Как читать вслух с выражением. Что делать, чтобы улучшить качество чтения вслух? Основные теоретические аспекты выразительного чтения

О приёмах развития коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устному собеседованию в 9 классе рассказывает Шульгина Татьяна Викторовна , учитель русского языка и литературы МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа № 1» Суджанского района Курской области.

Как прочитать выразительно и пересказать текст?

(Подготовка к устному собеседованию – допуску к ОГЭ)

В свете намечающихся изменений в ОГЭ в 9 классе, введении устной части, включающей в себя чтение и говорение, развитие коммуникативных навыков у учащихся становится ещё более актуальным.

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

Часто коммуникативные умения и навыки делят на

  • письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;
  • устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.

В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума, важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.

В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:

  • правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
  • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
  • воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
  • знать особенности диалогической и монологической речи;
  • строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

В психологии существует синонимичное понятие: коммуникативная компетентность . Это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.

Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки.

Применительно к планированию и организации уроков русского языка уместно оперировать таким понятием, как коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.

Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов:

  • владение той или иной лексикой,
  • развитость устной и письменной речи (четкость, правильность),
  • умение соблюдать этику и этикет общения,
  • умение анализировать внешние сигналы,
  • ассертивность (уверенность),
  • владение навыками активного слушания,
  • владение ораторским искусством,
  • актерские способности,
  • умение строить высказывание и вести диалог,
  • эмпатия (осознанное или бессознательное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего).

Почему ученикам трудно рассуждать, вести диалог и читать вслух? Традиционно вся работа на уроках русского языка и литературы строится вокруг четырех видов деятельности, связанных с коммуникацией и работой с информацией: это слушание и говорение, чтение и письмо . Слушание и говорение мы начинаем развивать еще до школы – в детском саду, затем переходим к чтению и письму. И думаю, что не ошибусь, эта деятельность – чтение и письмо – становится преобладающей до старшей школы. Много читаем, отвечаем письменно на вопросы, пишем сочинения, эссе, рассуждаем…

В формате письменной речи проще выполнить опрос всего класса, проверить и оценить всех. Наверное, в этом и кроется боязнь учителей и учащихся работать в формате устной коммуникации, потому что этот навык начинает уходить на второй план. Лишь немногие учащиеся готовы рассуждать, вступать в диалог, развивать навыки выразительного чтения

Не последнюю роль играет и чувство страха, которое может возникать у ученика при устной работе на уроке: построение монолога перед аудиторией в классе требует определенных усилий, в том числе и психологических. Учим говорить на актуальные темы и аргументировать. Тематика монологических высказываний, предлагаемых на итоговом собеседовании, разнообразна. Это все то, что близко и понятно современному школьнику: ценность семьи, друзей; рассуждение на социальные вопросы, технический прогресс и его последствия, ценность книги, проблемы современной культуры, моды и тому подобное. Важно, чтобы ученик мог продемонстрировать умение не только создавать монолог и участвовать в диалоге, но и отстаивать свою точку зрения, аргументированно размышлять.

Важна эмоциональная реакция экзаменатора!

Не менее значима роль собеседника – экзаменатора. У него две задачи: первая - регулировать время учащегося при подготовке и во время ответа. Вторая - помочь учащемуся раскрыться при собеседовании, поддержать его, снизить чувство страха и неуверенности. Это требование в системе оценивания со стороны экзаменатора прописано как «эмоциональная реакция на действия ученика». Другими словами, экзаменатор должен обладать определенными навыками эмоционального интеллекта:

Уметь видеть эмоции ученика,

Контролировать свои эмоции,

Поддерживать рабочий продуктивный настрой,

Помогать выразиться юному собеседнику.

В определенной степени, для экзаменатора это тоже определенный этап, направленный на умение продуктивно выстраивать беседу.

1. Вызывайте детей к доске.

По традиции старой советской школы, старайтесь вызывать ученика к доске и давать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Что в этом случае работает? Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками (и не стоит этого бояться!). Именно через четкую и адекватную оценку он понимает, как развиваться дальше. В этом случае учитель должен делать корректные замечания по работе с голосом, темпом, умением держаться перед аудиторией. Все это работает на ученика. Учитель и ученики обязательно при оценке коммуникативной ситуации должны отмечать сильные стороны небольшого выступления – это обязательно, но указывать и на то, что можно улучшить. Чем конкретнее совет, тем адекватнее обратная реакция. Это будет точкой развития того или иного речевого навыка.

