Образовательные системы и социальная работа в индии. Индийская система образования. Условия получения визы


До 1976 сфера образования находилась в ведении штатов, в то время как центральное правительство координировало и определяло стандарты специального и высшего образования. В 1976 году в соответствии поправкой Конституции, правительства разделили ответственность за данную область. С этого времени решения по определению структуры образования принимаются штатами. Качество и стандарты образования определяет центральное правительство. Департамент образования Министерства по развитию человеческих ресурсов разделяет со штатами ответственность в вопросах планирования. Центральное управление образования, основанное в 1935 году, продолжает играть главную роль в развитии и контроле за политикой и программами в образовательной сфере, среди которых основными являются Национальная политика в области образования (1986 г.), Программа действий (1986 г.) и обновлённые варианты этих документов (1992 г.).

Начальное образование
В соответствии с Национальной политикой в сфере образования к 21 веку обязательное бесплатное образование достойного уровня должны получить все дети в возрасте до 14 лет. В результате усилий центрального правительства и правительств штатов сегодня практически в каждом населённом пункте в сельских районах имеются школы начального образования (в распоряжении 94% сельского населения начальные школы, расположенные в радиусе 1 км). Школы среднего образования в радиусе 3 км доступны 84% сельских жителей. Таким образом, с момента обретения независимости приём детей в возрасте от 6 до 14 лет в школы начального и среднего образования увеличился до 87 и 50% соответственно. В период с 1950 по 1997 гг. количество этих школ возросло с 223 тыс. до 775 тыс., в то время как число учителей в них за тот же период увеличилось с 624 тыс. до 3,84 млн. Значительно увеличилось и число обучающихся в школе девочек. На определённом этапе центральное правительство и правительства штатов разработали стратегию учёта детей, преждевременно покидающих школу, а также политику, направленную на улучшение успеваемости учащихся, где основное внимание уделяется следующим аспектам: 1) увеличение участия родителей; 2) улучшение школьной программы и процесса обучения (минимально необходимый уровень образования); 5) районная программа общего образования и 6) национальная программа питания в общеобразовательных школах. Для закрепления всеобщего права и обязанности получения начального образования Верхняя палата парламента внесла 83-ю поправку в Конституцию. Впоследствии группа экспертов по финансированию образования, созданная для изучения потребностей в дополнительных ресурсах, необходимых для введения обязательного образования для детей в возрасте 6-14 лет, представила доклад, который сегодня находится на рассмотрении правительства. Также была создана Национальная организация по вопросам начального образования. С тем чтобы наметить пути по введению всеобщего обязательного начального образования был создан Национальный Комитет министров образования штатов, председателем которого является министр по развитию человеческих ресурсов.

В 1987 году была запущена специальная программа (Operation Blackboard Scheme), которая была призвана обеспечить все начальные школы страны необходимыми условиями для обучения, в частности, предоставить двух учителей каждой школе и школьное оборудование. В 1993 количество учителей, предусмотренных программой, было пересмотрено и увеличено с двух до трёх при наборе, превышающем 100 детей. Также в рамках программы в средних школах увеличилось количество учителей, и на нужды школ были выделены дополнительные учебные пособия. Центральное правительство полностью покрывает расходы на учебные, методические пособия и выплачивает зарплаты учителям в период действия плана. Строительство школ является ответственностью штатов. В 1997-1998 гг. всем начальным и средним школам было выдано 522.902 и 125.241 учебников соответственно. Должность третьего учителя была санкционирована для введения в 53037 начальных школах, в то время как дополнительных учителей получили 71614 средних школ. В 1999-2000 гг. предложено одобрить введение ещё 30000 должностей третьего учителя в начальных школах и 20 000 дополнительных учителей в средних школах.

В 1979 году была запущена Программа неформального образования (Non-Formal Education), которая была призвана обеспечить образования детям в возрасте 6-14 лет, оставшимся за рамками формального образования. В главном фокусе программы стали 10 штатов с низким уровнем образования, однако она осуществлялась и в городских трущобах, горных, племенных и других отсталых районах.

Подготовка учителей
В соответствии с Национальной политикой в области образования и Планом действий 1986 г., спонсируемая центральным правительством Программа реорганизации подготовки учителей вступила в силу в 1987-88 гг. Программа предусматривала создание жизнеспособной институциональной инфраструктуры, академической и ресурсной базы для обучения и повышения педагогической квалификации школьных учителей, преподавателей для взрослых и неформальных образовательных учреждений, а также специалистов в области переподготовки учителей. В рамках данной программы в каждом районе было решено открыть образовательно-подготовительный институт с целью обеспечить академическую поддержку учителям начальных классов и преподавателям для взрослых и неформальных образовательных учреждений. Программа также предусматривала повышение статуса институтов подготовки преподавателей средней школы до уровня колледжей преподавательского образования и институтов фундаментальных исследований в сфере образования (Institutes of Advanced Studies in Education) для подготовки новичков и повышения квалификации действующих преподавателей. В задачу IASE входит проведение подготовительных программ для преподавателей начальных классов, программ повышения квалификации преподавателей начальных и средних школ и директоров средних школ, фундаментальные и прикладные исследования, особенно в междисциплинарных областях, подготовка методических пособий (руководств) для районных образовательных учреждений, а также оказание содействия колледжам по подготовке преподавателей. Всего к 31 марту 1999 года были выданы разрешения на открытие 451 районных образовательных институтов, 76 колледжей по подготовке преподавателей и 34 институтов фундаментальных исследований в сфере образования в различных штатах и союзных территориях. Двадцать Советов по исследованиям в области образования и подготовке кадров получили финансовую поддержку. Миллион учителей прошли подготовительный курс в рамках специальной программы по определению специализации школьных преподавателей, во время которого они учились работать с учебным материалом и оборудованием, а также знакомились с требованиями минимального уровня знаний (Minimum Levels of Learning), где упор сделан на преподавании языка, математики и изучении окружающей среды. В 1995 году правительством Индии был создан Национальный совет по подготовке педагогов. Его задачей является обеспечение планового развития системы подготовки педагогов, регламентирование и подержание стандартов и норм педагогического образования и др.

