Техника как надежный защитник человека. В современном мире «правит» информационная техника, которой человек все более передает «производственные функции мозга». Идеальная стиральная машина

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Актуальность………………………………………………………………….3

Результаты обзора литературы и Интернет – источников…………………5

Основная часть

Глава 1. Теоретическая часть

1.1.Значение слова «фликер» и принцип его действия……………………..6

1.2. Статистика и закон ………………………………………………………6

1.3. Т ………………………………..7

1.4 Опрос взрослых и детей. …………………………………………………. 8

Глава 2. Практическая часть

2.1 Эксперимент со светоотражателями……………………………………. 11

2.2 Пртофилактическая работа

2.2.1 Выступление агитбригады «Светлячок»………………………………12

2.2.2 Мастер-класс «Фликер своими руками»………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………14.

Список использованных источников и литературы………………………….15

Приложения………………………………………………………………… …...16

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Введение.

Проблема

Самое большое количество ДТП происходит в тёмное время суток. В это время водителям сложно вовремя увидеть человека, вышедшего на проезжую часть. Неблагоприятные погодные условия и неосвещённые участки улиц ещё больше усугубляют ситуацию. Поэтому возникла необходимость в формировании у пешеходов сознательной установки использования световозвращающих элементов.

Актуальность

В школе нам говорили о том, что водитель заметит пешехода на дороге раньше, если на нём будет одежда со светоотражающими элементами. Интересно, так ли это?

Я решил узнать, «Может ли использование светоотражающих элементов в тёмное время суток защитить ребёнка-пешехода?»

Так появилось моё исследование: «Фликер – надежный защитник пешехода?!»

Объект исследования : способ предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов в тёмное время суток.

Предмет исследования : фликеры – значки для безопасности пешеходов.

Цель моей работы : узнать, что такое фликер, как он работает и действительно ли фликеры могут защитить пешехода на дороге в темное время суток и при плохих погодных условиях.

Гипотеза: если в тёмное время суток и при плохих погодных условиях использовать в одежде светоотражающие элементы - фликеры, то водитель значительно раньше заметит пешехода на дороге, а, значит, с помощью фликеров можно спасти жизнь и здоровье пешеходов.

Исходя из поставленной цели , предмета и объекта исследования, гипотезы, мы поставили следующие задачи:

1. Узнать значение слова «фликер».

2. Провести анкетирование по данной теме, обработать анкеты .

3. Провести эксперимент по визуальной заметности пешехода, используя различные виды светоотражающих элементов и о бобщить результаты в виде мультимедийной презентации.

4.Рассказать о роли и значении фликера для сохранности жизни будущим первоклассникам.

5. Провести с одноклассниками мастер-класс по изготовлению фликеров.

Методы и приёмы исследования

Изучение и анализ литературы и интернет-источников;
- опрос школьников и родителей;
- проведение эксперимента;
- анализ полученных данных.

Этапы исследования

- Информационно-аналитический (октябрь -ноябрь 2017 г)

Обобщающий (февраль – март 2018 г)

Практическая значимость моего исследования заключается в том, что материалы работы можно использовать на занятиях внеурочной деятельности по ПДД, классных часах, внеклассных мероприятиях, а также на родительских собраниях.

Новизна исследования состоит в том, что данная тема способствует формировании у пешеходов сознательной установки на использование световозвращающих элементов, с целью обеспечения безопасности на дороге.

Обзор литературы и интернет- источников

Исследовав литературу и интернет-источники, я узнал много нового о правилах безопасности на дороге в тёмное время суток. Изученный материал помог мне понять, как работает фликер, какие фликеры лучше покупать, а также осознать важность применения светоотражающих элементов в одежде.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1.Значение слова «фликер» и принцип его действия.

Фли́кер ( , световозвращатель) - это устройство (предмет) или элемент в одежде в виде вставок, наклеек, значков, браслетов и т.д., имеющий высокие световозвращающие свойства при попадании на него света. Предназначен для повышения безопасности пешеходов на дорогах в темное время суток и в условиях плохой видимости.

Эти блестящие брелочки придумал британский дорожный рабочий 70 лет назад. Проезжая ночью по неосвещенной дороге, он заметил, что глаза кота на обочине отражают свет фар. Все потому, что глаза домашнего любимца имеют отражающий слой, который отражает свет таким образом, что часть лучей возвращается по тому же пути, по которому они попали в глаза.

В основе работы фликеров лежит – закон отражения света. Закон гласит: всякое тело частично отражает, пропускает или поглощает падающий на него свет. То есть принцип действия фликера основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка.

1.2. Статистика и закон

По итогам 2 месяцев 2018 года на территории Самарской области зарегистрировано 55 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых 1 ребенок погиб и 54 получили ранения.

Участниками 24 ДТП стали несовершеннолетние дети - пешеходы. Погибших нет, 24 – получили травмы. 50% ДТП произошло на пешеходных переходах.

В темное время суток произошло 4 ДТП. В 3 из которых дети находились без световозвращающих элементов. [ 6 ]

С 1 июля 2015 года в целях повышения видимости пешеходов в тёмное время суток на загородных дорогах, вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, внесенные в них постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года № 1197. Теперь в ПДД установлено, что при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Правила дорожного движения с 18 марта 2018 года будут дополнены новым пунктом обязанностей водителей. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток, либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет – накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

1.3. Т ребования к светоотражающей одежде .

Правильные (сертифицированные) фликеры:

    Видимость - 400 метров

    При скорости 90 км/ч фликер светиться 8 секунд

    При скорости 60 км/ч - 24 секунды

Неправильный фликер:

    Заметен на расстоянии 80 метров

    При 90 км/ч видимость 6 секунд

    При 60 км/ч - 3 секунды

При покупке:

    спрашивайте у продавцов, есть ли сертификат на фликер;

    отдавайте предпочтение белому и лимонному цветам;

    форму выбирайте самую простую: полоска, круг.

П равила применения светоотражателей:

    если вы носите светоотражатели на руке, то носить их нужно парой - на правой и на левой руках. Так вы будете заметны со всех сторон;

    носить светоотражатели только на школьном рюкзаке неэффективно. В таком случае водители видят вас только сзади. Для лучшей видимости светоотражатели должны располагаться и спереди и с каждого бока;

    чем выше расположен светоотражатель, тем он заметнее. Оптимальная высота расположения светоотражателя - 80–100 сантиметров над землёй;

    если вы часто бываете за городом, то попросите родителей купить специальный жилет со световозвращающими полосками. Тогда водители точно заметят вас в любое время и в любую погоду.

1.4 Опрос взрослых и детей.

Для того чтобы выяснить, знают ли ученики начальной школы и их родители, для чего нужны светоотражатели, мы с мамой составили анкеты и провел опрос 67 учеников 2-4 классов и их родителей, в количестве 35 человек. (Приложение 1.)

В анкете для родителей н а первый вопрос «Насколько часто Вашему ребенку приходится ходить по дороге (обочине), переходить дорогу?»

54% (19 чел) ответили, что «ежедневно, по пути в школу и из школы»;

26% (9 чел) ответили, что « редко, так как чаще мы его возим на машине»;

20% (7 чел) ответили, что «часто».

