План-конспект урока на тему: "Режиссерские игры детей дошкольного возраста". Как сделать набор для режиссерских игр на тему «Хоккейная команда Многофункциональная игрушка для режиссерских игр своими руками

Как и в случае ролевой игры, для режиссерской игры необходимы действующие персонажи, вещи, с которыми они действуют (предметы оперирования), и место, в котором действие происходит (игровое пространство). Однако характер этих материалов и требования к ним несколько отличаются.

Образные игрушки

Главными персонажами режиссерской игры ребенка являются образные игрушки - куклы (рис. 6.7), фигурки животных и сказочных существ.

Рис. 6.7. Куколка на санках Grimms 1

Через образную игрушку ребенок принимает социально-бытовые представления, общественный и семейный уклад, этические и эстетические нормы. Именно поэтому при выборе образных игрушек особенно внимательно следует относиться к внешнему образу и эстетической привлекательности куклы или другого персонажа.

Образная игрушка зачастую становится объектом идентификации для ребенка - бессознательно он копирует выражение лица куклы, характерные позы. Поэтому нейтральные выражение и поза любого персонажа предпочтительнее экспрессивных, так как своим внешним обликом игрушка может задавать (или навязывать) определенные этические и эстетические представления, задавать тот или иной стиль, сюжет и содержание игры.

Дегуманизация образа игрушки, подчеркивание животного или механического начала в человеке, злобное выражение лица, искажение пропорций человеческого тела нежелательны, поскольку противоречат задаче воображения - наделить куклу меняющимися в зависимости от ситуации обликом, эмоциями, мимикой.

Нежелательны детальные изображения или точные копии людей или животных, поскольку это сужает поле возможностей и обедняет игру. Предпочтительны условные игрушки, отображающие некоторые характерные признаки животного или человека, на основе которых можно безошибочно определить - это собака, а не медведь, это олень, это старик, это король, а это ведьма.

Наиболее естественно и органично режиссерская игра происходит с фигурками, которые удобно держать в руке, размером от 5 до 20 см.

Выбирая игрушки , следует обращать внимание как на их образ , так и на технические характеристики.

Куколки - образы людей (рис. 6.8) - должны соответствовать следующим критериям:

  • необходима устойчивость фигурок, чтобы они могли «жить и быть», а не падать от любого движения в игре, привнося в действие раздражение и разочарования;
  • важно, чтобы игрушка имела гармоничное лицо с нейтральным выражением, пропорциональное телосложение и простую нейтральную позу;
  • незавершенность, условность образа, дающая простор воображению и возможность разнообразно действовать с игрушкой, наделять ее теми или иными качествами, снабдить в случае необходимости знаком роли: мантией, платочком или котомкой;
  • неуместна излишняя детализация и интерактивность: игрушка не должна издавать звуков, самостоятельно двигаться и т.п.

В распоряжении детей должны быть маленькие человечки разные по полу и возрасту, чтобы можно было проигрывать разные сюжеты - семья, друзья, войско и нр. Чем более условными являются образы, тем более они пригодны как для семейно-бытовых, так и для героических и сказочных сюжетов. Очень хорошо, если образные игрушки для режиссерской игры соразмерны между собой, их удобно комбинировать.

К игрушкам-животным и сказочным существам предъявляются аналогичные требования:

  • устойчивость фигуры, естественность и простота позы. Лучше, если животное стоит на четырех ногах, нежелательны сложные позы (прыжок, сон, потягивание и т.п.);
  • наличие характерных признаков, делающих персонаж узнаваемым, отсутствие как карикатурности, так и чрезмерной буквальности, детальности в облике.

Рис. 6.8. Рыбак на яхте Imaginarium 1

Весьма желательна соразмерность кукол и фигурок животных для комбинирования их в историях и сказках.

Довольно распространенный вариант игрушек для режиссерской игры - это комплекты человечков с различными атрибутами (меч, шляпа, корона, колпак волшебника и др.). Они позволяют менять роли игрушек, воплощать различные интересные сюжетные ходы.

