Виды контроля по физике. I.2. Традиционные формы и методы контроля при обучении физике. Функции учебного контроля

Традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний по физике как средства повышения качества образования Бутенко Ольга Геннадьевна, учитель физики первой квалификационной категории МБОУ «СОШ 7» VII городская научно-практическая конференция педагогов «Опыт, мастерство и знания педагогов на реализацию требований ФГОС» Зима, 2012






Виды контроля СодержаниеМетоды Предваритель ный Уровень знаний школьников, общая эрудиция. Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. Текущий Освоение учебного материала по теме. Устный опросы, физический диктант, практические (лабораторные) работы, кратковременная самостоятельная работа, викторина, кроссворд, тестирование. Итоговый Контроль выполнения поставленных задач. Письменная контрольная работа, лабораторная работа, тестовые задания, устный зачет по теме.










Контрольная работа ПреимуществаНедостатки Проверяет умение решать задачи по теме Проверяет довольно узкий круг знаний и умений Проверяет различные умения по применению физических знаний при решении экспериментальных задач Необходимо комбинировать с другими формами контроля Разноуровневые заданияРезультат через некоторое время






Нетрадиционные формы контроля матричный зачет Вопросы Варианты ответов Карточка, выдаваемая ученику Вопросы Варианты ответов Карточка ответов Контрольная матрица (ключ)




Рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений Система бальных оценок Рейтинговая система отсутствие весовой доли оценокдифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.). Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа корректировать свою работу, исходя из анализа динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса; незначительный объём контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;


Система бальных оценок Рейтинговая система Негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов Планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом Узкий диапазон школьных оценок, большая субъективность оценки, расплывчатость её критериев. Отсутствие самооценки Повысить объективность оценки знаний, динамики учебного образования ученика не только в течение учебного года, но и за всё время обучения в школе;

Фразу «урок - основная форма обучения в школе» нельзя понимать упрощенно и однобоко, фиксируя внимание только на слове «урок» и упуская из виду, что типов уроков может быть много и каждый урок должен быть неповторим, к его построению надо подходить творчески.

В работе приведен план-конспект модели урока по физике для 10 класса по теме «Электрический ток в различных средах».

Мои творческие поиски нестандартных форм и методов преподавания физики продолжаются уже 35 лет работы в школе. Еще в самом начале своей педагогической деятельности я понял, что невозможно добиться высокого КПД на уроке физики, если его проводить по обычной стандартной схеме. Фразу «урок - основная форма обучения в школе» нельзя понимать упрощенно и однобоко, фиксируя внимание только на слове «урок» и упуская из виду, что типов уроков может быть много и каждый урок должен быть неповторим, к его построению надо подходить творчески.

Причины применения нестандартного подхода в построении урока физики в настоящее время таковы:

1. В стране наблюдается падение престижа образования и науки, в том числе и физики, среди молодежи. Это связано с коренными социальными и экономическими преобразованиями.

2. Введение в стране всеобщего образования, обучение всех и всему одинаково в одном классе привели к тому, что за последние годы был снижен уровень преподавания для средних и сильных учеников, в результате чего потерялся их интерес к учебе. В настоящее время созданы и создаются для выхода из этого положения школы различного типа со специализацией.

3. В настоящее время в школе занимаются много слабо подготовленных учащихся, это как правило дети из малообеспеченных, неблагополучных и неполных семей.

4. Недостаточная материальная база школ, так как снабжение перешло на коммерческую основу, и многие школы из-за материальных затруднений не могут приобрести приборы и оборудование, учебники и пособия.

Вот эти и другие причины побуждают искать особые формы и приемы работы с учащимися, иначе в противном случае деятельность учителя будет малоэффективной.

Моя методика поиска, а затем и применения эффективных методов и форм обучения физики основана на следующих принципах:

1. Они должны вызывать у учащихся интерес к обучению, к теме урока, так как он является наиболее действенным мотивом учения. Как говорил А. Эйнштейн: «Умеет учить тот, кто учит интересно!»

2. Они должны способствовать повышению эмоциональности обучения физике. Как известно, приподнятое эмоциональное состояние помогает лучше усваивать научные знания. Не случайно А. Эйнштейн говорил: «Где только возможно, изучение должно стать переживанием».