<Высшее образование>
В систему высшего образования входят примерно 178 университетов и 39 учебных заведений, считающих себя университетами, а также 11 учебных заведений общенационального значения, 65 исследовательских учреждений, 6759 колледжей общего профиля и 1770 колледжей, дающих профессиональное образование. Для поступления в высшее учебное заведение не нужно сдавать вступительных экзаменов.

Крупнейшими университетами Индии являются: Калькуттский (150 тыс. студентов), Бомбейский (Мумбайский, 150 тыс.), Раджастханский (150 тыс.), Делийский (130 тыс.), Университет имени М.К. Ганди (150 тыс.).

Помимо традиционных вузов, в Индии существуют университеты с ярко выраженной спецификой: Висва Бхарати и Индира Кала Сангитх в Хайрагархе, где знакомят исключительно с индийской музыкой; Рабиндра Бхарати в Калькутте, который ориентирован на обучение языку бенгали и тагороведению, ивестен так же женский университет в Бомбее.

В последние десятилетия преобладает число студентов инженерно-технических специальностей, хотя доля выпускников гуманитарных вузов остается высокой – около 40%. Техническое образование играет чрезвычайно важную роль в национальной экономике и развитии человеческих ресурсов Индии. За последние полвека данная область образования получила значительное развитие. В настоящее время 185 институтов предлагают аспирантуру по инженерии и техническим дисциплинам, куда ежегодно поступают 16,8 тыс. студентов. Кроме государственных институтов и технологических институтов в штатах, существуют и такие, которые находятся в совместном ведении центрального и правительств штатов, а также частные институты.

Среди главных институтов, готовящих технологов и управленцев, технические институты в Мумбаи, Дели, Канпуре, Кхарагпуре, Ченнаи и Гувахати, а также шесть институтов по управлению в Ахмадабаде, Калькутте, Бангалоре, Лакхнау, Индоре и Каликуте. Для получения первой университетской степени требуется три года. В пределах системы высшего образования в Индии имеются три уровня принципов квалификаций: бакалавр, магистр (уровень аспирантов) и докторский. Для получения степени бакалавра в искусствах, торговле и науках необходимо 3 года образования (после 12-летнего школьного образования). Для получения бакалавра в сельском хозяйстве, стоматологии, фармакологии, ветеринарии срок обучения – 4 года, в то время как на изучение архитектуры и медицины требуется более длительное время (5-5,5 лет). Совершенно другие сроки получения степени бакалавра в журналистике, библиотековедении и правоведении.

Система высшего образования Индии дает три степени:
- бакалавр - Undergraduate уровень, время обучения от тех до пяти лет и более в зависимости от специальности,
- магистр - уровень Аспирантов, время обучения два года,
- доктор - Pre-докторский уровень,

Академическая Структура Квалификации:

Для получения cтепенb Бакалавра в искусствах, торговле и науках необходимо три года образования (после 12-летнего цикла школьного образования). Бакалавр в сельском хозяйстве, стоматологии, фармакопеи, ветеринарии требует обучения на протяжении четырех лет, в то время как на изучение архитектуры и медицины требуется более длительное время (пять и пять с половиной лет соответственно). Совершенно другие сроки получения степени Бакалавра в журналистике, библиотековедении и правоведении.

Получение степени магистра имеет, как правило, двухгодичную подготовку. Pre-докторский уровень принят после завершения степени Мастера.

Ключевые слова: Система образования в Индии, Система образования Индии, Образование в Индии, Школьное образование в Индии, Высшее образование в Индии, Индия, Высшие учебные заведения Индии
Key Words: India, Education, The education system in India
Список источников:
1.
2.





























1. Информация о стране.
Официальное название - Республика Индия;
Государство в Южной Азии. Столица - Дели;
Парламентская республика;
Государственные языки - хинди, английский.

2. Условия легализации документов об образовании\квалификации в РФ.
Документы об образовании, выданные образовательными организациями Индии, имеют законную силу на территории РФ без какого-либо дополнительного удостоверения, - не требуют ни консульской легализации, ни апостилирования. Это означает, что переводы и копии документов могут быть заверены нотариусом в стране выдачи документов.

Основание:
1. Договор от 3 октября 2000 года между Российской Федерацией и Республикой Индией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам.


3. Система управления образованием.
Министерство развития человеческих ресурсов - основной орган, регулирующий политику в области образования. Департамент школьного образования и грамотности отвечает за школьное образование. Департамент высшего образования осуществляет управление в сфере высшего образования, включая контроль за деятельностью высших учебных учреждений.
Центральный совет по среднему образованию - основными задачами являются контроль за формированием и деятельностью средних учебных заведений, проведение экзаменов за 10 и 12 класс на территории всей страны, разработка планов обучения и пр.
Обучение в большинстве вузов Индии ведётся на английском языке. Высшее образование в стране предоставляется на уровне программ европейских вузов.
Министерство развития человеческих ресурсов - основной орган, регулирующий политику в области образования. Департамент школьного образования и грамотности отвечает за школьное образование. Департамент высшего образования осуществляет управление в сфере высшего образования, включая контроль за деятельностью высших учебных учреждений.
Национальный совет по оценке качества и аккредитации - орган, подведомственный Комиссии по университетским грантам, осуществляющий аккредитацию высших учебных заведений и оценку качества образовательных услуг в секторе высшего образования.
Центральный совет по среднему образованию - основными задачами являются контроль за формированием и деятельностью средних учебных заведений, проведение экзаменов за 10 и 12 класс на территории всей страны, разработка планов обучения и пр.

