чтобы школьники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивали организаторские способности, приобретали организационные навыки и умения. Она намечает следующие этапы организаторской работы: первый этап - обсуждение цели, постановка главных задач в работе коллектива с учетом реальных потребностей его жизни; второй этап - распределение обязанностей среди ее участников с учетом способностей и возможностей каждого; третий этап - учет и контроль выполняемой работы; четвертый этап - подведение итогов.

Важнейшими являются указания Крупской о правильных взаимоотношениях комсомольской и пионерской организаций с органами детского самоуправления, о роли пионеров и комсомола в самоуправлении. Она постоянно поддерживала необходимость руководящей роли комсомола и пионерской организации в работе самоуправления и педагогического руководства развитием самодеятельности школьников.

Н. К. Крупская разъясняла, что детское самоуправление в школьном коллективе - это «орган управления», а пионерская организация - «это политическая организация подростков», действующая на основе своего устава, что нельзя противопоставлять, а также отождествлять их .

Основы детского самоуправления, разработанные Н. К. Крупской, стали отправным пунктом дальнейшего развития их в теоретической и практической деятельности выдающегося советского педагога А. С. Макаренко.

Основой педагогической теории Макаренко является его учение о коллективе. Макаренко ввел термин «коллектив» в профессионально-педагогическую лексику, понимая под ним определенную организацию детей.

«Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами». Эти качества коллектива Макаренко определил так: коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда. Цели частные и общие при этом не противостоят друг другу. Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудачи на фоне общего дела, как удача в общем деле.

Через коллектив каждый его член входит в общество, отсюда вытекает идея дисциплины, понятия долга и чести, гармонии личных и общих интересов.

Коллектив - это не толпа, а социальный организм, «целеустремленный комплекс личностей», он обладает органами самоуправления, уполномоченными представлять интересы коллектива и общества. Благодаря опыту коллективной жизни у школьников развиваются управленческие умения, каждый учится распоряжаться и подчиняться большинству, товарищ учится подчиняться товарищу и быть его руководителем одновременно, вырабатывают ответственность и согласованность в действиях. Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями, - это было убеждением Макаренко и оно осуществлялось в руководимых им детских учреждениях. Дело учителя - тактичное и мудрое руководство ростом коллектива.

Единым коллективом должна быть школа, в которой организованы все воспитательные процессы, и отдельный член коллектива должен чувствовать свою зависимость от него, быть предан интересам коллектива и дорожить ими.

Коллектив проходит в своем развитии 3 стадии.

  1. Коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам.
  2. Возникает актив-группа наиболее деятельных воспитанников, желающих принять участие в различных видах работы, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам
  3. Складываются органы самоуправления, коллектив становится способным самостоятельно решать самые разнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива.

В зависимости от того, на каком этапе развития находится коллектив, определяются и особенности педагогического руководства им, позиция педагога и взаимоотношения с воспитанниками.

Организационное строение коллектива. Первичные коллективы (у Макаренко - отряды) воспитательного заведения - первое звено организации воспитанников, могут быть созданы по принципу одновозрастному, разновозрастному, производственному и др. В самом начале работы, когда еще нет крепкого коллектива учреждения, младшие могут объединяться отдельно в (отряды), когда же коллектив сложился, первичные отряды лучше создавать разновозрастными.

При разновозрастном объединении происходит постоянная передача опыта старшими, младшие усваивают привычки поведения, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших появляются забота о младших и ответственность за них, великодушие и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.

«Я решил, что такой коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым выгодным в воспитательном отношении. Там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений» .

В учреждениях интернатного типа следует особое внимание обратить на четкую организацию быта. Так, спальня не может быть просто общежитием, это дополнительная форма трудового, хозяйственного воспитания, это место где продолжаются учебные и производственные связи, и если упустить из виду жизнь детей, спальня сделается местом самотечной организации, иногда даже с антисоциальным уклоном.

Возглавляет отряд командир, который может назначаться воспитателем (пока нет крепкого коллектива) или избираться на общем собрании (в хорошо организованных коллективах). Командир - это воспитанник, преданный интересам учреждения, обязательно хороший ученик, ударник на производстве, тактичный, энергичный, честный, внимательный к младшим; он выполняет очень ответственное поручение. У командира есть помощник, в отряде выделяется спорторганизатор и др. В обязанности руководства отрядом входит: наблюдение за санитарным состоянием отряда, выполнение дежурными своих обязанностей, выполнение распорядка дня, организация помощи в учебной работе; командир и его помощники вовлекают воспитанников в разнообразные кружки, помогают в выпуске стенгазеты, приобщают к чтению книг; они регулируют взаимоотношения, стремятся разрешить конфликты без ссор и драк и многое другое.

Вся эта многообразная и разнообразная деятельность воспитанников была слаженной и четко организованной благодаря самоуправлению. Самоуправление - не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания активных, умелых организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело, самодисциплины.

Самоуправление является эффективным воспитательным средством. При наличии школьного общественного мнения, общешкольной дисциплины, поддерживаемой школьными органами самоуправления, воспитательная работа педагогов существенно облегчается. И руководство органами самоуправления - главная забота руководителя учреждения, для этого «нужно отбросить старую педагогическую хмурость, излишнюю "взрослую серьезность"». Главный орган самоуправления - общее собрание, авторитет которого необходимо поддерживать администрации и которое следует тщательно готовить: беседовать с членами органов коллектива, отдельными воспитанниками, активом. На общих собраниях не нужно «зарываться в мелочи сегодняшнего дня», а следует обсуждать вопросы развития коллектива и перспективы учреждения, улучшение воспитательной работы, учебы и производства.

