Что такое методическое пособие. Что такое учебно-методическое пособие

ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

Кинешма 2015

Огорельцева М.Г. Методические рекомендации по составлению и оформлению учебно-методических изданий. Методическое пособие для преподавателей ФКПОУ «КТТИ» Минтруда России.

Настоящие методические рекомендации составлены в помощь преподавателям техникума для разработки учебно-методических материалов по преподаваемым дисциплинам. Рекомендации включают единые требования к структуре, содержанию и оформлению учебно-методических изданий. - г. Кинешма, ФКПОУ "КТТИ" Минтруда России, 2015. - 46 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка...........................................................................................4

Типы и виды учебных изданий..............................................................................5

Требования, предъявляемые к учебно-методическим изданиям......................15

Общие требования ......................................................................................15

Требования к содержанию ..........................................................................15

Требования к структуре .............................................................................16

Требования к текстовой части ..................................................................20

Представление отдельных видов текстового материала ......................22

Библиографический список..................................................................................35

Приложения...........................................................................................................36

Пояснительная записка

Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов. Интенсивно обновляется содержание среднего профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Важной для преподавателей технологического техникума-интерната стала проблема учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Педагогическая практика убедительно доказывает, что качество и результативность образовательного процесса существенно повышаются, если данный процесс обеспечивается комплексно.

В свете требований образовательного стандарта преподаватели техникума должны знать методические основы проектирования комплексов дидактических средств обучения, уметь разрабатывать названные комплексы и адаптировать их к реальным условиям учебного процесса.

Цель данных методических рекомендаций – оказать преподавателям помощь в разработке учебно-методических материалов, которые являются необходимым условием обеспечения образовательно-воспитательного процесса в техникуме. Дать преподавателям некоторые конкретные рекомендации, советы, которые, будут полезны и в какой-то мере облегчат его нелегкие искания, предостерегут от многих типичных ошибок. Наряду с этим необходимо познакомить преподавателей с учебно-методическим обеспечением как таковым: его составом (структурным строением), содержанием (документами, техническими объектами), требованиями к их разработке.

Любая работа, проделанная преподавателем, приобретает реальное значение только тогда, когда с ее результатами получают возможность ознакомиться другие люди (преподаватели, студенты). Поэтому важным этапом деятельности является ее оформление.

Если преподаватель хочет, чтобы о его опыте узнали коллеги, он должен иметь в виду, что в данном случае он выступает в новом качестве – как автор. Авторская разработка - вещь сугубо индивидуальная, продукт творческой деятельности преподавателя, поэтому его деятельность подчиняется несколько иным закономерностям и требованиям. Необходимо объяснить коллегам четко, что изменяет его опыт в традиционной практике, какова результативность его педагогической деятельности. В чем заключаются его идеи и подходы.

Требования к оформлению методических материалов возрастают, если преподаватель намерен представить их на экспертизу. Это связано с тем, что эксперты оценивают работу заочно и, не имея возможности задать лично интересующие их вопросы, ищут ответы в самом тексте. Поэтому она должна быть предельно ясной и содержать в себе ответы на все возможные вопросы экспертов. Одна из задач, которая поставлена в данных методических рекомендациях, - дать преподавателям обобщенные и систематизированные представления об организации деятельности создания методических материалов.

Условием успешного использования предлагаемых рекомендаций является стремление личности к самосовершенствованию: необходимо постоянно отчитываться перед самим собой, чтобы определить свои дальнейшие перспективы.

Типы и виды учебных изданий, определяемые Министерством образования и науки РФ

Система учебных изданий

Обучающие издания

Учебник - это учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному образовательному стандарту и типовой учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Единственная возможность стать автором учебника – получить гриф Министерства образования и науки Российской Федерации, а для этого учебник должен быть создан на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствовать федеральной составляющей дисциплины государственного образовательного стандарта специальности, определяемой дидактическими единицами стандарта.

Учебное пособие - это учебное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное вышестоящим органом в качестве данного вида издания для определённой категории учебных заведений.

Для получения статуса учебного пособия работа должна пройти соответствующую экспертизу и получить гриф «Допущено» либо «Рекомендовано» к использованию в ГОУ СПО.

Учебное пособие должно соответствовать программе курса (разделу), содержать новый материал, расширяющий содержание основного учебника, отражать новые актуальные проблемы и тенденции и быть предназначено для расширения, углубления и улучшения усвоения знаний.

Отдельная лекция - учебное издание, содержащее текст одной лекции. Отражает содержание, объем и форму изложения лекции, читаемой определенным преподавателем.

Тексты лекций - учебно-теоретическое издание, полностью или частично освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной программы. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

Курс лекций - учебное издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

Конспект лекций - учебное издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.

Учебно-методические издания

Учебно-методическое пособие - это учебно-методическое издание, содержащее систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме доступной и удобной с методической точки зрения для самостоятельного изучения и усвоения учебной дисциплины.

Отличительной чертой учебно- методического пособия является комплексный характер подачи материала, т.е. теория в логическом сочетании с практикой.

Учебно-методическое пособие может содержать, помимо теоретического материала, методические указания, рекомендации, задачи, задания для самопроверки и самоанализа работы студента или образцы их решения и т.п.

Таким образом, если курс лекций имеет методическое сопровождение , т.е. отвечает на вопрос: «Как использовать лекции в учебном процессе?» , - то он может быть отнесён к учебно- методическим пособиям.

То же самое относится к практикуму . Если в него включены эталоны и алгоритмы решения практических задач, упражнений , способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний, то работа является учебно-методическим пособием .

Методические рекомендации - учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения обучающимися учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. В методические рекомендации могут быть включены требования к содержанию, оформлению и защите курсовых и дипломных работ.

Методические указания - учебно-методическое издание, содержащее общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм и методов и видов самостоятельной работы обучающихся (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, составление докладов и др.).

Чем отличаются методические рекомендации от методических указаний?

Термин «указания» используют в тех случаях, когда в содержании предложен определённый алгоритм действий, которому для получения результата необходимо неукоснительно следовать, т.е. это инструкция, разъясняющая характер и последовательность действий при выполнении студентами конкретной учебной задачи.

