Какие подробности обыденной жизни становятся у фета. Художественные особенности произведений А. А. Фета. Любовная лирика Фета

Анализ новаторства поэзии Фета стоит начать с выявления особенностей его поэтического мироощущения. При сходстве поэзии Фета с романтической лирикой начала века (преобладание эмоциональной стихии нал рациональной, стремление выразить «невыразимое», устремлённость к идеалу и т. д.) есть принципиальное различие. Если для романтической традиции важнейшим является понятие двойственности, разлада, дисгармонии (мечты и реальности, человека и природы, любящего и любимой и т. д.), то для поэзии Фета основополагающее понятие — единство, слияние, гармония.

Анализ стихотворения «Ещё майская ночь » убеждает, что человек предстаёт у Фета центром вселенной, любимцем и избранником природы, для которого всё в ней радостно трепещет и блистает красотой. Благодарная песня в ответ — всё, чего ждёт природа от поэта. Для Фета природа не сфинкс и не равнодушная богиня с металлическим голосом. Ему не надо уверять себя самого, что в ней «есть душа... свобода... любовь и язык». Фет ежеминутно слышит этот голос в тревожной песне соловья, видит эту душу в кротком взгляде звёзд, чувствует эту любовь в застенчивом трепете берёзовой листвы. Природа для Фета жива и одухотворена. Но и сам поэт предельно открыт всем природным стихиям. Его душа как совершенный музыкальный инструмент, настроенный в лад с гармонией вселенной. Поэт буквально пронизан этими токами, колыханьями, звуками.

Такое же единство свойственно любящим. Их могут разделять невысказанные слова, годы разлуки, даже смерть, но слияние душ не знает предела и препятствий. За людей говорит благовонная ночь, огонь камина, кленовый лист, рыдающие звуки рояля.

Именно в этой особенности мироощущения Фета ключ к его поэтике. Отсюда кажущаяся «замкнутость» поэта на самом себе, его внимательность к тончайшим переливам собственных переживаний. Отсюда нежелание высказываться полными синтаксическими конструкциями, развивать последовательно мысль, «объяснять». Эмоциональный резонанс — вот то действие, к которому стремится поэт и которому подчинены (которым обусловлены) все конкретные приёмы его лирики. Так, например, обратившись к стихотворению «Это утро, радость эта... », мы можем выявить некоторые особенности его формы:

Простота композиции: без всякого вступления нанизываются признаки, перечисляются приметы и последняя строка подводит итог: «Это всё — весна».

Единообразие повторяющихся синтаксических конструкций (сочетаний указательного местоимения этот всё с новыми существительными) и на фоне их повторяемости, задающей быстрый, летучий ритм стихотворения, интонационно выделяются строки, где единообразие нарушено каждый раз по-другому (то определением: «этот синий свод», то дополнением: «этот говор вод», то особым знаком, придающим другой смысл строке: «эти капли — эти слёзы» (вместо перечисления — пояснение с оттенком противопоставления), то отрицательным оборотом «этот пух — не лист»). Так достигается ощущение разнообразия в единстве, движения в статичном на первый взгляд образе.

Безглагольность поэтической речи — излюбленный приём Фета, нарушающего привычные представления о возможностях языка.

Ещё один его любимый приём — смешение ритмов, разнообразие строфики. В данном случае общий хореический рисунок разнообразится довольно сложным строением каждой строфы, в которой четырёхстопные попарно зарифмованные строки перебиваются укороченными 3-й и 6-й строками, рифмующимися между собой, причём в 1—2-м и 4—5-м стихах рифма женская, а в 3—6-м — мужская.

Динамика заключена и в движении лирического сюжета от утра к свету дня, к вечерней заре и ночной мгле с соловьиными трелями.

В веренице весенних примет образы природы (стаи, ивы, берёзы, мошки, пчёлы) и обозначения человеческих состояний (радость, слёзы) перемешаны, даны в едином потоке.

Так же парадоксально смешаны просто названия предметов, явлений, самих по себе не связанных именно с весенним временем (ивы, берёзы, горы, долы), и метафоры, олицетворения (мощь света, говор вод, капли — слёзы), изображающие черты весны. Благодаря этому создаётся ощущение, что горы и долы заново возникли, только что родились вместе с весной.

Недоговорённость, непроявленность образов (этот зык и свист, этот вздох ночной селенья, эта мгла и жар постели), допускающих многозначные истолкования.

В итоге все особенности стихотворения подчинены одной цели: создать неповторимое чувство весенней захлёбывающейся радости, оглушённости звуками, переполненности неясными, но могучими чувствами. Ещё раз отметим, что Фет далёк от тщательного воссоздания весенних картин. Мгновенность впечатления передаётся распадением законченного (оформленного) образа на живописные детали (ивы — берёзы — капли — слёзы — пух — лист). Если попробовать «восстановить» законченность образа в «академической манере», получится что-то вроде «на листьях ив и берёз, нежных, как зелёный пух, блестят капли, похожие на слёзы». После импрессионистических мазков Фета подобный образ кажется старомодно тяжеловесным и слишком рационалистичным. Конечно, лирика Фета не сводится к этим воздушным видениям, невесомым образам. В ней есть и воплощение вполне реального житейского опыта, и раздумья о человеческой судьбе, и конкретные приметы времени. Однако именно поэзия неуловимых мгновений составляет её новаторскую черту и потому находится в центре нашего внимания.

Новаторство поэтического языка не было для Фета самоцелью, не являлось стихотворным экспериментаторством. Своеобразие лирики было обусловлено особым духовным обликом поэта, словно бы оставившим всё «материальное», рассудочно-приземлённое своему двойнику Шеншину и в результате достигшему нечеловеческой тонкости и чуткости в поэзии.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Сочинение

Афанасий Фет – один из выдающихся русских поэтов XIX столетия. Расцвет его творчества пришелся на 1860-е годы – период, когда бытовало мнение о том, что основной целью литературы является отображение сложных общественных явлений и социальных проблем. Особое фетовское понимание сути и назначения искусства неотделимо от неприятия поэтом социальной действительности, которая, по его глубокому убеждению, искажает личность человека, подавляет его идеально-духовные свойства, божественно-природные силы. Фет не видел идеала в современном ему общественном мироустройстве и считал бесплодными попытки его изменения.

