Образовательный портал. Конспект логопедического занятия в средней группе: «Животные зимой Открытое логопедическое занятие по теме зима

Конспект разработала:

учитель-логопед

Задыхина Марина Николаевна

Логопедическое занятие на тему «ЗИМА»

(средняя группа)

Здравствуйте дети, проходите, занимайте свободные места.

Посмотрите, сегодня к нам пришла белочка и принесла с собой вот такой красивый сундучок, а что в нём – мы сейчас узнаем. (Логопед открывает сундучок и достаёт из него снежинку.)

Посмотрите – здесь загадка! (читает загадку).

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки

Радость людям подарила

И на санках прикатила.

Дети: Зима!

Логопед: Правильно! А ещё в сундучке конверты, на них написаны ваши мена. Этот конверт для Эдика, этот для Артёма, для Руслана, для Димы, для Юры и ещё для Алёши. Давайте откроем и посмотрим, что в них!? В них разрезные картинки и белочка хочет узнать, какое время года на них изображено? (Дети собирают картинки).

Логопед: Дима, какое время года изображено на твоей картинке?

Дима: Зима.

Логопед: Артём, а на твоей картинке?

Артём: Зима.

Логопед: Хорошо! Молодцы, все правильно собрали картинки и порадовали белочку. Теперь давайте вспомним, чем можно заниматься зимой?

(подвижная игра)

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пошли гулять

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли

Съели суп, и спать легли.

Логопед: Ребята, проходите к мольберту и присаживайтесь на стульчики. Посмотрите внимательно на картину и ответьте, кто изображён на этой картине? Начните со слов «На картине…».

Предполагаемый ответ детей: На картине – дети.

Логопед: Куда они пришли?

Предполагаемый ответ детей: Они пришли в парк.

Логопед: Что делает девочка в розовой куртке?

Предполагаемый ответ детей: Катается на лыжах.

Логопед: Что делает мальчик?

Предполагаемый ответ детей: Мальчик катается на коньках.

Логопед: Что есть у девочки в жёлтой куртке?

Предполагаемый ответ детей: У неё санки.

Логопед: Что ещё вы видите на картине?

Предполагаемый ответ детей: Снеговика.

Логопед: Какое время года на картине?

Предполагаемый ответ детей: Зима.

Логопед: Как вы догадались, что на картине изображена зима.

Предполагаемый ответ детей: Везде лежи снег.

Логопед: Какие слова можно подобрать к слову - снег? Снег, какой?

Предполагаемый ответ детей: Белый, мокрый, холодный, пушистый.

Логопед: Правильно. Молодцы! Вы хорошо мне рассказали по картине, а сейчас послушайте рассказ.

(Логопед читает рассказ).

Пушистый, белый снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов. На улице холодно, поэтому дети одеты тепло. У детей румяные щёчки. Дети катаются – кто на лыжах, кто на коньках, а снеговик, которого они слепили вчера, стоит и любуется детскими забавами.

Как вы думаете, детям нравится гулять зимой?

Предполагаемый ответ детей: Нравится, им очень весело.

Логопед: Хотите и мы с вами слепим снежную бабу?

Дети: Да!

Логопед: Проходите на ковёр.

(Дети проходят на ковёр)

Сегодня из снежного кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдёт.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».

Логопед: Посмотрите, какая у нас с вами получилась красивая снежная баба.

А теперь присаживайтесь на стульчики, мы будем играть в игру: «Что лишнее?». Слушайте внимательно: СНЕЖИНКА, ОГОНЬ, СУГРОБ, СОСУЛЬКА. Что лишнее?

Дети: Огонь.

Логопед: Почему?

Предполагаемый ответ детей: Он горячий, а всё остальное - холодное.

Логопед: Правильно. Слушайте дальше. СУП, ПЮРЕ, МОРОЖЕНОЕ, КОТЛЕТА.

Дети: Мороженое.

Логопед: Почему?

