Вольф. Из истории издательства М.О. Вольф Семья Маркуса. Последние годы жизни

Вольф Маврикий Осипович

Настоящее имя - Болеслав Мауриций Вольф (род. в 1825 г. - ум. в 1883 г.)

Русский издатель, книготорговец и типограф польского происхождения, ставший, по мнению современников, «первым русским книжным миллионером». Основатель петербургской книгоиздательской и книготорговой фирмы «Товарищество М. О. Вольфа».

Сегодня самыми цитируемыми книгами в русскоязычной литературе специалисты называют «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, по праву считающийся краеугольным камнем всей духовной и словесной отечественной культуры.

Нынешнему читателю хорошо известно и репринтно воспроизведенное в советское время издание словаря 1880-х гг., и фактически запрещенное большевиками издание 1916 г. под редакцией И. А. Бодуэна де Куртенэ, которое было переиздано только в самом конце XX столетия. Человеком, давшим в свое время путевку в жизнь этому уникальному литературному труду, был петербургский книгоиздатель и книготорговец Вольф. Его профессиональное чутье, глубокое знание рынка и способность формировать спрос на литературу вызывали восторг и заслуженное уважение современников. Это о нем и его магазинах в Северной столице говорили стихами: «В Публичную пойдешь - не найдешь. К Вольфу заглянешь - достанешь».

Основатель известнейшей российской издательской и книготорговой фирмы родился 3 ноября 1825 г. в Варшаве в семье врача Юзефа Вольфа и Элеоноры Эстерейхер. Несмотря на скромные финансовые возможности, отец устроил маленького Мауриция в знаменитую Варшавскую гимназию, дававшую очень хорошее, по тем временам, образование. Мальчик учился с удовольствием, много читал и заслужил в классе прозвище «книговед». Больше всего на свете он любил рыться в книжных развалах, бывать в книжных магазинах, знакомиться с букинистами.

Юношеская любовь Вольфа к книге оказалась всепоглощающей страстью и многое определила в его судьбе. Сам будущий издатель относился к своему увлечению с какой-то фатальной предопределенностью: «Уже с детства я любил книги, но любил как-то особенно, не так, как любят их библиофилы, собирающие книги, и не так, как любят их ученые, которые ищут в книге только источник сведений и наслаждений. Я видел в книге нечто другое. Моя мечта, еще в детстве, была распространять как можно больше книг, покрыть страну огромною массою книг, которые покрыли бы мое имя славой благодетеля человечества.» Вопреки воле отца, он решил посвятить свою жизнь книжному делу.

Успешно окончив гимназию, Мауриций поступил учеником в книжный магазин А. Е. Глюксберга, расположенный в Вильно, но на месте не сидел, а колесил по всей Европе. В течение четырех лет начинающему предпринимателю довелось «странствовать со множеством ящиков книжного товара по разным местностям». Коммивояжер побывал в Париже, Лейпциге, Праге и Кракове. «В каждом более-менее значительном городе, - вспоминал он позднее, - я открывал на короткое время книжный магазин и, удовлетворив умственные потребности местной публики, переезжал в другой город. Зажиточность жителей, обычай в каждой семье иметь библиотеку, составленную не только из книг для легкого чтения, но и книг редких в библиографическом отношении, благоприятствовали торговле».

Поднабравшись практического опыта, Вольф вернулся в Варшаву, женился на дочери владельца книжного магазина и окончательно утвердился в мысли, что пора начинать свое собственное дело. Местом, где было решено создать базу для организации крупного издательства, была выбрана Россия.

В 1848 г. он переехал с семьей в Петербург и устроился на работу в крупное книготорговое предприятие Я. А. Исакова. На новом месте Маврикий Осипович (как стал он себя называть) быстро занял должность управляющего - заведующего французским отделением - и предупредил хозяина, что будет параллельно заниматься самостоятельной издательской деятельностью. Исаков в то время занимался только торговлей и не чинил толковому служащему никаких препятствий - конкурентами они стали гораздо позже. Пять лет службы в северной столице позволили Вольфу досконально изучить практику российской книготорговли, наработать связи, клиентуру и поднакопить капитал, достаточный для ведения самостоятельного бизнеса.