3. Они служат созданию «обратной связи» с учащимися учитывают их мнение. Учебный процесс надо строить в соответствии с природой человека, все это повышает результаты обучения, его КПД. Исследования ученых показали следующее: «Человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, т.е. научиться, развиться, воспитаться». В начале учащегося надо научить учиться, а затем на этой основе получать знания.

Особое внимание в своей работе уделяю эффективным формам контроля знаний учащихся по физике. Любому учителю ясно, что объем знаний (информации) данный им не равен объему знаний, полученному учеником. Нужна объективность, которая позволяет учителю или проверяющим оценить урок, здесь особую роль играет контроль знаний, в котором главную роль играют ученики. Ученики, опираясь на знание нормативов оценок, могут под руководством учителя провести самооценивание, что исключает возникновение конфликта между учениками и учителем из-за оценок. Эффективные формы контроля позволяют проверить учителю с помощью учеников всех или большинство учащихся. Это заставляет учеников повторять учебный материал, готовиться к каждому уроку, что позволяет им приобретать хорошие знания. Из личного опыта, опыта учителей-практиков, исследований ученых известно, что учащийся пассивно находящийся на уроке усваивает 5-10 % знаний, активно мыслящий на уроке усваивает 50-60 % знаний, а тот, который активно повторяет дома 90-100 %.

При самооценивании учащихся они должны знать систему норм и критериев постановки оценок, с ней я знакомлю новых учеников в начале учебного года. Эта система оценок была разработана и апробирована мною в течение педагогической деятельности. Для определения оценки нужно точно знать, какие ошибки и недочеты допущены отвечающими, их шкалу цен.

Цена грубой ошибки - 2 балла.

Ошибки - 1,2 балла.

Грубого недочета - 0,5 балла.

Недочета - 0,3 балла.

Маленького недочета (оговорки) - 0,2 балла.

Например: ученик при ответе допустил негрубую ошибку и недочет. Какую ставить ему оценку? Согласно нормативам имеем - ученик потерял 1,2 + 0,3 = 1,5 балла. Так как за полный ответ оценка - 5 баллов, то окончательная оценка ученика 5 - 1,5 = 3,5 балов. В данном случае в журнал ставиться оценка - 4, предупредив учащегося о её «слабости».

В своей практике я наиболее часто применяю такие эффективные формы контроля знаний - «самоконтроль», «кольцо», «экспедиция», «интеллектуальный бой» и другие. Некоторые из них я излагаю в плане-конспекте модели урока по физике для 10 класса.

План-конспект модели урока по физике для 10 класса по теме "Электрический ток в различных средах"

Тема : Повторительно-обучающий урок по теме «Электрический ток в различных средах».

Задачи и цели урока: систематизировать знания об электрическом токе в различных средах; рассмотреть значения изученных явлений для развития техники. Продолжить формирование умений объяснять явления на основе электронных представлений, выделять главное, обобщать изученный материал, выражать свои мысли в речи, решать задачи на электрический ток в различных средах. Применить методические приемы и методы оперативной проверки знаний учащихся, основанные на обратной связи учащихся с учителем.

Оборудование урока: методические разработки учителя.

Ход урока.

I. Организационный момент урока. (1-2 мин.)

Учитель делает сообщение учащимся, как будет проходить урок, назначает своих ассистентов, напоминает о нормативах оценок, о корректности вопросов и ответов. Ассистенты - это обычно двое учащихся, отличники или учащиеся, имеющие твердые знания на «4» и «5».

Норма оценок:

1) Грубая ошибка - 2 балла.

2) Ошибка - 1,2 балла.

3) Крупный недочет - 0,5 балла.

4) Недочет - 0,3 балла.

5) Оговорка - 0,2 балла.

Начальная оценка - 5 баллов. За допущенные ошибки, недочеты и оговорки отнимается указанное количество баллов. Ответы и вопросы должны даваться четко, кратко и понятно.

