Социальный характер личности в условиях современности. Социальный характер. Типология социальных характеров Э. Фромма и уровни в структуре личности по Б. С. Братусю Относится к социальному характеру человека

Коробицына Т.Л. характеризует воспитанность человека различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. Она считает, что в совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.

Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе .

Монахов Н.И. выделил социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников .

Товарищество - близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах.

Уважение к старшим - почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Честность - искренность, прямота, добросовестность и безупречность.

Трудолюбие - любовь к труду. Труд - работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо.

Бережливость - бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность.

Дисциплинированность - подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.

Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

Любовь к прекрасному - постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует её идеалам.

Стремление быть сильным, ловким - настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.

Учитель английского языка высшей категории Понасенко И.И. выделяет другие значимые качества личности ученика :

инициативность;

самостоятельность и ответственность за результат собственных решений;

готовность и потребность работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности;

способность и готовность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире;

готовность к образованию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни.

Педагоги томской общеобразовательной школы скомпилировали более полный список социальных качеств школьников в таблицу и выделили два типа личностных качеств :

Интеллектуальные

Мыслительные качества + психические процессы, влияющие на познавательную деятельность

Самостоятельность

Восприимчивость к новому

Системность

Аналитичность

Аргументированность

Правильность

Выразительность

Точность

Уместность

Логичность

Рефлексивные

Способность выделять риски

Психосоциальные

Эмоционально-чувственные

Этические (любовь, достоинство, честь). Эстетические (чувство прекрасного). Культура эмоций и чувств

Поведенческие

Активность

Воля (целеустремленность, настойчивость, внутренняя дисциплина)

Ответственность

Коммуникативные

Толерантность

Умение слушать и слышать

Умение ориентироваться в аудитории Открытость

Творческие

Исследовательские, художественные, технические способности

Однако это скорее базовый набор социальных качеств людей, который должен сформироваться у каждого человека. Для нас гораздо интереснее выяснить какие социальные качества присущи или должны быть присущи непосредственно юристам.

Рассмотрим социально-значимые качества юристов на основе профессиональных факторов, влияющих на их личность.

Первый фактор - высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации формирует следующие социальные качества:

высокий уровень правосознания; честность, гражданское мужество, совестливость; принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушителями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

Второй фактор - нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Этот фактор предполагает:

устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях; развитые адаптивные свойства нервной системы, сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов, позволяющие на должностном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.

Третий фактор - высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста. Этот фактор обусловлен следующими социальными качествами личности:

развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, умение выделять главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкости памяти, продуктивного мышления, внимания); развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.

Четвертый фактор - коммуникативная компетентность юриста. Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:

способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ним доверительные, в необходимых пределах отношения;

проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;

доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;

умение в конфликтных ситуациях проводить, адекватную ситуации, стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений, развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;

адекватную самооценку;

чувство юмора.

Пятый фактор - организаторские способности. Они позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных людей, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому юрист должен иметь следующие социальные качества:

активность, инициативность, находчивость, смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений, самостоятельность, чувство ответственности за свои действия и поступки, организованность, собранность, аккуратность в работе.

Также важную роль в организаторских способностях играют следующие свойства: коммуникативная компетентность; нервно-психическая устойчивость; адекватная самооценка; высокая мотивация достижения успеха.

К важным нервно-психическим социальным качествам профессии можно отнести: эмоциональную устойчивость; пластичность нервных процессов; пониженный уровень тревожности толерантность устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.

Таким образом видов социальных качеств людей очень много и все перечислить не берется даже сама социология, так как у каждой профессии, каждой национальности, у каждого возраста помимо общепринятого базового есть и свой особенный набор социальных качеств.

Особенности поведения, общения, отношения к людям, предметам, труду, вещам показывают черты характера, которыми обладает индивидуум. По их совокупности определяется мнение о личности. Такие клише, как «душа компании», «зануда», «пессимист», «циник» становятся результатом оценки черт характера человека. Понимание того, как устроен характер, помогает в выстраивании отношений. Причем это касается, как собственных качеств, так и чужих.

Черты характера человека: классификация

Виды характера определяются по преобладающим чертам, которые в свою очередь влияют на поведение и поступки. Их можно рассматривать в системе отношений к труду, другим людям, вещам, самому себе.

Труд

  • Трудолюбие-леность . Этот «дуэт» может быть, как чертой характера, так и выражать отношение к конкретной работе. Постоянное чувство лени может указывать и на то, что человеку просто не интересно то дело, которым он занят, а в чем-то другом, он проявит себя лучше. Лень может стать признаком недостаточной мотивации. Но и чрезмерное трудолюбие принимает степень трудоголизма, что также может указывать на проблемы в личных отношениях, отсутствие интересов.
  • Ответственность-безответственность . Одно из самых важных качеств для сотрудника. Человек, который ответственно выполняет своих обязанности, не подводит коллег, будет ценным работником.
  • Добросовестность-недобросовестность . Выполнять обязанности и делать это хорошо – не одно и то же. Руководству важно, чтобы трудолюбие выражалось не только в механическом выполнении действий, а приносило результат.
  • Инициативность-пассивность . Это качество особенно ценно для людей, которые хотят продвигаться по карьерной лестнице. Если работник не проявляет инициативы, не генерирует идеи, прячется за спинами коллег, он не будет и развиваться в своей профессии.

