Абстрактное отвлеченное мышление является вербальным. Особенности и признаки абстрактного мышления. Понятие абстрактно-логического мышления

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Наш мир полон удивительных вещей, и существует он по своим законам, нередко не поддающимся логике и рациональному уму. Оперируя лишь точными знаниями и инструкциями, мы можем упустить из виду многое из того, что еще не изведано и хранит в себе тайну. И именно тогда, когда человек соприкасается с тем, что ему неизвестно, у него активизируется абстрактное мышление, позволяющее рассуждать, делать какие-то умозаключения, строить догадки. Этот вид мышления очень важен, но чтобы понять, почему это так и что он вообще собой представляет, необходимо углубиться в его описание, формы и виды, примеры и методы развития. Этим мы и займемся.

Суть и польза абстрактного мышления

Способность человека мыслить, если говорить кратко, позволяет ему формировать видение мира, разрешать множество жизненных ситуаций, достигать успехов и вообще быть человеком. Мыслить же можно точно и обобщенно. Точным мышлением мы оперируем, когда у нас есть какие-то знания и данные, когда мы ясно понимаем происходящее. А обобщенное мышление начинает работать в любой противоположной ситуации. Тогда мы догадываемся, предполагаем, делаем общие выводы. Говоря проще, обобщенное мышление и есть мышление абстрактное.

Если говорить научно, абстрактное мышление – это особый вид познавательной активности, когда человек начинает рассуждать в общих чертах, отходя от конкретики. Здесь картина чего-либо рассматривается целиком, а точность и детали не затрагиваются. Это в свою очередь позволяет отойти от догм и правил, расширить границы и посмотреть на ситуацию с разных ракурсов, найти неординарные способы решения какой-либо проблемы.

В большинстве обыденных ситуаций люди исходят из конкретных знаний. Например, парень сидит на лавочке у подъезда и щелкает семечки. Сразу можно подумать, что он лоботряс, и не желает заняться делом. И в этом случае основой наших рассуждений являются собственные представления о происходящем. Однако как может быть в действительности?

Парень возвращался домой после тяжелой смены на работе, где сутки патрулировал территорию строящегося объекта. У него предстоит выходной и он волен делать, что угодно, в том числе и отдохнуть, щелкая семечки на скамейке. А могло бы и так, что у него дома состоялась ссора, а он только , и поэтому, дабы не возобновлять вредную привычку, купил семечки и обдумывает случившееся в их компании. Варианты событий могут быть самыми разными, и если отойти от конкретики (парень сидит и щелкает семечки), можно абстрагироваться и взглянуть на событие с разных точек зрения и найти немало любопытного.

Мысля абстрактно, человек мыслит как бы приблизительно, что очень полезно в повседневных ситуациях, заводящих его в интеллектуальный тупик, т.е. когда он затрудняется с поиском выхода или решения, составлением объективного мнения. Абстрагирование позволяет находить во всем то, что было незаметным прежде.

Важно отметить, что абстрактное мышление часто называют также и абстрактно-логическим мышлением. Это уточнение характерно для ситуаций, в которых человек логически оперирует абстракциями – единицами конкретных закономерностей, вычлененных ранее из «представляемых», «воображаемых» или «отвлеченных» качеств какого-либо явления или предмета. Иначе говоря, человек использует то, что не может увидеть, услышать или потрогать.

Наиболее ярко абстрактно-логическое мышление проявляется в математике, объясняющей явления, отсутствующие в физической природе. К примеру, нет такого явления, как цифра «4», и человек просто понимает, что имеются в виду четыре одинаковые единицы. Сама же цифра была выдумана людьми, чтобы упростить определенные явления. По мере развития и прогресса человечество стало вынуждено применять несуществующие по сути понятия.

Есть и еще один хороший пример – это человеческий язык. Самих по себе в природе нет лексических единиц, таких как буквы, слова и предложения. Но люди создали алфавит и вытекающие из него явления, чтобы упростить выражение своих мыслей и облегчить их передачу. Благодаря этому сегодня мы можем находить общий язык друг с другом, ведь каждый из нас понимает, что означает то или иное слово, способен распознавать буквы и строить предложения. Поэтому, кстати, абстрактное мышление и речь тесно взаимосвязаны.

Абстрактно-логическое мышление необходимо нам в ситуациях, где есть некоторая неопределенность, непонятность и неизвестность, и, опять же, когда возникает интеллектуальный тупик. Думая абстракциями и , мы способны находить то, что есть в окружающей действительности, и подыскивать этому определение.

Таким образом, мы можем выделить несколько полезных практических возможностей, которыми наделяет человека абстрактное (абстрактно-логическое) мышление:

  • отвлечение от рамок обстоятельств и отделение от предмета или явления отдельных признаков;
  • оценка предметов и явлений и их сравнение;
  • обобщение и конкретизация предметов и явлений;
  • нахождение соответствий между общим и частным;
  • систематизация и классификация знаний;
  • извлечение нужного и отсекание лишнего для конкретных ситуаций;
  • анализ происходящего;
  • вычленение отдельных составляющих событий;
  • соединение разрозненных сведений в общую картину.

Любая из этих мыслительных способностей уже есть у каждого из нас, но развита и проявляется в разной степени. Однако их можно успешно совершенствовать, чтобы получать больше практической пользы. Поэтому развитие абстрактного мышления очень актуально. Впрочем, об этом мы поговорим совсем скоро, а пока давайте еще немного разберемся с видами абстракций и формами абстрактного мышления. Но прежде чем продолжить, предлагаем пройти занятный видеотест на абстрактное мышление.

Виды абстракций

Как вы помните, абстрактно-логическое мышление предполагает манипуляции с абстракциями (единицами конкретных закономерностей). И чтобы приблизиться к пониманию абстрактного мышления и его механизма, необходимо рассказать о видах абстракций и их целях.

Есть шесть видов абстракций:

  • изолирующая абстракция – позволяет выделять компоненты явлений, на которых сфокусировано внимание;
  • обобщающая абстракция – позволяет выделять общую характеристику в конкретном явлении, отсекая индивидуальные особенности;
  • конструктивизация – позволяет придавать более четкие формы явлениям с «размытыми» границами;
  • идеализирующая абстракция – позволяет замещать реальные свойства явления идеальным шаблоном, исключающим недостатки;
  • абстракция актуальной бесконечности – позволяет определять бесконечные множества как конечные;
  • примитивно-чувственная абстракция – позволяет выделять одни свойства явления и игнорировать остальные.