II. Повторение ранее изученного материала (10-12 мин.)

Применяется оперативный письменный контроль знаний учащихся по вопросам темы «Электрический ток в различных средах». Используется методический прием «Самоконтроль». Прием основан на сотрудничестве учителя и ученика, в чем и проявляется эффективность обучения. Как известно, эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности ученика, это не только умение учителя доступно и понятно преподносить учебный материал, но и готовность учащихся воспринимать, усваивать и воспроизводить его. Ежеурочно должна неукоснительно быть и действовать обратная связь “учитель - ученик“ . Прием состоит в том, что учащиеся отвечают на поставленные по вариантам вопросы в течение строго определенного времени. Форма ответа краткая, применяются условные обозначения и сокращения. План ответа учащиеся записывают и запоминают на первых ознакомительных уроках.

План ответа:

1) Определение закона, явления, понятия. Поясните их.

2) Формулы и их вывод(если есть).

3) Новые физические величины и их единицы(если есть).

4) Рисунки, схемы, графики.

5) Практическое применение.

Листочки передаются и собираются по цепочке с минимальной затратой времени. При письменной форме ответа учащиеся, как правило, психологически более раскованны и дают ответы лучше, чем у доски. Второй важный момент - в работу включаются все учащиеся класса. Третий важный момент - учащиеся проводят самоконтроль своих знаний, при проверке подглядывать и поворачиваться категорически запрещено. И последнее, очень важное, основано на закономерности повторения Эббингаусса (рассредоточенное во времени повторение эффективнее, чем концентрированное) - по этим же вопросам самоконтроль повториться через некоторое время (через 1-3 урока).

Вопросы самоконтроля:

1 вариант - Электрический ток в металлах.

2 вариант- Зависимость сопротивления металлического проводника от температуры. Сверхпроводимость.

3 вариант - Электрический ток в вакууме. Применение тока в вакууме.

4 вариант - Электрический ток в газах.

5 вариант - Плазма. Практическое использование плазмы.

6 вариант - Электрический ток в расплавах и растворах электролитов.

7 вариант - Закон электролиза Фарадея.

8 вариант - Электрический ток в полупроводниках.

9 вариант - Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод. Транзистор.

Проверка ответов занимает мало времени, если позволяет ход урока их можно объявить сразу, если нет, то обязательно в начале следующего урока.

III. Совершенствование знаний и умений. Контроль знаний, основанный на инициативе учащихся. (15-20 мин)

На данном моменте урока использовать метод «Кольцо», который является эффективной формой обратной связи «учитель-ученик» и используется при проверке усвоения материала пройденных тем или группы вопросов, служит для совершенствования знаний и умений учащихся. Важным в нем является то, что основная роль при проверке знаний лежит на самих учащихся (под контролем учителя), которые анализируют и оценивают ответы своих товарищей. Второй, ценный аспект в нем - это развитие активной разговорной речи учащихся. Исследования ученых показали, что активная разговорная речь ученика в среднем за целый учебный день - 2 минуты, что очень мало. Увеличение этого времени - важнейшая проблема педагогической науки. Учащиеся знают норму оценок, которая им доводится до сведения на вводных уроках в начале учебного года. Таким образом, каждый ученик, если он хорошо знает урок, точно знает какую оценку надо поставить отвечающему. При таком подходе к постановке оценок исчезает почва для возникновения конфликта между учениками и учителем из-за оценок. При использовании метода «Кольцо» учителем назначаются 2-3 ученика ассистентами-учителями, которые будут выслушивать, анализировать и оценивать ответы своих товарищей, это как правило наиболее сильные ученики. К доске вызывается группа учащихся - 3,4,5 и более, в зависимости от объема проверяемой темы. Методика такова: первый ученик ставит вопрос второму, второй отвечает и ставит вопрос третьему, третий отвечает и ставит вопрос четвертому и т. д., последний отвечает и ставит вопрос первому - «кольцо» замкнулось. Далее, все это повторяется, количество вопросов и ответов зависит от объема проверяемой темы, «кольцо» останавливает учитель. Класс при этом также участвует в работе, все учебники, тетради и другие пособия закрыты. Если какой учащийся из «кольца» не может поставить вопрос или дать ответ, ассистент-учитель спрашивает класс. В случае, если никто с этим не справляется, отвечают сами ассистенты-учителя. Главное при постановке и ответе на вопрос - корректность, четкость, краткость, идет развитие речи, проверяются знания и умения. После остановки «кольца» ассистенты-учителя, делая анализ ответов и вопросов конкретно каждого проверяемого , ставят оценки. Класс также принимает в этом участие, в случае чего производится корректировка оценки. За участие в работе «кольца», учащимся класса, если они давали не менее трех вопросов-ответов, ставится также оценка. Оценки ассистентам-учителям ставит учитель, с учетом мнения класса. При таком методе обычно выставляется не менее 10 оценок с анализом, нет конфликтных ситуаций, активна мыслительная деятельность учащихся, что способствует глубоким и крепким знаниям учащихся.

