Кони на фонтанке. Городские легенды: Аничков мост, кони, Клодт. Образовательный центр «Аничков мост»

Каменный Аничков мост – самый любимый и посещаемый романтиками в Санкт-Петербурге. Многие до сих пор уверены, что красивое название мост получил от некой «Анечки». Однако, изучив историю, можно узнать, что он назван в честь инженера Михаила Аничкова, который руководил строительством первой деревянной переправы (прототипом современного моста) в начале далекого XVIII века.

Историческая справка

Первая деревянная переправа на месте нынешнего Аничкова моста была построена по указу Петра I еще в 1716 году. Тогда он стал частью строившегося Невского проспекта и одновременно служил пропускным пунктом, ведь находился на самом краю Санкт-Петербурга.

За несколько десятилетий он неоднократно реставрировался, на нем проводились капитальные работы. Лишь в средине XIX века, когда количество регулярно передвигающихся по мосту телег и экипажей возрастало с огромной скоростью, возникла необходимость расширять и укреплять границы моста.

Что упростить себе работу, управляющий процессом реконструкции генерал-лейтенант А. Д. Готман скомандовал разобрать старые сооружения и построить совершенно новый мост. В короткие сроки, чуть более чем за полгода над Невой появился новый мост. Открытие состоялось зимой 1842 года. Но и на этот раз ошибки, допущенные при строительстве, повлекли за собой деформации. Последней серьезной реконструкцией моста в 1906-1908 годах успешно занялся архитектор П.В. Щусев. С тех пор мост имеет неизменные три пролета разной высоты, облицованные красивым розовым гранитом кирпичные своды и гидроизолированные металлические конструкции.

Интересные факты

Известности и огромному количеству историй, связанных с Аничковым мостом, можно только позавидовать. Самые интересные факты:

  • Когда в 1726 году переправа стала разводной. Ее открывали для прохода судов с высокими мачтами. Но не только для этого. Чтобы волки из ближних лесов не попадали в город, переправу открывали в ночное время.
  • На старых картинах, срисованных с моста. Между пролетами можно увидеть ниши с решетками. Это долговые ямы, в которые попадали злостные неплательщики налогов или картежников. Так было до времен правительства Екатерины II, которая приказала замуровать проемы.
  • Скульптуры коней, которые украшают мост с обеих сторон, во времена войны были закопаны в сквере около Аничкова дворца и только в 1945 году их снова откопали и поставили на прежние места. Таким образом, они сохранили свой вид.

В любое время года, в любое время суток и в любую погоду на Аничковом мосту можно увидеть, как кто-то фотографируется на фоне легендарных бронзовых коней. Привезти домой такой снимок - настолько же обязательная часть туристической программы, как поход в Эрмитаж или подбрасывание монетки над памятником Чижику-Пыжику.

Между тем, мост далеко не сразу обрел свой «открыточный» вид: поначалу он был деревянным, а затем несколько раз перестраивался в камне..

Несуществующая Анечка

«Реставрация» в данном случае - не просто ремонт, а кардинальная перемена облика, которому предшествовала долгая история. Впервые заменить паромное сообщение пешим на этом участке постановил еще Петр I в 1715 году, распорядившись «за Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе сделать мост».

После деревянной переправы решено было возвести каменную. Фото: Commons.wikimedia.org Деревянное мостостроительство в те годы широко развернулось в Петербурге - переправы появлялись то тут, то там, и никакого сакрального значения их наименованию не придавали. Поскольку наводить мост на Фонтанке подрядили солдат располагавшегося неподалеку адмиралтейского «строительного батальона» под командованием майора Михаила Аничкова, то и мост стали звать «Аничковым» (с ударением на второй слог). Много позже молва породила миф о некой Анечке - безвестной героине туманной любовной истории, связанной не то с архитектором, не то с одним из строителей моста. В народе мост даже какое-то время называли Анечкиным. Но это не более чем красивая легенда. В 1739 году Комиссия по Санкт-Петербургским строениям постановила именовать мост Невским, но это название так и не прижилось.

Сам Аничков принадлежал к дворянскому роду, корни которого уходят в XIV век. Известно, что после постройки моста он дослужился полковника и владел участком, где сейчас находится Александринский театр. Оттуда к Садовой улице вел Аничков переулок, который сегодня зовется переулком Крылова. А Аничков дворец, построенный здесь в 1740-х годах, был назван просто по близости к одноименному мосту и к роду Аничковых отношения не имел.

Каменный век

На смену деревянной в 1785 году пришла каменная переправа. Прежде нее на реке Фонтанке были построены из камня Прачечный, Пантелеймоновский, Измайловский, Семеновский и Обуховский мосты, мосты Ломоносова и Белинского.