Руководителю воспитательного учреждения необходимо помнить:

  • нельзя подменять органы самоуправления и решать вопросы, подлежащие ведению этих органов;
  • ошибочные решения не отменять, а обратиться к общему собранию для их рассмотрения;
  • не загружать органы самоуправления различными мелочами, которые можно решить в текущем порядке;
  • следить за тем, чтобы работа в этих органах не отнимала много времени и чтобы воспитанники не превращались в «чиновников»;
  • четко наладить учет работы органов самоуправления, этим может заниматься, например, секретарь коллектива.

Кроме постоянно действующих органов самоуправления, в учреждениях, руководимых А.С. Макаренко, создавались коллективы, возглавляемые командирами, назначенными для выполнения какого-то одного дела (сводные отряды). Это было не только удобно, но и полезно в воспитательном отношении. Макаренко утверждает, что товарищ должен уметь подчиняться товарищу и уметь приказать товарищу, потребовать от него ответственности; это сложный принцип зависимостей и подчинения в коллективе. Мальчик, дежурный командир, сегодня руководит коллективом, а завтра уже подчиняется новому руководителю. Уполномоченных коллектива должно быть как можно больше, поэтому различные комиссии, разовые дела коллектива следует стремиться поручать разным членам отрядов; так создается сложная связь взаимозависимостей и взаимоответственности каждого. Командир распоряжается своей властью, даже если она на один день, с уверенностью, без перестраховки, а все остальные принимают эту власть как вполне естественную, необходимую и авторитетную.

Работа органов самоуправления будет успешной, «если в коллективе все время накапливается актив», под которым понимаются все воспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления, в работе управления производством, в клубной и культурной работе». Актив положительно относится к руководителю учреждения, поддерживает его. Актив подразделяется на действующий и резерв.

Действующий актив - это те воспитанники, которые явно ведут коллектив, «отзываясь с чувством, со страстью и убеждением» на каждый вопрос. Резерв приходит ему всегда на помощь, поддерживает командиров, из резерва пополняется действующий актив.

Нужно стремиться к тому, чтобы большинство членов коллектива составляло актив; особенно важно привлечь к работе наиболее деятельных ребят как можно быстрее, в начальный период организации детского коллектива.

С членами актива необходимо постоянно работать: собирать их для обсуждения предстоящих дел, советоваться, беседовать о том, какие есть трудности в работе и т.п. Актив - это опора воспитателя, благодаря ему, опосредованно требования педагога передаются членам коллектива, становясь и требованиями самих ребят. Члены актива могут занимать определенные посты и должности в коллективе, не может быть никаких привилегий материального характера и поблажек, необходимо предъявлять к активу повышенные требования.

Руководителю коллектива необходимо соблюдать правило: командиры отрядов, старшие, члены актива и органов самоуправления лучше всех выполняют правила жизни учреждения и несут повышенную ответственность за нарушения правил.

Успех в работе по созданию коллектива зависит от ясности и четкости в представлениях о завтрашнем дне каждого воспитанника и учреждения. Завтрашняя радость - стимул жизни для любого человека, завтрашний день обязательно должен планироваться и представляться лучше сегодняшнего. Поэтому одним из важнейших объектов работы воспитателей является определение вместе с коллективом общих перспектив жизни, при отсутствии которых не может быть его движения вперед, наступает загнивание даже сложившегося коллектива.

Таким образом, в 30-50-х гг. XX в. в советской педагогике сложился подход к самоуправлению как средству манипулирования поведением учащихся; преобладал формально-бюрократический стиль его организации. Обязательной формой для всех школ являлся ученический коллектив, работавший под руководством директора. Самоуправление практически сводилось к собраниям и заседаниям. На первом плане сконцентрировались карательные функции (проработка и перевоспитание провинившихся учеников активистами).

В послевоенные и до 80-х г.г. над проблемами детского коллектива и новых путей использования самоуправления работали Ф. Ф. Брюховецкий, И. П. Иванов, В. А. Караковский, О. С. Газман, Т. Е. Конникова, В. А. Сухомлинский и др. В. А. Сухомлинский, как и все советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство воспитания. Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. "Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет, и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без личностей" . Сухомлинский считал, что коллектив - это всегда идейное объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого.

Современная педагогическая литература дает нам следующее толкование термина «студенческое самоуправление» - это форма управления, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности высшего учебного заведения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности.

Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед ОУ. В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а белорусский исследователь В.Т. Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.

В целом А.С. Прутченков определил сущность этого явления на современном этапе как технологию воспитательной работы, направленную на развитие субъектности ребенка (иными словами - способности к самоанализу, самопланированию, самоорганизации своей жизнедеятельности).

Студенческое самоуправление XXI века предполагает включенность молодёжи в различные виды социальной практики на основе осознанного выбора средств и способов удовлетворения личностных и социальных интересов.

