Влияние экстремальных ситуаций на человека. Психологические последствия экстремальных ситуаций Психологическое воздействие экстремальных ситуаций на человека

Введение

Выводы

Введение

Экстремальные ситуации и состояния которые возникают у людей из за их воздействие их поведение при это и их реакции изучали многие исследователи в течении долгих лет. Тензионные состояния (состояния напряжения) изучали Т.А. Немчин, Л.П. Гримак В.И. Лебедев. Эмоциональные состояния, возникающие в экстремальных ситуациях, исследовал А.О. Прохоров, А Кемпински и др.. Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. В то же время, несмотря на интенсивное изучение проблемы психических состояний, очень многое в ней остается неясным. По мнению Т.А. Немчина, «необходима успешная разработка этой проблемы потому, что пси-хические состояния существенно определяют характер деятельности человека». В словаре русского языка «экстремальный» (ая, ое) определяется как:
1. Достигший наивысшей точки, крайний, предельный. Например, экстремальная температура.
2. Выходящий из рамок обычного, чрезвычайный (по сложности, трудности, опасности и т.д.). Например, экстремальные условия (от француз-ского extreme).
Обобщая вышесказанное, перечислим характеристики понятия «экстре-мальный»: достигший наивысшей точки, крайний, чрезвычайный, предельный, очень большой по силе. Какие ситуации следует считать экстремальными? В работах, посвященных данному вопросу, нет единства взглядов. В одних случаях под экстремальными ситуациями понимаются такие обстоятельства, которые предъявляют человеку требования, выходящие за пределы диапазона его возможностей, обусловленных эволюционным процессом. Так, А.В. Коробков, подчеркивая, что критериями границ приспособительного диапазона являются те характеристики функций, которые сформировались в результате эволюционного развития органов и систем, обладающих этими функциями, не отмечает важной и чаще всего решающей роли фактора субъективного отражения индивидом объектив-ных параметров экстремальной ситуации. Индивидуальное отражение объективной реальности создает субъективную оценку ситуации и степени ее опасности. Украинские ученые М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко также указывают на важность субъективного восприятия экстремальной (в их тезаурусе сложной) ситуации: «Напряженная ситуация – это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Это тем более относится к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержание объективной деятельности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное – это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное – состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Общее, что характеризует напряженные ситуации, - это возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния». В самом общем плане экстремальная ситуация характеризуется как ситуация невозможности, т.е. как такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (моти-вов, стремлений, ценностей, интересов и т.д.). Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Эта работа как раз и посвящена поведению и реакциям человека в экстремальных ситуациях в частности социально-психологическому поведению человека в экстремальной ситуации

1. Экстремальная ситуация ее виды и характеристика

1.1 Понятие экстремальной ситуации

Экстремальная ситуация (лат. extremum - крайнее, предельное; situatio - положение) - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях. Философский смысл понятия этого понятии сопряжен с отражением экстремального развития событий и их познания во взаимосвязи с функциональной деятельностью субъекта. Понятие экстремальной ситуации отражает не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью людей, их существованием.

Экстремальные ситуации (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, кризисы, конфликты), являющиеся порой неизбежными реалиями жизнедеятельности людей, в том числе их профессионально осуществляемой деятельности, несмотря на разнообразный характер, имеют ряд общих сущностных характеристик:

1) внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальностям;

2) резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний; 3) насыщенность развивающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разрешения;

4) прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений Э.С., т.е. темпоральность изменений;

5) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний;

6) релевантность, переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам, критичности;

7) порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем);

8) насыщенность ситуации неопределенностью ряда изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны;

9) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования) и др.

Экстремальная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека.

Факторы, порождающие психиче-скую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное мобили-зующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие. Нас интересует ресурсное состояние в экстремальных ситуациях, поэтому рассмотрим положительные, мобилизующие изменения в эмоцио-нальной, познавательной и поведенческой сфере личности, вызываемые воз-действием таких ситуаций.

По мнению В.Г. Андросюк, к таким изменениям относятся:
- снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;
- понижение утомляемости, исчезновение или притупление чувства уста-лости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляет-ся неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;
- повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляют-ся волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;
- активизация деловых мотивов, чувств долга. У человека возникает дело-вое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;
- доминирование положительного эмоционального фона. Решение задачи сопровождается возникновением и поддержанием азарта, переживанием удо-вольствия и радости при каждом успешном действии. Наблюдается обострение чувства социальной справедливости;
- активизация познавательной деятельности. Человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется дина-мичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестан-дартных решений. Широко применяется интуиция.
- проявление интереса, энтузиазма.

В последние годы понятие эктсремальной ситуации обретает статус одной из унифицированных, генерализующих категорий в катастрофологии, конфликтологии, теории безопасности, теориях менеджмента по оптимизации управления, оперативному управлению и др.

1.2 Классификация экстремальных ситуаций

Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития

ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:

По степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;

По скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;

По масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;

По продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;

По характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.

По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:

– ЧС техногенного характера;

– ЧС природного происхождения;

– ЧС биолого-социального характера.

Типы техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы, аварии с выбросом аварийно-химических отравляющих веществ (АХОВ) и отравляющих веществ (ОВ), аварии и катастрофы с выбросом радиоактивных веществ (РВ) или сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), внезапное обрушение сооружений, аварии на электро- и энергетических системах (ЭЭС) или коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии.

Типы природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические, агрометеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары.

Типы биолого-социального характера: голод, терроризм, общественные беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия.

ЧС, связанные с изменением состояния литосферы – суши (почвы, недр, ландшафта); состава и свойств атмосферы (воздушной среды); состояния гидросферы (водной среды); состояния биосферы; инфекционные заболевания людей, животных и растений.

Для практических целей и установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них введена классификация ЧС:

– в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ЧС;

– людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности;

– размера материального ущерба, а также границы зоны распространения поражающих факторов ЧС.

Источник ЧС определяется как опасное природное явление, авария или техногенное происшествие, инфекционная болезнь людей, животных и растений, а также применение современных средств поражения (ССП), в результате чего может возникнуть ЧС.

Поражающий фактор источника ЧС определяется как составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или явлениями, которые определяются соответствующими параметрами

Зона ЧС определяется как территори или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧСили рас-пространения его последствий из других районов возникла ЧС.

Зона заражения – это территория, в предалах которой распространены опасные химические вещетва либо биологи-ческие (бактериологические) средства. РВ в количествах, представляющих опасность для людей, животных и растений и окружающей природной среды.

Очаг поражения – ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия ССП произошли массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды (ОПС).

Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по 5 основным параметрам:

– прямые потери вследствие ЧС;

– затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

– объем эвакуационных мероприятий и затраты на их проведение;

– затраты на ликвидацию ЧС;

– косвенные потери.

Так же существует и другая классификация экстремальных ситуаций их разделяют:

1. Природные катастрофы: землетрясения; цунами; наводнения; селевые потоки; сход ледника; тайфуны и др. Эпидемии. Препятствия непреодолимой силы и их последствия: разрушения водопроводов, резервуаров с пригодной для питья водой; разрушения канализационных систем; вероятность масштабных эпидемий и др. Влияние природных катастроф на психологические особенности поведения человека.

2. Техногенные катастрофы: взрывы газа; аварии на атомных станциях; авиа– и автокатастрофы и др. Препятствия непреодолимой силы и их влияние на психологию поведения человека.