Впрочем, ветшать деревянный мост начал уже в 1720-х годах. Кроме того, он был настолько узким, что два экипажа с трудом могли разъехаться на нем. В 1921 году за его реконструкцию взялся голландец Герман ванн Болес, а воплощал его проект в жизнь Доменико Трезини. «Нынешнего 1721 года в январе месяце повелено отпустить из города архитектору Андрею Тризину к строению подъемного мосту, который строится через фонтаную речку, для ящиков дикого камня, из города четырнадцать саженей...», - говорилось в одном из документов того времени.

Благодаря Болесу мост приобрел разводной пролет, открыть который способны были два человека (раньше для прохода судов один из пролетов приходилось разбирать). В 1749 году по проекту архитектора Семена Волкова Аничков мост был перестроен. Одной из причин, по которым его требовалось укрепить, стал подарок императрице от персидского шаха - слоны, которых должны были торжественно провести по Невскому проспекту.

Так выглядел мост в 1830-х годах. Фото: Commons.wikimedia.org

Пришлось пожертвовать разводным пролетом, зато на въезде появились фонари на деревянных столбах. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше современной.

Спустя еще 30 лет всю Фонтанку одели в гранит, а мосты оформили однотипно по проекту француза Перроне. Перестроили и Аничков мост: он стал гранитным, трехпролетным и снова обрел разводной механизм. В начале XIX века каменные парапеты моста были заменены решетками с каменными тумбами в духе оград речных набережных. При въезде на мост установили каменные обелиски с фонарями.

Но к 1839 году стало ясно, что мост хоть и надежен, но слишком узок для разросшегося города. Было принято решение о перестройке, которая и придала мосту его современный вид.

Обретение коней

Проект перестройки моста был составлен инженер-майором Иваном Буттацем при участии инженера Александра Редера и подписан Николаем I в декабре 1840 года, а 22 мая 1841 года в основание нового Аничкова моста был положен первый камень. Работы под надзором директора Путейского института генерал-лейтенанта Андрея Готмана шли споро: уже через три месяца были выложены новые кирпичные арки, своды облицевали розовым гранитом, оставшимся от строительства Исаакиевского собора. Мост соорудили всего за полгода, после чего встал вопрос о его эстетическом оформлении.

Кони Клодта - один из самых известных "открыточных" видов Петербурга. Фото: Commons.wikimedia.org Сначала планировали украсить своды бронзовыми накладками, быки - декоративными вазами, а береговые устои - конными группами. Позже решили ограничиться лишь последними. Петербургский скульптор-анималист Петр Клодт в то время работал над скульптурами ведомых юношами коней, которые должны были украсить пристань на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. В итоге на пристани остались львы и вазы, а коням нашли иное применение: в ноябре 1841 года взвод саперов переместил их из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке. Их установили на западном берегу реки. С восточной стороны разместились гипсовые копии, выкрашенные под бронзу.

Еще год понадобился Клодту, чтобы создать вторую пару конных групп, но оказаться на Фонтанке им была не судьба: по указанию Николая I фигуры подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и перевезли их в Берлин. Тем временем обер-полицмейстер, следивший за состоянием моста, сообщал, что «у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной». Одна из гипсовых копий настолько обветшала, что у нее отвалился хвост.

Новые бронзовые скульптуры на Аничковом мосту были установлены лишь 9 октября 1843 года и простояли всего три года - на этот раз их подарили королю Сицилии Фердинанду II и увезли в Неаполь. Клодт увидел в этом знак судьбы и вместо очередных копий решил сделать совершенно новую композицию на тему покорения природы человеком.

Мост сегодня находится под охраной государства как памятник. Фото: Commons.wikimedia.org / Potekhin

Эскизы последних двух групп были готовы в 1848 году, а в 1850 скульптурные группы украсили наконец мост. Четыре образа соответствуют этапам укрощения коня: в первой группе изображен человек с кордой в руках, во второй - попытка коня вырваться на свободу, в третьей - постепенное утверждение воли человека, в четвертой - человек, спокойно идущий рядом с укрощенным конем. Кони третьей и четвертой группы, в отличие от первых, подкованы. Легенда гласит, что Николай I на церемонии открытия моста хлопнул художника по плечу и заявил: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!»

Еще три пары таких же скульптурных групп позже были установлены в Стрельне, в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой. Они стали одним из главных символов Петербурга. Об Аничковом мосту писал Александр Блок.





















Через реку Фонтанку
Длина моста - 54,6 м, ширина - 37,9 м. Неразводной трехпролетный каменный мост балочного типа.