Рецензенты:

  • Королева Г.М., д.п.н., доцент, директор Центра молодежной политики ГОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», г. Москва.
  • Гладилина И.П., д.п.н., заместитель директора Центра молодежной политики ГОУ ВПО Московский городской университет Правительства России, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Шафеева Н.Д., Гладилина И.П. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5318 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
  • Петрова Татьяна Ивановна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Хамидуллина Анна Халиловна , студент
  • Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева
  • КОМПЕТЕНЦИИ
  • СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В статье изучается вопрос развития студенческого самоуправления за рубежом и России и анализируются работы в которых студенческое самоуправление рассматривается с разных позиций как инструмент формирования

  • Детско-родительский клуб как фактор развития и воспитания детей раннего возраста
  • Студенческое самоуправление как средство формирования общекультурных компетенций у студентов
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Особенности формирования коммуникативных умений студентов вуза

Роль студенческого самоуправления в формировании социально значимых качеств личности находится в центре внимания педагогического сообщества. В условиях изменения парадигмы образования со знаньевой на компетентноориентированную возникает необходимость переосмысления возможностей студенческого самоуправления в подготовке будущих специалистов.

Рассматривая студенческое самоуправление, необходимо изучить его историю становления, а также место и роль в современном образовательном процессе.

Вопросы самоуправления рассматриваются в работах и высказываниях древних философов, начиная с Платона, ранних христиан, затем в трудах социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ш. Фурье.

Понятие «самоуправление» изначально рассматривалось в своём значении в единстве с дефиницией «местный уровень» и определялось как «местное самоуправление». Становление института местного самоуправления связанно с переходом от феодализма к буржуазному обществу.

Потребность в ученическом самоуправлении возникла на основе необходимости освоения учащимися основ самоорганизации, изучения законов, прав и обязанностей граждан. Идея ученического самоуправления как средства гражданского воспитания раскрывается в трудах Д. Дьюи, Г. Кершенштейнера.

XX век стал веком прогресса и развития образования и науки. Вместе с развитием университетов росло и развивалось студенческое движение. Деятельность студенческих организаций активизировалась на всех обитаемых континентах. В первой половине ХХ века студенческие выступления происходили независимо друг от друга в разных странах (1919 год - Пекин; 1921 год - Великобритания; 1928 год - Индонезия; 1930-е годы - США; 1956 год - Будапешт). 1968-й год стал переломным в истории мирового студенческого движения. Студенческая революция во Франции оказала огромное влияние на общественную и политическую ситуацию в стране и в мире. Во-первых, студенты добились выполнения своих требований. Во-вторых, события во Франции оказали огромное влияние на студенческие движения многих стран мира.

В современной Европе интересы и предпочтения студентов представляют студенческие советы, которые получают регулярное финансирование на осуществление проектов от администрации вуза или государства.

Также в Европе долгое время существует организация «Национальные союзы студентов Европы» (ESIB). Она объединяет 50 национальных студенческих союзов 37 стран и представляет 10 миллионов студентов. Эта организация принимает активное участие во всей деятельности, связанной с развитием Болонского процесса.

В Российской империи студенческие организации зародились практически сразу же с основанием университетов. Первыми формами объединения студентов в России были литературные и научные кружки. С принятием Университетского устава в 1804 году высшие учебные заведения получили некоторую свободу и автономию, а у студентов появилась легальная возможность создавать всевозможные «студенческие корпорации» и «ученые общества». Однако спустя 20 лет в правительстве наметился курс в сторону сворачивания университетских свобод. Жизнь в университете стала носить «казарменный» характер, со строгим распорядком, включая время, когда вставать, пить чай, обедать, в какое время ложиться, какую стрижку иметь и какое платье в каких случаях надевать.

Но не смотря на запрет «студенческих организаций» в российских университетах на протяжении второй половины XIX века наблюдался рост студенческого движения - проводились нелегальные сходки и собрания, создавались подпольные студенческие общества, от безобидных научных до радикальных революционных.

После того как в 1890 году в Петербурге прошёл первый Общероссийский съезд студенческих организаций учебных заведений, Царское правительство, не способное справиться с нарастающей мощью студенческого движения, было вынуждено пойти на некоторые уступки. Были утверждены Временные правила организации студенческих учреждений в высших учебных заведениях. Начальству вузов по ходатайству студентов разрешалось открывать студенческие кружки «для занятий науками, искусствами, физическими упражнениями. Попытка в 1911 году правительства временно запретить сходки и собрания вызвали массовый протест студенчества, которое не собиралось расставаться со своими свободами.

С приходом к власти большевиков существование независимого и организованного студенчества стало считаться вредным. Поэтому большевики активно взялись за молодежную политику, чтобы найти силы, способные синтезировать и мультиплицировать идеи марксизма, а также бороться с «буржуазным» мировоззрением. В 1918 году создается Наркомпрос - Народный Комиссариат Народного Просвещения, с помощью которого происходило подчинение высшей школы государству. Изначально Наркомпрос шёл на уступки студентам в вопросах социального обеспечения, но позже студенты лишились и этих прав. Созданный в 1918 году Российский Коммунистический Союз Молодежи (РКСМ) стал инструментом организации студенческой молодежи в выполнении стратегических замыслов и конкретных задач большевистской власти.

В 1930-е годы в вузах создаются вузовские комитеты ВЛКСМ - «вузкомы». Поскольку возрожденный принцип выборности действовал только в отношении студентов, вступивших в комсомол, ещё рано говорить о полноценном восстановлении студенческого самоуправления.

Также с 1930-х годов стали создаваться первые студенческие профсоюзы. Но свою функцию решения вопросов, связанных с учебным процессом и организацию внеучебной деятельности они взяли на себя только к концу советской эпохи.

21 марта 1987 годавпервые был использован термин «студенческое самоуправление» в официальном документе. В газете «Правда» были опубликованы «Основные направление перестройки высшего и среднего специального образования в стране». Этот документ закреплял реальные основы студенческого самоуправления. В нём также определялись формы студенческой самоорганизации.

