Конспект нод счет в пределах 10. Конспект занятия "счет в пределах десяти". Дидактический наглядный материал

Конспект НОД "Приключение Колобка" методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Методическая разработка включает в себя разнообразные игровые задания, увлекательный сюжет, разнообразные методы и приемы, которые помогут закрепить элементарные математические представления, сформировать устойчивый интерес к знаниям.
Данный конспект адресован воспитателям, работающим по основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Коморова,М.А. Васильевой

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада «Приключение колобка»

Обобщить знания по формированию элементарных математических представлений.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10;
- Закреплять последовательно называть дни недели, времена года;
- Закрепить название математических знаков;
- Закрепить понятие лево, право;
Развивающие задачи:
- Развивать определять геометрические фигуры на ощупь;
- Развивать внимание, память, мышление интерес к занятию;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Предварительная работа с детьми:
Решение логических задач, счет в пределах 10.
Предварительная работа воспитателя:
Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
Приготовить макет домика, квадраты на каждого ребенка, подбор математических задач, рыбки, цветы, игрушки (медведь, лиса, заяц, колобок), макет окон в форме геометрических фигур (треугольник, квадрат, овал, прямоугольник), конфеты.
Методические приёмы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование:
Магнитофон, металлофон, магнитная доска.
Демонстрационный материал: домик, цифры, карточки с математическими знаками, 10 рыбок разного цвета, дорожки разной ширины и длины.
Раздаточный материал: квадраты двух цветов одного размера.
Индивидуальная работа с детьми на занятиях:
Воспитывать выдержку у Левы Г.
Закрепить знание порядкового счета в пределах 10 у Милы Щ.
Закрепить знания дней недели у Дениса Я.
Структура занятия:
Вводная часть:

Игровая ситуация: приключения Колобка.
Основная часть:
Закрепление пройденного материала
Заключительная часть:
Итог. Рефлексия.

Ход занятия:

Орг. момент:
Воспитатель: Ребята послушайте кто-то стучится!
(Появляется Колобок)
- Ребята, Колобок просит нас помочь ему добраться до друга, который живет в лесу. На пути он боится встретить лису, медведя, зайца которые могут его съесть. Давайте поможем Колобку. (на полу расположены 3 дорожки разной длины и ширины)
Воспитатель предлагает пойти с начало по самой длинной и широкой дорожке, затем по самой узкой. (Дети выполняют задания)
(Появляется Заяц)
Заяц:
Воспитатель: Не ешь его мы любое твое желание выполним (дети определяют на ощупь геометрические фигуры)
Воспитатель: Молодцы, ребята пойдем дальше.
(Появляется медведь)
Медведь: Колобок, колобок я тебя съем!
Воспитатель: Не ешь его мы любое твое желание выполним.
Медведь: Помогите мне узнать какое сейчас время года? А то я все перепутал. Не знаю когда мне отправляться в спячку, а когда просыпаться. (Дети выполняют задание)
Медведь: Спасибо ребята, не буду есть Колобка. Идите куда хотели.
(Появляется Лиса)
Лиса: Колобок куда путь держишь?
Колобок: Иду в гости к другу.
Лиса: Я тебя съем!
Воспитатель: Лиса не ешь Колобка мы любое твое желание исполним. (Дети выполняют первое задание для Лисы)
«Игра рыба рыбак»(дети должны поймать 7 рыбок
(Дети выполняют второе задание для Лисы)
Дарят коробку с конфетами (отсчитывают 10 шт)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Вот мы и пришли к другу Колобка.(на доске расположен макет домика) Ребята, а домик не открывается потому что на нем висят замочки. (на домике висят замочки похожие на геометрические фигуры)
Воспитатель: Домик откроется если мы выполним задание. Нужно постучать по металлофону столько раз сколько обозначает цифра на замке.
(Появляется друг Колобка Ушаня)
Воспитатель: Ребята, Ушаня очень любит математику и приготовила для нас задание. (В коробке находятся математические знаки)
Воспитатель предлагает детям выполнить несложные задачи:
5 3(<,>,=); 2 4=6 (+,-); 10 10 (<,>,=); 8 10 (<,>,=); 5 2=3 (=,-)
Колобок: А я тебе тоже приготовил подарок, реши мои задачки.
Воспитатель: предлагает детям помочь решить задачки:

1. 6 веселых поросят
У крыльца в ряд стоят!
Тут один улегся спать –
Поросят осталось… (5)
2. 6 щенят
Плюс мама-Лайка
Сколько будет
Посчитай-ка?
3. 2 щенка баловника
Бегают резвятся
К шалунишкам 3 дружка
С громким лаем мчатся
Вместе будет веселей
Сколько же всего друзей?