4. Система образования.
Система образования Индии включает 8 уровней образования:
. дошкольное образование Pre-School Education (начинается для детей в возрасте 4 лет, длится 2 года);
. начальное образование Elementary Education (для детей с 6 лет длится 8 лет);
. неполное среднее образование Intermediate Education (с 12 лет и длится в течении 3 лет; по окончании выдается Basic Education Certificate);
. среднее образование Secondary Education (с 14 лет, обучение длится 2 года; по окончании получают Secondary School Certificate);
. старшее среднее образование Higher Secondary Education (с 16 лет, обучение длится 2 года, по окончании получают Higher Secondary (School) Certificate);
. профессионально-техническое образование Vocational and Technical Educatiоn (Поступление в 16-18 лет, обучение длится 0.5 - 3 года, в результате обучающиеся получают Undergraduate Professional Certificate (Diploma));
. бакалавриат First Undergraduate Level
Бакалавр (основная степень) - поступление в 18 лет, обучение 3-5.5 лет. В зависимости от длительности обучения объем программы составляет от 90 до 150 кредитов;
Бакалавр (вторая степень) - поступление в 21 год, 1-3 года обучение. Объем программы составляет от 30 до 90 кредитов. В некоторых случаях первая и вторая степени бакалавра присваиваются после окончания единой программы длительностью 5 лет. В этом случае объем программы колеблется от 150 до 180 кредитов.
. магистратура Postgraduate Level (Postgraduate Certificate (Diploma) поступление в 21 год, обучение длится 1-3 года, присваиваетсяMaster’s Degree);
. Докторантура Doctorate
Doctor of Philosophy - период обучении 2-3 года. На базе степени магистра можно получить степень доктора философии при обучении сроком не менее 3 лет, на базе магистра философии срок обучения, как правило, составляет 2 года. В академическом плане данная квалификация позволяет получить степень доктора философии в любой другой области;
Master of Philosophy - периодобучения 1-2 года. Программы, ведущие к получению данной квалификации, представляют собой курс подготовки к поступлению на программы, ведущие к получению степени доктора.

Учебный год в Индии длится с июля по март и включает 200 учебных дней в школе и 185 в высших учебных учреждениях.
Начальное образование в Индии является обязательным. В средней и старшей средней школе ученики ежегодно сдают итоговые тесты. Экзамены 9 и 11 класса проводятся собственными усилиями руководства образовательных учреждений. Экзамены 10 и 12 класса проводятся централизованно Экзаменационными советами штатов. Сертификаты, содержащие данные о результатах сдачи экзаменов за 10 и 12 класс, являются документами, свидетельствующими об окончании соответствующего уровня образования. Тестирование в 10 и 12 классах проводится по 5-6 предметам. Для успешной сдачи ученику необходимо набрать минимальное количество баллов по каждому предмету. Если тесты по предмету содержат теоретическую и практическую части, необходимо набрать минимум баллов, как в теории, так и в практике. Те ученики, которые не набрали проходное количество баллов по 1-2 предметам, могут пересдать эти дисциплины.
В системе высшего образования может использоваться кредитная система учета успеваемости студентов. В этом случае один кредит содержит 1 учебный час для предметов теоретической направленности и 2-3 часа для предметов практической направленности. Высшие учебные заведения помимо присвоения основных квалификаций, также предлагают программы сроком от 6 месяцев до 2 лет, ведущие к получению различных сертификатов и дипломов как в рамках первой, так и второй ступеней высшего образования. Некоторые учебные заведения реализуют программы дистанционного образования.
Документы об образовании, свидетельствующие об окончании определенного уровня среднего образования могут различаться в зависимости от органа, уполномоченного на выдачу соответствующих документов, а также от даты выдачи. Данные документы выдаются на хинди, английском, официальном языке штата или на двух языках - английском и одним из официальных языков штата. Документы должны содержать следующие отличительные характеристики:
- эмблема органа, ответственного за выдачу данного типа документов;
- подпись уполномоченного органом выдачи лица (как правило, это Секретарь Совета); дополнительно может присутствовать подпись руководителя школы;
- наименование органа, выдавшего документ;
- наименование экзаменов и дата их проведения;
- имя кандидата;
- наименование школы;
- направление программы обучения;
- перечень экзаменационных предметов;
- общее количество набранных баллов и максимальное значение;
- результат сдачи экзамена (division/grade/class).
К сертификату об окончании могут прилагаться сведения о результатах сдачи экзамена (markssheet, marksstatement, markscard и др.), содержащие полные данные о сданных предметах и оценках (в том случае, если сам сертификат не содержит такие данные). Оборотная сторона сертификата о сдаче экзаменов в большинстве случаев содержит дополнительную информацию, касающуюся результатов экзаменов и их трактовки.
Документы об образовании, свидетельствующие об окончании программы высшего образования, могут разливаться в зависимости от учреждения образования и от даты выдачи. Данные документы выдаются на хинди, английском, официальном языке штата или на двух языках - английском и одним из официальных языков штата. Документы должны содержать следующие отличительные характеристики:
- документ об окончании программы высшего образования представляет собой совокупность сертификата/диплома и табеля оценок;
- сертификат/диплом должен содержать печать образовательного учреждения и подпись уполномоченного учебным заведением лица;
- для некоторых программ предусмотрена выдача промежуточных сертификатов/дипломов с последующей выдачей основных документов выпускнику;
- табель оценок, как правило, выдается за каждый год обучения.
Табель оценок содержит информацию об изученных дисциплинах и полученных оценках, но не содержит информации об объеме изученных дисциплин; для получения такого рода информации необходимо получить их образовательного учреждения учебный план программы, однако в университетах, использующих кредитную систему оценки, объем предметов может указываться в кредитах.

Система оценки знаний учащихся
Система оценок в Индии может быть бальной, описательной, процентной или буквенной.

Схема системы образования страны

Вопреки бытующему мнению, что Индия относится к числу развивающихся стран, а потому и образование там в зачаточном состоянии, уровень знаний, который можно получить в индийских вузах, не уступает образовательному уровню европейских университетов. Ещё недавно, несмотря на богатое историческое наследие, где в области образования страна занимала одну из лидирующих позиций на мировой арене, и высокоразвитую культуру, Индия только стояла на пороге экономического развития и сильно уступала в этом отношении другим странам. Как следствие - общий уровень образования населения был низким. В последние десятилетия ситуация резко изменилась. Индия вошла в число активно развивающихся стран и заняла важную позицию в системе мировой экономики. Теперь страна, как никогда ранее, нуждается в высококвалифицированных кадрах, поэтому поддержка и развитие образовательной сферы и обучения - важнейшая задача социальной политики страны.

