Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика социальной адаптации в обществе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

Занятие 7. «Образовательная интеграция и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья как социальная и психолого-педагогическая проблема»

1. Коммуникативная компетенция как ключевое условие социальной адаптации лиц с ОВЗ.

Коммуникативная компетенция названа в современной модели образования одной из базовых компетентностей современного человека (умение эффективно сотрудничать с другими людьми). Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность. Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирования коммуникативной компетенции подростков. От уровня коммуникативнойкомпетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и их интеграция в школьное сообщество. Сейчас мы живем в информационном, быстро меняющемся обществе, которое предъявляет к выпускникам школы, а тем более с ОВЗ, более строгие требования. Практическая направленность развития коммуникативных навыков выходит на первый план. Для этого необходима организация общения между учащимися в процессе обучения, проведения совместных мероприятий, занятий в кружках дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками общеобразовательных школ; между обучающимися и их родителями. Учиться общению, общаясь – вот основной принцип коммуникативности. Здесь необходим комплексный подход к развитию устной диалогической речи детей - уделять внимание на всех этапах обучения и воспитания. С этой целью можно разработать модель (инвариативный модуль) ««Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья как основное условие их успешной социализации», состоящуя из блоков: учебная деятельность , воспитательная работа , дополнительное образование, социально - психологическое сопровождение, семья, социум. После этого начать работу по формированию коммуникативной компетенции детей с ОВЗ. Коммуникативная составляющая или его компонент должен включаться в каждый урок и внеклассное мероприятие. К данной деятельности могут быть привлечены следующие участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги школы (учителя начальных классов , учителя среднего звена, воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги дополнительного образования), педагоги дополнительного образования вне школы, родители. Обучающиеся с ОВЗ принимают участие во всех мероприятиях совместно с учащимися массовых школ.


2. Технологии социальной адаптации в условиях образовательной интеграции .

Технологизация учебного процесса в условиях интеграции требует учета современного видения содержания и задач образования, которое включает не только формирование знаний, умений и навыков, не только передачу от одного поколения к другому социального опыта, но и создание среды для развития личности. В условиях интегрированного обучения это означает обеспечение защищенности личности школьника с ограниченными возможностями. Образовательная среда характеризуется открытостью, целостностью, ориентированностью на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

Технология социальной адаптации в условиях образовательной интеграции основывается на следующих концептуальных положениях. Требования комплексности задают необходимость разностороннего изучения возможностей и особенностей обучающихся, нуждающихся в коррекционно-образовательных услугах, использования различных методов, методик, приемов и средств из арсенала общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Критически переосмысленные и взятые на вооружение различные подходы могут быть противоречивыми, не всегда применимыми ко всем ученикам класса, но они создают мощный инструмент в руках учителя, благодаря которому он сможет помочь любому ученику и его родителям. Системность решения коррекционно-образовательных задач отражает взаимосвязь достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей взаимодействия школьников с различными познавательными возможностями. Системность требует, чтобы учитель не только решал сиюминутные задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал превентивные меры по оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, по коррекции девиаций поведения, развитию сильных сторон личности ученика. В классе интегрированного обучения необходима системная работа над созданием благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей, принимая во внимание особенности их развития, обусловливающие специфические цели и задачи обучения.

Не менее важным является деятельностный характер обучения, воспитания. Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка и об особой роли ведущей деятельности в формировании психических новообразований. Указанный подход означает, что главным способом осуществления подлинной интеграции является успешность активной деятельности учеников. Только в ней могут быть смоделированы и воспроизведены условия, трудные для ученика, но возможные в жизни, анализ и проигрывание которых могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника.

Коррекция в условиях интегрированного обучения включает в себя не только коррекцию знаний, психических функций, но и коррекцию девиаций взаимоотношений. Это возможно только в рамках деятельности учеников, осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности . В ней можно объективировать трудные конфликтные ситуации и направить ориентировку ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения.

Значимым является развитие механизмов социальной адаптации у детей с разным уровнем развития, вместе с тем желательно, чтобы эти уровни не отличались друг от друга более чем на один шаг (уровень); учащиеся включаются в социальное взаимодействие, содействующее их продвижению; диалоговая форма отношений, коммуникативные связи между участниками учебного процесса становятся внешними побудителями изменений в умственной деятельности, они являются в определенной мере катализаторами развития ребенка. Концептуальным является обеспечение эмоциональной сопричастности к учебному процессу, вызывание у школьников переживаний, чувствований в связи с учебной деятельностью, основываясь на признании того, что именно переживания стимулируют развитие интеллекта и что эмоциональные побуждения более действенны , чем интеллектуальные в связи с большей сохранностью эмоциональной сферы у отдельных категорий детей, имеющих значительные отклонения в интеллектуальном развитии.


