Потребностью является переживаемая человеком нужда в том. Потребности человека. Потребность- это осознанное переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Егэ по разделу: "человек"

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) Закон 2) указ 3) постановление 4) нормативно-правовой акт 5) Конституция

3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «наука».

1) творчество; 2) субъективность; 3) системность; 4) обоснованность; 5) эмоциональность; 6) доказательность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о потребностях.

1. Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

2. Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

3. Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

4. Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

5. Потребность, как правило, направлена на какой- либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

5

Установите соответствие между сферами жизни общества и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

Артём и Игорь Чайки написали книгу о коррупции в государстве. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Все выводы теоретически обоснованы.

2. Книга сложна для самостоятельного изучения непрофессионалом

4. Для подтверждения истинности гипотез приведены доказательства.

5. Книга была напечатана в крупном издательстве.

6. Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

7

Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики.

2. Государство в рыночной экономике призвано поддерживать незащищенные слои населения.

3. Важнейшей функцией государства является создание общественных благ.

4. Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости.

5. Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.

8

Установите соответствие между особенностями заработной платы и ее видами

9

Инвестор, работающий на рынке ценных бумаг, для снижения рисков и увеличения доходов решил вложить денежные средства как в эмиссионные, так и в неэмиссионные ценные бумаги. Выберите из приведённого ниже списка примеры неэмиссионных ценных бумаг.

2. облигация

4. банковский сертификат

6. вексель

10

11

Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Негативное отклоняющееся поведение всегда является проявлением недостатков социализации индивида.

2. Отклоняющееся поведение может быть вызвано социальными условиями проживания индивида.

3. Отклоняющееся поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер.

4. Отклоняющееся поведение может быть только индивидуальным.

5. Отклоняющееся поведение предполагает нарушение общепринятых норм.

12

Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Наименьшая доля опрошенных юношей видит причину отклоняющегося поведения во влиянии социального окружения.

2. Доля тех, кто считает, что отклоняющееся поведение человека связано с его образом жизни, среди девушек выше, чем среди юношей.

3. Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.

4. Три четверти опрошенных каждой группы считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.

5. Доля тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, среди девушек выше, чем среди юношей.

13

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Политическая элита - это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.

2. В политическую элиту входят прежде всего наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции.

3. Формированию и обновлению политических элит способствует значимость и престижность управленческого труда.

4. Формированию и обновлению политических элит способствует возможность получения различных привилегий.

5. Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от позиции самих элитарных групп в обществе.

14

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, который на своём заседании избирает главу государства. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. Парламент имеет двухпалатную структуру.

Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. парламентарная монархия

2. парламентская республика

3. федеративное государство

4. демократическое государство

5. тоталитарное государство

6. унитарное государство

16

Какие положения отражают основы конституционного строя РФ? Запишите цифры, под которыми эти положения указаны.

1. Государство является демократическим федеративным правовым с республиканской формой правления.

2. Хозяйственная жизнь определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом.

3. Вся власть принадлежит трудящимся города и деревни.

4. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

5. Земля, ее недра, воды, леса, шахты, рудники являются государственной собственностью.

6. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

17

Установите соответствие между признаком (обозначено буквами) и уровнем научного познания (обозначено цифрами).

18

Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц

19

Выберите верные суждения о праве на гражданство и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Ходатайствовать о приеме в российское гражданство может достигшее 18-летнего возраста дееспособное лицо при усло​вии проживания на территории РФ в течение 3 лет непрерывно.

2. Гражданство - устойчивая правовая связь лица с госу​дарством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

3. Подданство - правовая связь лица и государства при монархии.

4. Гражданин РФ может быть лишен гражданства односторонним решением государ​ства.

5. Граждане РФ, посто​янно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этих республик.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Юридическая ответственность - это мера государственного принуждения за совершённое _____ (А), связанная с претерпеванием виновным определённых _____ (Б) личного (организационного) или имущественного характера. Юридическая ответственность является одним из средств обеспечения _____ (В). Она связана с ____ (Г), под которым понимают возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определённые действия. При наличии факта правонарушения ____ (Д) (или орган) обязывает лицо (или организацию) претерпевать определённые неблагоприятные последствия. Наряду с юридической ответственностью выделяют такие виды государственного принуждения, как меры пресечения _____ (Е), меры защиты».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. лишение

2. государственное принуждение

3. противоправное поведение

4. общественное мнение

5. правонарушение

6. виновность

7. правомерное поведение

8. общественная опасность

9. уполномоченное лицо

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Статья 27.

