Студенчество в общественной и политической жизни России конца XIX - начало XX вв. Русское студенчество: жизненный мир Сухотина Л.Г. Российская интеллигенция и общественная мысль…

А.М. Феофанов

УНИВЕРСИТЕТ И ОБЩЕСТВО: СТУДЕНТЫ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА (СОЦИАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И БЫТ)

UNIVERSITY AND SOCIETY: STUDENTS OF MOSCOW UNIVERSITY IN XVIII -ARLY XIX CENTURY (BACKGROUND AND MODE OF LIFE)

Ключевые слова: история России конца XVIII - начала XIX века, Московский университет, социальный состав населения, студенчество, социальный состав населения Российской Империи.

Key words: history of Russia of late XVIII - early XIX century, Moscow University, social membership of population, students, social membership of population of the Russian Empire.

Аннотация

В статье говориться о существовании Московского императорского университета в первые десятилетия его существования, конец XVIII - начало XIX века. Затрагивается такой малоизученный вопрос как жизнь студенчества, его социальный состав, быт, культурная жизнь, участие в общественной жизни. Сравниваются условия жизни и обучения в Московском университете с условиями существовавшими в западных, прежде всего немецких университетах.

The article tells about Moscow Imperial University in the first decades of its existence (late XVIII - early XIX century). There is touched upon such an insufficiently known problem as students’ life, its social membership, mode of life, cultural life, participation in public life. The conditions of life and education in Moscow University are compared to those of European ones, first of all of German universities.

Становление и развитие Московского университета происходило при непосредственном участии государства, которому требовались подготовленные кадры. Выпускники университета пополняли ряды чиновников, военных, становились литераторами, учеными и придворными, т.е. составляли элиту общества. Но университетское образование далеко не сразу приобрело ценность в глазах общества. А именно отношение общества к получению образования и определяло численность учащихся. Конечно, и взгляд общества на университет менялся в зависимости от политики, проводимой государством, и не только в области образования, но и социальной политики. Сам университет как научный и общественный центр оказывал культурное влияние на общество.

Численность и социальный состав. Социальный состав отражает меру связи с университетом различных слоев общества. До сих пор в историографии не получил должного освещения вопрос о численности и социальном составе студентов Московского университета рассматриваемого периода. Все ограничивалось общими фразами о «разночинском характере» Московского университета второй половины XVIII - первой четверти XIX в., с тем, чтобы подчеркнуть его «демократическое» направление.

Выделяются несколько эпох в динамике численности студентов Московского университета. Всплески поступлений связаны с повышением внимания общества к

университету. За всплеском (иногда) следовали падения. Резкий рост числа студентов связан с муравьевским обновлением университета, когда произошло утроение количества студентов.

В начальный период, длившийся до конца 1770-х гг., максимальное число принятых в студенты не превышало 25 человек, а среднее значение составило 15 поступающих за год.

С 1780 г. в динамике численности студентов Московского университета ощущаются результаты воздействия начавшегося в 1779 г. «новиковского десятилетия». В 1780-1784 гг. количество поступающих в студенты резко возросло и колебалось от 17 до 54 человек при среднем числе в 37 человек. Значительное число студентов в эти годы были приняты на содержание Дружеского ученого общества.

С 1785 г. в поступлении студентов вновь наступил спад. Московский университет как центр масонского кружка вызывал беспокойство и недоверие правительства Екатерины II, общественные начинания Новикова были подавлены, сам же университет еще не мог самостоятельно обеспечивать себе широкий приток студентов.

Новый период в динамике численности студентов открыл 1803 г., когда одним из результатов университетских реформ стало привлечение общественного внимания к Московскому университету. Количество поступающих с этого момента неуклонно растет: в 1803-1809 г. составляет от 28 до 61 чел., в 1810-1820 - от 70 до 117 чел. Все это свидетельствует о качественном изменении общественного статуса Московского университета после принятия Устава 1804 г. и новой роли студентов в обществе, когда обучение в университете стало рассматривать необходимым для дальнейшего вхождения в жизнь. С этим же изменением связан и четкий рубеж между 1809 и 1810 гг. под влиянием принятого 6 августа 1809 г. указа об экзаменах на чин. Этот указ устанавливал прямую связь между образованием и производством в чин, требуя от всех желающих получить чины 8 и 5 класса предъявить аттестат, полученный от университета и свидетельствующий о сдаче экзаменов. После принятия указа количество желающих стать студентами резко выросло.

Начав со скромной цифры в 30 студентов и около 15 поступающих в год, Московский университет к 1812 г. вышел на рубеж в 300 учащихся (студентов и слушателей), что вывело его в ряд крупнейших университетов Европы.

Московский университет был всесословным учебным заведением. Невысокая численность студентов Московского университета во второй половине XVIII в. объяснялась прежде всего недостаточным притоком сюда из ведущего российского служилого сословия - дворянства. В глазах российских дворян того времени обучение в университете само по себе не являлось ценностью, изучение университетских наук считалось роскошью, не нужной для дальнейшей службы, да и «самое слово студент звучало чем-то не дворянским». Дворяне охотно учились в гимназии, но вместо продолжения учебы в университете предпочитали поступать в кадетские корпуса или сразу на военную службу. Разночинцы же чаще поступали в духовные учебные заведения, ибо не имели средств для обучения в университете за свой счет.

В Европе точно также путь к высшим государственным должностям дворяне предпочитали пролагать через военную карьеру. Представители благородного сословия «питали непреодолимое отвращение к экзаменам и дипломам, поскольку в отличие от простолюдинов им не нужно было документально подтверждать то, что полагалось им по праву рождения». Можно вспомнить М.М. Сперанского, который резко высказывался об экзаменах на чин, предлагая принимать всякого дворянина в воинскую службу офицером, требуя от них единственно знания начал математики и русского языка.

С начала XIX в. формируется устойчивая тенденция, по которой дворяне составляли не менее половины от поступавших. Эти выводы позволяют значительно скорректировать утверждения о «разночинском» характере Московского университета.

Всего за период от основания Московского университета до начала Отечественной войны 1812 г. нами выявлено по различным данным (указанию сословия при зачислении в университетскую гимназию, титулу, биографическим данным) около 500 дворян и более 400 разночинцев, из общей численности около 1400 человек учившихся в Московском университете данного времени. Отсюда можно заключить, что число дворян составляло более трети от общего числа всех студентов второй половины XVIII - начала XIX в., но вряд ли более половины. Нужно также учесть, что многие выпускники Благородного пансиона, которые являлись дворянами и становились посетителями университетских лекций, оставаясь в ведении пансионского начальства, т.е. фактически студентами, не попадали в публикуемые списки студентов.

Рассмотрим теперь основные социальные группы студентов второй половины XVIII - начала XIX в. подробнее. Разночинцы. В эту группу входят дети солдат, мещан, купцов, мелких чиновников (канцеляристов, копиистов, приказнослужителей), реже дети секретарей (правлений, департаментов и духовных консисторий), врачей (штаб-лекарей, лекарей и подлекарей), аптекарей, учителей. Основную же часть разночинцев составляли дети духовенства, в основном сельских священников, реже дьяконов, а также пономарей, псаломщиков и других причетников.

Иногда выходцы из духовного сословия могли иметь тесную связь с другими социальными группами: это были дети священников, чьи предки были дворянами, но по каким-то причинам приняли сан. Например, отец Федора Петровича Лубяновского был из дворянского рода, происходящего от польского выходца, но сам служил священником. Из дворянского рода был и Антон Антонович Прокопович-Антонский, отец которого стал священником в Черниговской губернии.

Крестьяне же в Московском университете в этот период практически не учились (хотя такую возможность им давал «Проект об учреждении Московского университета» 1755 г.): известен лишь пример Гаврилы Журавлева, крепостного бывшего

университетского директора князя М.И. Аргамакова. Некоторые крепостные могли учиться в Московском университете по разрешению своих хозяев, но не получив вольной и, соответственно, не будучи студентами. Так обучался в университете крепостной Николай Смирнов, который был дворовым человеком князей Голицыных.

Дворяне. Среди студентов Московского университета второй половины XVIII в. представлен весь спектр российского дворянства - от столичного до провинциального, от титулованных особ до мелкопоместных семей. Первые титулованные дворяне появились среди студентов Московского университета уже в 1760 г. Это князья Леон Грузинский и Тимофей Гагарин. Мы встречаем также представителей таких фамилий, как Шихматовы, Салагины, Касаткины-Ростовские, Дивеевы. В это же время учился в Московском университете и известный мемуарист, поэт и драматург, князь И. М. Долгоруков.

Разумеется, среди дворян, учившихся в Московском университете, были представители не только аристократических родов, но и широкой массы служилого дворянства. В 1779 г. для привлечения к учебе дворян был открыт Благородный пансион, созданный по инициативе М.М. Хераскова. Вскоре пансион приобрел репутацию ведущего в Москве элитного учебного заведения. Ученики высших классов получали право на посещение университетских лекций. Таким образом, для учащихся Благородного пансиона производство в студенты на рубеже XVIII-XIX в. не противоречило тому, что они продолжали находиться в самом пансионе: такие примеры мы находим в биографиях

братьев Тургеневых, Грамматина, Одоевского. При этом дворяне охотно учились в пансионе, но редко продолжали обучение в самом университете.