Именно поэтому творчество Фета как певца «чистого искусства» закрыто от вторжения бытовой повседневности, мирской суеты, грубой реальности, в которой «соловьи клюют бабочек». Поэт намеренно исключает из содержания своей лирики понятие «злободневность», избрав предметом художественного изображения «вечные» человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми.

По мнению поэта, истинное, глубинное познание мира возможно только в свободном интуитивном творчестве: «Только художник на всем чует прекрасного след». Красота для него – мера всех вещей и истинная ценность:

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Герой Фета «мечтательно предан тишине», «полон нежного волненья, сладостной мечты». Его интересуют «шепот, робкое дыханье, трели соловья», взлеты и падения творческого духа, мимолетные порывы «невысказанных мук и непонятных слез». Его идеальное время года – весна («Теплый ветер тихо веет…», «Весенние мысли», «Еще весны душистой нега…», «Это утро, радость эта…», «Первый ландыш», «Весна на дворе», «Весенний дождь», «Глубь небес опять ясна…», «Ей же»); любимое время суток – ночь («Благовонная ночь, благодатная ночь…», «Тихая, звездная ночь…», «Еще майская ночь», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…»). Его мир – «царство горных хрусталей», «ночной тенистый сад», «неприступный чистый храм души». Его цель – поиск неуловимой гармонии мира, вечно ускользающей красоты:

Пуская в свет мои мечты,

Я предаюсь надежде сладкой,

Что, может быть, на них украдкой

Блеснет улыбка красоты.

Как отмечал сам поэт, признак истинного лирика – готовность «броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху»:

Я загораюсь и горю,

Я порываюсь и парю…

И верю сердцем, что растут

И тотчас в небо унесут

Меня раскинутые крылья…

Красота для Фета не является незыблемой и неизменной – она мимолетна и мгновенна, ощущается как внезапный творческий порыв, наитие, откровение. Яркой иллюстрацией этой мысли выступает стихотворение «Бабочка», отражающее уникальность, самоценность и при этом недолговечность, хрупкость, беспричинность красоты:

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот – дышу.

Поэтому естественно, что лирический герой Фета испытывает смятение чувств, ощущая непостоянство, изменчивость, текучесть мира, живя в состоянии ожидания, предчувствия красоты:

Я жду… соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки.

Я жду… Темно-синее небо

И в мелких, и в крупных звездах,

Я слышу биение сердца

И трепет в руках и ногах.

Обратим внимание: красота, по Фету, присутствует везде, разлита повсюду – и в «блестящей реке», и в «темно-синем небе». Это природная и, одновременно, божественная сила, которая соединяет небо и землю, день и ночь, внешнее и внутреннее в человеке.

В поэзии Фета оживают, зримо предстают самые абстрактные, нематериальные картины и образы:

То ветра немое лобзанье,

То запах фиалки ночной,

То блеск замороженной дали

И вихря полночного вой.

По мнению поэта, суть настоящего искусства – поиск красоты в обыденных предметах и явлениях мира, простых чувствах и образах, мельчайших деталях повседневности – шуме ветра, запахе цветка, сломанной ветке, милом взоре, касании руки и т.п.

Пейзажная живопись фетовской лирики неотделима от живописи переживаний души. Лирический герой Фета прежде всего певец «тонких линий идеала», субъективных впечатлений и романтических фантазий («Пчелы», «Колокольчик», «Сентябрьская роза», «На кресле отвалясь, гляжу на потолок…», «Среди звезд»).

Фетовская муза демонически изменчива и романтически неуловима: она то «кроткая царица ясной ночи», «заветная святыня», то «богиня гордая в расшитой епанче», «молодая владычица сада» – но при этом неизменно «небесная», «незримая земле», всегда недосягаемая для мирской суеты, грубой действительности, постоянно заставляющая «томиться и любить».

В связи с этим, Фету как никому другому из русских поэтов XIX века была близка тютчевская идея «молчания» («silentium»): «Как беден наш язык!..»; «Людские так грубы слова…» – в отчаянии восклицает его лирический герой, которому «ангел шепчет неизреченные глаголы». По мнению поэта, прекрасное невыразимо и самодостаточно: «Только песне нужна красота, // Красоте же и песен не надо» («Только встречу улыбку твою…»). Однако, в отличие от Тютчева, Фет предан романтической вере в возможность творческого озарения, отражения в поэзии сложной палитры чувств и ощущений:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души и трав неясный запах…

Типичное состояние лирического героя Фета – духовная болезнь, одержимость идеей идеала, прекрасного, «раздраженье недужной души». Он постоянно балансирует между покоем и смятением, мрачностью тоски и счастьем просветленности, страхом потери и радостью обретения. Очень ярко это состояние передается в стихотворении «Качели»:

И чем ближе к вершине лесной,

Чем страшнее стоять и держаться,

Тем отрадней взлетать над землей

И одним к небесам приближаться.

Таким образом, по Фету, состояние цельности и гармонии недостижимо в реальном мире, мечта разбивается в столкновении с грубой действительностью. Поэтому в его лирике постоянно присутствует и по-разному варьируется мотив сна. Это и сон-смерть, сон-спасение, и сон-надежда, и сон-мечта:

Мне снился сон, что сплю я непробудно,

Что умер я и в грезы погружен;

И на меня ласкательно и чудно

Надежды тень навеял этот сон.

