Инновационные педагогические технологии в вузе. Современные проблемы науки и образования. Вопросы для самоконтроля

Дунаева Т. Ю. Возможности современных образовательных технологий в учебном процессе вуза / Т. Ю. Дунаева, Т. Ф. Камалиев. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 3. – С. 68-70.

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Т.Ю. Дунаева, канд. биол. наук, доцент

Т.Ф. Камалиев , студент

Казанский государственный энергетический университет

(Россия , г. Казань )

Аннотация . В статье рассматривае тся роль информационно-социальных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и препод а вателей и позволяют с помощью с IT технологий осуществлять оптимизацию эффе к тивного обеспечения образовательных услуг в системе высшего образования. Показано, что интеграция информационных навыков в учебные планы требует сотрудничества администрации университетов и преподавателей для компьютеризации обучения в вузе.

Ключевые слова: высшее образование, формы компьютеризации обучения, IT технол о гии, оптимизация обеспечения образовательных услуг.

В современном технологичном общес т ве возрастает понимание того, что трад и ционная схема получения образования (в первую очередь школьного) устарела и нуждается в замене непрерывным образ о ванием и обучением в течение всей жизни. Обучение в течение всей жизни – это три типа образования и обучения:

формальное обучение (вузы, другие обучающие структуры, присваивающие свидетельство об образовании);

спонтанное обучение (в ходе повс е дневной жизнедеятельности человека, св я занной с его работой, семьей или дос у г ом);

неформальное обучение (вне рамок учебного заведения.

Для новых форм образования предпол а гается интенсивно использовать новы е о б разовательные технологии.

Различные подходы к определению о б разовательной технологии можно сумм и ровать как совокупность способов реал и зации учебных планов и учебных пр о грамм, представляющую собой систему форм, методов и средств обучения, обе с печивающую до стижение образовател ь ных целей.

Информационные образовательные технологии возникают при использован и ем средств информационно-вычислительной техники. Образовател ь ную среду, в которой осуществляются о б разовательные информационные технол о гии, определя ют работающие с ней комп о ненты:

техническая (компьютер и интернет );

программно-техническая (компь ю терные программные средства);

– организ ационно-методическая (инс т рукция по реализации технической части образовательной деятельности , организ а ция учебного процесса).

Под образовательными технологиями в высшей школе понимается система нау ч ных и инженерных знаний, а также мет о дов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и о б работки информации в пр едметной обла с ти высшей школы. Таким образом, сущ е ствует прямая зависимость между эффе к тивностью выполнения учебных программ и степенью интеграции в них соответс т вующих информацион но-коммуникационных технологий.

И нформационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в совоку п ности подчиненны решению задачи по созданию новой образовательной среды, где они включены в учебный процесс для реализации новых образовательных мод е л ей.

Сегодня одной из характерных черт о б разовательной среды является возмо ж ность студентов и преподавателей обр а щатьс я к учебно-методическим матери а лам, обучающим мультимедийным ко м плексам всего университета в любое врем я и в любой точке пространства .

Применение компьютерных програм м ных средств и Интернет по учебным ди с циплинам позволяет преподавателю вуза не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые ра з ные задачи, например, повысить мотив а цию и наглядность в обучении, диффере н цировать работу студентов при выполн е нии ими тренировочных тестов . Использ о вание информационных технологий на з а нятиях помогает сделать преподавание с о держательнее и эффек тивнее . Как показ ы вает практика, компьютерные технологии можно использовать в различных ситу а циях на разных этапах :

– н а аудиторных занятиях компьютер выступает в роли мощного демонстрац и онного средства, обеспечив ая высокий уровень наглядности;

– о нлайн-тестирование – одна из ф орм проведения контроля знаний, умений и навыков. Эта форма имеет ряд преим у ществ (экономия времени при проверке ;

объективность в оценке знаний, ст а тистика усвоения материала отдельным студентом и всей группой/потоком).

Современные высшие учебные завед е ния имеют интернет подключение в ра м ках различных государственных программ развития образования. При помощи И н тернет-технологий преподаватель и ст у денты могут пользоваться Интернет-сервисами, которые облегчают обучение и ускоряют образовательный процесс .

В учебном процессе высшего учебного заведения изучение ИТ предусматривает решение задач нескольких уровней:

внедрение средств новых информац и онных технологий в образовательный пр о цесс;

повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса;

системную интеграцию в образование информационных технологий, поддерж и вающих научные исследования, процессы обучения и организационное управление;

построение и развитие единого обр а зовательного информационного простра н ства.

В технологическом плане информац и онно-образовательную среду представляет программа Moodle – система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обуч е нием или виртуальная обучающая среда . Представляет собой веб-приложение, предоставляющее возмо ж ность создавать сайты для онлайн-обучения. Программа распространена ш и роко, еще и потому, что является беспла т ной. Каждый преподаватель создает эле к тронный ресурс своей дисциплины и ра з мещает в программе. Студенты могут о т крыть курс и заниматься по нему в любое удобное для себя время.

Другой образовательный доступный р е сурс – с оциальные сети – интерактивный многопользовательский веб-сайт.

Дидактически использовать ресурс можно как:

доска объявлений. Может использ о ваться преподавателем для официальных сообщений и анонсов предстоящих соб ы тий;

организации тематических групп для постоянной консультационной и инфо р мационной поддержки всех участн иков образовательного процесса.

Помимо электронных образовательных ресурсов (ЭОР), существуют ЭОР, напр и мер, сайт Минобразования РФ, порталы «Грамот а.ру» и т.д.

Таким образом, ИКТ – это новые во з можности в образовательной деятельн о сти, где главную роль играет преподав а тель, который своими личностными кач е ствами должен поддерживать интерес ст у дентов в течение курса и подсказывать н о вые формы работы.


Библиографический список

1. Обучение в течение всей жизни – есть ли такая концепция в России? [Электронный ресурс]: https://lifelonglearningrussia.wordpress.com (дата обращения: 01.02 .2018).

