Анализ умк габриеляна по химии. Методические рекомендации по изучению химии с использованием умк о. с. габриеляна и учетом требований фгос основного общего образования. Линия УМК по химии и новый образовательный стандарт

Последнее время тема различных азбук и алфавитов для меня лично стала просто животрепещущей. Мой годовалый сын увлекся буквами, причем увлекся серьезно, он видит их везде, по нескольку раз старается в меру возможностей повторить любой звук (я уже о том, что самым маленьким адекватнее называть звуки, а не буквы, со своим сыном я так и делаю), показывает в книжках, на вывесках, называет сам или просит называть меня.

Сейчас великое множество пособий и просто игрушек с алфавитом и буквами, но мне пришлось рассматривать их с пристрастием и дотошно выбирать варианты наиболее достойные моего маленького буквомана. Расскажу о том, что попадалось на глаза мне и что меня, мягко говоря, удивило.

Первый шедевр, который есть у нас дома, это «Морская азбука» , у нее несколько режимов, самым приличным из которых, по моему мнению, является тот, где просто играют мелодии, никак ровным счетом с буквами не связанные.

Все остальное весьма и весьма спорно. В первом режиме в ответ на нажатие кнопки с буквой мы слышим ее название «бэ», «ха» и т.п., и уже один из следующих режимов подтверждает мое твердое убеждение, что учить детей поначалу, да и для чтения вообще, нужно звукам, а совсем не буквам . «Морская азбука» просит составить какое-нибудь слово, например "рот", ты последовательно нажимаешь нужные буквы, она произносит «эр», «о», «тэ», после чего заключает «рот» и хвалит тебя за правильно выполненное задание. Я, конечно, рада, что я молодец, но даже мне взрослому, умеющему читать человеку не понятно, как из «эротэ» (я даже сейчас опущу свои ассоциации:) получилось «рот», и что, собственно, в этом правильного... И это я еще не говорю о чисто физическом недостатке - буквы рельефные, но цвета того же, что и фон кнопки, на которой они написаны, видно плохо и невнятно.

Еще задолго до проснувшегося у сына интереса к буквам я купила такую доску, которая в каталоге продукции гордо называется «русский алфавит» , признаться, я не рассмотрела ее на картинке, но, увидев ее уже дома, заключила, что это может быть что угодно, но никак не привычный русскому уху и глазу алфавит.

Как совершенно справедливо изрекла на днях моя подруга - «Не могу понять, почему людям вообще пришло в голову поменять половину букв местами...», а мой муж предположил, что этот алфавит призван разрушить устоявшиеся стереотипы:)

Да, причины подобных авторских перестановок в алфавите действительно совершенно не понятны, и, стоит ли говорить, последовательность букв русского алфавита на этом дидактическом материале давать не следует.
Еще одна важная вещь, на которую нужно обращать внимание, выбирая подобные алфавиты с картинками под каждую букву, состоит в том, что нарисованные картинки должны иметь однозначное, и первое приходящее в голову ребенку, название - таким образом, никакая буква «е», нарисованная рядом с «ёлкой» не переубедит ребенка, что на картинке не ёлка, а ель. Интересно, сами создатели тоже перед новым годом мечутся по городу в поисках ели, наряжают ель и хороводы водят вокруг ели? :)

И еще об одном моменте, на который мало кто обращает внимание, а, тем не менее, это очень важно и здорово может запутать еще не искушенных в чтении детей - многие звуки искажаются в некоторых позициях . Так например, согласные могут звучать мягко после смягчающих гласных, например, в слове «лев», а эта картинка (как и изображенная здесь лиса) очень популярна в азбуках на букве «л», звучит как «ль», а никак не «л», то же самое с очень популярными «диваном» и «мячом». А безударные гласные вообще могут «прикидываться» другими звуками, огромные проблемы в этом смысле с буквой «о», которая в ударной позиции и при этом в начале слова встречается очень редко, и большинство азбук предлагают нам услышать звук «о» в словах «обезьяна», «окно», «огурец» или «овца». Произнесите их, и если услышите вначале именно «о», я с удовольствием признаю, что была не права (может спасти нарисованный осел, если вы успеете быстро обозвать его осликом, азбук с картинкой «облако» или другими словами, где «о» это действительно «о» я лично не видела ни разу, если найдете и покажете, буду премного благодарна).

