История создания московского государственного университета. История строительства высотки мгу Открытие мгу 1755

В Москве 26 апреля (7 мая) 1755 г. открылся первый в нашей стране университет, точнее, в этот день открылась часть университета - гимназия, но через три месяца начались занятия и в самом университете. Открытие университета было торжественным. Единственная тогда в России газета рассказывала, что в этот день в здании университета на Красной площади побывало около 4 тыс. гостей, весь день гремела музыка, пылала иллюминация, «народа было несчетное число, через весь день, даже до четвертого часа пополуночи.

Необходимость создания университета

Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не могли удовлетворить потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы.
В 1741 г. российский престол заняла императрица Елизавета Петровна. Она способствовала развитию отечественной науки и культуры, приблизила к себе образованных людей. Её официальная политика в области образования заключалась в продолжении дел, начатых отцом — императором Петром I. Он мечтал об университете, который бы стал центром науки и культуры.

Иван Иванович Шувалов

Важную роль в реализации образовательной политики России играл фаворит императрицы камер-юнкер И.И. Шувалов. В 1750-х Шувалов имел заметное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России, содействовал развитию русской науки и искусства, оказывал покровительство учёным, писателям и художникам. В числе прочего он поддерживал многие начинания М. В. Ломоносова. Под его покровительством в 1755 году был основан Московский университет (Шувалов стал его первым куратором), а в 1757 году создана Академия художеств (Шувалов был её президентом до 1763). Молодой, обаятельный, патриотически настроенный дворянин существенно влиял на развитие отечественной науки и культуры, покровительствовал русским ученым, писателям, поэтам, художникам. Благодаря содружеству и сотрудничеству графа Шувалова и академика Ломоносова, родилась мысль о создании московского университета. Граф Шувалов нисколько не сомневался в том, что если России дать просвещение, то она станет на равных «соревноваться в образованности» со всеми развитыми народами Европы. Эти мысли и стремления сближали его с М.В.Ломоносовым, которого граф Шувалов ценил как выдающегося русского ученого.

Идея создания университета была воплощена в проекте И.И. Шувалова, написанного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. Но более распространено утверждение о том, что Московский университет создан благодаря заботам великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, имя которого он и носит.

Михаил Васильевич Ломоносов

Московский университет не был первым университетом России, но это был первый университет, в который принимали всех без исключения молодых людей, независимо от того, к какому сословию они принадлежат. От молодого человека, поступающего в университет, требовалось одно: чтобы он был талантлив и хотел учиться.

Такого университета еще не было в России. Правда, в 1725 году в Петербурге открылась Академия наук с университетом. Несмотря на то, что там преподавали самые передовые ученые России: М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, Г.В. Рихман, им так и не удалось превратить Петербургский академический университет в общерусский центр просвещения. Академики-иностранцы стремились сохранить свое исключительное положение в России, поэтому студентов и преподавателей предпочитали иностранных, вместо того чтобы «открывать» в России отечественные таланты.

Зимой 1753 года Михаил Васильевич Ломоносов уезжает из Петербурга в Москву, где в это время находился двор императрицы Елизаветы Петровны, и начинает усиленно хлопотать о создании здесь университета. Он разработал проект, где были изложены основные положения структуры и деятельности первого национального университета, и представил его И.И. Шувалову. Таким образом, граф И.И. Шувалов стал вторым человеком, которому Московский университет обязан своим открытием.

12 (25) января 1755 года, в Татьянин день, императрица подписала указ об основании Московского университета, кураторами которого были назначены И.И. Шувалов, Л. Блюментрост (лейбмедик), а директором - A.M. Аргамаков.

Первые профессора были большей частью иностранцами, только двое из них были русскими: Н.Н. Поповский по словесности и философии и А.А. Барсов по математике и словесности, а также преподаватель русского и латинского языков Ф.Я. Яремский - они были воспитанниками Петербургского академического университета.

Хотя Ломоносов не присутствовал на открытии университета и не преподавал там, он принимал деятельное участие в развитии Московского университета: добивался, чтобы в первом русском университете лекции читались русскими профессорами и на русском языке. Его старания увенчались успехом только через 3 года после его смерти. Согласно Указу Екатерины II, «для лучшего распространения в России наук начались лекции во всех трех факультетах природными россиянами на российском языке».

В качестве здания для Московского университета был выбран Аптекарский дом, располагавший рядом с Красной площадью у Курятных (ныне Воскресенских) ворот. Он был построен в конце XVII в. и напоминал своей конструкцией знаменитую Сухареву башню. Указ о передаче открывавшемуся Московскому университету Аптекарского дома императрица Елизавета подписала 8 августа 1754 г.

Организация учебного процесса

Первоначально в Московском университете было образовано три факультета со штатом 10 профессоров. На философском факультете полагалось четыре профессора: философии, физики, красноречия и истории. На юридическом факультете работали три профессора: всеобщей и российской юриспруденции, а также политики. Планировалось, что на медицинском факультете будет три профессора: химии, натуральной истории и анатомии (здесь несколько лет были вакансии).