Кроме того, абстракции разделяются еще и по целям:

  • формальные абстракции – необходимы для рассмотрения явлений, исходя из внешних проявлений, без этих явлений не существующих;
  • содержательные абстракции – необходимы для выделения из явлений свойств, способных существовать и вне этих явлений – автономно.

Оперируя абстракциями всех видов (и благодаря возможностям, которые они дают) мы можем «отбирать» из окружающего мира то, что нельзя распознать с помощью естественных органов чувств.

Общие закономерности всех явлений передаются посредством особых языковых выражений. С ними нам уже не нужно каждый раз выявлять разные понятия, ведь о них мы узнаем с самого начала жизни – от родителей, воспитателей, учителей и т.д. И именно здесь нужно сказать о формах абстрактного мышления.

Формы абстрактного мышления

При абстрактном мышлении человек оперирует разными знаниями и мыслительным опытом. Со временем все это пришло к определенной системе. Множество явлений мира неподвластны зрению, слуху или осязанию (а про некоторые можно сказать, что они вообще не существуют как таковые). Но такие явления есть часть человеческой жизни, а потому должны иметь хоть какую-то форму.

Существует три основных формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение. Скажем о них вкратце.

Понятие

Понятие – это мысль, передающая общее свойство различных явлений. Свойства могут различаться, но быть однородными и схожими, что позволяет объединять их в одну группу. Возьмем, к примеру, автомобиль. Это может быть внедорожник, седан или хэтчбэк; у разных машин разная форма, цвет, характеристики. Но их общая особенность в том, что у всех есть колеса, двигатель, коробка передач и т.д., и в том, что на них можно ездить. Вот эти признаки (конструкция, предназначение) и позволяют относить свойства к одной группе.

И таким вещам нас учат еже с пеленок. Мама говорит о «коте», а мы сразу понимаем, что это мяукающее и мурлыкающее четырехногое животное с хвостом и т.п. Кошки бывают и разных пород и окрасов, но у всех есть общие признаки, по которым они относятся к общему понятию «кот» или «кошка».

Суждение

Суждение человек использует, намереваясь подтвердить или опровергнуть что-либо. Оно может быть простым или сложным. Вот простое – «кот мяукает» – его можно выразить конкретно и однозначно. А вот сложное – «кот начал мяукать, потому что он голодный» – его можно выразить несколькими повествовательными предложениями.

Также суждения бывают истинными и ложными. Истинные отображают действительное положение дел и основываются, как правило, на отсутствии индивидуальной оценки человека, т.е. он судит объективно. Ложным суждение становится тогда, когда человек проявляет свою заинтересованность, основываясь при этом на личных доводах, а не на том, что происходит в действительности.

Умозаключение

Умозаключение является мыслью, формируемой двумя и более суждениями. Это новое – более сложное суждение. Любое умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылкой служит начальное суждение, выводом – логическое размышление, приводящее к заключению.

Три этих формы абстрактного мышления составляют его основу. Всеми абстракциями мы оперируем с их помощью. Но того, о чем мы сказали (формы и виды абстрактного мышления и абстракций, их цели и т.д.) может быть не совсем достаточно для понимания абстрактного мышления и его особенностей, т.к., по сути, все это теория. Поэтому есть смысл отдельно поговорить о конкретных примерах.

Примеры абстрактного мышления

Ярчайшим примером абстрактного мышления можно назвать точные науки, такие как астрономия, физика и математика и т.д. Чаще всего оно служит их базой. Как таковых цифр и формул человек не видит, зато умеет вычислять, измерять, считать, объединять объекты в группы и находить их количество.

То же самое касается и самой жизни. Что есть жизнь? Это когда существует тело, в котором функционирует сознание. Точного определения понятию «жизнь» мы дать не можем, но умеем с точностью сказать, когда жив человек, а когда мертв.

Абстрактное мышление проявляется не менее явно, когда мы устремляем взор в будущее. Мы не знаем, что нас ждет, но у нас есть , стремления и желания. Если бы мы не могли мечтать и фантазировать, мы не были бы в состоянии строить планы на будущее. Теперь же мы прилагаем усилия к достижению результатов. Наше движение по жизни имеет направленность. Абстрактное мышление дарит нам тактику и стратегию, ведущие к желанному будущему. Этой реальности пока что нет, но мы стараемся сделать так, чтобы она соответствовала нашим представлениям.

Рассматривая примеры абстрактного мышления, нельзя не вспомнить об идеализации. Многие идеализируют и мир, в котором живут, и людей, которые их окружают. Есть, например, мужчины, которые грезят «обладать» женщиной, и при этом даже не думают о том, что обладать можно лишь неживым объектом или немыслящим существом. Есть и женщины, ждущие «принца на белом коне» и не обращающие внимания на то, какими многие «принцы» являются в реальной жизни.

Есть и отличный пример ложных суждений. Вновь коснемся отношений: некоторые женщины считают, что все мужчины «плохие», но в основе этого суждения лежит горький опыт – ситуации, в которых мужчины предавали этих женщин. В любом случае женщина выделяет мужчин в качестве отдельного класса со своими конкретными свойствами, а потому она и может приписывать всем им то, что проявилось в одном представителе.

Из ложных суждений, ко всему прочему, часто вырастают ложные умозаключения. Например, дом могут назвать «неблагополучным» из-за неисправной проводки, плохого отопления, недоброжелательных соседей. Опираясь на свой эмоциональный дискомфорт, возникающий в текущих условиях, человек делает однозначные суждения, из которых формируются выводы, образующие заключение, искажающее реальность – ведь дом-то вполне может быть «нормальным», просто нужно довести в нем все до ума.

Подобных примеров можно приводить множество, но все они скажут, что абстрактное мышление (включая проистекающие из него ложные суждения и умозаключения) составляет колоссальную часть нашего каждодневного мыслительного процесса. У всех оно проявляется по-разному, и всегда будут компоненты, требующие развития. Кто-то может хорошо систематизировать информацию, но затрудняться с вычленением отдельных элементов событий. Кто-то может идеально находить соответствия между частным и общим, но с трудом конкретизировать что-то и т.д. И чтобы натренировать свой мозг и повысить улучшить интеллектуальные способности, нужно развивать абстрактное мышление.