В 1853 г. молодой предприниматель ушел от хозяина на «вольные хлеба» и открыл в Суконной линии Гостиного двора собственный книжный магазин. Уже одно местоположение магазина служило ему отличной рекламой, поскольку витрины выходили прямо на Невский проспект. Соединив две соседние лавки в одно помещение, Вольф оборудовал его на европейский лад, чем привлек немало посетителей. О популярности, которую быстро приобрел новый магазин, можно судить по результату шутливого спора писателей С. В. Максимова, Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Максимов уверял друзей в том, что любой извозчик по указанию: «Поезжай к Маврикию Осиповичу» довезет их до магазина Вольфа, и выиграл пари. Известно, что за четверть века работы общий оборот только этого петербургского магазина составил 6 млн рублей серебром.

Свою типографию Маврикий Осипович открыл в 1856 г. Впоследствии он получил право комиссионной поставки в Россию полиграфического оборудования и «всех вообще принадлежностей типографского, словолитного и литографского искусства и переплетного мастерства», стал заказывать шрифты в Европе и Америке. Первоначально в его типографии работало всего два станка, через 10 лет их число утроилось и появились три типографские машины, которые обслуживало около сорока рабочих. Политипажи печатались машинами, была введена стереотипия. В 1870 г. появились две паровые машины, число рабочих достигло ста человек. В то же время произошло слияние с типографией В. И. Головина, а в 1878 г. была приобретена лучшая словолитная мастерская «Ревильон и К°». В следующем году Вольф перевел типографию в новое просторное помещение на 16-ю линию Васильевского острова. Здесь Вольф разместил полтора десятка типографских машин и 7 паровых станков.

Маврикий Осипович брался печатать все, что «прилично и выгодно». Начав со скромного ассортимента изданий польских авторов (Крашевского, Корженевского, Качковского, Мицкевича), дебютант исключительно быстро превратился в «первого русского книжного миллионера», в «законодателя мод» на книжном рынке, к мнению которого прислушивались конкуренты. Издания Вольфа, благодаря налаженной им системе книготорговли, доходили до отдаленных уголков России, что позволило Н. С. Лескову шутливо сказать: «Маврикий - единственный царь русской книги. Его армия разбросана от Якутска до Варшавы, от Риги до Ташкента, в его руках судьба литературы.»

Современное оборудование позволило ему первым в стране приступить к систематическому изданию дорогих подарочных изданий - роскошных фолиантов, тисненных золотом и богато иллюстрированных. Каждое такое издание представляло собой незаурядное произведение оформительского искусства, а художественный вкус руководителя издательства и его работников позволял им избежать столь часто встречавшегося смешения стилей, чем грешили многие книжные «дизайнеры» того времени. Мастера типографии Вольфа использовали как русский, так и европейский опыт печатников - и с тем, и с другим Маврикий Осипович был хорошо знаком. К тому же иногда ему удавалось добыть у европейских коллег эксклюзивные клише. Так, для подготовки к набору сказок Шарля Перро из Парижа были получены подлинные деревянные доски с гравюрами Гюстава Доре, что позволило выпустить «вполне высококачественное», по мнению академика А. А. Сидорова, издание. С иллюстрациями того же мастера была выпущена и «Божественная комедия» Данте, и монументальная Библия.

На протяжении всей своей деятельности Маврикий Осипович внимательно следил за ситуацией на рынке и брался за издание той или иной книги лишь в том случае, если оно гарантировало прибыль. Этого принципа он придерживался независимо от тематики и назначения изданий (роскошно оформленные книги для состоятельных людей, массовые издания художественной литературы, учебники и т. п.). Вместе с тем, такой чисто коммерческий подход оказал серьезное воздействие на развитие просвещения в России.

Постоянно анализируя статистику продаж своих книжных магазинов, Маврикий Осипович прислушивался и приспосабливался ко вкусам и требованиям своих потребителей. Однако от издания книг, которые могли бы повредить репутации солидного издательства, Вольф был далек: он не шел на поводу у низменных вкусов публики, тщательно контролируя содержание рукописей. Обходя «острые углы» в общении с цензурой, издатель постоянно расширял диапазон своей книжной продукции.