После стабилизации внутренней политической и экономической жизни в стране в начале 2000-х для развития студенческого самоуправления сложилась благоприятная среда.

В настоящее время деятельность органов студенческого самоуправления регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Закон устанавливает, что органы студенческого самоуправления являются обязательными для каждой образовательной организации. Пункт 6 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ гласит: «В целях учета мнения обучающихся <…> и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся <…> создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы)».

Сегодня советы обучающихся (студенческие советы) созданы в 80% профессиональных образовательных организаций Российской Федерации.

В современной педагогике изучению феномена студенческого самоуправления посвящен ряд диссертационных исследований: Н.А. Помелова, И.И. Тимерманис, Г.Ю. Баландина, В.В. Овчинникова рассматривают студенческое самоуправление как социальный институт и ресурс общественного развития; с позиции организации воспитательной работы и внеучебной деятельности в образовательном учреждении студенческое самоуправление исследуют В.М. Певзнер, Т.Н. Волоткевич, С.Г. Заяц, А.Н. Чиж; с точки зрения формирования гуманистической направленности личности - Л.Д. Варламова, Г.Б. Жанбуршина; как средство формирования лидерских качеств и социальной активности студентов - Л.П. Шигапова, С.И. Карпенко; с позиции профессионального становления личности специалиста - О.А. Колмогорова, Г.В. Гарбузова, А.И. Давыдкова, И.С. Клименко.

О.А. Чирковым идея студенческого самоуправления вуза представляется как попытка соединения интересов личности в развитии и самореализации с интересами государства в формировании сознательного гражданского общества и подготовке профессиональных кадров. Деятельность студенческого объединения трактуется им как целенаправленный, систематичный и регулируемый процесс функционирования и взаимодействия структурных подразделений студенческого самоуправления для достижения определенных коллективных целей.

А.В. Пономарёв определяет студенческое самоуправление как процесс формирования ключевых личностных качеств будущего конкурентоспособного специалиста. И выделяет основные структурные элементы системы студенческого самоуправления в вузе:

  1. Субъекты отношений в рамках деятельности студенческого самоуправления.
  2. Цели и содержание взаимодействия субъектов.
  3. Организационные формы, методы и средства этого взаимодействия.

М.В. Артюхов и Т.Н. Миронов обозначают две важнейшие функции студенческого самоуправления:

  • обеспечение эффективной работы всех коллективов образовательного учреждения с учетом интересов студентов;
  • приобретение навыков управленческой деятельности студентами, что подготовит их к будущему продуктивному участию в управлении собственной и общественно-производственной деятельностью.

Н.Г. Баженова выделяет основополагающие теоретические положения аксиологически ориентированного конструкта студенческого самоуправления:

  • целевым ориентиром студенческого самоуправления является активизация и обогащение внутреннего аксиологического потенциала студента и сопряжение потенциала с общекультурными компетенциями выпускника;
  • утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, которые фундаментальны как для общечеловеческой культуры, так и для профессиональной культуры будущего специалиста;
  • конструирование системы студенческого самоуправления в вузе (содержание и основа деятельности) на закономерностях развития открытых, неравновесных систем, способных к самодостраиванию и самоорганизации.

А. Ю. Ховрин рассматривает студенческое самоуправление в контексте социального партнерства. В его работе выделяются основные принципы партнерского взаимодействия органов студенческого самоуправления с администрациями вузов и другими социальными объектами:

  • принцип возрастания субъектности молодёжи в процессах управления партнёрской деятельностью;
  • принцип соотнесенности масштаба и сложности задач социального управления со степенью управленческой компетентности кадрового состава органов студенческого самоуправления;
  • принцип позитивной социальной направленности партнёрской деятельности, осуществляемой с участием органов студенческого самоуправления, выраженный в соблюдении баланса интересов личности, общества, государства;
  • принцип обоснованного закрепления за органами студенческого самоуправления некоторых функций, управленческих полномочий с исключением их дублирования административными структурами;
  • принцип информационной прозрачности деятельности партнёров;
  • принцип оптимизации контроля за осуществлением деятельности партнёров в ходе совместной деятельности;
  • принцип принятия сторонами ответственности за ход и итоги совместной деятельности;
  • принцип развивающей поддержки деятельности органов студенческого самоуправления со стороны администраций вузов, органов по делам молодежи и других партнеров.

Анализ практики работы органов студенческого самоуправления показывает, что их деятельность в образовательных учреждениях охватывает большой спектр направлений деятельности:

  • Организация воспитания обучающихся;
  • Создание систем социального и педагогического сопровождения студентов и аспирантов;
  • Оказание материальной и иной помощи нуждающимся;
  • Проведение спортивно-массовой работы с молодежью;
  • Содействие в повышении качества образования;
  • Организация культурно-массовой и досуговой деятельности студентов;
  • Формирование позитивного имиджа вуза во внешней информационной среде;
  • Организация молодежных научных конференций, форумов и семинаров.

По результатам социологического исследования А.В. Пономарева было выявлено, что деятельность органов студенческого самоуправления создает в вузе среду для наиболее полного развития лидерских качеств студентов, способствует повышению их конкурентоспособности; у студентов, участвующих в деятельности органов студенческого самоуправления, в большей степени развиты качества, необходимые конкурентоспособному специалисту, чем у студентов, занимающих пассивную позицию.

