Профилактическая работа по предупреждению правонарушений классного руководителя. Справка о деятельности классных руководителей по правовому воспитанию учащихся и профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Установление и поддерж

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости и контроль за наполняемостью дневников положительными оценками с моей стороны и информирование родителей и воспитателей класса позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками. В нашем классе учащиеся в субботу после уроков собирают дневники на проверку и всегда не хватало дневника Расиля, мне приходилось искать его в сумке. Перейдя в наш класс, мальчик не желал заполнять дневник и каждую неделю приходилось делать ему замечание, велась беседа с родителями, ребята помогали ему в оформлении и заполнении и только к концу четверти мальчик самостоятельно стал заполнять дневник и подавать на проверку.
2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Так, по примеру с Самариной В. в прошлом учебном году и Самигуловым Р. в текущем. И в том и в другом случае совместно с воспитателями класса было решено контролировать учащихся и будить их по утрам. На сегодняшний день в 7.30 мы делаем контрольный звонок Расилю, чтобы проверить его местонахождение, т.к. Вера посещает школу уже без опозданий.
Я ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, еженедельный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия.

3. Организация досуга учащихся , широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Я принимала меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска», но, к сожалению, учащихся нашего класса не вовлечены ни в одну спортивную секцию по состоянию здоровья. Лишь один ученик из класса, это Самарина В. нашла дело по душе в хоровом и танцевальном коллективе. Остальные учащиеся вовлечены в классном кружке «Умелые руки», который организуют воспитатели. Участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.

Наши мальчики Садртдинов И. и Николаев А. очень любят лыжный вид спорта. В прошлом году они ежедневно брали лыжи и делали пробежки вокруг школы. При посещении Ильнара на дому, было замечено его увлечение таким видом спорта как футбол.

Несколько раз в неделю ребят кормлю обедом, во время которого контролирую, чтобы они полноценно питались, т.к. у них в привычке – «сухомятка». Если Субботина Д., Самарина В. не ели суп, нужно отметить, тот факт, что после многократных бесед, проведенных на классных и воспитательных часах, примеров приведенных мной из жизни и постоянного контроля со стороны взрослых, ситуация стала исправляться. В пропаганде здорового образа жизни посвящены классные часы на темы:

    «Движение – это жизнь»

    «Умеем ли мы быть здоровыми?»

    «Спортивная энциклопедия»

    «Мы за здоровый образ жизни»

    «Красота тела и физическая культура»

Просмотр презентаций на переменах и проведение различных бесед о спорте. Ребята очень любят слушать примеры из жизни педагога и поддержать беседу из личного опыта. Активно в беседе проявляют себя такие ученики как, Бойкова Т., Андреев Н., Субботина Д., Гизятуллина Р..

5 . Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Месячники профилактики правонарушений . В их организации участвуют не только классные руководители, воспитатели, но и сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы. В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся следующие мероприятия:

    участие во межведомственных операциях «Внимание! Дети!», «Подросток» неделя правовых знаний.

    совместно с педагогом-психологом проводилось анкетирование «Отношение подростков к пагубным привычкам»

    месячник по военно-патриотическому воспитанию

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Моя роль заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. К сожалению своего мнения, учащиеся не имеют, слабые учащиеся поддерживают мнения сильных.

В течение 2013–2015учебные года проведены классные часы по следующим темам:

    «Права и обязанности гражданина»

    «Я – ребенок! Я – гражданин!»

    Жизненный подвиг М. Джалиля.

    Автомобиль, дорога, пешеход.

    Ответственность несовершеннолетних

    Знать правила дорожного движения – большое достижение

    Я и мои поступки

    Месть или прощение?

    «Основной закон России»

    «Нетерпимость и нарушение порядка»

6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Так была проведена беседа с семьей Кашкаровых, Ватрановых.

Я, как классный руководитель совместно с воспитателями знакомимся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводим беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляем акты обследования жилищных условий, выясняем положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
В течение всего учебного года мы стараемся посетить всех учащихся класса, особенно проблемных: Кашкаров А., Субботина Д., Николаев А., опекаемые: Бойкова Т., Самарина В.

Важными направлениями в этой работе являются:

    установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

    разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д.;

    формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком.

Каждую субботу мною ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся диалоги, беседы и консультации по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей, индивидуальные беседы:

    «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь»

    «Почему ребенок не хочет учиться»;

    родительские собрания:

    «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания»,

    «Права и обязанности ребёнка в школе и семье».

Отрадно отметить, что родители на классных родительских собраниях активно принимают участие в дискуссии по поводу воспитания своего ребенка.

Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
Работая в классе с учащимися, имеющих нарушения в поведении, приходится подбирать методы коррекции.

