Из биографии державина выписать 3 сложных предложения. Последние годы жизни

10 фактов о биографии Г.Р.Державина. 1)Гавриил Романович Державин родился 3 (14) июля 1743 года в деревне Кармачи Казанской губернии. 2)Отец, Роман Николаевич, был армейским офицером, в связи с чем семья постоянно переезжала из города в город. 3)Мать, Фекла Андреевна, происходила из семьи небогатых дворян. 4)В 1750 году, когда Державины жили в Оренбурге, Гаврила был отдан в немецкий пансион. Науки там преподавали не лучшим образом, зато за четыре года Державин выучился немецкому языку. 5)1754 год – умирает отец Державина. Семья оказывается на грани нищеты, все заботы о детях целиком ложатся на плечи Феклы Андреевны. Она принимает решение переехать в Казань. 6)1759 год – Гаврила Державин и его брат отданы в только что открывшуюся Казанскую гимназию. Будущий поэт в числе первых учеников, но особенно хорошо ему даются предметы, предполагающие творческую работу. 7)1762 год – Державин заканчивает гимназию и записывается в солдаты. Служит в Петербурге, прикреплен к гвардейскому Преображенскому полку. Полк участвует в дворцовом перевороте. 8)Период службы был не лучшим в жизни Державина. Из-за своего происхождения Гавриле Романовичу было сложно надеяться на стремительную карьеру. Он пристрастился к картам, начал проигрывать присылаемые матерью деньги. Когда играть было не на что, поэт, по его собственному выражению, «марал стихи». 9)1772 год – Державин произведен в прапорщики. 10)Державин просится с генералом в Казань. Его просьба удовлетворена. В Казани Гаврила Романович пишет речь – ответ казанского дворянства на рескрипт императрицы. Державин с секретными поручениями посещает Самару, Симбирск, Саратов… Заслуги поэта пропадают даром из-за его вспыльчивости; он предан суду. Кроме того, с него требуют чужой карточный долг – Державин имел неосторожность выступить поручителем у приятеля. Суд был, в конце концов, прекращен, но в отставку уйти пришлось. 11)в 1775 году Гавриле Романовичу удалось выиграть в карты 40000 рублей. Что касается наград, то только в начале 1777 года Державину было пожаловано 300 душ в Белоруссии и награда «по неспособности к военной службе». Поэт обижен. Тот же 1773 год – в журнале «Старина и Новизна» появляется первое произведение Державина (опубликовано без подписи) «Ироида, или Письма Вивлиды к Кавну». Это был переведенный с немецкого отрывок из «Метаморфоз» Овидия. 12)После отставки Державин получил должность в Сенате. Но служба продлилась недолго: Гаврила Романович снова борется с чиновниками за правду и проигрывает. («Нельзя там ему ужиться, где не любят правды».) 1776 год – Державин издает «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагое». 13) 1778 год – Державин женится на дочери камердинера Петра III Екатерине Яковлевне Бастидон, которой в ту пору было всего 16 лет. Брак с Екатериной – самое счастливое время в жизни Державина, молодая красавица стала музой поэта. 14) 1779 год – Державин отходит в своем творчестве от традиций Ломоносова и создает собственный стиль, признанный впоследствии эталоном философской лирики. Лучшим образцом подобной лирики считается ода «Бог» (1784). 1782 год – Державин пишет «Оду к Фелице», обращенную к императрице. Екатерина II растрогана до слез и награждает автора золотой табакеркой, усыпанной брильянтами и с пятьюстами червонцами внутри. 1784 год – После Сената Державин назначен Олонецким губернатором, но, едва приехав на место новой службы, ссорится с наместником края Тутолминым. 1785 – 1788 годы – Державина переводят в Тамбов, снова на губернаторскую должность. Здесь в точности повторилась олонецкая история. В столицу полетели жалобы на нового губернатора, и под влиянием Сената, вставшего на сторону наместника, императрица повелела удалить Державина из Тамбова. За неполных три года губернаторства Державину, несмотря ни на что, удавалось вести работу по улучшению положения в Тамбовском крае, в частности, бороться с бюрократией. За период своего губернаторства (1784 – 1788 гг.) Державин почти не писал. 15) 1790 год – написана ода «На взятие Измаила». 1790-е годы – Державин, помимо прочих, пишет лирические произведения «К лире» и «Похвала сельской жизни». 1791 – 1793 годы – Державин служит кабинет-секретарем у Екатерины II. Его задача – выявлять нарушения закона в сенатских документах, но Державин снова отстаивает справедливость и борется с «канцелярской крючкотворной дружиной». Императрица жаловалась, что неугомонный кабинет-секретарь «лезет со всяким вздором». В итоге Екатерина удаляет Державина со службы, наградив орденом Владимира II степени и присвоив чин тайного советника. Гаврила Романович снова назначен сенатором, но Сенат при императрице играл малую роль и отправка туда была равносильна императорской немилости. В 1792 году Державин пишет оду «На умеренность», в которой намеками описывает свою службу. 1793 год – умирает Екатерина Яковлевна, жена Державина. 1794 год – закончена ода «Водопад», начатая в год смерти Потемкина. В этом произведении Державин описывает дела князя, достойные жить в памяти потомков. Это происходит в то время, когда имя Потемкина втаптывается светом в грязь. 1795 год – Державин женится на Дарье Алексеевне Дьяковой. По его собственному признанию, второй брак был заключен не по любви, а «чтобы, оставшись вдовцом, не сделаться распутным». 1796 – 1801 годы – эпоха царствования Павла I. Сначала Гавриил Романович заслужил немилость, учинив новому императору на какой-то вопрос «непристойный ответ». Но поэту удалось быстро реабилитироваться, написав великолепную оду на восшествие Павла на престол. При Павле Державин стал кавалером Мальтийского ордена, занимал должности правителя канцелярии Сената и государственного казначея. 1802 – 1803 годы - император Александр I назначает поэта министром юстиции. Державин, как всегда, служит честно. Показателен случай в Калуге: Державин был отправлен туда проверять деятельность губернатора Лопухина, подозреваемого в многочисленных нарушениях и злоупотреблениях. «Дело», составленное Гавриилом Романовичем, занимало 200 страниц... 1803 год – шестидесятилетний Державин уходит в отставку. Начиная с этого года и до самой смерти он живет в основном в деревне Званке Новгородской губернии. В творчестве обращается к драме. Также работает над собранием собственных сочинений, приводя их в порядок и готовя к публикации. 1808 год – изданы четыре тома сочинений Г.Р. Державина. 1809 – 1810 годы – Державин пишет «Объяснения к стихотворениям». 1811 – 1813 годы – Державин составляет «Записки», посвященные его многолетней службе государству. В это же время пишет трактат «Рассуждение о лирической поэзии или об оде». 1811 год – Державин создает литературное общество «Беседа любителей русского слова», объединившее петербургских литераторов. 1815 год – на экзамене в Царскосельском лицее Державин «замечает» юного Александра Пушкина («Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил»). 8 (20) июля 1816 года – Гавриил Романович Державин умирает в Званках. Похоронен в Петербурге.

1)Гавриил Романович Державин родился 3 (14) июля 1743 года в деревне Кармачи Казанской губернии.

2)Отец, Роман Николаевич, был армейским офицером, в связи с чем семья постоянно переезжала из города в город.

3)Мать, Фекла Андреевна, происходила из семьи небогатых дворян.

4)В 1750 году, когда Державины жили в Оренбурге, Гаврила был отдан в немецкий пансион. Науки там преподавали не лучшим образом, зато за четыре года Державин выучился немецкому языку.
5)1754 год – умирает отец Державина. Семья оказывается на грани нищеты, все заботы о детях целиком ложатся на плечи Феклы Андреевны. Она принимает решение переехать в Казань.

6)1759 год – Гаврила Державин и его брат отданы в только что открывшуюся Казанскую гимназию. Будущий поэт в числе первых учеников, но особенно хорошо ему даются предметы, предполагающие творческую работу.

7)1762 год – Державин заканчивает гимназию и записывается в солдаты. Служит в Петербурге, прикреплен к гвардейскому Преображенскому полку. Полк участвует в дворцовом перевороте.

8)Период службы был не лучшим в жизни Державина. Из-за своего происхождения Гавриле Романовичу было сложно надеяться на стремительную карьеру. Он пристрастился к картам, начал проигрывать присылаемые матерью деньги. Когда играть было не на что, поэт, по его собственному выражению, «марал стихи».

9)1772 год – Державин произведен в прапорщики.

10)Державин просится с генералом в Казань. Его просьба удовлетворена. В Казани Гаврила Романович пишет речь – ответ казанского дворянства на рескрипт императрицы. Державин с секретными поручениями посещает Самару, Симбирск, Саратов… Заслуги поэта пропадают даром из-за его вспыльчивости; он предан суду. Кроме того, с него требуют чужой карточный долг – Державин имел неосторожность выступить поручителем у приятеля. Суд был, в конце концов, прекращен, но в отставку уйти пришлось.

11)в 1775 году Гавриле Романовичу удалось выиграть в карты 40000 рублей. Что касается наград, то только в начале 1777 года Державину было пожаловано 300 душ в Белоруссии и награда «по неспособности к военной службе». Поэт обижен.
Тот же 1773 год – в журнале «Старина и Новизна» появляется первое произведение Державина (опубликовано без подписи) «Ироида, или Письма Вивлиды к Кавну». Это был переведенный с немецкого отрывок из «Метаморфоз» Овидия.

12)После отставки Державин получил должность в Сенате. Но служба продлилась недолго: Гаврила Романович снова борется с чиновниками за правду и проигрывает. («Нельзя там ему ужиться, где не любят правды».)
1776 год – Державин издает «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагое».

13) 1778 год – Державин женится на дочери камердинера Петра III Екатерине Яковлевне Бастидон, которой в ту пору было всего 16 лет. Брак с Екатериной – самое счастливое время в жизни Державина, молодая красавица стала музой поэта.

14) 1779 год – Державин отходит в своем творчестве от традиций Ломоносова и создает собственный стиль, признанный впоследствии эталоном философской лирики. Лучшим образцом подобной лирики считается ода «Бог» (1784).
1782 год – Державин пишет «Оду к Фелице», обращенную к императрице. Екатерина II растрогана до слез и награждает автора золотой табакеркой, усыпанной брильянтами и с пятьюстами червонцами внутри.
1784 год – После Сената Державин назначен Олонецким губернатором, но, едва приехав на место новой службы, ссорится с наместником края Тутолминым.
1785 – 1788 годы – Державина переводят в Тамбов, снова на губернаторскую должность. Здесь в точности повторилась олонецкая история. В столицу полетели жалобы на нового губернатора, и под влиянием Сената, вставшего на сторону наместника, императрица повелела удалить Державина из Тамбова. За неполных три года губернаторства Державину, несмотря ни на что, удавалось вести работу по улучшению положения в Тамбовском крае, в частности, бороться с бюрократией. За период своего губернаторства (1784 – 1788 гг.) Державин почти не писал.

15) 1790 год – написана ода «На взятие Измаила».
1790-е годы – Державин, помимо прочих, пишет лирические произведения «К лире» и «Похвала сельской жизни».
1791 – 1793 годы – Державин служит кабинет-секретарем у Екатерины II. Его задача – выявлять нарушения закона в сенатских документах, но Державин снова отстаивает справедливость и борется с «канцелярской крючкотворной дружиной». Императрица жаловалась, что неугомонный кабинет-секретарь «лезет со всяким вздором». В итоге Екатерина удаляет Державина со службы, наградив орденом Владимира II степени и присвоив чин тайного советника. Гаврила Романович снова назначен сенатором, но Сенат при императрице играл малую роль и отправка туда была равносильна императорской немилости. В 1792 году Державин пишет оду «На умеренность», в которой намеками описывает свою службу.
1793 год – умирает Екатерина Яковлевна, жена Державина.
1794 год – закончена ода «Водопад», начатая в год смерти Потемкина. В этом произведении Державин описывает дела князя, достойные жить в памяти потомков. Это происходит в то время, когда имя Потемкина втаптывается светом в грязь.
1795 год – Державин женится на Дарье Алексеевне Дьяковой. По его собственному признанию, второй брак был заключен не по любви, а «чтобы, оставшись вдовцом, не сделаться распутным».
1796 – 1801 годы – эпоха царствования Павла I. Сначала Гавриил Романович заслужил немилость, учинив новому императору на какой-то вопрос «непристойный ответ». Но поэту удалось быстро реабилитироваться, написав великолепную оду на восшествие Павла на престол. При Павле Державин стал кавалером Мальтийского ордена, занимал должности правителя канцелярии Сената и государственного казначея.
1802 – 1803 годы - император Александр I назначает поэта министром юстиции. Державин, как всегда, служит честно. Показателен случай в Калуге: Державин был отправлен туда проверять деятельность губернатора Лопухина, подозреваемого в многочисленных нарушениях и злоупотреблениях. «Дело», составленное Гавриилом Романовичем, занимало 200 страниц...
1803 год – шестидесятилетний Державин уходит в отставку. Начиная с этого года и до самой смерти он живет в основном в деревне Званке Новгородской губернии. В творчестве обращается к драме. Также работает над собранием собственных сочинений, приводя их в порядок и готовя к публикации.
1808 год – изданы четыре тома сочинений Г.Р. Державина.
1809 – 1810 годы – Державин пишет «Объяснения к стихотворениям».
1811 – 1813 годы – Державин составляет «Записки», посвященные его многолетней службе государству. В это же время пишет трактат «Рассуждение о лирической поэзии или об оде».
1811 год – Державин создает литературное общество «Беседа любителей русского слова», объединившее петербургских литераторов.
1815 год – на экзамене в Царскосельском лицее Державин «замечает» юного Александра Пушкина («Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил»).
8 (20) июля 1816 года – Гавриил Романович Державин умирает в Званках. Похоронен в Петербурге.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» п. Тюльган

Методическая разработка урока литературы

«Г. Р. Державин. Жизнь и творчество»

Выполнила: учитель русского языка

Макаева Айжан Ишембаевна

Тюльган-2013

Тема: Г. Р. Державин. Жизнь и творчество;

Тип урока: урок изучения нового материала;

Цели: предметные: 1. вослед знакомству с творчеством М.В. Ломоносова продолжить развивать понятие классицизма на примере литературного наследия Г. Р. Державина;

2. познакомиться с Г.Р. Державиным как государственным деятелем;

3. определить тему и основную идею поэзии Державина;

4. заострить внимание на проблеме жизни и творчества;

метапредметные: показать связь русской литературы и истории (на примере истории первой половины XVIII века, эпохи правления Екатерины II )

воспитательные: проникнуть учащихся мыслью о величии и толерантности русской литературы;

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал)

Формы и приемы работы: индивидуальное сообщение, коллективная работа, работа в группах, дифференцированная работа.

Ход урока: 1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. В гостях учителя, поприветствуем их, выразим к ним свое уважение.

2. Определение темы урока, постановка целей.

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Я царь - я раб, я червь - я бог.

Человек, написавший эти мощные строки,- Гавриил Романович Державин. Несколько дней назад 15 сентября в Оренбургской области в его родовом поместье в Бузулукском районе в селе Державино широко отметили 270-летие со дня рождения поэта. Интересно, что он - ровесник Оренбурга, год рождения обоих-1743-й.

Вернемся к эпиграфу. Как вы понимаете данные строки: « Я царь - я раб, я червь - я бог»?

Что значат слова царь, бог? Где Державин ощущает себя царем, богом? (создавая произведения, в своем творчестве) Что значит слово раб? Можем ли мы сказать, что поэт повинуется слову? (выполняет свой долг поэта)

Исходя из этого, сформулируйте тему урока. Запишите тему и число в тетрадях.

2. Индивидуальное сообщение (предварительное домашнее задание) по биографии Г.Р. Державина.

1-ый ученик. Родился поэт в небогатой дворянской семье. Рано потерял отца, и матери приходилось очень трудно, чтобы вырастить и воспитать двух сыновей. В Оренбург он попал в 8 лет, когда отца перевели по службе. Где жили Державины неизвестно, но ясно что в центре нынешнего Оренбурга, городок тогда состоял из считанного количества домиков.

В 1759-1762 гг. поэт учился в Казанской гимназии. Он прекрасно знал немецкий язык, много читал, занимался рисованием. Писать стихи он начал еще в гимназии. Затем Гавриил отправляется покорять столицу, служил в Преображенском полку вместе с солдатами из крепостных. Участвовал в дворцовом перевороте Екатерины II , в подавлении Крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева на территории Оренбургской губернии.

Мы можем представить Державина возвышенным автором од или учителем А. С. Пушкина, который на картине И. Репина, приставив ухо, слушает молодого поэта на экзамене в Царскосельском лицее.

Учитель: Державин тогда сказал: «Я могу спокойно умереть, мое перо поднимет Пушкин».

2-й ученик. К 1770 годам впервые проявился державинский дар. Поэт переводит оды с немецкого языка, начинает писать оды собственного сочинения. С этого момента и до 1791 года основным жанром стала ода. Произведения, сделавшие Державина известным: «На смерть князя Мещерского», «К Фелице», «Бог», «Водопад» и многие другие.

Свое творчество Державин совмещает со службой.

После сочинения оды «К Фелице», обращенной к императрице, был награжден Екатериной II . Служил Олонецким и Тамбовским губернатором, кабинет- секретарем Екатерины II , министром юстиции. Нам он памятен и дорог как предшественник Пушкина, и, конечно, как человек, жизнь и судьба которого связана с Оренбуржьем. В селе Державино сохранился семейный памятник Державиных, храм, построенный его родителями, куда он возвращался не раз.

Физ. минутка для глаз.

3. Актуализация знаний.

Изучая биографию поэта, мы неразрывно связываем его с творчеством.

Изучать его мы будем, работая в группах.

Работа в группах .

1-я группа изучит стихотворение «Властителям и судиям».

2-я- «На смерть князя Мещерского».

3-я группа- «Признание».

Подготовка групп.

Вопросы.

1-я группа. «Властителям и судиям».

Кого имеет ввиду Державин, говоря «земные боги»?

Каков должен быть долг земных богов, властителей и судей?

Каков итог жизни каждого человека, в том числе и властей?

К кому обращается Державин в последней строфе?

Учитель. Итак, человек смертелен. Мысль об этом не давала покоя поэту с начала его творчества и до последних лет его жизни. Эта тема перекликается и с одой «На смерть князя Мещерского».

2-я группа. «На смерть князя Мещерского».

О чем нас заставляют задуматься первые две строфы стихотворения?

О чем сожалеет лирический герой?

Актуальна ли эта тема в наше время?

Учитель. Теперь перейдем к выступлению 3-й группы. В оде «Признание» ярко проявилась сатира. Какая? Посмотрим.

3-я группа. «Признание».

Как проявляется сатира в этом стихотворении? Кто становится объектом?

Какие черты характера Державина проявились перед нами в стихотворении? В чем признается поэт?

Какие слова могли бы стать девизом творчества Державина?

Коллективная работа.

Каждый человек должен после себя оставить потомкам память, сделать что-то, чтобы о нем все вспомнили.