Особый вид образных игрушек для режиссерской игры - это персонажи известных произведений (девочка Маша, Чебурашка, Лунтик и т.п.). Эти образные игрушки отличаются от обычных тем, что несут в себе определенный сюжет, образ и характер героев произведения. Они как бы символизируют какую-либо историю, сказку, событие и этим активизируют желание проиграть, воспроизвести эту историю в игре. Такие герои, с одной стороны, легко узнаваемы и очень привлекательны для детей, а с другой - жесткая заданность их образа сужает диапазон исполняемых ролей и затрудняет игровое перевоплощение. Ценность данных персонажей во многом зависит от произведения, из которого пришел данный персонаж, от его соответствия возрасту, увлекательности сюжета, привлекательности для конкретного ребенка.

Очень хорошо, если образные игрушки своими руками сделает воспитатель. Такие игрушки обычно пользуются особым спросом у детей благодаря сотворчеству: дети могут наблюдать их рождение, предвосхищать и ожидать игру с ними, что наделяет эти игрушки особыми свойствами и делает эмоционально близкими детям.

Небольшие фигурки для режиссерской игры можно сделать вместе со старшими детьми. Персонажи можно вылепить из пластилина, воска,

1 Фотография из каталога Центра игр и игрушек «Лучшие игры и игрушки». Вып. 3.

глины. Нестрашно, если такие игрушки будут неказистыми и мало похожими на настоящие. Даже их недостатки могут подсказать новый поворот сюжета. Например, если у пластилинового зайца отвалится ухо, его нужно срочно вести к врачу. Или этот заяц хочет превратиться в волка и превращается в процессе игры (в пластилиновой технике это легко).

Ольга Митина
Проект «Страна Мастеров. Игрушки-самоделки и творческие режиссерские игры детей дошкольного возраста»

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Страна Мастеров. Творческое художественное конструирование из бросового (бытового) и других оригинальных материалов и ненужных вещей с целью развертывания режиссерской игры».

2. Участники проекта: воспитатели группы №6 «Веселая семейка», дети, их родители.

3. Вид проекта: групповой, долгосрочный, творческо-игровой, практико-ориентированный.

5. Место проведения: г. Москва, ГБОУ детский сад комбинированного вида № 372.

7. Возраст детей: 4-5 лет.

8. Формы реализации проекта: творческо-игровые задания, совместная творческая художественная и игровая деятельность, творческие мастерские, кружок «Страна Мастеров»

Проблематика и актуальность проекта:

В последнее время психологи отмечают уровня ролевых игр у дошкольников; дети играют меньше, их игры более примитивны и однообразны. Несмотря на обилие игрушек, у них отсутствует «материал» для игры – дети отдалены от взрослых, не видят и не понимают их деятельности. В отличие от своих бабушек и дедушек, которые в детстве с интересом играли с простейшими материалами (камешками, дощечками, лоскутками, баночками и т. п., современные дети очень часто не в состоянии организовать сюжетную игру. Многие дети уже в дошкольном возрасте длительное время просиживают перед монитором компьютера или телевизора, но не способны самостоятельно придумать сюжет, распределить роли в игре со сверстниками.

Еще одна причина того, что дети не играют – недооценка этой деятельности взрослыми. Главный аргумент некоторых родителей: игра – деятельность, которая не пригодится в будущем (в отличие от письма, счета, иностранного языка). Игра в жизни дошкольника уходит на второй план, основной заботой родителей становится обучение дошкольников, раннее интеллектуальное развитие, подготовка к поступлению в престижные школы. Но как ни парадоксально, именно недостаток игры отрицательно сказывается на готовности к школе, наносит непоправимый ущерб развитию детей в целом. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами (прежде всего настольно-печатные, а сюжетная игра остается без внимания. Но наибольшее значение в дошкольном возрасте имеет именно сюжетная ролевая игра. Поэтому одна из задач проекта – создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой, вовлечение детей в драматизации с использованием изготовленных ими персонажей и декораций, применение продуктов детской продуктивной деятельности в самостоятельных играх детей, создание сюжетно-тематических композиций, макетов (города со всеми зданиями и улицами, магазина, интерьера комнаты и пр.).