(«Грезы»)

Фетовский герой постоянно ищет точку опоры, образ надежды, источник вдохновения, которые находит, с одной стороны, в естественной гармонии природы:

Люблю безмолвие полунощной природы,

Люблю ее лесов лепечущие своды.

Люблю ее степей алмазные снега.

С другой стороны, его вдохновляет рукотворная гармония античности, воплощенная в скульптурно совершенных и, одновременно, пластически гибких женских образах («Диана», «Вакханка», «Нимфа и молодой сатир»). Идеалом же становится вечно живой и влекущий образ Венеры Милосской:

И целомудренно и смело,

До чресл сияя наготой,

Цветет божественное тело

Неувядающей красой.

Итак, лирика А.А. Фета обладает несомненным общественным содержанием, но это содержание носит не конкретно-исторический, а вневременной универсальный, общечеловеческий характер – нравственный, психологический, философский.

Особенности творчества
«Фет писал: "Случалось и мне во сне сочинять стихи, казавшиеся мне способными своей силой столкнуть с места земной экватор, но утром они оказывались недосягающими даже обычного моего лирического уровня"». (Арнаудов, 1970, с. 380.)

Жизнь и творчество Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншина).

(1820 – 1892.)

И личность, и судьба, и творческая биография Фета необычны и полны загадок. Жизнь поэта полна драматизма и противоречий.

Мать Фета Шарлотта Фет была женой немецкого чиновника Фета, но сбежала с орловским помещиком Шеншиным в Россию. Тогда это был неслыханно

дерзкий поступок, который долго обсуждали в гостиных. Уже в России в 1920 году в Орловской губернии Шарлотта Фет родила сына Афанасия. Мальчик

получил фамилию Шеншин. Но когда мальчику было 14 лет, Орловская духовная консистория установила, что на момент рождения Фета брак Шарлотты

Фет и Шеншина не был зарегистрирован, поэтому их сына посчитали незаконнорожденным. Мальчика лишили фамилии Шеншин, всех привилегий,

связанных со званием дворянина, и права на получение наследства. Для Фета это был удар, последствия которого он испытывал на протяжении всей

жизни. С этого момента у Фета возникла идея-фикс, вернуть себе титул дворянина во что бы то ни стало.

Образование Фет получил в немецком пансионе и в Московском университете на факультете философии. В студенческие годы у Фета возникла дружба с

Аполлоном Григорьевым, который познакомил Фета с Владимиром Соловьевым, Яковом Полонским и другими литераторами. Именно в это время у Фета

возник интерес к поэзии и в 1940 году выходит первый поэтический сборник «Лирический пантеон». В 1945 году Фет оканчивает университет, но вместо

того, чтобы полностью отдаться творческой деятельности, он идет на военную службу. Служить он идет не по призванию, а потому что в то время

определенный военный чин мог возвратить Фету дворянское достоинство. Но и здесь судьба будто играет им, стоит Фету дослужиться до определенного

звания, как тут же выходит указ, дающий право зваться дворянином тем, кто находится выше в иерархии военных званий, чем сам Фет. Так и не вернув

себе дворянское достоинство, в 1958 году Фет оставляет военную службу. Следует сказать, что за время службы Фет не оставляет свою литературную

деятельность, он печатается в «Современнике», «Отечественных записках», «Москвитянине».

В период службы Фет пережил тяжелую личную драму. Он познакомился с Марией Лазич и страстно полюбил ее, это чувство было взаимным. Мария

сначала влюбилась в стихи Фета, а затем и в самого поэта. Как ни странно, Фет не предложил ей руку и сердце. Он объяснял это тем, что Мария была

бедна, да и он не может ей ничего предложить в материальном плане. Следует сказать, что Фет особо относился к материальному достатку. Целью своей

жизни он считал возвращение дворянского титула и богатство, которое даст ему независимость. Видимо, эта расчетливость, стремление к независимости

взяло верх над его чувствами, Фет не решился на брак и порвал отношения Марией, которую все же любил. А спустя некоторое время произошла

трагедия – Мария Лазич сгорела. Официальная версия была такова, что это был пожар от неосторожно брошенной спички (на Марии было легкое

капроновое платье, которое моментально вспыхнуло), но те, кто знал, как она переживала разрыв с Фетом, считали, что это было самоубийство.

Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,
В полночной темноте, безвременно горя,
Вдали перед тобой прозрачно и красиво
Вставала вдруг заря.
И в эту красоту невольно взор тянуло,
В тот величавый блеск за темный весь предел-
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
Там человек сгорел!

Это фрагмент из стихотворения «Когда читала ты мучительные строки» 1887г.

Фет очень тяжело переживал смерть Марии Лазич, он чувствовал себя виновным в ее смерти. Образ Марии в ореоле трогательного чистого чувства и

мученической смерти приковал поэтический талант Фета до последних дней, был источником вдохновения, но и раскаяния, грусти. Поэтому фетовская

тема любви часто имеет трагический оттенок. Это можно проследить в его стихах:
«Напрасно, дивная, смешавшися с толпою» 1850.
«Что за ночь! Прозрачный воздух скован…» 1854.
«Напрасно!» 1852.
«Долго снились мне вопли рыданий твоих» 1886.
«Когда читала ты мучительные строки» 1887.
«Старые письма»1859.
«Ты отстрадала, я еще страдаю» 1878.

Позже Фет женился на некрасивой, но богатой женщине - Марии Боткиной, купил имение, развернул свой талант хозяина-практика, делового,

расчетливого человека. Сбылась в какой-то мере его мечта: Фет стал богатым и независимым человеком. Нужно отметить, что по своим взглядам Фет был

крайне консервативным человеком. Накануне отмены крепостного права Фет писал публицистические заметки, в которых защищал права помещиков.

