План подгрупповых занятий на логопункте. Календарный план работы логопеда на логопункте. календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему. Основные направления коррекции ФНР

Паспорта логопедического кабинета

МБДОУ д/с «Алые Паруса»

Ф.И.О. учителя – логопеда

Брындина Наталия Петровна

Образование высшее.

В 2002 году окончила Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А.Шолохова, дефектологический факультет. Квалификация: учитель-логопед.

Стаж работы в данном учреждении – 1 год

График занятости логопедического кабинета

День недели

Понедельник

Коррекционные занятия

Консультации для родителей

по запросу

Правила пользования логопедическим кабинетом

    ключи от кабинета в двух экземплярах (один у логопеда, второй у заведующего);

    влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;

    ежедневно проводится проветривание кабинета;

    по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

Документация

    Положение о логопедическом пункте.

    Должностные инструкции логопеда.

    Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий.

    Паспорт кабинета.

    Журнал обследования устной речи.

    Речевые карты.

    Заявления родителей о зачислении на логопункт.

    Перспективные планы индивидуальной работы с детьми.

    Общий план методической работы.

    Лист учета детей, ожидающих зачисления на логопункт.

    Лист отчисления детей с логопункта.

    Лист взаимодействия с воспитателями.

    Лист учета детей, нуждающихся в специальных условиях.

    График работы логопункта.

    Расписание занятий.

    Инструктаж по ТБ.

    Трудовой договор.

    Тетради индивидуальной работы с детьми.

    Ежедневные планы.

    Список детей, зачисленных на логопункт.

    Журнал обследования звукопроизношения.

    План работы по самообразованию.

    План работы с родителями.

    Журнал индивидуального консультирования.

Оснащение логопедического кабинета

    Настенное зеркало (1.2м - 0.45м) - 1 шт, (1м.-0.25)-5шт.

    Детский стол регулируемый - 1 шт.

    Детские стулья - 2 шт.

    Стол для логопеда - 1 шт.

    Стул регулируемый- 1 шт.

    Стул -1шт.

    Шкаф для пособий - 1шт.

    Шифоньер - 1 шт.

    Стеллаж для пособий с выкатной тумбой.

    Полка настенная - 2 шт..

    Магнитная доска - 2 шт.

    Лампа настольная - 1 шт.

    Коробка, папка для хранения документации -16шт.

    Ковровая дорожка (4м.-1м.) – 1шт.

    Информационный стенд «Артикуляционная гимнастика» -1шт.

    Информационный стенд « Обучение грамоте»-2шт.

    Настенное панно с кармашками для буклетов-2шт.

    Лоток для документов-1шт.

    Лоток для пособий-35 шт.

    Лампа дневного света-1 шт.

Оснащение зоны коррекции звукопроизношения

    Одноразовые шпатели-20шт.

    Вата стерильная.

    Пособия для индивидуальной работы.

    Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков.

    Материалы для обследования устной речи.

    Звукотаблицы на автоматизацию и дифференциацию звуков.

    Мнемодорожки для автоматизации шипящих звуков.

    Упражнения на верификацию предложений по автоматизации звуков.

    Мнемотаблицы по автоматизации звуков.

    Альбом по автоматизации звуков с использованием массажных шариков.

    Картотека фонематических потешек.

    Артикуляционная гимнастика в картинках.

    Игры с парными карточками (звуки:с,з,ц; р,л.)

Игровой и дидактический материал для развития мелкой моторики рук:

    Резиновый массажный мяч -2шт..

    Массажеры -4шт.

    Шнуровки плоскостные – 1 шт.

    Шнуровки объёмные – 1шт.

    Массажные шарики Су-Джок-10шт.

    Сухой бассейн

    Тренажеры для пальчиков.

    Развивающая пирамида (деревянное объёмное пособие)-4 шт.

    Игра с прищепками «Кто чем питается».

    Игра « Волшебные прищепки».

    Игра « Конструктор букв».

    Трафареты, штампики.

    Пальчиковый театр.

    « Веселые бусы».

    Игра « Ринг-Динг».

    Волчки-3шт.

    Игра « Фигурки из палочек».

    Деревянный пазлы-1шт.

    Игра « Золушка».

    Цветной песок и карточки для оформления рисунков.

    Шнуровки объёмные-1шт.

Игровой и дидактический материал зоны развития речевого дыхания:

    Вертушки-5шт.

    Свисток-1шт.

    Дудочки-4шт.

    Трубочка с шариком 4 шт.

    Одноразовые трубочки- 100шт.

    Декоративные подвески-8шт.

    Набор листьев.

    Игры на развитие речевого выдоха-12шт.

Игровой и дидактический материал зоны песочной терапии:

    Дикие животные.

    Домашние животные.

    Животные из мультфильмов.

    Транспорт.

    Шашки,шахматы.

    Следочки.

    Смешарики.

    Ложечки,стеки.

    Декоративные воронки.

    Сказочные замки.

    Камешки –сердечки.


Дидактический материал зоны игрового сопровождения:

    Мяч мягкий надувной -1шт.

    Мяч резиновый маленький -1шт.

    Шарики -4шт.

    Мозаика-3шт.

    « Хамелеон»-1шт.

    « Сложи узор» -1шт.

    Объемные пазлы-буквы-13шт.

    «Четвертинки» -1шт.

    «Сравни и подбери» -1шт.

Материал зоны дидактического сопровождения:

    Игра « Расшифруй слова»-1шт.

    Игра « Сложи слово»-1шт.

    Игра « Кто кричит, что звучит?»-1шт.

    Игра « Умные клеточки»-1шт.

    Логопедическое лото-1шт.

    Игра « Звонкий -глухой»-1шт.

    Игра « Гласные звуки»- 1шт.

    Игра « Предлоги»-2шт.

    Разрезной алфавит-1шт.

Материал зоны методического сопровождения:

    Картотека упражнений по совершенствованию навыков звукового анализа

    Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания.

    Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха.

    Картотека артикуляционной гимнастики для всех возрастных групп.

    Нетрадиционные упражнения для артикуляционной моторики.