Зачем развивать абстрактное мышление?

Начнем с малого: абстрактное мышление, постоянно присутствуя в нашей жизни, начинает формироваться уже с раннего возраста. Вспомните, как, будучи детьми, вы фантазировали и выдумывали всякие небылицы. Так развивалось ваше абстрактное мышление, с помощью которого вы абстрагировались от чего-то конкретного и начинали проделывать всяческие манипуляции с его свойствами.

В школьные годы этот навык помогал вам в освоении математики и других точных наук. Затем – в институте или университете с его помощью вы решали многие абстрактные задачи. И, наконец, уже в профессиональной сфере абстрактное мышление позволяет вам оперировать огромными массивами данных, множеством задач и их свойств, разделять их на группы по разным параметрам, решать проблемы и даже находить взаимосвязь между тем, что вы делаете и .

Тайм-менеджмент, инженерия, философия, психология, писательское искусство – это лишь несколько областей, где задействовано абстрактное мышление. В дополнение к этому исключительно с его помощью вы можете мечтать о будущем и строить планы, размышлять о боге и любви, использовать чувство юмора и шутить, создавать нечто новое. Всего просто не перечислить, да и есть ли в этом смысл?!

Абстрактно-логическое мышление делает человека разумным существом и помогает видеть то, чего «нет», создавать космос в хаосе и познавать явления окружающего мира. Значение этих способностей переоценить невозможно, и даже их вполне хватает, чтобы понять, зачем нужно развивать абстрактное мышление, – чтобы достигать во всем лучших результатов, повышать уровень интеллекта, добиваться успеха и покорять новые вершины. Но удивительнее всего то, что для этого подходят совершенно простые способы.

Развитие абстрактного мышления

В этом блоке мы хотим коротко рассказать о том, как развивать абстрактное мышление у детей и у взрослых. Учитывая, что способы его развития в этих случаях будут различаться, поговорим о них отдельно.

Развитие абстрактного мышления у детей

Несмотря на то, что абстрактное мышление развивается у ребенка автоматически, родители могут создавать для улучшения этого процесса специальные условия. Рекомендуется начинать занятия с первых лет жизни, когда детский мозг формируется и растет. Основная задача – помочь ребенку перейти от операций с конкретными предметами к работе с отвлеченными понятиями, а также максимально расширять его кругозор.

Вот несколько подходящих для этого упражнений:

  • Возьмите альбомный лист и разлейте на нем немного гуаши или чернил, чтобы получилась клякса. Нужно вместе с малышом сделать из этой кляксы какой-то рисунок, к примеру, веселую рожицу или смешного человечка.
  • Придумывайте вместе с ребенком необычные названия и имена. Можно подобрать в Интернете изображение и придумать к нему не меньше трех интересных названий. Необычные имена можно составлять для животных и даже людей.
  • Ставьте вместе с ребенком небольшие театральные постановки. Создавайте из подручных средств костюмы и прочий реквизит. Абстрактное мышление у детей отлично развивают игры в театр теней.

Вместе с этими упражнениями разгадывайте со своим ребенком головоломки, ребусы, загадки и анаграммы. Играйте в и шахматы, собирайте паззлы и подбирайте ассоциации. Изначально у малыша могут возникать затруднения с выполнением заданий, но уже совсем скоро его абстрактное мышление будет развиваться очень быстро, причем намного быстрее, чем у взрослого человека.

Развитие абстрактного мышления у взрослых

Развивать абстрактно-логическое мышление у взрослого немногим сложнее, чем у ребенка. Дело в том, что мышление взрослого уже сформировано и стало менее гибким. Новые знания воспринимаются и усваиваются труднее. Но и это не помеха, если выполнять специальные упражнения на и умения думать абстрактными категориями:

  • Закройте глаза и как можно ярче представьте всех, с кем пришлось общаться в течение дня. Делайте это во всех подробностях: вспоминайте одежду, тембр и громкость голоса, жестикуляцию, выражение лица. Одновременно с этим вспоминайте свои ощущения в процессе общения с людьми.
  • Закройте глаза и начните представлять разные эмоции: радость, ужас, страх, умиление, тревогу, недоверие и т.д. Создавайте в воображении образ эмоции без конкретного объекта.
  • Закройте глаза и представьте образ интересующей вас идеи, понятия или термина. Пытайтесь отследить возникающие при этом ассоциации, ощущения и символы. Для выполнения упражнения замечательно подходят такие абстрактные явления как бесконечность, энергия, свобода, космос, религиозность и т.д.

В дополнение к предложенным упражнениям подходят все те же головоломки, ребусы, судоку; занимайтесь рисованием и придумывайте несуществующие слова и выражения. А еще попробуйте читать книги необычным образом – задом наперед, в перевернутом виде, наискосок и т.п.

Также обратите внимание на книги по абстрактному мышлению. Среди самых популярных можно выделить «Абстрактное мышление» Кирилла Берендеева, «Интеллект-тренинг» Андрея Родионова, «Развивайте интеллект» Филипа Картера, «Научите себя думать» Эдварда де Боно, «Правила мозга» Джона Медины и .

Учитесь думать абстрактно. Если бы мы не умели этого делать, вряд ли бы появился первый самолет или автомобиль, не было бы многих открытий и ошеломляющего технического прогресса. Все это происходит из человеческой способности к воображению, фантазированию, выходу за границы разумного и привычного. Умея мыслить абстракциями, каждый из нас легко перестраивается и адаптируется к обстоятельствам, находит выходы из ситуаций и решает проблемы, творит и создает, думает, рассуждает, анализирует и прогнозирует.

Впрочем, думаем, что вам будет полезно познакомиться еще и с профессиональной точкой зрения на абстрактное мышление. В видео, размещенном ниже, о его важности рассказывает профессор Высшей школы экономики, доктор физико-математических наук, преподаватель и консультант по стратегическому менеджменту и корпоративному управлению Геннадий Николаевич Константинов. Желаем приятного просмотра и, конечно же, успешного в любом важном для вас направлении!

В процессе познания мира человек столкнулся с точными значениями, величинами, определениями .

Однако для того, чтобы составить полную картину того или иного явления, этого часто оказывается недостаточно.

Более того – часто приходится оперировать неизвестными или неточными данными, обобщать и систематизировать информацию по каким-либо отдельным свойствам, строить различные гипотезы и догадки.

Именно в таких случаях человек пользуется абстрактным мышлением.