Авторитет Маврикия Осиповича часто являлся определяющим фактором в принятии властями положительного решения об открытии того или иного журнала. Так, в апреле 1860 г. в Санкт-Петербургский цензурный комитет поступило прошение «книгопродавца М. Вольфа и коллежского асессора А. Разина о дозволении им издавать журнал “Вокруг света”». Вместе с прошением была представлена программа, в которой издатель и редактор писали: «Главная забота редакции будет состоять в том, чтобы постоянно давать статьи занимательные, изложенные очень популярно и просто, иногда в виде повести или путевых записок и всегда в форме, доступной для лиц, занимающихся не специально землеведением и естественными науками, для юношества, для молодых людей и для девиц». Прошение Вольфа из Петербургского цензурного комитета перекочевало в Главное управление цензуры, и там через месяц было принято решение: «Разрешить издание вышеупомянутого журнала по представленной программе, но с тем, чтобы из программы был исключен политический отдел». Кроме журнала «Вокруг света» Маврикий Осипович принимал участие в выпуске популярного в то время «Заграничного вестника».

Вольф первым начал издавать серии книг для юношества, учитывая психологические особенности возрастного детского восприятия. Чаще всего детские книги выпускались по типу немецких и французских «подарочных изданий» и группировались в серии: «Зеленая библиотека», «Розовая библиотека», «Нравственные романы для юношества» и др. В «Золотой библиотеке» впервые в России были опубликованы: «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Без семьи» Г. Мало, «Лучшие сказки» X. Андерсена, «Избранные сказки» братьев Гримм. Для детей же издавались собрания сочинений В. Скотта, Ж. Верна, Ф. Купера, И. И. Лажечникова и др. Особое внимание Маврикий Осипович уделял изданию детских журналов, среди которых наибольшей популярностью пользовалось «Задушевное слово», впервые увидевшее свет в 1877 г.

Для состоятельных читателей предназначались однотомные (более 1 тыс. страниц) собрания сочинений великих русских писателей - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского. Каждая книга содержала жизнеописание писателя и много иллюстраций, выполненных в технике ксилографии. Почти в каждом интеллигентном доме Петербурга, Москвы, любого губернского города стояли на полках томики в красном коленкоровом переплете с рельефным тиснением на нем - из вольфовской «Библиотеки знаменитых писателей». Не забывал российский издатель и о научных работниках. Для них были выпущены солидные труды по философии, истории, социологии: «История цивилизации в Англии» Г. Бокля, «История новой философии» К. Фишера, «Учение о происхождении видов Ч. Дарвина», «История свечи» М. Фарадея, многотомная «Всемирная история» Ф. Шлоссера.

Большой заслугой М. О. Вольфа было предпринятое им в 1877 г. монументальное издание «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении», едва ли не самый мощный географический издательский проект в отечественной истории. Проект был завершен только в начале XX в. Для его редактирования были привлечены: ученый и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский, литературовед и библиограф С. А. Венгеров, известный историк Н. И. Костомаров, писатель В. И. Немирович-Данченко и многие знаменитые ученые. Издание представляло собой 16 книг, собранных в 11 богато оформленных томах большого формата, и содержало оттиски около 4,5 тыс. гравюр, вырезанных вручную на дереве.

Свободно владея основными европейскими языками, Вольф внимательно следил за книговедческой и библиографической литературой. Он и сам не был чужд занятиям библиографией. Составленный им лично каталог французских книг по всем отраслям знания, пользующихся спросом, выписывали даже за границей. Под руководством петербургского предпринимателя было издано около 200 каталогов, а также множество рекламных листовок и проспектов. В частности, каталог немецких книг, выпущенных с начала века, составили два его сотрудника, в будущем известные издатели - Г. Гоппе и А. Маркс.

В общей сложности за время своей издательской деятельности Вольф выпустил около пяти тысяч названий книг тиражом более 20 млн экземпляров. Однако его заслуга состоит не в поражающем воображение количестве томов.

По сути дела, Маврикий Осипович внедрил в широкие массы новую для России книжную продукцию, например научно-популярную литературу. Фактически им были созданы целые разделы литературы, вроде детской, введена в практику цветная печать и тому подобное. До него все это существовало в зачаточном виде. Он многое сделал, чтобы книга стала доступной для среднего класса русских читателей, поднял ее культуру до общеевропейского уровня и внедрил множество других полезных начинаний в области книгопроизводства.

В 1882 г. Маврикий Осипович реорганизовал свое предприятие, основав издательство на паях «Товарищество М. О. Вольфа». Основными пайщиками, помимо самого издателя, стали его жена и сыновья - Александр, Евгений и Людвиг. Однако в этом составе издательство просуществовало не долго: 19 февраля 1883 г. знаменитый книготорговец и издатель умер. Похоронили его на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.