Плановые занятия на факультетах проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных диспутах, которые проводились под руководством штатных профессоров университета. За неделю до очередного диспута объявлялась его тематика и фамилии докладчиков из числа студентов. В конце каждого полугодия в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и поклонников наук из числа жителей Москвы. Подготовка к диспутам помогала студентам в учебе. Становление Московского университета проходило трудно. Медленно росла численность студентов — в 1758 г. их было лишь 100 чел.

Только 30 студентов получали из казны жалованье в размере 40 руб. в год, а остальные жили на собственные средства. В протоколе конференции университета от 2 июля 1759 г. есть такая запись: «Одной из причин, препятствовавших успешности занятий, было отсутствие учебников, которыми казеннокоштные не могли обзавестись по бедности».

В конце 1757 г. граф И.И. Шувалов приказал отпускать деньги на обувь и платья, чтобы прилично одеть студентов. Тогда же было приказано выдавать казеннокоштным «в прибавок жалованья для пищи по полтине в месяц каждому». Инструкция директору университета (§22) запрещала студентам входить в классы в нагольных шубах, серых кафтанах и лаптях, что считалось одеждой бедняков. При жизни Ломоносова Московский университет ещё не был Императорским: учебное заведение подчинялось непосредственно Правительствующему сенату, а его профессура не подлежала никакому суду, кроме университетского. Деятельность университета регулировалась «Высочайше утвержденным проектом о учреждении Московского университета». Только при Александре I, в 1804 г., был принят новый устав Его Императорского Величества Московского университета, согласно которому ректор ежегодно избирался профессорским собранием и утверждался лично императором. С этого времени до 1917 года университет именовался Императорским Московским университетом.

Нагрудный знак выпускника Императорского Московского университета

Укреплению дисциплины среди студентов, поощрению их усердия в учебе служило награждение маленькими шпагами, что давало личное дворянство. За особые заслуги лучшие студенты досрочно получали очередные воинские звания. Обучение в Московском университете приравнивалось к прохождению военной службы. Заканчивая полный курс университета, студент получал обер-офицерский чин (воинское звание младшего офицера запаса).

С весны в вечернее время студенты и университетские гимназисты привлекались к военной подготовке. Студенты и гимназисты образовывали университетский потешный батальон, его смотр каждую осень проводил Московский военный комендант или один из шефов полков, стоявших в городе.

Первоначально со студентов не взималась плата за обучение, но государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, поэтому в дальнейшем от платы стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали свой университет и выпускники. В трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них - богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Московский университет играл видную роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика.

В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года - первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

Свыше 100 лет университетская библиотека была единственной в Москве общедоступной библиотекой.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.

Татьянин день

Существует версия, что И.И. Шувалов представил Елизавете Петровне Указ об Университете именно 25 января, чтобы порадовать мать, у которой в этот день был день рождения. С тех пор празднование Татьяниного дня, прежде всего, как дня основания Университета, стало традиционным и любимым всеми, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.

Святая мученица Татиана. Икона

Святая мученица Татиана

Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье — ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.

Когда Римом начал править шестнадцатилетний Александр Север (222 — 235), вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась — и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. Три дня она подвергалась мучениям, но так и не отреклась от Христа. Все пытки мучителей были истощены, ей вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом. Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой.

С начала основания праздник не отмечался пышно и включал в себя молебен в университетской церкви и небольшие торжества. Однако в 60-е годы XIX века 25 января становится неофициальным студенческим праздником, который делился на официальную и неофициальную части. К официальным торжествам относились: обед в столовой, молебен в университетской церкви на Моховой, обращение ректора к студентам и вручение наград, а также прогулки по помещениям университета: аудиториям и библиотекам.

После этого начиналась неофициальная программа. Студенты веселились и гуляли по центру Москвы группами, распевая песни. Полиция относилась к шумным студентам с пониманием, а под утро полицейские писали на спинах перегулявших студентов адрес мелом и развозили их по домам. В этот праздник стирались все различия: преподаватели гуляли со студентами, богатые веселились с бедными. Богатые студенты одевались по-простому и веселились с остальными студентами на улице. Выпускники университета также с огромным удовольствием отмечали этот праздник. Таким образом, день основания университета стал любимым праздником всех студентов страны.

Праздник был такой веселый, что все, кто мог, присоединялись и гуляли в этот день, а выпускник университета А.П. Чехов однажды сказал по поводу празднования Татьяниного дня: «В этот день выпили все, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что замерзла… Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали. Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди».

После празднования столетнего юбилея в 1855 году появилась традиция устраивать ежегодную встречу выпускников Московского Университета в Татьянин день как регулярное торжество.

