Никита емшанов боялся погибнуть из-за своей любви к скорости. Презентация - сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи Пока никита ездил домой за необходимыми

Тема урока: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

    познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи;

    формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи;

    отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Тип урока: комбинированный.

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 9 класса общеобразовательных учреждений.М.М.Разумовская. - М.: Дрофа, 2012.

Используемые технологии: на уроке применяются компьютерные технологии (мультимедийнаяпрезентация PowerPoint, компьютерное тестирование).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания . На прошлом уроке мы писали контрольное сочинение. Результаты на слайде. Работу над ошибками выполним, когда напишут ребята, отсутствовашие на уроке развития речи. В целом с заданием справились все, кто писал. Критерии написания сочинения мы помним, а вот над орфографией нам ещё предстоит на уроках поработать. Не исключение и сегодняшний урок.

Эпиграфом к уроку мы возьмём слова из пословицы:

Мир освещается солнцем, а человек - знанием! (Пословица) На доске записано

-как вы понимаете слова пословицы?

-для чего нужны знания?

(Ответы учащихся)

Учитель: «Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием», - непобедим. М. Горький

Каждому человеку хочется быть образованным, побольше знать, побольше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. И всякий труд бывает вознагражден.
Так для чего же нужны человеку знания? Прежде всего, знания нужны, чтобы получить аттестат, затем приобрести профессию, стать хорошим специалистом и заниматься любимым делом – быть полезным обществу. Очень приятно общаться с человеком всесторонне развитым. Интересно вести разговор с образованными людьми.

3. Повторение изученного материала

Двое работают у доски:

А) Синтаксический разбор предложения:

Все со мной согласятся , что русская природа хороша и что особенно хороши у нас закаты .

(Повеств, невоскл, сложное, СПП с двумя придаточными изъяснительными с параллельной связью)

Б) Разобрать слова по составу:

1)Орфографическая терминологическая минутка: проговаривание слов:

морфема, анафора, синтаксис, аргумент, морфология, эпитет, диалог, орфография.

Дать определение терминам.

2). Буквенный диктант: к акую безударную гласную написали бы в слове?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

а а е и я е о о е 0

1) покарать (кара) за измену 2) поласкать (ласка) собаку 3) поседеть (сед) к старости

4) развивать (развитие) способности 5) освящение (свято) храма 6) примерять (мерить) пальто 7) покорить (покорный) города 8) полоскать (полощет) белье 9) навевать (веять) печаль 10) умолять (молиться) о пощаде

Проверка через слайд-ОЦЕНКИ!!!)

Учитель: -Мы вспомнили с вами орфограмму о правописании провер. безударной гласной в корне)

Какие же 3 вида орфограмм правописания гласной в корне мы знаем?

(проверямая, непр, черед)

4)Проверка у доски

По составу р-р:

слева, увиденный, израсходованный, пригород, возвысился, пришкольный.

Объяснить правописание суффиксов причастий;

Синтаксич. р-р. (Слайд о закатах)

Все со мной согласятся , что русская природа хороша и что особенно хороши у нас закаты .

(Повеств, невоскл, сложное, СПП с двумя придаточными изъяснительными, связанными между собой параллельной связью)

Правописание слова особенно .

Найдите эпитеты в пр-нии. (природа хороша , хороши закаты)

Каков вид подчинения? (Однородное)

Какие ещё бывают) (параллельное/неоднородное, последовательное)

Знание данной темы при выполнении какого задания в КИМАх ОГЭ нужны?

(13-го тестового задания)

5) Работа с классом:

Выписать из написанного на доске предложения словосочетания

1 ряд-словосочетание, в кот. присутствует такой тип подч. связи, как согласование (русская природа);

2 ряд-примыкание (особенно хороши);

3 ряд-управление (согласятся со мной).

Умение определять вид подчинит. связи слов в словосочетании нужны при выполнении какого тестового задания в КИМАх? (7 задания). - Как оно звучит?

6) Объявление темы, целей урока.

Учитель:

(Среди предложенного перечня предложений предлагают найти сложное предложение с бессоюзной и союзной связью)

Учитель: Т.е. нам этот материал, в плане нахождения предложений с бессоюзной и союзной связью, знаком. Однако более подробно, детально мы с ним познакомимся на сегодняшнем уроке, используя предыдущие знания о сложном предложении, сравнивая материал, обобщая.