Предполагаемый ответ детей: Мороженое – холодное.

Логопед: Правильно – мороженое, а остальная пища, которую я назвала – должна быть тёплой. А по каким признакам ещё можно сказать, что мороженое – лишнее? Вспомните вкус.

Дети: Мороженое – сладкое.

Логопед: А остальная пища?

Дети: Не сладкая.

Логопед: Верно. Молодцы! А сейчас, ребята, давайте пройдём к столам, где вы собирали картинки, я там для вас приготовила зеркала и сейчас мы с вами поиграем с нашими язычками.

(Артикуляционная гимнастика).

Упражнение «сосулька» - 3раза;

Упражнение «горка для спуска» - 3 раза;

Упражнение «ураганный ветер открывает и закрывает форточку» - 3раза.

Стара, седа, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет бабой Ягой.

Воет вьюга: «У-у-у-у-у-у-у» (с усилием голоса).

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).

Стонут берёзы: «М-м-м-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).

Шутят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш» . Стихает вьюга «У-у-у-у-у-у-у».

Давайте ещё вспомним, как вьюга воет.

Дети: «У-у-у-у-у-у-у-у-у».

Логопед: Какой это звук?

Дети: Гласный.

Логопед: Каким цветом мы выделим гласный звук? Покажите.

Дети показывают красные кружки.

Логопед: Мы знаем с вами, что гласные поются и сейчас я пропою разные гласные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук «У». Слушайте внимательно «А», «У», «О», «И», «У», «А», «У», «О».

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук «У».

Логопед: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим, что ещё интересного есть у белочки в сундучке. Посмотрите – картина. Мне кажется, что на этой картине художник что-то напутал.

Чего не бывает зимой?

Предполагаемые ответы детей:

Не купаются в реке;

Не цветут цветы;

Не растут ягоды;

Не ходят в платье;

Не летают бабочки.

Логопед: Хорошо, а что правильно нарисовал художник?

Предполагаемые ответы детей:

Кругом лежит снег;

Голые деревья;

На ветках сидят снегири.

Логопед: Очень хорошо всё рассказали.

Ребята, сегодня на занятии вы хорошо справлялись со всеми заданиями. Руслан у нас молодец, самый первый собрал картинку. Дима очень внимательно слушал. Артём чаще всех отвечал на вопросы. У Эдика получилась самая красивая сосулька. Юра внимательно слушал, когда я пела звуки, и правильно выделял гласный звук «У».

Вы знаете, ребятки, мне кажется, что нашей белочке тоже очень понравилось, как вы сегодня занимались, и она принесла гостинцы из своего зимнего леса – это орешки. Давайте скажем ей спасибо и до свидания.


КОНСПЕКТ

логопедического занятия

«Зимушка-зима»

Учитель-логопед

Сальникова Анастасия Вячеславовна

Цель: уточнить и закрепить представления детей по теме «Зима».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить и расширить представление о зиме, её приметах;

Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»: учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;

Совершенствовать лексико-грамматический строй речи: учить употреблять существительные в единственном и множественном числе; совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие:

Учить использовать предлоги «на, с, в», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных;

Учить правильнее и точнее выражать свои мысли;

Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; артикуляционную моторику, координацию речи с движением;

Развивать речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: игрушка снеговик, наборное полотно, картинки с изображением зимы, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, графическое изображение снеговика, сюжетная картина «Найди ошибки художника»

Ход: 1. Оргмомент. Психогимнастика. Укрепление эмоционального контакта.

Раз, два, три, четыре, пять
Становитесь в круг играть.

(Дети встают в круг)

Здравствуйте, ребята. Какой сегодня хороший день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох)

А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброе утро, а поможет нам это сделать вот эта снежинка. (Дети передают снежинку, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра: « Доброе утро, Саша! Доброе утро, Тимур!»

2. Введение в тему.

Ребята, как вы думаете, какое сейчас время года?

А как вы узнали, что к нам пришла зима?

