Урок чтения полевой последний день матвея кузьмина. Открытый урок по литературному чтению по произведению Б.Полевого "Последний день Матвея Кузьмина". Мбоу семьянская средняя школа

Цели и задачи урока: воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова; отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям; учить работать с текстом; прививать уважение к людям, защищавшим свободу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками; содействовать формированию чувства патриотизма и любви к родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема: Борис Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

Цели и задачи: воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова, отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, учить работать с текстом, прививать уважение у людям, защищавшим свободу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, содействовать формированию чувства патриотизма, любви к Родине.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, проверьте, есть ли всё необходимое к уроку.

1.Актуализация знаний, постановка целей урока.

Ребята, давайте вспомним, как называется рассказ, который вы прочитали дома?

Сегодня нам предстоит поработать над текстом этого произведения, подумать какова главная мысль прочитанного. Но для начала давайте вспомним, во время какой войны происходят события, описанные в рассказе?

Кто с кем воевал? Почему?

Чтобы окунуться в события тех далёких дней, хочу вам представить фотографии картин, которые помогут нам понять, как выглядит война глазами художников.

Демонстрация слайдов на военную тематику.

3. Подготовка к восприятию.

Учитель

Прошло более 60 лет с тех пор, как закончилась самая кровопролитная война. По вине фашистской Германии во главе с Адольфом Гитлером были втянуты в войну десятки государств, миллионы людей. Основной задачей Гитлера было победить нашу страну. Гитлер твердил, что нужно стереть с лица земли и уничтожить наш народ. На оккупированной (захваченной немцами) территории фашисты уничтожали целые деревни, убивали, сжигали мирных жителей: женщин, стариков, детей. Не щадили никого. Фашисты хотели подчинить себе весь мир. Свою нацию, немецкую, они считали избранной, особенной, а люди других национальностей должны подчиняться, работать на них. Но планы фашистской Германии были сорваны победой нашего народа, нашей страны.

Высокую цену заплатил народ за эту победу. Она унесла жизни 50 миллионов людей.) На доске запись - 50000000)

День Победы над фашизмом знает весь мир? Когда мы празднуем его?

Ученик

Учитель

Мы шли к этому дню 4 года. Этого праздника люди ждали 1418 дней и ночей. И за этот день мы благодарим тех, кто ценою своей жизни отвоевал свободу на Земле, спас от фашизма народы всего мира.

Победу над фашистами старался приблизить каждый. Кто работал на колхозных полях, обеспечивая продовольствием армию, кто работал на военных заводах, в госпиталях. В борьбу вступали и стар, и млад. Именно о таких людях, а точнее о таком человеке вы узнали из документального рассказа Бориса Полевого.

Как вы понимаете слово «документальный»?

Ученик

В рассказе написано о том, что было на самом деле.

Учитель

Совершенно верно.

Борис Полевой - это псевдоним автора. Настоящая фамилия - Кампов Борис Николаевич. Годы жизни писателя 1908-1981. Борис Полевой был военным корреспондентом. Его книги - живая правда тех военных лет. Многим читателям он известен по произведению «Повесть о настоящем человеке». Его герой, военный лётчик - Алексей Маресьев, был сбит немецким самолетом. Будучи раненым, без сил он пробирался к своим. Получив обморожение ног, а затем и ампутацию конечностей, он нашёл в себе мужество снова сесть за штурвал самолёта и продолжать борьбу с фашистами. Был снят фильм о подвиге этого человека. Я вам советую прочитать книгу Бориса Полевого «Повесть…»

В мирное время Борис Полевой был главным редактором известного в своё время журнала «Юность»

Наш рассказ - это услышанная Борисом Полевым история жителей одной из деревень, которая оказалась на оккупированной немцами территории.

Какие чувства у вас вызвал рассказ? (Высказывания детей)

Какие слова вам были непонятны? (Словарная работа)

3. Обсуждение прочитанного, работа с текстом.

Назовите главного героя.