После смерти создателя фирмы ее издательская деятельность сохранялась такой же, какой была при его жизни. По-прежнему издавались и переводились книги для детей и юношества, печатались детские журналы, беллетристика, научно-популярная и религиозно-нравственная литература, книги по технике, естественным наукам и сельскому хозяйству.

Наследники Маврикия Осиповича хорошо понимали коммерческую перспективность периодических изданий. Так, уже в 1884 г. был основан журнал «Новь» - двухнедельный иллюстрированный вестник современной жизни, литературы, науки и прикладных знаний. Позднее при книжном магазине Товарищества помещалась главная контора журнала «Мир искусства», первый номер которого вышел в 1899 г.

До революции издательская фирма, основанная знаменитым петербургским предпринимателем, оставалась одним из лидеров российского книжного рынка. После Октябрьского переворота «Товарищество М. О. Вольфа» прекратило свое существование. В советский период в адрес Маврикия Осиповича Вольфа было высказано немало несправедливых упреков. Но вот свидетельство современника: «Среди громадного количества изданий Вольфа не было ни одного заведомо реакционного, пошлого, вредного, вообще не было ничего такого, что могло бы дать крупные барыши, но вредило бы репутации издателя».

Из книги Бандиты семидесятых. 1970-1979 автора Раззаков Федор

В роли сыщика – Вольф Мессинг Имя знаменитого парапсихолога Вольфа Мессинга в Советском Союзе знали все. Его концерты всегда собирали полные залы, где бы он ни выступал: в больших городах или небольших поселках. После этих выступлений в народе обычно распространялись о

Из книги Календарь-2. Споры о бесспорном автора Быков Дмитрий Львович

10 сентября Родился Вольф Мессинг (1899) MISSING МЕССИНГ Сегодняшняя Россия переживает новое увлечение - оказывается, миром рулят уже не таинственные монахи, страшно утомившие всех после «Кода да Винчи» и его бесчисленных клонов, а совсем другие люди. Это - парапсихологи.Они

Из книги Первые шаги жизненного пути автора Гершензон-Чегодаева Наталья Михайловна

А.Б.Гольденвейзер. Михаил Осипович Гершензон (1869–1925) Биографический очеркГоворя о нашей дачной жизни в Кунцеве, я упоминал о товарище брата, в то время студенте, Михаиле Осиповиче Гершензоне Начавшись как обычная студенческая дружба, эти отношения делались все более

Из книги Небесная канцелярия [сборник] автора Векшин Николай Л.

Абрам Осипович Гершензон (1868–1932) Со старой фотографии смотрят два молодых еврея, типичные еврейские интеллигенты конца прошлого века. Явно два брата, похожие почти как близнецы, только старший, Абрам Осипович, чуть повыше младшего брата Михаила.Я немногое знаю о семье

Из книги автора

Я не прошу у Вас ноги (дружеская пародия на романс Оли Вольф «Я не прошу у Вас руки») Я не прошу Вас сразу в загс. Терзать капризами не буду. Вот мы расстанемся сейчас, И я о Вас совсем забуду. Душой моей не обладая, Лишь тело соблазнили Вы. А я, о счастии мечтая, Корю Вас

Заставка журнала - Известия книжных магазинов товарищества М.О. Вольфа по литературе, наукам и библиографии

В 1848 году в Санкт-Петербург приехал представитель крупной виленской издательской и книготорговой фирмы. В короткое время молодой человек, благодаря глубоким знаниям и начитанности, стал желанным гостем в тех домах Петербурга, где интересовались литературой. Звали молодого человека Маврикий Осипович Вольф. Как раз в то время известный в России издатель Я.А. Исаков искал опытного специалиста, хорошо знающего французскую литературу, который смог бы привести в порядок соответствующий раздел в его книжном магазине в Петербурге. Узнав, что Маврикий Вольф раньше сотрудничал с одной из крупных парижских книжных фирм, Исаков предложил вакантное место ему.

