Участие в мастерской позволит школьникам восполнить те области, которым уделяется мало внимания в обычном курсе биологии. Полученные знания помогут иначе взглянуть на биологию - увидеть, что она представляет собой целую систему разнообразных наук и методик. После окончания Биологического отделения Летней школы учащиеся смогут успешно выступать на олимпиадах и конференциях.
ПРОГРАММА
Основное внимание в программе будет уделено проектным и исследовательским работам в различных областях биологии, а также практикуму, в том числе экскурсиям, работе с лабораторным оборудованием. У школьников будет возможность познакомиться с биологией не по учебнику, а посредством исследования и реального изучения окружающего мира, а также через общение с профессиональными или получающими образование биологами и преподавателями биологии (МГУ им. М.В.Ломоносова, МПГУ, РНИМУ им.Пирогова, University of Cambridge, сотрудники различных лабораторий). Темы лекций и семинаров будут связаны с темами научно-исследовательских работ, некоторые лекции будут проводиться совместно с медицинским отделением (МедО). Отдельное внимание мы уделим такой важной вещи как методология биологического исследования, которую школьники освоят на семинарских занятиях. Помимо основных курсов будут проводиться единичные лекции и семинары таких интересных спикеров как Александр Панчин, Алексей Водовозов, Михаил Гельфанд.
УЧАСТНИКИ
Мы ждём школьников, окончивших минимум 8 классов, желающих серьёзно изучать биологию. Также мы ждем студентов биологических специальностей, которые готовы участвовать в деятельности отделения в качестве кураторов. И, конечно, мы ждем преподавателей, которые готовы делиться своими знаниями и опытом.
Биология — наука, изучающую живую природу. Ее современное название появилось всего два века назад. Школьная программа немыслима без изучения биологии и ее подразделов — ботаники, анатомии, зоологии. Этот предмет нередко выбирается выпускниками во время сдачи ОГЭ и ЕГЭ, что говорит о его значимости и популярности.
Немало ребят хотят узнать об этой науке больше, чем предполагается по учебному плану. Они имеют прекрасную возможность познакомиться с ее разделами, особенностями как в теории, так и на практике. В нашем городе существуют эколого-биологические центры, лаборатории, клубы и другие учреждения, в которых юные натуралисты могут глубже познакомиться с миром растений и животных, узнать о защите окружающей среды.
Помимо получения новых знаний, ребята смогут участвовать в научных конференциях и конкурсах, подготовятся к сдаче экзаменов и поступлению в высшие учебные заведения. Соприкосновение с живой природой воспитывают в детях доброту, чуткость, внимательность, ответственность. Занятия станут отличной базой для учебной и научно-исследовательской деятельности, подготовке проектов различного уровня — от школьного до всероссийского.
Что должен знать юный натуралист, проводя опыты с растениями
Опыты – это прекрасная возможность познакомиться на практике с тем, о чем рассказала теория. Но перед тем, как к ним приступить, важно помнить, что без аккуратности и внимательности лучше их даже не начинать. Кроме того, плохую службу может сослужить спешка, желание ускорить процесс. Перед экспериментом положите на столе только то, что потребуется для него: семена, растения, землю, приборы, материалы и пр. Лишнего ничего не должно быть. Если перед вами стоит задача вырастить растение, то за ним нужно тщательно ухаживать: рыхлить почву, удобрять и не забывать о прополке. Также нужно иметь так называемые контрольные растения, находящиеся в одинаковых условиях с теми, которые используются в опыте. Ценность эксперимента повышают дневниковые записи и рисунки. После завершения опыты обязательно напишите вывод - отчет о проделанной работе.
В чем плюсы занятий с микроскопом?
Очень часто дети задают вопросы, которые ставят родителей в тупик. Например, вроде бы простой вопрос «Почему крапива обжигает кожу?» может вызвать затруднения. Конечно, в век интернета легко найти ответ, но не торопитесь. Попробуйте вместе с малышом прийти к нему, что называется, опытным путем. А поможет вам в этом микроскоп. Ведь как интересно будет и вам, и ребенку рассматривать под микроскопом строение листика крапивы. Тогда знания, которые вы почерпнете в интернете или в книге по занимательной биологии, будут прекрасным дополнением к вашим опытам и наверняка отложатся в памяти. Намного проще рассказывать о строении цветка, о клетках, используя микроскоп. Он станет отличным стимулом познавательной активности, расширит представление ребенка о мире, который нас окружает. Отсюда более глубокий интерес к законам биологи и жизни на Земле вообще. Освоив микроскоп, ребенок будет стараться самостоятельно отыскивать ответы на возникающие у него вопросы. Самое главное - юный исследователь-биолог научится замечать красоту природы, а в будущем, возможно, выберет интересную профессию биолога.