Ребята, к нам в гости пришел… А вот кто пришел, попробуйте отгадать. Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка – нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик)

Конечно, снеговик. Он написал письмо деду Морозу о зиме и хочет, чтобы мы посмотрели его и проверили. Давайте поможем снеговику.

Игра «Найди ошибки». (Дети находят и называют ошибки художника.)

Посмотри, Снеговичок, сколько ошибок ты сделал. Ты, наверное, очень мало знаешь о зиме. Мы с ребятами тебе о ней расскажем. Но для этого нам нужно размять наш язычок, чтобы он мог все красиво рассказывать.

3. Артикуляционная гимнастика.

Ж ил-был язычок в большом домике (широко открыть рот ). Встал он рано утром, потянулся и выглянул в окно (упражнение «Язычок выглядывает в окно» ). А на улице снег идет, весь домик уже снегом засыпало, вышел язычок на улицу и стал снег счищать. Сначала счистил с двери (упражнение «Вкусное варенье» ), потом с крыши (упражнение «Маляр» ). Счистил и вернулся домой по ступенькам (широким языком сначала обнимаем губы, потом зубы ). Выпил он дома чашку чая (упражнение «Чашечка») и лег отдыхать (упражнение «Лопатка»).

4. Беседа о зиме.

Ну, вот, наш язычок готов рассказывать о зиме. Садись, снеговичок, и слушай внимательно.
- Ребята, сейчас мы с вами расскажем снеговику, что бывает зимой, что происходит в природе? Для этого вы отберете картинки, на которых изображены зимние явления и расскажите о них.

(Рассказы детей по картинкам.)

5. Игра «Какой? Какая? Какие?»

Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и скажите как можно больше слов об этом предмете.

Зима какая? – …(холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? – … (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? – … (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Лед какой? – …(холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – …(холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

Снеговик (какой?) – …(большой, белый, круглый, веселый…).

6. Упражнение «Снежинки».

Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (К аждому ребенку дать снежинку на ниточке.)

Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (В о время выполнения упражнения следить, чтобы дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.)

7. Дидактическая игра «Подбери слова».

Ребята, зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Когда я смотрю в зимнее окно на кружение снежинок, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения. Я вам буду называть какое-либо действие, а вы будете называть похожее действие, происходящее в природе зимой: например:

Кружится балерина – кружатся снежинки.

Летит птица – летит … снег.

Дует человек – дует … ветер.

Завывает волк – завывает … вьюга.

Злится злодей – злится … мороз.

8. Игра «Один-много» с мячом.

Пришло время поиграть с мячом в игру «Один – много».

сосулька - …сосульки

снежок - …снежки

льдинка - …льдинки

снежинка - …снежинки

снеговик - …снеговики

сугроб - …сугробы

мороз - …морозы

метель - …метели

9. Физкультминутка «Зима».

Давайте немного отдохнём .

Наконец пришла зима , (встать, руки в стороны)
Стали белыми дома, (руки над головой, ладони вместе)
Снег на улице метёт, (движения руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт , (изобразить, как будто подметаешь)
Мы катаемся на санках, (присесть)
Пишем на катке круги, (руки за спину, повороты вокруг себя)
Ловко бегаем на лыжах, (шагать, как на лыжах)
И играем все в снежки! (наклон, слепить снежок и бросить его вдаль )

10. Игра «Какое слово лишнее?»

Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.

Каток, платок , каток, каток.

Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.

Снежок, снежинка, нежный, снеговик.

11. Упражнение «Закончи предложение».

Ребята, давайте поиграем с нашим гостем. Он будет говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово СНЕГОВИК .

Мы решили слепить …(снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему …(снеговику).

Мы показали соседям нашего …(снеговика).

Мы играли с нашим …(снеговиком).

Мы рассказали бабушке о …(снеговике).

Молодцы, ребята. А теперь давайте все вместе произнесем четко слово снеговик, а затем прохлопаем его.