3. Сайфутдинова Г.Б., Мироненко А.С. Возможность использования информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей в самостоятельной работе студентов вузов // Проблемы современного педагогического образ ования. Ялта, 2017. Вып. 54. Ч. 7. С. 183-188.

THE POSSIBILITIES OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE TRAINING PROCESS OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

T.Yu. Dunaeva, candidate of biological sciences, associate professor

T.F. Kamaliev, student

Kazan state power engineering university

(Russia, Kazan)

Abstract. The article examines the role of information and social technologies in education that provide universal computerization of students and teachers and allows, with the help of IT technologies, to optimize the effective provision of educational services in the higher education system. It is shown that the integration of information skills into the curricula requires the coo p eration of the administration of universities and teachers to computerize the education in the university.

Keywords: higher education, forms of computerization of education, IT technologies, optim i zation of educational services provision.

Одной из насущных задач образования на сегодняшний день является создание системы открытого образования, обеспечивающей общенациональный доступ к образовательным ресурсам на базе технологий дистанционного обучения.

Применение телекоммуникационных технологий дает возможность создания качественно новой информационной образовательной среды, среды без границ с возможностью построения глобальной системы дистанционного обучения. Одним из приоритетных направлений в этой области является широкое внедрение электронных технологий в учебный процесс.

С точки зрения педагогической теории дистанционное обучение интересно как система, позволяющая с наибольшей полнотой реализовать современные требования к образованию: гибкость организационных форм, индивидуализация содержания образования, интенсификация процесса обучения и обмена информацией.

Технологии электронного обучения могут применяться в различных формах обучения :

При очной и очно-заочной форме - они помогают организовать самостоятельную работу и проводить непрерывный мониторинг учебного процесса;
- при заочной форме - информационные технологии являются основной формой подачи материала, способствуют выработке навыков практической работы, помогают организовать мониторинг учебного процесса.

Принцип сочетания аудиторных и электронных форм преподавания - ведение смешанного обучения - обеспечивает возможность сочетания в учебном процессе лучших черт аудиторной и электронной форм обучения.

Аудиторное обучение :

Обеспечивает социальное взаимодействие, которое востребовано людьми и от которого они получают удовлетворение, имея возможности напрямую общаться с преподавателем;
- предлагает знакомые и привычные для обучающихся методы;
- создает интерактивное образовательное пространство, в котором каждый обучаемый может проверить свою позицию, выбор или реакцию на себе равных и получить незамедлительную обратную связь от авторитетной фигуры относительно правильности ответов.

Электронное обучение (e-learning) :

Позволяет менять темп, время, место обучения;
- предлагает максимальные уровни гибкости и удобства для обучающихся;
- дает возможность своевременной актуализации содержания контента.

Результатом внедрения компьютерных технологий в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы. Компьютер призван разрешить кризис образования, требующего постоянного увеличения количества педагогов при разрастании их нетворческих функций.

Известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, - интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение сектора самостоятельной учебной работы.

Для получения образования на базе компьютерных технологий - реализации компьютерных технологий обучения - необходимы три основных компонента :

Аппаратно-программный базис;
- подготовленный преподаватель;
- электронные учебные материалы.

Наиболее существенные изменения касаются учебных материалов. Их множество изменяется не столько «вширь», сколько «вглубь». Заметим, книга дополняется, но не замещается, хотя бы потому, что электронные издания и ресурсы, прежде всего, занимают те ниши образовательного пространства, где книга не работала. При этом основная функция полиграфического издания - передача информации - сохраняется, поскольку книга по удобству и широте применения пока вне конкуренции.

Учебные электронные издания и ресурсы обеспечивают программируемый учебный процесс. Представляют собой электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины. Предназначены для изучения предмета «с нуля» до границ предметной области, определенных программой обучения. Включают все виды учебной деятельности: получение информации, практические занятия в известных и новых формах, аттестацию. Нацелены на поддержку работы и расширение возможностей преподавателя и самостоятельную работу обучающегося.

Следует отметить особое достоинство ЭУМК - возможно технически просто проводить актуализацию, дополнение и расширение курса.

Особый интерес при применении электронных технологий представляет возможность организации непрерывного мониторинга.

Детальный анализ элементов мониторинга позволяет контролировать уровень качества на всех этапах обучения, а не только на момент аттестации, как было при использовании традиционных схем образования.

При этом результат итоговой аттестации Q будет функционально зависеть от всех элементов мониторинга:
Q = f(k i q i), где q i - i -й элемент мониторинга, а k i - весовой коэффициент соответствующего элемента.

Предлагаемые элементы мониторинга :

Академическая активность;
- рубежный контроль;
- результаты практических заданий (курсовые, лабораторные работы, индивидуальные задания);
- итоговый контроль.

Анализ академической активности позволяет оценить :

Степень проработки теоретического материала (изучение теории);
- предварительный уровень полученных знаний (самоконтроль);
- систематичность и добросовестность приобретения практических навыков (работа над заданиями семинаров и лабораторными практикумами);
- степень творческого подхода к изучению материала (участие в обсуждениях на форуме, переписка с тьютором).

В МИЭМП успешно реализуется программа по развитию и внедрению в учебный процесс электронных образовательных технологий. Библиотека электронных учебно-методических комплексов, интегрированных в систему дистанционного обучения МИЭМП, неотъемлемо связана с заложенной в них системой контроля качества образования за счет обеспечения объективной оценки результатов, поскольку все виды деятельности фиксируются и преподаватель оценивает лишь отчуждаемые результаты, анализ которых может быть доступен преподавателю, декану, куратору, заказчику обучения.