Другие люди

  • Замкнутость-общительность . Показывает открытость человека, его раскованность, насколько легко ему заводить знакомства, как он чувствует себя в новой компании, коллективе.
  • Правдивость-лживость . Патологические вруны лгут даже в мелочах, скрывают правду, легко предают. Есть люди, которые приукрашают действительность, чаще всего они это делают из-за того, что реальность кажется им скучной или недостаточно яркой.
  • Самостоятельность-конформность . Это качество показывает, как человек принимает решения. Полагается ли он на свой опыт, знания, мнение или идет на поводу у кого-то и его легко подавить.
  • Грубость-вежливость . Озлобленность, внутренние переживания делают человека циничным, грубым. Такие люди грубят в очередях, общественном транспорте, неуважительно относятся к подчиненным. Вежливость, хотя и относится к положительным чертам характера, может иметь корыстную подоплеку. Также она может быть попыткой уйти от конфронтации.

Вещи

  • Аккуратность-неряшливость . Творческий беспорядок или педантичная чистота в доме могут показать, насколько человек аккуратен. Охарактеризовать его можно и по внешнему виду. Неряшливые люди часто вызывают антипатию, и не всегда находятся желающие рассмотреть за внешней несуразностью широкую душу.
  • Бережливость-небрежность . Оценить человека можно по его отношению к накопленному имуществу, одолженным предметам. Хотя эта черта человека оказалась в вещественной группе, она может проявляться и по отношению к людям.
  • Жадность-щедрость . Чтобы называться щедрым необязательно быть филантропом или отдавать последнее. В то же время излишняя щедрость иногда является признаком безответственности или попыткой «купить» чужое расположение. Жадность же выражается не только по отношению к другим людям, но и к себе, когда человек из-за страха остаться без денег, экономит даже на мелочах.

Собственное Я

  • Требовательность . Когда ярко выражена эта черта личности, проявляются две крайности. Человек, который требователен к себе, часто бывает настолько же строг и к другим. Он живет по принципу «я смог, значит, и другие могут». Он может быть не терпим к чужим слабостям, не понимая, что каждая личность индивидуальна. Вторая крайность построена на неуверенности. Человек самоистязается, считая себя недостаточно совершенным. Ярким примером может служить анорексия, трудоголизм.
  • Самокритичность . Человек, умеющий критиковать себя, имеет здоровую самооценку. Понимание, принятие и анализ своих достижений и поражений помогает в формировании сильной личности. Когда баланс нарушен, наблюдается либо эгоцентризм, либо самоедство.
  • Скромность . Необходимо понимать, что скромность и стеснительность – разные понятия. Первое основано на системе ценностей, привитой при воспитании. Второе является звоночком к развитию комплексов. В нормальном состоянии скромность проявляется в умеренности, спокойствии, знании меры в словах, выражении эмоций, финансовых тратах, пр.
  • Эгоизм и эгоцентризм . Схожие понятия, но чертой здесь является эгоизм, а вот эгоцентризм – способ мышления. Эгоисты думают лишь о себе, но используют других в своих целях. Эгоцентрики часто являются мизантропами и интровертами, не нуждающимися в других, считающими что их никто не достоин.
  • Чувство собственного достоинства . Показывает, как личность себя ощущает внутренне. Внешне оно выражается в высокой оценке своих прав и социальной ценности.

Оценка личности и виды характеров

Помимо основных черт характера, формирующихся в системе отношений, психологи также выделяют другие сферы:

  • Интеллектуальная. Находчивость, любознательность, легкомысленность, практичность.
  • Эмоциональная. Страстность, сентиментальность, впечатлительность, вспыльчивость, жизнерадостность.
  • Волевая. Смелость, настойчивость, целеустремленность.
  • Моральная. Справедливость, отзывчивость, доброта.

Существуют мотивационные черты-цели, которые движут личностью, определяют ее ориентиры. А также инструментальные черты-способы, они показывают, какими именно методами будет достигаться желаемое. Так, например, у девушки могут проявиться мужские черты характера, когда она настойчиво и инициативно добивается возлюбленного.

О том, какие бывают черты характера, выдвинул теорию Гордон Олпорт. Психолог разделил их на следующие виды:

  • Доминирующие. Они определяют поведение индивидуума в целом, независимо от сферы, и при этом влияют на другие качества или даже перекрывают их. Например, доброта либо жадность.
  • Обычные. Они также выражаются во всех сферах жизни. К ним относится, например, гуманность.
  • Второстепенные. Они не особенно на что-то влияют, часто являются вытекающими из других черт. Например, прилежность.

Существуют типичные и индивидуальные свойства личности. Типичные легко сгруппировать, заметив одно из доминирующих качеств или несколько второстепенных, можно «нарисовать» личностный портрет в целом, определить вид характера. Это помогает предугадать поступки, лучше понять человека. Так, например, если индивидуум обладает отзывчивостью, то скорее всего он придет на помощь в сложной ситуации, поддержит, выслушает.