В результате деятельности попечителя М.Н. Муравьева в Московском университете и правительственных реформ в сфере образования начала XIX в. не только резко увеличилась численность студентов, но изменился и социальный состав студенчества. С 1807 по 1812 гг. в университет каждый год поступали титулованные дворяне. В списках студентов появились фамилии не только русских князей, но и немецких прибалтийских баронов, таких как Энгельгард, Ридигер, Бистром, Будберг и др.

В Европе представителям третьего сословия университетский диплом открывал путь к государственной (королевской или княжеской) службе1. В ответ на конкуренцию со стороны образованных простолюдинов, которые служили в государственном аппарате, потребность в образовании возникла и в дворянской среде. В XVIII в. «господствующее сословие, чтобы сохранить свое положение, было вынуждено получать университетское образование»2. Лекции профессоров слушает аристократия, в том числе князья, графы, бароны и принцы королевского дома. Титулованная знать составляла в XVIII в. в университетах Вюрцбурга, Тюбингена, Страстбурга и Иены около 5%, в Лейпциге, Гейдельберге и Галле около 7%, а в Геттингене достигала даже 13%3

Российские же дворяне второй половины XVIII в. рассматривали университет в качестве ступеньки для начала будущей служебной карьеры, причем использовали для этого в основном гимназию (где получали аттестаты, необходимые для производства в чин, чего не было в Европе), а в студенты записывались редко. Поэтому изначально студенчество Московского университета, действительно, имело разночинский характер, хотя доля дворян в нем составляла около одной четверти и была вполне ощутимой. Постепенно социальный состав студентов изменялся в пользу все большей доли в нем дворян, что говорило об укреплении общественного признания университета и его роли для получения образования служилым сословием.

Возраст студентов, зачисляемых в университет. Точный ответ значительно затруднен вследствие несовершенства наших источниковых данных. При отсутствии архива за вторую половину XVIII - первое десятилетие XIX в. мы в наших реконструированных списках студентов можем установить год их рождения только при наличии каких-либо дополнительных данных. Это, во-первых, сохранившиеся в РГАДА ведомости об успехах студентов, учившихся в 1764-1768 гг., в которых наряду с другими данными приводился возраст студентов. Также год рождения известен у тех из студентов, которые стали писателями, государственными и общественными деятелями, и тогда студенческие списки можно дополнить данными из биографических словарей.

Большинство студентов при поступлении в Московский университет имело возраст от 15 до 19 лет. Абсолютный рекорд для второй половины XVIII в. зафиксирован в случае с Евгением Сырейщиковым (в будущем - преподавателем университетской гимназии, получившем там звание экстраординарного профессора философии): он был произведен в студенты из гимназии в возрасте 11 лет в 1768 г., когда студенческий состав был значительно ослаблен после изъятия нескольких десятков студентов для работы в Уложенной Комиссии. В начале XIX в. такие случаи встречались несколько чаще: так в 11 лет поступил в студенты Александр Лыкошин и, по-видимому, его товарищ Грибоедов (если допустить более позднюю из двух возможных дат рождения писателя), причем в 13 лет Грибоедов уже окончил словесное отделение университета его со степенью кандидата, а в дальнейшем продолжал слушать лекции этико-политического отделения.

В целом в XVIII в. студенты были старше (16-18 лет), чем в начале XIX в., а еще старше (как правило, 19 лет и выше) являлись поступавшие в университет выпускники семинарий (как писал Д.Н. Свербеев, они уже «брили бороды»). В связи с желанием дворянских семей ускорить продвижение своих отпрысков по чинам в начале XIX в. появилось такое явление как «студенты-мальчики».

Именно Устав 1804 г., закрепивший за званием студента университета права на чин 14 класса, стимулировал дворянские семьи к тому, чтобы отдавать своих детей в студенты как можно раньше (явление, родственное тому, как в XVIII в. дворянские дети с младенчества

числились в полках). То, что при зачислении в университет в начале XIX в. в дворянских семьях ценилось прежде всего звание студента, а не возможность постигать науки, прекрасно передает дневник С.П. Жихарева. «Звание мое не безделица и порадует моих

домашних», - пишет Жихарев, ставший студентом в 1805 г. в 16 лет. «Предчувствую, -продолжает он, - что недолго слушать мне добрых моих профессоров. Отец, обрадовавшись моему 14 классу, торопит службою».

1 Хаванова О.В. Заслуги отцов и таланты сыновей. С. 12.

Паульсен Ф. Германские университеты. С. 110.

3 A History of the University in Europe. P. 321.

Таким образом, «омоложение» студенчества Московского университете в начале XIX

в. связано с притоком в студенты молодых дворян.

Главными проблемами организации студенческого быта являются: выделялись ли студенты как обособленная группа, и с помощью каких атрибутов это осуществлялось. Согласно п. 21 «Проекта об учреждении Московского университета» конечной целью учебы студента является получение им аттестата. Этот аттестат выполнял определенную социальную функцию (чего, как правило, не было в западных университетах) - оказывал «протекцию» при вступлении на службу. Студенты-дворяне в XVIII в. стремились получить аттестат, дававший право на производство в следующий чин. Для разночинцев университет должен был особо «ходатайствовать» об их чинопроизводстве.

Первоначально университет рассматривался государством почти исключительно как учебное заведение для подготовки чиновников, которых можно забирать, не дожидаясь, пока закончится период их обучения. Значительное число студентов, не окончивших курса, определяли на службу в Сенат и др. государственные учреждения, назначали учителями. Так, в 1767 г. в Уложенную Комиссию было взято 42 студента, что нарушило нормальный ход обучения, так как после этого на «высших» факультетах осталось только 5 студентов: 4 на юридическом и 1 на медицинском.

Нормальный ход учебы многих из студентов прервала Отечественная война 1812 г., в период которой многие из них бросали учебу, вступали в ополчение или шли оказывать медицинскую помощь в армию. Среди причин увольнения студентов в этот период встречается уже и желание продолжить образование в других учебных заведениях. Например, Василий Матвеевич Черняев в 1812 г. перешел на медицинский факультет Харьковского университета.

Правила поведения в университете были достаточно строго регламентированы. Первый из внутриуниверситетских актов, регламентирующих быт студентов, был принят в 1765 г. Студентам запрещались ссоры и драки, особенно строго - дуэли и секундантство. Этот проект был в 1765 г. издан под названием «Устав, к наблюдению которого все университетские студенты обязуются письменно». Для приема в студенты требовалось свидетельство «о благонравии». Студенты должны были «одеваться пристойным образом, избегая цинической гнусности, так как и излишнего щегольства», «жить скромно и соразмерно своим доходам, не входя ни в какие долги».

Корпоративным признаком университета являлся мундир. «Университет имел свой мундир, сходственный с мундиром Московской губернии», малинового цвета с синим бархатным воротником и белыми пуговицами. Первое упоминание о введении мундира в университете относится к 1782 г. и связано с празднованием 20-летия восшествия на престол императрицы Екатерины II. Мундир Московской губернии, который должны были носить и профессора, и студенты, тогда представлял собой красный суконный камзол, панталоны до колен, чулки, башмаки и черная треугольная шляпа.

Но далеко не все студенты носили такой мундир. Исключения составляли лишь дни общеуниверситетских торжеств. Из записок Тимковского известно, что «в одеянии студенты не имели никакой определенной формы», даже «университетский мундир не все имели. Каждый, и состоящий на жалованье, одет был, как мог и как хотел». Сам Илья Федорович носил мундир «новгородский синий с черным».

«Формы, - вспоминал Полуденский, учившийся в университете в 1790-х гг., - как теперь, своекоштные студенты не имели, что ж касается до казенных, то они имели

сюртуки и мундиры. В мундирах между разночинцами и дворянами была разница, и, как прежде было сказано, они жили врознь. - Сначала у разночинцев мундир был синий, с красными обшлагами, а у дворян красный с синими обшлагами». На самом деле, разница в мундирах между разночинцами и дворянами была только у гимназистов. «Когда разночинцы гимназисты производились в студенты, - указывает П.И. Страхов, - им малинового цвета платье менялось на зеленое дворянское».

14 октября 1800 г. был официально утвержден собственный мундир Московского университета, отличный от мундиров прочих ведомств - темно-зеленый кафтан, «воротник и обшлага на кафтане малиновые, пуговицы белые, в одной половине с гербом Империи, а в другом с атрибутами учености». 9 апреля 1804 г. постановлением «О мундирах для Московского университета и подведомых оному училищ» был утвержден новый студенческий мундир: «однобортный кафтан темно-синего сукна, со стоячим воротником и обшлагами малинового цвета», украшенный золотым шитьем. Но и в царствование Александра I студенты, в особенности своекоштные, продолжали носить свое собственное платье. По воспоминаниям, «студенты, как казенные, так и своекоштные, ходили в партикулярных платьях, разумеется, почти все в сюртуках и редкие во фраках». И даже еще в 1820-х годах, по воспоминаниям Пирогова, «мундиров еще не существовало».