Следует признать актуальность индивидуального характера обучения, что позволит при необходимости перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития; оказать индивидуальную помощь по тому или иному предмету, улучшить психологическое здоровье, скорригировать имеющиеся недостатки развития. Весьма важным с позиции образовательной интеграции является принцип рефлексивности, в основе которого - самооценка, самоанализ, самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков. Рефлексия позволяет обеспечить перспективность проводимой работы, ее тональность, что предполагает вовлечение в процесс интеграции всех: руководителя, учителей, родителей, учащихся. Рефлексия дает возможность отслеживать достижения, видеть недостатки на данном этапе развития ученика и его коррекционного обучения.

Позитивный результат во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения, преодоление когнитивного кризиса учащихся с отклонениями в развитии предполагает продуманную системную работу, включающую формирование позитивной установки на учащихся с особенностями психофизического развития, расширение опыта продуктивного общения с ними. Эти задачи могут быть реализованы в системе коррекционных занятий и занятий по учебным предметам, решающим одновременно задачи интеграции, включения. Последний термин достаточно широко используется в иностранной литературе в значении интегрированного (совместного) обучения.

По мнению Гонеева АД., технология в условиях образовательной интеграции характеризуется следующими чертами :

1. проектируется, отбирается актуальное содержание образования детей с ограниченными возможностями, которое освобождается от второстепенного материала и позволяет устранить перегрузку учащихся и многократно обратиться к основному, главному, наиболее существенному в программном материале;

2. признается и обеспечивается открытость содержания специального образования для изменений на основе интегративного подхода к нему на основе учета программных требований, прогрессивных и мировых тенденций в сфере общего и специального образования и положительного локального опыта; обеспечивается реализация коммуникативного компонента образования в условиях интеграции, что предполагает положительное взаимодействие участников образовательного процесса, их позитивное отношение друг к другу, обмен информацией, имеющимся социальным опытом;

3. использование вариативных образовательных программ и определение образовательного маршрута учащихся (в специальной школе или в условиях интеграции) с учетом многих факторов, в том числе и среды обитания, педагогической культуры родителей и познавательных возможностей учащихся, привлечение разнообразных методических средств, являющихся гарантом того, что образовательная среда является средством развития личности.

1.2 Проблема адаптации детей с ОВЗ . Теории адаптационного потенциала. Необходимость помощи детям с ОВЗ в процессе адаптации

Адаптация – неотъемлемый процесс становления личности человека.

На сегодняшний день проблема изучения структуры личности ребенка с ОВЗ отражена в малом количестве научных работ в силу больших трудностей в организации и проведении подобных исследований. Структура личности аномального ребенка частично описывается в работах И.И. Мамайчук (2001), М.И. Смирновой (2003), Л.М. Шипицыной (2001), и др. В силу сложности охвата всей структуры личности, авторы выделяют эмоционально-волевые, когнитивные компоненты личности ребенка с ОВЗ, влияние и действие которых можно зафиксировать по наблюдениям и с помощью психодиагностических методов .

Эмоционально-волевая сфера личности ребенка с ОВЗ может быть обусловлена действием биологических и социальных факторов. В связи с различными видами дизонтогенеза, эмоционально-волевая сфера личности будет специфически проявляться в поведении ребенка. Данная сфера рассматривалась в работах по изучению некоторых видов нарушенного развития: детский церебральный паралич (ДЦП), задержка психического развития (ЗПР), расстройства аутистического спектра (РАС) и др. Так, в психологических исследованиях детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, в частности с ДЦП, вторичный дефект, согласно учению о дефектах Л .С. Выготского, может проявляться в нарушении эмоционально-волевой сферы, а также в психических расстройств, обусловленных эмоциональной депривацией . Сам термин «депривация» стал широко известным в 40-60 гг. ХХ века – период массового сиротства. Исследования тех лет показали, что у детей, лишенных материнской заботы и любви в раннем детстве, наблюдается задержка и отклонения не только в физическом и интеллектуальном развитии, но и эмоциональном .

Особенности формирования личности ребенка с нарушенным развитием связаны, в первую очередь, с условиями ее развития, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка. В частности , для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу психического инфантилизма . Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным процессом формирования высших структур мозга (лобные доли), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". . Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. В одном случае наблюдается повышенная возбудимость . Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения (синдром гиперактивности и дефицита внимания СДВГ). Другую категорию детей напротив, отличает пассивность , безынициативность, излишняя застенчивость. Ситуация выбора ставит их в тупик, действиям свойственна вялость и медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Эти особенности характерны для лиц с двигательными нарушениями , в частности с ДЦП .

Однако, существует ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации : двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, формальные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию. По данным исследований подобная реакция встречается у детей в 7-8 летнем возрасте, в процессе самоидентификации , когда ребенок понимает, что он не такой как все .

Факторы, затрудняющие адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, приводят к развитию у них социальной недостаточности. Социальная недостаточность представляет собой ряд ограничений:


  • ограниченные способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости;

  • ограничение мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе;

  • ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту;

  • ограничение экономической самостоятельности;

  • ограничение способности к профессиональной деятельности;

  • ограничение способности к интеграции в общество.
Возможности психологической адаптации детей с ОВЗ в социуме увеличиваются в связи с использованием различных технологий, которые облегчают ребенку образовательный процесс и обучению коммуникации .

Ситуация развития детей с нарушенным развитием направляет исследователей и широкий круг специалистов на поиски специальных вариантов помощи в процессе адаптации. Как говорилось ранее, возможности постепенной адаптации к окружающей среде и социуму у данной категории детей обусловливаются рядом трудностей. Так М.Ю. Лапшина считает, что современные, предоставляемые Россией, условия для развития детей с ограниченными возможностями здоровья приводят к возможности выживать, а не развиваться. Автором отмечается, что основная проблема социализации и адаптации детей с ОВЗ является одиночество, чувство отверженности обществом из–за физических и психологических особенностей, депрессия, социальная неуверенность и пр. М.Ю. Лапшина также выделяет два фактора, которые больше всего затрудняют процессы адаптации и социализации данной категории детей:


  1. Психологические барьеры общения, которые затрудняют
коммуникацию с окружающими, возможности обучения и получения профессии.

  1. Ощущение себя жертвой субъективных и принятых стереотипов со
стороны общества. Здесь проблемным моментом скорее является низкая компетентность общества относительно психологии данной категории людей .

Традиционно, адаптация (от лат. - приспособляю) рассматривается как приспособление функций организма , его органов и клеток к условиям окружающей среды. Современное научное представление о феномене адаптация основывается на работах выдающихся ученых–исследователей: И.П Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Г. Селье и др. (цит. По С.Т. Посоховой «Психология адаптирующейся личности: субъектный подход», 2001). Проблемой психологического изучения адаптации занимались в целом, как процессом приспособления человека к окружающей среде, занимались многие авторы (А.Г. Маклаков, С.Т. Посохова и др.).

Несмотря на большое количество изученных проблем в области адаптации и наличия особенных нюансов каждой теории, всё же существует несколько основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация - это:


  • свойство организма;

  • процесс, осуществляемый приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды, суть которого состоит в том, чтобы достичь
равновесия между средой и организмом;

  • результат взаимодействия в системе «человек-среда»;

  • цель, к которой стремится организм.
Одна из первых биологических теорий адаптации принадлежит Г. Селье, который предполагал, что процесс адаптации для человека строится на приспособлении к стрессовым факторам, на преодоление их и стремление к гомеостазу. Физиологическая реакция организма человека на стрессовую ситуацию, согласно теории Г. Селье, представляет собой – общий адаптационный синдром, который формируется на основании трех фаз:

  1. Фаза тревоги – человек испытывает шок от первичного восприятия
непредсказуемой ситуации, который провоцирует физиологические реакции организма, проявляющиеся в виде повышения температуры тела, учащенного сердцебиения, потливости ладоней, неспецифических биохимических реакций и т.д. – всё это признаки стрессового состояния

  1. Фаза противодействия характеризуется стремлением к покою,
привести, к попытка восстановить нормальную деятельность организма, в норму дыхание. После реактивного всплеска функции организма восстанавливаются .

  1. Фаза истощения – проявляется как неспособность организма
справиться со стрессовой ситуацией. В том случае, если ситуация носит сильный стрессовый характер, то организм склонен снова перейти в фазу тревоги. В силу слабости организма могут начаться физиологическое расстройства и психосоматические заболевания.