IV. Решение расчетных и качественных задач. (10-12 мин)

Эта часть урока посвящена решению задач на повторение. Используется задачник, дидактический материал. Работу можно проводить как индивидуально, так и со всем классом, она проводится у доски и на месте. Можно использовать следующие задачи:

1. Определить среднюю скорость упорядоченного движения электронов под действием электрического поля в медном проводе площадью поперечного сечения 1 мм 2 при силе тока, равной 10 А.

2. Определить скорость электронов, с которой они достигают анода двухэлектродной электронной лампы, если напряжение между катодом и анодом 100 В.

3. Объясните, почему разряжается электрометр, если к его катоду поднести горящую спичку.(Можно провести опыт)

4. Почему провода линии высокого напряжения не покрыты изолирующей оболочкой?

5. Определить напряженность электрического поля, при которой может произойти ионизация молекул воздуха. Энергия ионизации молекул воздуха W=15эВ, длина равна 5 ·10 -4 см.

6. Вычислите электрохимический эквивалент серебра.

7. Какую валентность должна иметь примесь к германиевому полупроводнику, чтобы он обладал электронной проводимостью?

8. Будет ли протекать ток в цепи?

9. Чем диссоциация электролитов отличается от ионизации газов? Почему электролиз не требует высокого напряжения?

10. Что происходит с электрической дугой, если сильно охладить отрицательный электрод; положительный электрод?

При подготовке задач к данному этапу урока используется следующая литература:

1) Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Физика - 10, Москва, ”Просвещение”, 1990г.

2) А.П. Рымкевич, П.А. Рымкевич, Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы. Москва, ”Просвещение”, 1988г.

3) И.М. Мартынов, Э.Н. Хозяинова, Дидактический материал по физике 9 класс. Москва, ”Просвещение”, 1978г.

4) М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике. Москва, ”Просвещение”, 1972г.

5) Г.И. Рябоволов Сборник тематических работ по физике. Издательство “Высшая школа”, Минск, 1973г.

V. Домашнее задание. (1-2 мин)

а) Краткие итоги главы X - стр.200

Физика - 10 Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев

Москва, ”Просвещение”, 1988г.

б) №845, №861

А.П. Рымкевич, Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы. Москва, ”Просвещение”, 1988г.

в) упр. 12 (1,5,9), учебник, стр.200.

Чтобы скачать материал или !

В 1976 году закончил Хабаровский государственный педагогический институт по специальности «учитель физики». Стаж педагогической работы – 29 лет. Работает над темой по самообразованию «Формы и методы контроля знаний учащихся на уроках физики».

Контроль включает в себя различного вида диктанты, индивидуальные домашние задания, всевозможные тесты, самостоятельные и контрольные работы. Используя различные методы контроля знаний по физике, Игорь Васильевич надеется, что это будет способствовать более прочному усвоению пройденного материала.

В связи с тем, что уменьшается количество часов физики, а требования остаются прежними, Игорь Васильевич считает, что для успешного усвоения материала учащимися наиболее приемлема подача нового материала крупными блоками, используя метод Шаталова. Это позволяет сэкономить время для решения задач.