1

Обоснованы проблемы реализации компетентностной модели обучения студентов в современных социокультурных условиях. Со сменой парадигмы высшего профессионального образования в контексте европейских образовательных реформ ведущими принципами современного образования становятся качество образования, организация эффективной самостоятельной работы студентов, образование в течение всей жизни. Для реализации данных принципов необходимо внедрять новые образовательные технологии, такие как интерактивная лекция, деловые игры, педагогическая мастерская, метод проблемного обучения, тренинг,учебный форум, телеэссе, коллоквиум, метод кейсов, технология ТРИЗ, реферат, резюме, веб-квест, коучинг, ролевая игра, инсценирование и др. Большое внимание уделяется педагогической фасилитации, направленной на усиление продуктивности образования и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения педагога и студента.

компетентностная модель обучения

самостоятельная работа студентов

образование в течение всей жизни

образовательные технологии

педагогическая фасилитация

1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.

2. Николаева Л.В. Обновление системы вузовского образования в контексте компетентностного подхода и новых подходов к оценке качества // Международная научная конференция «Методика и технологии обеспечения и оценки качества образования». – Украина. – Киев, 26-28 июня 2013.

3. Николаева Л.В. Развитие познавательной активности студентов в процессе учебной деятельности. Раздел 9. Педагогическая психология // Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования: сборник материалов международной научной конференции (Электронный ресурс) / под ред. Николаевой Л.В. – СПб., – 2,6 Мб, 276 с.

4. Рябков А.М. Фасилитация в профессиональном образовании // Педагогика. – 2008. – № 1. – С. 78–82.

5. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами / Т.И.Шамова, П.И.Третьяков, Н.П.Капустин. – М.: Гуман. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2002. – 320 с.

Современный мир насыщен переменами, изменениями, связанными с обновлением всех сфер жизни, что касается и образования. Для педагогического процесса характерны закономерные изменения под влиянием современных условий общественного развития и смены образовательной парадигмы. Этап реформирования российской образовательной системы неслучайно назван инновационно-технологическим. Краевский В.В. и Хуторской А.В. назвали науку, которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике, педагогической инноватикой . Инновационный подход выдвигает новый тип педагога - педагога-новатора, способного внедрять в учебный процесс новые образовательные технологии и принципы организации учебных занятий. Обновление педагогического процесса способствует внедрению в практику новых научных достижений, идей и концепций. Связь теории и практики в образовании на основе обновления педагогического процесса оказывается актуальной, реальной и необходимой.

В настоящее время вузы реализуют компетентностную модель обучения студентов, что предполагает формирование общекультурных, профессиональных, специальных компетенций. Задачей формирования ключевых компетенций является умение учиться в течение всей жизни, умение учиться самостоятельно. Образование в течение всей жизни - фундаментальный принцип, который лежит в основе целостного стратегического подхода, который реализуется в Европейском образовательном пространстве, что объясняется сменой парадигмы высшего профессионального образования в контексте европейских образовательных реформ. Целевая установка вузов - помочь студентам сформировать компетенции, которые необходимы в условиях изменяющегося рынка труда, научить студентов учиться в течение всей жизни в соответствии с требованиями и изменениями жизни, быть мобильными и гибкими в сложной социокультурной ситуации.

Современное понимание понятия «модернизация вузов» в контексте Болонских реформ предполагает радикальное изменение подхода к разработке учебных планов и программ, практики оценки знаний, методики преподавания и т.д. Радикальной перестройкой работы вузов становится смена парадигмы учебного процесса с его установкой на организацию эффективной самостоятельной работы студентов, в процессе которой формируются такие стержневые качества личности, как познавательная активность и познавательная самостоятельность.

Под познавательной активностью понимается направленность и устойчивость познавательных интересов, стремление к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, мобилизация волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Активизация обучения - мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил обучаемых на достижение конкретных целей обучения . Повышение активности студентов в процессе обучения должно способствовать формированию ключевых компетенций.

В процессе организации профессионального образования будущих педагогов мы опираемся, в первую очередь, на теорию активизации учения Т.И. Шамовой, теорию оптимизации обучения Ю.К. Бабанского, теорию содержательного обобщения В.В. Давыдова и др. Согласно данным теориям, познавательная активность и самостоятельность имеют три составляющие: мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной познавательной деятельности); содержательно-операционный (владение студентом ведущих знаний и способов учения); волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить студентам для разрешения исследуемой задачи).

Таким образом, назначение активизации учения состоит в возбуждении преподавателем познавательных мотивов в процессе обучения. В качестве дидактических средств активизации познавательной активности студентов выступают: учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации обучения.

Разнообразие форм и методов эффективной организации самостоятельной работы студентов осуществляется на основе использования следующих методов и технологий: интерактивная лекция, деловые игры, педагогическая мастерская, метод проблемного обучения, тренинг, учебный форум, телеэссэ, коллоквиум, метод кейсов, технология ТРИЗ, реферат, резюме, веб-квест, коучинг, ролевая игра, инсценирование, мозговой штурм и др. К способам оптимизации преподавания относится осознанный выбор преподавателем наиболее рациональных методов и средств обучения при подготовке педагогических кадров.

Для организации занятий со студентами представляет интерес концепция «Дидактическая эвристика» (Хуторской А.В.). Дидактическая эвристика задает методологию образования, с помощью которой обеспечивается реализация внутреннего потенциала студентов и преподавателей в ходе их совместной деятельности. Особенность эвристической образовательной деятельности - наличие нового образовательного продукта. Основной технологической единицей эвристического обучения является эвристическая образовательная ситуация .

Обучение при этом носит сопровождающий характер. В дидактической эвристике студентам первоначально предлагаются в качестве образовательных объектов реальные объекты познания и возможности самостоятельного конструирования «добываемых» знаний. Осознание знаний и методов, способов познания проявляется в виде личных образовательных продуктов.

Компетентностная модель обучения предусматривает активное участие студентов в обсуждении темы занятия. Традиционные лекции сменяются интерактивными лекциями, в процессе которых происходит взаимодействие преподавателя со студентами, студентов друг с другом при организации различных видов учебной деятельности. Сообщение информации чередуется с различными видами учебной деятельности, способствует более глубокому освоению материала. Задача преподавателя - стимулировать и активизировать участие студентов на занятии. В рамках интерактивной лекции используются такие методы ТРИЗ, как мозговой штурм, направленный на совместный поиск решения проблем, изучение конкретных ситуаций, дискуссия, работа в командах и группах, опережающие задания.