Абстракция – что это в психологии?

Абстракция – это такой процесс познания, при котором происходит отвлечение от несущественных свойств, параметров, связей явлений или предметов с целью выявить их более важные обобщающие закономерности.

Иными словами, это обобщение, которое можно сделать над предметами или явлениями, процессами, отвлекаясь от некоторых их свойств.

С абстракцией связаны следующие понятия:

  1. Абстрактная логика. Она отражает способность человека рассуждать, мыслить, строить высказывания, оперируя не конкретными данными, а понятиями.
  2. Абстрактные образы – это образы, не соответствующие какому-либо реальному предмету.
  3. Абстрактные умозаключения – мысль, которая была сформирована на основе нескольких суждений о чем-либо.

Понятие абстрактного мышления

Что такое абстрактное мышление простыми словами? Что значит абстрактно мыслить?

Прежде, чем подробно рассмотреть абстрактное мышление, следует учесть, что существуют следующие типы мышления:


При этом всю мыслительную деятельность человека можно представить в виде следующих умственных операций:

  1. Анализ . Разобщение целого на части. При этом познание целого достигается путем более тщательного изучения отдельных его частей.
  2. Синтез . Соединение разобщенных частей в одно целое.
  3. Обобщение . Выделение общих признаков, которые присущи явлениям или предметам, с последующим объединением их на этой основе.
  4. Классификация . Разобщение и группировка явлений или предметов на классы (группы) на основе как общих признаков, так и их отличий.
  5. Абстрагирование . Определение свойств явлений или предметов, основываясь на их общих признаках при единовременном отвлечении от иных определенных их качеств, которые несущественны в данной ситуации.

Говоря обычными словами, абстрактное мышление задействуется, когда человек не располагает какой-либо точной информацией, наглядными примерами, не контактирует с реальными предметами, но вынужден строить догадки и делать определенные выводы.

Такое мышление присуще ученым-теоретикам, математикам, экономистам, программистам.

Они усваивают информацию в виде числовых значений, кодов и преобразовывают ее при помощи формул и математических операций – то есть, работают с тем, что невозможно увидеть, осязать, услышать, воспринять с помощью органов чувств.

Формы

Существуют такие формы абстрактного мышления:

  1. Понятие . При этой форме мышления определяется общее свойство, присущее предметам, имеющим также и некоторые отличия. Например – телефон. Телефоны могут быть сенсорными, кнопочными или даже дисковыми, быть изготовлены из различных материалов, иметь совершенно различные дополнительные функции – фонарик, камеру или ИК-порт, но, абстрагируясь от этих отличий, можно выделить их общую функцию – совершать звонки.
  2. Суждение . Цель суждения – получить чему-либо подтверждение или опровержение. При этом суждение может быть как простым, так и сложным. В чашке нет воды – данное суждение простое. Оно однозначное и краткое, в нем нет никаких дополнительных действий или явлений. Пример сложного суждения – чашку опрокинули, из нее вылилась вода.
  3. Умозаключение . Эта форма представляет собой мысль, основывающуюся на двух и более суждениях.

    Умозаключение включает в себя три этапа – предпосылку (исходные суждения), вывод (логический мыслительный процесс над исходными суждениями) и заключение (сформированное окончательное суждение).

Примеры

Наглядный пример абстрактного мышления – математика .

При решении примеров мы оперируем только лишь цифрами, не имея представления, о каких предметах идет речь – имея ввиду только какую-то цифровую величину.

Тем не менее, совершая с этой величиной определенные действия и приходя к какому-то выводу.

Также абстрактное мышление проявляется при планировании. Человек ставит перед собой какие-либо цели, просчитывает собственные возможные шаги и ситуации, к которым они приведут.

В этом случае предполагаемая ситуация не существует в реальности, однако на основе умозаключений жизнь человека становится более предсказуемой, целенаправленной и организованной.

И все же абстрактное мышление не всегда приводит к верной оценке ситуации.

Например , женщина, которая получила негативный опыт общения с несколькими партнерами-мужчинами, может сделать суждение о том, что все представители мужского пола обладают определенными – , грубостью, безразличием.

Как развить?

Применение ребенком абстрактного мышления начинается еще в дошкольном возрасте .

Как правило, это совпадает с тем временем, когда он начинает говорить.

Он сравнивает свои игрушки, находит отличия одного вида животных от других, учится писать и считать.

В школьный период уверенно мыслить абстрактно уже является необходимостью, так как появляются такие предметы, как математика, физика.

При этом, чем больше внимания было уделено развитию абстракции в детстве, тем более легко человек использует данный тип мышления и во взрослом возрасте.

Развитое абстрактное мышление дает человеку следующие преимущества :

  1. Отражение мира без потребности контакта с реальными предметами . Человек может оперировать с какими-либо данными без необходимости использовать органы чувств.
  2. Обобщение явлений. Это дает возможность более эффективно получать и использовать собственные знания в различных ситуациях. Человек получает какую-либо информацию, обобщает ее с уже имеющимися знаниями и впоследствии лучше ее запоминает и извлекает из .
  3. Четкое изложение мыслей. Мыслительные процессы могут протекать даже без внутреннего диалога, однако конечное суждение легко преобразовывается в речь.

Хотя большое значение имеет развитие абстрактного мышления в детстве, даже взрослому человеку возможно натренировать его, выполняя определенные упражнения .

Важно, чтобы они имели систематический характер – только постоянные занятия могут привести к ощутимым результатам.

Задачи

Задачи на абстрактное мышление:

  1. Придумывание оксюморонов . Следует придумать несколько фраз, в которых слова будут противоположными по смыслу – например, черный снег, холодный огонь, яркая тьма.
  2. Обратное чтение. Для этого упражнения требуется прочесть художественную книгу по главам в обратной последовательности, пытаясь определить, чем именно началось повествование в книге, что предшествовало тому или иному событию.

    Это достаточно тяжелое упражнение, поэтому лучше всего брать произведения с простым сюжетом.

  3. Функции предметов. Следует придумать максимально возможное количество способов применения той или иной вещи – например, на листе бумаги можно написать письмо, сделать из него конверт, разжечь с его помощью костер и т. п.
  4. Анализ общения. Вечером нужно представить людей, с которыми вы общались в дневное время, при этом вспоминая не только содержание разговора, но и тон, позу собеседника и его жесты, выражение лица, окружающую обстановку – и воспроизвести диалог в памяти максимально детально.
  5. Начальная буква. Следует написать любую букву на листе бумаги и за определенный временной промежуток попытаться вспомнить максимальное количество слов, начинающихся на эту букву.