А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его. (Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.)

12 . Массаж биологически активных точек «Неболейка».

Ребята, гуляя зимой на улице, можно легко заболеть. Но нам с вами простуда не страшна, потому что мы делаем массаж «Неболейка»:

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание

Ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна. (потираем обе ладони).

13. Собери картинку.

Вот мы и рассказали Снеговику о зиме. Я думаю, теперь он сможет написать деду Морозу письмо. А чтобы ему все точно описать давайте подарим ему картинки, которые мы сейчас соберем. (Дети собирают картинку о зиме.)

В благодарность за то, что мы помогли ему, он каждому из нас дарит свой портрет, который мы сможем нарисовать и раскрасить.

14. Итог занятия.

Давайте попрощаемся со снеговиком и вспомним, о чём мы говорили на занятии?

Что вам понравилось?



  • Коррекционно – образовательные: обогащать и активизировать номинативный (название одежды) и глагольный словарь (гулять, копать, катать, лепить, кататься) по теме “Зима”; учить употреблять существительные в единственном и множественном числе; закрепить обобщающее значение слова “одежда”; учить определять признаки зимы.

    Коррекционно – развивающие: развивать зрительное восприятие; развивать мелкую моторику; развивать фонематический слух (определение единственного и множественного числа существительных).

    Коррекционно – воспитательные: воспитывать интерес к занятию, располагать ребёнка к активному сотрудничеству с педагогом.

    Материал: варежки; конфетти; картинка зимы; презентация к занятию (использование ИКТ).

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.
    2. Пальчиковая игра “Варежка”. Логопед держит за спиной варежки.

      Логопед: “ - Настенька, что у меня за спиной? Это тёплые, мягкие…показывает ребёнку и вместе называют – варежки! ” Ребёнок надевает, а затем снимает варежки.

      Логопед: “- Повторяй за мной:

      Настя варежку надела (все пальцы вместе, большой - в стороне)

      Ой, куда я пальчик дела? (прячем большой пальчик в ладошку)

      Нету пальчика, пропал,

      В свой домишко не попал! (круговые движения кистями рук)

      Настя варежку сняла,

      Посмотрите, вот, нашла! (показываем большие пальцы на обеих руках)

      Ищешь, ищешь, не найдёшь, (сжимаем, разжимаем пальчики)

      Здравствуй пальчик, как живёшь? (показываем большие пальцы)

    3. Основная часть.
    1. Игра “Что перепутал художник” (слайд №1).
    2. Логопед: “ - Какое сейчас время года?” (зима)

      Логопед: “ - Правильно! Наш художник тоже на картинке нарисовал зиму, вот только перепутал что – то. Что неправильно?”

      Ребёнок на картинке нажимает мышкой на вишенки, на ёлке, бабочку, цветочек – они исчезают. Остаётся зимний пейзаж.

      Логопед: “ - Вот теперь всё верно, молодец!”.

    3. Игра “ Зимняя одежда” (слайд №2).
    4. Логопед: “-Зимой холодно, чтобы не замёрзнуть мы одеваем тёплую одежду, а что на улицу нельзя одеть зимой?”.

      На экране зимняя и летняя одежда. Ребёнок нажимает мышкой на летнюю одежду, она исчезает, остаётся только зимняя.

      Логопед: “-Давай назовём всю одежду” (куртка, шапка, шарф, валенки, варежки).

      Логопед: “ - Как можно одним словом всё это назвать? (одежда)”.

    5. Упражнение на дыхание “ Вьюга”.
    6. Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снег так, чтобы он кружился в воздухе”. Логопед с ребёнком сдувают конфетти с ладошки.

    7. Упражнение на развитие фонематического слуха (слайд № 3,4, 5, 6).
    8. Логопед: “ - Внимательно слушай, какое слово я буду называть, и нажимай на картинку, если услышишь и нажмёшь правильно, картинка исчезнет” (снеговик, снежинки, шапка, варежки).