В рекомендациях чаще предлагают возможные этапы выполнения задания, описывают особенности проведения отдельных частей работы. При этом студент вправе самостоятельно определить алгоритм выполнения задания.

Виды методических указаний

    методические указания к семинарским занятиям;

    методические указания практическим занятиям;

    методические указания к лабораторным работам;

    методические указания по изучению отдельных разделов (тем) курса и т.д.

Методическая разработка - это совокупность учебных и методических материалов, определяющих содержание, порядок, методы и средства проведения занятий по теме или отдельным учебным вопросам.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям

Методическая разработка может представлять собой

    разработку конкретного урока;

    разработку серии уроков;

    разработку темы учебной дисциплины;

    разработку внеклассного мароприятия;

    разработку общей методики преподавания предметов;

    Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания

Методические разработки учебных занятий или тем курса чётко структурированы и в них отражены все компоненты учебного процесса.

Методические разработки уроков (занятий) - разновидность учебно-методического издания в помощь преподавателю, мастеру п/о, в систематизированном виде отражающая содержание и ход урока, занятия. Среди методических разработок уроков (занятий) различают планы уроков (занятий), и конспекты уроков (занятий).

План урока(занятия) - логически упорядоченный перечень вопросов, подлежащих изучению на уроке, лаконично отражающая последовательность изложения материала и ход урока. Важнейшее требование к плану урока - точность, содержательная лаконичность, т.е. возможность в минимальном объеме текста максимально полно и точно отражать содержание и ход урока.

Конспект урока(занятия) - совокупность плана и краткой письменной записи содержания и последовательности этапов урока, имеющая авторский, индивидуализированный характер. Предназначен для последующего восстановления учебной информации с различной степенью полноты в ходе урока. Характеризуется многоадресностью: преподаватели, мастера п/о, администрация и/или представители органов управления образованием. В отличие от плана занятия план-конспект или конспект занятия содержит не только перечень рассматриваемых на занятии вопросов и этапов занятия, но и фрагменты речи преподавателя или полный текст нового материала.

Методические разработки, обобщающие педагогический опыт.

Это наиболее сложный вид методических разработок, требующий опыта научно-исследовательской деятельности, творческого подхода к созданию и оформлению.

Основными признаками передового педагогического опыта являются:

    высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным критериям среднего профессионального образования;

    профессионально-трудовой опыт преподавателя, т.е. стремление и наличие необходимых умений в различных видах своей профессиональной деятельности;

    умение анализировать процесс и результат профессионально-педагогического труда;

    самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой;

    рационализаторский подход к делу;

    коррекция в организации труда преподавателя;

    оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей, экономной затрате сил и времени преподавателей и студентов);

    устойчивость, стабильность опыта, длительное его функционирование;

    возможность повторения и творческого использования другими преподавателями;

    перспективность опыта;

    научная обоснованность опыта (научное истолкование педагогических явлений).

Для оформления методической разработки по обобщению педагогического опыта необходимо этот опыт изучить.

В изучении и обобщении передового педагогического опыта выделяют несколько этапов.

Первый этап - обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы преподавателя или педагогического коллектива, с одной стороны, и потребностями повышения её эффективности - с другой. Это противоречие осознаётся, осмысливается, формулируется проблема в терминах, понятиях и категориях педагогической науки.

Второй этап - выявление находок, новинок в работе отдельных преподавателей или целых коллективов, имеющих определённые достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта.

Третий этап - составление развёрнутой программы изучения и обобщения опыта. Для этого формулируется тема и цель, уточняется объект, предмет изучения и обобщения. Намечаются и конкретизируются методы исследования, т.е. определяется, какие вопросы будут изучаться и какими методами. Устанавливаются этапы работы и календарные сроки изучения конкретных объектов. Разрабатываются диагностические методики, позволяющие осуществить сбор и анализ информации о педагогическом опыте.

На четвёртом этапе проводится работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала (на основе программы). Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, определить проблему, последовательно пересказать содержание опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту.

На пятом этапе описанный опыт осмысливается: сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи, характер зависимости между ними, определяется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы.

Шестой этап - оформление методической разработки. Структура такой разработки не может быть жёстко регламентирована. Однако в ней целесообразно отразить следующие компоненты:

    1. Пояснительная записка (обосновывает причины, по которым автор предлагает организовывать процесс обучения тем или иным образом, характеризует условия создания разработки, определяет область её применения).

      Основная часть (содержание может включать в себя несколько разделов и должно отвечать на вопросы: Что предлагает автор? Зачем он предлагает делать именно так? Как нужно делать, чтобы получить гарантированный результат? Каковы условия применения разработки?).

      Литература.

      Приложения.

Вспомогательные издания

Практикумы - издания, предназначенные для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержат практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного материала и формированию необходимых компетенций.

Практикумы направлены:

    На закрепление знаний и умений

    На формирование навыков практической работы

    На овладение формами и методами познания

    Отражают основные аспекты учебного курса с более детальным рассмотрением и закреплением

    Могут состоять из:

    Вопросов и заданий

    Дополнительных методических указаний к их выполнению

    Разъяснений наиболее сложных вопросов

К практикумам относятся:

    сборник задач (упражнений);

    лабораторный практикум;

    сборник планов семинарских занятий;

    сборник контрольных заданий (тестов) и др.

Рабочая тетрадь - это методическая разработка для самостоятельной (аудиторной или внеаудиторной) работы студентов, позволяющая обобщать, закреплять и систематизировать знания по дисциплине, вырабатывать навыки применения приобретённых знаний, проверять результаты своей работы с установкой на обязательный отчёт.

Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:

    содержанием изучаемой дисциплины, степенью её сложности;

    характером (стилем) управления познавательной деятельностью студентов;

    исходным уровнем подготовленности аудитории;

    возрастными особенностями слушателей;

    условиями обучения;

    творческими способностями преподавателя.