Абстрагирование

Абстрагирование в психологии – это такой фокус внимания человека на ту или иную ситуацию, при котором он воспринимает ее из третьей позиции, то есть, не участвуя в ней, находясь над ней.

Абстрагирование задает общее направление, помогает правильнее сформулировать цель , отбросить несущественные факторы в ситуации, сконцентрировав внимание на более важных нюансах.

Недостаточное умение абстрагироваться от ситуации может привести к , чувству морального неудовлетворения, низкой и проблемам с коммуникацией.

Как научиться абстрагироваться?

Применяя не очень сложные психологические приемы, можно научиться абстрагироваться от того, что может мешать вам поставить собственные цели и достигнуть их:

От общества

Длительное пребывание в одном и том же обществе может негативно сказываться на человеке как на личности – постепенно в его жизнь входят этого общества, шаблоны мышления и восприятие тех или иных ситуаций. Это уменьшает гибкость поведения и реагирования в различных ситуациях.

Для того, чтобы абстрагироваться от общества, попробуйте дольше оставаться в одиночестве. При этом постарайтесь не вспоминать ваше окружение. Сконцентрируйте внимание на ваших собственных желаниях.

Выберите то занятие, которое вам больше по душе – прогулка по лесу, собирание грибов, рыбалка, медитация, чтение книги – такое, которое не требует присутствия рядом другого человека.

Смените род деятельности – новые впечатления заставят вас отвлечься от привычных шаблонов и переключиться на ваше собственное восприятие.

От человека

Некоторые люди, несмотря на то, что не воспринимаются нами как неприятные, могут значительно влиять на наше .

При этом на наши собственные идеи и желания могут накладываться желания этого человека.

Для того, чтобы абстрагироваться от какого-то определенного человека, можно на время поменять круг общения .

Желательно, чтобы новые знакомые симпатизировали вам, а общение доставляло .

Проанализируйте, чем данный человек отличается от ваших новых знакомых и определите отличия. Также можно побыть в одиночестве , занимаясь своим любимым делом.

От неприятных людей

Бывает, что приходится находиться в обществе неприятных вам людей, избежать которого не удастся – например, . При этом действия или поведение данных людей могут мешать сконцентрироваться на выполняемой задаче.

Для того, чтобы абстрагироваться от них, не пытайтесь исключить их из своего внимания, не воспринимайте их речь как то, что можно прекратить, а представьте, что это фоновый шум, который может исчезнуть сам собой.

Как, например, вы можете часто не слышать тиканья часов или не вдумываться в то, что происходит на экране постоянно включенного телевизора.

От ситуации

В затруднительных ситуациях ваши мысли могут путаться, а эмоции мешать принятию рассудительного хладнокровного решения .

В таких случаях нужно сосредоточиться на дыхании и сосчитать, например, до десяти.

Верная оценка может прийти только со временем.

Также попытайтесь представить себе, что вы находитесь вдали от данного места, или что ситуация происходит с другим человеком . Попробуйте откинуть незначительные отвлекающие детали, сконцентрировав внимание на самых важных вопросах.

Помочь научиться абстрагироваться может привычка планировать свои дела заранее, четкая постановка цели и следование ей.

В любой ситуации пытайтесь выделить важные и второстепенные моменты – возможно, для этого сначала придется проанализировать несколько случаев и выписать выводы в блокнот. Учитесь последовательности – не стремитесь выполнить несколько дел одновременно.

Абстрактное мышление используется нами во многих жизненных ситуациях, поэтому нельзя игнорировать умение быстро и правильно мыслить абстрактно.

Примите за должное, что мыслительные процессы сходны со спортивными физическими упражнениями – регулярные занятия помогут вам значительно развить ваши способности .

Об абстрактном мышлении человека в этом видео:

Мышлением в психологии называют познавательный процесс, при котором обобщённо и опосредованно отражается действительность. Опосредованно – значит, познавая одни свойства через другие, неведомое – через известное.

В процессе развития психики человек проходит сложный путь, продвигаясь от конкретного мышления ко все более абстрактному, от предметного ко внутреннему, классифицируя мышление по форме. В психологии различают:

— Наглядно-действенное

— Наглядно-образное

— Образное

— Абстрактно-логическое мышление.

Это своего рода ступени развития человека.

Ребёнок познаёт мир, исследуя предметы на ощупь, на вкус, разбирая, ломая, рассыпая, бросая, наблюдая и т.д., то есть через практические действия. Это – проявления наглядно-действенного мышления, его период примерно от 1 года и до 3 лет.

В дальнейшем подключается наглядно-образное мышление, которое все ещё основано на практическом исследовании реальности, но уже использует образы, которые и создаёт, и хранит. Эти образы могут не опираться на конкретные ощущения (например, сказочные герои). Это – мышление, представленное в виде образов и представлений, основанных на зрительном, тактильном, слуховом восприятии. Пик наглядно-образного мышления приходится на возраст примерно от 4 до 7 лет, но сохраняется он и у взрослых людей.

Следующая ступень – образное мышление. На этом этапе образы рождаются с помощью воображения или извлекаются из памяти. В случае использования образного мышления задействуется правое полушарие мозга. В отличие от наглядно-образного мышления, в образном широко используются словесные конструкции и отвлечённые понятия.

Наконец, при абстрактно-логическом мышлении используются символы, цифры и отвлечённые понятия, которые не воспринимаются органами наших чувств.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление занимается поиском и установлением общих закономерностей, присущих природе и человеческому обществу. Его цель – отражение через понятия и широкие категории неких общих связей и отношений. В этом процессе образы и представления второстепенны, они лишь помогают более точному отражению.

Благодаря развитию абстрактного мышления мы можем воспринимать общую, целостную картину явлений и событий, не зацикливаясь на деталях, абстрагируясь от них. Идя этим путём, можно выйти за границы привычных правил и совершить прорыв, открыв нечто новое.

Развитию абстрактного мышления во многом способствовало создание языковой системы. Слова закреплялись за предметами, абстракциями и явлениями. Смысл, заложенный в словах, становилось возможным воспроизводить независимо от ситуаций, связанных с этими предметами и их свойствами. Речь позволяла включать воображение, представлять в сознании то или иное и закреплять навыки воспроизведения.