Ситуация изменилась только в царствование Николая I. При осмотре университета было замечено, что учащиеся «не имеют единообразной и определенной во всех отношениях формы одежды». 22 мая 1826 г. было издано постановление «О дозволении казенным студентам Московского университета иметь на мундирах погончики» «для различия их от своекоштных», а 6 сентября 1826 г. постановление «О мундирах для студентов Московского университета и для воспитанников благородного пансиона и гимназии». Согласно ему, был принят синий однобортный студенческий мундир. Форма нужна была для того, чтобы «учащиеся, имея единообразное платье, приучались к порядку и к будущему назначению своему для государственной службы».

Не менее, а даже и более важным признаком студента, нежели мундир, являлась шпага. В § 23 Проекта об учреждении Московского университета указывалось, что шпага дается студентам «во ободрение», «как и в протчих местах водится». Шпага являлась символом личного достоинства, носили ее дворяне. Таким образом, недворяне, получая звание студентов, как бы уравнивались в правах с благородным сословием. К тому же, в соответствии с Уставом 1804 г., студент университета, поступающий на службу, сразу записывался в 14 класс, дававший права личного дворянства. Поэтому после 1804 г. вручение шпаги уже имело не только символический, но и реальный смысл изменения бывшим разночинцем своего социального статуса. И.М. Снегирев вспоминал о том, как он после производства в 1807 г. в студенты «с детским восхищением надел студенческий мундир, трехуголку и привесил шпагу, которую клал с собою на постель... Мне казалось, что не только родные и соседи, но и встречные и поперечные заглядывались на мою шпагу, а что более всего льстило моему ребяческому тщеславию, будочники и солдаты отдавали мне честь».

Здесь мы видим явное сходство с немецкими университетами. Паульсен отмечает, что если в средние века «схоласта университетские уставы заставляли носить духовное платье, с середины 17 столетия студент как в одежде, так и манерах считает для себя образцом дворянина. А вместе со шпагой, этой необходимой принадлежностью дворянского костюма, в университетский мир проникла и дуэль». Характерно, что в это же время в университетах появляются учителя фехтования (в средние века носить оружие студентам было запрещено). Так «формы жизни дворянства приобретают значение идеала; место средневекового схолара, клирика-семинариста, занимает академический студент XVII в., играющий роль кавалера».

Согласно § 24 «Проекта об учреждении Московского университета» был учрежден университетский суд. Появление такого университетского суда подтверждало

корпоративную природу первого российского университета: ведь для любого

европейского университета такой суд был неотъемлемой принадлежностью и осуществлял право «академической свободы» членов корпорации, согласно которому ни один из них (профессор, студент или даже служащий университета) не был подсуден городским властям, но мог судиться только такими же, как и он, членами корпорации, и только в соответствии с законами, изданными его университетом. Правда, в Московском университете эта норма приживалась плохо и безукоснительно действовала только в отношении студентов, тогда как учителя гимназии во второй половине 1750-х гг. имели несколько столкновений с московским магистратом, пытаясь доказать, что те не имеют права арестовывать их за проступки (в частности, за долги). Университетский Устав 1804 г. подтвердил корпоративное право университетского суда.

О ведении дел в университетском суде в XVIII в. дают представление выдержки из протоколов университетской Конференции. Суд осуществлял директор университета совместно с другими членами Конференции. Наказаниями студентов, нарушавших дисциплину (в основном, из-за драк) были лишение шпаги, заключение на несколько дней в карцер, увольнение с казенной стипендии, наконец, исключение из университета.

Особым родом нарушения университетских предписаний были случаи женитьбы студентов. Хотя ни в каких университетских законах не существовало прямого запрета студенту жениться, однако куратор Адодуров писал: «Уведомился я, что из состоящих на казенном содержании студент Юдин женился... А как ни в одной Академии и в университетах того не бывает, да и студентам не токмо оное неприлично, но и в обучении наукам делает великое препятствие». Студент Юдин был лишен стипендии.

Некоторые студенты бежали из университета. В ордере куратора Адодурова о «беглом студенте» Иване Попове от 30 октября 1768 г. описан как раз такой случай. За свой поступок студент Попов был исключен из университета и отослан в контору Синода, поскольку он происходил из духовного сословия. Таким образом, исключенный студент лишался достигнутого им повышения социального статуса, возвращаясь обратно в свое сословие.

Студенчество в XVIII в. начинает осознавать собственную идентичность, осознавать себя как некую общность, отличную от прочих обитателей города. Это проявлялось, в частности, в столкновениях представителей университета с городскими жителями. Такие стычки начинаются с самых первых лет его существования. Уже в 1757

г. зафиксирована драка гимназистов с «титулярными юнкерами» (учениками коллегий). Ее зачинщик Петр Аргамаков, сын университетского директора, вместе с другими участниками был арестован и наказан розгами.

«Г ородская полиция, - вспоминал Пирогов, учившийся в Московском университете в 1824-1828 гг., - не имела права распоряжаться со студентами и провинившихся должна была доставлять в университет». Эта привилегия была отменена указом Николая I от

4 сентября 1827 г. «О поручении студентов Московского университета, живущих вне университета, надзору городской полиции».

Студенты, неспособные учиться на своем содержании, принимались на казенный кошт на основе прошения при условии хорошей успеваемости, хорошего поведения и предъявления свидетельства о бедности, подписанного несколькими лицами благородного происхождения. Первые казеннокоштные студенты получали в год по 40 руб. В 1799 г. их жалованье, которое выдавалось по третям, составляло уже 100 руб. в год. Если число казенных студентов превышало установленное количество, им могла выплачиваться ученическая стипендия, т.е. такая, какую получали казеннокоштные гимназисты. С 1804 г. казенный кошт составлял в год 200 руб., а на медицинском отделении - 350 руб. В казеннокоштные принимались прежде всего те студенты, которых правительство готовило к службе в качестве врачей или учителей. По окончании университета они должны были в

качестве компенсации государству за обучение прослужить не менее 6 лет по ведомству Министерства народного просвещения.

Некоторые студенты жили на квартирах у знакомых или родных. М.А. Дмитриев жил у дяди. По родству с профессором Барсовым на его квартире жил Полуденский. Без помощи знакомых или родственников содержать себя своекоштным студентам было бы достаточно сложно.

Любимым местом студенческих собраний был трактир «Великобритания», где иногда устраивались товарищеские попойки. Вообще студенты часто посещали трактиры. «Очень часто случалось, - вспоминал Дмитриев, - что, возвратясь в час пополудни с лекций, я должен был отправляться пешком обратно или на Тверскую, или на Кузнецкой мост обедать у ресторатора».

В письме из Геттингена брату, А.И. Тургеневу, Николай, отвечая на упрек А.Ф. Мерзлякова, которому «больно было видеть брата друга его часто в кофейной и с Чеботаревым», пишет: «туда ходил я не для шалостей, не для того, чтобы там пить и дурачиться, но для удовольствия, совершенно позволенного. Там часто находил я знакомых, приятелей, разговаривал с ними, пил чай, кофе, читали газеты и более ничего».

«По известному в то время грозному изречению Сандунова: «Самовар - инструмент трактирный и в школе не годится», на этот инструмент наложено было veto, и потому некоторые имели медные чайнички и таким образом утешались чаепитием. Другие убегали для этого дела в трактиры Цареградский (в Охотном ряду) и Знаменский (недалеко от нынешней Казенной палаты). В этих светлых заведениях (теперь уж и следов их нет) некоторые из студентов были постоянными завсегдатаями». В трактирах студенты пили не только чай, но и напитки покрепче. «Бывало так: половой подал чай, через несколько секунд ложечка стучит, половой вбегает. Ему говорят: «Подай еще горячей воды», он схватывает чайник, в котором еще много воды (и не вода нужна) и приносит тот же чайник, будто с водою, но в нем aqua vitae. Видно, тогда кондиции трактирных заведений не дозволяли торговать драгоценной влагой, и хозяева боялись соглядатаев, которые без сомнения везде были». Казеннокоштные студенты успевали посетить трактир даже утром перед лекциями.

Жихарев предпочитал другим развлечениям обеды и балы, часто посещал оперу и балет. Воспитанники университета с менее взыскательными запросами развлекались по иному: они участвовали в кулачных боях на Неглинной, где по воспоминаниям И.М. Снегирева, «сходились бурсаки духовной академии и студенты университета, стена на стену: начинали маленькие, кончали большие. Университантам помогали неглинские лоскутники».

Многие студенты любили в праздничные дни гулять в Марьиной роще или Сокольниках. Ляликов вспоминает, что студенты «не пропускали и так называемых монастырских гуляний по их храмовым праздникам. Раз, помню, втроем наняли мы лодку у Москворецкого моста (6 авг.) и поплыли к Новоспасскому монастырю. Плавали также к Воробьевым горам, лакомились молоком и малиной в Марьиной роще и в Останкине».

Посещали студенты и театр. Университетский театр был одним из первых в России. В подготовке спектаклей принимали участие студенты и гимназисты. Театр нес просветительскую миссию, сближая университет с русским обществом. Кроме театральных представлений, давались маскарады тоже на святках или масленице, а «по воскресеньям и праздникам случались иногда вечерние танцы или концерты».

