Нанизывание падежей и другие ошибки управления в русском языке. Ошибки в использовании родительного субъекта и родительного объекта. Нанизывание падежей нанизывание падежей - это

НАНИЗЫВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ

Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую — родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:

а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.

б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.

в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НАНИЗЫВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НАНИЗЫВАНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    нани"зывание, нани"зывания, нани"зывания, нани"зываний, нани"зыванию, нани"зываниям, нани"зывание, нани"зывания, нани"зыванием, нани"зываниями, нани"зывании, …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    надевание, натыкание, нашпиливание, …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. Процесс действия по знач. глаг.: …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    нан`изывание, …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    нанизывание, …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в Орфографическом словаре:
    нан`изывание, …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    нанизывания, мн. нет, ср. Действие по глаг. …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    нанизывание ср. Процесс действия по знач. глаг.: …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. процесс действия по гл. …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. 1. процесс действия по гл. нанизывать 2. Результат такого …
  • ХОРА в Словаре постмодернизма:
    - понятие философии постмодернизма, фиксирующее в своем содержании феномен самодвижения семиотических сред, характеризующегося имманентными пульсационными версификациями своего направления и форм. …
  • НЕВОЗМОЖНОСТЬ в Словаре постмодернизма:
    - понятие, фиксирующее модальность бытия и мышления, радикально альтернативную не только действительности, но и возможности. В классической философии под Н. …
  • РОССИЯ, РАЗД. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗВУКОВ И ФОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА в Краткой биографической энциклопедии:
    Р течение многовекового существования русского языка его звуки и формы, его синтаксический строй и лексический состав подвергались значительному изменению. Проследить …
  • ФИНСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    — принадлежит к системе финно-угорских языков (см.), распространен в Финляндии [кроме частей, заселенных шведами, лопарями (саамами), …
  • ПОВЕСТЬ в Литературной энциклопедии:
    широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им …
  • КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии:
    — совокупность лит-ых произведений зап.-европейского христианского средневековья, объединенных комплексом однородных тематических и стилистических признаков. В основном …
  • КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ в Литературной энциклопедии:
    песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, …
  • ХАНТЫЙСКИЙ ЯЗЫК
    язык, остяцкий язык, язык хантов. Распространён в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, в Александровском и Каргасокском районах …
  • СКЛОНЕНИЕ (В ЯЗЫКОЗНАНИИ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    падежное словоизменение. С. свойственно именам, местоимениям и именным формам глагола. Падежные значения (см. Падеж) выражаются в любом языке, …
  • ОДУШЕВЛЁННОСТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    одна из категориальных языковых форм, свойственная главным образом существительным, которые обозначают названия живых существ, и составляющая универсальное семантичесчкое противопоставление О. …
  • АГЕНС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    источник глагольного действия, субъект, производитель действия (в отличие от пациенса - объекта действия). В индоевропейских языках А. выражается формой именительного …
  • ЯЗЫК И ЯЗЫКИ
    (в лингвистическом смысле) — в значении речи человеческой. Это название применяется в русском Я. переносно, метафорически, причем главный, видимый орган …
  • ФИНСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Суоми) — принадлежит к финско-угорской группе и распространен во всей Финляндии (где на нем говорят около 2200000 чел.), за исключением …
  • УРАЛО-АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    известны также под названием "алтайских", "туранских", "финно-угро-татарских"; на них говорят многочисленные народы, населяющие, главным образом, северо-восточную и, отчасти, центральную Азию, …
  • УКРАШЕНИЯ
  • ТИБЕТСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • СТЕКЛЯРУС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Для С. и бисера, выделываемых из стеклянных трубок (см. Стеклянное производство), состав массы употребляется по преимуществу легкоплавкий на свинцово-щелочном основании, …
  • СИНТАКСИС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч. ????????— "строй, система", в грамматике "конструкция, грамматический строй речи") — в европ. грамматике этим термином обозначалась та часть ее, …
  • ОБЪЕКТ, ПОНЯТИЕ В ГРАММАТИКЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    О. или дополнение в предложении — выражает отношение предмета к действию, носителем которого является подлежащее. Это отношение выражается различными косвенными …
  • ЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Е. язык принадлежит к средней группе семитических языков и занимает среднее место между арабскими и арамейскими, т. е. северными семитическими …
  • ДВОЙСТВЕННОЕ ЧИСЛО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (dualis) — употреблялось обыкновенно для обозначения двух предметов, дополняющих друг друга, т. е. парных по природе (части тела и т. …
  • ПАДЕЖ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПАДЕЖ
    грамматическая категория имени, выражающая его синтаксические отношения к другим словам предложения, а также всякая отдельная форма этой категории (конкретный падеж). …
  • ГРАДАЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    [от латинского gradatio постепенное возвышение, усиление] 1) по степенность перехода от одного к другому, размеренный, последовательный переход от низшей ступени …
  • ЯЗЫК И ЯЗЫКИ
  • ФИНСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • УРАЛО-АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ
    ? известны также под названием "алтайских", "туранских", "финно-угро-татарских"; на них говорят многочисленные народы, населяющие, главным образом, северо-восточную и, отчасти, центральную …
  • УКРАШЕНИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ТИБЕТСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • СТЕКЛЯРУС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Для С. и бисера, выделываемых из стеклянных трубок (см. Стеклянное производство), состав массы употребляется по преимуществу легкоплавкий на свинцово-щелочном …
  • СИНТАКСИС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (греч. ????????? "строй, система", в грамматике "конструкция, грамматический строй речи") ? в европ. грамматике этим термином обозначалась та часть ее, …
  • ОБЪЕКТ, В ГРАММАТИКЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    О. или дополнение в предложении? выражает отношение предмета к действию, носителем которого является подлежащее. Это отношение выражается различными косвенными …
  • ДВОЙСТВЕННОЕ ЧИСЛО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (dualis) ? употреблялось обыкновенно для обозначения двух предметов, дополняющих друг друга, т. е. парных по природе (части тела и т. …
  • ЭСТОНСКИЙ ЯЗЫК
    —ОДИН ИЗ прибалтийско-финских языков (южная группа). Распространен в Эст. ССР (ЧИСЛО говорящих 938,2 тыс. чел.; 1979, перепись), в др. р-нах …
  • ЭСКИМОССКО-АЛЕУТСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — генетически изолированная семья языков, условно отнесенная к палеоазиатским языкам. Ареал распространения — Чукотский п-ов (СССР), о. Беринга (СССР), п-ов …
  • ФИННО-УГОРСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —семья языков, входящая в состав более крупного генетического объединения языков, названных уральскими языками. До того как было доказано генетич. родство …

