О некоторых староверах — их отношение к общественному труду. Абаканские заимки. Уход дальше в тайгу. Организация заповедника. О некоторых староверах - их отношение к общественному труду

Показали сейчас по «Культуре» фильм об алтайских староверах. Сказочно красивый – и жутко интересный. Меня эта тема отчасти задевает лично, потому что прабабка моя была из староверов – хотя, конечно, не из самых суровых беспоповцев, а из таких, что попроще; однако же и из чашки своей пить никому не давала. Я таки не удержусь, и кадры с комментариями выложу – извините, что никак не обработанные, некогда. Потом, может, займусь.

Основную часть фильма снимали на Заячьей, или Зайцевой заимке. Место это обнаружили только в 1970 году. Однако же, похоже, «обнаружили» в основном потому, что никто особо не искал, потому что сами-то тамошние жители вполне себе в большой мир выбирались и родственников там имели – ну еще бы, а то бы выродились давно. Одна из значительных частей «Кормчей книги» – нечто вроде староверского устава,

Посвящена тому, как рассчитывать дальность родства и, соответственно, возможность брака. Часть староверов живет даже и в городах, хотя там уставы блюсти куда сложнее, и это позволяет обитателям таких вот заимок брать себе жен со стороны. Вот девочка из города, 19 лет, которая замуж вышла в 15. На вид – крепкая, красивая баба, на наши деньги – лет 25-30, но голос уже почти тот самый, который можно слышать на фольклорных записях старинных песен.

Человек я практичный. В первую очередь приглядывался к быту и различным девайсам. Посмотрите, какие замечательные вещи: вот это – устройство для кручения веревок из конского волоса.

Вот это, кажется, станок для лущения кедровых орехов (судя по отходам).

Мельничное колесо. Мельница работает только весной, зато круглыми сутками. Летом ручей пересыхает, а зимой, ясное дело, замерзает.

Однако же не все так просто. Лампы у них керосиновые – значит, керосин таки возят (лошадьми, автодорог там нет). Много новых металлических предметов, явно не в деревенской кузне выкованных (да и нет у них, кажется, кузницы). Мужики все в резиновых сапогах. Стекла в окнах мутноватенькие, но стекла. Ведра оцинкованные. Ну, и так далее. Но в целом – хозяйство настолько близкое к натуральному, насколько возможно.

А вот это – самое интересное. Прялку видели? Так вот что можно сделать из обычной прялки. Телевизор им заказан, грех, однако же радио можно, и молодежь (заметьте, о «молодежи» говорила та самая девятнадцатилетняя девочка) радио слушает. А как? А вот как.

Причем парень говорит, что нигде никогда не учился. Про закон Ома первый раз слышит. «А вот посмотрел, как моторчик в магнитофоне крутится, и сделал». Запитал магнитофон, а когда надо, то фонарик – зимой ночи-то длинные, а как хорошо: сидишь себе, плетешь или мастеришь чего-то, а ногой педаль качаешь… Кстати, из его объяснений я не очень понял: он вроде бы говорил, что у него электричество вырабатывается за счет трения о наждак. Такое разве возможно?

Семейный фольклорный ансамбль. Занимаются собиранием и исполнением фольклора практически профессионально. Вот эти действительно хорошо поют. ;-)

Летала съемочная группа и к Агафье Лыковой, засняла ее на пленку – чуть ли не впервые. Говорит Агафья несколько невнятно, но поет очень хорошо - у нее на удивление верный и чистый голос.

А места там просто потрясающие. Особенно в хорошую погоду. ;-)

В прошлом году судьба занесла меня на Байкал со стороны Бурятии. Я гидрограф, и мы работали на речке Баргузин. Почти нетронутая природа, чистейший воздух, хорошие простые люди - все приводило в восторг.

Но больше всего меня поразили там поселения «семейских». Мы сначала понять не могли, что это такое.

Потом нам объяснили, что это староверы.

Семейские живут отдельными поселками, у них очень строгие обычаи. Женщины и по сей день ходят в сарафанах до пят, а мужчины носят косоворотки. Это очень спокойные и доброжелательные люди, но ведут они себя так, что лишний раз к ним не сунешься. Просто болтать они не будут, ни разу мы такого не видели. Это очень работящие люди, никогда без дела не сидят. Сначала это как-то напрягало, потом мы привыкли.

А позже мы обратили внимание на то, что все они здоровые и красивые, даже старики. Наши работы проходили как раз по территории их поселка, и чтобы как можно меньше беспокоить жителей, нам дали в помощь одного деда, Василия Степановича. Он помогал нам делать замеры - очень удобно и нам, и жителям. За полтора месяца работы мы с ним подружились, и дед много интересного нам порассказал, да и показал тоже.

Конечно, о здоровье тоже разговорились. Степаныч не раз повторял, что все болезни от головы. Однажды я к нему прицепился с требованием объяснить, что он под этим понимает. А тот ответил вот что: «Давай возьмём вас, пятерых мужиков. Да я по одному запаху ваших носков скажу, что вы думаете!» Нам стало интересно, и тут Степаныч нас просто огорошил.

Он сказал, что если у человека сильно пахнут ноги, то самым сильным его чувством является желание все дела отложить на потом, сделать их завтра или еще позже. А ещё сказал, что мужики, особенно современные, ленивее баб, и потому у них ноги пахнут сильнее. И добавил, что не надо ему ничего объяснять, а лучше честно самому себе ответить, так это или нет. Вот так, оказывается, влияют мысли на человека, и на ноги тоже! Ещё дед сказал, что если у стариков начинают пахнуть ноги, то, значит, мусора в организме скопилось много и следует поголодать, либо строго попоститься с полгода.

Стали мы пытать Степаныча, а сколько же ему лет. Он всё отнекивался, а потом и говорит: «Вот сколько дадите - столько и будет». Мы стали думать и решили, что ему лет 58-60. Много позже мы узнали, что ему 118 лет и что именно по этой причине он был отряжен помогать нам!

Выяснилось, что все староверы - люди здоровые, к врачам не ходят и лечат себя сами. Они знают особый массаж живота, и каждый сам себе его делает. А если пошло недомогание, то человек разбирается вместе со своими близкими, какая мысль или какое чувство, дело могли вызвать хворь. То есть он пытается понять, что не так в его жизни. Затем начинает голодать…., а уж только потом пьет травы, настои, лечится природными веществами.

Староверы понимают, что все причины болезней у человека в голове. По этой причине они отказываются слушать радио, смотреть телевизор, считая, что такие устройства засоряют голову и делают человека рабом: из-за этих приборов человек перестает думать сам. Они считают самой большой ценностью собственную жизнь.

Весь уклад жизни семейских заставил меня пересмотреть многие свои взгляды на жизнь. Они ни у кого ничего не просят, а живут хорошо, с достатком. У каждого человека лицо светится, выражая достоинство, но не гордыню. Никого эти люди не обижают, не оскорбляют, матом никто не ругается, ни над кем не подшучивает, не злорадствует. Работают все - от мала до велика.

Особое почтение к старикам, молодые не перечат старшим. Особо у них в почете чистота, причем чистота во всем, начиная с одежды, дома, кончая мыслями и чувствами. Если бы вы видели эти необыкновенно чистые дома с хрустящими занавесками на окнах и подзорами на кроватях! Всё моется и скоблится дочиста. Животные у них все ухоженные.

Одежда красивая, вышитая разными узорами, которые являются для людей защитой. Об изменах мужа или жены просто не говорят, поскольку там этого нет и быть не может. Людьми движет нравственный закон, который нигде не писан, но каждый его чтит и соблюдает. А за соблюдение этого закона они получили в награду здоровье и долголетие, и какое!

Когда я вернулся в город, очень часто вспоминал Степаныча. Мне было трудно увязать воедино то, что он говорил, и современную жизнь с её компьютерами, самолётами, телефонами, спутниками. С одной стороны, технический прогресс - это хорошо, но с другой…

Мы действительно потеряли себя, плохо себя понимаем, переложили ответственность за свою жизнь на родителей, врачей, правительство. Может, поэтому и не стало по-настоящему сильных и здоровых людей. А вдруг мы действительно вымираем, не понимая? Мы-то навоображали, будто стали умнее всех, потому что техника у нас необыкновенно разнообразна. А получается, что из-за техники мы себя теряем...