С 1760 г. студенческая труппа становится профессиональной и получает название «Российский театр». В университетском театре начали свою деятельность такие русские актеры, как Троепольская, Лапин, Михайлова и др. В 1776 г. антрепренером Медоксом был создан первый в Москве постоянный публичный профессиональный театр, для которого в 1780 г. Медокс построил большое здание на улице Петровке - Петровский театр. Именно в нем в 1783 г. впервые в Москве была показана комедия «Недоросль» Фонвизина. В состав труппы входили выдающиеся актеры, и в их числе - Петр

Алексеевич Плавильщиков, окончивший в 1779 г. Московский университет. В 1825 г. на месте Петровского театра построено новое здание (ныне Большой театр).

На посещение театра и покупку книг студенты тратили сэкономленные деньги, оставшиеся после платы за учебу, а также заработанные переводами книг и частными уроками.

Важная роль в период пребывания студентов в университете отводилась их церковной жизни. Когда университет помещался в здании Аптекарского дома, студенты ходили на службу в Казанский собор. После того, как университет приобрел дом Репнина, «подле сего места рядом стоявшая по Никитской улице приходская каменная церковь Успения Богоматери, или св. Дионисия Ареопагита, была переименована университетскою и присоединена к нему». 5 апреля 1791 г. была освящена в левом крыле строящегося университетского здания на Моховой церковь во имя св. мученицы Татианы. В сентябре 1817 г. домовым храмом университета стала церковь св. Георгия на Красной горке, а в 1820 г. в ней был освящен придел в честь св. мученицы Татианы.

По воспоминаниям Полуденского, в конце XVIII в. церкви в это время особенной при университете не было, а поочередно учащихся водили в разные приходские храмы.

Как вспоминал Ляликов, студенты «обыкновенно говели на первой неделе Великого поста. Всенощную слушали в большой столовой во всегдашнем присутствии Сандунова и обоих суб-инспекторов. Хор был из своих». «Приобщались мы Св. Таин, -вспоминал он, - в Георгиевской церкви на Моховой. Представьте же себе (меня и теперь это удивляет): во все время, довольно продолжительное, причащения студентов (нас было человек 40, да медицинских втрое больше) пелену пред подходящими к потиру держали Сандунов и Мудров, как инспекторы». Студенты посещали не только университетскую церковь, но и другие московские храмы. «Вообще нам часто повторяли - ходить к службе в свою приходскую (Георгия на Красной горке) церковь; но все постоянно ходили в соседний Никитский монастырь или кучками куда-нибудь вдаль, например в Донской, Новодевичий». Причинами выбора той или иной церкви служили как красивое пение, так и хорошая проповедь в этом храме. Любителем церковного пения был Жихарев. После обедни, правда, он может отправиться смотреть картинную галерею (покойного князя Голицына) или конские бега.

Студенты проявляли себя и как часть литературного пространства Москвы. В XVIII в. университет включал в себя целый комплекс учреждений. При нем функционировали библиотека, типография и книжная лавка. Именно в университетской типографии стала печататься газета «Московские ведомости», вокруг которой объединились любители словесности. К работе над выпуском этой газеты привлекались гимназисты и студенты Московского университета. «Литературная и типографская деятельность при университете, - пишет Шевырев, - с каждым годом оживлялась более и более. Газеты возбуждали внимательное участие публики. В 1760 году невозможно было найти в книжной лавке полного экземпляра газет за предшествовавший год».

В начале 1760-х годов при Московском университете возникает новая группа периодических изданий - литературные журналы. Университетские издания были задуманы как план воспитания общества путем культурного воздействия на него.

Четыре первых журнала («Полезное увеселение», «Свободные часы», редактором которых был Херасков, «Невинное упражнение» (издавал И.Ф. Богданович), «Доброе намерение»), выходившие при Московском университете в начале 1760-х годов, были изданиями литературными. В них участвовали известные писатели - Сумароков, Херасков, Тредиаковский и обширная группа молодежи, начинавшей пробовать свои силы в творчестве.

В 1771 г. по инициативе куратора Мелиссино в Московском университете было образовано первое его официальное ученое общество - Вольное «российское «собрание. Оно было учреждено «для исправления и обогащения Российского языка, чрез издание полезных, а особливо к наставлению юношества потребных, сочинений и переводов,

стихами и прозою». Председателем собрания был сам Мелиссино, замещал его директор университета

М.В. Приклонский. В число членов общества входили многие «знатные особы», такие как княгиня Дашкова, историк М.М. Щербатов, Сумароков и сам князь Потемкин. Заседания собрания проходили очень торжественно и пышно. По описаниям современников, Потемкин сидел за столом, «выставляя напоказ бриллиантовые пряжки башмаков своих, щеголяя ими перед студентами, которые в мундирах, стоя вокруг, присутствовали при этих заседаниях». Вольное российское собрание привлекло к делу просвещения российскую элиту, что позволило оказать значительное влияние на общество и породить множество сторонников, включая Новикова и М.Н. Муравьева.

Общества несколько иного характера появились при Московском университете в 1780-х гг. Их появление связано с деятельностью масонов, прежде всего Новикова и Шварца. Новиков сам являлся питомцем Московского университета, к работе в университете его привлек Херасков. 1 мая 1779 г. университет заключил с Новиковым контракт, по которому университетская типография передавалась ему в аренду на десять лет. Главная цель Новикова заключалась в том, чтобы распространять просвещение, «которое он разумел не иначе, как основанным на религиозно-нравственных началах, преимущественно в духе мистическом». Для перевода иностранных книг он привлекал студентов, оказывая тем самым им существенную материальную подддержку. С 1779 г. он издает в Москве журнал «Утренний свет».

В 1779 г. Новиков познакомился с Шварцем, профессором немецкого языка при университете. Их общими целями были «подготовка учителей в духе масонской этики, внедрение новых правил воспитания». Благодаря их трудам, в 1779 г. была открыта Учительская (Педагогическая), а в 1782 г. - Переводческая (Филологическая) семинарии. Первая из них предназначалась для подготовки студентов к преподавательской деятельности, а вторая - для перевода на русский язык иностранных сочинений. 13 марта 1781 г. в университете, по инициативе Шварца, было открыто первое студенческое общество под названием «Собрание университетских питомцев». Целью общества ставилось «усовершенствование российского языка и литературы» через сочинения и переводы. Многие студенты являлись активными участниками собрания. М.И. Антоновский «сочинил обществу оному устав, правилам коего соображаясь члены сего общества столь хорошо образовались, что, по выходе их из университета и по вступлении в государственную службу, тогда же оказались самыми способнейшими людьми к оной, так что редкий из них ныне служит без отличия (кроме одних гонимых завистию и злобою), менее 4-го класса».

В 1782 г. на масонской основе вокруг университета сложилось Дружеское ученое общество. Оно объединяло более 50 человек. На его иждивении обучались более 20 студентов, среди которых будущие митрополиты Серафим (Глаголевский) и Михаил (Десницкий), профессора П.А. Сохацкий, А.А. Прокопович-Антонский и П.И. Страхов. Именно кружок товарищей Новикова по Дружеском ученому обществу и осуществлял выпуск литературных изданий при университете в 1780-е гг.

В 1781 г. Новиков выпускал «Московское ежемесячное издание», в 1782 г. начинает издаваться журнал «Вечерняя заря», а с 1784 г. - «Покоящийся трудолюбец». Содержание этих журналов главным образом состояло из написанных студентами стихотворений или «рассуждений» на нравственно-философские темы. «Покоящийся трудолюбец» имел явно выраженную оккультно-мистическую направленность, о чем говорит то, что там помещались такие статьи, как «О науке, называемой Кабале», а также давалась положительная оценка известного мистика Сведенборга.

Столь явная пропаганда мистицизма не могла не обратить внимания властей. В указе от 23 декабря 1785 г. Екатерина II писала, что в типографии Новикова печатаются «многие странные книги» и архиепископу Платону было предписано рассмотреть их и испытать Новикова в законе Божием. В результате кружок Новикова подвергся гонениям:

в 1786 г. были закрыты Филологическая семинария и Дружеское ученое общество. В результате студенческая литературная деятельность замерла на несколько лет.

Студенты Московского университета принимали самое деятельное участие в общественно-литературной жизни России. Многие из них были талантливыми писателями, поэтами; некоторые из них стали издателями. Благодаря переводческой деятельности студентов Москва и вся Россия знакомилась с западной литературой. Процесс образования и воспитания продолжался вне стен университетских аудиторий, на частных квартирах. Студенческие кружки формировали новые взгляды, закладывали систему ценностей, таким образом, проходил процесс вхождения студента в общественную жизнь. Так происходила «культурная колонизация» университетом городского пространства.

Таким образом, перенос европейских университетских реалий в Россию состоялся, хотя местная почва создавала определенную специфику. Московский университет, как и европейские, представлял собой корпорацию, признаками которой были относительная автономия, свой суд, мундир и некоторые другие привилегии.

Повседневная жизнь студентов Московского университета еще несла на себе отпечаток тех сословий, откуда они вышли, и о формировании единого «корпоративного» знаменателя в рассматриваемый период пока не может быть речи. В то же время, общение сближало юношей из различных социальных групп, формировало единое пространство идей. В конечном итоге, начальная история студенчества Московского университета в это время свидетельствует о происходившем процессе формирования студенческой корпорации, осознания общности интересов и жизненных задач, что во многом стало характерно уже для студентов середины XIX в.

