Разбить по ролям как петух лису обманул. Латышская сказка «Как петух лису обманул. Муниципальное общеобразовательное учреждение

Главный герой латышской народной сказки «Как петух лису обманул» — петух, живший у одной пожилой женщины. Характер у этого петуха был задиристый, он любил подраться с соседскими птицами и часто гонял тех, кто слаб и беспомощен.

Соседи часто жаловались хозяйке петуха на его безобразное поведение. И однажды она велела петуху убираться с ее двора. Петух стал жить без хозяев. Днем он бродил по деревне, а ночью спал в стогу сена.

Однажды его в этом стогу обнаружила лиса, она схватила петуха и понесла в лес. Это увидел сосед хозяйки петуха. Он погнал за лисой с палкой и стал кричать, чтобы она отпустила петуха.

Тогда петух стал уговаривать лису, чтобы она объяснила соседу, что несет вовсе не его петуха. Лиса поначалу молчала, но человек не унимался и гнался за ней. Тогда она остановилась и стала ему объяснять, что тот не имеет права за ней гнаться, потому что у него самого нет никаких птиц в хозяйстве.

Пока лиса давала человеку отповедь, петух благополучно от нее сбежал. Поняла лиса, что петух ее обманул, обиделась на всех, и с тех пор с людьми не разговаривает.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки заключается в том, что важно жить своим умом и никого не слушать. Лиса поддалась на уговоры петуха и вступила в спор с человеком, который за ней гнался. В результате петух сбежал, а лиса осталась без добычи.

Сказка учит не быть задирой и скандалистом. Петух часто приносил беспокойство соседям, и поэтому хозяйка выгнала его на улицу.

В сказке мне понравился сосед хозяйки петуха, который не остался равнодушным, увидев, как петуха похитила лиса. Он погнался за ней и требовал, чтобы лиса отпустила петуха.

Эта сказка мне понравилась своим поучительным выводом: далеко не всегда следует вступать в дебаты. Иногда нужно просто промолчать. Лиса вступила в переговоры с человеком, и добычу свою упустила. Следует всегда быть бдительным!

Какие пословицы подходят к сказке «Как петух лису обманул»?

Слово — серебро, а молчание — золото.
Дракою прав не будешь.
Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 000

"ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА"

Урок по литературному чтению

2 класс

по программе "Школа-2100"

,

«Как петух лису обманул»

(латышская сказка)

Словесное рисование героев

г. Ростов-на-Дону

Цель урока:

1) развивающий аспект:

Развитие речи учащихся;

Развитие умений анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;

Формирование действий контроля и оценки;

2) воспитательный аспект:

урок нацелен на воспитание честности,

требовательности к себе и другим,

радости сопереживания успехам товарищей, усердия,

а также на формирование представления о различных качествах персонажей,;

3) познавательный аспект:

- формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения ;

Формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературной авторской сказки о животных;

Формирование умения понимать замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения.

Основной словарь урока: герой (персонаж),

Характеристика героя (персонажа);

Тема и главная мысль сказки;

Интонация произведения.

Оборудование урока:

I .Фронтальное:

Название раздела;


Название сказки;

Пословицы;

Герои сказки (таблицы, рисунки);

Схема анализа;

Предыдущие работы

– анализы персонажей

I I .Индивидуальное:

Таблицы анализа

I . Орг. момент: 2 мин

– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться…

II. Беседа “Сказки о животных?” з мин

Как называется раздел, который мы изучаем? (“Сказка - ложь, да в ней намек…”)

Намек на что делается в сказках о животных?

Если посмотрим любую сказку, увидим сюжет. События, детали, но в тексте часто нет подробного описания героев, а тем более нет рассуждений об их характере, целей их поступков и морали….

Сегодня мы с вами попробуем установить определенный порядок анализа героев сказок…..

II . - Но, сначала,РАЗМИНКА + проверка д/з: 10 мин

1.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно (конкурс на лучший дуэт) - Каждый дуэт читает по два предложения. Лучшие «награждаются» пятёрками.(оценки) 1,2 ряд

2 .Дикторское чтение. Показать образец чтения на двух предложениях. Лучший диктор… (оценки) 3 ряд.

