Использование формы единственного числа существительных, изменяющихся по числам. Употребление отвлеченных, вещественных и собственных имен существительных во множественном числе Употребление единственного числа существительных в значении множественного

Употребление единственного числа в значении множественного

Окончания творительного падежа множественного числа -ями – -(ь)ми

В парах дверями – дверьми, дочерями – дочерьми, лошадями – лошадьми более употребительны вторые варианты (первые рассматриваются как книжные и в той или иной степени устарелые, но обычно переговоры за закрытыми дверями ).

При нормативных формах костями, плетями сохраняется во фразеологических оборотах форма с ударяемым окончанием -(ь)ми : лечь костьми, наказать плетьми .

Форма единственного числа употребляется в значении множественного в ряде случаев:

1) при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков, например: Собака – друг человека; Сосна – дерево смолистое; Книга – источник знания ;

2) при употреблении существительного конкретного в собирательном, обобщающем значении, например: Зерно уже налилось; В такую вьюгу и медведь не вылезает из берлоги; Не перевелась ещё благородная птица тетерев (Тургенев);

3) при указании на то, что одинаковые предметы принадлежат каждому лицу или предмету из целой их группы или находятся в одинаковом отношении к ним (так называемое д и с т р и б у т и в н о е значение), например: Солдаты стояли с опущенной головой… (Пушкин); Совещание заведующих отделом информации (не «отделами информации»); Ученики писали карандашом (не «карандашами»); Он не знал, какое горе лежало на сердце чужих людей (Короленко) – играет роль также образное использование слова сердце .

  1. Некоторые о т в л е ч е н н ы е имена существительные, употребленные в конкретном значении, ставятся в форме множественного числа, например: …Говорили о радостях труда (Чехов) (ср.: скрыть свою радость ); …Он стал перечислять красоты родной страны (т. е. красивые места); низкие температуры (ср. температура наружного воздуха ); шумы радиоприёмника (ср. шум на улице ); морские глубины (ср. глубина моря ); получить в школе прочные знания (ср. знание жизни ); Педагогические чтения (ср. чтение классических произведений ); число продаж (в значении «число актов продажи»).

Отвлеченные существительные употребляются во множественном числе также для обозначения интенсивности явления, его повторяемости, например: По ночам стоят холода… (Куприн) (ср. посинеть от холода ); Морозы… время крещенское… (А. Н. Островский) (ср. вынести продукты на мороз ).

  1. Имена существительные с в е щ е с т в е н н ы м значением употребляются в форме множественного числа для обозначения различных сортов или видов вещества, например: высококачественные стали, дорогие табаки, красные и белые глины, лечебные вина, смазочные масла, спирты из недефицитного сырья . Ср. в специальном употреблении: бензины, граниты, каучуки, цементы, эфиры, культурные лаки, офсетные бумаги . Однако названия элементов (золото, серебро, платина, азот, калий, натрий и др.) не образуют формы множественного числа. Не образуют ее и такие вещественные существительные, как молоко, просо, рис, щавель, пух, тёс и др.

Форма множественного числа употребляется также для обозначения изделий из данного материала: бронзы, фарфоры, хрустали ; ср.: Мебель же, зеркала, бронзы отдавались даром (Л. Толстой).



Форма множественного числа рассматриваемых существительных может также указывать на большое количество вещества, занимающего обширное пространство: пески пустыни (ср. разбросан песок ); бесконечные снега (ср. выпал снег ); в частности, при названии злаков: овсы, ячмени (также озими ). Ср.: Солнце закатилось, и в мокрых ржах кричали перепела (А. Н. Толстой); Вдоль дороги дымились в росе вызревшие овсы (Шолохов).

Различие в формах единственного и множественного числа названий плодов, овощей, ягод (ср.: килограмм малины – килограмм яблок ) связано с тем, что при сборе или потреблении одни культуры выступают как нерасчлененная масса, другие – как единичные предметы. Ср.: килограмм вишни, смородины, клубники, моркови, репы – килограмм груш, персиков, абрикосов, огурцов .