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Моей темой самообразования является: «Методы контроля знаний по физике». Контроль включает в себя различного вида диктанты, домашние задания, всевозможные тесты, самостоятельные и контрольные работы. Итак, по порядку: физические диктанты. Диктанты я начинаю проводить с 7 класса. Они включают в себя: буквенное обозначение, единицы измерения, формулы, перевод единиц измерения в систему СИ. На последнем остановлюсь подробнее. Например,200 см2 превратить в м2. Сначала я требую, чтобы усвоили понятие – стандартное число, объясняю, зачем оно нужно, (не будет учебника за 7 класс, и калькулятор не позволит пользоваться очень маленькими и очень большими числами), после этого объясняю назначение приставок для образования десятичных кратных и дольных единиц, и уже только потом, используя знания математики, устный счёт, перевожу в систему СИ и стандартный вид. Как правило, работаю с приставками: С,Н,К. физические диктанты в старших классах я уже разбиваю на два типа. Первый тип –по физическим понятиям. Эти диктанты в готовом виде печатались в газете «Физика в школе»(Приложение к 1 сентября). Смысл состоит в том, что я по вариантам читаю незаконченное какое- нибудь определение, а ученики должны его закончить. Например, сила, с которой Земля притягивает все тела….Ученики пишут: сила тяжести. Варианты выбирают так: нечётные вопросы – первый вариант, чётные – второй. Если ученики за диктант получают отрицательную отметку, то они могут исправить её, но другим способом. Теперь я у доски говорю: сила тяжести…, а ученик должен ответить: сила, с которой Земля притягивает все тела. Второй тип- только по формулам. Перед началом каждой темы в классе вывешивается список всех формул данной тематики без названий. (см. приложение). В процессе объяснения нового материала ученики подписывают названия формул. Как только тема заканчивается, проводим диктант. Особенность заключается в том, что диктант проводится быстро и формулы, и формулы называются в разброс, (см. приложение.) так что время на списывание не остаётся.

Домашнее задание. Это не традиционное задание, которое мы делаем после каждого урока, а строго индивидуальное задание каждому ученику. Первый раз я даю домашнее задание в 9 классе по теме: « Механические колебания», где по графику нужно определить амплитуду, период, и по формуле рассчитать частоту колебаний, длину математического маятника и т.д. В 10 классе домашнее задание даю уже в системе: «Газовые законы», «Принцип ионизации», «Магнитное поле».Например, тема:«Газовые законы» - ученик, используя индивидуальную карточку, готовит сводную таблицу, в которой указывает: закон, процесс, какой параметр остаётся постоянным, и какие параметры меняются, и так по каждой теме.

Тесты. Тестирование как способ контроля уровня знаний в нашей стране начал применяться не так давно. До сих пор ведутся споры, какой вид проверки объективнее: устный или письменный экзамен, либо тестирование? Есть много доводов «за» и «против». В плане психологического комфорта тестирование обладает большим преимуществом: есть время настроиться, «собраться с мыслями», исключатся субъективное отношение педагогов, можно вернуться к сложному вопросу, не надо отвечать перед комиссией. Если во время экзамена, ученик, решая задачу, не смог довести решение до верного ответа, экзаменаторы всегда могут проследить ход его мысли и по достоинству оценить знания. Во время тестированием с дихотомическим оцениванием -(верно – неверно) ученику засчитываются лишь абсолютно правильные ответы. Поэтому проводится эксперимент по внедрению более гибкой – политомической (дифференцированной) оценки результатов. Суть состоит в том, что,если ученик знает формулы, умеет ими пользоваться, правильно сделал чертёж и верно составил систему уравнений, но по каким – то причинам не смог получить правильный ответ, то этот ответ достоин хотя бы полбалла. Использую тесты в 7-8 классах по книгам: «Проверка знаний учащихся по физике», автор А.В.Постников. В старших классах пользуюсь тестами из различных источников. При выполнении тестов возникает вопрос: что должен ставить ученик в клетку, если он не знает ответ, - ставить наугад или оставлять клетку пустой.

Самостоятельные работы. После прохождения какой- либо темы я даю по задачникам Рымкевич 5- 6 задач. На следующий урок спрашиваю, есть ли какие- нибудь затруднения? Если таковые имеются, то решаем задачу, которая вызвала трудности. На второй урок вызываю решать одну- две задачи у доски. Затем на третьем уроке проводится самостоятельная работа по оставшимся задачам.