2. Проводите дискуссии

Полезно создавать модели работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой культуры. На первом этапе это может быть небольшая дискуссия в течение нескольких минут. Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.

3. Анализируйте выступления

Для выработки навыков выразительного чтения в качестве образца можно брать видеофрагменты телевизионных новостей, анализ речевого поведения тех или иных радио- и телеведущих, использовать для самостоятельной работы материалы центральных газет и журналов. Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их как самостоятельно, так и в группе. Главное – снижать порог страха, корректно давать замечания, уметь на них адекватно реагировать и развивать навыки.

4. Подавайте хороший пример

Учитель должен быть сам образцом речевого поведения, транслировать это на уроках. Кстати, это касается не только учителей русского языка. Навыками публичных выступлений , в том числе с точки зрения работы с интонацией, должны обладать все учителя – от историка до физика.

  1. Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования.
  2. Активно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочке.
  3. Давайте открытые полновесные ответы на вопросы.
  4. Не бойтесь высказывать собственное мнение.
  5. Периодически читайте современные газеты и журналы, просматривать теле- и радионовости, анализируйте поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа.
  6. Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика.

Например, расскажите дома членам своей семьи новый материал, который вы узнали на уроке.

  1. Самое главное: общайтесь со своими детьми, обсуждайте прочитанное, просмотренное, объясняйте, аргументировано доказывайте свою точку зрения, что станет и для ребенка образцом речевого поведения.
  2. Чаще задавайте вопросы:

Как ты провел свое учебный день?

Что тебя впечатлило, порадовало, огорчило, расстроило?

В чем ты чувствуешь себя более уверенным?

Какие задачи на завтра ты определил?

Как с ними готов справиться?

Что ты видел?

В этом случае любой разговор поможет развивать эмоциональную и речевую сферу ребенка, поможет ему быть более уверенным, интересным, ярким собеседником.

Говоря о подготовке девятиклассников к устной части ОГЭ, я рекомендую включать словесные разминки. В качестве домашнего задания предлагаю учащимся создание презентации (картинка + основные положения (аспекты) для рассказа о себе или вопросы для беседы и рассуждения на заданную тему). Это помогает ученикам глубже понять структуру задания, учит составлять план ответа, определять главную мысль высказывания и подбирать ключевые слова для построения текста монологического характера.

В 9 классе интересно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать ситуацию экзамена. Среди учащихся назначается организатор, который следит за временем; эксперты, которые отмечают нарушения речи. Фиксируя речевые недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении предложений и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе избегать этих ошибок. Кроме того, по моему мнению, учащиеся проходят своеобразную психологическую адаптацию.

Таким образом, формирование коммуникативных навыков с учётом требований современной действительности – одна из главных задач учителя русского языка и литературы в процессе учебной деятельности.

Выразительное чтение стихов детьми дошкольного возраста

Консультация для родителей. Учим стихи с детьми дошкольного возраста

Медведева Марина Анатольевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 - «Лучики», Советского района г. Тулы

Описание материала. Данный материал адресован родителям и педагогам, которые занимаются с детьми дошкольного возраста. Причиной написания статьи послужило противоречие между возможностями детей и частыми случаями невыразительного чтения стихов в данной возрастной группе, а так же важность развития интонационной выразительности у дошколят.
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский
Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.
При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:
- укрепление памяти;
- выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);
- развитие творческих способностей ребенка;
- расширение кругозора;
- воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).
Вот несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.
Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?
1. Стихотворение должно быть доступным.
1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.
2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.
3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.
2. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является
источником и средством обогащения образной речи, развития
поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму,
мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.
Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки,
прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.
Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.
Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?
Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие.
Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно,
прочувствовав настроение. Поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение понравилось.
Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.
Выучили и забыли?
Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой.
Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому.
Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.