Одним из методов воспитания общественного поведения у детей с нарушением интеллекта является

    Метод поручений .

Предлагаемые ученикам поручения должны соответствовать их физическим, физиологическим, психологическим и другим возможностям. Учащимся надо давать такие поручения, выполнение которых вызывает у них положительные эмоции. Задача учителя состоит не только в правильном выборе поручения, но и в организации конкретной помощи выполняющим его детям. Например, когда «приручали» Дашу, я приглашала к себе в кабинет и просила найти необходимые картинки для своих уроков или приготовить кабинет к уроку. Ей это очень нравилось, т.к. она чувствовала себя кому то нужной. Это вошло в привычку и на сегодняшний день после каждого урока она заходит и спрашивает: «Чем помочь?». Во всяком случае, это лучше, чем беготня по школе.

    Метод поощрения и наказания.

Поощрение - это такое педагогическое воздействие на ребенка (или коллектив), когда воспитатель (или коллектив) выражает положительную оценку поступков поведения учащегося (или коллектива)

Воспитательная ценность поощрений очень высока. Они повышают чувство ответственности за свои дела и поступки, укрепляют веру в свои силы, повышают чувство собственного достоинства, самооценку личности, способствуют формированию положительных отношений между воспитателями и учащимися, а при коллективных поощрениях сплачивают детский коллектив.

Наказание - такое воздействие на личность отдельного ученика или на коллектив в целом, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся следовать определенным требованиям, принятым в коллективе. Психологический смысл наказания состоит в том, что оно должно вызвать у учащихся чувство стыда и вины.

Строгая индивидуализация наказаний в коррекционной школе означает учет особенностей структуры дефекта, нервной системы, уровня интеллектуального развития и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.

1. Наказания, связанные с выражением морального порицания, общественного обсуждения :

а) устное замечание, выговор, сделанное наедине;

б) устное замечание, выговор, сделанное публично;

в) публичное обсуждение (классное собрание, педсовет, родительский комитет и пр.).

2. Наказания, связанные с наложением дополнительных обязанностей. Например: намусорил - убери, сломал - почини, нагрубил - извинись, подвел - исправь, помоги и пр.

Для того чтобы наказание имело воспитательный смысл, каждому педагогу и воспитателю необходимо помнить, что оно должно выполнять роль наставления, а не возмездия за проступок.

9. Формирование умений, навыков, привычек дисциплинированного поведения и вежливого обращения с окружающими :

Привычка вовремя приходить на занятия и проводимые мероприятия, умение активно выступать против нарушителей правил (опаздывающих или пропускающих занятия по неуважительной причине); привычка оказывать помощь неорганизованным или больным товарищам; (Самарина В., Самигулов Р.)

Привычка здороваться не только с сотрудниками школы (учителями, воспитателями и др.), но всеми ее посетителями (в коррекционной школе добиться этого бывает гораздо труднее, чем в школе массовой). (Самигулов Р.)

Умение оказывать помощь товарищам, испытывающим затруднения при выполнении заданий, поручений; (Субботина Д., Бйкова Т., Гизятуллина Р.)

Привычка внимательно слушать объяснение учителя, воспитателя я других старших товарищей;

Умение спокойно, правильно реагировать на замечания, не вступая в пререкания (особенно при обсуждении отметок) и т.д.

Во главе с классным руководителем воспитатели проводят диагностику уровня воспитанности обучающихся и мониторинг уровня школьной мотивации (2 раза в год по полугодиям). На основе данных показателей мной проектируется развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывается план воспитательной работы класса («Классная папка руководителя»).

в профилактике безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних

В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Согласно данному Закону, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
- обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.

На основе нормативных документов в нашей школе выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Вся работа направлена на создание благоприятного психологического климата в школьном коллективе , повышение качества воспитательной работы , нормализацию межвозрастных отношений учащихся, занятость учащихся во внеучебное время, целенаправленное воздействие на семью, систематический контроль за посещением учебных занятий, проведение индивидуальных занятий с учащимися.


Работа по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками строится в соответствии с комплексными планами работы, которые предусматривают взаимодействие классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, медицинской сестры.

Вся работа начинается с деятельности классного руководителя , который лучше других знает своих учеников .

Основная задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений : решает задачи разрушения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, педагогами, работающими с данным ребёнком, коллективом сверстников. Создаёт атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Классными руководителями разработаны программы воспитательной работы с ученическими коллективами. Программы предполагают комплексную реализацию нескольких направлений: «В плену вечных вопросов», «Гражданин Отечества», «Человек в окружающей среде», «Культура общения», «Зеркало» и другие.

При составлении Программы планируется план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который включаются профилактические беседы, родительские собрания, посещения на дому и т. д.; ведет дневник классного руководителя, где на детей из группы «риска» выделена отдельная страница, на которой фиксируются вся работа, проводимая с ребенком и его родителями.