Один из самых красивых и узнаваемых петербургских мостов , история которого берет начало от времен основания города.
До 1712 года Фонтанку называли Безымянным Ериком, или просто Ериком. А после того, как через эту реку перебросили трубы для устройства фонтанов Летнего сада, она стала именоваться «Фонтанной рекой». В то время это была серьезная водная преграда: в некоторых местах река разливалась до 200 метров, берега были заболоченными. Без моста через реку невозможно было представить себе путь в новый город. И в 1715 году Петр приказал: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». Мост «зделали». На его строительство потратили 50 рублей.
Переправа открылась в мае 1716 года. Изображений не сохранилось, но историки Петербурга сходятся в том, что это был один из множества типовых деревянных мостов легкой конструкции. Опоры, как тогда было принято, обили досками и разрисовали под каменные русты - «для виду».
Строили мост люди инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков . Батальон размещался на правом берегу Фонтанной реки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой».
На мосту, который тогда был южной границей города, был шлагбаум и застава, где у въезжающих в город проверяли документы и брали плату - деньгами или… камнями, которые нужны были для мощения улиц. Ночью город закрывали на замок, и открывали только для дворян. Люди подлые (низкого происхождения), хоть и спешившие в Петербург по делам, должны были дожидаться утра.
В 1718 году мост отремонтировали, чтобы доставить к императорскому двору подарок от шаха Ирана - слона и лошадей (животных доставил в город дворянин Андреян Лопухин). В 1721 году, с развитием судоходства по Фонтанной реке, мост еще раз перестроили, сделав подъемной его среднюю часть. Ее разводили несколько раз в сутки: днем - для пропуска парусных судов, и ночью - чтобы в город не забегали волки.
Деревянный мост в сыром климате ветшал быстро, поэтому Аничков ремонтировался много раз - в 1726 и 1742 годах, а в 1749 архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от прежнего.

Топонимы Петербурга

В честь инженера Михаила Аничкова
Название «Аничков» прочно закрепилось за этой переправой. Мост много раз перестраивался, и всякий раз городские власти пытались переименовать переправу в «Невский мост». Но этот топоним не прижился в Петербурге, мост так и остался Аничковым. Гости Петербурга, не знающие истории моста, называют его Аничковым, с ударением на первом слоге (отчего всплывает образ некоей мифической Анички), а коренные петербуржцы говорят правильно: АнИчков мост, с ударением на втором слоге.

Когда в Петербурге встречали императрицу Анну Иоановну, которой предстояло занять престол после смерти Петра II, на Аничковом мосту возвели деревянные резные триумфальные ворота в честь новой русской императрицы. Ту же арку обновили для встречи следующей императрицы - Елизаветы Петровны. Сооружение, пришедшее в негодность, разобрали в 1751 году.

В середине XVIII века Петербург стал активно застраиваться, границы города отодвинулись. Была создана Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы, которая, в числе других, руководила работами по обустройству берегов малых рек и каналов, и возведению каменных мостов вместо деревянных. В числе первых семи мостов, которые следовало перестроить, был и Аничков мост. Мосты строились по типовому проекту французского инженера Ж.-Р. Перроне (правда, документального подтверждения этому нет) - со средними разводными пролетами, которые поднимались при помощи цепей, и украшены башенками. Чтобы представить себе, как выглядел Аничков мост (он строился в период между 1783 и 1787 годами), достаточно представить себе мост Ломоносова, который также входил в ту «адресную программу», и практически с того времени не изменился. Сохранился еще Старо-Калинкин мост, но он был позже перестроен.
Аничков стал, таким образом, одним из семи первых каменных мостов в Петербурге.
Он исправно служил городу еще несколько десятилетий, а потом оказался узок для широкого Невского проспекта, к тому же деревянные части конструкции стали совершенно непригодными. И в очередной раз Аничков мост подвергся реконструкции. Современный вид переправа получила в 1841 году (проект инженера И. Ф. Бутаца). Работы были завершены в рекордный срок - всего за семь месяцев. Мост перестал быть разводным, проезжая часть стала значительно шире, три пролета выложили из кирпича, опоры моста облицевали гранитом. Для декоративной решетки ограды моста использовали рисунки немецкого архитектора Карла Шинкеля (точно такие же русалки-женщины и русалки-лошади есть на Дворцовом мосту в Берлине). Интересно, что та же тема - с мифическими водными конями - гиппокампами - появляется на первом большом мосту в Петербурге - Благовещенском. Автор рисунка - Александр Павлович Брюллов (непонятно, чей гиппокам был первым - его или Шинкеля?). Башни с моста убрали, вместо них на опорах установили пьедесталы, на которых, как предполагалось, должны были стоять декоративные вазы.