Очень эффективен метод проектного обучения. В процессе проектного обучения развиваются следующие компоненты ключевых компетенций студентов:

  • самостоятельное приобретение недостающих знаний для решения новых познавательных и практических задач;
  • развитие умений применять полученные знания на практике;
  • формирование коммуникативной компетенции в процессе работы в различных группах;
  • развитие исследовательских навыков, аналитического мышления.

Работа над проектом выполняется в 6 этапов:

  • 1 этап - определение цели. Активное участие в выборе проблемы повышает интерес студентов, способствует формированию способности быстро находить нужную информацию.
  • 2 этап - планирование. На данном этапе разрабатывается план работы по проекту, распределяются задания.
  • 3 этап - принятие решений. Студенты решают пути реализации проекта, в процессе которого формируются социальные компетенции, умение работать в группе.
  • 4 этап - внедрение. Студенты оформляют самостоятельно работу.
  • 5 этап - защита проекта и контроль результатов.
  • 6 этап - оценивание. Совместное обсуждение результатов работы.

Примером может служить подготовка проекта по теме «Традиции и обычаи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» по дисциплине «Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста» по направлению подготовки «Педагогическое образование». Студенты подготовили проект «Этноальбом «По Республике Саха (Якутия)», в котором каждый студент красочно и содержательно оформил свою страницу. На презентации были представлены интересные слайды с проведением занятия для дошкольников и использованием развивающих игр. В конце занятия при обсуждении результатов работы было внесено предложение участвовать с коллективной работой группы на конференции и в конкурсе грантов с целью опубликования альбома.

Таким образом, технология проектного обучения - это преимущественно самостоятельная деятельность ученика, направленная на решение значимой для него задачи, осуществляемая в режиме поиска, протекающего в проживаемой учеником имитированной или реальной действительности проектной деятельности .

Понравилось студентам занятие в форме телеэссе. Телеэссе представляет собой устный доклад, сообщение или интервью на заданную тему, записанные студентом на видеокамеру. Целью использования телеэссе является формирование у студентов умений правильно и свободно держать себя перед аудиторией, видео- и телекамерами, грамотно и четко излагать материал, свободно владеть речью, четко укладываться в отведенное для доклада время. Мы проводим телеэссе в форме конкурса докладов, деловой игры «Видеоконференция», «Интервью журналиста». В конкурсе докладов студенты сами выступают в роли жюри, просматривают и заслушивают теледоклады на экране, обсуждают содержание, актуальность темы исследования, культуру выступления.

В деловой игре «Видеоконференция» студенты делятся на две группы и обсуждают определенную проблему. Во время обсуждения темы подключаются «представители разных стран», их выступления заслушиваются с экрана, происходит обмен мнениями.

Деловая игра также относится к педагогической технологии на основе активизации деятельности студентов. Она связана с педагогическими технологиями на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Примеров деловых игр много. Это и педсоветы, и конференции, и родительские собрания по различным темам.

Возьмем, к примеру, деловую игру «Интервью журналиста». Деловая игра «Интервью журналиста» проводится для организации самостоятельной работы с практической направленностью. Например, по теме «Использование этнопедагогических идей в практике работы дошкольных образовательных учреждений» студенты выполняли роль журналистов, брали интервью у воспитателей детских садов и подготовили сюжеты по теме. Можно подобрать любые темы с использованием данной технологии. Студентам очень нравится видеть себя на экране, в процессе подготовки они лучше усваивают материал, повышается мотивация, наряду с профессиональными компетенциями формируются коммуникативные компетенции, творчество, фантазия, интерес к будущей профессии.

С недавнего времени в педагогической науке обратили внимание на явление фасилитации (от англ. tofacilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Целью фасилитации является развитие в студентах способности к интенсивному и грамотному поиску знаний, личностного роста, саморазвития студента и отказ от чисто знаниевого подхода.

Под педагогической фасилитацией подразумевается усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения педагога и студента.

Педагогическая фасилитация предъявляет ряд требований как к процессу обучения, так и к профессионализму преподавателя. При фасилитации обучения преподаватель использует методы и приемы, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые проблемы в уже известном материале. Она позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» со студентами.

Преподавателю в данных условиях необходимо повышать эффективность обучения, прежде всего, за счет оптимизации процесса совместной работы в группах, создания условий специально организованного взаимодействия, включающего потребностно-ориентированные методы, полисубъектность и индивидуализацию и активизацию обучения. Активизация обучения - мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых сил обучаемых на достижение конкретных целей обучения. Повышение активности студентов в процессе обучения должно способствовать формированию стержневых качеств: познавательной самостоятельности и познавательной активности.

Познавательная активность имеет три составляющие: мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной познавательной деятельности), содержательно-операционный (владение студентом ведущих знаний и способов учения); волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить студентам для разрешения исследуемой задачи).

Таким образом, назначение активизации учения состоит в возбуждении преподавателем познавательных мотивов в процессе обучения. В качестве дидактических средств активизации познавательной активности студентов выступают: учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации обучения. К способам оптимизации преподавания относится осознанный выбор преподавателем наиболее рациональных методов и средств обучения. При этом значимость учения для студентов является основой для получения знаний. Только значимое учение является наиболее продуктивным, т.к. предполагает не простое усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта студента.

Педагогическая фасилитация - это качественно более высокий и соответствующий современным требованиям уровень обучения профессионалов. Практически студент усваивает ровно столько, насколько он был активен в учебном процессе. Никакое эмоциональное и логически построенное изложение материала не дает желаемого эффекта, если студенты остаются пассивными слушателями.