Кроме того, современные дети, обладающие всевозможными готовыми игрушками на любую тему, начиная от простых зверушек и заканчивая аутентичными кукольными домами со всей обстановкой и мебелью, имеют ограниченные возможности для развития творческого воображения, фантазии, формирования конструкторских и изобретательских умений и навыков. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать.

Пояснительная записка

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других нетрадиционных материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе, примерно во втором квартале учебного года. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Коробки из-под духов, пудры, зубной пасты, пенопласт, поролон, крышечки, колпачки от фломастеров фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или пластилина коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия. Из бумажной упаковки, картонных ящиков и трубочек от туалетной бумаги и туалетных полотенец мальчики сооружают города, крепости и заполняют их машинами, фигурками рыцарей и т. п., сконструированными из разных материалов, девочки обустраивают квартиры - делают мебель, кукол, убранство для них и т. п. При этом детям можно предложить и готовые игрушки, сомасштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки, животные, машинки, которые помимо прочего используются и при постановке конструкторских задач («к нам пришла кукла Алена, однако мебели, подходящей ей по размеру, в группе нет – что делать?»).

Первая часть проекта объединяет в себе творческое свободное конструирование, архитектурное строительство, дизайн интерьеров, моделирование людей и животных. В итоге появляется целая страна с отдельными ее частями (город, деревня, лес, космодром) и их обитателями (люди разных профессий, домашние птицы, дикие животные). Конструкции, поделки и игрушки создаются разными способами: комбинирование, многофункциональное использование одних и тех же предметов, и как основы, и как детали (пластиковое яйцо от киндер-сюрприза и как туловище белочки или петушка, и как основа для елочной игрушки; из катушки делаем зайца и медведя, разных человечков, а можем смастерить домик или автомобиль); наделение одних и тех же предметов разными смыслами, в зависимости от замысла. На основе созданных в процессе творческого конструирования и художественного ручного труда поделок организуется детская сюжетно-ролевая режиссерская игра. «Страна Мастеров» становится местом, где разворачиваются интереснейшие сюжеты и происходят самые разнообразные события.

Цель проекта:

Формирование творческих способностей, воображения, художественного вкуса и интеллектуальной активности в конструктивной и игровой деятельности.

1. Направленные на обогащение знаний об окружающей среде: а) расширить знания детей о различных материалах, их свойствах и возможностях использования в ручном творчестве; б) учить детей наблюдательности, умению всматриваться в окружающий мир.

2. Направленные на формирование творческих умений и трудовых навыков, а также общее развитие ребенка: а) развитие восприятия, пространственной ориентировки и пространственного воображения, ассоциативного мышления и творческой стороны интеллекта; б) совершенствование трудовых умений ребенка, формирование культуры труда в связи с использованием созданных конструкций в режиссерских сюжетно-ролевых и театрализованных играх.

Перспективный план осуществления проекта выстраивается в соответствии с календарно-тематическим планированием и составляет реализацию игровых мини-проектов: «Строим город Мастеров, или Мы – архитекторы», «Дом для Алены», «Юный дизайнер интерьера», «Зеленый лес – дом для зверушек», «Космодром», «Новогодние чудеса», «Хорошо в деревне!», «Жители нашего Города», «Наша армия».

Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольников. Ее значение - интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. В игре ребенок переносится из области реально существующего в область воображаемого, в игре он впервые осуществляет интеллектуальную систематическую работу с помощью образов, громкой речи и игровых действий, а так же строит поведенческие коллизии. Совместная игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников.

Творческая ролевая игра

В традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр последние условно делятся на две группы:

Игры, придуманные самими детьми (их называют творческими играми);

Игры, придуманные взрослыми (их принято называть играми с правилами).

К творческим играм относятся: сюжетно-ролевые, строительные игры, игры-драматизации или театрализованные игры (ряд ученых определяют игру-драматизацию как разновидность сюжетно-ролевых игр).

Режиссерская игра : в режиссерской игре с мелкими игрушками, как одной из форм сюжетной игры, ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей.

Особый интерес для данного проекта представляют два вида творческих игр:

Режиссерские сюжетные игры,

Театрализованные игры с персонажами-игрушками.

