Состав числа 10
Программное содержание:
1. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, творческие способности детей.
2.Продолжать учить составлять число 10 из единиц, познакомить с обозначением числа 10.
3. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
4.Дать понятие о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.
5. Закреплять умение ориентировать в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать их пространственное положение.
6. Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.
Организационнй момент:
Ребята, как вы думаете какое занятие у нас сегодня будет? (математика)
Как вы догадались?
Правильно, сегодня у нас будет занятие по математике и мы будем учиться составлять число 10 из двух меньших чисел.
Сегодня мы с вами ребята совершим небольшое путешествие в мир сказки. Вы эту сказку все знаете, называется она «Красная шапочка». Мама испекла пирожки и отправила Красную шапочку к бабушке. Идет Красная шапочка по лесу, все рассматривает, все разглядывает. Деревцо за деревцо, кустик за кустик, загляделась она и потеряла тропинку по которой шла. Видит впереди полянка, а на полянке зверята: зайчата, ежата, бельчата. Подходит Красная шапочка к зверятам и просит помочь ей найти тропинку к бабушке. Зверята согласились ей помочь после выполнения их заданий. А задания не простые, Красная шапочка с ними справиться не может и просит она вас ребята помочь ей. Ну что, поможем ей?
Тогда присаживайтесь за столы и первое задание, с которым вы должны справить – это расставить цифры по порядку от 1 до 10. (Назови соседей)
В следующем задании вам необходимо выложить лесенку из счетных палочек. (прямой и обратный счет, какая ступенька стоит первой, второй…десятой?)
Возьмите палочку, которая обозначает цифру 10 и положите ее перед собой. Какого цвета эта палочка? Сегодня мы с вами познакомимся с оранжевой палочкой – это самая большая палочка Кюизенера. Теперь возьмите белую палочку, которая обозначает цифру 1 и положите ее перед оранжевой палочкой. Подумайте, какого цвета палочку надо положить рядом с белой, чтобы они были одинакового размера с оранжевой? (Синюю, которая обозначает цифру 9) Молодцы! Какой вывод можно сделать? (1+9=10). Возьмите палочку, обозначающую цифру 2 (розовую) какого цвета палочку прибавим к ней? (бордовую) Какую цифру она обозначает? Вывод: 2+8=10. Следующая палочка обозначает цифру 3 (голубая) какого цвета палочку прибавляем? (черную) какое число она обозначает? Вывод 3+7=10. Теперь берем палочку, обозначающую цифру 4 (красную) какого цвета палочку прибавим к ней? (фиолетовую) Какую цифру она обозначает? Вывод: 4+6=10. Берем палочку, обозначающую число 5 (желтая) Какого цвета палочку прибавим к ней?(желтую) Вывод 5+5=10. Молодцы ребята, для закрепления состава числа 10 мы повесим на доску числовой домик с числом 10.
Конспект.
ФМП.
«Состав числа 10 из двух меньших чисел»
Апрельская В.В
Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.
Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры.
Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Мяч, карточки с цифрами от 0 до 9, «отрез ткани» (лист бумаги), равный 6 мерам по длине и 4 мерам по ширине, полоска бумаги (мера), 10 кругов одного цвета (пирожки), 2 тарелки.
Раздаточный материал . Счетные палочки, 10 кругов одного цвета, 10 треугольников одного цвета, тетради в клетку, на которых дано начало шифровки (см. рис. 12), карандаши.
I часть. Игровое упражнение «Назови число».
Воспитатель уточняет у детей: «Какое число называется предыдущим? (Число, меньшеенаодин.) Какое число называется последующим?» (Число, большеенаодин.)
Затем воспитатель по очереди бросает детям мяч и просит назвать предыдущее и последующее число к числам 2 (7, 9, 5…) и пропущенные числа в следующих рядах: 1, …, 3; 5, 6, …, 8; 8, …, 10.
II часть. Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи».
Загорелся кошкин дом:
Пламя, искры, дым столбом.
Мяу, мяу – из окошка.
– Помогите, – просит кошка.
Позвонить при виде дыма «01» необходимо.
Дети на доске с помощью цифр выкладывают номер телефона пожарной службы.
Воспитатель говорит: «Для того чтобы спасти кошку, нужно натянуть кусок плотной ткани, длина которой равна шести мерам и ширина – четырем мерам».