Университет сближал представителей разных сословий с помощью организации общих форм быта. Хотя в университете среди студентов и профессоров долгое время преобладали разночинцы, он был тесно связан с дворянской культурой.

Введение
1. Обзор крупнейших университетов России во второй половине ХIX века
2 Реформы в сфере университетского образования
2.1 Университетские уставы
2.2 Правовое положение студентов
3 Студенчество России во второй половине XIX века
3.1 Социальный состав и мировоззрение
3.2 Быт и развлечения
3.3 Землячества студентов
Заключение
Список используемой литературы

Введение

Реформа образования, перманентно протекающая в России с 1996 года по настоящее время, ставит огромное количество вопросов, на порядок больше, чем в состоянии решить с ее помощью. Так или иначе, реформа нацелена на модернизацию нашего отечественного образования, которое раньше считалось лучшим в мире, по образцу западноевропейского. С исторической точки зрения это возврат к истокам, так как высшее образование в России появилось значительно позднее, чем в большинстве стран Европы и создавалось по западноевропейскому образцу и в основном «руками» западноевропейских (немецких) ученых. Однако, те реформы, которые проводились позднее, оставили европейскую схоластику далеко позади, а ныне реформаторы от образования решили снова «догонять» Европу. Сможет ли реформа, проводимая в нынешней России действительно вернуть российской высшей школе достойное место в мире, еще вопрос. А то, что многие традиции, причем далеко не худшие, выброшены за борт при модернизации, это факт.
В связи с этим повышается актуальность исследований истории становления современного российского высшего образования, исторический опыт его реформирования в эпоху «Великих реформ» Александра II, когда в очередной раз была «перевернута» Россия, а вместе с ней и система высшего образования.
В то же время в начале XXI в. все более очевидными становятся тенденции к смене ценностных приоритетов, определяющих общественное развитие. Человечество переходит от индустриального общества с ярко выраженным технократизмом мышления к постиндустриальному, информационному, что предполагает переоценку роли интеллекта и квалификации человека. Уникальность протекания этих процессов в современной России обусловлена формированием на ее территории новой системы общественных отношений, связанных со сменой социально-политических и экономических парадигм. Масштабы и темпы этих преобразований вынуждают общество все более опираться на знания, поэтому на современном этапе развития России образование, в его неразрывной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности.
Объектом исследования является высшая школы (университеты) пореформенной России, рассматриваемая в органической взаимосвязи с положением российского студенчества второй половины XIX века.
Предметом исследования является исторический процесс реформирования российской высшей школы (университеты) в период 60 — 90-х гт. XIX века через университетские уставы, а также само русское студенчество той эпохи.
Исследование основано на анализе нормативных источников, публицистике и мемуарах периода второй половины XIX века.

Список использованных источников

  1. Общий устав императорских университетов. 18 июня 1863 г. // Политическая история России: Хрестоматия / Сост. В.И. Коваленко, А.Н. Меду­шевский, Е.Н. Мощелков. М.: Аспект Пресс, 1996. 624 с.
  2. История университетского образования в дореволюционной России / Под общ. ред. А.Я. Са­вельева. М.: Изд-во НИИ ВШ, 1993. 55 с.
  3. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух веков. От России крепостной к России капиталистической. М.: Наука, 1985. 350 c.
  4. Московский университет в воспоминаниях современников. 1755–1917.: сборник / Сост. Ю.Н. Еме­лья­нов. М.: Современник, 1989. 735 с.
  5. Пушкарев С.Г. Россия 1801–1917: власть и общество. М.: Посев, 2001. 672 c.
  6. Россия. Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991. 922 с.
  7. Бадаев М.И. Наука и культура России XIX века. – М.: Мысль, 1978, 327 с.
  8. Герцен А.И. Сочинения. Т.5. – М.: Художественная литература, 1982, 604 с.
  9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 1-55. с 12 дек. 1825 г. по 1 марта 1881 г.. СПб., 1830-1884.
  10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 1-33. СПб., 1884-Пг. 1916.
  11. Общий устав и временный штат императорских российских университетов. СПб., 1884., 38 с.
  12. Русские университеты в их уставах и воспоминаниях современников /Сост. И.М. Соловьев. СПб., 1914. Вып. 1. 572 с.
  13. Университеты и средние учебные заведения мужские и женские в 50 губерниях Европейской России. СПб., 1888.
  14. Георгиевский А.И. Краткий исторический очерк правительственных мер против студенческих беспорядков. СПб., 1890.

Общий объем: 43 стр.

Год: 2011

Введение

Глава I

Университетское образование и студенчество в России в 1850 – начале 1860-х годов

Глава II

Правовое положение российского студенчества

Глава III

Материально-бытовой аспект положения студенчества во II половине XIX века

Заключение

Введение (выдержка)

Российские университеты всегда были островками светской культуры, образования и творчества, которое невозможно без некоторой «свободы от»…. Свободы в некоторой степени от власти, идеологии, свободы от замкнутости и сословности. Студенчество же всегда составляло особую группу людей, которой были присущи свои обычаи, традиции, своя культура и самобытность. Именно отношения между студенчеством и университетами, которые выступали в роли проводников государственных порядков и политики, являются и являлись предметом исследования отечественных ученых как до революции 1917году, так и после.

Актуальность изучения этих отношений не исчезла и по сей день, потому что власть всегда стремилась поставить под контроль университеты, чтобы иметь возможность воспитывать лояльное поколение молодых людей. Однако парадокс такого отношения власти в том, что это ей почти никогда не удавалось. Студенчество во все времена, даже самой жесточайшей реакции, сознавало свое единство, свои интересы и всячески отстаивало их.

Цель данной работы – попытаться решить непростую дилемму: являлась ли царская власть тем фактором, который определил не только развитие российского студенчества, но и предопределил его историческую судьбу? Политическая слабость власти, выражавшаяся в ее диктаторстве и авторитаризме, создала ли такие условия развития, которые предопределили роль российской интеллигенции в последующем? То есть целью данной работы является попытка ответить на вопрос о роли самодержавия в складывании особого типа интеллигенции, активного в студенческие годы и пассивного в годы кризиса власти, не способного ничего поделать и как-то развернуть ситуацию.

Заключение (выдержка)

Роль пореформенных университетов в общественно-политической жизни определялась глубокими объективными предпосылками. Не только собственно университетские проблемы лежали в основе университетского кризиса, особенно обострившегося к началу XX века. Неразрешенность противоречий общества, в котором развитие капитализма сдерживалось крепостническими пережитками, отсутствие в тот период политических свобод – создавали в России последней четверти XIX века напряженный политический климат. Даже во время реформ 60-х годов правительство отрезало всякий легальный путь к свободе, ибо отвечало репрессиями даже на простые ходатайства, потому что не разрешало никогда даже говорить свободно о свободе.

Литература

ИСТОЧНИКИ

1. Ковалевский М.М. Московский университет в конце 70-х и начале 80-х годов прошлого века. Личные воспоминания / Московский университет в воспоминаниях современников. 1755-1917. М., 1989

2. Лебедев В.А. Учебные воспоминания./Русская старина 1908. № 7 - 10

3. Общий устав Императорских Российских университетов 1863году/ w*w.lib.r* – Библиотека Максима Машкова.

4. Писарев Д.И. Сочинения в 4-х томах. М., 1955 – 1956 . Т2

5. Полный Свод Законов Российской Империи /под. ред. А.А. Добровольского. СПб 1911., кн.2

6. Сеченов И.М. В Московском Университете (1850 – 1856 гг)/ Московский университет в воспоминаниях современников. 1755-1917. М., 1989

7. Сорокин В. Воспоминания старого студента /Русская старина 1888году №12

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А.Ю. Лекции по истории Московского университета. 1755-1855. М., 2001

2. Бородзин И.Н. Университеты в эпоху 60 – х годов – В книге История России XIX в. СПб. 1908 – 1909. Т4

3. Великие реформы в России 1856 – 1874 / под ред. Л.Г Захаровой и др. М., 1992

4. Георгиевский А.И. Краткий очерк правительственных мер и предначертаний против студенческих беспорядков. СПб. 1890

5. Джаниляев Г.А. Университетская автономия / Из эпохи великих реформ. 1893. 10-е изд. СПб., 1907

6. Еленев Ф.П. Студенческие беспорядки. СПб.1888.