  1. С о б с т в е н н ы е имена существительные употребляются в форме множественного числа для обозначения типа людей, например: И может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать (Ломоносов). Эта форма используется также для выражения отрицательной оценки с характером типичности, причем происходит переход собственного имени в нарицательное, например: квислинги (изменники-коллаборационисты) (см. также § 13, п. 6).

Фамилии в форме множественного числа обозначают членов одной семьи, например: семья Артамоновых (иностранные фамилии в этом случае сохраняют форму единственного числа, например: семья Оппенгейм ).

1) существительные, имеющие форму обоих чисел: календарь – календари, книга – книги, дерево – деревья ;

2) существительные, имеющие форму только единственного числа (singulariatantum):молоко, нефть, молодежь, белизна, оттепель ;

3) существительные, имеющие форму только множественного числа (pluraliatantum):ворота, шахматы, каникулы, чернила, Альпы.

У несклоняемых существительных показателем числа являются формы согласования:

Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру (С. Я. Маршак).

При определении числа имен существительных следует учитывать случаи переносного употребления форм числа.

Переносное употребление форм числа существительных в современном русском языке

Особенность употребления

Лексико-грамматический разряд

Условия переносного употребления форм

Примеры

Употребление форм единственного числа в значении множественного

Конкретные

существительные

При обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков

Гепард – самое быстрое животное на земле

Ель – дерево смолистое

При выражении собирательного, обобщающего значения

Медлительной чредой нисходит день осенний,

Медлительно крутится желтый лист (А. А. Блок)

При выражении дистрибутивного, распределительного, значения

Солдаты стояли с опущенной головой

Употребление форм множественного числа в значении единственного

Отвлеченные

существительные

При употреблении в конкретном значении (обозначении различных проявлений качеств, свойств, действий, состояний)

Морские глубины , южныешироты ,красоты природы,радости жизни

При обозначении интенсивности явления, его повторяемости

Холода, боли, муки

Но вот уже трещат морозы (А. С. Пушкин)

Вещественные существительные

При обозначении изделий из материала, вещества

На выставке были представлены старинные бронзы и хрустали

При обозначении различных сортов или видов вещества

Смазочные масла , высококачественныестали , минеральные воды

При выражении количественного значения (указании на большое количество вещества, занимающего какое-либо пространство)

Пески пустыни, бесконечныеснега

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои (Н. В. Гоголь)

Собственные существительные

Для обозначения типа людей

Молчалины господствуют на свете (А. С. Грибоедов)

Мы все глядим в Наполеоны (А. С. Пушкин)

О переносном употреблении форм числа в современном русском языке см.: Грамматика-80 [ч. 1, с. 472, 473], Краткая русская грамматика под редакцией Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина [с. 158-160]; Практическая стилистика Д. Э. Розенталя [с. 132-134], Практическая стилистика современного русского языка Ю. А. Бельчикова [с. 132-135, 328].

Изменяющиеся по числам (т.е. конкретные) имена существительные в форме единственного числа, помимо своего основного значения – указания на данный отдельный предмет, отдельное явление, – могут иметь и другие значения: 1) обобщенное; 2) собирательное; 3) дистрибутивное.

1. Обобщенное значение. В этом случае существительное не соотносится с отдельным предметом, а обозначает целый рад предметов, обладающих общими характерными свойствами, т.е. обозначает класс однородных предметов: "Человеку свойственно ошибаться", "Человек выше сытости" (М.Г.); "Компетентность публициста – это не только знание тех или иных областей хозяйства, но и умение рассматривать вещи широко, оценивать их с общегосударственных позиций"*. Слово здесь выступает в своей обобщающей, или понятийной, функции. Такое значение появляется у существительных единственного числа в тех контекстах, где нет указания на место, время, конкретные обстоятельства существования данного явления**.

