Правила и приемы публичного выступления. Как заканчивать выступление

Хороший разговор или публичное выступление - это как хорошая игра, кино, или песня. Он захватывает внимание слушателя, излагает материал по пунктам, а затем блестяще заканчивается. Но если вы не знаете, как закончить выступление, основные идеи, которые вы пытаетесь донести, будут утеряны.

Слова, которые вы говорите в начале, и особенно в конце вашей речи, будут помнить дольше, чем любую другую часть вашего выступления. Некоторые знаменитые общественные деятели так заканчивали свою речь, что даже сегодня многие ее помнят.

Как же закончить речь и получить овации?

1) Тщательно продумайте заключительные слова

Чтобы убедиться в том, что ваше заключение произведет сильное впечатление на публику, нужно спланировать каждое слово.

Задайте себе вопрос: "В чем заключается цель этой речи?" В ответе нужно указать на действия, которые вы хотите, чтобы ваши слушатели выполняли, послушав вашу речь. Когда вы четко осознаете, какой конечный результат желаете получить, то становится намного легче спланировать такое заключение, которое наталкивает ваших слушателей на мысль о том, что надо действовать так, как вы предлагаете.

Лучшая стратегия планирования убедительного и яркого завершения речи состоит в том, чтобы спланировать завершение в первую очередь, а потом уже построить весь текст речи. Затем вернитесь в начало и сделайте вступление, которое готовит почву для этого заключения. В основной части выступления вы просто раскрываете свои идеи и призываете аудиторию мыслить и действовать согласно вашим желаниям.

2) Всегда завершайте речь с призывом к действию

Очень важно говорить слушателям о том, что вы хотите, чтобы они делали после того, как послушают вас. Призыв к действию является лучшим способом впечатляюще закончить речь. Например:

У нас есть серьезные испытания и большие возможности, и с вашей помощью мы преодолеем все трудности, и этот год станет лучшим годом в нашей истории!

Что бы вы не говорили, представьте себе восклицательный знак в конце, и по мере приближения к завершению, подберите соответствующий темп и ритм речи. Выделите интонацией самое важное в окончании. Поставьте финальную точку.

Независимо от того, собираются ли присутствующие в аудитории разделить вашу точку зрения или готовы ли они сделать то, что вы просите, вы должны четко и последовательно излагать свои мысли.

3) Подведите итог

Существует простая формула итога любой речи:

  • Перечислите то, о чем вы собираетесь рассказывать.
  • Расскажите об этом.
  • Подведите итоги того, что рассказали.

По мере приближения выступления к концу, скажите что-то вроде: "Позвольте мне кратко изложить основные моменты..." Затем перечислите ваши ключевые моменты, один за другим, и повторите их для аудитории, показывая взаимосвязь между ними.

Слушатели положительно воспримут последовательное повторение того, что они только что услышали. Они понимают, что вы подводите итоги.

4) Завершите речь какой-то пикантной историей

Когда завершаете свое выступление, вы можете сказать:

Позвольте мне рассказать вам историю, которая иллюстрирует то, о чем я говорю...

Расскажите краткий поучительный рассказ, и скажите слушателям, в чем состоит его поучительный смысл. Они не должны сами пытаться понять смысл вашего рассказа.

Вы можете завершить речь историей, которая иллюстрирует все ключевые моменты и связана с ключевым сообщением, которое вы собираетесь донести аудитории.

5) Заставьте всех смеяться

Расскажите анекдот, который связан с вашей темой и подчеркивает главную мысль или основные моменты, и к тому же может всех рассмешить.

Хотите ли вы знать, в каких разделах своей речи вы скорее всего проявите опытность или неопытность, мастерство или отсутствие навыков?

В начале и в конце. В театре существует старая поговорка, относящаяся, конечно, к актерам, которая звучит приблизительно так: "об их мастерстве можно судить по тому, как они выходят на сцену и как уходят с нее".

Начало и конец! Они являются самыми трудными почти в любом виде деятельности. Разве и на общественном поприще не составляет наибольшей трудности красивое появление и не менее красивый уход с арены? Самая тяжелая задача во время деловой беседы - расположить к себе в ее начале и добиться успеха в ее конце.

Завершение выступления действительно представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи. То, что оратор говорит в заключение, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил выступление, и, видимо, их будут помнить дольше всего. Однако новички редко осознают важное значение этого выгодного фактора. Финалы их выступлений часто оставляют желать лучшего.

Каковы их наиболее типичные ошибки? Давайте рассмотрим некоторые из них и попытаемся найти пути к их исправлению.

Во-первых, есть ораторы, которые заканчивают свою речь следующим образом: "Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу.