3. Социальные катастрофы: военные действия; межэтнические конфликты; теракты; бандитские нападения; захват заложников и др. Влияние социальных катастроф на психологические особенности поведения человека.

4. Физическое и психическое насилие. Психологические последствия насилия.

5. Стигматизация как элемент психического и социального насилия. Психологические последствия стигматизации.

Кроме конкретно экстремальных ситуаций в жизни человека происходят события которые не можно назвать экстремальными но все же они являються травмирующими для психи человека другими словами критические ситуации. Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Конкретная критическая ситуация не застывшее образование, она имеет сложную внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций невозможности взаимовлияют друг на друга через внутренние состояния, внешнее поведение и его объективные следствия. Скажем, затруднения при попытке достичь некоторой цели в силу продолжительного неудовлетворения потребности могут вызвать нарастание стресса, которое, в свою очередь, отрицательно скажется на осуществляемой деятельности и приведет к фрустрации; далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные фрустрацией, могут вступить в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт вновь вызовет увеличение стресса и т.д. Основная проблематичность критической ситуации может при этом смещаться из одного "измерения" в другое. Кроме того, с момента возникновения критической ситуации начинается психологическая борьба с нею процессов переживания, и общая картина динамики критической ситуации еще более осложняется этими процессами, которые могут, оказавшись выгодными в одном измерении, только ухудшить положение в другом. Остается подчеркнуть практическою важность установленных понятийных различений. Они способствуют более точному описанию характера критической ситуации, в которой оказался человек, а от этого во многом зависит правильный выбор стратегии психологической помощи ему. События, подразумевающие важные перемены или переходные периоды в разных аспектах человеческой жизни. В классификацию включены такие события, как потеря супруга, развод, выход на пенсию и т. д. Из-за прямой связи со значительными переменами в жизненном укладе они часто называются «критическими событиями». Однако общая классификация не учитывает тонкостей индивидуального подхода. Следует заметить, что жизненными событиями могут быть и те события, которые не произошли - например, если человека не повысили по службе или он не поступил в институт. Психологи, поддерживающие модель «жизненных событий», рассматривают перемены, происходящие в зрелом и пожилом возрасте, как результат критических событий, которые мы переживаем, и наших попыток приспособиться к этим событиям. В ранних моделях жизненные события рассматривались как источник патологии и стрессовых факторов в жизни человека. При проверке по «шкале социальной реадаптации» Холмса и Райха респонденты указывают наиболее важные события, которые они пережили за последние двенадцать месяцев. Каждое событие оценивается но степени его потенциального стресса для личности. В качестве основных ориентиров, бракосочетание оценивается в 50 баллов, а смерть супруга - по высшей отметке в 100 баллов. Жизненные события действительно вызывают первоначальную реакцию потрясения и недоверия (как вы воспримете новость о том, что выиграли 20 миллионов в национальной лотерее?) Но затем человек получает возможность вступить в новый период жизни, накапливая позитивный и конструктивный опыт о своем переживании. Жизненное событие необходимо сделать составной частью бытия, не позволяя ему доминировать над повседневными делами.

2.Человек в экстремальных ситуациях его реакции и поведение

2.1 Основные психические реакции участников экстремальных ситуаций

К основным реакциям людей попавших в экстремальную ситуацию относяться:

Непатологические невротические реакции с преобладанием
эмоциональной напряженности;

Гипомимические реакцки;

Сохранение адекватной самооценки и способности к целенап­
равленной деятельности;

Постепенное ослабление аффективно-шоковых состояний и
уменьшение глубины их проявлений;

Неадекватный характер поведения пострадавших;

Малоцелесообразные двигательные действия;

Состояние онемения;

Проявления фобических неврозов, например, страха замкнутых
помещений (пострадавшие отказываются входить в машину, в палатку).

В период эвакуация пострадавших в безопасные районы также могут возникнуть некоторые травмирующие факторы:

Изменение жизненного стереотипа;

Страх за состояние своего здоровья и здоровья близких;
-переживание утраты близких, разобщения семей, материальных

Основные психические реакции участников:

Психоэмоцинальное напряжение, сменяющееся астено-депрес-
сивным состоянием;

Заострение характерологических черт;

Фобические неврозы;

Невротическое развитие личности;

-«соматизация» невротических состояний;

Психопатизация личности;

Появление соматогенных психических нарушений;

Затяжные реактивные психозы с депрессивным, паранойяльным
синдромом.

Люди, спасшиеся в экстремальной ситуации, долгое время испытываютте или иные патологические изменения в психической сфере (посттравматический синдром). Среди психопатологических изменений после травм у людей чаще всего встречаются следующие.

Нарушения памяти ц концентрации восприятия. Пострадавшие ис-~ пытывают трудности, когда необходимо сосредоточиться или что-то вспомнить.

Непрошенные воспоминания. В памяти пострадавшего внезапно всплывают жуткие сцены, связанные с психотравматической ситуаци­ей. Наяву эти воспоминания возникают в тех случаях, когда окружа­ющая обстановка чем-то напоминает случившееся «в то время», т.е. во время психотравмирующего события. Этими сигналами могут быть запахи, зрелища, звуки, которые как будто бы пришли «оттуда».

Непрошенные травмирующие воспоминания сопровождаются сильным чувством тревоги и страха.

Кошмарные сны. Сны такого рода бывают обычно двух типов:

одни с точностью видеозаписи передают
травмирующее событие так, как оно запечатлелось в памяти пережившего его

Г - другие лишь отчасти напоминают травмирующее событие. 1 Человек пробуждается от такого сновидения совершенно разбитым, с Не пряженными мышцами, в обильном поту.

Галлюцинаторные переживания. Особая разновидность непрошен­ных воспоминаний о травмирующих событиях, когда случившееся выступает настолько ярко, что события текущего момента как бы отходят на периферию сознания и кажутся менее реальными, чем воспоминания.

В этом отрешенном состоянии человек ведет себя так, словно снова переживает прошлое травмирующее событие: действует, думает, чувствует как в тот момент, когда ему пришлось спасать свою жизнь.

Бессонница. Трудности с засыпанием и прерывистый сон. Счита­ется, что человек сам невольно противится засыпанию, когда его посещают галлюцинации. Он боится заснуть, чтобы снова не увидеть жуткий сон. Бессонница может быть вызвана и очень высоким уровнем тревожности, неспособностью человека расслабиться, а также непреходящим чувством физической или душевной боли.

«Вина выжившего». Чувство вины возникает из-за того, что пострадавший выжил в экстремальной ситуации, стоившей жизни другим, особенно родным или близким родственникам, исключи­тельно значимым для него друзьям. Считается, что это состояние характерно для тех, кто больше страдает «эмоциональной глухотой», т.е. неспособностью переживать радость, любовь, сострадание после

травмирующего события. Сильное чувство вины провоцирует приступы аутоагрессивного поведения.

В экстремальные ситуации оказываются вовлеченными разные со­циальные группы - собственно жертвы ситуаций и их спасатели. У каждой из этих групп в чем-то похожие, а в чем-то и различные личностно ориентированные формы поведения.

2.2 Поведения человека в чрезвычайных ситуациях

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх - это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека. Страх вызывает у человека неприятные ощущения - это негативное действие страха, но страх - это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком - это остаться живым, продлить свое существование. Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий - это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т. е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т. д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.

2.3.Групповое поведение людей в экстремальных ситуациях

Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка. Групповое поведение людей связано с одним и тем же внешним событием и зависит от таких эмоциональных факторов, которые связаны с групповым умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций. Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории.

Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.

Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв. Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2 % от числа всей группы. В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением “стадного инстинкта”. Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно. Громкоговорящее оповещение населения (громкоговорители на улицах, в помещениях) позволяет обеспечить безопасность поступков лиц, находящихся в кризисной (катастрофической) ситуации. Сообщается об опасности пользования лифтом (остановка и невозможность его покинуть) и даются указания о действиях по защите и выходу из опасной зоны и т. д.

2.4 Социальные формы поведения в экстремальной ситуации

Существуют две основные формы социального поведения в экстре­мальных ситуациях: социальная активность (тип А) и выраженная социальная пассивность (тип Б).

Поведение типа А - специфический стиль поведения, который характеризуется агрессивностью, нетерпением, чрезмерной вов­леченностью в работу, стремлением к достижениям, соперничеству, преувеличенным чувством: недостатка времени, торопливой речью, напряженностью мышц лица и тела.

Основная черта поведения этого типа - стремление достигнуть как можно большего за минимальный промежуток времени, преодолевая любое сопротивление окружающих.

Существует мнение, чтолица с поведением типа А склонны сами создавать себе определенный стиль жизни с повышенной вероятностью возникновения стрессов. Однако поведение типа А часто проявляется вне связи с ситуацией, его вызывающей (т.е. ситуационная специфичность поведениятипа А отсутствует).

У поведения типа А есть много общего с работоголизмом - типом поведения, характеризующимся стремлением к постоянному успеху и одобрению со стороны окружающих. Такой тип поведения сопровож­дается личностными изменениями, затрагивающими прежде всего эмо­ционально-волевую сферу. Во время психокоррекционных занятий людей с поведением типа А обучают приемам снижения чрезмерной эмоциональной напряженности, адекватному решению конфликтов и планированию своей деятельности.

Поведение типа Б - специфический стиль поведения, который характеризуется расслабленностью, спокойствием, умеренной вовле­ченностью в работу при чередовании работы и отдыха, напряжения и релаксации, отсутствием непрерывной эмоциональной нап­ряженности, уравновешенностью.

Поведение типа Б, ь противоположность поведению типа А, можно
считать поведением гармонической личности. У людей с поведением типа Б не отмечается снижения активности и в социальном плане.

3. Методы профилактики нежелательной реакций в экстремальной ситуации

1. Основу профилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники).

2. Профотбор лиц для работы на опасных видах труда и особенно руководителей производственных коллективов (существуют личности с повышенным уровнем риска). Накопленный опыт изучения катастрофических ситуаций позволяет утверждать положение о наличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию несчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.

3. Обучение проблемам обеспечения безопасности и воспитательная работа по формированию в сознании людей осторожности, предупреждению и разумному поведению в аварийных и чрезвычайных ситуациях. Человек, работающий на опасных производствах должен:

Знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность не только за возникновение несчастных случаев, но и за характер своих действий при руководстве массами при пожарах и других ЧС;

Иметь психологическую готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар или другие явления - это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей;

Знать графики работы смен и схемы действий в критических ситуациях;

Участвовать не только в деловых играх, но и в аварийных играх, что способствует познанию проблемы и формированию автоматизма действий в ЧС.

4. Основной задачей в ЧС и во время катастрофы является сохранение спокойствия людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и понимать, что народ в условиях давки гибнет.

5. Руководство массой людей составляет основу профилактики паники. Паническая реакция - это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват “руководства” действиями людей лицами, находящимися в состоянии страха и действующими бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крики) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически без оценки сложившейся ситуации. В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия безопасной и объективной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и защиты своей жизни.

6. Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. “Действие спасает от страха. Оно спасает и от страха, и от слабостей, даже от холода и болезней” (Антуан де Сент-Экзюпери). Так, солдаты, привлеченные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха в отличие от ничем не занятых людей (Ленинакан).

7. В острой ситуации или угрожающей обстановке необходимо убирать (фиксировать) людей, способных индуцировать страх и вовлечь людей в опасную деятельность. Их влияние на окружающих должно быть приостановлено, так как может произойти индукция (передача) их действий массе людей.

8. В структуре руководства массой людей большую роль играет система оповещения: громкоговорящее оповещение, световые и звуковые сигналы, указатели выходов, направления движения и другие средства.

Итак, Экстремальная ситуация (лат. extremum - крайнее, предельное; situatio - положение) - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностю, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях. Поведение и реакции человека в экстремальной ситуации необыкновенно сложны и требуют изучения но в то же время полученные ученными данные позволяют психологам практикам помочь человеку пережившему экстремальную ситуацию а так же предугадать возможное его поведение в экстремальной ситуации и понизить возможный урон для психи который может возникнуть при переживании экстремальной ситуации.

Список использованных источников

1. Лебедев В. Личность в экстремальных условиях

2. Александровский Ю. и др. Психогении в экстремальных ситуациях

3. Малкина – Пых «Экстремальные ситуации»

4. Петров Н.Н. « Человек в чрезвычайных ситуациях»

5. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Сост.: Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева

Экстремальный характер деятельности сотрудников ОВД способствуют возникновению стрессов, увеличению страхов, снижению самооценки и уверенности в себе.

Реакция сотрудника ОВД на экстремальность ситуации может развиваться в двух направлениях: он либо владеет ситуацией и поступает сознательно, либо обстановка овладевает им, и тогда он начинает действовать импульсивно.

Основные психологические реакции человека в экстремальных условиях могут быть положительными и отрицательными.

Положительные Отрицательные
Мобилизация психологических возможностей Проявление беспокойства, неуверенности, тревоги
Активизация деловых мотивов, долга, ответственности Обострение чувств самосохранения
Возникновение делового возбуждения Появление страха, боязнь за дело и за себя
Возникновение азарта, радости или ненависти Проявление растерянности (фрустрация, оцепенение, ступор)
Активизация и оптимизация познавательной деятельности Непонимание происходящего, дезорганизация познавательной деятельности
Актуализация творческих возможностей Разрушение отработанных навыков, появление ошибок в работе
Повышение готовности к решительным и смелым действиям Недостаточная мобилизованность, проявление несообразности в действиях
Повышение выносливости, неприхотливости Утрата самоконтроля, панические действия
Понижение порогов ощущений, ускорение реакций Появление чувства слабости, усталости, крайней изнуренности
Понижение утомляемости, исчезновение чувства усталости Острые психозы

Длительное переживание эмоций, чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути.

К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение сотрудников ОВД, следует отнести: состояния тревоги (тревожность), страха, стресса.

Состояние тревоги - особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. «Мягкие» формы тревожности служат сотруднику сигналом к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах. Если же тревожность возникает у сотрудника неадекватно ситуации и объектам, ее вызывающим, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление служебной деятельности.



Эмоциональные реакции на опасность в состоянии тревоги могут сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сердцебиение, усиленное потовыделение, удушье, частые побуждения к мочеиспусканию, понос, рвота, в психологической сфере – чувство нетерпения и т.п. Все эти ощущения могут быть настолько интенсивными, что сильная тревога (равно как и страх) может завершиться сердечным приступом либо даже летальным исходом.

В этой связи интересно отметить, что еще 3. Фрейд с позиций психоанализа рассматривал состояние тревожности как «готовность к страху», как «страх ожидания», «боязливое ожидание». Он называл тревожность «невротическим страхом» (в отличие от «реального страха»).

Состояние страха. Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие факторы: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней.