История индийского образования

С незапамятных времён Индия была крупнейшим культурным и образовательным центром во всём мире. Именно в Индии в 700 году до н. э. в Таксиле был основан первый в мире университет. Индийские учёные дали жизнь таким важным наукам, как алгебра, тригонометрия. Индийский учёный Щридхарачария ввёл понятие квадратных уравнений. Не стоит забывать и о том, что санскрит - древний индийский литературный язык - лёг в основу всех индоевропейских языков. Аюрведические медицинские практики, пришедшие к нам из Индии, применяются сегодня во всём мире. Ещё один интересный факт: искусство кораблевождения тоже родом из Индии - оно зародилось здесь ещё 4000 лет до н. э. Примечательно, что в современном слове «навигация», имеющем общий корень во многих славянских и европейских языках (англ., нем., фр. navigation, итал. navigatione), – индийская этимология: в его основе - санскритское «навгатих» (кораблевождение). Концепция современного образования в Индии направлена на воспитание разносторонне развитого человека, умеющего ценить красоту, искусство и богатое культурное достояние страны. В основе современной образовательной системы лежат ориентация на потребности народа, сохранение родного языка и культурных традиций. Одним из основных направлений социальной политики страны сегодня является повышение общего уровня образования населения, поэтому в штатах повсеместно строятся школы, пропагандируется обучение детей в школах в противовес домашнему образованию и работе с ранних лет.

Дошкольное образование

Системы дошкольного воспитания в Индии как таковой не существует. В стране традиционно развито домашнее дошкольное воспитание. До четырёх лет ребёнок находится дома под присмотром матери. Если оба родителя заняты на работе, прибегают к услугам нянечки или родственников. В некоторых школах имеются подготовительные группы, куда всё же можно отдать ребёнка, если нет возможности заниматься его воспитанием в домашних условиях. В таких группах малыш проводит большую часть дня и, кроме того что находится под постоянным присмотром, проходит этап подготовки к школе и даже начинает изучать иностранные языки (в основном английский).

Особенности среднего образования

Основное среднее образование в Индии сегодня обязан получить каждый гражданин вне зависимости от пола и социального статуса. Эта ступень является бесплатной. Минимальный образовательный уровень - 10 классов. Здесь дети учатся с 4 до 14 лет. Вторая ступень: 11 – 12 классы, этап является подготовительным для тех учащихся, кто решил продолжить своё образование в университете и получить специальность. Несмотря на то что каждый гражданин Индии имеет право получить бесплатное полное среднее образование, в стране существует система частных школ, где может вестись углублённое изучение отдельных предметов, уделяется повышенное внимание иностранным языкам. Во всех учебных заведениях используются инновационные методы обучения, однако качество образования в частных школах значительно выше, чем во многих государственных общеобразовательных учреждениях. Средняя стоимость обучения в частной школе составляет от 100 до 200 долларов в месяц, а иногда и выше.

Это интересно:

  • во всех средних школах учащимся предоставляется бесплатное питание;
  • именно в Индии находится самая большая в мире (!) школа, в которой обучается более 32 тысяч учащихся.

Видео: о стоимости обучения в индийских школах

Русские школы в Индии

Сегодня в Индии функционируют только три полноценные русскоязычные школы: две начальные школы при Генеральном консульстве РФ в Мумбаи и Ченнаи и одна средняя общеобразовательная школа при Посольстве Российской Федерации, располагающаяся в Нью-Дели. Альтернативными способами получения образования для русскоязычных детей, проживающих вместе со своими родителями на территории Индии, являются дистанционное обучение, семейное обучение или экстернат. , где сегодня проживает наибольшее количество русскоязычных семей, есть практика создания частных дошкольных заведений с русскоязычным педагогическим персоналом. Но, как правило, такие детские учреждения создаются в частном порядке по инициативе родителей и не работают систематически.

Система высшего образования

Система высшего образования в Индии имеет трёхступенчатую структуру:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • докторантура.

Длительность обучения напрямую зависит от выбранной специальности. Так, период учёбы в области торговли, искусств составляет три года, а чтобы получить специальность в сфере сельского хозяйства, медицины, фармакологии или ветеринарии, необходимо проучиться четыре года.

Обучение на бакалавриате требует обязательного наличия документа о полном среднем образовании (12 лет). После окончания бакалавриата выпускник имеет право продолжить учёбу в магистратуре (2 года) либо пойти работать. Ввиду активного развития экономики страны в последние десятилетия основной упор в системе высшего образования Индии делается на технические специальности, в то время как гуманитарные направления составляют порядка 40% от общего числа. Государственные и частные предприятия заинтересованы в получении высококвалифицированных специалистов, поэтому принимают активное участие в развитии образовательной структуры страны. Самыми популярными специальностями индийских высших учебных заведений являются:

  • IT-технологии;
  • инженерные специальности;
  • менеджмент;
  • фармакология;
  • ювелирное дело.

Для граждан Индии образование в государственных высших учебных заведениях может быть бесплатным. Иностранные граждане принимаются в государственные вузы на бюджетной основе только при условии предоставления университетом гранта на обучение. При этом цена в коммерческих индийских вузах по европейским меркам достаточно невысока: стоимость двух полных семестров в самом престижном высшем учебном заведении Индии не превышает 15 000 долларов в год. При поступлении на контрактной основе абитуриент обязан предоставить подтверждение о платёжеспособности (это может быть выписка с банковской карты). Широкое распространение в системе индийского высшего образования получило виртуальное и дистанционное обучение. Многие университеты принимают участие в международных научных программах, бесплатно делятся собственными курсами в области инженерии, информационных технологий и других сфер. IT-специалисты, получившие образование в одном из индийских вузов, востребованы сегодня во всём мире.

Несколько разнится система высшего образования в соседнем Китае:

Индийские женщины учатся в университетах наравне с мужчинами, но при трудоустройстве по специальности предпочтение до сих пор отдаётся специалистам мужского пола

Популярные университеты Индии

Система высшего образования в Индии представлена более чем 200 высшими учебными заведениями, в которых обучается более 6 миллионов студентов из Индии и других стран мира. Сегодня Индия занимает третье место в мире после Китая и США по количеству высших учебных заведений. Индийские вузы делятся на университеты федерального значения и университеты, предлагающие обучение в пределах одного штата.