Сегодня активизация студенческого самоуправления и поддержка социальных инициатив являются необходимым условием для самоопределения и наиболее полной реализации потенциала обучающихся. Желание студентов принимать полноправное участие в экономической, политическое и культурной жизни нашей страны способствует появлению новых идей, инициатив.

В сложившейся ситуации важно учитывать все средства, с помощью которых возможно формирование компетенций. Данный процесс происходит как в учебной деятельности, так и во внеучебной. Одна из форм активного включения обучающихся во внеучебную деятельность - как раз участие в студенческом самоуправлении.

Исходя из анализа возможного потенциала студенческого самоуправления, мы пришли к выводу, что его можно использовать как средство формирования общекультурных компетенций бакалавров педагогов и педагогов-психологов.

Список литературы

  1. Артюхов М.В., Миронова Т.Н., Теоретические и содержательные подходы к студенческому самоуправлению, Вестник КемГУ, №2 (46), 2011 год, 58-63 С.
  2. Бабаева Е. В., «Из истории развития студенческого самоуправления в России», журнал «Сервис в России и за рубежом», №2 (17), 2010 год, 4-9 С.
  3. Баженова Н.Г., Теоретические основания конструирования студенческого самоуправления, Гуманитарные исследования в восточной Сибири и на Дальнем Востоке, №3, 2011 год, 94-97 С.
  4. Богданов В.В., Емцов Г.Н., Азбука студенческого самоуправления, Красноярск: изд-во «Тренд», 2011 год, 193 с. (6-16 стр.)
  5. Коротких Л.И., «Студенческое самоуправление: истоки и перспективы», журнал «СПО», №11, 2009 год, 39-42 С
  6. Пономарев А.В. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления, Знание. Понимание. Умение. №1, 2008 год, 106-110 С.
  7. Сюткина Л.В.: Студенческое самоуправление в контексте Болонского процесса. URL http://www.viperson.ru/wind.php?ID=425677 (дата обращения 08.05.2017)
  8. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 09.05.2017)
  9. Ховрин А.Ю, Студенческое самоуправление в контексте социального партнерства, Высшее образование в России, №6, 2010 год, 128-132 С.
  10. Чирков О.А. Студенческие организации: теория и практика управления. М., 2000

О. А. Бурякова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Работа представлена кафедрой теории и методики профессионального образования

Белгородского государственного института культуры и искусств.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор С. И. Курганский

В настоящей статье автор обосновывает зависимость эффективности процесса развития студенческого самоуправления от качества реализации совокупности педагогических условий. Особое внимание уделено процессу социального партнерства органов студенческого самоуправления.

Ключевые слова: студенческое самоуправление; педагогические условия; социальное партнерство.

The author of the article motivates the dependency of efficiency of students’ self-government development on the quality of realisation of the pedagogical conditions set. Special attention is paid to social partnership of students’ self-government bodies.

Key words: student self-government; pedagogical condition; social partnership.

Под педагогическими условиями мы будем понимать комплекс мер по созданию воспитательного развивающего пространства, способствующего

развитию системы студенческого самоуправления вуза в соответствии с целью воспитательной работы учебного заведения.

Эффективность процесса развития студенческого самоуправления, как процесса перехода его субъектов с одного уровня целостности на другой, обеспечивается, с нашей точки зрения, реализацией совокупности взаимодополняемых и взаимосвязанных педагогических условий: общие педагогические условия; условия, опосредованно влияющие на развитие студенческого самоуправления вуза (организация студенческого коллектива; сформированность воспитательной системы в вузе; высокий уровень профессиональной подготовки и творческий потенциал студенческой молодежи), и условия, непосредственно влияющие на развитие студенческого самоуправления в вузе культуры и искусств (степень сформированности субъект-субъектных отношений в системе студенческого самоуправления; уровень сформированно-сти навыков самоуправленческой деятельности, как отправная точка в развитии студенческого самоуправления; максимальное вовлечение студенческой молодежи в студенческое самоуправление; разнообразие форм и методов работы органов студенческого самоуправления, способствующих социализации личности субъектов студенческого самоуправления; социальное партнерство органов студенческого самоуправления во внутренней и внешней среде как высший уровень развития студенческого самоуправления).

Мы придерживаемся мнения, что общие педагогические условия выделяются в отдельную группу на том основании, что студенческое самоуправление не является обособленным элементом системы воспитания, а функционирует как его подсистема, что предполагает влияние выделенной группы и на деятельность органов студенческого самоуправления.

Основополагающее педагогиче-

ское условие организации студенческо-

го коллектива, как начального этапа становления деятельности студенческого самоуправления, является отправной точкой в реализации педагогических условий, опосредованно влияющих на его развитие. Будучи предметом исследований В. А. Караковского, В. М. Ко-ротова, П. Г. Якобсона и других педагогов, это условие предполагает авторитарные действия педагогов-организа-торов по объединению студенческой молодежи в единый коллектив, дальнейшая деятельность которого влияет на приобщение индивида к социуму, включение его в общественную жизнь, обучение поведению в коллективах, утверждение субъектов как личностей и выполнение ими социальных ролей.

Важным педагогическим условием, непосредственно влияющим на развитие студенческого самоуправления, является теоретическая и практическая подготовка субъектов студенческого самоуправления к самоуправленческой деятельности, которая зависит от профессионализма педагогов, обучающих этому студентов и направляющих их практическую деятельность, так как именно практическая деятельность есть показатель усвоения теоретических знаний. При этом необходимо избегать «временного разрыва между практикой и знаниями, поскольку они укладываются в сознании не в результате автоматического повторения теоретических правил и абстрактных понятий в стенах аудиторной комнаты, а приобретаются в процессе деятельности» .