Одной из распространенных причин, вызывающих у человека страх, является также физическая боль и прогнозируемые в связи с ней негативные последствия для его жизни, здоровья. Боль может вызывать физические страдания, которые в еще большей степени усугубляются страхом. Боль, страдания, страх создают, таким образом, определенный устойчивый эмоциональный симптомокомплекс. Именно эти факторы сопровождают и экстремальные ситуации.

Внешними, поведенческими проявлениями, своего рода индикаторами сильного страха являются: испуганное выражение лица (широко открытые глаза, приподнятые брови, сдвинутые внутренние углы бровей, горизонтальные морщины на лбу, открытый, эллиптической формы рот, напряженные губы). Субъективные переживания страха выражаются в расстройстве психических познавательных процессов, воспоминания о пережитом становятся фрагментарными, отрывочными; сознание носит суженный характер, в результате чего пострадавшие испытывают растерянность, ощущают оглушенность, не понимают до конца, что происходит. У них учащается дыхание, сердцебиение. Некоторые люди в состоянии сильного страха ощущают тошноту, головокружение, частые позывы к мочеиспусканию, теряют сознание.



Фрустрация. Среди других эмоционально насыщенных состояний, представляющих профессиональный интерес для сотрудников ОВД, является фрустрация.

Фрустрация (от лат. frustratio-обман, тщетное ожидание) - эмоциональное состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желаний.

Конструктивное воздействие фрустрации на человека проявляется в интенсификации усилий на пути достижения поставленной цели. Вместе с тем не всегда интенсификация усилий завершается успехом и сотрудник ОВД, находясь в состоянии фрустрации, вынужден менять тактику своего поведения. Если интенсификация усилий, замена средств достижения поставленной цели и даже замена самой цели не приводят к успеху и состояние фрустрации остается, субъект должен будет переоценить ситуацию и произвести выбор между возможными альтернативами, обеспечивающий ему адаптацию к новой ситуации с последующим выходом из состояния фрустрации.

Деструктивное воздействие фрустрации проявляется: в нарушениях тонкой координации усилий, направленных на достижение цели; в когнитивной ограниченности, из-за которой субъект не видит альтернативных путей или какой-либо другой подходящей цели; в эмоциональном возбуждении, аффективно окрашенных агрессивных действиях с частичной утратой контроля над собой и ситуацией.

Типичными эмоциональными реакциями на действие фрустраторов являются: агрессия и депрессия, которые могут перерасти в аутоагрессию с попытками самоубийства, причинения себе боли, увечий.

Известно, что реакции агрессивного характера, связанные с фрустрацией, чаще наблюдаются у людей, несдержанных в проявлении эмоций, грубых в обращении с окружающими, психопатизированных. Депрессивные реакции при фрустрации более распространены у лиц невротического склада, неуверенных в себе, тревожно-мнительных по складу своего характера.

Длительное состояние эмоциональной напряженности, фрустрация могут приводить к эмоциональным срывам, одним из которых является аффект.

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть)– это сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных и неожиданно возникших ситуаций. Чем более развиты волевые качества, тем меньше поддается человек аффекту. Поэтому психологическая устойчивость является одной из основных профессионально необходимых характеристик сотрудника ОВД.

К индивидуально-психологическим особенностям личности субъекта, предрасполагающим к аффекту, относятся: значительное преобладание у него процессов возбуждения над процессами торможения, эмоциональная неустойчивость, повышенные чувствительность (сензитивность), ранимость, обидчивость, склонность к застреванию на психотравмирующих фактах, высокая, но неустойчивая самооценка.

Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных состояний, является стресс . Этот термин объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, опасной ситуацией и т.д.

Наиболее точным можно признать определение стресса как неспецифиче­ского физиологического и психологического проявления адаптационной актив­ности при сильных, экстремальных для организма воздействиях.

Стресс – эмоциональное состояние, возникающее в трудной для человека ситуации. Он вызывается обстановкой опасности, потерей близких людей, непривычными условиями, возрастанием ответственности, большими умственными или волевыми нагрузками, необходимостью преодолеть переутомление, крайнее напряжение сил.

Факторы, которые оказывают на человека сильное психологическое давление, и усложняет функционирование психики, называются стрессорами .

Стресс - это нормальная реакция здорового организма. Фактически стресс можно рассматривать как некий принцип работы нашего организма, позволяющий нам выжить в изменяющихся условиях окружающей среды и быть успешными в своей деятельности.

Возникая, стресс первоначально до известных пределов мобилизует внутренние резервы психики, за счёт этого, особенно на первых порах, обычно улучшаются показатели выполнения субъектом не только простых, но и более сложных для него задач. Именно в этом проявляется мобилизующий эффект стресса.

Однако, при длительном воздействии неблагоприятных стресс может оказать разрушительное, дезорганизующее влияние на психику, нередко приводящее к расстройству её деятельности, вплоть до полного срыва. С этой точки зрения можно говорить о деструктивном воздействии стресса на психику, сознание, общее самочувствие человека.

Серьезное влияние на возникновение и развитие стресса оказывают индивидуальные различия, психофизиологические особенности человека, имеющийся у него запас устойчивости и приспособляемости к воздействующим раздражителям, адаптационные резервы психики, т.е. в конечном итоге - порог его индивидуальной стрессоустойчивости, или, как еще говорят специалисты, уровень толерантности к стрессу.

Каждый человек имеет свой «порог чувствительности к стрессу» - тот уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс), а также «критический порог истощения», когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс).

Известно, что один и тот же стрессогенный стимул либо вызывает, либо не вызывает развитие стрессовой реакции в зависимости от отношения человека к этому психологическому стимулу. Не само по себе воздейст­вие является причиной последующей реакции организма, а отно­шение к этому воздействию, его оценка, причем негативная. Вредоносный стимул, если он не призна­ется таковым личностью, не является стрессором. Не внешние, а внутренние психологические условия и процессы являются определяющими для характера ответного реагирования организма.

Специфика состояний психической напряженности человека зависит от личностного смысла, целей его деятельности, доминирующих мотивов, оценки ситуации, эмоционального фона. Весьма интенсивная деятельность, требующая принятия разных решений в условиях необходимости, переработки больших массивов информации при определенном дефиците времени, то есть объектив­но стрессовая ситуация (типичная для психологического стресса) не приведет к развитию последствий, характерных для стресса, если личность находится в зо­не эмоционального комфорта и объективное содержание деятельности совпада­ет с ее субъективным содержанием. Однако любая конфликтная ситуация, не­соответствие целей и мотивов, субъективное рассогласование, порождающее эмоциональный дискомфорт, вносят в психическую напряженность тот эле­мент, который и порождает состояние психологического стресса со всеми его последствиями.

Наибольшую опасность вызывают не сильные и короткие стрессы, а длительные, хотя и не столь сильные. Кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его, после чего все показатели организма возвращаются в норму, а слабый, но длительный стресс вызывает истощение защитных сил, и в первую очередь его иммунной системы. Ежедневные мелкие конфликты и повседневные неприятности (связанные с разгневанным начальником, непослушными детьми, шумным соседом, длинной очередью к врачу или упреками супруга) гораздо пагубнее отражаются на здоровье, чем сильный, но однократный стресс, вызванный куда более значимой причиной.

Психологическими признаками стресса в профессиональной деятельности сотрудников ОВД являются:

1. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность.

2. Циничный, неуместный юмор или потеря чувства юмора.

3. Уменьшение чувства уверенности в себе, частые ошибки в работе.