Такой подход близок к личностно-ориентированной педагогической модели, реализующей конструктивистский подход к обучению. Конструктивистский подход к обучению предусматривает процесс самоорганизации знания, которое активно конструируется каждым студентом в когнитивном, познавательном процессе.

Таким образом, активные образовательные технологии стимулируют конструктивное мышление - студенты становятся активными участниками учебного процесса и самостоятельно конструируют знания. У них формируются навыки и компетенции, необходимые для самостоятельной работы и получения новых компетенций в течение всей жизни. Задача преподавателя - организация эффективной системы организации самостоятельной работы студентов в рамках целостного общедидактического подхода, направленного на повышение активности студентов в учебном процессе.

Рецензенты:

Прокопьева М.М., д.п.н., профессор, Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск;

Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор, Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Работа поступила в редакцию 16.12.2013.

Библиографическая ссылка

Николаева Л.В. НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-3. – С. 570-573;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33166 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

УДК 378.147

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ФОРМЫ И ВИДЫ

М.В. Ретивых

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы современных образовательных технологий, излагаются особенности инновационных лекционных и семинарских занятий в вузе.

Ключевые слова: образование, образовательный процесс, технология обучения, нетрадиционные лекции, инновационные семинарские занятия.

Технологизация современного образования является актуальной проблемой. В контексте Болонского процесса необходимо перенести акценты с содержания образования на его технологии и результаты.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркнуто, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, экспериментальная деятельность должна быть направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий.

В соответствии с ФГОС до 40% занятий в системе высшего образования должны осуществляться на основе интерактивных технологий, построенных на субъект-субъектном взаимодействии преподавателей и обучающихся.

В образовательных технологиях заложен огромный потенциал для повышения эффективности образовательного процесса, подготовки профессионально-компетентных и мобильных кадров, способных успешно функционировать в различных социально-профессиональных сообществах. Поэтому преподавателям вузов нужно знать теоретические аспекты, качественное разнообразие образовательных технологий, способы их применения в образовательном процессе.

Следует отметить, что технологии обучения в высшей школе долгое время строились на субъект-объектном подходе к образовательному процессу .

В последние годы в высшей школе активно внедряются инновационные образовательные технологии, сущность которых излагается в соответствующей научно-педагогической литературе .

В основе современных образовательных технологий лежат известные и оправдавшие себя методологические подходы: системный, аксиологичесикй, гуманистический, личностно-деятельностный и др. Образовательные технологии в системе высшего образования опираются на концепции модульного, проблемного, контекстного обучения и др.

Характерными признаками современных образовательных технологий являются концептуальность, системность, дидактическая целесообразность, инновационность, оптимальность, воспроизводимость и гарантированность результатов.

Современные образовательные технологии выполняют гуманистическую, развивающую, методическую, проектировочную и другие функции. Эти технологии опираются на принципы целостности, вариативности, интерактивности, фундаментализации, профессиональной направленности, информационной поддержки и др. .

Мы считаем, что в современных условиях в концептуальных основаниях инновационных образовательных технологий доминирующей является теория личностно ориентированного образования, основу которой составляют:

Концепция личностно-развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконин) ;

Культурологическая концепция образования (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская) ;

Личностно-дифференцированная концепция образования (В.В. Сериков) ;

Субъектно-личностная концепция образования (И.С. Якиманская) .

Анализ этих концепций позволяет сделать вывод о том, что сущность личностно ориентированного образования заключается в последовательном отношении педагога к обучающемуся как к личности, самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития и образования.

Аксиологический аспект личностно ориентированного образования заключается в рассмотрении человека как самостоятельной, главной ценности.

Дидактический аспект личностно ориентированного образования предполагает:

Создание условий для обучения всех по-разному;

Замену субъект-объектных отношений в образовательном процессе на субъект-субъектные;

Придание содержанию образования личностного смысла и личностной значимости;

Обеспечение обучающимся права выбора способов усвоения учебного материала, формирование индивидуального стиля учебной деятельности и собственной траектории образования;

Использование развивающих, интерактивных образовательных технологий, создание развивающей образовательной среды;

Уровневую дифференциацию образовательного процесса в зависимости от способностей и возможностей обучающихся;

Развитие у обучающихся способностей к самоанализу и рефлексии;

Осуществление преподавателем роли фасилитатора, организатора учебной деятельности обучающихся, умеющего создавать для обучающихся ситуацию успеха и проявлять свои неординарные педагогические способности.

Личностно ориентированная парадигма образования является антиподом личностно отчужденной парадигме.

Основу личностно ориентированной образовательной технологии составляет интерактивное педагогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса: преподавателей с обучающимися и обучающихся между собой.

Это взаимодействие предполагает следующую логику учебной деятельности: мотивация ^ формирование нового опыта ^ его осмысление через применение ^ рефлексия. Интерактивное обучение предполагает

обязательную работу обучающихся в малых группах на основе кооперации и сотрудничества. Интерактивные методы предполагают также использование игровых форм обучения. При этом основная роль преподавателя заключается в умении организовать продуктивную групповую и межличностную коммуникацию обучающихся.

Интерактивное обучение опирается не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление и общение.

Педагогическими средствами интерактивного обучения являются:

Субъект-субъектное и групповое взаимодействие (субъектная позиция, сотрудничество, кооперация, конструктивная и доброжелательная атмосфера);

Диалог-полилог (умение слушать, задавать вопросы и отвечать на вопросы, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, вести полемику);

Мыследеятельность и смыслотворчество (умение осуществлять мыслительные операции, четко выражать смысл своей позиции, понимание и объяснение смысла законов, явлений, теорий, фактов);

Свобода выбора средств и способов усвоения учебного материала (проявление творчества, самостоятельности, выбор способов решения учебных задач, проявление индивидуального стиля учебной деятельности);

Ситуация успеха (применение комплекса педагогических средств, способствующих успеху в учебной деятельности всех субъектов образовательного процесса);

Рефлексия (самоанализ и объективная оценка и самооценка результатов личностного развития и учебной деятельности).

