Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация звуков т – д. учебно-методический материал на тему. Дифференциация согласных д - т в словах и предложениях VI. Физкультурная минутка

Саяна Дашимолонова
Дифференциация звуков [к]-[т], [д]-[г]

.Звуки [К] , [Т], [Г], [Д] усваиваются детьми к 2-3 годам. Это звуки "раннего онтогенеза". В литературе достаточно внимания уделено постановке и автоматизации заднеязычных звуков (В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, И. С. Лопухина, тогда как переднеязычные звуки [Т] , [Д] рассмотрены недостаточно (И. С. Лопухина) . Это возникает из-за того, что наиболее частым является замена звуков заднеязычных на звуки [Т] , [Д]. При встрече же с ребенком в прямо противоположной ситуации (замена звуков [Т] , [Д] на звуки [К] , [Г]) возникают трудности в поиске лексического материала сначала на автоматизацию указанных переднеязычных звуков , а затем на их дифференциацию со звуками заднеязычными .

Поэтому главной задачей данной работы мы считаем подбор лексического материала по указанной проблеме.

Постановка и автоматизация звуков [Т] , [Д]

На данном этапе работы из речевого материала исключаются звуки [Г] , [К].

1. Формирование восприятия звуков [Т] , [Д].

- "Хлопни, когда услышишь слово : (суп, таз, хвост, рот, стол, дом, удав) ". Одно из данных слов называется вперемежку с любыми другими словами.

- "Хлопни, когда услышишь слог : (та, ту, от, ды, до) ". Один из данных слогов называется вперемежку с любыми другими слогами, не содержащими звуков [Г] , [Д].

- "Хлопни, когда услышишь звук [Т] ([Д]) ". Звуки называются вперемежку с любыми звуками , кроме [Г], [К].

2. Изолированное произношение звука [Т] ([Д]) .

Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы (Фомичева) : "Как стучат колеса поезда? - т-т-т", "Как стучит по дереву дятел? - д-д-д".

3. Автоматизация звуков в слогах .

Та - ту - то да - ду - до

Ты - тэ - та ды - дэ - да

От - ат - ит ды - да - до

Ут - ат - от ду - ды - до

4. Автоматизация звуков в словах .

Слова со звуком [Т] : там, таз, Тома, Толя, туфли, лото, это, четыре, лисята, волчата, медвежата, бельчата, ежата, телята, поросята, цыплята, индюшата, зайчата, жеребята, салат, халат, рот, вот, самолет, пилот, тут, салют, машет, машут, спит, спят, пьет, пьют, хлопает, хлопают, строит, строят, нюхает, нюхают, смотрит, смотрят, бежит, плачет, плачут, сидит, сидят, ест, едят, поет, поют, танцует, танцуют, везет, везут, нет, винт, туман, петух.

Слова со звуком [Д] : да, дай, Даша, дача, дом, дуб, дым, душ, дупло, духи, думай, Вода, иду, пирамида, пойду, уйду, беда, свобода, борода, помада, победа, команда, наряды, следы, пруды, сады, посуда.

5. Автоматизация звуков

Чаще всего на данном этапе уже можно использовать речевой материал, содержащий одновременно звуки и [Т] и [Д] .

Там Толя. Тут Тома. Надену твои туфли. Я думаю, Даня спит. Зайчата оставили следы. Мама берет помаду. В саду спят поросята. Папа завинчивает винт. Тома хлопает в ладоши. Жеребята везут дрова. У деда борода. Бельчата сидят в дупле. В душе идет вода. Тома и Толя достали лото. Друзья едят дыню. Я иду по мосту. Вон там фонтан.

6. Стихотворные тексты со звуками [Т] , [Д].

У енота тетя Тоня.

Тетя Тоня в тине тонет.

Тетя Тоня, не тони!

Эй, тяни ее, тяни!

Вот идут мои друзья,

Подавать обед пора.

Дуб стоит у дома,

Дом стоит у дуба.

Кот сидит у дуба.

Кот сидит у дома.

Дома мама, дома папа,

Только Томы нету рядом.

Найдите нашу Тому!

Танцует там у дома.

Дед Данила дает дыню -

Вот и Дане, вот и Тане.

Дятел на дубу сидит,

Дятел ветви долбит.

Мама моет пол,

Папа чинит стол,

Я посуду убрала,

У нас дома чистота.

Даша и Наташа идут в лес. В лесу они видят дуб. На ветке дуба сидят бельчата. Даша и Наташа машут бельчатам : "Идите домой, в дупло!"

Толя идет в душ. Там льется вода. Толя стоит под душем. Потом он намыливается. Хорошо быть чистым и умытым!

Дифференциация звуков [К-Т]

А. Дифференциация звуков [К-Т] на слух .

Игра "Хлопни-топни". Инструкция : "Если услышишь слог ТА - хлопни, если услышишь слог КА - топни". Позднее, игра проводится на материале звуков . На этом этапе возможны любые традиционные игры на дифференциацию звуков речи .

Б. Дифференциация произношения звуков [К-Т] .

1. Попеременное называние изолированных звуков . Игра "Дождик-поезд". Инструкция : "Когда я говорю дождик, ты произносишь звук [К] , когда я говорю поезд, ты произносишь звук [Т] ".

2. Повторение по одному, по два и по три слога со звуками [К-Т] .

ка - та - ка та - та - ка

ты - кы - ты ко - ко - то

ку - ту - ту ты - кы - кы

3. Повторение слов и называние картинок.

