Предметный образ буквы у. Урок "звуковой и предметный образы буквы ю". Подвижная игра “эстафета зверей”

Тема: Письмо строчной буквы «У». (7 ВОПРОС)

Цель : научить писать строчную букву «У»

Задачи : 1) продолжить работу по каллиграфическому письму

2) продолжить работу по формированию речи

Ресурсы : 1) пропись к русской азбуке №2.

2) методическое пособие

Актуализация знаний Сегодня на уроке мы познакомимся с написанием ещё одной буквы нашего алфавита. А для того, чтобы узнать букву отгадайте загадку.

Пестрая крякушка,

Ловит лягушек,

Ходит в развалочку, спотыкалочку.

Какой первый звук в слове? Утка [ у ]

Постановка темы и цели урока. Какой это звук? Что вы знаете? Гласный, не встречает преград , поётся.

Вы уже догадались, какую букву будем писать? У

Назовите тему нашего урока. Письмо буквы «у»

Какая цель урока сегодня? Научиться писать букву «у»

Изучение нового материала.(обучение письму строчной буквы «у») Давайте обратимся к прописи стр.11

Посмотрите на букву.

Сравнение печатных и письменных букв.

Из скольких элементов состоит буква? Из 2 элементов

Какие элементы встречались?

Показ на доске.(обратить внимание на то, как предотвратить типичные ошибки учеников)

Ставим ручку сверху рабочей строки и проводим короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо, доводим до верхней линии рабочей строки. Проводим удлиненную линию с петлей внизу .



Давайте сначала пропишем отдельные элементы буквы в воздухе, а затем всю букву целиком.

Возьмите прописи и обведите элементы буквы.

Работа в прописи.

(письмо слогов по образцу в прописи, работа со словами данными в прописи) Сейчас мы с вами напишем букву «у» с соединением. Сначала с верхним соединением буквы с заглавной буквой « А», а затем со строчной буквой «а».

Ребята, прочитайте слова в прописи. Утка, бусы.

Сколько букв, звуков в первом слове? 4.

Во втором слове? 4

Сколько слогов в первом слове?

Сколько слогов во втором слове?

Составьте предложения с этими словами.

Тема: Письмо заглавной буквы М.
УМК:
Школа России

Класс: 1

Цель: Научить писать заглавную букву М.

Задачи:

1. Познакомить с элементами написания заглавной буквы М.

2. Учить различать написание строчной и заглавной буквы М.

3. Сформировать связь элементов буквы М с окружающей нас средой.

4. Продолжить работу над формированием каллиграфического письма.

Подведение к теме урока Игра «Доскажи словечко»

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А, проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной… (медведь) Регулятивные

В подполье, в коморке

Живёт она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? … (Мышка)

– Что объединяет все эти слова?

– Произнесите первый звук слова «медведь». С какого звука начинается слово? Какой он?

– Дайте характеристику этому звуку. Познавательные

– Произнесите первый звук слова «мышка». Коммуникативные

Дайте характеристику этому звуку.

У меня на доске вы видите изображения медведя и мышки и карточки со звуками, соотнесите звук с картинкой.

– Какой буквой обозначаются эти звуки?

Формирование зрительного образа заглавной буквы М в памяти обучающихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырёх форм буквы «М»: малой и большой печатных, строчной и прописной (заглавной) письменных.

– Чем они похожи? Чем отличаются? Регулятивные

– Скажите, из каких элементов состоит прописная буква «М»?
- Какие элементы нам уже встречались при написании других букв?
- Откройте прописи на стр. 7
- Мы с вами уже знакомы с написанием строчной буквы м, какие элементы вам уже знакомы?
- Как вы думаете, чем строчная буква м отличается от заглавной?
- Давайте еще раз проговорим, из каких элементов состоит буква м, только уже заглавная.
- Давайте сейчас попробуем сконструировать на доску нашу заглавную букву м.

Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти обучающегося.

Послушайте стихотворные строчки:

Ходят белые барашки по горам,

Словно пенные барашки

По волнам.

– Рисунок показывает, какие бывают волны: верх у них как белая пена.
- Посмотрите внимательно на изображение, как вы думаете на какие элементы буквы М похожи волны?
- А где еще в жизни вы видели элементы буквы М?

Подготовка к письму:

Упражнения для подготовки кистей рук к письму:

А) Идёт по парте человек,

Передвигая ножки.

А, если ножки смотрят вверх,

То получились? Рожки!

Б) Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке,

Будут буковки писать.

В) Пара ножниц есть у нас,

Пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный,

Что разрежет лист бумажный?