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Ребята, мы каждый день ходим в садик и у нас много интересных дел. Интересно чем же Ушаня занимается целую неделю?
Ушаня: В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала
В среду я пекла калач
Весь четверг искала мяч
Чашки в пятницу помыла
А в субботу торт купила
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденье!
Воспитатель : Спрашивает у детей в какой день недели Ушаня стирала, подметала, пекла калач, искала мяч, купила торт (дети повторяют дни недели)
Воспитатель : Ребята, посмотрите на столе у вас лежат геометрические фигуры как они называются? (Дети отвечают на вопрос)
Воспитатель: Ребята, нужно квадрат сложить так, чтобы получился прямоугольник.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель : А теперь нужно квадрат сложить так, чтобы получился треугольник. (Практическое выполнение детьми данного задания)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень сообразительные.
Воспитатель: Ребята, мы пришли в гости а про подарок забыли давайте спросим у Ушани что она любит больше всего.
Ушаня: Я люблю играть в игру «Щекотки» (дети щекочут левую ладошку, правое ушко, правую ножку, левую щечку)
Воспитатель: Молодцы ребята, повеселились мы в гостях нам пора возвращаться к себе.
Воспитатель: Ребята, что вам больше всего понравилось? Как вы думаете мы хорошо справились с заданиями? Что у нас получилось, а что нет? (воспитатель выслушивает высказывания детей).
Воспитатель: Мне очень понравилось как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось выполнить все задания.

Как научить детей считать в прямом и обраьном направлении? Как через игру привить любовь к математике, задействовать при эотм как можно больше анализаторов.Как из скучной информации, сделать увлекалетьное занятие. Вот один из примеров таких занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по математике в старшей группе.

Счет в пределах 10. Дни недели.

Программное содержание:
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).
Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).
Развивать внимание и реакцию.
Дидактический наглядный материал на магнитах.
Демонстрационный материал: мешочек с каштанами; 4 картинки с изображением частей суток; 7 числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов; таблички с названием дней недели.
Раздаточный материал « Учись считать» (на каждого ребенка).

Ход занятия.

1 часть. Игровое упражнение « Кто быстрее сосчитает ».

Встали все на ковре. Сегодня у нас с вами математика.

А чем мы занимаемся на этом занятии? Ответы детей.

Вот, давайте сосчитаем в прямом и обратном направлении. Молодцы.

А теперь посмотрим, как вы можете различать цифры – я сейчас буду показывать карточки с определенной цифрой и говорить задание, а вы выполнять его. – хлопнуть в ладоши столько раз.; присесть ; поморгать глазками; подпрыгнуть; постоять на одной ножке пока я считаю. Различаете.

2 часть. « Сосчитай каштаны»

Справились с этим заданием. А для следующего задания « Чудесный мешочек» мне нужен один человек. Пусть Ангелина посчитает нас считалочкой, кто первый выйдет тот и будет выполнять это задание. Считалочка.

Значит к доске идет. А вы все садитесь на свои места. Открываем счетные наборы и выкладываем по порядку цифры от 1 до 10. А ты на ощупь должен определить, что же в мешочке, сосчитать и выложить это количество магнитными цифрами на доске.

Проверяю, как дети справляются с заданием на местах. Исправляю ошибки.

Проверяю ребенка у доски.

Так что же у тебя в мешочке, давайте откроем и проверим. Сколько их? У кого число больше у вас 10 или 8 на доске.

Физкультминутка.

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, смотрит вверх, смотрит вниз,чуть присела на карниз, а потом свалилась вниз.

Садитесь.