Беспроигрышным вариантом для нас явились буквы из набора магнитной азбуки , благо, тут испортить и правда мало что можно, правда для меня остается загадкой, на каком основании и с какой хитрой целью одни и те же буквы (в наборе по несколько одинаковых буковок) окрашены разными цветами и почему вообще буквы красного, синего, зеленого и желтого цветов.

Сейчас мой сын спасается в основном самодельными (мноюдельными) буквами и про наши игры с буквами я расскажу отдельно, равно как и про то, как выбрать правильный букварь, наверное...

А сейчас резюме, покупая ребенку азбуку или какие-то игры с буквами, следите за тем, чтобы :

Буквы были видны четко (что касается азбук с картинками, очень хорошо бы, чтобы картинки не наезжали на буквы, так как образ буквы должен быть понятным)
. все буквы были одного размера
. цвета букв были по возможности «классическими» (гласные - красные, согласные - синие, мягкий и твердый знаки - зеленые, или все буквы черные)
. картинки под буквами были узнаваемы и максимально похожими на настоящие
. предметы, изображенные на картинках трактовались однозначно и желательно, имели одно самое распространенное название, тогда изображенные предметы ребенок будет называть правильно (если возникает хоть малейшее сомнение, успейте назвать, что нарисовано на картинке, первыми, не дав ребенку простора для фантазии)
. названия соответствующих предметов реально начинались на тот звук, рядом с которым нарисованы (безударные гласные в начале слов могут звучать не так, как нужно услышать ребенку, чтобы узнать букву, смягчающие гласные после согласной, делают согласный звук мягким)
. азбуку электронную лучше не покупать совсем малышам, у которых еще сильно желание просто потыкать в кнопки - они будут жать все подряд, звуки будут произноситься в «куче» и такая же «куча-мала» будет у ребенка в голове.

Использованные в статье фотографии с сайтов.

Анализ УМК по химии

Анализ составила:

Ткаченко С.Н.,

учитель биологии и химии

МБОУ СОШ № 2 г. Кимовска

2013 год

Анализ УМК по химии для 8 -11 классов Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.

(издательство «Просвещение»)

Состав УМК «Химия» для 8-11 классов:


  • Программа курса химии для 8- 9 классов общеобразовательных учреждений, программа курса химии для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).

  • Учебники с приложением на электронном носителе. 8, 9, 10(базовый уровень), 11(базовый уровень) классы. Авторы: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

  • Рабочие тетради. 8, 9 классы.

  • Задачник с «помощником». 8-9 классы, 10-11 классы. Авторы: Гара Н.Н., Габрусева Н.И.

  • Дидактические материалы. 8-9 классы. Радецкий А.М.

  • Дидактические материалы. 10-11 классы.

  • Пособия для учителя. 8, 9, 10(базовый уровень), 11(базовый уровень) классы.
Программы разработаны к учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана для 8 и 9 классов, а также для 10 – 11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учреждений. Структура и содержание программ соответствую т федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
Программа для 8-9 классов
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций. Изучение органической химии основано на учении А.М. Бутлерова о химическом строении веществ. В изучении курса большая роль отводится химическому эксперименту.
Программа для 10 - 11 классов (базовый уровень)

Программа составлена на базовом уровне в двух вариантах: 140 ч/год (2ч/нед.) и 70 ч/год (1 ч/нед.). Эта программа рекомендована обучающимся, которые не выбрали свою будущую специальность, связанную с химией.

Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8-9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Курс 10 класса – органическая химия, теоретическую основу которой составляет теория строения органических соединений.

Весь курс пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.

Курс 11 класса – это систематизация, обобщение, углубление знаний о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах.

Программа курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.
Учебники химии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана, приведенные в соответствие с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта, сохранили свои лучшие качества - традиционность, фундаментальность, четкую структуру, которые сочетаются с живой, занимательной и доступной формой изложения. Материал учебников представлен последовательно, логично, имеет строгую структуру, что позволяет моделировать образовательный процесс с использованием современных технологий. Уточнены в соответствии с современными научными представлениями некоторые понятия и определения, добавлены новые параграфы. Доступно и кратко изложен теоретический материал, в параграфах имеются портреты ученых и аннотации их важнейших открытий; рубрика «Знаете ли вы что…» позволяет получить дополнительные знания необходимые в жизни. Все это в целом способствует воспитанию у обучающихся общекультурных и общечеловеческих ценностей.