Проверка посадки:

– Руки? (На месте)

– Ноги? (На месте)

– Локти? (У края)

– Спина? (прямая)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

Посмотрите вверху страницы, у нас проиллюстрированы элементы написания буквы М, давайте их обведем, не забывайте про стрелки помощники.

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ

У ДЕТЕЙ С ЗПР И НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Низкий уровень познавательной деятельности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная работоспособность к приему и переработке информации, ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире, недостаточная сформированность умственных операций, отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи у детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта требуют от педагога нестандартного подхода в объяснении и закреплении учебного материала. Многократность повторения информации при воздействии на различные анализаторы и каналы восприятия дают положительные результаты.

1. С использованием пескографа

Оборудование: пескограф

а) На мокром песке учитель пальчиком рисует изучаемую букву. Ребенку предлагается пальчиком или маленькой игрушкой пройти путь по форме нарисованной буквы. Далее ребенок самостоятельно пишет букву. (Данное упражнение особенно эффективно для детей с нарушением мелкой моторики, ДЦП с частичной парализацией рук, порезами, неконтролируемыми стереотипными движениями)

б) На сухом песке на стеклянной панели с подсветкой учитель пишет букву и предлагает ребенку «пройти» пальчиком по светящейся дорожке. Далее ребенок копирует изученную букву, позже пишет самостоятельно или с помощью учителя.

2. С использованием светодиодного стеклографа

О
борудование: светодиодный стеклограф, флуорисцентные маркеры, подложка с образцом изучаемой буквы

На светодиодный стеклограф крепится образец буквы. Подбирается свет, соответствующий психоэмоциональному и соматическому состоянию ребенка. Маркером по стеклу пишется учителем изучаемая буква, далее ребенку предлагается самостоятельно написать данную букву.

3. С использованием математического планшета

О
борудование: математический планшет, банковские резинки

На математическом планшете учителем с помощью банковских резиночек конструируется буква. Далее ребенок по образцу, а после самостоятельно конструирует букву.

4. С помощью планшета «Мобильная аппликация»

Оборудование: планшет «Мобильная аппликация», липкая лента красного и синего цвета


На планшете учитель выкладывает букву из полосок красного цвета (для гласных), или из полосок синего цвета (для согласных) и просит ребенка повторить.

5. С помощью шнуровального планшета

Оборудование: персональный шнуровальный планшет (ротанговое покрытие форматом А-4), яркие шнуры, набор изученных букв

а) Учитель шнурами «вышивает» образ буквы и просит ребенка повторить.

б) Учитель просит ребенка выполнить «вышивание» по инструкции (5 шагов вверх, 3 шага вправо и т.д.) Далее ребенок сравнивает образ, полученный на планшете, с изученными буквами и называет ту, что получилась у него.

6. С помощью конструктора ЛЕГО

Оборудование: конструктор ЛЕГО, набор изученных букв

а) Учитель из конструктора собирает образ буквы и просит ребенка повторить.

б) Учитель просит ребенка выполнить конструирование по инструкции (5 больших блоков соединить с, 3 малыми с поворотом вправо и т.д.) Далее ребенок сравнивает образ, полученный при конструировании, с изученными буквами и называет ту, что получилась у него.

7. С помощью бумажного конструктора

Оборудование: бумажный конструктор, изучаемая буква

Ребенку предлагается рассмотреть букву, «сфотографировать» глазками, закрыть глаза, представить образ буквы, рассмотреть детали конструктора:

а) самостоятельно собрать букву;

б) собрать с помощью учителя;

в) собрать, накладывая части конструктора на образец

8. С помощью пластилина

Оборудование: стеклянная «тетрадь» (формат А-4, толщина стекла №3, желательно с разлиновкой), пластилин, подложка с изображением буквы, доска для лепки А-4

Ребенку предлагается скатать из пластилина «нити» и выложить по образцу на подложке букву (особенно эффективно для формирования графического образа прописной буквы)

9. С помощью различных предметов

Оборудование: стеклянные камушки для аквариума, модели фруктов

Ребенку предлагается выложить из предложенных предметов изучаемую букву.

10. С помощью канцелярских кнопок

Оборудование: разноцветные канцелярские кнопки, гладкая плитка из пенополистирола (формат А-4)

На плитку наносится образ буквы и предлагается ребенку «нарисовать» его кнопками,

11. С помощью ниткописи


Оборудование: экран из бархатной бумаги (формат А-4), шерстяные нитки разных цветов

Учитель демонстрирует образец буквы, «написанной» ниткой или нитками на экране. (Дети с удивлением наблюдают за тем, что обычная нитка без клея не падает) Далее ребенку предлагается «написать» букву.