Концептуальной составляющей профессионального образования является также теория контекстно-ситуационного обучения, которая обоснована А.А. Вербицким . Согласно этой теории, обучение в профессиональных учебных заведениях должно осуществляться в контексте будущей профессиональной деятельности и выступать формой личностной активности и условием формирования профессионально важных качеств личности будущего специалиста. Контекст является смыслообразующей категорией, обеспечивающей активное включение обучающихся в процесс познания и овладения будущей профессией.

Основной единицей учебной работы преподавателей и студентов здесь становится не очередная порция информации, а ситуация в ее предметной и социальной определенности, деятельность обучающихся приобретает черты, в которых проявляются особенности будущей профессиональной деятельности.

Предъявление и решение ситуационных задач и упражнений развивает мыслительные способности обучающихся, формирует у них ценностное отношение к образованию и профессии.

Наиболее успешно этот подход реализуется с помощью кейс-технологии. Кейс-задания, компетентностные задачи, видеокассеты, игровые или документальные видеоролики с емким изложением учебно-производственных ситуаций предъявляются и решаются на учебных занятиях, текущих и государственных экзаменах. Контекстное обучение реализуется также в процессе учебно-производственных практик, выполнения и защиты выпускных и квалификационных работ.

Актуальность контекстного обучения в настоящее время обусловлена необходимостью формирования у будущих специалистов общекультурных и профессиональных компетенций.

Таким образом, теория личностно ориентированного образования, в основе которой лежит идея интерактивного педагогического взаимодействия, и теория контекстно-ситуационного обучения составляют концептуальную базу инновационных образовательных технологий в вузе. В настоящей статье мы охарактеризуем только основные виды современных лекционных и семинарских занятий в вузе.

Современная вузовская лекция

Слово лекция имеет латинский корень «lection» - чтение. Лекция является ведущей формой организации образовательного процесса в вузе. Она выполняет обучающую, формирующую, развивающую, воспитательную и организующую функции.

Традиционно структура вузовской лекции включает в себя три компонента: введение, основная часть, заключение.

Основным недостатком традиционной лекции в вузе является пассивность обучающихся при высокой односторонней активности преподавателя. Поэтому сегодня широкое распространение получают нетрадиционные, инновационные лекции, способствующие повышению активности студентов на занятиях.

Основные виды таких лекций представлены на нижеследующем рисунке (рис. 1).

Рис. 1. Нетрадиционные виды лекций

Кратко раскроем сущность и особенности этих видов лекций.

Проблемная лекция отличается от традиционной тем, что она опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций и задач, которые надо решать.

Психологической основой проблемного обучения выступает противоречие между наличными и необходимыми знаниями и умениями студентов для решения проблемных ситуаций и задач. При подготовке таких лекций нужно решать следующие задачи: подбор необходимого учебного материала, формулирование проблемных ситуаций и вопросов, определение способов их разрешения, подготовка дидактических материалов.

На лекции проблемного характера студенты находятся в постоянном процессе «сотворчества» с преподавателем, т.е. соавторами решения проблемных задач. Знания, усвоенные таким образом, становятся

достоянием студентов и перерастают в их убеждения. Самостоятельно приобретенные знания являются более прочными и легко актуализируются, они обладают свойствами их переноса в другие ситуации. Решение проблемных ситуаций и задач развивают интеллектуальные способности и повышает интерес студентов к содержанию профессиональной подготовки.

Лекция-беседа предполагает применение элементов диалога, полилога и дискуссии. Средствами активизации учебной деятельности студентов здесь выступают вопросы преподавателя и аудитории, направленные на выявление имеющихся у студентов знаний и умений по той или иной проблеме. Преподаватель должен следить за тем, чтобы вопросы не оставались без ответа, иначе они будут носить риторический характер и не обеспечат достаточной активизации мышления студентов.

При изложении лекционного материала преподаватель может организовать свободный обмен мнениями студентов. Уточняя и дополняя ответы студентов, он подводит под них теоретическую базу в виде в виде совместно выработанных положений. Таким образом, студенты становятся сотворцами лекций.

Лекция-консультация применяется при изучении тем с четко выраженной практической направленностью. Существует несколько вариантов проведения таких лекций:

Студенты по ходу лекции готовят вопросы, на которые преподаватель дает ответы самостоятельно или с привлечением самих студентов;

Преподаватель заранее собирает вопросы студентов в письменной форме, на лекции он отвечает на эти вопросы и организует свободный обмен мнениями студентов;

Студенты заранее получают материалы лекции и готовят свои вопросы, лектор отвечает на эти вопросы самостоятельно или с привлечением самих студентов;

Преподаватель заранее сам составляет вопросы по теме лекции и организует коллективное обсуждение этих вопросов.

Могут быть и другие варианты проведения лекции-консультации. Преимущества таких лекций заключаются в том, что они позволяют приблизить содержание знаний к практическим интересам студентов и тем самым индивидуализировать процесс обучения.

Лекция-провокация - это лекция с заранее запланированными ошибками. Во вступительной части занятия преподаватель сообщает, что в предстоящей лекции он сознательно допустит определенное количество ошибок и информирует студентов о том, что в конце лекции эти ошибки будут показаны на электронном носителе. Студенты по ходу лекции должны обнаружить допущенные ошибки и отметить их в конспектах. За 10-15 минут до окончания лекционного времени студенты показывают и комментируют эти ошибки. Выявленные студентами ошибки сравниваются с электронным списком, преподавателем отмечаются студенты, обнаружившие все допущенные им ошибки.

Таким образом, лекция с заранее запланированными ошибками позволяют активизировать учебную деятельность студентов, развивают их внимание, логическое мышление и память.

«Лекция вдвоем» может проводиться двумя и более психологически и интеллектуально совместимыми преподавателями, которые могут быть представителями одной или разных наук. Они заранее договариваются о порядке проведения лекции.