Многие современники Фета отмечали, что как человек он был не симпатичен. Вот что говорил о нем в то время Салтыков-Щедрин: «Фет спрятался в

деревне. Там, на досуге, он отчасти пишет романсы, отчасти человеконенавистничает: сперва напишет романс, потом почеловеконенавистничает, потом

опять напишет романс и опять почеловеконенавистничает». Таким образом, между Шеншиным- человеком и Фетом – поэтом существовала пропасть. Эта

двойственность поражала всех. Но, наверное, эту психологическую загадку в какой-то мере можно разгадать, если обратиться к взглядам Фета на

назначение поэзии.

Фет относился к тому направлению, которое мы называем «чистое искусство» или «искусство для искусства», «искусство ради искусства». Это значит,

что в своем творчестве Фет уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые особенно в то время волновали Россию. Фет считал, что в

поэзии не должно никакой утилитарности, поэзия не может быть средством выражения идей, она самодостаточна и самоценна.

Не в сумрачный чертог наяды говорливой
Пришла она пленять мой слух самолюбивый
Рассказом о щитах, героях и конях,
О шлемах кованых и сломанных мечах.
Мне муза молодость иную указала:

Отрывистая речь была полна печали,
И женской прихоти, и серебристых грез,
Невысказанных мук и непонятных слез.
Какой-то негою томительной волнуем
Я слушал, как слова встречались поцелуем.
И долго без нее душа была больна
И несказанного стремления полна.

Это был фрагмент из стихотворения Фета «Муза» 1854. В этих стихах Фета раскрывается тема поэта и поэзии:
«Одним толчком согнать ладью живую» 1857
«Музе» 1857
«Музе» (пришла и села…) 1882.
«Муза» (ты хочешь проклинать…) 1887.

Главное в поэзии, по Фету, воссоздание мира красоты. Собственно, из-за этого и произошли разрывы Фета с журналами, в которых он печатался. Стихи

Фета оценивали с точки зрения социальной значимости, а их нужно было оценивать по законам искусства.Фет был сторонником «чистого искусства».

Как поэт чистого искусства, Фет считал, что вечными темами поэзии могут быть только темы любви и природы. Поэтому и циклы стихов Фета носят

природные названия: «Снега», «Весна», «Море», «Лето». Особенность природной лирики Фета состоит в том, что в ней нет целостного завершенного

образа природы. Фет любит улавливать переходные состояния природы, какие-то оттенки ее проявления. Если у Тютчева природную лирику условно

можно разделить на «дневную» и «ночную», то, используя эту терминологию, можно сказать, что природная лирика Фета преимущественно «дневная». У

Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона и краски.

«Я пришел к тебе с приветом» 1843 года.

Трудно выразить, как и Фету, создавшееся ощущение цельным монологом, хочется называть, перечислять те эмоции, которые наполняют нас при чтении

стихотворения. Это энергия, радость, свет, счастье, любовь, звон. Как соотносится внешний мир и чувства лирического героя? Все внутренне связано и

создается цельная картина. Читатель не разграничивает внешний природный и внутренний мир лирического героя. Эта связь в едином порыве, на одном

дыхании.Стихотворение очень динамично.С помощью каких средств создается динамика? Употребление глаголов, повторов. Стихотворение построено на

повторах: во-первых, каждая строфа начинается одинаково (единоначатие), во-вторых, повторы используются внутри строф

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой.
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой

Даже при чтении повторы создают ощущение того, что строки и слова «прыгают» перед глазами. Это и создает динамику стихотворения.

Действительно, восторг Фета перед красотой часто выражается одним возгласом. Кажется, что поэт не в силах что-нибудь сказать, кроме простого

называния и перечисления….(«Это утро, радость эта»).В чем необычность формы этого стихотворения? Все стихотворение – это одно предложение, в

котором перечисляется множество деталей. В стихотворении совсем нет глаголов, однако оно очень динамично. Почему в стихотворении нет глаголов?
Глагол обозначает действие, процесс, а Фету нужно остановить мгновение, отсюда и множество деталей. Можно сказать, что Фет не рисует картину, а

фиксирует мгновения, которые и создают эту картину. Именно поэтому и говорят об импрессионистичности стиля Фета.

Клод Моне - французский живописец, который является основателем импрессионизма. «Кувшинки», «Улица, украшенная флагами», «Поле маков» - на

этих трех картинах можно проследить технику письма импрессионистов. Если подойти к картине слишком близко, то будет сложно различить, что на ней

нарисовано. Техника такого письма основана на штрихах, отдельных мазках, точках, пятнах. Поэтому будет казаться, что это какие-то мазки и пятна, не

складывающиеся в целостную картину, но если немного отстраниться, то увидишь, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко

выделяются предметы, детали и т. д. На этом же приеме основана техника импрессионистского письма в поэзии. Импрессионизм в поэзии – это

изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как

будто не складывается в цельную картину. В стихотворении «Это утро, радость эта», поэт называет предметы окружающего мира, детали, не давая

никаких характеристик, а только фиксируя свой взгляд на этих деталях. Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают

целостную картину.
Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а

фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.

Если о Тютчеве говорят, что он последний романтик, то о Фете говорят, что он был на пути от романтиков к символистам. Поэтому и реабилитировали

Фета именно символисты, так как искусство Фета было понятно и близко им, в то время как современники Фета не понимали его стихов, осмеивали их,

сочиняли пародии. Оказалось, что в творчестве Фет ушел от своих современников на поколение вперед.

Еще одно яркое стихотворение Фета, наделавшее много шуму, вызвавшее литературный скандал и послужившее мишенью для многих насмешек –

«Шепот, робкое дыханье».

Можно ли увидеть импрессионистичность стиля Фета в этом стихотворении? Да, можно, поскольку опять хаотичный набор зрительных и слуховых

впечатлений создает целостную картину. В стихотворении нет ни одного глагола, то есть процесс передан с помощью фиксации, называния определенных

явлений, эмоций. Как соотносится внешний мир природы и внутренний мир человека? Они вновь тесно слиты, спаянны.Именно на этой спаянности и

слитности основаны метафоры Фета. Если он пишет, что «сердце цветет», то неясно - цветет сердце человека или растения. Уподобления по сходству у

Фета очень тесно взаимосвязаны.