Важным условием является то, что персонажей и антураж для игр изготовляют дети (при помощи взрослых).

Персонажи :

Для режиссерских сюжетных игр: сюжетные игрушки – куклы и фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, мебель и др. ; для театрализованных режиссерских игр: театрализованные игрушки –куклы, театральные персонажи, наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, различных инсценировок – выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой. Выступающие в «человеческих» ролях игрушки наделяются определенными чертами характера и обладают индивидуальными особенностями (непослушные непоседы-бельчата, добрый и серьезный ежик и т. д.).

Пример: Набор игрушек-самоделок для режиссерских игр на тему «Жизнь нашего города»

Включает в себя:

1. «Маркеры пространства» : дома, оклеенные цветной бумагой с открывающимися окнами и дверью, «переносные» автомобильные дороги из картона (проезжая часть) с разметкой и пешеходными переходами, ограждения, деревья и пр. ;

2. Предметы-фигурки : люди – представители разных профессий в характерной для них одежде, выполненные из катушек с использованием пуговиц, ткани, крышечек и контейнеров киндер-сюрпризов (для головных уборов,

3. Предметы, определяющие события (сюжеты) – обычные и специальные транспортные средства (скорая помощь, пожарная машина, грузовые автомобили разных моделей для транспортировки грузов, с открытым и закрытым кузовом, все детали функциональны – открываются, движутся и т. п., присутствуют главные атрибуты спецтранспорта («мигалки» спецсигналов и пр.).

Тема: «Спасатели» , возможные сюжеты – «Срочный вызов на пожар», «Врачи скорой помощи»

Примерный сценарий игры (развертывание сюжета): В одном из жилых домов из-за неосторожного обращения людей с огнем произошел пожар. На место происшествия приезжают спасатели-пожарные, они эвакуируют из здания людей, чтобы никто не получил ожогов и не задохнулся в дыму. Потом они приступают к тушению пожара. Его удается быстро ликвидировать, потому что все действовали сообща, каждый пожарный знал свое место в команде и свои обязанности: один разматывал пожарные шланги, другой устанавливал насос, третий монтировал лестницу – горящая квартира находилась на третьем этаже.

Возможное продолжение (расширение сюжета) – возникновение новой проблемной ситуации: 1. Командир пожарной команды пострадал во время тушения пожара, его на машине «Скорой помощи «увозят в больницу. 2. Пострадавших людей, чьи квартиры сгорели или были залиты водой во время тушения пожара, нужно где-то временно разместить, предоставить им жилье, помочь отремонтировать квартиры и т. д.

Роли, действующие лица сюжета, персонажи:

Пожарные, выполняющие разную работу

Жильцы дома, в котором возник пожар

Слесарь, который может открыть любую дверь, чтобы спасти людей

Милиционеры (сотрудники ГИБДД)

Врачи скорой помощи, медсестры в больнице

Водители специального транспорта

Диспетчеры спасательной службы, которые принимают звонки о происшествиях в городе

Скалолазы, которые могут карабкаться по стенам домов

Прохожие, оказывающие помощь пострадавшим

Игровые действия:

Строить спецтранспорт (пожарную машину, «Скорую помощь», автобус для эвакуации людей)

Управлять спецтранспортом

Собирать необходимые инструменты

Чинить спецтранспорт, ремонтировать технику, оснащать необходимым оборудованием

Тушить пожар: разматывать шланги, устанавливать насосы, собирать лестницу и карабкаться по ней, спасать людей из горящего дома и т. д.

Оказывать медицинскую помощь пострадавшим: накладывать повязки, осторожно нести к машине «Скорой помощи», везти в больницу, ухаживать за больным и т. д.

Другие темы и сюжеты:

«В деревне»:

У бабушки и дедушки в гостях

Ухаживаем за домашними животными

Варианты театрализованных игр:

Сказочная деревня

Каникулы в Простоквашино

Игры по мотивам народных сказок

«В лесу»:

Медведица заботится о своих медвежатах

Сказка «Три медведя»

Лесные звери готовятся к зиме

Семейный поход в лес

Повадки диких животных

«Дом-семья-квартира»:

Нам привезли мебель

Новая бытовая техника

«Наша Армия»

«Космодром»

Комбинирование сюжетов:

С первоначальным тематическим набором, созданным для обыгрывания определенной темы (проигрывания одного сюжета, дети играют только первое время. Затем замыслы и цели игры меняются, игрушки нескольких тематик соединяются в одной игре, комбинируются, замещаются другими согласно игровой задаче, дополняются какими-либо предметами.