→ → → нанизывание падежей в Словаре лингвистических терминов

нанизывание падежей - это

нанизывание падежей

Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую - родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:

а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.

б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.

в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение.

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А..

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://сайт/lingvistic/796/;
  • HTML-код ссылки: Что означает нанизывание падежей в Словаре лингвистических терминов;
  • BB-код ссылки: Определение понятия нанизывание падежей в Словаре лингвистических терминов.

Вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого строго определенной падежной/предложно-падежной формы, называется управлением. Наблюдается синонимия предложных и беспредложных конструкций (интересный всем – интересный для всех; лицо его покраснело – лицо у него покраснело; идти полем – идти по полю; вернуться поездом – вернуться на поезде).

Родительный падеж объекта – значение существительного в форме родительного падежа, при котором обозначается объект действия (чтение книги – читать книгу; постройка дома – строить дом). Родительный падеж субъекта – значение существительного в форме родительного падежа, при котором обозначается субъект действия (приказ начальника – начальник приказал; приезд друга – друг приехал).

Стилистической ошибкой является наличие в одном предложении двух слов в форме родительного падежа, но с разными значениями (поиск правительства денег на выплату пенсий) или неясность, двусмысленность предложения с родительным падежом существительного (передача заложников – они передавали? Их передавали? Письмо матери – ей или от нее). Двусмысленность может быть вызвана морфологической омонимией и других падежных форм, например дательного падежа субъекта и дательного падежа объекта (В таком случае демократам нужно было раздавать литературу бесплатно. – Демократы раздавали или им литературу раздавали?)

К разряду стилистических ошибок относится также нанизывание падежей. Суть этой ошибки состоит в том, что несколько слов в одной падежной форме располагаются цепочкой, завися друг от друга: Слушатели курсов подготовки помощников машинистов электропоездов. Часто наблюдается нанизывание родительного падежа Нанизывание родительного падежа во многих случаях является не стилистической ошибкой, а строевым элементом деловой или научной речи, в которой часто встречаются отглагольные существительные, предполагающие употребление другого, зависимого от него существительного в родительном падеже: Исследование вариантов синонимических конструкций; Разработка методов использования полезных ископаемых прибрежных районов реки Оби. Нанизывание других падежей встречается реже и только как стилистическая ошибка: Заделка щелей пеной нашими мастерами; Договор о соглашении о взаимозачете платежей.