Следующим условием, непосредственно влияющим на развитие студенческого самоуправления, является создание субъект-субъектных отношений, рассматривая специфику которых Т. Н. Во-лоткевич отмечает, что «система самоуправления в вузе может существовать только при условии складывания субъ-ект-субъектных отношений между пре-

подавателями и студентами» . Гармоничное сосуществование и сотрудничество, по мнению автора, делает возможным формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности, субъектной позиции каждого, необходимых профессиональных компетенций и рефлексивных способностей.

Одним из важнейших педагогических условий развития студенческого самоуправления является социальное партнерство его органов во внешней и внутренней среде, так как воспитание личности должно строиться на базе конкретизированных ценностей нации, обусловленных ее традициями.

Современные студенты - это будущие специалисты, от потенциала которых напрямую зависит формирование идеалов и ценностей, национальных идей и проектов России. При этом в процессе социального партнерства студент как его субъект уже сегодня формирует в себе качества активной личности, что позволяет в определенной степени избежать предостережений русского педагога и психолога П. Ф. Капте-рева, который писал: «Современное воспитание приносит в жертву настоящее будущему, в воспитываемых видят собственно не детей и юношей, а будущих взрослых людей, деятелей в различных сферах. Воспитание понимается не как развитие того, что есть, а как подготовка к тому, что будет...» .

Советский философ и публицист Э. В. Ильенков, предвосхищая роль и значение социального партнерства и взаимодействия студентов с внешней для вуза средой, отмечает: «Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала. в такие взаимоотношения с другими. людьми, внутри которых он не только смог бы, но и вынужден был бы стать личностью» . Автор убежден, что личностью - социальной единицей,

субъектом, носителем социально-человеческой деятельности человек становится лишь тогда, когда сам совершает эту деятельность.

В нашем понимании, социальное партнерство является одним из видов взаимодействия субъектов, направленным на реализацию общей социально значимой задачи, рассматривая при этом взаимодействие с точки зрения теории воспитания, суть которой заключается в том, что восприятие всего окружающего определяется знанием и опытом, накопленным в ходе взаимодействия с окружающей средой.

Формирование органами студенческого самоуправления целенаправленного взаимодействия в рамках длительного социального партнерства с учреждениями, представляющими собой часть воспитательного развивающего пространства и нуждающимися в студентах вуза культуры как носителях культуры современного общества и ретрансляторах культурного наследия нации, является показателем уровня развития системы студенческого самоуправления вуза.

Социализация личности в результате социального партнерства охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации, адаптации в современном социуме. Роль социализации в формировании личности трудно переоценить, социализация, по сути, единственный путь формирования и ее развития.

Осознанное целенаправленно организованное воспитательное развивающее пространство на базе высшего учебного заведения способствует адаптации представителей студенческой молодежи в обществе и создает условия для обособления его субъектов в соответствии со спецификой их профессиональной деятельности. Такой подход позволяет личности приобрести социальную природу, способность ассоции-

ровать себя с обществом, участвовать в социальной жизни, нести в общество приобретенный в процессе социального партнерства опыт, который становится ее личностным новообразованием.

Воспитательное значение внешней среды в процессе организованного взаимодействия с нею заключается в расширении возможностей для профессионального становления выпускников вузов. Эта мысль прослеживается в трудах С. Л. Рубинштейна, который утверждал, что человек формируется, реализуется и раскрывается в деятельности, и «в деятельности выражается личность человека и одновременно деятельность формирует его личность» .

Деятельность органов студенческого самоуправления во внешней среде, с одной стороны, свидетельствует о высоком уровне развития студенческого само-

управления в вузе, с другой - оказывает влияние на дальнейшее его совершенствование. Студенты, которые активно участвуют в системе социального партнерства, более перспективны в дальнейшем профессиональном самоопределении.

Однако при любом уровне субъ-ект-субъектных отношений в системе «студенческое самоуправление - педагог», при любом уровне усвоения студентами теоретических основ студенческого самоуправления, при любой степени активности студента как субъекта студенческого самоуправления, развитие студенческого самоуправления предполагает активную педагогическую поддержку, выраженную в деятельности педагогов по созданию развивающего пространства и располагающую возможностью саморазвития и самореализации каждого студента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волоткевич Т. Н. Самоуправление студентов как фактор организации воспитательной работы в вузе: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук: Красноярск, 2005.

2. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1989. 304 с. (Б-ка для родителей).

3. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. 485 с.

Демократизация высшей школы, современные психолого-педагогические технологии и подходы к организации обучения и воспитания в вузе требуют широкого участия студентов в управлении вузом, в решении значительного числа вопросов учебы, быта и отдыха, обеспечении оптимальной системы формирования личности будущего специалиста. Ведущая роль в этих процессах принадлежит студенческому самоуправлению. Оно занимает особое место в формировании социально зрелой личности, развитии управленческих, организаторских, коммуникативных способностей будущих специалистов, оказывает существенное влияние на рост их профессиональной компетентности, ответственности, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, выработке творческого подхода в решении поставленных задач.

Студенческое самоуправление зародилось вместе с появлением высшей школы, а именно в первых университетах средневековой Европы (в ХП в. в Италии: медицинская школа в Солерно, Высшая юридическая школа в Болонье, преобразованная в университет в 1158 г. в Париже, затем 1168 г. - университет в Оксфорде, чуть позже в Кембридже, в ХП в. в Испании, в 1348 г. в Праге и вскоре в Кракове и т.д.). Согласно работам отечественных и зарубежных исследователей, первые университеты представляли собой автономные с развитой демократией и студенческим самоуправлением (сам термин «студенческое самоуправление» был введен гораздо позднее), созданные с академическими целями объединения профессоров-лекторов и студентов .