На второй вопрос « Считаете ли вы, что использование фликеров (светоотражателей) в темное время суток должно быть обязательным для детей»

91% (32 чел) ответили, что « Да, согласны!»;

9% (3 чел) ответили, что « Не всегда».

На третий вопрос «Имеются ли на одежде (портфеле) Вашего ребенка светоотражательные элементы, либо фликеры (в виде светоотражательных значков, наклеек)?»

71%(25 чел) ответили «Да, имеются»;

29% (10 чел) ответили, что « Не имеются».

На четвертый вопрос « Готовы ли вы приобрести фликеры для своих детей?»

94% (33 чел) ответили «Да, обязательно приобретем»;

1 человек ответил, что «нет, так как считаем их бесполезными» и еще 1, что «хотелось бы, но нет возможности».(Приложение 2)

В анкете для учеников н а первый вопрос «Кто чаще рассказывает тебе о правилах дорожного движения?»

40% (27 чел) ответили, что им рассказывают о правилах дорожного движения родители и учителя;

30% (20 чел) ответили, что только учителя;

25% (17 чел) ответили, что рассказывают только родители;

3% (2 чел)ответили, что им никто об этом не рассказывает;

2% (1 чел) ответил, что сам узнаёт в книгах, интернете.

На второй вопрос «Как ты обычно добираешься до школы (из школы)?»

58% (39 чел) ответили, что «Один, пешком»;

22% (14 чел) ответили, что «С родителями на машине»;

12% (8 чел) ответили, что «С родителями, пешком»;

4% (3 чел) ответили, что «Один, на »;

4% (3 чел) ответили, что «С родителями на общественном транспорте».

На третий вопрос «Используешь ли ты и твои родители светоотражающие фликеры, когда выходишь на улицу в темное время суток и при плохих погодных условиях?»

48% (32чел) детей ответили, что да;

43% (29 чел) детей ответили, что нет;

9% (6 чел) опрошенных детей ответили, что не знают, что такое фликер.

На четвертый вопрос «Как ты думаешь, для чего нужен фликер?»

91% (61 чел) опрошенных детей ответили, что фликеры нужны для безопасности, чтобы стать заметнее в темноте на дороге;

2 ученика (3%) ответили, что «для красоты» и столько же человек ответили, что «это модно», «фликеры бесполезны и не нужны»

На пятый вопрос «Как ты думаешь, где нужно носить фликер?»

91% (61 чел) опрошенных детей ответили, что фликер нужно носить на верхней одежде и рюкзаке на улице;

6% (4 чел) опрошенных детей ответили, что дома и в классе;

3% (2 чел) детей ответили, что на шее под одеждой.(Приложение 3)

Вывод : результаты опроса показали, что большинство детей и взрослых знают, что такое фликеры и для чего они предназначены. Эти результаты опроса меня не удивили, ведь в школе с первого класса нас учат безопасному движению. 91% родителей считают, что использование фликеров (светоотражателей) в темное время суток должно быть обязательным для детей.. Однако только 71% родителей ответили, что у его ребенка имеются на одежде (портфеле) светоотражательные элементы. При том, что большинство детей в основном добираются в школу и из школы одни и им приходиться ежедневно ходить по дороге (обочине), переходить дорогу.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Эксперимент со светоотражателями.

Для того чтобы понять, насколько применение светоотражателей эффективно, проведём эксперимент по определению расстояния, на котором заметен пешеход, использующий светоотражатели и не использующий их.(Приложение 4)

Для эксперимента мы выбрали тёмную дорогу, на которой нет оживлённого движения. В начале участка дороги поставили автомобиль, а сами отошли на расстояние 50 м. (Фото 1)

Моя одноклассница Алёна и её младшая сестра надели светоотражающие жилеты, а я и моя одноклассница Алина надели светоотражающие браслеты и значки. Ещё одна девочка, её зовут Маша, принимала участие в эксперименте без использования светоотражающих элементов.

На фото Маша стоит между нами. Её практически не видно, а ведь расстояние до автомобиля всего лишь 50 метров. У машины включён ближний свет фар.

Продолжаем эксперимент и, оставаясь на прежнем расстоянии от автомобиля, включаем дальний свет. Вот что получилось. (Фото 2)

Становится видно и Машу. Однако в городе водителям запрещено пользоваться дальним светом фар, так что в реальных условиях на расстоянии 50 метров водитель бы не увидел ребёнка в обычной одежде без светоотражающих элементов.

Расстояние, на котором становится, виден пешеход без светоотражателей, - 25 метров. (Фото 3)

В беседе с инспектором по ПДД Барсукой Натальей Николаевной я узнал, что если автомобиль едет со скоростью 40 км/час по снежной дороге, то для полной остановки автомобилю нужно 30 метров, на мокром асфальте - 22 метра, на сухой дороге с асфальтовым покрытием - 19 метров.

То есть зимой в городе избежать наезда на пешехода можно, если только водитель заметил его более чем за 30 метров. Значит, на предыдущей фотографии изображена ситуация, при которой избежать наезда на пешехода не удастся.

На следующем снимке у автомобиля по-прежнему включён ближний свет фар. Мы находимся на расстоянии 150 метров от машины. (Фото 4)

Светоотражатели (а значит, я и три девочки) отчётливо видны. А наша подруга Маша - нет (хотя она стоит между нами).

Можно было бы продолжить эксперимент, и увеличить дистанцию, но мы посчитали, что это может быть опасно!

Однако и 150 метров хватило, чтобы понять, насколько эффективно использование светоотражателей

Вывод: В результате исследования я убедился, что использование световозвращающих элементов на одежде в тёмное время суток и при плохих погодных условиях очень эффективно, так как значительно повышает заметность пешехода на дороге

2.2 Профилактическая работа

2.2.1 Выступление агитбригады «Светлячок»

Работая с материалом, я решил, что он будет полезен другим детям и взрослым. Мы с мамой, учителем и моими одноклассниками подготовили для ребят подготовительной группы выступление агитбригады «Светлячок».(Приложение 5.)

В своём выступлении мы рассказали о том, как важно быть «заметным на дороге». Ребята скоро пойдут в школу и станут участниками дорожного движения, поэтому ношение «фликеров» обеспечит их безопасность в темное время суток.

Всем было интересно на этой встречи!

2.2.2 Мастер-класс «Фликер своими руками»

Я обратил внимание, что у многих моих одноклассников нет светоотражающих элементов на одежде. Поэтому я принёс с собой в класс светоотражающую плёнку и предложил ребятам самостоятельно изготовить фликеры и украсить ими одежду и школьные рюкзаки.

Получилось очень здорово! Теперь наш класс самый заметный в школе! (Приложение 6)

Заключение.

Я понял, что фликер – это, в первую очередь, - наша надежная безопасность на дороге. Но полагаться только лишь на них тоже не стоит. Это всего один из способов пассивной защиты пешеходов. Необходимо помнить и о других методах решения проблемы детского дорожно - транспортного травматизма - о воспитании грамотного пешехода. Только в комплексе они смогут обеспечить безопасность детей. Обозначьте себя и дайте увидеть вас на дорогах!