1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных (законом), а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

2. Признание брака недействительным производится судом.

3. Суд обязан в течение трёх дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.

4. Брак признаётся недействительным со дня его заключения

Статья 29 .

1. Суд может признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению.

2. Суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключённого с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга, а также при отсутствии его согласия на признание брака недействительным.

3. Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью.

4. Брак не может быть признан недействительным после его расторжения, за исключением случаев наличия между супругами запрещённой законом степени родства либо состояния одного из супругов в момент регистрации брака в другом нерасторгнутом браке

Статья 30.

1. Брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

2. К имуществу, приобретённому совместно лицами, брак которых признан недействительным, применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о долевой собственности. Брачный договор, заключённый супругами... признается недействительным.

3. Признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение трёхсот дней со дня признания брака недействительным.

4. При вынесении решения о признании брака недействительным суд вправе признать за супругом, права которого нарушены заключением такого брака (добросовестным супругом), право на получение от другого супруга содержания, а также признать действительным брачный договор полностью или частично.

Добросовестный супруг вправе требовать возмещения причинённого ему материального и морального вреда по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.

5. Добросовестный супруг вправе при признании брака недействительным сохранить фамилию, избранную им при государственной регистрации заключения брака.

(Извлечение из Семейного кодекса РФ)

Какой орган уполномочен законом решать вопрос о недействительности брака? С какого момента брак признаётся недействительным? Какой брак называется фиктивным?

Показать ответ

Должны быть приведены ответы на три вопроса:

1) ответ на первый вопрос ; суд:

2) ответ на второй вопрос : с момента заключения:

3) ответ на третий вопрос : если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Озаглавьте статью 29. Проиллюстрируйте примером п. 3 ст. 29 СК РФ.

Показать ответ

Правильный ответ должен соблюдать следующие элементы:

1) название статьи , например: обстоятельства, устраняющие недействительность брака;

(Название может быть дано в иной формулировке, верно отражающей сущность содержания статьи.)

2) пример , иллюстрирующий п.З. допустим: девушка вышла замуж для того, чтобы получить регистрацию в районном центре и устроиться на работу, но спустя некоторое время между ней и мужем установились нормальные супружеские отношения.

Может быть приведён другой пример

Какой институт социализации упомянут в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один и укажите любую другую (помимо социализации) его функцию.

Показать ответ

1) назван упомянутый в тексте институт социализации: средства массовой информации;

2) приведен еще один институт, например, семья;

3) указана еще одна функция, допустим хозяйственно-бытовая.

Могут быть приведены другие институты и указаны другие функции

Показать ответ

В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) без усвоения общественных норм, ценностей, накопленного человечеством опыта индивид не может стать личностью;

2) социальный опыт не просто воспринимается человеком, но «переплавляется» в соответствии с индивидуальными особенностями личности в собственные убеждения, ориентации;

3) принятие социальных ценностей сочетается в личности с нацеленностью на преобразование общества, творческий потенциал личности неразрывно связан с ее индивидуальными особенностями.

Могут быть приведены другие аргументы.

Какой смысл юристы вкладывают в понятие «правовой обычай»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о месте правового обычая в системе правового регулирования, и одно предложение, содержащее информацию об особенностях правового обычая.

Показать ответ

1) смысл понятия, например: правовой обычай - это правило общеобязательного поведения, сложившееся в результате длительного применения; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение)

2) одно предложение с информацией о месте правового обычая в системе правового регулирования, например: «Правовой обычай во многих государствах признается как источник права».

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о субъектах правотворческой деятельности)

3) одно предложение с информацией об особенностях правового обычая, например: «Правовой обычай как правило не фиксируется в каком-либо правовом акте».

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о принципах правотворческой деятельности)

Назовите любые три проявления несовершенств рынка и укажите, как в смешанной экономике государство может преодолеть каждое из них.