* Газетные жанры. 2-е изд., перераб. М., 1976. С. 92.

** Выражение значения обобщенности создается не только за счет использования формы единственного числа имени существительного. Этой же цели служат и другие средства морфологии: настоящее время глагола, некоторые группы местоимений, особое употребление форм лица глагола (см. ниже соответствующие разделы).

Наиболее часто существительные в форме единственного числа со значением обобщенности используются в научном и научно-популярном стилях речи, в таких контекстах, где определяются общие свойства, характерные для целого класса предметов: "Слон, если научиться его понимать, многое "говорит"– говорит мимическим языком, который может выражать всевозможные, иногда довольно тонкие оттенки хорошего и плохого настроения. Язык слона складывается из движений головы, хобота, ушей..."*; "Характеристики устного выступления обусловлены прежде всего объемом и структурой предложений в звучащей речи. Считается, что для устного выступления предпочтительнее короткие и несложные предложения, которые легче всего воспринимаются на слух"**.

* Удивительное в жизни животных. 2-е изд., доп. М., 1970. С. 402.

** Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1978. С. 165.

В приведенных примерах существительные слон, выступление обозначают не отдельный предмет, а все предметы данного класса. И само высказывание – это характеристика каждого из предметов, входящих в данный класс.

Употребление существительных в обобщенном значении широко распространено и в газетно-публицистическом стиле речи: "Бюрократ – это такая особь исполнителей, которые, находясь "при исполнении", элементарного не исполняют" (Лит. газ. 1984. 28 нояб.); "Садовод знает, когда надо опрыскивать деревья ядохимикатами, когда – рыхлить прикорневую землю, когда собирать урожай. Он только не знает ничего о дальнейшей судьбе плодов, которые взрастил с таким трудом" (Лит. газ. 1984. 21 нояб.).



2. Собирательное значение. Существительные в форме единственного числа могут заменять собой форму множественного числа, употребляясь для обозначения множества предметов, лиц, явлений, связанных с конкретными ситуациями: "Магазины ждут покупателя ", "Массовый читатель газеты". В этом случае форма единственного числа приобретает собирательное значение. По сравнению с синонимичной формой множественного числа "собирательное" единственное число подчеркивает, что данное множество предметов представляется как единое целое, как совокупность.

Возникшая в разговорном стиле речи, эта форма широко используется в языке газетной публицистики: "Хуже всего тому, кто приезжает продавать урожай с бахчей. Товар громоздкий, если за день не распродашь – сиди возле него всю ночь, сторожи" (Комс. пр. 1984. 30 сент.); "Частник опережает государственную торговлю" (загол.: Изв. 1992. 2 янв.).

В современной газете очень распространено употребление в собирательном значении конкретных существительных, обозначающих лицо: предприниматель, отпускник, зритель, читатель, покупатель, современник, чиновник, частник и т.п.: "Вместе с автором оформления Г. Ордынским, отбиравшим фотографии, они сделали отличный подарок юному и взрослому читателю "*; "Итальянская картина "Четыре дня Неаполя" режиссера Н. Лоя получила широкое признание мирового зрителя ".

* Цит. по: Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. М., 1976. С. 110–111.

В собирательном же значении выступают имена существительные, называющие лицо, в ставших устойчивыми наименованиях: День учителя, День геолога, Дом рыбака, Комната матери и ребенка.

В собирательном значении могут выступать и существительные некоторых других тематических групп: "Наш завод более пятидесяти лет выпускает ручную швейную иглу и рыболовные крючки"*; "Продукция цеха – полихлорвиниловая плитка для настила полов"; секция мягкой игрушки ; "Дом игрушки ". Такие случаи характерны преимущественно для профессиональной речи, поэтому в газете их использование закономерно прежде всего в тех контекстах, которые связаны с профессиональной сферой или отражают профессиональные особенности речи героев.