И, наконец, контрольные работы. Раньше, когда было много дидактического материала, и можно было выбирать задания, т.е. три- пять задач включать в контрольную работу, и причём, сразу несколько вариантов. Сейчас пришлось вернуться к записи контрольной работы на классной доске для основной массы учеников (I уровень сложности), более сильным учащимся даю задачи II уровня сложности.

Таким образом, используя различные методы контроля по физике, надеюсь на то, что это будет способствовать более прочному усвоению пройденного материала.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 40»

Учитель физики: Мельник Е.Д.

Приоритетные виды и формы контроля на уроках физики:

В зависимости от того, кто осуществляет контроль результатов учебной деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:
1) внешний контроль (осуществляется учителем над деятельностью ученика);
2)
взаимный контроль (осуществляется учеником над деятельностью товарища);
3)
самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).


Для учащихся с точки зрения их личностного развития наиболее важным типом контроля является самоконтроль . Это связано с тем, что в ходе самоконтроля ученик осознает правильность своих действий, обнаруживает совершенные ошибки и анализирует их. Эти действия ученика позволяют ему в дальнейшем предупреждать возможные ошибки и оптимальным образом формировать остаточные знания.


Взаимный контроль позволяет учащимся зафиксировать внимание на объективной стороне контроля результатов обучения. Проверяя работу одноклассника, ученик сверяет ее с эталоном и одновременно, во внутреннем плане, сверяет с этим же эталоном собственные знания. В ходе работы с эталоном ученик фиксирует в своем сознании составные элементы знания и основные этапы выполнения конкретного задания, уточняя и приводя в систему учебную информацию, т. е. превращая ее в знание. Взаимный контроль эффективно подготавливает ученика к самоконтролю.
Виды контроля

Входная диагностика обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела или темы учебного курса. Её функциональное назначение состоит в том, чтобы изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала. В начале года необходимо проверить, что сохранилось и что «улетучилось» из изученного школьниками в прошлом учебном году (прочность знаний или остаточные знания, в современной терминологии).
На основе входной диагностики учитель планирует изучение нового материала, предусматривает сопутствующее повторение, прорабатывает внутри- и межтемные связи, актуализирует знания, которые ранее не были востребованы.
Текущий контроль – самая оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Текущий контроль сопровождает процесс формирования новых знаний и умений, когда еще рано говорить об их сформированности. Основная цель этого контроля – провести анализ хода формирования знаний и умений. Это дает возможность учителю своевременно выявить недостатки, установить их причины и подготовить материалы, позволяющие устранить недостатки, исправить ошибки, усвоить правила, научиться выполнять нужные операции и действия.
Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, позволяет внести изменения в планирование и предупредить неуспеваемость учащихся.
В ходе текущего контроля особую значимость приобретает оценка учителя (аналитическое суждение), отмечающая успехи и недочеты и ошибки и объясняющая, как их можно исправить. Перевод оценки в отметку на этом этапе нужно проводить очень осторожно, ведь ученик изучает новый материал, он имеет право на ошибку и нуждается в определении и усвоении последовательности учебных действий, выполнение которых поможет присвоить учебный материал. Эта последовательность учебных действий, вообще говоря, может быть разной для разных учеников, и она должна разрабатываться учителем и учеником совместно. Только так можно поддержать ситуацию успеха, сделать самооценку более адекватной и сформировать правильное отношение ученика к контролю.
Тематический контроль проводится после изучения какой-либо темы или двух небольших тем, связанных между собой линейными связями. Тематический контроль начинается на повторительно-обобщающих уроках. Его цель – обобщение и систематизация учебного материала всей темы.
Организуя повторение и проверку знаний и умений на таких уроках, учитель предупреждает забывание материала, закрепляет его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.
Задания для контрольной работы рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей внутри темы и с предыдущими темами курса, на умение переносить знания на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.
Предварительный и текущий контроль, а также первая часть тематического контроля знаний являются, по сути,
формирующим контролем знаний и умений. Тематический контроль (вторая часть) и итоговый контроль призваны констатировать наличие и оценить результаты обучения за достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год или ступень обучения (государственная итоговая аттестация ОГЭ и ЕГЭ).
устный и письменный контроль
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира, физическом явлении, физической величине, приборе или установке, законе или теории. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, изложение текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Краткие опросы проводятся:
· при проверке пройденного на уроке в конце урока;
· при проверке пройденного на уроке в начале следующего урока;
· при проверке домашнего задания;
· в процессе подготовки учащихся к изучению нового материала;
· во время беседы по новому материалу;
· при повторении пройденного материала;
· при решении задач.
Более обстоятельный устный опрос может сопровождаться выполнением рисунков, записями, выводами, демонстрацией опытов и приборов, решением задач.
Устный опрос как диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (ответы с места, фронтальный опрос) проводится обычно на первых этапах обучения, когда
· требуется уточнение и классификация знаний;
· проверяется, что уже усвоено на этом этапе обучения, а что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы.
Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только способность учеников запоминать и воспроизводить информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать высказывание, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.


