Фейсбук проблемы образования и науки. Проблемы современного образования. Мировые проблемы образования

В последнее время приобретают популярность всевозможные рейтинги сайтов, предоставляющих информацию об актуальных для ученых возможностях. А, вместе с тем, молодежь, вовлеченная в науку, нередко бывает настолько загруженной, что времени для полноценного серфинга в поисках гранта или конференции у нее совсем не хватает. А вот от просмотра ленты в социальных сетях отказаться трудно…

Все чаще мы наблюдаем, что львиную долю информации о стажировках, летних школах и вакансиях, ровно как и новостей в образовании и науке, человек получает, не выходя из Facebook. Вы можете обвинить этих людей в чрезмерной ленности, но факт остается фактом: большинство платформ научной коммуникации стараются иметь свои представительские группы в социальных сетях.

Сегодня попытаемся собрать воедино группы и публичные страниы в Facebook, актуальные для молодых ученых.

Коллекторы возможностей:

У этой публичной страницы почти 16,5 тыс подписчиков. Расчитана она не только на ученых, верней не столько на ученых, сколько на студентов, тех, кто ищет возможности получить бесплатное образование, либо на молодых специалистов, нарабатывающих резюме. Тем не менее, здесь можно найти предложения и для постдоков, и для аспирантов, а еще множество летних школ.

На странице много юмора о современной системе образования, проблемах трудоустройства, этнических стереотипах и прочее. Стараются администраторы порадовать своих подписчиков и всякими жизненными полезностями – так называемыми лайфхаками.

Эта страница, по сути, является представительством украинской краудфандинговой платформы https://biggggidea.com . Количество ее подписчиков также уже зашкаливает за 16 тыс. Здесь вы можете найти актуальную информацию о языковых курсах, тренингах, фасилитациях, лекториях, конкурсах и пр.

Таргетинговая аудитория сайта и группы гораздо шире, нежели просто ученые. Эта платформа расчитана на молодых, активных и интеллектуальных людей, занимающихся самообразованием. Но и полезные научные и научно-популярные мероприятия здесь освещаются. Используйте и выбирайте.

Это, пожалуй, самая масштабная и самая известная на сегодня программа академической мобильности. И публичная страница в Facebook у Erasmus Plus+ также достаточно многочисленная (свыше 15 тыс. подписчиков).

Здесь можно найти новости программы, советы аппликантам, истории успеха и описания жизни стипендиатов в Европе.

В числе подписчиков этого сообщества – более 6 тыс. чел. Как следует из названия, публичная страница расчитана, снова таки, на активную урбанизированную молодежь (условно называемую «хипстерами»), однако, здесь можно найти и предложения с интересными курсами или конкурсами для ученых не в возрасте и не «при больших погонах». Приятная особенность платформы – здесь часто находят партнеров для реализаии проектов социальной направленности.

Как вы уже догадались, сообщество посвящено кратковременным научным и околонаучным мероприятиям. Также в группе много занятных мотивирующих картинок. Почи пятитысячник!

Сообщество насчитывает почти 4 тыс. чел. Спектр мероприятий, охватываемых группой, достаточно широк – от тусовок молодых лидеров до стажировки в Верховной Раде, от конкурса журналистов и блоггеров до летней школы по гендерным студиям. Не все будет интересно ученым, и не все, освещаемое в группе, является наукой, но подыскать здесь можно многое.

Да, да, у нашего сайта тоже есть своя публичная страница, которая динамично развивается. Недавно она достигла отметки в 2000 подписчиков. Здесь собирается информация, ориентированная преимущественно на научное сообщество (гранты, вакансии, конферении) а также статьи проблемного характера об образовании и науке, их перспективах и негативных тенденциях в развитии. Мы также дублируем наш дайджест на этой странице. Присоединяйтесь!

Представительство одноименного сайта в Facebook. И сайт, и страница достаточно молоды, но подают весьма неплохие надежды. Количество подписчиков приближается к первому числу с тремя нолями. Следует отметить, что команда сайта хорошо мониторит зарубежные «коллекторы» возможностей и качественно переводит информацию из зарубежных ресурсов.

Страница является репрезентантом сайта https://confoznauko.wordpress.com/ . Достаточно амбициозный львовский проект. Среди его подписчиков на Facebook уже более 500 чел. Проект расчитан на гуманитариев. Его контент, освещающий гранты, конкурсы, конференции и научный лекторий, отличается оригинальностью. В своей научной жизни использую и коллегам советую.

Проект был создан студенткой-энтузиасткой Ириной Самченко, которая сама полмира объездила по различным международным образовательным инициативам. Ира попросту захотела делиться накопленным опытом и за это ей спасибо. Здесь только те возможности, куда реально попасть, даже новичку, даже без идеального английского. К сожалению, в последнее время активность на странице невысока (сказывается занятость Ирины, ведь беззаботное студенчество уже позади). Но о своем детище она не забывает напрочь, иногда радуя весьма полезным контентом, который в других местах днем с огнем не сыщещь.

Дискуссионные клубы:

Группа представляет одноименный проект Юрия Халавки в социальных сетях, однако в последнее время жизнь группы куда более разнообразна и полна, чем жизнь сайта. Бесспорный лидер «дискуссионных клубов» как по количеству участников (почти 5000 человек), так и по интенсивности полилога. Практически ни одна проблемная статья, ни один законопроект и ни одна реформа в отрасли образования и науки не остаются вне внимания участников сообщества. Хотя накал дискуссии бывает довольно высок.