Абстрактное мышление отражает реальность в форме понятий, суждений и умозаключений.

Понятие отражает и объединяет предметы, явления и процессы через какие-либо существенные признаки. Оно стало первичной и преобладающей формой мысленного абстрактного отображения событий. Примеры понятий: «волк», «студент 1 курса», «высокий юноша».

Суждения либо отрицают, либо подтверждают явления, предметы, ситуации и т.д., раскрывают наличие или отсутствие между ними каких-либо связей, взаимодействий. Они бывают простыми и сложными. Пример простого: «девочка играет в мяч», сложного – «луна вышла из-за туч, поляна осветилась».

Умозаключения – мыслительный процесс, позволяющий сделать совершенно новые выводы из существующего суждения (или из суждений). Например: «Всё березы осенью сбрасывают листву, я посадил березу, следовательно, она тоже осенью будет сбрасывать листву». Или классическое: «Все люди умирают, я – человек, следовательно, я тоже умру».

Абстрактно-логическое мышление через логические операции с понятиями отражает взаимосвязи, отношения между предметами и явлениями в мире, который нас окружает. Оно благоприятствует поиску необычных решений самых разных задач, адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Существуют некоторые особенности, присущие абстрактно-логическому мышлению:

— Знание понятий и критериев, как существующих, так и лишь предположительно существующих в реальном мире и умение ими пользоваться.

— Умение анализировать, обобщать и систематизировать информацию.

— Умение выявлять закономерности окружающего мира даже без непосредственного взаимодействия с ним.

— Умение формировать причинно-следственные связи.

Абстрактно-логическое мышление – основа процесса обучения, и оно применимо в любой осознанной деятельности, как в науке, так и в быту.

Развитие абстрактного мышления происходит в детстве, и очень важно уделять ему должное внимание. В одной из последующих статей мы расскажем о том, как развить абстрактно-логическое мышление у ребёнка-дошкольника.

Гибкий ум и восприимчивость ребёнка в раннем возрасте делают этот период наиболее оптимальным для занятий. Однако, и взрослый человек может развивать свои способности, логические навыки, совершенствовать смекалку и сообразительность. Абстрактно-логическое мышление помогают развивать упражнения на выявление закономерностей, объединение слов на основе общего признака, любые логические задачи.

Доказано, что до глубокой старости мы можем развивать способности своего мозга, улучшая такие его функции как мышление, внимание, память, восприятие. Занятия можно проводить в увлекательной форме, с помощью .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Каждый человек примерно понимает, что такое абстрактное мышление, но зачастую лишь интуитивно путается в связях между абстракцией, абстрагированием, размышлением.

Что понимается под абстрактным мышлением? Зачем оно нужно и почему мы не можем обойтись конкретным? Какие формы абстрактного мышления обычно выделяют? Что сделать для развития способности мыслить? Какие вещи не относятся к данному виду мышления? На все это, я постараюсь сегодня вам ответить.

Для более легкого восприятия сегодняшней темы, я рекомендую начать с просмотра короткого ролика.


Первое, что приходит в голову, когда у меня спрашивают об этом мышлении (психологи еще называют его теоретическим, понятийным ): это мышление с использованием абстрактных понятий. Но, ответив таким образом, мы абсолютно ничего не поймем ни про мышление, ни про то, какие понятия можно назвать абстрактными.

Итак, абстрактное мышление – это психологический процесс, в ходе которого человек осуществляет поиск решения проблемы, применяя понятия и выполняя действия в уме, но не обращаясь к опыту или к органам чувств.

Почему мы не можем решать вопросы, исходя из окружающей реальности? Необходимо помнить, что те знания, которыми мы обладаем, слишком недостаточны. Мы постоянно сталкиваемся с неполнотой наших представлений о мире. Если бы мы опирались только на них, ничем хорошим бы это не закончилось. Абстракция помогает нам хотя бы примерно сориентироваться в ситуации, начать действовать. Таким образом, сначала чисто теоретическое переходит в практическое. В этом нам помогают следующие формы абстрактного мышления.

Понятие, суждение, умозаключение

С помощью понятия мы называем предмет или несколько предметов через его характерные признаки. Например, стул как мебель со спинкой, предназначенный на одного человека – это уже понятие. А вот любовь, смысл, боль, грусть – это уже не просто понятия. Они являются абстрактными: мы не можем их потрогать, пощупать.

Суждение содержит в себе утверждение о закономерностях мира и его взаимосвязях. Сегодня хорошая погода – это простое суждение. А вот сложное: «Сегодня нет дождя, а значит погода хорошая».

Умозаключение берет несколько связанных суждений, соединяет их, создает в результате новое. Вспомните у Рене Декарта: «Я мыслю; следовательно, существую».

Дар абстрактного мышления

Теоретическое умение мыслить помогает нам понимать друг друга, не теряться в разнообразии опыта: прежде чем сделать шаг, подумай! Оно также приближает нас на пару шагов к познанию истины. Все люди награждены даром мыслить понятийно, но не все одинаково умело это делают.

Развитие абстрактного мышления происходит в детстве, когда ребенок начинает познавать мир, знакомится основными понятиями. Уже в дошкольном возрасте необходимо помогать малышу: предлагать решать головоломки, отвечать на его каверзные вопросы об устройстве мира, давать возможность фантазировать.

Взрослый человек, который стремится лучше размышлять, может начать решать логические задачи. Они дадут очень быстрый эффект, а еще способны по-настоящему увлечь. В сети, например, каждый день появляется большое количество данеток, разгадывание которых будет полезным совместным времяпрепровождением.

Как ни странно, логика связана с творчеством, развитием воображения. Взгляните на облака. Они вам никого не напоминают? Поищите те, что похожи на фигуры животных или людей. Поделитесь своим открытием с близким. Это не просто развивает мышление, но еще сближает.

А давно ли вы в полуосвещенной комнате играли с тенями? А ведь это шуточное занятие тоже нешуточно развивает голову.

Характерные для абстрактного мышления признаки

Способность мыслить позволяет отказаться от лишних деталей, увидеть сложную ситуацию с новой стороны. А это значит, что повышается возможность совершить открытие. Или найти оригинальное решение проблемы, когда ситуация кажется безвыходной. Необходимо помнить, какие есть у абстрактного мышления особенности.