1. Главное направление в работе классного руководителя:

Это забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений;

Формулирование положительного «Я»;

Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;

Анализ каждого этапа результата деятельности ученика, его достижений, поощрение положительных изменений.

2. Важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни является ликвидация пробелов в знаниях учащихся . Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы , у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы». Ведущая деятельность школьника – учебно-познавательная: систематические прогулы, стойкая неуспеваемость по нескольким предметам вызывают нарушение системы самооценки подростка, повышенную тревожность и, как следствие, конфликтность и агрессию, поэтому основным блоком в диагностическом модуле является педагогическая диагностика. Основными направлениями педагогической диагностики являются:

Уровень и качество знаний;

Проблемы в усвоении приемов мыслительной деятельности;

Проблемы управления учебной деятельностью;

Сформированность коммуникативной компетентности;

Анализ педагогической запущенности.
Контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, снять «синдром неудачника».
Для решения проблем учебно-познавательной деятельности в этом модуле проектируется план конкретных действий по устранению пробелов.
Конкретный план действий может быть представлен в форме таблицы.


Карта информации и контроля по реализации индивидуального подхода

в работе со слабоуспевающими учащимися

Фамилия, имя ученика ______________________________________ класс _________

Ф. И.О. классного руководителя ____________________________________

Информация социального педагога об особенностях социальной среды ученика, об индивидуальной работе

Информация педагога-психолога об особенностях познавательных процессов, об индивидуальной работе

Информация классного руководителя об уровне взаимоотношений в системе ученик-ученик, ученик-учитель

Информация учителя об индивидуальной работе с учеником

Информация классного руководителя об индивидуальной работе с родителями

3. Контроль посещаемости занятий является следующим важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. В школе в каждом классе ведутся дневники ежедневного учета посещаемости учебных занятий, за ведение которых отвечают ответственные учащиеся, назначаемые в начале учебного года. Ежедневно выявляются причины отсутствия детей, осуществляется контроль за предоставлением справок и объяснительных, подтверждающих пропуски.
Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Совета профилактики в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.


4. Организация досуга учащихся , широкое вовлечение учащихся, особенно из детей «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях - важнейшие направления воспитательной деятельности, способствующие развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение. Деятельность военно-спортивного клуба «Патриот», система дополнительного образования , проведение запланированных мероприятий, сотрудничество с сельским домом культуры решают проблему занятости школьников во внеучебное время. Все 17 учащихся «группы риска» посещают кружки и секции, активно вовлекаются в мероприятия различного уровня.


5. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни.
В пропаганде здорового образа жизни классными руководителями используются такие мероприятия:
- беседа медработника (педиатра , школьного медработника) в классе по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся

(«Как не стать наркоманом» - 8 класс ,);
- проблемная беседа, подготовленная при поддержке классного руководителя самими учениками («Коварная сигарета» в 7-9 классах; «О вреде алкоголизма» - 9 класс);
- «классный видеочас» с обсуждением видеофильма (в 5-6 классах проведено обсуждение видеофильма «Опасные шалости»);

Организация походов в лес совместно с родителями и учащимися. присутствует в работе всех классных руководителей.
При этом роль классного руководителя заключается в режиссуре, направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений.
Мы стараемся, чтобы пропаганда здорового образа жизни не была навязчивой, лучше ее начинать с неформальных бесед классного руководителя, не регламентировать строго время проведения, стараться узнать привычки, наклонности учеников, использовать различные формы проведения: от разговора, игры - до инсценировок: «Путешествие в Спортландию» в начальных классах в рамках спортивного месячника и профилактики гриппа; инсценировка «Дыхательные лабиринты» в рамках месячника профилактики Спида.

6. Профилактика наркомании и токсикомании . В школе спланирована и проводится работа по ранней профилактике наркомании и токсикомании.
В беседы с подростками о вреде наркомании включаются интересные жизненные примеры из периодических изданий, раскрывающие пагубные последствия для здоровья. Такую подборку информационного материала помогает подбирать библиотекарь.
Одним из направлений антинаркотической пропаганды в школе является предостережение учащихся путем демонстрации последствий употребления наркотиков через показ фильмов. Родителям раздаются «памятки» о проявлениях наркомании у подростков и оказании им своевременной помощи.


7. Правовое воспитание . Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Во время проведения традиционного Месячника правовых знаний проведены беседы, классные часы , родительские собрания, велась разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды; разъяснялись понятия об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних. В 9 классе (классный руководитель) целями и задачами классного часа «Хулиганство несовершеннолетних. Каковы последствия?» были: воспитание правовой культуры, профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних, ознакомление подростков с правовым понятием хулиганства и мерами наказания за данный вид преступления, мотивация на ответственность за свои действия.