Показать ответ

Ответ должен содержать проявления несовершенств рынка в смешанной экономике и указания того, как государство их преодолевает (решения), например:

1) в условиях рынка производство ряда товаров и услуг является невыгодным для фирм (государство берёт на себя производство общественных благ, которое для частных фирм непривлекательно, но необходимо обществу);

2) безработица является естественным состоянием рынка труда (государство проводит политику в области занятости, помогая решить проблему безработицы);

3) рыночные отношения способствуют социальному неравенству (государство обеспечивает социальные гарантии (пенсии, пособия, дотации) нуждающимся гражданам).

Могут быть названы другие проявления и иные решения

Коммерческое предприятие «Сигма» занимается разработкой и распространением программного обеспечения для компьютеров. Получаемая от реализации продукции прибыль распределяется в соответствии с размером вносимого каждым членом коллектива пая и долей его трудового участия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите еще один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) организационно-правовая форма: производственный кооператив;

2) признаки:

Работники предприятия лично участвуют в его работе;

а) норма права;

б) институт права;

в) отрасль права.

3) Основные отрасли российского права:

б) гражданское право;

в) трудовое право;

г) уголовное право;

д) уголовно-процессуальное право и др.

4) Материальное и процессуальное право (могут быть приведены подпункты).

5) Публичное право:

а) конституционное (государственное) право;

б) уголовное право;

в) административное право и др.

6) Частное право:

а) гражданское право;

б) предпринимательское право и др.

7) Конституция РФ в системе российского права.

8) Отражение особенностей общественного развития в системе права.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Если мы хотим идти вперёд, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это - первый закон всякого прогресса...» (И. Этвеш)

29.2. Экономика «Индивидуум, движимый только жаждой денег, явно болен. То же, я полагаю, можно сказать о компании, единственная цель которой - прибыль». (Р. Хэйан)

29.3. Социология, социальная психология «В группах происходит процесс социализации, в результате которого человек превращается в члена общества». (В.В. Касьянов)

29.4. Политология «Из десяти политических решений, которые должен принять человек, на каком бы месте он ни находился, девять будут ему всегда предписаны обстоятельствами. И чем выше его пост, тем ограниченнее его свобода выбора». (Л. Фейхтвангер)

29.5. Правоведение «Легче создавать законы, чем следовать им». (Наполеон Бонапарт)

Добрый день, уважаемые друзья и читатели сайта!

Продолжаем цикл постов, по подготовке к экзамену по такой дисциплине, как «Обществознание». В этом посте мы затронем чрезвычайно важную тему, для успешного решения тестов ЕГЭ — «Потребности и деятельность человека» .

И начнем мы сегодняшний пост с вопроса, что же такое потребность ? Под потребностью в обществознании понимается переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его духовных качеств .

Потребности человека условно можно разделить на три группы: биологические, социальные и идеальные.

Биологические потребности - потребности, связанные с жизнедеятельностью человека (питание, вода, тепло, движение и т.д.)

Социальные потребности - потребности, связанные с жизнью человека в обществе — взаимоотношения с другими людьми, самореализация, самоутверждение, общественное признание.

Ну а идеальные потребности — потребности познания окр. мира и осознания своего места в нем.

Познакомимся еще с 1-м понятием - понятием деятельности. Деятельность — это способ существования человека. Это приспособление к ее окружающей среде и ее преобразование.

Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность. В процессе деятельности человека, происходит самореализация личности.

Деятельность состоит из следующих элементов:

1. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность (например, я человек, который пишет посты по истории и обществознанию)

2. Обьект — то, на что непосредственно направлена деятельность. Думаю с этим все и так понятно))

3. Цель — мысленная модель итога деятельности. Это отличает человека от любого животного (например, Ваша цель — сдать ЕГЭ по обществознанию на максимальные баллы)

4. Средства достижения цели (то есть, с помощью чего Вы подготавливаетесь к экзамену)

5. Результат деятельности сдача ЕГЭ по обществу на огромные баллы =)

Также выделяют 2 вида деятельности — практическую (материальную) и духовную . Давайте разберем каждый вид деятельности.

Практическая — подразделяется на материально — производственную и социально — преобразовательную.