Таблица: самые популярные и крупнейшие вузы Индии

Университет Описание
Один из старейших университетов Индии. Функционирует с середины XIX века. Сегодня в университете обучается более 150 тыс. студентов на разных факультетах и специальностях: гуманитарный, юридический, организация и ведение бизнеса, художественный, научный, педагогический, журналистики и библиотечного дела, инженерный, сельскохозяйственный.
Бомбейский (Мумбайский) университет Расположен в Мумбаи и насчитывает сегодня более 150 тыс. студентов. Входит в число федеральных университетов. Осуществляется обучение по следующим специальностям: менеджмент, химия, медицина, инженерия и др.
Раджастханский университет Расположен в г. Джайпур. Специализируется на сельскохозяйственных направлениях.
Университет расположен в Нью-Дели и функционирует с начала XX века. Имеет статус государственного университета. Сегодня здесь обучается порядка 220 тыс. студентов.
Университет им. М.К.Ганди Относится к числу ведущих университетов страны. Основан в 1983 году. Предлагает обучение по следующим программам: физика, химия, исследования в области нанотехнологий, медицина, психология, философия, связи с общественностью, изучение окружающей среды.
Хайрагархский университет Индира Кала Сангитх Специализированный университет. Здесь обучаются студенты, решившие посвятить себя индийской музыке.
Варанасский университет индуизма Достаточно молодое высшее учебное заведение (основан в 1916 году), однако при этом является одним из самых популярных вузов в Индии на сегодняшний день. В университете числится более 15 тыс. студентов, занимающихся изучением индийской философии, буддизма, культуры и искусства и многих других направлений.
Университет Наланда Один из старейших университетов Индии - основан в V в. н. э. на базе буддистского монастыря и функционировал на протяжении многих веков. Современную жизнь университет получил недавно - в 2012 году был осуществлён первый набор на два факультета: исторических наук и окружающей среды. В настоящее время ведётся реконструкция исторического здания университета, которую планируют окончить к 2020 году. В университете к этому времени будет функционировать 7 факультетов.

Фотогалерея: лучшие индийские университеты

В стенах древнего университета Наланда зародились первые ростки индийских философских течений, медицинских, инженерных и других знаний С 1996 года Бомбейский университет носит наименование Мумбайский - по названию города, в котором он расположен На 8 факультетах Калькуттского университета обучается более 150 тысяч студентов За 100 лет своего существования Варанасский университет стал одним из ведущих вузов Индии Делийский университет - одно из самых престижных высших учебных заведений страны

Особенности образовательного процесса

Преподавание в университетах Индии ведётся, как правило, на английском языке, поэтому хорошая языковая база - одно из основных требований к абитуриентам. Высших учебных заведений, где велось бы преподавание на русском языке, в Индии нет. В отдельных университетах преподавание ведётся на языках соответствующих штатов, в которых находится университет. Однако и в таких вузах англоязычное обучение всё же предпочтительнее даже среди местных жителей. В отличие от России и многих других стран мира , где учебный год начинается в сентябре, индийские школьники и студенты приступают к учёбе в июле. Любопытно, что дату начала учебного процесса каждое учебное заведение назначает самостоятельно, то есть учёба может начаться как 1, так и 20 июля. По окончании каждого семестра студенты сдают экзамены. Что касается школ, то здесь отсутствует система текущей оценки знаний. По окончании учебного года школьники сдают итоговые экзамены в устной форме или в виде тестирования. Самые длинные каникулы в индийских учебных заведениях в мае и в июне - это самые жаркие месяцы в стране. В индийских школах принято носить школьную форму. Девочки надевают здесь удлинённые платья, мальчики - рубашки или футболки и шорты.

Поступление в вузы Индии для иностранцев

Для того чтобы поступить в высшее учебное заведение Индии на степень бакалавра, необходимо иметь аттестат о полном среднем образовании. Подтверждение аттестата не требуется - документ, полученный после окончания российской школы, приравнивается к двенадцати классам образования в Индии. Необходимо только сделать перевод аттестата на английский язык и заверить его у нотариуса. Для поступления на магистерскую ступень потребуются копии аттестата о полном среднем образовании и диплома бакалавра, переведённые на английский язык и заверенные у нотариуса. Ещё одним важным требованием, предъявляемым при поступлении, является наличие свидетельства о прохождении курсов английского языка. Преподавание во многих вузах ведётся именно на английском, поэтому языковая подготовка крайне важна для последующего обучения. Сдавать вступительные экзамены нет необходимости, только некоторые университеты используют систему предварительного тестирования. Во время учёбы иностранные студенты, как правило, проживают в общежитиях или гостиницах, которые предоставляются студентам бесплатно. Если по каким-либо причинам нет желания пользоваться бесплатным предоставленным жильём, можно снять квартиру. Аренда квартиры будет стоить от 100 до 300 долларов в месяц в зависимости от города и штата, в котором расположен университет. Большим недостатком для иностранных студентов является отсутствие возможности подработать во время учёбы. Официальное трудоустройство студентов в период обучения запрещено индийским законодательством. При желании возможно найти нелегальную работу (сегодня теневой рынок труда составляет в Индии более 80% от общего количества рабочих мест), но следует помнить о том, что неофициальное трудоустройство строго карается индийским законодательством.

Стипендии и гранты

Индийские вузы пользуются всё большей популярностью среди молодёжи из многих стран мира. Несмотря на то что государственные вузы осуществляют набор на бюджетные места только абитуриентов, имеющих индийское гражданство, сегодня и иностранные студенты имеют возможность получить высшее образование в одном из университетов Индии бесплатно. Для этого следует подать заявку на получение стипендии или гранта и добиться её одобрения. Выдачей стипендий и грантов на обучение в одном из университетов Индии занимается Индийский совет по культурным связям. Как правило, ведущие федеральные университеты ежегодно выделяют несколько грантов для иностранных студентов. Поэтому если вас интересует учёба в конкретном вузе, следует дождаться, пока университет выделит грант по интересующей вас специальности (как правило, информация выкладывается на сайте Посольства Индии или на сайте соответствующего университета), и подать заявку.