8. Классный воспитатель должен обладать большой педагогической «гибкост ью» в работе с семьей. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка, - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей. Вот несколько направлений работы классного руководителя с родителями.

1. Установление и поддержка постоянной связи с родителями. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.

2. Выработка единых требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

3. Привлечение родителей к организации работы с классом.

4. Педагогическое просвещение родителей. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника, учить их понимать ребёнка, опираясь на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время .

5. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.

6. Посещение семей школьников. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Все посещения записываются в журнале учета посещений. Некоторые посещения проводят совместно с соцпедагогами, особенно в семьи, состоящие на профилактическом учете или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям.

При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании работа проводится одновременно с родителями и детьми. Зачастую к такой работе привлекается школьный психолог.

9. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы, конкретного плана совместных действий администрации, педагогов, психолога, медиков, родителей, обучающегося, общественности по коррекции девиантности обучающегося.
Сегодня, когда общество и государство декларируют принципы гуманизации и демократизации в сфере образования, необходимо соблюдение принципа «не навреди» ребенку при проведении процедуры постановки на внутришкольный контроль и проведение с ним индивидуальной профилактической работы.
Необходимо изучить и иметь полную информацию о семье, которая может быть:

Педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);

Педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);

Конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия);

Асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);

Криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).
Поскольку педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя как определение отклонений от нормы, так и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе, то чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов ребенка, например:

Проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;

Какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные, спортивные, общественно-политические и другие;

Как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т. д.);

Каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыкальные группы, кому подражает, кто является идеалом для подражания.

10. Проведение индивидуальной воспитательной работы. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года декларируется необходимость «обеспечения детей с проблемами асоциального характера обязательным индивидуальным психолого–педагогическим сопровождением». Наиболее эффективно индивидуальная работа с детьми данной категории возможна при создании системы совместных, взаимосвязанных действий администрации, педагогов, психологов, медиков, родителей обучающегося, общественности по обучению, коррекции, социализации и реабилитации подростка с девиантным или асоциальным поведением. В школе осуществляется программы индивидуальной коррекционной работы с двумя учащимися 5 и 11 классов , с двумя неблагополучными семьями, комплексная программа профилактической работы с детьми «группы риска» (15 учащихся).

Наиболее важным в организации профилактической работы в школе является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, отказе от декларативной формы общения с родителями и учащимися; ориентации на то, что ребенок в этом процессе – активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности . Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители), но и педагоги – предметники, педагоги дополнительного образования - весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в программе профилактики правонарушений. Применение творческих подходов в этой работе, личной ответственности за работу по профилактике безнадзорности и правонарушений, опора на ученическое самоуправление, родительскую общественность, взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики будут способствовать успеху в этой работе.

по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков

1. Возможности классного руководителя в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин; методы и формы взаимодействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности

Активизация деятельности классного руководителя в отношении учащихся, прогуливающих уроки.

Беседа классного руководителя с учащимся индивидуально, а также на классном часе.

Активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций, художественных коллективов, общественную жизнь класса.

Своевременное информирование родителей этих учащихся (телефонный звонок, записка через соседа, посещение на дому).

Привлечение родительского комитета к работе с таким ребенком.

Беседа психолога с этим учащимся.

Беседа социального педагога с прогульщиком.

Вызов прогульщика с родителями на заседание совета профилактики школы.

Вызов на педагогический совет школы.

Вызов на заседание комиссии по делам несовершеннолетних.

2. Формы и методы работы с семьей по профилактике правонарушений обучающегося

Ознакомление учащихся с правилами поведения школьника.

Единство требований педагогического коллектива и родителей в отношении соблюдения правил поведения.

Консультирование учащихся о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, дискотек, посещений театров и др.

Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха, режим питания, гигиена, занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.).

Приобщение к общественной жизни класса и школы.

Просветительские беседы с родителями об ответственности подростков с привлечением специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних.

Тематические классные часы об ответственности подростков за правонарушения с привлечением социального педагога и специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних.

Использование возможностей службы охраны школы (обращение к охраннику в случае правонарушения учащегося во время урока или перемены).

Организация работы родительского комитета с отдельными семьями.

Посещение учащегося на дому вместе с милицией.

Постановка на внутришкольный учет.

Приглашение родителей на заседание совета профилактики школы, малый педсовет, большой педсовет, на комиссию по делам несовершеннолетних.

Наблюдение, убеждение, предъявление требования, поощрение и другие методы.

3. Эффективность работы педагогического коллектива в отношении повышения уровня культуры обучающихся (внешний вид, речь, поведение на уроке и перемене, сохранность имущества школы). Методы и формы работы.