Характер: виды позитивных и негативных черт

Личность – это баланс положительных и отрицательных качеств. В этом плане все условно. Например, зависть считается плохим свойством, но некоторые психологи утверждают, что она может стать побудительным мотивом к работе над собой или улучшением своей жизни. Искривление же положительных черт, напротив, может привести к их превращению в отрицательные качества. Настойчивость перерастает в навязчивость, инициативность в эгоцентричность.

Следует выделить сильные и слабые черты характера, о них часто приходится вспоминать при заполнении резюме. Многих они повергают в ужас, ведь оценить себя бывает непросто. Вот, небольшая «шпаргалка»:

  • Слабые. Формальность, раздражительность, стеснительность, импульсивность, неумение промолчать или сказать «нет».
  • Сильные. Упорство, общительность, терпеливость, пунктуальность, организованность, решительность.
  • Отрицательные. Гордыня, ревность, мстительность, жестокость, тунеядство.
  • Положительные. Доброта, искренность, оптимизм, открытость, миролюбие.

Черты характера формируются в детстве, но при этом они могут меняться, трансформироваться в зависимости от жизненных обстоятельств. Никогда не поздно поменять в себе то, что не нравится.

Психологи называют характером сочетание качеств личности, определяющих её поведение. Можно составить множество списков с чертами человеческих характеров. Если два человека получат задание охарактеризовать третьего, их списки будут отличаться друг от друга. Люди не задумываются, как характер влияет на их успехи или провалы. Но, рассматривая отдельные качества, составляющие характер, легко понять, как они влияют на личность в целом. Черты характера человека развиваются в зависимости от типа нервной деятельности, наследственности, среды воспитания. Они формируются в течение всей жизни. Преобладание тех или иных черт определяет стиль жизни человека.

Черты характера человека: список

Многие учёные-психологи разделяют все черты характера на 4 основные группы:

  • Отношение к окружающим;
  • Отношение к себе;
  • Отношение к материальным ценностям;
  • Отношение к труду.

Внутри каждой группы можно выделить множество качеств.

Например, список черт группы «отношение к окружающим»:

  • сострадание;
  • уважение;
  • надёжность;
  • гибкость;
  • вежливость;
  • умение прощать;
  • щедрость;
  • благодарность;
  • гостеприимство;
  • справедливость;
  • кротость;
  • послушание;
  • лояльность;

  • искренность;
  • толерантность;
  • правдивость.

Черты характера: список группы «отношение к себе»:

  • Осторожность;
  • Довольство (понимание того, что истинное счастье не зависит от материальных условий);
  • Творчество;
  • Решительность;

  • Смелость;
  • Внимательность;
  • Выносливость;
  • Вера;
  • Честь;
  • Инициатива;
  • Самоконтроль.

«Отношение к материальным ценностям» можно характеризовать по следующим качествам:

  • Бережливость;
  • Организованность;
  • Щедрость;
  • Мудрость.

«Отношение к труду» демонстрируют качества характера:

  • Трудолюбие;
  • Энтузиазм;
  • Инициативность;
  • Пунктуальность;

Психологи имеют также классификацию черт характера по волевому, эмоциональному и интеллектуальному признаку. Свойства личности выступают в сочетаниях. Например, доброжелательность, щедрость и гостеприимство, как правило, свойственны одной и той же личности. Характеризуя человека, окружающие выделяют ведущие черты или комплекс признаков. Говоря: «Он добрый и искренний парень» или «Она ленива и неорганизованна», люди подчёркивают главное. Это не значит, что ленивая девушка не может быть доброй и честной. Просто данные черты не преобладают в её поведении.

Положительные и отрицательные черты характера

Для гармоничного взаимодействия во всех четырёх сферах (с обществом, материальными ценностями, работой и самим собой) человек должен демонстрировать свои лучшие качества и сводить к минимуму худшие. Традиционно принято выделять «плюсы» и «минусы» в характеристике личности. Каждая позитивная черта имеет свою противоположность. Даже дети легко называют антонимы: «добрый – злой», «трудолюбивый – ленивый», и т.д. Определить однозначно положительные черты характера сложно. Например, для профессий педагога, продавца, врача, официанта важны такие черты, как: доброжелательность, вежливость, толерантность. Эти качества не существенны для работы программиста, бухгалтера, чертёжника, которым больше требуются организованность, пунктуальность, ответственность.

Существует особое понятие «профессиональные черты характера». Ярко выраженное качество, подходящее для той или иной работы, помогает человеку добиться большого профессионального успеха. Вместе с тем, характер формируется в течение всей жизни. Профессия накладывает отпечаток на личность. Поэтому, когда говорят «он образцовый полицейский», все понимают, что речь идёт о человеке дисциплинированном, мужественном, справедливом. Выражение «учитель от бога» означает добрую, мудрую, толерантную личность. Человек, мечтающий о хорошей карьере, должен развивать у себя лучшие свойства своей профессии.

Хорошие черты характера бывают спорны и в обыденном смысле. Быть щедрым – хорошо, но если из-за щедрости человек раздаёт необходимое имущество, страдает его семья и он сам. Послушность, за которую ребёнка хвалят дома и в детском саду, может пойти ему во вред и сформировать безвольную, пассивную личность.