Количество участников группы – чуть более 650 чел. В сообществе идет живое обсуждение не только вопросов реформирования высшей школы, но и среднего образования. К нему присоединилось много обеспокоенных качеством знаний родителей школьников. Не смотря на это, группа не теряет актуальности для научного окружения (как известно, решение проблемы, необходимо искать в ее корне). Среди участников – много преподавателей вузов.
ВНО и миссия университетов, финансирование образования и профессиональный выбор ребенка – вот далеко не полный перечень вопросов, обсуждаемых здесь.

Группа стартовала буквально несколько недель назад и на сегодня может похвастать довольно репрезентативным составом в 302 участника (среди них хватает людей с именем в научном сообществе, перед многими из которых я готова склонить виртуальную голову). Ее цель – объединение украинских ученых вне зависимости от существующих между ними в силу жизненных обстоятельств границ.

У группы довольно жесткие правила: «Щоб стати членом, вам треба засвідчити, що ви є науковець, афілійований з науково-дослідним або навчальним закладом» (каким образом осуществляется экспертиза подлинности свидетельств в горизонтальном мире соиальных сетей для меня остается загадкой).

Не менее требовательны основатели и к качеству публикуемого материала – исключительно стратегия развития украинской науки и образования. За неподчинение этике группы грозит исключение из ее лав. Очевидно, в силу этого, число публикующихся невелико. Лично я не рискнула…

https://www.сайт/2018-02-28/vladimir_putin_idet_na_vybory_s_nevypolnennymi_obechaniyami_pedagogam_i_uchenym

«Стране не нужны образованные люди - ими трудно управлять»

«Катастрофические трансформации»: к чему пришли российские наука и образование

Пресс-служба Кремля

Завтра, 1 марта, Владимир Путин зачитает очередное, предвыборное Послание Федеральному собранию. В начале февраля, находясь в гостях у новосибирских ученых, президент пообещал, что особое внимание в Послании уделит науке. «Укрепление научного потенциала для будущего страны — вопрос принципиально важный. В мире происходят кардинальные технологические изменения, по своему масштабу они сопоставимы с эпохой технологических революций и эпохой открытий и научных революций, которые радикально меняли уклад жизни людей на нашей планете. Очевидно, что сейчас лидером станет тот, кто будет обладать собственными технологиями и знаниями, компетенциями. Они становятся важнейшим ресурсом развития, обеспечивают суверенитет страны — без всякого преувеличения», — заявил Путин в Новосибирске. А позавчера стало известно, что вслед за Посланием последуют и реализующие его конкретные президентские указы.

Между тем еще не исполнены знаменитые «майские указы» шестилетней давности. Поручение главы государства о повышении зарплат ученым и работникам образования выполняется : ради отчетности штаты научных организаций сокращают, сотрудников переводят на неполные ставки, причем при сохранении реальной занятости и под угрозой «репрессий». По словам зампреда Внешэкономбанка Андрея Клепача, «в реальном выражении финансирование науки не выросло, а упало за последние четыре года, и мы проигрываем конкуренцию всем».

Данные исследования Высшей школы экономики: по состоянию на 2016 год в науке заняты 720 тысяч россиян, непосредственно исследованиями и разработками занимаются чуть больше половины — 370 тысяч. Это абсолютный минимум с 1995 года. Среднестатистический портрет российского ученого: 47 лет, без ученой степени. Из чего делаем вывод, что молодежь в науку не стремится.
В последние месяцы академики и членкоры РАН дважды обращались к президенту с открытыми письмами: «Ситуация требует принятия незамедлительных мер…» В последний раз — неделю назад. В обоих случаях ответа от Владимира Путина и его администрации не поступило. Зато в Новосибирске во время президентского визита 52-летнего доктора физико-математических наук, который вышел на одиночный протестный пикет. Суд оштрафовал ученого «за неповиновение полиции».

Накануне завтрашнего выступления президента о реальном положении дел в высшем образовании и науке мы беседуем с профессором Саратовского государственного университета Верой Афанасьевой. Вера Владимировна — автор еще одного открытого письма , в прошлом году прогремевшего на всю Россию и также оставшегося без ответа.

Сайт Саратовского национального исследовательского государственного университета

«Все держится на старых кадрах, а их все меньше и меньше»

— Вера Владимировна, в одной из своих предвыборных статей 2012 года Владимир Путин писал : «Российская экономика может не только покупать — она может порождать инновации. Высокий уровень образования населения, огромное наследие фундаментальной науки, наличие инженерных школ, сохранившаяся во многих отраслях база опытного производства — мы обязаны задействовать все эти факторы». По вашему мнению, сегодня, спустя шесть лет после написания статьи, эти факторы все еще сильны? Мы еще можем на них полагаться?

— Скажу честно и с позиции ученого. Думаю, что многие из этих факторов отсутствовали уже на момент написания той статьи. Отечественное образование почти четверть века методично разрушается и сейчас находится в катастрофическом состоянии. С каждым годом оно нищает, у него слабая материальная база, в его основе — структура, бездумно списанная у Запада и не приспособленная к российским реалиям. Оно задавлено бюрократическими требованиями, завалено кучей никому не нужных бумаг. Все это крайне отрицательно сказывается на уровне нашего образования, так что назвать его высоким сегодня никак нельзя.

Что касается наследия советской фундаментальной науки, то оно давно интеллектуально постарело. Фундаментальная наука всегда затратна, и если ее финансирование меньше расходов на военное присутствие в Сирии, то ждать от нее отдачи не приходится. А реформа РАН сделала фундаментальную науку еще и зависимой от чиновничьей некомпетентности и волюнтаризма.

