Самостоятельная работа:
2 вариант:
1 вариант:
Проверь ответы:
2 вариант:
1 вариант:
Теорема косинусов:
Квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними
- Самое древнее доказательство для теоремы синусов на плоскости описано в книге Насир ад-Дин Ат-Туси «Трактат о полном четырёхстороннике» написанной в XIII веке. Теорема синусов для сферического треугольника была доказана математиками средневекового Востока ещё в X веке. В труде Ал-Джайяни XI века «Книга о неизвестных дугах сферы» приводилось общее доказательство теоремы синусов на сфере
Насир ад-Дин Ат-Туси
Теорема синусов :
Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов
- Замечание: Можно доказать, что отношение стороны треугольника к синусу противолежащего угла равно диаметру описанной окружности. Следовательно, для любого треугольника ABC со сторонами AB=c, BC=a, CA=b имеют место равенства
- Где R – радиус описанной окружности.
1) Запишите теорему синусов для данного треугольника:
2) Запишите теорему косинусов для вычисления стороны МК:
Найдите угол В.
Найдите длину стороны ВС.
Найдите длину стороны АВ.
Найдите MN.
Запишите формулу для вычисления:
- http://ppt4web.ru/geometrija/teoremy-sinusov-i-kosinusov0.html
- http://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2014/10/15/teorema-sinusov-i-kosinusov
- https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/14/Johannes_Regiomontanus2.jpg/500px-Johannes_Regiomontanus2.jpg
- http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/110/217/110217775_Nesreddi_tusi.jpg
- http://www.biografguru.ru/about/evklid/?q=3117
Теоремы синусов и косинусов в задачах с практическим содержанием
верны ?
Задание 1
произведения этих сторон на sin угла между ними.
Квадрат любой стороны тр-ка равен сумме
квадратов двух других сторон без
произведения этих сторон на cos угла между ними.
Квадрат любой стороны тр-ка равен сумме
квадратов двух других сторон без удвоенного
произведения этих сторон на cos угла между ними.
В прямоугольном треугольнике
квадрат катета равен разности квадратов
гипотенузы и другого катета.
Какие из следующих утверждений верны ?
Задание 2
синусам противополежащих углов.
Стороны треугольника пропорциональны
косинусам противополежащих углов.
Стороны треугольника пропорциональны
синусам прилежащих углов.
Стороны треугольника пропорциональны
противополежащим углам.
Какие из следующих утверждений верны ?
Задание 3
площадь и периметр.
Решить треугольник – это значит измерить все
его элементы.
Решить треугольник – это значит найти его
неизвестные элементы по трем известным.
Решить треугольник – это значит найти ему
равный треугольник.
Не верно!
Не верно!
Не верно!
Установите соответствие?
Задание 4
А) теорема синусов
Б) формула Герона
В) теорема Пифагора
Г) теорема косинусов
Человек ростом 1,7 м стоит на расстоянии
8 шагов от столба, на котором висит фонарь.
Тень человека равна четырем шагам. На какой
высоте (в метрах) расположен фонарь?
Задание 5
8 шагов
4 шага
Подсказка (2)
Рассмотреть подобные треугольники
ΔАВС
ΔАКМ
Футбольный мяч находится у Ежика, который расположился на расстояниях 23 м и 24 м от стоек ворот. Ширина ворот 7 м. Найдите угол попадания мяча в ворота?
Задание 6
Задание 7
Алгоритм решения практических задач
- Выполнить рисунок
- Решить геометрическую задачу
Задание 7
Найти расстояние до недоступного предмета
Алгоритм нахождения расстояния до недоступного предмета
- Наметить 2 точки, расстояние между которыми можно измерить
- Выполнить измерение углов
- Построить математическую модель (чертеж)
- Решить геометрическую задачу, используя теорему синусов
Решите сами 1 вариант Для определения ширины реки (AC) отметили 2 пункта С и В на расстоянии 50м друг от друга. Измерили углы АСВ и АВС, где А – это дерево, стоящее на другом берегу реки у кромки воды. (<АCВ=550, <АВС=650) 2 вариант Для определения ширины реки (AC) отметили 2 пункта В и С на расстоянии 40м друг от друга. Измерили углы АСВ и АВС, где А – это дерево, стоящее на другом берегу реки у кромки воды. (<АCВ=600, <АВС=700) Проверьте друг друга <А=1800-600-700= 50 0 AВ = 49 м
Тема « Теорема косинусов»
Тип урока : урок усвоения новых знаний
Место урока – первый урок по данной теме
Обучающая цель урока :
знание учениками формулировки теоремы косинусов;
умение:
находить длину третьей стороны по известным двум другим и углу
между ними;
определять угол (косинус угла) треугольника по трем известным
сторонам;
определять вид треугольника по трем известным сторонам.