    Игры с прищепками.

    Песочная терапия. как нетрадиционный метод воздействия.

    Структура логопедических занятий.

    Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС.

    Нетрадиционные логопедические технологии.

Специальная литература

Библиотека кабинета представлена личными фондами учителя-логопеда в количестве 34 экземпляров.

А.С.Гаврилова,С.А.Шанина. Логопедические игры.-М.,2010.

О.Г.Ивановская,Л,Я. Гадасина. Читаем сказки с логопедом.-С-Петер.2007.

Н.М.Быкова. Игры и упражнения для развития речи. С-П.,2013.

Н.Г.Комратов. Учимся говорить правильно.М.,2004.

З.Е.Агронович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. С-П.,2009.

Т.А. Ткаченко. Учим говорить правильно.- М.,2004.

Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.- М..2003.

Л.Н.Зуева. Настольная книга логопеда.- М.,2005.

Н.С. Жукова,Т.Б.Филичева. Логопедия.-Екат..1998.

В.М.Акименко. Логопедическое обследование детей. Р-Д.,2015.

М.В. Вышегородская. Интегрированная образовательная деятельность. С-П.,2014.

О.П.Саморокова,Т.Н.Кругликова. Свистящие звуки.М.,2014.

О.П.Саморокова,Т.Н.Кругликова. Шипящие звуки.М.,2014.

Л.П.Воронина,Н.А.Червякова. Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики,массажа и самомассажа. С-П..2015.

Е.Г.Молчанова,М.А.Кретова. Речевое развитие детей 5-7лет в логопункте.-М..2014.

Н.В. Нищева.Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников.С-П.,2015.

Л.Г.Шадрина,Н.В.Семенова. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет.-М.,2012.

Р.Г.Бушлякова. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.-С-П.,2011.

О.Б.Сапожникова,Е.В.гарнова.Песочная терапия в развитии дошкольников.-М.,2014.

О.Н.Каушкаль,И.Н.Чернышова. Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком « Сказка в песочнице».-М.,2014.

С.И.Токарев. Игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика.- Волгоград,2014.

Л.В.Лебедева,И.В.Козина. Обучение дошкольников пересказу.-М.,2014.

Л.В.Лебедева,И.В.Козина. Речевые досуги для дошкольников.-М.,2014.

Г.А.Гарифулина. Формирование навыков связного высказывания.-Волгоград, 2014.

Ю.В.Иванова. Дошкольный логопункт.- М.,2012.

Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам.-М,2014.

ль у детей 5-7 лет.-М.,2014.

В.В.Коноваленко,С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука ч щ у детей 5-7 лет.-М.,2014.

В.В.Коноваленко,С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука р у детей 5-7 лет.-М.,2014.

В.В.Коноваленко,С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука ш ж у детей 5-7 лет.-М.,2014.

В.В.Коноваленко,С.В.Коноваленко. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми.- М.,2015.

В.В.Коноваленко,С.В.Коноваленко. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.-М.,2001.

Библиотека ДОУ.

Н.С.Жукова. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи.-М.,2010.

С.В.Батяева,Е.В.Савостьянова. Альбом по развитию речи для самых маленьких.-М.,2014.

В.С.Володина. Альбом по развитию речи.-М.,2013.

ПАСПОРТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Учитель-логопед: Брындина Наталия Петровна

Юлия Никульская
Годовой план учителя-логопеда на логопункте в ДОУ

Годовой план учителя- логопеда на логопункте в ДОУ на 2016-2017 год

Цель : Своевременное выявление и преодоления различных нарушений устной речи у детей дошкольного возраста. Профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Задачи МАДОУ «Детский сад №20» :

1. Совершенствование физической активности дошкольников, как условие полноценного развития и приобщения к здоровому образу жизни;

2. Создание условий опытной исследовательской деятельности в процессе эколого -педагогической работы дошкольного учреждения;

3. Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ.

Задачи :

1. Развитие и приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через коррекционно-развивающию работу на логопедических занятиях ;

2. Формирование у ребёнка правильного звукопроизношения в процессе экологического воспитания;

3. Осуществление учебно-воспитательной работы с детьми ОВЗ, оказание методической помощи родителям и педагогам.

Организационно-методическая работа

1 Подготовка кабинета к новому учебному году.

2 Комплектование логопедического пункта

3 Составление расписания непосредственной образовательной логопедической деятельности (подгрупповых, индивидуальных форм работы)

4 Планирование подгрупповой , индивидуальной непосредственной образовательной логопедической деятельности

В течение года

5 Ведение индивидуальных тетрадей детей

Еженедельно

6 Заполнение речевых карт

7 Заполнение журнала учета посещаемости детей

В течение года

8 Заполнение журнала первичного диагностического обследования

Оформление журнала консультаций логопеда для родителей и педагогов

В течение года

10 Отчет о проделанной коррекционной работе за учебный год

11 Составление календарного плана

Диагностическая работа

Обследование речи детей с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи .

При использование методического пособия

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Экспресс-обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

В. М. Акименко Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.

Т. Н. Волковская «Иллюстрированная методика логопедического обследования »

2 Сбор педагогических сведений о раннем развитии ребёнка

3 Динамическое наблюдение логопатов в течение года

В течение года

Коррекционно-развивающая работа с детьми

1 Коррекционно - развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия подготовительных групп, по следующим направлениям :

Устранение недостатков произношения;

Скорректировать недостатки речевого выдоха;

Развитие фонематического восприятия,

Смягчить нарушения подвижности органов артикуляции (артикуляционного аппарата, речевых органов) ;

Расширение и уточнение словаря по лексическим темам;

Развитие связной речи;

Развитие мелкой моторики

Литература :

“Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,

“Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,

Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой“Программа коррекционно-развивающей работы для детей с онр” Н. В. Нищевой.

В течение года

Работа с педагогами

1 Индивидуальные беседы по результатам логопедического обследования , разработка путей дальнейшего взаимодействия.