Падеж управляемого слова зависит от его частеречной принадлежности.
Если зависимсое слово – имя существительное, то род. п.: доказательство чего доказательство теоремы, доказательство правоты; доказательства вины.
Если зависимое слово – указательное местоимение, то дат. п.: доказательство чему - доказательством тому служат следующие факты . БАС-2 квалифицирует это управление как устарелое.


Нельзя сочетать в одном предложении Родительный субъекта и Родительный объекта . Первый указывает на производителя действия (Выступление докладчика, приезд делегации ), второй На объект действия (Чтение книги, подбор иллюстраций ). При исправлении родительный субъекта обычно заменяется творительным падежом: вместо: Последовательное изложение ученика материала урокаНадо сказать: Последовательное изложение учеником материала урока.

В отдельных случаях может возникнуть неясность при использовании даже одного родительного падежа:Чтение Маяковского оставляло неизгладимое впечатление (читал сам поэт или читались его стихи?). При первом значении можно сказать: Чтение Маяковским своих произведений...; При втором значении:Чтение стихов Маяковского...

При двух илинескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: Читать и конспектировать книгу, выписать и проверить цитаты И т. п.

Неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления, например: Любить и увлекаться поэзией (Любить Что? Увлекаться Чем?) .

Обычно такие предложения можно исправить, добавляя ко второму управляющему слову местоимение, заменяющее дополнение-существительное при первом слове: любить Поэзию и увлекаться ею.

Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую - родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:

а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.

б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.

в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

  • - прием подготовки табачных листьев для сушки. Заключается в прокалывании средней жилки листа на 1-1,5 см от черешка особыми иголками. С иголок листья перемещаются на шпагат...

    Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • - 1. Затрудняет понимание текста скопление одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание р о д и т е л ь н ы х падежей, например: «В целях лучшей постановки дела повышения теоретического уровня…»...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • Справочник по правописанию и стилистике

  • - В одинаковой функции определения могут выступать прилагательные и однокоренные с ними существительные в косвенных падежах без предлогов или с предлогами, например: отцов дом – дом отца, горная вершина –...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

  • - Нанизывание одного родительного падежа на другой, цепная реакция падежей, приводящая к пустословию: дело развития художественной литературы...
  • - 1) Одно из языковых средств, характерное для книжных стилей, в том числе, и для научной речи. Цепь родительных падежей помогает выразить точность: Ощущается влияние Алеутской барической депрессии и ее циклонов 2)...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Пр. о...

    Орфографический словарь русского языка

  • - НАНИ́ЗЫВАНИЕ, нанизывания, мн. нет, ср. Действие по гл. нанизывать...

    Толковый словарь Ушакова

  • - нани́зывание ср. 1. процесс действия по гл. нанизывать 2. Результат такого действия...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - нан"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - Использование в художественном тексте многоплановости семантики слова в качестве стилистического приема...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"нанизывание падежей" в книгах

Нанизывание

Из книги Амазонкой будь – оседлай судьбу автора Андреева Юлия

Нанизывание Господи погоди. А.Смир Подобно тому как вода в озере собирается капля за каплей, и тому как день за днем миллиметр за миллиметром растет растение все в мире развивается по принципу постепенности. Новорожденный ребенок не может сразу же начать разговаривать

§ 163. Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 163. Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных В одинаковой функции определения могут выступать прилагательные и однокоренные с ними существительные в косвенных падежах без предлогов или с предлогами, например: отцов дом – дом

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 204. Нанизывание одинаковых форм 1. Затрудняет понимание текста скопление одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание родительных падежей, например: «В целях лучшей постановки дела повышения теоретического уровня…»; «Для решения задачи ускорения

§ 165. Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 165. Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных В одинаковой функции определения могут выступать прилагательные и однокоренные с ними существительные в косвенных падежах без предлогов или с предлогами, например: отцов дом - дом

§ 204. Нанизывание одинаковых форм

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 204. Нанизывание одинаковых форм 1. Затрудняет понимание текста скопление одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание форм родительного падежа, например: «В целях лучшей постановки дела повышения уровня жизни…»;«Для решения задачи ускорения подъема

Об изменчивости падежей

Из книги Литературная Газета 6462 (№ 19 2014) автора Литературная Газета

Об изменчивости падежей М.Ю. Лермонтов. Вид Тифлиса. Масло. 1837 Мы продолжаем публикацию цикла эссе "Заметы о Лермонтове" из книги Анатолия Парпары, готовящейся к изданию. Теперь чуть ли не каждый школьник, цитируя строку Михаила Лермонтова «из пламя и света рождённое