Рассмотрим модель рабочей тетради, которая включает в себя 4 блока: три основных (обязательных) и один факультативный.

Первый блок («Актуализация опорных занятий») представляет собой так называемое мобилизующее начало. Он содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студента на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать вербальным способом.

Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.

Структурированный конспект - своеобразный трафарет лекции, содержащий немые рисунки, схемы, таблицы, пустые кадры, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного. Использование такой модели (структурированный конспект) не только экономит учебное время, но и прививает навыки конспектирования, позволяет нацелить внимание на основные вопросы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества.

Третий блок («Самоконтроль») предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку студентов. Выполнение тренировочных упражнений способствует:

    совершенствованию умений у студентов самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;

    развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов;

    воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.

При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определённой порции известной информации, до заданий, устанавливающих межпредметные связи, или заданий, требующих умения сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Все задания начинаются побудительными словами:

    изобрази схематично...

    сделай соответствующие обозначения...

    воспроизведи схемы...

    обозначь основные элементы...

    выдели отличительные особенности...

Четвёртый блок (факультативный) включает перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы. Этот блок связан с самостоятельной работой студентов, определённой рабочей программой дисциплины.

Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.

Распределение заданий в тетради по принципу «от простого к сложному» позволяет студенту определить свой уровень усвоения знаний и умений.

Если после первого этапа самостоятельной работы с тетрадью студент узнаёт, что он относится к слабым, средним или сильным по данной дисциплине, то после планомерной, систематической работы с удовлетворением обнаружит, что теперь - определённо к сильным.

Рабочая тетрадь - тот помощник, который даёт студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Рабочая тетрадь дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвоить намеченную учебной программой систему знаний.

Раздаточный дидактический материал имеет методическую ценность, если преподаватель подходит к его созданию системно, оформляя методические рекомендации по его использованию в образовательном процессе.

Требования, предъявляемые к учебно-методическим изданиям

Общие требования

1. Учебно-методические издания должны иметь актуальную направленность:

    содержать элементы анализа и сравнения, обобщения педагогического опыта с учётом достижений современной педагогической науки;

    обеспечивать связь изучаемого материала с современной педагогической наукой;

    удовлетворять требованиям образовательных стандартов.

2. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и чётко.

3. Язык методической разработки должен быть лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому (производственному) тезаурусу

4. Учебно-методические издания должны быть рассмотрены цикловой методической комиссией и утверждены заместителем директора по учебной работе и рекомендованы преподавателям для использования.

Требования к содержанию

    Содержание учебно-методического издания должно четко соответствовать теме и цели.

    Содержание учебно-методического издания должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

    Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

    Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

    Учебно-методическое издание должно учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса, ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

    Учебно-методическое издание должно раскрывать вопрос «Как учить».

    Учебно-методическое издание должно содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, разноуровневые задания и т.д.).

    К учебно-методическому изданию может быть приложена мультимедиа презентация.

Презентация должна отражать:

    актуальность выбранной темы;

    соответствие содержания презентации теме учебно-методического издания;

    соответствие материала современному уровню развития науки и техники;

    правильное использование научно-технической, методической и иной терминологии;

    иллюстрационный материал презентации;

    читаемость и дизайн текста;

    цветовое решение презентации;

    оптимальность количества слайдов;

    эффективность применения анимации.

Презентация прилагается к учебно-методическому изданию в электронном виде или на бумажном носителе. Презентация распечатывается в виде выдач по 2 слайда на лист формата А4. Необходимо учитывать, что цветное изображение усиливает эффективность восприятия. Презентация выполняется в программах, установленных на компьютерах техникума.

Требования к структуре

Общая структура:

1. Обложка

2. Титульный лист

3. Оборотная сторона титульного листа

4. Содержание

5. Перечень условных обозначений (при необходимости);

6. Введение

7. Основная часть, разбитая на главы (при необходимости – на пункты и

подпункты)

8. Заключение 

9. Словарь /если требуется/

10. Библиографический список

11. Список электронных ресурсов

12. Приложение

Обложка не является обязательным элементом.

Титульный лист является первой страницей издания, заполняется по строго определенным правилам и включает в себя:

    полное наименование образовательного учреждения - в верхней части;

    название темы, вид материала (методическая разработка, описание опыта, программа и др.) - в средней части;

    место и год описания работы – в нижней части

Заглавие отражает объект учебно-методического издания (наименование). Название печатается прописными (заглавными буквами).

Подзаголовок – это вид документа или вид издания. Печатается строчными буквами, кроме первой прописной. Допускается сначала указывать вид документа (методические указания, учебно-методическое пособие, методическая разработка или другие), а затем учебную дисциплину или курс, которому она принадлежит. Также могут приводиться и другие необходимые, по мнению автора, данные.

Обратная сторона титульного листа по порядку содержит: фамилию, и инициалы автора(ов), название работы, место издания, год издания, количество страниц.

Ниже приводится краткое содержание работы (аннотация), состоящее из трех-пяти предложений, где указывается, какой проблеме посвящается учебно-методическое издание, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезно. Далее указывается цикловая комиссия, на заседании которой рассмотрена работа, приводится рекомендация по ее применению, дата заседания комиссии, номер протокола, подпись председателя комиссии. Также ниже приводится фамилия и инициалы рецензента(ов) (если есть рецензия).

Пример оформления титульного листа и обратной стороны титульного листа приведены в Приложении 1 .

После титульного листа помещается содержание.

Содержание

Понятие «СОДЕРЖАНИЕ» записывается в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Содержание включает также перечень приложений.

Оглавление может быть помещено вначале учебно-методического издания – после титульного листа, или в конце учебно-методического издания– после списка литературы. ( Приложение 2 ).

Введение (предисловие, пояснительная записка - не более 0,1% от объема разработки).

Функция данного раздела состоит в том, чтобы обосновать причины, по которым автор предлагает действовать тем или иным способом, раскрыть логику изложения, аргументировать подход к выходу из проблемной ситуации в педагогическом процессе и пр. По сути, это введение в основную часть, поэтому здесь надо четко сказать о ее ключевых моментах, более подробно изложить аргументацию главных позиций автора. Итак, задача введения– объяснить и обосновать.