Гораздо проще люди понимают отрицательные черты характера. Можно сказать, что эти качества универсальны. Гнев, зависть, лживость, лень, жадность вошли в список смертных грехов христиан. Но отрицательно воспринимаются такие свойства у людей всех конфессий. Мусульмане считают худшим грехом лицемерие. Равнозначно не любят лицемеров во всех странах, у всех народов. Негативные черты характера человека, если они выступают в комплексе, делают личность весьма непривлекательной для окружающих. Отрицательные персонажи – неуживчивые соседи, склочные коллеги, злобные родственники. Это люди, доведшие негативные стороны своей натуры до крайности.

Каждый человек в определённой мере лжив, завистлив, вспыльчив, но разумные люди стараются не демонстрировать окружающим своих негативных качеств. Отрицательные стороны характера можно корректировать. Если окружающие часто утверждают: «Ты слишком груб», «С тобой трудно общаться из-за твоего высокомерия», нужно сделать выводы и начать работу над собой. Психологи советуют выписать на лист бумаги негативные качества своего характера и работать с каждым в отдельности. Например, можно вспомнить среди своих знакомых человека, который ведёт себя прямо противоположно вам – не груб, а корректен, не вспыльчив, а терпелив. Нужно представить себя в определенной ситуации на месте этого человека. При этом важно вызывать в воображении реальную картинку и настоящие эмоции. Подобная психоэмоциональная тренировка помогает перенастроить поведение и выработать в себе желаемое качество.

Приспособление характера к обществу

Любая культура, народ и цивилизации имеют определенные рамки поведения. Человек не может существовать вне общества. С детства ребёнку приходится приспосабливаться к требованиям среды – семьи, детского сада, школы. На взрослого человека влияют множество общественных сил, от супругов до политики, религии, социального слоя. Характер человека поневоле приспосабливается к требованиям социума. При этом подвергаются давлению многие естественные склонности личности.

История знает множество примеров, когда гениально одаренные люди вступали в конфликты со средой из-за невозможности вести тот образ жизни, которого требовала их натура. Вместе с тем, общественные нормы позволяют человеку вести безопасную жизнь в окружающем его социуме. Такие черты социального характера, как лояльность, толерантность, вежливость позволяют безболезненно контактировать с окружающими. Неприятие общественных норм, прежде всего, законов и морали, создают асоциальную личность.

В современной психологии имеется термин «национальные черты характера». Каждая нация формирует у своих представителей некие общие, типичные особенности поведения. Например:

  • Народы Северной Европы и американцы уверенны в себе, честны, практичны, упорны, свободолюбивы. Общеизвестны консерватизм и тонкий юмор британцев, пунктуальность немцев, немногословие скандинавов.
  • Жители Южной Европы и Латинской Америки энергичны, темпераментны, эмоциональны, жизнерадостны, чувственны. Романтичный итальянец, страстная испанка, очаровательная француженка, неугомонные бразильцы – в этих стереотипах немало реальности;

  • Представители Восточной Европы (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи) любят постоянство, великодушны, щедры, самоотверженны, отзывчивы, склонны к раскаянию и прощению. Распространенный стереотип – «загадочная русская душа» имеет под собой много оснований.
  • Народы Востока намного почтительнее относятся к родителям и, вообще, старшим, чем европейцы. Для восточных обществ, гораздо больше, чем для европейских, характерны гостеприимство, честь рода, достоинство, скромность, доброжелательность, толерантность.

Черты, имеющие социальный характер, неразрывно связаны с религиозными нормами. Нормы христианской морали включают следующие качества:

  • Отсутствие зависти;
  • Целомудрие;
  • Кротость;
  • Щедрость;
  • Общительность;
  • Сострадание.

Влияние религиозной культуры в истории общества очень сильно. Даже современные атеисты европейских стран считают лучшим свойством личности главную христианскую ценность - любовь к людям.

Исламское общество формирует в людях следующие черты:

  • Почтение к старшим;
  • Гостеприимство;
  • Скромность;
  • Мужество;
  • Смирение.

Особенности характера мужчин и женщин

Огромную роль в формировании характера играет половая принадлежность человека. Не только особенности пола развивают те или иные качества, но и общественное мнение. Стандартные черты характера мужчины:

  • Лидерство;
  • Способность защищать;
  • Внутренняя сила;
  • Надёжность;
  • Верность;

Женщины руководствуются больше интуицией и чувствами, чем разумом, они более разговорчивы, мягки в общении, хитры. Безусловно, в большинстве случаев женщины и мужчины соответствуют своим гендерным характеристикам. Но до сих пор не изучено в деталях, что больше влияет на формирование гендерных черт – природа или воспитание. Часто мужчинам и женщинам приходится исполнять ту роль, которую навязывает им общество. Например, средневековое общество предписывало женщине быть скромной, послушной родителям и мужу. Современность требует от женщины большей независимости.

В мире полно мужчин и женщин, не соответствующих принятым характеристикам. Многие девушки обладают лидерскими и организаторскими способностями. И, наоборот, большое количество мужчин деликатны, не агрессивны и эмоциональны.