3 часть. Игровое упражнение « Дни недели ».
Перед детьми на доске картинки с изображениями частей суток (утра, дня, вечера и ночи).
Дни недели.

Посмотрите, на картинки, которые висят на доске. Какое животное изображено на всех четырех картинках? Что делает медвежонок на первой картинке, на второй? Когда он это делает? Какие части суток вы узнали? А все вместе – это сутки. Взрослые часто заменяют слово сутки словами – целый день. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, …….. Стихотворение

Вот неделька, в ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.

ВТОРНИК - это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка СРЕДА

Третьим днем всегда была.

А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,

Очень модная девица.

А в СУББОТУ, день шестой

Отдыхаем всей гурьбой

И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Назначаем днем веселья.

Повторим все дни недели. Степа повтори, Соня.

Игра « В среду мы не хлопаем»

Я называю любые дни недели, вы должны хлопать в ладоши 1 раз во все дни недели кроме среды. Но в среду в ладоши хлопать нельзя!

4 часть. Подведение итогов.

Чем мы с вами занимались на занятии? Какие дни недели вам известны? Какие дни недели выходные? Какие дни – будни?


«Количество и счет в пределах 10»

(старшая группа)

Цели:

*Закрепить навыки счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

*формировать понимание отношений рядом стоящих чисел (в пределах 10);

*закрепить последовательность дней недели и навыки порядкового счета;

*совершенствовать умение сравнивать количество при помощи знаков неравенства;

*закреплять умение составлять геометрические фигуры на плоскости;

*развивать логическое мышление, память, внимание;

*воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту,

чувство сопереживание умение слушать и выполнять поставленную задачу.

Материал:

Мяч, счетные палочки, числа от 1 до 10, прописи, простые карандаши.

Ход занятия

(Дети стоят полукругом)

Дети, сегодня к нам в гости пришли числа, но по дороге они все перепутались и теперь не могут найти свое место. Как мы можем им помочь? (Надо расставить числа друг за другом и посчитать их). Правильно.

(Дети по одному выходят, берут число называют его и ставят на свое место).

Давайте проверим правильно ли вы расставили числа. Один начинает считать другой продолжает.

(Проводится упражнение «Считай дальше»)

Сколько всего чисел пришло к нам в гости? (Десять). Дима, посчитай пожалуйста числа с лева на право. Молодец. Маша, посчитай пожалуйста числа с право на лево. Молодец. Как называется счет с лево на право? (Прямой счет) , а с право на лево? (Обратный счет).

Назовите какое число мы поставим между числами 4 и 6 (пять), 5 и7 (шесть),

2 и 4 (три), 3 и 5 (четыре). Молодцы!

Назовите число, которое больше числа 7 на 1 (восемь) , числа 4 на1 (пять) , числа 5 на 1 (шесть). Хорошо!

Сейчас я предлагаю вам встать в круг и поиграть в игры «Дни недели», «Который по счету?»

(Дети встают в круг воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос, ребенок отвечая бросает мяч воспитателю, если ребенок затрудняется ответить воспитатель просит о помощи другого ребенка, бросая ему мяч)

Сколько дней в недели? (Семь дней)

Назовите их (дети по очереди называют дни недели передавая мяч друг другу)

Сколько из них рабочих дней? (Пять дней)

Назовите их (дети называют рабочие дни недели передавая мяч друг другу)

Сколько выходных дней? (Два дня)

Назовите их (дети называют, передавая мяч друг другу)

Который по счету понедельник и почему? (Первый, потому что он стоит на первом

месте)

Который по счету вторник и почему? И т. д. (Второй, потому что он стоит на

втором месте).

А сейчас пройдите пожалуйста за столы.

(Дети садятся за столы)

Какие знаки неравенства вы знаете? («Больше», «меньше», «равно») . Когда мы ставим знак «равно»? (Знак «равно» ставим тогда, когда количество предметов или чисел равное) . Когда мы ставим знак «больше» (Когда одно количество больше чем другое). Когда мы ставим знак «меньше»? (Когда одно количество меньше другого). Перед вами в прописях столбики с числами, ваша задача состоит в том, что вы должны поставить между числами знаки неравенства «больше», «меньше» или «равно».