Матвей Кузьмин

Давайте попробуем воссоздать портрет этого человека.

В своих высказываниях вы можете обратиться к страницам текста.

На доске записаны пункты характеристики героя:

  1. Внешность.
  2. Характер.
  3. Занятия.
  4. Отношения с односельчанами.

1. Перевалило за 80 лет, лысоват, седые волосы, борода, плохо слышал.

2. Нелюдим, замкнут, угрюм, необщителен.

3. Сторожил, охотничал, воспитывал сироту внучонка Васю.

4. Сторонились, побаивались.

Что мы узнали про деревню, где жил Матвей Кузьмин? (с. 23)

С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона? (Стать старостой).

Как вы думаете? Что должен был делать староста при фашистах? 9Помогать немцам, доносить на односельчан)

Согласился ли Матвей Кузьмин? (Нет) Почему? Найдите в тексте. (с.23)

Что же потом заставило немцев вновь обратиться к деду Матвею? (Понадобился проводник, знающий лесные тропы, чтобы помог вывести в распоряжение советской армии и атаковать без боя).

Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера Отметьте карандашом слова офицера (О), слова Матвея (М), слова автора (А). Найдите слова в тексте, которые подскажут, как надо читать, с какой интонацией.

Приготовьтесь к чтению по ролям. Постарайтесь передать картину, происходящую в комендатуре.

Чтение диалога с. 25

Молодцы, справились с задачей.

Как отреагировали колхозники, наблюдавшие за Матвеем?

Из рассказа вы узнали, что Матвей Кузьмин вёл немцев по целине. Как вы думаете, почему? (Старик старался вымотать силы немцам)

Найдите фрагмент, где говорится о том, как враги теряли силы. (с.26)

Что было задумано Матвеем Кузьминым?

Удалась ли попытка немцев прорваться в распоряжение советских войск?

Кто помог деду Матвею? (Внук Вася и бойцы советской армии)

Почему Матвей торжествующе улыбается в последнее утро своей жизни? (Понимал что погибнет)

Подготовила выразительное чтение отрывка ____________________________________

Можно ли назвать поступок Матвея Кузьмина подвигом?

Матвей Кузьмин посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

Какова главная мысль рассказа?

Отражают ли главную мысль рассказа пословицы «Лучше смерть славная, чем жизнь позорная», «Драться насмерть - завоевать бессмертие».

Объясните, как вы понимаете.

4. Итог урока.

Ребята, над каким произведение мы работали на уроке?

Какие чувства у вас вызвал поступок героя?

5. Дома.

Книги о подвигах.с.30-31 Выразительное чтение

С п ра вочный материал.

На отшибе - в стороне.

Постой - с т оянка.

Чурается - избегает.

Ком е н датура - помещение , где располагались фашисты , кото ры е следили за наведением своих порядков в занятом ими се ле.

Ста р оста - назначенное лицо для ведения дел какого- нибудь н ебол ьш ого коллектива .

За с корузлый - шершавый , огрубевший.

Це ли на - еще не паханная , не подвергавшаяся обработке земля.

П ер едовые заставы - войска, несущие охрану.

О гн евые позиции - места расположения артиллерийских орудий и войск.

Авангард - часть войск , находящаяся впереди главных сил.

Маскхалат - маскировочный халат, делающий лыжн иков незаметными на снегу.

Сельхозартель (сельскохозяйственная артель) - коллективное хозяйство.

Слюда - прозрачный слоистый минерал.

Треух - старое название тёплой мужской шапки с наушниками и опускающимся задком.

Холщовая сумка - льняная, из толстой пряжи, кустарной выделки


Цели урока:

А) Знакомство детей с биографией и творчеством Б.Полевого, с подвигом героя СССР Матвея Кузьмина.

Б) Воспитание в детях любви к Родине, патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей страны.

В) Развитие навыков беглого, осознанного чтения; развитие логического мышления, кругозора учащихся.

Г) Умение отстаивать свою точку зрения, давать развернутые, связные ответы.