Но вместо ваз в 1841 году на Аничковом мосту поставили четыре конные скульптуры работы петербургского ваятеля Петра Карловича Клодта. Сначала на западной части моста появились отлитые в бронзе первые две статуи - «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». появились на западной стороне в 1841. Им соответствовали точно такие же статуи, но из гипса и выкрашенные под бронзу. В течение последующих десяти лет Петр Клодт будет отливать своих коней в бронзе, а император Николай будет дарить их европейским монархам. Таким образом, двойники клодтовских коней и их укротителей появятся в Берлине и Неаполе,; а также в Петергофе, Стрельне и в подмосковном имении Голицыных.
Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года. В газетах писали: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!.. Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!».

Согласно отчету Министерства финансов строительство стоило 195294 рубля серебром.
Но качество работ оказалось неудовлетворительным, и уже через несколько лет инженерная служба зафиксировала деформацию сводов. А через сорок лет, в начале XX века состояние Аничкова моста стало угрожающим. И Аничков мост в 1906—1908 годах перестроили, не меняя его облик. Работами руководил известный архитектор П.В.Щусев.

Страницы истории

Аничков мост во время войны
В начале войны конные скульптуры с постаментов сняли, но вывезти не успели. Коней Клодта поместили в ящики и закопали во дворе Аничкова дворца. А на их месте стояли ящики, в которых блокадники выращивали летом траву.
Аничков мост серьезно пострадал от артиллерийских налетов. 6 ноября 1942 года на мосту разорвалась 250-килограммовая бомба. Чугунная решетка и одно из гранитных оснований рухнули в Фонтанку. Но уже в ноябре по Аничкову мосту вновь пошел блокадный трамвай, через несколько дней удалось восстановить ограду (пьедестал достали только после войны).
На гранитных парапетах и перилах остались следы снарядов. Один из этих страшных следов заделывать не стали, оставив память о блокаде. Клодтовские кони, благополучно пережившие вражескую осаду, вернулись на место к 1 мая 1945 года.

В середине 90-х годов на Аничковом мосту полностью заменили чугунную решетку. Ее отлили на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске (если постараться, на ограде можно найти герб этого города - гибрид стилизованной снежинки и ядра с протонами).
Последняя реконструкция моста была в 2007—2008 годах.

Вот и Аничков мост, где несчастных коней
По приказу царя так жестоко взнуздали...
Я хотел бы спросить этих сильных людей:
«Вы свободу держать под уздцы не устали?»
(Александр Розенбаум)

Ани́чков мост - один из самых известных мостов Санкт-Петербурга. Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе. «Народная этимология», возводящая название к некоей Ане или Аничке, неверна.

До 1712 года Фонтанку называли Безымянным Ериком, или просто Ериком. А после того, как через эту реку перебросили трубы для устройства фонтанов Летнего сада, она стала именоваться «Фонтанной рекой». В то время это была серьезная водная преграда: в некоторых местах река разливалась до 200 метров, берега были заболоченными. Без моста через реку невозможно было представить себе путь в новый город. И в 1715 году Петр приказал: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост».


Неизвестный художник. Вид Аничкова Дворца и Невского проспекта от Фонтанки к Адмиралтейству. 2-я пол. XVIII в.

Приказ был исполнен к маю следующего года солдатами располагавшегося неподалёку адмиралтейского "строительного батальона". Руководил ими подполковник М. О. Аничков, фамилия которого впоследствии закрепилась в названии переправы.
Мост через Фонтанку стал пограничным для города. На его строительство потратили 50 рублей. Длина первого Аничкова моста составляла 150 метров, он перекрывал не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки. Ширина проезжей части была так узка, что на переправе не могли разъехаться две подводы. О размерах Аничкова моста можно судить по докладу от 15 мая 1716 года:
"На першпективе через реку Фонтанку сделано: намощено на обрубах длиннику 80 сажень, поперёк 3 сажени пластинами, да сверх пластин о весь мост намощено досками ширины 4,5 аршина, и подъёмные щиты сделаны, и во весь мост по обе стороны на перила положены брусья".
Для проводки по Фонтанке мачтовых судов упомянутые в докладе подъёмные щиты снимались и возвращались на место вручную. То есть разводного пролёта здесь изначально не было.
На мосту, который тогда был южной границей города, были шлагбаум и застава, где у въезжающих в город проверяли документы и брали плату – деньгами или… камнями, которые нужны были для мощения улиц. Ночью город закрывали на замок, и открывали только для дворян. Люди подлые (низкого происхождения), хоть и спешившие в Петербург по делам, должны были дожидаться утра.
Как любая деревянная постройка того времени Аничков мост быстро обветшал. В 1721 году, с развитием судоходства по Фонтанной реке, мост перестроили по проекту инженера Германа ван Болеса, реализацией которого занимался Доменико Трезини. Тогда сделали подъемной его среднюю часть. Ее разводили несколько раз в сутки: днем – для пропуска парусных судов, а ночью – чтобы в город не забегали волки.
Затем его ремонтировали в 1726 и 1742 гг., а в 1749 г. по проекту архитектора Семёна Волкова Аничков мост был перестроен. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны - подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит. При въезде на переправу установили фонари на высоких деревянных столбах. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше длины современного. Ныне длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина - 37,9 метров.