С какого возраста формируется характер

Любая мама, воспитавшая несколько детей, скажет, что все её малыши были совершенно разными с младенчества. Даже грудные дети по-разному реагируют на еду, купание, игру. Бывают темпераментные, крикливые младенцы, встречаются тихие и неактивные. Здесь сказывается наследственность, а также природный темперамент, который зависит от телосложения, здоровья и условий воспитания.

Черты характера ребенка развиваются под воздействием, прежде всего, семьи. Ответственные любящие родители уже в возрасте трех-четырех лет видят, какой тип темперамента достался малышу от природы: холерик, сангвиник флегматик или меланхолик. В зависимости от врожденных качеств, можно формировать позитивный, социально приемлемый характер. Если в семье отсутствует любовь и внимание к детям, они имеют меньше шансов вырасти доброжелательными и трудолюбивыми. С другой стороны, примеры многих выдающихся политиков, писателей, художников, выросших в неблагополучных условиях, подтверждают важность врождённых черт характера и самовоспитания.

Was last modified: Август 2nd, 2016 by Елена Погодаева

Напишите список тех качеств человека, которые, как вам кажется, очень подходят ему, как к личности.

Предлагаем вам пример такого списка (с расшифровыванием каждого качества). Надеемся, что он хоть немного поможет вам:

  1. Трудоголизм. Человек способен долгое время трудиться и не жаловаться на жуткую усталость.
  2. Альтруистичность. Человек всегда думает о других людях, забывает о собственных проблемах, неурядицах и заботах.
  3. Аккуратность. Человек старается следить за своим внешним видом, за одеждой, за вещами.
  4. Креативность. Человек думает нестандартно, способен найти выход из любой сложившейся ситуации.
  5. Педантичность. Человек действует строго по пунктам любой инструкции, не отступая от изложенной информации ни на шаг.

Прилагательные характеризующие человека

Искренний, ответственный, надежный, изобретательный, эксцентричный, талантливый, самоотверженный, справедливый, общительный, отзывчивый, стрессоустойчивый, крепкий, внимательный, смышленый, сильный.

Акцентуация характера человека с описанием каждого типа

Характеризовать человека можно с учетом акцентуаций характера. Немного расскажем вам о них.

Застревающий тип

Отличается явным «застреванием» на мыслях, переживаниях. Люди не в состоянии забыть прежние обиды, предательства, ссоры. В конфликте они занимают лидирующую и активную позицию. Спорить с такими людьми почти всегда бесполезно и бессмысленно. Они будут стоять на своем и вряд ли станут признавать свою неправоту. «Застревающие» люди – это непреклонные борцы за настоящую справедливость.

Отрицательные качества и стороны данного типа: обидчивость (всерьез и по пустякам), мстительность, грубость, прямолинейность, ревнивость, самонадеянность, резкость, непринятие любого чужого мнения.

Конформный тип

Люди такого типа отличаются гиперобщительностью, переходящей в болтливость. Зачастую у них нет своего мнения, они не стремятся как – то выделиться из толпы. «Конформные» люди очень любят различные развлечения, не отрицают своего интереса к азартным играм.

Отрицательные качества и стороны данного типа: долгий процесс адаптации к чему бы то ни было, неискренность, наигранность, двуличность, неправильное восприятие объективной реальности.

Тревожный тип

У людей развивается чувство неполноценности. Им постоянно кажется, что они действуют неправильно, совершают ошибки. Они не умеют быть самими собой, так как пытаются быть лучшими во всем. Им нельзя доверять должность руководителя, так как ничего хорошего из этого не выйдет.

Отрицательные качества и стороны данного типа: боязливость, застенчивость, замкнутость, стеснительность, «перебор» с чувством долга и ответственности, высокая степень общительности лишь с близкими людьми.

Дистимический тип

«Дистимичные» люди привлекают окружающих своим серьезным подходом к любым проблемам и делам, добросовестностью и добросердечностью. Они крайне отрицательно относятся ко всем переменам. Им проще жить так, как привычно.

Отрицательные качества и стороны данного типа: пессимизм, упадническое настроение, основательное замедленное мышление, любовь одиночества, стремление работать в одиночку (не в коллективе).

Циклоидный тип

Основное отличие «циклоидных» людей – высокая степень работоспособности. Одеваются они довольно странно (так, как для пикников, для отдыха на природе). Пытаются быть максимально интересными для собеседников. Обаятельны.

Отрицательные качества и стороны данного типа: неустойчивость, непостоянство, излишняя доверчивость, навязчивость, леность, прямолинейность (иногда), жеманность, чрезмерная жестикуляция, невнимательность.

Экзальтированный тип

Эмоции находят свое отражение в постоянной (частой) влюбчивости. У людей такого типа настолько быстро меняется настроение, что они не успевают за этим уследить. «Экзальтиры» сильно привязаны к своим друзьям и поэтому стараются с ними не скандалить. Они верят в вечную дружбу, но частенько «обжигаются».

Отрицательные качества и стороны данного типа: паникерство, подверженность отчаянью, склонность к депрессиям невротического типа.