Оборудование: карточки с заданиями, ТСО, презентация.

Проект урока
А. Учитель знакомит детей с темой урока. Дети самостоятельно пытаются выполнить задания.
Б. Выполнение заданий:
1 уровень. Чтение рассказа. Ответы на вопросы по содержанию текста.
2 уровень. Ответы на вопросы на понимание прочитанного.
3 уровень. Минисочинение.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Целеполагание.

Сообщение темы и цели урока.

Ставят себе цель выполнить все задания и достичь желаемой оценки

Просмотр презентации.

Показ презентации.

Просматривают презентацию и знакомятся с новым материалом.

Чтение рассказа и ответы на вопросы карточек.

Организует детей на самостоятельную работу. Помогает некоторым ученикам.

Читают рассказ, самостоятельно отвечают на вопросы карточек.

Разбор вопросов задания

Задает вопросы, дает детям высказать свое мнение.

Высказывают свое мнение, дают ответы на вопросы учителя.

Рефлексия

Подводит итог урока.

Сравнивают и оценивают свои результаты.

Домашняя работа.

Объясняет задание.

По желанию записывают задание.

Подбери синонимы к словам:
Нелюдим- дикарь, затворник, угрюмый, хмурый, замкнутый, отшельник.
Чурается - сторонится, избегает.
Батальон- подразделение или воинская часть, численностью 350-500 человек.
Двустволка - ружьё с двумя стволами.
Ваше благородие - обращение к лицам благородного, дворянского происхождения.
Целина - место, где не ходили люди.
Авангард - передняя часть отряда.
Маскхалат - военная одежда для маскировки.

Карточка 1.
1. Как к Матвею относились остальные жители?
2. Опиши семью Матвея.
3. Для чего Матвей понадобился немцам?
4. Что предложили немцы Матвею за работу?
5. Куда Матвей отправил внука Васю?
6. Как вел себя Матвей на поляне?
7. Кто убил Матвея?
8. Где и как похоронили Матвея?

Карточка 2.
1. Почему из всех жителей на должность старосты немцы выбрали Матвея?
2. Для чего старик торговался с немецким офицером?
3.Зачем Матвей так долго водил фашистов по лесу?
4.«Торжествующая улыбка выскользнула из-под зарослей бороды, разбежалась лучиками морщин.»
Чему так торжествующе он улыбался?
5.«Матвей Кузьмин стоял на холмике с обнаженной головой…Глаза его….насмешливо сверкали из-под дремучих бровей…. Мгновенье он (офицер) с ужасом смотрел на этого лесного человека…»
Почему Матвей снял шапку?
Чему ужасался немецкий офицер?
6. Почему этого нелюдимого человека хоронили с военными почестями?

Карточка 3.
Как ты думаешь, кто такой герой?
Кого можно назвать героем?

Скачать презентацию к уроку boris_polevoy.zip

Мамонтова Ольга Викторовна
МОУ Лицей № 52 г. Уфа Республика Башкортостан
[email protected]

«Уточняющие члены предложения» - Правильный вариант. Утром в трех километрах от города приземлился самолет. Условия обособления. Зимой, особенно в феврале, здесь дуют свирепые бураны. Тренировочные упражнения. В горах в начале июля встретились альпинисты. Утром в седьмом часу в трех километрах от города приземлился самолет. Молодая, лет двадцати, девушка ехала одна.

«ФГОС по обществознание» - Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы. Изменения в учебных планах. Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода. Структура примерной программы по обществознанию. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе.

«Текстовый редактор и текстовый процессор» - Что такое текстовый редактор и процессор? Word по привычке продолжают называть тектовым редактором. Основные функции текстовых процессоров. Основные элементы текстового документа. А также есть возможности ручной и автоматической вставки даты и времени создания документа. Более совершенной программой является WordPad, местонахождение: Пуск/ Программы/ Стандартные/ WordPad.