Так что, пожалуй, я на этом закончу". Это не окончание. Это ошибка.

Сразу видно, что оратор - дилетант. Такая ошибка почти непростительна.

Если это все, что вы хотели сказать, то почему бы на том не закончить выступление и не сесть на место без разговоров о том, что вы собираетесь закончить. Сядьте, а сделать вывод о том, что это все, что вы собирались сказать, можно спокойно и тактично оставить на усмотрение ваших слушателей.

Бывают также ораторы, которые уже высказали все, что хотели, но не знают, как закончить выступление. Кажется, еще Джош Биллингс рекомендовал брать быка за хвост, а не за рога, так как в этом случае будет легче его отпустить. Оратор, взявший быка за рога, хочет уйти от него, но, как бы он ни старался, он не сможет найти подходящий забор или дерево, чтобы спрятаться. Поэтому в конце концов он начинает метаться как в заколдованном круге, повторяется и оставляет о себе отрицательное впечатление...

Каков выход? Иногда конец выступления следует спланировать заранее, не правда ли? Разве будет разумным пытаться продумывать завершение своей речи, когда вы уже стоите перед слушателями, находясь в нервном напряжении, когда ваши мысли должны быть направлены на то, о чем вы говорите? Здравый смысл подсказывает желательность подготовки конца своего выступления заранее, в спокойной и неторопливой обстановке.

Даже такие выдающиеся ораторы, как Вебстер, Брайт, Гладстон, блестяще владевшие английским языком, считали для себя необходимым писать заранее и почти выучивать наизусть последние слова своих выступлений.

Если новичок будет следовать их примеру, то ему редко придется жалеть об этом. Он должен очень точно знать, какими именно мыслями собирается завершить свою речь. Он должен отрепетировать окончание выступления несколько раз, необязательно используя одни и те же слова во время каждого повторения, но воплощая свои мысли в конкретные фразы.

Когда оратор произносит импровизированную речь, то выступление иногда приходится весьма значительно изменять, сокращать, чтобы оно соответствовало реакции его слушателей. Поэтому было бы действительно разумным заранее подготовить два или три варианта концовок. Если одна из них не подойдет, то может подойти другая.

Некоторые ораторы вообще не могут добраться до конца своего выступления. Где-то в середине они начинают быстро и бессвязно говорить и как бы давать перебои, подобно двигателю, в котором почти кончилось горючее, и после нескольких отчаянных рывков они полностью останавливаются. Авария. Конечно, им нужна более тщательная подготовка и необходимо иметь больше практики - больше бензина в баке.

Многие новички слишком резко обрывают свое выступление. Им не хватает плавности и умения завершать свою речь. Фактически у них нет концовки: они просто внезапно прекращают говорить. Это производит неприятное впечатление, и слушатели видят, что имеют дело с дилетантом.

Что бы вы сказали, если бы ваш приятель во время разговора внезапно оборвал свою речь и выбежал из комнаты, не попрощавшись вежливо с вами?

Даже такой оратор, как Линкольн, сделал эту ошибку в первоначальном варианте своей речи при вступлении на пост президента.

Эта речь была произнесена в тяжелое время. Вокруг уже собирались черные грозовые тучи несогласия и ненависти. Спустя несколько недель потоки крови и ураган разрушения обрушились на страну. Выступая с заключительными словами, предназначенными для жителей Юга, Линкольн намеревался закончить свое выступление следующим образом:

"В ваших руках, мои недовольные соотечественники, а не в моих, находится решение важнейшей проблемы Гражданской войны. Правительство не будет нападать на вас. У нас не будет никакого конфликта, если вы сами не станете агрессорами. Вы не давали небесам никакой клятвы уничтожить правительство, в то время как я дал самую торжественную клятву сохранить и защитить его. Вы можете воздержаться от нападения на него. Я же не могу уклоняться от его защиты. Именно от вас, а не от меня, зависит решение важнейшего вопроса: будет мир или меч!"

Линкольн показал эту речь своему министру Сьюарду, который совершенно справедливо отметил, что заключительные слова были слишком резкими, прямолинейными, провоцирующими. Сьюард сам попытался изменить конец выступления; фактически он написал два варианта. Линкольн согласился с одним из них и использовал его с небольшими изменениями вместо последних трех предложений в конце той речи, которую он первоначально заготовил. В результате его первая речь при вступлении на пост президента потеряла свою провоцирующую резкость и достигла вершины дружелюбия, истинной красоты и поэтического красноречия:

"Я с неохотой заканчиваю свое выступление. Мы не враги, а друзья.

Мы не должны быть врагами. Хотя могут вспыхнуть какие-то страсти, но они не должны нарушить узы нашей дружбы. Таинственные струны памяти, идущие от каждого поля брани и от каждой могилы патриота к каждому живущему сердцу и к каждому очагу на всей нашей необъятной земле, присоединят свой голос к хору Союза, если их снова тронут, и это обязательно произойдет благодаря божественному началу нашей природы".

Как может новичок выработать в себе правильное ощущение необходимости окончания своего выступления? При помощи механических правил?

Нет. Так же, как и культура, это дело слишком тонкое. Это должно стать шестым чувством, почти интуицией. Если оратор не чувствует, когда его выступление завершено гармонически и искусно, то как он может рассчитывать добиться этого?

Однако такое чувство можно в себе развить, и это можно сделать, изучив те методы, которыми пользовались выдающиеся ораторы. Вот, например, концовка выступления принца Уэльского в Имперском клубе в Торонто:

"Я опасаюсь, господа, что был несдержан и слишком много говорил о себе. Но мне хотелось сказать вам, как самой большой аудитории, перед которой я имел честь выступать в Канаде, что я думаю о моем положении и о той ответственности, которая с ним связана. Я могу только заверить вас, что всегда буду стремиться быть достойным этой великой ответственности и вашего доверия".

Даже если бы это выступление слышал слепой, то и он почувствовал бы, что оно окончилось. Оно не повисло в воздухе, как непривязанная веревка, оно не осталось незавершенным. Оно было законченным.

Знаменитый Гарри Эмерсон Фосдик выступал в женевском соборе святого Петра в воскресенье после открытия VI Ассамблеи Лиги Наций. Он выбрал для себя тему: "Все, взявшие меч, мечом и погибнут". Обратите внимание на то, как красиво, торжественно и мощно он завершил свою проповедь:

"Мы не можем примирить Иисуса Христа и войну - вот в чем суть дела. Именно эта проблема должна сегодня волновать совесть христиан.

Война является самым страшным и разрушительным общественным грехом, поражающим человечество; она целиком и полностью является нехристианской; в своих методах и последствиях она воплощает все то, что отрицал Христос, и она не может означать того, что он имел в виду; она является наиболее решительным отрицанием любой христианской доктрины о боге и человеке, чем все атеисты-теоретики на земле могли когда-либо придумать. Было бы хорошо, если бы христианская церковь взяла на себя решение этой величайшей моральной проблемы нашего времени, и было бы хорошо, если бы она вновь, как во времена наших праотцев, выработала ясный способ борьбы против язычества этого современного мира и отказалась поддерживать воюющие страны, поставила царство божие над национализмом и призвала мир к миру. Это было бы не отрицанием патриотизма, а, наоборот, его апофеозом.

Сегодня здесь, под этой высокой и гостеприимной крышей, я, американец, не могу говорить от имени своего правительства, но, как американец и христианин, я говорю от имени миллионов своих сограждан и желаю вам заслуженного успеха в вашей великой работе, в которую мы верим, за которую молимся, о неучастии в которой глубоко сожалеем. Мы боремся многими способами за достижение этой же цели - мира, созданного для мира. Никогда еще не было более возвышенной цели, за которую стоило бороться. Альтернативой является самая страшная катастрофа, перед которой когда-либо стояло человечество. Подобно закону всемирного тяготения в царстве физическом, закон божий в царстве духовном не делает исключения ни для одного человека, ни для одного народа: "все, взявшие меч, мечом и погибнут".

Однако эти образцы концовок выступлений были бы неполными без тех величественных тонов и той, подобной органу, мелодии, которые характеризуют концовку речи Линкольна при вторичном вступлении на пост президента. Ныне покойный граф Керзон Кеддлстонский, почетный ректор Оксфордского университета, заявил, что это выступление "приумножает славу и сокровища человечества... является чистейшим золотом ораторского искусства, более того, почти божественным красноречием":

"С любовью мы надеемся и с жаром мы возносим свои молитвы о том, чтобы это ужасное бедствие войны как можно скорее кончилось. Однако если богу угодно, чтобы она продолжалась до тех пор, пока все богатства, накопленные в результате двухсот пятидесяти лет самоотверженного труда, были уничтожены, и до тех пор, пока за каждую каплю крови, выступившую от удара кнутом, будет заплачено кровью, выступившей от удара мечом, как это было сказано три тысячи лет назад, тем более мы должны сказать, что "суд божий является правильным и справедливым".

Не обращая ни к кому своей злобы, обращая ко всем свое милосердие, проявляя твердость в правом деле, когда господь дает нам возможность видеть его правоту, давайте же стремиться к тому, чтобы решить стоящую перед нами задачу: перевязать раны страны, позаботиться о тех, кто вынес тяготы битвы и пал в ней, вдовах и сиротах, - делать все, что могло бы способствовать достижению справедливого и прочного мира, как среди нас, так и среди всех народов".

Вы только что прочли то, что, по моему мнению, является самой блестящей концовкой речи, когда-либо произнесенной устами смертного...

Согласны ли вы с моей оценкой? В каких еще речах смогли бы вы найти больше гуманности, больше искренней любви, больше сочувствия?

"Хотя Геттисбергская речь была благородной, - говорит Уильям Э.

Бартон в своей книге "Жизнь Авраама Линкольна", - это выступление достигает еще более совершенного уровня благородства... Оно является самым выдающимся выступлением Авраама Линкольна и отражает высочайший уровень его интеллектуальной и духовной мощи".

"Она была подобна священной поэме, - писал Карл Шурц. - Ни один американский президент никогда не говорил подобных слов американскому народу. У Америки никогда не было президента, который находил такие слова в глубинах своего сердца".

Однако вы, наверное, не собираетесь произносить бессмертные речи подобно президенту в Вашингтоне или премьер-министру в Оттаве или Канберре. Перед вами будет стоять проблема, как закончить обычное выступление перед группой людей, занимающихся общественной деятельностью. Как же вы сделаете это? Давайте немного подумаем.

Давайте попытаемся разработать некоторые полезные предложения.

Резюмируйте основные положения вашего выступления

Даже в коротком трех- или пятиминутном выступлении оратор вполне в состоянии затронуть такое количество вопросов, что в конце выступления слушатели не вполне ясно будут представлять себе все основные положения его речи. Однако лишь немногие ораторы понимают это. Они не правильно полагают, что если эти моменты абсолютно ясны в их собственном воображении, то они должны быть столь же ясными и для слушателей.

Ничего подобного. Оратор раздумывал над своими идеями в течение определенного времени, однако все они являются новыми для его слушателей; они попадают в слушателей, подобно заряду дроби. Некоторые из них могут затронуть их, но большинство пролетает мимо. Слушатели могут, подобно Яго <Кассио - Прим.ред.>, "помнить множество вещей, но ничего точно".

Один ирландский политический деятель, как говорят, дал следующий совет по поводу выступлений: "Сначала расскажите публике, что вы собираетесь рассказать ей; затем рассказывайте, а потом расскажите ей о том, что вы уже рассказали". Не такая уж плохая мысль. В самом деле, очень часто рекомендуется "рассказывать о том, что вы уже рассказали".

Это следует делать, конечно, кратко, быстро, то есть надо дать только обзор сказанного или резюме.

Вот хороший пример. Оратором был один из руководящих работников в системе чикагских железных дорог:

"Короче говоря, господа, наш собственный конкретный опыт использования этого блокирующего устройства, опыт его применения на востоке, западе и севере, разумные принципы, положенные в основу его действия, средства, которые были сэкономлены в течение одного года благодаря предотвращению крушений, - все это дает мне возможность самым серьезным и решительным образом рекомендовать его немедленное внедрение в нашем южном отделении".

Вы заметили, что он сделал? Вы можете увидеть и почувствовать это, даже не прослушав остальной части его выступления. Он суммировал в нескольких предложениях, употребив пятьдесят пять слов, практически все основные положения, которые он использовал в своей речи.

Разве вам не кажется, что подобные резюме помогают? Если да, то возьмите этот метод на вооружение.

Призыв к действию

Только что процитированная концовка является блестящей иллюстрацией окончания выступления, призывающего к действию. Оратор хотел, чтобы что-то было сделано: установить блокирующие устройства в южном отделении его железной дороги. Он обосновал свой призыв средствами, которые будут сэкономлены, а также тем фактом, что это предотвратит крушения. Оратор требовал действия, и он получил его. Это было не учебное выступление. Оно прозвучало на совете директоров определенной железнодорожной компании и обеспечило установку блокирующего устройства, то есть то, к чему призывало.

Краткий искренний комплимент

"Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени. Этот штат, великий производитель железа и стали, штат, на территории которого находится крупнейшая железнодорожная компания в мире и который стоит на третьем месте среди наших сельскохозяйственных штатов, - составляет основу нашей коммерции.

Никогда еще перед этим штатом не развертывались такие великие перспективы, никогда еще возможности для выполнения им руководящей роли не были более блестящими".

Этими словами Чарлз Шваб закончил свое выступление в обществе "Пенсильвания" в Нью-Йорке. Его слушатели почувствовали себя довольными, счастливыми, оптимистически настроенными. Это заслуживающий положительной оценки способ оканчивать выступление, но, чтобы быть эффективным, он должен быть искренним. Никакой грубой лести, никаких экстравагантностей. Такой род концовки, если в нем не звучит искренность, покажется фальшивым, крайне фальшивым. Люди не пожелают принять его, как фальшивую монету.

Юмористическая концовка

Джордж Коуэн говорил: "Когда вы прощаетесь со слушателями, оставляйте их смеющимися". Если у вас есть способности для того, чтобы сделать это, а также необходимый материал: это очень хорошо. Но как это сделать? Как говорил Гамлет, вот в чем вопрос. Каждый человек должен идти своим путем.

Трудно предположить, чтобы Ллойд Джордж оставил смеющимися участников собрания методистской церкви, к которым он обратился с речью по сверхторжественному поводу, связанному с гробницей Джона Уэсли.

Однако обратите внимание, как умно он это сделал, заметьте также, как гладко и красиво завершил он свое выступление:

"Я рад, что вы взяли в свои руки ремонт его гробницы. Это следует приветствовать. Он был человеком, который питал особое отвращение к неопрятности и отсутствию чистоты. Мне кажется, именно он сказал:

"Пусть никогда и никто не увидит оборванного методиста". Именно благодаря ему вы никогда такого и не видели. (Смех.) Было бы двойной неблагодарностью оставить его могилу в неопрятном состоянии. Вы помните, что он сказал одной девушке из Дербишира, которая подбежала к двери, когда он выходил, и закричала: "Да благословит вас господь, мистер Уэсли". Он ответил: "Женщина, благословение будет более ценным, если твое лицо и фартук будут более чистыми". (Смех.) Вот каково было его отношение к неопрятности. Не оставляйте его могилу неприбранной.

Если бы он видел ее таковой, это огорчило бы его больше, чем что-либо другое. Позаботьтесь о ней. Это памятная и священная гробница. Она - на вашей ответственности". (Аплодисменты.)

Концовка с поэтической строкой

Из всех способов оканчивать выступление ни один не является более подходящим, чем юмор или поэзия, если они к месту. В самом деле, если вам удастся найти подходящие стихи для концовки вашего выступления, это будет почти идеально. Это придаст выступлению желаемый аромат, благородство, индивидуальность, красоту.

Сэр Гарри Лодер закончил свое выступление на Эдинбургском съезде американских делегатов клуба "Ротари" следующим образом:

"А когда вы вернетесь домой, то пусть некоторые из вас пришлют мне почтовую открытку. Я пошлю вам открытки, если вы сами не сделаете этого. Вы легко догадаетесь, что эта открытка послана мною, так как на ней не будет марки. (Смех.) Но я кое-что напишу на ней, и вот что там будет:

Времена года будут приходить и уходить,


Все увядает в свое время, как вам известно,


Но есть нечто, всегда цветущее и свежее, как роса, -


Это любовь и привязанность,


Которые я питаю к вам".

Это маленькое стихотворение вполне соответствует личности Гарри Лодера и, несомненно, созвучно всему настрою его выступления. Посему в данном конкретном случает это было прекрасно. Если бы какой-либо другой формально настроенный и сдержанный член клуба "Ротари" использовал этот стишок в конце своего торжественного выступления, это могло бы выглядеть настолько неестественным, что было бы почти смехотворным. Чем дольше я преподаю искусство публичного выступления, тем более ясно я понимаю и более живо осознаю, что невозможно дать общие правила, которые будут верны во всех случаях жизни. Ведь так много зависит от предмета обсуждения, времени и места действия, да и самого человека.

Каждый должен, как говорил святой Павел, совершать свое спасение.

Я присутствовал в качестве гостя на прощальном обеде в связи с отъездом из Нью-Йорка некоего человека свободной профессии. Один за другим вставали ораторы, превозносили своего уезжавшего друга и желали ему успеха на новой стезе его деятельности. Было около дюжины выступлений, но лишь одно из них завершилось незабываемым образом. Это было именно то выступление, которое закончилось стихами. Выступавший повернулся к уезжавшему и с чувством воскликнул: "Ну, а теперь до свидания, желаю удачи, я желаю тебе всего того, чего я мог бы пожелать самому себе!

Да будет с тобою мир Аллаха.


Куда бы ты ни пришел, куда бы ты ни приехал,


Пусть растут там прекрасные пальмы Аллаха,


Дни трудов и ночи отдыха пусть принесут тебе благословение Аллаха.


Я прикасаюсь к своему сердцу, подобно жителям Востока:


Да пребудет с тобою мир Аллаха".

Дж. А. Эббот, вице-президент корпорации "Л.А.Д. моторс" из Бруклина, выступал перед служащими своей организации по поводу преданности и сотрудничества. Он завершил свое выступление звонкими строками из "Второй книги джунглей" Киплинга:

"Вот вам Джунглей Закон - и Он незыблем, как небосвод.


Волк живет, покуда его блюдет; Волк, нарушив Закон, умрет.


Как лиана, сплетен, вьется Закон, в обе стороны вырастая:


Сила Стаи в том, что живет Волком, сила Волка - родная Стая".


Киплинг

Если вы пойдете в библиотеку вашего города и скажете библиотекарю, что вы готовите выступление на такую-то тему и хотели бы подобрать поэтическую цитату для выражения той или иной идеи, то вам, возможно, сумеют помочь подобрать что-нибудь похожее в каком-нибудь справочнике типа "Знакомых цитат" Бартлетта.

Сила цитаты из Библии

Если вы сможете процитировать Священное писание в своем выступлении, то вам повезет. Подходящая библейская цитата часто оказывает глубокое воздействие. Известный финансист Фрэнк Вандерлип использовал этот метод в концовке своего выступления, посвященного долгам союзников, которые они должны были выплатить Соединенным Штатам:

"Если мы будем настаивать на буквальном выполнении нашего требования, то оно наверняка не будет выполнено. Если мы будем настаивать на нем из эгоистических соображений, то мы получим не деньги, а ненависть. Если же мы будем великодушными, - мудро великодушными, - то долги могут быт нам выплачены, и то добро, которое мы сделаем этим, будет означать для нас материально больше, чем что-либо другое, с чем мы могли бы расстаться.

"Ибо тот, кто хочет спасти свою жизнь, потеряет ее, но тот, кто потерял свою жизнь ради меня и Священного писания, тот спасет ее"."

Кульминация

Кульминация представляет собой популярный способ окончания выступления. Часто бывает трудно осуществить ее, и она не всегда является подходящей концовкой для всех ораторов и всех тем. Но если она хорошо выполнена, то производит блестящее впечатление. Она достигает вершины, с каждым предложением становясь все более мощной. Хороший пример кульминации можно найти в окончании выступления о Филадельфии, которое получило премию и приведено в главе третьей.

Линкольн использовал кульминацию при подготовке своих заметок для лекции о Ниагарском водопаде. Заметьте, как каждое следующее сравнение является более сильным, чем предыдущее, и как он достигает кульминационного эффекта, сопоставляя возраст Ниагары с временами Колумба, Христа, Моисея, Адама и т.д.:

"Это вызывает в памяти бесконечное прошлое. Когда Колумб впервые искал наш континент, когда Христос страдал на кресте, когда Моисей вел Израиль через Красное море, более того, даже когда Адам впервые был создан руками господа, - тогда, как и теперь, здесь ревел Ниагарский водопад. Глаза вымерших доисторических гигантов, чьи кости наполняют могильные холмы Америки, смотрели на Ниагару так же, как смотрим на нее сейчас мы. Являясь современником первого племени людей и будучи старше, чем первый человек, Ниагара так же сильна и свежа сегодня, как и десять тысяч лет назад. Мамонты и мастодонты, вымершие так давно, что только остатки их громадных костей подтверждают, что они когда-то существовали, тоже смотрели на Ниагару, которая в течение всего этого долгого времени не останавливалась ни на секунду, и ее поток никогда не высыхал, никогда не замерзал, никогда не замирал, никогда не отдыхал".

Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени. Если лектор затягивает выступление, слушатели в Италии поглаживают подбородок (выросла борода, пока ты говорил). Если выступление подходит к концу и слушатели проявляют признаки утомления, лучше подумать о завершении выступления. "Обязательно возвещай о том, что скоро закончишь, иначе со слушателями может случиться удар от неожиданной радости", – писал юморист.

Бывает, однако, что, стремясь все сказать, оратор так увлекается, что доводит слушателей до изнеможения или бурного протеста. Некоторые выступающие в таких случаях бодро желают всем здоровья или бросают реплику: "У меня все". Звучит это банально, ведь известно, что последнее впечатление самое сильное, и если заключения нет – суть выступления ускользает от слушателей.

Подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выступление не проходит, как предполагалось (ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно), то заключение может отличаться от заготовленного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться от нее и ограничиться выводами и пожеланием аудитории.

Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу.

Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Они вызывают положительные эмоции, поднимают настроение.

Вот как закончил лекцию о Средиземном море профессор М.А. Мензбир: "Если бы кто-нибудь из присутствующих, попав на берега Средиземного моря, под пальмы Бордичеры или оливки Сорренто, вспомнил их историю, слышанную в стране далекого севера, в неприглядный вечер серого декабрьского дня, это было бы лучшее, на что я смею рассчитывать, оставляя аудиторию".

Очень часто после выступления задают вопросы. Ответы на вопросы могут исправить или испортить впечатление от выступления.

Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным.

Чтобы правильно реагировать на заданный вопрос, необходимо уяснить его суть. Если вопрос сформулирован неясно, многословно, переформулируйте его и повторите вслух. Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить, чтобы было слышно всем.

На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики: "Я же об этом говорил!" или "Как же вы не поняли!"

На дополнительные вопросы отвечать желательно, по крайней мере подсказать источник информации.

Никогда не уходите от вопросов, которые звучат как своеобразный вызов и связаны с желанием проверить позицию выступающего. Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять выдержку и чувство юмора.

Искусство отвечать на вопросы совершенствуется от выступления к выступлению. И очень важен объективный самоанализ каждого выступления. Эти записи очень помогут в будущем, это шаги оттачивания мастерства.

Необходимость произнести речь на уроке, собрании или рабочей презентации может взволновать любого. Работа над текстом речи укрепит вашу уверенность в себе. Обдуманность и внимание к деталям позволят создать информативную, убедительную, мотивирующую или развлекательную речь! Уделите работе необходимое количество времени и тренируйтесь произносить речь.

Шаги

Как написать черновой вариант

    Хорошо изучите тему. Работа над информативной или убедительной речью требует глубокого изучения вопроса! Такой подход позволит написать достоверный и убедительный текст. Ищите сведения и доводы в надежных источниках - книгах, научных журналах, газетных статьях и на правительственных сайтах.

    • Если нужно написать речь для урока, то уточните количество и допустимые типы источников у своего учителя.
  1. Рассматривайте тезисы в логическом порядке. После знакомства с темой и контекстом сразу же переходите к тезисам. Четко высказывайте каждое утверждение и сообщайте вспомогательные сведения, факты, доказательства и статистику, чтобы объяснить каждый тезис. Следует исходить из расчета 1 абзац на один аспект.

    • Например, если речь касается испытаний косметических средств на животных, сначала скажите о том, что это жестоко, затем объясните нецелесообразность и обсудите альтернативы.
  2. Поднимайте новые темы и резюмируйте ранее рассмотренный материл. Еще один способ помочь слушателям разобраться в тезисах - предложить беглый обзор на 1–2 предложения до перехода к новой теме и кратко подытожить материал в 1–2 предложениях после объяснения. Используйте для предварительного знакомства и резюме простые слова, которые помогут доступно изложить ваши идеи.

    • Например, если вы хотите рассмотреть синдром отсроченной мышечной боли (также известный как крепатура), то сначала вкратце объясните суть понятия, затем углубитесь в детали и скажите, как оно соотносится с темой, а завершите эту часть речи кратким выводом по основному тезису.
  3. Используйте переходы для упрощения восприятия. Переходы улучшают плавность речи, а также помогают увидеть связь между тезисами. Переходы не всегда заметны, когда вы читаете и пишете тексты, но их отсутствие сразу бросается в глаза. Убедитесь, что вы использовали в речи разные переходы. Примеры:

    • далее;
    • затем;
    • ранее;
    • впоследствии;
    • сначала;
    • во-вторых;
    • в настоящий момент;
    • на следующей неделе.
    • Например, если вы описали влияние глобального потепления на численность белых медведей, то завершите речь рассказом о тех некоммерческих организациях, которые занимаются защитой окружающей среды и популяции белых медведей.
    • Если вы поделились своей мотивирующей историей о похудении, то скажите, с чего следует начинать и какие полезные ресурсы использовать.

    Как сделать речь интересной и увлекательной

    1. Используйте короткие и простые слова и предложения. Громоздкие слова вместо равнозначных простых синонимов могут отпугнуть слушателей. Длинные и сложные предложения могут сбивать с толку и приводить к путанице. В большинстве случаев следует использовать простой язык. Так, единственным исключением будут ситуации, когда мысль или идею просто невозможно выразить иначе.

      Не заменяйте существительные местоимениями для предельной ясности. Конечно, иногда можно использовать местоимение, особенно в попытке избежать многократных повторов. Тем не менее слишком большое количество местоимений помешает слушателям следить за вашими доводами. По возможности отдавайте предпочтение именам собственным (названия мест или вещей, имена) и не злоупотребляйте местоимениями. Примеры распространенных местоимений:

    2. Повторяйте слова и фразы несколько раз. Повторение - эффективный прием в любой речи. Если многократные повторы разных слов могут отвлекать, то повторение конкретного слова или фразы несколько раз поможет придать вашему доводу четкую форму и увлечь слушателей.

      • Например, если вы произносите речь перед группой торговых представителей, которые желают увеличить продажи нового продукта под названием «Синергия», можно повторять простую фразу вроде: «Рассказывайте покупателям о „Синергии”» или произнести слово «Синергия» несколько раз на протяжении речи, чтобы напомнить слушателям о продукте.
      • В мотивационной речи о том, как бег помогает преодолеть эмоциональные трудности, повторите несколько раз такую фразу, которая подчеркнет эту идею: «Преодолейте боль посредством бега».

Выступление перед слушателями у людей вызывает неприятные эмоции. Не всем дано это изначально. Но научиться выступать на публике возможно. 29 рекомендаций помогут сделать из вас оратора.

1. Разберитесь в теме, которую будете освещать. Скверная подготовка лишает человека уверенности и вселяет страх.

2. Учитесь владеть телом:

  • не теребите руками пуговицы;
  • не переминайтесь с ноги на ногу;
  • не трогайте волосы.

Но и стоять по стойке «смирно» тоже не стоит, используйте жесты, но будьте осторожны, чтобы не переусердствовать. Прорепетируйте движения заранее.

3. Говорите диафрагмой. Это позволит произносить слова громко и внятно. Чтобы этому научиться, встаньте прямо и уложите правую руку на живот, сделайте выдох, задержите дыхание насколько сможете. Со временем увеличивайте интервал. В таком положении мышцы живота расслабляются. Поговорите в этом расслабленном состоянии.

5. Практикуйтесь. В жизни говорите внятно и не так быстро, паузами выделяйте важные места.

6. Поработайте над артикуляцией.

7. Убедитесь, что вы правильно произносите сложные слова, которые присутствуют в вашем докладе.

8. Если возникли проблемы с произношением, начните медленно повторять слово до того момента, пока не запомните как правильно произносить.

10. Чтобы здорово выступить, составьте развёрнутый план речи. Правильно определите цель выступления, чтобы грамотно донести информацию до слушателей.

11. Чтобы ваша речь лучше отложилась в памяти, напишите её на бумаге несколько раз.

12. Целиком запомнить речь бывает сложно. Поэтому разбейте её на маленькие куски и учите каждый кусок отдельно.

13. Знайте аудиторию, для которой вы будете выступать. На разных людей одна и та же речь может производить разное впечатление.

14. Используйте юмор, чтобы привлечь внимание аудитории и разрядить обстановку.

15. Снимите на видео выступление. Учтите ошибки и внесите нужные изменения. Не концентрируйте внимание на недостатках, даже имея дефекты речи, человек может стать прекрасным оратором.

1. Определитесь с типом выступления. Речь бывает:

  • информативной (передача фактической информации);
  • убедительной (убеждение аудитории путём использования эмоций, логики, личного опыта и переживаний, фактов);
  • развлекательной (удовлетворение потребностей собравшихся).

В некоторых выступлениях совмещаются несколько типов.

2. Начало речи должно быть интересным. Начать можно с сообщения главной мысли и нескольких пунктов, которые вы осветите позже. Лучше всего запоминается вступительная часть и заключение, поэтому уделите им должное внимание.

3. Избегайте длинных предложений, сложных слов, запутанных формулировок.

4. Чтобы аудитория вас понимала лучше, используйте сравнения.

5. Повторение – хороший способ напомнить слушателям о важной мысли.

Выступление

1. Есть дюжина секретов, которые помогут успокоиться.

  • Перед выходом к аудитории несколько раз сожмите и разожмите ладони;
  • Медленно и глубоко подышите;
  • Встаньте перед зеркалом и повторите себе, что у вас всё получится, вы спокойны и в себе уверены.

2. Выходя к слушателям, улыбайтесь. Так вы сделаете атмосферу теплее и расположите к себе аудиторию.

3. Попробуйте выступить так, словно вы делитесь историей. Истории нравятся всем, поэтому слушать вас будут заинтересованно.

4. Старайтесь вести себя непринуждённо. Не читайте по бумажке. Не бойтесь импровизировать.

5. Не говорите монотонно. Меняйте интонации, это поможет удержать внимание зала.

6. Вовлекайте присутствующих в дискуссию. Задавайте вопросы аудитории.

7. Захватите с собой воду. Если вы начнёте нервничать, выпейте глоток воды. Пауза позволит вам перевести дыхание и успокоиться, чтобы снова продолжить выступление с новыми силами.

8. Закончите выступление призывом. Если ваши слова побудили слушателей к чему-то, значит, цель достигнута.

9. Перед выступлением не ешьте молочные продукты. Они провоцируют образование в горле слизи. Из-за этого говорить становится сложно. Также лучше отказаться от чеснока, рыбы и других продуктов, обладающих сильным запахом.