В течение года

2 Ведение тетрадей взаимодействия воспитателя и учителя – логопеда ;

В течение года

3 Беседа «Ознакомление воспитателей с результатами логопедической диагностики »

Сентябрь

4 Совместное мероприятие с инструктором по физической культуре «Весёлые старты с азбукой»

5 Семинар-практикум для воспитателей (конкурс) «Сам себе логопед » Ноябрь

6 Совместная утренняя гимнастика с музыкальным руководителем «Логоритмика » Декабрь

7 Консультация для педагогов «Нетрадиционные метод в логопедии - биоэнергопластика »

Консультация для педагогов «Особенности детей с ОВЗ»

9 Совместное мероприятие с педагогом психологом «Путешествие в Букваград»

10 Консультация для педагогов «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

11 Беседа «Ознакомление воспитателей с результатами логопедической диагностики »

12 Участие в праздниках, развлечениях, мероприятиях, проводимых в детском саду

В течение года

Работа с родителями

1 Подготовка консультаций для родителей подготовительной группы :

Каждый месяц

«Артикуляционная гимнастика – это весело, интересно и полезно!»

Сентябрь

«Родители – главные помощники логопеда »

«Причины нарушения речи»

«Играем пальчиками и развиваем речь»

«Обогащаем словарь детей»

«Развитие фонематического слуха»

«Что такое дизартрия?»

«Что такое дислалия?»

«Готовимся к школе вместе»

2 Буклет для подготовительной и старшей группы «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

3 Консультация для родителей старших и средних групп «Когда нужно обращаться к логопеду » Октябрь

4 Анкетирование родителей старших и средних групп «Кто такой логопед

5 Буклет для средних и младших групп «Речь на кончиках пальцев»

6 Проведение занятий в присутствии родителей на фронтальные и индивидуальные занятия с целью ознакомления с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей

В течение года

Понедельник

7 Посещение и выступление на родительских собраниях

В течение года

8 Выступления на родительском собрании «Что такое логопункт »

сентябрь

Индивидуальные логопедические занятия в присутствии родителей В течении года

6 Выступления на родительских собраниях по запросу воспитателей В течении года

7 Индивидуальное консультирование по запросу родителей и педагогов

В течении года

Оформление и комплектование кабинета

1 Пополнение учебно-методического комплекса.

В течение года

2 Пополнение учебно-дидактического комплекса

В течение года

3 Пополнение учебно-дидактического комплекса

В течение года

Информационно-просветительская работа

В течение года

Повышение профессиональной квалификации

1 Участие в МО учителей- логопедов .

В течение года

2 Участие в педсоветах, семинарах ДОУ, пед. часы

В течение года

Публикации по теме:

Давайте познакомимся. Я, Юдина Надежда Александровна. Образование: высшее, в 2015 году окончила ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический.

Аналитическая деятельность учителя - логопеда ДОУ. Аналитическая справка по результатам диагностики уровня развития речи детей логопедической группы МБДОУ № 207 «Солнышко» Анализ диагностики.

Годовой отчет учителя-логопеда Годовой отчет Учителя логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности Веревкина Т. Н. за 2015-2016 учебный год В.

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми имеющими ТНР (ОНР) Дмитриева Е. С. учитель-логопед.

Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Методическое.

Дошкольный логопункт: документация,

планирование и организация работы.

М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

В данном пособии приведены практические материалы по организации работы на дошкольном логопункте: нормативно-правовые документы, планы, образцы отчетов о проделанной за учебный год работе, образцы организационных документов, регламентирующих работу логопеда с воспитателями и родителями, и документов, необходимых для проведения обследования. В пособии также представлены конспекты вводных занятий - логотренинг - на которых логопед подготавливает артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к последующей коррекционной работе .

Пособие адресовано логопедам, работающим на логопунктах дошкольных образовательных учреждений.

Введение....................................................................................................................................... 5

Часть 1. Нормативно-правовые документы.......................................................................... 7

1. Об организации работы логопедического пункта

общеобразовательного учреждения................................................................................... 7

2. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду,

не имеющем в своей структуре специализированных групп...................................... 15

3. Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи,

в государственных образовательных учреждениях,

г. Москвы на основании решения коллегии

Московского комитета образования

от 01.01.01 г.

Пояснительная записка

1. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.

2. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы - 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.

3. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

4. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.

5. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-лет, остальные дети обследуются в течение года.

6. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.

7. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20-25 детей в течение года.

8. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.

9. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

10. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий воспитателей.

11. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», составители и).

12. Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп:

Журнал состояния речи всех детей;

Список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения,

Индивидуальные тетради для занятий детей;

Журнал посещаемости занятий;

Речевая карта на каждого ребенка, взятого на занятия, с указанием даты ввода и окончания занятий;

Решениями правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;

Конвенцией о правах ребенка;

Уставом дошкольного образовательного учреждения;

Инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста;

Должен знать:

Возрастную и специальную педагогику и психологию;

Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

Методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в речевом развитии обучающихся (воспитанников);

Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

Программную методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими нарушения в речевом развитии;

Новейшие достижения дефектологической науки;

Правила и нормы труда; техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Функции

1. Осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.).

2. Разрабатывает план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (воспитанников) (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей (лиц, их заменяющих) по работе над звуковой культурой речи).

3. Должностные обязанности

1. Обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у обучающихся (воспитанников) в возрасте от 3 до 7 лет.

2. Комплектует группы для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся (воспитанников).

3. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.

4. Работает в тесном контакте с воспитателями, другими специалистами образовательного учреждения, посещает занятия.

5. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям , имеющим нарушения в развитии речи.

6. Ведет необходимую документацию.

7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

8. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов.

9. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.

10. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения.

11. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе России «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

Задачи

1. Корригировать дефекты речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.

2. Осуществлять профилактику:

ОНР в младшем возрасте через качественный мониторинг с помощью «экспресс-диагностики речи», через платные занятия в группе «Солнышко»;

Фонетико-фонематических нарушений речи у старших дошкольников через мониторинг использования рекомендаций семинара «Подготовка к обучению

3. Обеспечить закрепление скорригированных речевых навыков у детей-логопатов, развивая у педагогов умения осуществлять дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей с разным уровнем психоречевого развития.