«Математический вечер» - Конкурс песен. Красота. Математический вечер. Древнегреческая задача. Свойства чисел. Живой арифмометр. Общий множитель. Математический курьез. Числа. Автобус. Сравнение. Конкурс капитанов. Конкурс художественной самодеятельности. Математическая рыбалка. Какие цифры скрыты здесь. Загадочный курьез.

«Связь слов в словосочетании» - Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ. Советы, которые помогут избежать ошибок при выполнении упражнений. В центре внимания - зависимое слово. Каша из гречки. Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ. Замените словосочетание ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ. Примыкание. Главное слово оставляем без изменения. Ком снега.

«Еда» - Суши, Окорочка, Ветчина, Шашлык, Котлеты, Омлет, Стейк, Салат, Сэндвич, Суп, Барбекю, Рыба, Мясо, Рис, Колбаса, Фасоль, Спагетти, Картофель фри, Запечённая курица, Чипсы, Жареные сосиски,

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Индивидуальный проект мультимедийного урока

слушателя КПК « Инновационные технологии организации учебной деятельности

младшего школьника в современных условиях »

Выполнила: Тарасова Валентина Серафимовна МБОУ «Красноузельская СОШ» Ромодановского района РМ учитель начальных классов

Предмет : Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: знакомство с новым произведением

Тема урока: Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

Цель урока : создание условий для формирования читательских компетенция младших школьников (комплексная работа с текстом, подробный анализ литературного произведения).

Задачи (планируемые результаты)

Предметные :

применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое); испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; отвечать на вопросы по содержанию словами текста; читать по ролям.

Личностные:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Метапредметные:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности; высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной – читательской деятельности. (регулятивные УУД).

слушать и понимать речь других; задавать вопросы; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. ( коммуникативные УУД)

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, драматизация, словесное рисование); создавать собственные небольшие тексты на основе художественного произведения, по серии иллюстраций к произведению; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); строить рассуждения. (познавательные УУД).

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)

    Организационный момент

Ребята, я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке литературного чтения. Надеюсь, что урок будет продуктивный. Как вы думаете, какой урок можно назвать продуктивным?

Ответы детей.

умение организовывать рабочее место; умение организовывать рабочее место (регулятивные) ;

умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний

Совершенно верно, урок, по окончании которого мы создадим какой-то продукт, от которого мы с вами получим эмоциональное удовольствие, на котором мы получим новые знания, совершим открытия, пообщаемся друг с другом, и будет продуктивным.

О чём говорят эти цифры?

1941 - 1945.

На доске фотография “Бориса Полевого”.

Кто этот человек?

Можете ли вы вязать цифры и имя?

Принимал ли участие в военных действиях писатель Борис Николаевич Полевой? (В учебнике есть информационная справка )

Дети: Нет, он был военным корреспондентом. Он писал заметки в газету о ходе войны, о людях, которые воевали и становились героями.

Я предлагаю вам познакомиться с его биографией, поработать группами в течение трёх минут, выбрать наиболее значимые факты биографии Б. Полевого и познакомить с ними класс.

Готовясь к этому уроку, я натолкнулась на письмо. Послушайте его внимательно и попробуйте определить, кто написал его.

«Милый Вилли, ...поздравь меня: я сегодня, кажется, одержал большую и, признаюсь, неожиданную победу. Я нашел ключ к этой проклятой загадочной русской душе, которая доставляет нам столько хлопот. Ничего нового, дорогой брат, это … денежки, мой милый, обычные, умело преподнесенные денежки, которые, к сожалению, в этой стране мы мало предлагаем, полагая, что эти советские русские - народ особенный… . Ты помнишь, я тебе писал в январе о местном охотнике … . Сегодня я проэкспериментировал на нем, и представь себе, дорогой Вилли, эксперимент блестяще удался. Для виду поколебавшись, он согласился доставить нас сегодня... Ну вот, Курт уже докладывает мне, что батальон готов выступать. Прощай, любимый брат, обнимаю тебя, как прежде, а письмо, видимо, придется дописать в другой раз...»