Вывод: Итак, гипотеза о том, что если в тёмное время суток использовать в одежде светоотражающие элементы, то водитель значительно раньше заметит пешехода на дороге, подтвердилась.

«Фликеры детям купите, родители, пусть на дороге их видят водители!»

Список литературы и интернет-источников

    Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 192 с. – (Мастерская учителя). ISBN 5-94665-198-6.

    А. Кузнецов. Разговоры по утрам или физика для малышей Букинистическое издание, 2001г

    «Правила дорожного движения Российской Федерации по состоянию на 2015 г.» – М.: Издательство АСТ, 2015. – 100 с. илл.

    Постановления Правительства РФ от ноября 2014 года № 1197.

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, современная электронная универсальная,2008г.

    Обзор детского дорожно – транспортного травматизма на территории Самарской области по итогам 2017 года. .

    YouTube. ПДД для детей . People & Blogs. Путешествие с Мигал Мигалычем Светофоровым

Приложение 1.

Анкета для родителей.

1. Насколько часто Вашему ребенку приходится ходить по дороге (обочине), переходить дорогу?

А) Редко, так как чаще мы его возим на машине.

Б) Часто.

В) Ежедневно, по пути в школу и из школы.

2. Считаете ли вы, что использование фликеров (светоотражателей) в темное время суток должно быть обязательным для детей.

А) Да, согласны!

Б) Не всегда.

В) Нет!

3. Имеются ли на одежде (портфеле) Вашего ребенка светоотражательные элементы, либо фликеры (в виде светоотражательных значков, наклеек)?

А) Да, имеются

Б) Не имеются

4. Готовы ли вы приобрести фликеры для своих детей?

А) Да, обязательно приобретем

Б) Нет, так как считаем их бесполезными

В) Хотелось бы, но нет возможности.

Анкета для детей.

    Кто чаще рассказывает тебе о правилах дорожного движения?

А) родители

Б) в школе учителя

В) и родители и в школе

Г) сам узнаю в книгах, интернете

Д) никто

2. Как ты обычно добираешься до школы (из школы)?

А) Один, пешком

Б) Один, на

В) С родителями, пешком.

Г) С родителями на общественном транспорте

Д) С родителями на машине

3. Используешь ли ты и твои родители светоотражающие фликеры, когда выходишь на улицу в темное время суток и при плохих погодных условиях?

А) да

Б) нет

В) не знаю, что такое фликер

4.Как ты думаешь, для чего нужен фликер?

А) Для красоты

Б) Это модно

В) Для безопасности, чтобы стать заметнее в темноте на дороге

Г) Фликеры бесполезны и не нужны

5. Как ты думаешь, где нужно носить фликер?

А) На шее под одеждой

Б) Дома и в классе

В) На верхней одежде и рюкзаке на улице

Приложение 2

Результаты анкетирования родителей (всего 35 чел):

Приложение 3

Результаты анкетирования детей (всего 67 чел) :

Приложение 4

ФОТО 1

Расстояние до автомобиля - 50 метров. У машины включён ближний свет фар.

ФОТО 2

Расстояние до автомобиля - 50 метров. У машины включён дальний свет фар.

ФОТО 3 Расстояние, на котором становится, виден пешеход без светоотражателей, - 25 метров.

ФОТО 4 Расстояние до автомобиля 150 метров. У машины включён ближний свет фар.


Приложение 5.

Сценарий выступления агитбригады

«Фликер дарит свет жизни!»

Привет, друзья!

Привет, народ!

Что в славном городе живет!

Сейчас приветствует всех Вас!

- Все: Агитбригада – просто класс!

Приветствовать всех рада

«Светлячков» агитбригада!

Наша речевка:

Чтоб жить, не зная огорчений,

Чтоб бегать, плавать и летать,

Должны мы правила движенья

Всегда и всюду соблюдать!

Наш девиз:

Светлячок! Надень значок,

Или яркий фликер!

Пусть тебя во тьме дорог

Разглядит водитель!

Дети уходят и появляются герои - мама, папа,дочка.

Сценка:

Мама: Ах ты, доченька моя симпатичная

Вот игрушки для тебя заграничные

Выбирай любую, все оплачу.

Дочка: Только фликер я хочу!

Папа: Состоянье у неё истерическое

Да желанье - то уж больно фантастическое

А быть может показать её врачу

Дочка: Только фликер я хочу!

Мама, папа: А что такое фликер и где его найти?

Какую может пользу тебе он принести?

Появляются ученики (все в фликерах)

Частушки:

1. Ставьте ушки на макушки

И сегодня вчетвером

Мы про фликер – огонечки

Вам частушки пропоем.

2.Что блестит там и играет,

Словно искорки огня?

Это фликер мой сияет

На одежде у меня.

3. Есть у нас значок такой,

Фликер называется,

Но значок он не простой -

Светоотражающий

4. Шили мы одежду с мамой

Под названьем «Светлячок»

В темноте чтоб было видно,

Что шагает мужичок.

5. Пешеходы на дороге

Были бы в опасности

Но у них есть на одежде

Фликер безопасности!

6. Быть ребенком нелегко

Не видать нас далеко

А вот с фликером, друзья

Видно нас издалека.

7. Если фликеры горят

Метров за 150,

Мы – водителям видны,

От беды защищены!

8. Мы частушки вам пропели,

Чтоб запомнить вы успели

Безопасности урок

Нашей азбуки дорог!

Появляются дети с табличками:

1-й: Самые лучшие фликеры – белого или лимонно - желтого цвета. Они самые яркие. (табличка)

2-й:Пешеход с фликером заметен в свете фар автомобиля на расстоянии 150 – 400 метров.(табличка)

3-й: Использование фликеров снижает риск наезда на пешехода в 6-8 раз. (табличка)

Все: Мы призываем вас лозунгом этим,

Пусть процветает здоровье на свете.

Чтоб не случилась с ребенком беда,

Фликер быть модным должен ВСЕГДА!

Вместе «Фликеры детям купите, родители, пусть на дороге их видят водители!»

Мама: Я поняла, световозвращающие элементы помогают решить проблему аварийности на дорогах.

Папа: Световозвращатель на одежде - это реальный способ уберечь ребенка от травмы на неосвещенной дороге.

Мама, папа обращаются к дочке :

Мама: Значки и наклейки, подвески, браслеты спасут тебе жизнь в любой части света.

П апа: Все молчу, молчу, молчу…Фликер я тебе куплю!

Дочка: Никогда не буду я

Фликер дома оставлять.

Прикреплю его к одежде

И пойду гулять!

Значок, подвеска на шнурке

На сумке, куртке, рюкзаке

Мне элегантность придадут

И от наезда сберегут.

Выстраивается вся команда, вместе:

Помни, жизнь всего одна

Больше всех она важна.

-Безопасность – в пожеланье,

И спасибо за внимание!

Приложение 6


В середине XX в. произошла научно-техническая революция, изменившая облик современной культуры и сравнимая по масштабу с научными революциями XVII и начала XX в. Она стала результатом тесной связи и взаимодействия науки и техники. Слово «техника» происходит от греческого «techne» - искусство, мастерство. Техника, с одной стороны, понимается как способ и умение достигать чего-либо, с другой - как совокупность средств человеческой деятельности, использующихся для преднамеренного изменения действительности в соответствии с потребностями и желаниями человека.