После революции большевики посчитали праздник слишком буйным. В 1918 году университетскую церковь закрыли, в ней устроили читальный зал. Праздник «Татьянин день» заменили в 1923 году на «День пролетарского студенчества», а празднование Татьяниного дня запретили. В 1992 году, после вступления на должность ректора Виктора Антоновича Садовничего, была возобновлена традиция празднования в Московском университете Татьяниного дня.

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика - Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). В 1940 году, в дни празднования 185-летнего юбилея, университету было присвоено имя М.В. Ломоносова.

Еще в 1724 году при Петербургской Академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову , легли в основу проекта Московского университета. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета 25 января 1755 года. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 7 мая 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.

В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета : философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы в Московском не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки - латыни, но и на русском языке.

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян.

Михаил Васильевич Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности; «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования отправляли в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью.

Огромную материальную помощь Университету оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них - богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и других.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года - первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров: правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.

Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.

Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года - Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года - в ведении Московского университета), Малый театр.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.

До 1804 года деятельность университета регулировалась «Высочайше утвержденным проектом о Учреждении Московского университета». В 1804 году был принят университетский устав. Университету предоставлялась значительная автономия, ректор и деканы факультетов избирались из числа профессоров. Первым выборным ректором стал профессор истории и словесности Х.А. Чеботарев. Совет профессоров решал все вопросы университетской жизни, присуждал ученые звания. Книги, печатаемые с одобрения Совета в университетской типографии, освобождались от общей цензуры.

Студенты обучались на четырех факультетах (отделениях): нравственных и политических наук, физических и математических наук, медицинских наук, словесных наук. Обучение продолжалось 3 года. После выпускных экзаменов лучшим из оканчивавших университет присваивалась степень кандидата, остальным - звание «действительный студент». Усиливалась преемственность различных ступеней образования. По уставу 1804 года университет осуществлял общее руководство средними и начальными учебными заведениями центральных губерний России.

Вторжение в 1812 году в Россию наполеоновской армии вызвало у студентов университета небывалый патриотический подъем. Многие вступили в ополчение, а труд университетских медиков был особо отмечен М.И. Кутузовым. Во время пребывания наполеоновских солдат в Москве здания университета практически полностью сгорели. Погибли библиотека, архив, музей, научное оборудование. Восстановление университета стало делом всего русского общества. Научные учреждения, ученые, частные лица передавали университету деньги, книги, старинные рукописи, естественно-научные коллекции, приборы.

Только для университетской библиотеки к 1815 году удалось собрать 7,5 тысяч книг. Несмотря на тяжелое положение университета, профессора и студенты уже 1 сентября 1813 года приступили к занятиям. К 20-м годам XIX столетия число студентов превысило 500 человек.

В первой половине XIX века Московский университет занимал ведущее место в общественной жизни России. Его питомцами были многие члены декабристских организаций. Традиции свободомыслия продолжали студенческие кружки братьев Критских, Н.П. Сунгурова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Н.В. Станкевича. В аудиториях университета кипели споры западников и славянофилов о путях развития России. Публичные курсы лекций и диспуты главы западников, блестящего ученого-историка Т.Н. Грановского собирали всю московскую интеллигенцию 1840-х годов.

Новый этап в жизни университета начался после падения крепостного права в 1861 году и вступления России на путь капитализма. Университетский устав 1863 года отражал общий курс правительства на проведение реформ, призванных ускорить развитие страны. Рост промышленности, торговли, сельского хозяйства, преобразования в сфере управления, суда, армии требовали повышения уровня и расширения университетского образования. По уставу 1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей. Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского царствования выборность ректора и деканов. На четырех факультетах университета - историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском - учились около 1500 студентов, большинство из которых принадлежало к разночинцам.

В дореволюционной России профессура Московского университета много сделала для укрепления связи науки и практики. Университетские ученые писали учебники для школ. Немало воспитанников университета работали учителями, представляя собой наиболее квалифицированную часть русского учительства.

По инициативе и при содействии университета во второй половине XIX - начале XX века возникли известные московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина); были открыты Ботанический сад и Зоологический сад (Московский зоопарк).

Устав 1863 года, открывший новые возможности для развития отечественного просвещения и науки, просуществовал лишь до 1884 года. После убийства в 1881 году народовольцами царя Александра II правительство возобновило наступление на университетскую автономию, усилило контроль за преподаванием. Тем не менее университет сохранил себя как один из центров передового научного знания и духовной жизни России.

С университетом связаны имена выдающихся русских мыслителей конца XIX - начала XX века: В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Е.Н. и С.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского. Студенты и профессора откликались на самые злободневные проблемы российской действительности. В университете учились или преподавали известные деятели ведущих политических партий России.

Студенты Московского университета были в первых рядах борцов за свободу в революции 1905-1907 гг. На сходке 9 сентября 1905 года студентами была принята резолюция, требовавшая свержения самодержавия и превращения России в демократическую республику.