Охарактеризовать человека можно с помощью знаний темпераментальных особенностей

Характеристики типов темперамента

Холерик

Всегда в движении. В нем нет уныния и пессимистичности. Холерик – лидер, имеющий взрывной характер. Он всегда спорит до последнего, отстаивая свою собственную точку зрения. Его отличительные черты и увлечения – гиперкоммуникабельность, мобильность, упорство, сексуальность, тяга к экстриму и к экспериментам, смелость, готовность к риску.

Сангвиник

Быстро обучаем, находчив, справедлив, рассудителен и талантлив. Он привык к дисциплине, чистоте и порядку. Не любит обмана. Сангвиника трудно вывести из себя, но это возможно. На это способна, например, рутинная работа, поскольку сангвиники не переносят сплошного однообразия. Как только им надоедает выполнять то или иное рабочее задание, как они тут же начинают рассылать резюме, чтобы сменить род привычной деятельности.

Меланхолик

Его всегда выдает «застывшая» мимика, несмелая речь, чрезмерная ранимость и обидчивость, стеснительность, угрюмость, озадаченность и угнетенность. Меланхолик весьма чувствителен к критике и похвале. Людей – меланхоликов никогда не пугает одиночество, поскольку они могут отыскать гармонию внутри себя. Потребность в дружбе у них развита крайне слабо.

Флегматик

Молчаливый, уравновешенный, спокойный, скрытный человек. Он всегда все успевает сделать (несмотря на свою медлительность), так как в жизни у него все заранее спланировано. Они отличаются постоянством во вкусах, привычках, взглядах.

Есть люди, относящееся к смешанному типу темперамента. Что такое темпераментальная «смешанность»? Вид темперамента, в который входит «коктейль» из различных качеств сангвиника, меланхолика, холерика и флегматика.

В социальной жизни общества и в отношениях.

Каждый человек обладает особыми качествами и индивидуальными чертами в характере. Невозможно отыскать двух абсолютно одинаковых мужчин или женщин. Описание характера людей строится из их поступков, которые влияют на всю жизнь.

Характер и зависимость от телосложения

Э. Кречмер, известный немецкий психолог, определи, что поведение личности напрямую зависит от ее телосложения. Он составил описание примеры уместились в три основные группы.

  1. Астеники - люди с неразвитой мускулатурой, достаточно худощавые с небольшой грудной клеткой. У них удлиненное лицо и длинные конечности. Всех таких людей психолог объединил в группу шизотимики. Зачастую это очень упрямые люди, им сложно приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Они очень замкнутые и склонные страдать шизофренией при сильных психических расстройствах.
  2. Пикники - люди, склонные к полноте. Для них характерно круглое лицо, короткая шея и мелкие Эти люди попали в типологическую группу характера циклотимики. Это общительные люди, очень эмоциональные и склонные к быстрой адаптации в незнакомых условиях. При психологических расстройствах впадают в депрессию.
  3. Атлетики - имеют спортивное телосложение, крупную грудную клетку и высокий рост. Атлетов Кречмер соотнес к иксотимикам - неэмоциональные личности, властные и не любящие перемен. Сильное психологическое расстройство может легко привести к эпилепсии.

Вот такое описание дал немецкий психолог. Теперь смело подходите к зеркалу и делайте выводы, применима эта теория к вам или нет.

Влияние темперамента на характер

Темперамент - характерная жизненная энергия человека, которая устанавливает отношение к жизни. Зачастую сложно найти личность, у которой ярко выражен только один темпераментный показатель. Как правило, у людей смешанные темпераменты, но, зная их, можно легко составить описание характера человека, примеры даны ниже:

  • Сангвиник - подвижный человек, для которого характерна регулярная смена настроения. Он очень быстро реагирует на все происходящие события в его жизни. Неудачи и отрицательные моменты воспринимаются легко, без депрессии и расстройств. У такого человека развитая мимика, а еще он полностью отдается работе, если она ему интересна.
  • Холерик - очень яркая и возбужденная личность, ярко реагирующая на жизненные события. Стремительно может разозлиться и при этом чувствует упадок сил. Такой человек быстро загорается новыми идеями, но так же легко и теряет интерес.
  • Меланхолик - человек, воспринимающий все близко к сердцу. При этом он очень впечатлительный, его легко довести до слез.
  • Флегматик - личность, скупая на эмоции. Вся жизнь такого человека уравновешена и полна стабильности. Такие люди ценятся во многих фирмах, так как они отличаются упорством и высокой трудоспособностью.

Формирование характера личности

Описание характера людей составляли многие психологи. Но когда формируется этот самый характер и можно ли его изменить? Характер проявляется в самом раннем возрасте. К пяти годам ребенок имеет установленные характерные черты, которые практически невозможно изменить.


В младших классах приоритетом остается мнение родителей и учителей, но после 14 лет возникает целый психологический взрыв. Подросток явно демонстрирует свое мнение о жизни, формируя характер. Явно на формирование влияют средства массовой информации. В этот период легко навязать неправильные политические взгляды и вырастить сторонника какого-нибудь движения. К 20 годам человеческая личность сформирована, переломный момент начинается в 50 лет. Происходит перестановка приоритетов, появляется так называемая мудрость.