В 1780-х гг. берега Фонтанки одевали в гранит. Тогда же через Фонтанку по проекту Ж. Р. Перроне было построено семь однотипных каменных переправ. В 1783-1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трёхпролётный гранитный мост, средний разводной пролёт которого был деревянным. На его быках находились башни с разводным механизмом. Аничков мост оградили каменные парапеты. В начале XIX века их заменили решётки с каменными тумбами, повторяющие ограду набережных Фонтанки. При въезде на мост установили каменные обелиски, на каждом из них повесили по два фонаря.
Булыжную мостовую на Аничковом мосту в 1832 году сменила торцевая мостовая.


Река Фонтанка у Аничкова моста. М.-Ф. Дамам-Демартре. 1813 г.


Аничков мост. 1830 г.

К середине XIX века Аничков мост для главной улицы Петербурга стал слишком узок. В 1839 году было принято решение о его перестройке. Соответствующий проект, утверждённый в декабре 1840 года, разработали инженеры И. Ф. Буттац, А. Х. Редер и А. Д. Готман. Для наблюдения за его реализацией был создан специальный комитет, который возглавил директор Путейского института генерал-лейтенант А. Д. Готман.
Строительные работы осуществлялись подрядчиком Макаром Пименовым. Они были начаты с разборки старой переправы, а 22 мая 1841 года в основание нового Аничкова моста был положен первый камень. Три арки выложили всего за четыре месяца - нужно было как можно скорее восстановить движение по магистрали. На период строительства движение транспорта осуществлялось по временному обходному деревянному мосту.


Перестройка моста в 1841 году

Кирпичные своды нового Аничкова моста облицевали розовым гранитом, который в то время завозили в Петербург для возведения Исаакиевского собора. Все работы были завершены уже к осени, они длились всего шесть месяцев. Мост перестал быть разводным, проезжая часть стала значительно шире.
Для декоративной решетки ограды моста использовали рисунки немецкого архитектора Карла Шинкеля (точно такие же русалки-женщины и русалки-лошади есть на Дворцовом мосту в Берлине). Интересно, что та же тема – с мифическими водными конями – гиппокампами – появляется на первом большом мосту в Петербурге – Благовещенском. Автор рисунка – Александр Павлович Брюллов (непонятно, чей гиппокамп был первым – его или Шинкеля?).


В начале ноября 1841 года на Аничковом мосту были установлены перила и гранитные пьедесталы для статуй. По отчётам Министерства финансов строительство переправы обошлось в 195 294 рубля серебром. Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года (?). Движение по Аничкову мосту было открыто в январе 1842 года.
Изначально предполагалось украсить своды моста бронзовыми декоративными накладками, на каждом из быков поставить бронзовые вазы, а на береговых устоях - конные группы. Но в процессе строительства было решено ограничиться только последними.
В те годы петербургский скульптор-анималист Пётр Карлович Клодт работал над проектом художественного оформления пристани на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. Тогда её собирались украсить двумя скульптурами коней, ведомых юношами. Но планы изменились. На пристани были установлены львы и вазы. Укротителей коней же, по предложению скульптора, было решено установить на перестроенном Аничковом мосту.
Из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке клодтовских коней переместил взвод сапёров. По сведениям А. Л. Пунина это произошло 20 ноября 1841 года, а через два дня их установили на пьедесталах у западного берега реки. Это противоречит тому, что именно 20 ноября произошло торжественное открытие переправы.
Сначала на западной части моста появились отлитые в бронзе первые две статуи - «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». Им соответствовали точно такие же статуи, но из гипса и выкрашенные под бронзу на восточной части.
Через год Клодтом были изготовлены бронзовые копии конных групп. Когда бронзовые скульптуры уже были готовы к установке, их в 1842 году по указанию Николая I подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Кони Клодта оказались в Берлине. В качестве ответного жеста прусский монарх в 1845 году подарил Санкт-Петербургу два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре.
Гипсовые скульптуры на восточном берегу Фонтанки быстро пришли в негодность. Обер-полицмейстер сообщал президенту Академии художеств, что "у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной". В конце концов у лошади отвалился хвост, и обер-полицмейстер докладывал об опасности для пешеходов.
Новые бронзовые скульптуры на Аничковом мосту были установлены 9 октября 1843 года. Но в апреле 1846 года их сняли с переправы и снова подарили, на этот раз королю Сицилии Фердинанду II. Этим подарком русский царь отблагодарил сицилийского монарха за пышный приём его супруги. Скульптуры отправились в Неаполь, их место снова заняли гипсовые копии. В конце концов Клодт отказался от установки на Аничковом мосту копий и решил создать две новые композиции, развить сюжет "Покорение коня человеком".