  • Здравствуйте, извиняюсь может сообщение не по теме.. А можно ли как то попасть в старообрядческое поселение и остаться там жить!? Могут ли они принять человека извне!?
  • Я тоже об этом думал.Но я не знаю могут ли они кого нибудь принять из вне общины.Старообрядцы жили в моем родном селе,когда местные жители уже разъехались,с обычными людьми они старались наоборот не пересекаться.
  • Я тоже об этом думал.Но я не знаю могут ли они кого нибудь принять из вне общины.Старообрядцы жили в моем родном селе,когда местные жители уже разъехались,с обычными людьми они старались наоборот не пересекаться.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Я знаю что они принимают гостей, а вот на всегда можно или нет!!!??

  • У меня мама староверка-беспоповка,и поэтому я неплохо знаю их традиции.Если ты,Алекс,не примешь перекрещивание (старообрядцы перекрещивают всех,кто крещен вне их Церкви),не примешь их убеждений (и -заблуждений),то вероятность того,что тебя примут в общину--почти нулевая. Ну и курить нельзя,бороду обязательно отрастить,пищу принимать только из ритуально чистой "незамирщеной" посуды,соблюдать церковные уставы,регулярно посещать молебный дом,в жены брать девушку только из старообряд.семьи и прочее...Разумеется,сначала к тебе присмотрятся.Староверы-достаточно замкнутая группировка,они не жалуют чужаков.Причин этому много,одна из них-кражи авантюристами бесценных древних икон и книг.Поэтому старообрядцы всегда в напряге: не пытается ли этот новичок втереться в доверие и проникнуть в общину с нехорошей целью? Я бы не советовал иметь с ними дело,но тут каждый вправе решать сам...
  • Фильм ТАЁЖНЫЕ РОБИНЗОНЫ

    Фильм из цикла "Непотерянный рай".
    В сибирской таёжной глубинке, в нашем Красноярском крае, в Абанском районе (откуда родом мой дедушка) в деревнях Луговая и Шивера, издавна живут старообрядцы.

    Внимание! На 13-й минуте фильма старообрядец жалуется, что за спиленные деревья у них сажают. Власти РФ добрались и до них.

    Жить вне цивилизации и не превратиться в зверя.

  • Не так давно был в тайге в достаточно удаленном месте. Видел староверов, немного общался. Занимаются скотоводством и охотой. Есть среди них и курящие. При своих может не курят, а при мне курили. Бороду не все носят. Дорог нет, в цивилизацию ездят на моторных лодках (200-300 км до ближайшего поселка). Интернетом в телефоне пользуются когда в цивилизацию ездят.
  • Не так давно был в тайге в достаточно удаленном месте. Видел староверов, немного общался. Занимаются скотоводством и охотой. Есть среди них и курящие. При своих может не курят, а при мне курили. Бороду не все носят. Дорог нет, в цивилизацию ездят на моторных лодках (200-300 км до ближайшего поселка). Интернетом в телефоне пользуются когда в цивилизацию ездят.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Интересно...Слушай,не можешь рассказать поподробнее об этом своем путешествии,где был,что видел.Я в такую глушь никогда не забирался.Да у нас в европейской части и нет настолько глухих мест.Кстати,а где находится данное поселение староверов?И наверно,других мест для отшельничества полно?А климат местный каков?

  • Это в Туруханском районе Красноярского края. Географические названия называть не буду в целях сохранения природы.




    Немного фото.
    Енисей

    Вверх по реке

    Вверх по реке

    Заимка староверов

    Другая заимка, справа видно теплицу

    Если на берегах стоги сена значит через 3-10 км будет очередная заимка

    Еще заимка


  • Это в Туруханском районе Красноярского края. Географические названия называть не буду в целях сохранения природы.

    Был в июле-августе. Общий вес снаряжения включая лодку и еды в начале пути был 48 кг.
    Сначала поднимался от Енисея около 200 км против течения. Примерно половину тянул лодку на веревке корабликом, половину греб где не сильное течение. Лодка байдарка с килем. Лодку без киля тянуть на веревке не получится - будет прибивать к берегу. Течение быстрое, все вещи обязательно привязывал к лодке. День шел день отдыхал. Всего подъем занял 18 дней. Из зверей видел медведей, оленей, птиц в ассортименте. Ягод было мало по сравнению с северной тайгой европейской части. Большинство ягод были на водоразделе. Из ягод черника, голубика, морошка, красная смородина, брусника, рябина. Грибов много но далеко не везде.

    С воды видел только одно охотничье зимовье и еще в одном месте были деревья около воды спилены, наверное тоже рядом зимовье.
    Потом перешел пешком на другую реку где живут староверы и спускался до Енисея. На этой реке зверья и рыбы уже намного меньше чем на первой, а водоплавающей птицы почти нет совсем.
    Климат континентальный, летом лучше чем в тайге на сервере европейской части - меньше влажность воздуха. В солнечную погоду одежда высыхает очень быстро. Дней совсем без солнца было мало. Но небольшие дожди после обеда почти каждый день, иногда 2-3 раза в день, иногда 2 дня не было. Самый затяжной дождь был 2 суток. Особенность климата наверное из-за вечной мерзлоты: когда светит солнце можно ходить раздетым (если комаров не боитесь), только солнце зайдет за тучу температура сильно падает и надо одевать свитер.
    Еще заметил что на Енисее больше облачность чем подальше от него, но может просто совпадение.

    Всюду следы низовых пожаров, но при мне пожаров не было. Много верховых горельников.

    В июле много комаров. Ходил в накомарнике и в перчатках. Пока залезешь в палатку налетит сотня комаров. Потом светил фонариком и давил их. Брал запасной накомарник с очень мелкой сеткой от мелкой мошки. Через него ничего не видно, но несколько вечеров он очень выручал. Через обычный накомарник мелкая мошка пролазит.

    Некоторое снаряжение частично вышло из строя. Фонарик сломался. Молния на палатке после установки на песке стала расходиться. Крышка от котелка прогорела, из-за чего не мог вскипятить чай когда котелок занят. Ходовые носки изорвались в клочья. Перчатки порвалить. Одну перчатку потерял пришлось сшить рукавицу, хорошо был кусок ткани.

    Мест для отшельничества полно, но наверняка все охотничьи угодья кому-то принадлежат. Там бы еще зимой побывать.

    Немного фото.
    Енисей

  • История Елизаветы - молодой американки русского происхождения, которой удалось бежать из старообрядческого поселения в Красноярском крае спустя полтора десятилетия после того, как родные обманом отправили ее туда "в гости" к единоверцам.

    Дубчесские скиты - духовный центр старообрядцев-беспоповцев часовенного согласия. После прихода Советской власти многие часовенные бежали сначала в Китай, а оттуда в Южную и Северную Америку.
    Те, кто остался в стране, уходили от новых властей все дальше и в конце 1930-х, спасаясь от гонений и коллективизации, оказались в глухой тайге Туруханского края.
    Это дикая и заболоченная местность; от места впадения реки Дубчес в Енисей до Красноярска - полтысячи километров. Выше по течению Дубчеса скрылись от мира небольшие скиты, монастыри и заимки староверов-часовенных. Добраться туда можно только по реке и только в половодье.
    В 1951 году обнаруженные советскими властями скиты были разгромлены. Все постройки сожгли, а жителей силой вывезли на Большую землю. Из тех, кого довезли до Красноярска, 33 человека были осуждены по делу о тайном антисоветском формировании сектантов-старообрядцев и получили от 10 до 25 лет.
    Но уже в 1954 году, после смерти Сталина, все осужденные часовенные были амнистированы и постепенно вернулись на Дубчес, где они заново отстроили заимки и монастыри.