Его написал немецкий офицер. Как догадались?

Кому предназначалось это письмо? (Брату немецкого офицера)

О чём и о ком писал офицер?(Об охотнике, об эксперименте, о том, что охотник поколебался, но взял деньги.)

Вы уже догадались, кто был этот охотник и этот офицер? (Да, это Матвей Кузьмин и фашистский офицер.)

Какое настроение было у офицера в этот момент? Почему? (Он торжествовал, думая, что одержал победу.)

Дети кратко отвечают, о чем им говорят эти цифры.

Дети рассказывают, что это корреспондент, писатель.

Ответы детей.

Дети работают группами.

Рассуждение детей.

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (к оммуникативные УУД )

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера,строить рассуждения(познавательные УУД )

III. Постановка цели урока

- Как вы думаете, какому произведению мы уже посвящаем сегодняшний урок?

Дети: «Последний день Матвея Кузьмина».

Действительно. Все соединилось. 1941-1945. Борис Полевой. Последний день Матвея Кузьмина.

Кто из вас может назвать жанр этого произведения? (Документальный рассказ.)

А что означает слово «документальный»?

При работе с историческими документами, или с документальными рассказами мы часто встречаем специальные или устаревшие слова. И в этом рассказе много сносок. Как вы думаете, почему?

(В рассказе много устаревших слов, а также тех, которые мы не используем в мирной жизни.)

Ответы детей.

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД )

IV. Открытие нового

Учитель читает рассказ. Дети слушают, следят по учебнику.

Представьте себе, что вы перенеслись в 1942 год. Вы главный редактор газеты “Правда” для которой Борис Полевой должен написать рассказ о героическом подвиге Матвея Кузьмина. Какое задание вы бы ему дали?

Ваше мнение мне понятно, а каким мы видим Матвея Кузьмина в начале рассказа Полевого? (Он был нелюдимым, неразговорчивым, жил на отшибе.)

Что означает слово «нелюдимый»? Подберите к этому слову синонимы.

Сколько ему было лет? (Больше 80-ти.)

Как к Матвею относились колхозники? (Они не понимали его)

формировать

совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения.

Ответы детей: дикарь, затворник, угрюмый, хмурый, замкнутый, отшельник .

умение работать с текстом; умение выделять существенное (познавательные УУД );

личностные УУД ).

V. Физкультминутка

Дежурные проводят физкультминутку сами

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Лидерство и согласованность действий с партнерами (коммуникативные УУД )

VI . Продолжение работы с текстом

Почему фашисты предложили именно Матвею стать старостой, а потом проводником для лыжного батальона? (Потому, что он не общался с людьми, был мрачным, замкнутым, но в то же время знал все тропинки в лесу)

Как вы думаете, зачем Матвей стал торговаться с немецким офицером? (Чтобы офицер ничего не заподозрил.)

Как колхозники отнеслись к тому, что Матвей согласился стать проводником у немцев? Найдите в тексте и прочитайте.

Дети цитируют текст.

Умение работать с текстом, (познавательные УУД )

VI. Первичное закрепление

Рассмотрите иллюстративный ряд. В какой момент вы чувствуете, что Матвей изображает предателя? Когда мы видим истинное лицо этого человека и понимаем, что перед нами герой?

Каждой группе предстоит найти в тексте отрывок, соответствующий одной из иллюстраций и подумать, каким интересным способом вы могли бы представить этот отрывок классу: выразительно прочитать, прочитать по ролям, инсценировать, пересказать.

(Идёт обсуждение в группах. 1 иллюстрация – для 1 группы, 2 иллюстрация – для 2 группы и 3 иллюстрация – для 3 группы).

формировать представление об идее художественного произведения;

лидерство и согласованность действий с партнерами; умение работать с текстом; (коммуникативные УУД).

VIII. Рефлексия

Какую цель мы ставили в начале урока? (Познакомиться с новым произведением)

Достигли мы этой цели? (Да)

Оценивать правильность выполнения заданий (регулятивные УУД).