Посмотрим на концовку стихотворения.

Заря – не только природное явление, но в контексте всего стихотворения это метафора, то есть заря как высшее выражение чувства, восторг,

эмоциональный пик.

Метафоры Фета основаны на тесной взаимосвязи, спаянности уподобляемых явлений и предметов.

Еще одна характерная особенность лирики Фета – это ее ассоциативность. Предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний.

Называя ту или иную вещь, поэт вызывает не прямое представление о ней, а те ассоциации, которые могут быть с ней связаны. Получается, что главное

смысловое поле стихотворения находится за пределом слов..

Поскольку слова вызывают у нас свои субъективные ассоциации, то получается, что стихи Фета выражают состояние, настроение, впечатление.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Что прозвучало, что прозвенело, что прокатилось, что засветилось? Мы этого не знаем, да нам и неважно, главное, что создалось ощущение движения,

Поэтому, стихотворениями Фета нужно наслаждаться как музыкой. И это свойство его поэзии отмечали многие, так композитор Чайковский говорил о

Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Запишите эти слова Чайковского. Действительно, на стихи Фета спето очень много романсов, вы,

наверное, слышали романсы «На заре ты ее не буди», «Сияла ночь, луной был полон сад» - это самые известные романсы. Мы с вами говорили, что

стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» и «Это утро, радость эта» построены на повторах, как вам кажется, какую функцию выполняют эти повторы?

Повторы ритмически организуют эти стихотворения. На примере этих стихотворений можно сделать вывод об очевидности ритмического рисунка в поэзии

Посмотрим на звуковую организацию стихотворения «Шепот, робкое дыханье».
Фетом активно используется звукопись. Это и использование гласных о, а, е, и активное использование согласных сонорных звуков л, р, н. Эти звуки

придают тексту плавность, напевность, мелодичность.

Вывод: В поэзии Фета важна ритмическая организация текстов и их музыкальность.

Итак, должны быть отмечены такие особенности лирики Фета:
Использование приемов импрессионизма
Метафоричность
Ассоциативность
Музыкальность, мелодичность.

Таким интересным был этот поэт, разделивший свою жизнь на две половины. Фет – автор прекрасных стихов, поклонник красоты во всех ее проявлениях

и Шеншин – служака офицер, расчетливый помещик, ненавидящий прогресс, всю свою жизнь добивавшийся титула дворянина и отцовской фамилии.

Кстати сказать, титул дворянина Фету все-таки пожаловали уже на закате его жизни.

Смерть Фета тоже была странной. Поэт сильно болел, страдал астмой…,в какой-то момент Фет решил покончить жизнь самоубийством, но в последний

момент его спасает секретарь, и в этот же самый момент у Фета происходит разрыв сердца. Фет умер в то время, которое сам для себя выбрал и, слава

богу, не взял на душу один из самых страшных грехов – самоубийство. Нам этот поэт памятен своими изумительными стихами.

Поэзия Фета, не столь широ-кая по тематике, необыкновенно богата разнообразными оттенками чувства, эмоциональных состояний. Она неповторима по своему мелодическому рисунку, насыщена бесконечными сочетаниями цветов, звуков, красок. В своем творчестве поэт предвосхищает мно-гие открытия «серебряного века». Новизна его лирики ощущалась уже современниками, которые отмечали «умение поэта ловить не-уловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия» (А.В. Дружинин).

Действительно, лирику Фета характеризует импрессионистич-ность (от франц. impersion — впечатление). Это особое качество ху-дожественного стиля, для которого характерны ассоциативные обра-зы, стремление передать первозданные впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки памяти», складывающиеся в цель-ную и психологически достоверную поэтическую картину. Таковы, по сути, все стихотворения Фета.

Слова у поэта многозвучны и многозначны, эпитеты показывают не столько прямые, сколько косвенные признаки предметов, к ко-торым они относятся («тающая скрипка», «благовонные речи», «се-ребряные сны»). Так эпитет «тающая» к слову скрипка передает не качество самого музыкального инструмента, а впечатление от ее звуков. Слово в поэзии Фета, теряя точный смысл, приобретает осо-бую эмоциональную окраску, при этом стирается грань между пря-мым и переносным смыслом, между миром внешним и внутренним. Часто все стихотворение строится на этой зыбкости значений, на развитии ассоциаций («Ярким солнцем в саду пламенеет костер…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»). В стихотворении «На кресле отвалясь, гляжу в потолок…» целый ряд ассоциаций нанизывается друг на друга: кружок от лампы на потолке, слегка вертящийся, вызывает ассоциацию с кружащимися над садом грачами, которые, в свою очередь, навевают воспомина-ние о расставании с любимой женщиной.

Такая ассоциативность мышления, умение передать мгновения жизни, мимолетные, ускользающие чувства и настроения помогли Фету подойти вплотную к решению проблемы «невыразимости» по-этическим языком тончайших движений человеческой души, над ко-торой бились Жуковский, Лермонтов, Тютчев. Ощущая, подобно им, «как беден наш язык», Фет уходит от слов в стихию музыкальности. Звук становится основной единицей его поэзии. Композитор П.И.Чайковский даже назвал Фета поэтом-музыкантом. Сам поэт говорил: «Ища воссоздать гармоническую правду, душа художника сама приходит в соответственный музыкальный строй. Нет музы-кального настроения — нет художественного произведения». Музы-кальность лирики Фета выражается в особой плавности, напевности его стиха, разнообразии ритмов и рифм, искусстве звукового повтора. Материал с сайта

Можно сказать, что поэт использует музыкальные средства воздействия на читателя. Для каждого стихотворения Фет находит ин-дивидуальный ритмический рисунок, употребляя необычные соче-тания длинных и коротких строк («Сад весь в цвету, / Вечер в огне, / Так освежительно-радостно мне!»), звуковые повторы, основанные на ассонансах и консонансах (в стихотворении «Шепот, робкое дыха-нье…» ассонансы на -а: соловья — ручья — конца — лица — янта-ря — заря), разнообразные размеры, среди которых особо выделяют-ся трехсложные, прекрасно вписывающиеся в традицию романсов («На заре ты ее не буди…», написанное анапестом). Не случайно очень многие из стихотворений Фета были положены на музыку.