4. Работа не доставляет прежней радости, сроки выполнения работы часто нарушаются.

5. Слишком часто возникает чувство усталости.

6. Ухудшается память, мысли часто улетучиваются.

7. Повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться на чем-либо.

8. Раздражительность, приступы гнева, увеличение конфликтных ситуаций.

9. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

10. Пристрастие к алкогольным напиткам.

11. Снижение иммунитета, частые недомогания.

12. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

13. Повышение или понижение артериального давления, учащенный или неритмичный пульс.

14. Постоянное ощущение недоедания, потеря аппетита или переедание.

15. Нарушение процессов пищеварения.

16. Нарушение свободы дыхания, дрожь в руках, судороги.

17. Нарушение сна.

18. Преобладание негативных мыслей, ощущение постоянной тоски, депрессия.

19. Чувство отчужденности, одиночества, потеря интереса к жизни.

Крайней мерой для разрешения стрессовой ситуации может стать попытка суицида. В каждом из трех случаев гибели сотрудников в ОВД два - это самоубийство. Ежегодно из-за самоубийств ОВД теряют от 200 до 400 сотрудников.

Суицидальное поведение, как правило, сопровождается депрессией (чувство неполноценности, бесполезности; хроническая усталость, замедленные движения и речь; бессонница или повышенная сонливость; снижение полового влечения).

Сотрудники ОВД совершают суицид преимущественно в случаях, когда не видят возможности для решения своих проблем, если попытки справиться с проблемами завершились неудачно, а также при резком обострении чувства безнадежности.

Актуальность психологической подготовки военнослужащих подтверждает анализ современных войн и военных конфликтов, указывающий на тенденцию к возрастанию требований к психологической подготовке военнослужащих.

При равном соотношении сил и средств, одинаковой технической оснащенности войск рассчитывать на успех может только та армия, личный состав которой в морально-психологическом отношении превосходит противника, способна сохранять психологическую устойчивость и волю к победе в любой обстановке .

Ни для кого не секрет, что в профессиональную деятельность военнослужащих входят различные психогенные факторы: утомление, психическая напряженность, тревожность, неожиданность предстоящих действий. Успешность выполнения поставленной задачи будет зависеть в первую очередь от того, насколько успешно военнослужащие будут справляться с воздействием перечисленных негативным факторов.

Что же скрывается под понятием психологическая подготовка военнослужащих? По определению Караяни, психологическая подготовка – это система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление у воинов психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях боевой обстановки .

Основными задачами психологической подготовки военнослужащих для действий в экстремальных ситуациях, являются: формирование у воинов научно- обоснованных знаний о боевых действиях, представлений о будущей войне, навыков поведения в боевой обстановке, готовности к подвигу, совершению самоотверженных поступков во имя победы над врагом:

Военные специалисты, анализируя боевые действия вооруженных сил Великобритании на Фолклендских островах, советских войск в Афганистане, США во Вьетнаме, Афганистане и в Персидском заливе, твердо убедились в необходимости целенаправленной закалки психики солдат и офицеров в обстановке, максимально приближенной к боевой, поэтомупсихологическая подготовка личного состава в процессе повседневной боевой учебы осуществляется посредством отработки на каждом занятии определенных элементов психологической закалки воинов.

Военный психолог А.Маклаков отмечает, что эффективность проводимой в войсках психологической работы будет во многом зависеть от того, насколько пунктуально будут соблюдаться принципы психологического моделирования противоборства с противником; профессионально-тактической обусловленности, содержания психологической подготовки, решаемым задачам в различных видах Вооруженных Сил и родах войск, обеспечения безопасности действий в ходе выполнения упражнений и тренировок. Кроме того, очень важно соблюдать психологическое соответствие учебных и боевых задач, создавать учебно-боевые ситуации, моделирующие адекватность психических состояний в бою. .

В процессе повседневной боевой учебы психологическая подготовка личного состава осуществляется посредством отработки на каждом занятии определенных элементов психологической закалки воинов. Передовой опыт показывает, что психологическая модель современного боя создается путем использования различных средств:

1. Средств имитации: учебные ВВ, имитаторы ядерного взрыва, учебные рецептуры ОВ, имитационные гранаты и фугасы, взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные ракеты огнесмеси, холостые патроны.

2. Трансляции записей шумовых эффектов боя: выстрелы танков, орудий, разрывы снарядов, мин, звуков низколетящих самолетов.

3. Создание пожаров, макетов поврежденной техники, всевозможных инженерных заграждений и препятствий: имитационные минные поля, проволочные и мало заметные ограждения, рвы, ловушки, завалы, баррикады, разрушенные участки дорог и мостов.

4. Организация реального противодействия противника: подготовленная группа личного состава, двухсторонняя игра силами двух взводов и др.

Осуществляя различные композиции вышеперечисленных средств, в зависимости от решаемых задач, вида вооружения и рода войск, психолог, совместно с офицерами органов боевой подготовки, командирами и штабами может осознанно вводить в процесс учебно-боевой деятельности различные психологические факторы, способные вызывать как позитивную активность воина, так и отрицательные психические явления.

Экстремальные ситуации сопровождаются воздействием на военнослужащих рядам факторов: так создание угрозы для жизни сопровождается действием фактора опасности, реальное огневое воздействие – фактором внезапности, дефицит информации – фактором неопределенности, осуществление незапланированных действий – новизной обстановки. Умелое продуманное введение в учебный процесс указанных факторов позволяет реально смоделировать отдельные элементы современного боя, а следовательно и решать задачи психологической подготовки.

При воспитании психологической устойчивости перед факторами, вызванными экстремальной ситуацией, главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для военнослужащего стали привычными. Чтобы неожиданность стала правилом, сюрприз – закономерностью, а внезапное изменение ситуации – обычным делом .

Систематическое упражнение приводят к автоматизации определенных способов действий, т.е. к формированию навыков. Навык относится к приемам и способам выполнения действий. Он обеспечивает воину возможность высокоэффективно и качественно проявлять усвоенные знания и реализовывать умения на практике. Навык, по мнению бихевиористов, – это система реакций, приобретенных на основе немногочисленных врожденных простых реакций., основной путь формирования навыков у человека в определенной сфере деятельности – это, по их утверждению воспитание, образование .

Формированию навыков поведения в условиях боя достигается систематическими упражнениями в применении знаний и умений, которые приводят к автоматизации определенных способов действий. Навык относится к приемам и способам выполнения действий. Он обеспечивает возможность высокоэффективно и качественно проявлять усвоенные знания и реализовывать умения на практике. По мнению кандидата психологических наук В.Хозиева – опытного специалиста в области психологического обеспечения боевой подготовки воинов к профессиональной деятельности, навык заключается в том, что сознание воина освобождается от необходимости контролировать технические компоненты деятельности в условиях воздействия на психику воина различных стрессовых факторов, позволяя сосредоточиваться на задачах, целях и условиях задания .

В ходе многократного повторения упражнений в постоянно усложняющихся условиях контроль военнослужащего над своими психическими состояниями и действиями улучшается.

Постепенно формируется психологический механизм устойчивого подавления неуверенности и страха. С улучшением эмоционально-волевого контроля у личного состава возрастает уверенность в своих способностях преодолевать трудности и достигать поставленной цели .

Уверенность в себе, своем оружии, командирах и товарищах помогает точнее оценивать боевую ситуацию, эффективнее использовать на практике свои знания, навыки и умения. Если военнослужащий владеет такими навыками – это свидетельствует о психологической подготовленности к выполнению боевой задачи в любой ситуации.