Адаптация рассматривается не только как процесс и результат взаимодействия человека с окружающей средой , но и как «системный» ответ организма на воздействия окружающей среды, который поможет сформировать человеку адекватные реакции, тем самым продолжить процесс развития как личности .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1 . Специфика социальной адаптации в обществе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема социализации в обществе лиц с ОВЗ является актуальной для современности. Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)" в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

Инвалидность представляет собой социальный феномен. Масштаб инвалидности зависит от множества факторов: состояния здоровья нации, развития системы здравоохранения, социально-экономического развития, окружающей страны, исторических и политических причин в частности, участия в войнах и военных конфликтах. В нашей стране эти факторы имеют ярко выраженную негативную окраску. На 2013год в Российской Федерации как минимум свыше 10 млн. человек официально признаны инвалидами.

Люди с ОВЗ относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Для них затруднительно получить образование. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше . Государство, обеспечивая социальную защищённость людей с ОВЗ, призвано создавать им необходимые условия для достижения приемлемого по сравнению со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни. Восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной адаптации как самостоятельная область научной и практической деятельности. Изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы комплексной социальной адаптации - одна из главных и ответственных задач современной государственной политики. И особое значение данная проблема приобретает, когда речь идет о молодежи. Молодые люди с ОВЗ, находясь в начале жизненного пути и имея неравные стартовые условия, остро нуждаются в поддержке, чтобы занять достойное место в обществе . социализация адаптация здоровье правовой

1. Специфика социальной адаптации в обществе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

Специфика социальной адаптации молодых людей с ОВЗ, в значительной мере обусловлена их личностными особенностями и характером недуга (его глубиной, периодом возникновения, а также отношением к нему самого молодого человека).

В силу имеющихся ограничений молодым людям с ОВЗ наряду с чисто материальными и вещественными ограничениями, зачастую затруднён доступ к таким социальным возможностям и благам, как получение престижного образования, высокооплачиваемой и востребованной на рынке труда работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправления или государственной власти. В результате, молодой человек вынужденно замыкается в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и трудности, на преодоление которых и должны быть направлены технологии социальной работы с этой категорией населения. Основными целями их применения выступают:

Преодоление состояния беспомощности;

Помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности;

Формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности;

Восстановление и компенсация утраченных возможностей и функций.

Эти цели и определяют социальные технологии, которые могут быть использованы для эффективной социальной адаптации молодых людей с ОВЗ.

Одной из ведущих традиционных технологий является реабилитационная деятельность. Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить молодым людям с ОВЗ возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости.

"Осуществление всех направлений реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая дает возможность учитывать физические и психофизиологические особенности молодого человека с ОВЗ и связанный с ними реабилитационный потенциал. В ИПР включаются реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление способностей молодого человека с ОВЗ к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры" .

Индивидуальная программа реабилитации включает следующие виды реабилитации: медицинскую, психолого-педагогическую, профессиональную и социальную.

Начальным звеном системы общей реабилитации является медицинская реабилитация, которая осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей молодого человека с ОВЗ. Она включает в себя восстановление и замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний, санаторно-курортное лечение, реконструктивную хирургию, которая восстанавливает пораженные органы, создает органы или их части взамен утраченных, а также устраняет нарушения внешности, полученные в результате заболевания или травмы.

Можно констатировать, что медицинская реабилитация в большинстве случаев осуществляется пожизненно, т. к. для предотвращения негативной динамики состояния молодых людей с ОВЗ необходимы меры медицинской поддержки и оздоровления.

Психолого-педагогическая реабилитация - это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы молодой человек с ОВЗ овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил образование. Важнейшая цель этой деятельности, ее психологическая составляющая - выработка у молодого человека с ОВЗ уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация молодых людей с ОВЗ, обучение их соответствующим трудовым навыкам и умениям.

Основные задачи профессиональной реабилитации: вернуть молодому человеку с ОВЗ самостоятельность в повседневной жизни, вернуть его к прежней работе, если это возможно или подготовить к выполнению другой работы, соответствующей его трудоспособности. Практика показывает, что при адекватном состоянию здоровья и желании в выборе профессии, а также соответствующей адаптации условий труда, молодые люди с ОВЗ способны длительно сохранять трудоспособность и выполнять достаточно большие объемы работ. Длительная бездеятельность не только ведет к деквалификации специалиста, угасанию профессиональных навыков, но отрицательно влияет на состояние здоровья, как правило, у этих людей резко нарушаются социальные связи, в т. ч. ухудшаются семейные отношения, прекращается общение с друзьями, сужаются духовные интересы, появляется депрессия.