Кроме того, существует ряд программ государственного финансирования, по которым граждане России и других стран СНГ могут получить бесплатное образование в Индии. Одной из самых востребованных является ITEC: программа предлагает студентам получить бесплатное образование в одном из федеральных индийских вузов по направлениям: банковское дело, связи с общественностью, малый бизнес, менеджмент. При этом обучающимся по программе ITEC регулярно выплачивается стипендия около 100 долларов в месяц, а также предоставляется бесплатное общежитие или гостиница. Обучаться по программе ITEC студент имеет право лишь единожды. Ещё одной реальной возможностью поучиться в индийском вузе являются программы стажировок и обмена, в которых индийские университеты принимают активное участие.

Получение студенческой визы

Граждане, планирующие поездку в Индию, а также пребывание там с целью учёбы, должны оформить студенческую визу, которая открывается сроком от 1 года до 5 лет и может быть выдана только при условии официального зачисления в высшее учебное заведение. Кроме того, заведение в обязательном порядке должно иметь аккредитацию (в особенности это касается коммерческих вузов). Кроме стандартного пакета документов (заявление-анкета, оригинал и копия заграничного паспорта, копия гражданского паспорта, 3 фотографии), лицо, претендующее на получение студенческой визы, обязано предоставить:

  • письмо-подтверждение из университета о зачислении;
  • при поступлении на обучение на контрактной основе - подтверждение оплаты первых двух семестров, а также подтверждение платёжеспособности студента: годичное пребывание - не менее 1000 долларов, пребывание на более длительный срок - не менее 2000 долларов;
  • при поступлении на бюджетную основу - подтверждение того, что приглашающая сторона берёт на себя все расходы, связанные с проживанием и обучением.

Перспективы трудоустройства после учёбы

В вопросе трудоустройства следует смотреть правде в глаза: получить вакантное место выпускнику вуза, не имеющему индийского гражданства, практически невозможно. Сегодня на одно вакантное место в крупную компанию претендует около 500 специалистов, имеющих высшее образование и прекрасно владеющих английским языком и хинди. Иностранный студент, едва ли знающий хинди и в большинстве случаев обучавшийся на английском языке, вряд ли сможет составить достойную конкуренцию местным жителям. Единственный шанс остаться после учёбы в Индии, получить работу и вид на жительство - зарекомендовать себя во время учёбы. Индийские производственные и другие компании активно сотрудничают с университетами и делают ставки на особо талантливых студентов, в том числе и из других стран.

При желании можно использовать шанс и отправится на работу в Китай:

Таблица: плюсы и минусы получения высшего образования в Индии

Плюсы Минусы
В период учёбы есть возможность поближе познакомиться с богатой индийской культурой, а также подтянуть знания английского языка. Обязательное требование к студентам факультетов различных направлений - хорошее знание английского языка.
Низкая стоимость обучения. Низкий уровень жизни.
Низкая стоимость проживания. Нет возможности работать во время учёбы.
Индийские учебные заведения дают хороший уровень подготовки. IT-специалисты-выпускники индийских вузов востребованы сегодня во многих странах мира. После получения диплома очень малы шансы трудоустройства в одной из индийских компаний.
Активно развиты программы выдачи стипендий и грантов, а значит, высока вероятность бесплатного обучения.
Для поступления в вуз не нужно сдавать вступительные экзамены.
Иностранным студентам предоставляется бесплатное общежитие или номер в гостинице.

Индия — это удивительная страна, где люди стремятся получить знания, вопреки популярным стереотипам, которые сложились о государстве в европейских странах. Бедность — это единственное, что осложняет процесс получения образования.

На сегодняшний день в Индии довольно сложная ситуация с образованием. Здесь своё влияние оказывает сложишийся издревле менталитет людей и, конечно же, экономическая составляющая страны в целом. В многомиллионной стране, где большой процент людей живет на пороге бедности, очень мало образованных людей. Но благодаря последней проведенной реформе в системе образования, все дети могут получить необходимый минимум, школьное образование. А что касается дальнейшего обучения, практически половина семей не может себе позволить отправить детей в высшее учебное заведение.

Вот основные демографические показатели Индии за 2014 год:

  • Родившихся: 26 631 414 человека
  • Умерших: 9 499 426 человек
  • Естественный прирост населения: 17 131 987 человек
  • Миграционный прирост населения: -152 397 человек
  • Мужчин: 664 489 564 человека (по оценке на 31 декабря 2014 года)
  • Женщин: 622 466 828 человек (по оценке на 31 декабря 2014 года)

Дошкольное образование

На протяжении столетий, в индийской семье матери всегда сидели с детьми до их поступления в школу, т.е. никаких детских садов в Индии никогда не было. И всё обучение у них начиналось лишь в школе. В современных услових, когда оба родителя имеют полное право работать, детей нужно где-то оставлять. Поэтому начали появляться дошкольные учреждения, которые являются платными и уже стали обязательными для поступления в школу. Дальше Вы узнаете почему.

Для того, чтобы дети попали в школу, им предстоит успешно сдать непростые тесты, как на знание и написание алфавита, простых слов, счет до 100 и сложение. После этого детям выдается первый в их жизни сертификат с оценками, на основании которых школы принимают решение о зачислении ребенка для дальнейшей учебы. Конечно же, для получения таких знаний родителям приходится отдавать своих детей в различные подготовительные школы с очень раннего возраста, уже с 3-х лет.

Бедное население Индии чаще принуждают своих детей работать, нежели отдавать их учиться. Хотя в стране давно существуют бесплатные школы и принят закон, по которому родители обязаны обеспечить ребенка возможностью посещать школу.