Словарь : кабинет, канат, капитан, капот, катать, катание, кафтан, ватка, ветка, детка, девятка, дудка, утка, кот, ток, комета, комната, комод, конфета, копыто, кофта, подкова, молоток, моток, охотник, тук, стук, путник, спутник, каток, конфета, тыква, свисток, селедка, лодка, платок.

4. Дифференциация звуков в словосочетаниях и предложениях. Задания :

а) "Посчитай до пяти". Выбирается несколько слов из вышеуказанного словаря,

б) "Спроси и ответь". Про любой неодушевленный предмет ребенок спрашивает и отвечает : "Это что? - Это канат". Про любое животное ребенок спрашивает и отвечает : "Это кто? - Это собака" или "Кто тут? - Тут овца".

Дифференциация звуков [Г-Д]

Задания, как и в предыдущем разделе.

Словарь : гадать, гадание, угадать, дуга, радуга, погода, ягода, когда, гнедой, города.

Дифференциация звуков [К-Т-Г-Д]

1. Словарь : отгадка, агат, Агата, тайга, гоготать, гонит, коготок, готов, фагот, команда, подруга, градусник, удочка, дождик, селедочка, гусята, лодочка.

2. Предложения :

Катя собирает букет. В комнате летает муха. В доме два этажа. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Дед тянет репку. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.

3. Тексты :

Опускается туман

На мосты и на кусты,

Опускается туман

На дома и на сады,

Тут не видно далеко,

Заблудиться так легко!

Вот так домик!

Вот так дом!

В доме том одно окно,

В том окне идет кино.

Тук! Тук! Тук!

Это кто тут?

Это я, коток,

Тонкий коготок.

Всё готово для хоккея :

И коньки и капитаны,

На катке стоят команды,

Ждут свистка, как кот сметаны!

Я иду куда?

Я пойду от кого?

От того.

Будет там кто?

Не будет там никого.

Не пойду туда,

Буду дома я тогда!

Вот на стуле кот сидит,

Вот за бантом он следит.

Когда бантик двинется,

Он на бантик кинется!

Наступила зима. На дворе холодно, стужа. Деревья, крыши домов, дороги - все покрыто снегом. Реки покрыты льдом. Рады дети. Они бегут с коньками на каток.

Большинство приведенных текстов являются авторскими. Для самостоятельного подбора лексического материала по указанной проблеме можно воспользоваться литературой из списка.

Литература :

Коноваленко В. В., Клноваленко С. В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К , К", Г, Г", Х, Х". - М.: "ГНОМ-ПРЕСС", 1999.

Лопухина И. С. Логопедия, упражнения для развития речи : Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: Дельта, 1999.

Смирнова М. В. 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет. - СПб.: Издательский дом "Нева", 2005.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка изменять темп движения в зависимости от изменения музыкального ритма.

2. Развивать динамический праксис рук.

3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т"] — [Д"] (дифференциация звонких и глухих согласных).

4. Научить ребенка слоговому синтезу слов.

5. Учить анализировать и сравнивать слова.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (формирование общей координации движений под ритмичную музыку).

Взрослый звенит бубном, а ребенок под звон бубна бежит. Затем взрослый стучит в бубен, ребенок под эту музыку марширует. Игра повторяется несколько раз.

Задание 2. Упражнение «Кулачки — ладошки» (развитие динамического праксиса рук).

По заданию взрослого (по образцу, устной инструкции) ребенок выполняет следующие движения правой, а затем левой рукой: сжимает руку в кулак, показывает ладошку и т. д.

Задание 3 . Дифференциация звуков [Т] — [Д]. Назвать первый звук в именах детей:

Таня, Толя, Тамара; Даша, Дуня, Данила.

Сравнить артикуляцию звуков [Т] и [Д] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [Т] и [Д], их обозначение.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:

т, д, д, т, т...; та, да, ду, ту, ты...; Таня, Даня, туфли, вода, молоток...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: та-да, то-...; да-та, ду-...

та-та-да; да-да-та; да-та-та; та-да-да; да-та-да; та-да-та.

Дидактическое упражнение «Составь слово»: взрослый по слогам произносит слово, а ребенок называет его целиком.

Са-мо-лет, то-по-ры, то-ва-ри-щи, до-ро-га, за-са-да, ду-би-на...

Взрослый произносит ряд слов и просит ребенка назвать лишнее слово (по наличию в словах звуков [Т] и [Д]):

туфли, дом, дорога, дуб; топор, дрова, труба, ток.

Задание 4 . Из ряда картинок выбрать те, названия которых начинаются на звук [Т] ([Д]); игры с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Подобрать слова со звуками [Т] и [Д], определить место звуков в словах (при затруднении использовать карточку и синие кружки, с колокольчиком и без).

Вспомнить загадки на звуки [Т] и [Д] (см. темы № 7, 10).

Заменить звук [Т] на звук [Д] в словах. Какие слова получились? Придумать с ними предложения:

том — дом, точка — ..., тачка — ...

Исправить ошибку. Какие звуки перепутаны?

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Мальчик уточкой ловит рыбу.

Удочка плывет по озеру.

Задание 5. Дифференциация звуков [Т"] — [Д"]. Назвать первый звук в словах Тима, Дима.

Сравнить артикуляцию звуков [Т"], [Д"], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение этих звуков.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д"]»:

ть, дь, дь, ть...; тя, дя, ди, ти...; Тимур, Денис, девочка, тигр...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

тя-дя, те-..., ди-ти, ти-..., дю-...

Повторить за взрослым серию слогов:

тя-тя-дя, дя-тя-тя, дя-тя-дя, тя-дя-дя, тя-дя-тя, дя-дя-тя.