- Итак, тема сегодняшнего урока «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи» (На слайде и на доске с обратной стороны)

-Цели урока:

1)познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи;

2)формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи;

Учитель:

Проблемный вопрос

-Исходя из темы урока и его целей возникает проблемный вопрос: Для чего необходима нам сегодняшняя тема ещё, кроме как умения определять виды сложных предложений, определять виды союзной связи в сложном предложении, выполнять 14 задание КИМов???

(грамотно расставлять знаки препинания)

-отсюда вытекает след цель:

3)отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

7)Изучение нового материала.

Слайд ССП, СПП, БСП

Итак, какие виды сложных предложений мы с вами знаем в плане средст свзи простых в составе сложного? (союзные и бессоюзные)

На какие 2 группы делятся созные? (ССП и СПП)

Слайд Запись предложений (Обратите внимание на 1 задание, напечатанное на листочках. Спишите 4 предложения, над которыми мы сейчас поработаем, расставьте по возможности знаки препинания)

МУЗЫКА ВКЛЮЧИТЬ!!!

1.У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании

музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь.

- Сочинительная и подчинительная:

, и , (потому что)

2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко.

- Бессоюзная и сочинительная :

: , и

3.Поставь над собой и сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя.

- Бессоюзная и подчинительная:

- , (если)

4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

-Сочинительная,подчинительная, бессоюзная:

[ , (когда...), ], но :

8. Закрепление и домашнее задание

Откройте стр 214 На доске с обр стороны и СЛАЙД

1)Домашнее задание:

1)параграф 35, упр 296 Объяснить и записать в дневники

2)Из КИМов сборника И.П.Цыбулько выписать 4 предложения:

с сочинительной и подчинительной связью,

с сочинительной и бессоюзной связью,

с подчинительной и бессоюзной связью

с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

2)Работа с учебником 1).Упр 293 устно пр-ня 1-5 (устно)

3)Работа в парах. Собери предложение. Под музыку –пение птиц!!! ВКЛЮЧИТЬ!

,как () :

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного: он начал жить только по велению сердца.

Бессоюзная и союзная

3)Графический диктант: написать схемы пр-й и при помощи аббревиатур дать характ пр-ний ( в столбик)

1)Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд.

2) Комната была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать.

3)Река тоже присмирела, немного погодя, и в ней кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна.

(Схемы на слайде)

1) , (что…): подчинительная и бессоюзная

2) , и , (с кем…) сочинительная и подчинительная

3) , , и бессоюзная и сочинительная

РЕЗЕРВ:

1.Над какой темой работали? (1. Конструирование предложений. Работа по рядам (слайд)

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы (на доске).

    1 ряд: Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.

    2 ряд: Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

    3 ряд: Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

ИТОГ УРОКА

1.Над какой темой работали? (Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи)

2. Какие виды связи могут присутствовать в сложном пр-нии?

3. Достигли мы сегодня поставленных на уроке целей?

4. Над данной темой мы будем работать и на след. Уроку, и дальше при подготовке к ОГЭ.

А сейчас

2)Тест: на листочках и момент рефлексии: продолжите предложения, их 7, дав оценку сегод уроку и своей деятельности

1.После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра 1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 1,3 4) 2,3,4

2.Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые противоречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного беспокойства. 1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3 4) 3,4

3.В новом романе писателя рассказывается о трудностях (1с которыми приходилось сталкиваться людям в начале жизненного пути (2) и (3) несмотря на то что герои книги очень молоды (4) они с честью проходят все испытания. 1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 1,3,4 4) 2,4

4.Пока Никита ездил домой за необходимыми в походе вещами (1) прошло больше часа (2) и (3) когда он вернулся к пункту сбора (4) то ему пришлось многое выслушать от друзей 1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 1,2 4) 3,4

ОТВЕТЫ:

Подведение итогов урока. Рефлексия. (Учащиеся продолжают предложения) (слайд)