Задачи личностного развития:
организовать ситуации для:
самоопределения учащихся на прогнозируемый результат
познавательной деятельности;
развития рефлексивных способностей;
создать условия для:
развития коммуникативных способностей учащихся;
развития мышления учеников, умения аргументировать, доказывать.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, экран, доска, мел.
Краткий план урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация ведущих знаний и способов действий.
3. Мотивация и целеполагание.
4. Основная часть. Доказательство теоремы косинусов. Представление
образцов применения теоремы косинусов при решении задач.
Самостоятельное применение знаний. (Мини-тест).
5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Ход урока
1этап Организационный. Приветствую учащихся, проверяю готовность рабочего места школьников к учебному занятию. Создаю настрой на работу, объявляю учащимся, что в течение урока они оценивают себя, выставляя отметки в рабочую карту.
2этап Актуализация знаний учащихся, выдвижение гипотезы.
Предлагаю для начала разминку (тест) по формулам «Формулы приведения», «Значения синуса, косинуса и тангенса для углов от 0⁰ до 180⁰».
Записать формулу нахождения расстояния между точками по их координатам.
3этап Создание проблемной ситуации, ее разрешение. Мотивация и целеполагание.
Проблемная задача повышает мотивацию учеников на дальнейшую познавательную деятельность. Организуется ситуация для постановки цели урока и прогнозирования результатов занятия, например, необходимо выяснить универсальный способ нахождения длины третьей стороны треугольника по известным длинам двух других сторон и углу между ними.
Работа в группе.
Решение задачи . Задача. Используя формулу расстояния между точками найдите длину стороны ВС ▲ АВС, если А(0;0), В (с;0), С(bcosA ; bsinA ).
Вывод: дадим словесную формулировку, полученного равенства. Получим теорему, которая называется теоремой косинусов :
квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними.
Одно из самых красивых и простых доказательств теоремы косинусов является доказательство её в координатной плоскости.
Можно ли сказать, что теорема Пифагора-это частный случай теоремы косинусов? Да, т.к. cos 90 o =0.
4этап. Физминутка .
6этап. Постановка проблемы: какое количество элементов должно быть известно, чтобы задача была решена? Построить модель, определить тип задачи, исследовать отношения и связи между элементами треугольника .
Вопрос для обсуж дения . Какую задачу можно решать, используя теорему косинусов?
Зная, что
имеет вид a
2
=b
2
+c
2
- 2bc×cosγ, преобразуйте данное выражение таким образом, чтобы искомой величиной стал угол γ: b
2
+c
2
=2bc×cosγ+a
2
.
Затем приведите показанное
уравнение к несколько иному виду: b
2
+c
2-
a
2
=2bc×cosγ. Затем данное выражение следует
в представленное ниже:
cosγ=√b
2
+c
2
-a2/2bc.
Вопрос для обсуж
дения
. Что можно находить по этой формуле?
Значение косинуса угла в треугольнике.
Ученикам предлагается вычислить косинус большего угла в треугольнике с известными длинами трех сторон и определить вид этого треугольника.
Вычислить косинус большего угла в треугольнике, если его стороны равны:
Вариантам №1
Вариант №2
Вариант №3
c = 6, b = 8, a = 9
c = 6, b = 8, a = 10
c = 6, b = 8, a = 11
cos 19/96
cos 0
cos 0
79 0
90 0
103 0
Результаты вычислений каждой группы заносятся в таблицу, обсуждаются, делаются выводы:
Для определения вида треугольника (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный)
необходимо:
Вычислить косинус угла, лежащего напротив большей стороны;
Если cos 0 , треугольник остроугольный;
Если cos 0 , треугольник прямоугольный;
Если cos 0, треугольник тупоугольный.
Вопрос для обсуж дения. Как можно ответить на этот вопрос без вычисления косинуса наибольшего угла? Вспоминается теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника. (В треугольнике против большей стороны лежит больший угол и, наоборот, против большего угла лежит большая сторона).
ВЫВОД.
Пусть с – наибольшая сторона
– если с
2 < a
2 + b
2 , то треугольник остроугольный;
– если с
2 = a
2 + b
2 , то треугольник прямоугольный;
– если с
2 > a
2 + b
2 , то треугольник тупоугольный.