Во введении должны быть показаны:

1) актуальность и значимость данного учебно-методического издания;

2) степень разработанности данной проблемы в научно-педагогической и методической литературе;

3) учебно-практическая или научная ценность;

4) объяснение того, какое место занимает данное издание (предлагаемая цель и задачи) в данном курсе обучения и системе профессиональной подготовки;

5) особое внимание во введении уделяется учебной цели работы, то есть объяснению того, какие знания, умения, навыки должны быть приобретены пользователем в результате работы с предлагаемым учебно-методическим изданием.

Во введении также может быть в кратком виде представлена логическая структура учебно-методического издания или общий принцип работы с ним.

Основная часть.

Основная часть должна быть посвящена решению поставленных во введении задач и полностью раскрывать суть учебно-методического издания.

Заключение (1-2 страницы) учебно-методического издания представляет собой не просто перечень полученных результатов, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено автором в решение проблемы. Заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов.

Словарь (если требуется) - указываются специальные слова (характерные какому- либо виду деятельности) и их значение, которые автор использует при написании учебно-методического издания, с целью разъяснения их значения читателям.

Библиографический список составляет одну из существенных частей и отражает самостоятельную творческую работу автора. В нём указывается весь перечень литературы (печатные, периодические), используемый автором для написания учебно-методического издания. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники.

Содержание сведений об источниках должно соответствовать примерам согласно Приложению 3.

Список электронных ресурсов - указывается перечень электронных источников (Интернет - адреса, виде, аудио диски, электронные энциклопедии и т.д.).

Приложение (технологические документы, чертежи, таблицы и т.д.) – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения материала. Приложения оформляются на отдельных листах.

Рецензия

Наличие внешней рецензии необходимо для рабочих учебных программ, которые утверждаются заместителем директора по учебной работе техникума. Внешние рецензии выполняются ведущими преподавателями техникумов, колледжей, специалистами ВУЗов, предприятий соответствующего профиля. Наличие внутренних рецензий необходимо на все другие виды учебно-методических изданий в случае их представления на конкурсы, для публикации в периодической печати, т.е. для дальнейшего широкого использования. Данный вид рецензий может выполняться опытными преподавателями техникума.

Рецензия должна содержать: наименование темы и автора учебно-методического издания; упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений; краткий перечень основных вопросов, изложенных в рецензируемой работе; обязательную характеристику содержания с точки зрения его актуальности; перечень положительных сторон и основных недостатков, оценка реальной значимости учебно-методического издания; вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или обучающихся; должность и место работы рецензента, его подпись.

Рецензия прилагается к учебно-методическому изданию.

Требования к текстовой части

    Текст работы выполняется на ПК.

    Все страницы текста должны соответствовать единому формату А4 или А5. Объём учебно-методического издания должен превышать 15 листов.

    Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: формат А4 - левое - 3,0 см, правое - 1,5 см, верхнее - 2,0 см, нижнее – 2,0 см в текстовом редакторе Word шрифтом №12 Times New Roman , межстрочным интервалом 1,15 или 1,5, выравнивание по ширине страницы.

    Нумерация страниц: страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту; титульный лист, так же, как и оглавление, включаются в общую нумерацию страниц текста. Однако номер страницы не проставляется ни на титульном листе, ни на оглавлении; нумерацию страниц проставляют, начиная с «Введения», которое располагается на третьей (четвёртой) странице.

    Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1., 1.1., 1.1.1. и т.д.

    Введение, главы основной части, заключение, список литературы, вспомогательные указатели и приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.

    Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 2-3 интервалов. Шрифты заголовков структурных элементов различного уровня (главы, параграфы, пункты, подпункты) должны быть однотипными.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

    ставятся точки после заголовков, названий таблиц и приложений;

    формат А3 может быть использован только при оформлении приложений.

Оформление приложений

В случаях, когда графики, таблицы и другой материал слишком объёмны, также неуместны в тексте, но несут дополнительную смысловую информацию, их необходимо разместить в приложениях.

Приложения предназначены для облегчения восприятия содержания работы и могут включать:

    материалы, дополняющие текст; иллюстрации вспомогательного характера;

    характеристики материалов и инструментов, применяемых при выполнении работы;

    анкеты и методики (в том числе инструкции; стимульный материал, бланки ответов, ключи и интерпретационные материалы);

    протоколы испытаний, заполненные испытуемыми ответные листы и бланки и т.д.;

    таблицы вспомогательных данных; промежуточные формулы и расчеты.

Правила представления приложений

    Приложения помещают в конце методической разработки.

    Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок.

    Приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией.

    Номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» после этой надписи точка не ставится.

    Приложения должны иметь общую с остальной частью учебно-методического издания сквозную нумерацию страниц.

    На все приложения в основной части методической разработки должны быть однотипные ссылки.

    В приложениях, представляющих собой стимульный материал, разрешается использование цветной печати и применение различных шрифтов.

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Кинешемский технологический техникум-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: ______________________________________________________

код и название дисциплины

Рассмотрено на заседании ЦМК

___________________________

название комиссии

Председатель ЦМК:

_______ / __________________ /

подпись ФИО

Разработал преподаватель:

__________________________

ФИО

Кинешма 20__ .

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА

РАССМОТРЕНО

На заседании ЦМК ___________________________

Протокол №_____ от «___»_______________20__ г.

Председатель ЦМК ________ / ФИО /

ФИО автора. «Название работы». Методическая разработка открытого урока по дисциплине « »

Аннотация (3-4 предложения)

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Кинешемский технологический техникум-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

Методическая разработка классного часа

Разработал классный

руководитель группы ____

__________________________

ФИО

Кинешма 20__ .

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА

РАССМОТРЕНО

Заместитель директора по ВР

_______ / ________________ /

«____»_______________20__ г.

Аннотация (3-4 предложения)

.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... - г. Кинешма, ФКПОУ "КТТИ" Минтруда России, 20__ .

Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ

Приложение................................................................................................................