Письменный опрос проводится, когда нужно проверить знание определений, формулировок законов, способов решения учебных задач, готовность ориентироваться в конкретных правилах и закономерностях и т. п. При проведении письменного опроса очень важен фактор времени. Обычно проводятся динамические опросы продолжительностью 5–10 минут, кратковременные – 15–20 минут и длительные – 40–45 минут.

Письменный опрос


п/п

Форма/цель

Время

Описание

Диктант


- выявление готовности к восприятию нового материала;
- проверка домашнего задания

10 мин

Проводится:

В начале урока;
- 2 варианта.
Текст вопросов:
- простой, лаконичный;
- легко воспринимаемый на слух;
- требующий краткого ответа (формула, формулировка, продолжение предложения, схема, график, вычисления только на прямую подстановку в формулу и т. п.).
Пауза между вопросами достаточна для записи ответа учащимися (установить опытным путем)

Самостоятельная работа

Контроль усвоения текущего материала;

- выявление умения работать с учебным текстом (изучение нового материала);
- выявление умения выявлять структурные элементы учебной информации

10–20 мин

Проводится:
- в начале урока или в конце урока;
- 2 варианта;
· без вариантов, общая для всех.
Задания для работы:
1. из задачника

2. аналогичных разобранным в классе, и с элементами усложнения
2. задача с развивающимся содержанием
3. текст, составление таблиц

Практическая работа

Закрепление теоретических знаний;
- отработка конкретных умений (наблюдать, описывать объект или явление);
- отработка конкретных умений (сборка электрической цепи и

Т. п.);
- отработка конкретных умений (компьютерный эксперимент, подготовка слайда презентации и т. п.)

10–20 мин

Проводится:


Задания для работы:
- одинаковые задания, предполагающие разные способы выполнения;
- разные задания, предполагающие один и тот же способ выполнения

Лабораторная работа

Закрепление знаний;
- открытие нового знания;
- знание правил и процедур прямых измерений физических величин;
- знание правил и процедур косвенных измерений физических величин;
- умение пользоваться измерительными приборами и оборудованием кабинета физики;
- умение применять знания в новой ситуации

30–45 мин

Проводится:
- на любом этапе урока, кроме начала урока;
- возможна индивидуальная работа, работа в паре и групповая работа.
Задания для работы:
- работа по готовой инструкции;
- работа по инструкции, разработанной коллективно;
- одно задание на одинаковом оборудовании;
- одно задание на разном оборудовании

Тест

Выявление знаний и умений по текущему материалу;
- выявление остаточных знаний и умений;
- позволяет получить конкретные сведения о пробелах в знаниях;
- позволяет использовать процедуру взаимного контроля или самоконтроля при работе с эталоном

10–15 мин

Проводится:
- в любой промежуток времени на уроке;
- по вариантам;
Задания для работы:
- открытый тест с выбором одного правильного ответа из четырех ответов;
- на соответствие, с записью ответа в виде числового кода;
- на установление изменения физических величин, характеризующих процесс

Блиц-контрольная работа
- контроль усвоения текущего материала;
- закрепление изученного материала;
- выявление умения работать с формулами;
- выявление умения переводить величины из одних единиц измерения в другие;
- выявление умения проводить вычисления по формулам

10–15 мин

Проводится:
- в начале урока;
- по вариантам;
- в высоком темпе.
Задания для работы:
7–10 стандартных заданий в каждом варианте;
- требуют знания формул;
- на прямую подстановку величин в формулу;
- возможно алгебраическое преобразование формулы.
Проверка:
- проводится учителем;
- взаимная проверка по ключу;
- самоконтроль по ключу