    После распада Советского Союза связи таежных часовенных с единоверцами за рубежом возобновляются; потомки эмигрантов начинают регулярно навещать скиты и пополнять ряды монастырских жителей.
    "Чрезвычайно резко увеличивается число братии в мужском скиту и число сестер - приблизительно втрое, - пишет диакон Колногоров. - В это время перестраивается весь комплекс мужской обители, заново строится часовня, келарская-трапезная, возводятся новые келии.
    Но особенно многочисленными становятся четыре женские обители, расположенные в этой же местности на расстоянии от пяти до 15 километров от мужского скита".
    По его словам, основу монастырской братии сейчас составляют выходцы из старообрядческих поселений. К середине двухтысячных, когда диакон Колногоров описывал современное состояние скитов, там жили более 3 000 человек, с учетом мужских и женских обителей, тогда как в 1990-е в мужском монастыре было 60-70 человек и в четырех женских - около 300.

    По свидетельству Колногорова, контакты дубчесских часовенных с американскими староверами налаживаются после того, как в мужском скиту поселяется первый насельник преклонного возраста из Соединенных Штатов, который восторгается благочестием и строгостью скитского устава.
    В настоящее время среди насельников и насельниц уже слышится английский язык, на котором им пока запрещено молиться.
    Но не все попадают в таежные монастыри по собственной воле. Не исключено, что диакон Колногоров в начале 2000-х встречался там с Елизаветой - гражданкой США, которую родные -староверы еще подростком обманом отправили в Дубчесские скиты. Бежать оттуда девушке удалось лишь спустя полтора десятилетия.

    "Меня зовут Елизавета, родилась я в Орегоне, в США. Мамины родители, они чисто русские, они из России. В Сталина года они сбежали оттуда, в Китае жили, там в горах скрывались сколько-то времени, у меня первые дядьки там родились.
    Потом они услышали, что в Южной Америке свободней, там не гоняют за религию. Они уехали в Южную Америку, у меня тетка там родилась.
    А потом они услышали, что в США еще лучше, они туда перебрались, и там у меня мама и еще два брата у нее родились. Все они были староверы.
    С 16 лет мама ушла из дома и сошлась с американцем, это мой отец. У нее сестры-братья - они все староверы, а мама просто ушла с религии. Отец от нас ушел, когда мне было пять лет.
    Они были алкоголики, наркотики принимали, сколько-то времени я жила у тетки, потом у дядьки, потом у дедушки. Какое-то время мама в тюрьме была.
    Я с теткой больше общалась, с ёными ребятишками, у них было 11 детей, и я с ними очень близка была, я летом там у них часто гостила. Моя самая лучшая подруга тоже старовер была.

    Они меня все учили по-староверчески. Учили, как молиться. Когда мне было 13 лет, они отправили троих своих детей туда, в Сибирь, в монастыри. А мне говорили, чтобы в гости к ним туда уехать.
    Я как-то во внимание это не брала, потому что я не хотела туда. Думала, что я за христианина хочу замуж выйти. Для этого мне надо было креститься.
    Еще когда я на оглашении перед крещением была, тетка мне паспорт сделала - втайне, мне она ничего не сказала. Она уже планировала меня в Россию отправить, в монастыри, но мне не говорила.
    Вот я крестилась и потом, недолго после крещения... только две недели прошло, 10 мая 2000 года, тетка мне сказала, что ты завтра поедешь в монастырь.

    Нас встретили хорошо, они там как бы... они добрые люди, но у них понятия разные, от мира очень разные. У них такое понятие было, что мы должны жить противоположно мира.
    Чтобы не погибнуть, у них такая вера строгая, религия такая строгая-строгая, они считают, что чем больше пострадаешь, тем больше получишь на том свете. Они считали, что если оттуда выйдешь, то ты погибнешь. Что ты должен там жить и там помереть.
    И я застряла там. Потом, через четыре года, у меня паспорт сожгли. Сказали, останешься тут на всю жизнь. Меня там не били, просто заставляли так жить строго, как они живут.
    Все время у нас посты были, каждый понедельник-среду-пятницу, потом посты перед Пасхой, перед Рождеством. Мяса мы вообще не ели. Еда два раза в день только обед и ужин - и все, больше не разрешали нам есть.
    Готовили в кухне, приходишь туда и ешь, что сготовили. Все из общих чашек ели. Великим постом еще строже было, первую неделю вареное ничего нельзя было, только так, маленько, морковка да свекла, и один раз в день.

    Все там руками делали. У нас коней не было, мы тяпкой все пашни перекапывали. Мы так далеко жили, у нас магазинов там не было, мы все выращивали сами.
    Работа была очень трудная все время: готовить, пилить, колоть, возить. На нартах возили все сами, у нас первые года коней не было, мы перекапывали пашню вручную.
    Потом у нас плуг появился, но мы его сами тянули. А потом, последние года, когда у нас конь уже был, то конь пашню перепахивал. Но мы нарты сами тянули, возили дрова.
    У нас земля там очень плохая была, как глина, то мы ходили на речку, находили мягкую землю, ее копали в мешки, привозили домой. Потом еще сжигали землю, все перемешивали.
    Дома у нас были из бревен строенные, топором рубили углы. Мы жили там с четверых до десяти человек в одном доме. Я за 15 лет ни разу оттуда не выезжала, меня не пускали. А потом я сбежала.

    Через четыре года я привыкла маленько, я прижилась, можно сказать, ко всему этому. Они мне еще сговорили, что... на будущее у тебя хорошая жизнь будет.
    Они каждый день это все повторяли, говорили, говорили, говорили, что это нельзя, это нехорошо, погибнешь. Надо вот так вот, на том свете царство небесное получишь. Они мне постоянно-постоянно-постоянно это все говорили. И я как бы все еще в Бога верю, но это очень жестоко так, как они жили.
    Мне было обидно, прискорбно, что у меня паспорт сожгли, но я как бы думала... Я в то время еще астмой заболела, и они мне все говорили, что скоро помрешь и царство небесное получишь. Потом все эти года, вот 11 лет я болела, и никак не могла помереть.
    Чем дальше, тем я больше болела, последние два года сильно болела. Последнюю весну, в 2015 году, я даже не могла сама свои волосы расчесывать. У меня до того силы не было.
    Я просто отчаивалась. Я не помираю, я не живу, не могу жить, это я в полной депрессии была. Потому что это годами. Я болела столько лет.
    И они мне не разрешали лечиться. Сначала маленько разрешали, а потом говорили, что тебе это Бог послал, это твой крест. Ты просто должна терпеть и ты не должна лечиться.

    10.08.2014 3 32872


    В Хакасском заповеднике, на уникальной природной территории, взятой под охрану государства, есть участок под уютным названием - заимка Лыковых. Его присоединили к заповеднику в 2001 году, но знаменит он вовсе не редкими видами растений и животных, а потрясающим примером аскезы и силы духа.

    В конце 1970-х годов, исследуя этот природный уголок, геологи неожиданно наткнулись на семью Лыковых. Пятеро старообрядцев прожили в тайге около сорока лет без связи с внешним миром. Они не читали современных книг, не знали ничего о политике и совсем не интересовались техническим прогрессом Советского Союза, но умудрились сохранить в своей семье то главное, что безжалостно уничтожала машина новой власти, -веру в человеческое достоинство, взаимопомощь и любовь к земле, которая отдает свои плоды в обмен на бережное использование.

    Современному человеку, который даже на час не может остаться без телефона, социальных связей и каменных джунглей, сложно представить, что все необходимое для жизни есть в природе и в нем самом. А семья Лыковых доказала это на собственном примере.

    ПУТЬ К ОДИНОЧЕСТВУ

    История мытарств отшельников началась еще в 20-х годах прошлого века. Стремлением «слиться с народом» Лыковы никогда не отличались, а потому и в те времена жили в местечке Тиши у реки Большой Абакан одной усадьбой. Революции и смена власти волновали их в последнюю очередь: Лыковы вели хозяйство, ухаживали за огородом, читали религиозные книги и старались жить по-божески.

    Именно потому коллективизация ударила по ним больнее, чем по тем, кто был в курсе событий и мог подготовиться к переменам хотя бы морально.

    Первыми ласточками стали крестьяне, бежавшие от поборов. Поскольку Лыковы жили уединенно, многие верили, что в этот спрятанный на реке уголок советская власть доберется еще не скоро. Так вокруг дома Лыковых образовалось еще с десяток дворов, но мирное существование продолжалось лишь до 1929 года. Неожиданно в лыковской деревеньке появился представитель от партии с поручением создать из местных жителей артель рыболовов и охотников.

    Сначала гостя приняли просто без особой радости, но вскоре между старообрядцами и представителями новой власти началась настоящая борьба. Лыковых, привыкших к самостоятельной жизни, в которой им никто ничего не должен, но и они не должны никому, стали из деревни просто выживать.

    В попытке сохранить достоинство Лыковы снялись с насиженного места и расселились вдоль реки. Некогда большая семья начала дробиться: кто-то отставал, другие шли вдоль реки в поисках более плодородных земель и лучших условий. В те времена существование Лыковых отнюдь не было окутано тайной: они появлялись в ближайших населенных пунктах, чтобы покупать нити для вязания рыболовных сетей, кроме того, помогали жителям Тишей строить лечебницу у местного источника.

    В 1932 году на этой природной территории был образован заповедник, что ухудшило их положение. Правительственный декрет запрещал охотиться, рыбачить и заниматься сельским хозяйством на охраняемой земле, то есть делать все то, чем кормились Лыковы. К этому моменту Карп Осипович, главный герой этой истории, обзавелся женой Акулиной; в 1930-м у молодых родился первый сын, Савин.

    В таком составе они в конечном итоге поселились в самодельной избушке на берегу горного притока реки Еринат. Жители ближайших городков и деревень, конечно, знали, что где-то в тайге бродит семейство старообрядцев, но, поскольку от Лыковых не было никаких вестей, их считали погибшими. Тем не менее Лыковы справились со своими неурядицами, а весть о том, что они живы, в конце 1970-х разнеслась по всем советским газетам.

    ТУНЕЯДЦЫ ИЛИ АСКЕТЫ?

    Первыми в 1978 году отшельников обнаружили геологи, которые подбирали площадки для высадки исследовательских партий и случайно обнаружили «ручные» пашни Лыковых. Отшельников к тому времени было пятеро: отец семейства Карп Осипович, сыновья Савин и Дмитрий и дочери Наталья и Агафья. Жена Карпа Осиповича Акулина скончалась в 1961 году от голода.

    В начале 1980-х к диковинному семейству отправились репортеры. Первыми заметки о быте жителей тайги опубликовали газеты «Социалистическая индустрия» и «Красноярский рабочий». В 1982 году цикл статей о Лыковых, написанных советским журналистом Василием Песковым, появился в «Комсомольской правде». Вскоре они вышли в виде отдельной книги, получившей название «Таежный тупик». Заметки о Лыковых Василий Песков писал почти до самой смерти в 2013 году, регулярно навещая заимку.

    Василий Песков и Агафья Лыкова

    Тогда, в начале 1980-х, мнение общественности по поводу быта Лыковых разделилось. Если Василий Песков отнесся к отшельникам хотя бы с человеческим сочувствием, то другие акулы пера оказались неистовы в своих оценках. Карпа Осиповича называли тунеядцем и дезертиром: мол, пока огромная страна вставала с колен после войн и революций, он тихо отсиживался в землянке.

    Эти замечания отчасти верны, хотя и довольно комичны: Лыковы, конечно, ничего не дали Советскому Союзу в материальном плане, не поставили социалистических рекордов и не справились ни с одной пятилеткой за четыре года. С другой стороны, у этой власти они ровным счетом ничего не брали. Обвиняя отшельников в отсутствии любви к обширной Родине, репортеры как-то упустили из внимания, что любовь к своей земле, которую Лыковы возделывали руками, выражалась у них не на словах, а на деле.

    ОБРАЗЦОВЫЙ БЫТ

    Все эти годы Лыковы кормились охотой, не имея огнестрельного оружия. На тропах они рыли ловчие ямы, а заготавливая мясо на зиму, делили его на тонкие пластины и вялили на ветру. Живя на реке, отшельники приспособились ловить рыбу и готовить ее разными способами - запекать и сушить впрок. Никаких удочек у них не было, чтобы добыть рыбу, отшельники ставили в реке специальные загородки.

    Дополняли рацион Лыковых грибы, ягоды и орехи, а огороду Лыковых позавидовал бы даже бывалый агроном: не имея современных орудий труда, ничего не зная о витаминах и удобрениях, они смогли создать образцовые посадки, которые кормили их на протяжении сорока лет.

    Участок они разбили на склоне горы под углом 40-50 градусов. Он уходил вверх на 300 метров и был разделен на три уровня - нижний, средний и верхний. Дробление грядок по высоте позволяло лучше сохранить урожай, а сами культуры Лыковы высаживали с учетом их биологических особенностей.

    Основной пищей отшельников был картофель. Его сажали на одном месте не более трех лет, и за полвека культура не выродилась. Более того, когда ученые провели исследования рациона Лыковых, выяснилось, что в их таежном картофеле существенно больше крахмала, чем у современных культивируемых сортов. Кроме того, овощи с лыковского огорода не болели никакими сельскохозяйственными болезнями.

    Интересна процедура подготовки к посеву. За три недели до посадки Лыковы тонким слоем распределяли картофельные клубни на сваях, а под пол укладывали камни и разводили костер. Отдавая тепло, камни равномерно прогревали клубни. Сроки посева подбирали в соответствии с местным климатом и старались не выбиваться из графика.

    Это может показаться неправдоподобным, но за долгие десятилетия Лыковы ни разу не ошиблись в календаре, а жена Карпа Осиповича выучила четырех детей читать и писать по Псалтыри. Книги в семье хранили очень бережно, так же относились к иконам. Более того, речь отшельников помогла филологам сделать ряд важных для этой научной области наблюдений.

    Когда к Лыковым стали направлять экспедиции, в числе первых посетителей оказались сотрудники Казанского университета. Отшельники неохотно входили в контакт с приезжими, и, чтобы заручиться их доверием, ученые мужи из города сутками помогали Лыковым колоть дрова, вспахивать грядки и носить воду. Вскоре отшельники растаяли - больше от сочувствия к гуманитариям, чем от принесенной практической пользы. И наконец Агафья, младшая дочь Карпа Осиповича, порадовала исследователей своим чтением. «И вот однажды Агафья взяла тетрадку, в которой от руки было переписано «Слово о полку Игореве», - вспоминали участники экспедиции. -

    Ученые заменили в ней только некоторые модернизированные буквы древними, более привычными для Лыковой. Она осторожно открыла текст, молча просмотрела страницы и стала напевно читать... Теперь мы знаем не только произношение, но и интонации великого текста... Так «Слово о полку Игореве» оказалось записанным для вечности, может быть, последним на земле «диктором», будто бы пришедшим из времен самого «Слова...».

    Огромный научный интерес представляли и исследования иммунитета Лыковых, не знавших типичных для городских жителей инфекционных болезней. Впрочем, именно встреча с «большим миром» в итоге сгубила отшельников: согласно исследованиям, трое из пяти членов семьи скончались в короткие сроки, подхватив заразу от гостей, ведь их организм просто не знал, как бороться с инфекцией.

    ЖЕЛЕЗНЫЕ ПТИЦЫ

    Впрочем, еще до кончины Савина, Дмитрия и Натальи отшельников распекли в советских газетах на все лады, от дикарей до тунеядцев. Причину их мытарств объясняли просто: Лыковы верили в Бога, и темная вера завела их в лес. Немногие осмелились вслух восхититься людьми, которые нашли в себе силы противиться новому режиму, который был им непонятен и чужд.