Выработка у военнослужащих определенных навыков является важным инструментов противодействия экстремальной ситуации. Навык позволяет частично автоматизировать выполнение и регуляциию целесообразных движений и действий, освобождает, как уже было сказано выше, сознание человека от контроля за «черновой работой», позволяя сосредоточиться на главном. Так, при стрельбе из орудия сознание наводчика концентрируется на цели, а действия по наведению орудия на цель осуществляются автоматически. Этим обеспечивается устойчивость действий в неблагоприятной обстановке, их экономичность и рациональность, ведь только лишь одно знание того, как поступить в экстремальной ситуации и уверенность в том что действия верны, помогают уменьшить стресогенное воздействие экстремальной ситуации на личность.

Нельзя не согласиться с немецким военным психологом Шоенау, который утверждал, что человек является живущим и реагирующим на раздражения организмом. Раздражения, влияющие на поведение, характер и личность человека, поступают от ландшафта, климата и среды. Человек приспосабливается к среде, руководствуясь инстинктом самосохранения, и задача психологической подготовки заключается в том, чтобы как можно лучше приспособить военнослужащего к всевозможным раздражителям, действующих на психику воина во время боевого задания.

I. Общая характеристика экстремальных ситуаций.

Весь характер профессиональной деятельности сотрудников ОВД включает в себя постоянное негативное воздействие стресс-факторов (ненормированный рабочий день, постоянный контакт с правонарушителями, необходимость полной отдачи психических и физических сил при выполнении служебных обязанностей) , что приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности сотрудников ОВД в повседневных ситуациях профессиональной деятельности.

Экстремальные ситуации достаточно часты. В них гибнут тысячи людей, и еще большее число получает различные травмы. Они наносят огромный мате­риальный ущерб. Экстремальные ситуации возникают в жизни практически каждого человека. Они сопряжены с переживаниями и напряжениями, чреваты тяжелыми последствиями в жизни. Они возникают, как правило, вне­запно и развиваются в опасном для человека направлении стремительно, зачас­тую помимо его воли застают врасплох.

Экстремальными называются ситуации, которые ставят перед челове­ком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к пол­ному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности.

Особую значимость для общества имеют экстремальные ситуации, связан­ные с преступлениями и преступной деятельностью. В год в нашей стране совершается несколько миллионов преступлений; из них десятки тысяч убийств, умышленных причинений вреда здоровью граждан и изнасилований, грабежей и разбоев, более одного миллиона краж, 200 тысяч хулиганств и мошенничеств и др. Получили распространение такие новые виды преступлений как коррупция, заказные убийства, похищение людей с целью получения выкупа и возродившаяся в некоторых регионах средневековая рабо­торговля, терроризм, фальшивомонетничество, захват заложников, нападение на охраняемые объекты с целью захвата оружия и ценностей.

Необходимо отметить, что оперативно-служебная деятельность сотрудни­ков ОВД в экстремальных условиях характеризуется повышенной моральной, психологической и физической нагрузкой. В большинстве случаев такая деятельность протекает в режиме высокого психологического напряжения. Служеб­ные задачи выполняются личным составом непрерывно, в любых условиях. В ночное время оперативная обстановка вызывает ряд дополнительных трудностей в деятельности сотрудников ОВД, отрицательно воздействуя на их психику.

Оперативно-служебные задачи зачастую выполняются в отрыве от мест постоянной дислокации. Сотрудники ОВД нередко находятся в условиях огра­ниченной подвижности, монотонности и однообразия впечатлений от окру­жающей местности, охраняемых объектов. Недостаток ощущений и восприятий действует на них угнетающе, в результате чего снижается работоспособность, ухудшается память, внимание, снижается психологическая готовность к дея­тельности в экстремальных условиях.

Ритмы жизнедеятельности в этот период нарушаются, они определяются не естественными потребностями, а нуждами службы. Санитарно-гигиенические ус­ловия, организация быта, питания, также значительно отличаются от привычных.

У сотрудников ОВД происходит изменение ряда привычных способов удовлетворения потребностей досуга и общения, ограничены возможности психологической компенсации негативных условий деятельности.

Важнейшими факторами, оказывающими влияние на деятельность сотрудни­ков ОВД при выполнении задач боевой службы в районах чрезвычайного поло­жения, в условиях вооруженных конфликтов, являются наличие контактов с пра­вонарушителями, противоречивое отношение местного населения к сотрудникам, необходимость действовать против враждебно настроенной части граждан своего же государства. Все это вызывает естественное внутреннее психологическое противоречие, нравственный конфликт с собственными убеждениями. Этот процесс, как правило, сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями.

Сотрудникам ОВД приходится участвовать в таких действиях, как проведе­ние «зачисток» для выявления вооруженных боевиков в населенных пунктах и вне их, проверка паспортного режима и изъятие оружия у населения, деблокиро­вание войсковых и милицейских нарядов, окруженных вооруженными бандита­ми, несение службы на контрольно-пропускных пунктах, участие в разведыва­тельно-поисковых мероприятиях в населенных пунктах, на местности и др.

В подобных условиях от сотрудников ОВД требуется умение обнаружи­вать и фиксировать следы преступлений, совершенных бандитами, сохранять способность к реагированию на возможность действий бандитов с использова­нием подземных коммуникаций, снайперских гнезд и т. п.

Служебная деятельность в таких условиях требует от сотрудников ОВД обеспечения предельной собранности, мобилизованности, бдительности, ак­тивной работы мысли, уверенности в успехе, состояния эмоциональной уравновешенности. Чем слабее профессиональная подготовка, чем больше воздейст­вие стрессогенных факторов на людей, тем больше внимания следует уделять психологической готовности сотрудников ОВД к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях. Необходимо преодолевать как недооценку, так и переоценку сил и возможностей противоборствующей стороны, поэтому недопустимо расслабляться, пока не будет полной уверенности в безопасности. Нужны разумная осторожность, осмотрительность, умение разгадывать действия противника, умение превосходить его в решении профессиональ­ных задач, чему и нужно постоянно учить сотрудников ОВД.

Изучение деятельности подразделений ОВД в сложной, опасной для жизни обстановке позволяет сделать вывод о том, что сотрудник чувствует себя уве­ренно, если возможная ситуация ему знакома по предыдущему опыту или уче­бе, если он обладает достаточно полными сведениями о том, что происходит, где находятся его боевые товарищи и что делают соседние подразделения. Пси­хологическое значение такой информированности огромно, особенно при дей­ствиях ночью, в населенных пунктах, в горных условиях. Нехватка сведений, неадекватное их восприятие ведут к непониманию обстановки, а это - дополни­тельный источник грубых ошибок в деятельности командиров и их подчинен­ных (стрельба по своим, возникновение паники).

Подводя итоги, можно привести основные психологические факторы, влияющие на деятельность сотрудников ОВД при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных условиях.

1. Фактор опасности . Под опасностью следует понимать осознаваемую угрозу жизни, здоровью или благополучию. Кроме того, чувство опасности может возникать не только по отношению к собственной жизни, но и в отношении подчиненных или взаимодействующих людей. Сотрудник может испыты­вать опасность перед реальностью потери оружия или боевой техники, без ко­торых невозможно выполнение служебно-боевой задачи. Фактор опасности является основным (или первичным), определяющим психологическую специфи­ку служебно-боевой ситуации.