(Дети выполняют задания самостоятельно воспитатель индивидуально подходит к каждому ребенку по необходимости помогает, поправляет, хвалит). Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием.

Прописи и карандаши уберите на край стола. Предлагаю вам поиграть в игру «Не ошибись», играть будем с счетными палочками. Слушаем задание:

Выложите из палочек треугольник. Сколько вам понадобилось палочек и почему? (Три палочки, потому, что у треугольника три стороны). Правильно.

Выложите квадрат. Сколько вам понадобилось палочек и почему? (Четыре палочки, потому что у квадрата четыре стороны, и они одинаковые). Правильно, у квадрата все стороны равны.

Сколько нужно добавить палочек, чтобы получился прямоугольник и почему? (Две палочки, у прямоугольника две стороны длинные, две короткие) . Молодцы! На этом наше занятие закончилось. Большое спасибо!

Цели ;

Материал

Раздаточный материал

Ход занятия

Воспитатель:

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия ФЭМП в старшей группе «Счёт предметов в пределах 10»»

Конспект занятия ФЭМП в старшей группе

«Счёт предметов в пределах 10»

Цели : развивать представление о том, что считать предметы можно в любом направлении; упражнять в счёте предметов, расположенных по-разному; закрепить навыки счёта в пределах 10; учить детей находить местоположение (справа, слева, сзади, впереди) ;

Материал : белочки, грибочки, цифры от 1 до10

Раздаточный материал : математический набор с цифрами, тетрази, карандаши

Ход занятия

Воспитатель: 1. Ребята посмотрите, к нам сегодня в гости пришла белочка с целой корзинкой грибов. Она с утра бегала по лесу и собирала грибы. Но вот не задача сосчитать она их не может, потому что не умеет. Давайте вместе сосчитаем сколько грибов собрала белочка. (Дети вместе с воспитателем считают грибочки на доске ) Сколько получилось грибочков? В каком направлении вы считали грибочки? Верно, вы считали грибочки с лева направо и узнали, что их 10. А если вы посчитаете справа налево? (Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему сосчитать грибочки справа на лево ) Изменился ли результат счета? Почему? Верно, считать предметы можно в любом направлении, результат счета от этого не изменится.

Ребята пока мы с вами считали, сколько грибов к нам из лесу прибежали еще белочки. Давайте их посчитаем? Только посмотрите, белочки встали в круг как будто водят хоровод. Сколько их? (Пригласить ребенка сосчитать белочек и назвать их число ) С какой белочки ты начал считать? А можно ли начать считать с другой белочки?

Двое детей по очереди ещё раз считают белочек, начиная счёт каждый раз с другой игрушки. Выясняют, одинаковые ли получились числа в результате. Если дети ошибаются, устанавливают причину ошибок.

Воспитатель: «Начать счёт можно с любого предмета, ответ будет одинаковым.»

Фикультминутка Белочка

Физзарядкой ей не лень (руки в стороны, вверх)
Заниматься каждый день (руки в стороны, вниз)
С одной ветки, прыгнув влево (руки на поясе, прыжок влево)
На сучок она присела (присесть)
Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо)
Покружилась над дуплом. (покружиться на месте)

Воспитатель:3. Ребята перед вами на столах лежат коробочки с цифрами откройте числовой ряд от 1 до 10 слева направо.

покажите число больше 5 на 1 (6);

маленькое число (1):

число, которое меньше 7 на 1 (6);

число, обозначающее день недели - вторник (2);

число, последующее числа 4(5).

самое большое число (10)

назовите соседей числа 8

соседей числа 4

4. Проводится игра «Где сидит бельчонок» Установление пространственных отношений между предметами. (справа, слева, впереди, сзади.)

Задание в тетради. Найти и разукрасить детали, из которых состоит флажок.

Итог.

а) Что мы с вами сегодня делали?

б) Что вам понравилось?

Конспект занятия по математике в ДОУ «Интересная математика». Старшая группа

Ковтун Наталия Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок» с. Ижевское, Рязанская область.
Описание материала: Данный конспект может пригодится воспитателям ДОУ, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Задания, представленные в конспекте, игровые и доступные для детей 5-6 лет.