Различают три этапа развития техники: господство орудий труда, господство машин, господство автоматов. На первом этапе, который длится с доисторических времен до XIX в., техника представлена орудиями труда. Основной производительной силой является человек, а орудия труда выступают в качестве дополнительных усилителей его природных физических способностей. На этом этапе техника находится в примитивном, неразвитом состоянии и поэтому как культурный феномен практически не замечается.

Второй этап развития техники связан с появлением машинного производства в XIX в. В этот период начинается процесс сближения науки и техники, а также стремительное развитие последней. Теперь основной силой производства выступает машина, а человек превращается в ее придаток. Именно в этот период формируется техническая или технотронная цивилизация, техника становится важнейшим элементом культуры, а в философии формулируется проблема осмысления этого явления.

Примерно со второй половины XX в. начинается третий этап развития техники, связанный с применением автоматов. Человек постепенно выводится за пределы процесса производства и выступает в качестве организатора и руководителя этого процесса. Машина теперь - не просто орудие, средство, человек в определенном смысле вступает с ней в коммуникацию. Так, например, компьютер можно рассматривать как примитивный аналог мыслительной деятельности человека. Безусловно, компьютер - средство, с помощью которого человек решает множество задач. Но, взаимодействуя с компьютером, человек испытывает влияние виртуальной среды, появляющейся вместе с компьютерной техникой. Как и всякое общение, коммуникация человека и машины строится по определенным правилам. Человек, с одной стороны, задает эти правила, а с другой - вынужден подчиняться им. Учитывая, что процесс компьютеризации становится тотальным, проблема взаимодействия человека и машины из частнонаучной переходит в разряд общегуманитарной.

Немецкий философ К. Ясперс выделяет следующие черты современной техники. Техника есть применение силы природы против нее самой, она характеризуется способностью господствовать, а не созидать. Техника выступает связующим звеном между человеком и природой и является частью общего процесса рационализации современного общества. Создание и применение техники основано на использовании научного знания, и, следовательно, техника напрямую связана с наукой.

Современная техника является практическим продолжением науки. Открытие законов механики в XVII в. позволило создать машинную технологию; законов электромагнитного поля в XIX в. - электротехнику (2.3); создание теории атомного ядра в XX в. стало основой ядерных технологий (3.3, 3.4), расшифровка молекулы ДНК в XX в. - началом генной инженерии (5.6). Все современные технические новшества основываются на научных знаниях, а развитие техники и технологии, в свою очередь, ставит перед наукой новые задачи. В XX в. возникло новое культурное явление, основанное на неразрывном единстве науки и техники, - научно-техническая революция и ее следствие - научно-технический прогресс.

В философии XX в. наряду с понятиями «биосфера» и «ноосфера» появляется понятие «техносфера». Техносфера - это совокупность всех технических систем вместе с технической деятельностью человека. Современные исследователи говорят даже о создании техноценозов, которые аналогичны биогеоценозам, составляющим биосферу (5.4, 5.7, 5.8). В структуре техносферы выделяют техновещество (совокупность всех технических устройств и систем), биовещество, которое находится в тесном взаимодействии с техновеществом, верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу и околоземный, освоенный человеком космос. Понятно, что техносфера тесно взаимодействует с биосферой и существенно меняет се.

Новая искусственно созданная среда, с одной стороны, позволяет человеку удовлетворять различные потребности - от физиологических (пища, кров и т.п.) до идеальных (саморазвитие и самореализация), но с другой - порабощает его. Влияние техники на развитие культуры чрезвычайно разнообразно, а в перспективе даже труднопредсказуемо. Действительно, техника создает новые эффективные средства для самореализации человека, но при этом накладывает на него серьезные ограничения. Рост потребностей человека только ускоряет этот двуединый процесс. Развитие техники способствует все более полному и адекватному удовлетворению потребностей, облегчению труда и сокращению каждодневных физических усилий. Но увеличение техносферы порождает и целый ряд гуманитарных проблем: хищническое использование природного сырья, загрязнение окружающей среды, односторонняя специализация труда, уменьшение ценности отдельной личности, появление неизвестного прежде оружия массового уничтожения и т.п. Именно поэтому отношение к технике у современного человека двойственное. Ряд философов рассматривают технику и технический прогресс как несомненное зло, следствием которого является выхолащивание духовности, ведущее человечество к самоуничтожению. Сторонники технического прогресса, напротив, указывают на то, что техника освобождает человека от рутинного труда, экономит его время и позволяет сосредоточиться на более сложных задачах.

И сторонники, и противники технического прогресса улавливают объективные моменты, связанные с состоянием современной технотронной цивилизации, но при этом делают крайние и поэтому часто неверные выводы. Более взвешенной и адекватной представляется нейтральная позиция, продемонстрированная К. Ясперсом. Немецкий философ утверждал, что сама по себе техника не является ни добром, ни злом. Техника имеет смысл только как средство для достижения человеком определенных целей и поэтому сама не может быть целью. Различные гуманитарные проблемы возникают в связи с использованием техники, т.е. в связи с человеческой деятельностью, но не с техникой самой по себе. Наука и техника неустранимы из современной цивилизации, поэтому человеку придется находить разумное решение возникающих проблем, при этом средствами разрешения этих проблем могут стать наука и техника.

Отделение восстановительного лечения состоит из кабинета физиотерапии, зала лечебной физкультуры, массажного кабинета, а также уникальных для Зеленограда тракционного стола и оборудования для ударно-волновой терапии. Воспользоваться современными методами лечения и профилактики самого широкого круга заболеваний может любой нуждающийся в этом пациент. Причем, в отличие от государственной системы здравоохранения, сидеть в очередях и неделями ждать направлений на нужные процедуры в клинике «Детство плюс» не придется. Есть проблема — пришел к врачу, получил необходимые рекомендации по курсу лечения, сегодня же приступил к прохождению назначенного курса. Предлагаемое клиникой лечение доступно людям любых возрастов: наряду с детьми здесь лечатся и взрослые пациенты. Причем - что особенно важно именно для взрослых - отделение восстановительного лечения работает по субботам и воскресеньям.

Физиотерапевтический кабинет «Детства Плюс» по широте своего оснащения лучший среди частных медицинских центров нашего города. Есть здесь и оборудование, которого не найдешь в государственных поликлиниках.

«Физиопроцедуры рекомендованы не только при заболеваниях, но и для их профилактики, для поддержания здорового образа жизни, - рассказывает врач-физиотерапевт высшей категории, доктор медицинских наук Елена Владимировна Филатова. - Если же говорить именно о болезнях, которые можно лечить с помощью физиотерапии, то мне придется перечислить практически все разделы медицины: это почти любые воспалительные процессы независимо от их стадии, ортопедическая патология - суставы, позвоночник, последствия травм; неврология, гинекология, офтальмология, гастроэнтерология, эндокринология, проблемы с кожей, даже стрессы... Есть методы физиолечения, не противопоказанные даже при онкологических заболеваниях: постоянное магнитное поле, электрофорез, некоторые рефлексотерапевтические методики и другие».