В высшей школе Америки тенденции демократии и студенческого самоуправления получили наиболее полное развитие в так называемых новых университетах - Корнелевском (в штате Нью-Йорк); университете Джона Гопкинса, в Балтиморе, университете в Антиахе. Развитие студенческого самоуправления в вышеназванных учебных заведениях было обусловлено социальными факторами: университеты являлись частными, самофинансируемыми объединениями (жалованье лекторам выплачивалось из средств студентов); общество нуждалось в кадрах, подготовленных в университетах, и поэтому считалось с автономией и демократическими принципами организации университетов.

В России традиции студенческого самоуправления получили дальнейшее развитие в высшей школе, начиная с образования в 1755г. Московского университета. Студенческое самоуправление в вузах Советского Союза на всём протяжении его существования, представляло собой часть учебно-воспитательного процесса, являлось средством целенаправленного формирования у студентов активности, ответственности перед обществом и государством за последствия профессиональной деятельности. В конце 1980-х годов в результате демократизации всей общественной жизни вузовское и, в том числе, студенческое самоуправление получило новый вектор развития, однако преодоление технократического подхода к высшему образованию и, соответственно, к воспитанию студенчества происходило достаточно медленно. Отказ от традиционного подхода к студенту, как к объекту педагогического воздействия не происходил быстро и автоматически. Постепенно утверждалось понимание, что студент - не только объект, но и активный субъект учебно-воспитательного процесса в вузе, а цель научно-образовательной деятельности профессорско-преподавательского коллектива заключается в обучении и развитии личности будущего специалиста .

В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина «самоуправление». Более того, большинство авторов, рассматривающих студенческое самоуправление, пишут о нем как о само собой разумеющемся.

В советском энциклопедическом словаре самоуправление представлено как самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами .

В «Педагогической энциклопедии» самоуправление рассматривается как участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. Не отрицая этого, многие педагоги делают разные акценты. Одни за основу берут руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни. Третьи - как возможность обучаемых реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами образовательного учреждения.

Термин «студенческое самоуправление» (ССУ) в России впервые официально был использован в документе «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране». В нем, в частности, говорилось, что «…вопросы творческого овладения профессией, улучшения воспитания в процессе учебы должны находиться в центре внимания комсомольских организаций учебных заведений, органов студенческого самоуправления». При этом под ССУ понималась инициатива и самодеятельность коллективов учащихся, комсомольских и профсоюзных организаций вузов в решении всех вопросов студенческой жизни .

В рекомендациях Министерства образования РФ по развитию студенческого самоуправления в высших и средних специальных учебных заведениях РФ, изданных в 2002 г., студенческое самоуправление определяется как «инициативная, самостоятельная и под свою ответственность деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга» .

В Письме министра образования РФ от 14 июля 2003 г. «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации» студенческое самоуправление рассматривается как особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив .

В современной научной постановке проблемы студенческого самоуправления выделяют три основных функциональных значения, а именно: одна из форм молодёжной политики в РФ; форма воспитательной работы в вузе; целенаправленная деятельность студентов.

Студенческое самоуправление как одна из форм молодёжной политики РФ, проводится в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем.

Студенческое самоуправление как одна из форм воспитательной работы вуза, осуществляется в рамках «Концепции непрерывного образования» и направлена на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.

Студенческое самоуправление как целенаправленная деятельность студентов зарождается внутри студенчества, по его инициативе (с исключениями), им же реализуется. В этом ракурсе очень часто в уставах, конвенциях, резолюциях, положениях и других документах ССУ рассматривают как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности .

Целью студенческого самоуправления является создание условий, способствующих самореализации студентов в творческой и профессиональной сфере и решению вопросов в различных областях студенческой жизни.

Федеральное агентство по образованию в инструктивном письме «О студенческом самоуправлении» указывает: «Органами студенческого самоуправления являются выборные органы действующих форм студенческого самоуправления (советы, комитеты, бюро и др.). Система студенческого самоуправления формируется обучающимися самостоятельно с учетом особенностей образовательного учреждения и сложившихся традиций. Органы управления образовательного учреждения обязаны содействовать развитию системы студенческого самоуправления и координировать ее работу» .

Признаками студенческого самоуправления являются:

  • 1. Системность - совокупность элементов, находящихся в определённых взаимоотношениях и связях между собой и образующих определённое единство.
  • 2. Автономность - относительная независимость студенческого самоуправления в постановке целей и задач деятельности коллектива, разработке её основных направлений; возможность формировать позицию, характеризующуюся независимостью и самостоятельностью в выборе мотивации деятельности, её целей, средств достижения, стиля осуществления.
  • 3. Иерархичность, которая отображается в упорядоченности деятельности органов студенческого самоуправления, структурных подразделений вуза, общественных студенческих формирований, установления между ними взаимосвязей, разделения полномочий, степени ответственности и т.д.
  • 4. Связи с внешней средой, выражающиеся во взаимодействии с органами управления вуза, преподавательским корпусом, хозяйственными службами, с другими образовательными учреждениями, общественными и государственными организациями, различными формами студенческой самодеятельности (клубы по интересам, общественные студенческие организации, спортивные секции и другие общественные и структурные формирования вуза).
  • 5. Наличие органов самоуправления, выражающееся в создании на каждом уровне иерархии студенческого самоуправления его органов: советов учебных групп (треугольников), советов факультетов, студенческих деканатов, студенческих советов, учебно-воспитательных студенческих комиссий, советов клубов по интересам, штабов студенческих отрядов, советов общежитий и т.д.
  • 6. Самодеятельность, которая предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планировании деятельности, организации, мотивировании участников, контроле и руководстве), включённость в процессы разработки и исполнения принятых решений.
  • 7. Целенаправленность, которая предполагает способность органа студенческого самоуправления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения, государственной молодёжной политики; чёткое осознание желаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения целей.
  • 8. Выборность - право избирать и быть избранным в органы студенческого самоуправления .