Дифференцированный подход к изложению заданий и упражнений в конце параграфов позволяет выявить уровень усвоения предмета. Ключевые темы курса химии раскрыты логично, последовательно, выдержан принцип научности материала. Сводные таблицы химических свойств позволяют концентрировать внимание учащихся на их изучении. В учебнике прослеживаются межпредметные связи. Несомненным достоинством учебников является иллюстративный ряд; он подобран удачно и, самое главное, информативен. Его отличает простота, доступность, четкость изображения, отсутствие лишних деталей, отвлекающих внимание школьников, полное соответствие излагаемому материалу, соответствие возрастным и психоэмоциональным особенностям обучающихся соответствующего класса.

Учебники выходят вместе с электронным приложением, на котором есть весь учебник, необходимые таблицы, множество изображений и видео лабораторных опытов, иллюстрирующих способы получения и свойства химических соединений.

Учебники, входящие в состав учебно-методического комплекса, включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Все они соответствуют требованиям федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта, концепции модернизации российского образования.
Электронные приложения к учебнику являются составной частью УМК «Химии» Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. Структура приложения соответствует структуре учебника, электронный разворот полностью тождественен развороту учебника. На электронном развороте в виде активных зон выделены наиболее важные компоненты содержания. Это превращает электронный разворот в своеобразный опорный конспект. Каждая из выделенных активных зон содержит разнообразные дополнительные мультимедиаресурсы: красочные анимации; биографии; проверочные тестовые задания; интерактивные модели молекул; дополнительные текстовые материалы; словарь химических терминов; интерактивная периодическая система Д.И. Менделеева; примеры решения задач. Всего электронное приложение включает более 1200 мультимедиаресурсов.
Рабочие тетради предназначены для выполнения домашних заданий, закрепления пройденного материала, самостоятельной проверки знаний, подготовки к контрольным работам.
Задачник с «помощником» содержит краткие сведения, алгоритмы решения расчетных задач по химии, задачи и тестовые задания. Может использоваться для выполнения домашних заданий, самостоятельной проверки знаний, подготовки к контрольным работам и итоговой аттестации за курс основной школы.
Дидактические материалы переработаны в соответствии с изложением материала в учебниках 8 и 9 классов, 10 и 11 классов Г.Е Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. Каждая работа дидактического пособия содержит четыре варианта заданий. Задания различаются дидактическими целями: одни из них требуют от учащихся простого воспроизведения материала, другие заставляют сравнивать и анализировать, для выполнения третьих необходимо творческое осмысление и применение знаний в новых ситуациях. Приведены задания для итоговой проверки знаний учащихся. Пособие можно использовать с любыми учебниками для основной школы.
В пособии для учителя к учебникам для каждого урока определены тема, цель, основные понятия, планируемые результаты обучения, краткое содержание, домашнее задание. В пособие включены также примеры контрольных и проверочных работ, тестовых заданий. Приведены алгоритмы составления химических формул, уравнений реакций, решений расчетных задач.


предмет

название учебной программы

используемые учебники (наименование, автор, год издания)

используемые пособия для учителя

и для учащихся


Химия,



Химия: неорган. химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

Для учителя:

1. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

Для учащихся:

2. Химия. Рабочая тетрадь. 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Н.Габрусева . – М., Просвещение, 2012.


Химия,

Н.Н. Гара. Программы общеобразовательных учреждений: Химия: 8-9 классы, 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2008

Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

Для учителя:

1. Гара Н.Н. Химия: уроки в 9 классе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
2. Химия. Дидактический материал. 8 - 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение, 2011.
Для учащихся:

1. Химия. Задачник с «помощником». 8 -9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева. – М.: Просвещение, 2011.

2. Химия. Рабочая тетрадь. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Н.Габрусева . – М., Просвещение, 2012.


Химия, 10 класс

(базовый уровень)




Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2012.