Вольф происходил из семьи потомственных врачей, его дед был лейб-медиком австрийского императора Иосифа II. Но уже с двенадцати лет у Маврикия возникло желание посвятить себя книжному делу. Окончив гимназию, он решил поехать в Париж, где, как он полагал, только и можно было "надлежащим образом подготовиться" к избранной им специальности. Там он работал в известных книготорговых фирмах Боссанжа, Брокгауза, Авенариуса. Затем в течении полутора лет осваивал премудрости торговли в Лейпциге у Энгельмана. Для приобретения опыта ездил во Львов, Краков, Вильну. В качестве представителя польских фирм он переезжал с ящиками книг из города в город по северо-западу России. После четырех лет таких странствий, достигнув определенных успехов, Вольф решил перебраться в Петербург.

Энергичный юноша быстро сумел завести многочисленные и полезные знакомства, сориентировался в новом положении и вскоре стал управляющим всей книжной торговли Исакова. Современники вспоминали: "Бойкий рассказчик, превосходно владевший французским языком, Вольф не только не терялся в обществе знатных и важных лиц, но ухитрялся привлекать к себе внимание, и его слушали всегда с удовольствием".

Поступая на службу к Исакову, Вольф выговорил себе право на самостоятельный выпуск польских книг. Так появились издания произведений Крашевского, Залевского, Качковского, Спасовича, Бартошевича. Предприятие разрасталось, и Маврикий Осипович начал думать об организации своего дела.

1 октября 1853 года в центре Невской линии Гостиного Двора открылся устроенный на европейский лад книжный магазин М.О. Вольфа. На первый взгляд, книготорговля кажется не таким уж сложным делом. Однако книгопродавец должен прекрасно ориентироваться в читательских вкусах и предпочтениях. Осведомленность Вольфа во всех областях литературы была одной из причин, почему его книжный магазин стал самым популярным в столице.

Одновременно с открытием магазина Маврикий Осипович взялся за издательство русских книг. Можно быть хорошим купцом, но без любви и интереса к тому, что продаешь, невозможно стать дельным издателем. И на этом поприще Вольф снискал успех, несмотря на то, что, по его собственному признанию, "бывали случаи, когда издатель лично находит предложенное ему для издания сочинение превосходным, но опытный глаз говорит ему, что он не угодит публике и оно будет оставлено без всякого поощрения. Но мы издали и не одно капитальное сочинение с явным расчетом на убыток, которые надо было иметь литературе только ради чести литературы".

Объявление об открытии нового магазина русских книг М.О. Вольфа. 1854

Первой книгой на русском языке, которую издал Вольф, стала "Общедоступная механика" Н.Г. Писаревского. Выбор был продиктован тогдашним спросом на популярную, доступную неспециалистам научную литературу.

Через три года после начала издательской деятельности Маврикий Осипович открыл собственную типографию, в 1874 году присоединил типографию В.И. Головина, а в 1878 году приобрел словолитню Е. Ревильона и увеличил ее, купив в Париже все пунсоны знаменитого гравера-словолитчика Лелье.

Своему издательскому кредо Вольф был верен всегда. Он хотел быть издателем-энциклопедистом и издавал книги по всем отраслям знаний. Первый познакомил русскую публику с произведениями Шлоссера, Фигье, Куно-Фишера. Первый издал собрания сочинений Даля, Писемского, Мицкевича, Лессинга, Вальтера Скотта, Жюля Верна. Первый в России стал выпускать большие художественные издания — Библию и "Божественную комедию" с рисунками Густава Доре, "Фауста" с иллюстрациями Лизен-Мейера, "Атлас всемирной истории" Вейсера, "Толковый словарь" Даля.

Вольф издавал и беллетристику: произведения Лескова, Крестовского, Милюкова, Мещерского, Немировича-Данченко, сборники театральных пьес Кони, Андреева, Григорьева. Изрядным спросом пользовались такие издания как история французской революции Тьера, история всемирной литературы Зотова, целый ряд сочинений по медицине, химии, физике, механике, географии.

Особенной чертой издательской деятельности Вольфа была полная самостоятельность, он не подражал другим и не пытался ни с кем конкурировать, шел своей дорогой. И как ни соблазнителен был успех книг "легкого жанра" или лубочных изданий, Вольф за них приниматься не хотел.

Современники признавали, что в отношении великолепия и изящества изданий для детей Вольф перещеголял всех книгопродавцев. К издательству детских книг он приступил с определенным планом: с одной стороны, старался приобщить русских детей к лучшим образцам детской литературы Германии, Франции, Англии, с другой — выпустить ряд произведений русских писателей. Вольф считал, что "…для развития ребенка необходима самая разнообразная умственная пища. Поэтому мы издавали все хорошее, что могли добыть".