Программа социальной реабилитации охватывает практически все вопросы жизнедеятельности молодых людей с ОВЗ и включает психологическую, социально-бытовую, социально-экономическую и социокультурную реабилитацию.

"Весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании молодого человека с ОВЗ представлений о бесполезности реабилитации. Крайне важной является оценка психологического статуса молодых людей с ОВЗ, который дает возможность выделить людей, особенно нуждающихся в длительных курсах психотерапевтических мероприятий, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и восстановительным мероприятиям" .

Важная цель психологической помощи - обучение молодого человека с ОВЗ самостоятельно решать встающие перед ним проблемы в отношении профессиональной деятельности и семейной жизни, ориентация на возвращение к труду и в целом к активной жизнедеятельности.

Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, пособия, получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих молодому человеку с ОВЗ стать достаточно самостоятельным в быту.

Социально-экономическая реабилитация - это комплекс мероприятий, включающий в себя: обеспечение молодого человека с ОВЗ необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы или работы, поддержание уверенности в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение его и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т. п.

Социальные меры реабилитации должны обеспечить устранение барьеров, препятствующих полноценной жизни людей, чье здоровье не позволяет в полной мере без соответствующей адаптации их жизненной среды пользоваться общественными благами и самим участвовать в приумножении этих благ.

Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, т. к. удовлетворяет блокированную у молодых людей с ОВЗ потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая молодых людей с ОВЗ к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку. В качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реабилитацию, в которой особенно сильны механизмы соперничества, действующие также зачастую в сфере творческой реабилитации. Помимо общего оздоравливающего воздействия, занятия спортом и участие в специальных соревнованиях для молодых людей с ОВЗ повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.

Социокоммуникативная реабилитация нацелена на восстановление непосредственных социальных взаимодействий молодого человека с ОВЗ, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение навыкам общения в новых для молодого человека с ОВЗ условиях нарушения ряда функций. На основе складывания адекватной, но благоприятной самооценки молодой человек с ОВЗ должен сформировать новый образ "Я" и положительно окрашенную картину мира, что воспрепятствует негативным эмоциональным реакциям в общении с другими людьми. Восстанавливается потребность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического стресса или болезни. Важной особенностью данного процесса является организация специальных каналов или инструментов общения, если молодой человек с ОВЗ в них нуждается, обучение его пользованию такими средствами. Кроме того, полезными или даже необходимыми оказываются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с целью формирования у молодого человека с ОВЗ социальных навыков.

Таким образом, сущность и содержание реабилитации молодых людей с ограничениями жизнедеятельности заключаются в восстановлении не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, ее правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе, способности к интеграции в общество.

"Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ОВЗ. Она помогает ему приспособиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Цель этой технологии - обеспечить социальную и психологическую самостоятельность, укрепить дееспособность молодого человека с ОВЗ" .

Различают несколько видов адаптации молодых людей с ОВЗ.

Социально-бытовая адаптация молодых людей с ОВЗ представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей к самостоятельной деятельности в быту и обеспечивающих их интеграцию в общество. Программа социально-бытовой адаптации включает:

Специальное обучение навыкам самообслуживания, ухода за собой, передвижения и перемещения;

Помощь в подборе технических средств реабилитации и обучение пользованию ими;

Разработка индивидуальных решений вопросов адаптации жилищно-коммунальных условий, рабочего места для нужд молодого человека с ОВЗ.

Психологическая адаптация помогает формировать у молодых людей с ОВЗ положительное отношение к жизни, себе и своему состоянию. Важным этапом в процессе психологической адаптации является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности.

Эстетическое воспитание и культурно-досуговая деятельность, которые определяются в качестве неотъемлемой составляющей частью адаптации молодого человека с ОВЗ, так как обеспечивают:

Возможность войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности;

Включиться в творческую деятельность;

Обнаружить в себе скрытые таланты.

Социально-трудовая адаптация молодых людей с ОВЗ включает в себя также направленный к единой цели комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям таких людей, адаптацию к требованиям производства.

"Возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности, а также качества жизни молодого человека с ОВЗ. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий" .

Важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ. Социальная адаптация не будет достигнута, пока в обществе слабо культивирована гуманистичность и целесообразность этой идеи. Именно социальные службы призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации молодого человека с ОВЗ в социуме, с другой стороны - профилактике инвалидности. Профилактика инвалидности предполагает меры, направленные на предупреждение возникновения физических, умственных и сенсорных дефектов или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение.