По замыслу скульптора находясь на Аничковом мосту нельзя увидеть все четыре фигуры. Их нужно рассматривать постепенно, одну за другой. Наиболее полно сюжет Клодта раскроется, если начать обзор ансамбля с западной стороны, от первой группы, изображающей укротителя с кордой в руках.


Затем надо перейти Невский проспект, затем через мост на его восточную сторону. Вторая скульптура передаёт усиленную динамику борьбы. Человек повержен конём, который почти вырвался на свободу.


В третьей группе драматизм постепенно спадает, а четвёртая показывает укротителя, спокойно шагающего рядом с конём, чья спина укрыта шкурой барса.


Процесс укрощение коня символизируется в том числе тем, что кони третьей и четвёртой группы, в отличие от первых, подкованы.
Кони на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга. Ещё три пары таких же скульптурных групп впоследствии были установлены в Стрельне, в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой.

В газетах того времени писали: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми - смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!.. Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!».


Людвиг-Франц-Карл Людвигович Бонштедт. Аничков мост на Невском проспекте.

Несмотря на протесты Академии художеств, городская администрация продолжала совершенствовать Аничков мост. Вскоре после его открытия на нём появились фонари только входящего в моду газового освещения. В 1890-х годах здесь поставили часовенку высотой не более 1,5 метров.


При осмотре Аничкова моста 9 октября 1902 года его состояние было признано аварийным. Когда по Невскому проспекту было решено пустить трамвай, с ремонтом переправы медлить стало невозможно. Для замены старых сводов требовалось разобрать и устои, то есть старый мост подлежал полной разборке. Воссоздание Аничкова моста по старому проекту требовало больших временных и финансовых затрат. Поэтому комиссия городской железной дороги под руководством инженера А. П. Пшеницкого рассматривала альтернативный вариант реконструкции, который предполагал создание металлической однопролётной переправы вместо кирпичной трёхпролётной. Это предложение взволновало общественность города, требующую воссоздание Аничкова моста. 25 апреля 1905 года Академия художеств высказалась за сохранение исторического облика переправы. Мало того, даже патина на скульптурах Аничкова моста должна была остаться нетронутой, дабы клодтовские скульптуры не казались новоделом.


Принятый к реализации проект реконструкции Аничкова моста составили С. П. Бобровский и Н. Г. Кривошеин. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. При этом устои и быки остались прежними, тогда как кирпичные своды были переложены. Для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями.

После реконструкции переправы на ней появилась табличка "Аничкин мост". Это не осталось незамеченным потомками М. О. Аничкова, обратившимся в городскую управу с просьбой исправить ошибку, ведь их предки носили фамилию Аничковы, а не Аничкины. После наведения справок, городская управа, будучи не полномочной изменять название, обратилась в городскую думу, которая и восстановила историческую справедливость.


Предложения по "улучшению" Аничкова моста возникали и после его ремонта. В 1912 году гласный член городской думы архитектор А. П. Ковшаров предлагал нарастить пьедесталы гранитными плитами дабы кони были видны ещё лучше.
В 1938 году на Аничковом мосту, равно как и на всём Невском проспекте, торцевую мостовую сменил асфальт.

В начале войны конные скульптуры с постаментов сняли, но вывезти не успели. Коней Клодта поместили в ящики и закопали во дворе Аничкова дворца. А на их месте стояли ящики, в которых блокадники выращивали летом траву.
Аничков мост серьезно пострадал от артиллерийских налетов. 6 ноября 1942 года на мосту разорвалась 250-килограммовая бомба. Чугунная решетка и одно из гранитных оснований рухнули в Фонтанку. Но уже в ноябре по Аничкову мосту вновь пошел блокадный трамвай, через несколько дней удалось восстановить ограду (пьедестал достали только после войны).
На гранитных парапетах и перилах остались следы снарядов. Один из этих страшных следов заделывать не стали, оставив память о блокаде. Клодтовские кони, благополучно пережившие вражескую осаду, вернулись на место к 1 мая 1945 года.


Кони Аничкова моста занимают свои старые места (1 июня 1945 года)

В середине 90-х годов на Аничковом мосту полностью заменили чугунную решетку. Ее отлили на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске (если постараться, на ограде можно найти герб этого города – гибрид стилизованной снежинки и ядра с протонами). В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В. Г. Сорин.
Последняя реконструкция моста была в 2007-2008 гг.

Интересные факты

Клодт ваял лошадей с натуры - ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях коня.
Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле - список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить - АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда - они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.