12. С помощью моделей букв

Оборудование: тканевый мешочек, модели букв

Ребенку предлагается

а) двумя руками нащупать букву в «волшебном» мешочке и определить, что это за буква

б) одной рукой нащупать букву в «волшебном» мешочке и определить, что это за буква.

13. С помощью спичек или счетных палочек

Оборудование: спички, счетные палочки

Ребенку предлагается по образцу или самостоятельно выложить букву из спичек или счетных палочек.

14. С помощью тела

Учитель показывает, как с помощью тела можно изобразить букву. Далее ребенку предлагается самому изобразить букву.

Предложенные приемы позволяют не только сформировать графомоторные навыки детей данной категории, но и скорректировать тонкую моторику рук, нарушения артикуляционной и графо-моторной координации (нарушение каллиграфии), зрительно-пространственные нарушения, нестойкость графического образа цифр и букв, предупредить зеркальность и перестановку их при чтении и написании, трудности ориентации в пределах тетрадного листа, нарушения звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов, трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса, нарушения зрительной, слуховой функций, трудности концентрации и распределение внимания.

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Цели:

  • познакомить детей со звуковым и предметным образами буквы “З”, добиваться четкого различия образа звука и образа буквы;
  • обогащать словарный запас учащегося;
  • развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать, делать выводы;
  • развивать память, внимание, творческую активность, мелкую моторику рук;
  • отрабатывать чтение целыми словами; развивать понятийное мышление при сопоставлении предметов (явлений) по их местонахождению относительно друг друга во времени: месяц (январь – в январе и т. д., год и время года (зима - зимой и т. д.);
  • обращать внимание на отдых на уроке (подвижные игры, прогулка и т. д.).

Оборудование: “Букварь” под редакцией А. Ф. Малышевского, альбомы, краски, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, природный материал, конструкторы, пластилин; набор картинок для игры “Когда это бывает?”, изображение Золушки; различные предметы на букву “З”; зайка, змейка- мягкие игрушки; кубики с буквами; индивидуальные магнитные доски; классная разрезная касса букв (на магнитах).

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

У: Ребята, сегодня мы продолжаем свое путешествие в мир Знаний. На пути у нас будет много трудностей, поэтому нужно быть очень внимательными. Поднимите руку те, кто готов справиться со всеми трудностями. (Поднимают руки все.)

Молодцы! Тогда в путь!

II. Вводный момент.

У. Какое сегодня число?

У: Какое время года заканчивается?

Д: Заканчивается осень, осталось 2 дня.

У: Какие осенние месяцы вы знаете?

Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

У: Вспомните, что интересного было у вас в сентябре.

Д: В сентябре мы пошли в школу.

У: А в октябре?

Д: В октябре у меня был день рождения …

У: В ноябре?

Д: В ноябре выпал первый снег …

У: Какое время года будет после осени?

Д: После осени идет зима.

У: Поиграем в игру “Когда это бывает?”

(Дети идут на ковер, где разложены картинки.)

Послушайте загадку и скажите, когда это бывает:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и
Елочек. Я…

У: Поберите картинки, которые изображают, что было осенью.

(Дети находят, показывают и рассказывают)

Д: Осенью мы собираем урожай. Осенью желтеют и опадают листья.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня …

(Дети также находят картинки с изображением зимы и раскрывают, что бывает зимой.)

Д: Зимой выпадает снег, все вокруг белое.

Зимой мы катаемся на коньках, лыжах, санках.

Зимой мы лепим снежную бабу …

У: Как изменилась природа с приближением зимы?

(Подходим к окну.)

Д: Деревья голые. Кругом лежит снег. Сегодня очень холодно, сильный мороз. Не слышно пения птиц.

Прилетели снегири…

У: Ребята, давайте споем песню о зиме. Под фонограмму дети исполняют песню “Зимушка, зимушка. ”

III. Звуковой образ буквы “З” . Проговаривание скороговорки.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

У: Проговорим вместе и послушаем, какой звук произносится чаще.

Д: Повторяется звук (З)

(Проговаривают еще раз, выделяя звук (З))

Зззимним утром от мороззза
На зззаре зззвенят березззы.

У: В каких словах мы слышим звук (З).

Д: Зззимним - в начале слова,

От мороззза – в конце слова,

На зззаре – в начале слова,

Зззвенят - вначале слова,

Березззы- в конце слова.

У: Проговорим скороговорку тихо, громко. (дети читают)

У: Проговорите скороговорку, так, как бы ее проговорил медведь, зайчик, лисичка.

IV. Предметный образ буквы “З”.

У: Какой буквой обозначается звук (З)?

Д: Буквой “З”.

У: На что похожа буква “З”?

Д: На цифру 3.

У: На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3 три. (Дети показывают на доске изображение цифры 3).

Д: На змейк, которая легла и изобразила букву “З”.

(Рассматривают змейку- мягкую игрушку).

У: - Буква “З” на вид как змейка,

Разглядеть ее сумей-ка!

- “З” не просто завитушка,

“З” пружинка, крендель, стружка.

V. Художественно-изобразительная деятельность.

У: Ребята, садитесь за свои столики, откройте альбомы и изобразите, на что похожа буква “З” и подготовьте рассказ о своем образе.

(дети рисуют красками, гуашью, цветными карандашами, фломастерами - по желанию)

После прослушивания рассказов, дети выкладывают букву “З” из природного материала, конструируют ее из конструктора, лепят из пластилина и т. д.

У: Посмотрите, какие разные буквы у вас получились, но все они узнаваемы. А теперь напечатайте букву “З” в своих тетрадках.

У: Оля, сколько букв ты напечатала?

Оля: Я напечатала 15 букв.

У: У Димы сколько букв?

Дима: Я напечатал 12 букв.

У: Ребята, на сколько больше букв напечатала Оля, чем Дима?

Д: Оля напечатала на 3 буквы больше.

У: Молодцы.

VI. Буква “З” как имя предмета.

У: Сегодня к нам пришли гости. Отгадайте загадку и узнайте.

Она красива и мила,
А имя ей от слова “зола”.

Д: Это Золушка. (Печатают это слово ЗОЛУШКА в тетради).

У: Как вы думаете, почему именно Золушка пришла к нам в гости?

Д: Ее имя на букву “З”.

У: Какая Золушка? (Рассматривают изображение Золушки, вспоминают сказку.)

Д: Она красивая, трудолюбивая, добрая, рукодельная.

У: Золушка пришла к нам не одна, а со своими друзьями.

Обитатель леса шустрый,
Оборвал листок капустный.
У него дрожат реснички:
- Нет ли где-нибудь лисички?

Д: Это зайчик.

(Дети печатают в тетрадях ЗАЙЧИК, и на магнитной доске.)

У: Какой звук слышим в начале слова?

Д: Звук (З).

У: Какой буквой обозначается этот звук?

Д: Буквой “З”.

У: Найдите зайчика среди наших игрушек.

Какой он?

(Дети рассматривают его).

Д: Он пушистый, длинноухий, красивый, добрый, трусливый, смешной, косой, мягкий, яркий.

У: В каких сказках вы читали про зайчика?

Д: В сказках “Колобок”, “Теремок”, “Зайкина избушка”…

У: Давайте для наших гостей покажем сказку “Зайкина избушка”. Вспомним эту сказку. (Дети рассказывают) какие животные участвуют в этой сказке?

Д: Лиса, заяц, медведь, волк, петух.

(Оговариваются интонации, с которой будут дети изображать своего героя: медведь- голос грубый; лиса- хитрая; заяц- трусливый; петух- голосистый)

Инсценировка сказки осуществляется с помощью кукол - кукольный театр. Дети участвуют по желанию.

У: Молодцы, ребята! Ваша сказка очень понравилась Золушке и зайчику. Смотрите, у зайчика в кармане какая-то записка. Она для вас. Это загадка. Прочитаем ее. (Читает хорошо читающий ребенок)

Рассыпалось к ночи зерно.

Глянули утром - нет ничего.

Д: Это звезды. (Дети печатают слово ЗВЕЗДА в тетради.)

У: А какие звезды?

Д: Они яркие, блестящие, маленькие, далекие, волшебные, …

У: У нас в комнате тоже есть звезды, только их надо поискать.

(Дети ищут, рассматривают после нахождения)

У: Произнесем слово звезды еще раз и послушаем первый звук.

Д: Зззвезззды. В начале слова звук (З) и в середине звук (З).

У: Посчитайте звезды.

Д: Один, два, три.

У: Сколько звезд вы нашли?

Д: Мы нашли три звезды.

У: Сравните их. Какая звезда лишняя.

Д: У двух звезд четыре – 4 луча, а у третьей - 5.

У: На сколько лучей больше у третьей звезды?

Д: На один луч больше.

У: На одной звездочке что-то написано. Давайте прочитаем.

(Загадку читает хорошо читающий ребенок)

Всю жизнь свою хожу в тельняшке,

Но без сапог и без фуражки.