Дидактическое упражнение «Составь слово»:

те-ле-фон, те-ле-ви-зор, де-ре-во, Ди-му-ля...

Задание 6. Из ряда картинок ребенок должен убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [Т"] и [Д"]), взрослый при этом картинки не называет:

телевизор, диван, тигр, телефон.

Дидактическое упражнение «Подари подарок Тиме и Диме» (подобрать слова со звуками [Т"] и [Д"]).

Заменить звук [Т"] на звук [Д"] в словах. Какие слова получатся? Придумать предложения с этими словами:

тело — дело, тень..., Тима..., тина...

Задание 7. Дифференциация звуков [Т] — [Д], [Т"] — [Д"].

Назвать звонкие согласные звуки, глухие согласные; назвать твердые согласные, мягкие согласные ([Т], [Д], [Т"], [Д"]). Выучить скороговорки:

Сидит тетерев на дереве,

А тетерка с тетеревятами.

На дворе трава,

На траве — дрова.

Взрослый называет слово с одним из звуков ([Т], [Д], [Т], [Д"]), а ребенок поднимает соответствующую букву.

Упражнение для развития координации речи с движениями:

— Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух ду-ду!

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала.

Ду-ду-ду...

(Ребенок имитирует игру на дудочке.)

Задание 8 . Звуковой анализ и сравнение слов.

Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку, преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.

Тима — Дима, том — дом.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №6»

Тальменского района Алтайского края

Районный конкурс «Инновационный проект»

Предмет: логопедия

Проект группового логопедического занятия

«Дифференциация [Д]- [Т]»

2 класс

Технология: здоровьесберегающая

Номинация: коррекционно-развивающее обучение

Подготовила: учитель-логопед

Назаренко Татьяна Викторовна

Тальменка-2014г

Пояснительная записка

Различные виды нарушений письменной речи явление в школе нередкое, поэтому коррекция дисграфии остаётся очень актуальной. Дисграфические ошибки – это специфические ошибки письма, не связанные с применением грамматических правил родного языка. Причинами нарушений могут быть недоразвитие фонематического слуха (затруднения в различении по звучанию и произношению звуков), приводящее к смещению букв в словах. Нарушение языкового анализа и синтеза(умения делить текст на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки \ буквы) приводящее: к неправильной постановке точек в предложениях, написанию первых слов предложений с маленькой буквы, к слитному написанию нескольких слов или к разделительному написанию частей одного слова, нарушению последовательности написания букв в слове, их пропускам, вставкам, заменам. Предложенное занятие рассчитано на учащихся логопедической группы 2 класса с нарушением чтения и письма обусловленным НВОНР. Оно направлено на формирование умений дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах в предложении на слух и правильно обозначать их на письме. На занятии используются самооценка каждого задания, при помощи фишек разных цветов учащиеся оценивают свои успехи по данной теме. Красная фишка - справился с заданием, жёлтая- испытывал затруднения, зелёная – не смог выполнить задание.

Предложенное занятие соответствует ныне действующим образовательным программам, поэтому при подготовке к занятию может использоваться учителем - логопедом на занятии. Проведя рефлексию в конце занятия, вижу необходимость проведения таких занятий, так как данная форма повышает интерес к занятию и учащиеся лучше усваивают данную тему.

Цель: Создать условия для установления учащимися различия по звонкости – глухости, обучению успешно дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах в предложении на слух и правильно обозначать их на письме. Уточнение артикуляции звуков.

Задачи:

Обучающие:

    Формировать положительную учебную мотивацию.

    Формировать умение дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах;

Коррекционно-развивающие:

    Развивать общую моторику.

    Работать над развитием артикуляционной моторики;

    Расширить словарный запас;

    Развивать фонематическое восприятие, навыков самоконтроля;

Воспитательные:

    Воспитывать желание говорить правильно и красиво;

    Воспитывать интерес к занятиям.

Дидактические средства:

Картинки, название которых содержат [Д], [Т]. Буквы «Д» и «Т» по числу учащихся. Индивидуальные зеркала, мячи, слоговая таблица,

интерактивная доска .

Формируемые УУД:

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, формировать умение контролировать, корректировать свои действия.

Познавательные : относить объекты к известным понятиям.

Коммуникативные: учить оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных речевых ситуаций, взаимодействовать в группе.

Планируемые результаты занятия:

    Предметные: Учащиеся будут уметь различать звуки [Д], [Т], по звонкости – глухости. Дифференцировать звуки [Д], [Т], изолированно, в слогах, словах, в предложении.

    Метапредметные: Учащихся смогут правильно воспринимать и удерживать информацию на слух, выполнять действия по словесной инструкции.

    Личностные: Учащиеся будут уметь оценивать себя.

Этапы занятия

2. Организационно-подготовительный этап.

2.1.Упражнение для развития мелкой моторики (использование мячики)

2.2. Артикуляционная гимнастика

    Основная часть занятия

3.1.Дифференциация звуков [Д], [Т].

3.2.Дифференциация звуков [Д], [Т] в слогах

3.3.Дифференциация звуков [Д], [Т] в словах

Физкультминутка

(речь с движением)

3.4.Дифференциация звуков [Д], [Т] в предложении

4. Рефлексия

5.Итог занятия

Названия дня недели, дата занятия. Припоминание месяцев года(I - XII ), дней недели. -Сядет тот, кто назовет месяцы, дни недели, со звуками [Д], [Т],

Вышли пальчики гулять, стали в мячики играть:

-Здравствуй указательный пальчик!

-Здравствуй большой пальчик!

-Здравствуй средний пальчик!

-Здравствуй большой пальчик!

-Здравствуй безымянный пальчик!

-Здравствуй большой пальчик!

-Здравствуй мизинчик!

-Здравствуй большой пальчик!

А теперь в футбол играть стали пальцы мячик звать.

Надо с солнышком сыграть, мячик будем вверх кидать!

А теперь туда - сюда гладим мячик вот дела!

Оцените себя!

«Заборчик»

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

«Трубочка»

В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.

«Часики» «Маятник»

Друг за другом, друг за другом,
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.

Маятник туда, сюда,
Делает вот так: «Раз – два»

Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Качели»

А сейчас качели вверх,
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт,
И никто не отстаёт.

« Накажи непослушный язычок»

Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

«Блинчик»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

«Киска сердится»

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко -
Поцарапать может киска!

«Лошадка»

Цок-цок-цок по мостовой - Идет лошадка к нам с тобой. Щелкай язычком быстрее, Чтоб она пришла скорее.

«Барабанщик»

В руки барабан возьмем,
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.

( Выделение дифференцирующих согласных из слогов)

Какое слово лишнее? Почему?

Девочка, доктор, тачка , дочка.

(Сообщение темы занятия)

Дифференциация [Д], [Т],

Сравнение [Д], [Т], по артикуляции. Логопед показывает учащимся портреты звуков [Д] и [Т]. Ребята давайте сопоставим звуки с их графическим изображением.

Д

Т

1)Игра «Поймай звук» [Д], [Н] [Р], [Т] [М], [Д] [С], [В] [Т], [К] [Д], [Т] Давайте теперь откроем тетради, запишем буквы, чередуя «д» и «т», в строчку с проговариванием. Оцените себя!

2)Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись». Да-та-да, то-до-ты Ду-ду-ту, ты-ты-ды Тла-дла Тмо-дмо Тву-дву Тры-дры Ребята, повторите за мной слоговой ряд: да-та-да, та-да-та, да-да-та. А теперь записываем слоговой ряд да-та-да, та-да-та, да-да-та в тетрадь с последующим чтением. Оцените себя!

Ребята, обратите внимание на доску, я предлагаю вам вставить в слова буквы «д» и «т»

А теперь самостоятельно попробуйте сами вставить буквы обозначающие звуки [Д] и [Д], [Т] и [Т] и записать слова в тетрадь. Проверим, справились ли вы с заданием. Оцените себя!

Шла Ма т рёна с огоро д а.

По д кус т ом нашла У д о д а.

А у д о д ей: « Д у- д у- д у!

Я т обою не пой д у!

К бабе Т оне убегу,

Д аст она мне т ворогу!»

Ребята пока мы отдыхали наши буквы Д и Т всё перепутали. Давайте восстановим правильность написания слов. Прочитайте . Что получилось?

А теперь по памяти восстановите текс по сюжетным картинкам

Что мне понравилось? Где мне было легко? Где было трудно? Над чем надо поработать?

Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии? Чем они похожи и чем отличаются?

Учащиеся называют, месяцы, дни недели, например: мар т , д екабрь, поне д ельник, в т орник,
Учащиеся перебирают пальцами мячик, сопровождая словами.

Перекатывают мячик по столу от руки к руке.
Подкидывают мячик вверх.
Катать мячик по внешней и внутренней ладони.
Дети выбирают фишки согласно своей самооценке .

Выполняют упражнения.

Ответы учащихся.

Учащиеся смотрят в индивидуальные зеркала, произносят звуки [Д], [Т]

Хлопают на звуки [Д], [Т]

Учащиеся выбирают фишки согласно своей самооценке

Дети повторяют слоги с наглядной опорой Повторяют без наглядной опоры:
Читают слоги по слоговой таблице

Учащиеся выполняют в тетради задание логопеда
Учащиеся выбирают фишки согласно своей самооценке

Учащиеся по желанию выходят к доске.

Учащиеся выполняют в тетради задание логопеда.

Учащиеся выбирают фишки согласно своей самооценке
Учащиеся выполняют движения и проговаривают вместе с логопедом.

Ответ детей - текст

Учащиеся выбирают фишки согласно своей самооценке

Учащиеся выбирают фишки согласно своей самооценке

Раскладывают фишки и отвечают на вопросы.

Ответы детей

Регулятивные УУД: принять цель выполнения действий планировать совместную деятельность.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: владеть рядом артикуляционных упражнений. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешного выполнения упражнений.

Коммуникативные УУД: умение точно и правильно выполнять задания логопеда. Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: понять цель выполнения действий Познавательные УУД: фиксирование индивидуального затруднения выполнения упражнений

Коммуникативные УУД: умение точно и правильно выполнять задания логопеда. Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: понять цель выполнения действий Познавательные УУД: фиксирование индивидуального затруднения выполнения упражнений.

Коммуникативные УУД: умение точно и правильно выполнять задания логопеда. Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: понять цель выполнения действий Познавательные УУД: фиксирование индивидуального затруднения выполнения упражнений

Регулятивные УУД: понять цель выполнения действий

Коммуникативные УУД: умение точно и правильно выполнять задания логопеда. Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: понять цель выполнения действий Познавательные УУД: фиксирование индивидуального затруднения выполнения упражнений

Коммуникативные УУД: формировать своё мнение и позицию. Адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, владеть грамматическим строем речи. Познавательные УУД: Проводить сравнение, устанавливать причинно-следственную связь в изучаемом круге явлений. Строить суждения об объекте, его строении, свойствах и связи. Коммуникативные УУД: умение точно и правильно выполнять задания логопеда. Формулировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.

Использованная литература.

    Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. - 208 с.

    Кукушина В.С. «Логопедия в школе» под редакцией В.С. Кукушина - издательский центр «МарТ» Ростов-на-Дону 2010

    Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с.

    Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80с

    Коррекция письменной речи 1-4 класс Н.П. Мещерикова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева Волгоград издание 2009г.

  1. Гродилова В.И., М.З. Кудрявцева «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения»\пособие для занятий с детьми младшего школьного возраста - КАРО Санкт-Петербург 2008год

    Диск «Интерактивные речевые игры» ФГОС, «ТРЕНАЖЕР ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Логопедическая тема: Дифференциация звуков [д]-[т], [д"]-[т"].

Грамматическая тема: Предлоги К, ОТ, ДО.

Лексическая тема: Обогащение словаря по теме «Транспорт».

Форма проведения: урок-путешествие.

Тип занятия: объяснение нового материала.

Группа: обучающие 1 класса, имеющиеНВ ОНР.

Продолжительность урока: 45 минут (второе полугодие)

Цель занятия: дифференциация звуков [д] – [т], [д"] – [т"] в слогах, словах и предложениях с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить артикуляционный уклад при произношении звуков [д] -[т], [д"]-[т"];
  • дифференцировать звуки [д] – [т], [д"] – [т"] в слогах, словах, предложениях и обозначение их на письме соответствующими буквами;
  • активизировать, уточнить и обогатить словарный запас обучающихся;
  • уточнить конкретное значение предлогов к, от, до ;
  • упражнять в правильном употреблении предлогов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • упражнять в употреблении слов сложной слоговой структуры;
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать и тренировать двигательно-моторную координацию, зрительно – пространственный гнозис и праксис;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в заданном темпе;
  • воспитывать умение работать в группе;
  • воспитывать культуру произношения;
  • способствовать воспитанию усидчивости и внимательности;
  • формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование занятия: магнитная доска, маркер, цветные магниты, рабочие тетради, ручки, карандаши; экран, проектор, компьютер.

Дидактический материал: изображение транспорта.

Лексический материал: слоги, слова, предложения насыщенные изучаемыми звуками.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Сравнительная характеристика звуков. Формулировка темы занятия.
    1. Сопоставление по артикуляции.
    2. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.
  4. Артикуляционная гимнастика
  5. Речевая зарядка
  6. Развитие фонематического восприятия.
  7. Физкультминутка «Паровозик»
  8. Звуковой и слоговой анализ.
  9. Дифференциация в слогах: Определение слога со звуками д–т, д"-т" в словах.
  10. Физкультминутка «Как живешь?».
  11. Дифференциация д–т, д"-т" в словах: Преобразование слов. Работа с омонимами.
  12. Дифференциация д–т, д"-т" в предложениях: Работа с предлогами К, ОТ, ДО.
  13. Итог занятия.

Презентация выполнена для фронтальной работы. Каждый слайд состоит из заданий, смена которых происходит по щелчку мыши или автоматически после предыдущего слайда. При необходимости установить на компьютер шрифт Propisi.TTF (включен в пакет презентации).

Ход занятия

I. Организационный момент .

(Приветствие)

– Ребята, назовите по порядку дни недели. Сколько дней в неделе? Какой сегодня день недели? Какое время года? Что наступит после зимы, после весны? Какое время года перед осенью? И т.п.

II. Введение в тему .

– Сегодня мы будем путешествовать, поэтому давайте соберем вещи, которые понадобятся нам в пути (кеды, чемодан, телефон, вода, зонт, зубные щётки).(Слайд 2)

Анализ слов: наличие звуков д – т в словах, место звука (начало, середина, конец).

– Какие звуки мы находили в словах? (звуки Д – Т, Д " – Т ")

III. Сравнительная характеристика звуков. Формулировка темы занятия.

1. Сопоставление по артикуляции

– Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [д] – [т]. Когда мы их произносим, наш язычок и губы ведут себя совершенно одинаково. Разница лишь в том, что при произнесении звука [д] участвуют голосовые связки, то есть горлышко наше работает, мы произносим звук с голосом. Приложите ручку к горлу тыльной стороной и ощутите сами. А при произнесении звука [т] горлышко не работает, то есть, звук произносится без голоса.

– Какой вывод мы можем сделать? (звук Д произносится с голосом, значит он звонкий, а звук Т произносится без голоса – значит, он глухой).

– Какими буквами обозначаются эти звуки? (буквами Дэ и Тэ).

– Вспомним, как они пишутся. (Слайд 3, 4)

2. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.

– Сейчас мы дадим характеристику звукам:

  • [д] – согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком;
  • [д"] – согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком;
  • [т] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик;
  • [т"] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик. (слайд 5, 6)

– Сегодня мы будем учиться различать звуки Д – Т, Д " – Т ".

(Дети записывают строчные и заглавные буквы Д и Т в тетрадях.)

IV. Артикуляционная гимнастика.

– Проведем гимнастику для язычка.

Упражнения для язычка: «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Часики».

V. Речевая зарядка .

– В пути всегда веселее, когда поешь песни. Давайте, потренируемся.

ТА-ДА-ТА ТРА-ДРА-ТРА ДА-ДА-ТА? (спрашиваем)

ТА-ДА-ДА ДИМ-ДИМ-ТИМ ТУ-ДУ-ДУ. (отвечаем)

ТИ-ДИ-ТИ ДОМ-КОМ-ТОМ ДЫ-ТЫ-ДЫ! (удивляемся)

VI. Развитие фонематического восприятия.

– Ну, вот, теперь мы готовы к путешествию. Ребята, посмотрите на доску, назовите то, что изображено одним словом (транспорт). Какие виды транспорта вы здесь видите? (наземный пассажирский и грузовой; подземный пассажирский; водный пассажирский и грузовой; воздушный пассажирский).

– Какой вид транспорта вы не назвали? (если дети не называют какой-либо транспорт, логопед объясняет)

– Мы с вами будем путешествовать на наземном пассажирском транспорте, в названии которого есть звуки [Т] или [Д]. Назовите транспорт, который нам понадобится (автобус, трамвай, автомобиль, поезд ) (Слайд 9).

– Давайте отхлопаем, сколько слогов в этих словах. Определим, в каком слоге находятся наши звуки. Дайте характеристику этим звукам.

VII. Физкультминутка «Паровозик» .

– Первый вид транспорта, на котором мы будем путешествовать, это поезд. Давайте, представим, что мы едем на паровозе.

Едет, едет паровозик: Вращаем обеими руками поочерёдно в локтевом суставе;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» под счёт 2 раза;
По домам ребят развозит: повторить движение «паровозик»;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза;
Мимо сосен и рябинок: «паровозик», ускоряем темп;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза;
Мимо ёлок и осинок: «паровозик» в быстром темпе;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза, быстрый темп;
Остановка на лужайке: медленно развести руки в стороны, потянуться;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза, замедляем темп;
Мы, попрыгаем, как зайки: руки на поясе, прыжки на двух ногах;
Раз-два-три, раз-два-три. прыжки поочерёдно на левой-правой ноге;
Поиграем, порезвимся прыжки с поворотами влево-вправо;
И в автобус мы садимся. маршируем на месте. (Слайд 10)

VIII. Звуковой и слоговой анализ.

– А теперь отхлопаем, сколько слогов в слове «автобус» (3 слога). Нарисуйте схему слова в тетрадях. Какой первый слог? (ав) Наполняем первый слог цветными кружками. (Аналогично проводится работа со 2 и 3 слогами. Один ученик составляет у доски с магнитами)

– Давайте позовём слово «автобус» и выделим ударный слог. Поставим ударение в схеме над гласным.

– Какой по счёту звук [т]? (звук [т] третий по счёту)

– Проверим, правильно ли вы сделали.

IX . Дифференциация д–т, д"-т" в слогах.

Определение слога со звуками д–т, д"-т" в словах.

– Когда мы путешествовали на автобусе, то вдоль дороги мы увидели много интересного. – Кто запомнил, что мы видели? (деревья, дома, цветы).

– Я вам буду называть слова, а вы будете записывать в свои тетради только слог, в котором есть звукид – т, д"-т".

Слова: ду бы, сосны, то поль, берёза, до мик, да ча, де ревня, те лега.

– Проверим, какие слоги вы записали. (ду, то, до, да, де, те)

(Проводится коллективная проверка)

X. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика. «Как живешь?»

– Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)

– Как идешь? Вот так (прошагать двумя пальцами по ладони)

– А бежишь? – Вот так (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)

– Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)

– Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)

– Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)

– Как молчишь? – Вот так (Прикрыть ладонь рукой)

– А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем).

XI. Дифференциация д–т, д"-т" в словах.

Работа с омонимами.

– Чтобы вам было не скучно путешествовать, предлагаю поиграть в игру «Назови слово». (Слайд 12–15)

– Перед вами зашифрованные слова. Давайте разгадаем первое слово. Какой третий звук, в слове «ведро»; какой звук перед звуком М в слове «сом»; третий звук в слове «чемодан»? (Слайд 12)

– Какое слово получилось? (слово «дом»).

Второе слово аналогично разбирается по заданию (слово «том») (Слайд 13).

– Каким звуком отличаются слова? (отличаются звуками Т – Д) (Слайд 14)

– Запишем слова ДОМ, ТОМ в столбик в тетради. Замените в слове ДОМ гласную О на Ы. Какое получится слово? (ДЫМ) Запишите это слово в тетрадь, отступив вправо от слова ДОМ.

Замените в слове ТОМ гласную О на А. Какое получится слово? (ТАМ).

– Запишите его в тетрадь, отступив вправо от слова ТОМ. Подчеркните одной чертой т, а двумя – д .

дом дым

том там

– Чем отличаются слова уточка – удочка?

(в слове удочка второй звук [д], а в слове уточка второй звук [т]) (Слайд 15).

XII. Дифференциация д–т, д"-т" в предложениях.

Работа с предлогами К, ОТ, ДО.

– Чтобы доехать до дома, нам нужно пересесть на другой пассажирский транспорт. Отгадайте загадку и узнаете, на каком транспорте поедем дальше.

Он по рельсам едет звонко,
И звенит: "Эй, не зевай!"
Отдохнет на остановке,
И поедет вновь...(трамвай )

– Наше путешествие подходит к концу, поэтому нам пора отправляться домой. Посмотрите на экран. До какого места доехал трамвай?

(Трамвай доехал до дома). (Слайд 16)

– Сколько слов в предложении? (четыре) Слово «до» пишется отдельно, потому что это предлог.

– Составьте предложение со словом «автомобиль» и « трактор».

(Автомобиль подъехал к подъезду. Трактор отъехал от дома.) (Слайд 16)

– Назовите предлоги в этих предложениях. (предлоги к и от ).

– Запишем схему предложения «Трактор отъехал от дома» в тетради.

– Давайте найдем в словах и впишем в схему буквы Дэ и Тэ. Запишите предлог ОТ в схему.

– Проверьте, правильно ли вы записали. (Слайд 17)

– Запишем схему предложения «Автомобиль подъехал к подъезду».

(Предложение разбирается аналогично. Один ученик записывает на доске.)

– Какие вы молодцы! Все верно сделали!

XIII. Итог занятия.

– Вот путешествие наше и закончилось. Итак, что мы сегодня делали на занятии? Какие звуки учились выделять из слогов и слов, какие буквы писали, что узнали нового? (мы учились выделять звуки [д]-[т] и [д"]-[т"]. Писали буквы «Дэ» «Тэ». Мы учились правильно использовать маленькие слова – предлоги, вспомнили все виды транспорта. Записывали слоги и слова со звуками [д]-[т]. Составляли схемы предложений.

– Молодцы, до свидания!

Логопед благодарит всех детей за работу, особо отмечая отдельных учеников. Прощается с группой.

Список литературы :

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.
  2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
  3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996.– (Министерство образования Российской Федерации. Республиканский институт повышения квалификации работников образования).

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками от­личаются эти пары слогов.

да - та та - да дя- тя тя - дя дя- тя до-то то-до дё - те тё-дё те-де ду - ту ту - ду дю-тю тю-дю дё-те ды - ты ты - ды ди - ти ти - ди тю - дю.

Задание 2. Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога.

Та, дя, по, до, то, ты, ды, до, тя, те, де, дё, то, ту, тю, дю;

тла, для, тло, дло, тля, дли, тлы, дра, тра, тру, вру.

Задание 3. Прослушайте звукосочетания, запишите только соглас­ный:

Ада, ата, ода, ота, уту, уду, иди, ити, удю, уди, ути.

Задание 4. Прослушайте, Запомните ряды слогов, повторитеих в той же последовательности :

та - да -та ту - ду - ту та - да - та - да да - та - да ду - ту - ду да - та - да -та

ту - ду- ду- ту

ду - ту - ту - ду.

Задание 5. Прочитайте и повторите слоговые ряды:

то-до- то то - до - до- то то -до - то - до ди - ти - ди ти - ди - ди - ти ди - ти - ди - ти тя - дя- тя ду- ту - ду - ту ты - ды - ты - ды де- те - де бе - те - те - де дё - те - дё - те.

Задание 6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой д, во вторую - с буквой т:

а) Да, та, ту, де, те, ту, тю, дю, ды, ты, то, до, ди, ти;

б) ада, ата, ату, аду, оду, оту, уда, ута уте, уде, уди, ути.

Задание 7. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку :

Да, то, до, ты, ты, ды, ти, де, те, дю, тю; аду, ату, оте, оде, иди, ити, юта, еде, эти.

Дифференциация д - т в словах

Задание 1. Прослушайте слова, назовите, какой звук - д или т - а) стоит в начале слова, б) стоит в середине слова.

Образец ответ а: а) в слове дом - звук д;

б) в слове петух - звук т.

а) Дом, дым, там. Тома, темный, доля, толь, думай, тихо, туфли, друг, тля, для, дружба, трудный, труд;

б) петух, ветка, ведра, ветер, погода, победа, посуда.

Задание 2. Прослушайте слова, выпишите слоги с буквами д илит, запишите эти слоги.

Дыни, тело, дело, дыши, тише, диван, духи, тебе, туман, сады, соты, коты, иду, иди, следы, радуга, победа, затихло, труба, трава, дракон, стена, метла, другой, трудно.

Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звука­ми отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.


Дом - том;

дачка - тачка;

Дима - Тима;


дочка - точка;

душ - тушь;

дело - тело;


удочка - уточка;

плоды - плоты;

день - тень.


Задание 4. Рассмотрите картинки. Определите наличие и места зву­ков д, т в названиях этих картинок.









Задание 7. Выпишите слова в три столбика: в первый - с буквой д, во второй - с буквой то, в третий - с буквами д и т. Трех- и более сложные слова разделите ва слоги.

Туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча, подул, стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, задремал, двери, свисток, труба, подруга, тра­ва.

Задание 8. Закончите слова, добавив слоги да или та.

Задание 9. Закончите слова, добавив слоги ду или ту.

Май за...мал забу... ...май за...шил зае...

Га прос...да при... ...гой по...шил по...шка

Задание 10. Закончите слова, добавив слог ди. или ти.

де... ...хо лю... бан...ки

во... ...кий тетра... вой...те

уй... ...хий лю...ки во...те.

Задание 11. Измените слова, добавив слог те. Запишите получившие­ся слова по слогам.

Об р а з е ц: войди -вой-ди-те.

Иди - ..., уйди - ..., приди - ..., отойди - ..., найди - ..., зайди - ..., отодвинь- ..., надень - ..., думай - ..., стирай -

Задание 12. Измените слова, добавив приставку до. Запишите полу­чившиеся слова.

Образец: тащить - дотащить.

Топить - .... таять - .... тянуть - ..., держать -..., нести - ...,пить-..., бежать-...,есть-..., тронуться - ...,стучаться -...,терпеть - ...,толочь - ....

Задание 13. Измените слова, добавив приставку от. Запишите полу­чившееся слово по слогам.



Образец: таял - от-та-ял.

Дал - ...» тащил- ..., делил -..., давил - ..., точил - ..., тянул - ..., таял - ..., толкнул - .... давал - ....

Задание 14. Вставьте в слова пропущенную букву д или т.

Трак...ор, боро...а, с...реоа, воро...а, гра...усник, заво...ной, ве...ка, ве...ро, пого...а, желу...и, м6ло...ок, о...еяло, ве...ер, капус...а, пар...а, у...очка, ...е...ра...ь, ...ож...ик, с...а...о, ...ру...но.

Задание 15. Спишите слова, вставляя пропущенную букву д или т. Объясните, почему вы ставили именно эту букву:

а) Утка - у...очка, ягода - яго...ка, погода - пого..;ка, се­ледочка - селе...ка, лодочка - ло...ка, шуточка - шу...ка,

тетрадочка - тетра...ка, веточка -ве,..ка, деточка - де...ка, подкладочка-подкла.-.ка; .

б) сладок - ела...кий, меток - ме...кий, гладок - гла...-кий, редок -- ре...кий, краток д - краткий;

в) гряда - гря...ка, платок - пла.-.ки, заплата - запла...ка, пряди-пря...ка.

Задание 16. К данным словам подберите проверочные слова так, что­бы после согласныхд, т появился гласный. Запишите эти слова.

О б р а з е ц: куст - кусты, тетрадь -тетради.

холод-... лед-... билет-... халат- ... завод - ...

рекорд - ... город-... гвоздь-... медведь-... пруд-…

обед- ... ледоход-... мост-... привет-... прут-...

след - ... парад - ... груздь - ... крот-... год-...

брат-... енот-... самолет-... град-...

Задание 17. Вставьте в слова пропущенную букву д или т. В скобках запишите проверочное слово.

Образ е ц: город (города).

еле..., голо..., кну..., пру..., гра..., салю..., заво..., пило..., огоро..., са..., виногра..., ала..., плака..., комо..., еле..., еле..., шокола..., мармела..., дроз..., клее... .

Задание 18. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-отве­ты. Подчеркните в них буквы д, т. "

Вопросы.

Какая погода бывает зимой?

Какая погода бывает летом?

Какие дни бывают летом?

Какие дни бывают зимой?

Как называется инструмент, с помощью которого делают отверстия в стене?

С л о в а д л я справок: теплая, холодная, короткие, длинные, дрель.

Задание 19.. Назовите и запишите одним словом следующие поня­тия:

Последний месяц года, первый месяц весны; последний ме­сяц лета, первый день недели; третий день недели; пятый день недели.

Задание 20. Отгадайте загадки. Запюпите отгадки. Подчеркните букву д или т.


Круглая, а не месяц. Желта, а не масло. Сладка, а не сахар.

С хвостом, а не мышь.


Я шарик пушистый

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелек.


Она идет между сел и полей, Я в любое время года А люди все идут по ней. И в любую непогоду


Цветное коромысло,

На небе повисло.


Очень быстро в час любой Провезу вас под землей.


Отгадки: дыня, одуванчик, дорога, радуга, метро

Задание 21. Разгадайте кроссворд.

Методические указания. Учащимся раздают карточки с кроссвор­дом. На доске помещено описание предметов, которые входят в кроссворд. Обязательное условие: подбирать для кроссворда только те слова, в назва­ниях которых есть звук д или т.

По вертикали: 1. Учебная принадлежность для классных и домашних работ.

4 6 8

По горизонтали: 2. Знак препинания, который ставится в кон­це предложения.

3. Инструмент, которым работает кузнец.

4. Вещество, находящееся в градуснике. .

5. Предмет классного оборудования, на котором пишут уча­щиеся.

6. Лесная птица. .

7. Месато, где дети развлекаются зимой.

8. Внезапное наступление войск. ---- Слова для справок: по вертикали: 1. Тетрадка.

По горизонтали; 2. Точка. 3. Молот. 4. Ртуть, 6. Доска. 6.

Дятел. 7. Каток. 8.Атака.

Дифференциация д - т в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово .

дачка -тачка Летом мы жили на маленькой....

Толя возил кирпичи на....

дочка - точка В конце предложения надо поставить....

Мама вела за руку маленькую....

душ - тушь Для чертежей нужна....

Холодный... полезен всем.

удочка - уточка На озере плавала серенькая....

Рыболову нужна хорошая....

плоды - плоты В саду созрели вкусные....

По реке плыли....

день - тень Под деревом-...

Сегодня хороший....

доска - тоска У сестрицы Аленушки на сердце....

В заборе сгнила....

стул - сдул Ветер... последние листья.

Придвинь гостю.... Подвинь... ближе.

сдал-стал Коля... инженером.

Брат... последний экзамен.

Задание 2. К словам из пункта а подберите подходящие по смыслу слова из пункта б:

а) Холодный, густая, тяжелое, медная, младшая, старинная;

б) Мелодия, ведро,.трава, сестра, труба, ветер;

а) Товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные;

б) Дождик, поезда, места, труба, стая, вода.

Задание 3. Выпишите из предложения словосочетания с буквамид, т. Подчеркните буквыд, т разными карандашами.

Образец: Весь день дует холодный ветер. Холодный ве­тер.

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут хо­лодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в теплые страны. Дни стали короткие. У Димы всегда чистые тетради. Ученики писали трудный диктант. Алеша за­болел, ему поставили градусник. Холодный душ полезен. У пруда стояла старенькая дачка. Набрала девица студеной води­цы из деревянного колодца.

Задание 4. Придумайте и запишите предложения с каждым словосочетанием. Подчеркните буквыд, т.

Трудное дело. Тенистый садик. Трудная задача,

Чистая тетрадь. Дубовые столбы. Тяжелое ведро.

Сладкий торт. Гладкий лед. Последние листья