Проведение «лекции вдвоем» может базироваться на двух подходах: чтение лекции на «контрасте» (на различных точках зрения) или на взаимодополнении. Лекция «на контрасте» предполагает разыгрывание преподавателями дискуссии на глазах у слушателей. В этом случае они подают студентам пример научной полемики. Лекция на взаимодополнении читается представителями разных дисциплин и актуализирует межпредметные связи.

Лекция-визуализация предполагает наглядную демонстрацию основного содержания. Поэтому ведущем методом здесь выступает демонстрация кино-, теле- и видеофрагментов, слайдов, блоков информации в виде схем, таблиц, рисунков, которые комментируются лектором.

Преподаватель может попросить студентов прокомментировать содержание отдельных наглядных средств.

Процесс визуализации представляет собой свертывание разных видов вербальной информации в наглядный образ, который будучи воспринятым, может быть развернут и служить опорой для адекватных мыслительных и практических действий, направленных на усвоение учебного материала.

Мы изложили основные виды нетрадиционных лекций, которые применяются в высшей школе. Следует заметить, что преподаватели могут проводить комбинированные лекции, включающие в себя элементы различных видов лекций.

Инновационные семинарские занятия в вузе

Семинар (от лат. - 5вштапыш - рассадник знаний) является: одним из основных методов обучения в вузе; групповым занятием под руководством преподавателя; методом обучения, опирающимся на групповое мышление и активную учебную деятельность обучающихся, направленную на самостоятельное нахождение решений актуальных научных и практических проблем.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.

Структура семинара включает три части: введение, основную часть и заключение.

Традиционные семинарские занятия проводятся в виде докладов и сообщений по подготовленным рефератом. Инновационные семинары строятся на таких интерактивных механизмах, как полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, субъект-субъектное и групповое взаимодействие, ситуация успеха, рефлексия и др.

Разновидности и формы инновационных семинарских занятий в вузе представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Разновидности и формы инновационных семинарских занятий в вузе

Кратко охарактеризуем специфические особенности этих занятий.

Проблемные семинарские занятия могут проводиться по заранее подготовленным преподавателем и самими студентами проблемным вопросам. Действующими лицами на проблемном семинаре могут быть докладчиками, содокладчиками, ассистенты, оппоненты, эксперты, «провокаторы» и др. В заключение преподаватель подводит итог, дает оценку качества сформулированных проблем, способов и результатов их решения.

Семинарское занятие в форме дидактической игры проводится по следующим этапам: подготовка игры, ввод в игру, проведение игры, анализ и обобщение результатов игры. Результаты игры в дальнейшем могут использоваться в образовательном процессе.

Семинар в форме дебатов представляет собой обсуждение какой-либо образовательной проблемы в виде прений и обмена мнениями. Дидактическая значимость занятий в форме дебатов заключается в том, что они способствуют развитию критического мышления, культуры диалога, воспитанию толерантности, уважительного отношения к различным точкам зрения.

Семинар с использованием метода «мозговой атаки» (мозгового штурма) имеет целью генерирование новых идей в предельно сжатые сроки с использованием приемов критического мышления: анализа, синтеза, аналогии, ассоциации, экстраполяции и др. Этот метод предполагает работу студентов по таким подгруппам, как «генераторы», «аналитики», «резонаторы», «теневики», «эксперты» и др.

Семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций (кейс-метода) предполагает подготовку для студентов набора конкретных ситуаций профессиональной направленности (кейсов). Решение этих ситуаций осуществляется в малых группах и выносится на обсуждение всех участников семинара. Желательно участие в этих семинарах соответствующих специалистов.

Семинар с использованием метода «круглого стола» на основе принципа коллективного обсуждения проблемы за «круглым столом».

Семинар в форме научно-практической конференции проводится по результатам изучения отдельных разделов и дисциплины в целом с целью систематизации и углубления знаний студентов, формирования у них научного мышления и исследовательских умений.

Семинар с использованием технологии учебного сотрудничества строится на основе метода групповой работы как наиболее распространенной формы кооперации. Цель этой технологии состоит в формировании у субъектов образовательного процесса умения эффективно работать в малых группах по взаимообучению и получению качественных образовательных результатов.

Семинар в форме защиты творческих проектов предполагает выполнение и защиту студентами творческих проектов. Проектное обучение развивает учебную активность и самостоятельность обучающихся, переводит их из объектов в субъекты образовательного процесса.

Перечисленные виды лекционных и семинарских занятий не исчерпывают всего арсенала инновационных форм обучения в вузе. Творчески работающие преподаватели ведут активный поиск новых личностно развивающих образовательных технологий.

In article teoretiko-methodological basics of modern educational technologies are covered, features of innovative lecture and seminar occupations in higher education institution are stated.

Key words: education, educational process, technology of training, nonconventional lectures, innovative seminar occupations.

Список литературы

1. Антюхов А.В. Ретивых М.В., Фомин Н.В. Современные образовательные технологии в вузе: Учеб. пособие для магистров и аспирантов. М.: Педагогическое общество России, 2013. 320 с.

2. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов н/Д, 1997. 321 с.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

4. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. 192 с.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М.: ИНТОР, 1996. 554 с.

6. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. М.: Академия, 2005. 432 с.

7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

8. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.

9. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.

10. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 278 с.

Ретивых М.В. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

ЛЕКЦИЯ № 5. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Расчет учебного времени: 4 часа.

Формируемые компетенции:

Общепрофессиональная компетенция (ОПК 6): готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования.

Дидактические: ознакомление с видами образовательных технологий (традиционными и инновационными).

Развивающие: формирование теоретической и практической готовности аспиранта к выбору образовательной технологии (или ее элемента) с учетом специфики преподаваемого предмета в медицинском вузе.

Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к методике преподавания (в соответствии с профилем).