    «Житье и быт убоги до крайности, рассказ о нынешней жизни и о важнейших событиях в ней слушали, как марсиане... Младшие Лыковы не имели драгоценной для человека возможности общения с себе подобными, не знали любви, не могли продолжить свой род. Виной всему - фанатичная темная вера в силу, лежащую за пределами бытия, с названием Бог. Религия, несомненно, была опорой в этой страдальческой жизни. Но и причиной страшного тупика была тоже она... Убито было в этой убогой жизни и чувство красоты, природой данное человеку. Ни цветочка в хижине, никакого украшения в ней. Никакой попытки украсить одежду, вещи... Не знали Лыковы песен» - вот некоторые цитаты из сочинений тех времен.

    Особенно угнетало критиков то, что отшельники не имели понятия, кто такие Ленин, Маркс и Энгельс. Когда над тайгой появились первые самолеты, Лыковы объяснили это предсказаниями из «старых книг»: «Будут летать по небу железные птицы». Заметили отшельники и появление спутников, правда, принимали их за звезды, которые почему-то стали очень быстро передвигаться по небу. По этому поводу Карп Осипович предположил: «Люди измыслили что-нибудь и пускают огни, на звезды вельми похожие».

    Множество добровольцев тут же кинулись помогать Лыковым и просвещать их. В большинстве случаев это были просто любопытные, и далеко не все из них приходили с чистыми намерениями. Писатель Лев Черепанов, побывавший у староверов в начале 80-х, вспоминал: «Мы пришли к Лыковым не первые. С ними с 78-го года встречались многие, и когда Карп Иосифович по каким-то жестам определил, что я в группе «мирян» старший, он отозвал меня в сторону и спросил: «Не возьмешь ли своей, как там у вас говорят, жене мех на воротник?» Я, конечно, сразу воспротивился, что очень удивило Карпа Иосифовича, потому что он привык к тому, что приходящие брали у него меха».

    Драгоценные шкурки ничего не стоили в глазах отшельников, а вот те, кто называл их отсталыми дикарями, запросто пользовались их добротой.

    КРИК О ПОМОЩИ

    Лев Черепанов не раз предлагал ограничить доступ в заимку Лыковых, опасаясь, что нашествие «гостей» причиняет отшельникам множество тревог. На том же настаивал заведующий кафедрой анестезиологии Красноярского института усовершенствования врачей Игорь Назаров, но попытки объяснить чиновникам, что иммунитет таежных жителей не выдержит встречи с неизвестными бактериями, не увенчались успехом. В 1981 году один за другим умерли Савин, Дмитрий и Наталья, отказавшись принимать лекарства, которые им оставили медики.

    Младшая сестра, Агафья, все же переступила через себя и вылечилась таблетками. Так они остались в избушке вдвоем с отцом, однако Карп Осипович был уже пожилым человеком и скончался в 1988 году. Несмотря на то, что после публикаций Василия Пескова у Агафьи нашлось множество родственников, проживающих в куда более цивилизованных местах, чем заимка, отшельница наотрез отказалась переезжать к людям, объяснив, что ей нужен простор.

    Сейчас Агафье 69 лет, она по-прежнему обитает на Еринате, а компанию ей составляют бывший геолог Ерофей Седов и часто меняющиеся волонтеры. Однако первый ничем не может помочь по хозяйству - много лет назад он потерял ногу и передвигается на костылях, а вторые с трудом уживаются со своенравной Агафьей.

    Осознав, что ей тяжело в одиночку вести хозяйство в тайге, она стала обращаться за помощью к краевой администрации или к старому знакомому - Владимиру Павловскому, редактору газеты «Красноярский рабочий». Письма с обратным адресом: «Река Еринат, обитель во имя Пресвятой Богородицы Троеручицы» - Агафья Лыкова передает с оказией - у нее по-прежнему часто бывают гости. Ее послания написаны с использованием старорусского алфавита, разобрать текст непросто, но можно. Больше всего она нуждается в сене и дровах на зиму, которые тяжело заготовить самой. А еще - в помощнике, который взял бы на себя мелкие бытовые поручения.

    Общины староверов не раз направляли к ней добровольцев, но мало кто способен долго жить в такой глуши. В заимке нет ни бани, ни элементарных удобств, мыться можно, только окатывая себя ледяной водой или растирая снегом. Заимка Лыковых находится в 120 километрах от ближайшего поселка, и прилететь к отшельнице на вертолете намного проще, чем пробраться через глухую тайгу.

    Сотрудники Хакасского заповедника регулярно бывают у нее, правда в основном совмещая визиты с работой, когда вертолет облетает территории во время паводка или лесных пожаров. Летать на заимку просто так - удовольствие не из дешевых. Один рейс туда-обратно обходится почти в полмиллиона рублей.

    Одно время в избушке у Агафьи стояла тревожная кнопка. Получая сигнал из заимки, сотрудники МЧС вылетали спасать старушку, но на месте выяснялось, что у Агафьи просто закончилось сено или дрова. По словам Владимира Павловского, относиться к Лыковой стоит снисходительно, как к ребенку. Она не знает ни цены деньгам, ни нравов в обществе, а потому и отказывать, и помогать ей надо деликатно.

    «Сколько я ее знаю - она всегда жалуется на свою жизнь, - говорит Владимир Павловский. - Может быть, это ей в какой-то мере помогает: разжалобит немножко - и помощи больше. И надо к этому относиться нормально. Она - дитя. И ни в коем случае не стоит стремиться сделать ей зло, ей нужно только помогать. Меня тронули в ее письме подробности, что она уже и печку не топит, и еды у нее - чуть ли ни впроголодь живет. Хотя крупы, соли, сахара у нее в достатке. Ну а сейчас действительно уже, видимо, припекло. Думаю, нужно все-таки искать помощника. Пока она на ногах, строит краткосрочные планы - помочь ей прожить там зиму и подготовиться к следующей зимовке: заготовить дров, накосить сена, посадить огород, потом помочь выкопать картошку. Правда, кто это потянет? Мне звонил один журналист, просил отправить его туда на год. Я знаю его, он хороший человек, но я не уверен, что он продержится там и полмесяца. Я протянул бы там максимум месяц, и это еще учитывая хорошие отношения с Агафьей Карловной».

    Последний помощник покинул Лыкову в апреле - молодой человек, член томской старообрядческой общины, провел в заимке два месяца, но получил повестку в армию. Нового компаньона отшельнице пока не подобрали, хотя от желающих не было отбоя. Однако администрация заповедника и краевые власти очень тщательно выбирают для Лыковой помощника, стараясь исключить риск, что доброволец через неделю попросится обратно.

    Сейчас рассматривают шестерых кандидатов, все эти люди - выходцы из староверческих семей, осознающие, куда и для чего они едут. А пока суть да дело, Агафья отметила день рождения. На 69-летие отшельнице прислали ящик фруктов, в том числе вдоволь бананов, к которым Агафья питает особенную слабость.

    Отшельница не жалуется на здоровье и улыбается гостям. У нее пополнение в хозяйстве: козы принесли козлят, а кошки расплодились так, что отшельница даже не может их посчитать. В очередной избе, построенной для нее добровольцами, конечно, уже не найти тех старинных орудий труда, которые Лыковы мастерили своими руками. Большинство вещей отправились в музеи или просто отслужили свой век.

    Теперь у Агафьи есть резиновые сапоги, свечи, ведра, кастрюли, одежда, бочки, часы, мотки проволоки, инструменты. Разве что иконы остались на своих местах. Некоторые из них настолько почернели от времени, что невозможно догадаться, что на них изображено. Однако они, равно как и бескрайняя тайга, остались свидетелями огромного подвига, совершенного во имя свободы и веры.

    Евгения НАЗАРОВА, журналист (Москва)

    От модератора сайта: Материал, присланный И.А. Поповичевым - результат его путешествий по тайге в Томском районе области. Первоначально он был опубликован на сайте 4x4.tomsk.ru и мы позволили себе сохранить специфичную форму текста, характерную для отчетов на форумах сайтов по интересам. Только в некоторых местах мы добавили логические связки, облегчающие восприятие материала.