Дети могут придумывать сюжеты, в которых сочетаются реальные и сказочные, фантастические события, игрушки таких тематик, как «Дом – семья» и «Дикие животные леса», «Транспорт» и «Строители».

Игровой набор «Улицы города» может на время превратиться в «Цветочный город Незнайки и его друзей», макет леса для игр с дикими животными – основой для творческой игр по мотивам мультфильмов про Винни-Пуха.

Варианты комбинированных сюжетов (темы «Транспорт», «Строительство» и «Путешествия»):

Строим новую школу

Поездка на поезде к бабушке

Мы перевозим грузы

Театрализованные игры (включая проблемные игровые ситуации, игры-драматизации, игротренинги по нравственному воспитанию, коммуникативные игры, а также кукольный театр по сказкам «Смоляной бычок», «Заюшкина избушка», «Кот лиса и петух», «Лисичка-сестричка и серый волк»):

Настольный театр «катушечных» и других картонных кукол

Театр ложек

Итак: Значение режиссерской сюжетной игры с использованием игрушек-самоделок -

Ребенок в ней и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же и декоратор – подбирает, мастерит и творчески использует игрушки и декорации, он и техник-изобретатель – создает новые конструкции машин, техники, зданий, придумывает костюмы, изготовляет мебель.

Творческая игра с предваряющим ее самостоятельным изготовлением действующих лиц и атрибутов способствует формированию у детей привычки трудиться, дает радость творчества, радость созидания.

Удачно сделанная игрушка способствует развитию содержания игры, обогащает ее, делает более длительной и развернутой. Игра становится источником возникновения новых действий, умений, желаний, чувствований детей.

Изготовление игрушек-самоделок становится увлекательной деятельностью, предваряющей развертывание интересной творческой игры. Проявляя удивительную изобретательность, они придумывают, как сделать грузовики для транспортировки мебели и для перевозки строительного материала, размышляют и том, что особенного есть у машин скорой помощи и пожарной, и какие предметы, материалы могут изобразить данные детали и т. д.

Методическая литература

Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1981.

Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : Линка-Пресс, 2006.

Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2004.

Краснощекова Н. В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н. В. Краснощекова. – Ростов на Дону: Феникс, 2011.

Скоролупова О. А., Логинова Л. В. Играем?. Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Спб. : Питер, 2009.

Сорокина Н. Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет (в семье и детском саду): метод. издание / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – М. : Обруч, 2012.

Харчевникова А. Н., Деркунская В. А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Аркти, 2012.

Щербакова Е. И. Формирование взаимодействия детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. 2110. – М. : Просвещение, 1984.

Игрушки для режиссерских игр — своими руками. Как сделать тематический набор для игр на тему «Хоккейная команда».

Конкурс новогодних мастер-классов сайта для педагогов и родителей «Родная тропинка» и ведущего специализированного журнала по играм с детьми «Игры и игрушки».

Хоккейную команду сделали и поделились с Вами идеей Михайлова Ольга Валерьевна и дети группы «Колокольчик» (малышам 4 года). Структурное подразделение «Детский сад «Алёнушка» ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.- д. станции Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области.

Режиссерские игры — это вид сюжетных игр детей, в которых ребенок не берет на себя никакой роли (врача, водителя и другие), а все роли выполняют игрушки. Малыш же как режиссер организовывает взаимодействие ее главных героев друг с другом в ходе сюжета.

Для режиссерских игр используются тематические наборы мелких игрушек. Как сделать игрушки для зимних игр о хоккее, Вы узнаете из этого мастер-класса, подготовленного О.В. Михайловой — участницей конкурса новогодних мастер-классов «Новогодняя игрушка».