Практически с самого начала самостоятельной деятельности Вольф не ограничивался изданием только книг, а приступил к выпуску журналов.

Первым в 1861 году под редакцией П. Ольхина был создан журнал "Вокруг света", который призван был передавать впечатления и наблюдения путешественников и естествоиспытателей всех стран, веков и народов.

В 1863 году начался выпуск ежемесячных "Библиографических известий" — указателя русских и иностранных книг с бесплатной рассылкой. В том же году он предпринял издание ежемесячного журнала для детей "Забавы и рассказы", который редактировала А. Пчельникова. С 1864 года выходил толстый журнал "Заграничный Вестник", писавший о важнейших явлениях европейской жизни и литературы. В журнале публиковались исключительно переводные статьи в связи с тем, что цензура не пропустила бы подобные произведения русского автора, тогда как в качестве перевода они проходили без особых затруднений.

Идею создания сочинения, заключающего всестороннее художественно-научное описание Российской империи и народов, ее населяющих, Вольф вынашивал долго. К 25-летию издательской деятельности он наконец выпустил "Живописную Россию" под редакцией вице-председателя Императорского Русского Географического общества П.П. Семенова.

Титульный лист книги И.Г. Прыжова - История кабаков в России, в связи с историей русского народа. Санкт-Петербург. 1868

На протяжении всей деятельности М.О. Вольфа случались казусные истории с некоторыми изданиями. Например, в 1863 году среди капитальных трудов иностранных ученых Вольф остановил свой выбор на "Системе логики" Джона Милля. Переводчик Ф.Ф. Резенер попросил редактировать перевод "философских терминов" более компетентного в этом вопросе автора "Очерков вопросов практической философии" П.Л. Лаврова, пользовавшегося тогда большой известностью. Таким образом, "Система логики" вышла под редакцией и с примечаниями Лаврова, о чем сообщалось на первой странице. Спустя 14 лет появилась потребность во втором издании. Но на него Главное управление по делам печати наложило арест из-за присутствия в книге фамилии политического преступника, сбежавшего из ссылки и проживающего за границей Петра Лаврова. Из-за распространившихся слухов об аресте второго издания столичные коллекционеры раскупили первое издание с фамилией Лаврова, подняв цены у антикваров до 30 рублей за экземпляр. Позже Вольфу удалось убедить сильных мира сего не уничтожать книгу, а лишь ликвидировать заглавный лист и обложку, где была указана фамилия Лаврова, и заменить их новыми — с фамилией только переводчика.

В 1865 году французский император Наполеон III выпустил трехтомный труд "История Юлия Цезаря". Коронованная особа изъявила желание, чтобы этот труд появился в переводе на все европейские языки. В России выбор пал на издательство Вольфа, который по этому поводу ездил в Париж на встречу с венценосным автором. Несмотря на ряд положительных отзывов, издание оказалось убыточным, поэтому Вольф ограничился выпуском только первых двух томов. Не оправдались и обещания личного секретаря Наполеона по поводу награждения русского переводчика и издателя французским орденом, в то время как издатели и переводчики из других стран получили награды.

Или другой случай. Однажды в 1867 году в книжный магазин Вольфа пришел невзрачный человек лет сорока и предложил к печати рукопись — оригинальное исследование, в котором автор собрал малоизвестные факты о питейной торговле в России с древних времен, об откупщиках, о том, как правительство то поощряло кабаки, то закрывало их, переименовывая в кружечные дворы. Приводилась масса сведений о "кабацких головах", "кабацких бурмистрах", "целовальниках", о том, как правительство из пьянства сделало предмет дохода для себя.

Автор Иван Гаврилович Прыжов был не новичок на литературном поприще. Московский дворянин, талантливый писатель, знаток народной среды, он держался в стороне от писательских кружков. Цензура не жаловала его, большинство трудов писателя не увидело свет. Книга "История кабаков в России, в связи с историей русского народа", напечатанная Вольфом в 1868 тиражом 2000 экземпляров, имела значительный успех. Однако после того как Прыжов был осужден в связи с его участием в "Обществе народной расправы" Нечаева, с Вольфа взяли подписку о том, что он не будет продавать книги этого автора. Впоследствии оставшиеся на складе экземпляры сгорели, и теперь "История кабаков" составляет библиографическую редкость.