    Рабочая группа проекта "Сибиряки вольные и невольные" благодарит Игоря Анатольевича за интересный материал и надеется, на продолжение сотрудничества, а также на то, что другие путешественники последуют его примеру и поделятся на сайте интересными историями о прошлом края.

    Семилужная волость Томского уезда Томской губернии. 1900 г. Карта в большем разрешении прикреплена как отдельный медиа-объект.

    Старообрядцы в Томской губернии.

    По данным переписи населения Российской Империи, в 1897 года насчитывалось до 2 млн старообрядцев (Вестник ТГУ. История. 2016 N3(41))

    По началуСоветская Власть старообрядцев не трогала, как жертвцарского режима. Однако жители смешанных и старообрядческих поселений не оправдывали надежд советской власти. Ни в Митрофановке, ни в с. Петропавсловском, где часть населения состояла из старобрядцев, к 1926 году не удалось организовать ни одной комсомольской ячейки. И вскоре хозяйства старообрядцев партийцыначали расценивать как зажиточные и по этой причине допускали в их отношении насильственные действия, часто напоминавшие совершенный втайне бандитский налет, чем политическую акцию.

    О переселенцах.

    Известный писатель Г.И. Успенский, занятый в 1888 - 1889 гг. делами по обустройству переселенцев в Сибири, метко подметил отличия во внешнем облике томских сибиряков и курских переселенцев. Он писал: «…если вы видите на работе человека высокого роста, в картузе, красной рубахе, черных плисовых или розовых ситцевых штанах и кожаной обуви - это сибиряк. Если же перед вами … маленький человечек, всегда без шапки, всегда в белой домотканой рубахе и вообще весь одетый, обутый и обмотанный в продукты всякого рода растительности: лык, мочал, пеньки, - то это наш, курский» (Успенский Г.И., 1952, т. ХI, с. 81).

    О переселенческом поселке Ольго-Сапеженка и не только.

    Деревня Ольго-Сапеженка, она же Силантьевка, она же Таловка - это одна из трех десятков исчезнувших деревень и сел, существовавших со второй половины ХIХ в. в таежной местности Нижнего Притомья, к северу от г. Томска и пос. Самусь. Названия этих селений еще можно найти на старых картах Томской области - Успенка, Шутовка, Гродненка, Мостовка, Покровка, Вознесенка, Дубровка, Владимировка, Малиновка, Виленка, Бросовка, Поперечка, Троицкое, Митрофановка, Чуднова, Постникова, Чернильщикова, Спасская, Ольгинская, Казанская-Щукина, Сагалакова, Белобородова, Гродненская, Кижирова, Подосеновка и др., а так же Заимка Чернышева заим. Шитова (Карта 1911 г.). Заимки Сидорова, Токина, Кокшарова, Пухова, Задворного, Пирогова, Щеглова, Иванова, Ширинкина Гурьяна, келья б\н, заим. Задворного, келья б\н, Афанасия, келья б\н, (1900 г.) Заим. Савинова, заим. Игнатова, заим. Шутова, Щукина, Зарубина, Раписова (Ряписова? - прим. Модератора. Фамилия встречается в Северске), Егорова, Тюхалова, Ковешникова, Иванова, Устинова, Есина, Ивана Кузнецова, Василия Бочкарева, Ширинкина, Новикова, Полынина, Крылова, Вахрушева, Задверного, Моисеева, Пермякова, Федора, Кузьмы, Юрьева, Мясникова, Вахрушева, Шумилова, Николая, Данилы, Якова. (Карта 1921 год).

    Возникновение этих селений связано с общероссийским процессом второй половины ХIХ в. После отмены крепостного права в 1861 г., по переселению крестьян из Европейской части России в Сибирь из-за недостатка земли

    Деревня Ольго-Сапеженка была основана, со слов старожилов, в 1881 г. белорусскими переселенцами. В работе Н.А. Томилова (Русские Нижнего Притомья... 2001, с. 11) приведены данные, по которым д. Ольго-Сапеженка была образована примерно в 1892-1894 гг. и называлась первоначально Силантьевкой по фамилии первого её жителя Силантьева - выходца из Белоруссии. В дальнейшем деревня заселялась в основном также выходцами из Белоруссии, главным образом, из д. Родошковичи Минского округа. По другим рассказам, следует, что до крестьянина Силантия поселился здесь старовер Устинов, раскорчевал землю, но на другой год этот участок перебил у него Силантий. Тогда Устинов переселился на новый участок в 15 км от Силантьевки и основал заимку Устиновку.

    С периода землеустройства 1905-1907 гг. и до 1930-х гг. деревня называлась Ольговкой. По воспоминаниям старожилов, со временем выяснилось, что было две Ольговки, и тогда добавили к названию Сапеженка, получилась «Ольго-Сапеженка». Название Ольго-Сапеженка стало официальным - на картах, по документам, а в бытовом обращении её называли не иначе как Силантьевкой. Кроме того, поблизости была еще одна деревня Сапеженка, она же Владимировка.

    Расположена Ольго-Сапеженка была на речке с характерным сибирским названием - Шишкобойке. В окрестностях деревни, в 4 - 10 км, были старообрядческие заимки - Ивановская, Юрьевская, Мясникова, Устинова, Вахрушева и др., расположенные в 1 - 1,5 км друг от друга. Возможно, что староверы поселились здесь ранее переселенцев, поскольку этот глухой район был облюбован ими довольно давно. В ХIХ в на р. Юксе был старообрядческий монастырь, а некоторые из скитов сохранились в этом регионе до современности. Староверы жили и в самой Силантьевке, причем известны были смешанные семьи, чаще всего потомки переселенцев охотно брали в жены трудолюбивых девушек из старообрядческих семей. Среди жителей были характерные для белорусов и украинцев фамилии - Мезюха, Нестеровичи, Грудинко, Шимко, Скирюха, Ключник, Хруль, Раковы, Смолонские, Малиновские, но также и русские, например, Коноваловы, Субботины, Махаловы и др.

    Все жители, не зависимо от происхождения, повседневно общались между собой в самых дружественных контактах, в общей работе, роднились, вступали в браки. По воспоминаниям старожилов, многие в деревне были родственны между собой. По началу Советская Власть старообрядцев не трогала, как жертв царского режима. Однако жители смешанных и старообрядческих поселений не оправдывали надежд советской власти. Ни в Метрофановке, ни в с. Петропавсловском, где часть населения состояла из старобрядцев, к 1926 году не удалось организовать ни одной комсомольской ячейки. И вскоре хозяйства старообрядцев партийцы начали расценивать как зажиточные и по этой причине допускали в их отношении насильственные действия, часто напоминавшие совершенный втайне бандитский налет, чем политическую акцию. Староверов с уничтоженных заимок, с отобранным имуществом и скотом загоняли в колхозы, детей приписывали к школам.

    До войны в Ольго-Сапеженке насчитывалось около 70 дворов. Занимались в деревне, как и во всех окрестных селениях, в основном хлебопашеством, огородничеством, разведением домашнего скота и различными промыслами, главным образом, лесными на основе использования местных даров природы, собирали клюкву, чернику и другие ягоды, грибы, заготавливали кедровые орехи. В большом количестве выращивали картофель, на массивных картофелетерках измельчали его, делали крахмал и возили на продажу в пос. Самусь и в г. Томск. Вплоть до 1930-х гг. во многих хозяйствах выращивали лен, сами пряли, сами ткали холст для изготовления одежды, полотенец и прочих надобностей. Несмотря на то, что жили в тайге, охотой занимались сравнительно мало, человек 10 из всего села. И рыболовством на речке Шишкобойке, болотной речке с черной водой, занимались только ребятишки - удили рыбу с помощью удочек.

    В 1931 г. был создан промколхоз «Красный Октябрь», в котором занимались изготовлением пихтового масла и дегтя, зарабатывая трудодни. На основе промыслов по обработке дерева при колхозе был создан бондарный цех - бондарка, а в годы войны в ней делали ручки к саперным лопаткам. После войны был построен пихтовый завод, на котором появилась возможность зарабатывать деньги. Пихтовое масло сдавали за деньги в Томский Межрайлессоюз, один килограмм масла стоил 32 рубля, то тем временам деньги немалые. После войны в Ольго-Сапеженке провели радио и электрический свет.