Курс лечения методами физиотерапии всегда назначает врач-физиотерапевт. Прийти к нему можно как по направлению от другого врача «Детства Плюс», так и «со стороны» - правда, в этом случае нужно иметь поставленный и подтвержденный диагноз. Задача физиотерапевта - подобрать для каждого пациента подходящие процедуры и методы их применения, исходя из основного диагноза, а также других заболеваний и индивидуальных особенностей организма. К примеру, вылечить больное колено можно несколькими разными процедурами, однако, если человек страдает, допустим, гипертонической болезнью, ему подойдет далеко не всякое физиолечение.

В этой кабинке находятся сразу три аппарата, позволяющие проводить различные физиопроцедуры. Справа - аппарат магнитотерапии, имеющий различные индукторы для воздействия на разные части тела. Этот метод применяется, в основном, для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Слева (с черной шторкой) - аппарат УФО, так называемый лечебный загар, который очень хорош для профилактики и лечения простудных заболеваний. К примеру, он используется для лечения рахита у малышей - к аппарату даже прилагаются специальные резиновые очки самого маленького размера.

Еще один прибор, находящийся в этой кабинке, - так называемый комбайн - можно сказать, предмет гордости физиотерапетов. Он сочетает в себе ультразвук и различные электрические токи.

Еще одна особенность такого комбайна - его интеллектуальность. В зависимости от выставленной программы он сам подсказывает, на какие точки необходимо воздействовать.

Электрические токи используются для снятия болей и стимуляции мышц - например, после снятия гипса. Ультразвук очень хорошо способствует рассасыванию рубцов. Еще одна полезная функция комбайна - возможность применять его для электрофореза.

Электрофорез - это метод введения лекарства с помощью электрического тока. Он имеет сразу несколько преимуществ перед традиционным приемом таблеток. Во-первых, при электрофорезе вводится в организм непосредственно действующее вещество, а с таблеткой в него попадают еще и мел, глюкоза и другие «побочные» вещества. Во-вторых, действующее вещество вводится с каким-либо электрическим зарядом - плюсом или минусом - и, попадая в организм, начинает искать, к чему бы «прицепиться», как правило находя такой объект в проблемной зоне. Таким образом, лекарство не растекается по всему организму, а попадает именно в то место, которое и нуждается в лечении. В-третьих, этот метод позволяет лекарству накапливаться в проблемной зоне, оказывая благотворное воздействие на организм и в течение некоторого времени после окончания лечения.

Одной из разновидностей этого метода ввода лекарства является эндонозальный электрофорез, когда лекарство вводится через носовые ходы, так как впитаться через слизистую ему гораздо проще, чем через кожу. Такой способ применяется, например, при лечении проблем, связанных с сезоном аллергии.

В одной из соседних кабинок расположен «младший брат» физиотерапевтического комбайна, который также располагает возможностью лечения большим количеством токов, а кроме того, проводит процедуры электросна. Во время этой процедуры человек по всем физическим характеристикам как будто засыпает - с коры головного мозга снимается все напряжение. За 20-30 минут человек получает полноценный отдых - как во время 8-часового сна. Эта процедура используется в «Детстве Плюс» очень широко: не только в неврологии, но и при аллергических состояниях, стрессах, различных хронических болях.

Аппараты «Искра-1» и «Ультратон» имеют широкое применение в косметологии, однако используются и в медицинских целях - например, для лечения воспалительных заболеваний в области носа и придаточных пазух. Аппараты очень похожи. Только «Искра-1» работаем импульсным током, что имеет более стимулирующий эффект, а «Ультратон» - постоянным током, что хорошо для борьбы с самыми разными воспалениями, начиная от «банальных» юношеских угрей.

На «вооружении» «Детства плюс» стоят и аппараты УВЧ - причем, как нового, так и старого образца. Аппараты заметно различаются по дизайну, однако более брутальный «старший брат», в отличие от своего «молодого коллеги», позволяет лечить с помощью электродов вихревых токов малышей в возрасте до пяти лет. Оба этих аппарата широко используются для лечения заболеваний дыхательных путей - например, пневмонии или бронхита. Они генерируют так называемое эндогенное, то есть внутреннее, тепло. На поверхности тела не ощущается практически никакого повышения температуры, а вот внутри идет мощный разогрев - никакими грелками в домашних условиях такого эффекта не добиться. Также хорошо лечатся воспаления суставов (артриты), мышц (миозиты), нервов (невриты).

Аппарат для лазерной терапии (справа) - неизменный атрибут любого уважающего себя лечебного учреждения с физиокабинетом. Считается, что лазером можно лечить практически любые виды заболеваний. Аппарат имеет несколько «выходов» с красным и инфракрасным лазером, а также с матричным излучением, позволяющим обрабатывать большие области тела, но с меньшей, по сравнению с «точечным» лазером, интенсивностью.

В «Детстве плюс» применяют также методику сочетания лазерной терапии и вакуумного массажа. Это сочетание хорошо тем, что, если лазер оказывает противовоспалительное действие, то применение вакуума позволяет одновременно «разогнать» кровеносную систему.

Присутствие в клинике «Детство Плюс» современной медицинской техники, разумеется, не ограничивается стенами кабинета физиотерапии. Гордостью клиники является первый в Зеленограде тракционный стол, предназначенный, в первую очередь, для решения проблем опорно-двигательного аппарата и болей в спине.

Тракционный стол можно использоваться в двух режимах. В режиме вибрации он по воздействию чем-то напоминает массаж - две пары роликов двигаются вдоль позвоночника, огибая позвонки. За счет того, что пациент лежит на этих роликах, у него в спинке снимаются блоки и застойные явления, вправляются вывихи, улучшается кровоснабжение. Многократные механические воздействия выравнивают позвоночный столб, что важно для профилактики и лечения нарушений осанки. В таком режиме «посещение» тракционного стола может принести пользу практически любому человеку.

Второй режим - непосредственно лечебный - режим вытяжения. С помощью специальных поясов и грузиков, тракционный стол способствует вытяжению конкретных участков позвоночника или суставов в других частях тела - например, в колене или голеностопе. Подобное лечение назначается, в основном, людям, имеющим ортопедические и неврологические проблемы. Впрочем, учитывая особую роль позвоночника в человеческом организме, тракционный стол находит свое применение и при лечение бронхо-легочных заболеваний и гипертонической болезни.

По соседству с кабинетом тракционной терапии находится массажный кабинет, в котором лечение проводится привычным немеханизированным способом. Его техническое оснащение, в общем-то, стандартно: мягкий массажный стол с регулировкой высоты и стул для массажа воротниковой зоны и головы. Впрочем, в этом деле главное, конечно, не мебель, какой бы удобной и современной она ни была, а руки массажиста.

Подход к массажу в клинике «Детство Плюс» по-медицински серьезный. Массаж здесь осуществляется только по назначению врача, который, делая такое назначения, учитывает все нюансы и особенности конкретного пациента вплоть до наличия на спине родимых пятен - массировать зоны с поврежденной кожей нежелательно.