Духовная — на познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.

Отдельно обществоведы выделяют творческую и трудовую деятельность , дадим им свои определения:

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественное, никогда не существовавшее ранее.

И труд — также вид деятельности направленный на достижение практически полезного результата (еще раз повторю фразу Энгельса, что именно «Труд создал человека», почитать об этом подробнее Вы можете по линку здесь.) Так же надо отметить, что труд является главной формой деятельности любого человека .

Также следует рассмотреть понятие как «формы социальной динамики». Динамика — это движение. Развитие общества подразумевает качественное изменение.
Прогресс есть совершенствование, поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, а регресс представляет противоположный тип изменений.

Революция - резкий скачок в развитии, в то время как эволюция- это постепенное качественное развитие. Эволюцию следует отличать от реформы — нововведения, не уничтожающего основ господствующей структуры.



При затруднении в первом задании о сферах жизни общества повторите этот пост, а при затруднении во втором — этот.

На сегодня, уважаемые друзья, всё! Ждите следующих постов!

© Иван Некрасов 2014

Лучшей благодарностью за этот пост - ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно:) Также, если что думаете по поводу поста - пишите в комментариях.

ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "ЧЕЛОВЕК"

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура деятельности

Ответ:__________.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) субъект деятельности; 2) цель деятельности; 3) структура деятельности; 4) средства деятельности; 5) объект деятельности.

3. Ниже приведены потребности человека. Все они, за исключением двух, являются социальными потребностями.

1) в трудовой деятельности; 2) в созидании; 3) в творчестве; 4) во взаимопонимании; 5) в отдыхе;6) в пище.

4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

2. Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3. Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4. Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

5. Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

Ответ:__________.

5. Выберите верные суждения о самооценке личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Самооценка выступает исходной точкой самопознания.

2. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

3. Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.

4. Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе.

5. Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств.

Ответ:__________.

6. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.

2. Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.

3. В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.

4. Деятельность человека вызывается социальными потребностями.

5. Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

Ответ:__________.

7. Выберите верные суждения о потребностях.

1. Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

2. Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

3. Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

4. Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

5. Потребность, как правило, направлена на какой- либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

Ответ:__________.

8. Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта - одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Изделия из бересты, меха, дерева, керамики и других предметов декоративно-прикладного искусства представляют собой результаты деятельности

1. духовно-практической

2. социально-преобразовательной

3. творческой

4. познавательной

5. прогностической

6. индивидуальной

Ответ:__________.

9. Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

2. Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

3. Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.

4. Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

5. Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.

Ответ:__________.

10. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека

ПРИМЕРЫ

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

1) духовные (идеальные)

Б) в общении

В) в приобретении новых знаний

2) социальные

Г) в общественном признании

3) биологические (естественные)

Д) в воздухе для дыхания

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

11. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

2. Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

3. В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности.

4. Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.

5. Структура деятельности предполагает наличие цели и средств её достижения.

Ответ:__________.

12. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. К духовным (идеальным) потребностям человека традиционно относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.

2. К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.

3. Деятельность - это специфический способ существования человека.

4. Потребности - это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.

5. Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.

Ответ:__________.

13. Кириллу 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие его как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.

2. Рост Кирилла - 180 см.

3. Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4. Кирилл занимается лёгкой атлетикой.

5. Кирилл - добрый и отзывчивый человек.

6. Кирилл хорошо учится в школе.

Ответ:__________.

14. Галине 16 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. У Галины светлые волосы и карие глаза.

2. Галина добрая и отзывчивая.

3. Галина - внешне привлекательная девушка.

4. Рост Галины ниже среднего.

5. Галина - честный человек.

6. Галина дружит со многими своими одноклассниками.

Ответ:__________.

15. Клавдия готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Клавдией для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. изучение испанского языка

2. покупка туристической путёвки

3. общение в Интернете

4. чтение книг об Испании

5. знатоки испанского искусства

6. путешествие по Испании

Ответ:__________.

16. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

2. Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3. Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

4. Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

5. Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

Ответ:__________.

17. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. способности

5. результаты

Ответ:__________.