3.«Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву П; состоит из трёх слогов; с ударением на первом слоге - ПРАВИЛАМ).

4.«Сканирование» пословиц и поговорок (пословицы после работы на доску)…

Не гляди, каков в плечах, - слушай, каков в речах.

Не всё то золото, что блестит.

И лиса хитра, да шкуру ее продают.

С хитростью - до обеда, а с умом - целый день.

Сколько веревку ни вить, а концу быть.

(Какие орфограммы …..)

III . Постановка проблемы:

Так на какие вопросы необходимо получить ответы, чтобы определить конкретные черты характера героев сказки? (ответы детей)

Установим определенный порядок анализа: действии героя (Д), о целях этого действия (Ц), характере героя (Х), достигнутом результате (Р) и морали (М).

(на доске таблички: Д, Ц,Х, Р,М) 3 мин

IV. Исследование сказки:

Для того, чтобы понимать лучше себя и окружающих, попытаемся проанализировать героев сказки, с которой познакомились вчера.

Вспомним её содержание (пересказ детей –оценки )

Итак, главные герои…(дети……) (достраиваем таблицу на доске)

Петух

Лиса

Действия

___ _______________________

____________________________

______________________________

____________________________

Характер

____________________________

____________________________

Цель

____________________________

____________________________

Результат

________________________________

____________________________

________________________________

____________________________

Мораль

_______________________________

____________________________

__________________________________

____________________________

На уроке мы с вами исследуем одного героя – Петуха и попробуем составить о нём обобщающее суждение – рассказ… 3 мин


Работаем с текстом, выберите слова, которые описывают действия Петуха (подчеркнуть карандашом), после обсуждения пишем в таблицу

Действия Петуха: дерётся, обижается, уходит из дома, обманывает Лису, убегает от неё….

Мы часто говорим с вами, что поступки определяют характер, так каким мы видим нашего героя?

Характер: задиристый, хитрый, настойчивый….

Почему он “кривоглазый” и “кривобокий”?

Не все нам рассказывает сказка, определите сами цели нашего героя…

Цель: бездельничал,……………………………

Почему же он кричит и бочком - бочком к дому прячется?

Результат: - Каким образом петух попал в лапы к лисе?

Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком?

Как он поддразнивал лису? Прочитайте этот отрывок.

Какое человеческое качество помогло ему в этом?

Как вы понимаете выражение: “Так разошлась лиса, что и остановиться не может”?

Как же петух одурачил лису?

Почему же он, драчун, решил расправиться с лисой не силой, а хитростью?

Легко ли ему было это сделать?

Что он мог чувствовать (испытывать) при этом?

Мораль -какая из пословиц подходит… 7 мин

V. Рефлексия: обобщающее обсуждение героя по таблице… 3 мин

VI. Физминутка.

Изобразите ежа, лису, медведя с характерными им повадками.

VII. Чтение отрывка из сказки “Как петух лису обманул” по ролям при наличии свободного времени .

Мы с вами хорошо смогли разобраться в характерах героев сказки. А теперь, я думаю, вы сможете показать своей интонацией их повадки и взаимоотношения .

VIII. Завершение анализа иллюстрации к сказке при наличии свободного времени.

Какой эпизод сказки изображен на иллюстрации?

Какое высказывание лисы вызывает улыбку?

IX. Подведение итогов урока.

Что необычного в образе петуха в сказке, прочитанной на уроке?

Как бы вы кратко ответили на вопрос в названии сказки?