4. Повысить роль родителей в речевом развитии ребенка через обучение их на консультациях-практи

5. Исследовать пути развития и коррекции речи детей на логопункте через межвозрастную и межпредметную интеграцию в условиях «Базовой площадки ИРО»

Задачи профилактической работы по предупреждению речевых нарушений по возрастным параллелям.

Ранний возраст : Предупреждать заикание и О.Н.Р. социального характера .

Младшие группы: Предупреждать О.Н.Р. и патологию звукопроизношения .

Средние группы: Предупреждать дефекты звукопроизношени я.

Старшие группы: Предупреждать фонетико-фонематические нарушений речи.

Подготовительные группы: Предупреждать дисграфию и дислексию

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Взаимодействие со специалистами и школой

Наблюдения за детьми дошк. групп по автоматизации звука и занятия с детьми с дизартрией в подг.гр. 16

Индивидуальная диаг-ностика речи детей ран-него возраста при посту-плении: гр.№ 2 - 2-ой год жизн гр.№1, 3 -3 ий год жизни

Углублённое обследование речи детей буд. логопедической группы из 12, 18, 20 гр., реч. карты

Обследование речи детей мл.гр. 10, 15, 17, 21

Инд. консультирование родителей мл. гр.(вновь сформ.) по запросу после логопедического обследования

Первичная д-ка речи детей раннего возраста в присутствии родителей, с целью определения речев. уровня и роли взрослых в р.речи ребенка,

Письменная консультация для родителей гр.1, 2, 3 «Ребенок будет говорить правильно, если…» Род.уг.

Наблюдения за индивидуальной работой по р.речи воспитателей с детьми, оказание необходимой помощи.

Гр. сов. в мл. гр. , «Профилактика речевых нарушений у детей 4-го года жизни.»

Документация, эксп. обследование, наблюдения за детьми, этапы ЗКР г

Гр.сов. в подг. «Дид. среда для подг. к обуч. грамоте» 16

Коррекц. прогр «2100» в разделе звукопроизн. (по дороге к азб)ст.гр.20,12

12 Сманова,19 Федотова-зан. по р.р. заучив, пересказ

Направить детей логопатов к невропатологу.Гр. № 12, 18, 20

Написание перспективного логопедического плана на 2013-14 год

Подготовка логопедического кабинета к новому учебному году.

Отчёт в ИРО базовая площадка. Б.П.

Поиск алгоритма внедрения первых речевых модулей в деятельность педагогов экспер.группы Б.П. практ. просм.

Компл. плат. гр.

Фронтальная диагностика речи детей всех дошкольных групп. Ср 11,14,19; Ст 12, 18, 20; подг 16.

Уточнение лог. диагнозов детей логопедической группы с учетом осмотра невропатолога.

Начало подгрупповых занятий с детьми логопе-дической группы.

Мониторинг в ст.гр 12, 18, 20 «первый звук в слове»

Ознакомление родителей с динамикой реч. развития детей по результатами логопед. диагностики - индивидуально, через воспитателей- сред., ст., подг. Группы. 11,14,19, 12, 18, 20,16

Собрание с родителями детей ст. групп № 12, 18,20, под 16, нуждающихся в занятиях с логопедом, с целью уточнения организации и содержания работы по развитию речи на логопункте, координации деятельности логопеда, родителей и воспитателей.

Начало еженедельных конс-практ для родителей ст.гр

Гр.сов. в ст. гр. 12, 18, 20

с целью определения речевой готовности дошк. к новой возрастной группе и орг. совместной кор.-разв. работы по развитию реч

Оперативные консульт. ст гр- «Р.Р у логоп в октябре»

Пятница 13-00 1,3 нед

Занятие Диф С-З №20 Половинкина

Б.П. Внедрение модулей

Мониторинг по Б,П

Теория «Зв.ан» гр 16

Конс. для специалистов «Работа с дизартриками»

Совещание с психологом д/с6 по результатам диагностики детей. Согласование работы.

-«Солнышко» вторник

Отчет по результатам диагностики речи детей старшего возраста.

ГМО логопедов № 1

Б.П. разработка новых модулей

Семинар в УО «Игры по грамоте»

ПМПк № 1организация индивидуальных зан. с детьми гр. риска

Корректировка плана с учётом планов УО, ГМО

Организация и проведение ежедневных индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми логопедической группы по “Перспективному плану”.

Кор. Зан. с логопатами п.г 16- 2 раза в месяц

Наблюдения за речью детей гр. 1,2, 3, (не обследованных)

Еженедельные индивидуальные и подгрупповые консультации-практикумы для родителей с детьми логопедической группы.

Письменная конс. для родителей детей 3-го года жизни «Предупреждение заикания у детей» 1,3, гр.

Письменная консультация для родителей детей 2-х лет «Причины речевой задержки»

Оперативные совещания для. ст 12,18,20 - 2 в месяц

Пятница 13-00

1р в нед. По динамике Звукопр.

Откр. Занятие - ст.гр 20

Катаева Е.А.., анализ,

Анализ конспектов по подг. к грамоте гр 16

Круглый стол со специалистами д/с 6 по ФИЗО, МУЗО,ИЗО “Особенности развития детей-дизартриков”

Отчет по итогам диагностики детей раннего возраста в УО.

Б.П. Разработка и внедрение модулей

Наблюдения за речью детей в ст. и подг.груп. с целью установления темпов роста речевого развития детей и выполнение рекомендаций логопеда (занятия, в быту)

Динамика раз. Фон. слуха у детей ст гр 12, 18,20 - фронтальная ди-ка

Кор. зан. с логопатами п.г 16 - 2 раза в м.

Наблюдения за речью детей на новогодних утренниках с целью отслеживания речевой динамики.

Консультация-практикум для родителей детей 6-7 лет группы риска “Анализ слова и предложения”- гр. 16.

Организация систематического мониторинга усвоения лек-сико-грамматических тем детьми-логопатами (через индив. тетради детей)

«День открытых дверей для родителей с детьми мл. гр. Профилактика реч. нар., по желанию родителей.