Аннотация:

Многообразие типов педагогических технологий обусловлено различными критериями их выделения (, и др.): по уровню применения: общепедагогические, предметные и локальные или модульные технологии; по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, свободного воспитания и принуждения и др. технологии; по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и др. технологии; по позиции и отношению к ребенку со стороны взрослых в образовательном процессе: авторитарные, дидактоцентрические, личностно ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества; по категории обучающихся: массовая, продвинутого уровня, гимназического, лицейского образования и др. технологии; по типу организации и управления познавательной деятельностью: предложена такая классификация, когда взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным), а также ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств); по критерию способ-метод-средство: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, диалоговые, коммуникативные, игровые, творческие технологии, технологии программированного, проблемного, развивающего обучения и др. технологии.


Компетентностно-ориентированные технологии в медицинском вузе. Технологии реализации компетеностного подхода в обучении. Лекция в медицинском вузе: особенности и технология. Технологии обучения на практических занятиях Семинар как форма обучения в высшей школе. Проблемно-ориентированное обучение (обучение, ориентированное на действие). Технология обучения методом кейсов. Технология позиционного обучения. Учебная дискуссия. Технологии развития критического мышления. Веб-квест (web-quest) как гуманитарная технология. Игровая технология обучения. Особенности использования информационно-коммуникативных технологий.

Инновационные технологии в дистанционном обучении: консультационная модель (отличительной чер­той является регулярное посещение студентом консультационного (учебного) центра), модель корреспонденции (в основе лежит процесс перманентного обмена между преподавателем и сту­дентом учебными материалами, домашними заданиями и резуль­татами по почте или каким-то другим способом, без личного кон­такта), модель регулируемого самообучения (основной характе­ристикой является большая самостоятельность студента - большая свобода выбора времени и места учебы, количества вре­мени, затраченного на учебу, выбор даты начала курса и экзамена). Модель сетевого обучения. Компьютерные обучающие системы. Организационные формы дистанционного обучения: лекции (для их записи используются аудио – и видеокассеты, CD-ROM-диски, новейшие информационные технологии (ги­пертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальнос­ти)), семинары дистанционного обучения (проводятся с помощью видео­конференций), лабораторные работы в дистанционном обучении (использование мультимедиа-технологий, ТОГИС-технологий, имитационного моделирования), тъюториалы.

Специфические черты образовательного прогнозирования. Объекты образовательного прогнозирования. Функции образовательного прогнозирования. Принципы педагогического прогнозирования. Процессуальный аспект образовательного прогнозирования. Технология прогнозирования условий формирования образовательных технологий и инноваций.

Вид лекции: лекция-беседа – диалог с аудиторией, на которой:

Раскрываются понятийное поле темы (педагогические теории и их соотнесение с технологиями: развивающего обучения, проблемного обучения, модульного обучения, дистанционного обучения и т. п.);

Преподавателем по ходу лекции задаются вопросы для выяснения мнения, уровня осведомленности по рассматриваемой проблеме и т. д. Продумывая ответ на вопрос, студенты получают возможность самостоятельно прийти к выводам, которые преподаватель должен был сообщить в качестве новых знаний;

Реализуется дидактический принцип наглядности и доступности через использование мультимедийной презентации лекции.

Методы, используемые на лекции: активные и интерактивные методы обучения (проблемное изложение материала, заранее приготовленные вопросы для беседы, составление кластера на каждую образовательную технологию), мотивирующие аспиранта к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной и исследовательской деятельности.

Средства обучения: материально-технические: мультимедийное сопровождение, включающее презентацию лекции №5.

Педагогика: учебник для бакалавров и специалистов по направлению 050100 "Педагог. образование": стандарт третьего поколения / [и др.] ; ред. . - СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 304 с. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: Учебно-методическое пособие / [и др.] ; Под ред. . – Омск: центр КАН», 2012. – 198 с. http://edu. omsk-osma. ru/uploads/pedo/ser_2.pdf Буланова-, и др. Педагогика и психология высшей школы. https://yadi. sk/i/COAKml4UtF7 , Основы педагогики высшей школы в структурно-логических схемах: Учебное пособие. - Москва МГИМО(У) МИД России, 2004 http://mgimo. ru/files2/y03_2013/2451/osnovy-pedagogiki-vyshey-shkoly_2007.pdf Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с. http://www. /file/26203/ Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Компьютерная презентация к лекциям http://kpfu. ru/docs/F1712383973/Andreev. V.I..Pedagogika. VSh._redaktorskaya. versiya_.pdf

2.Классификация педагогических технологий.

3. Обзор педагогических технологий.

Введение.

Современные социально-экономические условия, модернизация образования и здравоохранения отражаются на системе требований к современным специалистам. Это обуславливает необходимость постоянной работы по совершенствованию их подготовки, и вынуждают искать новые подходы к развитию образования. В процессе учебно-профессиональной деятельности формируются компетенции, определяющие в дальнейшем профессионализм и конкурентоспособность специалиста среднего медицинского звена.

Современные педагогические технологии ориентированы на такой результат образования, когда студент не только получает и усваивает информацию, но и способен самостоятельно действовать в различных профессиональных ситуациях. В процессе профессиональной подготовки среднего медицинского персонала, преследуется основная цель обучения - овладение общими и профессиональными компетенциями. Получить необходимые знания и сформировать компетенции помогают современные педагогические технологии. Профессиональная компетентность будущего конкурентоспособного специалиста-это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

В условиях современного образования, Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, новых программ подготовки специалистов среднего звена возникает необходимость поиска новых форм и методов обучения, внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Основная цель профессиональной подготовки медицинского персонала среднего звена - формирование квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности и конкурентного в условиях рыночной экономики. Для реализации этой цели в учебном процессе используются современные образовательные технологии, которые позволяют повысить качество обучения и реализовать познавательную и творческую активность студентов. Педагогические технологии в современном образовании дают возможность дифференциации и индивидуализации учебной деятельности, студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе способов получения учебной информации.

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

    цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; ученик, учитель; результат деятельности.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие: