Малые да удалые. Малые, да удалые Пословица маленький да удаленький

    Малъ да удалъ. Малъ золотникъ, да дорогъ (увѣсистъ). Малъ золотникъ, да золото вѣсятъ; великъ верблюдъ, да воду возитъ. Ср. Petite cloche, grand son. Ср. Klein, aber fein. Ср. Corporis exigui vires contemnere noli: Ingenio pollet, cui vim natura… …

    Мал золотник, да дорог (увесист). Мал золотник, да золото весят; велик верблюд, да воду возит. Ср. Petite cloche, grand son. Ср. Klein, aber fein. Ср. Corporis exigui vires contemnere noli: Ingenio pollet, cui vim natura negavit. Не презирай силы …

    - (веник банный и платяной). См. ДВОР ДОМ ХОЗЯЙСТВО …

    Великохонек, да плохонек, а и маленек, да умненек. Широка рогожа, да грош ей цена. Ср. Велика Федора да дура, а Иван мал да удал: им было бы выждать, покуда он взойдет в тесные ворота дворцовые, и захватить сзади, а они, не поглядев в святцы, да… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Велика Ѳедора, да дура: а Иванъ малъ, да удалъ. Великохонекъ, да плохонекъ, а и маленекъ, да умненекъ. Широка рогожа, да грошъ ей цѣна. Ср. Велика Ѳедора да дура, а Иванъ малъ да удалъ: имъ было бы выждать, покуда онъ взойдетъ въ тѣсныя ворота… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Велика Федора, да дура, а Иван мал, да удал. См. МНОГО МАЛО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    См. Великонек, да диконек … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    См. Маленький, да удаленький … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Редко, да метко. Раз, да горазд. Есть притча короче носа птичья (а хороша). И один глаз, да зорок, не надобно сорок. И одна корова, да жрать здорова. Мелка река, да круты берега. Не широк поток, а держит. Не велик, да широк кафтан короток.… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    МАЛЫЙ, сравн.: меньший, превосходная: малейший. зап. мнейший, сев. малеющий; небольшой, невеликий; короткий, низкий; узкий, тесный; молодой, недоросший; негодный по короткости своей; б.ч. употр. маленький. Малые дети, малый ребенок; малое стадо,… … Толковый словарь Даля

Книги

  • Доброе слово , Владимир Гольдфельд. В. Гольдфельд - известный советский драматург. Он много и плодотворно работает в одном из труднейших видов драматургии - в области сказки. В течение многих лет пьесыего пользуются неизменным…
  • Сказочная полянка. Русские народные сказки , . В книге собраны двадцать три русские народные сказки в современной литературной обработке для детей дошкольного и младшего школьного возраста, богато проиллюстрированные многочисленными…

Мал да удал

Мал золотник, да дорог (увесист).

Мал золотник, да золото весят; велик верблюд, да воду возит.

Ср. Petite cloche, grand son.

Ср. Klein, aber fein.

Ср. Corporis exigui vires contemnere noli :

Ingenio pollet, cui vim natura negavit.

Не презирай силы (телесные) маленького человека,

Умом берет, кому природа отказала в силе.

Cato. 2, 9.

См. велика Федора, да дура .


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "мал да удал" в других словарях:

    Малъ да удалъ. Малъ золотникъ, да дорогъ (увѣсистъ). Малъ золотникъ, да золото вѣсятъ; великъ верблюдъ, да воду возитъ. Ср. Petite cloche, grand son. Ср. Klein, aber fein. Ср. Corporis exigui vires contemnere noli: Ingenio pollet, cui vim natura… …

    - (веник банный и платяной). См. ДВОР ДОМ ХОЗЯЙСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Великохонек, да плохонек, а и маленек, да умненек. Широка рогожа, да грош ей цена. Ср. Велика Федора да дура, а Иван мал да удал: им было бы выждать, покуда он взойдет в тесные ворота дворцовые, и захватить сзади, а они, не поглядев в святцы, да… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Велика Ѳедора, да дура: а Иванъ малъ, да удалъ. Великохонекъ, да плохонекъ, а и маленекъ, да умненекъ. Широка рогожа, да грошъ ей цѣна. Ср. Велика Ѳедора да дура, а Иванъ малъ да удалъ: имъ было бы выждать, покуда онъ взойдетъ въ тѣсныя ворота… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Велика Федора, да дура, а Иван мал, да удал. См. МНОГО МАЛО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    См. Великонек, да диконек … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    См. Маленький, да удаленький … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Редко, да метко. Раз, да горазд. Есть притча короче носа птичья (а хороша). И один глаз, да зорок, не надобно сорок. И одна корова, да жрать здорова. Мелка река, да круты берега. Не широк поток, а держит. Не велик, да широк кафтан короток.… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    МАЛЫЙ, сравн.: меньший, превосходная: малейший. зап. мнейший, сев. малеющий; небольшой, невеликий; короткий, низкий; узкий, тесный; молодой, недоросший; негодный по короткости своей; б.ч. употр. маленький. Малые дети, малый ребенок; малое стадо,… … Толковый словарь Даля

Книги

  • Доброе слово , Владимир Гольдфельд. В. Гольдфельд - известный советский драматург. Он много и плодотворно работает в одном из труднейших видов драматургии - в области сказки. В течение многих лет пьесыего пользуются неизменным…
  • Сказочная полянка. Русские народные сказки , . В книге собраны двадцать три русские народные сказки в современной литературной обработке для детей дошкольного и младшего школьного возраста, богато проиллюстрированные многочисленными…

МАЛАЯ, ДА УДАЛАЯ

Параллельно шумной и нарядной Шаболовке и более скромной Донской ули-цам, почти по западным границам ЮАО столицы, вдоль Ленинского проспекта вытя-нулась неширокая, тихая улочка, на которой редки не только урчащие и пышущие га-рью автомобили, но и обыкновенные прохожие. Малая Калужская улица. И наверня-ка не каждому жителю района известно, насколько замечателен и интересен этот скромный уголок старой Москвы, некогда остававшийся даже за ее основными пре-делами...
На правую сторону Мал.Калужской улицы выходят задние границы участков Б.Калужской, которые начались активно застраиваться во второй половине XIX века. Ранее здесь было большое поле, доходившее до стен Донского монастыря и прозван-ное местными жителями «черным», т.к. после строительства неподалеку в 1880 году литейной фабрики сюда вывозили шлак, гарь и прочие отходы заводского производ-ства. Для рабочих окрестных заводов это поле было «и столовой, и клубом, и местом для пьянок, драк и картежных игр...»
Левую сторону Мал.Калужской ул. Начинает Текстильный институт, располо-жившийся здесь еще с 1920-х годов. Построенные архитектором Г.Цытовичем его корпуса неоднократно нещадно критиковались коллегами за «неудачные пропорции и членения, схематичность композиции...».
На месте участка занимаемого сегодня домами 19-21 некогда находилась про-сторная, более трех с половиной гектаров, усадьба А.Е.Енгельд, которую в 1833 году снял С.Н.Тургенев. «Мне было тогда шестнадцать лет. Дело происходило в Москве», – писал позднее его сын, Иван Сергеевич. – «Я жил тогда в Москве у моих родителей. Они нанимали дачу около Калужской заставы против Нескучного сада...» Одно из со-бытий, произошедших здесь И.С.Тургенев опишет в повести «Первая любовь». «Одну только повесть я перечитываю всегда с удовольствием – это «Первая любовь». Она, пожалуй, мое любимое произведение. В остальном – все хоть немного, да выдумано, в «Первой любви» же описано действительно произошедшее без малейшей прикра-ски, и при перечитывании действующие лица встают как живые передо мною». Про-тотипом повести была княгиня Екатерина Шаховская, дом ее матери которой нахо-дился рядом с усадьбой, которую занимали Тургеневых. В усадьбе был одноэтажные домик с мезонином, «украшенный шестиколонным портиком, позади дома прости-рался сад или, скорее, парк с гротом и разными затеями; «... у меня была привычка бродить каждый вечер по нашему саду», – рассказывает герой повести. Описывая усадьбу, Тургенев вспоминает и о небольшой обойной фабрике во флигеле: «Я не раз хаживал туда смотреть, как десяток худых и взъерошенных мальчишек в засаленных халатах и с испитыми лицами то и дело вскакивали на деревянные рычаги, нажимав-шие четырехугольные обрубки пресса, и таким образом тяжестью своих тщедушных тел вытискивали пестрые узоры обоев». Согласно сохранившимся документам флиге-ли усадьбы Энгельд действительно сдавались «для заведения в оных клеенчатого и обойного мастерства».
Малую Кадужскую улицу соединяет с Донской Мал Калужский (Бахметьев-ский – по фамилии одной из бывших домовладелиц) переулок. На пересечении одно-именных улицы и переулка начинается участок бывшего завода братьев Бромлей, ставшего впоследствии станкостроительном заводом «Красный пролетарий». Полу-пустые корпуса завода, сданные под разного рода офисы, конторы и склады стоят тут и сегодня. А ведь именно на их месте, задолго до предприятия Бромлеев располага-лась живописная усадьба семейства Визардов. В этом доме двадцативосьми летних поэт Аполлон Григорьев, уже обремененный браком, впервые увидел юную Леониду Визард, дочь хозяев усадьбы, которой тогда не было и шестнадцать. Долгие семь лет от безуспешно добивался от нее взаимности, а после ее весьма сомнительного заму-жества и отъезда в провинцию до последних своих дней страдал от так и неразделен-ной, быть может единственной настоящей любви в его жизни. Непосредственным свидетелем этого несчастного романа был молодой студент медицинского факульте-та, будущий мировой светила Сеченов. Леониде Визард был посвящен большой цикл великолепных стихотворений, среди которых такие шедевры, как «Цыганская венгерка» («Две гитары, зазвенев, жалобно заныли...») и «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная!..»
Братья Федор и Эдуард Бромлей начали предпринимательскую деятельность в 1857 с ремонтной мастерской, первоначально располагавшейся на Щипке, и затем пе-реведенной на Калужскую улица. Здесь их производство быстро стало расширять и вскоре, к концу XIX века превратилось в самый крупный в Москве, изготавливавший паровые машины, котлы, насосы, дизели и станки. Изделия завода Бромлеев неодно-кратно престижные награды на самых крупных выставках. Так, в 1882 году фирма братьев Бромлей получила почетное право ставить на своих изделиях государствен-ный герб «...за широкое и самостоятельное развитие машиностроительного дела при исключительном пользовании в производстве силами русских мастеров и инженеров, получивших техническое образование в русских учебных заведениях». После рево-люции завод Бромлеев был национализирован и стал специализироваться исключи-тельно на выпуске станков, с ограничением ассортимента мгновенно потеряв свою значимость свой размах и неординарность.
Между строениями завода не проникая на его территорию можно рассмотреть своеобразные «терем», с крыльцом с забавными «пузатыми» колонками и островер-хими крышами. Терем стоит на территории усадьбы (вошедшей в советское время в состав заводского участка), принадлежавшей некогда семье Шервудов, обрусевших выходцев из Англии. Шервуды стали известны в России, «благодаря» деятельность Ивана Васильевича, одного из сыновей первого из русской ветви Шервудов, активно сотрудничавшего с царской охранкой и неоднократно доносившего на своих товари-щей-декабристов. После очередного, на этот раз ложного доноса, он был отстранен от службы и в свою очередь, сам взят под надзор полиции. Зато в русском искусстве Шервуды оставили куда более значимый след. Потомки другого сына Василия Яков-левича, Джозефа(Осипа): архитектор и художник Владимир Шервуд, автор здания Исторического музея на Красной площади, памятника Пирогову и Героев Плевны, и его внуки: архитектор Владимир Шервуд и скульптор Лев Шервуд. Усадьба у Калуж-ской улицы была приобретена Шервудами в 1816 году. Почти через сто лет, в 1911 году на месте старого деревянного дома и был выстроен тот самый замечательный «теремок», «где все детали его взятые из арсенала древнерусской архитектуры, ка-жутся преувеличенными, и даже гротескными».Архитекторам сказочного дома был Н.Д.Бутусов. Сейчас в нем размешается одна серьезная финансово-коммерческая ор-ганизация.
Такова далеко не полная история скромной и незаметной улочки, затерявшейся в глубине района «Донской» между своими большими и шумными соседями: Ленин-ским проспектом, Донской улицей и Шаболовкой.

Одной из характерных особенностей немецкого танкостроения периода Второй мировой войны являлось стремление к максимальному использованию ресурсов даже устаревшей техники. Особенно это касалось машин, которые в какой-то период составляли основу немецких танковых сил. Если танк устаревал, в Германии это вовсе не означало, что он обязательно уйдёт на переплавку. Одни машины отправляли в учебные части, другие проходили модернизацию. Устаревшие танки, особенно лёгкого типа, часто переделывались в самоходные артиллерийские установки и спецмашины. Не миновала эта судьба и Pz.Kpfw.I , первенца немецкого танкостроения, который морально устарел уже к началу Второй мировой войны.

Малая механизация пехотной артиллерии

Немецкие пехотные части к концу 30-х годов были вооружены широким спектром разнообразной артиллерии. Помимо противотанковых пушек и минометов, в их распоряжении были гаубицы и так называемые «пехотные орудия» (Infanteriegeschütz). По ряду параметров (длина ствола, высокие максимальные углы возвышения) эти орудия были близки к гаубицам, а формально относились к полковой артиллерии.

Немецкая пехота использовала пехотные орудия двух типов – легкое 7.5 cm leIG 18 и тяжелое 15 cm sIG 33. Особенно интересным было тяжелое орудие: ничего подобного на вооружении других армий мира не состояло. По некоторым характеристикам оно близко к минометам, что и неудивительно. Основной задачей sIG 33 являлась борьба с вражескими укреплениями. Первоначально орудие проектировалось для перевозки на конной тяге, но позже появилась версия, которая возилась артиллерийскими тягачами . Ее легко отличить по колесам: в «моторизованной» версии появились резиновые бандажи, благодаря чему допустимая скорость перевозки выросла.

Трофейное полевое орудие 15 cm sIG 33 на испытаниях. СССР, 1942 год

Со своими задачами sIG 33 справлялась вполне успешно. Главным недостатком системы был очень высокий для пехотного орудия вес – 1786 килограмм в боевом положении. Отчасти это компенсировалось использованием тягачей, в том числе полугусеничных. Другое дело, что в условиях боевых действий противник вряд ли позволит тягачу свободно ездить по полю боя. Вручную же семь человек расчета это орудие по полю таскали с трудом. Между тем, нередко тяжелым пехотным орудиям приходилось вести огонь практически в упор. Первый такой опыт был получен уже в ходе боев в Польше осенью 1939 года.

Вполне логичным решением, которое созрело к началу 1940 года, стала механизация sIG 33. Справедливости ради, это была не первая попытка перевода данного орудия в самоходную артиллерию. Дело в том, что sIG 33 некоторое время выпускалось в СССР под обозначением НМ. Именно в Советском Союзе впервые возникла идея использования данного орудия в качестве вооружения самоходной артиллерийской установки. Качающуюся часть НМ установили на СУ-5, САУ с использованием агрегатов легкого танка Т-26. Получившаяся машина имела индекс СУ-5–3. По ряду причин она так и не была запущена в серийное производство.

В Германии же эта история имела совсем другое развитие.


15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B без листов рубки. Очень хорошо видно, как орудие крепится на усилителях, приваренных к крыльям. Кроме того, отлично видно, что орудие нависает над механиком-водителем

В самом начале 1940 года предприятие Alkett (Altmärkische Kettenfabrik) из Шпандау получило задание на разработку самоходной установки на базе Pz.Kpfw.I Ausf.B . Выбор этого предприятия отнюдь не случаен: Alkett являлось дочерним предприятием концерна Rheinmetall-Borsig AG, разработчика и производителя орудия sIG 33.

Вполне логичным выглядит и выбор Pz.Kpfw.I Ausf.B в качестве базы. Во-первых, после польской кампании имелось довольно большое количество ремонтных шасси этих машин. Во-вторых, в ходе той же кампании стало окончательно ясно, что танк с одним лишь пулеметным вооружением мало подходит для современной войны. В-третьих, более мощный двигатель и более длинная, чем у Pz.Kpfw.I Ausf.A, база позволяли делать на основе Pz.Kpfw.I Ausf.B самоходные установки. Что касается Pz.Kpfw.I Ausf.A, то из них немцы делали подвозчики боеприпасов (всего была построена 51 штука). Также в 1941 году 24 танка Pz.Kpfw.I Ausf.A переделали в ЗСУ 2 cm Flak 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A. Эти машины, построенные на заводе Stöwer в Штеттине, оказались довольно спорными по конструкции и боевым возможностям.


Экипаж этой самоходной установки серьезно доработал свою машину. Хорошо виден импровизированный гильзосборник, а в рубке появилась радиостанция

Весьма спорной по конструкции оказалась и разработанная Alkett самоходная установка, получившая простое и незатейливое обозначение 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B («15-см моторизованное орудие sIG 33 на базе Pz.Kpfw.I Ausf.B»). Нередко ее называют Sturmpanzer I либо Bison, но эти названия к реальности никакого отношения не имеют.

Полученное Alkett необычное техническое задание стало причиной того, что у тамошних конструкторов получилась весьма неординарная машина. С танка снималась подбашенная коробка, и на этом, в основном, изготовление шасси заканчивалось. Вполне логичным решением могла бы стать установка в машине качающейся части орудия, но техническое задание требовало полного сохранения его оригинальной конструкции. Орудие просто закатывалось на шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B без подбашенной коробки и закреплялось. Ширина колеи sIG 33 была такова, что закатывалась она по крыльям. Поскольку те явно не были рассчитаны на такую массу, на крылья приварили специальные усилители, к которым и крепились колеса орудия.

Для защиты от стрелкового огня спереди и частично с боков орудие получило щитовое прикрытие. Общая высота машины достигала 2,7 метра, а боевая масса – 8 тонн. На момент создания это была самая высокая боевая гусеничная машина вермахта. Ее экипаж состоял из семи человек, из которых трое ехали сзади на полугусеничном тягаче Sd.Kfz.10, выполнявшем роль подвозчика боеприпасов. В самой машине находилось всего несколько выстрелов (2–3). Не было у нее и радиостанции. Проблема связи решалась с помощью использования переносных радиостанций.


Пятая машина из s.IG.Kp(Mot.S) 703, июнь 1940 года. Судя по надписи на щите орудия, один военнослужащий из состава расчета САУ погиб 24 мая того же года

Столь неординарная конструкция немецкое командование не смутила. При ряде очевидных минусов она имела один существенный плюс: sIG 33 стала более мобильной на поле боя, что и требовалось заказчику. В феврале 1940 года была изготовлена партия из 38 самоходных установок. Слово «изготовлена», впрочем, в данном случае довольно условно: само предприятие Alkett, суда по переписке, этим не занималось. Вероятно, речь идет о конверсиях силами армейских мастерских.

Специально под новые самоходные установки был создан новый тип подразделения – батарея моторизованных тяжелых пехотных орудий (s.IG.Kp(Mot.S)). Согласно штату, в каждую батарею попало по 6 самоходных установок. Батарея состояла из трех взводов по 2 самоходные установки и по 4 тягача Sd.Kfz.10 в каждом. Всего за весну 1940 году было сформировано 6 таких батарей, которые были распределены следующим образом:

  • s.IG.Kp(Mot.S) 701 – 9-я танковая дивизия
  • s.IG.Kp(Mot.S) 702 – 1-я танковая дивизия
  • s.IG.Kp(Mot.S) 703 – 2-я танковая дивизия
  • s.IG.Kp(Mot.S) 704 – 5-я танковая дивизия
  • s.IG.Kp(Mot.S) 705 – 7-я танковая дивизия
  • s.IG.Kp(Mot.S) 706 – 10-я танковая дивизия

Все шесть батарей были готовы к началу активной фазы кампании во Франции. Результаты боевого применения оказались весьма противоречивыми. С одной стороны, огневая мощь орудия была впечатляющей. Попаданием одного снаряды можно было разрушить дом. С другой стороны, недостатков у этой машины оказалось немало. Большие габариты делали 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B хорошей мишенью. От тяжелых потерь новые самоходки спасла лишь скоротечность кампании.

Не менее серьезной проблемой оказалось то, что шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B оказалось перегружено. Поломки были довольно частым явлением на маршах. Как ни странно, в этом случае помогала несуразная с виду конструкция машины: тяжелое орудие можно было снять с шасси и прицепить сзади. В такой конфигурации нагрузка на шасси оказывалась значительно меньшей. Не исключено, что именно тогда в головах немецких военных родилась идея Waffenträger, то есть самоходного шасси с возможностью установки на него обычного буксируемого орудия.


Разрушенная машина Alter Fritz, первая САУ 703-й батареи. Удивительно, но, судя по документам, она продолжает числиться в подразделении и весной 1941 года

В ходе вторжения в Югославию были использованы три батареи – 701-я, 703-я и 704-я. Месяцем позже все самоходные установки использовались при нападении на Советский Союз. Здесь 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B нередко применялись в несвойственной для себя роли истребителей танков . Для этого они явно не предназначались, хотя определенных успехов их расчетам добиться удалось. Например, 705-я батарея записала на свой счет 2 танка, еще несколько советских машин записали в свой актив самоходчики 702-й батареи. Как и во Франции, значительную часть времени орудия sIG 33 стояли не внутри машин, а буксировались за ними.


Пятая машина одной из батарей пересекает понтонную переправу. Восточный фронт, лето 1941 года

Несмотря на то, что война с Советским Союзом сильно отличалась от войны с Францией, потери батарей самоходных орудий были не такими тяжелыми, как можно предположить. Хуже всего пришлось 706-й батарее, которую пришлось расформировать к началу 1942 года. Немногим дольше просуществовала 705-я батарея – ее не стало в мае 1942 года. Другие батареи воевали значительно дольше: 702-я батарея была расформирована в декабре 1942 года, а остальные – в июле 1943 года. По состоянию на конец этого месяца в 5-й танковой дивизии все еще имелась одна самоходная установка 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B.


Тягач «Ворошиловец» буксирует в тыл трофейную самоходную установку из состава 705-й батареи. Зима 1942 года

Ряд недостатков, присущих данной самоходной установке, не отпугнул немецких военных. Больше того, для почти кустарной машины 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B получилась вполне неплохой, о чем говорит ее довольно продолжительная карьера. Вместе с тем, опыт боевого применения показал, что шасси Pz.Kpfw.I для подобных задач подходит слабо. Гораздо лучшей основой этот легкий танк стал для другой самоходной установки.

Смесь рейнского с богемским

Идея легкой самоходной установки, предназначенной для борьбы с вражескими танками, появилась в Германии еще в середине 20-х годов. Итогом стало появление опытных образцов Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette и leichte Selbstfahrkanone. Недоведенность конструкции и другие причины привели к тому, что дальнейшего развития эта тема не получила. Позже последовали попытки создания истребителя танков на полугусеничном шасси. Были построены опытные образцы, но и в этом направлении работы далеко не продвинулись.


47-мм пушки PUV vz.36 на вооружении немецкой армии, 1941 год

Вновь о легких истребителях танков на танковой базе немцы вспомнили в самом начале 1940 года. Причина оказалась прозаичной: внезапно для себя немецкие военные обнаружили, что арсенал их противотанковых средств, способных бороться с Char B1 bis, крайне ограничен. Немецкая 3.7 cm Pak для этого не годилась по причине недостаточного бронепробития, а 88-мм зенитная пушка Flak 18 имела совсем не выдающуюся подвижность на поле боя. Поэтому крайне удачным приобретением стали 47-мм противотанковые пушки PUV vz.36, выпускавшиеся заводом Škoda. Эти орудия достались немцам весной 1939 года после оккупации Чехии.

На дистанции в километр бронебойный снаряд PUV vz.36 пробивал броню толщиной 55 мм, поставленную под углом 60 градусов. Этого вполне хватало, чтобы уверенно бороться с Char B1 bis на средних дистанциях. Были у пушки и недостатки – большая, чем у 3.7 cm Pak, боевая масса, а также деревянные колеса, что ограничивало скорость перевозки. Орудие было принято на вооружение вермахта под обозначением 4.7 cm PaK 36(t). Его производство продолжилось, за 1939 год Škoda сдала новому заказчику 200 орудий. Эти пушки, как и более поздние системы данного типа для чехословацкой армии, оснащались уже другими колесами – со стальными дисками и пневматическими шинами.


Один из 132-х Panzerjäger I, выпущенных весной 1940 года

Заказ на разработку самоходной противотанковой установки на базе Pz.Kpfw.I Ausf.B получила все та же фирма Alkett. Опытный образец, который лично осмотрел Гитлер, был готов к 10 февраля 1940 года. Сложных путей в Шпандау исткать не стали. С подбашенной коробки срезали крышу и кормовой лист, взамен установив рубку, открытую сверху, сзади и частично с бортов. В отличие от 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, где рубка собиралась на заклепках, у истребителя танков листы между собой сваривались. Внутри рубки установили качающуюся часть PUV vz.36 вместе с переделанным орудийным щитом.

Экипаж машины увеличился до трех человек, при этом в боевом отделении нашлось место и для радиостанции, и для 84 выстрелов к пушке (в том числе 74 бронебойных). Боевая масса выросла незначительно – до 6,4 тонн, благодаря чему подвижность САУ сохранилась на уровне Pz.Kpfw.I Ausf.B. Машина получила не менее простое, чем 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, обозначение - 4,7 cm Pak (t) (Sfl) auf Pz.Kpfw.I (Sd.Kfz.101) ohne Turm, то есть «47-мм самоходная противотанковая пушка на Pz.Kpfw.I Ausf.B без башни».


В отличие от штурмовой самоходной установки, истребитель танков получился гораздо более удачным по конструкции

Еще до того, как первый образец самоходной установки был готов, в немецком военном руководстве разгорелась борьба. С одной стороны, на эти машины претендовали танкисты, поскольку машина делалась на танковой базе. С другой стороны, высокомобильное противотанковое средство хотела получить и пехота. Поначалу танкисты побеждали: 9 февраля, за день до демонстрации САУ Гитлеру, из 132 заказанных машин пехоте предназначалось всего 10. Все поменялось на следующий день: было принято решение, что все самоходные установки окажутся в частях, формируемых из пехотных противотанковых батальонов.

Понятно, что у этих планов нашлись противники. Гудериан 20 февраля указывал, что у пехотных частей могут быть проблемы со снабжением этих машин запчастями и ремонтом. По его мнению, логично было бы отдать истребители танковым частям, а пехоту снабжать противотанковыми пушками с тягачами.

К слову, в ходе этих дебатов машину неоднократно называли Panzerjäger либо Panzerjäger Pz.IB. Позже это обозначение трансформировалось в Panzerjäger I, которое и стало официальным.


Боевое отделение Panzerjäger I. Просторным его не назовешь, но с учетом имевшейся в распоряжении конструкторов базы получилось вполне сносно

Производство Panzerjäger I было организованно на Alkett. По планам, 40 машин переделывалось из Pz.Kpfw.I Ausf.B в марте 1940 года, еще 60 – в апреле и 30 – в мае. К выпуску был причастен концерн Krupp, на который возложили задачу по изготовлению 60 рубок. В переписке Krupp эти машины обозначались как La.S.47. Еще 72 рубки выпустили на заводе Deutsche Edelstahlwerke AG (DEW) в Ганновере. Не осталась без дела и Škoda. Завод в Пльзене получил заказ на изготовление орудий для истребителя танков.


Экипаж истребителя танков состоял из трех человек. Случаи, когда самоходчики были в танковой форме , а командир в пехотной – далеко не редкость

Согласно планам Управления вооружений от 20 марта 1940 года, 132 Panzerjäger I предполагалось распределить следующим образом. По одной машине отправлялось в управления Wa.Prüf 1 и Wa.Prüf 4, отвечавшие, соответственно, за боеприпасы и артиллерию. 36 машин к 1 апреля уходило на комплектование шести батарей для двух батальонов истребителей танков. Затем 54 САУ к 1 мая предполагалось отправить на комплектование трех других батальонов, а к 1 июня в войска должны были уйти еще 36 машин. 6 самоходных установок оставались в резерве.

На деле по шесть машин в каждую из трех батарей получил только 521-й батальон истребителей танков. Он был переформирован ко 2 апреля 1940 года из подразделения, вооруженного буксируемыми противотанковыми пушками. Остальные батальоны имели другую структуру. 616-й, 634-й и 670-й батальоны получили по три батареи с девятью самоходными установками в каждой. К 31 мая стал формироваться еще один батальон с 18 машинами, одна самоходная установка оказывалась в резерве. В реальности две последние построенные машины надолго остались на Alkett. Дело в том, что Škoda традиционно сорвала план по выпуску пушек. Предпоследний Panzerjäger I удалось сдать в сентябре 1940 года, а последний и того позже, в июле 1941 года.


Самоходные установки в засаде. Сравнительно низкий силуэт отмечали в своих донесениях командиры батальонов, которыми были оснащены Panzerjäger I

Самоходные противотанковые батальоны формировались в спешке. Это не позволило экипажам в полной мере освоить машины. Тем не менее, в кампании мая-июня 1940 года Panzerjäger I показали себя вполне достойно. Машина была достаточно низкой, а поломки преследовали ее не столь часто, как это происходило с 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Возникли некоторые проблемы со снабжением запчастями, но их удалось довольно оперативно решить. Самоходная установка Panzerjäger I оказалась эффективным средством борьбы с французскими танками и огневыми точками.


Самоходная установка пересекает мост. Франция, весна 1940 года

Разумеется, состояла самоходка далеко не из одних достоинств. Экипажи жаловались на плохую обзорность и тесное боевое отделение. Состав боекомплекта был признан неудачным, предлагалось увеличить долю осколочно-фугасных снарядов до 50%. Совершенно недостаточным признавалось бронирование самоходной установки. Впрочем, несмотря на все имеющиеся недостатки, Panzerjäger I признавалась гораздо более эффективным вооружением, чем обычные противотанковые пушки.


Panzerjäger I второй производственной серии из состава 605-го истребительного батальона. До наших дней дожила машина из этого батальона, имевшая бортовой номер 32

Такие результаты послужили основанием для того, чтобы задуматься о выпуске дополнительной серии самоходных установок. 19 сентября 1940 года с Krupp был заключен контракт на изготовление партии из 70 рубок. Машины второй серии отличались формой рубки, которая получила дополнительные бортовые листы.

Первоначально предполагалось, что заниматься переделкой Pz.Kpfw.I Ausf.B в Panzerjäger I будет Alkett, но 15 октября планы поменялись. Дело в том, что фирма Alkett оказалась загружена изготовлением самоходных установок StuG III Ausf.B. В результате в Шпандау переделали всего 10 машин. Запасной производственной площадкой было определено предприятие Klöckner-Humboldt-Deutz. Эта компания, в которую входила и фирма Magirus, более известна грузовиками . Тем не менее, именно здесь с декабря 1940 по февраль 1941 года переделали 60 танков в Panzerjäger I.

Изготовленные установки пошли на оснащение 529-го и 605-го батальонов, по 27 штук в каждый. Еще одним получателем стала дивизия СС «Лейбштандарт», для которой была выделена батарея из девяти Panzerjäger I. Оставшиеся машины попали в 900-ю учебную бригаду. Учебной она была, впрочем, только номинально: уже в июле 1941 года бригада участвовала в боевых действиях против СССР.


Данная установка была потеряна в 1941 году. Судя по заплатке на лобовом листе, из строя она была выведена не в первый раз

В боевых действиях на Восточном фронте использовались все части, вооруженные Panzerjäger I, кроме 605-го истребительного батальона. Здесь им приходилось нередко заниматься совершенно не свойственными задачами. Например, 529-й батальон привлекали к роли, которую обычно выполнял StuG III. Не имея такой брони, как у штурмовой САУ, противотанковая самоходная установка оказалась более уязвимой, что приводило к большим потерям. Преследовали Panzerjäger I и механические проблемы. Прежде всего, это касалось опорных катков, которые часто не выдерживали долгих маршей.


Трофейный Panzerjäger I первой производственной серии на выставке в Москве. Лето 1943 года

Возможностей 47-мм пушки вполне хватало для борьбы с советскими танками Т-34. Кроме того, в 1941 году началось производство подкалиберных снарядов Pz.Gr.40, что позволило уверенно бороться и с КВ-1. Тем не менее, за 1941 год было потеряно 140 Panzerjäger I. Но оставшиеся в строю самоходные установки продолжали воевать вплоть до начала 1943 года. Дольше всех они продержались в составе 521-го истребительного батальона, разделившего под Сталинградом судьбу 6-й армии.

Отдельно стоит упомянуть судьбу 605-го истребительного батальона. В марте 1941 года его направили в Ливию, где он вошел в подчинение 5-й легкой дивизии. За 1941 год батальон потерял 13 машин. В основном это случилось в ноябре 1941 года, когда англичане проводили операцию «Крестоносец» . Одним из противников немецких истребителей танков оказались английские пехотные танки Matilda . На дистанции 600–800 метров бронебойные снаряды не пробивали английскую машину, хотя изнутри образовывались вторичные осколки, которые калечили экипажи. Уверенно Matilda пробивалась лишь подкалиберными снарядами. Экипажи немецких противотанковых САУ сетовали на то, что таких снарядов мало.

С учетом пополнений к октябрю 1942 года, когда началась битва за Эль-Аламейн , в составе 605-го истребительного батальона все еще находилось 11 Panzerjäger I. В ходе этого сражения англичане смогли захватить три самоходные установки. Одну из них, с бортовым номером 32, они передали американцам. Долгое время эта машина находилась на Абердинском полигоне. В начале 80-х машину вернули в Германию, где ее отреставрировали. На текущий момент это единственный в мире сохранившийся Panzerjäger I.

В отличие от 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, первый массовый немецкий истребитель танков получился вполне удачной машиной. Несмотря на ряд недостатков, во многом связанных с базой, Panzerjäger I в целом оправдал возложенные на него ожидания. Кроме того, критикуя базу Pz.Kpfw.I, не стоит забывать, что она была далеко не худшей. Достаточно вспомнить, например, аналогичную по концепции самоходную установку 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) , чья боевая карьера летом 1941 года продлилась меньше двух недель.


Брошенная на марше самоходная установка на базе Panzerjäger I. Берлин, май 1945 года

Напоследок стоит упомянуть еще одну самоходную установку, которая была переделана из Panzerjäger I. В ходе боев за Берлин в апреле 1945 года немцы использовали машину, в которую было установлено 75-мм орудие StuK 40 L/48. О том, кто и когда построил эту самоходную установку, неизвестно. Известно лишь, что эта машина применялась в Берлине, и что немцы ее бросили.

Источники и литература:

  • Материалы ЦАМО РФ
  • Материалы РГАКФД
  • Panzer Tracts 7–1 Panzerjaeger 3.7cm Tak to Pz.Sfl.Ic development and employment from 1927 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2004, ISBN 0–9744862–3-X
  • Panzer Tracts No.10 Artillerie Selbstfahrlafetten, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2002, ISBN 0–9708407–5–6
  • NUTS & BOLTS 07 Panzerjäger I 4,7 cm Pak(T) Auf Pz.I Ausf.B (Sd.Kfz. 101), Heiner F Duske, Tony Greenland, Frank Schulz, NUTS & BOLTS GrB, 1997
  • NUTS & BOLTS 19 15cm sIG33 (Sf) auf PzKpfw 1 Ausf B & 15cm sIG33 towed, Jürgen Wilhelm, NUTS & BOLTS GrB, 2005
  • Фотоархив автора

Малые города чувствовали себя наименее защищенными в период трансформаций постсоветского периода в прошедшие два с половиной десятилетия. В это время увеличилась массовая миграция населения в крупные города, усилился глубокий инфраструктурный упадок. Во многих случаях причинно-следственная связь между этими процессами и исчезновением самобытных региональных производств весьма очевидна. Однако, несмотря на все трудности, малые города выжили и постепенно начинают развиваться. Есть отдельные муниципальные программы, направленные на развитие территорий, и есть примеры талантливых энтузиастов с их успешно реализованными предпринимательскими проектами, которые должны тиражироваться.

В этих условиях решение президента России Владимира Путина о предоставлении дополнительных средств на развитие малых городов и исторических поселений, объявленное на Форуме малых городов и исторических поселений в Коломне, а также в послании президента Федеральному собранию, является положительным сдвигом в решении многих проблем.

В рамках проекта по развитию территорий в течение 2018–2020 годов из федерального бюджета будет ежегодно выделяться 25 млрд рублей для решения первоочередных проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве, развитии социальной сферы, создании комфортной среды для жизни. Упомянутая в послании президента Федеральному собранию масштабная программа пространственного развития России, включающая развитие населенных пунктов, предполагает удвоение расходов на эти цели в следующие шесть лет.

В Казани, Владивостоке, Сочи мы можем наблюдать успешный опыт обновления городской среды и инфраструктуры, улучшения качества жизни горожан. Однако нельзя не отметить, что развитие этих городов велось в рамках проектов федерального значения. А трудности в развитии малых городов и, в особенности, исторических городов, носят системный характер. Наиболее болезненный аспект в малых городах - отсутствие возможностей быстрого экономического роста. Фактически с нуля нужно создавать целые экономические системы, а сделать это можно только при комплексном подходе к проблеме.

Можно тратить огромные средства на удовлетворение социальных запросов местных жителей, внедрение передовых технологий в строительстве, транспорте и коммунальном хозяйстве, но не стоит забывать, что локомотивом развития территорий служит бизнес. Зачастую малый и средний бизнес в регионах практически не развивается. Происходит это как в силу неразвитости рынка, так и по множеству других причин, начиная от административных барьеров местного уровня, заканчивая отсутствием квалифицированных кадров.

В послании президента говорится о необходимости рассредоточения активной и динамичной жизни из крупных мегаполисов по всей территории страны. Проблема депопуляции, миграции молодого населения и индифферентности жителей к развитию своих городов связана не только с наличием работы и зарплаты, но и с социально-культурной жизнью. Жители крупных мегаполисов привыкли, что в городах каждый день проводятся десятки культурных мероприятий, начиная от кино и театра и заканчивая ярмарками и тематическими фестивалями. Большинство малых городов этого лишены. Для исправления ситуации необходимо прорабатывать комплексные социально-культурные инициативы через механизмы Министерства культуры, Министерства образования.

Очевидно, что в каждом регионе, в том числе и в малых городах, и в особенности в исторических поселениях, существуют свои конкурентные преимущества - упомянутые президентом «изюминки». Зачастую они строятся вокруг сферы услуг - в первую очередь, туризма, искусства, народных промыслов. Однако здесь мы сталкиваемся, если можно так сказать, «с проблемой курицы и яйца». Допустим, город имеет богатую историю, отдельные ценные памятники архитектуры или даже сохранил историческую застройку; рядом - живописный ландшафт, чистый воздух. Однако туристы в город не едут из-за того, что в городе одна приличная гостиница и та на отшибе, два нормальных ресторана и столовая в центре города. Казалось бы, инвесторы могли бы вложиться в развитие туристической инфраструктуры, но… туристический поток слишком мал. То есть, нет инфраструктуры - нет туризма; нет туризма - нет инфраструктуры.

Выходом из ситуации могли бы стать комплексные программы развития малых городов и исторических поселений, учитывающие все особенности функционирования таких территорий как социально-экономических систем. В частности, в настоящее время Министерство культуры ведет подготовку к реализации Концепции по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристских возможностей, развитию экономики культурного наследия. Эта концепция направлена на повышение устойчивости городского развития и социально-экономического роста небольших исторических поселений путем комплексного развития их территории и инфраструктуры. Ключевой ее особенностью стало широкое привлечение сторонних инвесторов через механизм муниципально-частного партнерства, который позволит выполнять не только работы по восстановлению историко-градостроительной среды, но также благоустройству, ремонту инженерных коммуникаций и так далее.

Сейчас мы с коллегами по университету формируем как экономическую модель реализации данных концепций, так и специальные образовательные программы. Ведь для успешного решения задачи развития малых городов требуется подготовка большого количества профессионалов в области градостроительного планирования, экономически эффективного управления культурными ресурсами, историческим наследием. И, наконец, нужна активная популяризация этих поселений как центров культуры и туризма - зачастую мы и сами не знаем, какие удивительные вещи скрываются прямо у нас под боком!