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я понял, что…

    Я попробую…

    У меня получилось…

Слайд 1

Мир освещается солнцем, а человек - знанием! Пословица

Слайд 2

Буквенный диктант
1) пок…рать за измену 2) пол…скать собаку 3) пос…деть к старости 4) разв…вать способности 5) осв…щение храма 6) прим…рять пальто 7) пок…рить города 8) пол…скать белье 9) нав…вать печаль 10) ум…лять о пощаде

Слайд 3

Буквенный диктант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 а а е и я е о о е о 1) покарать (кара) за измену 2) поласкать (ласка) собаку 3) поседеть (сед) к старости 4) развивать (развитие) способности 5) освящение (свято) храма 6) примерять (мерить) пальто 7) покорить (покорный) города 8) полоскать (полощет) белье 9) навевать (веять) печаль 10) умолять (молиться) о пощаде

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Тема урока Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Слайд 7

Цели урока
1)познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи; 2)формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; 3)отработать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Слайд 8

Союзные
Бессоюзные
Сложносочинённые
Сложноподчинённые
Виды сложных предложений

Слайд 9

ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ, И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ.
Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности.

Слайд 10

Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. (М. Лермонтов)

Слайд 11


Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого равноправны между собой и связаны бессоюзной связью, при помощи интонации
Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. (А.Плещеев)

Слайд 12

Дайте характеристику предложений
1. У памятника сейчас же собирались дети прохожие и все они умолкали в ожидании музыки потому что она утешает людей обещает им счастье и славную жизнь. 2. Мы услышали по реке проплыла лодка и на душе стало легко.

Слайд 13

3.Поставь над собой и сто учителей они окажутся бессильными если ты не можешь сам заставить себя. 4.После обеда когда солнце находилось в зените мы решили сделать остановку но неожиданно наши планы изменились слишком мало времени было у нас в запасе.

Слайд 14

КЛЮЧ
1.У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. - Сочинительная и подчинительная: , и , (потому что …) 2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. - Бессоюзная и сочинительная: : , и

Слайд 15

3.Поставь над собой и сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. - Бессоюзная и подчинительная: - , (если) 4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе. - Сочинительная, подчинительная, бессоюзная: [ , (когда...), ], но :

Слайд 16

Домашнее задание 1. § 35, упражнение № 296. 2.Из сборника КИМов И.П.Цыбулько выписать 4 предложения: с сочинительной и подчинительной связью, с сочинительной и бессоюзной связью, с подчинительной и бессоюзной связью с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Слайд 17

Работа в парах Соберите предложение
Жизнь – пример начать как человек отрешился он жить только по сердца наносного Пришвин того от всего велению () :

Слайд 18

, (как…) : Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного: он начал жить только по велению сердца.

Слайд 19

1)Русский человек так уверен в своей силе и крепости что он не прочь и поломать себя он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд.

Слайд 20

2) Комната была разделена барьером и я не видел с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать.

Слайд 21

3)Река тоже присмирела немного погодя и в ней кто-то плеснул еще в последний раз и она стала неподвижна.

Слайд 22

1)Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. , (что…): подчинительная и бессоюзная

Слайд 23

2) Комната была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. , и , (с кем…) сочинительная и подчинительная

Тема: Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Цели: обобщить знания о сложных предложениях смешанной конструкции; закрепить навыки постановки знаков препинания в таких предложениях; повторить орфограммы глагола; воспитание языкового чутья.

Тип урока : комбинированный урок.

Оборудование : таблица «Пунктуация в СП с разными видами связи», тесты.

Ход урока.

I. Словарный диктант

Стелется тень; плещет волна; колышутся тени; дремлет лес; не скажется, не все услышится; веяла свежесть; тучи сеяли дождь; таяли дождевые облака; побыстрее вытрите пыль; когда вытрете, отдохнете; выберите нужные книги; когда выберете, скажете; стукните или окликните кого-нибудь; как только стукнете и окликнете, вам откроют.

Сформулируйте правила написания глагольных форм, обозначьте орфограммы глаголов.

I. Проверка домашнего задания.

III. Работа по теме урока.

(Чтение §. Беседа по содержанию параграфа.)

- Сколько частей может быть в сложном предложении?

- Какой связью части сложного предложения могут быть связаны между собой?

- В каких случаях возникают трудности в постановке знаков препинания в многокомпонентном сложном предложении?

- Обратите внимание на предложения с разними видами союзной и бессоюзной связи (сложные синтаксические конструкции).