Основные цели, на достижение которыхнаправлен этот процесс:

Выявление причин и условий, способствующих возникновению инвалидности;

Уменьшение вероятности или предупреждение возникновения инвалидности;

Сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни молодых людей с ОВЗ.

2. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"

В соответствии с принятым в 1995 году Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования.

Излишне говорить, насколько важным в жизни человека является выбор сферы профессиональной деятельности.

Допущенные ошибки трудно исправить, а правильный выбор - основа жизненного успеха и самореализации, как личности, так и профессионала. Способности к профессии можно развить в процессе учебы или в процессе производственной деятельности.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. [ Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. [Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2016 Глава XI Статья 79 ].

Право на образование - одно из фундаментальных прав любого человека. Для инвалидов и лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ),образование жизненно важно, поскольку способствует развитию личности, повышению ее социального статуса и защищенности.

Вопрос обеспечения прав лиц с ОВЗ на реабилитацию средствами образования является важной составляющей государственной политики нашей страны, что нашло отражение в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ноябрь 1995 г.). Присоединение России к Конвенции о правах инвалидов, принятой на 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН и вступившей в силу на международном уровне в мае 2008 г., требует особого внимания к вопросам обеспечения для инвалидов и лиц с ОВЗ права на получение качественного общего и профессионального образования как условия их социальной интеграции.

Известно, что снижение доступности качественного образования ведет к усугублению складывающегося социального неравенства и является предпосылкой маргинализации (от лат. marginalis -- находящийся на краю) тех граждан, которые не смогли его получить. Инвалиды и лица с ОВЗ достаточно часто называются исследователями в числе тех, кто подвержен риску маргинализации. В связи с этим в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. подчеркивается необходимость особого внимания к обеспечению доступности качественного образования и создания условий для успешной социализации детей ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Органы государственной власти регионального уровня предпринимают шаги для того, чтобы расширялись успешные практики образования лиц с ОВЗ. Например, Закон города Москвы № 16 от 28.04.2010 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» закрепляет ответственность органов государственной власти города Москвы за создание в государственных образовательных учреждениях условий для общего и профессионального образования лиц с ОВЗ. В Статье 10 данного законодательного акта прямо указывается, что «государственные образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляют психолого-медико-педагогическую коррекцию ограничений возможностей обучающихся, направленную на восстановление или компенсацию нарушенных функций».

В этом контексте серьезно возрастает нагрузка на учреждения среднего профессионального образования (УСПО), которым предстоит обеспечить реализацию права на качественное профессиональное образование для большого количества инвалидов и лиц с ОВЗ. Данная социальная группа составляет перспективную категорию обучающихся, которые хотят и при соответствующих условиях могут в разных формах обучаться в системе среднего профессионального образования. Для того чтобы процесс их профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства был успешным, необходимо принимать во внимание реалии и тенденции развития системы профессионального образования, а также требования регионального - столичного - рынка труда, который находится под давлением таких социально-экономических факторов, как демографическая ситуация, трудовая миграция, постоянный рост системы высшего профессионального образования и др.

По данным Департамента образования города Москвы, на 1 декабря 2010 г. в УСПО города Москвы получали профессию/специальность 3252 обучающихся с ОВЗ. Это достаточно большая и полиморфная по составу группа, состоящая из лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными и комплексными нарушениями, соматическими заболеваниями, часть которых имеет инвалидность.

Заключение

Проанализировав специфику социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, можно сделать вывод, что сам процесс организации социальной адаптации приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ОВЗ. Социальная адаптация направлена на приспособление к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, обучение пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Важнейшими условиями достижения целей социальной адаптации являются, с одной стороны, внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ, а с другой - формирование субъектной позиции у молодых людей с ОВЗ по отношению к процессу преодоления трудностей и стремления к повышению эффективности собственной социальной адаптации в обществе. Эффективность социальной адаптации молодых людей с ОВЗ в значительной мере обусловлена гармонией, взаимодополнением этих двух процессов. Осознанием и культивированием этих идей в обществе. Именно социальные службы призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации молодого человека с ОВЗ в социуме, с другой стороны - профилактике формирования неадекватного отношения к феномену инвалидности. А также не малую роль играет полноценное профессиональное образование, которое возможно и нужно получить в нашей стране, для успешной реализации себя, как социально- значимой личности для общества и государства.

Список литературы

1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 02.07.2013).

2. Аверин А.Н. Социальное управление. М., 2012.

3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.

4. Выготский JI.C. Социальная ситуация развития / Психология социальных ситуаций. С-Пб., 2011.

5. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция // Социологические исследования. 2011. № 5.

