Подготовка ребенка к школе учим детей. Домашняя подготовка детей к школе: развивающие задания, игры, упражнения, тесты. Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: тестирование. Игры на развитие речи ребенка

Правильная подготовка к школе детей – залог их будущей отличной учебы. Необходимо, чтобы до начала обучения ребенком были освоены основы правописания, математика (начальный этап), чтение.

Широкий кругозор и навыки общения со сверстниками будут способствовать его авторитету среди сверстников и педагогов.

Такая подготовка позволит малышу увереннее чувствовать себя в новой обстановке , легче войти в режим повышенных учебных нагрузок.

По ФГОС предусматривается, когда записываться в школу, ребенок должен овладеть базовыми навыками при подготовке к новому учебному году.

Обеспечивается следующая подготовленность:

  • Интеллектуальная.
  • Психологическая.
  • Социальная.
  • Мотивационная.
  • Физическая.

Полезен будет развивающий кружок. Родителям вовсе не нужно иметь специальное образование, важно усвоить основные правила.

Занятия для дошкольников будут эффективными при установлении жесткого распорядка дня. Чтобы подготовить ребенка к учебной дисциплине, важно заблаговременно выработать у него привычку к режиму учебы и отдыха.

Это позволит правильно распределить необходимое время для занятий, домашней подготовки, отдыха.

Важно , насколько правильно подобраны упражнения для развития базовых навыков, требующихся для учебного процесса.

Развивающие задания для ребенка перед новым учебным годом

Не забывайте, что ребенок успешнее освоит новые знания, преподнесенные в виде игры. Развитие моторики.

Помочь укрепить навыки письма помогут следующие задания:

  • Выполнение карандашной штриховки в тетради под разными углами.
  • Заполнение прописи.
  • Рисунки с использованием карандашей, фломастеров, акварельных красок.
  • Процесс лепки фигурок из пластилина.
  • Вырезание ножницами бумажных силуэтов.
  • Аппликации.
  • Игра с мозаикой или конструктором.
  • Самостоятельное завязывание шнурков.

Для развития памяти будет полезно:

  • Попросить малыша пересказать прочитанный рассказ.
  • Перечислить вечером увиденное за день.
  • Рассказать о просмотренных телепрограммах или мультфильмах.
  • Нарисовать увиденный до этого предмет или описать его словесно.

Развить внимательность помогут следующие упражнения:

  1. Совместный поиск в комнате предметов , название которых начинается с одной буквы – кто первый справится с заданием.
  2. Если взрослый занят делом – в процессе работы можно, рассказывая сказку, попросить ребенка хлопать в ладоши, когда произносится слово на определенную букву или при упоминании животных.
  3. Предложите малышу заниматься двумя делами одновременно , например, лепить и пересказывать сказку.

Помимо развития перечисленных навыков важно подготовить ребенка к школе психологически. Он должен быть готов к общению со сверстниками и учителями, еще находясь в детском саду.

Приведем некоторые советы родителям, которые могут помочь при начальной подготовке будущих первоклассников в домашних условиях:

  1. Не нужно чрезмерно перегружать малыша, чтобы не утратить заинтересованности к занятиям.
  2. Установленный режим дня должен соответствовать будущей учебе.
  3. Не забывайте об игровой форме занятий.
  4. Разнообразьте подготовительный процесс.
  5. Ребенок должен регулярно находиться на свежем воздухе, играть в подвижные игры.
  6. Правильно подготовьте рабочее место, чтобы обеспечивалось достаточное освещение, необходимая высота стола и стула.
  7. Оказать помощь в подготовке способны развивающие компьютерные игры.
  8. Развить моторику движений поможет, если ребенок одновременно будет проходить музыкальную подготовку.

Если затрудняетесь с выбором упражнений, обратитесь к интернету – там предлагаются различные пособия.

Подготовленные на их основе конспекты будут полезны . Может оказать помощь опытный педагог.

Если у малыша проблемы с произношением некоторых звуков может быть полезным логопед.

Правильная индивидуальная подготовка малыша окажется неоценимой для предстоящего учебного процесса.