Знакомство обучающихся с правилами поведения в школе.

Предъявление единых требований к учащимся со стороны педагогического коллектива в отношении внешнего вида, речи, поведения на уроке и перемене, к сохранности имущества школы.

Разработка и проведение тематических классных часов, бесед, лекций на темы этики и морали.

Усиление роли учителя в плане недопустимости сквернословия, личный пример учителя в культуре речи и общении.

Систематический контроль за сохранностью имущества школы и порядком на ее территории, выявление нарушителей (порча сантехники, стен, дверных табличек, столов, парт и другой мебели и сантехники и т.д.).

Создание ремонтных бригад для восстановления испорченной мебели.

Организация дежурства по классу и школе.

Организация генеральной уборки классов, рекреаций, территории школы.

Включение в план воспитательной работы посещения музеев, театров, библиотек города.

Привлечение обучающихся к участию в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях.

Использование школьной мастерской для демонстрации моделей одежды делового стиля.

4. Действия учителя в отношении обучающихся, замеченных в табакокурении и распитии спиртных напитков .

Профилактика вредных привычек, наркомании, токсикомании.

Просветительская работа среди обучающихся и родителей о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ с привлечением специалистов-наркологов (родительский лекторий, система классных часов, просмотр видеофильмов с обсуждением в классе, выпуск стенной печати, подготовка учащимися рефератов по данным темам и т. д.).

Предъявление требований к родителям о контроле над образом жизни ребенка во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребенка и др.).

Индивидуальная беседа с обучающимися, замеченными в распитии спиртного или курении.

Информирование родителей этого ученика.

Обследование обучающегося у нарколога.

Обращение к социально-психологической службе в отношении этого ученика.

Использование возможностей оздоровительного медицинского комплекса школы.

Направление обучающихся на консультацию в центр психолого-педагогической помощи семье и детям.

Использование возможностей ОДН и КДН в разрешении данной проблемы.

Профилактика здорового образа жизни, повышение уровня культуры обучающихся.

Выявление семей, ограниченных в материальных средствах.

Помощь этим семьям в постановке на учет в службе социальной защиты населения.

Организация бесплатного питания в школе детям из этих семей.

Обеспечение бесплатными учебниками.

Помощь в определении обучающихся в летний оздоровительный лагерь при школе.

Помощь в трудоустройстве подростков в период летних каникул.

Активизация профориентационной работы среди подростков

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

«Система работы классного руководителя по профилактике правонарушений среди учащихся»

Подготовила

классный руководитель 11 класса

Балашова Елена Евгеньевна

Моя работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы по следующим направлениям:

а) профилактическая работа;

б) организация досуговой деятельности;

в) работа с родителями;

г) правовой всеобуч;

д) организация каникул;

е) работа с трудными детьми.

В начале каждого учебного года я провожу анкетирование семей, с целью выявления трудностей в воспитании со стороны родителей, ранее я создавала банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи. Систематически посещала семьи, составляла акты посещения.

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Я веду ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия.

Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Принимаю меры по привлечению в спортивные секции учащихся. Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. В летний период я вовлекала детей в работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя их занятость в каникулярное время.

Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало участие учащихся в осеннем кроссе.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи, работники ОГИБДД, Железнодорожной полиции, представители Пожарной охраны г.Сызрани), но и широко используется детский потенциал.

Профилактике правонарушений, ПДД и ППБ посвящены такие мероприятия:

Конкурс рисунков «Скажи наркотикам нет!»

Мероприятия в рамках декады «Внимание, дети!»;

Участие в различных творческих конкурсах, таких как «Безопасное колесо», агитбригада ЮИД, конкурс рисунков «Добрая дорога детства»;

Творческий конкурс на лучшую поделку по профилактике противопожарной безопасности.

месячник по военно-патриотическому воспитанию;

Проведены классные часы по следующим темам:

5-6 й классы

Что такое хорошо и что такое плохо”

Курить – здоровью вредить”;

Мифы об алкоголе”

Школьнику о вреде никотина”

«Красный, желтый, зеленый»

«Огонь друг или враг?»

Правила поведения в общественных местах”

7-й, 8-й, 9-й класс

Кто кого или подросток в мире вредных привычек”

Права и обязанности школьника”;

«Почему подросток совершает преступление”

Поговорим об ответственности”

10-й класс

Жизнь без наркотиков”

«Я- за безопасную жизнь»

Как научится быть ответственным за свои поступки”

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в нашем учреждении Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвую не только я как классный руководитель, но и приглашенные сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог.

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.

Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении строится планово. В начале классный руководитель знакомится с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводит беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляет акты обследования жилищных условий, выясняет положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.