X. Инструктаж домашнего задания - закончить анализ лисы по образцу, изобразить героев (по желанию)

Предварительная работа

Вспомнить название раздела, который изучаем,

Поработать над чтением по ролям (подобрать отрывок)

Проговорить орфограммы в пословицах

Предложить подобрать дома пословицы к сказке(перечитав свои книжки)

Петух

Лиса

Действия

_______________________________

_________________________________

_________________________________

Характер

_______________________________

_________________________________

Цель

____________________________________

_______________________________

______________________________________

_________________________________

Результат

____________________________________

_______________________________

______________________________________

_________________________________

Мораль

____________________________________

_______________________________

______________________________________

________________________________

Петух

Лиса

Действия

___ ___________________________

_______________________________

_________________________________

_________________________________

Характер

____________________________________

_______________________________

______________________________________

_________________________________

Цель

____________________________________

_______________________________

______________________________________

_________________________________

Результат

____________________________________

_______________________________

______________________________________

_________________________________

Мораль

____________________________________

_______________________________

______________________________________

________________________________

Петух

Лиса

Действия

___ ___________________________

_______________________________

_________________________________

_________________________________

Характер

____________________________________

_______________________________

______________________________________

_________________________________

Цель

____________________________________

_______________________________

______________________________________

_________________________________

Результат

____________________________________

_______________________________

______________________________________

_________________________________

Мораль

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.

2. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.

3. Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.

4. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http:///ru/ct_tcp_ru

5. Cелевко, образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

6. Столбунова, критического мышления. Апробация технологии / // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.

Конспект урока литературного чтения

по учебнику «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс

«Как петух лису обманул»

Аннотация

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Как петух лису обманул» (латышская сказка) по УМК «Школа 2100» построен на технологии продуктивного чтения. В основе этой технологии –отношение ученика и автора как к себе равному. Ведущие методы урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, стимулирование интереса к учению, метод творческого чтения. Применяются «Арт-технология» сказки и приёмы из технологии РКМЧП: таблица «Знаем, можем узнать, узнали», составление « Толстых и тонких» вопросов.

Предназначено для учителей начальных классов, географии, иностранного языка, биологии, руководителей методических объединений.

Цель: познакомить детей с латышской сказкой « Как петух лису обманул»

Задачи:

– формировать основу правильного типа читательской деятельности;

– развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и ключевым словам;

– воспитывать читательский интерес к сказкам, содержащим в заглавии вопрос; уважение к мнению товарищей и желание адекватно оценивать свои достижения;

Ход урока:

I. Организационный момент. 1 мин. (ЛУУД)

– Сегодня мы продолжим путешествие в мир сказок.

Вот медведь,
Вот дроздок,
Серый волк – зубами щёлк!
Вот и заяц,
Вот петух,
Лиса мчится во весь дух!
Хоть лиса и хитра –
Обманом не нажить добра!
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!

II. Актуализация знаний. 3 мин. (ПУУД)

– Сейчас проведем викторину и проверим, насколько вы внимательные читатели.

Задание: определите название сказок.

(Инсценирование двух отрывков подготовленными учащимися)

1.– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

– Одеваюсь…

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

– Шубу надеваю…

(“Лиса и заяц”)

2. – Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Петя выглянул, лиса его цап-царап и понесла.

Петушок испугался, закричал:

– Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня!

(“Кот, петух и лиса”)

– Кто главные герои этих сказок? (животные)

– К какой группе сказок они относятся? (сказки о животных)

– Кто главная героиня этих сказок? (лиса)

– Определите, какие качества ей присущи в сказках? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)

III. Целеполагание урока. 5 мин. (РУУД)

– Какую главную задачу выполняют сказки о животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера, поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная энциклопедия людских пороков и недостатков)

Работа с таблицей на доске: (ПУУД)

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

ЗНАЕМ

МОЖЕМ УЗНАТЬ

УЗНАЛИ

    Сюжет сказки

    Характер и поступки героев

    Мораль сказки

СЛАЙД 1, 2

– Найдите на карте эту страну.

– Что вы можете сказать о её местонахождении?

Подготовленный ученик: СЛАЙДЫ 3 – 6 (ЛУУД)

Ла́твия , официальное название - Латви́йская Респу́блика - в , столица - город .

Государственные символы:

тёмно-красный с белой полосой посередине,

Латвийский герб - щит с восходящим солнцем на голубом фоне в верхней части, красным львом на серебристом фоне слева внизу и серебристым грифоном на красном фоне справа внизу.