Кони Марли в Париже

Аничков мост в искусстве:

Четыре черных и громоздких,
Неукрощенных жеребца
Взлетели – каждый на подмостках –
Под стянутой уздой ловца.
Как грузен взмах копыт и пылок!
Как мускулы напряжены
Какой ветвистой сеткой жилок
Подернут гладкий скат спины!

"Аничков мост" Владимир Нарбут (1913)

Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда...
Все пребывало. Движенья, страданья -
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек.

Александр Блок

Веленью мастера покорны,
Пройдя чистилище огня,
Взвились на воздух вихрем чёрным
Четыре бронзовых коня! . .

И в тот же миг четыре юных
Могучих всадника, с земли
Вскочив, поводья, словно струны,
В единоборстве напрягли! . .

Напрасно кони бьют копытом,
Сорваться с места норовят,
И ржут, и прядают сердито,
И рвут поводья и храпят! . .

Но мышцы юношей могучих
Сноровка, разум и напор,
Остепеняя нрав кипучий,
Уже решают старый спор! -

Поводья натянув тугие,
Смиряют дикий нрав коня…
Так город мой смирял стихии
Воды, и стали, и огня! . .

Кони на Аничковом мосту!.. Николай Леопольдович Браун (1956)

Над Фонтанкой застыли, молчанье храня,
В разных группах четыре могучих коня.
Рядом с ними они – молодцы – удальцы.
Держат столько, уж, лет тех коней под уздцы.

Вены вздулись у ног - силам есть же предел.
Ну, еще бы рывок - этот конь бы взлетел.
Опьяненный свободой, далекой пока.
Конь не чувствует как, губы рвут удила.

А река под мостом, тихо воды несет.
И задумчиво ждет жаркой схватки исход…
Тех коней, как и нас, что-то держит всегда.
Но, когда - нибудь конь разорвет удила.

Аничков мост. Иван Александрович Солопчук

Вовсе не Анечка - Анна
Имя мосту подарила,
А инженер, подполковник,
Я расскажу, как всё было:

Звали его Михаилом.
Знали: Аничков в округе
Жил, в слободе за Фонтанкой,
И батальон - друг за друга!

В век восемнадцатый, бурный,
Строил он путь через реку.
Мост и фамилия схожи -
Слава пришла к человеку!

Мост был тогда трёхпролётным.
Башен - четыре, гранитных.
Средняя часть, что подъёмна,
Деревом пахла элитным.

А в девятнадцатом веке
Мост этот был переделан:
Башни исчезли. Русалки
Из чугуна на перилах

Вместе с морскими коньками
Зеленью дышат речною,
Будто немецкие сказки
Тихо нам шепчут с тобою!

Замерли Клодта творенья
На пьедестале из камня.
Неукротимые кони -
В бронзе отлиты созданья!

Сколько же раз вас дарили!
Место искали получше!
Вы, беспокойные кони,
Радость несёте идущим!

Видишь, скакун чистокровной
Гордой арабской породы,
Юношей вмиг укрощённый,
Смотрит в холодную воду..

Аничков мост. Маргарита Люблинская


Андрей Ефимович Мартынов. Вид Невского проспекта от Фонтанки на Адмиралтейство. 1809-10гг.


П.А. Александров. Вид старого Аничкова моста и дома Нарышкина на Фонтанке 1825 г.



Василий Семенович Садовников. Аничков мост


Иосиф Иосифович Шарлемань. Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге (1850-е годы)


Карл Петрович Беггров. Перспектива Фонтанки от Аничкова моста"


Луи Жюльен Жакотте. Аничков мост. 1850.


Паоло Сала. Аничков мост на Невском проспекте в сумерки.


Виктор Владимирович Меркушев. Аничков мост


Александр Александровский. Аничков мост. Фонтанка. Санкт-Петербург


Азат Галимов. Аничков мост


Евгений Малых. Санкт-Петербург. Вид на Аничков мост


Евгений Малых. Санкт-Петербург. Аничков мост


Бэгги Боем. Скульптура Аничкова моста


Олег Ильдюков. Аничков мост на Фонтанке


Биктимирова. Аничков мост


Сергей Ракутов. Аничков мост


Екатерина Шахова. Аничков мост


Оксана Пивоварова. Аничков мост


Ольга Литвиненко. Аничков мост. Зима


Сабир Тахир-оглы Гаджиев. Аничков мост


Надежда Иванова. Аничков мост

Кони Клодта так и рвутся
Чтоб по Невскому пройти
Да боятся, что споткнутся:
Мерседесы на пути...))))

А ничков мост — один из самых знаменитых и красивых мостов в мире.
От прочих мостов он отличается благодаря скульптурам. Хоть Петербург и славится разводными мостами, этот мост сейчас не разводной, но он один из самых известных и посещаемых туристами мостов Санкт -Петербурга.