Подъем революционного движения накануне первой мировой войны также затронул Московский университет. В 1911 году в знак протеста против незаконного увольнения ряда профессоров и нарушения университетской автономии его стены демонстративно покинули более 130 профессоров и преподавателей. Среди них - ученые с мировым именем: К.А. Тимирязев, П.Н. Лебедев, Н.Д. Зелинский, Н.А. Умов, С.А. Чаплыгин, В.И. Вернадский, В.И. Пичета и др. Правительство ответило исключением из университета более тысячи студентов, арестами и высылкой из Москвы революционно настроенных учащихся. Резко сократилось число студентов и в связи с начавшейся в 1914 году первой мировой войной.

После революции 1917 года в судьбе высшей школы произошли значительные изменения. С одной стороны, произошла ее глубокая демократизация. Отменялась плата за обучение, студенты обеспечивались государственными стипендиями. С 1919 года университет полностью был переведен на государственное финансирование. Для того, чтобы выходцы из рабочих и крестьянских семей смогли получить необходимую для поступления в вуз сумму знаний, при университете с 1919 года действовал подготовительный Рабочий факультет. Преподавание в университете в первое послереволюционное десятилетие продолжали ученые с мировым именем: Д.Н. Анучин, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин.

Вместе с тем часть студентов и известных ученых, не принявших новые политические порядки, была вынуждена покинуть Московский университет. Определенный ущерб причинили и реорганизации 20-30-х годов, затеянные в погоне за увеличением числа специалистов. Из университета были выведены медицинский, советского права и химический (временно) факультеты, и на их базе созданы самостоятельные вузы.

В такие же вузы преобразовали геологическое, минералогическое и географическое отделения на естественных факультетах. На основе гуманитарных факультетов в 1931 году открылся Московский институт философии, литературы и истории, слившийся вновь с МГУ только спустя десять лет. Были допущены перегибы и в организации учебного процесса: вводился «бригадно-лабораторный метод» обучения, отменявший лекции, отдававший проработку материала на самотек студенческим бригадам из 3-5 человек, индивидуальный экзамен заменялся коллективными отчетами бригад.

К счастью, этот период в жизни университета был непродолжительным. В 1932 году «бригадно-лабораторный» метод был отменен. Вводились новые учебные программы, менялся режим работы в высшей школе. В 1934 году в университете были защищены первые за годы Советской власти кандидатские диссертации.

Не обошли стороной университет и трагические события общественной жизни 30-50-х годов. Идеологический и административный диктат со стороны властей препятствовал свободе творчества. Ограничивались контакты с зарубежными научными центрами. Многие ученые подверглись необоснованным репрессиям, целые направления исследований, особенно в общественных науках, филологии, кибернетике, биологии были свернуты.

Несмотря на эти тяжелые потери, университетская наука в целом достигла в 20-30-е годы значительных результатов. К 1941 году только на дневном отделении занималось около 5 тыс. студентов. Свыше 30 профессоров и научных сотрудников стали действительными членами АН СССР. Ученые университета разработали учебники для высшей и средней школы.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов явилась тяжелым испытанием для нашей страны. Уже 25 июня 1941 года ушла на фронт первая группа студентов и сотрудников МГУ, в основном, для пополнения командного и политического состава Красной Армии. Добровольцами МГУ была укомплектована 8 (Краснопресненская) дивизия народного ополчения. Она героически сражалась во время обороны Москвы.

С октября 1941 года университет находился в эвакуации, сначала в Ашхабаде, а с лета 1942 года - в Свердловске. В Москву университет вернулся только весной 1943 года, хотя занятия с оставшимися в столице студентами возобновились в феврале 1942 года после разгрома фашистских полчищ под Москвой.

За годы войны университет выпустил более 3 тысяч специалистов. Ученые МГУ своими научными достижениями внесли значительный вклад в дело обороны страны и развития ее экономики. Более 3 тысяч научных разработок было выполнено в МГУ за военное четырехлетие. В их числе совершенствование самолетостроения и управления морскими судами, обоснование теории точности артиллерийской стрельбы и стрельбы по площадям, обеспечение сигналов точного времени для всей страны, изобретение взрывчатых веществ.

Всего на фронтах войны сражалось более 5 тысяч университетских питомцев, свыше тысячи человек награждены в годы войны орденами и медалями СССР и стран антигитлеровской коалиции, а семь были удостоены звания Героя Советского Союза.

Не вернулись с войны около 3 тысяч студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ. В их честь рядом с 1 учебным корпусом в 1975 году был открыт памятный знак, и зажжен Вечный огонь Славы.

Послевоенное восстановление и дальнейшее развитие страны было невозможно без нового подъема университетского образования. В конце 40-х - начале 50-х годов значительно улучшается материальное положение Московского университета. На Ленинских горах возводится огромный комплекс новых университетских зданий. 1 сентября 1953 года в них начались учебные занятия. Лаборатории и аудитории были оснащены новейшим по тому времени оборудованием. Бюджет университета вырос более чем в 5 раз по сравнению с довоенным.