Подготовка к школе: программы и упражнения

Приведем некоторые упражнения для подготовки дошкольника. Как тренировка зрительной памяти. Расположите в один ряд 6 игральных карт.

Попросите малыша запомнить их расположение и отвернуться. Поменяйте местами две из них, и пусть он укажет, расположение которых карт изменилось.

Упражнение повторяйте несколько раз , постепенно увеличивая число карт, можно их расположить в несколько рядов.

№ упражнения Продолжительность Занятие Что достигается Что потребуется
1 Полчаса
  1. Игра в кубики.
  2. Волшебные окошки
  1. Правильное восприятие цветовых оттенков и размеров.
  2. Определение формы фигур, различение цветов и величины предметов
  1. Кубики.
  2. Карточки разных цветов
2 Полчаса
  1. Сказочные семена.
  2. Волшебный попугай
  1. Тренировка зрительной памяти, внимательности.
  2. Развитие слуховой памяти, внимательности
  1. Карты с изображенными фруктами, овощами и семенами.
  2. Слоговый набор
3 Полчаса
  1. Сказочные иллюстрации.
  2. Зайка
  1. Развитие правильного восприятия и умения составить рассказ по одному изображению.
  2. Развития навыков письма
  1. Серия разрезанных сюжетных картинок.
  2. Рисунок зайки с домиком, карандаш

Рассмотрим, в чем заключаются упражнения:

1. Кубики .

Выбираем самый большой и маленький кубики. Подсчитываем их общее количество, в том числе и в обратную сторону. Считаем количество кубиков определенного цвета и размера. Складываем из кубиков разные фигуры.

2. Волшебные окошки .

Понадобится 12 карточек основных цветов и оттенков, 5 фигурок разной формы: круглой, квадратной, прямоугольной и так далее.

Предполагается, что волшебником построены чудесные окошки разной формы и цвета . Предложите описать некоторые из них и выбрать наиболее понравившиеся.

3. Сказочные семена .

Понадобится 9 карточек с нарисованными фруктами, овощами и их семенами. Сильный ветер смешал разложенные семена и плоды.

Требуется упорядочить их размещение. Незаметно убрав одну из карточек, предложите определить пропажу.

4. Волшебный попугай .

Предложите малышу почувствовать себя волшебным попугаем, способным перечислять по памяти различные фразы.

Называйте несколько слогов, ребенок должен их повторить в той же последовательности. Назовите несколько слов и попросите малыша повторить в аналогичном порядке.

5. Сказочные иллюстрации .

Понадобится:

  • Три карточки с рисунками: одна разделенная надвое, вторая – на четыре фрагмента, третья – на шесть.
  • 3-4 изображения различных сюжетов.
  1. Имеются волшебные изображения , которые постоянно путаются. Необходимо их правильно сложить, по степени возрастания сложности: начиная с разделенной на 2 части и заканчивая – на 6.
  2. Другие картинки целые , но их нужно упорядочить по ходу развития сюжета. Попросите пересказать возможный сюжет сказки.

6. Зайка .

На рисунке изображен зайка и его домик. Между ними – извилистая тропинка. Чтобы помочь зайке вернуться домой, нужно, не отрывая карандаша, провести линию по центру тропинки, не пересекая ее границы.

Предлагаемый комплекс упражнений – далеко не единственный возможный, но он поможет ребенку освоить необходимые навыки и подготовиться к школе. Все зависит от вашей фантазии и желания.

Вашему ребенку пять или шесть лет и очень скоро он пойдет в школу. Готовить ребенка надо заранее и если вы этого до сих пор не делали, то самое время этим заняться. Хорошо отправить ребенка на курсы, но можно подготовить ребенка к школе самостоятельно.

Не надо все сваливать на преподавателей в школе, не надо надеяться, что ребенок пойдет в школу и всё само собой образуется. Очень вероятно, что классы будут переполнены, и учитель просто физически не сможет уделить должного внимания вашему (каждому) ребенку.

Посмотрите на своего ребенка и оцените его с точки зрения готовности. Итак, если ребенок плохо выговаривает буквы, то надо пока не поздно обратиться к логопеду. Если часто болеет, то надо посоветоваться с педиатром, как подтянуть его иммунитет. Если ребенок быстро утомляется, то опять же поговорите с педиатром о направлении к конкретным специалистам, чтобы вам поставили правильный диагноз, быть может, вашему ребенку нужен щадящий режим физкультуры.

Итак, вы решили готовить ребенка к школе самостоятельно или дополнительно к курсам подготовки, тогда несколько советов для успешных занятий:

  • начинать заниматься с ребенком надо в хорошем настроении, оно передается вашему чаду;
  • с пятилетками надо заниматься минут двадцать с последующим перерывом, с шестилетками по полчаса;
  • на первом этапе продолжительность занятий зависит от индивидуальности ребенка, кто-то будет увлеченно работать продолжительное время, а кто-то сдастся через пять минут;
  • не утомляйте ребенка длительным занятием, даже если он увлечен, он переутомится, смените род деятельности, поиграйте с ним;
  • если ребенок отвлекся и заговорил о чем-то другом, не раздражайтесь и не пытайтесь сразу вернуть его в тему занятий, поддержите разговор какое-то время, а потом вернитесь к занятиям. Некоторые дети отвлекаются часто, запаситесь терпением;
  • через каждые десять минут делайте перерывы, особенно если ребенок занимается письмом, разомните пальчики и тело;
  • поощряйте каждый успех своего ребенка, это прибавит ему уверенности в себе и положительного отношения к учебе;
  • похвалите его при других членах семьи и друзьях, ребенку захочется и дальше быть успешным;
  • завершайте занятия на оптимистичной ноте, заинтересуйте дальнейшими занятиями.

После занятий в остальную часть дня вспоминайте пройденный материал, поиграйте с ним – сколько он знает слов, начинающихся на пройденную букву. Никогда не занимайтесь с ребенком «из под палки», это не принесет хорошего результата, только отрицательные ассоциации.

Постарайтесь заинтересовать его, если не получается самостоятельно, тогда следует отправить ребенка в коллектив. Вместе дети делают то, что поодиночке делать не хотят. Главное, детей на первом этапе надо поощрять. Когда они уже заинтересуются учебой, их будет интересовать сам процесс, а в начале их надо мотивировать.

Когда у ребенка появятся первые успехи, надо потихоньку начинать требовать результатов, поначалу ненавязчиво, но в дальнейшем разумная требовательность взрослого будет только на пользу.

Обучение чтению

При обучении чтению многие взрослые делают распространенные ошибки, которые тормозят дальнейшее обучение детей:

  • Мы учим детей не букве, а звуку, поэтому называть букву надо не как в алфавите, а так как звучит звук, например буква «Н» должна называться отрывисто – Н! А не как два звука ‘э’ и ‘н’. Не смешивайте понятия «Звук» и «Буква».
  • Не учите ребенка читать по одной букве. Надо учить читать сразу слоги, например МА-МА, читаем по слогам, по необходимости тянем первую букву слога, пока не поймем какая буква следующая.

Учим правильно писать буквы

Как можно помочь ребенку, если он неправильно пишет буквы, забывает или путает их? Проверьте, различает ли ваш ребенок понятия «справа » и «слева ». Если у ребенка возникают трудности с написанием буквы в правильную сторону, чаще всего это следствие несформировавшихся понятий «право » и «лево ».

Попросите ребенка показать свою левую руку или правое ухо. Пусть он расскажет, что находится справа от него, а потом слева. Если ребенок не может справиться с заданием, объясните ему. Занимайтесь с ним до тех пор, пока он не начнет правильно выполнять задания.

Может ли ваш ребенок сложить картинку из шести кубиков? Если у него возникают проблемы такого рода, то надо развивать зрительно-пространственный анализ ребенка. Начните с картинки из четырех кубиков. Также полезны для этого конструкторы и мозаики, которые к тому же развивают моторику.

Чтобы ребенок запоминал буквы можно позаниматься с ним следующим образом. Пусть ребенок раскрасит буквы большого размера, которые у него вызывают затруднение.

Также хорошо вылепить эти буквы из пластилина или вырезать из бумаги нарисованную букву. Сравните букву с другой, похожей на неё буквой или с чем-нибудь ещё, пусть ребенок сам придумает с чем.

Занимайтесь с ним до тех пор, пока не получите ожидаемый результат.

Будьте терпеливыми и внимательными и ваши усилия обязательно дадут замечательные результаты. Удачи вам и вашим деткам!

Если вы хотите получать информацию о новых статьях и видеоуроках, подпишитесь на рассылку « », или на рассылку «Лента яндекса». Спасибо!

Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители! В этой рубрике я буду публиковать свои занятия с детьми по подготовке к обучению в школе.

Сегодня, 1 июня, моя «Домашняя школа» открылась! Почему домашняя? Я провожу занятия у себя дома. У меня частный дом, в котором самая большая и просторная комната в день занятий превращается в учебную комнату.

Ещё у меня есть достаточно большой двор для детских игр и приусадебный участок, который тоже сыграет свою роль в обучении и развитии моих маленьких учеников. Ну и главное, есть большой опыт педагогической работы с учащимися начальной школы и опыт просто мамы троих детей.

Вас удивило, что моя школа открылась 1 июня, в первый день летних каникул? Этому есть своё объяснение. Во-первых, летние каникулы — это отдых для учеников школы, а мои маленькие ученики ещё дошколята. Во-вторых, лето — это пора учительских отпусков. А именно в это время заботливые родители обращаются за помощью к учителям начальных классов. А просьба о помощи у них простая: «Пожалуйста, подготовьте ребенка к школе».

Мои маленькие ученики в этом году ещё не идут в школу. Поэтому я намерена заниматься с ними до 31 мая 2015 года, т. е. ровно год. В моей маленькой группе пока 4 ребенка. Это два моих сына: шестилетний Павлуша и четырехлетний Андрюша и дочери моих близких знакомых, две пятилетние девочки Ладушка и Сашенька. Команда небольшая, но объединенная одним духом и общей целью. Самое главное, у меня есть помощницы, две замечательные мамы девочек-учениц. Одна мама художница, а другая преподаватель музыкальной школы.

Своей личной методики по подготовке детей к обучению в школе у меня нет. Но есть 17-летний опыт работы в школе учителем начальных классов и опыт многодетной мамы. Со своей старшей дочерью, а ей 24 года, мы прошли и подготовку к школе, и начальные классы, и ЕГЭ в 11 классе, и 5 лет университета.

В основу проведения занятий по подготовке к школе положены 5 главных целей, которые мы все вместе постараемся достичь.

1. Развитие памяти и внимания.

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

4. Обучение счету в пределах первого десятка и азбуке.

5. Эстетическое развитие (музыка, рисование).

А теперь я опишу подробно ход 1 занятия.

Занятие № 1

В день проведения занятия мои дошколята будут находиться со мной 2 часа. Каждое занятие комплексное и одним махом такой большой объем информации дошкольникам выдать невозможно. Каждый этап занятия должен продолжаться не более 15-20 минут. Между каждым этапом будут проводиться игры на свежем воздухе, игры в комнате на ковре, музыкальные паузы и конечно, работа на приусадебном участке. Каждому ребенку я выделила грядочку — маленький огородик, на котором дети посадят различные растения. В течении лета мы будем ухаживать за саженцами, наблюдать за их ростом и развитием. Ну и в итоге, надеюсь, соберем урожай.

А теперь идём по пунктам:

1. Развитие памяти и внимания.

Картинки для «фотографирования» вы можете подобрать сами, но если хотите, я поделюсь с вами своей презентацией с подборкой картинок.

Скачать презентацию можно с сайта:

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

На первом занятии я ограничилась карточками по методике Глена Домана (домашние и дикие животные).

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Здесь я использую пропись Олеси Жуковой. Вот странички прописи, которые я выбрала для первого занятия. Их можно скачать со страницы сайта (щелкаем на картинку и она увеличится, дальше щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Сохранить картинку как…»)


4. Обучение счету в пределах первого десятка и Азбуке.