Важными направлениями в этой работе являются:

Установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

Разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

Формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

Формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Мною, ведется работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей: консультации «Возрастные и психологические особенности детей среднего, а теперь и старшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье». Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание классным руководителем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся (2 раза в год по полугодиям). На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса.

Пояснительная записка

Охрана здоровья и жизни детей – важнейшая задача не только родителей, но учителей и других педагогических работников. В связи с этим встает вопрос профилактики детского травматизма при организации образовательной деятельности. Через обучение и воспитание возможно сократить количество несчастных случаев с детьми и предотвратить их травмирование. Воспитательные функции в общеобразовательной организации выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

Классный руководитель и его предназначение

Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательной деятельности.

Институт классных руководителей в российской школе имеет свою историю. До 1917 года в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Была учреждена также должность помощника классного наставника, или классного надзирателя, который следил за поведением учащихся в классе и вне школы (на улицах, в театрах, на частных квартирах и т. д.). В истории развития российской школы институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребёнка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов. Классное руководство в России насчитывает более 130 лет. За это время изменились не только функции и обязанности классного руководителя, но и само понятие классного руководства в школе.

Основным направлением профессиональной деятельности современного классного руководителя является внеклассная работа, внутри которой выделяют такие приоритетные направления, как:

Осуществление возрастного подхода в процессе создания благоприятной среды воспитания;

Укрепление духовных контактов между классным руководителем и учениками в ходе сотрудничества в общем деле и ответственного отношения к нему;

Постоянное побуждение человека к сохранению и укреплению здоровья, самовоспитанию и самообразованию.

Формирование безопасного поведения учащихся

Классный руководитель участвует в формировании у участников образовательной деятельности устойчивых навыков безопасного поведения во время учебной, внеурочной и трудовой деятельности.

Классному руководителю надо знать, что причины детского травматизма можно разделить на три группы:

Поведение самого ребёнка (низкий уровень координации движений, неумение владеть своим телом, а также отсутствие навыка выполнения действия; отсутствие или недостаточность знаний об опасности, о возможных последствиях выбранных действий; травмы вследствие усталости, эмоционального возбуждения, игрового азарта и других психофизиологических состояний);

Действия окружающих сверстников;

Действия взрослых, окружающих ребёнка (обычный недосмотр за детьми, отсутствие контроля за их поведением).

Часто травмируются дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности.

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю.

Чаще травмируются дети 8–10 и 14–15 лет. Дети первой возрастной группы – школьники младших классов – отличаются высокой активностью. Это непоседы, которым трудно усидеть на месте. Они любят подвижные игры, быстро входят в азарт, бегают, прыгают, катаются на перилах и т. д. Нередко травмы получают в результате столкновения друг с другом, когда запинаются и неудачно падают.

Подростки (дети второй возрастной категории) нередко травмируются во время драк, потасовок, или, к примеру, когда один ставит другому подножку, толкает, бьёт твёрдым предметом и т. д.

Дети в этом возрасте уже осознают возможные последствия своих действий, но тем не менее пренебрегают опасностью, совершают бездумные поступки, становясь жертвами собственной бравады, желания отличиться перед сверстниками.

Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 3 года, 7 и 11–12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.

Условия травмирования учащихся

Показателями предрасположенности к получению травм являются эмоциональные свойства и качества темперамента ребёнка.

Подверженности несчастным случаям способствуют:

Низкий уровень внимания (концентрация, распределение и переключение),

Недостаточная сенсомоторная координация,

Малая наблюдательность (осмотрительность),

Низкая выносливость,

Чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску.

Стрессовые состояния ученика заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.

Установлено, что для 60% учащихся характерна слабость нервных процессов, что отражается на их общей работоспособности и связано с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники.

В современном мире серьезной проблемой у обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в образовательных организациях становится гипокинезия. От её последствий (нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, избыточный вес и т. д.) страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за неразвитой координации и плохой ориентации в пространстве.

Перечисленные психологические причины травматизма должны учитываться при разработке организационных мероприятий по предупреждению детского травматизма. Каждый случай получения травмы необходимо разбирать или в индивидуальной беседе, или в классе. Одновременно обсуждение случаев травм, анализ их причин следует проводить и в педагогическом коллективе.

Организация профилактической работы классным руководителем

Классный руководитель призван быть организатором детской жизни, корректором межличностных отношений и защитником учащихся своего класса в трудных условиях и психологических коллизиях школьной жизни, проводить работу по предупреждению несчастных случаев и травмирования среди учащихся своего класса. Эту работу он выполняет не один, а совместно с учащимися класса, их родителями, учителями, работающими в этом классе.