Укрепление материальной базы, меры, принятые с середины 50-х годов по демократизации политической жизни в стране, расширение контактов с иностранными государствами позволили существенно обогатить спектр научных исследований, проводимых в университете. Создаются многочисленные специализированные лаборатории, в том числе и межфакультетские, организован мощный Научно-исследовательский вычислительный центр. В составе МГУ появились новые факультеты: Институт восточных языков (с 1972 года - Институт стран Азии и Африки при МГУ), факультет психологии, факультет вычислительной математики и кибернетики, первый в стране факультет почвоведения. Общее число студентов дневного отделения возросло с 13 тысяч в 1953 году до 31 тысячи в 2001 году.

Московский университет превратился в крупный международный центр подготовки студентов и аспирантов. Для обучения иностранных граждан русскому языку в 1959 году в университете был образован один из первых в нашей стране подготовительный факультет такого профиля (сейчас Центр международного образования).

Всего с 1917 года по настоящее время Московский университет выпустил около 180 тысяч специалистов и около 35 тысяч кандидатов наук для народного хозяйства, культуры и просвещения.

В университете работали многие известные ученые: математики и механики М.В. Келдыш, А.Н. Колмогоров, Н.Н. Лузин, И.Г. Петровский, И.И. Привалов; физики В.К. Аркадьев, Н.Н. Боголюбов, С.И. Вавилов, А.А. Власов, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау, Г.С. Ландсберг, Я.Б. Зельдович; химики Я.И. Герасимов, В.А. Каргин, А.Н. Несмеянов, Н.Н. Семенов; географы Н.Н. Баранский, А.А. Борзов, В.Н. Сукачев; геологи А.Д. Архангельский, Н.В. Белов, А.А. Богданов; биологи и почвоведы А.Н. Белозерский, Д.Г. Виленский, Л.А. Зенкевич; историки А.В. Арциховский, Б.Д. Греков, А.А. Губер; искусствоведы В.Н. Лазарев, А.А. Федоров-Давыдов; филологи Д.Д. Благой, С.М. Бонди, Д.Н. Ушаков; философы В.Ф. Асмус, В.П. Волгин, Г.Е. Глезерман; юристы М.Н. Гернет, П.Е. Орловский, А.Н. Трайнин; психологи А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн; экономисты Л.Я. Берри, А.Я. Боярский, В.С. Немчинов.

В 1992 указом Президента Российской Федерации Московский университет получил статус российского самоуправляемого (автономного) высшего учебного заведения. В ноябре 1998 года был принят Устав Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, по которому были значительно расширены права факультетов и научно-исследовательских институтов. Они являются самостоятельными учебно-научными организациями, входящими в структуру МГУ.

В настоящее время Московский университет включает 29 факультетов , а также 9 научно-исследовательских институтов. На факультетах Университета представлено более 300 кафедр. В МГУ обучается более 31 тыс. студентов и около 7 тыс. аспирантов. Численность профессоров и преподавателей составляет 4 тыс. человек. Кроме того, в университете работает около 5 тыс. научных сотрудников.

Два с половиной века истории старейшего российского университета свидетельствуют об огромном вкладе его питомцев в дело служения общечеловеческим идеалам свободы, гуманизма, добра, красоты, истины.

Первоначально располагался на месте нынешнего Государственного исторического музея на Красной площади.

История университета

Роль движущей силы взял на себя величайший российский ученый Михаил Ломоносов . Михаил Васильевич задумал амбициозный проект создания университета для одаренных студентов. Однако реализовать идею оказалось непросто: чиновники неизменно отвечали вежливым отказом на его предложение. В конце концов, Ломоносову пришлось применить хитрый «обходной маневр»: он передал проект и устав университета фавориту императрицы Елизаветы Петровны - Ивану Ивановичу Шувалову. Влиятельный царедворец, тонкий и умный человек, Шувалов искал славы мецената и смог-таки добиться одобрения Сенатом устава нового учебного заведения, предложенного Ломоносовым. 25 января 1755 года указ о создании Императорского Московского университета был подписан императрицей Елизаветой (кстати, именно отсюда берет свое начало студенческая традиция - отмечать Татьянин день).

Вначале университет разместился в Аптекарском доме у Воскресенских ворот на Красной площади (сейчас на этом месте находится Исторический музей). Было три факультета: философский, медицинский и юридический. Отчасти благодаря тому, что Ломоносов сам был самородком «из низов», в учебном заведении проводилась весьма демократичная политика: принимали всех за исключением крепостных крестьян, при условии что человек проходил необходимые вступительные испытания. Лекции читали лучшие профессора, нередко занятия собирали огромную аудиторию, поскольку на лекции могли прийти все желающие. Подобная демократичная политика вскоре привела к существенному развитию учебного заведения. В XIX веке растет количество факультетов, в стенах университета в середине века обучается более 1000 студентов.