Если вернуться к методам лечения, связанным с применением специального медицинского оборудования, то, пожалуй, самым современным и высокотехнологичным среди них можно назвать метод ударно-волновой терапии. Он начал активно применяться в 90-х годах в Европе, однако в России нашел свое распространение только в последнее десятилетие. Таким оборудованием, каким располагает клиника «Детство Плюс», не может похвастаться ни один медицинский центр Зеленограда.

Суть ударно-волновой терапии сводится к тому, что инфразвук под определенным углом проникает в ткани на определенную глубину и оказывает мощнейшее лечебное воздействие на проблемную зону организма. Эта аппаратура способна дробить камни в почках и разрушать наросты на костях, являясь самым эффективным способом лечения остеохондроза. В «Детстве Плюс» она применяется, в основном, для лечения болевых синдромов ортопедической и неврологической направленности.

Естествознание, 11 класс

Урок 1. Техника как реальность, созданная человеком

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Каковы особенности техники как вида деятельности человека?

2. Существует ли взаимосвязь между созданной человеком искусственной средой и техникой?

3. Что такое техногенная цивилизация?

Глоссарий по теме :

Техника (греч. technike, букв. искусная) :1.– а) в широком смысле – это компонент культуры, продукт человеческой цивилизации, техническое знание, влияющее на развитие общества. б) в узком смысле – это инструментальные средства, используемые человеком в преобразовании природы; предметы, созданные человеком в процессе специфической деятельности.

Искусственная среда – часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития общественного производства и не существует сама по себе как природа;

Технократизм (от греч. techne – искусство,мастерство) – это абсолютизация роли техники в развитии общества.

Техногенная цивилизация – особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодовлеющая ценность.

Основная и дополнительная литература по теме урока :

  1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 4 – 6.
  2. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. - М.: Языки рус. культуры, 2000. – с. 36- 26, с. 72-75, с. 188-191

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

  1. Ф. Рапп Техника и естествознание URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3132/3135
  2. История развития науки и техники URL: https://youtu.be/wBhwEyiZzks
  3. Технологии 21 века URL: https://youtu.be/pxiQjSFV758
  4. Изобретения 21 века, которые изменили мир URL: https://youtu.be/zU8oyNWAfMo

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Техника возникла на ранних этапах эволюции человека в виде изготовления и применения орудий и всегда выступала важнейшим условием развития человеческого общества. Понятие «техника» отличается многообразием смыслов и рассматривается в разных контекстах: совокупность навыков, приемов, операций, мастерство; средство преобразования окружающей природной среды; посредник между человеком и природой, который задает тип отношений между ними; средство изменения самого человека, освобождающего его от ограничений и создающее для него проблемы.

Любое техническое устройство можно рассмотреть как результат созидательной деятельности человека. Техника является важнейшим компонентом культуры, так же как наука или искусство. Эти компоненты культуры активно взаимодействуют. Техника, как компонент культуры, несет в себе присущие ей смыслы: общечеловеческой ценности; меры совершенства способов деятельности; средства развития личности.

С этих позиций, техническая деятельность человека обладает определенными особенностями: целенаправленным, осознанным и творческим характером. Э то проявляется в изобретении инструментов, приспособлений, обработке природных материалов, строительстве и украшении жилищ и т.д. Совокупность этих характерных черт влияет на развитию интеллекта и способствует тому, что человек направил свою деятельность на изменение естественной природной среды и ее преобразование.

Окружающий мир условно можно разделить на мир естественный и искусственный. Человек сумел проникнуть в суть природных процессов и стать активным преобразователем мира. Итогом преобразующей деятельности человека является появление «второй природы» – реальности искусственной, созданной человеком, надстроенной над естественной средой обитания. Техника в этом процессе является и средством создания искусственной реальности, и ее неотъемлемой частью. Искусственная среда постепенно и неотвратимо наступает на среду естественную (природную).

Вместе с тем, человек как часть природы, во многом зависит от природной среды. В тоже время, его деятельность часто входит в противоречие с естественной средой. В этой связи, человек вынужден заботиться о снижении антропогенной нагрузки на биосферу. В решении этой проблемы человечество должно найти баланс между созданной искусственной средой и естественной средой как главного условия выживания и устойчивого развития современной цивилизации.

Понятие «цивилизация» шире, чем понятие «культура» и, тем более, чем понятие «техника». В целом, в понятие «цивилизация» включается вся окультуренная природа, средства (орудия ) ее преобразования, сам человек и весь спектр существующих между людьми взаимоотношений. К основным признакам цивилизации относят: общественное разделение труда; возникновение производства и товарно-денежных отношений; создание письменности; появление государства; развитие форм духовных отношений.

Абсолютизация роли техники в развитии общества (технократизм) ведет к превращению техники из средства улучшения жизни человека в цель его существования. Современная цивилизация приобретает характерные черты техногенной цивилизации (цивилизации, порожденной техникой): выдвигает на первый план не человека, а технику; утверждает господство техники в системе ценностей человечества.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. К характерным чертам техногенной цивилизации можно отнести: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; 2) научно-техническая революция как результат слияния науки и производства, которая существенным образом изменила взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства; 3) быстрое обновление искусственной среды, в которой непосредственно протекает жизнь и деятельность человека; 4) изменение и быстрая трансформация социальных связей (на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности).

На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества: индустриальное общество и постиндустриальное общество. Сегодня техногенная цивилизация выходит на новый виток своего развития. Его особенностями считают нарастание процессов глобализации и информатизации современного общества.

В современном мире все чаще раздаются призывы отказаться от излишеств техногенной цивилизации, остановить дальнейший технический прогресс или хотя бы ограничиться использованием наиболее простых устройств, приводимых в действие силой рук человеческих. На первый взгляд привлекательные идей, ведущие человека назад к природе, вряд ли выполнимы для современного человека, привыкшего к благам цивилизации.

Преодоление конфликта между развитием общества и природой возможно при условии ориентации общества на сбалансированное развитие общества, которое старается предвидеть новые противоречия и решить существующие, на основе согласования своих потребностей со способностью биосферы оставаться в устойчивом состоянии и сохранять для будущих поколений жизненно важные ресурсы.

Выводы:

Техника есть средство создания человеком искусственной реальности и одновременно с этим – неотъемлемая часть этой реальности

Современный мир немыслим без техники. Она стала неотъемлемой частью жизни человека, условием существования общества и его небывалого технического прогресса.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля :

1. Заполните пропуск в тексте:

Особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодовлеющая ценность называется _______________ цивилизация

Варианты ответов: традиционная / техногенная / Нового времени / научно-техническая

Правильный вариант ответа: техногенная

2 . Соедините попарно фразы так, чтобы получились правильные утверждения:

С момента появления техники идут споры между её сторонниками и противниками. Соедините фигуры так, чтобы получились аргументы для каждой точки зрения.

  1. Сторонники техники утверждают,…
  2. Противники техники говорят,…
  3. …что техника – это неоправданное излишество,
  4. …что без техники не обойтись,
  5. ведущее человека к «техногенной пресыщенности».
  6. …она помогает человеку в решении насущных проблем, улучшает и облегчает его жизнь.

Правильный вариант : надписи в соединяемых фигурах должны составить следующие фразы:

1.Сторонники техники утверждают, что без техники не обойтись: она помогает человеку в решении насущных проблем, улучшает и облегчает его жизнь.