Д: Это зебра. (Слово ЗЕБРА печатают в тетради)

У: Послушайте, какой звук слышим в начале слова?

Д: Зззебра. Звук (З).

У: Какой буквой обозначается звук (З).

Д: Буквой “З”.

У: Какая зебра?

Д: Зебра полосатая, быстрая, красивая …

У: А где можно увидеть зебру?

Д: Зебру мы можем увидеть в зоопарке (Печатают ЗООПАРК в тетради).

У: Произнесите еще раз слово “зоопарк”. Какой звук первый?

Д: Зззопарк. Звук (З), он обозначается буквой “З”.

У: Вот и мы отправляемся в зоопарк вместе с Кирюшкой.

Садитесь за столики и рассмотрите рисунки, составьте по ним рассказ, чтобы были слова с буквой “З”.

Работа в группах.

I группа – рассказ “Крестики-нолики” (про зебру).

II группа – рассказ “Обознались” (про моржа). См. Приложение

III группа – рассказ “Крокодил обиделся” (про зубы).

IV группа – рассказ “Собезьянничала” (про обезьяну).

Дети в своих группах рассматривают картинки, готовят рассказ и один учащийся рассказывает. Остальные дети слушают и называют слова, в которых услышали звук (З.)

У: Молодцы, ребята! Ваши рассказы очень интересные. В зоопарке очень много зверей. Сейчас мы проведем эстафету зверей.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА “ЭСТАФЕТА ЗВЕРЕЙ”

Учащиеся делятся на 4 равные команды. Играющие принимают названия зверей: “Медведь”, “Заяц”, “Лиса”, “Волк”, “Белка” и т. д.

Учитель громко вызывает любого зверя. Игроки выбегают вперед до указанного места. Кто первый прибежит, получает очко.

Подводится итог игры.

VII. Работа по “Букварю” (стр. 119-120)

У: Мы нашли много слов на букву “З”. Но в “Букваре” еще есть слова. Откройте учебники и прочитаем загадки.

(Дети открывают учебники на стр. 119-120. Читающие дети читают загадки, остальные отгадывают.)

У: Сколько загадок на стр. 119.

Д: три загадки.

У: Сколько загадок на стр. 120.

Д: Две загадки.

У: Где загадок больше.

Д: Больше на стр. 119, левой странице.

У: На сколько больше?

Д: На одну загадку больше.

У: Рассмотрите нарисованную землянику.

Сколько ягод на ветке слева?

Д: Слева одна ягода.

У: Сколько ягод справа?

Д: Справа две ягоды.

У: Сколько всего?

Д: Всего три ягоды.

У: А как получилось три?

Д: Две и еще одна, будет три ягоды.

VIII. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

С какой буквой мы познакомились?

С какими героями из сказок встречались?

Молодцы, ребята! Вы хорошо работали, узнали много нового.

Иллюстрации

Цель занятия: изучаем букву У, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой У, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву У по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Утро Улитка Утка Утюг

Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?
Чтобы произнести [У], нужно сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и «включить» голос. Повтори: УУУ

Мешают ли зубы, губы или язык, свободно выходить воздуху изо рта? (Нет, не мешают.)

Закрой глаза. Что ты слышишь? (Шум транспорта, музыку и т. д.)
Мы слышим разные звуки.
Еще раз закрой глаза и послушай: Ааа, Ууу… Это тоже звуки - звуки речи человека. Из звуков составляются слова, которыми мы говорим.

ААА - это звук, АИСТ - это слово.
УУУ — это звук, УТКА — это слово.
Запомни, пожалуйста: звуки мы слышим, произносим. Буквами можно записать звуки речи, слова. Буквы мы видим, пишем, читаем.

Различать понятия звук, буква, слово дошкольник сможет постепенно, в результате постоянного повторения в течение длительного времени.

Узнайте звук

Поднимите руку, если услышите звук [у] в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.

Кто больше?

  1. Придумайте слова со звуком [у] в начале (улица, утро, ужин), в середине (руки, груша, капуста), в конце слова (хожу, несу, внизу).
  2. Придумайте слова, в которых звук [у] второй (лужа, сук, тумбочка).
  3. Угадайте слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья - ук (жук, лук, сук, бук).

Задание: печатная буква У для дошкольников

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Я не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг -
Электрический… (утюг).

Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический… (утюг).

Вот пришла и осень,
И придут метели.
И с прощальным криком
Птицы… (улетели).

Долгожданный дан звонок -
Это кончился… (урок).

Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? … (Ученик.)