Несмотря на расширение дела, Вольф по-прежнему вникал во все, работал по 15 часов. Стоя за прилавком, он общался с публикой, что давало ему возможность по-прежнему следить за изменениями читательского спроса.

Однако в 1881 году здоровье издателя начало ухудшаться, и Вольф решил сохранить свое дело от распадения, создав товарищество на паях. Став первым директором "Товарищества М.О. Вольфа", он по-прежнему продолжал много работать. В 1883 году в издательской конторе с ним случился удар, повлекший за собой смерть. М.О. Вольф умер в буквальном смысле на "книжном посту", но дело, благодаря дальновидности зачинателя и продолжившим его наследникам, существовало до 1918 года.

Маврикий Осипович Вольф (1825-1883) - петербугский издатель и книготорговец, ставший первым российским книжным миллионером.
Вольф занялся книжным бизнесом в России по рекомендации известного немецкого издателя Брокгауза. С самого начала своей деятельности он вёл дело на европейский манер. Вольф тщательно изучал рынок, выискивая в нём белые пятна. Он первым в России начал выпускать роскошные иллюстрированные фолианты, став основателем нового вида изданий - подарочной книги. Издательство Вольфа было основным поставщиком иностранной литературы в Россию. Именно он впервые выпустил собрания сочинений В. Скотта, Ф. Купера, Ж. Верна, переиздаваемые и 150 лет спустя.

Маврикий Вольф родился 24 ноября 1825 года в Варшаве в семье врача. Закончив пятиклассную варшавскую гимназию, поступил учеником в книжный магазин А. Е. Глюкберга и впоследствии женился на его дочери. Переехав вскоре в Париж, работал там в книжной торговле Боссанжа, затем - три года в парижском отделении Брокгауза. Затем переехал в Лейпциг и там работал в книжной торговле, после этого - во Львове, Кракове, Вильне. В 1848 году приехал в Санкт-Петербург, где поступил в книжный магазин Я.А. Исакова заведующим французским отделом и занялся изданием польских книг. Оставив в 1853 году службу, открыл собственную «универсальную книжную торговлю» и одновременно выступил как издатель русских книг. Вольф сыграл заметную роль в развитии российской книготорговли. Его магазины с обильным и разнообразным подбором книг, с опытными продавцами считались образцовыми. Один из магазинов Вольфа размещался в Москве на Кузнецком мосту в бывшем доме ресторана "Яр". Похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. После смерти Вольфа издательство продолжало существовать под названием «Товарищество М. О. Вольф» и просуществовало вплоть до 1917 года.

Книгоиздательская и книготорговая фирма М.О.Вольфа имела несколько художественно выполненных книгопродавческих знаков. Один из них - изящный декоративный вензель с инициалами издателя, был изготовлен художником-графиком Ф.Г. Берштаммом.

М.О. Вольф издал до 2 000 книг по различным отраслям знания, главным образом художественную, детскую, учебную литературу, а также роскошные иллюстрированные издания ("Молитвослов" с орнаментами в византийском стиле, "Библия, в картинах знаменитых авторов", "Живописная Россия").

Издание "Божественной комедии", предпринятое Вольфом в 1874-79 годах и вышедшее в трех роскошно оформленных томах большого формата, было в своем роде уникально. Дело в том, что до появления Вольфовского иллюстрированного издания не существовало еще ни одного полного русского перевода знаменитого творения Данте

Издательство Вольфа прославилось выпуском детских книг, которые печатались в виде подарочных изданий. Одним из таких изданий стали "Волшебные сказки" Шарля Перро с иллюстрациями Гюстава Доре.

(1825-11-24 ) Место рождения: Дата смерти:

Маври́кий О́сипович Во́льф (польск. Maurycy Bolesław Wolff , 12 ноября , Варшава - 19 февраля [3 марта ] , Санкт-Петербург) - выдающийся русский издатель , книгопродавец, просветитель и энциклопедист.

Биография

Закончил пятиклассную варшавскую гимназию. Затем работал учеником в известном варшавском книжном магазине Глюксберга.