«Киска» И. Жуков
-Здравствуй, киска, как дела?
Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)
-Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.(обиженно)
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете! (сердито)
«Строитель» Г. Ладонщиков
Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)
Дятел строит новый дом,
Хоть и сам еще не знает,(озадаченно)
Кто прописан будет в нем.
Подлетает к дятлу чиж:
- Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)
Целый час в дупле осины, (удивленно)
Как привязанный, торчишь!
- Я недаром тут стучу! (доброжелательно)
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу (с удовольствием)
И осину полечу.
«Пластилиновый пес» С. Махотин
Не сердись на меня, (просьба)
Пластилиновый пес.
Получился кривым (с сожалением)
Пластилиновый нос.
Пластилиновый хвостик
Висит, как шнурок,
И немного помят
Пластилиновый бок.
Я потом, может быть, (надежда, обещание)
Тебя снова слеплю,
А сейчас я тебя (с любовью)
И такого люблю.
«Про снег» Н. Светлячок
На полянку и лужок (умиротворенно)
С неба падает снежок,
С неба падает снежок
Кот мурлыкнул: Творожок!(мягко)
Но пропел ему петух:
- Может, это просто пух (резко, звонко)
- Кря! сказала утка Маша(невозмутимо)
- Это рисовая каша!
Ей ответили утята
- Это кря-кря, кря-кря вата! (Быстрее, выше звук)
Вышел маленький телёнок,
Удивился как ребёнок, (удивленно)
От мороза сжал бока,
- Му-му, сколько молока! (медленно)
А весёлый Ванечка (живее, весело)
Взял из дома саночки,
Побежал кататься в сад.
Ваня снегу очень рад! (четкое радостное восклицание)
«Черепаха» К. Чуковский
До болота идти далеко, (озабоченно)
До болота идти нелегко.
"Вот камень лежит у дороги,(обрадовано)
присядем и вытянем ноги"
На камень лягушки кладут узелок.(не спеша)
"Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок!"(в предвкушении)
Вдруг на ноги камень вскочил (быстро, резко)
И за ноги их ухватил.
А они закричали от страха:
"да ведь это же черепаха!" (умеренно громко, удивленно)

Инструкция

Основными условиями овладения навыка выразительного чтения являются: умение правильно распределять дыхание, владение правильной артикуляцией и орфоэпическими нормами. А также необходимо выполнение определенных требований.

Первое, с чего вы должны начать свою работу над выразительным чтением - выбрать отрывок из любимого литературного произведения. Сначала предпочтительнее взять прозу Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, И. Тургенева. Прочитайте текст. Если есть возможность, запишите свое чтение на диктофон, или же попросите послушать вас кого-нибудь из знакомых. Читайте текст небольшими отрывками, делайте перерывы, чтобы прослушать запись или дать высказаться знакомому, когда у вас получается лучше, а когда - хуже.

После того, как вы прочитали текст раз, карандашом отметьте, где необходимо сделать короткую паузу – одной вертикальной ; где длинную – двумя вертикальными чертами; какое нужно прочитать, повысив тон – стрелочка, направленная вверх; какое, понизив интонацию – стрелочка, направленная вниз. Чтобы правильно логическое ударение, опирайтесь на основную автора, что он хотел сказать этой фразой. А также учтите ситуацию, в которой произносит это . Во второй раз прочитайте текст, соблюдая сделанную «партитуру».

Кроме логических пауз и соблюдения знаков препинания, необходимо учитывать и психологические паузы. Они нужны для перехода от одной части произведения к другой, которая отличается от предыдущей эмоциональным содержанием. Такие паузы уместны, например, перед концовкой басни, в кульминационной части или .

Выразительности способствует также темп и изменение интенсивности речи: тихо, громко, шепотом, криком и т.д. Темп чтения должен соответствовать темпу устной речи. Ускоряйте или замедляйте его, соответствуя содержанию текста. Особенно важен верный ритм при чтении стихотворений.

Полезный совет

Перед чтением выясните лексическое значение незнакомых для вас слов.

Если вы сомневаетесь в правильности постановки паузы или логического ударения, переставьте их на другое место и посмотрите, как изменится смысл фразы.

Понять стихотворение – значит понять мотивы и мировоззрение автора на момент создания произведения. Анализ стихотворения включает в себя литературоведческий разбор, культурно-историческую и историко-политическую справку о произведении и краткую биографию автора. Совокупность всех этих сведений облегчает понимание стихотворения.