Гр. совещание в ст. гр. 12,18,20 “Уровень и перспективы развития фон. слуха»

Анализ промежуточных результатов по автоматизации звуков в подг.гр. 16.

Теория «Предложение» подг. Гр 16

Тв.группа - внедрение модулей Б.П.

Ср.11 Мезенина пересказ + фонематика

Ср.гр 14 Зиновкина ЗКР

Количественный отчет для М.С.Ч

Круглый стол «эксп.гр»- межвозраст. интеграция

Б.П. внедрение под. № 16 Антонимы+пересказ.

Б.П. Подготовка отчёта в ИРО

Помощь ат: Зиновкина, Половинкина, Мягкова, Новосёлова

Мониторинг звукового анализа у детей подготовительной группы № 16, с целью определения зоны ближайшего развития по фонематическому слуху.

Контроль за работой с детьми гр.риска по дисграфии

Кор. зан. с логопатами п.г 16 - 2 раза

Собеседование с родителями детей логопедической группы по выводу - рекомендации

Индивидуальные консультации по фонематическому слуху для родителей детей группы риска и желающих гр.16 -подг. группы

Совещания в гр. 16, 12, 18, 20. по выводу детей из логопедической группы.

Теория + собеседован. «Слоги» подг. группы 16

Мониторинг организации индивидуальной работы с детьми и родителями - гр. риска в подготовительной группы 16.

«Ан. и синтез предложения»

Помощь ди-ка гр 14,11, Гр

Б.П. отчёт в ИРО за полугодие

Аттестация подтверждение высшей категории

Помощь ат: Мезенина, Вагина, Замиралова

Фестиваль педагогических идей логопедов

Диагностика детей старших групп № 12,18,20 по теме “Место звука в слове” с целью определения индивидуальной перспективы до конца учебного года для каждого ребенка

Углубленное обследование речи детей для ПМПК.

Фронтальное обследование речи детей младших и средних групп с целью выбора наиболее оптимальных условий для дальнейшего развития ребенка.

Ознакомление родителей ст.групп № 12,18,20 с уровнем развития фонематического слуха их детей. (индивидуально, через воспитателей)

Консультация-практикум по теме “Фонематический слух” для родителей детей группы риска Ст. групп

Собеседование с родителями детей, направленных на гор. ПМПК.

Групповое совещание с воспитателями старших групп “Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5-6 лет

Анализ речи детей, направленных на ПМПК - для характеристик.

Анализ промежуточной диагностики детей группы риска.

Ст. 12 Мазырина Н.А. пересказ

Наблюдения за детьми-логопатами на музыкальных занятиях совместно с муз. работником., с целью наиболее эффективного развития моторно-просодических навыков у детей-логопатов.

Списки детей на ПМПК в УО

Диагностика речи детей подготовительной группы с целью определения речевой готовности детей к обучению в школе.

По «Экспресс-диагностике»

Индивидуальные консультации для родителей и детей старших групп, выборочно, с целью коррекции и развития наиболее страдающих разделов детской речи.
(гр. № 12, 18,20)

Собеседование с воспитателями подг.гр. 16 по результатам диагностики “Зона ближайшего развития”.

Открытые занятия для школы, под.гр 16

Бутырская «Пересказ+фонематика» для школы

Совещание с психологом д/с № 6 по отбору детей на ПМПК.

Неделя учителя в д\с.

Документы на ПМПК

Реорганизация логопедической группы, с учетом индивидуальных результатов по коррекции речевых нарушений

Обследование речи детей групп № 2

Анализ речевой готовности детей к школе, рекомендации родителям. (собрание в подготовительной группе № 16).

Подготовка письменной консультации по теме

Круглый стол со всеми участниками педагогического процесса в группах 16,12,18,20 по теме “Речевая готовность детей к обучению в школе.”

Подготовка к совещанию со школой.

ПМПК № 3 по итогам коррекционно-развивающей работы с детьми группы риска, с целью выбора наиболее оптимальных условий для дальнейшего развития ребенка.

Совещание по преемственности с учителями шк. № 76.

Фронтальное обследование речи детей младших групп с целью выявления речевой динамики и предупреждения дефектов речи.

Обследование речи детей с речевыми нарушениями (всех групп)

Комплектование подгрупп детей по автоматизации звуков; ст. гр. 12, 18,20

Индивидуальные консультации родителям и детям групп раннего возраста, имеющим речевые нарушения. (выборочно)

Собеседование с родителями средних групп № 11,14,19 по поводу зачисления их детей на логопедические занятия с нового учебного года.

Консультативная помощь воспитателям средних и младших групп по формированию подг.групп детей и планированию речевой индивидуальной работы на лето.

Подведение итогов логопедической работы за год и информирование о результатах письменно - через родительский стенд и устно - на итоговом педсовете.

Анализ речи детей на итоговых групповых совещаниях во всех группах.

Б.П. Мониторинг по 6 модулям

Совещание с логопедом школы № 76 “Речевая характеристика будущих первоклассников” с целью предупреждения дисграфий и дислексий.

Отчет по логопедической диагностики в УО

Отчет по результатам деятельности логопункта за 2013-14 у.г.

Заполнение школьных карт. состояние речи выпускников д/с № 6 2014 года.

Предварительное комплектование будущей логопедической группы на базе средних групп № 11, 14,19 и ст. 12,18,20

Углублённое обследование речи детей, зачисленных на логопункт на 2013-2014 у.г.

Индивидуальные консультации-практикумы с родителям и детям младших групп № гр. 11, 14, 15 по предупреждению дефектов звукопроизношения.(по запросу родителей).

Родительское собрание с вновь поступившими в д/с (1-3 года)- “Предпосылки формирования правильной речи ребенка.”

Начало первичной д-ки речи поступающих детей раннего возраста вместе с родителями ранних групп

Наблюдения за индивидуальной работой по развитию речи воспитателей с детьми, вып. рекомендации- мл.,ср., и ст. группы

Согласование планов на новый учебный год со специалистами по ФИЗО,ИЗО,МУЗО

Оформление речевых карт для детей, зачисленных на логопункт в 2012-13 у.г.