Группы в подготовительных школах

Существует 4 основых группы в подготовительных школах, через которые проходит ребенок:

  • «Play group» — группы для самых маленьких, сюда детей отдают уже с 2-летнего возраста. Здесь дети находятся и играют до трёх часов в день, и посещение этой группы не обязательно;
  • «Nursery group» — это группа уже обязательна для посещения и называется ясельной группой. Здесь дети уже гораздо больше учатся, чем играют, хотя практически половина обучения проходит в игровой форме. Очень тяжело заставить трехлетнего ребёнка учиться. Именно здесь дети получают свои первые домашние задания, которые обязательны к выполнению. Выходит, что у детей в 3-4 года уже имеются свои маленькие обязанности;
  • «LKG — Lower Kinder Garten» — привычная нам старшая группа. Дети в 5 лет уже обязаны знать и писать весь английский алфавит, читают и пишут первые несколько букв главного языка Индии — хинди, изучают счет до 100;
  • «UKG — Upper Kinder Garten» подготовительная группа. После окончания этой ступени обучения, в 6 лет, ребенок знает и может полностью рассказать и написать алфавит на языке хинди, свободно пишут и читают слова на английском из 5-7 букв, умеют писать любое число до 100, решать простой математический пример (сложение, вычитание, определение большего или меньшего). После этой группы ребенок поступает в школу.

Школа

Школьное образование в Индии бесплатное, но у обеспеченных родителей всегда есть возможность отдать ребёнка в различные частные школы и престижные государственные учреждения. Стоимость в таких школах колеблется в районе 100 $ в месяц, но и уровень знаний, получаемых ребенком, в этом случае на порядок выше. В таких школах дети получают полные объемы языковых знаний, и, после окончания частной школы, дети полноценно будут владеть тремя языками — это английский язык, язык своего штата и хинди.

Хорошую государственную школу нужно ещё поискать, но родители готовы отдавать своих детей в любую школу, где у них есть возможность получить минимально необходимое образование. Главная особенность всех школ в Индии — это бесплатное питание для всех учащихся. Это не значит, что в школах разнообразное меню, но голодным ребёнок точно не останется.

После того, как родители определились с выбором школы, им необходимо собрать необходимые документы для поступления, оплатить обязательный для всех взнос, а ребёнку пройти необходимый тест и собеседование.

Высшее образование в Индии

В Индии на сегодняшний день работает более 200 высших учебных заведений. Из них 16 считаются самыми престижными. Лидирующее место занимает университет Наланда, который был построен в 5 веке нашей эры.

В этой стране есть очень много университетов, в которых преподают одно узкопрофильное направление. Например, университет Рабинда Бхарати, здесь преподают язык тагороведения и бенгали; университет Индира Кала Сангитх, здесь студентов знакомят с индийской музыкой. Самые знаменитые университеты в городах Мумбаи, Калькутта и штате Раджастан.

Так как Индия долгое время была английской колонией, то система образования здесь практически соответствует британскому варианту. В высших учебных учреждениях существует 3 ступени образования, каждую из которых может освоить учащийся: бакалавр, магистратура и доктор наук.

На сегодняшний день самое популярное направление в университетах — техническое, где обучают высококвалифицированных инженеров. Благодаря тому, что экономика Индии динамично развивается, такие специалисты очень востребованы.

к нам пришли тригонометрия, алгебра и, самое главное, десятичная система исчисления. Древняя игра шахматы также родом из Индии. Индийские врачи знали кесарево сечение, достигли высокого мастерства в деле вправления костей, пластическая хирургия была развита у них выше, чем где бы то ни было в древнюю эпоху.

Какова же была система образования Индии в прошлом?

Согласно предписаниям священных сочинений обучение мальчика (брахмачарина) начиналось на четвертом или пятом году жизни и должно было проходить в доме наставника-брахмана (гуру). Ученик обязан был оказывать своему наставнику всяческое почтение, прислуживая ему и беспрекословно повинуясь. Обучению девочек уделяли меньшее внимание.

Обучение начиналось с усвоения правил выполнения сандхьи, т.е. утренних, полуденных и вечерних обрядов, состоявших в чтении «Гаятри», задержки дыхания, заглатывании и разбрызгивании воды, а также в возлиянии воды в честь Солнца, которое было скорее символом личного бога верующего, например, Вишну или Шивы, а не божеством само по себе. Обряды считались обязательными для всех и в различных формах выполняются до настоящего времени.

Основным предметом изучения были веды (гимны). Наставник читал наизусть веды нескольким ученикам, сидевшим перед ним на земле, и они с утра до вечера повторяли стих за стихом до полного запоминания. Иногда, чтобы достигнуть полной точности воспроизведения, гимны заучивались несколькими способами: сперва в виде связных отрывков, затем по каждому слову в отдельности (падапатха), после чего слова объединяли в группы по принципу аб, бв, вг и т. д. (крамапатха) либо еще более замысловатым способом. Благодаря столь разработанной системе тренировки терпения и мнемонического контроля у многих поколений наставников и учеников выработались те исключительные свойства памяти, которые позволили сохранить веды для потомства в той точной форме, в какой они существовали приблизительно за тысячу лет до нашей эры.

Ученики, жившие в доме гуру, не ограничивались изучением одних лишь вед. Существовали другие области знания, так называемые «Части веды», т.е. вспомогательные науки, необходимые для правильного понимания священных текстов. К этим шести ведантам относились: кальпа – правила выполнения ритуала, шикша – правила произношения, т.е. фонетика, чхандас – метрика и просодия, нирукта– этимология, т.е. объяснение непонятных слов в ведийских текстах, въякаранэ – грамматика, джьотиша – наука о календаре. Кроме того, наставники обучали специальным светским предметам – астрономии, математике, литературе.

Некоторые города прославились благодаря жившим в них знаменитым учителям и приобрели репутацию центров просвещения. Древнейшими и наиболее крупными центрами считались Варанаси и Такшашила (Таксила). Среди знаменитых ученых называют Панини, грамматика IV в. до н. э., брахмана Каутилью, основоположника науки о государственном управлении, а также Чараку, одного из светил индийской медицины.

Хотя по идеалам смрити под началом одного наставника должно находиться всего несколько учеников, тем не менее в «университетских городах» существовали более крупные учебные центры. Так в Варанасе было организовано учебное заведение на 500 учащихся при сравнительно небольшом числе учителей. Все они содержались на средства благотворительности.