18. Найдите свойства человека, имеющие социальную природу:

    способность к совместной преобразовательной деятельности;

    стремление к самореализации;

    умение приспосабливаться к природным условиям;

    устойчивые взгляды на мир и своё место в нём;

    потребность в воде, пище, отдыхе;

    способность к самосохранению

Ответ:__________.

19. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социальной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    использование предметов, данных природой

    способность к целеполаганию

    забота о потомстве

    приспособление к условиям окружающей среды

    стремление понять окружающий мир

    общение с помощью членораздельной речи

Ответ:__________.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Особенности характера, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности _____ (А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни, способы _____ (Б) (игровой, спортивной, учебной), трудовое и общественное поведение, наличие или отсутствие стрессов, главнейшими из которых являются _____ (В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты становления ______ (Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним _____ (Д) его деятельности. Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным ______ (Е), оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. общество

2. человек

3. конфликтные ситуации

4. межличностные отношения

5. деятельность

6. личность

7. регулятор

9. санкции

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Социализация - достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным - социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение в определенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек.

Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.

Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, во имя чего жить. Процесс обретения, развития

человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.

Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий.

Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности.

Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности, порождая единство типичного и неповторимого в ней.

(А.Г. Эфендиев)

21. Раскройте два аспекта связи биологического и социального в процессе социализации личности.

22. Чем характеризуется социализация в зрелые годы? Укажите две особенности этого процесса.

23. Какой институт социализации упомянут в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один и укажите любую другую (помимо социализации) его функцию.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.

26. Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трёх примеров влияния социального окружения на человека. В каждом из трёх случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось.

27. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и мышление». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ОТВЕТЫ

1. цель

13. 3456

10. 32123

11. 1345

15. 1234

20. 253678

21. 1) биологические предпосылки для становления социальных качеств личности реализуются лишь во взаимодействии с социальной средой;

2) оптимальные сроки усвоения социальных ценностей соотносятся с определенными биологическими этапами развития личности.

22. 1) социализация в этот период жизни протекает более драматически;

2) в зрелом возрасте повышается роль самостоятельного анализа событий.

23. 1) назван упомянутый в тексте институт социализации: средства массовой информации;

2) приведен еще один институт, например, семья;

3) указана еще одна функция, допустим хозяйственно-бытовая.

24. 1) без усвоения общественных норм, ценностей, накопленного человечеством опыта индивид не может стать личностью;

2) социальный опыт не просто воспринимается человеком, но «переплавляется» в соответствии с индивидуальными особенностями личности в собственные убеждения, ориентации;

3) принятие социальных ценностей сочетается в личности с нацеленностью на преобразование общества, творческий потенциал личности неразрывно связан с ее индивидуальными особенностями.

25. 1) смысл понятия, например: «активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью»;

2) одно предложение с информацией о видах деятельности, опирающейся на знания курса, например: «Существует много классификаций человеческой деятельности, в том числе выделение трех ее ведущих видов: труд, учение, игра»;

3) одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности, например: «Учение направлено на усвоение знаний, приобретение умений и навыков».

26. 1. аккуратность - учитель начальных классов учит ребенка аккуратно и красиво писать;

2. ответственность - родители, оставляя старшего брата приглядывать за младшим, формируют у него ответственность за принятые решения и совершенные поступки;

3. целеустремленность - пример бизнесмена, добившегося успеха за счет своих личных качеств и полученного образования, вдохновил старшеклассника успешно сдать выпускные экзамены и поступить в престижный университет.

27. 1. Уже из определения понятия "способностей" видно, что они не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности, т.к. способности - это индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

2. Нет, не отрицает.

3. Для развития способностей человека одинаково важны и природные и социальные факторы, т.к. имея с рождения какие-либо способности, человек может развить их только при определенных социальных условиях.

28. 1. Деятельность как способ жизни человека и общества.

2. Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект;

г) мотивы;

д) действия;

е) результат.

3. Виды деятельности:

а) игра, общение, учение, труд;

б) материальная (материально-производственная, социально-преобразовательная);

в) духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

4. Мышление как процесс познавательной деятельности.

5. Мышление - основа рационального познания.

6. Виды мышления:

а) словесно-логическое;

б) наглядно-образное;

в) наглядно-действенное

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют мотивом. Слово «мотив» французского происхождения и означает буквально «побудительная причина, повод к какому-либо действию». В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.