- Какую память оставляет после себя Державин?

Свой «Памятник» Державин написал еще при жизни. Прочитаем его.

Определите тему стихотворения. Каким видится памятник поэту? Какую заслугу поэта будет помнить будущее поколение?

Итог урока. Рефлексия.

Каким вы увидели Державина для себя? Запишите начало фразы и закончите ее.

Творчество Державина мы должны знать, потому что…

Перед вами ступеньки лестницы (на доске)

На какую ступень вы бы себя поставили?

Домашнее задание (дифференцированное)

Кто поставил себя на высшую ступень, напишет сочинение «Мое отношение к творчеству Державина».

Кто на вторую, провеет лексический анализ од Державина(слова высокого стиля, тропы и фигуры речи).

Список литературы

    Белинский В.Г. Сочинения Державина // Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9 томах. Том 6. М., 1981. С.7-74.

    Булкин В.А., Овсянников О.В. По Неве и Волхову. Л., 1981. С. 91

3. Газета «Оренбуржье» // № 9.-2013.

Урок посвящен жизни и творчеству Г.Р.Державина и приурочен 270-летию поэта. На данном уроке рассматривались этапы жизни и творчества поэта, была показана связь с Оренбургским краем. Обучающиеся анализировали стихотворения, оды Державина. С этой целью была проведена работа в группах. Также учащиеся индивидуально подготовили сообщения о жизни и творчестве Гавриила Романовича. На уроке прослеживается связь литературы с историей, краеведением. Использованы такие формы работы: работа в группах, индивидуальная работа, дифференцированная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Г. Р. Державин. Жизнь и творчество;

Тип урока: урок изучения нового материала;

Цели: предметные: 1. вослед знакомству с творчеством М.В. Ломоносова продолжить развивать понятие классицизма на примере литературного наследия Г. Р. Державина;

2. познакомиться с Г.Р. Державиным как государственным деятелем;

3. определить тему и основную идею поэзии Державина;

4. заострить внимание на проблеме жизни и творчества;

метапредметные: показать связь русской литературы и истории (на примере истории первой половины XVIII века, эпохи правления Екатерины II)

воспитательные: проникнуть учащихся мыслью о величии и толерантности русской литературы;

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал)

Формы и приемы работы: индивидуальное сообщение, коллективная работа, работа в группах, дифференцированная работа.

Ход урока: 1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. В гостях учителя, поприветствуем их, выразим к ним свое уважение.

2. Определение темы урока, постановка целей.

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Я царь - я раб, я червь - я бог.

Человек, написавший эти мощные строки,- Гавриил Романович Державин. Несколько дней назад 15 сентября в Оренбургской области в его родовом поместье в Бузулукском районе в селе Державино широко отметили 270-летие со дня рождения поэта. Интересно, что он - ровесник Оренбурга, год рождения обоих-1743-й.

Вернемся к эпиграфу. Как вы понимаете данные строки: « Я царь - я раб, я червь - я бог»?

Что значат слова царь, бог? Где Державин ощущает себя царем, богом? (создавая произведения, в своем творчестве) Что значит слово раб? Можем ли мы сказать, что поэт повинуется слову? (выполняет свой долг поэта)

Исходя из этого, сформулируйте тему урока. Запишите тему и число в тетрадях.

2. Индивидуальное сообщение (предварительное домашнее задание) по биографии Г.Р. Державина.

1-ый ученик. Родился поэт в небогатой дворянской семье. Рано потерял отца, и матери приходилось очень трудно, чтобы вырастить и воспитать двух сыновей. В Оренбург он попал в 8 лет, когда отца перевели по службе. Где жили Державины неизвестно, но ясно что в центре нынешнего Оренбурга, городок тогда состоял из считанного количества домиков.

В 1759-1762 гг. поэт учился в Казанской гимназии. Он прекрасно знал немецкий язык, много читал, занимался рисованием. Писать стихи он начал еще в гимназии. Затем Гавриил отправляется покорять столицу, служил в Преображенском полку вместе с солдатами из крепостных. Участвовал в дворцовом перевороте Екатерины II, в подавлении Крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева на территории Оренбургской губернии.

Мы можем представить Державина возвышенным автором од или учителем А. С. Пушкина, который на картине И. Репина, приставив ухо, слушает молодого поэта на экзамене в Царскосельском лицее.

Учитель: Державин тогда сказал: «Я могу спокойно умереть, мое перо поднимет Пушкин».

2-й ученик. К 1770 годам впервые проявился державинский дар. Поэт переводит оды с немецкого языка, начинает писать оды собственного сочинения. С этого момента и до 1791 года основным жанром стала ода. Произведения, сделавшие Державина известным: «На смерть князя Мещерского», «К Фелице», «Бог», «Водопад» и многие другие.

Свое творчество Державин совмещает со службой.

После сочинения оды «К Фелице», обращенной к императрице, был награжден Екатериной II. Служил Олонецким и Тамбовским губернатором, кабинет- секретарем Екатерины II, министром юстиции. Нам он памятен и дорог как предшественник Пушкина, и, конечно, как человек, жизнь и судьба которого связана с Оренбуржьем. В селе Державино сохранился семейный памятник Державиных, храм, построенный его родителями, куда он возвращался не раз.

Физ. минутка для глаз.

3. Актуализация знаний.

Изучая биографию поэта, мы неразрывно связываем его с творчеством.

Изучать его мы будем, работая в группах.

Работа в группах .

1-я группа изучит стихотворение «Властителям и судиям».

2-я- «На смерть князя Мещерского».

3-я группа- «Признание».

Подготовка групп.

Вопросы.

1-я группа. «Властителям и судиям».

Кого имеет ввиду Державин, говоря «земные боги»?

Каков должен быть долг земных богов, властителей и судей?

Каков итог жизни каждого человека, в том числе и властей?

К кому обращается Державин в последней строфе?

Учитель. Итак, человек смертелен. Мысль об этом не давала покоя поэту с начала его творчества и до последних лет его жизни. Эта тема перекликается и с одой «На смерть князя Мещерского».

2-я группа. «На смерть князя Мещерского».

О чем нас заставляют задуматься первые две строфы стихотворения?

О чем сожалеет лирический герой?

Актуальна ли эта тема в наше время?

Учитель. Теперь перейдем к выступлению 3-й группы. В оде «Признание» ярко проявилась сатира. Какая? Посмотрим.

3-я группа. «Признание».

Как проявляется сатира в этом стихотворении? Кто становится объектом?

Какие черты характера Державина проявились перед нами в стихотворении? В чем признается поэт?

Какие слова могли бы стать девизом творчества Державина?

Коллективная работа.

Каждый человек должен после себя оставить потомкам память, сделать что-то, чтобы о нем все вспомнили.

Какую память оставляет после себя Державин?

Свой «Памятник» Державин написал еще при жизни. Прочитаем его.

Определите тему стихотворения. Каким видится памятник поэту? Какую заслугу поэта будет помнить будущее поколение?

Итог урока. Рефлексия.

Каким вы увидели Державина для себя? Запишите начало фразы и закончите ее.

Творчество Державина мы должны знать, потому что…

Перед вами ступеньки лестницы (на доске)

На какую ступень вы бы себя поставили?

Домашнее задание (дифференцированное)

Кто поставил себя на высшую ступень, напишет сочинение «Мое отношение к творчеству Державина».

Кто на вторую, провеет лексический анализ од Державина(слова высокого стиля, тропы и фигуры речи).

Список литературы

  1. Белинский В.Г. Сочинения Державина // Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9 томах. Том 6. М., 1981. С.7-74.
  2. Булкин В.А., Овсянников О.В. По Неве и Волхову. Л., 1981. С. 91

3. Газета «Оренбуржье» // № 9.-2013.