    В Ольго-Сапеженке съезжим праздником был Ольгов день (справляли летом, в покос), в Покровке - Покров, в Петропавловке - Петров день, в Успенке - Успенье и т.д. Из всех окрестных селений ездили в церковь в Петропавловку почти на каждый праздник, там же венчались, крестили детей и отпевали умерших.

    В 1937 г. церковь была закрыта, её раскатали по бревнам, которые увезли на строительство мельницы, как будто другого леса не было.

    В 1960-е гг. началась политика по укрупнению колхозов, которая погубила многие селения. Так Ольго-Сапеженский колхоз «Красный Октябрь» для укрупнения объединили вначале с Троицким колхозом, а затем и с другими, вместе с Петропавловской МТС, в совхоз «Сибиряк» с центром в с. Наумовке.

    Поездка по притомской тайге. Личные впечатления.

    Мы едем по дороге с потомками Юрьевских староверов - Павлом Егоровичем Юрьевым и его сыном - Павлом Павловичем Юрьевым Юрьевым.

    Старший из Юрьевых - Павел Егорович Юрьев неспеша ведет рассказ: "Там, где амбар, это есть Шумиловская Заимка, построенная в 1900 году, её построил мой дед Шумилов Ксенофонтий Иванович (1870 -1947) и жил там со своей женой Надеждой (1868-1934). Он является моим дедом по материнской линии. Дед был портным. Кожу выделывал, овчину выделывал, тапки и фуражки шил. И шил он все время на магазин, где был госунивермаг, возле 1000 мелочей.

    Базарная площадь г. Томска.

    Сдавал фуражки, шапки. А тогда бандитов было много, поэтому дед ездил со своим револьвером. Как то, будучи еще пацаном, я нашел этот револьвер и подался в тайгу стрелять птичек. Дед, прознав про это, оружие перепрятал, от греха подальше… И как мы потом не старались, так его и не нашли. До сих пор лежит где-то в округе, гниёт… 70 лет прошло. Благодаря своим навыкам дед всегда был при деньгах, зарабатывал моментально. Как-то словил кошку и на следующий день уже продал из неё шапку, короче, не бедствовал. А вообще, еще до коллективизации Ксенофонтий считался «середняком» . У него до «звания» кулака не хватило телеги «на железном ходу». Мастером был на все руки. Шапку или доху сшить - без проблем. Однако вскорости началась коллективизация и у него все отобрали, двух коров, коня, овец… оставив в тайге с голым задом и пятью курицами. Скотина, инструмент, материал, все подчистую ушли государству. Однако, почти все запомнили - дед всегда оставался при деньгах."

    Тайга на месте старообрядческих заимок. Фото автора.

    У Ксенофонтия Шумилова было двое детей:дочь Прасковья Ксенофонтиевна Шумилова (1893-1973) и сын, Сергей. В 1947 году, когда дед Ксенофонтий умер, сгорел и его дом. Остался лишь тотогромный амбар, возле которого его и похоронили.Эту заимкуПрасковья Шумиловатогда отдаластароверуЩеглову, который построил там новый дом.

    Так Шумиловская заимка переименовалась в Щегловскую.Спустя много лет новый Щегловский дом по неясным причинам так же сгорел. Шел2000 год. В этом же году еще затонула подлодка «Курск». На Щегловской заимке, уже в это время жил старовер Виктор, со своей женой и двумя детьми. Жена с детьми после пожара куда-то уехали, а Виктор переселился жить в тот самый, еще живой Шумиловском амбар. И лишь последние 5 лет с 2013 года, когда амбар начал разваливаться окончательно,добрые люди поселили его вдомик, расположенный недалеко от другой заимки, бабы Иры Коробовской.

    ТамВикторнедавнои скончался.На его могилке выростысячелистник… хотя в ближайшей округе его нет. Как ни странно, но история Шумиловской заимки на том переселении не закончилась.Вполуразвалившемся амбаре скоро поселились новые жильцы, сбежавшеев тайгусемействоВолоди К.Его жену освободили условно-досрочно, ноона должна была постоянно ходить отмечаться у местных органоввласти. На чтокатегорически забила. И вообще, в светском миру их ни чего кроме «отметок» не держало, поэтому они решили податься в тайгу. Вскоре подвернулся заброшенный шумиловский амбар … Однако, после очередной пьянки Володькина жена умудриласьспалить и этот последний элемент старой заимки. Так закончила свое существование старинная заимка Шумилова-Щеглова.

    За неявку в органы Володькина жена схлопотала очередные 3 года, а самого Володю (в тайге рабочие руки не помешают) добрые люди переселили в домик покойного Виктора.Завтра у Володи трудный день… ему с Петром копать картошку бабушки Ирины… на ней они будут столоватьсявсю зиму.

    А Прасковья Ксенофонтовна вышла замуж за Егора Юрьева и соответсвенно переселилась уже на Юрьевскую заимку. Егорбондарил, выделывал шкурки и скорнячил.

    Некогда тут было крепкое хозяйство. Фото автора.

    Жена Павла Егоровича Юрьева родилась в Алтайском крае, станция Кулунда, и хоть к староверам не имеет ни какого отношения, но тоже является человеком с примечательной судьбой.Дед у неё был кулаком-цыганом, а бабка - русской.Когда большевики стали деда разорять -раскулачивать, уехал в Нарым, но там и помер.Оставшись одна, его жена, чтобы не раскулачили, вышла замуж за бедного Мирона, который у них же батрачил рабом. Мирон потом на фронте погиб.От них и родилась будущая жена Павла Егоровича.

    М ы неспешно проехалиповорот на бывшую Подосеновку (междуПетропавловкой и Ольга-Сапеженкой) .Между темПавел Егорович Юрьев (1934 г.р.)продолжал: "Из Самуськов бывалоча выйду, к вечеру уже на Шумиловской дедовской заимке. В радиусе 1,5 км от дедовской заимки ещенесколько заимок. Заимка находилась в 10 км от Ольго-Сапеженки (тогда еще Силантьевки)А неподалеку, на Юрьевской заимке жили два брата, выходца откуда-то из Владимирской губернии: его отец Егор Юрьев, который женился наПрасковье Ксенофонтовне Шумиловой, и его брат Василий Юрьев.Когда была война растили картоху, дядька Василий был охотником, стрелял зверя, поэтому было что поесть. А Егор был бондарем, выделывал шкуры и шил сапоги. Дядька Василий хоть и был глухой-глухой, но охотник был знатный, первыеместа по добыче занимал, тогда это Новосибирская область была.Кротов ловил по 6 000 штук, их шкурки сдавал заготовителям. Зимой где лису, где колонка поймает, где соболя.Сдавали в приемные пункты от охотсоюза. Стреляли все, кроме лосей,сохатых бить было запрещено. Сейчас домЕгора сгнил, а вот дом его брата Василия жена продала, крепкий был, высокий, с огромных бревен… в 12 рядов. До сих пор стоит в пос. Самусь.Его продали после того какдядька Василий умер (в 1949 году)после очередной операцииНКВД против староверов. Оставшиеся жена и дочь Галька (1943 года рождения)так же перебрались в пос. Самусь.С тех пор заимка так же стала историей. А вообще Юрьевских заимокбыло аж две.Вторая очень далеко была, от материной избушки где она похоронена, надо ехатьеще 15 км."

    Как вспоминает Павел Егорович,идя до неё проходишь аж 3 озера. Там на красивом берегу она и стояла. Он там был всего один раз.

    Проехали деревню Датковку - по старинному (Гродинку). Ее расформировали в 60-х при Хрущевском укрупнении.Увели всех в колхоз Кижирово. Но теперь и там ничего нет.