Функции классного руководителя, которые обеспечат возможность проведения профилактической работы с детьми:

- когнитивно-диагностическая функция (от лаг. cognitio – знание, познание; от греч. diagnоsis – определение) – связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учёта этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы;

- организаторско-стимулирующая функция . Она обусловливается тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с принуждением, ни с жёстким регламентированием деятельности учащихся, главное – умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к её проведению;

- объединительно-сплачивающая функция . Действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то же время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности детей;

- координирующая функция . В классе работает несколько учителей-предметников, возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе.

Воспитательная работа классного руководителя ведётся по плану. План работы классного руководителя – конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в её общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда – целесообразность органичного сочетания перспективного плана воспитательной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий. Лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебные периоды.

При планировании воспитательной работы по направлению «Профилактика детского травматизма» классный руководитель должен исходить из следующих положений:

а) в плане нужно предусматривать разнообразные мероприятия и виды работы, которые способствовали бы обучению учащихся безопасному поведению и в школе, и дома, и на улице;

б) план должен предусматривать включение школьников в познавательную и спортивно-оздоровительную деятельность;

в) система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива, формированию межличностных отношений;

г) план должен содержать мероприятия, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей (законных представителей).

Планирование работы по профилактике детского травматизма

Мероприятия по профилактике детского травматизма включаются в планы воспитательной и просветительной работы. Для младших школьников целесообразно устраивать утренники здоровья, различные викторины, соревнования. Дети среднего и старшего школьного возраста уже имеют определённые знания о мерах профилактики травматизма. При работе с этой возрастной группой следует обратить внимание на формирование правильного отношения к возможным опасностям.

В целях профилактики детского травматизма и несчастных случаев с учащимися класса можно спланировать следующие мероприятия:

Беседы с родителями на родительских собраниях и с учащимися на классных часах о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся;

Определение графика дежурства учащихся класса;

Систематическую индивидуальную работу педагога-психолога и классного руководителя с нарушителями дисциплины.

Для эффективности осуществления намеченного плана работы, классный руководитель должен грамотно подобрать формы работы с учащимися по вопросам профилактики травматизма и предупреждения несчастных случаев. Ниже приводится перечень форм работы с учащимися:

По видам деятельности – учебные, трудовые, спортивные, художественные и другие;

По способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные;

По времени проведения – кратковременные, продолжительные, традиционные;

По времени подготовки – формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

По субъекту организации – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и её реализация принадлежит детям;

По результату – формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;

По числу участников – индивидуальные, групповые, массовые.

Классные руководители в начале учебного года, перед каждыми каникулами, а также перед походами, экскурсиями, выездными мероприятиями должны проводить инструктажи с учащимися класса по следующим направлениям:

Правила безопасного поведения на дорогах, транспорте, соблюдение ПДД;

Соблюдение мер безопасности при проведении спортивных мероприятий, экскурсий, туристских походов, нахождении на спортплощадке;

Безопасное поведение на воде, у водоёма, в бассейне, на льду;

Профилактика негативных ситуаций во дворе, на улице, дома, в общественных местах;

Правила поведения при нахождении взрывоопасных предметов;

Правила обращения с взрывоопасными предметами, веществами;

Правила пожарной безопасности и электробезопасности.

Планируя внеклассную деятельность, надо исходить из того, что важнейший источник влияния на детей – это, прежде всего, сама жизнь. Жизнь школьника можно рассматривать с двух сторон: собственно школьной (обучение, различные школьные дела, одноклассники), и остальной – домашней, дворовой, уличной, в различных компаниях, сообществах. Часто «вторая» жизнь приобретает большую власть над ребёнком, чем «первая». Часто можно наблюдать огромную пропасть между этими частями жизни школьника. Пытаясь воздействовать на какую-либо одну сторону, получаем, как правило, лишь негативный результат: деформацию личности ученика, снижение мотивации, поведенческие проблемы. Поэтому задачей классного руководителя является тесная интеграция школьной жизни и внеклассной деятельности.

Создание целостной развивающей среды посредствам кружков, секций, использования возможностей родительского коллектива (поездки, походы, и т. д.), тематические недели, портфолио помогает формировать полноценную здоровую личность.

Школа, семья могут направить совместные усилия на то, чтобы каждый ребёнок свое свободное время не растрачивал бездумно, а пополнял знания, приобщался к литературе и искусству, занятиям физической культуры и спортом. Культурно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые для школьников – надежный заслон от травматизма.

Предсказать, предвидеть то, где ребёнок может травмироваться, невозможно. Следует обратить внимание на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать своё физическое превосходство. Увеличивается количество травм в результате драк между подростками.