    9. Физминутка “Снег летит”.
    10. Логопед: “ - Повторяй за мной!”

      Снег летит, снег летит (движение обеих рук сверху вниз),

      На дома и крыши (изображение крыши руками над головой).

      Тихо к нам идёт зима (имитация ходьбы на носочках),

      Мы её не слышим (водим указательным пальчиком влево, вправо).

    11. Игра “Зимние развлечения” (слайд №7, 8, 9, 10).

    Логопед: “ - Давай узнаем, что дети любят делать зимой?” (гулять, копать, катать, лепить, кататься).

    1. Итог занятия.

    Логопед: “ - Про какое время года мы говорили? (про зиму) Ты хорошо занималась, молодец!”

  • Конспект

    подгруппового логопедического занятия

    для учащихся с ЗПР 1-го класса

    Лексическая тема «Зима»

    Составитель : Степанова Александра Владимировна,

    учитель-логопед МБОУ

    г. В.Волочек

    2016.

    Лексическая тема: «Зима»

    Тип урока: комбинированный урок «открытия новых знаний (ОНЗ) и формирования нового умения»

    Цель: создание условий для расширения представлений об окружающей действительности по теме Зима; обогащение словарного запаса; развитие познавательной сферы мышления, памяти, внимания.

    Образовательные задачи урока:

    Закреплять и расширять представления о зиме.

    Коррекционно - развивающие задачи:

    способствовать развитию речи учащихся;

    обогащение словарного запаса (слова: маскировка, спячка, метель, снегопад, кормушка, варежки, рукавички)

    развивать у обучающихся зрительное и слуховое восприятие;

    развивать мелкую моторику рук;

    развивать артикуляционную моторику;

    способствовать развитию мыслительных операций: анализа-синтеза, сравнения, обобщения;

    способствовать развитию произвольной саморегуляции.

    Воспитательные задачи:

    воспитывать положительное отношение к учебной деятельности;

    воспитывать аккуратность;

    формировать навыки учебного взаимодействия: работы в парах ( отвечать по заданию учителя, слушать ответы товарища);

    повышать мотивацию учения, отрабатывать навыки самооценки и взаимной оценки;

    способствовать формированию разносторонне развитой личности.

    Планируемые результаты:

    Личностные УУД:

    проявлять интерес к освоению новых знаний и умений;

    интерес к способу решения и общему способу действия;

    оценивать свою активность в деятельности;

    применять правила делового сотрудничества, желание оказать поддержку и помощь одноклассникам;

    формирование временных представлений;

    развитие умения взаимодействовать с другими людьми, делиться впечатлениями;

    МетапредметныеУУД:

    Познавательные УУД:

    добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза.

    Регулятивные УУД:

    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    формирование умения принимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

    формирование умения организовать учебное пространство, быть организованным в учебной деятельности.

    выполнение последовательности необходимых операций;

    сравнение способа действия и результата с заданным эталоном;

    умение анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

    Коммуникативные УУД:

    развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости

    формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества

    формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

    Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык

    Применяемые ресурсы:

    Зеркало

    Карточки-символы настроения

    Карточки символы «Дерево успеха»

    Компьютер с презентацией

    Монитор, колонки

    Элементы для аппликации

    Этап урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности учащихся

    Формируемые УУД

    I.Организационно-мотивационный момент

    Цель: создание положительного настроя на обучение, доброжелательного отношения друг к другу

    Мотивирование на позитивный настрой

    Здравствуйте ребята.

    Сегодня у нас необычный урок, посмотрите, к нам пришли гости.

    Поздоровайтесь с ними.

    Давайте улыбнемся друг другу и подарим частичку хорошего настроения окружающим

    Самоорганизация учащихся

    Приветствие гостей.

    Л2.1.; Л4.5; К2.2

    II .Актуализация знаний по теме.

    Вводная часть

    Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили об осени, о том, как животные готовятся к зиме.

    Ребята, а какой сейчас месяц?