Здание университета довольно быстро становится тесным, и для занятий арендуют, а затем выкупают двор князя Репнина на Моховой улице, потом еще шесть барских усадеб. В 1785 году Екатерина II отпускает из казны 125 тысяч рублей для строительства здания университета по проекту архитектора Матвея Казакова . Увы, до нас не дошло самое первое здание: пожар в сентябре 1812 года уничтожил его вместе с музеем, библиотекой, художественными и научными ценностями. Но уже через пять лет обгоревший остов начали восстанавливать, средства на строительство собирались всем миром. Работы по реконструкции закончились в 1819 году под руководством архитектора Дементия Жилярди. Торжественное и нарядное здание приобрело знакомый нам величественный вид, и там начались занятия.

По воспоминаниям современников, учиться в Императорском Московском университете было и трудно, и интересно. Лекции начинались в девять утра, в расписании стояло семь пар. Факультеты не так четко разграничивались, как сейчас, - можно было посещать занятия прославленных профессоров по различным специальностям. За курс обучения надо было уплатить 28 рублей 57 копеек ассигнациями, но это не касалось малообеспеченных талантливых студентов: для них еще существовали стипендии, а также компенсация за аренду комнаты. Кроме того, была внедрена система премирования, и за отличную учебу можно было получить до 300 рублей, а приз конкурса за выдающуюся научную работу составлял 1500 рублей. В те времена, когда средняя зарплата рабочего составляла 25 рублей в месяц, это были весьма приличные деньги.

В царствование Николая I студенты получили обязательную форму: сюртук, треуголку и шпагу.

Однако вскоре в стране произошли драматические события: революция, смена политического строя, расстрел императорской семьи. Все это не могло не наложить отпечаток на уклад и политику университета. Надо отметить, что внутри коллектива произошел серьезный раскол: были те, кто «за» и те, кто «против». Студенты и профессора, не принявшие новую политическую власть, были вынуждены уйти из университета, к тому же под давлением новой власти были закрыты целые научные направления в философии, биологии, истории и филологии, которые не соответствовали революционной идеологии.

Тем не менее все эти испытания не помешали Московскому университету сохранить свое место лидера высшей школы. Уже в 1934-м в МГУ защищаются первые в СССР кандидатские диссертации, но, как только процесс обучения стал снова понемногу налаживаться, опять наступили тяжелые времена. В годы Великой Отечественной войны больше пяти тысяч студентов и преподавателей уходят на фронт. Учебная деятельность приостанавливается. Хотя уже в первые послевоенные годы произошел новый подъем в образовании, страна нуждалась в научных кадрах и квалифицированных специалистах. В 1947 году, в день 800-летия Москвы, город получил восемь гигантских строительных площадок на Воробьевых горах. Среди них - новый комплекс зданий для Московского университета с высотным зданием МГУ. Главный корпус строился с 1949 по 1953 год, и сейчас именно он является символом университета.

В 50-х годах на вступительных экзаменах в МГУ наблюдался настоящий ажиотаж. Бюджет вырос в пять раз по сравнению с довоенным периодом, что позволило оснастить научные лаборатории и учебные аудитории, открыть новые факультеты и специализированные лаборатории. Появляется факультет психологии, факультет вычислительной математики и кибернетики, первый в стране факультет почвоведения, Институт восточных языков (с 1972 года Институт стран Азии и Африки при МГУ). Сегодня в МГУ - 39 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, 4 музея, порядка 380 кафедр и более 40 000 студентов и аспирантов. Московский государственный университет единственный в России воспитал 11 нобелевских лауреатов.

Университет входит в тройку российских вузов, обладающих особым статусом: указом президента от 2008 года закреплена академическая самостоятельность, которая дает право устанавливать свои образовательные стандарты и программы.

Библиотека МГУ

Библиотека Московского университета, открытая в 1755 году, более ста лет была единственной светской, бесплатной и общедоступной в Москве. В середине XIX века, восстановленная после пожара 1812-го, она насчитывала более 7500 томов. В наши дни уникальный фонд составляет 10 миллионов книг, рукописей и периодических изданий. Ее услугами пользуются около 65 тысяч читателей.

Студенческий театр

Российское сценическое искусство обязано своим расцветом именно первому студенческому театру. В 1756 году студенты Московского университета под руководством ректора, поэта М.М. Хераскова, показали публике первый спектакль. Впоследствии русские театральные труппы почти полностью состояли из выпускников университета, а одна из них стала основой Императорского Московского театра, предшественника культурного достояния России - Большого и Малого театров.

Церковь Святой Татианы

После того как в пожаре 1812 года сгорели здание Казакова и первая университетская церковь Татианы Мученицы, Николай I купил для университета дом Пашкова на Большой Никитской улице. Архитектор Е.Д. Тюрин перестроил это здание для нового Аудиторного корпуса, левый флигель - для библиотеки, а правый из бывшего казенного театра превратил в церковь. Тюрин удивительно гармонично связал новое здание с Главным корпусом Казакова − Жилярди. Изящная полуротонда с колоннадой получила росписи Антона Клауди и уникальный скульптурный иконостас И.П. Витали. В 1837 году святая мученица Татиана стала покровительницей Московского университета, а потом и всего российского студенчества.