Научить ребёнка правилам поведения в общественных местах могут и классные руководители и родители. Важно объяснить, например, что драка – это неприемлемый способ выяснения отношений, ведь всегда можно договориться или постараться избежать конфликта. Родители должны сделать всё от них зависящее, чтобы их ребёнок ни по незнанию, ни тем более умышленно не наносил вред своими действиями другим детям. А помочь родителям проводить такую работу может классный руководитель.

Классный руководитель и родительское сообщество

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся вверенного ему класса.

Большую часть времени ребёнок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Естественно, стиль работы должен быть демократическим, основанным на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка.

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учеников создавать воспитывающую среду, обеспечивать единство требований школы и семьи по отношению к личности ребёнка.

Взаимную деятельность следует строить на следующих принципах:

Обращение к чувству родительской любви и уважение её;

Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личностей как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся может быть представлена следующими направлениями и формами:

Изучение условий семейного воспитания;

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

Взаимодействие с родительским комитетом;

Совместная деятельность родителей и учащихся;

Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Литература:

1. Лаврентьева В. В. Сборник методических материалов по профилактической работе в школе // Классный руководитель. – 2012. – № 6.

2. Приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

Приложение № 1

Примерный перечень тем для проведения бесед и классных часов по предупреждению детского травматизма

Тема № 1. Правила поведения учащихся:

Общие положения;

Правила поведения в раздевалках и столовой;

Правила поведения на уроках и переменах;

Лестница может быть опасной.

Тема № 2. Правила дорожного движения:

Город, микрорайон, в котором мы живем и возможные чрезвычайные ситуации;

Выбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой. Практическое занятие;

Правила поведения на улице. Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

Правила дорожного движения. Практическое занятие;

Светофор и его сигналы;

Дорожные знаки;

Пешеходные переходы и правила пользования ими;

Правила езды на велосипеде;

Где можно и где нельзя играть;

Движение группами;

Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила безопасности на железной дороге;

Знакомство с транспортом города;

Правила поведения на транспорте.

Тема № 3. Правила пожарной безопасности:

Причины возникновения пожаров.

Меры предосторожности по недопущению пожара в квартире.

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе.

Пожарная безопасность при обращении с горючими, легковоспламеняющимися материалами и веществами.

Правила пользования электроприборами.

Тема № 4. Опасности криминогенного характера:

Как вести себя дома, когда ты один в квартире;

Как вести себя на улице, когда посторонний человек пытается увести тебя куда-то.

Тема № 5. Безопасность на воде:

Правила и меры безопасности поведения на водоёмах;

Правила поведения на водоёмах в разные сезоны года;

Основные спасательные средства и правила пользования ими.

Тема № 6. Домашние животные и возможные опасности:

Домашние животные. Опасности, связанные с животными;

Меры безопасности при обращении и уходе за домашними животными в городе.

Приложение № 2

План работы классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

№ п\п

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Оформление в классах уголков по профилактике детского дорожного травматизма, подбор методического материала по обучению детей дорожной безопасности, планирование работы на год

сентябрь

классные руководители

Защита безопасных маршрутов учащихся в школу и домой

сентябрь

классные руководители

Родительское собрание «Безопасность детей»

сентябрь, апрель

классные руководители

Беседа на родительских собраниях на темы, связанные с правилами поведения на дорогах города.

Консультация для родителей: особенности безопасного поведения в зимнее время года.

октябрь, декабрь

классные руководители

Участие во Всероссийской акции «Внимание, дети»:

Изготовление памяток, схем «Безопасное движение в микрорайоне школы»,

Оформление стационарного «Уголка безопасности дорожного движения»,

Беседы с учащимися о безопасном пути из школы домой,

Беседы по ПДД

сентябрь, май

зам. по ВР, классные руководители

Классные часы, посвящённые Всемирному дню памяти жертв ДТП

классные руководители

Проведение классных часов, викторин по правилам дорожного движения, сотрудничество с инспекторами ГИБДД

в течение года

классные руководители

Профилактические мероприятия «У безопасности каникул не бывает!»

октябрь, декабрь, апрель, май

классные руководители

Семинар «Требования по обеспечению безопасности детей при организации перевозок, выходе за пределы школы»

сентябрь

зам. директора по воспитательной работе

Приложение № 3

План работы с учащимися, имеющими велосипеды и скутеры

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Выявление детей, имеющих велосипеды и скутеры

сентябрь

классные руководители

2.

Проведение инструктажа с учащимися, имеющими велосипеды и скутеры

сентябрь, январь, май

классные руководители

3.

Встреча учащихся с инспектором ГИБДД (1–11 кл.)

в течение года

зам. директора по ВР, классные руководители

4.

Конкурс рисунков «Мой друг велосипед» (1–4 кл.)

классные руководители

5.

Викторина «Правила велосипедистов»

классный руководитель

6.

Ведение строгого учёта учащихся, имеющих велосипеды, скутеры

в течение года

классный руководитель