VIX. Итог урока

Прочитайте, как похоронили Матвея и постарайтесь объяснить, почему это произошло именно так. (Его похоронили как офицера, с воинскими почестями.)

И так как рассказ документальный, то и герой тоже невымышленный, а настоящий.

Удалось ли Полевому создать образ героя в этом рассказе?

Как называется поступок, совершённый Матвеем Кузьминым? (Подвиг)

Что такое подвиг?

Словарь.

формировать представление об идее художественного произведения.

умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм (личностные УУД ) .

XX. Домашнее задание.

- Предлагаю вам написать дома заметку о Матвее Кузьмине или приготовить сообщение о каком-либо Герое Советского Союза.

МБОУ СОШ № 137 г.о. Самара

Методическая разработка

урока литературного чтения в 4 классе по произведению

Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»

высшей квалификационной категории

Клементьева Тамара Анатольевна

2013 г.

ЦЕЛЬ УРОКА : создание условий для формирования читательских компетенция младших школьников (комплексная работа с текстом, подробный анализ литературного произведения).

ЗАДАЧИ:

образовательные: способствовать формированию умения различать субъективную и объективную информацию, умения аргументировать свою точку зрения, делать выводы по содержанию текста;

развивающие: содействовать развитию аналитических видов работы с текстом, умению кратко и подробно характеризовать героев; способствовать развитию умения находить в тексте материал для характеристики героя, составлять монологические высказывания.

воспитательные: формировать чувство гордости за свою страну и свой народ, чувство долга, ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация, постановка цели урока.

Ребята, урок мы начнем с прослушивания песни.

(Звучит песня «Вставай, страна огромная») (слайд 2)

К какому времени относится эта песня?

Почему звучит такой призыв?

Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? (слайд 3)

Кто встал на защиту нашей Родины?

Можно ли отнести рассказ, который вы прочитали дома, к теме «Великая Отечественная война»? Докажите.

  1. Постановка цели урока.

Сегодня мы будем работать над произведением Бориса Полевого «Последний день Матвея Кузьмин» (слайд 5)

О ком это произведение? (слайд 6)

Давайте посмотрим видеофильм о Матвее Кузьмине из рубрики «Герои Победы»

  1. Работа по тексту
  1. Беседа

Каким показан Матвей Кузьмин в начале рассказа? (слайд 7)

Почему сторонились его односельчане?

За что уважали Матвея Кузьмина сельчане? (слайд 8)

2. Обсуждение прочитанного, работа с текстом.

  1. С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона? (слайд 9)
  2. Почему немцы именно его хотели сделать старостой?
  3. Как вел себя Матвей с немцами?
  4. Как бы вы назвали такое чувство и такой поступок?
  1. Работа в группах
  1. Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера. Подготовьте этот отрывок к чтению по ролям.

Чтение по ролям.

ФИЗМИНУТКА

  1. Выборочное чтение
  1. Найдите места в рассказе, где дано описание природы. Как она отвечала настроению действующих лиц?
  2. Почему Матвей вел немцев таким путем? (слайд 10)
  3. А как изменилась природа и настроение Матвея, когда он привел немцев к назначенному месту?
  4. Как вели себя Матвей Кузьмин и немцы во время боя? Перечитайте эти места в рассказе. Что испытывал при этом Матвей? Как это выражалось в его поведении?
  1. Самостоятельная работа с текстом.
  1. Прочитайте последние два абзаца рассказа.
  2. Почему 80-летнего старика, который нигде не служил, хоронили с военными почестями «как бывалого офицера»? (слайд 11)

ДЛЯ СПРАВКИ: В газете «Великолукская правда» было напечатано стихотворение «России сын». (слайд 12)

V.Обобщение.

Ребята, над каким произведение мы работали на уроке?

Какие чувства у вас вызвал поступок героя? (слайд 13)

Как вы считаете, нужен ли был наш сегодняшний урок? Для чего?