Если говорить о прикладной науке, то большинство отраслевых НИИ приказало долго жить еще в девяностые, остатки влачат нищенское существование. Деньги, которые могли бы их оживить, бросаются на «потемкинские деревни», имитации вроде «Сколково», которые уже продемонстрировали свою несостоятельность и даже оскандалились.

На ладан дышит и российская инженерия. За последнюю четверть века из нее выпали молодое и среднее поколения специалистов, все держится на старых кадрах, а их остается все меньше и меньше. Так что, на мой взгляд, это высказывание уже тогда было чисто популистским, а сегодня дела обстоят много хуже.

— Еще одна цитата из той же статьи президента: «Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов — и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей. Мы должны иметь к 2020 году несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий… Российские исследовательские университеты должны получить ресурсы на научные разработки в размере 50% от своего финансирования по разделу „Образование“ — как их международные конкуренты». Как, по вашим сведениям, выполняются задачи, поставленные президентом в области высшего образования, и каковы результаты?

— Пока у нас в стране почти нет вузов мирового уровня, даже МГУ в различных университетских рейтингах оказывается лишь во второй сотне. В большинстве из них сложилась крайне тяжелая ситуация. Знаю не понаслышке, поскольку полтора десятка лет работаю профессором Саратовского государственного национально-исследовательского университета. В прошлом году в своем открытом письме министру образования Ольге Васильевой «Пять признаков тяжелой болезни» я сформулировала основные проблемы российской высшей школы: это нищета преподавателей и их полное бесправие, огромные «ножницы» между доходами рядовых сотрудников и вузовских администраций, крайняя формализация всей университетской деятельности, плохая подготовка абитуриентов и низкий итоговый уровень выпускников.

Пресс-служба президента РФ

Российская высшая школа давно превратилась в огромную контору, заваленную грудами никому не нужных бумаг. На их написание преподаватели тратят время и силы, которые должны посвящать учебному процессу, науке, собственному развитию. Но погоня за рейтингами, от которых зависят зарплаты и должности, заставляют сотрудников вузов имитировать научную и методическую деятельность, повсюду царят ложь и фальсификации. А произвол администраций, фактическое отсутствие их выборности приводят к постоянному и повсеместному страху перед увольнениями, заставляют людей молчать, убивают университетскую солидарность. Преподаватели становятся безропотными пролетариями умственного труда. А главное — университеты давно утратили свой исконный дух, перестали быть тем сакральным местом, где интеллектуальные, культурные, этические образцы передаются молодому поколению. Так, малоэффективные предприятия сферы услуг по выдаче дипломов.

В научно-исследовательских университетах ситуация мало чем отличается: государственное финансирование идет в первую очередь на показуху и на огромные зарплаты администраций. Что касается международной конкурентоспособности наших вузов, то пока они популярны, да и то относительно, лишь в странах Азии и Африки. Чтобы наши университеты стали престижными во всем мире, выдаваемые ими дипломы должны котироваться за рубежом. Этого пока нет, и одними президентскими указами этого не достигнуть.

— Дальше читаем статью Владимира Путина. «Для Российской академии наук, ведущих исследовательских университетов и государственных научных центров должны быть утверждены десятилетние программы фундаментальных и поисковых исследований. Будет в несколько раз — до 25 миллиардов рублей в 2018 году — увеличено финансирование государственных научных фондов, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов. Размеры грантов должны быть сопоставимыми с тем, что предоставляют своим ученым на Западе». Удалось ли исполнить задуманное в сфере фундаментальных исследований?

— Во-первых, совершенно непонятно, как это произойдет, откуда на это возьмутся деньги при стагнации экономики? Во-вторых, научные исследования требуют не только денежных вливаний, но и самого главного — специалистов, профессионалов. При нынешней вузовской подготовке их становится все меньше и меньше, а лучшие из них уезжают за рубеж. Так что сильных научных школ в стране остается совсем немного. И в-третьих: без исследовательских программ, конечно, не обойтись, но нельзя забывать, что фундаментальная наука — дело медленное, тут никогда нельзя рассчитывать на быстрые результаты. Познанием истины трудно управлять. Помните фильм «Укрощение огня»? Там герой в исполнении Кирилла Лаврова говорит: «Поймите, идет познавательный процесс! Его не ускоришь ничем!» Такие процессы директивам сверху не подчиняются.

— В 2012 году Владимир Путин ставил четкие задачи по выведению российской науки и всей инновационной инфраструктуры на глобальную арену: «Для нас важно, чтобы лидеры мирового технологического рынка… создавали в России новые технологии и новые продукты. Но они придут сюда только в том случае, если увидят конкурентоспособные на мировом уровне технические университеты и научные центры». О каких результатах в этом плане можно говорить сегодня?

— Я преподаю философию на своем родном физфаке и вижу, что на лабораторных практикумах стоят те же самые электронные генераторы выпуска шестидесятых годов, которыми пользовались студенты восьмидесятых. Я иногда бываю в огромном электронном институте, в котором работала в девяностые, — там полная разруха и запустение. Недавно была на конгрессе в Москве, в здании, где помещаются несколько академических институтов, в том числе Институт экономики РАН, увидела плачевное зрелище. Это и есть «научные центры мирового уровня»? Где и как должны создаваться новые технологии и продукты? В лучшем случае, это утопия, в худшем — нас сознательно вводят в заблуждение.