Все ребята со двора
Малярам кричат: … (ура)

Сказка про букву У

Про маленького паучка
На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух.
Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья - большие пауки ругали и называли лодырем.

«Надо доказать всем, что я не лодырь»,- решил маленький паучок.

И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.

«Вот обрадуются утром братья,- думал довольный паучок,- ведь это так красиво - красная паутина!»

Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.
Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.

А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…

Загадки для детей на букву У

Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везет,
Очень медленно ползет.
(Улитка)

На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
(Улитка)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет!
(Утка с утятами)

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
(Удочка)

Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утенок)

По полотняной стране,
По реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед,
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать.
(Утюг)

Пословицы и поговорки на букву У

Ученье - путь к уменью.

Умелые руки не знают скуки.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Умный себя винит, глупый - своего товарища.

Нет скуки, коль заняты руки.

Возьми книгу в руки - не будет скуки.

Умеешь ошибаться, умей и поправляться.

Утро вечера мудренее.

Берись дружно - не будет грузно.

Лучше ученый, чем золоченый.

У дружбы нет границ, у знаний нет дна.

Стихи про букву У для детей

Улитка просит Уточку:
Закинь-ка в речку удочку.
Уточка закинула -
Уклейку-рыбку вынула.
(Г. Сатир)

Как улитке перед сном
Скучно в домике своем!
Сказку выдумать пытается,
Грустной сказка получается.
(Г. Виеру)

Улитка-улитка,
Шагаешь ты прытко:
От калитки до меня
Проползешь четыре дня.
(Я. Аким)

У пруда утенок-крошка
В страхе кличет утку-мать:
«Ой, боюсь!
Укусит мошка,
Помоги мне убежать».
(Ф. Бобылев)

Я по совести скажу:
Плохо, плохо мне, УЖУ,
Очень гадок я на вид…
А ведь я - не ядовит!
(Б. Заходер)

Удивительный народ -
Птица с именем удод.
Не подстрижен, не причесан.
Рыжий клок торчит над носом -
Вся прическа на весу,
Перья даже на носу.
Парикмахерская, видно,
Не работает в лесу.
(А. Пудваль)

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели,
И открыли поскорей
Двадцать девять букварей.
Мы учили букву А,
Мы учили букву У.
Малыши кричат УА.
Мы в лесу кричим АУ.
С буквы А - арбуз и аист
(Мы запомнить постарались).
С буквы У у нас, ребята.
Ухо, удочка, утята…
Вот чему на первый раз
Научился первый класс.
(Л. Демьянов)

Укротительница львов
Удивит учеников:
Укрощает льва и львицу,
Ужас как мышей боится!
(В. Берестов)

Учитель у меня в портфеле!
Кто? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
(В. Берестов)

Ученик учил уроки -
У него в чернилах щеки.
(С. Маршак)

У опушки
Две старушки
Брали грузди
И волнушки.
Филин: - У-ух!
Филин: - У-ух!
У старушек замер дух.
Жутко!
(Е. Благинина)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Найди букву

Оборудование: набор букв (печатных, рукописных).

Педагог в произвольном порядке располагает на наборном полотне буквы (каждая из них может встречаться несколько раз). Детям предлагается сосчитать, сколько раз встречается на доске та или другая буква, названная педагогом.

Выигрывает тот, кто в течение всей игры давал наиболее правильные ответы.

Сложи буквы

Оборудование: у каждого ученика конверт с несколькими (три-пять) элементами букв, вырезанными из картона.

Педагог предлагает ученикам достать из конверта элементы букв. Из них нужно сложить две буквы так, чтобы не осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первым правильно справится с заданием.

Сортировка букв

Оборудование: у каждого ученика на парте три-четыре пары букв (рукописные и печатные), наклеенных или написанных по одной на карточке.

Педагог предлагает ученикам разложить все буквы в три-четыре столбика так, чтобы в одном столбике была одна и та же буква в разном написании. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит все буквы.

Оборудование: мел.

Ведущий предлагает детям «прошагать» алфавит, на каждый шаг по порядку называя одну букву. При первой же ошибке игрок выбывает из игры, а то, насколько далеко он продвинулся, фиксируется отметкой мелом на полу. Выигрывает тот, кто сможет без ошибок «прошагать» весь алфавит.

Кто точнее?

Оборудование: набор букв.

Педагог вызывает по одному представителю команд и предлагает им произвольный набор из пяти букв, которые они как можно быстрее и точнее должны расположить в порядке алфавита. Затем вызывается вторая пара игроков, им также предлагаются комплекты букв и т.д. По сумме результатов определяется команда-победительница.

Поможем зверям

Оборудование: картинки, изображающие животных, с подписями.

Учитель говорит: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им, ребята?»

Дети выходят по очереди к доске и ставят на наборное полотно картинки с названием животного в порядке алфавита. Если ученик ошибся, он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующий день, рассказав алфавит.

Примерный материал: слон, лев, тигр, обезьяна, гепард, волк, жираф, медведь, белка, заяц, кабан, дикобраз, енот, пантера, еж, носорог, рысь, шакал, хорь, антилопа и др.

Кто за кем?

Оборудование: набор букв.

Каждый ученик, называя свою фамилию, определяет, с какой буквы она начинается и берет соответствующую букву из набора. Если встречаются две фамилии с одинаковой первой буквой, педагог помогает определить, чья фамилия будет первой. Когда все ученики возьмут карточки, учитель предлагает им построиться в шеренгу по алфавиту.

Те ученики, которые неправильно определили свое место в шеренге, платят фант.

Библиотека

Оборудование: две-четыре стопки книг в зависимости от числа играющих команд.

Каждой команде ведущий дает одинаковое количество книг и предлагает разложить их так, чтобы фамилии их авторов располагались по алфавиту.

Выполнение задания проверяется коллективно. Выигрывает та команда, которая первой выполнит работу без ошибок.

Подбери букву

Оборудование: предметные картинки, индивидуальные наборы букв.

Играют две команды. У каждого играющего - набор букв. Педагог показывает картинку, дети поднимают букву, с которой начинается название картинки.

В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

  • 1- й вариант. Педагог показывает букву, а дети из имеющегося индивидуального набора предметных картинок показывают ту, название которой начинается с показанной буквы.
  • 2- й вариант. Педагог показывает букву, а дети, имена которых начинаются с этой буквы, встают.

Оборудование: предметные картинки (жук, лев, сом, кот, оса, рак), набор букв (ж, с, е, к, к, к, р, в, о, а, т, а, а, л, у, е, м, о, о).

В игре участвуют 2-6 детей. Перед началом игры картинки поровну распределяются между игроками, буквы кладутся в мешочек (коробку) и перемешиваются. По очереди игроки достают буквы из мешочка. Если буквы, вынутой из мешочка, в слове нет, ее кладут обратно в мешочек, и следующий участник в игру вступает.

Выигрывает тот, кто первый составил из букв названия ко всем своим картинкам.

Наборщики

Оборудование: у каждого ученика - комплект букв.

Педагог называет в беспорядке буквы, дети определяют, какое слово может быть составлено из них и выкладывают его. За правильно выложенное слово ученик получает очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.

Куда мы пришли?

Оборудование: предметные картинки, схематический рисунок ворот зоопарка.

На наборном полотне выставлены предметные картинки: зебра, окунь, оса, пингвин, аист, рысь, крокодил. На доске нарисованы ворота, верхняя часть у которых разделена на клеточки (по количеству букв в слове зоопарк).

Дети определяют в каждом слове-названии предметной картинки первый звук, находят соответствующую ему букву, вписывают ее в клеточки и читают получившееся слово.

Угадай предмет

Оборудование: набор предметных картинок, на тыльной стороне которых написана первая буква слова-названия этого предмета. Остальные буквы слова обозначены точками.

Перед началом игры картинки прикрепляются на доску так, чтобы дети видели лишь недописанные слова. От каждого ряда ученики по одному выходят к доске и завершают слова. Далее картинки переворачивают. Если слово соответствует названию картинки, ее забирает ученик.

Выигрывает ряд, сумевший получить большее количество картинок.

Сквозная буква

Оборудование: у каждого ребенка карточки с частично написанными словами.

Педагог предлагает детям вписать на карточки необходимые буквы так, чтобы получились слова, например:

к 0 * к к к к 0 к к к к 0 к к к к к? к к к к

Побеждают в игре пятеро детей, первыми правильно выполнившие задание.

Буквенная эстафета

Класс делится на несколько групп, по четыре человека в каждой. Для каждой группы учитель называет первую букву слова. Первый ученик группы записывает букву и дописывает еще одну, потом передает лист товарищу, тот дописывает еще одну букву и т.д. В результате должно получиться слово.

Выигрывает та группа, которая первой правильно написала слово.

Стол находок

Оборудование: предметные картинки с кармашками. В них вставлены карточки с названием предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной буквы (например, тиг * вместо тигр и т.д.); набор букв.