Высотное здание на Воробьевых горах

Главное здание МГУ на Воробьевых (Ленинских) горах проектировалось в мастерской архитектора Л.В. Руднева. Уникальные возможности для проекта предоставила выбранная строительная площадка - высокое плато на излучине Москвы-реки. Отодвинув высотное здание от берега, архитектор подчеркнул его величие и размер торжественным подходом, украшенным зелеными аллеями и площадями с фонтанами. Здание МГУ - самое высокое среди «сталинских сестер». Центральный пролет насчитывает 36 этажей, так что до 1990 года оно было самым высотным в Европе. Строительство 240-метрового небоскреба потребовало более 400 000 тонн стали, 175 миллионов кирпичей, 111 лифтов. Ведомство Лаврентия Берии курировало необычную стройку, тысячи заключенных работали на строительстве и отделке здания. В центральной части разместились три факультета, ректорат, библиотека, дворец культуры и музей землеведения. В 19-этажных зданиях боковых корпусов находится студенческое общежитие и квартиры для преподавателей.

Высотку МГУ на Воробьевых горах облюбовала для жизни парочка редких соколов-сапсанов.

Самый большой миф, связанный с Главным корпусом, о том, что колонны из цельной яшмы на 9-м этаже якобы были перенесены сюда из разрушенного храма Христа Спасителя . Но на самом деле это не так.

Знаменитые преподаватели университета...

Создатель аэродинамики Николай Жуковский, изобретатель противогаза, химик Николай Зелинский, великий физиолог Иван Сеченов, естествоиспытатель Климент Тимирязев, хирург Николай Склифосовский, создатель биогеохимии Владимир Вернадский и многие другие преподававшие в МГУ светила - подтверждение его уровня и престижа.

...и не менее знаменитые выпускники

Драматурги Денис Фонвизин и Александр Грибоедов , поэты Василий Жуковский и Федор Тютчев, писатели-революционеры Александр Герцен и Николай Огарев, писатели Иван Тургенев и Антон Чехов , философ Петр Чаадаев, театральные деятели Владимир Немирович-Данченко и Всеволод Мейерхольд, художник Василий Кандинский.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Московский университет - один из старейших российских университетов. Он был основан в 1755 году. Учреждение университета связано с именем выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Михаил Васильевич активно выступал за создание системы высшего образования в России. Большинство учебных заведений, созданных еще в эпоху Петра I, к середине XVIII века устарели. К тому времени возникла острая необходимость в подготовки специалистов высокого класса, повышении уровня учебных заведений, в том числе и высшей школы.

Ломоносов не раз ставил вопрос об открытии университета в Москве. Свои предложения он направил И. И. Шувалову, фавориту императрицы Елизаветы Петровны, который как известно покровительствовал развитию русской науки и культуры. Таким образом, предложения М. В. Ломоносова легли в основу проекта Московского университета с согласия Шувалова. Роль Шувалова в открытии университета не всегда оценивалась объективно, но бесспорно то, что без его содействия учреждение университета в условиях того времени было бы затруднительным мероприятием.

Иван Иванович Шувалов - одна из ярких личностей того времени, человек с высоким уровнем образования, представитель русского Просвещения. Он как никто другой понимал важность развития просвещения, науки и культуры в Российской империи. Именно по его инициативе в 1757 году была создана Академия художеств, президентом которой он стал. Шувалову удалось скупить и переправить в Академию лучшие образцы произведений искусства. Коллекция Академии была представлена картинами лучших европейских художников и насчитывала около 104 полотен (Рембрандт, Рубенс, Ван-Дейк и др.).

И. И. Шувалов представил проект нового учебного заведения императрице Елизавете Петровне, которая после ознакомления с ним 24 января (4 февраля) 1755 года подписала указ о создании университета. В память о дне подписания указа в Московском университете ежегодно празднуется Татьянин день. Торжественное открытие занятий в университете состоялось в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля 1755 года. Тогда же в университете были прочитаны первые лекции. Шувалов стал первым куратором университета, а его первым директором был назначен Алексей Михайлович Аргамаков (1711-1757). Любопытно отметить тот факт, во время торжественного открытия университета, имя Ломоносова даже не было упомянуто. По мнению историка М. Т. Белявского, «Шувалов не только присвоил себе авторство проекта и славу создателя университета», но и «значительно испортил ломоносовский проект, внеся в него ряд положений, против которых с такой страстью боролся Ломоносов и другие передовые русские ученые в Академии наук» .