Переехав вскоре в Париж, работал там в книжной торговле Боссанжа. Затем проработал под руководством Э. Авенариуса три года в парижском отделении книгопродавческой фирмы Брокгауза. Затем переехал в Лейпциг и там работал в книжной торговле. Работал после этого в Львове, Кракове, Вильне.

Сыграл заметную роль в развитии российской книготорговли. Его магазины с обильным и разнообразным подбором книг, с опытными продавцами считались образцовыми. Один из магазинов Вольфа размещался в Москве на Кузнецком Мосту в бывшем доме ресторана «Яр» .

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Либрович С. Ф. На книжном посту. Воспоминания, записки, документы. - Пг. , 1916.
  • Мезьер А. В. Словарный указатель по книговедению. - Пг. , 1924. - С. 369-370, 858-859. - (библиография о Вольфе).

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 24 ноября
  • Родившиеся в 1825 году
  • Родившиеся в Варшаве
  • Умершие 3 марта
  • Умершие в 1883 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Издатели Российской империи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вольф, Маврикий Осипович" в других словарях:

    - (1825 1883), российский издатель (Санкт Петербург, с 1853). Выпускал научную литературу (главным образом переводную), сочинения русских писателей, журнал «Вокруг света» (с 1861) и др. В 1882 преобразовал свою фирму в «Промышленное и торговое… … Энциклопедический словарь

    Основатель петербургской книгоиздательской и книгопродавческой фирмы; род. в 1826 г.; с 1848 г. занимался издательской деятельностью, которую с течением времени поставил на широкую ногу; в 1853 г. открыл книжный магазин. † 19 февраля 1883 г.… … Большая биографическая энциклопедия

    Вольф Маврикий Осипович - (1825—1883), издатель, книгопродавец, типограф. С 1848 в Петербурге управляющий книжной торговлей Я. А. Исакова. В 1853 открыл книжный магазин, начал издание книг, в 1856 приобрёл типографию, в 1878 — словолитню. В 1882 основал… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Русский издатель и книгопродавец. В 40 х гг. работал в книжных магазинах Варшавы, Парижа, Лейпцига, Вильнюса. С 1848 служащий книжного магазина Я. А. Исакова в Петербурге. В 1853 открыл… … Большая советская энциклопедия

    - (1825 1883), издатель, книгопродавец, типограф. С 1848 в Петербурге управляющий книжной торговлей Я. А. Исакова. В 1853 открыл книжный магазин, начал издание книг, в 1856 приобрёл типографию, в 1878 словолитню. В 1882 основал издательство… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1825 83) российский издатель (Санкт Петербург, с 1853). Выпускал научную литературу (главным образом переводную), сочинения русских писателей, журнал Вокруг света (с 1861) и др. В 1882 организовал Товарищество М. О. Вольф (существовало до 1918) … Большой Энциклопедический словарь

    Вольф, Маврикий Осипович - ВОЛЬФ Маврикий Осипович (1825 83), российский издатель, книгопродавец, типограф. С 1853 в Санкт Петербурге выпускал научную, детскую и художественную литературу (в том числе переводную), журналы “Вокруг света”, “Задушевное слово” и др. В 1882… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Основатель петербургской книгоиздательской и книгопродавческой фирмы (1826 1883). С 1848 г. занимался издательской деятельностью. Издал до 200 книг, главным образом, детских, учебных, а также предпринимал роскошные иллюстрированные издания.… … Биографический словарь

    Вольф Маврикий Осипович - (Болеслав Маурыцы) (1825 83) рус. польский либерально демократич. книгоиздатель. Род. в Варшаве, сын врача. В 1853 открыл в С. Петербурге собств. Универсальную книжную торговлю, в 1856 приобрел типографию. Издавал книги по разл. отраслям знания … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Маврикий Осипович Вольф (12 (24 ноября) 1825, Варшава 19 февраля (3 марта) 1883, Санкт Петербург) русский издатель и книгопродавец, ставший, по мнению современников, «первым русским книжным миллионером». Получил выучку в лучших книжных магазинах… … Википедия

Книги

  • Известия книжных магазинов Т-ва М. О. Вольф по литературе, наукам и библиографии и Вестник литературы. № 1, январь 1917 г. , . Петроград, 1917 год. Товарищество М. О. Вольф. Иллюстрированный журнал. Типографская обложка. Сохранность хорошая. Историко-литературный и критико-библиографическийиллюстрированный…