* Цит. по: Русский язык и советское общество. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка/Под ред. М.В. Панова. М., 1968. С. 170.

Нередко разные значения формы единственного числа существительного (указание на отдельный предмет, обобщенное или собирательное значение) выражаются в слове одновременно. Это явление наиболее широко распространено в агитационно-пропагандистских текстах. Очень часто использовал подобным образом форму единственного числа, работая в "Окнах РОСТа", В. Маяковский. Например: "Пролетарий деревни, пролетарию города руку протяни! Дайте городу все, чем деревни богаты, а город все, чем богат, понесет в деревенские хаты!"; "И ты не будь в работе долог, исполни, шахтер, перед рабочими долг!"; "Крестьянин, чтоб выработать для тебя сеялки и плуги, фабрикам нужен уголь, а рабочим – есть!" Здесь формы пролетарий деревни, пролетарий города, шахтер, крестьянин, "собирательно обозначая ту или иную общественную группу... одновременно указывают и на всякого отдельного представителя этой группы. Иными словами, они выступают как двуплановые. Это делает их особенно выразительными: они действенны, эффективны"*.

* Русский язык и советское общество... С. 166.

Для современной газеты характерно употребление одновременно в нескольких значениях существительных читатель, современник и т.д., называющих адресата газетного сообщения. Так, в газетных рубриках типа: "Контакт: газета – читатель – газета" (Лиг. газ.), "Читателю отвечают" (Комс. пр.), "По заданию читателя " (Комс. пр.) и др. существительное читатель наряду со значением собирательности (множество читателей газеты) выражает и свое основное значение: отдельный, конкретный читатель, которому адресовано газетное выступление. Подобное употребление формы единственного числа существительных на страницах массовой периодической печати подчеркивает, что газета обращается одновременно и ко всем, и к каждому читателю в отдельности, персонально, что делает общение журналиста с читателем более непосредственным и живым.

3.Дистрибутивное (или распределительное) значение. Существительное в форме единственного числа иногда употребляется вместо множественного числа для обозначения нескольких предметов, каждый из которых принадлежит одному из множества лиц: "Старики надели на нос очки", "Присутствующие повернули голову в сторону двери". Употребление существительных в дистрибутивном значении важно для различения смысла в том случае, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет только об одном предмете, свойстве, присущем каждому из данной группы лиц (ср.: "Присутствующие подняли руку " "Присутствующие подняли руки ", "По команде тренера все сделали наклон в сторону"– "По команде тренера все сделали наклоны в сторону").

В современном русском языке у имён существительных различают два числа: единственное и множественное .

Разберём на примере. Назовём предметы.

Тетрадь, карандаш, лимон - это существительные, которые называют один предмет. Это форма единственного числа.

Тетради, карандаши, лимоны - это существительные, которые называют несколько предметов. Это форма множественного числа.

Имена существительные употребляются в единственном числе, если они называют один предмет, и во множественном числе, если они называют несколько предметов.

Обратите внимание на обозначение единственного и множественного числа.

Имена существительные изменяются по числам. Это значит, что слово имеет форму как единственного, так и множественного числа.

Прочтём имена существительные и определим, в каком числе они стоят. Распределим слова в два столбика: единственное число и множественное число.

Муравей, лес, муха, воробьи, день, жуки, кошка, столы, девочка, яблоки.

Проверим.

Существительные в форме единственного числа называют один предмет. Это слова: муравей, лес, муха, день, кошка, девочка .

Существительные в форме множественного числа называют много предметов. Это слова: воробьи, жуки, столы, яблоки .

Прочитаем существительные и поставим их во множественное число.

Сорока

Дом

Ёж

Пенал

Завод

Лопата

Картина

Проверим:

Сорока - сороки

Дом - дома

Ёж - ежи

Пенал - пеналы

Завод - заводы

Лопата - лопаты

Картина - картины

Особенности употребления существительных во множественном числе

Познакомимся с правильным употреблением некоторых имён существительных во множественном числе.