Внешность и характера человека

И характера человека - это важный стилистический прием для писателей. Такой дает нам полное представление о герое. Мы видим его положительные и отрицательные черты, складывается отрицательный или положительный персонаж.

Описание характера людей очень важно для раскрытия серийных преступлений - специалисты отталкиваются от повторяющихся поступков, характерных для маньяка. При этом создается точный портрет личности и даже появляется возможность предугадывания действий преступника.

Если важно сделать подробное описание человека, черты характера являются значимым показателем. Особенно в таких областях, как политика, журналистика. Нужно уметь по внешности характеризовать способности человека, ведь характер настоящий не всегда проявляется сразу.

В понимании обывателя личность - это человек, обладающий сильным характером, имеющий собственное мнение, способный нестандартно мыслить и действовать, не боясь осуждения толпы. Иначе говоря, по мнению большинства, далеко не все люди заслуживают этого высокого звания. Ведь многие предпочитают позицию серой мышки, мирно живущей в собственном мирке и беспокоящейся о том, что же о ней скажут соседи и сослуживцы.

Однако научный подход к этому понятию дает совсем другие результаты. В психологии личностью принято считать каждого человека, независимо от набора качеств и черт, которыми он обладает. Для создания базового «портрета» того или иного члена сообщества ученые используют определенный набор критериев. Попробуем разобраться в том, что характеризует человека как личность с точки зрения науки.

Что такое личность?

Под этим термином принято понимать совокупность психических и физических особенностей человека, его привычек, опыта и знаний, приобретенных им в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с окружением - людьми и предметами. Все эти компоненты проявляются в поведении, выражаясь в смене «масок», подходящих для различных социокультурных групп и ситуаций. Проще говоря, личность - это сложное понятие, включающее социальные навыки, психические характеристики и установки, базирующиеся на опыте межличностных отношений.

Какое же место занимает термин личность в системе современной психологии? Он находится между индивидом и индивидуальностью. При этом индивид - это отдельно взятый представитель человеческого рода, а под индивидуальностью подразумевается отражение специфических наследственных или приобретенных черт конкретного человека.

Составляющие личности

Чтобы полностью осветить многогранность каждого из нас, используются признаки, характеризующие человека как личность. К ним, по мнению современных ученых, относятся:

  • характер,
  • темперамент,
  • мотивация,
  • способности.

Каждое из этих понятий раскрывает человеческую натуру с определенной стороны. Поэтому только после тщательного анализа всех пунктов и соединения полученной информации в единое целое можно говорить о создании исчерпывающего портрета члена общества.

Характер

Как правило, под характером понимается совокупность стабильных черт человека, влияющих на его поведение. При этом принято разделять все свойства на 4 группы, каждая из которых отражает отношение личности к одному из аспектов жизни:

  • к другим людям,
  • к труду,
  • к вещам,
  • к себе.

Основываясь на этих данных, можно приписать каждому из нас один из наиболее распространенных типов характеров:

  • психастенический - нерешительный, склонный к самоанализу и размышлениям;
  • шизоидный - замкнутый, отстраненный от окружающего мира;
  • гипертимный - подвижный и общительный;
  • эпилептоидный - с низкой реакцией, угрюмый, скрупулезный и консервативный;
  • сенситивный - робкий, впечатлительный;
  • астеноневротический - устающий от общения, раздражительный и тревожный;
  • истероидный - эгоцентричный, жаждущий всеобщего внимания и одобрения;
  • эмоционально-лабильный - склонный к частым сменам настроения;
  • инфантильный - отказывающийся от ответственности за себя и свои поступки;
  • неустойчивый - слабый, безвольный, тяготеющий к развлечениям и безделью.

Разумеется, поведение человека не всегда определяется только его характером. Однако в большинстве случаев именно он оказывает решающее влияние на поступки и слова.

Темперамент

Темперамент служит основой характера и обуславливается типом высшей нервной деятельности. Иначе говоря, базой для него становятся психофизиологические особенности человека, а значит, его можно отнести к врожденным свойствам личности. Темперамент в основном влияет на активность и интенсивность действий, а не на их содержание.

Выделяют 4 типа темперамента:

  • холерик - взрывной, нередко агрессивный, подвижный и подверженный частым и резким сменам настроения;
  • меланхолик - впечатлительный и ранимый, утомляемый и склонный к самобичеванию;
  • флегматик - спокойный и уравновешенный, с большим трудом адаптирующийся к новым условиям и задачам;
  • сангвиник - энергичный и общительный, активный и жизнерадостный.

«Чистых» представителей того или иного темперамента практически не существует. Поэтому чаще всего человека относят к одному из типов, ориентируясь на преобладающие черты.

Мотивация

Чтобы человек начал действовать, демонстрируя свои личностные характеристики, ему нужна мотивация. Она представляет собой психофизиологический процесс, стимулирующий на совершение того или иного поступка. От силы мотивации зависит активность и направленность деятельности, а также ее результативность. При этом оптимальными являются средние показатели. При слишком слабой или чрезмерно сильной мотивации производительность резко снижается.

Мотивацию делят на внутреннюю и внешнюю. Первая связана с самим действием, приносящим человеку удовольствие и пользу. А в основе второй лежат «побочные эффекты», появляющиеся в результате осуществления какой-либо деятельности.