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Первый (старшая группа), второй год обучения (подготовительная группа)» и на основе рабочей программы логопеда. Фронтальные занятия проводятся с учетом федеральных государственных образовательных стандартов(ФГОС), с учетом методических рекомендаций Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет», Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР», Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет».

Коррекционную работу с детьми 5-7 лет, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте –10 занятий

По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

5-6 лет: занятие - по формированию фонетической стороны речи – 10 занятий

По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий

6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте – 10 занятий

По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий

III период обучения (март, апрель, май)

5-6 лет: занятие - по формированию фонетической стороны речи – 10 занятий

По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий

6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте –12 занятий

По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 12 занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №45

Утверждаю:

Заведующий МБ ДОУ №45

_____________________________

«___»________________________

Перспективный план логопедической работы на логопункте

с детьми старшей и подготовительной группы

с ОНР

на 2015 – 2016 учебный год

Учитель-логопед:Саматова О.П..

г.Петропавловск-Камчатский

2015г.

Пояснительная записка

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Первый (старшая группа), второй год обучения (подготовительная группа)» и на основе рабочей программы логопеда. Фронтальные занятия проводятся с учетом федеральных государственных образовательных стандартов(ФГОС), с учетом методических рекомендаций Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет», Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР», Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет».

Коррекционную работу с детьми 5-7 лет, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.

6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте –10 занятий

По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий

5-6 лет: занятие - по формированию фонетической стороны речи – 10 занятий

По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий

6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте – 10 занятий

По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий

III период обучения (март, апрель, май)

5-6 лет: занятие - по формированию фонетической стороны речи – 10 занятий

По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий

6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте –12 занятий

По формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 12 занятий

2 подгруппа - 6-7 лет:

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Недели

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Связная речь

СЕНТЯБРЬ

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Осень

учить детей отвечать на вопросы и задавать их;

систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

активировать словарь по данной теме;

воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Рассказывание по теме «Осень».

№1

Уточнение артикуляции звуков [а], [у] звука [и]

Буквы А, У

№1,2,4

Деревья осенью. Листья.

обобщать знания о деревьях.

№2

Уточнение акустико-артикуляционную хар-ку звукам [п], [пь]

Звуки П, ПЬ

№5

ОКТЯБРЬ

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;

развивать у детей умение распространять предложения определениями;

развивать мыслительную деятельность;

расширять знания детей по теме;

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации

№3

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [к], [кь]

Звуки К, КЬ

№6

Фрукты

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [т], [ть]

Дифференциация звуков [к]- [т]

Звуки Т, ТЬ Звуки К-Т

№7,8

обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок;

закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже;

развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;

воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки.

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин.

№4

Насекомые

Дифференциация Звуки звуков [п]-[т]-[к]. П-Т-К Уточнение артику- №9

ляции.

обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;

пополнять словарный запас по теме «Насекомые»;

развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;

закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных;

воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Составление описательно рассказа о пчеле с опорой на схему.

№5

Перелет-ные птицы

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [х], [хь]

Дифференциация звуков [к]- [х]

Звуки Х, ХЬ.

№11,12

обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;

закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»;

закреплять умение синтаксически верно строить предложения;

упражнять детей в образовании сложных прилагательных;

воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

Пересказ рассказа И.С.Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов

№6

НОЯБРЬ

Грибы. Ягоды.

обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин;

уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;

упражнять в согласовании числительных с существительными;

развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;

воспитывать и прививать интерес к художественному слову.

Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин.

№7

Уточнение артикуляции звуков [а], [у], [и], [о], [ы]

Звуки А,У.И,Ы,О №14

Домашние животные

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [м], [мь]

Звуки М, МЬ.

Буква М

№15

обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;

развивать умение строить последовательно свое высказывание;

активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные;

воспитывать у детей любознательность к окружающей природе.

Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин.

№8

Дикие животные

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [н], [нь]

Дифференциация звуков [н]- [м]

Звуки Н-М.Н-НЬ

№16,17

обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;

закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных;

развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;

воспитывать у детей интерес к художественному слову.

Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежа

№9

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [б], [бь]

Звуки Б,БЬ. Буква Б.

№18,19

обучать детей составлению описательного рассказа;

расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда»;

упражнять в употреблении распространенных предложений;

воспитание навыков самообслуживания.

Составление описательного рассказа с опорой на схему.

№10

Дифференциация звуков [б]- [п]

Звуки П-Б №20

IIпериод обучения (декабрь,январь,февраль)

Недели

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

ДЕКАБРЬ

Зима.

Зимние месяцы.

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [с], [сь]

Звуки С, СЬ. Буква С. №23

№21,22

Развитие семантического поля слова «снег». Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени.

Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец – рассказ логопеда)

№11

Дикие животные зимой.

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [з], [зь]

Звуки З, ЗЬ. Буква З. №24,25,

Расширение предикатного словаря. Практическое употребление в речи имен существительных в различных падежах.

Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин. №12

Мебель.

Дифференциация звуков [сь]-[зь], [с]-[з].

Расширение знания значения предлогов и употребление их в самостоятельной речи. Закрепление предложно-падежных конструкций.

Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам.

№13

Новый год.

Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [в], [вь]

Звуки В,ВЬ. №27

Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных. Развитие навыка словообразования. Закрепление употребления имен существительных в Т.п.

Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) №14

Буква В №28

ЯНВАРЬ

КАНИКУЛЫ

Животные жарких стран.

Дифференциация звуков [д]-[дь], [т]-[д].

Звуки Д,ДЬ. Буква Д №29

Закрепление употребления имен существительных множественного числа в Р.п.

Формирование навыка словообразования по теме

Пересказ рассказа Б.С.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». №15

ЗвукиТ-Д №30

Семья.

Дифференциация звуков [ть]-[дь].

Звуки ТЬ-ДЬ №31

Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов. Словообразование притяжательных прилагательных.

Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» №16

ФЕВРАЛЬ

Инструменты.

Дифференциация звуков [г]-[гь], [г]-[к].

Звуки Г-ГЬ.

Буква Г №33 ЗвукиК-Г №34

Закрепление навыка употребления имен существительных в Тв.п.

Пересказ сказки «Две косы». №17

Уточнение артикуляции и произношения звука [э], [й]

Звук и буква Э,Й

№35,36

Образование притяжательных прилагательных. Образование отыменных прилагательных.

Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» №18

День защитни-ков Отечества

Механизм образования звука [йэ]Механизм образования звука [йа]

Буква Е,Я

№37,38

Расширение словаря по теме.

Составление рассказа «Собака-Санитар» по серии сюжетных картин. №19

Транспорт

Дифференциация звуков [ш]-[с]

Звук и буква Ш

№39 Звуки С-Ш №40

Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Дифференциация транспорта по видам. Закрепление употребления формы Тв.п. существительных и расширение словаря по теме.

Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. №20

Недели

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

МАРТ

Весна

Дифференциация звуков [ж]-[ш]

Звуки Ш-Ж №45

Формирование и расширение семантического поля слова «жук». Развитие словаря прилагательных.

Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания» №21

Весна. Мамин праздник.

Дифференциация звуков [ж]-[ш], [ш]-[ж]-[с]-[з]

Звуки Ш-Ж-С-З №46

Формирование словаря по теме. Развитие навыков словообразования.

Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. №22

Перелетные птицы весной

Уточнение артикуляции и произношения звука [л], [ль]

Звук и Л и ЛЬ буква Л №47,48

Формирование семантического поля слова «ласточка». Расширение глагольного словаря по теме.

Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин. №23

Растения и животные весной.

Уточнение артикуляции и произношения звука [ц]Дифференциация звуков [ц]-[с]

Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование и расширение семантического поля слова «цветок».

Пересказ рассказа Г.А.Скребицкого «Весна» с №24 придумыванием последующих событий.

Звук и буква Ц №50,51

АПРЕЛЬ

Наша страна.

Механизм образования звука [йу]

Упражнение в образовании синонимических рядов. Уточнение и расширение словаря по теме.

Пересказ рассказа С.А.Баруздина «Страна, где мы живем» с №25 изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий.

Буква Ю №52

Профессии

Уточнение артикуляции и произношения звука [р],[рь]

Звук Р РЬ буква Р №53,№54

Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования и расширения словаря.

Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта)

№26

Наш дом.

Уточнение артикуляции и произношения звука, дифференциация[р]-[л]

Упражнение в образовании слов сложного состава. Уточнение и расширение словаря по теме.

Cоставление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)

№27

Звуки Р-Л №54

Сад-огород-лес.

Уточнение артикуляции и произношения звука [ч],[ч]-[ть]

Звук и буква Ч Звуки Ч-ТЬ

№55,

№56

Формирование и расширение семантического поля слова «бабочка». Сад-огород-лес: разграничение понятий по теме.

пересказ рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с №28 придумыванием предшествующих событий.

МАЙ

Человек

Уточнение артикуляции и произношения звука [ф]- [фь], [ф]-[в]

Звуки Ф,ФЬ. Буква Ф №57

Расширение словаря по теме.формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов.

Составление рассказа «Человек» по серии картин. №29

Звуки Ф-В №58

Домашние животные

Дифференциация звуков [щ]- [ч]

Звук и буква Щ №59

Формирование и расширение семантического поля слова «щенок». Развитие навыка словообразования.

Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин.

№30

Звуки Щ-Ч №60

Школа. Школьные принадлежности.

Дифференциация звуков [щ]- [ть], [щ]-[ч]- [сь]-[ть]

Звуки Щ-ТЬ №61

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) №31

Звуки Щ-Ч-СЬ-ТЬ №62

Лето

Мягкие и твердые согласные.

Глухие и звонкие согласные №63

Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. Формирование и расширение словаря по теме.

Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) №32

1 подгруппа – 5-6 лет:

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Недели

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

СЕНТЯБРЬ

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Осень.

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

№1

учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;

активизировать словарь по теме «Осень»;

закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.

воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски №1

Деревья осенью.

Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках №2

обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;

закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных;

развивать умение задавать вопросы;

обобщать знания о деревьях.

воспитывать бережное отношение детей к природе.

Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания. №2

ОКТЯБРЬ

Овощи.

Уточнение артикуляции и произношения звука [у]

Буква У №3

учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;

учить логическому построению высказывания.

развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад - огород»;

развивать внимание, мышление, связную речь;

учить согласовывать слова в предложениях.

воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом.

Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин

№3

Фрукты.

Уточнение артикуляции и произношения звука [а]

Буква А №4

учить детей подбирать существительные к прилагательным;

учить составлять рассказ с опорой на схему.

закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже;

развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

закреплять употребление притяжательных местоимений.

воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Рассказ-описание «Фрукты» №4

Насекомые

Уточнение артикуляции и произношения звука [а]-[у] №5

учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число.

упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям;

развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;

закреплять употребление предлогов при составлении предложений.

воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

Составление описательно рассказа о насекомом с опорой на схему. «Насекомые» №5

Перелет-ные птицы.

Уточнение артикуляции и произношения звука [п]

Буква П №6

учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги.

развивать умение составлять простые предложения;

упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными.

воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.

Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма по демонстрируемым действиям №6

НОЯБРЬ

Грибы. Ягоды.

Уточнение артикуляции и произношения звука [о]

Буква О №7

учить различать съедобные и несъедобные грибы;

учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.

закреплять употребление предлога в;

упражнять детей в подборе обобщающих слов;

развивать и активизировать словарный запас по теме.

воспитывать у детей интерес к окружающейприроде и бережное отношение к ней.

«Лес. Грибы. Ягоды» №7

Домашние животные.

Уточнение артикуляции и произношения звука [и]

Буква И №8

учить детей образовывать сложные слова;

учить образовывать притяжательные прилагательные.