«Сегодняшние трансформации образования ведут к потере суверенитета России»

— В еще одной программной предвыборной статье Путин указывал на то, что высшее образование имеют почти 60% российской молодежи, людей 25-35 лет, а следующее поколение, говорил он, будет охвачено высшим образованием на 80%. «Экономика должна стать такой, чтобы граждане с высоким уровнем образования, с высоким уровнем запросов могли бы найти себе достойное место, — декларировал Путин. — Создание 25 миллионов новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования — это не красивая фраза. Это насущная необходимость, минимальный уровень достаточности». 25 миллионов рабочих мест для обладателей высшего образования — уже реальность?

— Про экономику я уже сказала. Что касается большого количества образованных людей в ближайшем будущем, то в России наблюдается совсем иная стратегия — «кастового» образования. Это значит, что фундаментальное, «человеческое» образование в силу своей дороговизны сохранится только для избранных — богатых или очень способных. Для большинства будет доступным лишь дешевое компьютерное обучение. Число вузов в России при этом может сократиться до 200-250.

Напомню, что в одной из своих открытых лекций директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков примерно так описал модель «кастового образования»: одна группа людей — это те, кто управляют; вторая — так называемые «люди одной кнопки», которые должны обладать не умениями и навыками руководства и творчества, а всего лишь способностью пользоваться готовыми разработками. Вице-премьер федерального правительства Ольга Голодец вторит Пескову: высшее образование не нужно двум третям населения. Так что 25-ти миллионов граждан с хорошим образованием в обозримом будущем явно не будет, а уж 25-ти миллионов высокотехнологичных рабочих мест для них — и подавно. Стране не нужны образованные люди — ими трудно управлять, а обслуживать газопроводы и работать в сфере услуг можно и без высшего образования.

Sergey Kovalev/Global Look Press

— В качестве кандидатов в передовые отрасли, которые, по-видимому, должны принять высокообразованную рабочую силу, Владимир Путин называл шесть лет назад фармацевтику, химию, композитные и неметаллические материалы, авиационную промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии, а также атомную промышленность и космос. А вообще, по планам президента, до конца этого десятилетия доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна увеличиться в полтора раза. У вас есть ощущение роста?

— Мне трудно судить о фармацевтике и химической промышленности. Зато космическая промышленность постоянно демонстрирует нам свои неудачи, порой совершенно нелепые. Ракеты то не взлетают, то падают, спутники теряются, а недавно при запуске космодром Восточный перепутали с Байконуром. А тот факт, что в стране, запустившей первый искусственный спутник Земли, сегодня производится менее 2% мировых спутниковых телекоммуникационных технологий? Состояние авиационной промышленности отражается закрытыми по всей стране заводами. В Саратове, например, огромное предприятие, производившее «Яки», буквально сравняли с землей. О какой передовой отрасли тогда может идти речь?

К тому же в нашей промышленности явно наблюдается территориальный дисбаланс: то, что происходит в Центральной России, в поясе вокруг Москвы, заметно отличается от ситуации во многих регионах — в Сибири, на Дальнем Востоке. Есть и откровенно стагнирующие в промышленном отношении регионы, та же Саратовская область, и она не единственная. Даже с имеющимся у нас традиционно хорошим математическим образованием и прекрасными программистами совершенствование промышленных технологий и создание новых требует огромных капиталовложений — в создание передовых предприятий, в обучение хороших инженеров, высококвалифицированных рабочих. А с нынешним качеством технического образования они не появятся в необходимом количестве и в ближайшее время, должны пройти годы. Вместе с тем, например, в дальневосточные производства начали вкладываться лишь сравнительно недавно, последние пять лет. Это касается и нанотехнологий: в России множество талантливых специалистов в этой области и интересных лабораторных разработок, но им очень далеко до промышленного производства. Так что о глобальной конкурентоспособности в этих отраслях, о заявленном увеличении доли высокотехнологичных производств к 2020 году говорить точно не приходится. Это прожект, а не проект.

Есть и еще одно соображение, на уровне здравого смысла. Любые производства становятся конкурентоспособными в мировом масштабе, если сначала «научаются» конкурировать внутри страны. Но российские высокотехнологичные производства зачастую являются монополистами на внутреннем рынке, им не с кем и незачем соревноваться. Так что сначала нужно создать условия для полноценной конкуренции внутри страны, а потом говорить о глобальной конкурентоспособности.

Конкурентоспособными и высокотехнологичными в России на сегодня представляются только некоторые производства оборонного комплекса. Это, например, ракетостроение, системы ПВО, авиационная техника, сухопутные системы, автоматическое и стрелковое оружие. Но и их конкурентоспособность ограничивается политическими причинами: санкции могут заметно сузить рынок их сбыта.

— По идее, высшее образование само по себе может быть передовой отраслью с высокопроизводительными и хорошо оплачиваемыми рабочими местами. В другой своей предвыборной статье, о социальной политике, Путин писал : «В течение 2013-2018 годов средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена в 2 раза (от уровня средней по региону) и доведена до 200% от средней по экономике. Повышенная зарплата должна сразу устанавливаться тем, кто имеет научные результаты и пользуется уважением студентов и выпускников. Выделяя достойных, конкурентоспособных преподавателей, мы обеспечим необходимое обновление кадров высшей школы». Довольны ли вузовские преподаватели своими зарплатами? Удалось ли привлечь в высшую школу «свежую кровь»?