6. Ким, Е.Н. Модели инвалидности // Российская энциклопедия социальной работы: в 2 т. / под ред. А.Н. Панова и Е.И. Холостовой.- М.: Институт социальной работы, 1997. - Т.1. - С. 354-359. 4.

7. Лапшина М.Ю. Мир современной науки. Выпуск том 4 / 2012 Коды ГРНТИ: 15.81.21 - Педагогическая психология ВАК РФ: 19.00.07

8. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. М., 2010.

9. О мерах государственной социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством людям с ограниченными возможностями. Информационный справочник. - Петрозаводск, 2008.- 274 с.

10. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/79/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Инвалидность молодежи как социальный феномен. Специфика адаптации молодых людей, имеющих ограничения, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами, в обществе. Государственные программы семейной и внесемейной социализации инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2014

    Анализ молодых инвалидов как объекта социальной работы. Изучение основных направлений, форм, методов социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями. Обзор опыта работы Курганского областного спортивно-реабилитационного клуба инвалидов.

    дипломная работа , добавлен 17.12.2014

    Правовые аспекты социальной защиты граждан с ограниченными возможностями здоровья. Реализуемые программы социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями в Омском регионе, их общая характеристика и направления деятельности, оценка эффективности.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2011

    Программа исследования изменения положения людей с ограниченными возможностями на долгосрочную перспективу. Изучение основных проблем и трудностей при социализации инвалидов. Повышение уровня адаптации инвалидов в стандартных социокультурных условиях.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2015

    Особенности процесса активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью социальных средств. Правовые акты социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Примеры жизни и деятельности известных личностей науки и искусства.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Дети с ограниченными возможностями. Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 20.11.2007

    Психофизические особенности, диагностика проблем и кризисных ситуаций в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Опытно-экспериментальная реализация технологии социальной работы, анализ и интерпретация результатов исследования.

    дипломная работа , добавлен 15.03.2011

    Понятие нормы развития и ее нарушений, общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально-педагогический анализ особенностей социальных проблем, условий и факторов, влияющих на процессы социальной реабилитации и адаптации детей.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

    Дети с ограниченными возможностями здоровья как категория клиентов социальной работы. Сущность мульт-терапии как технологии социальной реабилитации. Разработка проекта реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством мульт-терапии.

    дипломная работа , добавлен 21.09.2017

    Изучение государственной программы адаптации городской среды для лиц с ограниченными возможностями. Изучение степени удовлетворенности расположением тактильных полос для людей с нарушением зрения и оснащенности звуковыми сигналами для слабовидящих людей.

Социокультурная адаптация детей

с ограниченными возможностями здоровья

Социокультурная адаптация относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики. Высокая гуманитарная направленность, социальная духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве детей с ограниченными возможностями здоровья, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.

Из всех проблем, препятствующих полноценному включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, именно проблема социокультурной адаптации является самой острой. Социокультурная адаптация - сложный и многогранный феномен, характеризующийся постоянными трансформациями. Социокультурная адаптация ребенка с ограниченными возможностями протекает в трех звеньях: личность, общество, культура, где постоянно согласовываются требования и ожидания социальной среды к личности «нетипичного» ребенка. Приобретенные в результате социокультурной адаптации знания и навыки дети с ограниченными возможностями направят на удовлетворение жизненных потребностей, что поможет им стать полноценными членами общества.

Для детей с ограниченными возможностями социокультурная адаптация имеет важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом.

Реализация основных видов и форм вхождения ребенка с ОВЗ в общество осуществляется в рамках пяти концентров адаптации (первый – социокультурное взаимодействие внутри родительской семьи; второй – с ближайшим окружением семьи; третий – в рамках дошкольного образовательного учреждения, во дворе дома; четвертый – в стенах среднего общеобразовательного учреждения, а также в учреждениях культуры, спорта; пятый – в постшкольный период) .

Успешность адаптационных практик напрямую связана с особенностями социокультурной макро- и микросреды, со спецификой государственной социокультурной политики. Благодаря функционированию институтов семьи и образования возможно достижение ребенком адаптационного стандарта, уровень которого можно определить по разработанной критериальной системе готовности индивида к адаптации и его социальной интегрированности.

Сущность социокультурной адаптации лиц с ограниченными возможностями связана, прежде всего, с их «включением» в общество, в обычные межличностные отношения, вследствие расширения прав и возможностей для участия во всех видах и формах социокультурной жизни.