Приложение 3

Примеры оформления источников

Иоффе, И.Л. Проектирование процессов и аппаратов химической технологии: учебник для ССУЗов/ И.Л. Иоффе. – Л.: Химия, 1991. – 352 с.

Баранов, Д.А. Процессы и аппараты: учебник для ССУЗов/ Д.А. Баранов, А.М. Кутепов. – 2-е изд., стереотип. – М. A CADEMIA , 2005. – 304 с.

Скобли, А.И. Процессы и аппараты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности: учебник для ВУЗов / А.И. Скобло, И.А. Трегубова, Ю.К. Молоканов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Химия, 1982. – 584 с.

Монтаж технологического оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов: уч. пособие для техникумов/ И.С. Гольденберг, Л.Я. Бызер, В.М. Ашмян и др. – М.: Химия, 1967. – 380 с.

Под редакцией

Расчет и конструирование машин и аппаратов химических производств. Примеры и задачи: уч. пособие для ВТУЗов/ Под общ. ред. М.Ф. Михалёва. – Л.: Машиностроение; Ленинградское отд., 1984. –

302 с.

Многотомное издание

Анурьев, В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3 т./ В.И. Анурьев; под ред. И.Н. Жестковой. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2001.

Отдельный том в многотомном издании

Нефтяное оборудование. В 6 т. Т.4. Оборудование и аппаратура для переработки нефти: каталог-справочник / Ред тома Д.Д. Абакумовский, Ф.П. Смуров. – М.: Гос. научно-техн. изд-во нефтяной и горно-топливной лит-ры, 1959. – 294 с.

Сборник статей

Совершенствование методов гидравлических расчетов водопропускных и очистных сооружений: межвузовский научный сборник/Отв. ред Л.И. Высоцкий. – Саратов: СГТУ, 2002. – 98 с.

Стандарт. Под заголовком

СТБ 5.3.-2003. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации услуг химической чистки и крашения. – Введ. 01.11.03. – Минск: БелГИСС; Госстандарт Беларуси, 2003 – 20 с.

Сборник стандартов

Система стандартов безопасности труда. – М.: Изд-во стандартов, 2002. – 102 с. – (Межгосударственные стандарты). – Содерж.: 16 док.

Правила

Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением: утв. Госгортехнадзором СССР 27.11.87: обязат. для всех м-в, ведомств, предприятий и орг. – М.: Металлургия, 1989. – 154 с. – В надзаг.: Гос. комитет СССР по надзору за безопасным ведением работ в пр-ти и горному надзору (Госгортехнадзор СССР).

Статья из журнала

Макаров, В.М. Новые машины и аппараты. Исследования. Расчеты [Текст]/ В.М. Макаров// Химическое и нефтяное машиностроение. – 1992. - № 12. – С. 2 – 5.

Статья из газеты

Белый, С. Электроэнергетика Беларуси: настоящее и будущее / С. Белый // Рэспуб ліка. – 2005. - № 126. – с.6.

Тезисы докладов и материалы конференций

Современные методы проектирования машин. Расчет, конструирование и технология изготовления: сборник трудов первой Международной конференции, Минск, 11-13 декабря 2002 г. / Под общ. ред. П.А. Витязя. – Минск: Технопринт, 2002. – 123 с.

Любой из нас учится или учился в университете, причем имеет колоссальный багаж знаний, а вот на вопросе, что такое учебно-методическое пособие, «сдувается» каждый второй. Нет, конечно, все мы понимаем, что речь идет об учебнике, справочнике, литературе, которая помогает учиться; но вот что это такое конкретно, знают лишь единицы. Что же, попробуем разобраться вместе.

Что такое учебно-методическое пособие и его особенности

Итак, учебно-методическое пособие — это официальное печатное издание, содержание которого полностью соответствует учебной программе по той или иной специальности в вузе.

Если говорить простым и доступным языком, то это самая обыкновенная методичка , которая из курса в курс передается студентам во временное пользование.

Это небольшой справочник, подсказка или даже конспект, который чаще всего затрагивает лишь одну тему, но зато в подробностях.

По методичкам не только выполняют практические и лабораторные работы в аудитории, но и правильно оформляют отчеты, согласно всем предъявляемым Министерством Образования требованиям.

Так что можно смело сказать, что учебно-методическое пособие – это незаменимый помощник на лекционных и практических занятиях в университете.

Раз уж я так сильно восторгаюсь этим печатным изданием, самое время поговорить о его весомых преимуществах, на фоне остальной литературы, которая в открытом доступе имеется в каждой студенческой библиотеке или читательском зале.

Преимущества учебно-методического пособия

1. Данное издание предлагает краткую тезисную информацию по заданной теме, которая гораздо проще переваривается сознанием и запоминается.

2. Методичка – это своего рода инструкция или шпаргалка, как выполнять задания на практике, и на какие аспекты своей работы обязательно обращать внимание.

3. Методичка помогает с оформлением и презентацией работы, а, как известно, за это также добавляется дополнительный балл к итоговой оценке.

4. Количество страниц методички не превышает 30 – 50, а это означает, что носить такую книжку в рюкзаке или сумке совсем нетяжело.

5. Методичкой при желании и навыках можно воспользоваться на экзамене в качестве реальной подсказки по теме. Когда своих шпаргалок нет, а в голове сквозняк – это идеальное решение, так что лучше методичку не забывать на ответственный экзамен.

Однако данное учебно-методическое пособие имеет свои существенные недостатки, о которых также требуется знать заблаговременно, чтобы не остаться «с носом»:

1. Методички пользуются повышенным спросом у студентов , поэтому выбить в библиотеке на абонемент лишний экземпляр порой просто не предоставляется возможности. Приходится просить у соседа по парте, либо копировать на ксероксе за своей счет, естественно.

2. Методички имеют невидимые «ноги» . Да-да, это то печатное издание, которое может посредине пары исчезнуть в неизвестном направлении и уже не вернуться.

Опять-таки повышенный спрос сказывается, так что лучше всего держать ухо востро, а собственную методичку в поле зрения, иначе проблем со строгим библиотекарем в будущем просто не избежать.