В Российской Федерации в настоящее время выработаны четыре формы студенческого самоуправления:

  • 1) общественное объединение студентов данного образовательного учреждения;
  • 2) общественный орган, выполняющий функции студенческого самоуправления (статус органа определяется приказом ректора или договором);
  • 3) профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой деятельности;
  • 4) отделение муниципальной, региональной, межрегиональной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с образовательным учреждением .

Руководитель Агентства по реализации программ общественного развития Красноярского края К.Ю. Гуреев охарактеризовал три возможных модели формирования студенческого самоуправления в учебном заведении.

По мнению К.Ю. Гуреева, первая модель представляет собой создание студенческого самоуправления «сверху», когда студенты вовлекаются в общественную работу по призыву руководства учебного заведения, которое дает им определенные поручения и делегирует некоторые полномочия.

Вторая модель выражается в создании студенческого самоуправления вокруг ядра общественно-активных студентов. Сформировавшийся студенческий актив зачастую самостоятельно определяет основные направления студенческой жизни и фактически монополизирует право студентов на самоуправление, не вовлекая в процессы принятия решений основную массу студентов.

Третья модель, по мнению К.Ю. Гуреева, является сегодня скорее идеалом, к которому пока можно только стремиться. Согласно этой модели, студенческое самоуправление формируется естественным образом, само по себе, в силу наличия у основной массы студентов определенного уровня гражданской культуры. Обладая высоким гражданским самосознанием, студенты не остаются равнодушными созерцателями того, как организована их жизнь в учебном заведении. Они создают собственные самоуправляемые организации и при всякой возможности оказывают влияние на управление университетом. Именно эта «третья модель», по существу выступает институтом гражданского общества и, по признанию К.Ю. Гуреева, представляется наиболее полезной и перспективной .

Фактически, система студенческого самоуправления в вузе представляет собой целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом через коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления на всех уровнях управления. Базовыми, при этом выделяются такие органы как студенческий совет вуза (факультета), студенческий профком вуза (факультета), старостат, а также общественные молодежные организации, действующие на базе вуза. Наиболее типичными формами выступают студенческие советы и студенческие профкомы, а характерными видами деятельности для всех организаций являются: научная работа (научные студенческие общества, научные конференции и т.п.), культурно-массовая работа, трудоустройство, работа в общежитиях и др. .

Безусловно, организационная структура студенческого самоуправления не может быть единообразной во всех вузах страны. Многообразие сфер жизнедеятельности студенчества требует и разнообразных форм реализации студенческой инициативы и самостоятельности. Функционируя в коллективе высшего учебного заведения, каждая из студенческих общественных организаций выполняет свои функции. Их полномочия распространяются на участие в формировании различных органов управления жизнедеятельностью высшего учебного заведения, участие через избранных представителей от студенческих общественных организаций в деятельности этих органов и др. Студенческий совет факультета педагогики и психологии Лесосибирского педагогического института - филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» является органом студенческого самоуправления, который возглавляется председателем Студсовета. Деятельность Студенческого совета факультета строится в соответствии с планом воспитательной работы факультета педагогики и психологии и на основе плана учебно-воспитательной работы вуза.

Главная цель Студенческого совета факультета педагогики и психологии - координирование работы органов студенческого самоуправления на факультете и в студенческих группах. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:

  • · оказывать помощь деканату факультета, профессорско-преподавательскому составу в организации учебно-воспитательного процесса, быта и внеучебной деятельности студентов;
  • · формировать у студентов ответственное и творческое отношение к учебной, научной и общественной деятельности;
  • · осуществлять студенческое самоуправление на факультете . В связи с тем, что студенческое самоуправление и его организационные формы складываются под воздействием структурных изменений общественного производства, основным требованием к процессу функционирования системы студенческого самоуправления является не директивное планирование ускоренного роста самоуправленческих начал студенческой жизни, а поиск в реальной студенческой самодеятельности наиболее жизненных, выражающих непосредственные общественные отношения, форм самоуправления студентов. Исходя из этого одним из направлений развития самоуправления в вузе является обеспечение непосредственного, реального и решающего участия студентов в соуправлении различными сферами жизни вуза, в подготовке и принятии решений, выборе оптимальных средств, методов и путей реализации решений, учете и контроле за выполнением решений.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можем сделать вывод, что студенческое самоуправление представляет собой частный случай самоуправления, особую форму самодеятельности студентов, организованную в общественное объединение образовательного учреждения, нацеленную на самореализацию личности студента, включение обучающихся в процессы принятия и реализации решений по вопросам организации студенческой жизни вуза .

Как указывает Е.Л. Гуничева, студенческое самоуправление - это реальное и активное участие всех студентов в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей .