Историческая эпоха в судьбе русской литературы золотого века. Исторические эпохи по порядку: хронология Исторические эпохи в хронологическом порядке

Текущая страница: 2 (всего у книги 29 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

Но в результате российские революционеры лишь затаились, научились искусству конспирации и начали подготовку к грядущим потрясениям. Революционное движение давно уже стало явлением международным: в конце 1860-х годов возникла всемирная организация Интернационал, которая координировала деятельность рабочих движений в разных странах. Надежды на то, что внутрироссийскими мерами удастся навсегда загасить мировой огонь, были наивными. Что же до патриотических идей, то в царствование Александра III часто нарушалась тонкая грань между здоровым национальным чувством и болезнетворным национализмом; на юге не раз вспыхивали еврейские погромы.

Важные события происходили и за пределами Европейского континента; одно из главных – Гражданская война в США (1861–1865) между Севером и Югом. Южане выступали за сохранение принципов рабовладения, северяне – против; смыслом Гражданской войны стала борьба за тот путь, по которому пойдет Америка в XX столетии, путь личных прав и гражданских свобод или путь рабства и расизма…

Таков был исторический фон литературных свершений, изучением которых нам предстоит заняться.

Какие основные события мировой и отечественной истории первой половины XIX века предопределили судьбы русских писателей золотого века? Назовите главные имена, события, даты.

Культура и экономика

Культура и экономика кажутся противоположными полюсами. Насколько первая «непрактична», возвышенна, настолько последняя «приземлена» и направлена на получение выгоды. И все же они зависят друг от друга и друг на друга влияют в той мере, в какой экономическое развитие сказывается на судьбах, психологии и воззрениях людей.

Еще в XVI веке в Европе начал утверждаться новый тип общества, основанный на частной собственности и свободном предпринимательстве, – капитализм. К концу XVIII века капитализм привел к бурному росту городского производства, расшатал основы феодализма. Он разрушил традиционные формы политического и бытового жизнеустройства, приучил человека к мысли, что его судьба зависит не от его происхождения, не от привычек предшествующих поколений, но прежде всего от его собственной воли, энергии, индивидуальных качеств.

Единственная зависимость, которую капитализм признавал, – это зависимость от денег. Однако социальная природа богатства также изменилась. Прежде богатство подкрепляло власть, основанную на знатности и происхождении, окружало ее ореолом роскоши и всемогущества. Теперь богатство само стало инструментом власти; деньги вторгались в политику, начинали исподволь, незаметно править миром. И литература, которая до сих пор была приютом вдохновения, вольным досугом обеспеченных людей – вельмож, аристократов, – превратилась, по выражению Пушкина, в «значительную отрасль промышленности». Литературные занятия стали самостоятельной профессией; писатели почувствовали зависимость не только и не столько от благосклонности высокого покровителя, мецената, сколько от читательского спроса на их книги.

Технические открытия, без которых невозможна конкуренция – главный механизм рыночной экономики, – следовали одно за другим; слово «впервые» стало ключевым в конце XVIII – начале XIX века. В 1783 году впервые осуществлен полет на воздушном шаре братьев Монгольфье, в начале XIX века построен первый колесный пароход, в 1825 году проложена первая железная дорога, в 1831-м Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции… Шло энергичное освоение земного пространства: постоянно совершались кругосветные экспедиции. В 1803–1806 годах была осуществлена первая русская «кругосветка» под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна; в 1814–1821 годах русские исследователи и моряки впервые отправились к берегам Антарктиды…

Во второй половине XIX столетия процесс этот принял, по существу, необратимый характер. Технологические прорывы вели к подъему экономики, подъем экономики вел к технологическим прорывам. В 1863 году была пущена первая в мире линия метрополитена (Лондон), спустя пять лет метро построили в Нью-Йорке, затем в Будапеште, Вене, Париже. В 1876 году американец шотландского происхождения Александр Белл получил патент на практически пригодный к использованию телефонный аппарат; пройдет каких-нибудь десять – пятнадцать лет, и телефонные линии свяжут между собой города и страны. В 1897 году русский физик Александр Попов, усовершенствовавший радиоприемник, начнет работы по созданию беспроволочного телеграфа. А значит, информационное пространство Земли сузится, расстояния сожмутся: ведь отныне, чтобы передать срочную информацию, понадобятся минуты, а не дни, недели или месяцы.

Практически одновременно с Беллом и Поповым американец Томас Эдисон усовершенствовал телеграф (затем и телефон), изобрел первый фонограф (1879), то есть устройство для записи и воспроизведения звука. А в последние годы XIX века немецкий инженер Рудольф Дизель создал двигатель внутреннего сгорания, а немецкий конструктор граф Цеппелин дирижабль – воздухоплавательный прибор, прообраз современного самолета. Мир вплотную подошел к автомобильной эре и к освоению воздушного пространства.

Символом технологических достижений человечества и одновременно указанием на тот путь технического прогресса, который окончательно избрала для себя новейшая цивилизация, станет грандиозная Эйфелева башня, высотой 123 метра и весом 9 тысяч тонн, сооруженная по проекту А. Г. Эйфеля в Париже для Всемирной выставки 1889 года.

Не стояла на месте и наука. Ученые совершали одно за другим грандиозные открытия в разных ее областях. В 1829–1830 годах казанский математик Николай Иванович Лобачевский опубликовал результаты своей многолетней работы, перевернувшие представления о природе пространства, которые считались незыблемыми более 2000 лет, со времен Эвклида. В 1869 году Дмитрий Иванович Менделеев постиг один из основных законов естествознания – периодический закон химических элементов. Француз Луи Пастер, основатель современной микробиологии, разработал вакцины против сибирской язвы (1881), бешенства (1885). Пастеровские прививки позволили победить болезни, считавшиеся доселе неизлечимыми…

Конечно, эти научно-технологические процессы взаимодействовали с процессами, протекавшими в искусстве, лишь косвенно. Но был один вид искусства, к созданию которого художественная культура, техника, наука, экономика шли рука об руку. В 1895 году французский изобретатель Луи Жан Люмьер при участии брата Огюста создал аппарат для съемки и проецирования «движущихся фотографий». Это был первый киноаппарат, пригодный к практическому использованию. В XX веке кино станет новым видом искусства и в то же время мощной отраслью промышленности, соединив в себе технологические и творческие открытия XIX столетия.

Открытия эти влияли и на производство, и на сам ход человеческой жизни. Если человек феодальной эпохи изо всех сил стремился сохранить старые уклады, устоявшиеся на протяжении веков, то человек эпохи капитализма вынужден был постоянно меняться сам, меняя все вокруг себя. Даже если не хотел этого, даже если бунтовал против неостановимого обновления, как английские луддиты конца XVIII – начала XIX века, в гневе разбивавшие машины, которые лишали людей рабочих мест. Так постепенно разрушались основания многовековой культурной традиции; ее ровное, спокойное движение было взорвано изнутри; развитие литературы также ускорялось.

Как развитие науки, экономики, техники повлияло на культуру?

Искусство и литература

Но, разумеется, самым близким образом судьбы русской литературы в XIX веке были связаны с процессами, протекавшими не в экономике и политике, а в других видах искусства. Без музыкальных творений немецкого композитора Л. ван Бетховена (1770–1827) с его героическим симфонизмом, без утонченных лирических этюдов, ноктюрнов великого поляка Ф. Шопена (1810–1849), без оперных свершений гениального итальянца Дж. Верди (1813–1901) и симфонических открытий француза Г. Берлиоза (1803–1869) европейская, в том числе и русская, литература никогда не совершила бы того качественного рывка, на который она «решилась» в начале XIX столетия.

Ведь художественные идеи, порожденные крупной исторической эпохой, никогда не принадлежат исключительно какому-либо одному виду искусства. Они буквально носятся в воздухе и так или иначе воспринимаются каждым искусством. Внутренне разорванное и внешне гармоничное звучание трагической музыки Бетховена, в которой были слышны отголоски революционных потрясений той поры, отозвалось в лирике Ф. Шиллера (1759–1805), чье стихотворение «Ода к радости» легло в основу 9-й симфонии Бетховена. Внимание Шопена к малым формам, к незавершенным фрагментам, к ночной, таинственной атмосфере передалось лучшим лирикам первой половины столетия… А странные, исполненные внутреннего ужаса перед жизнью рисунки, гравюры и картины испанского художника Ф. Гойи (1746–1828) готовили художественную почву для фантастических образов лучших прозаиков, включая Гоголя.

Во второй половине XIX века в европейском искусстве восторжествуют совсем другие художественные идеи: миру воздушной фантазии, трагическим переживаниям индивидуальной личности будет противопоставлена жизнеподобная, реалистическая живопись, эпическая, проникнутая духом народности музыка. Пришла пора спуститься из заоблачных высот на грешную историческую землю. Самыми популярными русскими художниками 1830-х годов были К. Брюллов (1799–1852), автор монументально-трагического полотна «Последний день Помпеи» (1830–1833), и А. Ива́нов (1806–1858), всю творческую жизнь положивший на создание грандиозной картины «Явление Христа народу» (1837–1857). А в 1840-е годы во весь голос заявил о себе великий бытописатель П. Федотов (1815–1852), который прославился именно вниманием к детали, к тщательно прописанным образам из жизни ничтожных людей («Свежий кавалер», 1846, «Сватовство майора», 1848). А в музыкальном мире воцарились сладостный эпик П. Чайковский (1840–1893) и один из создателей монументальной традиции русской оперы М. Мусоргский (1839–1881), который попытался вдохнуть в оперное искусство поистине народную мощь. Писатели той поры тоже почувствовали вкус к изображению обыденной жизни, социальных отношений.

Подчеркнутое равнодушие к возвышенным темам, стремление к реалистической, почти фотографической точности отличало и движение художников-передвижников. Их товарищество было образовано в 1870 году. Членами общества стали автор знаменитой «Неизвестной» И. Крамской (1837–1887), а также И. Репин (1844–1930) – создатель «Бурлаков на Волге» и парадного портрета Александра III, В. Суриков (1848–1916), написавший «Боярыню Морозову» и многие другие монументальные полотна из русской истории. С движением передвижников был связан и яркий живописец В. Васнецов (1848–1926), который не только охотно работал с жанровыми сюжетами, копировал действительность (картина «С квартиры на квартиру»), но и создавал фантастические образы русского фольклора и даже расписывал соборы. Передвижником считал себя и значительно более молодой художник, печальный пейзажист И. Левитан (1860–1900), под кистью которого в среднерусской природе проступали черты скорбного библейского величия.

Вспомните об этом, когда мы будем изучать произведения, созданные русскими писателями второй половины XIX столетия. Литераторы, подобно художникам и музыкантам, отдадут дань тем же художественным идеям. Они станут пристальнее всматриваться в окружающую жизнь, начнут подробно и почти скрупулезно описывать ее.

Но искусство не стояло на месте. Оно двигалось дальше, открывало новые горизонты. В начале XIX века музыкантов и живописцев одушевляло царство фантазии, внутренний мир самого художника был главным мотивом европейского искусства. Затем пришла пора познать окружающую реальность, «заземлить» художество. А к концу столетия был сделан следующий шаг в направлении к неизведанному, новому, непознанному. В 1860-е годы во французской живописи зародилось, а в 1870-1880-е годы расцвело новое направление импрессионизм (от слова impression – впечатление). Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, П. Сезанн вернули живописному искусству свежесть восприятия жизни, они изображали мгновенные, как будто бы случайные ситуации, игру света и тени. Главное в их картинах – не сама реальность, а впечатление художника от нее. Для этого импрессионисты покинули мастерские и перенесли мольберты на открытый воздух, где краски меняются ежесекундно, где воздух дрожит и меняет очертания предметов. Импрессионизм не ограничился сферой живописи. Он повлиял на творчество скульпторов (гениальный француз О. Роден), композиторов (французы К. Дебюсси, М. Равель). Разумеется, его творческие импульсы отозвались и в поэзии. Вы ощутите это, когда мы будем говорить о русской лирике самого конца XIX века.

А на рубеже XIX и XX столетий люди искусства начали поиск нового направления. У истоков его была мощная, чуть страшноватая, склонная к надрывной таинственности музыка композитора и мыслителя Р. Вагнера (1813–1883). Постепенно оформлялось течение, которое определит судьбу художников и музыкантов следующего поколения. Это течение получило название символизм. Вы будете говорить о нем уже в следующем классе; тогда же вы узнаете, какие научные идеи и сомнения оказали воздействие на мировоззрение людей конца столетия и подтолкнули искусство к поиску новых художественных идей. Пока же вам нужно усвоить принципиальную вещь: новое в искусстве зарождается в пределах старого, живет и развивается параллельно с ним. Так, в конце учебного года мы будем читать реалистические, жизнеподобные рассказы Антона Павловича Чехова, написанные в 1880-1890-е годы. А ведь именно в 1890 году выдающийся русский художник М. Врубель (1856–1910) напишет главную свою картину «Демон», напряженная и почти мучительная символика которой связана уже со следующей эпохой в развитии русского искусства…

Прослушайте фрагмент из 9-й симфонии Людвига ван Бетховена, затем фрагмент из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Сравните тональность, общий пафос этих музыкальных произведений. Затем сопоставьте две картины – портрет А. С. Пушкина работы художника 1820-1830-х годов Ореста Кипренского и «Свежего кавалера» Павла Федотова. В чем принципиальное различие в отношении этих художников к жизни? В каком направлении развивалось русское искусство от первой ко второй половине XIX столетия?

Вопросы и задания

1. Какое политическое событие положило начало исторической эпохе, которая сформировала взгляды русских писателей XIX века?

2. Какие идеи воодушевляли людей той эпохи?

3. Каковы были главные события русской истории конца XVIII–XIX столетия?

4. Каким образом экономика того времени влияла на культуру?

Архангельский А. Н. Александр I. М., 2006 (ЖЗЛ).

В книге изложены основные факты жизни русского царя; его политические замыслы и реальные деяния.


Декабристы: Избранные сочинения: В 2 т. / Издание подготовили А. С. Немзер, О. А. Проскурин. М., 1987.

Из всех антологий литературного наследия декабристов, адресованных массовому читателю, эта – самая лучшая. Содержит программные документы ранних и поздних декабристских обществ, сочинения П. А. Катенина, Ф. Н. Глинки, К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева, А. О. Корниловича, В. Ф. Раевского, Н. А. и М. А. Бестужевых, И. И. Пущина, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского, Г. С. Батенькова, И. Д. Якушкина. Краткие, но глубокие комментарии.


Людвиг Э. Наполеон: Биография. М., 1998.

Мастер психологического анализа, Эмиль Людвиг прославился жизнеописаниями великих людей. Марина Цветаева считала его книгу о Наполеоне лучшей из всех, посвященных этой исторической личности.


Тарле Е. В. Наполеон: Нашествие Наполеона на Россию //Тарле Е. В. Собрание сочинений. М., 1959. Т. 7 (или любое переиздание).

Книги одного из самых известных советских историков написаны легко и крайне увлекательно. Очерк жизни и деятельности Наполеона – это не популярная биография, а научный и публицистический труд, который тем не менее стал излюбленным чтением нескольких поколений россиян.


Тарле Е. В. 1812 год. М., 1959 (или любое переиздание). Краткий популярный очерк великих событий русской истории.


Троицкий Н. А. 1812: Великий год России. М., 1988. Подробное, детальное изложение истории Отечественной войны 1812 года.


Эйдельман Н. Я. «Мгновенье славы настает…»: Год 1789-й. Л., 1989.

Эта книга поможет вам сориентироваться в главных событиях Французской революции и узнать о том, как воспринимали ее в России; она специально адресована школьникам.


Эйдельман Н. Я. Грань веков. М., 2004.

История дворцового переворота, в результате которого погиб Павел I и к власти пришел его сын, будущий Александр I; подробно и ярко рассказано о проблемах, перед которыми стояла Россия на рубеже XVIII и XIX веков.


Эйдельман Н. Я. Твой XIX век. М., 1980. Популярные очерки о судьбах людей пушкинской эпохи, адресованные старшеклассникам.


Энциклопедия для детей: Искусство. Т. 7. Музыка. Театр. Кино. М., 2000.

Краткое обозрение истории искусства, написанное специально для школьников.

Сентиментализм. Истоки русской прозы

Кризис идеалов Просвещения

У вас уже есть некоторые представления об эпохе Просвещения, о классицизме и сентиментализме как художественных методах, о классицистических идеях и о сентиментальном мироощущении. Теперь же мы постараемся проследить эти принципы, идеи и ощущения в развитии, в движении. Разница будет примерно та же, что между статичной фотографией и динамичным фильмом. Перемены в европейской литературе, как и в культуре в целом, накапливались постепенно, исподволь, незаметно для глаз, как незаметно меняется лицо человека в течение жизни.

Начиная с XVII века, да и то ближе к его середине, возникают разные группы писателей, которые придерживаются несхожих взглядов на искусство, на его задачи и формы выражения. Постепенно зарождается литературный процесс, в ходе которого меняются привычные формы творчества, происходит борьба направлений, поиск новых художественных идей… Жизнь культуры становится все разнообразнее, все сложнее.

В западноевропейской литературе эти перемены начинаются раньше, чем в России, ровно настолько, насколько раньше капитализм утверждается в Европе. Россия конца XVIII и начала XIX века – это феодальная страна, в которой буржуазные отношения лишь зарождаются. Русское купечество, мануфактурщики, заводчики еще не играют самостоятельной политической и культурной роли – они только накапливают силы для последующего рывка. И русская словесность первой половины XIX столетия, отзывчиво воспринявшая многие веяния европейской культуры, оставалась гораздо традиционнее, гораздо уравновешеннее, гораздо консервативнее (в хорошем смысле слова), чем романтические литературы европейских стран. Она соединила всю мощь традиции со свободой новизны – этим-то и было предопределено ее своеобразие и ее величие.

Что же в западноевропейской литературе непосредственно предшествовало взлету русской культуры? Какой пример оказался «заразительным» для отечественных писателей, подготовивших золотой век?

Главным событием интеллектуальной жизни Европы XVIII века стала, как вы теперь знаете, французская «Энциклопедия» с ее пафосом преобразования жизни на разумных началах. Но пока шла многолетняя работа над ней, многое успело измениться. Идеи энциклопедистов «спускались» из заоблачных интеллектуальных высот в буржуазные массы, становились расхожими формулами, общими местами. А тем временем в тиши философских и писательских кабинетов шла напряженная умственная работа. Как мыслители поколения Дидро и Вольтера разочаровались в прежней картине мира, так европейские интеллектуалы нового поколения постепенно разочаровывались в идеях самих энциклопедистов. Утрачивалась надежда и на всесилие человеческого разума, который дан каждому человеку от рождения, и на могущество опыта, который человек накапливает в течение жизни. Молодые мыслители все меньше верили в возможность «переделки» современного мира на рациональных началах. Все чаще они вспоминали о страшном землетрясении 1755 года в столице Португалии Лиссабоне, во время которого прекрасный город был на три четверти разрушен, а 60 000 его жителей погибли. Как после этого можно рассуждать о гармоничном, разумном мироустройстве? На что надеяться, что планировать, если в любую минуту сама жизнь может оборваться? Те идеалы, которые воодушевляли людей эпохи Просвещения, казалось, не выдерживают испытания историей.

Как будто предчувствуя этот поворот в умах современников и намного опережая свою эпоху, некоторые европейские писатели-просветители уже с 1730-х годов все чаще с горечью иронизировали над всесилием разума. Пока французские философы только обдумывали идеи, которые лягут в основание «Энциклопедии», английский прозаик Джонатан Свифт уже создавал свою бессмертную книгу «Путешествие Гулливера». И здесь среди прочего рассказывал о странствии Гулливера на остров разумных лошадей, которые сохранили мудрую справедливость, спокойную доброту, связь с природой – все то, что человечество давно потеряло… Значит, разум дан человеку лишь как возможность, этой возможностью можно воспользоваться, а можно ее упустить.

Другой английский прозаик Генри Филдинг в романе «История Тома Джонса, найденыша» (1749) поведал историю жизни двух братьев. Том всегда следовал «зову сердца», естественной предрасположенности человека к добру и потому в конце концов состоялся как личность. Блайфил взял у педагогов лучшие знания, но не воспитал свое сердце – и потому естественная, природная разумность выродилась в нем в мелочную расчетливость.

Подспудно назревал вывод: необходимо воспитание, просвещение не только разума, но и чувств, иначе хрупкой европейской цивилизации грозит катастрофа.

Когда начинается кризис эпохи Просвещения? В чем он выражается?

Жуковский и Батюшков открыли богатые возможности для выражения внутреннего мира личности. Одновременно выявились и отрицательные стороны стиля Жуковского и Батюшкова. Поэтический стиль чуждался прямого и точного выражения переживаний. Для передачи психологических состояний сложились устойчивые словесные формулы («лучший цвет», «жизни сладость», «минувшие дни», например, и др.), обозначилась опасность вычурного, жеманного, манерного языка. Вместо простого, ясного и энергичного слога укоренялся метафорический.

Поскольку в поэзии Жуковского и Батюшкова центральными стали жанры элегий, посланий, баллад, отражавшие чувства «внутреннего человека», то непосредственно общественные эмоции ими затрагивались лишь частично. Задача художественного постижения национального характера не была решена. Это сразу же подметили поэты-декабристы, стремившиеся опереться не на европейские образцы, а на традиции русской и славянской словесной культуры.

Традиции Карамзина, развиваемой Жуковским и Батюшковым, они противопоставили традицию Ломоносова и Державина, сглаженному, гармоничному языку — славянизмы и архаизмы, заимствованные из летописей, церковно-славянских текстов, просторечие и разговорную речь.

Полемику о поэтическом языке открыл Павел Александрович Катенин (1792—1853) — талантливый поэт-декабрист, драматург и критик. Неудовлетворенный «русскими» балладами Жуковского, он дал свои образцы — «Ольгу», «Наташу», «Убийцу», «Лешего» и др. Катенина влекла русская древность, национальные сюжеты.

В отличие от Жуковского, Катенин выдвинул на первый план эпическое начало — национально-историческую характерность чувств Ольги. Поэт стремился превратить балладу в монументальный жанр, наполнив ее серьезным национально-историческим содержанием. Он ратовал также за правдоподобие чувствований, за народность литературы. Катенин одним из первых почувствовал, что отражение национальной жизни в поэзии упирается в проблему языка, ибо ни национальная история, ни национальный колорит не могли быть переданы, по его мнению, поэтическим стилем Жуковского и Батюшкова. Его позиция была поддержана впоследствии поэтом-декабристом, критиком и драматургом В.К. Кюхельбекером (1797—1846). Кюхельбекер отстаивает архаизированный язык, традиционно приуготовленный в русской поэзии для выражения высоких гражданских чувств.

Художественная литература в глазах декабристов была мощным средством гражданского воспитания. Многие из них сами были незаурядными поэтами и обладали литературным талантом, который они заставляли служить высоким общественным интересам и, прежде всего, пробуждать чувство свободы в среде русского дворянства.

Кондратий Федорович Рылеев (1795—1826) — виднейший поэт-декабрист. Он писал обличительные и гражданские оды, политические элегии и послания, «думы» и поэмы.

Когда Рылеев говорил о себе: «Я не Поэт, а Гражданин», то имел в виду вовсе не противопоставление гражданской деятельности поприщу поэта или художника «чистого искусства», с одной стороны, и воодушевленного общественными идеями — с другой. Поэт в представлении Рылеева считает поэзию делом своей жизни, и это дело нисколько не хуже любого другого. Для самого же Рылеева поэзия — не искусство, а непосредственное выражение «живых чувств», поэтому возбуждать возвышенные патриотические чувства, увлекать современников на героические деяния еще не значит быть поэтом. Стихи — лишь одно из средств красноречивой манифестации гражданских настроений.

Сходных взглядов придерживались с различными отклонениями все декабристы. Но так как они все-таки были причастны к искусству и прекрасно понимали, что общественное воздействие не в последнюю степень зависит от искусства, от мастерства исполнения, а не только лишь от благородных общественных намерений, то проблемы литературного развития их живо интересовали. Больше того, сугубо литературные задачи часто оказывались в самой гуще завязывающихся идеологических споров.

Декабристы были ревностными сторонниками романтизма и много способствовали его победе. Они связывали с понятием романтизма воспитание чувств гражданских, патриотических. Поэтому в отличие от Жуковского они выдвинули национально-историческую и гражданско-героическую тему. При этом подлинным содержанием искусства для романтиков выступает душа, ее порывы и чувства. Для Жуковского мир души — мир личных устремлений, человек у Жуковского занят преимущественно самовоспитанием. Жуковский-поэт заботится прежде всего о том, чтобы усовершенствовать нравственный потенциал личности, облагородить человека, привить ему гуманные понятия и чувствования.

Не отрицая самовоспитания личности, декабристы уповали, главным образом, на общественное воспитание. Высокие нравственные качества человека, утверждали они, рождаются в гражданской истории. Интимные переживания, сколь бы ни были значительны, все-таки слишком узки. Измена возлюбленной, потеря близкого друга, смерть любимого человека, переживание тягостного одиночества, рождающего печаль, вполне законны, но недостаточны, ибо сущность человека заключена в его общественных деяниях. Вот почему гражданские и патриотические страсти, не переставая быть личными переживаниями, по мнению декабристов, гораздо более других страстей достойны выражения в поэзии.

Декабристы противопоставили романтизму психологического толка совершенно иной круг тем, мотивов, ситуаций. Воинская слава, героический подвиг на благо отчизны, обличение тиранов поэтическим словом, верность общественному долгу — таковы темы их поэзии. При этом декабристы в духе своих представлений перерабатывают характерные жанры романтической поэзии. Так, Рылеев в послании «Вере Николаевне Столыпиной» переосмыслил традиционный жанр элегического послания. Событие, легшее в основу послания, трагично и печально: Столыпина, дочь уважаемого декабристами Н. С. Мордвинова, потеряла мужа, А. А. Столыпина, сочувствовавшего передовым дворянам. Однако Рылеев пишет не элегическое послание, а гражданский катехизис. Он избегает элегических медитаций и наполняет стихотворение «учительным» пафосом, страстным призывом. Он видит в героине не возлюбленную, пораженную несчастьем, не подругу, разлученную с любимым, а наделенную гражданскими чувствами мать семейства. Поэт взывает к «священному долгу» женщины. Он нарочито отвергает традиционные элегические чувствования. В минуту горя он пробуждает в адресате стихотворения общественные настроения:

Священный долг перед тобою

Прекрасных чад образовать.

Героиня послания предстает убежденной декабристкой — единомышленницей поэта, лишь временно отчаявшейся, но способной побороть несчастье. Поэтому вместо элегического послания Рылеев создает призывно-пафосное стихотворение с присущими ему ораторскими оборотами.

Соответственно гражданскому уроку меняется и поэтическим словарь, обычно присущий элегическому посланию: в стихотворение широко входят общественно-политическая лексика («священный долг», «сограждане»), слова и обороты несвойственного элегии «высокого» стиля («чад», «пасть» и др.). В то же время личный характер гражданской темы не исчезает.

Перестройка сложившихся жанров касалась и жанра любовной элегии. В стихотворении «Ты посетить, мой друг, желала...» Рылеев намеренно воссоздает типичную ситуацию любовной элегии: здесь и «уединенный угол», и изнемогающая «в борьбе с болезнью роковой» душа, и оромантизированный образ возлюбленной («Твой милый взор, твой взор волшебный»), и герой-страдалец. Здесь же возникают характерные элегические формулы и интонации и даже отказ от счастья, хотя герой и героиня чувствуют взаимное влечение.

Однако причиной этой несостоявшейся любви является не измена героя или героини, не разочарованность героя в любви или в своей возлюбленной, а овладевшая им гражданская страсть, во имя которой он отвергает любовь в дни, когда «отчизна страждет» и когда «душа... одной свободы жаждет».

Так в любовную элегию вторгается гражданская тема, мотивирующая поведение героя. Тем самым декабристы расширяли рамки традиционных жанров, наполняя их новым содержанием. Жанр элегии получал возможность выражать не только интимные, но и гражданские чувства.

Среди декабристов не было единого понимания романтизма. Декабристский романтизм не только отвергал принципы лирического субъективизма, развитые Жуковским, но и усваивал его достижения.

Рылеев в отличие от Катенина сосредоточился на психологии национального характера, на выражении гражданских страстей, наполняющих душу. Поэтому для передачи их он невольно обратился к Жуковскому, к его ситуациям и словарю. В целом он использует язык, введенный карамзинистами.

Историческая эпоха, в которую выпало жить создателям ранней русской классики и которая во многом сформировала их, была революционной, взрывоопасной, героической. Ее смыслом стало торжество предприимчивости над знатностью, индивидуализма над сословной этикой, новизны над традиционностью. Ho, принеся надежду на обновление общества, государства и человека, эта эпоха завершилась глубочайшим кризисом, всеобщим разочарованием в идее прогресса.

Как мы уже говорили, ей предшествовали философские поиски энциклопедистов. А непосредственное начало положила Французская революция 1789-1793 годов. Сейчас, из нашего исторического далека, трудно понять, насколько глобальными были перемены, которые принесла она с собой. Если с чем-то ее и сравнивать, то даже не с землетрясением, а с грандиозным извержением вулкана, после которого все приходит в движение, все меняется. Там, где прежде были плодородные земли, остается выжженная пустыня, а там, где была пустошь, начинают бить ключи и появляется зелень; исчезают прежние вершины, и зарождаются новые горы. А если перейти на сухой, но более точный язык отвлеченных понятий, то революция привела к резкой смене исторических укладов.

Итак, что же произошло? Из курса новой истории вы знаете подробности. А мы лишь кратко напомним события, которые оказали решающее влияние на развитие русской литературы первой половины XIX века (упоминания о них мы найдем практически во всех произведениях, которые нам предстоит вместе читать).

К началу 1790-х годов французское феодально-аристократическое государство исчерпало свои возможности. Оно в буквальном смысле слова обанкротилось. Король Людовик XVI вынужден был созвать Генеральные штаты, до тех пор никакой реальной роли не игравшие. Генеральные штаты объявили себя сначала Национальным, а затем Учредительным собранием, которое призвано было основать новое государственное устройство буржуазной Франции, привести к власти третье сословие. В ответ на попытку короля распустить депутатов по домам 14 июля 1789 года стихия выплеснулась на улицы: началось восстание, увенчавшееся взятием тюрьмы-крепости Бастилии и положившее начало новой, революционной эре в истории Франции, да и всей Европы.

А 26 августа того же года была принята «Декларация прав человека и гражданина», предложившая простые, четкие и общедоступные формулы нового жизнеустройства. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», права собственности незыблемы и священны, личная свобода гражданина ограничена лишь правами другого человека. Провозглашалась свобода мнений, в том числе политических и религиозных, объявлялось верховенство закона над сословными привилегиями. В этих формулах были учтены постулаты «Декларации независимости» Северо-Американских Соединенных Штатов - нового государства, которое образовалось в 1776 году на месте бывших европейских колоний и впервые бросило вызов всем общепринятым государственным традициям. За происходящим в Северо-Американских Штатах с напряженным вниманием следили в разное время и Гёте, и Пушкин.

После того как в январе 1793 года король и его жена Мария-Антуанетта были казнены, революция окончательно сбросила либеральную маску. Якобинцы - так назывался политический клуб, члены которого пришли к власти в Конвенте, органе революционного самоуправления, - начали уничтожать своих политических противников. Очень скоро диктатура вождя якобинцев Робеспьера, который в конце концов сам попал под нож гильотины, завела страну в кровавый тупик. Из этого тупика ее неожиданно вывел молодой корсиканский генерал Наполеон Бонапарт, взявший всю полноту власти в свои руки и шаг за шагом проделавший путь от революционного диктатора (1799) до пожизненного консула (1802), а затем и наследного императора (1804).

Революция вернулась в точку, из которой вышла; республика вновь уступила место империи. Ho это была уже другая империя, другая монархия. Наполеон словно перенаправлял революционную энергию в новое русло. Он начал передел и завоевание мира; наполеоновские войны, перекроившие политическую карту Европы, поражали воображение современников. Им казалось, что одному человеку такое не под силу, что Наполеон обладает какой-то мистической, сверхъестественной властью; многие прямо называли его Антихристом. Так или иначе, но в 1811 году большая часть Европы оказалась в составе Франции.

Перечисленные события происходили в самом центре Западной Европы. А что в это же время делалось в России?

В конце XVIII века она попыталась отгородиться от революционных бурь. Последние годы царствования Екатерины II Великой (после подавления пугачевского восстания в 1774 году) были временем золотого блаженного застоя; никогда до и никогда после российское дворянство не чувствовало себя столь спокойно и уверенно. При этом сама императрица прекрасно понимала, что серьезных перемен в государственной и общественной жизни избежать уже невозможно. Успокаивая дворянство, одаривая его все новыми и новыми привилегиями, она втайне обдумывала законодательные реформы, которые должны были бы обогнать назревавшую революцию, произвести ее «сверху».

Особые надежды Екатерина II связывала со своим внуком, будущим императором Александром I Павловичем; планы ее, однако, были разрушены внезапной смертью в 1796 году. Воцарившийся после нее Павел I так и не смог найти общий язык с дворянством и в конце концов в 1801 году пал жертвой заговора. Став невольным участником отцеубийства, Александр I в начале своего царствования попробовал произвести расчистку исторических завалов, подготовить почву для серьезных реформ, но остановился на полпути.

Причин тому множество. Одна из них в том, что александровская Россия с самого начала вступила в противостояние с наполеоновской Францией и вынуждена была тратить драгоценные силы на череду военных конфликтов 1805-1807 годов. Завершились они унизительным для России Тильзитским мирным договором. Ho к 1812 году, когда Наполеон объявил ей новую войну, Россия успела накопить моральные и военные силы для победы; Отечественная война стала одним из главных событий русской истории. Даты и названия основных сражений 1812 года навсегда вошли в российский культурный обиход: 4-5 августа - бои за Смоленск, 26 августа - Бородинская битва, 1 сентября - совет в Филях, 4-6 сентября - пожар в Москве, 14-16 ноября - сражение у реки Березины, 14 декабря - окончательное изгнание «великой армии» из России и начало войны за освобождение Европы.

Молодые офицеры, возвратившиеся из европейского похода и воодушевленные победой, надеялись на то, что Александр I наконец-то осуществит екатерининскую мечту, начнет революцию «сверху». Ho время, отпущенное историей для спокойных реформ, российская власть растратила впустую; череда национально-освободительных восстаний в Европе и в Малой Азии начала 1820-х годов вынудила Александра «заморозить» реформы до лучших времен, которые, увы, так и не наступили.

Молодые российские дворяне, не дождавшись от монаршей власти обновления страны, стали объединяться в тайные антиправительственные общества, конечной целью которых было принятие конституции и ограничение самодержавия. (Одни уповали на республиканскую форму правления, другие на конституционную монархию.) Ранние организации - «Союз спасения» (1816-1817) и «Союз благоденствия» (1818-1821) преобразовались в Северное и Южное общества, которые 14 декабря 1825 года организовали вооруженное выступление на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Пролилась кровь; выступление было подавлено войсками, сохранившими верность новому царю Николаю I.

Царствование Николая I, начавшееся трагически, с подавления восстания и казни пятерых декабристов, стало одной из самых противоречивых эпох новой русской истории. Обладавший здравым умом и твердым характером, Николай сделал все для того, чтобы исправить ошибки предыдущего царствования. Во второй половине 1820-х годов он вел успешные войны на востоке империи; энергично управлял страной, жестко отстаивал ее интересы (как он их понимал). Ho уже в 1830-1831 годах произошла череда военно-политических потрясений, из которых Россия вышла внутренне ослабленной, ожесточенной.

В ноябре 1830 года в Варшаве вспыхнуло восстание за независимость Польши, которое к лету 1831 года было жестоко подавлено российской армией. Одновременно с этим прошли крестьянские бунты в военных поселениях; резко обострились отношения с Европой, особенно с Францией. Получив в наследство от своего старшего брата Александра I целый ряд неразрешимых проблем, Николай I поспешил сменить внутреннюю политику России, расправившись с зарождавшимся общественным мнением, ужесточив цензуру, усилив власть государственной бюрократии.

Император не вникал в проблемы, стоявшие перед мыслящей частью неправительственной интеллигенции, загонял социальные болезни внутрь. Политика изоляции от «опасного», зараженного революционными идеями Запада в конечном счете завела Россию в тупик. А главная проблема многомиллионной страны - крепостное право - так и не была решена. Печальным итогом николаевского царствования стала позорная для Российской империи Крымская война (1853-1856).

Общественная атмосфера, сформировавшая следующее поколение русских классиков, от Ивана Гончарова до Антона Чехова, была совсем иной, чем атмосфера эпохи, выпавшей на долю Карамзина, Пушкина, Гоголя. В 1840-е годы российским обществом (по крайней мере, образованной его частью) овладели чувства разочарования и социальной апатии; многие актуальные проблемы нельзя было обсуждать вслух - и писатели вырабатывали эзопов язык, учились говорить о наболевшем с помощью намеков, аллегорически. Нечто подобное происходило и на Западе.

Череда социальных потрясений во Франции (1830, 1848) в итоге привела к реставрации монархии: к власти пришел внук Наполеона I Бонапарта, более чем консервативный Наполеон III. С воцарением королевы Виктории (1837-1901) в Великобритании началась долгая и пышная викторианская эпоха - время торжества традиционных ценностей, доказавших свою устойчивость перед натиском социальных движений. He осуществилась мечта поляков о национальной независимости, тщетными были упования немцев на создание единого государства из разрозненных княжеств. (Эту задачу сумеет решить лишь князь Бисмарк, который в 1871 году станет канцлером Германии.) Славянские и угро-финские народы - сербы, чехи, болгары, мадьяры, финны - под влиянием романтических идей и военно-политических потрясений XIX века осознали себя полноценными нациями. То есть историческими общностями людей, которые объединены не только историческими корнями, но и государственными границами, и литературным языком, и культурными традициями. Однако они так и не сумели освободиться от иноземного владычества, не обрели долгожданную государственную независимость от мощных империй: Оттоманской порты (нынешняя Турция), Австро-Венгрии, России.

Между тем под покровом политической реакции и на Западе, и в России протекали важные и очень опасные для судеб человечества процессы. Как во второй половине XVIII века на историческую сцену вышло третье сословие, буржуа, так во второй половине XIX столетия о своих претензиях на особую роль в истории заявил пролетариат, беднейшая и наименее квалифицированная часть рабочего класса. Этим воспользовались умные и твердые вожди революционного движения. Прежде всего выдающийся немецкий политэкономист и философ, автор монументального труда «Капитал» Карл Маркс. Идея социальной справедливости овладела умами, и под лозунгом защиты профессиональных прав рабочих был создан «Союз коммунистов» (1847), для которого Маркс вместе с публицистом Фридрихом Энгельсом написал «Манифест коммунистической партии» (1848).

В этом Манифесте впервые была четко и ясно поставлена задача революционного уничтожения старого мирового порядка и провозглашена сверхисторическая цель: создание новой цивилизации, утопического царства пролетарского счастья. За эту мечту человечество расплатится в XX веке десятками миллионов невинных жизней, кровавыми потрясениями, но уже в XIX столетии под влиянием революционных идей возникло новое явление, разрушительное и не признающее национальных границ, - терроризм.

Были образованы тайные террористические организации и в России. Одна из них, «Народная воля», вынесла приговор императору Александру II (он правил страной с 1855 по 1881 год). Между тем царь стремился обновить страну, избавить ее от многолетних и даже многовековых, застарелых болезней. Он не только провел великую Крестьянскую реформу 1861 года, отменив крепостное право, но и ввел систему местного самоуправления (ее называли земством), реформировал суд, армию. После подавления второго польского восстания (1863-1864) Александр II несколько притормозил ход реформ, опасаясь роста радикальных настроений. И все равно: именно он готовил Россию к новым реалиям политической, экономической, интеллектуальной жизни, с которыми ей предстояло столкнуться в конце XIX и начале XX столетия.

Ho революционных террористов мало волновало будущее страны; они требовали изменить настоящее - и немедленно; постепенное улучшение российских порядков их не устраивало, они неуклонно подталкивали Россию к хаосу. Поэтому на жизнь Александра II был совершен ряд покушений (1866, 1867); с 1879 года на него начала охоту тайная террористическая организация «Народная воля» - и I марта 1881 года император погиб от рук террористов. Причем, по преданию, царь был смертельно ранен именно в тот день, когда решился дать ход конституционному проекту, который должен был ввести в самодержавной России конституционно-монархическое правление, то есть изменить ее кардинальным образом.

Так российские революционеры пресекли мирный процесс государственной эволюции. Следующий правитель страны, Александр III (годы царствования: 1881-1894), в ужасе отшатнулся от политических реформ, которые в его сознании стойко ассоциировались с нарастанием революционной смуты. Он сумел на какое-то время «заморозить» революционное брожение в российском обществе и перенаправил свою государственную энергию из политической в экономическую плоскость. Однако, избрав политику контрреформ, усилив роль полиции, местной и центральной бюрократии, царь невольно повторил ошибку позднего Николая I: не исцелил государство, а загнал болезнь внутрь.

Будучи талантливым и масштабным руководителем страны, он надеялся, что бурный рост промышленности (успехи Александра III и его администрации были в этой области весьма впечатляющими) сам собой, без политических реформ подтянет Россию, устранит социальную почву антиправительственных умонастроений. Царь хотел поднять патриотический дух населения, сделав ставку на офицерство, купечество, зажиточное крестьянство, торговый люд...

Ho в результате российские революционеры лишь затаились, научились искусству конспирации и начали подготовку к грядущим потрясениям. Революционное движение давно уже стало явлением международным: в конце 1860-х годов возникла всемирная организация Интернационал, которая координировала деятельность рабочих движений в разных странах. Надежды на то, что внутрироссийскими мерами удастся навсегда загасить мировой огонь, были наивными. Что же до патриотических идей, то в царствование Александра III часто нарушалась тонкая грань между здоровым национальным чувством и болезнетворным национализмом; на юге не раз вспыхивали еврейские погромы.

Важные события происходили и за пределами Европейского континента; одно из главных - Гражданская война в CШA (1861-1865) между Севером и Югом. Южане выступали за сохранение принципов рабовладения, северяне - против; смыслом Гражданской войны стала борьба за тот путь, по которому пойдет Америка в XX столетии, путь личных прав и гражданских свобод или путь рабства и расизма...

Таков был исторический фон литературных свершений, изучением которых нам предстоит заняться.

4. Основные события политической истории

Политическая история Селевкидов определялась теми основными факторами, о которых говорилось выше. Уже Антиоху I пришлось вести военные действия как в Малой Азии, так и в Южной Сирии. В Малой Азии он разгромил галатов (278–277 гг. до н. э.), за что получил титул «Спасителя» (Сотера). Важнейшую роль в этой победе сыграли боевые слоны. Менее успешной была его война с Птолемеями (Первая сирийская война -274–271 гг. до н. э.). Хотя союзник Антиоха македонский царь Антигон Гонат сумел нейтрализовать действия могущественного египетского флота, Антиоху, ведшему сухопутную войну, не удалось добиться сколько-нибудь серьезных успехов. Птолемей II сохранил все свои владения в Южной Сирии и даже расширил зону своего влияния в Малой Азии. К концу царствования Антиоха I полностью независимым стал Пергам.

В царствование Антиоха II - преемника Антиоха I - разразилась Вторая сирийская война. Сведения о ней в источниках чрезвычайно отрывочны. Антиоху II удалось несколько расширить границы своих владений в Малой Азии и Южной Сирии. В это время резко изменилась ситуация на Востоке. Около 250 г. до н. э. происходит отпадение от центрального правительства Бактрии и Парфии. Причины этого кроются в изменении общей линии политики Селевкидов. Селевк I и Антиох I уделяли большое внимание этим областям. Здесь активно строились новые города, укреплялись границы, например была построена стена, окружившая весь Мервский оазис. Однако в дальнейшем центр тяжести политики Селевкидов перемещается на Запад и восточные сатрапии начинают рассматриваться правительством только как объект эксплуатации, получения средств для ведения активной политики на Западе. Греческое и македонское население этих сатрапий не могло с этим примириться, поскольку ситуация и здесь была достаточно сложной (угроза нашествий кочевников, рост недовольства местного населения), и дальнейшее продолжение близорукой, с их точки зрения, политики выкачивания денежных и людских ресурсов могло привести к катастрофе - падению власти греко-македонян в этих сатрапиях. Судьба отпавших сатрапий складывается по-разному. На территории Бактрии создается самостоятельное царство, которое обычно называют Греко-Бактрией. В Парфии же развитие политической ситуации резко осложнилось вмешательством кочевников парнской конфедерации. Парны во главе с Аршаком вторглись в Парфию. В развернувшейся борьбе сатрап Андрагор погиб, а сатрапия перешла под власть Аршака. Таким образом, на принадлежавших ранее Селевкидам восточных территориях возникают два самостоятельных государства.

Очень тяжелые потрясения пережило Селевкидское государство в самом конце царствования Антиоха II. Когда царь по окончании Второй сирийской войны заключил мирный договор с Египтом, в качестве гарантии дружбы между двумя государствами был заключен брак между Антиохом и дочерью Птолемея Береникой. Для того чтобы жениться на египетской принцессе, Антиоху пришлось развестись со своей первой женой Лаодикой, от которой он уже имел двух сыновей. После смерти Антиоха II начинается ожесточенная династическая борьба между сторонниками Лаодики и Береники. Береника и ее только что родившийся сын были убиты, и у сына Лаодики Селевка II уже не было соперников. Однако в эту борьбу вмешивается Птолемей и начинается так называемая Третья сирийская война, или «война Лаодики». Воспользовавшись воцарившимися в Селевкидском государстве династическими распрями, Птолемей захватывает все важнейшие города в Сирии, в том числе столицу государства Антиохию на Оронте. Селевку II (246–225 гг. до н. э.) с большим трудом удалось восстановить свою власть. Опираясь на союз с правителями Понта и Каппадокии, он отвоевал большую часть захваченных Египтом городов. Однако ему не удалось вернуть Селевкию в Пиерии - главную базу селевкидского флота - и порт Антиохию на Оронте. Дальнейшее правление Селевка II было заполнено борьбой с его младшим братом Антиохом Гиераксом («коршуном»), претендовавшим на власть в государстве. В конце концов Гиеракс был убит собственными наемниками, вскоре умер и Селевк II.

После краткого царствования Селевка III трон перешел к младшему сыну Селевка II- Антиоху III (223–187 гг. до н. э.). Время его царствования - это время наивысшего подъема Селевкидского государства, но одновременно и начало его падения. Политическая ситуация в первые годы царствования Антиоха III была очень сложной. В Малой Азии власть принадлежала Ахею - родственнику Антиоха, видимо, имевшему какие-то основания для того, чтобы претендовать на царский титул. Он, однако, без борьбы уступил трон Антиоху, получив взамен власть над Малой Азией, которой он управлял как независимый правитель. На Востоке против центрального правительства восстают сатрап Мидии Молон и его брат Александр - сатрап Персиды.

Подавив восстание Молона, Антиох III смог действовать на юге, началась Четвертая сирийская война (219–217 гг. до н. э.). Селевкидская армия вернула Селевкию в Пиерии, военные действия успешно развертывались в Финикии и Палестине. Однако в решительной битве у Рафии (217 г. до н. э.) селевкидская армия была полностью разбита. В результате Антиох III потерял все приобретения в Сирии, за исключением Селевкии в Пиерии.

В последующие годы Антиох III ведет военные действия в Малой Азии, где он в конечном счете сумел сокрушить власть Ахея. Сам Ахей был захвачен во время осады Сард и предан мучительной казни. Укрепив таким образом свою власть, Антиох III начал знаменитый восточный поход (212–205 гг. до н. э.), целью которого было восстановление власти Селевкидов над утраченными восточными провинциями. Базой для этого похода служила Мидия. Для получения денежных средств по приказу Антиоха был ограблен храм Анахиты в Экбатанах, что дало огромную сумму в 4000 талантов. Результатом похода было покорение Парфии и Греко-Бактрии, которые, однако, сохранили свою государственность как вассальные по отношению к Селевкидам царства. Затем армия Антиоха перешла Гиндукуш и вторглась в пределы Индии; с местным царем Софагасеном был заключен договор, согласно которому Антиох получил индийских боевых слонов. Обратный путь селевкидская армия совершила по территории Южного Ирана. Антиох укрепил позиции своего государства в Персидском заливе, из Персиды он осуществил экспедицию в Аравию. Сам Антиох придавал столь большое значение этому походу, что после его окончания принял титул «Великого».

После окончания этого похода Антиох III вновь вернулся к проблеме взаимоотношений с Птолемеями. Опираясь на союз с Македонией, Антиох смог захватить Южную Сирию, Финикию и Палестину, а несколько позднее ряд принадлежавших Птолемеям городов в Малой Азии.

Именно в это время Антиох III столкнулся с Римом. До этого он уже захватил Фракию и поддерживал в Греции всех тех, кто был недоволен римской властью. Римляне начали, в свою очередь, готовиться к столкновению с Антиохом. Некоторое время длился период дипломатического и пропагандистского противоборства. Римская дипломатия оказалась более успешной: союзниками Рима стали Пергам, Родос и, что особенно важно, Македония, недавно потерпевшая поражение от римлян, на поддержку которой особенно рассчитывал Антиох. В 192 г. до н. э. начались прямые военные столкновения. Они происходили на территории Греции, куда высадилась селевкидская армия. Однако просчеты политики Антиоха III привели к тому, что его союзниками стали только этолийцы. Армия Антиоха III потерпела поражение при Фермопилах. Война была перенесена в Малую Азию. Здесь Антиох был окончательно разгромлен в битве при Магнесии на Меандре (190 г. до н. э.). Не имея возможности сопротивляться дальше, он принял продиктованные римлянами условия: отказывался почти от всех селевкидских владений в Малой Азии, Риму были выданы все боевые корабли (кроме 10) и боевые слоны. Кроме того, в течение 12 лет нужно было выплатить Риму огромную контрибуцию в 15 тыс. талантов.

Испытывая крайние финансовые затруднения, Антиох III решил поправить дело уже испытанным способом: ограбить местные храмы в Элиманде, что вызвало восстание местного населения, в ходе которого погиб и сам Антиох. Немедленно начался распад воссозданной Антиохом III державы. От Селевкидского государства вновь отделились Греко-Бактрия и Парфия, отпала Персида, начались волнения во многих областях.

Из книги Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города. автора Цыпин Владимир

Часть 14. Основные события в истории Мстиславля и его еврейской общины Годы События1135 - Упоминание Мстиславля в уставной грамоте Смоленского князя.1156 - Первое летописное упоминание о городе.1180 - Образование Мстиславского удельного княжества.1359 - Вхождение Мстиславля

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

1. Основные факты политической истории Тем рубежом, который ознаменовал для Греции и Македонии конец периода борьбы диадохов и установление определенной стабильности, было нашествие кельтов (галатов), захлестнувшее Балканский полуостров в 280–277 гг. до н. э. Кельты

Из книги История Португалии автора Сарайва Жозе Эрману

Основные события Эта ситуация порождала конфликты и столкновения, анализ которых обычно остается вне курса краткой истории. Однако необходимо указать основные события революционного периода: правительство Палмы Карлуша, «гонсалвизм», отставку Спинолы, 11 марта, выборы

Из книги Несостоявшиеся столицы Руси: Новгород. Тверь. Смоленск. Москва автора Клёнов Николай Викторович

Глава 3 Величие и падение Смоленска. Очерк истории этнического самосознания Смоленской земли в контексте её политической истории Бой идет у наших стен. Ждет ли нас позорный плен? Лучше кровь из наших вен Отдадим народу. Роберт Бёрнс. Брюс - шотландцам Увы и ах, но для

автора

Основные события жизни 1728 г. - На Урале родился И. И. Ползунов.1748 г. - И. И. Ползунов прибыл вместе с группой уральских горнозаводских специалистов на Колывано - Воскресенские заводы Алтая.1754 г. - И. И. Ползунов создает в Змеиногорске первую в России гидросиловую

Из книги Русские учёные и изобретатели автора Артемов Владислав Владимирович

Основные события жизни 1866 г. - Девятилетний К. Э. Циолковский заболел скарлатиной и вследствие осложнений на уши почти потерял слух.1873 г. - Отец отправил К. Э. Циолковского в Москву для самообразования и совершенствования.1879 г. - К. Э. Циолковский сдал экстерном

Из книги Русские учёные и изобретатели автора Артемов Владислав Владимирович

Основные события жизни 1816 г. - Н. И. Лобачевский в возрасте 23 лет становится профессором.1816–1817 гг. - Н. И. Лобачевский впервые подошел к вопросу об аксиоме параллельных.1819 г. - Н. И. Лобачевского избирают деканом Казанского университета.1822 г. - Н. И. Лобачевский

Из книги Русские учёные и изобретатели автора Артемов Владислав Владимирович

Основные события жизни 1821 г. - Родился П. Л. Чебышев.1837 г. - П. Л. Чебышев стал студентом Московского университета.1846 г. - П. Л. Чебышев защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра, посвященную теории вероятностей.1847 г. - П. Л. Чебышев приглашен на

Из книги Русские учёные и изобретатели автора Артемов Владислав Владимирович

Основные события жизни 1850 г. - Родилась С. В. Ковалевская.1869 г. - С. В. Ковалевская поселилась в Гейдельберге, где упорно занималась науками.1874 г. - Знаменитый математик К. Вейерштрасс возбудил перед Геттингенским университетом ходатайство о присуждении

Из книги Русские учёные и изобретатели автора Артемов Владислав Владимирович

Основные события жизни 1862 г. - А. А. Иностранцев поступил в Петербургский университет на отделение естественных наук физико - математического факультета.1867 г. - А. А. Иностранцев окончил университет и взялся за кандидатскую диссертацию «Петрографический очерк

Из книги Русские учёные и изобретатели автора Артемов Владислав Владимирович

Основные события жизни 1859 г. - Н. В. Склифосовский окончил медицинский факультет Московского университета.1863 г. - Н. В. Склифосовским защищена диссертация на степень доктора медицины.1866 г. - Н. В. Склифосовский командирован за границу на два года.1866 г. - Н. В.

Из книги Русские учёные и изобретатели автора Артемов Владислав Владимирович

Основные события жизни 1861 г. - Восемнадцатилетний К. А. Тимирязев поступил в Петербургский университет.1868 г. - К. А. Тимирязев произвел свои первые опыты над воздушным питанием растений, о которых доложил на I съезде естествоиспытателей в Петербурге.1868 г. - К. А.

Из книги Афины: история города автора Ллевеллин Смит Майкл

Хронология. Основные события афинской истории Ок. 4000 г. до н. э. - Поселение каменного века на Акрополе.XIV-XIII вв. до н. э. - Поселение микенской культуры. Дворец и укрепления на Акрополе.Ок. 620 г. до н. э. - Аристократические законы Дракона.Ок. 594 г. до н. э. - Экономические и

Из книги Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры автора Штайндорф Георг

Основные события египетской истории Большинство дат в египетской хронологии являются приблизительными. Даты для периода, который охватывает настоящее издание, установлены благодаря синхронизации с событиями в Западной Азии, однако ассириологи в настоящее время ведут

Из книги Золотая Орда: мифы и реальность автора Егоров Вадим Леонидович

Основные этапы политической истории Золотой Орды Закончив кровавые завоевательные походы, монгольские отряды, отягощенные огромными обозами с награбленным добром и несчетными толпами пленных, расположились в конце 1242 г. в обширных степях между Дунаем и Обью. Новые