— Двукратное превышение зарплаты преподавателей вузов относительно средней по стране гарантировалось так называемыми «майскими указами» президента. Об их выполнении Министерство образования и науки отчиталось в конце прошлого года. Была названа средняя зарплата преподавателя — около 60 тысяч рублей. Иначе как ложью это не назовешь. В целом по стране зарплаты педагогов остаются мизерными. В Facebook существует группа «Проблемы образования и науки», где регулярно проводятся мониторинги зарплат преподавателей. Профессор в среднем получает около 30 тысяч рублей, доцент — 15-17 тысяч рублей, ассистент — 12 тысяч рублей. Названные же Министерством образования суммы — это «средняя температура по больнице». Фокус совсем не хитрый: миллионные доходы вузовских администраций складываются с крохотными зарплатами преподавателей и делятся на количество работников. Ну, и приписки в России еще никто не отменял. Никакого притока «свежей крови» в этих условиях не происходит. Образование с каждым годом стареет.

В целом сегодняшние трансформации образования можно расценивать как катастрофические. Они исключают реиндустриализацию страны, возрождение науки, строительство гражданского общества. И в результате ведут к потере суверенитета России в сфере образования, то есть и к разрушению национальной безопасности вообще.

Материал подготовлен при участии Александр Задорожного.

Стремительность технического прогресса, исчезновение старых профессий и возникновение новых, появление широких возможностей для бизнеса и реализации себя - всё это сегодняшний мир. И ни у кого не возникает сомнений: чтобы найти в нём достойное место, нужно иметь хорошее воспитание и образование .

Родители заняты карьерой и собственными делами и не могут уделить ребенку достаточно внимания, а значит, большая часть работы по обучению и воспитанию детей ложится на школу. Но почему с каждым годом падает уровень образования, а учителя массово увольняются и находят себя в других сферах? Что происходит и куда движется наша система образования?

Проблемы современного образования

Проблемы системы образования очевидны. И тут показательна история учителя географии Юрия Константиновича Монастырева, который уволился из любимой им ялтинской средней школы № 12 после 35 лет работы. Он не устраивал скандалов, не собирал митингов - просто ушел, устав от школьной бюрократии и бесправия. До пенсии ему оставалось всего полтора года.

Позже он всё же не выдержал, и поведал о причинах ухода. Свой рассказ Монастырев философски назвал «Размышления учителя у школьной доски». Ниже мы приведем выдержки из рассказа этого уважаемого учителя, которого бывшие ученики помнят как вдохновляющего и мудрого педагога.

«Проработав 35 лет, я впервые столкнулся с ситуацией, что ни по одному школьному предмету не существует закрепленной государственной программы. Следовательно, требований к объему знаний учеников просто нет».

© DepositPhotos

По словам Юрия Константиновича, для составления учебных программ существуют методисты, которые делать этого не успевают. Поэтому учебные программы составляют сами учителя, а методисты, заваленные бумажной работой, это проверяют.

«Думаете, их интересует содержание программы? Нисколько. Они обращают внимание на шрифты, междустрочные интервалы, оформление обложки…»

© DepositPhotos

Учитель по своему усмотрению может вставлять в рабочую программу те или другие темы, и этого никто не заметит, ведь подобного контроля на государственном уровне просто не существует.

«Например, я учитель литературы и недолюбливаю Льва Толстого. Следовательно, я могу его творчество в рабочую программу не включать, и ученики этого изучать не будут. Никто не заметит отсутствие Льва Толстого, ведь главное для методистов - оформление».

© DepositPhotos

Обратил Юрий Константинович внимание и на школьные учебники, которые радуют разнообразием, но не позволяют разобраться в теме даже самому учителю, не то что ребенку.

«Учебники, по которым занимаются крымские школьники, - проявление абсолютной некомпетентности. Отсутствует главный принцип обучения: от простого к сложному. Всё свалено в одну кучу. Разве школьник разберется в этом хаосе? Когда я сам открываю такую книжку - я забываю всё, что когда-либо знал».

© DepositPhotos

Юрий Константинович возмутился, что вместо единого учебника на каждый курс, существуют десятки и даже сотни низкопробных книжек, которые написаны с одной целью: получить госзаказ и «снять» чистую прибыль.

«Родители от много откажутся, но ребенку учебник купят за любые деньги. Как итог - прибыльный бизнес на интеллектуальном развитии страны», - сокрушается Юрий Константинович.

Не забыл бывший учитель географии сказать и о загруженности педагогов, о мизерных заработных платах, а также о растущем штате гороно, который занимается непонятно чем, но исправно получает бюджетное финансирование:

«Задача чиновников - загрузить учителя ненужной бумажной работой: учебные программы, планы уроков, отчеты… Тем самым забить его, унизить, отбить желание сопротивляться и даже думать».

© DepositPhotos

«Что касается оплаты, то это просто плевок в лицо. Бюрократическая система позволяет администрациям школ на свое усмотрение премировать угодных и наказывать ненавидимых. И это при том, что зарплаты учителей в регионах попросту ничтожны».

Юрий Константинович упомянул и о повальном увлечении детей Интернетом. По его наблюдениям, сегодня школьники курят в 5 раз реже, чем это было лет 15 назад, зато на каждой перемене их от смартфонов не оторвать.

«Несмотря на бестолковую образовательную систему, мы умудряемся настолько загрузить детей учебой, что они света белого не видят. Сегодня норма, когда пятиклассник имеет 7 уроков в день, после которых ходит в музыкальную или художественную школу, к репетиторам или в спортивную секцию. По сути, мы забираем у детей детство», - негодует бывший учитель.

© DepositPhotos

Вот такой крик души от Юрия Константиновича Монастырева, опытного педагога, который отдал большую часть жизни обучению и воспитанию детей. Увольнение учителя и его последующие откровения вызвали немалый резонанс. Но как это часто бывает: поговорили и забыли.

Образовательная система год за годом теряет опытных и мудрых педагогов, преданных своему делу. Да, на их место приходят молодые специалисты с горящими от энтузиазма глазами и желанием что-то изменить, но, столкнувшись с бюрократической системой, они уходят в другие сферы - туда, где есть будущее, где можно прогрессировать, где можно .

Ведь сама по себе ситуация не исправится и завтра будет только хуже. А что ты думаешь об этом? Поделись мыслями в комментариях.

Это настоящая творческая лаборатория! Команда истинных единомышленников, каждый из которых специалист в своем деле, объединенных общей целью: помогать людям. Мы создаем материалы, которыми действительно стоит делиться, а источником неиссякаемого вдохновения служат для нас любимые читатели!

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

Проблемы образования и науки в России и стратегия на ХХI век

ВИКТОР САДОВНИЧИЙ
академик Российской академии наук,
ректор Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова

Социально-экономический прогресс немыслим без подъема образования, науки и культуры
Неверный курс реформирования образования привел к его кризису и деградации
Стратегия на ХХI в. - приоритетное развитие образования, науки, культуры, нравственности как основ высоких качеств человека

При обсуждении стратегических направлений социально-экономического и научно-технического развития России, а также выработке предложений по прогнозу и программам долгосрочного развития страны на ХХI в. возникает явная неопределенность. Прогноз на век вперед был бы крайне сомнителен.

Более разумно ограничить прогнозы и прожекты ближайшими и жесткими временными рамками. Речь идет о 10-20 годах. Мы можем с более высокой степенью достоверности перечислить те основные мировые проблемы образования, которые, несомненно, век ХХI унаследует от века ХХ. С меньшей степенью уверенности, но в принципе возможно прогнозировать и развитие ситуации с образованием в России на старте нового века. Еще более определенно мы можем сказать о разрешимости или неразрешимости в указанные сроки уже известных проблем, которые жизнью, состоянием знаний и практики поставлены в сфере фундаментальной науки.

Мировые проблемы образования

Если суммировать суждения, высказываемые мировым сообществом о судьбах образования и университетов на рубеже веков, то можно выделить два основных тезиса.

n Первый тезис состоит в том, что сегодня успех в решении наиболее общих мировых проблем - экологии, экономического роста, демографии и т.д. - в значительной степени локализован местными и региональными особенностями. Международные структуры, занимающиеся подобными вопросами, могут дать и дают конкретным странам весьма полезные, но не более чем самые общие рекомендации по их разрешению.

Представляется, что самое ценное в таких советах - то, чего не следует делать, чего нужно опасаться, чего желательно избегать, опираясь на накопленный человечеством опыт. А вот что, как и каким образом делать, т.е. выбор пути развития, необходимо определять исходя из места действия. "Одно Евангелие дано человеческому роду, но всякий народ понимает оное, прилагает свои действия к оному по-своему, пока все люди не составили своего стада. Так, всякий народ имеет свою физиономию, свою философию, нравственность, поэзию и религию, или лучше, взгляд на религию". Это слова М.П. Погодина - одного из основоположников отечественной исторической науки, профессора Московского университета. Именно под этим углом зрения я смотрю на развитие образования в мире в целом, в России в частности.

n Второй тезис заключается в поиске положительного ответа на вопрос, как, интегрируясь в мировое сообщество, в то же время оставаться самим собой, cохраняя свои национальные особенности.

Для России вопрос о модели высшего образования крайне важный и острый. Именно здесь наиболее заметны расхождения между федеральными органами управления, образования и университетской корпорацией. Это всем давно известно. Существует идея сформировать систему образования в России по неким западным образцам, копируя в основном американскую систему. Однако, по моему мнению, механическая подгонка отечественной школы и науки под какие-либо зарубежные системы - одна из тех негативных тенденций, которые в случае сохранения принесут нашему национальному образованию гораздо больше неприятностей, чем уже принесли. Конкретных примеров тому немало.

Как добиться эффективного равновесия между традициями и нововведениями? Каким образом действовать, чтобы, продолжая развиваться в рамках европейского и глобального образовательного процесса, не только сохранить высокое место российского образования, но и приумножить его вклад в достижение общих целей? Что и как делать, чтобы, преображая и динамизируя наше образование, не растерять его национальных корней, традиций, ценностей, лежащих в фундаменте российской культуры?

Вопросы отнюдь не риторические, они жизненные. И, кстати, остро встали не только перед Россией. Они активно обсуждаются по крайней мере 25-30 лет с возрастающим накалом по мере приближения рубежа нового века. Эти дискуссии позволили в целом многое прояснить, хотя отнюдь не все удается достаточно точно просчитать в силу большого количества влияющих параметров и ограничительных условий. В главном же все едины. Проблемы образования, которые стоят перед каждой из стран мира, одни и те же. С небольшими вариациями они присущи национальным системам образования всех государств. Разница в масштабах, остроте, а также целеустремленности в поисках положительных решений.

n Не секрет, что система образования даже в самых богатых странах испытывает значительные финансовые трудности, законодательное стеснение. В связи с этим вновь и вновь обращаются к проблеме "Образование и государство ". Я напомню два принципиально важных вывода, сделанных на конференции лауреатов Нобелевской премии "На пороге ХХI в.", которая состоялась в 1997 г. в Париже.

Первое. Необходимо преодолеть существующую во многих странах разобщенность между политическими кругами и научным сообществом. Для этого каждая из сторон должна признать ту роль, которую играет в обществе другая.

Второе. Образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств и способствовать развитию всех видов творческой деятельности. К сожалению, этими абсолютно верными заключениями, сделанными людьми, представляющими мировую интеллектуальную элиту, лидеры многих стран не всегда руководствуются. Россия в их числе.

n Учебные заведения и научные учреждения во всех странах ощущают растущую вокруг себя напряженность и в связи с этим вновь и вновь обращаются к проблеме "Образование и общество ". Суть ее в том, что происходит утрата доверия к образованию со стороны общества, причем общество само является одной из причин, породивших существующий разрыв между общественными нуждами и образованием.

Во всех странах многие недостаточно глубоко понимают, что так называемые критические проблемы образования - его качество и значимость, равенство доступа, свобода выбора, трудоустройство, эффективность и финансирование - отнюдь не являются сугубо образовательными. Система образования существует не в вакууме. Задачи, которые она призвана решать, успехи, которых она достигает, неудачи, которые она терпит, обусловлены главным образом окружающими ее силами, исторически укоренившимися в национальной культуре, и всеми обстоятельствами конкретной социально-экономической ситуации.

Далеко не всем понятно, что внутренний политический курс играет главную роль в динамике образовательной системы любой страны. Тем не менее общество жаждет получить от образования максимальную отдачу, отказывая ему порой даже в минимуме внимания, нередко принося образование в жертву политике.

n Системы образования на всех уровнях - от начального до послевузовского - все чаще демонстрируют неадекватность вложенного достигнутому. В связи с этим приходится вновь и вновь обращаться к проблеме "Образование и человек ". В извечном со времен Сократа, Платона, Аристотеля треугольнике - государство, общество, человек - образованию всегда отводилась роль главного цивилизационного фактора в развитии человека.

Российская специфика

Все проблемы мирового образования присущи и России, но имеют ярко выраженную российскую специфику. Причем специфика эта не столько в нашем историческом прошлом, наших традициях, сколько в своеобразии времени, переживаемого страной.

Когда мы говорим о текущем моменте в реформировании системы образования и науки, пытаясь при этом выстроить некоторые схемы преобразований, и берем за некие ориентиры западную школу и науку, то такой подход нужно признать не вполне адекватным по ряду обстоятельств.

n Первое. Во всех странах Запада школа и наука представляют для государства инвестиционную сферу : где-то в нее вкладывают больше, где-то меньше. В России же сегодня, напротив, образование и наука являются для государства сферами изъятия ресурсов всех видов - финансовых, материально-технических, кадровых - для перераспределения в иные сферы. Сценарии реформ высшей школы и науки последних лет - это непрерывная цепь таких осуществленных административно-волевым способом изъятий: приватизация вузовской собственности, откачка квалифицированных кадров, опутывание долгами и поборами.

Поэтому вопрос о выработке новой стратегии и тактики дальнейшего реформирования образования и науки напрямую зависит от ответа на вопрос - закончен или нет процесс изъятия ресурсов. Если закончен, то на каком уровне в итоге мы оказались? Отсюда одна стратегия и тактика вхождения российского образования в грядущий век. Если же этот процесс не закончен, то надо постараться уяснить, что и в каком объеме еще будет изъято из сферы науки и образования. Тогда стратегия и тактика решения вышеназванных общих для мирового образования проблем будут другими. Иными будут и наши стартовые условия в начале ХХI в.

Думаю, что здесь уместно провести параллель с ведением военных действий. Там между стратегией и тактикой, например фронтовой операции, связь такова, что при определенных конкретных условиях тактические задачи приобретают характер стратегических, а стратегические переходят в разряд тактических. Тот, кто это вовремя понял и сделал соответствующий вывод, тот и выиграл сражение. А реформа образования и науки - это ведь не такие операции, они масштабнее по целям и ресурсам и значительнее по вытекающим последствиям. Если бы мы над этими целями и последствиями задумались глубоко, результат был бы иной.

n Второе. Реформирование образования и науки проходит в условиях, когда Россия переживает глубочайший культурный шок, негативное воздействие которого на общество уже носит несоизмеримо более разрушительный характер, прежде всего в нравственном плане, чем то мгновенное обнищание основной массы населения, которое стало результатом шоковой терапии. Финансовая дискриминация ученого, преподавателя, учителя, постоянно звучащие сомнения в их профессиональном уровне, уничижительное противопоставление зарубежным коллегам - это и многое другое не только само по себе в принципе неверно, но и несет опасный для государства и общества отрицательный социальный заряд.

Отметим и такой факт. Государство где-то находит огромные финансовые ресурсы, чтобы отправлять на учебу за рубеж тысячи наших специалистов на так называемую переподготовку, и не вкладывает пока никаких средств в решение аналогичной задачи непосредственно в России. Будь это иначе, может быть, не было бы такой ситуации, когда преподаватели российских вузов, как показали результаты опроса 1995 г., крайне негативно оценили государственную политику в области высшего образования ("она способствует развитию высшего образования" - 1% опрошенных, "она недостаточно эффективна" - 13, "она губительна" - 43%).

Говоря о состоянии системы образования России на рубеже ХХI в., меня особенно беспокоит то обстоятельство, что в чем-то де-факто, а в чем-то уже де-юре происходит покушение на естественное и конституционное право человека - право на образование, крупнейшее завоевание ХХ в. Удручает стремление к политизации образования, особенно высшего, и развивающийся на этой почве национализм и экстремизм. Искренне волнуют меня многочисленные факты, свидетельствующие о сужении культурной и просветительской функции образования.

По данным Министерства образования России, за последние пять лет ввод в эксплуатацию новых школ сократился в 4 раза при одновременном росте числа учащихся на 1,1 млн человек. Классы переполнены, 36% школ работают в две, а то и в три смены. Исследования показывают, что примерно половина населения России не прочитывает за год ни одной новой книги. Вымирают целые виды литературы. Исчезают издания по искусству, поэзия, научно-техническая литература, произведения классики - на их долю приходится всего 2% общего объема изданий. Лишь 30% населения могут позволить себе роскошь купить книгу.

Меня как профессора университета настораживают симптомы, говорящие о падении уровня профессиональной подготовки студентов. Пугает быстрорастущий дефицит нравственности, который намного опаснее, чем бюджетный или товарный, поскольку корни его в отношении государства, общества и человека к образованию. Его перестали считать престижным и приоритетным. А.С. Пушкин в записке о народном воспитании, составленной по распоряжению Николая I, писал: "Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества, воспитание, или лучше сказать отсутствие воспитания, есть корень всякого зла. Скажем более, одно просвещение в состоянии удержать новое безумство, новые общественные бедствия".

n Третье. Когда мы говорим о текущем моменте в реформировании нашей высшей школы и науки, нужно иметь в виду, что использование таких понятий, как кризис, критическое состояние и т.д., имеет в условиях сегодняшней России иной смысл, чем в наиболее развитых странах, где ими тоже оперируют. Когда о кризисе университетов говорят, например, в США, Японии или Франции, то там речь не идет о разделе образовательного и научного пространства, угрозе самому существованию сотен научно-исследовательских институтов и вузов. Конкуренция государственной и негосударственной высшей школы на Западе отнюдь не означает обвальную передачу государственных университетов и институтов в частные руки, а утечка умов - массового ухода профессуры из стен вузов. Вот почему, если для описания ситуации с российской высшей школой употреблять из словаря международного образования такие понятия, как кризис, критическое состояние, конкуренция, утечка умов и т.д., то делать это нужно с очень большой осторожностью.

Мне представляется, что не совсем верно указываются причины трудностей, которые переживает наша высшая школа. Превалируют две прямо противоположные точки зрения. В соответствии с одной из них все беды университетов - это следствия недостатков, приобретенных ими в советское время. Другая точка зрения связывает кризисную ситуацию с нынешней государственной линией в области высшей школы.

Безусловно, и в том и другом утверждении есть своя доля истины, однако они существенно разнятся. Это различие может быть устранено, если признать, что многие проблемы советского периода были предельно обострены в результате непродуманных, поспешных, волевым образом предпринятых в конце 80-х годов руководством страны действий по реформе высшей школы и науки. Как теперь видно, в основе этих действий было игнорирование отечественной истории и традиций развития образования и науки, механическое копирование далеко не лучшей зарубежной практики, пренебрежение нашими несомненными преимуществами, искусственная гиперболизация недостатков, противопоставление под видом демократизации студента - профессору, университета - техническому вузу, общеобразовательной школы - высшей и т.д.

К сожалению, и в наши дни в таком подходе мало что принципиально изменилось. Во многом именно поэтому, как мне кажется, так трудно и с такими издержками идет реформа системы образования.

Подъем образования, науки и культуры - путь возрождения России

Сегодня, как и в прошлом, особая ответственность за решение проблем взаимоотношений образования с государством, обществом и человеком лежит на Московском университете. Так уж распорядилась история и подтвердила жизнь. Московский университет задуман и создан его основателями М.В. Ломоносовым и И.И. Шуваловым как общенациональный, общероссийский. Он никогда не менял своего предназначения и никогда не изменял ему. И сегодня нет оснований поступать иначе.

В России не было и нет другого такого университета. В этом, быть может, его слабость, а быть может, наоборот, сила. Слабость в том, что удары, которые наносились по Московскому университету, еще больнее отзывались на отечественном образовании, высшей школе, на культуре в целом. Отвести или смягчить эти удары было некому. Сила же в том, что Московский университет, защищая себя, защищал одновременно все отечественное образование, высшую школу, культуру, принимая основные тяготы на себя.

Вот почему Московский университет стал не только ведущим национальным центром научного образования и культуры, но и символом российской нравственности, нравственного отношения к государству, обществу, человеку. Все это определяло и определяет линию поведения, содержание и формы действий Московского университета по отношению к реформированию образования и науки на всех его этапах.

Часто говорят о стремлении интегрироваться в мировую цивилизацию. Я лично не считаю, что Россия находится где-то на ее задворках. И тем не менее, коли мы так говорим, то будем руководствоваться словами генерального секретаря ЮНЕСКО Федерико Майора: "Пришло время признать культуру непосредственной вдохновляющей силой развития, отвести ей центральную роль социального регулятора". Луи Пастер, избранный в свое время почетным профессором Московского университета, писал: "На той ступени развития, которой мы достигли и которая обозначается именем "новейшая цивилизация", развитие науки, быть может, еще более необходимо для нравственного благосостояния народа, чем для его материального процветания. Путь в цивилизацию, в будущее страны один - в союзе между наукой и государством". Он понимал это еще 100 лет назад.

Главной, всеопределяющей целью для России на рубеже ХХI в. я считаю восстановление доверия к проводимым дальнейшим реформам образования и науки. Без этого все пойдет впустую. Реформу делают профессора, учителя, учащиеся, но не чиновники. Давно пора понять и принять формулу - не образование для государства, а государство для образования. Нам следует помнить замечательные слова нашего соотечественника: "Одним из отличительных признаков великого народа, - писал профессор Московского университета В.Ключевский, - служит его способность подниматься на ноги после падения". И добавлял, что "общественное возрождение будет совершаемо переработкой слова науки в дело жизни".

Статья подготовлена на основе доклада автора на Всероссийской научной конференции "Россия - ХХI век" (25-26 сентября 1997 г.), организованной Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Министерством науки и технологий и Российской академией наук.