2. Противники техники говорят, что техника – это неоправданное излишество, ведущее человека к «техногенной пресыщенности».

Глава 1
Мировоззренческие аспекты психического здоровья и безопасность полетов

В любой области человеческой деятельности профилактика как социальная организация начинается с анализа угрозы объекту или субъекту, которые мы хотим обезопасить. Социально-психологический анализ причин летных происшествий показывает, что «человеческий фактор» приобрел другое измерение, познание которого поможет нам принципиально по-новому реконструировать методологию профилактики аварийности. Прежде всего, следует изменить философию обеспечения надежности системы «человек-машина». Имеется в виду усиление внимания к законам функционирования системы «человек-человек». Механизмом слаженности в работе такой системы является способность должностных лиц профессионально участвовать в воспитании, обучении, подготовке авиаторов. Опираться на научные знания о человеке как о субъекте труда. Принятие того, что человек может, должен быть целью, но не средством ее достижения. С позиции понимания летчика как субъекта труда, появится возможность объяснить место и роль профессионального риска, органически присущего опасной профессии. Эта проблема на равных включает экономику, здоровье, летный труд. Для летчиков, эксплуатантов АТ, управленцев риск выступает как социальный тест профессиональной зрелости и пригодности к работе в опасных условиях. Непосредственно для летных экипажей потребность к расширению границ риска диктуется самой сутью профессии и выступает как психологический феномен психофизиологической устойчивости к авиационным и социальным стрессам. В знании – истоки бесстрашия. Но не только. Надежность авиаторов – в развитости интеллекта, самостоятельности и духовной ответственности, в характере, породе и натуре. В 40–50 % инцидентов причиной выступают не плохие знания, а утрата авиацией своей элитарности. Авиационный комплекс, социальное взаимодействие всех участников гражданской авиации требует от экипажа высокой культуры, этического мироощущения, мощного интеллекта, выраженного психического здоровья и летных способностей. В ответ на эти требования есть своя явь: 60–90 % среди летающих экипажей относятся ко 2-ой и 3-ей группам психологического отбора. Более 40 % физически растренированы, с избыточным весом, во власти многообразных вредных привычек, угрожающих их профессиональному здоровью.

Вместе с тем небесная система «летчик-небо-самолет» дополнительно востребовала от человека иметь особое нравственное качество – духовность. Духовность есть высшая (неподкупная) ответственность за данное тебе доверие по охране жизни пассажиров, самолета, граждан на земле и… своей собственной. Это означает, что во всех блоках и инфраструктурах авиационного хозяйства должны присутствовать ростки спасительного. Все, с чем сопрягается экипаж, направлено на раскрытие его возможностей с учетом ограничений. В наше мировоззрение стоит включать таинство техники: она требует более высокого качества жизни, более широкой культуры во всем диапазоне человеческого фактора: отбора, обучения, подготовки, эксплуатации авиационной техники. Сегодня члены клуба командиров авиапроизводства России удостоены золотого знака, который является признак материальной состоятельности, но очень хотелось бы придать ему духовный венец. Духовность – это тоже знания, но, прежде всего, о себе. Слабые знания о себе, о законах психической деятельности, о своих слабостях, ограничениях – ахиллесова пята в профилактике аварийности. Управление рисками человеческой составляющей – это гвоздь медицинской, управленческой кадровой политики плюс воспитательной.

Из-за слабости указанной политики потенциально существует скрытая угроза безопасности полета: невозможность экипажа в полную силу использовать свой профессионализм. Особенно это проявилось в условиях рыночной экономики. Речь идет о подмене идеала, когда, образно говоря, кислород сменили на деньги, т. е. подняли ценность быта и извратили ценности бытия. Именно цинизм по отношению к добродетельности стал причиной сумеречного сознания, т. е. угрозой психическому здоровью. Мыслящее мировоззрение, выраженное в духовной цели: не в небо подняться, а приблизить Небо к Земле. Подобное мировоззрение дезавуирует зло, порожденное соблазнами. За 1993–2000 гг. произошло во всей авиации России более ста катастроф. Все те катастрофы, где экипаж проявил летную неряшливость, авантюризм, стяжательство, вектор его личности был направлен на приземленность Высшего начала в человеке. Это не мистика, это наукой доказано. Поэтому стоит награждать золотым знаком всех должностных лиц, которые остро чувствуют ответственность за блатмейстерство при отборе в авиацию, при назначении неспособных на командные должности, за неуемный вещизм, за полукриминальную практику чартерных рейсов (перегруз, приписка в классности и пр.). Это возможно, если особо ценить и воспроизводить психическое здоровье. Это качество здоровья воспитуемо. Размышления мои сводятся к простой мысли: к смещению акцентов в область воспитания взрослых людей, в область воспитания независимых личностей, психически выносливых, духовно стойких, умственно одаренных, способных одухотворять смысл и значимость своего труда. Для работодателей необходимо создать правовую базу, регулирующую их ответственность (персональную ) за поддержание условий охраны психического здоровья, социального положительного самочувствия и должного уровня профессиональной подготовки. Психическое здоровье напрямую связано с социальным качеством авиации: элитностью, которая проявляется в общественной цене человека летающего и пассажиров в том числе. Элитность экипажа трансформируется сознанием в самое главное чувство – своей нужности и социальной защищенности. Для летчиков-читателей, как летающий врач, скажу:

«Элитность авиации прежде всего в вашей высокой пробы честности и гражданской порядочности, в вашей любви к своей профессии, преданности и благоговении перед жизнью».

Эти слова многим покажутся благими призывами. В связи с чем хочу обратить внимание авиационных врачей и летчиков на необходимость знаний из такой области науки, как психофизиология. Именно эти специфические знания как никакие другие помогут сблизить врача и летчика. Хотя мое более близкое общение с летным составом гражданской авиации дало возможность почувствовать, что сообщество авиационных психологов, врачей, эргономистов испытывает острую потребность в душевном общении с летными экипажами, в обмене информацией, в том числе и по научным проблемам.

В этой связи более глубоко раскроем содержание авиационной психофизиологии. Авиационная психофизиология участвует в формировании психического здоровья. Здоровая психика, летные способности видеть, слышать, чувствовать, думать, быть эмоционально устойчивым, выносливым, благоразумным и составляют психическое здоровье как гарант надежности человека летающего.

Во многих сегодняшних авиаотрядах авиационная медицина явно не в почете. Это означает, что не в почете и человек. В этой связи можно ответственно заявить: многие социальные конфликты на почве оценки профпригодности летных экипажей, личностные стрессы от непрофессионального отношения к летчику не как субъекту труда, а как к «наемной рабочей силе» обусловлены бескультурным отношением к роли и месту авиационной медицины и психофизиологии.

Убежден, что летающий брат поймет мое мнение о том, что врачебная экспертиза годности летчика, т. е. пригодности к профессии не может проводиться врачами, не имеющими сертификата «авиационный врач» . Жизнь требует существенно усилить властные и кадровые полномочия.