    Проехали Ольга-Сапеженку (уПавла Егоровича Юрьевав паспорте она указана как место рождения). Все предкиПавла Егоровича Юрьева были староверами.Его дед КсенофонтийШумилов (1870 г.) умер в 1947 году, когда емубыло 13 лет.Дед - то в тайгу приехал еще при царе. А Павел Егорович Юрьевпохоронил их дочь и свою маму 45 лет назад. Едем навестить её могилку.На таежноймогилке только имя-отчество, ни каких фамилий и фотографий, только год смерти - 1973 .

    Свернули со старотомской дороги на заимку бабушкиИрины. Почему-то эта заимка в народе называется Турецкой. Так называют ее и охотники из Красного Яра, и соседи-старообрядцы. Но никто не смог пояснить - почему. Может, память о пути, который привел в Сибирь эту семью? Старообрядцы от властей бежали и на Запад, и на Восток, и на Юг. В Турцию тоже бежали. Однако, пока версии строить не будем, попробуем докопаться до причин этой "аномалии".


    Старообрядческая заимка Ирины Коробовской. Фото автора.

    Нас поселили в гостевом домике, наполили накормили, естественнос нашей посуды.


    Старинные книги, сохраненные старообрядцами. Фото автора.

    В скиту накормят - но только - из посуды путника. Фото автора.

    Ирина Коробовская. Она по молодости так же жила в тайге, вместе с Александрой, до 1947 года. Предки бабы Иры приехалив тайгу из Тюменской области. Там земля была вся расписана, яблоку негде упасть. Сначала приехали в Бакчар, однако дед прослышал про Белобородовсий бор (по имени деревни, на месте которой сейчас стоит Почтовый)и переселились сюда. А вообще это местоотец искал 3 года.Зимой1947 годав очередной раз были созданы подразделенияНКВД для разгонастарообрядческих скитов.Чекистызабирали книги, иконы и вывезли из тайги около сотни человек.

    1

    Книги, спасенные от властей (как царских, так и советских). Фото автора.

    Имущество и скот изымали,дома и хозяйство сжигали.Наиболее молодых жителей заимокрасселили по колхозам под угрозой наказания. Старух и детей по зиме увозили в Самуськи. Как говорит бабушка - коммунисты, что с них взять, издевались над народом.Тогда еще молодойИрине пришлосьуехать в Томск, там она позже вышла замуж и родила двух дочерей. 12 лет назад баба Ира решила вернуться в тайгу к своей келье и вере предков. Но хоть их вера и община назывались «безденежными», прежде чемкреститьсяона на скопленные в миру деньги построила дом и самое главное вложила 3000р. в общедолевого коня.Конь сегодня живет на заимке Родиона, он находится в 3х километрах,и в урочное время он всем окрестным бабушкам пашетогороды.Родион специально для этого приезжает на её заимку.


    Пахота производитсястарым железным плугом.Все, участвующие в долевом конена своих покосах, а их в тайге не много,занимаются заготовкой сена для коня. После обустройства Баба Ира снова стала «безденежной». Встане «безденежных» баба Ира одна из последних, стан «денежных» возглавляет Фомаида.Говорят с самого начала «денежных» было больше, околотрехсот, поэтому и сохранилось их по заимкам больше. А еще бабушка Ирина прочитала нам две молитвы на старославянском и спела одну смешную песню. В них самым интересным было то, что каждое слово в отдельности понятно, а смысл сказанного - нет. Баба Ира прекрасно помнит всех староверов. Ей сейчас 94 года.

    Возлезаимки бабы Иры встретился сосед Владимир, обрадовался подаренным сигаретам. Владимиртот самый мирской погорелец, у которого жена спалила шумиловский амбар. Он живетнеподалеку в заброшенной избушке, рядом с которой похороненстаровер ВикторЩеглов.

    И
    Избушка, возле которой похоронен Виктор Щеглов. Фото автора.

    Владимир помогаетбабушке Ирине по хозяйству, у нее и кормится. Володя надеется на ближайшую амнистиюи её скорый выход своей женушки. Дочьбабы Иры - Фатеевна живет в городе, она попросила организовать Володю и Петрана уборку картофеля. Со скрипомно все же Володя с Петром«организуются».

    Петр живет в соседнем доме… но поближе косновной усадьбе, Петркандидат на крещение … он хоть и не крещеный, но все детство провелв общине родителей староверови еще до школы научился читать по старославянски. Знает большинство молитв наизусть.Петр бывший охотник. Он повез нас во вторую свою избушку за рыбой.

    Необычные петли - скорее всего, из давней жизни заимки. Фото автора.

    По дороге нагнали Родиона(у которого живет общественный конь), он ездил к Фамаиде, потому как является принятым христианином, а так же единственным молодым, 52 года, способнымсодержать коня. Родион на днях похоронилМарфу (9.09 2018).

    Могила умершего старообрядца находится совсем рядом от дома его живых родственников. Фото автора.

    Он ехал на трехколесномсамодельном транспортном средстве, собранном тут же в тайге из мотоблока, рамы мотоцикла и ящика.Радионспешил к Кузыкиным (где два озера) их еще называют Казанскими,там живут другие бабушки. На сегодня самым молодым из староверов остаетсяРодион, а из древних могикан самая молодая Дарья - 72 года. Зачем Родион пришел в тайгу.

    С Петром (76 лет) не знается, они разных конфессий - те денежные, а Петр относится к исчезающему клану безденежных. Сам-то Петр еще не крестился, он еще только встал на путь истинный.Когда-тодля этого у него был наставник старовер Куприян - христианин-пустынник. После чекистских раскулачиванийКуприянуспел покопать Беломор-канал, однако остался жив и вернулся в тайгу. В данный момент(2018 год) от заимки Куприяна осталась одна берестяная крыша, которая не сгнила. Петр был оформлен охотником заготовителем от Куприяна, тот его учил премудростям лесного ремесла, хоть и сам он живет всю жизнь в тайге.

    Был у Петрав наставникахеще один старовер, по фамилии Дериглазов. Так, что на пути исправления, как он шутит,емуосталась самая малость - бросить пить, курить и свою бабу. По дороге заскочили на озеро Сомово. На озерепредприниматель из Красного Яра построил избу и баню. Раньше, с петровских времен там жили Сомовы, стояла их заимка. Их предки сюда пришли пять поколений назад, но сегодняих дети затерялись где-то на просторах сибирских городов и поселков.


    Проехали Трофимовское озеро. Его (Петра) заимка также стояла здесь на берегу. Петр,придя от мирских начинал тут жить, сторожил эту избу. Рядом стояла Жигаловская избушка-заимка, Петр с них в 1973 г. начинал охотничью карьеру.Далее дорога ведет наоз. Лебяжье, по местному оз. Мутное.Далее дорога ведет на оз. Максимовское.

    Разговор зашел за другую староверку, бабушку Фамаиду.Фамаида - 1936 года. Её привезли в тайгу в 15 лет. Тут жил прадед - 104 года. Здоровый был мужик, но как то раз вечером заболел, к утру внезапно умер.Бабушка Ирина с бабушкой Фамаидой общаются, но не дружат. Веры у них разные.Однако отличие небольшое. Одна принимает деньги, другая - нет.Здешние так и говорят, мы «безденежные», а они «денежные». Для староверов это разные планеты. Хотяв те времена люди жилиплотно, сотовым спос, каждые3-5км. стояли кельи и заимки. Всюду между хуторами были дороги и тропки. Фамаиду,после того, как её дом сгорел, сход поселил, где жила последнее время Марья, не далеко от старотомской дороги. Чуть поодаль отвилок к другому бывшему селу,когда то здесь жили 128 человек и называли их «Академгородок». Это была историческая альтернатива колхозам.Былоцелое ухоженное село, домики один к одному.А «академгородком» их прозвали мирские, за то, что там собрались практически самые ученыестароверческие христианские апологеты. Чуть поодаль лежат десятки, если не сотня поваленных молодых пихт, 150- й ствол, пихты брошены тут же. С них спилили «новогоднюю макушку», остальное бросили засрав тайгуна долгие годы. Велика империя, а нет в нейпорядка и хозяина. Может и были… да кончились.