3. Методички имеют субъективное мнение на ту или иную тему , а объясняется это просто – они создаются под редакцией одного из педагогов кафедры.

Личная неприязнь и извечная конкуренция преподавателей, и твой ответ по методичке является не просто ошибочным, а «самым настоящим издевательством» над наукой (по себе помню).

Но в целом, не стоит обращать внимание на такие мелочи, ведь учебно-методическое пособие, как не крути, несет просвещенность в массы, а это для узкомыслящих студентов грандиозное преимущество.

Так что запасайтесь методичками и в бой за новыми знаниями. Главное, чтобы от вашей рассеянности, гвардия не разбежалась.

Потеря методички

Никого не хочу пугать, но предупредить просто обязана, что потеря методички – это не просто неприятность, это трагедия вселенского масштаба для библиотекарей.

Сначала они начинают вздыхать и охать от услышанного признания, потом передают эту информацию из смены в смену, затем придумывают наказание студенту рассеянному и, наконец, запоминают его фамилию и ставят «на карандаш».

Поверьте, в момент, когда вы потеряли учебно-методическое пособие, нажили врагов в лице всего обслуживающего персонала библиотеки, включая уборщицу. Выхода из ситуации два:

1. Отксерить такую же методичку и предоставить в библиотеку;

2. Купить новую книгу в библиотеку по своему принудительному желанию.

После этого конфликт исчерпан, но библиотекарь еще долго будет вас подкалывать при каждом посещении библиотеки и, тем более, взятии книжки на руки.

Откуда берутся методички?

Вопрос, конечно, глуповат, но в данной теме весьма актуален. Итак, кто издает такие инструкции?

Ответ очевиден: открой первую страницу и прочитай имя автора. Как правило, авторами являются преподаватели своей же кафедры, которые и рекомендуют приобретение конкретной методички. Ну, от скромности наши педагоги никогда не умрут, зато методичек настрочили порядком.

Самое смешное, что каждый автор хвалит только собственное творение, а на методички своих условных конкурентов и вовсе не советует обращать внимание. Но, хочешь – не хочешь, а мы все учились по методичкам и продолжаем это делать в современном студенчестве.

Вот тут мы подобрались ко второму главному вопросу, который стоит на повестке дня и особенно волнует многих аспирантов и преподавателей, которые еще не имели дела с написанием таких печатных изданий.

Как правильно написать и составить методичку?

Чтобы не писать ничего лишнего, перейдем сразу к теме, а процесс написания методички также распишем по плану, для большего удобства, так сказать.

1. Необходимо определиться с темой, которой будет посвящено запланированное печатное издание. Начинать можно с легкой информации, ну а в последующих методичках затрагивать уже более глобальные научные вопросы.

2. Изучать информацию по теме желательно не из интернета, который многие считают «помойной ямой». Не стоит рисковать, ведь в сети можно взять за основу недостоверный источник, причем по большой случайности. Обращать внимание лучше на проверенных авторов, реальные книги и фактически первоисточники, которых в библиотеке предостаточно.

3. Чтобы выученная теория не казалась бессмысленной, нужно мысленно перевести ее на свои практические знания, чтобы в итоге иметь четкое представление, о чем в дальнейшем будете писать учебно-методическое пособие.

4. Начинать свою работу желательно с предварительного плана, который может состоять из коротких предложений или емких тезисов. Это очень важно, иначе можно упустить какую-то важную информацию изучаемой темы.

5. Методичка – это шпаргалка, поэтому она должна подробно отвечать на перечень главных вопросов. Именно поэтому желательно заранее продумать их содержание, и ни один не упустить из виду.

6. Методичка по своему содержанию не должна быть сложной, а весь представленный материал должен быть описан емко, но простым и легко читаемым языком, чтобы студент не потерял интерес и не забросил ее уже после скучного прочтения первого абзаца.

7. Вся используемая литература должна быть засвидетельствована после содержания, а ее оформление также соответствует определенным нормам и правилам, которые важно соблюдать.

8. Изучить все правила оформления работы и преступить к дальнейшему написанию своего первого учебно-методического пособия.

9. Готовую работу проверить, воспользовавшись услугами корректора (если вы, конечно, не филолог).

10. Сдать на проверку, а потом в публикацию.

Если вы решили написать свое учебно-методическое пособие, то обязательно должны помнить элементарные правила, которые поднимут рейтинг вашего труда, а не оставят его долгие годы пылиться на полке в библиотеке без надобности.

Правило первое . Очень важно изучить учебную программу, чтобы методичка соответствовала теме, а не оказалась бесполезной либо неактуальной.

Правило второе . Структура должна не только соответствовать одной тематике и не вилять, но и содержать актуальную информацию, последние сведения и новые открытия, познания. В общем, учебно-методическое пособие не должно попадать в категорию «морально-устаревшая литература».

Правило третье . Подобранный для написания материал обязательно должен быть структурированный, доступный, логичный, закономерный и понятный для студентов. Желательно использовать короткие фразы и небольшие абзацы, нумерованные и маркированные списки, тезисы, различные графические выделения, а по необходимости таблицы и графики.

Правило четвертое . Список литературы должен быть ёмким и подробным, а составлен в соответствии требованиям.

Правило пятое . Сложная терминология не приветствуется, а, если без ее участия не обойтись, то желательно объяснить подробно значение того или иного слова, фразы, выражения.

В противном случае ваше учебно-методическое пособие вряд ли окажет содействие в учебе доброй половине студентов.

Вывод : Вам нужна методичка? Выбирайте самую потрепанную – она явно популярная и востребованная в массах! Вы решили написать свое учебно-методическое пособие, тогда излагайте свои мысли просто, доступно, лаконично.

Только тогда такое увлекательное издание студенты обязательно возьмут на заметку.

Теперь ты знаешь о том, что такое учебно-методическое пособие .

Методическое пособие

Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь учителю в его повседневной работе.

Методическое пособие – это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Требования к методическим пособиям

Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз).

Ясность и четкость изложения (популярность).

Ясность структуры.

Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности.

Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания.

Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.