Многие линейные пилоты и по сей день отождествляют психофизиологию с экспертизой их профпригодности по здоровью. В этой связи и рассмотрим цель, место, содержание психофизиологии в системе профилактики аварийности. Известно, что безопасность куется на земле, начиная с культуры проектирования летательного аппарата (ЛА) под человека, управляющего им. Речь идет о том, что на всех этапах создания ЛА при выборе не только систем индикации, органов управления обзора из кабины, но и характеристик устойчивости и управляемости, принципов сопряжения автоматики с человеком, определения границ отказобезопасности систем и агрегатов требуется применение знаний законов в работе психики, нервной системы, анализаторов человека и особенностей поведения в нестандартных и усложненных условиях полета. Это входило в научные задачи Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации.

Опыт подтвердил, что и человек, и техника сами по себе могут быть надежными, а при их взаимодействии проявляется ненадежность, но уже системы «летчик-самолет». В этой, казалось бы, простенькой мысли содержится ответ на вопрос, откуда беды летного состава, при квалификации их вины в ходе расследования летных инцидентов, особенно обусловленных их ошибками. В военной авиации еще в 80-е годы в нормативные документы по расследованию причин ошибок дополнительно к понятию «личный фактор» мы ввели инженерно-психологическое понятие «человеческий фактор». В эту категорию отнесли закономерные ошибки, обусловленные неучетом психофизиологии человека при создании рабочих мест и летно-технических характеристик, ошибки, провоцируемые физиологическими феноменами обмана чувств, психическими состояниями, спутанностью сознания, переутомлением, испугом, неуверенностью и т. д. Внедрив эту классификацию причин ошибок, удалось принципиально разделить беду и вину летчика . Не менее важно и то обстоятельство, что был создан прецедент производственного участия авиационной медицины и эргономики в совместном проектировании военного самолета и проекта будущей деятельности экипажа в объеме всех задач полета. В ТТТ и ТЗ было введено Положение об учете ограниченных возможностей человека за счет конструктивного совершенства летательных аппаратов . В этих целях были созданы совместные с ОКБ Микояна, Сухого, Камова, Миля стенды, где моделировались условия деятельности, с помощью которых получали количественные характеристики надежности действий, характеризующие степень согласованности человека с техникой в части касающейся компетенции психофизиологии человека. Введение этапа инженерно-психологического проектирования и психофизиологического обеспечения разработок самолетов МиГ-29, Су-27, Ту-160, вертолетов Ми-28, Ка-50 привело к снижению ошибок по «человеческому фактору» на 45–60 %. Этот успех, уважаемые летчики, был достигнут благодаря знаниям сути и содержания летного труда . Поэтому не отталкивайте врачей от своей профессии, а, скорее наоборот, вовлекайте и учите их смыслу Вашего святого ремесла!

В доказательство необходимости взаимного обогащения профессиональными знаниями приведем пример из живой истории. При проектировании перспективного самолета без достаточного учета дифференциальных порогов ощущения физических раздражителей был сделан выбор зависимостей между расходом ручки управления и перегрузкой, величиной усилия и расходом рулей. Это привело к обману чувств, так называемому феномену «перетягивания» ручки, выходу маневренного самолета на закритические углы атаки и как конечный результат – в течение трех лет 22 потерянных самолета.

Уважаемые авиаторы, не врачи накладывают ограничения на вашу карьеру, а недостаточная эргономичность рабочих мест, систем управления и информации.

Один лишь факт: недостаточное перемещение чашки сиденья по высоте на некоторых самолетах привело к тому, что более 35 % летного состава из-за своего роста не могли установить нужный угол визирования, ставшей причиной ошибок приземления и, конечно, «по вине летчика». Исходя из этого, ограничили прием в училища по ростовым показателям . Этот пример если не доказывает, то показывает, что авиационная психофизиология как наука и практика – одна из тех человеческих авиационных дисциплин, которая противодействует неумеренным технократическим требованиям к экипажу как сервоприводу, как исполнителю чужой воли, как гайке системы . Именно такое отношение породило подсознательное биологическое предубеждение, что экипаж – потенциальный нарушитель правил, источник своеволия и носитель летных происшествий.

В интересах обоснования контрольно-надзорной роли летного состава и за уровнем обеспечения безопасности собственной жизни в полете сформулирую три нравственно-психологических императива.

Первый императив . Мощный прорыв в области безопасности полетов лежит не столько в технике как таковой, сколько в принципиальной смене мировоззрения на летчика и его труд, на образовательный ценз авиационной медицины.

Полет – это особый вид трудовой деятельности человека в неземных условиях, который нельзя абсолютно обезопасить техническими средствами без творческого, интеллектуального, правового участия экипажа, выступающего в качестве государственного гаранта благополучного полета. Дело в том, что технократические принципы подхода к человеку в полете если не де-юре, то де-факто нередко отказывают летчику в небе быть небожителем, т. е. в отличие от земной жизни по-другому чувствовать время и пространство, по-своему переживать третье измерение, использовать для управления самолетом чувство полета и чувство самолета, по-особому переживать душевное состояние свободы как акта возвышенности духа и ответственности . По нашему убеждению, в XXI веке кроме необходимых кодексов, руководств, правил безопасности будет создан сугубо летный катехизис, своего рода нравственный императив, где, помимо лично летческой профессиональной ответственности за свои поступки, летчик будет наделен правом на самовыражением своего «Я» в самолете, в обучении, в воздухе. Иметь возможность гласно и зримо выразить протест против ограничения его профессионального интеллекта. Требовать к себе доверия как к субъекту летного труда, наделенному высшей ответственностью за жизнь пассажиров и свою жизнь с самолетом. Подобное требование естественно уравновешивается профессионализмом, деловой и нравственной ответственностью.

Из этой позиции в интересах безопасности полета выводим профессионально-образовательное направление в интересах повышения надежности летных экипажей. Его суть – создание социально-психологических условий труда для расширения возможностей экипажа использовать свои знания и способности . Именно в этом направлении следует в гражданской авиации развивать, поддерживать научные исследования биологических, психологических, социальных, индивидуальных характеристик личности и организма, которые и составляют ту часть психического здоровья, которая обеспечивает способности к управлению ЛА в несвойственной среде обитания. Больных надо лечить, но для обеспечения здоровья и изучаются специфические, психофизические резервы, которые поддерживают человеческую и профессиональную надежность в полете. Очень хотелось убедить читателя в справедливости необычного утверждения: летная профессиональная подготовка, дающая знания, умения, навыки, формирует эффективность, а затем надежность. Добавление к ней психофизиологической подготовки и психофизиологических тренажей дают человеческую надежность и разумность, так как раскрывают человеку, что он может, а что нет. На этом пути самоосознания себя как профессионала, но имеющего ограничения в полете, можно воспитать зрелость гаранта безопасности. Это очень важно в связи с постоянным переучиванием на новую, более совершенную технику. В гражданской авиации треть лиц старше 50 лет, т. е. опытные профессионалы. Не больные, но часть из них со сниженными психофизиологическими резервами. Эти лица, а не те, что имеют «букет диагнозов», допускают чаще ошибочные действия. Сниженные психофизиологические резервы – это синдром ухудшения качества жизни, психологического климата, страх потерять профессию, утрата летной направленности.