Проверьте вывод на выполненных задачах(дома).
7 этап. Построение перспективного плана дальнейшей работы.
- вопрос учителя : Вопрос для обсуждения . Какие задачи можно решить с помощью теоремы косинусов?
-ответы учеников
находить длину третьей стороны по известным двум другим и углу между ними;
определять угол (косинус угла) треугольника по трем известным сторонам
определять вид треугольника по трем известным сторонам
5этап. Закрепление. Мини - тес
Мини - тест
Условие
Варианты ответа
В треугольнике со сторонами m , n , p против стороны
p лежит угол α . Тогда справедлива следующая
формула:
А) m 2 n 2 p 2 2 np cosα
Б) m n 2 p 2 2 np cos α
В) p 2 m 2 n 2 mn cos α ;
Г) p m 2 n 2 mn cos α ;
Если косинус большего угла треугольника
отрицателен, то этот треугольник:
А) остроугольный; Б) прямоугольный;
В) тупоугольный.
Длины двух сторон треугольника равны и 3, а угол
между ними 45 0 . Тогда длина третьей стороны равна:
А) 2; Б) 3; В) √ 5; Г) 5
В треугольнике длины сторон равны √3; 4; √7. Определить вид треугольника
А) остроугольный; Б) прямоугольный;
В) тупоугольный.
Проверка.
Варианты ответа
1
В) p 2 m 2 n 2 mn cos α ;
2
В) тупоугольный.
3
В)√ 5
4
В) тупоугольный
Что еще нужно сделать, чтобы урок был завершен?»
Ученики: « Задать домашнее задание».
Учитель: «Если бы вы были учителем, то, какое бы домашнее задание вы бы задали?»
8этап. Домашнее задание. П.98, № 1025(д).
Предлагаю выставить итоговую отметку в рабочих картах и провести рефлексию по заполнению таблицы.
Обсуждение заполнение таблицы. Оценки
Приложения № 1. Разминка. Тест
«Формулы приведения», «Значения синуса, косинуса и тангенса для углов от 0⁰ до 180⁰»
1. sin (90 ⁰ - α ) =
2. cos (90 ⁰ - α ) =
3. sin (180 ⁰ - α ) = 1. cosα 2. sinα 3. - cosα 4. - sinα
4. cos (180 ⁰ - α ) 1) cosα 2) sinα 3) - cosα 4) - sinα
5. cos 60 ⁰ = 1) 2) 3)
6. cos 30 ⁰ = 1) 2) 3)
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Теорема синусов
Теорема 12.2 (теорема синусов) Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.
C В A a sinA b sinB = = c sinC a b c Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.
М O X MO sinX MX sinO = = OX sinC Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.
C D E CD sinE EC sinD = = DE sinC Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.
Следствие из теоремы синусов где R – радиус окружности, описанной около ∆ АВС
Задача Найти радиус окружности, описанной около ∆ АВС, если АС = 2 см, АВС = 45° A С В 45 0 2 По следствию из теоремы синусов R = R = 2: (2 ·) R =
Тригонометрическая таблица № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
AB sinC AC sinB = C A B 75 0 60 0 60 0 4 4 ? 45 0 45 0 Найти АВ Задача № 1 Таблица
AB sinC BC sinA = C A B 60 0 60 0 ? 2 3 3 2 Задача № 2 Таблица
2 AB sinC AC sinB = C A B ? 2 2 2 2 2 13 5 0 13 5 0 Найти угол А Задача № 3 Таблица
120 0 AC sinD AD sinC = AB С D – параллелограмм. Найти AC . D A B C 30 0 30 0 6 0 0 5 5 ? 120 0 30 0 Задача № 4 Таблица
45 0 2 45 0 BC sinA AB sinC = AB С D – параллелограмм. Найти BC . D A B C 30 0 30 0 2 ? 105 0 30 0 Задача № 5 Таблица
Домашнее задание Стр. 162-163, п.110; доказать теорему 12.2; по рабочей тетради № 99 – 104
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный тест, который содержит 5 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, с учетом времени, затраченного на прохождение теста; тест создан в программе PowerPoint-2007 с и...
Урок - Решение задач по геометрии 9 кл. "Площадь треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов."
Решение задач предусматривает умение применять знания в стандартных условиях или при небольших отклонениях от них. Так же рассматриваются задачи, в которых требуется уметь применять знания в усложненн...