Все мастер-классы конкурса и условия участия в нем Вы найдете

Как сделать набор для режиссерских игр на тему «Хоккейная команда»

Материалы:

  • пенопласт,
  • белый картон,
  • самоклеющаяся бумага серебряного цвета,
  • синтепон,
  • пробка.

Зимой проходили зимние олимпийские игры. И мы с ребятами говорили про зимние виды спорта. И мы решили сделать хоккейное поле.
Ход работы:
Шаг 1. Сначала мы сделали из пенопласта ворота. И приклеили на них названия команд.
Шаг 2. Из синтепона мы сделали бордюры для хоккейного поля.
Шаг 3 . На самоклеющуюся бумагу серебряного цвета мы приклеили ворота и бордюры.
Шаг 4. Из пробки сделали шайбу. И из пенопласта — табло для счёта.
Шаг 5. Каждый ребёнок из дома принёс сделанного совместно с родителями своего снеговика с клюшкой.

Снеговики были разные: сшитые, вязаные, из помпончиков, из ниток, ёлочных игрушек, лампочки, коры дуба и бутылочки из-под йогурта.

Набор готов!

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Задания.
Рубрика (тематическая категория) Образование

-Понаблюдайте и запишите режиссерскую игру ребенка-дошкольника.

Проанализируйте записанную игру: определите ее содержание, способы осуществления с точки зрения их соответствия возрастным особенностям ребенка.

-Смастерите с детьми многофункциональные игрушки для ре­жиссерских игр.

-Прочитайте следующую литературу:

Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996.

Гаспарова Е. М. Режиссерские игры // Игры дошкольника. - М., 1989.

Глава 16. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Задания. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Задания." 2017, 2018.

  • - СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА N 1

    «КЛАССИЧЕСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ» Цель: изучить особенности ордера, его тектоническую сущность; проследить изменение пропорций и форм ордера, на основе сравнения канонических ордеров; освоить техникувычерчивания сложных архитектурных форм в карандашной графике. ... .


  • - ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

    1. Представить с помощью кругов Эйлера множественное выражение. Используя законы и свойства алгебры множеств, упростить заданное выражение. &... .


  • -

    по разделу «Грамотное оформление» Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные принципы оформления презентации. 2. Какие виды слайдов вы знаете? Какую функцию выполняет каждый из них? 3. На что следует обратить внимание при подборе визуальных образов для... .


  • - ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ

    по разделу «Успешное выступление» Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные составляющие успешного выступления. 2. Какова роль языка тела, внешнего вида и речи при выступлении с презентацией? 3. На что надо обратить внимание при проведении презентации? ... .


  • - ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ

    по разделу «Правильное планирование» Вопросы для самоконтроля 1. Перечислите основные этапы подготовки презентации. В чем состоит задача этапа планирования? 2. Назовите ключевые факторы успешной презентации? Почему при планировании презентации важно применить... .


  • - ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ

    по разделу «Грамотное оформление» Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные принципы оформления презентации. 2. Какие виды слайдов вы знаете? Какую функцию выполняет каждый из них? 3. На что следует обратить внимание при подборе визуальных образов для...

  • Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удается накинуть на него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении дети пытаются уединиться для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке - за кустами, верандой и т. д. К сожалению, типовые проекты зданий не учитывают потребность ребенка в индивидуальной игре. Но во многих дошкольных учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры: единое пространство групповой комнаты «разбивают» специальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию. Внедряются и некоторые архитектурные новации: в групповой комнате встраиваются одно-, двух- и трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные ниши, подиумы и т.п. Используется крупное игровое оборудование (домики, загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.

    Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игро­вого материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Так, услышав, что Саша с увлечением рассказывает о том, как он ходил вчера в зоопарк, педагог предлагает ему набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видел? Расскажи и покажи». Возникает игра в зоопарк, требуется сделать клетки для животных, в ход идет строи­тельный материал, затем используются фигурки людей (посетители, служащие).

    Внимательный педагог воспользуется обсуждением детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре. Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи, пожалуйста, что там случилось с Винни-Пухом в гостях у Кролика». Можно рассмотреть с ребенком иллюс­трации в книге, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.

    Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала,целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Пригла­шение к сотворчеству может выглядеть по-разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т.п.

    Подбор игрового материла для режиссерских игр - необхо­димое условие для их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

    В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В качестве та­кого многофункционального материала для режиссерских игр Е. М. Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением (человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е.Е. Кравцова трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью развития творчества Е. Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры.

    Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой рабо­те своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хранение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры - убирать на место.

    Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»),наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

    Вопрос 63. Характеристика, содержание, предпосылки сюжетно-ролевой игры

    В раннем детстве ребенок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать как взрослый приводит к тому, что малыш стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку. Выдающийся психолог А.Н.Леонтьев подчеркивал: «...Овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре». Малыш, моделируя деятельность взрослых в игре, расширяет сферу, в которой он может действовать. А.В.Запорожец писал: «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей».

    Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

    В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой и режиссерской игры. Первым таким этапом является ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия- манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки. Уже с 3-4 мес. младенец тянется к игрушкам, которые подвешивают над его грудью (кольца, гирлянды из мелких ша­риков и др.), рассматривает их: случайно натыкаясь на предмет, радуется, пытается повторить движение. В 5-6 мес. ребенку предлагают игрушки из разных материалов (резиновые, деревянные, пластмассовые), отличающиеся по форме, величине, цвету. Его учат захватывать игрушку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею, постукивать. Ребенку дают и игрушки-вкладыши, а также различные звучащие игрушки. Взрослый, обращаясь к малышу по имени, показывает игрушку и действия с ней. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребенок познает ее свойства. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребенка: тянется к погремушке, захватывает ее, рассматривает, стучит по краю манежа, бросает за бортик манежа, слушает, как она загремела, и т.д. Такая преднамеренность действий с предметами - предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры.

    На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает вни­мание малыша на его целевое назначение: «Это чашка, из нее пьют. Это простынка, укроем мишку». Внимание 7- 8-месячного ребенка обращают на свойства игрушек. Его учат играть с ними в зависимости от этих свойств: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки, сжимать и разжимать резиновую рыбку. Малыши овладевают дей­ствиями с некоторыми бытовыми предметами: вкладывают мисочки одна в другую, закрывают кастрюльку, коробку крышкой. Ребенка 9-10 мес учат соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам: снимать и надевать на стержень колечки, накладывать 2-3 кубика один на другой. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т.е. обобщать действия. Например, научился прокатывать шарик с горки - попробуй сделать то же с мячом, машинкой, яблоком и т. п.

    Третий этап развития игры относится к концу первого - началу второго года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку). Воспитатель учит малышей отражать жизненные ситуации, знакомые им по личному опыту, в игровом (условном) плане. Для развития сюжетно-отобразительной игры необходимы образные игрушки, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение игровых задач («Мишка хочет гулять, покатай мишку на санках»; «Зайка устал, уложи его спать»; «Кукла Ляля хочет есть, свари ей кашку»). Перед ребенком ставится условно- игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат. (В этом отличие игровой задачи от практической, направленной на получение практического результата.)

    В течение второго года жизни ребенок должен научиться следующему: выполнять разные игровые действия (укладывать куклу, кормить ее, катать в коляске, варить еду, перевозить в машине игрушки, грузы и т. п.), дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказыва­ниями («Ляля бай-бай»; «Ляля помыла руки»). Детям предлагают для игры разнообразный материал: образные игрушки, предметы-заместители.

    Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному участию. Например, видоизменяет игровую ситуацию кормления, которую так любят изображать в игре дети раннего возраста: вводит новые персонажи («Пришел в гости зайка, да­вай покормим его»), новые блюда («Будем угощать пиро­гом, дадим гостям конфеты»), новую посуду (яблоки в вазе, конфеты в конфетнице). Следует побуждать детей воспроизводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры. Педагог создает ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов-заместителей (ножа нет, чем же резать хлеб?), к действиям в воображаемой ситуации. Такие игры обычно сопровождаются речью, которая помогает созданию образа (каша вкусная; зайка любит морковку, молодец мишка - вытер рот салфеткой!).