Обучение счёту:

Первое с чего начала, это озвученная презентация по методике Глена Домана «Математика с пелёнок». Меня совершенно не смущает слово «с пелёнок». Мне нравится эта методика и для меня не важно, что мои маленькие ученики уже давно вылезли из этих самых пелёнок.

Цифры я сделала в программе Microsoft Word в формате А4, распечатала на принтере и разрезала.

Для этого этапа урока у меня есть в запасе ещё одна презентация «Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей». Здесь сначала наглядно ввожу понятие «число», а уже потом «цифра». Все картинки на слайдах появляются по щелчку. Переход на следующий слайд тоже по щелчку. Качество презентации отличное. Вы можете забрать эту презентацию прямо с сайта.

Скачать презентацию:

На первом занятии я выдала блоком «Счет от 1 до 5», потому что мои ученики уже знакомы с цифрами. Здесь, на сайте «Началочка» вы можете посмотреть дополнительные материалы по этой теме в рубрике «Математика».

Азбука. Звук [а] и буквы Аа.

Для работы с азбукой я использую задания из следующих источников:

Рабочая тетрадь «Обучение грамоте малышей»

Букварь Н. С. Жуковой

Страницу из прописи Олеси Жуковой с буквой А (см. на этой странице выше).

Я не расписываю своё занятие в детальных подробностях, потому что эта статья предназначена прежде всего для моих коллег — учителей начальных классов. А они-то знают, что и где говорить, какие задавать вопросы и т. п.

5. Эстетическое воспитание.

На первом занятии я использовала моё любимое «рисование пальчиками». Подробно об этом виде рисования можно прочитать всё на том же сайте «Тараторки». В боковом меню выбираем рубрику «Рисование» и дальше «рисование пальчиками». На странице сайта можно скачать картинки для раскрашивания. На этом сайте у меня тоже есть детские картинки для раскрашивания, которые подойдут для рисования пальчиками. Смотрите здесь: (ссылка на скачивание под флеш-роликом).

Все этапы занятия прошли успешно. Более того, ребята не могли расстаться. Когда за детьми пришли их мамы, то им пришлось провести у меня ещё пару часов.

Следующее занятие я назначила на среду, 4 июня. Ход занятия № 2 и все последующие будут опубликованы на сайте. Если Вам интересна тема «Подготовка ребенка к школе» — ждите мою новую статью. Подписывайтесь на рассылку и будьте в курсе последних новостей моего сайта.

Ваш ребенок подрос, и совсем скоро ему идти в первый класс. Это торжественное событие в жизни каждого из нас. Помните, как вы готовились к 1 сентября, собирали портфель и примеряли форму? Очень важно подготовить свое чадо к новому этапу в жизни. Школьные годы - самые прекрасные. Важно, чтобы ребенок шел учиться с желанием и с интересом.

Ответственность на родителях

Современная школьная программа сложна для всех учеников. Даже многие учителя считают, что усвоить требуемый объем материала Успешность на уроках во многом зависит от того, какую базу знаний малыш получил в дошкольном возрасте. Многие мамы и папы даже не задумываются, как ребенка подготовить к школе, считая, что его всему научат учителя. Очень заблуждаются они. Если ребенок, придя в первый класс, почувствует себя слабее одноклассников, он может вообще утратить интерес к знаниям и, в конце концов, перестать учиться. А это двойки, нервы и Задача родителей - не допустить этого и заранее подумать, как ребенка подготовить к школе.

Зачем подготавливать ребенка к школе

Представьте ситуацию. Сын вашей соседки еще с 5 лет умеет читать, считает и решает элементарные примеры, умеет четко излагать свои мысли и анализировать, пересказывать тексты. А ваш малыш только летом перед школой начал азбуку учить. А теперь ответьте, кто будет лучше и быстрее схватывать учебный материал? Размышляя, как ребенка подготовить к школе и нужно ли это делать вообще, поставьте себя на место учителя. В классе 25 маленьких детишек, а учитель - один. Он обязан каждому ученику уделить внимание. Большинство уже начало читать бегло, а несколько детей никак не могут понять, чем отличаются буквы от цифр. В результате - отстающие дети так и остаются в конце строя.

На что обратить внимание, когда и чему учить ребенка

Итак, вы задумались над тем, но не знаете, с чего начать. Во-первых, выучите с ним буквы и начинайте читать по слогам. Пусть ребенок каждый день читает по несколько строк. Родители во время таких тренировочных занятий должны быть рядом и помогать. Обязательно после занятия спросите у ребенка, что он прочитал. Пусть перескажет. Задавайте ему наводящие вопросы. Во-вторых, учите цифры и тренируйтесь на простых примерах. Ребенок должен понять смысл сложения и вычитания. Показывайте математические примеры, используя яблоки, конфеты, пальчики. В-третьих, дошкольник должен знать и уметь объяснить, в чем их отличия. В-четвертых, чаще уделяйте время своему отпрыску и разрешайте ему заниматься творчеством. Пусть рисует, лепит, клеит и мастерит. Чем больше он будет заниматься, тем быстрее будет развиваться А это, в свою очередь, повлияет на такой навык, как письмо. Рассказывая, как ребенка подготовить к школе, следует сделать акцент на том, что нельзя его заставлять заниматься. Лучше тренироваться в форме игры. Например, устройте дома школу: усадите маленького ученика за парту и начните импровизированный урок. После поменяйтесь ролями, пусть учителем будет ребенок.

Дошкольные учебные заведения

Конечно, многие родители слишком заняты на работе. Им просто некогда заниматься со своим дошкольником. Поэтому ищут, где подготовить ребенка к школе. На самом деле таких мест можно найти множество. Важно среди всех подобрать то дошкольное подготовительное заведение, которое действительно научит ребенка и сможет квалифицировано подготовить его к школьным будням. Как вариант, можно нанять репетитора, который будет заниматься персонально с малышом на дому в удобное для вас время.

Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.

Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.

Памятки как самостоятельно подготовить ребёнка к занятиям в школе

Задания, которые предлагает школьный психолог на консультации, помогут понять, на каком уровне развития находится ребёнок. Это обязательный этап, для успешного прохождения которого нужно заниматься с ребёнком в течение длительного времени.

Учебная деятельность

Мамы и папы должны помнить: ваш малыш может чего-то не уметь. Не нагружайте юную голову слишком сильно. Школа предназначена, чтобы рассказать ребенку об огромном количестве вещей, расширить кругозор, научить жить и работать в коллективе.

Однако существует набор основных знаний, которыми первоклассник должен владеть:

  • Полные имена, своё и родителей.
  • Адрес. Страна, город, улица и дом, в котором он живёт.
  • Известные растения, животные и птицы. Малыш должен различать популярные растения и животных, отличать кактус от ромашки, лису от тигра. Человек, который проверяет готовность к школе, может поинтересоваться, есть ли питомцы дома, попросить рассказать о кошке, собаке, попугае. Также он может узнать, какое животное или растение нравится экзаменуемому больше всего, спросить почему.
  • Время. Желательно, чтобы первоклассник умел обращаться с часами. Главное, чтобы он отличал день от ночи, вечер от утра. Один из вариантов задания: «Расположить картинки в правильном порядке». Чаще всего на них изображен режим дня.
  • Геометрические фигуры. До поступления в школу большинство детей умеют вырезать круг, треугольник, квадрат. Кроме того, они обязаны соотносить предметы по форме: крыша дома похожа на треугольник, а сам дом на квадрат.
  • Цвета. Мальчики и девочки в дошкольном возрасте учат не только основные оттенки, но количество цветов в радуге, порядок их расположения. Родителям надо научить ребёнка рисовать элементарные картинки, правильно подбирать цвета для изображения: солнышко – жёлтое, травка – зелёная, а зайчик – белый.
  • Цифры. Обучать правилам вычитания и сложения не обязательно, это сделает преподаватель. Лучше научите считать от 1 до 20 и обратно.
  • Времена года, месяцы, дни недели. На подготовке детям следует не только называть их, но и знать количество, и расставлять в правильном порядке.
  • Популярные праздники. Психолог может спросить, какой из них любимый. Малыш должен ответить и рассказать, почему он выбрал именно этот вариант.
  • Строение человеческого тела. Рисунок человека – частое задание при поступлении в школу.
  • Различать живое и неживое.

  • Элементарные правила дорожного движения: «Нельзя переходить дорогу на красный цвет», «Нельзя перебегать железнодорожные рельсы». В игровой форме школьный работник может проверить эти знания. К примеру, уточнив, кто прав, зайчик, который ждёт зелёный или белочка, которая бежит перед движущейся машиной.
  • Чтение по слогам. Если ваше чадо не умеет читать, это не страшно – научат в школе. Однако этот навык существенно облегчит ему обучение в дальнейшем, и все остальные предметы будут даваться легче.
  • Пересказ. Развитие навыков речи – одна из главных задач при поступлении в первый класс. В начале учебного года ребёнок должен понимать смысл коротких рассказов, выстраивать предложения в логическую цепочку.
  • Память. Перед дошкольником кладут несколько картинок, он смотрит на них некоторое время, потом их переворачивают. Чем больше деталей он запомнит, тем лучше. Надо воспроизвести сюжет и рассказать, что там изображено.

Часто школьные психологи дают задание на выявление лишнего. Существует большое количество занимательных пособий, на которых можно отработать этот навык, но занятия можно проводить и с помощью подручных средств.

Например, попросите малыша выбрать то, что нужно убрать, предложив ему несколько фруктов и один овощ.

Поведение в обществе

Родители юного школьника должны думать не только об учебной успеваемости, но и о том, как помочь ему влиться в классный коллектив. Мы предлагаем рекомендации, которые помогут понять, как быстро самой подготовить ребенка к обучению в школе за лето.

Развивайте в нём:

  • Самостоятельность. Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, следить за своим внешним видом и переодеваться в спортивную форму перед физкультурой. Вы можете показать, что он взрослый, равный, но у этого статуса есть не только привилегии, но и обязанности. Не надо собирать портфель за него, лучше проконтролируйте, когда дело будет уже сделано. Тоже самое касается домашнего задания: попытайтесь в мягкой форме донести, что вести школьный дневник – его дело. Но не перегибайте палку в этом вопросе. Помните, что в первую очередь малыш должен ощущать вашу любовь и поддержку. Дайте ему почувствовать, что у него есть надёжный тыл, куда он может прийти с любой проблемой, и жизненной, и учебной.

  • Усидчивость. Маленьким сложно перестроиться после безработных лет детства, и время стандартного урока кажется им вечностью. Во время занятий со своим сыном или дочерью, помогите им привыкнуть заниматься делом некоторое время, постепенно увеличивая нагрузку. Мы рекомендуем начинать с 15 минут, а к началу учебного года увеличить время до получаса.
  • Дружелюбие. Расскажите, почему нельзя драться с одноклассниками и обзываться на них, но не забудьте добавить, что за себя надо уметь постоять. Объясните, что ябедничать – плохо. При этом попытайтесь донести, что в некоторых ситуациях нужно обязательно говорить взрослым о случившемся. Например, если кто-то мучает животных или обижает слабого.
  • Вежливость. Научите сына или дочь формулам этикетного общения. Напоминайте, что при встрече с любым человеком нужно говорить «здравствуйте», а при прощании «до свидания», объясните про «спасибо» и «пожалуйста».

Очень важный момент, на который Вы должны настроить ребёнка – культурное поведение на переменах. Он должен знать, что в школе нельзя бегать по коридорам, кричать, забираться с ногами на мебель.

Практикующие специалисты, работающие с дошкольниками, предлагают несколько рекомендаций для тех, у кого растет будущий первоклассник:

  • Не компрометируйте учителя. Даже если Вы не согласны с ним в каких-то вопросах, выскажите недовольство в личной беседе, а не сыну или дочери. Если Вы чувствуете, что из-за молодости, неопытности или других факторов, преподаватель не справляется с возложенными на него обязанностями, попытайтесь помочь ему. Например, предложите родительскому комитету снять с учительских плеч часть общественной нагрузки. Психологи утверждают, что младший и средний школьный возраст – это время поиска нового авторитета, помимо родительского. Среднее звено ищет его в ровесниках, а младшее – в учителе. Поэтому очень важно для мам и пап не подрывать этот авторитет, а всячески поддерживать. Разочарование в преподавателе начальной школы может сильно пошатнуть структуру личности.

  • Разговаривайте с детьми. Обязательно спрашиваете, как прошёл каждый школьный день. Обратите внимание, что беседа не должна сводиться к перечислению полученных оценок и обсуждению меню столовой. Спрашивайте, что понравилось на уроках, а что нет, что запомнилось и что заинтересовало. Если вам некогда, лучше перенесите разговор на вечер или выберите другое свободное время, но не прерывайте его на полуслове. Дети говорят о том, что кажется им важным, поэтому умение слушать и слышать своего малыша необходимо каждому взрослому. В подростковом возрасте родители начинают в голос твердить: «Он/она ничего нам не рассказывает, на все вопросы отмахивается». Замкнутость и недоверие ко взрослым развивается у школьников в первые годы обучения, если они чувствуют, что у мамы с папой нет времени на их проблемы и переживания. Чтобы такого не случилось в Вашей семье, помните, что дитя будет доверять Вам секреты, только если увидит заинтересованность в них.
  • Не оценивайте учебную деятельность. Оставьте это преподавателям. Вы должны помогать и поддерживать юного ученика, а не брать на себя роль надзирателя. Если ребёнок не справляется с каким-то предметом, начните заниматься с ним, а не ругайте за плохие оценки.
  • Позволяйте отдыхать. Даже если успеваемость оставляет желать лучшего, не заставляйте «двоечника» заниматься целыми днями. Распределите время так, чтобы его хватало и на выполнение основных уроков, и на дополнительные упражнения, и на то, чтобы мальчик поиграл во дворе в футбол, а девочка попрыгала в классики или покаталась на велосипеде. Делайте упор на активные, подвижные игры, которые проходят на свежем воздухе. Они разгружают сознание, освобождают его для приёма новых знаний. А вот компьютерные стрелялки и просмотр мультфильмов можно сократить до тех пор, пока оценки не придут в норму.
  • Не читайте учебники заранее. Не нужно проходить с будущим первоклассником годовой материал за лето. Ему станет скучно на уроках, и интерес к учёбе пропадёт. Если материал даётся вашему чаду очень легко, посоветуйтесь с классным руководителям. В школах существует несколько программ разной сложности: в случае необходимости возможно повышение уровня.

  • Помните о темпераменте. Выбирая школу, обратите внимание на тип нервной системы того, кому предстоит там учиться. Холерики активны и неусидчивы, тяжело воспринимают критику. Для них и для сангвиников подойдут программы повышенной сложности. Большое разнообразие заданий позволит не только удерживать их внимание на учебе, но и поспособствует повышению интереса к школьной жизни. Для флегматиков и меланхоликов быстрый темп урока будет тяжёлым испытание. Они включаются в работу постепенно, долго думают над одним заданием. Выберите для них обычную школу, со стандартными требованиями или уклоном в одну область.
  • Обучайте, играя. Определите предмет, который больше всех нравится маленькому ученику и расширяйте его кругозор в этой области, применяйте игровые методики. Если он проявляет интерес к окружающему миру, ходите вместе в парки, зоосады, океанариумы, читайте больше книжек про животных. Если ему нравится математика, считайте ступеньки, людей на улице, шаги до магазина или до школы. Если ему интересны рассказы о событиях прошлого, составьте вместе фамильное древо, попросите бабушек и дедушек рассказать что-нибудь, а уникальную информацию о Вашей семье Вам поможет добыть Дом Родословия.

При подготовке ребёнка к школе прислушайтесь к психологам и педагогам, почитайте методическую и научно-популярную литературу на эту тему, спросите совета у друзей, которые уже миновали этот этап, но не пытаетесь слепо подражать всем рекомендациям.

Вы знаете свое дитя как никто другой, понимаете его слабые и сильные стороны. Только Вы сможете найти правильный подход к его домашнему обучению и понять, как лучше его подготовить. Слушайте свое сердце, но не забывайте и про советы специалистов.