1. Сочинение и подчинение.

Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть, и все вышли потихоньку из светлицы.

2. Сочинение и бессоюзная связь.

Была особенная причина, почему я не любил и боялся дедушки: и своими главами видел один раз, как он сердился и топал ногами.

3. Сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Я поняла, что выручить нас сможет только случайность: вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнемся на этом берегу

на брошенную лодку.

IV . Закрепление.

1. Выполнение заданий.

Задание: записать предложения под диктовку, составить их схемы, указать вид связи; с - сочинительная, п - подчинительная, б - бессоюзная.

беспорядок.

[ - =], [ =], (что - =).

б п

2.Небо было так ясно, воздух так свеж, силы жизни так радостно и в душе Назарова, когда он, слившись в одно существо с доброю с ильною лошадью, летел по ровной дороге за Хаджи-Муратом, что ему и в голову не приходила возможность чего-либо печального ли страшного.

3.Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы.

[, (где - =), (которая =), = -]; I - =. = и = ].

п п б

4. С моря а ответ отрывисто грянул пушечный выстрел, и, когда дым лег на сверкавшие искрами волны, все опять стихло.

[ = - ], и, (когда - =). [ - = ].

с п

2. Выполнение упражнения 493 (предложения 2,3,4,7).

V. Итог урока.

VI . Домашнее задание.

1. §

2. Составить три предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, скобочные и блочные схемы.

I.

После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.

1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 1,3 4) 2,3,4

II. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые противоречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного беспокойства.

1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3 4) 3,4

III. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы бесцельно бродили по лесу (1) и (2) когда бежавшая впереди нас собака окончательно терялась в предположениях (3) куда мы свернем на этот раз (4) Жулька оглядывалась и укоризненно смотрела на нас.

1) 1,2,3,4 2) 1,3,4 3) 1,4 4) 2,3

IV. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Главному инженеру не сколько раз докладывали о неполадках в оборудовании (1) но (2) когда проходило какое-то время (3) он совершенно об этом забывал (4) и дело здесь было прежде всего в его нежелании и даже неспособности предпринимать какие-то энергичные действия.

1) 1,2,3 2) 1,2,3,4 3) 2,3 4) 1,4

V. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В воображении писателя теснились самые разные замыслы (1) и (2) если он усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3)то он опять не знал (4) каким должно быть начало.

VI. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пока Никита ездил домой за необходимыми в походе вещами (1) прошло больше часа (2) и (3) когда он вернулся к пункту сбора (4) то ему пришлось многое выслушать от друзей.

1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 1,2 4) 3,4

VII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если ему и казалось домашнее пространство будто сузившимся (3) то это оттого (4) что за годы отсутствия он сильно повзрослел и вырос.

1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,3,4

VIII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В новом романе писателя рассказывается о трудностях (1с которыми приходилось сталкиваться людям в начале жизненного пути (2) и (3) несмотря на то что герои книги очень молоды (4) они с честью проходят все испытания.

1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 1,3,4 4) 2,4

IX. Расставьте знаки препинания в предложениях и объясните их постановку.

1. Пока ему говорили приятное он улыбался и казался простым и доверчивым но если кто-то затевал неприятные ему темы или случайно задевал его то через мгновение перед собеседником стоял настороженный и подозрительный человек.

2. Разного рода идеологи пытались доказать что совесть всего лишь архаический предрассудок и если подобные учения принимались народу приходилось расплачиваться за это.

3. В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем и если бы не строгий запрет командира вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения немедленно проверить нет ли весточки из дома.

4. Как только мои спутники разложили в комнатах все вещи мы немедленно решили осмотреть местность и так как экскурсионные автобусы отправлялись через два часа все собравшиеся направились к ближайшей станции пешком.

5. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно и когда выражает на сцене характер своего героя то обычно доходит до полного ощущения того что он и есть тот самый герой.

6. Когда он жил в Крыму всё своё время посвящал созерцанию природы и если погода располагала к прогулкам он часами изучал на морском берегу узор бесконечно бегущих одна за другой волн.

7. Ольга вышла к гостям на открытую веранду и пока все женщины восторженно выражали восхищение её изящным нарядом она думала о том как хорошо было бы оказаться далеко от этой надоевшей пустой суеты.