Также существует положительная и отрицательная мотивация. Базой для такого деления служит полярность стимулов. В первом случае идет речь о получении в результате действия награды, пользы или удовольствия. А во втором случае выполнение задач направлено на то, чтобы избежать наказания, штрафа, порицания.

На устойчивость мотивации влияет источник стимула. Нужды самого человека создают постоянные предпосылки для выполнения действий. А вот если поведение обуславливают внешние факторы, то для сохранения импульса требуется постоянное подкрепление.

Способности

Чтобы вся активность приносила ожидаемый эффект, нужны способности. Под этим словом понимаются не только умения и навыки, позволяющие заниматься определенной деятельностью, но и скорость и глубина их освоения. Такие параметры зависят от внутренних психических процессов.

Способности принято делить на общие и специальные. Первые - поисковая активность, творческий подход и интеллект - необходимы для совершения практически всех действий. Поэтому степень их развития нередко коррелирует с успешностью человека в целом. Специальные способности более конкретны: например, склонность к музыке, литературе, математике, конструированию, спорту и т. д. Без них невозможно достичь достойных результатов в специфических областях деятельности.

Для оценки тех или иных способностей создана следующая «лестница»:

  • задатки,
  • способности,
  • талант,
  • гениальность.

Как правило, переход с одной «ступеньки» на другую требует огромных усилий, а зачастую и вовсе не возможен. Однако в стрессовых ситуациях нередко происходит всплеск, обострение уже известных способностей или неожиданное проявление новых.

Итак, критериями, определяющими личность, служат не только качества ее характера, но и особенности ее деятельности - источники мотивации и качество исполнения принятых на себя ролей. При этом основное значение имеет активность, направленная на установление межличностных отношений. Ведь именно под личностью, а не индивидом или индивидуальностью нередко подразумевается то самое «социальное существо», которое формируется и проявляет свои черты исключительно во время взаимодействия с себе подобными и окружающей средой.

Как говаривал Виктор Гюго, у человека есть целых три характера: один приписывает ему окружение, другой он приписывает себе сам, а третий – настоящий, объективный.

Черт характера человека насчитывается более пятисот, причем не все они однозначно положительные или отрицательные, многое зависит от контекста .

Поэтому любая личность, собравшая в себе те или иные качества в индивидуальных пропорциях, является уникальной.

Характер человека – это конкретное, присущее только ему сочетание персональных, упорядоченных психологических черт, особенностей, нюансов. Он формируется, между тем, целую жизнь и проявляется во время труда и социального взаимодействия.

Трезво оценить и описать характер выбранного человека – задача не из простых. Ведь не все его свойства демонстрируются окружению: некоторые черты (хорошие и плохие) остаются в тени. Да и самим себе мы кажемся несколько иными, чем видно в зеркале.

Можно ли ? Да, есть версия, что это возможно. Путем долгих усилий и тренировок вы способны присвоить себе полюбившиеся качества, став немного лучше.

Характер человека проявляется в поступках, в общественном поведении. Он виден по отношению личности к труду, к вещам, к иным людям и по ее самооценке .

Кроме того, качества характера подразделяются на группы – «волевые», «эмоциональные», «интеллектуальные» и «социальные».

Мы не рождаемся с конкретными чертами, а приобретаем их в процессе воспитания, образования, исследования окружения и так далее. На формирование характера влияет, конечно, и генотип: яблоко зачастую падает крайне близко от яблони.

По своей сути характер близок к темпераменту, но это не одно и то же.

Чтобы относительно трезво оценивать себя и свою роль в социуме, психологи советуют выписать свои положительные, нейтральные и отрицательные черты на листочек и проанализировать.

Попробуйте сделать это и вы, примеры качеств характера вы найдете ниже.

Положительные черты характера (список)

Отрицательные качества характера (список)

Вместе с тем, некоторые качества трудно отнести к хорошим или плохим, да и нейтральными их не назовешь. Так, любая мать желает, чтобы ее дочь была застенчивой, молчаливой и стыдливой, но полезно ли это для девушки?

Опять же, мечтательный человек может быть симпатичным, но совершенно непутевым из-за того, что вечно витает в облаках. Напористый индивид для кого-то выглядит упорным, для кого-то – несносным и настырным.

Плохо ли быть азартным и беззаботным? Далеко ли хитрость ушла от мудрости и находчивости? Амбициозность, честолюбие, целеустремленность ведут к успеху или к одиночеству? Вероятно, все будет зависеть от ситуации и контекста.

А каким быть вам, решаете вы сами!

Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

  • Социальность

Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

  • Уникальность

Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

  • Трансцендентность

Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.

  • Целостность и субъективность

Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

  • Активность и субъективность

Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

  • Нравственность

Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к .

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого .

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и ), моральные нормы.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – , легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная . Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе , составлении плана и учета последствий.

Человеческие чувства

Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. индивидуальны.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из . Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

  • стремления к успеху;
  • избегания неприятностей;
  • получения власти и др.

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

  • самооценка. проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
  • оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
  • уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
  • выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
  • при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
  • наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
  • измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!