Художественные открытия Фета были восприняты поэтами «се-ребряного века». Александр Блок считал его своим непосредствен-ным учителем. Но далеко не сразу такая необычная, ни на что не похожая лирика Фета завоевала признание читателей. Выпустив первые сборники своих стихов еще в 1840-1850-х годах, Фет надолго уходит из литератур ной. жизни и остается известен только узкому кругу ценителей. Интерес к нему возрос на рубеже веков, во время нового расцвета русской поэзии. Именно тогда творчество Фета по-лучило заслуженную оценку. Он по праву был признан тем, кто, по словам Анны Ахматовой, открыл в русской поэзии «не календар-ный, настоящий двадцатый век».

Божедомова Дарья

В своей работе я попыталась доказать, что художественные образы в лирике А. Фета непохожи,

попыталась проанализировать стихотворения Афанасия Афанасьевича.


музыкальность, драматичность, одухотворённость.





цельность, гармонию.







меньшую роль.


" образ её образ по-новому, чтобы через неё ближе узнать подлинную людскую сущность.


присущая ему яркость заставляет навсегда полюбить этого поэта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тезисы к докладу «Особенности художественных образов в
лирике А. А. Фета».

  1. Почему свой выбор я остановила именно на А. А. Фете? Чем явился для меня этот писатель?
  2. Необычные, яркие художественные образы, делают Фета единственным в своём роде,

Не имеющим равного по мастерству. Уважение, восхищение в его адрес выражает А. К. Толстов.
3. Простая и изящная, радостная и светлая, чистая поэзия делает Афанасия Фета чуточку
ближе к «идеальному солнцу».

4. Фет как певец, писатель, художник русской природы. Композиторы находили черты
музыкальности, что делало стихи наиболее привлекательными. Это стало поводу к написанию
прекрасных романсов. А всё потому, что свобода фантазии, мысли, чувств подарили поэту
главную возможность - затрагивать струны человеческих душ.

5.Стих как кладезь впечатлений, эмоций, но в то же время тихий и спокойный. Позволяет
оживать, придаёт ему необычайную эмоциональность богатство красок, гармония и игра
звуков.

6. Самая открытая, откровенная страница поэзии. Трагическая история любви легла большим
светлым пятном, придало произведениям горестную окраску, а читателям возможность
поразмыслить над собственной жизнью, расставить приоритеты, задуматься о человеческих
ценностях.

7. Между строк стихотворения «Учись у них - у дуба, у берёзы... ». Тесная связь с жизненной
трагедией, одиночеством. Почему произведение актуально и сейчас?

8.Воспевание красоты, изящества заключаются в простоте. Доказательство на примере
стихотворения «Это утро, радость эта... » и «Здравствуй! Тысячу раз привет тебе, ночь... ».
9. Ещё одна привлекающая черта - «фетовский почерк», дерзость, свобода слова.
Непокорность поэта, творчество вопреки недовольству критиков и законам грамматики
делают Фета новатором. Доказать это можно на примере одного из стихотворений под
названием «Певице».

10.Подведение итогов работы, выведение главной мысли - художественные образы являются
основой всей лирики поэта, а настоящее искусство нетленно!

Аннотация.

В своей работе я попыталась доказать, что художественные образы в лирике А. Фета непохожи,
уникальны, индивидуальны. Для этого использовала критическую литературу, биографию поэта,
попыталась проанализировать стихотворения Афанасия Афанасьевича.

Пришла к выводу: основными составляющими его творчества являются лиричность,
музыкальность, драматичность, одухотворённость.

Образ природы выступает в качестве связующего звена между внутренним и внешним миром. С
его помощью стихи стали не просто набором удачных рифм, красивых фраз, а именно
отражением всего того, чем когда-то жил поэт. Уходя с головой, отгораживаясь от реальной
жизни, в них он находил всё то, что так долго не мог найти в реальной жизни - красоту, свободу,
цельность, гармонию.

По способу выражения собственных мыслей Фета можно считать не просто поэтом, а поэтом -
художником, поэтом-музыкантом. То, что выражается без труда словами, старается преподать в
более выгодном свете, отходя от поставленных рамок, обращаясь к другим видам искусства.
Причиной же драматичности в творчестве стала трагическая любовь самого поэта. Она надолго
запомнилась, запала в душу, постепенно, до конца жизни, строчка, за строчкой выливаясь на
бумагу. Кроме того, двойственность, противоречивость, а порой, и дерзость поэта сыграла не
меньшую роль.

Природа в понимании Фета - живой организм. Парадокс: стоило очеловечить природу, создать
" образ её образ по-новому, чтобы через неё ближе узнать подлинную людскую сущность.

Из всего полученного получаем вывод, что индивидуальное творчество индивидуально во всём,
присущая ему яркость заставляет навсегда полюбить этого поэта.

Особенности художественных образов в творчестве А. А. Фета.

Почему именно А. А. Фет, а не кто-либо другой? Чем так привлекательно и особенно его
творчество? Попытаемся ответить на этот вопрос, докопаться до сути, познакомившись и
проникнувшись его произведениями.