В мотивах деятельности проявляются потребности человека. А потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод - это нужда в пище, предметом потребности является пища. Невозможность справиться с какой-либо задачей порождает нужду в знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности в данном случае являются знания.

Потребности человека можно разделить на три группы:

1. Биологические потребности (переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе).

2. Социальные потребности, порожденные обществом. В них воплощена нужда личности, например, в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании ее достоинств.

3. Идеальные потребности : познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования. Нужда в знаниях отмечена была еще в древности. Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». Многие люди посвящают свой досуг чтению, посещению музеев, концертных залов и театров. У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кто-то увлекается кино, кто-то танцами, а кто-то футболом.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто (если он не находится в экстремальной ситуации) не станет пить из лужи на дороге. Человек выбирает напиток, утоляющий жажду, и заботится, чтобы сосуд, из которого он пьет, был чист. И прием пищи для человека становится потребностью, удовлетворение которой имеет множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.

У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении.

Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:

физиологические : в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;

экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально «существование»): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;

социальные : в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

престижные : в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;

духовные : в самоактуализации, самовыражении.

Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей - первичные (врожденные), а следующие три - вторичные (приобретенные). Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки. Под ними подразумевается общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом может быть, например, семья.

В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово тоже латинского происхождения, означающее буквально «иметь значение, важно». Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т. п.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, молодой человек принадлежит к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания семьи и т. д.). Он же относится к какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с другими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Значит, интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей.

С интересами людей связаны их идеалы. Общественный идеал - это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве. А нравственный идеал - это представление о достойном подражания образцовом человеке, особенностях его личности, поведения и отношений с людьми. Нравственный идеал, как правило, тесно связан с общественным идеалом.

Потребность - это осознанное переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна у человека возникает побуждение к деятельности.

Классификация потребностей:

а) по субъектам (носителям потребностей) :

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

б) по объекту (т.е. предмету, на который они направлены) :
- физиологические (базовые) - необходимые для поддержания жизнедеятельности организма;
- материальные - для создания необходимых условий существования;
- социальные - для успешного взаимодействия с членами общества;
- духовные - для саморазвития и самоутверждения. Физиологические: пища, вода, воздух, климатические условия и т.п. Материальные: жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п. Социальные: общение, общественная деятельность, общественное признание и т.п. Духовные: знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т.п.

в) по сферам деятельности :

Общения

Рекреации (восстановления работоспособности: отдых, лечение и т.п.).

Одной из наиболее удачных концепций иерархии потребностей в жизни человека является Пирамида Маслоу (по фамилии американского психолога,т.е. человека, специализирующегося на изучении личности человека). Рисуем пирамиду на бумаге, выданной на экзамене.

1 уровень – простейшие потребности - голод, жажда, сон, тепло, отдых.

2 уровень – потребность в безопасности (одежда, обувь, жилище). Вместе эти два уровня образуют биолог потребности. Почему биологические? Потому что происходят из наших инстинктов, из нашей биологической природы.

3 уровень – потребность в общении и в труде.

4 уровень – потребность в любви, уважении, уважении, одобрении и признании. Вместе эти 2 уровня называются социальными потребностями. Почему социальные? Потому что лишь начиная общаться и трудиться сообща с другими людьми, человек приобретает те характеристики, которые делают его социальным существом.

5 уровень – познавательные потребности – знать, уметь, изучать.

6 уровень – эстетические потребности – потребность в гармонии и красоте. Вместе эти 2 уровня называются духовными потребностями. Духовные, потому что они уже не касаются общества конкретно, а касаются индивидуального развития каждого человека в отдельности.

Основная идея концепции – без удовлетворения биологических потребностей человек не в состоянии удовлетворять социальные. А без удовлетворения социальных – не может развиваться как личность, удовлетворять духовные потребности, заниматься творчеством, привносить в мир новые знания, мысли, идеи.

Возможности удовлетворения человеческих потребностей:

Ограничены имеющимися природными ресурсами

Не должны противоречить нравственным нормам общества

Должны быть разумными и реальными