Основным объектом социокультурной адаптации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети с ограниченными возможностями. Значительную часть этих детей объединяет принятая по инициативе Международной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанная с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. Под термином «социальная недостаточность», или «дезадаптация», подразумевается нарушение или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты со средой обитания, соответствующие возрасту жизненные функции и роли. Производным от него понятием является социально-культурная недостаточность, которая связана с частичной либо полной неспособностью выполнять социально-культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социально-демографических характеристик .

Как свидетельствует практика, достойный образ жизни детей с проблемами физического и психического развития не может гарантироваться принятием только адекватных мер медицинского или психологического вмешательства. Выйти на такой уровень социально-культурной компетенции, который позволил бы этой части населения без особых затруднений вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия, ─ такова цель, объединяющая и гражданские институты, и самих детей с ограниченными возможностями.

В более узком смысле под социокультурной адаптацией ребенка с ограниченными возможностями подразумевается адресная, личностная помощь, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого ребенка резервов и возможностей, в конечном счете, помогут ему адаптироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве .

Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья – болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь процессов соматического (отношение к своей телесности, к своему здоровью), личностного (отношения к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам), и социального (общение, отношение к ситуациям и социальным институтам, деятельность) функционирования.

Социокультурная адаптация предполагает оптимизацию взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями и его семьи с социокультурной средой, которая является одним из важнейших факторов и условий развития.

Социокультурная среда выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия сущности ребенка. Однако социокультурные нормы и ценности ребенок осваивает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт, благодаря своей активности.

Процесс социокультурной адаптации обеспечивается системой мер социальной защиты, направленных на создание личности условий для ее полной или частичной юридической, политической, экономической, социальной, культурной самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества.

Однако перед социальными структурами стоит задача повышения активности среди семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, ведь зачастую дети изолированы от общества самими родителями. Здесь необходимо повышать культуру по отношению к инвалидам не только общества в целом, но и самих инвалидов и их семей.

Система социокультурной адаптации должна способствовать формированию активной жизненной позиции у семей с ограниченными возможностями в целом.

Таким образом, социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями должна рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, ее можно представлять как специфическое средство культуры и искусства, рекомендуемое ребенку с ОВЗ в индивидуальной программе реабилитации для восстановления или компенсации нарушенных или утраченных функций. С другой стороны, следует иметь в виду, что приобщение к ценностям культуры, участие в общих культурно-досуговых мероприятиях наряду со всеми членами общества способствуют повышению эмоционального тонуса, социальным коммуникациям, социальному включению лиц с ОВЗ, что носит общий реабилитационный характер.

Список литературы

1. Ильичев Д. Реабилитация детей с ограниченными возможностями //Социальная работа. - 2003. - № 2.- С. 46

2. Комплексная реабилитация инвалидов. Под ред. Т.В. Зозули. – М., 2005.

3. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. – Саратов, 1996.

4. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации. - Кемерово, 1992.


светлана тетерина

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

здоровья .

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Проблема включения людей с в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.

В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети , состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития : нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка .

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как классного руковителя, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Существующую социально –педагогическую стратегию воспитания детей , находящихся в детских домах и школах–интернатах, можно оценить как стратегию замены попечения родителей государственным попечением. Характерные черты данной стратегии : государство берет на себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования любого уровня; в государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней психологической атмосферы.

Целью моей работы с детьми, имеющими , является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.

В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей , а интегрированы в общеобразовательную среду.

Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно . Это помогает в решении следующих задач :

Создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями ;

Обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам ;

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями ;

Снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;

Формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.


Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует внеклассная работа, которая включает в себя : работу классного руководителя, воспитателя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную , организацию отдыха и досуга.

Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей , приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей : развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.


Основная цель : приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей. Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками ребят с ограниченными возможностями здоровья . Причём если на первоначальном этапе детям было трудно овладевать способами работы с картоном, пластилином, бумагой, кусочками ткани, то в процессе обучения учащиеся овладели различными техниками : это работа с тканью, создание одежды, поделки. В процессе занятий решаются следующие задачи :

Развитие и коррекция основных видов движений;

Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;

Развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того, в структуру занятия включаются :

Творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;

Комплексные игры различной подвижности и разной направленности;

Релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей , имеющих ограниченные возможности здоровья . И это дает свои положительные результаты : повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ , воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности . Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т. д., проводимые в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.

Таким образом, наша школа-интернат делает всё возможное , чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное образование и развитие.


Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации , но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.