Цель: Формирование у дошкольников элементарных математических представлений.
Задачи: 1. Упражнять детей в порядковом счёте, в сравнении групп предметов в пределах 10, в отсчёте предметов в соответствии с цифрами от 1 до 10.
2. Продолжать учить детей делить предметы на 2 равные части, отражать в речи действие и результат деления: разделим пополам, получим две равные части (уточнить, что половиной называют одну из равных частей целого).
3. Закрепить умение находить предметы указанных размерных соотношений (длиннее-короче, шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше), развивать интерес к математике.
Демонстрационный материал: 4 карточки с рисунками предметов в количестве от 6 до 10; прямоугольник из бумаги, 2 узкие ленты длиной 20 см каждая, ножницы; карточки с цифрами от1 до10; мяч; на подсобном столе предметы разных размеров, расположенные вперемешку (полоски цветного картона, карандаши цветные, объёмные пластмассовые фигуры).
Раздаточный материал: подносы с геометрическими фигурами из пластмассы (круги, квадраты, треугольники).

Ход занятия:

(Дети сидят за столами)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и узнаете, какое занятие нас ждёт:
Чтоб водить корабли, (В. Шефнер)
Чтоб в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом нам нужна,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука …(математика)

1. Игра «Кто быстрее назовёт»
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Он берёт карточки: в левую руку с изображениями 6 предметов, в правую 7 предметов. Первую держит обратной стороной к детям, а вторую лицевой и спрашивает: «Сколько предметов нарисовано на карточке, которая у меня в левой руке, если на ней на один предмет меньше, чем на карточке в правой руке?» (6 предметов)
(воспитатель берёт другие карточки, игра повторяется несколько раз).
2. Деление предметов на две равные части.
Воспитатель спрашивает у детей: «Как разделить бумажный прямоугольник на две равные части?» (надо сложить прямоугольник пополам и разрезать посередине). Кого-либо из детей просит это сделать. Когда ребёнок выполнит задание, педагог выясняет, что сделано, можно ли полученные части назвать половинами и почему. Только пользуясь приложением, ребёнок устанавливает равенство частей.
Воспитатель показывает детям ленту и говорит: «Я разделю ленту на 2 части (делит на две неравные части). Можно ли такие части назвать половинами? Почему?» (Эти части неравные, поэтому их нельзя назвать половинами. Одну из двух частей мы называем половиной лишь тогда, когда обе части равны).
Кому-либо из детей педагог предлагает разделить вторую ленту на две равные части (ребёнок делит). Воспитатель спрашивает: «Можно ли каждую из этих частей назвать половиной? (да) Сколько половин в целом предмете?» (2 половины)
3. Игра «Продолжи счёт»
Воспитатель бросает мяч детям поочерёдно, называя любое число о 1 до 10. Ребёнок, поймавший мяч, должен продолжить счёт (прямой или обратный по заданию педагога).
4. Физкультминутка.
Мы устали, засиделись, (Одна рука вверх, другая вниз)
Нам размяться захотелось. (Переменные махи руками)
То на стену посмотрели, (Повороты корпуса)
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, (Повороты корпуса)
А потом наоборот.
Приседания начинаем, (Приседания)
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседай! Не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
(Дети садятся).

5. Игра «Назови скорей»
Воспитатель загадывает детям загадку:
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний. (дни недели)
И задаёт вопросы типа: «Назовите день недели после среды, назовите день недели между четвергом и субботой, какие дни недели считаются выходными?»
6. Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель поочерёдно показывает детям карточки с цифрами в пределах 10 и предлагает отложить соответствующее число кружков, квадратов или треугольников на столе.
7. Сравнение предметов.
Воспитатель вызывает сразу троих детей и предлагает им: «Найдите два предмета, про которые можно сказать, что один из них длиннее (короче, шире уже, толще, тоньше) другого» (дети выполняют задание и объясняют свой выбор).
8. Подведение итогов.
Воспитатель: Понравилось ли вам сегодня заниматься? Какое задание оказалось лёгким? Трудным?
Ну, а теперь можно отдохнуть и заняться своими делами!