При выполнении служебно-боевых задач опасность воспринимается как объективно существующее стечение обстоятельств или предметов, уг­рожающих жизни и здоровью. При этом она может быть реальной или мнимой.

Восприятие опасности зависит от индивидуально-психологических осо­бенностей сотрудников: одни склонны преувеличивать степень опасности, дру­гие - недооценивать. И то, и другое при выполнении служебно-боевых задач в равной степени недопустимо, так как в экстремальных условиях опасность поч­ти всегда реальна.

Ее непосредственное восприятие должно быть адекватным. Для этого опасность не должна застать неожиданно или вызвать чувство страха. Соответ­ственно, в ходе психологической подготовки необходимо формировать у со­трудников способность реально оценивать опасность.

Неадекватное восприятие опасности ведет к профессиональным ошибкам, росту психологической напряженности, панике и, в конечном счете, к срыву деятельности.

2. Фактор внезапности . Внезапность - неожиданное для сотрудника изменение обстановки в ходе выполнения служебно-боевой задачи.

Рассмотрим психологический механизм воздействия этого фактора. Преж­де чем предпринять что-либо для достижения поставленной цели, человек представляет последовательность своих поступков, действий, динамику внеш­них условий, создает определенную программу личного поведения. В этом слу­чае исключаются автоматизированные действия. Ведь человек воспринимает внешние условия с точки зрения возможности достижения желаемой цели, вно­сит свои коррективы. Однако в процессе профессиональной деятельности усло­вия могут измениться столь кардинально, что потребуется постановка другой цели и, соответственно, иной программы поведения. Сотрудник должен пред­видеть изменения обстановки и обязан быть готовым к необходимости измене­ния программы своей деятельности.

Совершенно другое дело, если сотрудник не предусмотрел даже возмож­ности возникновения условий, приводящих к необходимости изменения цели действий. Именно такая ситуация воспринимается как внезапность.

На внезапное изменение условий реализации служебно-боевых задач со­трудники реагируют по-разному. Условно можно выделить три типа поведе­ния при воздействии этого фактора:

А. Сотрудник быстро переключается, определяет цель и реализует новую программу (позитивный тип).

В. Сотрудник, несмотря на внешние для него изменения обстановки, упор­но продолжает выполнять старую программу. Как правило, в этом случае дея­тельность заканчивается неуспехом.

С. Сотрудник прекращает выполнение старой программы, но не определя­ет новую цель и новую программу. Практически он бездействует, впадая в со­стояние, подобное психологическому ступору. Длительность такого состояния может быть различной. При учете того, что обстановка в экстремальных усло­виях деятельности меняется очень быстро, в этом случае служебно-боевая дея­тельность, как правило, заканчивается неуспехом.

3. Фактор неопределенности . Под неопределенностью подразумевается
отсутствие, недостаток или противоречивость информации о содержании или
условиях выполнения служебно-боевых задач, о противнике (преступнике, организованной преступной группе) и характере его действий.

Говорят, что нет ничего хуже, чем ждать и догонять. И в первом (ситуация
ожидания) и во втором (ситуация «погони») случаях присутствует значительный элемент неопределенности.

Степень интенсивности воздействия фактора неопределенности бывает различной и зависит от множества условий. Разнообразны и ситуации, в кото­рых она возникает.

В служебно-боевой обстановке этот фактор присутствует всегда.

Отрицательное влияние неопределенности может уменьшаться, если со­трудники владеют психологическими приемами контроля эмоциональной на­пряженности.

4. Фактор новизны средств и способов реализации деятельности в экстремальных условиях. Новизна определяется опытом сотрудника и его знаниями.

Негативное влияние фактора новизны в служебно-боевых условиях час­тично можно уменьшить, если в процессе психологической подготовки сотруд­ники изучают реальный опыт действий других в подобных ситуациях. Такие занятия должны «строиться» не отвлеченно, а иметь вид детального разбора и психологического анализа служебно-боевой ситуации, ошибок, допущенных тем или иным специалистом, возможных вариантов развития обстановки и не­обходимых действий сотрудников. Особенно важны подобные мероприятия для руководителей всех уровней.

5.Фактор увеличения темпа действий . Под ним следует понимать спо­собность сотрудника выполнить поставленную (или возникшую) задачу за счет сформированных ранее навыков и умений. Этот фактор реализуется в том слу­чае, если резко сокращается время на выполнение необходимых для достиже­ния цели действий. Такие ситуации в служебно-боевой обстановке возникают очень часто. И тогда успех в этом случае будет определяться психологической готовностью, быстротой и слаженностью действий как отдельного сотрудника, так и подразделения в целом.

6.Фактор дефицита времени . Этот фактор возникает в условиях, при кото­рых успешное выполнение служебно-боевых задач невозможно при увеличении темпа действий, а необходимо быстрое изменение самой психологической струк­туры деятельности. В этом случае речь идет не просто об увеличении темпа вы­полняемых действий, а, в первую очередь, об изменении их последовательности.

Влияние неблагоприятных факторов при полном или частичном неумении сотрудников с ними бороться, способствует возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний, профессиональной деформации и в конечном итоге препятствует эффективному выполнению поставленных задач.

Формирование психологической устойчивости у сотрудников ОВД - сложный социально-психологический процесс. Психологическая устойчивость (стрессоустойчивость) сотрудника ОВД зависит от его природных задатков, от социального окружения, а также от профессиональной подготовки и опыта деятельности. Сможет ли сотрудник ОВД действовать в нужный момент мгновенно, активно, правильно и эффективно? На практике в случае внезапных агрессивных действий со стороны правонарушителей сотрудники ОВД оказываются психологически не готовы к противодействию: запаздывают, проявляют растерянность, нерасторопность, совершают непростительные и, казалось бы, малообъяснимые ошибки.

дипломная работа

1.3 Влияние экстремальных ситуаций на психику и действия работников правоохранительных органов

Попав в экстремальные условия, каждый работник правоохранительных органовиспытывает большие, а порой и предельные нагрузки, наблюдая за всем происходящим и выполняя необходимые профессиональные действия . Он много и напряженно размышляет, оценивает, делает для себя выводы, принимает решения, продумывает способы поведения и действий, мобилизует собственные силы и возможности, преодолевает внутренние трудности и колебания, подчиняет свое поведение долгу, решению поставленных задач и т.п. То, что происходит в его психике, неизбежно отражается на качестве его профессиональных действий, причем не однозначно.

Доказано экспериментами и на практике, что экстремально-психологические факторы оказывают положительное влияние на психику профессионала правоохранительных органов, если он хорошо подготовлен морально- и профессионально-психологически.Для его психической деятельности в экстремальных ситуациях характерны:

* обостренное чувство долга, ответственности и решимости, соединенное с желанием,безусловно, и качественно решать стоящие задачи;

* полная самомобилизованность, проявление всех сил и возможностей в ходе решения задач;

* боевое возбуждение (в пределах полезности), повышенная энергичность и активность, большая настойчивость и упорство в достижении целей;

* деятельностный максимализм, выраженный в страстном стремлении добиться результата, причем самого высокого и безусловного,

* повышенная бдительность, внимательность, наблюдательность, быстрая и четкая работа мысли;

* собранность и постоянная готовность к любым неожиданностям, к быстрым реакциям на изменение обстановки и возникновение опасности;

* устойчивость к временным неудачам и др.

Их действия, поэтому отличаются высоким качеством, повышенной четкостью, меткостью стрельбы, результативностью. Многие из таких работников в экстремальных условиях испытывают профессиональный азарт и удовольствие.