8. Обсуждение нового Устава школы затянулось настолько что когда члены совета вышли из кабинета они увидели как засыпало небо звёздами.

9. Наши родители всегда думают о своих детях и в каких бы обстоятельствах мы ни оказались мы всегда должны помнить о том как много они для нас сделали.

10. Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы и чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент мы часто ищем любые предлоги которые могут хоть как-то оправдать наше безволие


Тема: Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Цели: обобщить знания о сложных предложениях смешанной конструкции;
закрепить навыки постановки знаков препинания в таких предложениях;
повторить орфоэпический минимум; воспитывать орфографическую зоркость.
Ход урока:
Орфоэпическая разминка
Прочитайте слова, правильно расставляя ударение
Банты
Загодя
Засветло
Понял
Черпать
Клала
Шарфы Балованный
Взяла
Исчерпать
Звонит
Вручит
Лыжня
Цепочка
Красивее Ворвалась
Добралась
Документ
Еретик
Прозорлива
Углубить
Заперта
- По какому принципу расположены слова в столбиках?
2.Проблемное задание:
- два ученика на доске записывают предложение под диктовку;
Я поняла, что выручить нас сможет только случайность: вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку.
- что это за предложение;
- сравнить постановку знаков препинания;
-объяснить постановку знаков препинания в этом предложении.
Проблемные вопросы:
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему и цель урока.
Слайд 1 (тема урока)
Слайд 2 (цели урока)
3.Что такое сложная синтаксическая конструкция, расскажет… (Слайд 4)
(В ССК выделяются структурно-смысловые части и определяется ведущая синтаксическая связь. В роли ведущей, как правило, выступает сочинительная или бессоюзная связь. Например:
Я вас люблю, хоть я бешусь, хоть это труд и стыд напрасный, и в этой глупости несчастной у ваших ног я признаюсь!
III
4
1
1 , и.
3
2
, хоть,хоть
Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью состоит из 4 частей, которые можно объединить в 2 структурно-смысловые части, соединенные сочинительным союзом и (ведущая связь сочинительная)
- Что, по-вашему, надо сделать, чтобы правильно расставить знаки препинания в сложной синтаксической конструкции?(cоставление алгоритма)
4. Алгоритм расстановки знаков препинания в ССК (Слайд 5)
Найти ГО.
Определить вид связи между предложениями.
(сочинительная, подчинительная, бессоюзная)
Определить смысловую связь между предложениями.
Расставить соответствующие знаки препинания.
5.Отработка алгоритма (вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, графически объяснить их постановку)(Слайд 6)
(С)н…чала д…леко впереди где небо сходится с з…млею около курганчиков и ветряной мельницы которая изд…ли похожа на маленького человечка размахивающего руками поп…лзла по земле широкая ярко (желтая) полоса через м…нуту такая же полоса засв…тилась несколько ближе поп…лзла (в)право и охватила х…лмы.
6.Проверка(Слайд 7)
Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы.
7.Индивидуальная работа (задание ЕГЭ А26)(Слайд 8)
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В воображении писателя теснились самые разные замыслы (1) и (2) если он усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3)то он опять не знал (4) каким должно быть начало.
1) 1,2,3,4 2) 1,3
3) 1,3,4 4) 2,3,4
(Слайд 9)
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пока Никита ездил домой за необходимыми в походе вещами (1) прошло больше часа (2) и (3) когда он вернулся к пункту сбора (4) то ему пришлось многое выслушать от друзей.
1) 1,2,3,43) 1,2
2) 1,2,44) 3,4
(Слайд 10)
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.
1) 1,2,3,43) 1,3
2) 1,2,4 4) 2,3,4
8.Какое правило постановки знаков препинания нужно помнить, если в предложении есть стечение сочинительных и подчинительных союзов? (Рассказ ученицы)
9.Работа с тренажером(в парах)
У каждого таблица ответов
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ИТОГО 10 Домашнее задание: Выписать из романа «Мастер и Маргарита»
3 ССК, Графически объяснить постановку знаков препинания
11.Рефлексия. Закончите предложение:
Чтобы расставить знаки препинания в ССК нужно:
1)найти…
2)определить…
3)определить…