    Какое время года скоро наступит?

    Назовите зимние месяцы

    Приближается долгожданная зима.

    Рассматривание календаря времен года.

    Ноябрь

    Зима

    Декабрь, январь, февраль

    Л4.2; Л2.2; Л2.1;

    Л4.4; К2.1; Р1.5

    III . Практическая деятельность.

    Коррекционно-развивающий блок

    Артикуляционная гимнастика

    Наш язычок, как и все дети любит играть. Давайте поиграем.

    «Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычку тоже захотелось поиграть

    1.Язычок боится мороза - острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
    2. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
    3. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
    4. Похлопай язычком - лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
    5. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.

    Дети садятся перед зеркалом

    Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики

    Р1.1; Р1.5

    Учебно-познавательная деятельность .

    Физкультминутка (самомассаж)

    Ребята, скажите, а какие признаки зимы мы можем с вами назвать?

    Просмотр презентации

    Ребята, а давайте сейчас покажем, как мы греемся зимой от мороза:

    Ой, мороз, мороз, мороз-

    Щиплет щечки,

    Щиплет нос,

    Щиплет ушки,

    Щиплет губки

    Забирается под шубки

    Чтоб согреться—посмотри,

    Все, как следует, потри:

    Щеки, носик, уши, губы

    Пар пошел даже от шубы.

    (ответы по слайдам презентации)

    Все вокруг покрылось снегом. Метут метели. Частые снегопады.

    Солнышко светит мало, не греет. День стал короче.

    Животные в лесу надели зимние шубки.

    Для тепла и маскировки. Некоторые животные впали в спячку.

    Животным трудно добыть пропитание.

    Зимующим птицам стало холодно и голодно. Они прилетают поближе к жилью человека. Люди делают для птиц кормушки.

    Люди тоже надели теплую одежду: теплые куртки и штанишки, шапки, варежки, шарфы, потому что на улице стало холодно

    Пощипывают щечки, нос, ушки, губки

    Трут щечки, нос, ушки, губки.

    Л2.1; Л4.3; Л2.2; П3.4

    IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

    Странная звездочка с неба упала.

    Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)

    А вы знаете, почему зимой идет снег?

    Зимой холодно, капельки воды замерзают в облаках и превращаются в снежинки.

    Давайте рассмотрим снежинки, найдите две одинаковые снежинки?

    (слайд презентации)

    Смотрите ребята, к нам тоже прилетели снежинки. Давайте подуем на них, и они станцуют. (звучит музыка)

    Что за нелепый человек

    Пробрался в 21 век?

    Морковка - нос, в руке - метла,

    Боится солнца и тепла.

    (снеговик)

    Найдите отличия (слайд)

    Давайте и мы с вами сделаем снеговика.

    Демонстрация образца:

    Посмотрите, из каких частей состоит снеговик?

    Что у него на носу?

    Из чего у него руки?

    Что на голове?

    Давайте и мы с вами сделаем снеговика

    Находят одинаковые снежинки

    Дуют на снежинки на ниточке

    Снеговик

    Находят отличия на картинке

    - из комков;

    Морковка;

    Руки - ветки;

    Ведро

    Выполняют совместную аппликацию

    Л4.3; Л2.2; Л4.4; П3.4; П3.5; Р1.1; Р1.5; К2.1; К2.4

    V этап. Рефлексивная деятельность.

    12. Итог занятия

    Ну как, вам понравилось делать снеговика?

    - Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

    - Что мы делали на занятии?

    - Что понравилось?

    Выберите картинку (солнышко, облачко или тучку)

    выберите самую большую снежинку, если вы все сделали правильно. Среднюю снежинку, если встретились с трудностями. Самую маленькую снежинку, если сделали много ошибок.

    Отвечают на вопросы, выбирают карточку символ своего настроения (солнышко, облачко или тучку) ,

    успеха своей учебной деятельности (снежинку)

    Л1.1; Л4.5; Р1.1; Р1.3; К2.2

    Конспект логопедического занятия по теме «Зима. Зимние забавы».