Правильное построение предложений

1) Грубая ошибка - неправильное употребление деепричастного оборота . Он всегда должен указывать на допол­нительное действие субъекта (подлежащего). Например: Подъ­езжаяк дому,я вспомнилбылое. Возможно употребление дее­причастного оборота в безличном предложении при инфинити­ве: Решаяконтрольную работу , нужно помнитьоб отведенном на нее времени . Деепричастный оборот не должен употребляться, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам либо если в безличном предложении есть логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом. Например: Подъезжая к дому, у меня закружилась голова . Следует употреблять конструкцию с придаточным предложением: Когда я подъезжал к …
2) Причастный оборот по отношению к определяемому слову может находиться в препозиции и постпозиции, но никогда не включает его в свой состав. Неправильно построены фразы: В окна был виден занесенный садснегом;Приехавшие студенты на фестиваль проходили в актовый зал .
3) В состав однородных членов не должны входить родовое и видовое понятие: Мне купили обувь и ботинки ; Прилетелиптицы и грачи.
4) Ошибки возникают при замене прямой речи косвенной, особенно в употреблении форм лица: Она сказала: «Я приду зав­тра» (правильно). Она сказала, что придет завтра (правильно). Она сказала, что я приду завтра (речь идет об одном субъекте действия; построение неправильное).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Определите место данных слов в предложении.

1. В читальном зале установили (А) дубовые (Б) столы. – [новые]

2. Перед выступлением надо обдумать (А) каждое (Б) слово. – [своё]

3. (А) Ваше (Б) высказывание станет афоризмом. – [это]

4. (А) есть немало произведений о детстве автора (Б). - [в мировой литературе]

Задание 2 . Согласуйте подлежащее и сказуемое.

Большинство учеников хорошо сдал... выпускные экзамены.

На концерте выступил... 21 певица.

Бездна забот свалил…сь на бригадира.

Много птиц си­дел... на ветвях.

Сережа с Петей долго ждал... возвращения матери.

Задание 3. Укажите, какого управления требуют приве­денные ниже слова.

беспокоиться => тревожиться => за кого-нибудь о ком-нибудь касаться относиться кого-нибудь к кому-нибудь
упрекать порицать в чем-нибудь за что-нибудь одеть надеть что кого/ что во что
удивляюсь удивлён чему-нибудь чем-нибудь препятствовать тормозить что-нибудь чему-нибудь
превосходство преимущество над чем-нибудь перед чем-нибудь отзыв рецензия о чём/на что на что (не о чём!)
уверенность вера во что-нибудь в чем-нибудь идентичный одинаковый с кем/ чем чему
оплатить заплатить что-нибудь зa что-нибудь управляющий руководитель чем чего

Задание 4. Исправьте речевые недочёты в предложениях.

Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, при­влекает туристов.

Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всех ресурсов. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.

Детвора с утра резвились во дворе.

Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.

Река Днепр этой весной вышел из берегов.

Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование.

Артист был удостоен высокой наградой.

Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?

В турнире принимали участие пред­ставители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и другие.

Ваш сын - такая умница!

Фирма реализовала двадцать две льготных туристических путевок.

Тема природы в лирике этого поэта близка для меня.

Задание 5. Выберите правильные варианты, обращайте внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

(/) Большинство студентов нашей группы успешно (а) защи­тило, (б) защитили) курсовой проект. (2) Еще один ряд предложе­ний (а) возник, б) возникли) у главного инженера. (3) Меньшинство сотрудников все-таки (а) проголосовало, (б) проголосовали) против. (4) (а) Засеяно, б) засеяны) сто двадцать гектаров. (5) Не­сколько сотрудников (а) отказалось, б) отказались) от сверх­урочной работы. (6) Три заявления о приеме на работу (а) ле­жали, (б) лежало) на столе. (7) Тридцать два человека (а) работа­ло, (б) работали) на новом участке. (8) Сто сорок один депутат (а) участвовал, (б) участвовали) в работе сессии. (9) На строи­тельство нового объекта (а) получен, (б) получено) миллион дол­ларов. (10) Тысяча человек (а) отправилась, б) отправились) на переподготовку. (//) (а) Про­шло, (б) прошли) полтора часа. (12) (а) Новый, (б) новая) эколог города выступила с заявлением.