7. Иконников В.С. Русские университеты в связи с ходом общественного образования / Вестник Европы, 1876. № 9 - 10

8. Ключевский В.О. Курс русской истории / Электронная книга. IDDK .2005

9. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России в 1901-1917 гг. М., 1981

10. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М., 1971

11. Литвак Б.Г. Переворот 1861г. в Росии: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991

12. Московский университет в воспоминаниях современников. 1755-1917. М., 1989

13. Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. М., 1934

14. Революционная ситуация в России в сер. XIX в./ Под ред. М.В. Нечкиной М., 1978

15. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб. 1902

16. Фирсов Н.А. Студенческие истории в Казанском университете 1855 – 1863 гг. /Русская старина 1889. № 3,4, 6 - 8

17. Щетинина Г И. Студенчество и революционное движение в России. М., 1987

18. Щетинина Г. И. Университеты в России и устав 1884годуМ., 1976

19. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформы: Шестидесятые годы XIX века. М., 1993

20. Эймонтова Р.Г.Русские университеты на грани двух эпох. От России крепостной к России капиталистической. М., 1985

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Вятский государственный университет
Гуманитарный факультет
Кафедра «Истории России»

КУРСОВАЯ РАБОТА

« Российское СТУДЕНЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ xix ВЕКА»

Выполнил: студент гр. Ис-21 Н.Ю.Курицына

              Научный руководитель: зам.кафедры
Н.И. Никулина

Киров 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………… ………………….3
1 Обзор университетского образования во второй половине ХIX века...........6
2 Университетские уставы………………………………………………………10

3 Студенчество России во второй половине XIX века ……………………….17
3.1 Социальный состав и мировоззрение ……………………………………...17
3.2 Быт и развлечения …………………………………………………………..22
3.3 Национальные корпорации и землячества студентов …..………………...29

Заключение ………………………………………………… ……………………34
Список литературы ……………………………………………………………...36

Введение

Университетское образование существует в Европе свыше 900 лет, а в России - около 300. Университет является одним из самых долговечных и плодотворных созданий европейского гения. Он сыграл выдающуюся роль в развитии и становлении современной науки во всем мире.
Система университетского образования в России существенно отличалась от западной, хотя и являлась ее прямой наследницей. Именно отличие от других и своеобразие образовательной системы привлекало ученых к изучению университетов России.
Первые научные исследования по истории российских университетов появились во второй половине XIX в., прежде всего, отметить публикацию профессора Киевского университета В. Иконникова “Русские университеты в связи с ходом общественного развития”, помещенную в “Вестнике Европы” (1876, №9-11). Автор предпринял одну из первых попыток проследить развитие университетской идеи в России и ее воплощение в жизнь на протяжении полутора веков. Он рассматривал историю университетов в тесной связи с общественной жизнью страны. Также следует выделить очерк П.Н. Милюкова “Университеты России”, помещенный в т.68 Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза - И.А. Ефрона (СПб, 1902). В этом очерке подробно описывалось развитие российских университетов до конца XIX в., содержался богатый фактический и статистический материал.
Из частных сюжетов университетской истории наибольшее внимание уделялось студенческому движению: Выдрин Р.И. “Основные моменты студенческого движения в России”, Мельгунов С.П. “Из истории студенческих обществ в русских университетах” и др.
После революции 1917 г. истории российских университетов несколько десятилетий не уделялось должного внимания. И только после 50-х гг. интерес к этой проблематике вновь оживился. Главное внимание советских историков было обращено на изучение отдельных периодов в истории российских университетов. Необходимо отметить труды А. Е. Иванова, Г.И. Щетининой, Р.Г. Эймонтовой. Все они начинали с публикаций статей, а завершали свои исследования солидными монографиями, представляющими существенный вклад в историографию российских университетов.
Как бы подводя некоторые итоги изучению отечественного высшего образования до 1917 г., коллектив авторов выпустил в 1995 г. книгу “Высшее образование в России: очерк истории до 1917 г.” Монография содержит много интересного фактического материала, большую ценность представляют приложения.
В России возникла и сложилась самостоятельная университетская система, роль и место которой в жизни российского общества еще не получили всестороннего освещения. А без этого невозможно ни реформирование университетов, ни приведение их деятельности в соответствие с требованиями современности. Учитывая это и то, что в настоящее время осуществляются многочисленные реформы в сфере образования, данное исследование представляется актуальной.
При формулировке темы исследования также учитывалось, что, относясь к гуманитарному блоку наук, история активно занимается изучением жизни и быта людей в рамках определенного исторического этапа. Исходя из этого, исследование высшего образования в России будет наиболее полным, если проводить его через изучение студенчества.
Система высшего образования в России не является статичной. Реформы в этой сфере происходили и происходят с завидной регулярностью. Обычно период наиболее активных преобразований связывают с вступлением на престол Александра II, что и определило временными рамками данного исследования вторую половину XIX века.
Таким образом, объектом изучения является высшая школы (университеты) пореформенной России, рассматриваемая в органической взаимосвязи с положением российского студенчества второй половины XIX века.
И, следовательно, предметом исследования становится исторический процесс реформирования российской высшей школы (университеты) в период 60 - 90-х гт. XIX века через университетские уставы, бытовые и мировоззренческие характеристики самого русского студенчества рассматриваемой эпохи.
Целью проводимого исследования является раскрыть особенности университетского образования и жизни студенчества в данных временных рамках. Из чего следую следующие задачи:

    Обобщить сведения об университетах, существовавших в Росси во второй половине XIX века.
    Изучить нормативно-правовую базу университетов и студенческих объединений.
    Рассмотреть социальный состав студенчества во второй половине XIX века.
    Выявить роль происхождения студентов на формирование идеологии студенческого мира.
    Описать повседневную жизнь студента данной эпохи.
    Рассмотреть деятельность и функции студенческих объединений.
Следуя из поставленных задач, исследование базировано на анализе нормативных источников, публицистике и мемуарах периода второй половины XIX века, а также изучения научных трудов отечественных историков.
Структура курсовой состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Предоставленное исследование может использоваться учителями школ в преподавании курса «История Отечества» или в формировании элективных курсов. А также для подготовки студентов, как исторического факультета, так и других профилей к семинарским занятиям.

Глава I. ОБЗОР УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Историю российских университетов принято начинать с 28 января 1724 г., когда Сенат принял Указ об учреждении Академии Наук с университетом и гимназией. Хотя официально Санкт-Петербургский университет начал функционирование в статусе университета только в 1819 году. Первым же настоящим высшим учебным заведением в России, получившим статус университета стал Московский Государственный университет (МГУ) открытый в 1755 году.
Обычно новый этап в развитии российских университетов связывают с вступлением на престол Александра II. Однако факты свидетельствуют о том, что уже в последний год царствования Николая I начались определенные изменения в отношении к образованию в целом, и университетам в частности.
Был создан Комитет по преобразованию учебных заведений под руководством Д. Блудова. В 1854 г. назначен новый министр народного просвещения С. С. Норов (брат декабриста), который совместно со своим неофициальным советником А. В. Никитенко (профессором СПУ и либеральным цензором) представили царю доклад о необходимости улучшить положение университетов. Если в 1854 г. Николай I не разрешил праздновать 50-летие Казанского университета, то в 1855 г. 100-летие МУ отмечалось торжественно, и царь по этому случаю прислал университету Благодарственную грамоту. Кроме того, в 1854 г. после многолетнего перерыва разрешено было увеличить прием в некоторых университетах, но только на медицинских факультетах.
С началом правления Александра II процесс перемен ускорился, постепенно отменялись наиболее стеснительные запреты предыдущих лет. Уже в 1855 г. были сняты ограничения по приему студентов, а с 1856 г. вновь отправлялись выпускники в зарубежные университеты для подготовки к профессорскому званию, восстановлены права университетов по выборам ректоров и деканов, с 1859 г. разрешено выписывать книги из-за рубежа без цензуры, с 1860 г. возрождались прежние кафедры философии и государственного права, а также открывались новые в соответствии с требованиями времени. В короткий срок обозначился быстрый рост числа студентов университетов, за 8 лет в среднем в 2 раза. Происходила быстрая смена состава преподавателей, профессорский состав обновился почти на 50% за 1855-1862 гг., особенно на юридических факультетах.
На кафедрах появилось много молодых профессоров, в том числе и из числа считавшихся политически неблагонадежными, подвергавшихся ссылке и т.п. Так, на кафедру русской истории СПУ был избран Н. И. Костомаров, только что вернувшийся из ссылки и сменивший консервативного Устрялова.
Произошла коренная смена лиц, возглавлявших университеты, попечители из военных были заменены гражданскими чиновниками. Например, попечителем Киевского университета стал выдающийся хирург, профессор Н. И. Пирогов (первый случай в истории российских университетов). В качестве ректоров появились молодые талантливые ученые: Киевский университет возглавил 34-летний профессор Бунге Н. (в будущем министр финансов России), Казанский - 32-летний проф. химии А.М. Бутлеров.
Просвещение и наука во второй половине XIX века развивались в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения.
К середине XIX века в России существовали: Московский (1755 г.), Дерптский (с 1802 г.), Виленский, Казанский, Харьковский (1804 г.), Киевский, Петербургский (1819 г.). После принятия университетского Устава 1863 года были открыты еще два университета: Новороссийский в Одессе (1865) и Варшавский (1869).
Помимо классических университетов увеличилось количество высших технических учебных заведений. Были основаны политехнические институты в Киеве, Петербурге, Новочеркасске; технологический институт в Томске.
Большие успехи были достигнуты в высшем образовании - количество университетов к концу века достигло десяти. Университетский устав 1863 г. давал университетам почти полную автономию в самых разных областях. Но в 1884 г. правительство Александра III ввело новый устав, лишивший университеты автономии и усиливший надзор за ними. В 70-80 гг. положено начало женскому высшему образованию - открыты курсы в разных городах.
Число студентов в царствование Александра II увеличилось почти в два с половиной раза (в 1854 году – 3547 студентов, в 1880 году – 8193 студента) 1 .
При Александре III был открыт еще один университет – в Томске. Торжественное открытие первого в Сибири университета состоялось 27 июля 1888 г. На новый университет был распространен Устав 1884 г. Однако в Томском университете разрешался прием воспитанников духовных семинарий, среди 72 первокурсников в 1888 г. насчитывалось 30 окончивших гимназии, 40 - духовные семинарии, 2 были переведены из других университетов. Из этого приема в 1893 г. выпустили 34 человека - первые сибирские врачи. Особенности Томского университета: пожертвования и долгое строительство привели к тому, что он оказался сразу хорошо оборудованным, с множеством лабораторий, ботаническим садом, библиотекой, насчитывавшей почти 100 тыс. книг и журналов; среди студентов было много высланных за участие в революционной деятельности из других университетов, значительное число их происходило из малообеспеченных семей, к тому же в Томске немного возможностей имелось для приработка, поэтому большую роль играли частные пожертвования на стипендии, что позволяло многим студентам получать от 100 до 420 руб. в год. В последующие годы шла борьба за открытие в Томске новых факультетов, и в 1898 г. был объявлен прием на юридический факультет, из 142 принятых тогда, в 1902 г. выпущено 47.
Таким образом, во второй половине XIX века в России высшее образование начинает еще более активно развиваться как по качественным, так и по количественным показателям.