Говорим правильно:

Нет сапог, ботинок, валенок .

Пара сапог, ботинок, валенок .

Много мест, дел, солдат, яблок .

Но

Нет носков , пара носков .

Много килограммов мандаринов, апельсинов, помидоров .

Особенности постановки ударения существительных во множественном числе

А теперь познакомимся с правильной постановкой ударения в некоторых существительных, стоящих в форме множественного числа.

Директор -директора

Шофёр - шофё ры

Торт - то рты

Чтобы узнать, как правильно произносится слово, можно обратиться за помощью к орфоэпическому словарю или словарю ударений.

В русском языке встречаются необычные существительные. В чём их секрет?

Давайте узнаем.

Молоко, мука, мёд, листва.

У данных существительных нет формы множественного числа.

Рассмотрим другой пример.

Назовём предметы.

Шахматы, часы, очки, санки, ножницы.

У данных существительных нет формы единственного числа.

Делаем вывод : в русском языке встречаются существительные, у которых нет формы единственного или множественного числа. Более подробно мы познакомимся с ними в старших классах.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Единственное число существительных употребляется в значении множественного в следующих случаях: 1. Когда единственное число существительных с конкретным значением имеет значение собирательное, обобщающее, например: Здесь пройдет только лошадь (ср.: Лошади паслись на лугу); Вокруг растет сплошь одна сосна (ср.: Сосни окружали нашу дачу); Лучшие сорта мебели делают из дуба, клена, карельской березы; Огурец еще не созрел (профессиональный оттенок); В здешних реках водится щука, окунь, налим (ср.: Не перевелась еще благородная птица тетерев - Тургенев). Такой же случай синекдохи находим в предложении: Советский воин твердо стоит на страже наших рубежей (см. § 43); ср.: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов). 2. Когда называется целый класс предметов с указанием их характерных признаков (логическое определение), например: Шакал - хищное животное; Пихта - дерево смолистое. 3. Когда нужно обозначить, что одинаковые предметы принадлежат каждому лицу или предмету из целой их группы или находятся в одинаковом отношении к ним (так называемое дистрибутивное значение), например: Повелено брить им бороду (Пушкин); Он не знал, какое горе лежало на сердце чужих людей (Короленко) (в последнем примере учитывается образное использование слова сердце); Девушкам голову кружит; У моих и у твоих часов сломалась пружина (не: «пружины», так как речь идет об одной детали у каждого предмета); Изучается форма уха, носа, глаз (не: «формы»); На совещании присутствовали заведующие учебной частью ряда школ (не: «учебными частями»); Во многих вузах имеется свой редакционно-издательский отдел (не: «отделы»). Ср.: Пять воинов награждены орденом Славы (не: «орденами»); Двое из них удостоены звания Героя Советского Союза (не: «Героев»). В подобных случаях множественное число недопустимо, так как из-за этого мысль может быть неправильно понята, или искажена, или неправомерно изменено официальное, утвердившееся наименование должности, звания и т.п. В случае колебаний предпочтительна форма единственного числа, например: Носильщики несли на голове корзины с овоща ми; Все повернули голову к вошедшей девушке; Мария и Вожена закрыли лицо передником; Ребята с гримасой ковыряли вилкой остывшую картошку. При отсутствии указанных значений нет основания для использования единственного числа вместо множественного. Так, неоправданна форма единственного числа в следующих предложениях: «Правдивым словом он рассказывает ребятам о нашей великой родине, воспитывая в детях чувство патриотизма» (нельзя «рассказывать словом», можно было исправить: правдиво рассказывает, или, чтобы сохранить выражение правдивым словом, отнести его к деепричастию воспитывая); «Навык опытного редактора вырабатывается постепенно» (слово навык не имеет здесь обобщающего значения, а редактору нельзя приписать только один навык).