Структура методического пособия включает:

Введение или пояснительная записка – до 15 % текста, где раскрывается история вопроса, анализируется состояние науки по данной проблеме, наличие или отсутствие сходных методик, технологий, обосновывающих необходимость данного пособия. Описываются особенности построения пособия, цель, кому адресовано.

Основная часть – до 75 % текста, в основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.

Например:

Глава 1 - излагается изучаемый теоретический материал;

Глава 2 - описываются основные методики, технологии, используемые или рекомендуемые для успешного решения вопроса;

Глава 3 - перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению;

Глава 4 - контрольные задания для проверки усвоения материала.

В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе образования детей, обладающей своими специфическими чертами.

В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.

В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.

Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе­мого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет свое название. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер (например «Приложение 1»). Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методические рекомендации заканчиваются 16 страницей, приложение начинается с 17).

Методическое пособие должно содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.

На обложке по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.

На титульном листе прописывается заглавие, выше заглавия И.О.Ф. автора. Вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание, с названием вышестоящей организации. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе. Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:

Указывается, чему посвящено данное пособие;

Предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;

возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие).

Технические требования к оформлению методического пособия

Текстовая часть рукописи должна быть обязательно набрана на компьютере (А4: 210Х297), формат А 4. Интервал между строками – 1или 1,5. Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт - Times New Roman, кегль 14. Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27. В тексте не допускаются переносы, выравнивание по ширине. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов - разделов - следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части. Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется с основного текста.

Поля постоянные:

Верхнее поле – 2 см. Нижнее поле – 2,5 см.

Левое поле – 3 см. Правое поле – 1 см.

Цель доклада – обмен опытом работы над учебным изданием, формирование умений работы над учебным изданием, повышение профессиональной компетенции педагогов.

Классификация учебных и методических изданий

Учебные издания:

    Учебник

    содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе;

    официально утвержден;

    предназначен для студентов.

Учебное пособие

    частично или полностью дополняет учебник;

    официально утверждено;

    предназначено для студентов.

Учебно-методическое пособие:

    содержит материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания;

    предназначено для преподавателей.

Практикум:

    сборник практических заданий и упражнений, способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний;

    предназначен для студентов.

Пособие учебное:

    словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, диаграммы, схемы, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы, видеофильмы, звукозаписи, слайды и др.

    предназначено для студентов.

Методические издания:

1.Методическая разработка:

    предназначена для преподавателей.

2. Методическое пособие

Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь преподавателю в его повседневной работе. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально. В методических пособиях систематизируется практический материал собственной работы и работы коллег по профессии.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Требования к методическим пособиям

Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз).

Ясность и четкость изложения (популярность).

Ясность структуры.

Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности.

Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания.

Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.

Составляя методическое пособие, необходимо разобраться в материале.

Последовательность действий следующая:

    Изучить существующую литературу, примеры, практическое применение.

    Написать тестовые примеры использования рассматриваемой технологии.

3.Составить план методического пособия.

4. Разработать полные примеры, которые будут поддерживать изложение.

5. Разработать текст методического пособия.

6. Снабдить пособие необходимыми иллюстрациями.

7. Разработать контрольные вопросы и варианты задач.

8. Сформировать список использованной и рекомендованной литературы.

Разрабатывая пособие, необходимо его писать «как бы для себя, но только что знакомящегося с темой». То есть пишите такое пособие, получив которое в руки до знакомства с темой, вы легко бы поняли и освоили материал. Основной акцент необходимо делать на простоте изложения материала и подкреплении его практическими примерами. Больше пояснений и примеров. Выясните, какие практические проблемы возникают при использовании или освоении технологии и обязательно расскажите, как их решать. В пособии рекомендуется использовать иллюстрации – диаграммы, рисунки с пояснениями, снимки с экрана. Использовать их стоит лишь в том случае, когда они, действительно, упрощают понимание материала. Не стоит добавлять иллюстрации, когда из текста вполне ясен излагаемый материал.

Структура методического пособия

Введение или пояснительная записка – до 15 % текста.

Функция данного раздела состоит в том, чтобы обосновать причины, по которым автор предлагает действовать тем или иным способом, раскрыть логику изложения, аргументировать подход к выходу из проблемной ситуации в педагогическом процессе и пр. По сути, это введение в основную часть, поэтому здесь надо четко сказать о ее ключевых моментах, более подробно изложить аргументацию главных позиций автора. Итак, задача введения– объяснить и обосновать.

Во введении должны быть показаны:

1. актуальность и значимость данной методической разработки;

2. степень разработанности данной проблемы в научно-педагогической и методической литературе;

3. учебно-практическая или научная ценность;

4. объяснение того, какое место занимает данная методическая разработка (предлагаемая цель и задачи) в данном курсе обучения и системе профессиональной подготовки;

5. особое внимание во введение уделяется учебной цели работы, то есть объяснение того какие знания, умения, навыки должны быть приобретены пользователем в результате работы с предлагаемой методической разработкой.

В ведении также может быть в кратком виде представлена логическая структура методической разработки или общий принцип работы с ней.

Основная часть – до 75 % текста, в основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.

Например:

Глава 1 - излагается изучаемый теоретический материал;

Глава 2 - описываются основные методики, технологии, используемые или рекомендуемые для успешного решения вопроса;

Глава 3 - перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению;

Глава 4 - контрольные задания для проверки усвоения материала.

В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе образования, обладающей своими специфическими чертами.

В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.

В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.

Заключение методической разработки представляет собой не просто перечень полученных результатов, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено автором в решение проблемы. Заключение не должно подменять механическим суммированием выводов.

Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе­мого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет свое название. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер (например «Приложение 1»). Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методические рекомендации заканчиваются 16 страницей, приложение начинается с 17).

Методическое пособие должно содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.

На обложке приводится наименование вышестоящей организации и наименование учреждения, для методических указаний - № протокола и дата проведения заседания методического совета на котором они утверждены; заглавие (название) работы; вид учебной литературы (учебное пособие, методические указания, методические разработки, методические рекомендации, инструкции к лабораторным и практическим занятиям, программа и т.п., с указанием, для кого предназначено данное издание – отделение, курс), по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.

Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе.

Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:

Указывается, чему посвящено данное пособие;

Предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;

Возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие).

Данные о рассмотрении рукописи на заседании цикловой комиссии (№ протокола, дата рассмотрения); рецензенты работы (указывается ученая степень, звание, должность, место работы, ФИО).

Содержание или оглавление. Оглавление пишется только тогда, когда в работе есть главы. В остальных случаях пишется содержание. В нем не используются номера и слова типа стр. или с. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Оглавление может быть помещено вначале методической разработки – после титульного листа, или в конце методической разработки – после списка литературы.

Технические требования к оформлению методического издания

    Требования к оформлению текста:

    Формат А 4.

    Ориентация – книжная.

    Поля постоянные: Верхнее поле – 2 см. Нижнее поле – 2,5 см. Левое поле – 3 см. Правое поле – 1,5 см.

    Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, список литературы не нумеруется.

    Шрифт – Times New Roman . Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается

    Высота шрифта – 12 (14) пунктов;

    Красная строка. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27.

    Междустрочный интервал – одинарный.

    Выравнивание текста – по ширине.

    Исключить переносы в словах.

    Необходимо следовать основным правилам компьютерного набора.

    Расстояние между текстом и последующим текстом равно трем интервалом.

    Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

    Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

    Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. Посередине страницы пишут слово «Приложение» и его обозначают заглавной буквой русского алфавита, например «Приложение А».

Порядок и последовательность подготовки издания к публикации

Экспертиза подготовленной к печати рукописи учебного пособия, методических указаний, начинается с рассмотрения на заседании цикловой комиссии. Работа с положительными рецензиями обсуждается на заседании методического совета колледжа, выносится решение и оформляется выписка из протокола заседания. Далее работа с выпиской из протокола заседания представляется в областной методический кабинет.

Памятка

по рецензированию методического материала

Как указывается в словарях понятие «рецензия» -

1) статья, целью которой является критический обзор какого-либо научного или художественного произведения;

2) отзыв на научную работу или какое-либо произведение перед публикацией, защитой.

Освещает содержание рецензируемого документа и дает критическую оценку, как отдельным документам, так и рецензируемому документу в целом.

В рецензии на методический материал важно указать следующие моменты:

1. актуальность работы;

2. научная достоверность содержания;

3. доходность языка и качество стиля;

4. оригинальность преподнесения материала;

5. логичность изложения материала;

6. практическая значимость содержания;

7. широта использования данных материалов;

8. соответствие формы изложения и содержания той категории читателей, к которой данное пособие адресовано

9. возможность широкого распространения.

В конце рецензии необходимо указать дату, фамилию, имя отчество, должность и роспись рецензента.

Для начала необходимо разобраться, что именно вы хотите написать. Я имею ввиду будет ли это методическое пособие по предмету или учебное пособие, а может быть учебно-методическое. Вроде бы слова практически одинаковые, но за ними стоят разные понятия. Разобраться не сложно. Сегодня мы предоставим вам нехитрое руководство: как написать пособие. А для начала узнаем подробнее о его видах.

Методическим пособием называют документ с подробным изложением оптимальной последовательности в изучении определенного учебного или научного материала. Методическое пособие основано на достоверных научных трудах по предмету, а также на практике и полученном опыте. Методическое пособие можно назвать изложением авторского мнения об эффективных способах реализации поставленных заданий.

Учебно-методические пособия содержат в своей структуре материал, который отличается от традиционных учебников и трудов ученых. Основной задачей такого пособия является предоставление информации об алгоритме выполнения заданий по данной дисциплине, представление о задачах, которые эта дисциплина изучает.

Учебное пособие представляет собой частичное и полное дополнение к учебнику. Оно может быть посвящено не всей дисциплине, а лишь некоторым темам. Отличием от учебника является наличие не только официально утвержденных апробированных знаний и положений, но и различных спорных мнений. Это издание обычно рекомендуется в помощь студентам для более качественного усвоения темы.

Как написать методическое пособие?

Как написать учебно - методическое пособие?

  1. Изучите материалы по теме пособия.
  2. Подбирайте качественные солидные источники.
  3. Свяжите излагаемую теорию с собственной практикой.
  4. Составьте план, продумайте тезисы и короткие замечания.
  5. Продумайте контрольные вопросы по поднятой вами теме.
  6. Текст следует дополнить иллюстрациями, диаграммами и фото.
  7. Приведите примеры, как грамотно использовать изложенную методику.
  8. Излагайте материал простым и понятным языком.
  9. Список использованной литературы указывайте в конце. Рекомендуйте к дополнительному прочтению еще литературу.
  1. Внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой проходит обучение.
  2. Следите за тем, чтобы структура вашего будущего пособия соответствовала программе и раскрывала содержащиеся в ней темы.
  3. Собранный теоретический материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для студентов.
  4. Так как читать пособие будут не профессора, а студенты старайтесь не писать сложными, длинными фразами и большими параграфами. Если употребляете термины, обязательно делайте сноски, или расшифровку.
  5. Включите в пособие различные схемы, графики, рисунки, таблицы.
  6. К каждой теме продумайте практические задания, вопросы для самоконтроля, темы для рефератов.
  7. Список литературы составьте полный, дополните его учебниками и оригинальными трудами ученых.
  1. Изучите программу и темы. Ваше пособие должно строго соответствовать им.
  2. Выбрав тему, просмотрите какие цели у курса подготовки конкретного специалиста.
  3. Четко структурируйте учебное пособие.
  4. Пишите для простых людей в помощь, а не для запутывания.
  5. Все иностранные понятия и термины растолковывайте.
  6. Кроме вопросов для самопроверки, тем рефератов, каждую главу заканчивайте выводами.
  7. Каждое учебное пособие оформляйте в соответствии с требованиями, обращайте внимание на сноски, схемы и т.д.
  8. Внимательно составляйте список литературы, в котором указывайте полные данные об авторах, названии, дате выхода и издательстве.