С распространением буддизма и джайнизма образование можно было получить не только в доме учителя, но и в монастырях. В средние века некоторые из них стали настоящими университетами. Наибольшей известностью пользовался буддийский монастырь Наланда в Бихаре. Программа образования в Наланде не исчерпывалась одной лишь подготовкой неофитов в области буддийского религиозного учения, но включала также изучение вед, индуистской философии, логики, грамматики и медицины. В Наланде бесплатно обучалось не менее 10 тыс. студентов, которых обслуживал большой штат слуг.

Система гурукул не исчезла в Индии до сих пор. Современные гуру считаются воплощениями знаний, этики и заботы, а в образе шишья усилился волевой компонент, но это по-прежнему полный уважения ученик, который считает своего учителя маяком, озаряющим верный путь. Благодаря интегрированному подходу, студентам становится интереснее учиться, легче проявлять любопытство и вольготнее творить.

Слово «Учитель» звучит в Индии весьма респектабельно, ведь все понимают важность роли такой личности и для образования, и для общества всей страны.

День учителя празднуется 5 сентября, в день рождения доктора Сарвепалли Радхакришнана, и это дань памяти великого учителя.

Современная система образования сформировалась в Индии после обретения государством независимости в 1947 году.

Учебно-образовательная система страны включает в себя несколько этапов:

Дошкольное образование;

Школа (средняя и полная);

Средне-профессиональное образование;

Высшее и послевузовское образование с получением учёных степеней (бакалавр, магистр, доктор).

Государственная образовательная система действует по двум программам. Первая предусматривает обучение школьников, вторая - взрослых. Возрастной диапазон - от девяти до сорока лет. Также существует система открытого обучения, в рамках которой в стране работают несколько открытых университетов и школ.

Дошкольное образование начинается с трёх лет, обучение проходит в игровой форме. Процесс подготовки к школе длится два года.

Школьное образование Индии строится по единой схеме. Ребёнок начинает учиться в школе с четырёх лет. Обучение в течение первых десяти лет (среднее образование) является бесплатным, обязательным и осуществляется по стандартной общеобразовательной программе. Основные дисциплины: история, география, математика, информатика и предмет, вольный перевод которого обозначается словом «наука». С 7-ого класса «наука» делится на привычные в России биологию, химию, физику. Также преподаётся «политика», эквивалент нашему естествознанию.

Достигая четырнадцати лет и переходя в старшие классы (полное среднее образование), ученики делают выбор между фундаментальным и профессиональным образованием. Соответственно идёт углубленное изучение предметов выбранного курса.

Индия богата большим количеством и разнообразием ремесленных школ. Там в течение нескольких лет ученик помимо среднего образования получает востребованную в стране профессию.

В школах Индии кроме родного (регионального) языка обязательно изучение «дополнительного официального» - английского. Объясняется это необычайно большим количеством языков многонационального и многочисленного индийского народа. Английский является общепринятым языком учебного процесса, на нём написано большинство учебников. Также обязательно изучение третьего языка (немецкий, французский, хинди или санскрит).

Школьное обучение ведётся шесть дней в неделю. Количество уроков варьируется от шести до восьми в день. В большинстве школ есть бесплатное питание детей. Система оценок в индийских школах не существует. Зато два раза в год проходят обязательные общешкольные экзамены, а в старших классах - национальные. Все экзамены письменные, сдаются в виде тестов. Подавляющее большинство учителей в индийских школах - мужчины.

Каникулы в школах Индии выпадают на декабрь и июнь. В летние каникулы, которые длятся целый месяц, в школах открываются детские лагеря. Там кроме отдыха и развлечений с детьми проводятся традиционные творческие познавательные занятия.

В системе среднего образования Индии работают и государственные и частные школы.

Высшее образование в Индии престижно, разнообразно и популярно среди молодёжи. В стране работают более двухсот вузов, большинство из которых ориентированы на европейские стандарты обучения. Система высшего образования представлена в привычной европейцу трёхступенчатой форме. Студенты в зависимости от срока обучения и выбранной профессии получают степени бакалавра, магистра или доктора.

Среди наиболее популярных и престижных университетов - Калькуттский, Мумбайский, Делийский, Раджастханский, в каждом из этих вузов обучается по 130-150 тысяч студентов. В последние десятилетия в связи с уверенным развитием индийской экономики возросло количество вузов инженерно- технической направленности. Одними из самых привлекательных и достойных выступают здесь индийский институт технологий и институт менеджмента. Причём в последнем 50% обучающихся - иностранные студенты. Доля выпускников-гуманитариев в Индии составляет порядка 40%. Послевузовское образование в Индии также может быть бесплатным, как и начальное вузовское. На эти цели институты регулярно выделяют гранты, для получения которых как минимум необходимо наличие диплома и всё то же знание английского языка.

Получение высшего образования в России становится всё более популярным среди индийской молодёжи. Объясняется это несколькими факторами:

Высокий и всё возрастающий уровень высшего образования в России;

В сравнении с европейскими ценами обучение в российских вузах обходится намного дешевле;

Общая невысокая стоимость проживания.

Примечательно, что для поступления в российские университеты на коммерческой основе с обучением на английском языке нет необходимости в сдаче вступительных экзаменов. Во многих вузах России, включая Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко, проводят занятия русского языка (РКИ) для англофонов.

Все документы иностранных студентов должны быть легализированы: переведены на русский язык, заверены нотариусом.

Система образования в Индии на протяжении последних десятилетий претерпевает существенные изменения в сторону развития и усовершенствования. Причина тому - стремительный рост экономики страны и увеличение потребности в квалифицированных научных и рабочих специалистах. Большое внимание уделяется всем уровням образования - от дошкольного до высшего, получение хорошего образования и достойной специальности среди населения страны является одной из насущных жизненных задач.

Список литературы

1. Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. Пер. с англ., М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977. 616с. С ил. (Культура народов Востока).

2. Индия: Обычаи и этикет / Веника Кингсленд; пер. с англ. Е. Бушковской. – М.: АСТ: Астрель,2009. – 128с. («Краткий путеводитель»).