Для учителя:

1.Гара Н.Н. Химия. Уроки в 10 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

Для учащихся :


Химия,

(базовый уровень)


Н.Н. Гара. Программы общеобразовательных учреждений: Химия: 8-9 классы, 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2008.

Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

Для учителя:

1.Гара Н.Н. Химия. Уроки в 11 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
2. Химия. Дидактический материал. 10 - 11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение, 2011.
3. Радецкий А.М. Контрольные работы по химии в 10-11 классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006.

Для учащихся :

1. Химия. Задачник с «помощником». 10 -11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева. – М.: Просвещение, 2011.


Мультимедийные приложения:

  • Электронное приложение к учебнику Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

  • Электронное приложение к учебнику Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

  • Электронное приложение к учебнику Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2012.

  • Электронное приложение к учебнику Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.

Недостатками представленного учебно-методического комплекта считаю:


  • Размещение упражнений и заданий после нескольких подряд идущих параграфов. Необходимо, чтобы каждый параграф завершался системой дифференцированных заданий - от репродуктивных к исследовательским.

  • Небольшое количество тестовых заданий, которые необходимы современному школьнику при подготовке к ГИА и к ЕГЭ.

  • Рабочая программа предполагает изучение химии в 10 -м и 11- м классах на базовом уровне по 1-му часу в неделю (34 часа в год), а теоретический материал учебника рассчитан на 2 часа в неделю.

  • Небольшое количество расчетных задач в учебнике 11 класса.

В учебниках химии О.С. Габриеляна наиболее доступно изложен материал для обучающихся, задания в конце параграфов направлены на формирование различных УУД.

В УМК хотелось бы добавить направления проектных и исследовательских работ и справочник по химии для подготовки в ВУЗы.

Пятых Татьяна Васильевна , учитель химии и биологии МАОУВ(С)ОШ № 13 города Тюмени

Многие из нас уже много лет преподают по УМК Габриеляна О.С., а увидеть его на вашем вебинаре было для меня настоящим удовольствием! Как приятно, что автор таких заслуженных учебников может пообщаться с людьми с разных уголков нашей родины! Спасибо за ваши вебинары по химии.

Керчинская Р.К , учитель химии, г. Ейск

Посмотрела всю серию вебинаров Ахметова М.А. Иногда была плохая связь, но всё равно большое спасибо за возможность проконсультироваться по вопросам, которые меня волновали в ходе подготовки моих учеников к ЕГЭ! С сентября опять начинаю смотреть ваши вебинары по химии!

Филимонова П.У. , учитель химии и биологии, г. Гусь-Хрустальный

Плюсы УМК по химии О. С. Габриеляна: четкость изложения материала, красочность, примеры из жизни и истории. Очень бы хотелось, чтобы было электронное приложение для учителей: планирование в ворде с датами по плану и по факту, с домашними заданиями.

Шевченко Алла Вячеславрвна , учитель химии МБОУ лицей N4, Воронеж

Все учебники имеют глубоко продуманную, выверенную, научно и методически обоснованную структуру. УМК полностью соответствует ФГОС нового поколения, позволяет в полной мере осуществлять системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию, способствующий развитию ключевых компетенций, формированию универсальных учебных действий.

Наличие рабочих тетрадей и тетрадей для лабораторных и практических работ позволяет экономить время обучающихся, кроме этого, рабочие тетради являются незаменимыми учебными пособиями при подготовке учащихся к будущей сдаче ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ.

Е. Г. Зубцова , учитель химии и биологии МОУ СОШ №17 г. Подольска Московской области

Логика построения курса, которая предполагает совершенствование знаний по концентрическому принципу построения программ, понятна школьникам и вместе с тем соответствует логике вузовских учебников.

Учет системно-деятельного подхода, активное освоение учащимися универсальных учебных действий на содержательном материале химической науки с сохранением знаниевой составляющей школьного курса химии - вот основные характеристики УМК.

Учебники написаны внятно и грамотно.

Т. Е. Деглина , учитель химии МОУ «Гимназия №1» г. Воскресенска Московской области

УМК содержит весь необходимый теоретический и практический материал, предусмотренный государственным образовательным стандартом по химии.