Национальной птицей Латвии Международным Советом охраны птиц провозглашена белая трясогузка ,а ещё символами Латвии являются журавль, дикорастущая ромашка, двухточечная божья коровка, из деревьев- липа и дуб.

Символом Латвии также является 42-х метровый памятник Свободы.

IV. Работа с текстом до чтения. 3 мин. (РУУД)

Откройте учебник на стр. 79. СЛАЙД 7, 8

– Чем интересно название сказки? (в нем спрятался вопрос: КАК ПЕТУХ ЛИСУ ОБМАНУЛ).

- Что объясняется в сказках, в заглавии которых есть вопрос?(попытка объяснить какие-то повадки животных или происхождение их внешнего облика)

– Рассмотрите иллюстрацию.

Кто герои этой сказки? Какой момент изображён?(Лиса и старик ругаются)

Откройте тетрадь на с 43 №1,прочитайте ключевые слова во 2 столбике.

Зная название сказки, рассмотрев иллюстрацию и прочитав ключевые слова, предположите, о чем пойдет речь в этой сказке? (предположения детей)

V. Первичное восприятие. 5 мин.

Самостоятельное чтение сказки.

– Чье предположение совпало с сюжетом сказки?

– Что нового вы узнали о лисе?

Физминутка. 1 мин.

VI. Работа с текстом во время чтения на уровне содержания. 10 мин. (ПУУД), (КУУД)

1. Анализ первого абзаца. Приём «Диалог с автором»

– Как называется постоянный элемент сказок? (зачин)

– Что узнали о главном герое?

2. Анализ второго абзаца. СЛАЙД 10, 11

– Каков петух? (драчливый)

– Что значит норовит? (настойчиво стремится что-нибудь сделать или добиться)

– Как вы понимаете выражение «по всем петушиным правилам пойдет бой»?

3. Анализ 3 абзаца.

– Что нового вы узнали о герое? (хитрый)

– Как вы понимаете выражение «бочком-бочком»? (очень осторожно) (Покажите, как это ходить «бочком-бочком»?)

4. Анализ 4-5 абзацев.

– Почему старуха прогнала петуха?

– Какая сказочная примета? (троекратный повтор: три соседки приходили с жалобами на петуха)

– Каков был петух? (обидчивый) отметить в тетради

– Почему петух оказался в лапах у лисы? (был одинок)

5. Анализ 6 -7 абзацев.

– Что значит браниться? (использование интернет - ресурса) ОТКРЫТЬ ЗАКЛАДКУ .

– Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком? (поддразнивал)

– А как вы понимаете слово «позарился»? (использование интернет - ресурса)

6. Анализ 8 - 9 абзаца и до конца СЛАЙДЫ 1,2 Презентация 2

– Как петуху удалось провести лису и выйти из опасной ситуации? (воспользовался моментом, сыграл на её слабости, лиса отвлеклась…)

– Как себя проявила лиса? (злая, грубая, поддалась на уловку)

– На кого обижается лиса? (на всех людей)

– Какая здесь лиса? (обидчивая, злопамятная)

Лиса – дальняя родственница собак, поэтому она тявкает, как собака.

VII. Работа с текстом после чтения.

1)Работа в тетради Работа в парах « Словесное рисование» 3мин (КУУД)

2 столбика: ВНЕШНОСТЬ и ХАРАКТЕР:

кривоглазый забияка

кривобокий задира СЛАЙД 9

Вспомните все сказки о животных, которые мы читали. В них лиса чаще всего добивается своего при помощи хитрости. Кто-то из героев сумел перехитрить лису? (первый пункт). Как относился латышский народ к смелым и находчивым (второй пункт). – Что осуждает народ в сказке? (третий пункт таблицы)

Заполнение столбца «УЗНАЛИ»(ПУУД)

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

ЗНАЕМ

МОЖЕМ УЗНАТЬ

УЗНАЛИ

    Сюжет сказки.

    В латышской сказке петух перехитрил лису.

    Звери говорят и ведут себя как люди.

    Характер и поступки героев.

    Люди разных национальностей ценят смелость и находчивость

    Люди в животных могут узнать себя.

    Мораль сказки.

    У разных народов представления о добре и зле схожи.

3. Работа с пословицами. В парах. 2 мин. СЛАЙД 10.(КУУД),

– Выбрать из предложенных пословиц только ту, которая бы могла стать названием сказки.

Такая теснота, что яблоку негде упасть.

Красоту в миску не положишь..

Худое – охапками, хорошее щепотью.

Разговорам не дивись, на хитрость не ловись!

Где смекалка и отвага – до победы два шага;

4. Составление синквейна « Петух» (дополнительно) 3 мин (КУУД)

VIII. Итог урока.

– Чему учит эта сказка?

Самооценка цветом в дневниках

IX. Рефлексия . 3 мин. СЛАЙД 11 (РУУД)

– Выберите и дополните одно из предложений:

Мне на уроке было интересно…

Мне на уроке было трудно…

Урок заставил меня задуматься о том, что…

X. Домашнее задание. СЛАЙД 12-13

Выберите себе домашнее задание:

1. Подготовить пересказ сказки от имени петуха или лисицы по выбору;

2. Чтение по ролям.

Верещагина Валентина Васильевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» города Сорочинска Оренбургской области

Разделы: Начальная школа

  • познакомить учащихся с древнейшим жанром устного народного творчества – народной сказкой;
  • развивать умение понимать прочитанное, анализировать произведение, выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать речь и внимание;
  • воспитывать интерес к устному народному творчеству, нравственные качества личности ребенка.

Оборудование: викторина, выставка книг, карточки, картинки со сказочными героями, политическая карта Европы.

Ход урока

I

. Организационный момент.

– Сегодня мы продолжим путешествие в мир сказок.

Вот медведь,
Вот дроздок,
Серый волк – зубами щёлк!
Вот и заяц,
Вот петух
Лиса мчится во весь дух!
Хоть лиса и хитра –
Обманом не нажить добра!
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!

II

. Актуализация знаний.

– Сейчас проведем викторину и проверим насколько вы – внимательные читатели.

Задание: определите название сказок.

(Инсценирование отрывков подготовленными учащимися)

– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

– Одеваюсь…

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

– Шубу надеваю…

(“Лиса и заяц”)

– Битый небитого везёт, битый небитого везёт.

– Что ты там, лисонька, говоришь?

– А я говорю: битый битого везёт.

– Так, милая, так!

(“Лиса и волк”)

– Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Петя выглянул, лиса его цап – царап и понесла.

Петушок испугался, закричал:

– Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик – братик, выручи меня!

(“Кот, петух и лиса”)

– Кто главные герои этих сказок? (животные)

– К какой группе сказок они относятся? (сказки о животных)

– Кто главная героиня этих сказок? (лиса)

– Определите какие качества ей присущи? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)

– Какую главную задачу выполняют сказки о животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера, поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная энциклопедия людских пороков и недостатков)

III. Постановка темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы рассмотрим, как другие народы рассказывают о характерах, поступках героев и оценивают их.

– Прочитайте подчеркнутые буквы и определите, сказку какого народа будем читать?

ЗЛ ОЧА БТ МВ НИ ЖЯ

– Найдите на карте эту страну.

– Что вы можете сказать о её местонахождении?

– Составив из слов предложение, вы узнаете название сказки.

Петух, как, обманул, лису.

(“Как петух лису обманул”)

– Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:

Познакомимся…

Будем учиться …

Будем воспитывать…

IV. Работа с текстом до чтения.

– Чем интересно название сказки? (в нем спрятался вопрос)

– Как вы думаете, какой ответ дается: научный или сказочный?

– А вы хотели бы узнать ответ на этот вопрос?

– Откройте учебник (Бунеев Р.Н. “Маленькая дверь в большой мир”, стр. 79).

– Рассмотрите иллюстрацию. Зная название сказки, и рассмотрев иллюстрацию, предположите, о чем пойдет речь? (предположения детей)

V. Первичное восприятие.

Самостоятельное чтение сказки учащимися.

– Понравилось ли вам произведение?

– Чье предположение совпало с сюжетом сказки?

– Кто главные герои сказки?

– Кто вам симпатичен?

– Что нового вы узнали о лисе?

Физминутка.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора вставать.
Глазки все мы открываем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

VI

. Работа с текстом во время чтения на уровне содержания.

Читаем текст, вслух, с попутными комментариями, подчеркиваем слова и выражения, которые характеризуют главных героев.

1. Чтение 1 абзаца.

– Как называется постоянный элемент сказок? (зачин)

– Что узнали о главном герое? (забияка, задира)

2. Чтение второго абзаца.

– Каков петух? (драчливый)

– Что значит норовит? (настойчиво стремиться что-нибудь сделать или добиться)

– Как вы понимаете выражение “по всем петушиным правилам пойдет бой”?

3. Чтение 3 абзаца про себя.

– Что нового вы узнали о герое? (хитрый)

– Как вы понимаете выражение “бочком-бочком”? (очень осторожно)

4. Чтение 4-5 абзацев.

– Почему старуха прогнала петуха?

– Какой художественный прием используется? (троекратный повтор)

– Каков был петух? (обидчивый)

– Почему петух оказался в лапах у лисы? (был одинок)

5. Чтение в парах 6-7 абзацев.

– Что значит браниться? (использование Толкового словаря)

– Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком? (поддразнивал)

– А как вы понимаете слово “позарился”?

6. Чтение 8-9 абзаца.

– Как петух одурачил лису?

– Как себя проявила лиса? (злая, грубая)

– На кого обижается лиса?

– Какая здесь лиса? (обидчивая, злопамятная)

– Какая лисья повадка нашла свое объяснение в сказке?

VII. Работа с текстом после чтения.

1. Проблемный вопрос.

– Почему петуху удалось провести и одурачить лису?

Ох, и норовиста лиса,

Да и на нее нашлась узда.

– А так ли плохо быть хитрым?

– А когда особенно ценно это качество? (когда есть угроза жизни)

– Что необычного в образах лисы и петуха в латышской сказке? (поменялись местами)

– Что осуждает народ в сказке?

Вывод: условия жизни разных народов могли отличаться, а вот представления, что хорошо, что плохо у них были схожи.

2. – Можно ли данное произведение отнести к сказке и почему? Докажите, используя сказочные приметы: зачин, присказка, волшебные герои, волшебные события, сказочная концовка, народная мудрость.

3. Работа с пословицами.

– Составьте пословицы:

– Из данных пословиц выберите те, которые подходят к содержанию сказки.

Объясните смысл.

4. Чтение по ролям.

VIII

. Итог урока.

– С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?

– Кто узнал для себя что-то новое?

– Чему учит эта сказка?

– Какая из пословиц могла бы стать названием сказки?

IX. Рефлексия.

– Выберите и дополните одно из предложений:

Мне на уроке было интересно…

Мне на уроке было трудно…

Урок заставил меня задуматься о том, что…

X. Домашнее задание.

– Выберите себе домашнее задание:

– Подготовить пересказ сказки от первого лица.

– Нарисовать героя, который вам симпатичен.

– Найдите сказки с вопросом в заглавии.

– Проиллюстрируйте понравившийся отрывок сказки.

В мире много сказок, грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

  1. Организационный момент.

Психологический настрой:

а) “Придумано кем-то просто и мудро СЛАЙД 2
При встрече здороваться:
- Добрый день! - солнцу и птицам
- Добрый день! - улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым….
Добрый день длится до вечера”

(Все здороваются друг с другом)

Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живём в одном краю
Всех я вас приветствую!

Поприветствуйте наших гостей!

(дети поворачиваются, приветствуют гостей и друг друга)

На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё видят, ушки внимательно слушают, и всё слышат, голова хорошо работает.

Ребята, я предлагаю вам определить ваше настроение.

Поднимите зелёный круг, если вы уверены в своих знаниях, если у вас хорошее настроение.

Жёлтые кружки, если у вас есть сомнения. Красный кружок, если вам трудно.

Учитель: Спасибо, мы определили ваше настроение. А сейчас чтобы подготовить себя к работе, выполним разминку.

б) Речевая разминка. (СЛАЙД 3)

Дыхание (короткий вдох - выдох длиннее).

Лучше упражнения выполнять в парах:

Одуванчик” (сильный выдох)

Задуй свечу” (быстро)

Задуй свечки на торте” (длинный выдох).

Чистоговорка:

Ко-ко-ко - нам работать всем легко.

Ку-ку-ку - узнавать я все могу.

Ки-ки-ки - в школе мы ученики

Проверка домашнего задания.

Оформление выставки иллюстраций.

Рассказы ребят о Зайце (1 ученик о зайце из сказки)

II . Актуализация знаний.

- Мы с вами прочитали много сказок о животных. Сейчас проведем викторину и проверим насколько вы - внимательные читатели.

Задание: определите название сказок. (Выставка книг животных)

(Инсценировка отрывков подготовленными учащимися кукольный театр)

- Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

- Одеваюсь…

- Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

- Шубу надеваю…

(“Лиса и заяц”)

- Битый небитого везёт, битый небитого везёт.

- Что ты там, лисонька, говоришь?

- А я говорю: битый битого везёт.

- Так, милая, так!

(“Лиса и волк”)

- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Петя выглянул, лиса его цап - царап и понесла.

Петушок испугался, закричал:

- Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик - братик, выручи меня!

(“Кот, петух и лиса”)

- Кто главные герои этих сказок? (животные)

- К какой группе сказок они относятся? (сказки о животных)

- Какую главную задачу выполняют сказки о животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера, поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная энциклопедия людских пороков и недостатков)

Какими бывают сказки о животных (Народные (разных народов) и авторские

- А какому народу принадлежит авторство сказок отрывки, которых мы сейчас увидели? (русскому)

А в карельских сказках можно встретить этих героев?

Может кто-нибудь вспомнит название сказок!

Как ведут себя герои сказок о животных? (Звери говорят и ведут себя как люди.) Люди в животных могут узнать себя.

- Кто же главная героиня в сказках отрывках? (лиса)

- Определите какие качества ей присущи? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)

- Кто главная героиня этих сказок? (лиса)

- Определите, какие качества ей присущи в сказках? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)

ДОКЛАД О ЛИСЕ СЛАЙД 4

Лиса и особенности её характера

Главным действующим лицом сказок этих сказок является лиса. Ей приписываются некоторые человеческие качества: способность думать, говорить и разумно действовать.

Её образ постоянный. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мёртвой («Лиса крадёт рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух, и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадёт мёд («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчётливая, злопамятная, ловкая, жестокая. Народ наделил её разными именами: Лиса Патрикеевна, лисичка-сестричка, лисица - масляна губица, лиса - кумушка, Плутовка, Лисафья. Таким образом, лиса имеет свой характер, свои отличительные черты, но все они олицетворяют человека и особенности его склада (13).

Мы классифицировали черты характера человека, воплощённых в сказочном образе лисы (СЛАЙД 5)

п/п

Черты характера человека, воплощённых в сказочном образе

Примеры сказок

хитрость, двуличность

«Ли

2ичка-сестричка и волк»

жадность

«Лиса и кувшин»

притворщица, подлиза

«Лиса и волк» «Лиса и медведь»

лживость

«Заюшкина избушка»

воровка

«Кот, петух и лиса»

Из данной таблицы видно, что лиса в сказках представитель человеческих пороков (жадности, глупости, трусости, хвастовства, плутовства и проч.),

Но во всех ли сказках лиса является отрицательной героиней?

Может кто-нибудь знает название этих сказок? (ответы детей)

Из этого можно сделать вывод, что у лисы есть и положительные черты характера человека (заботливость, храбрость воина, защитника, благородство, мужество).