Инструкция

Изучите сюжет или настроение стихотворения. Соотнесите его с применением выразительных средств. Попробуйте прочитать его глазами современника автора: как бы вы отнеслись к нему?

Видео по теме

Владимир Маяковский писал: «Поэзия - та же добыча радия. // В грамм добыча, в годы труды. // Изводишь единого слова ради // Тысячи тонн словесной руды». Если вы не готовы посвящать жизнь такому самоотверженному служению Музе, то лавров профессионального поэта вам не видать. Но если вы не хотите попасть в учебники по литературе, а к высокому слогу все же неравнодушны, то писать хорошие стихи вам помогут несколько основных правил.

Вам понадобится

  • - обратный словарь русского языка.

Инструкция

Овладейте основными поэтическими приемами. Конечно, никто не отменял безыскусных стихотворных зарисовок на тему быта и не только, написанных в духе «я его любила, а потом забыла». Но истинная иносказательна. И для того, чтобы выразить ее иносказательность, поэты пользуются метафорами, олицетворениями, гиперболами, литотами, парафразами, сравнениями, эпитетами и многими другими приемами. Эти приемы – рабочий инструмент мастера слова, они обогащают и украшают стих.

Изучите главные стихотворные размеры и особенности метра стиха. Стихотворный размер - это специфическая , согласно которой и безударные слоги размещаются в стихотворной стопе. К стихотворным размерам относятся ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий. В принципе, редкий поэт в порыве вдохновения специально продумывает этот пункт написания стиха, но знать размеры все же не бесполезно. Это откроет вам новые возможности для реализации ваших творческих идей.

Тренируйтесь рифмовать. Рифма – отнюдь не главный элемент хорошего стихотворения, помимо этого важен еще и ритм стиха, и смысл. Но искусно рифмовать тоже не помешает. Рифма – это созвучное окончание слов. Чтобы не скатываться в банальности вроде «кровь – », полезно изучить различные виды рифм и способы рифмовки. Если вам трудно самостоятельно подбирать созвучные слова, воспользуйтесь обратным словарем русского языка. Слова в нем расположены группами по общности окончаний, что существенно облегчит поиск рифмы.

Проанализируйте основные техники написания стихов. Если вы хотите создать произведение по всем традициям стихосложения, то нужно знать базовые определенных стихотворений. Изучив их, вы сможете сочинять ломаный стих, играть с рифмами и ритмом или щегольнуть верлибром. А можете сочинять в классической технике, но в любом случае, вы расширите свой поэтический кругозор.

Следите за слогом и стилем своего произведения. Использование мата, просторечных выражений, жаргона является признаком дурного вкуса. Хоть современные поэты и расширяют границы дозволенного, но все же поэзия должна оставаться частью высокой и элитарной культуры.

Видео по теме

Обратите внимание

Берегитесь использовать в своих произведениях глагольные рифмы, шаблонные выражения, поэтические клише и лексику времен Екатерины II (многие современные «поэты» не брезгуют словами типа сие, злато, глад). С такими якорями Пегасу никогда не воспарить к высотам истинной поэзии. Будьте искренними, изучите основы стихосложения, и вам не придется краснеть за собственные сочинения.

Источники:

  • Советы для начинающих поэтов

Чтобы читать тексты перед публикой, недостаточно научиться изображать различные оттенки эмоций, активно жестикулировать и звучно разговаривать. Выразительное чтение получится только в том случае, если технические навыки вы дополните умением глубоко чувствовать произведение.

Инструкция

Подготовка к выразительному чтению начинается со знакомства с текстом. Чтобы транслировать через себя мысли автора и эмоции героев, нужно прочувствовать их в полной мере. Разберитесь в сюжете произведения, уясните для себя логические связи. После этого подумайте о мотивах поступков героев, об их чувствах, переживаниях. Для создания более точного представления о тексте можно выяснить, в каких обстоятельствах оно создавалось, что при этом пережил автор. Только имея максимально полное представление о стихотворении, рассказе или пьесе, вы сможете передать созданные автором образы слушателям.

Распечатайте отрывок текста, который будете читать вслух. В зависимости от сюжета выберите темп и ритм чтения. Расставьте в тексте паузы. Логические паузы необходимы там, где стоят , благодаря им высказывание становится законченным. Пауза после запятой должна быть короче, чем после точки или многоточия. Другим символом пометьте расположение психологических пауз. Они помогают чтецу выделить значимые части фразы или предложения. Вы сможете выделить фразу, сделав паузу перед ней или после нее. Такой же прием выразительности перед или после предложения привлечет внимание к сути всего предложения целиком.

Чтобы суметь использовать средства выразительного чтения, нужно научиться правильно дышать. Существуют различные техники обучения, которые желательно осваивать под руководством преподавателя сценической речи или ораторского искусства. Вы можете попытаться самостоятельно регулировать объем и равномерность вдохов и выдохов. Вдох делайте во время паузы. Благодаря постоянной практике вы научитесь делать достаточно глубокий вдох, чтобы хватило до следующей паузы. Во время первых упражнений не старайтесь искусственно «дотянуть» до паузы – такие усилия лишь искажают голос. Набрав воздуха, выдыхайте его равномерно, без резких толчков.

Основные инструменты выразительного чтения – сила голоса и интонация. Прочувствовав мысль и эмоцию, которую вы выражаете, вы сможете определить, когда нужно говорить громче, а когда – переходить на шепот. Когда стоит улыбнуться, а когда – добавить в голос отстраненности. В произведении, в котором есть авторская речь, часто присутствуют прямые указания на повышение или понижение тона героя и его переживания. Вам достаточно следовать им без излишней драматизации, театральности. Наибольшей выразительности вы добьетесь, когда научитесь эмпатии, то есть сопереживанию, пропусканию текста через себя.

Ударные слова

В каждой фразе до лж на быть одна вершина, один логический центр, который и выде ля ется, как главный. Затем последовательно, по ст еп ени важности выделяются остальные слова. И с ов сем не акцентируются второстепенные слова. Для в ы деления логических центров пользуются усилением, повыш ен ием голоса, а иногда его понижением и з аме длением темпа. Определить ударные с ло ва в тексте поможет ряд правил логического чтения. Уда рн ыми бывают преимущественно слова, обоз на чающие понятия, которые раньше в тексте не вс тр ечались, то есть новые понятия. Это одно из ос но вных правил.


В простом предложении уда р ение падает или на подлежащее, или на сказуемое; обы ч но на слово, стоящее вторым по порядку:

Сдел а лось смятение . Калитка заскрипела .

Когда смысл ска зуе мого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказ уе мое ударение не падает, если нет противопоставления:

Вдруг молния всю чащу озарила.
Прибой шумит.


Если же в тексте имеется проти во поставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова:

Дедушка на балконе , а бабушка под окном сидит.
Обжегся на молоке , дуешь и на воду .


Противопоставление может подр а зумеваться

И дурак это поймет (не только умный).


Правило о логических ц ен трах при противопоставлении подчиняет себе другие. Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не д ол жно быть ударным словом:

Я не трону его.
И всё грустит она.


Но при противопост а влении местоимение выделяется:


Сегодня – ты , а завтра – я .


Если при глаголе имеются дополнитель н ые слова, то они принимают на себя ударение.

Слабый ветер тянул по верхушкам .
Люблю молодца за искренность .

Если определение выражено именем существите л ьным в родительном падеже, то ударение переносится на это существительное.

На нее обратились взоры мужчин .
Шум слился с говором гостей .


Но при противопоставле н ии ударение не переносится.

Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Согласно правилу, ударение должно было б ы ть на слове «севера». Но так звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на сл ов о «звезда».


Определение, выраженное прилаг ате льным, не бывает под ударением.


Черные тучи повисли над морем .
В небольших комнатках тепло и уютно .


Но если «небольшим комнаткам» противопос та вляются «большие», ударение переместится.

В небольших комнатках тепло и уютно.


Если перед существительным стоит несколько при ла гательных, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ним.

Он спокойный, рассудительный, положительный человек.


Но если одно или несколько прилагательных с то ят после существительного, как сказуемые, то ударение переходит к прилагательным.


Он человек гордый и своенравный .


Если же после существительного ст оя т прилагательные-определения, то ударение падает и на существительное, и на прилага те льные.


Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое .


Ударение падает на слова, выражающие ср ав нение.

Стонал, как зверь .
Как лань лесная боязлива.


Если сравнение и относящееся к нему сл ов о не стоят рядом, то ударение падает на оба слова.

Как походил он на поэта ,
Когда в углу сидел один .

Если понятие выражено несколькими словами, то вы де ляется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия. Однако, если несколько слов выра жа ют не единое понятие, а целую мысль, тогда ударений может быть несколько.

Белинский – замечательный русский критик.


При противопоставлении в многословном понятии ударе ни е может переместиться.

Сравнивая московский театр оперетты и одесский театр оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия).

Логическая и психологическая паузы

Выразительность чтения зав и сит не только от ударных слов, выделяемых голос о м. Своё влияние на эмоциональность чтения ока з ывают и паузы. Они бывают смысло вы ми, т.е. логическими и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими . Логические паузы могут б ы ть разной длительности: от мгновенной, которая дел ает ся перед словом для его выделения, до продолжительной, от дел яющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой р еч ью позволили составить несколько правил, помогающих опр ед елить места логических пауз. Они делаются:

1) после подлежащего, которое несёт в с
еб е логическое ударение:
2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами:

Сей Анджело надменный,|
Сей злобный человек, | сей грешник | - был любим;


3) перед прилагательным, которое следует за су щес твительным и поясняет его:

Наконец появилась женщина, | закутанная до невозможности;


4) перед существительным, определяющим другое суще с твительное:

Художник Серов | замечате л ьный русский портретист…


Но если существительное стоит впереди опред еля емого слова, пауза не нужна:


Замечательный русс ки й портретист художник Серов;


5) перед соединительными союзами: а, и, но, да, так ка к они относятся к последующим словам, с которыми и должны находиться в одной группе:


Хлопотун он, | а хозяин плохой.
Мы отужинали молча | и вс тали из-за стола скорее обыкновенного.


6) При тире и при проп у ске слова:

Книга - | друг человека.


7) Перед вводным предложением и после него (чтобы не раз ъе динять нить мысли):

Она бы и откупиться готова, | и барину говорила, | да он никакого решения не объявляет.


8) Между пояснительными словами, а также между по дле жащим, сказуемым и пояснительными словами .

9) В сложных распространённых предло
же ниях:

Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, | он взглянул нечаянно в окно | и увидел у ворот остановившуюся тройку…

10) Самой длинной паузой является пауза в периоде на перел о ме двух частей:

Дичи у него в поместье водится много, | дом п
ос троен по плану французского архитектора, | люди одеты по-английски, | обеды задает он отличные, | принимает гостей ласково, | а все-таки не охотно к нему едешь.

Приводятся примеры логического разбора из вес тных афоризмов об ораторском искусстве.

Если для определения ло гиче ской паузы существует ряд правил, то о психологической паузе можно сказать только то, что она им е ет право приостановить течение речи на каком угодно сл о ве и зависит от творческого подхода, опирающ ег ося на анализ текста и определяющего его эмоц ио нальное содержание. Психологическая пауза может с ов падать с логической, но может и не совпадать. В отли чие от логической, психологическая пауза не может бы ть просто молчанием. Она «красноречива». В не й как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и заро жд ается то новое, что будет выражено в последующей речи.

Наиболее труден для выраз ит ельного чтения материал, состоящий из дли н ных смысловых частей (периодов), в которых легко «забл уд иться» и потерять основную мысль. Важно науч ит ься также обращаться с вводными словами и придат очны ми предложениями. Их следует затушевывать, пол ь зуясь изменениями голоса, паузами и темпом чтения. Ин а че речь окажется тяжелой, а это будет мешать во сп риятию материала.

Чтобы научиться правильно, грамотно и красиво говорить, кроме выразительности, нужно хорошо владеть техникой речи . Выполнять упражнения для улучшения голоса . Чтобы хорошо развить дикцию в проекте вы найдёте

Posted On 09.05.2018

Все дети еще в детском саду учат стихи, и ведь учить может каждый ребенок, а вот читать красиво далеко не все. И почему? Потому что никто их не учил это делать. Преподаватели снижают оценку, если вы читаете стихи некрасиво, а просто уныло рассказываете.

Как красиво читать стихи?

В стихах большую роль играет интонация. Интонацию надо соблюдать и в том случае, когда вы рассказываете прозу, но в случае стихов это еще более важно. Но как научится правильно и красиво читать стихи и что нужно для этого делать, каким правилам следовать? Именно об этом поговорим в этой статье.

Правила правильного и красивого чтения стихов:

  • Работайте над дикцией. От того как точно, правильно и красиво вы будете произносить каждое слово и объединять их в одну фразу, будет зависеть успех чтения стихов.
  • Соблюдайте знаки препинания. Именно они определяют, с какой интонацией вам нужно читать. Точка это большая пауза, запятая, короткая пауза, вопросительный знак это вопрос, восклицательный подразумевает повышения нот в голосе и т.д.
  • Вникайте в суть самого стиха. Когда вы будете понимать, о чем вы говорите, вы не просто будете наизусть говорить выученное, а будете переживать вместе с автором все эмоции, к которым призывает стихотворение.
  • Не зубрите. Учитесь сразу же читать стихотворение с выражением, сразу же, как начинаете учить, а то потом вы машинально будете рассказывать сухо и без выражения.
  • Не торопитесь никуда. Стихотворение это искусство. Наличие определенных логических пауз делает ваше чтение еще более выразительным. Еще это поможет скрыть неловкие паузы.
  • Наличие музыкального слуха упростит задачу. Но и без музыкального слуха можно добиться успеха, если тщательно над этим работать.
  • Работайте над мимикой, иногда можно подключать и жесты. Тренироваться можно перед зеркалом.
  • Чувствуйте то, что говорите и старайтесь это пережить. И все у вас получится!

Родители должны помогать детям научится читать красиво стихи, этому учатся в юном возрасте, так как потом талант остается на всю жизнь. А если вам ребенок слишком мал для того, чтобы ходить в школу и учить стихи, побеспокойтесь о его комфорте. и другая одежда из хлопка обеспечат полный комфорт вашему малышу. Ваш ребенок вырастет здоровым и счастливым.

Заучивание стихотворений наизусть — одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:

  1. Вызвать интерес к произведению и желание знать его.
  2. Воспитать любовь к поэзии.
  3. Помочь понять содержание произведения в целом и содержание отдельных его слов, фраз.
  4. Научить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
  5. Научить выразительно, с естественными интонациями читать стихотворения.

Как по разному люди читают стихи! Одни — монотонно, вяло. Другие — выделяя особенности стихотворного размера. Третьи — громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно? Да, можно. Понятие «выразительность речи», по мнению педагогов, психологов, имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация и ее компоненты) и невербальные (мимика, жесты, движения, позы) средства речевой выразительности, которые находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением.

  1. Выбрать отрывок для выразительного чтения.

1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.

2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет — одно-два четверостишия, 5-7лет — до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

4) Стих должен соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стишки Даниила Хармса, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию стихи Саши Черного и Валентина Берестова.

5) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий.

Важны хорошие стихи современных поэтов.

Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

  1. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым.

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением. Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок — ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать с выражением. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.

  1. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте .

При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.

  1. Определить настроение стихотворения.

Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, с грустным или весёлым.

Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку, с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.

  1. Расставить логическое ударение.

Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

— после прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать) Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди, (взрослый читает для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.

  1. Выбрать нужный темп чтения.

Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит от содержания (о чём текст, настроения (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные, от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение). Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном). Если ребёнку трудно менять темп, можно дать образец чтения или читать вместе с ним.

  1. Учить соблюдать паузы.

Важно научится расставлять короткие и длинные паузы.

Нужно объяснить ребёнку, что пауза — это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки

  1. Чтение стихотворения вслух.

Чтение можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученный стишок от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученный стишок.

Работа по обучению детей выразительному чтению проводится:

  1. Во время образовательных предложений для целой группы детей дошкольного возраста.
  2. В совместной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой.
  3. В музыкальных праздниках и развлечениях.
  4. В конкурсах художественного слова.
  5. В индивидуальной работе с детьми (в режимных моментах в течение дня утром и вечером).

Взаимодействие с родителями.

  1. Советы, консультации, индивидуальные беседы по обучению детей выразительному чтению.
  2. Семинары - практикумы, родительские собрания.
  3. Видеопоказ победителей конкурсов художественного слова.