  1. Не привязано к органам чувств (чем и отличается от конкретного) . Чтобы получить свежую информацию, необязательно быть рядом с объектом наших мыслей. Достаточно опираться на свой опыт. Например, получив двойку, школьник уже знает, что его ждет дома.
  2. Обобщает различные предметы и выявляет закономерности окружающего мира. Обобщение упрощает информацию, ускоряет доступ к ней (за счет запоминания характерных признаков). Например, если нескольких людей одновременно попросить представить себе собаку, они нарисуют в воображении собак разных пород, но все представят именно этих животных с присущими им чертами.
  3. Тесно связано с речью – вербальным выражением мыслей. Мысли имеют свойство «звучать» у нас в голове. Именно язык является средством выражения и закрепления информации.

Если помнить об этих трех характеристиках, можно легко отличить те вещи, что не являются формой абстрактного мышления. Например, представление. Ведь оно неотрывно связано с восприятием наших органов чувств. Даже если в данный момент вы не находитесь с объектом рядом, когда-то вы находились и могли его изучить, а потом просто вспомнить. Представления о вкусе пищи, образе человека, о холоде или тепле не относятся к мышлению, они гораздо ближе к восприятию.

Как человек так думает?

Можно сколько угодно удивляться способности человека выстраивать сложные логические цепочки, размышлять о судьбах вселенной, но факт остается фактом: мы все действительно обладаем теоретическим мышлением. В этом, кстати, заключается одно из наших отличий от животных.

Человеческая любознательность, стремление постигнуть истину, выстроить полную картину реальности – все это мотивирует нас мыслить. А сами мысли вызывают в нас импульс перейти к практике, чтобы подтвердить их или проверить. Примеры абстрактного мышления всегда связаны с реальной жизнью. Это то, что мы привыкли делать:

  • размышлять о существовании бога,
  • спорить о настоящей любви,
  • изучать и применять богиню теории и логики – математику (данная наука полностью основана на абстрактных понятиях),
  • мечтать о будущем,
  • придумывать шутки, используя чувство юмора,
  • творить что-то новое.

И прочее… Все перечислить невозможно, да и надо ли?

Абстрактное мышление делает нас разумными. Оно делает нас зрячими без помощи глаз. Именно благодаря этому процессу у нас есть возможность познавать и создавать смыслы. А иначе как бы мы жили?


Буду рад, если статья запустила процесс вашего мышления и вы узнали что-то новое. Если понравилось, делитесь с друзьями в социальных сетях. Пусть огонек мысли не угаснет.

Всего доброго, с уважением Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Время на чтение: 2 мин

Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, другими словами способствующий абстрагированию от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом. Данный вид мыслительной деятельности субъектов способствует видению полноты картины, позволяя не фиксироваться на несущественных деталях.

Абстрактное мышление человека предоставляет возможность шагнуть за рубежи предписанных норм и сводов правил, что ведет к свершению новых открытий.

Развитие абстрактного мышления у с малых лет должно занимать главное место в детском формировании, поскольку подобный подход позволяет легче отыскивать неожиданные решения, отгадки и находить необычные выходы из возникших ситуаций.

Абстрактное мышление, таким образом является вариацией человеческого познания, представляющей собой выделение существенных качеств и взаимодействий предметов, отвлечение от остальных их качеств и связей, которые считаются частными и несущественными. Такое теоретическое обобщение способствует отражению ключевых закономерностей изучаемых объектов или феноменов, а также прогнозированию новых, ранее неизвестных закономерностей. Абстрактными объектами выступают неделимые образования, которые составляют содержание мыслительной деятельности человека, а именно умозаключения, математические элементы, конструкции, суждения, законы, понятия и т.п.

Абстрактно-логическое мышление

Людское мышление загадочный феномен, вследствие чего психологи постоянно стремятся его систематизировать, стандартизировать и классифицировать, акцентируя при этом абстрактно-логическую познавательную функцию. Такое внимание спровоцировано тем, что собственно данный тип мышления способствует нахождению нестандартных стратегий решений, повышая адаптационные навыки людей к неизменно меняющимся условиям.

Абстрагированием называют совершение мысленных акцентов, вычленение некоторых конструкций, элементов определенного множества и отстранение их от иных деталей такого множества. Абстрагирование является одним из основополагающих процессов умственного функционирования субъекта, позволяющим трансформировать в объект анализа различные качества предметов и опирающимся на знаково-символьное опосредствование. Данное теоретическое обобщение способствует отражению основных закономерностей изучаемых предметов или событий, анализировать их и прогнозировать качественно новые закономерности.

Потребность в абстрактном мышлении обусловлена обстоятельствами, при которых становятся очевидными отличия, возникающие между направленностью интеллектуальной проблемы и существованием явления в его определенности.

Абстракции могут быть примитивно-чувственными, обобщающими, идеализирующими, изолирующими, а также бывают абстракции актуальной бесконечности и конструктивизации.

Примитивно-чувственная абстракция состоит в отвлечении от некоторых свойств предметов и событий, выделении других их признаков (например, выделение конфигурации предмета, абстрагировавшись от его структуры и наоборот). Примитивно-чувственная абстракция неизбежно связана со всяким процессом восприятия.

Обобщающая абстракция направлена на создание обобщенного представления о явлении, отвлеченного от индивидуальных отклонений. Следствием такой абстракции является выделение общего свойства исследуемых предметов. Этот вид абстрактного мышления считается основополагающим в математической логике.

Идеализирующая абстракция или идеализация представляет собой замещение действительного эмпирического объекта идеализированной схемой, абстрагированной от реально существующих недостатков. Вследствие чего формируются понятия идеальных объектов, например, «прямая» или «абсолютно черное тело».

Изолирующая абстракция неразрывно взаимосвязана с функцией непроизвольного внимания, так как при этом можно выделить ту суть, на которой сконцентрировано внимание.

В отвлечении от невозможности фиксации каждого элемента беспредельного множества, другими словами бесконечные множества представляются в качестве конечных, заключается абстракция актуальной бесконечности.

Конструктивизация является отвлечением от расплывчатости пределов действительных объектов, то есть их «огрубление».

Кроме этого, абстракции можно разделить по целям на формальную и содержательную.

Выделение определенных свойств объекта, несуществующих сами по себе (например, форма или цвет) является формальной абстракцией.