Существует несколько версий почему мост получил такое необычное имя. Официальная и самая главная версия - названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову (ударение на И), чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.
Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров.

в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.

Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов.

До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году. Выглядел он так...

Почти точной копией моста Ломоносова (еще такой же Старо-Калинкин мост), который сохранился и сейчас и котором будет следующий пост. Средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями гиппокампов (фантастических морских коньков) и странных русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля.

Обратите внимание - это редкий, неизвестный ранее вид русалок. Они с задними ногами-копытцами и хвостом. С такими русалками у моряков не возникает классических вопросов... а как...

Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.

В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. Я там был, ссылка на пост ниже.

«Укротители коней» перед королевским дворцом в Неаполе. О них у меня есть отдельный пост.

В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных - Кузьминках.

Император недолюбливал Клодта. Но талант его признавал. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

А недолюбливал Клодта император вот почему. У Клодта были очень хорошие лошади и без башенный кучер-забияка. Он, шельмец, имел привычку обгонять все экипажи на улице.

Однажды, Клодт в своем экипаже обогнал экипаж самого императора. А обогнать самого царя - дело нешуточное. Можно было и в ссылку загреметь. К царю даже подъезжать близко не позволялось...

Император узнал Клодта и шутливо погрозил ему пальцем. Клодт побранил хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца.

Но он не учел самолюбие кучера царского, и тот передал кучеру Клодта, мол держись, я не был готов, в следующий раз посмотрим, чья возьмет... словом, был брошен вызов на состязание.

И ведь случай как назло вскоре представился. Ехзал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы толпа, Раздается "ура!". Значит - царь.

Клодт кричит кучеру и тычет его палкой в спину, чтобы остановить, - ничего не помогает! И вот, кучер царя, увидав своего соперника, нажал на лошадей, и кучер Клодта не слушая хозяина ударил вожжами... и началась скачка, к ужасу сопровождавшей царя охраны и полиции, не знавшей, что и подумать.

Самое удивительное, что и на этот раз лошади Клодта победили. А император, вроде бы показал ему в окно кулак.

История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время окончил и уже отлил лошадей для Аничкова моста.

Царь приехал, посмотрел и пришел в полный восторг.
- Это они? - спросил царь, тонко намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них.
- За этих, - сказал царь, указав на медных, - прощаю...))))

Но все равно император постоянно дарил за границу этих полюбившихся ему лошадей. И каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями.

Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.

Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

Конь покорен...

Статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, а статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Ранее в Кузнечном переулке располагались (как ни странно) кузнецы))) и там подковывали почти всех лошадей в городе. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Кузнечного переулка.

Сравните сами))) специально сфотографировал)))

Есть еще одна интересная знаменитая легенда. В России все, что касается половых органов, почему-то быстро обретает известность...)))
Будто бы Клодту изменила жена и он исхитрился изобразить между ног у одного коня внешний облик своего обидчика. У Клодта вообще занятная история женитьбы достойная отдельного поста. Никак не хотели за него отдавать приглянувшуюся ему девушку. Ее родители считали его нищебродом. Мол только коней ваять и умеет...

По другой версии это сам Наполеон Бонапарт.

Черты лица любовника жены Клодта ушли в аналы коня истории, а вот силуэт лица Наполеона и правда угадывается.

Барона и его лошадей прославили даже в народных частушках:

Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивление всей Европы
Он выставил 4 голых ж-пы.

В народе ходила легенда, что умер Клодт из-за расстройства, т.к. как обнаружилось, что у двух коней на мосту отсутствуют языки во рту.

И не зря - мост пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней специально не стали реставрировать след от осколков фашисткого артиллерийского снаряда.

Вид на Фонтанку.

Вид на Фонтанку в другую сторону моста))) тогда...

И сейчас... обратите внимания, раньше мост называли не АничКОВ, а АничКИН или АничКОВСКИЙ. На открытках выше в подписях это видно.

Пара анекдотов про мост и Клодта))))

Милиционер поймал пьяного рабочего, который писал с моста в Фонтанку. Подвел его к скульптурам и говорит.... видишь, что тут написано! тут культурное место! даже на камне высечено... отливал барон Клодт! А рабочий ему... за что боролись!? Барону значит отлить можно, а рабочему нельзя?

Аничков мост ранее назывался "Мостом 18 яиц"... людей, лошадей... и постового городового который там всегда находился)))) Теперь его называют мостом 16 яиц - нет больше городовых и скульптуры теперь никто не охраняет))) впрочем вру. Не называют его так... шутка.

И напоследок...))) Во время борьбы с алкоголизмом в Питере говорили, что в Питере не пьют только 4 человека - те, что на Аничковом мосту))) мол им некогда, они коней держат.

Инфа и ряд картин и гравюр (С) интернет, Википедия и другие места интернета.