ГЛАВА II. УНИВЕРСИТЕТСКИЕ УСТАВЫ

Изучение университетских уставов в России XIX в. может внести существенный вклад в понимание многогранного процесса формирования нормативно-правовой базы университетов.
Если на Западе университетская жизнь протекала неторопливо и размеренно, ее организационные формы, складывавшиеся веками, практически не изменялись, и университеты существовали как обособленные образования, каждое с собственным уставом, то в России она обнаружила весьма энергичную динамику и протекала в значительно более острых и конфликтных формах. Это объясняется тем, что университеты на Западе начинались как частные предприятия, ведомые учредителями за свой страх и риск. Государство же стояло особняком, в качестве стороннего наблюдателя или третейского судьи.
В России ассоциация профессоров никогда не играла, как на Западе, самостоятельной роли, поскольку профессора находились на службе и в отношениях со студентами выступали от имени государства. Университеты создавались государством, полностью финансировались казначейством и назывались императорскими. Поэтому их уставы (единые для всех) тщательным образом разрабатывались и принимались, как правило, в ходе многосложной законотворческой процедуры, с привлечением лучших правоведческих сил. Достаточно напомнить, что в создании университетской системы России и разработке ее нормативно-правовой базы принимали участие такие выдающиеся государственные и общественные деятели как В.Н. Каразин и М.М. Сперанский. Уставы утверждались императором, что придавало им высший юридический статус и делало своего рода кодексом университетской жизни. В течение периода, насчитывающего менее ста лет, в стране сменилось четыре устава (1804, 1835, 1863, 1884). Между уставами 1804 и 1884 годов пролегла дистанция огромного размера, в которой на протяжении кратчайшего в масштабах истории периода уместилась целая эпоха, и каждый из уставов, сам по себе, представлял собой крупные этапы в строительстве высшей школы. И всякий раз это были в значительной мере разные уставы, отражавшие существенно обновленные реалии университетской жизни. Речь в данном случае идет о складывании и формировании новой для России высокочувствительной и активной социальной общности студенчества, что и предопределило немалые проблемы и особенности правотворческого процесса. В литературе активная роль государства в университетах оценивается негативно: «На протяжении XIX в. четырежды по числу правлений императоров сменяются реформы и контрреформы в высшем образовании. Царизм то отступает, то вновь переходит к атаке на относительно независимое высшее образование. Стремясь примирить непримиримые государственность и науку, четырежды в XIX веке реконструировали высшую школу». 2
Исходя из хронологических рамок данного исследования, остановимся более подробно на Уставах 1863 и 1884 годов.
Система подготовки научно-педагогических кадров российских университетов сформировалась окончательно во второй половине ХIХ века.
Сложившаяся в соответствии с новым университетским Уставом, принятым 18 июля 1863 года, система подготовки научно-педагогических кадров университетов носила сословный и селективный характер. Правительство проводило в этом отношении двойственную политику. С одной стороны, оно не могло не привлекать в университеты лучшие научно-педагогические силы, но, с другой стороны, постоянно стремилось осуществить их отбор на классовой основе в соответствии с требованием благонадежности. При этом вторая тенденция явно преобладала, в результате университеты и другие высшие учебные заведения испытывали острый недостаток в высокопрофессиональных научно-педагогических кадрах.
Государство приняло множество мер для борьбы с проблемой нехватки кадров. По Уставу 1863 года количество лекций, читаемых профессорами, не регламентировалось, в отличие от Устава 1835 года. В соответствии с последним каждый профессор должен был преподавать не менее восьми часов в неделю. Штатные профессора читали столько часов лекций в неделю, сколько назначит им факультет на основании представленных ими соображений. В результате университеты получили возможность увеличивать штат преподавателей на 67 процентов 3 .
Для обеспечения университетов недостающими профессорами и преподавателями Министерство народного просвещения в 1862 году приняло постановление о приглашении в университеты иностранных ученых на должности профессоров и доцентов. Правительство также разрешило министру просвещения отправлять молодых ученых за границу для подготовки их к должности профессора. Командированные обязывались за каждый год пребывания за границей прослужить в ведомстве министерства два года. За период 1862–1865 годов, например, за границу было направлено 89 человек 4 . Подобные командировки осуществлялись и в другие университеты страны.
Для пополнения профессорско-преподавательских кадров университетов также использовался институт кандидатов. Студенты, окончившие полный курс университета с отличными успехами и представившие диссертацию, одобренную факультетом, получали степень кандидата и оставлялись при университете для получения магистерского и профессорского звания. Оставленные при университете находились под наблюдением профессоров, посещали лекции по избранным наукам и проводили практические занятия.
Для приобретения степени магистра требовались сдача новых устных экзаменов и публичная защита диссертации. Кандидат через год мог претендовать на степень магистра. Магистры по истечении года могли претендовать на степень доктора при условии представления и публичной защиты диссертации. Ученые степени в университетах могли присваиваться и русским подданным, и иностранцам.
Содержание, формы и методы подготовки молодых ученых, как в России, так и за границей, определялись самими университетами и представлялись через попечителя учебного округа на усмотрение Министерства народного просвещения.
В январе 1864 года было утверждено новое положение об испытаниях на ученые степени. В соответствии с ним на всех факультетах было увеличено количество разрядов наук, по которым присваивались докторская и магистерская степени. Новое положение отменило экзамены для соискателей ученой степени доктора наук, требовалось только представление диссертации и ее публичная защита (за исключением доктора медицинских наук).
Введение нового университетского Устава и Положения способствовали росту числа защищаемых диссертаций. За период 1863–1874 годов степень доктора наук получили 572 человека, магистра – 280 человек (тогда как за 16 предшествующих лет эти цифры соответственно равнялись 130 и 184).
Университеты в соответствии с Уставом 1863 года имели собственные типографии и книжные лавки, могли издавать периодические труды, иметь собственную цензуру для тезисов и других научных изданий. Кроме того, университетам с разрешения министра народного просвещения предоставлялось право учреждать ученые общества для усовершенствования какой-либо определенной части наук. Все это, безусловно, также создавало объективные возможности для совершенствования профессионализма научно-педагогических кадров российских университетов.
По уставу 1863 г. принимали в университет с 17 лет, без вступительных экзаменов для окончивших успешно гимназию. Студент подписывался о соблюдении университетских правил, ношение формы отменялось, вне стен университета студент становился подвластен полиции. Не допускалось создание студенческих организаций. Переход студента с курса на курс стал возможен только через испытания, заканчивавшие университет с хорошими оценками и представившие диссертации получали степень кандидата, а окончившие удовлетворительно и не представившие диссертации удостаивались звания действительного студента. Была ликвидирована категория казеннокоштных студентов и вводились стипендии для нуждавшихся, за лекции взималась плата, устанавливавшаяся университетами (в среднем 40-50 руб. в год).
Устав 1863 года, открывший новые возможности для развития отечественного просвещения и науки, просуществовал лишь до 1884 года. После убийства в 1881 году народовольцами царя Александра II правительство возобновило наступление на университетскую автономию, усилило контроль над преподаванием. Тем не менее, университеты сохранили себя как центры передового научного знания и духовной жизни России.
Университетская контрреформа была проведена в 1884 году министром народного просвещения И.Д. Деляновым, который на вопрос о причинах увольнения одного из профессоров ответил, что «у него в голове одни мысли» 5 . Назначенный на пост министра народного просвещения в 1882 году, Делянов внес на рассмотрение Государственного совета проект университетской реформы, выработанный графом Д.А. Толстым. Большинство членов Госсовета высказалось против проекта, но утверждено было мнение меньшинства, и 23 августа 1884 года был издан «Общий устав императорских российских университетов», который стеснил университетскую автономию, ограничив университетское самоуправление. Была значительно расширена власть попечителей округов в отношении университетов. Ректор не избирался советом, а назначался министром народного просвещения, который отныне мог не считаться с мнением профессуры при назначении преподавателей и мог давать профессорам указания, делать напоминания и замечания 6 .
Компетенция университетского совета и факультетских собраний была в значительной степени ограничена. Деканы назначались попечителем, должность проректора упразднялась, уничтожался университетский суд. Экзамен окончившим курс студентам производился в особых государственных комиссиях, к испытаниям допускались только те студенты, которым было зачтено установленное число семестров. Плата за обучение в целом удвоилась.
Устав 1884 г. привнес собой в практику университетского образования ряд нововведений, не потерявших актуальность и сегодня: «экзаменационные требования», которые в известном смысле означали переход высшей школы на единые учебные планы и программы и введение государственного образовательного стандарта в современном значении этого словосочетания; восстановление фактически штатной доцентуры, отмена звания действительного студента и кандидата, повышение значимости практических занятий. Некоторые положения устава, хотя и не были реализованы, но были весьма привлекательны в академическом плане своей постановкой: предоставление студенту право выбора лектора, учебного плана, возможностью слушать лекции другого факультета.
Новый устав, хотя и ограничил пределы университетской автономии и академических свобод рамками единой государственности, но не отменял их вовсе. Сохранялась выборность ректоров и профессоров с некоторыми ограничениями практического характера.
Выше сказанное свидетельствует о том, что все происходящее в университетской жизни в 80-90 гг. XIX в., после принятия устава 1884 г., в большей мере соответствовало модернизации университетского строя, чем коренным реформам. Но проводимая модернизация имела ясно выраженную политическую подоплеку: изгнать из университетов антиправительственные настроения и оппозиционность, превратить профессорско-преподавательский состав в добросовестных и послушных чиновников от образования, а студентов в «благонадежных» и организованных учащихся.
В целом же анализ уставных текстов позволяет сделать вывод: во-первых, о достойном, если не центральном, месте студенчества (главного объекта и субъекта правоотношений) в системе университета и об энергичной динамике уставных норм, регулирующих его правоотношения; во-вторых, об исключительной роли государства в университетском строительстве; в-третьих, о неуклонном нарастании законотворческой активности и поступательном характере движения уставных норм. Прежде всего, материалы анализа свидетельствуют о быстром, по мере накопления практического опыта, нарастании самой нормативной массы, вместе с повышением качества юридической проработки норм.
В заключении, необходимо отменить, что в целом уровень университетского образования в России был достаточно высок, и в конце ХIХ – начале ХХ веков оно вполне соответствовало западноевропейскому образованию.