Релейная контрольная работа
- контроль усвоения текущего материала;
- закрепление изученного материала

10–15 мин

Проводится:

В начале уроке;
- по вариантам.
Задания для работы:
- 2–3 стандартные задачи, из числа тех, которые разбирались учителем, решались учениками на предшествующих уроках и входили в домашние задания.
Проверка:
- проводится учителем;
- взаимная проверка по ключу;
- самоконтроль по ключу

Контрольная работа

Позволяет провести констатирующий контроль и выявить результаты обучения

30–45 мин

Проводится:
- с начала урока;
- по вариантам.
Задания для работы:
- задания базового минимума;
- задания на связи изученного материала внутри темы;
- задания на связи изученного материала с ранее изученными темами;
- задания творческого характера

Зачет
- позволяет провести констатирующий контроль и выявить результаты обучения;
- комплексная проверка предметных знаний и умений

45–90 мин

Проводится:
- с начала урока;
- по индивидуальным вариантам.
Задания для работы:
- дифференцированные по уровню сложности;
- построены на основе перечня обязательных вопросов и задач;
- построены на основе перечня дополнительных вопросов и задач;
- построены с учетом того, какие знания и умения следует проверять у данного ученика


дипломная работа

2.2 Виды контроля и формы его организации

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый (таблица 2).

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. В V и X классы приходят учащиеся с различным уровнем подготовленности. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен выяснить, кто что умеет и знает. Это поможет ему определить, на чем следует акцентировать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться, поможет индивидуально подойти к каждому ученику.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

Использование методики тестирования при обучении грамматической стороне речи на среднем этапе обучения

Контроль знаний учащихся при изучении линии уравнений в основной школе

Существуют различные виды контроля знаний учащихся. В схеме 1 представлена классификация по различным основаниям. Схема 1 1. В соответствии с формами обучения на практике выделяют 3 вида контроля: индивидуальный...

Метод наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания естествознания большое место занимают экскурсии в природу...

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики

Связи между учителем и учеником в схеме общей структуры обучения наиболее значимы в учебном процессе...

Основы научной организации учебной деятельности студента в вузе

Учебные занятия в вузе, как правило, проводятся в виде лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий, коллоквиумов и т. д. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами...

Планирование и учет учебно-воспитательной работы в школе на уроке спортивных игр

Учет заключается в систематическом осуществлении записей, касающихся состояния работы, выполнения намеченных планов и итогов, за определенные периоды работы...

Проверка и оценка уровня знаний учащихся в процессе обучения географии

Проверка и учет знаний и умений по физике в средней общеобразовательной школе

Контроль знаний представляет собой довольно сложную структуру, которая подразделяется на несколько уровней. Некоторые из них делятся в свою очередь на подуровни. В системе уровней контроля знаний выделяются его виды, методы и формы...

Самостоятельная работа как средство организации текущего контроля по алгебре

Контроль знаний, умений и навыков обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый...

Самостоятельные работы для тематического контроля знаний учащихся на уроках алгебры в 8 классе

Для организации самостоятельных работ учителю важно знать их формы и виды, место в процессе обучения. В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами...

Система организации трудового воспитания и профориентации в сельской школе

По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов: труд физический, труд интеллектуальный, труд душевный (менее двух первых описанный в литературе и реже упоминаемый)...

Слушание музыки в детском саду как основной путь развития эмоциональной отзывчивости, воспитание интереса к музыке

Формы работы Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение...

Тестовый контроль знаний школьников по истории

Под педагогическим контролем понимается система научно-обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания учащихся. Контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков учащихся. В исследованиях В.С...

Тесты как средство контроля развития грамматических навыков учащихся 6 класса на уроках английского языка

Выделяется несколько видов контроля. По мнению Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаровой контроль может быть текущим, тематическим (П.И. Пидкасистый дает название "периодический") и итоговым. П.И...

Воспитание любви, сознательного, бережного отношения к природе, является главной педагогической задачей. Своей яркостью, многообразием...