Перед нами отзыв, принадлежащий современнику Афанасия Афанасьевича Фета, драматургу,
прозаику, лирику Алексею Константиновичу Толстому: « ... Я, наконец, познакомился с его книгой
- там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет
перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет-
поэт единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе... » 1. И
действительно, я увидела необычность художественных образов в творчестве А. А. Фета. Очень, динамичные и в то же время застывшие во времени. Сразу начинаю сравнивать стихи поэта с
картинами таких художников, как И. Левитан, А. Куинджи.

Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно
он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом
- О картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых
движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще
чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его
чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой
проникнуты почти все его стихи. Иным современника Фета казалось, что поэт витает в облаках,
оторван от жизни и лирика его надуманна. У фетовской музы «идеальное солнце» - это выражение
Я. П. Полонского, поэта, близко знавшего Фета, его многолетнего друга. Поэт постоянно
напоминал, что придерживается изречения из «Фауста» Гёте:

Старайся почерпать из жизни то людской!
Все ей живут, не всем она известна;

А где ни глянь, повсюду интересна.

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его

изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и
Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. Пётр Ильич Чайковский,
часто обращавшийся к фетовской лирике, в одном из своих писем так объявил её неизменную
притягательность для композиторов: « ... Ему дана власть затрагивать... струны нашей души,
которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не
просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются
выражению словом» 1.

На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую
известность. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее
увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле

и густой тенистый лес обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная,
притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет
своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза. Обычно А. Фет в своих стихах останавливается
на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию

никак нельзя назвать однообразной, наоборот, - она поражает разнообразием и множеством тем.
Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета
легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его
поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и
печалей. Взять хотя бы такие из них, как "Луч твой, летящий далеко... ", "Недвижные очи, безумные
очи... ", "Солнце луч промеж лип... ", "Тебе в молчании я простираю руку... ". И эта музыкальность -
особенность лирики Фета.

Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не
щадит его, и этот драматизм его стихов буквально потрясает, не смотря на то, что, как правило,
кончаются они светло, мажорно.

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все
его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма
талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой
причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Влюблённые расстались. Лазич
вскоре трагически погибла, но её образ на всю жизнь вошёл в любовные стихи Фета, придав им

горестную окраску.

Учись у них - у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Между строк этого стихотворения ясно виден облик самого автора, а значит произведение
тесно связано с событиями жизни самого А. А. Фета. В них об обидах судьбы и жгучей муке
сердца, о томительных и скучных годах, о рыдающих звуках музыки. Откуда эти загадочно -
печальные образы? Не из времён ли, связанных с Марией Лазич? Но в данном случае это не просто
выражение собственных чувств, а осознанный разговор, обращение к читателю, опираясь, как
обычно, на образ природы. Первое, на что обращаем внимание - олицетворение. Несложно
догадаться, кто в жизни явился дубом, а кто берёзой... Но потому произведение и сейчас
актуально, ведь эти образы можно примерить и на себя. Затем россыпью ярких самоцветов
появляются метафоры: холод хватает за сердце; они стоят, молчат; промчится гений; переболит
душа. Цветовую гамму составляют два ярких пятна, светлые герои, мрачные тона - сама
общественность, обстоятельства, ситуация, судьба. Но история создания «Учись у них - у дуба, у
берёзы... » не исчерпывается одним жизненным фактом. Как всякое истинное произведение
искусства, оно таит в себе заманчивую глубину и потому нетленно.

Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с
исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины
природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений
действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы Росси. Во всех
описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, опенкам,
настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько
лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью. К числу их
принадлежат такие поэтические шедевры, как "Шепот, робкое дыхание... ", "Я пришел к тебе с
приветом... ", "На заре ты ее не буди... ", "Заря прощается с землей... ".

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли - эти слёзы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Эти вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

1881

Именно в этом стихотворении проявляется небывалое мастерство поэта в описании
природы. Если раньше в её описании царило обобщение, то в поэзии Фета она изображена
детально. Но не только это необычно, а то, что всё это одна фраза (будто бы произносимая
м имолётно, на одном дыхании), а все её части - назывные предложения. Фет с их помощью

смог передать то, что неуловимо, невыразимо ничем, кроме ощущения: он описал нам весну.
Также понять смысл произведения помогает стилистическая фигура анафора, многократное
повторение указательного местоимения «это». Стихотворение полно движения, картины,
мгновенно вспыхивая и угасая, сменяют друг друга, льются одним потоком, беспрерывным
бурлящим ручьём. Мгновение в этом стихотворении - это именно мгновение, в полном его
понимании. Они живут единым днём, но ценность этой мимолётности вечна. И снова встречаем
олицетворения: эти капли - эти слёзы; этот пух - не лист. У всех предметов появляются
совершенно несвойственные им первоначально качества: мощь дня и света; говор вод; вздох
ночной селенья; жар постели. Произведение отличается простотой и лёгкостью. Картины
быстро сменяют друг друга, оставляя в сознании свои следы, которые затем и собираются в
цельный образ - весну. Мы, не задумываясь, можем сказать, что более выразительно, ярко и
насыщенно, чем Фет, природу не изображал никто. Лирический талант поэта в том, что он умеет
открыть сокровеннейшие тайники души человека, умеет ловить неуловимое, давать образ тому,
что ранее было ничем иным, как смутным, незаметным ощущением. Но А. А. Фет смог сделать
не только это, но и передать галерею образов самому читателю.

Здравствуй! тысячу раз привет тебе, ночь!
Опять и опять я люблю тебя,

Тихая, тёплая,

Серебром окаймлённая!

Робко, свечу потушив, подхожу я к окну...
Меня не видать, зато сам я всё вижу...
Дождусь, непременно дождусь:

Калитка вздрогнет, растворяясь,

Цветы, закачавшись, сильнее запахнут, и долго,
Долго при месяце будет мелькать покрывало.