Положительные изменения имеют не только индивидуальный, но и групповой характер. Так, в боевых группах, отрядах, подразделениях, частях, отличающихся высокой подготовленностью, наблюдаются укрепление морально-психологического климата, здоровое общественное мнение и оптимистическое настроение, взаимоотношения подчиняются боевым и служебным интересам, улучшаются взаимодействие, взаимопонимание, взаимопомощь, проявления товарищества, солидарности, взаимной поддержки, следование профессиональным и боевым традициям и др.

Однако на плохо подготовленныхв профессиональном, морально-волевом и психологическом отношении работников экстремальные ситуации и присущие им факторы оказывают отрицательное воздействие.В их психической деятельности преобладают:

* переход интенсивности психического напряжения за пределы полезности;

* беспокойство, растерянность, нерешительность, замедленность реакций;

* боязнь неудачи, страх перед ответственностью, подчинение своего поведения мотиву избегания неудачи любой ценой (вместо стремления к максимально возможному успеху);

* ухудшение сообразительности, наблюдательности, оценки обстановки, проявления провалов памяти и иллюзий восприятия («У страха глаза велики», «Пуганая ворона куста боится»);

* снижение активности, настойчивости, упорства, находчивости и изобретательности в достижении цели, повышение склонности к поиску оправданий («Кто хочет -тот ищет способы, кто не хочет - ищет причины»);

* постоянное чувство слабости, усталости, бессилия, неумения мобилизоваться;

* обострение чувства самосохранения, захватывающего порой все сознание и становящегося единственной побудительной силой поведения;

* рост раздражительности, потеря контроля над собой и др.

Эти отрицательные проявления в психической деятельности адекватно отражаются на действиях и поступках. При переходе через предел полезности напряжения и появлении перенапряжения (дистресса) первично утрачиваются творческая способность, адекватное понимание происходящего; действия делаются шаблонными и не полностью отвечающими обстановке . При дальнейшем росте интенсивности психического напряжения под влиянием возникших отрицательных психологических явлений начинают появляться ошибки даже в отработанных умениях и навыках, их число постепенно увеличивается, а сами они делаются более грубыми; результативность быстро уменьшается. При возникновении предельного напряжения появляются грубейшие ошибки (например, водитель автомашины вместо педали тормоза нажимает на педаль газа, а потом, если остается в живых, никак не может объяснить, почему он это сделал); всякие инструкции и рекомендации «вылетают из головы»; возникают проявления откровенной трусости, отказа от выполнения рискованных поручений, обмана, нечестности, безволия и др.

Если перенапряжение продолжает увеличиваться и дальше переходит критическую точкуК, наступает запредельное напряжениеи происходит срыв психической деятельности - потеря способности понимать окружающее и отдавать отчет в своем поведении. Срыв может выражаться в тормозной форме (ступор, психологический шок, оцепенение, безразличие, полная пассивность и равнодушие, потеря сознания и др.) или истерической (паническое, бессмысленное, хаотическое поведение).

Отрицательные явления возникают и в плохо подготовленных группах: нездоровые и пессимистические настроения, слухи, недовольство, отрицательные мнения, ослабление дисциплины, нарушения уставных и служебных норм поведения, склонность к неумеренному употреблению спиртного, конфликты во взаимоотношениях, паника .

В процессе адаптации к экстремальным условиям принято выделять следующие этапы, характеризующиеся сменой эмоциональных состояний и появлением необычных психических феноменов: подготовительный, стартового психического напряжения, острых психических реакций входа, психической переадаптации, завершающего психического напряжения, острых психических реакций выхода и реадаптации. В генез необычных психических состояний четко прослеживаются антиципация в ситуации информационной неопределенности (этап стартового психического напряжения и завершающий этап); ломка функциональных систем анализаторов, сформировавшихся в процессе онтогенеза или длительного пребывания в экстремальных условиях, нарушения протекания психических процессов и изменения системы отношений и взаимоотношений (этап острых психических реакций входа и выхода), активная деятельность личности по выработке защитных (компенсаторных) реакций в ответ на воздействие психогенных факторов (этап переадаптации) или же восстановление прежних стереотипов реагирования (этап реадаптации).

Практический опыт позволяет утверждать, что при качественной эмоционально-волевой и профессионально-психологической подготовке, при серьезной личной работе сотрудника над собой все возможные отрицательные влияния экстремальных условий на него и его действия могут быть успешно нейтрализованы.

Введение в учебную дисциплину "Юридическая психология"

Юридическая психология занимает особое место в системе подготовки юриста. Она позволяет ему получить знания и умения, позволяющие более глубоко понять психологические причины законопослушного и отклоняющегося поведения...

Влияние жизнестойкости сотрудников правоохранительных органов на их личностный адаптационный потенциал

Влияние жизнестойкости сотрудников правоохранительных органов на их личностный адаптационный потенциал

В ходе нашего исследования было исследовано 30 сотрудников правоохранительных органов в возрасте от 26 до 38 лет, из них 23 мужчины, 7 женщин. Проведение диагностической методики проходило в 2 этапа, в каждом из которых участвовало по 30 человек...

Влияние семьи на отношение к профессиональной деятельности у сотрудников УВД

В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести достаточно сложно. Одни нередко называют профессией ту деятельность, которой человек занимается долгое время, другие -- род занятий...

Влияние экстремальных ситуаций на эмоционально-волевую сферу сотрудников МВД

Психология экстремальных ситуаций - это одно из направлений прикладной психологии. Оно исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях...

Исследование личностных качеств работников правоохранительных органов

Исследование личностных качеств профессионалов, чья деятельность протекает в сложных и экстремальных условиях, а также сотрудников МВД посвящено множество исследований 6, 9,16,19,21,23,24,38,41 А.В. Буданов 10 выделяет три группы факторов...

Исследование личностных качеств работников правоохранительных органов

Среднегрупповые данные, полученные по тесту Кэтелла приводятся в таблице 3.1 Таблица 3.1...

Исследование личностных качеств работников правоохранительных органов

Данные каждого из обследованных сотрудников правоохранительных органов по уровню агрессивности приводятся в таблицах 3.2 и 3.3. Таблица 3.2 Оценка показателей агрессивности в начале службы Фамилия...

Исследование личностных качеств работников правоохранительных органов

Данные каждого из обследованных по степени эмоционального выгорания приводятся в таблицах 3.7. и 3.8. Таблица 3.7. Оценка степени эмоционального выгорания в начале службы Фамилия, имя Напряжение Резистентность Истощение Алтуфьев И...

Исследование личностных качеств работников правоохранительных органов

Среднегрупповые данные по рангу основных жизненных ценностей работников правоохранительных органов, а также их сравнению с контрольной группой приводятся в таблицах 3.10. -3.11. Таблица 3.10...

Особенности профессионального здоровья сотрудников отдела внутренних дел

В статье 4 Закона РФ «О милиции» отмечается, что милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «О милиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, конституциями...

Оценка психологической пригодности сотрудников органов внутренних дел к деятельности в экстремальных условиях

Экстремальные ситуации предъявляют собой особые, повышенные требования к адаптационным возможностям человека, находящегося в изменённых, непривычных для него условиях. Поэтому они могут быть опасны для его жизни и здоровья...

Специфика влияния общения начинающих сотрудников правохранительных органов и стажистов

Решение правоохранительных задач невозможно без организованного и эффективного общения работников органов правопорядка с гражданами руководителей и подчиненных, представителей различных подразделений ОВД...