    Кудряшова Ирина Николаевна

    Учитель-логопед ГБДОУ д/с№2 Кировского района г.СПб

    Коррекционно-образовательные цели:

    • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
    • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
    • Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов.

    Коррекционно-развивающие цели:

    • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
    • Развитие речевого слуха.
    • Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
    • Развитие диалогической речи.
    • Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
    • Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
    • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
    • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

    Воспитательные цели:

    • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
    • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

    Оборудование:

    • Доска магнитная
    • Магниты
    • Модули, оформленные под пеньки
    • Фланелеграф
    • Ноутбук
    • Костюмы Зимушки и Снеговика;
    • Снежинки;
    • Конверты с загадками;
    • Предметные картинки (лыжи, коньки, санки, снеговик);
    • Картинки снеговиков с недостающими деталями;
    • Конверты с плоскостными буквами.
    • Разноцветные кружки для звукового анализа;
    • Плоскостные буквы для фланелеграфа;
    • Конверты с деформированными предложениями;
    • «Волшебный снежок»;
    • Колокольчик;
    • Цветные карандаши.

    Предварительная работа:

    Изучение лексических тем: «Зима», «Зимние забавы». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Дети входят, здороваются. Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное, и посмотреть его пришло много гостей.

    2. Знакомство с темой.

    Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

    «Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

    Радость детям подарила и на санках прокатила».

    О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

    И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

    Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на пенёк.

    (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

    (Дети отвечают и садятся на «пеньки»).

    Звенит колокольчик. Входит Зимушка, здоровается.

    Я зимушка холодная,

    Из кружев мой наряд.

    Пришла к вам на занятие

    В чудесный детский сад.

    3. Образование относительных прилагательных.

    Логопед: Зимушка, а ты с нами поиграешь?

    Зимушка: Я хочу послушать, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

    Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода…

    Снег - (снежная);

    Мороз - (морозная/;

    Ветер - (ветреная);

    Стужа - (студёная);

    Холод - (холодная)

    4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

    Игра «Что наделала зима?»

    Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?

    Зима пришла с морозами и всё… - (заморозила).

    Метель мела и все тропинки - (замела).

    Река покрылась льдом и вся… - (заледенела).

    Зима позвала вьюгу и всё… - (завьюжила).

    Снежная пороша дорожки все…- (запорошила).

    5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

    Игра «Назови ласково».

    Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

    Зимушка: Мороз - (морозец).

    Лёд - (ледок).

    Холод - (холодок).

    Снежинка - (снежиночка).

    Метель - (метелица)

    6. Дыхательные упражнения.

    Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

    Зимушка: «Подул зимний ветерок, полетел снежок.

    Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

    Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

    Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

    А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

    7. Загадки

    Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Но только где же наши загадки?

    Зимушка: Вот они. Я их спрятала под снежинками. Выбирайте загадки.

    (Дети подходят к столу и выбирают конверты с загадками).

    Логопед читает:

    Мои новые дружки и блестящи, и легки,

    И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

    Две новые кленовые подошвы двухметровые:

    На них поставил две ноги - и по большим снегам беги. (Лыжи)

    Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

    За верёвочку-узду через двор коня веду,

    С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

    Меня не растили - из снега слепили.

    Вместо носа ловко вставили морковку.

    Глазки - угольки, ручки - сучки.

    Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

    (Дети отгадывают загадки, логопед вывешивает предметные картинки на магнитной доске).

    В дверь стучат. Входит Снеговик, здоровается.

    «Я, ребята, Снеговик, к снегу, холоду привык.

    Вы меня слепили ловко, вместо носа тут морковка.

    И ведро на голове, и метла в моей руке.

    Я пришёл к вам в детский сад, чтоб порадовать ребят.

    8. Употребление существительных в родительном падеже.

    Игра «Что забыл нарисовать художник?»

    Логопед: Снеговик, ты словно с нашей картинки сошел.

    Снеговик: Да, это меня нарисовал художник, который очень любил рисовать зимние картины. Как-то раз он решил нарисовать моих братьев снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте картинки.

    (Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

    «У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

    (Снеговик хвалит детей, а логопед вывешивает картинки на магнитной доске.)

    9.Физкультминутка.

    Снеговик: Дети все в кружок вставайте,

    Физкультминутку начинайте.

    (Дети встают в кружок).

    «Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

    Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

    Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

    Дворник улицу метёт, (Имитируют)

    Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

    Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

    Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

    И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

    10. Образование родственных слов.

    Игра «Доскажи словечко».

    Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

    Зимушка: Давайте поиграем со словом «снег».

    (Зимушка читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

    «Тихо, тихо, как во сне,
    Падает на землю... (Снег.)

    С неба всё скользят пушинки —
    Серебристые... (Снежинки.)

    На дорожки, на лужок
    Всё снижается... (Снежок.)

    Вот веселье для ребят —
    Всё сильнее... (Снегопад.)

    Все бегут вперегонки,
    Все хотят играть в... (Снежки.)

    Словно в белый пуховик
    Нарядился... (Снеговик.)

    Рядом снежная фигурка —
    Эта девочка — ... (Снегурка.)

    На снегу-то, посмотри —
    С красной грудкой... (Снегири.)

    Словно в сказке, как во сне,
    Землю всю украсил... (Снег.)»

    Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

    11. Развитие слухового внимания.

    Игра «Найди лишнее слово».

    Снеговик: Вы так хорошо играли с Зимушкой. А теперь поиграйте со мной. Послушайте и найдите лишнее слово.

    (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор.)

    «Мороз, морозильник, мороженое, моросит».

    «Снег, снегирь, снасти, снеговик».

    «Холод, хороший, холодильник, холодок».

    «Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».

    12. Развитие звуко-слогового анализа слов и чтение слов.

    Игра «Собери слово».

    Логопед: Наши дети в школу собираются. Они много занимаются и уже многому научились. Сейчас мы сядем за стол и посмотрим, какие необычные снежки слепила нам зима. Выбирайте сами.

    (Дети выбирают конверты со «снежками», на которых написаны буквы. «Снежки» разных размеров.)

    Логопед: Разложите снежки от самого маленького к самому большому. Какие слова у вас получились? /Дети читают слова: горка, санки, каток, узор/. Сколько слогов в слове? Сколько гласных звуков в слове? Какой ударный гласный звук? Придумайте предложение с вашим словом. /Дети придумывают предложения./

    Снеговик: Мы с Зимушкой тоже занимаемся в лесной школе и хотим показать, чему мы там научились.

    Логопед предлагает Зимушке и Снеговику провести звуковой анализ слова «ЗИМА», определить количество слогов в слове, определить ударный слог. Затем вывешивает на доску снежинку с буквами «З, И, М, А, В, Л, Э, К, О, Н», просит выложить слово «Зима» на доске и составить предложения с этим словом.

    13. Работа с деформированным предложением.

    Логопед: Я тоже придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать. Выбирайте сами.

    (Дети подходят к столу и выбирают конверты с предложениями).

    «Снежная, мне, зима, нравится».

    «Нас, у, дворе, во, горка ».

    «Дети, горки, катаются, с».

    «Забава, зимняя, любят, дети, все».

    14. Эмоциональное расслабление.

    Логопед: Вокруг зима, вокруг снега и ветер и мороз. Зимой у нас бывает разное настроение: радостное и печальное грустное и весёлое. Давайте послушаем и посмотрим, как рассказывают о зиме музыканты и художники.

    (Дети садятся на ковер, слушают музыку и просматривают слайды).

    15.Заключительная часть.

    (Дети встают).

    Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

    Что у каждого из вас получилось лучше всего?

    (Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

    Зимушка и Снеговик благодарят детей за интересное занятие, прощаются и уходят.

    Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.