Университет непосредственно был подотчетен Правительствующему Сенату. Профессорско-преподавательский состав подлежал только университетскому суду с санкции куратора и директора. Главой университета являлся куратор, который назначал преподавателей, утверждал курсы лекций. Непосредственное управление осуществлял директор. Он был уполномочен управлять доходами университета, заботится о его благосостоянии. Решения директора утверждались куратором. Совещательным органом при директоре была Конференция профессоров - аналог современного ученого совета. Она состояла из трех профессоров и трех ассесоров университета.

В соответствии с планом М. В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. Показательно, что Московский университет был единственным в Европе, не имевшим в своем составе богословского факультета . Все потому что, Ломоносов решительно выступал против посягательств церкви на свободу научного творчества. Ломономов стремился к освобождению науки в России от опеки церкви. Эта идея нашла отражение в 4 параграфе его проекта: «Хотя во всяком Университете кроме философских наук и юриспруденции должно такожде предлагаемы быть богословские знания, однако попечение о богословии справедливо оставляется святейшему Синоду» .

Профессора на первых порах были большей частью приглашены из-за границы и только двое: Н. Н. Поповский - по словесности и философии и А. А. Барсов - по математике и словесности, а также преподаватель русского и латинского языков Ф. Я. Яремский были определены из воспитанников Петербургского Академического университета .

Ломоносов активно выступал за то, чтобы в первом русском университете лекции читались русскими профессорами и на русском языке. Правда, старания Ломоносова увенчались успехом только через три года после его смерти: согласно указу Екатерины II «для лучшего распространения в России наук начались лекции во всех трех факультетах природными Россиянами на Российском языке» .

Московский университет с самого начала отличался демократическим составом студентов и профессоров. Почти все они принадлежали к непривилегированным сословиям. Уже в преамбуле указа об учреждении университета отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев» . В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов приводил в пример западноевропейские университеты, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды» .

Шувалов как первый куратор университета приглашал для преподавания лучших европейских профессоров и преподавателей, лично занимался покупкой книг и пособий. 3 июля 1756 года была открыта университетская библиотека, одна из старейших в нашей стране. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки. московский университет ломоносов студент

Учреждение Московского университета и Академии художеств было лишь началом. Шувалов предполагал подвести под систему высших учебных заведений мощный фундамент - провинциальные гимназии и школы . Московский университет с первых лет своей деятельности вел большую работу по становлению и развитию в стране среднего образования, просвещения. Его просветительская деятельность способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия, Академия художеств в Петербурге, Малый театр .

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры . Таким образом, с появлением университета в Российской империи значительно возрос уровень образования в обществе, распространилось просвещение среди населения.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История медицинского университета им. Асфендиярова как одного из старейших казахских ВУЗов, его деятельность во время Великой Отечественной войны. Обзор факультетов и подразделений КНМУ. Биография и заслуги Асфендиярова. Ректоры университета, его символы.

    презентация , добавлен 31.03.2015

    Томский университет в дореволюционный период. Борьба за университет в Сибири, его открытие в Томске и за открытие новых факультетов. Процесс перестройки учебной работы. Продолжительность занятий. Составление переходных учебных планов и программ.

    реферат , добавлен 12.03.2014

    Путь становления личности М.В. Ломоносова. Обучение в славяно-греко-латинской академии. Открытие Московского университета. Теория "трех штилей" Ломоносова и борьба за русский язык. Развитие искусства мозаики. Болезнь и смерть великого ученого.

    презентация , добавлен 16.11.2011

    Состояние советского образования на пороге перемен как "исходная точка" для ее последующего реформирования. Теоретические аспекты анализа тенденций развития университетов России в 1990-х годах. Статистический сборник как источник по истории университетов.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2017

    Детство великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Путь в Москву. Учеба в "Спасских школах", Славяно-греко-латинской Академии. Изучение истории, физики, механики в Германии. Основание Московского университета. Последние годы жизни ученого.

    презентация , добавлен 27.02.2012

    Деятельность университета, состояние до войны и во время боевых действий. Учебный процесс института в 30-е гг. Профессорско-преподавательский состав Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры в довоенный период.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2010

    История создания и развитие университетов в Средние века. Монастырские, соборные и приходские школы в раннем Средневековье. Необходимость появления новых форм образования. Появление первых университетов. Учебный процесс в средневековом университете.

    реферат , добавлен 21.11.2014

    История усадьбы Петровско-Разумовской. Знаменитые выпускники Московского государственного агроинженерного университета. Государственные станции по исследованию и испытанию машин. Факультетская форма организации высшего агроинженерного образования.

    реферат , добавлен 29.05.2013

    История развития металлургии в России. Поездка за границу для обучения химии, горному делу и металлургии воспитанника академического университета М.В. Ломоносова. Обучение Ломоносова у крупного специалиста горнорудного дела и металлургии И. Генкеля.

    реферат , добавлен 16.03.2011

    Введение платы в высших учебных заведениях. Положение студентов-платников. Взимание платы за обучение. Стипендиаты. Обеспечение малоимущих. Жилищное положение стипендиатов. Персноальные стипендии. Девятая конференция профсоюзной секции студенчества.