расширять словарь антонимов;

активизировать словарь по теме, закреплять употребление существительного мн.ч.Р.п.

развивать словообразование и словоизменение.

воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Домашние животные и их детеныши

№8

Дикие животные.

Уточнение артикуляции и произношения звука [м]

Буква М №9

обучать детей образованию притяжательных прилагательных.

закреплять у детей навык использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за, в;

упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;

развивать навыки словообразования.

воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

Дикие животные зимой №9

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Уточнение артикуляции и произношения звука [н]

Буква Н №10

формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа.

активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь;

упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов);

развивать мыслительную деятельность и внимание.

воспитывать у детей аккуратность, умение ухаживать за предметами обуви, одежды.

Обувь. Одежда. Головные уборы.

№10

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

ДЕКАБРЬ

Зима. Зимние месяцы.

Уточнение артикуляции и произношения звука [т]

Буква Т №11

Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к; учить подбирать родственные слова; учить образовывать глаголы прошедшего времени.

Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом №11

Зима. Дикие животные зимой. Зимующие птицы.

Уточнение артикуляции и произношения звука [ть]

Буква Т №12

Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; закреплять употребление сущ-ых в И.п. и Р.п. мн.ч.

Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы №12

Мебель.

Уточнение артикуляции и произношения звука [к]

Буква К №13

Развивать умение согласовывать сущ-ые с прилагательными в роде, числе, падеже; учить подбирать глаголы к сущ-ым по теме\4 закреплять навык употребления существительных в Р.п.

Рассказ – описание «Стул». Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. №13

Новый год.

Уточнение артикуляции и произношения звука [к]- [кь]

Буква К №14

Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлога без и имен сущ-ых в различных падежах.

Составление рассказа по опорным предметным картинкам на зимнюю тематику №14

ЯНВАРЬ

КАНИКУЛЫ

Животные жарких стран.

Уточнение артикуляции и произношения звука [б]

Буква Б №15

Учить употреблять имена существительные во мн.ч. Р.п.

Рассказ – описание «Слон». Формирование навыка составления короткого рассказа. №15

Семья.

Уточнение артикуляции и произношения звука [бь]

Буква Б №16

Учить подбирать противоположные по значению слова; закреплять знания о родственных связях; развивать понимание логико-грамматических конструкций.

Составление рассказа по сюжетной картине «Семья». №16

ФЕВРАЛЬ

Инструменты.

Уточнение артикуляции и произношения звука [э]

Буква Э №17

Формирование словаря глаголов.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам №17

Морские, речные и аквариумные обитатели.

Уточнение артикуляции и произношения звука [г]-[гь]

Буква Г №18

Образование притяжательных прилагательных.

Составление описательного рассказа о рыбах с использованием схемы №18

День защитника Отечества.

Уточнение артикуляции и произношения звука [ль]

Буква Л №19

Обучать образованию прилагательных от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными.

Составление рассказа «Граница Родины - на замке» по серии сюжетных картин №19

Транспорт.

Уточнение артикуляции и произношения звука [ы]

Буква Ы №20

Обучать образованию приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа.

Рассказ о кораблике. Усвоение навыка составления короткого рассказа. №20

IIIпериод обучения (март, апрель, май)

МАРТ

Весна.

Уточнение артикуляции и произношения звука [с]

Буква С №21

Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания имен существительных ед.ч и мн.ч.

Пересказ рассказа К.Д.Ушинского«Четыре желания» №21

Мамин праздник.

Уточнение артикуляции и произношения звука [сь]

Буква С №22

Учить преобразовывать имена сущ-ые мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам.

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку №22

Перелетные птицы весной.

Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]

Буква Ш №23

Расширение глагольного словаря и словаря существительных по теме.

Составление описательного рассказа оптице с опорой на схему №23

Растения и животные весной.

Уточнение артикуляции и произношения звука [с]- [ш] №24

Уточнение и расширение словаря по теме.

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации №24

АПРЕЛЬ

Наша страна. Наш поселок.

Уточнение артикуляции и произношения звука [х]- [хь]

Буква Х №25

Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России; учить образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Составление описательного рассказа о нашем поселке. №25

Профессии.

Уточнение артикуляции и произношения звука [в]- [вь]

Буква В №26

Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в Тв.п.; упражнять в образовании сущ-ыхмн.ч. Р.п.

Составление описательногорассказа о профессиях с использованием схемы №26

Наш дом.

Уточнение артикуляции и произношения звука [з]

Буква З №27

Учить образовывать сложные слова; закреплять умение составлять предложения с предлогами.

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» №27

Сад-огород-лес.

Уточнение артикуляции и произношения звука [зь]

Буква З №28

Согласование сущ-ых с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: на-с, в-из

Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин №28

МАЙ

Человек.

Уточнение артикуляции и произношения звука [ж]

Буква Ж №29

Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы; закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов.

Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек»

№29

Домашние животные.

Уточнение артикуляции и произношения звука [з]- [ж] №30

Уточнение и расширение словаря по теме.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» №30

Детский сад.

Уточнение артикуляции и произношения звука [д]- [дь]

Буква Д №31

Закреплять умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя . Отработка падежных окончаний имен сущ-ыхед.ч.

Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям №31

Лето.

Уточнение артикуляции и произношения звука [ф]- [фь]

Буква Ф №32

Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов.

Составление рассказа «Лето красное при шло...» по сюжетной картине №32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах программы

Список литературы

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. II. Второй год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
  2. Филичева Т.Б.,ЧиркинаГ.В. , ТумановаТ.В.и др. « Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.» (М.: Просвещение, 2008)
  3. Гомзяк О.С. «Говори правильно в 6-7 лет» Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе группе. (М.: Издательство «ГНОМ иД» 2010)
  4. Гомзяк О.С. «Говори правильно в 5-6 лет» Конспекты фронтальных занятий в старшей группе. (М.: Издательство «ГНОМ иД» 2010)
  5. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
  6. Волкова Л.С. и др. «Логопедия» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
  7. «Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет (в соответствии с ФГТ)». Блочно-тематическое планирование/ Э.Ф. Курмаева)