1842

Даже при отсутствии всякой рифмы, «Здравствуй! тысячу раз привет тебе, ночь... » нисколько
не страдает. Основная задача, донесение скрытого смысла, сути стихотворения, выполнена.
Через него Фет не пытается чему-то учить нас, а просто выражает своё минутное настроение.
Автор ищет покой, в каждом движении, шорохе, звуке еле уловимая робость, но вместе с тем
лёгкость и грация. Я полностью понимаю его. Не всем дано разделить всю прелесть ночного
времени суток, а уж заставить посмотреть на это своими глазами, как делает это Фет, кажется,
практически невозможно. Опять же за помощью Афанасий Афанасьевич обращается к
олицетворениям. В его понимании ночь - образ истинной женщины, нежной, тёплой, тихой,
глубокой, ласковой, прекрасной. Обращается к ней с должным уважением и восхищением.
Больше внимания уделяет автор не так созданию звукового момента, преобладающей тишине, и
цветовой гамме, как передаче душистых луговых запахов, пряных ароматов, именно они
располагают к спокойствию, делают течение времени неторопливым и размеренным.
Метафоры: калитка вздрогнет; мелькает покрывало.

«Трепет жизни» - вот то, что Фет умел улавливать один из немногих". Духовное богатство -
блеск ума, силу чувства, свежесть восприятия, - вот единственное, что было страшно терять
Фету в этом мире.

Многие современники не только не принимали, но и не понимали стихов Фета. Среди читателей
и даже почитателей его редко находился человек, который принимал его поэзию безоговорочно.
Причиной непонимания, неприятия чаще всего послужила сама поэтическая манера, фетовский
«почерк». Вот ещё одна, привлекающая в его лирике, черта. Критики недоумевали и
раздражались, когда встречали в его стихах такие выражения, как «Вышла жаба на дорогу»,
«Можно ль тужить и не жить нам в обаянии», «Теснее и ближе сюда раскрой ненаглядное око!».
Но более всего удивляли словосочетания Фета, в которых природа очеловечивалась дотоле
неслыханно: «травы в рыдании>, «овдовевшая лазурь», « ... лес проснулся, Весь проснулся,
веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся...
». Он был новатором и по-своему раскрепощал
слово, позволяя ему вступать в соединения. Вопреки, казалось, не только здравому смыслу, но и
законам грамматики. «Откуда у этого добродушного толстого офицера, - писал Толстой,-
берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»2 Раскрепощённость
слова в творчестве Фета выражалась не только в вольных сочетаниях, но и в том, что оно
тяготело к музыке и живописи. П. И. Чайковский, например, писал:
« ... Фет в лучшие минуты
свои выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область... Его часто
не понимают, а есть даже и такие господа, которые


смеются над ним или находят, что стихотворения, вроде «Уноси моё сердце в звенящую даль» ...
есть бессмыслица»
2.

Уноси моё сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;

В этих звуках на жаркие слёзы твои
Кротко светит улыбка любви.

О дитя! Как легко средь незримых зыбей

Доверяться мне песне твоей:

Выше, выше плыву серебристым путём,
Будто шаткая тень за крылом

И откуда-то вдруг, я понять не могу,
Грянет звонкий прилив жемчугу.
Уноси ж моё сердце в звенящую даль,
Где кротка, как улыбка, печаль,

И всё выше помчусь серебристым путём
Я, как шаткая тень, за крылом.

Нелегко было быть первым читателем этого стихотворения сразу принять его.

Ну, откуда в звуках могут быть «жаркие слёзы»? И почему на них «кротко светит улыбка
любви»? И что за «незримые зыби»? Причём тут «шаткая тень за крылом»? Но стихотворение
действительно создавало удивительный музыкальный эффект. Покорённые звуки многоголосой
стайкой вспархивают с каждой строки этого стихотворения. Слышится то отдалённое эхо рояля,
то чистая россыпь скрипки, то вздох виолончели. Музыкальный поток подобен «звонкому
приливу жемчугу». Когда эти звуки замолкают, то мелодию по-своему продолжает хор
природы. Настоящий кладезь метафор: улыбка светит; плыву серебристым путём; замирает
голос, горя; грянет прилив. Богато эпитетами: звенящая даль; жаркие слёзы; незримые зыби;
серебристый путь; звонкий прилив; кротка печаль; шаткая тень. Сравнения: где как месяц за
рощей печаль; я будто тень за крылом; твой голос, словно за морем ночью заря.

Проанализировав стихи и биографию А. А. Фета, я заметила некоторую странность,
двойственность восприятия мира поэтом. С одной стороны, он трезво смотрит на реальную
жизнь, дорожит каждым мгновеньем (это, вероятно, от того, что он строгий помещик, далеко не
романтик), с другой стороны поэзия его хрупкая тонкая материя, доступная не каждому
читателю. Может быть, его близкие друзья были правы, говоря, что по его стихам невозможно
понять его биографию в отличие от других поэтов. Сразу вспоминаю стихи А. Пушкина, М.
Лермонтова, где чётко отражены жизненные ситуации. Но я сделала вывод, что по творчеству
А. А. Фета можно судить о его отношении к женщине, родной природе. Используемые им
художественные образы делают его творчество индивидуальным, особенным,
одухотворёнными, драматичным. Естественность - главное, что определяет весь строй его
художественной системы.

Время безоговорочно подтвердило ценность поэзии А. А. Фета, показало, что она нужна нам,
людям ХХI века. Сияние его стихов широко разлилось по небу русской лирики. А отзвуки
дивной музыки между строк ещё долго будут носиться под её высокими сводами 1

Список литературы.

1) Н. П. Сухова. Соловьиное эхо. Повесть о жизни и творчестве А. А. Фета.
2) Н. Скатов. Русские поэты Фёдор Тютчев, Афанасий Фет.