Способ выделения не воспринимаемых чувственно свойств объектов посредством задания некоторого отношения по типу равенства на предметной области (например, тождества или эквивалентности).

На развитие абстрактного мышления у людей существенно повлияло возникновение и создание языковой системы для коммуникативного взаимодействия. Слова стали закрепляться за различными явлениями, абстракциями, что позволяло воспроизводить их содержательный смысл, который не зависел бы от ситуаций, касающихся соответствующих предметов, а также и их свойств. Речь предоставляет возможность вызывать произвольно и свободно представления в сознании и закреплять репродукционные навыки. Именно благодаря возникновению языковых систем облегчилось воспроизводство представлений и функционирование воображения. Первоначальной и превалирующей формой абстрактно-мысленного отображения предметов и событий является понятие. В процессе познавательной деятельности индивида одной из ключевых функций понятия является выделение, посредством представления в обобщенной конфигурации, предметов некоторой группы по некоторым конкретным (существенным) их признакам.

Понятие в качестве формы мысли, или в качестве мысленного образования является результатом обобщения объектов некоторой группы и мысленного определения этой группы по конкретной совокупности общих для объектов этой группы признаков и отличительных для них свойств.

Одинаковый предмет может быть одновременно вариацией чувственно-сенситивного суждения и формой понятия.

Непосредственно в понятиях могут заключаться существенные и неважные признаки предметов, необходимые, случайные, количественные и качественные. Кроме этого, понятия разнятся и по степени общности. Они могут быть менее общими или более общими, а также предельно общими. Понятия тоже подлежат обобщению.

Абстрактное мышление примеры ярчайшего его применения можно проследить в науке, ведь основой всякой научной деятельности является вначале сбор, а затем систематизация информации и знаний в различных областях.

Формы абстрактного мышления

Абстрактная мыслительная деятельность характеризуется несколькими особенностями. В первый черед абстрактное мышление человека носит целенаправленный характер и является активным, посредством него индивиды могут идеально преобразовывать предметы. Мыслительная деятельность позволяет выделять и фиксировать в объектах нечто общее, значимое и повторяющееся, то есть происходит отражение реальности через обобщенные образы.

Функция мышления опосредована чувственной информацией и прошлым опытом. Другими словами благодаря мышлению происходит опосредованное отображение действительности. Кроме этого, мыслительная функция нераздельно связана с языком. Он является средством формулирования, закрепления и трансляции мысли.

Абстрактное мышление человека – это деятельный процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

Понятиями называют мысли, отображающие общие и важные признаки предметов, событий и процессов реального мира. Они являют собой отображение единой мысли значимых свойств предметов. Понятие может распространяться на несколько либо на один класс однородных объектов и явлений, характеризующихся одинаковыми признаками.

Понятия делятся по объему и своему содержанию. В соответствии с объемом они могут быть пустыми и непустыми. Пустыми именуются понятия, объем которых составляет нуль. Непустые понятия характеризуются объемом, содержащим, как минимум, один реально существующий предмет. В свой черед непустые понятия классифицируются на общие и единичные. Единичными именуются понятия, относящиеся к совокупности объектов, если такая совокупность подразумевает единое целое. Общие понятия содержат в собственном объеме класс объектов, причем они применимы ко всякому элементу этого класса (например, звезда, государство).

Понятия общего плана подразделяются на регистрирующие и нерегистрирующие. Понятия, в которых масса содержащихся в них элементов может поддаваться учету, и фиксируются, называются регистрирующими. Регистрирующие понятия характеризуются конечным объемом.

Общие понятия, имеющие отношения к неконкретному количеству элементов, именуются нерегистрирующими. Нерегистрирующие понятия характеризуются бесконечным объемом.

В соответствии с содержанием понятия подразделяются на положительного характера и отрицательного, собирательной направленности и несобирательной, на безотносительные и соотносительные, конкретные и абстрактные.

Положительными именуются понятия, суть которых составляют качества, свойственные предмету, например, грамотный, верующий. Понятия, содержание которых показывает отсутствие определенных признаков у объекта, называются отрицательными, например, беспорядок.

Собирательными именуют понятия, в которых имеются ввиду признаки отдельной совокупности элементов, являющих целостность, например, коллектив. Содержание собирательного понятия невозможно отнести к отдельному его элементу. Несобирательными именуются понятия, в которых имеются ввиду свойства, характеризующие каждый его элемент, например, район или звезда.

Понятие, в котором подразумевается объект либо совокупность объектов, как нечто существующее самостоятельно, именуется конкретным, например, книга.

Абстрактным именуется понятие, в котором скрыто свойство предмета либо отношение между ними, например, смелость, дружба.

Безотносительными именуются понятия, отображающие объекты, существующие отдельно и вне их отношений с иными предметами, например, студент, закон.

Соотносительными являются понятия, хранящие в себе свойства, указывающие на связь одного понятия с другим, их отношения, например, истец – ответчик.

Суждением называется конструкция мыслительной деятельности, через которую раскрывается присутствие или отсутствие каких-нибудь взаимоотношений и связей между объектами. Отличительным признаком суждения является утверждение или отвержение какой-либо информации о всяком объекте. Оно бывает истинным и ложным. Соответствием действительности определяется истинность суждения, поскольку оно не имеет зависимости от отношения субъектов к нему, а поэтому носит объективный характер. Ложные суждения заключается в искажение объективных признаков и отношений объектов мысли.

Конструкция мыслительной деятельности, которая позволяет из одного либо пары суждений выводить качественно новое суждение, называется умозаключением.

Все умозаключения содержат в себе посылки, заключения и выводы. Отправные суждения, из которых выходит новое суждение, называются посылками умозаключения. Заключением именуется новое суждение, получаемое посредством произведения логических операций с посылками. Выводом же называется логический процесс, состоящий в переходе от посылок непосредственно к заключению.

Абстрактно-логическое мышление примеры прослеживаются практически в каждом мыслительном процессе – «судья Иванов не может в рассмотрении дела принимать участие, если он потерпевший". Из данного высказывания можно вывести суждение, являющееся посылкой, а именно «судья Иванов является потерпевшим». Отсюда следует заключение: «следовательно, судья Иванов участие в рассмотрении дела не может принимать».

Отношения логической последовательности, просматриваемой между заключением и посылками, предполагает присутствие содержательной взаимосвязи между посылками. Другими словами, если нет содержательной связи между суждениями, то заключение вывода будет невозможно.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»