Воспитатель уточняет правила измерения и напоминает, что при измерении длины меру передвигают слева направо, а при измерении ширины – снизу вверх.
Вызванные дети измеряют длину и ширину «отреза ткани», остальные следят за правильностью выполнения задания, считают меры и выкладывают соответствующее количество счетных палочек у себя на столе.
Затем воспитатель спрашивает: «Чему равна длина отреза ткани? Чему равна ширина отреза ткани? Подойдет ли размер вашего отреза ткани для спасения кошки?»
Дети обосновывают свой ответ.
Воспитатель читает стихотворение:
Если вы в беду попали,
Телефон «02» набрали.
К вам полиция придет,
Всем поможет, всех спасет.
Дети выкладывают на доске номер телефона полиции.
Физкультминутка «Делаем зарядку»
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.
С добрым утром
Десять, девять,
(Хлопки в ладоши.)
Восемь, семь,
(Хлопки по коленям.)
Шесть, пять,
(Хлопки в ладоши.)
Четыре, три,
(Хлопки по коленям.)
Два, один.
(Хлопки в ладоши.)
Мы с мячом
Играть хотим.
(Прыжки на месте.)
Только надо
Нам узнать,
(Ходьба на месте.)
Мяч кто
Будет догонять.
(Приседание.)
II часть (продолжение). Воспитатель читает стихотворение:
Если мама заболеет,
Не волнуйся и не плачь.
Набери «03» скорее,
И приедет к маме врач.
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.
Л.Зильберг
Дети выкладывают на доске номер телефона скорой помощи.
Воспитатель говорит детям, что Красная Шапочка принесла бабушке 10 пирожков (круги), и предлагает помочь девочке разложить их на две тарелки. Вместе с детьми он обсуждает, как разложить число 10 на два меньших числа, и записывает возможные варианты на доске при помощи цифр(9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8, 1 и 9).
III часть. Воспитатель говорит детям, что Красная Шапочка еще принесла 10 фруктов (яблоки и груши) и сложила в одну вазу. Дети составляют число 10 с помощью кругов и треугольников (кто как хочет). Все варианты ответов обсуждаются и обозначаются цифрами на доске.
IV часть. Игровое упражнение «Передаем шифровку для скорой помощи». У детей тетради в клетку, на которых дано начало шифровки (см. рис. 12).
Рис. 12
На доске – такой же рисунок. Воспитатель вместе с детьми обсуждает последовательность расположения точек и линий, уточняет интервалы между ними и предлагает продолжить «шифровку».
Воспитатель читает шифровку: «Спасибо, помощь оказана». Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, оценивает его и предлагает нарисовать улыбающееся или неулыбающееся солнышко. Затем предлагает отгадать загадку:
Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг.
(Телефон)
Воспитатель еще раз уточняет номера телефонов экстренной помощи, по которым можно передать срочную информацию.
Состав числа 10
Программное содержание:
1. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, творческие способности детей.
2.Продолжать учить составлять число 10 из единиц, познакомить с обозначением числа 10.
3. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
4.Дать понятие о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.
5. Закреплять умение ориентировать в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать их пространственное положение.
6. Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.
Организационнй момент: - Ребята, как вы думаете какое занятие у нас сегодня будет? (математика)
- Как вы догадались?
- Правильно, сегодня у нас будет занятие по математике и мы будем учиться составлять число 10 из двух меньших чисел.
Сегодня мы с вами ребята совершим небольшое путешествие в мир сказки. Вы эту сказку все знаете, называется она «Красная шапочка». Мама испекла пирожки и отправила Красную шапочку к бабушке. Идет Красная шапочка по лесу, все рассматривает, все разглядывает. Деревцо за деревцо, кустик за кустик, загляделась она и потеряла тропинку по которой шла. Видит впереди полянка, а на полянке зверята: зайчата, ежата, бельчата. Подходит Красная шапочка к зверятам и просит помочь ей найти тропинку к бабушке. Зверята согласились ей помочь после выполнения их заданий. А задания не простые, Красная шапочка с ними справиться не может и просит она вас ребята помочь ей. Ну что, поможем ей?
Тогда присаживайтесь за столы и первое задание, с которым вы должны справить – это расставить цифры по порядку от 1 до 10. (Назови соседей)
В следующем задании вам необходимо выложить лесенку из счетных палочек. (прямой и обратный счет, какая ступенька стоит первой, второй…десятой?)
Возьмите палочку, которая обозначает цифру 10 и положите ее перед собой. Какого цвета эта палочка? Сегодня мы с вами познакомимся с оранжевой палочкой – это самая большая палочка Кюизенера. Теперь возьмите белую палочку, которая обозначает цифру 1 и положите ее перед оранжевой палочкой. Подумайте, какого цвета палочку надо положить рядом с белой, чтобы они были одинакового размера с оранжевой? (Синюю, которая обозначает цифру 9) Молодцы! Какой вывод можно сделать? (1+9=10). Возьмите палочку, обозначающую цифру 2 (розовую) какого цвета палочку прибавим к ней? (бордовую) Какую цифру она обозначает? Вывод: 2+8=10. Следующая палочка обозначает цифру 3 (голубая) какого цвета палочку прибавляем? (черную) какое число она обозначает? Вывод 3+7=10. Теперь берем палочку, обозначающую цифру 4 (красную) какого цвета палочку прибавим к ней? (фиолетовую) Какую цифру она обозначает? Вывод: 4+6=10. Берем палочку, обозначающую число 5 (желтая) Какого цвета палочку прибавим к ней?(желтую) Вывод 5+5=10. Молодцы ребята, для закрепления состава числа 10 мы повесим на доску числовой домик с числом 10.
И последнее задание, с которым вам предстоит справиться: выложите изсчетных палочек, которые находятся у вас в подложке вот такой дом.
Переложите одну палочку так, чтобы домик был повернутв другую сторону.
Ответ:
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и помогли Красой шапочке! Мы прощаемся с ней и подводим итог нашего занятия.
В: Первый конверт с цифрой 1, поиграем в игру «Считай дальше», дети становятся в круг и называют числа по порядку от 1 до 10, передавая мяч друг другу. (игра повторяется 3 раза со сменой числа и направления счета.
Маша: Молодцы, ребята.
Воспитатель: От единицы в каком направлении будем идти? (к цифре 2, слева на право из нижнего левого угла в нижний правый угол). Куда пришли?
М: Ребята, помогите выполнить следующее задание. 10 бельчат просят меня сшить каждому по шапочке разного цвета.
В: Поможем Маше? Давайте нарисуем шапочки – колпачки в форме треугольников разного цвета.
Сколько шапочек будем рисовать? (10)
Дети под музыку рисуют шапочки колпачки.
В: Сколько шапочек вы «сшили»?
Сколько какого цвета?
Как вы составили число 10?
Скольким бельчатам помогли?
Маша: Спасибо, ребята.
В: В какую сторону пойдем от цифры 2? (к 3 из нижнего правого угла в верхний левый угол)
Маша: Выложите цифровой ряд от 1 до 9.
Дети называют по порядку.
В: Найдите на плане цифру 4, в каком направлении надо нам идти (с лева на право из верхнего левого угла в верхний правый угол)
В: Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
(Воспитатель ставит карточку с цифрой 0 перед 1, обобщаю: Цифр всего десять, а чисел можно составить много)
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
После цифры 9, ставлю карточки с цифрами 1 и 0
В: Сколько цифр обозначает число 10?
Как называются эти цифры?
Маша: Найдите на плане цифру 5, определите направление движения? (из верхнего правого угла в нижней левый угол до середины листа)
Конверт №5
В: Посмотрите на доску (в два ряда расположены треугольники и четырехугольники)
Какие фигуры расположены в первом ряду?
Что между ними общего? (у треугольников три стороны и три угла – это треугольники)
Какие фигуры во втором ряду?
Что между ними общего?
Какими словами можно назвать все эти фигуры? (четырехугольники).
Выставляю на доску изображение медведя составленного из треугольников и четырехугольников.
Из каких фигур составлен медведь?
Рассмотрите где и какие фигуры расположены?
Составьте по образцу медведя из геометрических фигур. (дети самостоятельно выполняют задание, оказывается индивидуальная помощь)
Маша: Вот и пришла я к Мише. Здравствуй Миша. Мне ребята помогли добраться к тебе в гости.
В: Из каких фигур составили медведя? (ответы детей)