Кто такая прекрасная дама у блока. Эволюция образа Прекрасной Дамы в лирике А. Блока

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Александра Николаевича называют основоположником русского реалистического театра. Именно он, по словам Гончарова, «достроил здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь». Влияние традиций русской литературы послужило написанию многих известных пьес Островского.

Каждая пьеса А.Н. Островского наполнена загадкой - необычные имена и фамилии действующих лиц.

Данная работа посвящена исследованию и расшифровке «говорящих» имён и фамилий в творчестве А.Н. Островского.

Актуальность моей работы состоит в следующем. Во-первых, тема слабо рассматривается в учебниках, а моим сверстникам, я думаю, будет интересно узнать значения фамилий и имён в произведениях. Во-вторых, данная работа поможет им узнать, что автор тщательно продумывает, как назвать своего героя. В-третьих, если говорить о практической значимости работы, то она заключается в том, что расшифровка фамилий поможет читателю понять идею пьесы.

Цель работы - проанализировать, с какой целью А.Н. Островский в своих пьесах использовал такой приём, как «говорящие» имена и фамилии

Постановка данной цели обусловила следующие задачи исследования:

Рассмотреть многообразие фамилий

Классифицировать имена и фамилии персонажей пьес А.Н. Островского.

Расшифровать имена и фамилии.

Сопоставить имя и фамилию героя с его характером.

На основе проведённой исследовательской работы ответить на вопрос: с какой целью А.Н. Островский использовал «говорящие» имена и фамилии?

Историческое возникновение слова «фамилия»

Задумывались ли вы, что означает ваша фамилия или имя? Имя может определить, например, судьбу человека, а фамилия - его характер, или наоборот. Но взаимосвязь личных имён с человеком очевидна. Яркий пример этому, пьесы А.Н. Островского. Именно поэтому мне стало очень интересно расшифровать некоторые имена и фамилии в произведениях Александра Николаевича.

Прежде, чем перейти к расшифровкам фамилий в произведениях, надо понять, что значит само это слово «фамилия»

В книге Л. Успенского говорится о том, что в XVII веке, в России, крестьянину присваивалось прозвище, которое формировалось из частичного изменения названия населенного пункта, в котором он жил или оно давалось по роду занятий, например, Великие Лапти, Кузнецов. Во время Петровских реформ, прозвище было заменено на фамилию. Но народу трудно было привыкнуть к новому иностранному слову, поэтому фамилия наиболее часто стали использовать уже после отмены крепостного права, так как крестьяне становились свободными, а прозвища перестали так часто употребляться. В современное время фамилия переводится, как «родовое имя», передаваемое по наследству, прибавляемое к личному имени.

Но что самое главное, в литературе «фамилия» - это одно из самых ярких средств характеристики персонажа. Ещё не зная героя, читатель формирует своё отношение, анализируя такие личные данные, как имя и фамилия.

«Говорящие» фамилии и имена как художественный приём в произведениях русской литературы до А.Н. Островского

Классицизм со своим строгими канонами уходит в прошлое. Но если внимательно проанализировать пьесы, то можно увидеть яркую черту этого направления - «говорящие» фамилии, которые помогают понять суть героев.

Один из ярких таких примеров - комедия Фонвизина «Недоросль». Денис Иванович, по словам Пушкина, «сатиры смелый властелин», поэтому фамилии в его комедии определяют основную черту в характеристике действующих лиц. Скотинин, скотоподобный, он свиней ставит « выше каждого целой головою».

Митрофан в переводе с греческого языка означает «подобен матери», и внутренними его качествами оказываются скупость, произвол, грубость, жестокость, чем, действительно, похож на свою мать.

Фамилии Правдин и Вральман недвусмысленно характеризуют своих персонажей. Первый герой стоит за правду, а для второго ложь, обман хозяев как норма жизни.

«Говорящие» фамилии остаются в произведениях, независимо от их направления.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»Чацкому присущи черты, роднящие его с декабристами: любовь к простому народу, ненависть к крепостничеству, высокоразвитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливым общественным устройством. Поэтому не случайно А.С. Грибоедов присвоил представителю века «нынешнего» фамилию Чацкий, которая созвучна с фамилией философа, публициста и декабриста Чаадаева.

Молчалин - самая простая в понимании фамилия, она указывает на то, что герой лучше промолчит, не выскажет своего мнения, в отличие от Чацкого. «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь» (д. III, явл.3) - такой жизненный принцип Молчалина.

Фамусов, один из представителей консерватизма, угодничает перед всеми, кто стоит выше него, этого бюрократа - карьериста волнует лишь, что скажет свет, не зря его фамилия в переводе с латинского означает «молва», а с английского - известный.

В комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» показаны люди, достойные всеобщего осмеяния. Это нерадивый судья Ляпкин - Тяпкин, лицемерный Лука Лукич, льстивый Земляника, лекарь Гибнер. По поводу последней фамилии возникают опасения, какой исход ждёт его больных? С каждым действием выявляются всё новые и новые черты характера персонажей. По словам самого Н.В. Гоголя, он в своей комедии «Ревизор» решился «собрать в одну кучу всё дурное в России, все несправедливости, и за одним разом посмеяться над всеми» Не случайно, что главные герои пьесы - это смех и ирония.

Таким образом, Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов и Н.В. Гоголь смотрят на драматургию как на серьёзное средство характеристики героев, воспитания читателя, зрителя. Для того чтобы наиболее ярко и точно подчеркнуть пороки и достоинства человечества драматурги используют «говорящие» имена и фамилии в своих произведениях.

А.Н. Островский - продолжатель традиций русской литературы

Исследуя творчество драматурга, я выдвинула гипотезу, чтоА.Н. Островский

является продолжателем традиций русской литературы.

В портретах, которые рисует А.Н. Островский, нет схем, отвлеченных олицетворений. Каждый его образ - живое, индивидуальное лицо реальной жизни. Пьесы А.Н. Островского посвящены изображению нравов и характеров различных общественных групп. Жизненная правда, художественная верность образов А.Н. Островского определялись и глубоким знанием изображаемых им характеров.

Чтобы полностью раскрыть характер героев, А.Н. Островский использовал приём, восходящий ещё к театру Фонвизина: начинал характеристику героев с «говорящих» имён и фамилий. Многие личные имена не придуманы, а взяты из реальной жизни. А.Н. Островский создал более пятидесяти пьес, в каждой показал неповторимый характер человека. Также имена и фамилии можно классифицировать по нескольким признакам: названия животных, образ жизни, образованные от диалектизмов, черты характера, созвучные с именами ученых.

3.1 Многообразие «говорящих» имён и фамилий

Второй задачей, которую я для себя ставила, - это рассмотреть многообразие имён и фамилий в пьесах А.Н. Островского. Их более 100, например, Беркутов, Павлин Савельич, Кабанова, Жадов, Кручинина, Незнамов, Погуляев, Карандышев, Паратов, Огудалова, Лыняев, Подхалюзин Лазарь Елизарыч и т.д. Поэтому решено было их систематизировать. С этой целью были отобраны одиннадцать пьес А.Н. Островского. Вот что из этого получилось.

3.2 Классификация «говорящих» имён и фамилий

Фамилии, созвучные с названиями животных

Фамилии, имеющие в своём составе названия животных, показывают, что их обладатели потеряли гуманные и человеческие качества, если они уже сравниваются с животными. Не случайно А.Н. Островский говорит, что «упраздняется человечность, упраздняется то, что сообщает жизни её цену и смысл». Так, например, в пьесе «Волки и овцы». Василий Иванович Беркутов, ловкий, жадный помещик, который смог прибрать состояние богатой вдовы, что ещё больше подчёркивает его подобие на хищную птицу беркут.

Всем известна птица павлин, но менее распространенное её название знает не каждый - «королевская курица». По определению, павлин - это самая настоящая курица, только он больше и окрас красивый и необычный, в отличие от домашней птицы. Именно внешний облик создал ему славу. Так и дворецкий Павлин Савельич хочет казаться важным и значительным.

После путешествия драматурга в верховьях Волги, с целью сбора обширного материала для своих работ, он углубил возможности важного литературного приёма. А.Н. Островский узнаёт, что кабан - это не просто дикая свинья, но также это диалектное слово, которое в переводе означает «глыба льда». Поэтому фамилия Кабанова не придумана А.Н. Островским и полностью описывает дикий, грубый и свирепый нрав Марфы Игнатьевны. Но в городе Калинове её фамилия превращается в прозвище Кабаниха, что ещё больше обнажает звериное начало в её характере. Церковно - славянские слова, которые она употребляет, определяются её набожностью, житейским опытом. Кабаниха может грубо оборвать речь человека: «Разговаривай ещё!». Читает наставления на берегу реки, чтобы все знали, чему она детей учит, но окружающие понимают, что своими нотациями она родных «точит, как ржа железо».

Точно так же и Н.В. Гоголь сравнивал Собакевича, помещика в поэме «Мёртвые души» с медведем средней величины, подчёркивая физическую крепость и уродливую неуклюжесть. Для достижения нужных результатов он с медвежьей силой прокладывает себе дорогу в жизнь. Собакевич всех людей считает проходимцами и подлецами, то есть судит обо всех по своему подобию.

Животное начало главенствует в натурах этих персонажей. Они далеки от всяких философских мечтаний, не понимают о высоких духовных запросах, для них это пустое времяпрепровождение. Итак, А.Н Островский был продолжателем гоголевских традиций, и одним из средств создания фамилий в его пьесах является метафоризация.

Фамилии, показывающие образ жизни

Любопытными являются фамилии, отражающие образ жизни, поведение персонажей.

Например, образ Жадова («Доходное место») - это образ трудового интеллигента, оказавшегося в рядах чиновничества. Он чувствовал свою социальную ущемлённость, поэтому жизнь его складывалась трагично. Фамилия «Жадов» - значит жадный, или человек, жаждущий чего-либо, и это объясняет его действия. Он не вынес борьбы с окружающей его косной средой и, оплакивая свои юношеские мечты, пошёл к дядюшке просить «доходное место», где узнаёт, что он отдаётся под суд за «недочёты сумм и разные злоупотребления» («Доходное место», д.V, явл. 2 и 4). Это служит герою уроком. Таким образом, Островский, с помощью образа Жадова, беспощадно разоблачил пороки и преступления бюрократического всевластия.

Противоположен Жадову образ актрисы Кручининой («Без вины виноватые»). Её, бывшую учительницу, привело в театр внутреннее призвание к высокому служению. Фамилия Кручинина указывает на трудную жизнь. Умная, образованная, прямодушная, верящая, что в людях есть благородство, поставила перед собой цель - нести в жизнь добро.

В образе артиста Незнамова драматург как в фокусе собрал страдания незаконнорожденных. Он - человек без паспорта, не знающий, кто его близкие, поэтому читателю не трудно догадаться, что «незнам» в словаре Даля толкуется как неизвестный человек.

Бодаев в комедии «Лес» говорит резко, стоит на своём, он как будто бодается со всеми.

Из фамилии Погуляев («Пучина») ясно, что человек, носящий её, праздно проводит время.

Все эти фамилии указывают на отношения людей между собой, их поведением в разных ситуациях.

Фамилии, образованные от диалектных слов

Фамилий, которые образовались от диалектизмов в произведениях А.Н.Островского, не так много. Например, Огудалова в «Бесприданнице». «Огудать» на диалекте, по словарю М. Фасмера, означает «обмануть», действительно, Огудаловой приходится обманывать, «пускать пыль в глаза», чтобы выдать своих дочерей замуж и добыть деньги.

Фамилия Лыняев в пьесе «Волки и овцы» означает отлынивать, уходить от чего - либо. Выбор Островским такой фамилии даёт понять читателю, каким образом Михаил Борисович решает дела.

Паратов в «Бесприданнице» - человек, приезжающий в Бряхимов пышно и парадно, с выстрелами пушек. Эта фамилия произошла от диалектного слова «поратый», что означает «смелый, бойкий». Именно эти черты раскрываются, когда Паратов рассказывает, как ему хотелось обогнать пароход "Самолет". Карандышев, от слова «карандыш» - коротышка, лишь небогатый чиновник.

В комедии «На всякого мудреца довольно простоты» созданы яркие образы «деловых людей», для которых «деньги не пахнут», а богатство становится единственной жизненной целью. Таким предстал обедневший дворянин Глумов, по традиции мечтавший о получении наследства, высокой должности, богатой невесте. Его цинизм и деловая хватка не противоречат укладу жизни старой дворянской бюрократии: он сам уродливое порождение этой среды». Глумов умён в сравнении с теми, перед кем вынужден прогибаться, он не прочь поглумиться над глупостью и чванством Мамаева и Курчаева, способен увидеть себя со стороны: «Я умён, зол и завистлив» - признаётся Глумов. Он не ищет истины, а просто извлекает выгоду.

С помощью диалектных слов А.Н. Островский придаёт своим персонажам больше индивидуальности.

Имена и фамилии, отражающие черты характера

В основном все фамилии и имена показывают на ярко выраженную основную черту характера героя. В этом плане наиболее яркая фамилия Подхалюзин («Свои люди - сочтёмся»). Он советует своим подчинённым - продавцам обсчитывать покупателей при первом удобном случае. Следует учесть, что приказчика зовут Лазарь Елизарыч. Главная черта его - лицемерие, подлость. В имени персонажа слышится «петь Лазаря», что значит ныть, клянчить, утрировать свои воображаемые страдания и пытаться вызвать сожаление и сочувствие окружающих, в фамилии - подлость. В образе Подхалюзина А.Н. Островский объясняет, что беззастенчивый, наглый обман в глазах купечества не порок, а необходимое условие торговли.

Интересной является фамилия Дикой («Гроза») - шальной, безумный, что полностью оправдывает его дикий нрав. Положение «важного» человека в городе, находящегося в союзе с самим городничем, даёт возможность Дикому диктовать свои права совершенно безнаказанно. Он не привык сдерживать себя в общении. Это грубый тиран, эксплуататор, диктатор, даже домашние неделями прячутся от него по чердакам и чуланам, а на базаре ряды «от своего отступиться, только бы он унялся» (д. I, явл. 3).

Тихон и Варвара подобны отцам города. Никакого почтения к народу они не испытывают, лишь внешнее «благочестие» блюдут.

Среди высших созданий мировой драматургии можно признать образ Тихона Кабанова - насколько он драматически диалектичен, правдив. В его образе А.Н. Островский поднялся на вершину психологического реализма - настолько глубоко раскрыл он кричащие противоречия этого характера, В котором выразились черты русской подневольной действительности. Добрый, наивный от природы, он способен на искреннее чувство, он по-настоящему любит Катерину и горько жалеет её. Но он же наносит ей болезненные удары. Сцена прощания перед отъездом Тихона в этом смысле особенно примечательна. Ему стыдно перед Катериной, когда он по наставлению матери повторяет за ней обидные наставления: «не груби», «работай что-нибудь без меня». Но в финале трагедии в Тихоне просыпается протест: «Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…» Если бы Тихон промолчал или опять последовал нравоучениям матери, то перед нами был бы просто безвольный, забитый человек, полное ничтожество. Именно в этот момент потрясения прорвался наружу огонь гнева и взрыв отчаяния.

Варвара прямой антипод своему братцу. Она не покорна деспотической силе самодурства. В ней есть сила, воля, храбрость, дерзость. В переводе её имя значит «варвар», это объясняет, что она лишена чувства ответственности за свои поступки, ей непонятны внутренние страдания. «А по - моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» (д. II, явл. 1) - вот житейский кодекс Варвары, оправдывающий её обман.

И только в Катерине теплится свет совести, её благочестие вбирает в себя всю красоту природы. Её имя происходит от греческого слова "катариос" - чистый, непорочный. Излучая божественный свет, героиня далека от домостроевских правил. Катерина страстно хотела свободы, тянулась к свету. В жизни властвовал мрак безмерного беззакония. Она не могла сопротивляться ему, одолеть его. И, не смиряясь перед ним, а протестуя против него всеми своими чувствами, она уходит из жизни.

Любовь Катерины - Борис, его имя означает «славный в борьбе», но в своей жизни он не старался бороться хоть за что - то, а наоборот, отказался помочь Катерине в устранении новой жизни против действовавших традициям тёмного царства.

«Бесприданница» относится к числу общепризнанных творений А.Н. Островского позднего периода. Главная героиня, Лариса, заставляет вспомнить о «Грозе». Её трагическая судьба похожа на судьбу Катерины. Но Лариса по сравнению с Катериной девушка более мягкая, лёгкая, незащищённая, её натура более утонченна. Лариса - значимое имя: в переводе с греческого - это чайка. Романтическая и артистичная натура героини летит над миром на крыльях музыки. Она не замечает в людях безбожных сторон и воспринимает мир, как героиня романса. Но многочисленные обманы матери, драма первого любовного увлечения оставила неизгладимый отпечаток в душе Ларисы. Теперь она чуждается общества.

Имя Филицата («Правда - хорошо, а счастье лучше») образовано от имени Фелиция, которое означает «счастливая», добродушная, независимая от мнения окружающих. Помимо этих качеств нянька Филицата обладает незаурядным умом, хитрой сметливостью. «Добрая я то всегда была, а ума-то в себе что-то прежде не замечала: всё казалось, что мало его, не в настоящую меру; а теперь выходит, что в доме-то я умней всех» (д. IV, явл. 8),- радуется Филицата успешному результату своей выдумки.

Ещё один интересный персонаж драмы - Кулигин. Его фамилия очень созвучна с великим учёным - самоучкой, Кулибин. Герой пьесы поэтический и мечтательный человек, о чём свидетельствует его первое появление с песней «Среди долины ровныя…» Кулигин, часовщик - самоучка. Он мечтает сделать город Калинов лучше, но деспотизм Дикого не позволяет осуществить его благих намерений.

Также пьесы А.Н. Островского наполнены другими признаками, например, смешными именами и фамилиями: Разлюляев («Бедность не порок»), Маломальский («Не в свои сани не садись»), Недоносков и Недоростков («Шутники»), Дудкин и Шмага («Без вины виноватые»), Пузатов («Семейная жизнь»).

Моя гипотеза о том, что А.Н. Островский расширил список «говорящих» имён и фамилий подтвердилась.

4.Роль «говорящих» имён и фамилий в творчестве А.Н Островского

Роль «говорящих» имён и фамилий в творчестве А.Н Островского велика. Они придают произведению яркость и образность, помогают вскрыть суть, проникнуть в глубину авторского замысла, обозначают позицию автора. Ещё не читая произведения, с помощью «говорящих» имён и фамилий можно догадаться, какой персонаж по характеру, как он относится к людям, как воспринимает мир, чем увлекается. Используя «говорящие» имена и фамилии, А.Н. Островский создаёт яркие, свежие, индивидуальные образы. Индивидуализируя их, драматург обнаруживает дар глубочайшего проникновения в их психологический мир. «Говорящие» фамилии и имена помогают автору насытить произведение колоритными яркими красками, с их помощью пьесы становятся более эмоциональным, экспрессивным и выразительным.

А.Н. Островский через героев своих пьес изображал социальный строй, при котором ценность человека определялась наличием у него богатства, высокого положения в обществе, при котором люди низших социальных слоев испытывали безысходность своего положения. Именно поэтому в его пьесах все положительные персонажи находятся в трагических положениях.

Для того, чтобы с наибольшей силой показать различие характеров и социального положения людей, Островскому помогли «говорящие» имена и фамилии действующих лиц в его пьесах.

Заключение

Итак, изучив фамилии некоторых персонажей отдельных пьес А.Н. Островского, можно подвести итоги.

Драматург являлся продолжателем традиций Д.И. Фонвизина, А.С Грибоедова и Н.В. Гоголя, но он с помощью «говорящих» имён и фамилий смог наиболее ярко, чем его предшественники, изобразить человеческие пороки и достоинства, а также социальное неравенство.

А.Н. Островский показывал новое общественное явление характерное для пореформенной России: не «умеренность и аккуратность» Молчалиных ведут, а язвительный ум и даровитость Чацких.

В каждой пьесе Александр Николаевич раскрывал сущность человека через «говорящие» имена и фамилии героев своих пьес. В работе над характерами А.Н. Островский постоянно совершенствовал приёмы своего психологического мастерства, усложняя расцветку образов.

Особенность именования персонажей заключается в том, что некоторые фамилии А.Н. Островский брал из реальной жизни.

Работая над сегодняшней темой, мы убедились, что А.Н. Островский не только следовал традициям русских писателей, но и расширил возможности использования «говорящих» имён и фамилий, что их расшифровка необходима для более глубокого понимания смысла произведения, а также они служат «ключом понимания» в раскрытии внутреннего мира персонажей в пьесах А.Н.Островского.

Можно сказать, что поставленные задачи и цели были достигнуты.

Приложение 1

Таблица 1

Классификация фамилий по:

Фамилия/ имя персонажа

Значение фамилии/ имя персонажа в пьесе

Павлин («Волки и овцы»)

«королевская курица»

Созвучные с названиями животных:

Беркутов («Волки и овцы»)

Хищная птица

Созвучные с названиями животных:

Кабанова («Гроза»)

Дикая свинья, «глыба льда»

Образ жизни:

Жадов («Доходное место»)

Образ жизни:

Кручинина («Без вины виноватые»)

Умная, добродушная

Образ жизни:

Незнамов («Без вины виноватые»)

«Незнам» - неизвестный человек

Образ жизни:

Погуляев («Пучина»)

Праздный

Образ жизни:

Бодаев («Лес»)

Лыняев («Волки и овцы»)

Образованные от диалектных слов:

Огудалова («Бесприданница»)

«Огудать» - обмануть

Образованные от диалектных слов:

Паратов («Бесприданница»)

«Поратый» - смелый, бойкий

Образованные от диалектных слов:

Карандышев («Бесприданница»)

«Карандыш» - коротышка

Образованные от диалектных слов:

Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»)

Глумиться

Черты характера:

Подхалюзин Лазарь Елизарыч («Свои люди - сочтёмся»)

Подлость, жалующийся

Черты характера:

Дикой («Гроза»)

Шальной, безумный

Черты характера:

Тихон («Гроза»)

Тихий, не имеющий собственного мнения

Черты характера:

Варвара («Гроза»)

«Варвар»

Черты характера:

Катерина («Гроза»)

«Катариос» - чистый, непорочный

Черты характера:

Борис («Гроза»)

«Славный в борьбе»

Черты характера:

Лариса («Бесприданница»)

Черты характера:

Филицата («Правда - хорошо, а счастье лучше»)

«Фелиция» - счастливая, добродушная

Список использованной литературы

Искусство драматургии А.Н. Островского. Изд. 2-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1974.

Москва в жизни и творчестве А.Н. Островского. Издательство «Московский рабочий».

Александр Николаевич Островский. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Искусство, 1982. - 568 с., ил., 16л. ил., 1л. портр. - (Жизнь в искусстве)

Толковый словарь живого великорусского языка Даля. Издательство «Русский язык» В/О «Совэкспорткнига» , 1991.

А.Н.Островский - комедиограф. М, Изд-во Моск. ун-та, 1981, 216с.

Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова: Учеб. пособие. Сост. Н.Г. Михновец.-Спб.: "Паритет", 2001. - 416с.

Литература. Справочник абитуриента / В.Е. Красовский, А.В. Леденёв / Под общей редакцией В.Е Красовского - М.: Филол. об-во "СЛОВО", ООО "Фирма"Издательство АСТ", 1998. - 736с.

"Гроза" Островского. М., "Худож.лит.", 1975 104с.

Успенский Лев Васильевич ТЫ И ТВОЕ ИМЯ И ИМЯ ДОМА ТВОЕГО. Уч. - изд. л. 29,38. ТП 1972 № 524. М - 17242.

«Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера. 1-е издание: 1964-1973; 2-е издание: 1986-1987

С точки зрения рассматриваемого нами феномена говорящих имён в пьесах этого великого драматурга можно найти много нового, замечательного материала. Коснёмся лишь самых интересных моментов использования этого литературного приёма в наиболее известных пьесах Островского.

Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя. Кличка его «маменьки» – Кабаниха давно переосмыслена читателями как имя. Недаром создатель «Грозы» уже в афише представляет эту героиню именно так: «Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова». Кстати, её старинное, почти зловещее имя в паре с Савелом Прокофьевичем Диким вполне определённо говорит и об их характерах, и об образе жизни, и о нравах. Интересно, что в переводе с арамейского имя Марфа переводится как «госпожа».


Много любопытного содержит в себе и фамилия Дикой. Дело в том, что окончание -ой в соответствующих словах ныне читается как -ий(-ый). Например, пушкинское «свободы сеятель пустынной» (в нынешнем произношении – «пустынный») значит «одинокий». Таким образом, Дикой – не что иное, как «дикий человек», попросту «дикарь».

Символический смысл имеют имена и фамилии и в пьесе «Бесприданница». Лариса – в переводе с греческого – чайка. Фамилия Кнуров происходит из диалектного слова кнур – боров, хряк, кабан. Паратов этимологически связан с прилагательным поратый – бойкий, сильный, дюжий, усердный. Вожеватов происходит от словосочетания «вожеватый народ», имеющего значение развязный, беспардонный. В имени, отчестве и фамилии матери Ларисы, Хариты Игнатьевны Огудаловой, значимым оказывается все. Харитами (от греческого харис – изящество, прелесть, красота) величали цыганок из хора, а Игнатами называли в Москве каждого цыгана. Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия происходит от слова огудать - обмануть, обольстить, надуть. Юлий Капитонович Карандышев по контрасту имени и отчества с фамилией уже содержит в зерне образ этого человека. Юлий – имя знатного римского императора Цезаря, Капитон – от латинского капитос – голова, Карандышев – от слова карандаш – недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями. Так психологически многозвучные человеческие характеры вырисовываются уже с первых страниц пьесы.

Удивительно интересна с точки зрения исследования семантики говорящих имён и пьеса «Горячее сердце», в которой целое созвездие любопытнейших фамилий, имён и отчеств героев. Вот, кстати, как пишет об этом В.Лакшин в статье «Поэтическая сатира Островского»: «Может быть, самая яркая и едкая в политическом смысле фигура комедии – Серапион Мардарьич Градобоев. Ну и имечко изобрёл для него Островский! Серапион легко переиначивается в «скорпиона», как и прокличет его грубая Матрёна, Мардарий звучит рядом с неблагозвучным словом «морда», а уж Градобоев – фамилия, переполненная до краёв иронической семантикой: не только побитые градом посевы, но и бой, навязанный городу». К слову сказать, Градобоев – не кто иной, как городской голова города Калинова (вспомним «Грозу», «Лес»), который не очень миндальничает с обывателями.

Есть в «Горячем сердце» и купец Курослепов, который то ли от пьянства, то ли от опохмела страдает чем-то вроде куриной слепоты: не видит того, что твориться у него под носом. Кстати, его приказчик, фаворит мадам Курослеповой, носит характерное имя – Наркис.

Если полистать произведения А.Н.Островского, можно найти много персонажей с говорящими именами. Это Самсон Силыч Большов, богатый купец, и Лазарь Елизарич Подхалюзин, его приказчик (пьеса «Свои люди – сочтёмся»); Егор Дмитриевич Глумов из драмы «На всякого мудреца довольно простоты», который действительно глумится над окружающими; актриса провинциального театра Негина из «Талантов и поклонников» и любитель деликатного обращения купец Великатов.

В пьесе «Лес» Островский настойчиво нарекает героев именами, связанными с понятиями «счастье и несчастье», а также с «раем, аркадией». Недаром имя помещицы Гурмыжской – Раиса. Да и корень фамилии Раисы Павловны наводит на определённые размышления. А.В.Суперанская и А.В.Суслова пишут об этом: «Имя Раисы Гурмыжской – богатой помещицы – в русском языке созвучно со словом «рай». Разгадку же её фамилии можно найти в другой пьесе Островского – «Снегурочка» - В словах Мизгиря, который рассказывает о чудесном острове Гурмызе посреди тёплого моря, где много жемчуга, где райская жизнь».

А о сценических именах провинциальных актёров Счастливцева и Несчастливцева те же авторы пишут так: «Непревзойдённым мастером имён и фамилий остаётся Островский. Так, в пьесе «Лес» он показывает провинциальных актёров Счастливцева и Несчастливцева. Да не просто Счастливцева, а Аркадия (ср. Аркадия – легендарная счастливая страна, населённая пастушками и пастушками). Геннадий Несчастливцев (Геннадий – греч. благородный) – благородный трагический актёр. И особенно трагичной на фоне этих имён представляется их общая судьба».

Итак, одним из приемов образования фамилий у Островского является метафоризация (переносное значение). Так, фамилия Беркутов («Волки и овцы») и Коршунов («Бедность не порок») образованы от названий хищных птиц: беркут – сильный горный орел, зоркий, кровожадный; коршун – хищник послабее, способный схватить добычу поменьше. Если персонаж с фамилией Беркут из породы «волков» (что подчеркнуто названием пьесы) и «проглатывает» целое крупное состояние, то Коршунов в пьесе мечтает украсть, как цыпленка, из отчего дома слабое, хрупкое существо (Любовь Гордеевну).

Многие фамилии у Островского образованы от общенародных слов (названий зверей, птиц, рыб) с ярко выраженным отрицательным значением: они как бы характеризуют людей по тем свойствам, которые присущи животным. Баранчевский и Переярков глупы, как бараны; Лисавский хитер, как лиса; Кукушкина эгоистична и бессердечна, как кукушка…

Фамилия у Островского может указывать и на внешний вид человека: Пузатов, Бородавкин, Плешаков, Курчаев, Белотелова; на манеру поведения: Гневышев, Громилов, Лютов, Грознов; на образ жизни: Баклушин, Погуляев, Досужаев; на социальное и материальное положение: Большов, Великатов…А в фамилиях Гольцов, Мыкин, Тугина, Кручинина указывается трудная, полная нужды и лишений жизнь их носителей.

Почти треть всех фамилий в произведениях драматурга – диалектного происхождения: Великатов («Таланты и поклонники») от великатый, то есть «величавый, видный, важный, чванный, гордый, вежливый, умеющий обращаться с людьми, внушающий к себе уважение»; Лыняев («Волки и овцы») от лынять, то есть «отлынивать, уклоняться от дела» (Толковый словарь В.И.Даля, том 2), Хлынов («Горячее сердце») от хлын – «мошенник, вор, обманщик в купле-продаже», Жадов («Доходное место») от жадать – в старинном значении: «испытывать сильное желание».

Богаты пьесы Островского смешными фамилиями: Разлюляев («Бедность не порок»), Маломальский («Не в свои сани не садись»), Недоносков и Недоростков («Шутники»)…

В качестве «строительного материала» для образования фамилий персонажей Островский не часто, но использует искаженные иностранные слова: Паратов («Бесприданница») от французского «парад» (все делает напоказ, любит покрасоваться, пустить пыль в глаза. В театре А.Н.Островского говорящие имена настолько точны и значительны, что впору говорить о виртуозном, феноменальном владении драматургом этим приёмом.

2.5. Пародийные имена в творчестве М.Е. Салтыкова - Щедрина, Козьмы Пруткова

Хорошо известно, что, когда какое-то явление или феномен культуры достигает определённого уровня, становится повсеместно известным и популярным, его начинают пародировать. Так и с говорящими именами. Мы уже отчасти касались того, что Гоголь пародировал некоторые дворянские фамилии. Кстати, множество такого рода фамилий и у М.Е. Салтыкова-Щедрина: Перехват-Залихватский из «Истории одного города», Серпуховский-Догоняй, Урюпинский-Доезжай из «За рубежом», Пересвет-Жаба из «Сатир в прозе». Однако в данном случае мы имели дело с явлением скорее социальным, политическим, а уж потом – литературным.

В полном же смысле пародийные имена и соответственно герои появляются в творчестве Козьмы Пруткова, созданного дружными усилиями А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых. Нужно ли удивляться тому, что герои комедии «Фантазия» носят сплошь пародийные имена. Так, герой, которого авторы представляют как «человека приличного», носит фамилию Кутило -Завалдайский; «человек застенчивый», естественно, наречён Беспардонным. «Человек, торгующий мылом», в этой комедии оказывается князем Касьяном Родионовичем Батог-Батыевым. В этой двойной фамилии нашли себе место и Батый, и батоги. Явной перекличкой с именем сына Манилова звучит имя Фемистокла Мильтиадовича Разорваки. И в драме «Любовь и Силин» Козьма Прутков выводит на сцену генеральшу Кислозвёздову, «немую, но сладострастную вдову», и Сильва-дон-Алонзо-Мерзавца», «заезжего гишпанца».

Не менее пародийны и смешны имена комедии «Черепослов, сиречь френолог». Вот Шишкенгольм, «френолог, старик бодрый, плешивый, с шишковатым черепом», вот Вихорин – «гражданский чиновник. Лицо бритое, лысый, в парике». Знать, потому он и Вихорин.

Пародия всегда сосуществует параллельно с тем, что она высмеивает.

Можно предположить, что у драматургов позднейших эпох говорящие имена персонажей должны были измениться. Творчество Антона Павловича Чехова – яркое тому подтверждение.

С именем Блока в нашем мировоззрении, связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение свершившийся женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией В. Соловьева. Обучение последнего о Всемирной Душу или Вечную Женственность, призванную обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом «Стихи о Прекрасной Даму» во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них любовно лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты. Весь цикл стихов о Прекрасной Даму пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед ней как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Володарка Вселенной. Она — небесная, таинственная, недоступная, отстранена от земных бедствий. Она недоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертная. Лирический герой цикла, двойник поэта —

Порой слуга, порою милый, И вечно — раб. Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб — он осуществляет свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве: Вхожу я в темные храмы, Делаю бедный обряд, Там жду я Прекрасной Даму В мерцании красных лампад.

Во всем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки. При этом героиня почти бесплотная, ее образ не предполагает ничего конкретного, «ощутимый», ведь все земное ей чуждо:

Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо … Вот плывут ее вьюжную трели, Звезды светлые шлейфом волоча …

«Мне не слышны ни вздохи, ни речи», — говорит герой. Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа «лучезарный», «таинственный», «несказанным», «озаренный», «утешительный». Но в некоторых стихах о Прекрасной Даму ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные налета мистики:

Встану я в утро моросящий,

Солнце ударит в лицо.

Ты, подруга желанная,

Сходишь ко мне на крыльцо?

Перед нами уже не предотвращен образ, а земная женщина. В стихах, которые пошли вслед за циклом о Прекрасной Даму, можно проследить дальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницею, не сжалилась герою и его любви. В более поздних стихах возникает фигура новой героини, также по-своему воплощала идеал красоты и света. Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю:

Звездой кровавой ты текла, Я измеинициировал твой путь в сумме, Когда ты падать начала.

Метафизическое падение Девы тревожит и огорчает героя, но потом он понимает, найдя свою возлюбленную на неосвященном земли, в «неосвещенных воротах», что

И этот взгляд не менее светлый, Чем был в туманных высотах.

Спустившись с «небес», героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Так рождается на свет Незнакомка — ангел, сошедший на землю, «гений чистой красоты», говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении «Шлейф, заляпанный звездами» героиня сравнивается с кометой, падает вниз, соединяющий этим своим падением небо и землю:

Шлейф, заляпанный звездами, Синий, синий, синий взгляд. Меж землей и небесами Вихрем поднятый костер.

Так образ мистической «Вечной Женственности» сменяется в поэтическом мире Блока романтическим образом живущим на земле Незнакомки. И тогда возникает другой конфликт:

Среди этой пошлости таинственной, Скажи, что делать мне с тобой — недостижимой и единственной, Как вечер дымно-голубой?

Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и повседневного? На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворении «Незнакомка». Он построен на противопоставлении двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг. Обыденность, привычность происходящего подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания «и каждый вечер. И в то же время —

… В час назначенный, (Но это только снится мне?) Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.

Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. Да разве только видение, что привиделось сидячем за стаканом вина герою? То реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом:

Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.

Но — как знать? может быть, это — вино поэзии? Романтический по своему характеру образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блокивським произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненную она лишь символ. Впоследствии ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желанной подруги — падшего ангела — Незнакомки.

Весь горизонт в огне, И близка появление Но страшно мне — изменишь облик Ты, И дерзкое разбуди подозрение сменив конце привычные черты А. Блокившы конце привычные черты А. Блок

Тема пути является одной из основных лирических тем поэтов серебряного века и особенно поэтов-символистов. Их стихи - это точная фиксация пути лирического героя и его поколения. Три тома лирики А. Блока - это его дневник, последовательное описание всех душевных переживаний, событий, происходивших в его жизни. «Таков мой путь, и я твердо уверен, что все мои стихи - трилогия вочеловечения. От мгновения слишком яркого света через болотистый лес к возмездию и к рождению человека общественного, художника», - сказал сам поэт.

Первый том лирики А. Блока пронизан ожиданием Прекрасной Дамы. Первый цикл - «Ante lucem» - исполнен предчувствия прихода в мир великой женственности, отсюда и мотивы темноты, затем грядущей гармонии. А. Блок культивирует поэтику пределов, крайностей и при этом создает мир, пронизанный синим и пурпуровым цветами, сотканный из бликов, наполненный удивительной мелодией стиха: «Я любил, я люблю неустанно любить...» С появлением Прекрасной Дамы связан мотив обновления. Ключевые слова второго цикла первого тома лирики - « » - свет и пламя. Поэт обретает гармонию, находит идеал вечной женственности и боится лишь того, что окажется недостойным этого идеала.

Третий цикл стихов, входящих в первый том лирики, «Распутья», приобретает трагическое звучание. Поэт ощущает, как постепенно ускользает от него гармония, как постепенно удаляется он от идеала. Сон, забвенье - вот основные мотивы этого цикла. В образах преобладает серый цвет, размытые полутона, а в мир врывается стихия балагана. В душе лирического героя сплетаются высокое и низкое, высокая трагедия и фарс. Переход к миру паяцев, масок и балагана трагичен, и ведут в этот мир «гробовые ступени»:

Я отпраздновал светлую смерть,

Прикоснувшись к руке восковой,

Остальное - бездонная твердь

Схоронила во мгле голубой.

Все это подготовило тот трагический перелом в восприятии мира, который осуществился во втором томе лирики А. Блока. «Она не придет никогда», - говорит поэт о Прекрасной Даме. Идеалы лирического героя А. Блока разрушаются, он отдается стихии, а его мир наполняют болотные чертенята (цикл «Пузыри земли»). В лирике второй книги стихов осуществляется переход от неземной гармонии к земному, хаотичному, появляется устойчивый мотив балаганчика и «адской свиты». В цикле «Город» поэт показывает, как в мире сосуществуют две реальности. Неземная гармония и пытаются ужиться с бесчеловечностью города Петра, его дьявольским смехом, уродливыми карликами:

И мелькала за парою пара...

Ждал я светлого ангела к нам,

Чтобы здесь, в ликованье тротуара,

Он одну приобщил к небесам...

А вверху - на уступе опасном -

Тихо съежившись, карлик приник,

И казался нам знаменем красным

В городе лирический герой Александра Блока находит призрачный идеал Незнакомки - идеал, существующий лишь в душе поэта:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Незнакомка и «пьяницы с глазами кроликов» и есть те две реальности, которые совмещены в душе лирического героя.

С удивительным постоянством в стихах этого цикла появляется мотив смерти. Жизнь сравнивается с восковой куклой, герой живет в постоянном предчувствии остановки жизни, прихода власти хаоса. Поэт чувствует «отдаленного восстанья приближающийся гул», ожидает прорыв стихии.

Цикл «Снежная маска» разделен на два одинаково важных подцикла: «Снега» и «Маски». Снега - это олицетворение вихря, стихии, неограниченности, хаоса. Маска же появляется потому, что в мировом водовороте человек постепенно теряет свое лицо:

Возврати мне, маска, душу,

Горе светлое мое!

В цикле «Фаина» лирический герой А. Блока получает новое мировосприятие. «Пала темная вуаль...», и герой вновь обращается к жизни. Мотив встречи с жизнью, судьбой становится ведущим в стихах этого цикла. Но жизнь уже воспринимается по-другому, она являет собой удивительное слияние противоречий («Осенняя любовь»). А. Блок переосмысливает понимание поэзии, теперь он видит, что она всегда меньше жизни, а поэт «любит небо и землю» меньше, «чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и небе». С этим ощущением узости поэзии связано и появление в цикле «Фаина» стихов, написанных вольным стихом - верлибром.

Так постепенно вызревает основная мысль, нашедшая воплощение в третьей книге стихов А. Блока, - мир несовершенен, но переделать его невозможно, необходимо лишь любыми средствами попытаться его понять. «План третьей книги моих стихов - неизбежная драматическая последовательность жизни», - записывает поэт в 1908 году. В последней книге лирики Александр Александрович исследует человеческую душу, в стихах появляется мотив двойника - человека, говорящего правду о жизни лирического героя.

До появления Незнакомки в стихотворении явственно звучат трагические ноты, тема «страшного мира», «непроглядного ужаса жизни».

Поэт описывает вечернюю жизнь: рестораны, где «горячий воздух «дик и глух», переулки. Периодически повторяется строка «и каждый вечер». То есть реальный мир открывается автору только вечером, когда в небе «бессмысленно кривится диск».

Читая стихотворение, можно услышать много разных звуков, например «детский плач», скрип уключин, «женский визг», крик пьяниц «с глазами кроликов».

Образ «страшного мира» выражает не только серые будни, из которых лирический герой не видит выхода, но и опустошённость его внутреннего мира, которую он ощущает с неменьшим трагизмом. В реальном мире отсутствует гармония. Автор ищет, что же принесёт ему ощущение гармонии. Изменения в душе лирического героя происходят с появлением Незнакомки, которая «каждый вечер, в час назначенный… В туманном двинется окне». Перед лирическим героем встает вопрос: «Иль это снится мне?» Незнакомка появляется, когда «все души… излучины Пронзило терпкое вино»

Блок пишет:

В мое душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Этими строками автор показывает то, что любовь и красота находятся в душе человека, а не в окружающем «страшном мире». Судьбу любви определяет сам человек. Чтобы воспользоваться «ключом» от «сокровища», лирический герой напивается, и понимает, что для него «истина в вине». И видит он не только прекрасную Незнакомку, но и «брег очарованный». И нет уже того «страшного мира», от вида которого бросает в дрожь, а есть прекрасное чувство любви и бесконечная «очарованная даль».

Каждому человеку в той или иной степени свойственно чувство прекрасного, стремление к красоте. Во все времена олицетворением этого была женщина, о чём мы можем судить по древним мифам и легендам. Особый культ женщины, дамы сложился в Средние века, в эпоху рыцарства. Вспомним Дон Кихота, который во имя своей Дульсинеи совершал самые разные, порой фантастические и нелепые поступки. Великие Данте и Петрарка в возвышенных, восторженных стихах увековечили образы своих возлюбленных Беатриче и Лауры.

В русской поэзии серебряного века культ женщины воплотился прежде всего в поэзии и философии Владимира Соловьёва. В его представлении женщина олицетворяла образ Мировой Души, Вечной жены, Софии Премудрой, была символом гармонии, разума, любви и красоты. Культ Вечной Женственности получил дальнейшее развитие в творчестве Александра Блока, для которого Владимир Соловьёв стал духовным учителем. Именно Блоку принадлежат необыкновенно лирические и нежные стихи о Прекрасной Даме.

Александр Блок дебютировал в поэзии как традиционный романтик, и в его ранних стихах звучали соответствующие мотивы: отчуждение от толпы, разочарование в жизни, неверие в счастье. И вдруг во мраке безверия, слепоты возникает Она — «ясная», «лучезарная», «озарённая», «золотая». Блок описывает её подобно тому, как иконописцы обычно изображают окружённую сиянием Богоматерь. В то же время прототипом Прекрасной Дамы стала реальная, вполне земная женщина — Любовь Дмитриевна Менделеева.

На первый взгляд, между «небесной» Богоматерью и «земной» возлюбленной поэта нет ничего общего. Но в его представлении связь между ними существует, и эта связь — мистическая. Так же, как и поэты-романтики, Блок пересоздаёт образ реальной женщины в соответствии со своим идеалом, превращая её в Прекрасную Даму, в Мадонну. Сам же поэт (лирический герой) предстаёт перед нами, по определению Ю. Айхенвальда, «рыцарем и богомольцем».

Он предчувствует Богоматерь, идёт «по следам её голубых путей», порывая связи с реальностью и переносясь в совершенно иной мир — мир «снов и туманов», мир мечты. Блок называл цикл стихов о Прекрасной Даме «закрытой книгой бытия», в которой нашло отражение путешествие по «странам души» на «ранней утренней заре». «Стихи о Прекрасной Даме» передают особое — молитвенное — состояние души героя (автора), состояние внутреннего созерцания. Лирический герой Блока заключает в себе целую Вселенную, его душа равновелика мирозданию:

Мне всё равно — Вселенная во мне...

Этот идеальный мир Блок противопоставляет реальному. Именно в царстве идеального он ищет спасения от пошлости и грубости земного существования:

Ищу спасенья.

Мои огни горят на высях гор —

Всю область ночи озарили.

Но ярче всех — во мне духовный взор

И Ты вдали.

Прекрасная Дама является безраздельной владычицей души поэта, с ней связан мотив прозрения («Я здесь в конце, исполненный прозренья»); она открывает ему путь к постижению Вечности, являясь её посланницей:

Я только жду условного виденья,

Чтоб отлететь в иную пустоту...

Во многих стихах цикла образ Прекрасной Дамы бестелесен, зыбок, едва уловим, воспринимается не столько зрением (внутренним), сколько слухом (также внутренним):

Ветер принёс издалёка

Звучные песни твои...

Таким образом, Прекрасная Дама становится связующим звеном между земным (чуждым) и небесным (родным) мирами. Мы видим, что лирический герой мало дорожит земными атрибутами — всем своим существом он стремится ввысь. Обратимся к стихотворению «Вхожу я в тёмные храмы». Всё стихотворение проникнуто торжественным настроением, герой ждёт встречи с ней «в мерцании красных лампад». Как известно, красный цвет — цвет огня, страсти. Этой страстью преисполнена душа ожидающего появления Прекрасной Дамы: «Дрожу от скрипа дверей». Ему нестерпимо хочется увидеть Её, но он знает, что это невозможно:

А в лицо мне глядит озарённый

Только образ, лишь сон о Ней.

Это незримое присутствие герою дороже реального. Более того, он боится действительной встречи, о чём позволяет говорить, например, строка из стихотворения «Предчувствую Тебя»:

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Поэт понимает, что земное воплощение мечты невозможно без разрушения идеала.

Как видим, в образе Прекрасной Дамы больше небесных, чем земных, черт: он представляется возвышенным, абсолютно недоступным и непостижимым. И всё же земное в нём присутствует. На это указывают обращение к Ней на «ты», земные эпитеты («милая»), некоторые черты, делающие её облик зримым: «девственная риза», «белое платье», «бледная краса». В некоторых стихотворениях образ героини вписывается поэтом в реальный земной пейзаж:

Мы встретились с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

При всей устремлённости ввысь, лирический герой Блока не может полностью порвать с землёй. Более того, он начинает тяготиться этим разрывом, стремится к «преодолению снов и туманов» во имя обретения реальности. Именно поэтому Блок назвал «Стихи о Прекрасной Даме» началом «трилогии вочеловечивания».