ГЛАВА III. СТУДЕНЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА


3.1 Социальный состав и мировоззрение

Социальный состав студенчества в России был намного демократичнее, чем, например, в Англии или Германии, где в университетах учились почти исключительно дети аристократии и буржуазии. Плата за обучение была невысокой, и было множество «стипендиатов».
Характерные особенности российского студенческого товарищества, даже братства, в сравнении с порядками, царящими в прославленных британских университетах, остро подметил А.И.Герцен, хорошо знакомый с постановкой университетского дела в России и за рубежом: «До 1848 г. устройство наших университетов было чисто демократическое. Двери их были открыты всякому, кто мог выдержать экзамен, и не был ни крепостным, ни крестьянином, ни уволенным своей общиной. Пестрая молодежь, пришедшая сверху и снизу, с юга и севера, быстро сплавилась в компактную массу товарищества. Общественные различия не имели у нас того оскорбительного влияния, которое мы встречаем в английских школах и казармах; об английских университетах я не говорю: они существуют исключительно для аристократии и для богатых. Студент, который бы вздумал у нас хвастаться белой костью или богатством, был бы отлучен от воды и огня, замучен товарищами» 7 .
В отличие от закрытых учебных заведений, в которых учились в основном дворяне, значительное число учащихся в университетах были людьми незнатными и небогатыми. Чтобы сводить концы с концами, студенты часто были вынуждены подрабатывать. Именно в XIX веке формируется привычный облик российского студента, снимающего дешевую комнату и зарабатывающего на жизнь частными уроками или переводами. Правда, социальный статус учащихся был достаточно высоким. Но бедность и бесприютность во все времена были спутниками российского студенчества.
Московские студенты в основной своей части еще с шестидесятых годов XIX столетия состояли из провинциальной бедноты, из разночинцев, не имевших ничего общего с обывателями,
В пореформенное время продолжался рост численности студентов университетов, и в 1880 г. их было уже более 8 тысяч. Менялся состав студенчества, стало больше студентов нуждавшихся в стипендиях, зарабатывавших на жизнь. Так, в Казанском университете в начале 70-х гг. всего 28% студентов могли существовать на свои средства, а в Одесском число нуждавшихся доходило до 80%. Для ряда категорий студентов вводились специальные стипендии. Так, в 1863 г. установили 150 стипендий для бывших студентов СПУ, которые учились в других университетах и приготовлялись к учительскому званию. Для студентов, занимавшихся славянской филологией, в 1862 г. были учреждены стипендии Кирилла и Мефодия. Их могли получать по 4 студента в Московском, Санкт - Петербургском, Казанском, Харьковском и Киевском университетах (240 руб. в год).
и т.д.................

    Начало XIX в. - время культурного и духовного подъема в России. Система образования первой половины XIX в. Дело народного просвещения в пореформенный период. Студенты шестидесятых годов и высшее образование. Распространение частных учебных заведений.

    Высшее образование в России при Александре I. Профессорско-педагогический состав, его культурный и научный уровень. Высшее образование во второй четверти XIX века. Общий устав императорских университетов. Образовательная система пореформенной России.

    Борьба за среднее и высшее женское образование в России была составной частью общественно – педагогического движения, развернувшегося с середины 18 века, когда впервые были созданы Cмольный институт благородных девиц и пансионы для девушек.

    Инициатива студентов-техников. Создание университета. Ученые и специалисты Одесского политехнического университета.

    Введение платы в высших учебных заведениях. Положение студентов-платников. Взимание платы за обучение. Стипендиаты. Обеспечение малоимущих. Жилищное положение стипендиатов. Персноальные стипендии. Девятая конференция профсоюзной секции студенчества.

    Политическая жизнь России на рубеже ХIХ-ХХ вв. Студенчество как социальная прослойка. Революционное движение в студенческой среде Петербурга. Организации и лидеры революционного студенческого движения в Санкт-Петербурге.

    Организация новых кафедр. Практика студентов. Развитие МГСУ-МИСИ.

    История образования в Украине тесно связана со всей историей украинского народа. Многовековое существование в состоянии раздробленности, под гнетом монголо-татарских орд, польских, литовских и венгерских феодалов оказало сильное влияние на развитие образования.

    Предпосылки к образованию университета в Италии. Политическая и интеллектуальная жизнь мира в эпоху античности. Начало XI столетия, клерикалы обнаружили нехватку мощных интеллектуалов и поспособствовали университетскому буму. Болонский университет.

    Рост числа средних общеобразовательных школ и их выпускников в 60-е годы. Выпуск специалистов со средним специальным и высшим образованием в 60-е годы.

    Cредняя школа в последние десятилетия Российской империи Успехи пореформенного развития среднего образования были несомненны. Если в 1856 г. насчитывалось всего 78 гимназий и реальных училищ, то к концу века – более 300, а к началу Первой мировой войны – около 700. Теперь средние...

    Условия работы школы в период войны. Основной контингент учащихся. Коррекция учебных программ. Изменения в составе педагогических кадров.

    Восстание декабристов в 1825 г. оказало огромное влияние на все стороны социальной жизни Российской империи, в том числе на образование. Новый император Николай 1 видел одну из причин революционных выступлений в несовершенстве образовательной системы.

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Тема: «Система образования в XVIII веке» ОГЛАВЛЕНИЕ: I. Введение II. Преобразования в системе образования Петром I III. Университет, гимназия, Академия наук

    Контроль за направлением лекционных курсов. Полоса внутренней реакции в России, свертывание реформ после войны 1812-1814 гг. Политика министерства народного просвещени по отношению к окраинным университетам состояла в сближении с русскими порядками.

    Доклад по истории ученицы 6 ”В” класса Тимошкиной Екатерины Краткая историческая справка. веке в Европе начали появляться первые в мире высшие школы - университеты. Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основан...

    Лекция по теме “ Зарождение высшей школы Российской империи” Тема 2: Зарождение высшей школы Российской империи. Лекция - 2 часа. Учебные вопросы:

    Сближение России с Западом. Первые реформы в области образования. Открытие Навигацкой школы. Особенности обучения в школах. Открытие медицинской школы в 1706 году. Библиотека и пресса при Петре I. Гимназии, университетские курсы и академия в России.

    Система образования русского государства в период самодержавия и в период выдающихся научных открытий (конец XIX–начало XX в.). Образование РСФСР в первое послеоктябрьское десятилетие, ликвидация неграмотности. Деятельность системы образования в СССР.

    Конец XIX - начало ХХ века ознаменовались появлением в западноевропейских университетах большого числа студентов из России. Это отрадное явление поначалу было с пониманием встречено европейской общественностью.