Педагог показывает детям картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную подпись. Для этого нужно обратиться в «стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Дети по очереди выходят к доске, называют картинку, определяют недостающую букву в подписи, берут ее в «столе находок» и ставят на место.

Правильный ответ поощряется фишкой.

Какие животные спрятались в чемоданах?

Оборудование: мел.

На доске педагог выполняет схематические рисунки чемоданов, на которых изображены буквы:

о, к, а, к, ш а, м, ш, а, к е, у, т, п, х и др.

Выигрывает тот, кто быстрее даст правильный ответ.

Заполни пропуски

Оборудование: карточки со словами, мел.

Педагог заранее пишет на небольших карточках несколько слов и кладет их на стол так, чтобы дети не смогли прочитать написанное. Эти же слова он записывает на доске, но при этом часть букв пропускает, например:

р-к-т- и др.

Детям предлагается отгадать, какие слова задуманы педагогом, восстановить пропущенные буквы и сравнить их с теми, что записаны на карточках. Выигрывает тот, кто верно угадает задуманное слово (слова).

Поможем Незнайке

Оборудование: наборы букв.

На наборном полотне выставлены буквы:

а, и, з, м а, м, м, а в, л, о, к и др.

Педагог говорит: «Незнайку вызвали к доске и предложили из этих букв составить слова. Долго думал Незнайка, но так ничего и не придумал. Давайте, дети, поможем ему. Кто составит первое слово?...»

Живые буквы

Оборудование: набор букв.

  • 1- й вариант. Каждому ряду учеников дается набор букв - на каждого ребенка по одной букве. Педагог называет слово. Дети стоятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в руках.
  • 2- й вариант. Педагог дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети каждого ряда должны самостоятельно определить, что это за слово и выстроить соответствующую шеренгу.

Измени слово

Оборудование: наборы букв.

Один из детей выкладывает на доске предложенное педагогом слово, например, рак. После этого детям предлагается догадаться, как можно, изменив только одну букву, получить новое слово. Каждый новый найденный вариант выкладывается на доске, а его автор поощряется фишкой.

Выигрывает тот, кто предложит последний вариант изменения слова.

Подбери пару

Оборудование: набор карточек с написанными на них словами у каждого из игроков.

Педагог предлагает детям из имеющихся карточек составить пары слов так, чтоб в каждой паре одно слово отличалось от другого одной буквой. Выигрывают первые пять учеников, подобравшие пары слов.

Примерный материал: пар - парк, кот - крот, роза - гроза, рот - крот, сук - стук, ком - корм, каска - краска, зал - звал, лещи - клещи, бор - борщ, ужи - лужи, ужи - ужин, утка - шутка, кран - экран, лапа - лампа, ус - бусы, ос - кос, сорока - сорок, стол - ствол, так - танк, сон - слон, сор - спор, дал - ждал.

Подвижные буквы

Оборудование: карточки со словами и набор букв у каждого ученика.

Каждый ученик получает карточку с напечатанным на ней словом и буквы, составляющие это слово. Необходимо сначала выложить из букв слово, напечатанное на карточке, а затем переставить буквы так, чтоб получилось новое слово. Выигрывают пять учеников, первыми выполнившие задание.

Примерный материал: липа - пила, кот - ток, нос - сон, лапка, палка, рано - нора, маяк - ямка, карп - парк, марка - рамка, кулак - кукла, лес - сел, кот - кто.

Что изменилось?

Оборудование: набор букв.

Педагог выкладывает на наборном полотне слово из букв разрезной азбуки. Дети прочитывают его, после чего закрывают глаза, а педагог изменяет слово, добавляя или убирая буквы. Открыв глаза, дети прочитывают слово и определяют, что изменилось.

Выигрывает тот, кто первым правильно озвучит произошедшие изменения.

Примерный материал: бочка - ночка - точка; репка - лепка - кепка, шапка - папка - лапка; рука - ручка; пара - парта; мишка - миска; город - горох.

Что перепутал художник?

Оборудование: карточки со словами и предметными картинками: например, под словом «булка » нарисована белка, далее соответственно: «кот» - кит; «горка» - норка, «мышка» - мишка; «лужи» - лыжи; «ворота » - ворона.

Педагог рассказывает, что художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать под словами картинки. Но... художником был маленький мальчик - рисовал он очень хорошо, а читать правильно еще не научился. Ребятам предлагается определить, какие ошибки допустил художник.

Дети по очереди называют картинки, читают под ней слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом, сравнивая по буквам пару слов.

Вариант. Может быть устроено соревнование между рядами учащихся, тогда за правильный ответ насчитываются очки.

  • Степанова